Теория приватизации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,63 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория приватизации














КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

На тему «Теория приватизации»

Содержание

Введение

Глава I. Теория приватизации

.1Задачи приватизации

.2 Основные концепции приватизации

.3 Формы приватизации

Глава II. Этапы приватизации в России и опыт Зарубежных стран

.1 Опыт приватизации в Зарубежных странах

.2 Этапы приватизации в РФ.

Глава III. Приватизация в РФ и ее последствия .

.1 Специфика российской приватизации.

.2 Социально-экономические последствия приватизации.

.3 Перспективы приватизации в РФ.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

собственность приватизация специфика

Центральным теоретическим и практическим вопросом экономических реформ, период которых переживала и переживает наша страна, является вопрос о преобразовании отношений собственности. Конечно, данная проблема не нова, о ее существовании свидетельствует история человеческой цивилизации (родовая и соседская общины). Она не потеряла актуальность и в наше время, в период краха советской модели и развития демократических идей.

Противоречия отношений собственности носят объективный характер и вытекают из противоречий между общественным характером производства и формой присвоения его условий и результатов. Их разрешение заключается в создании предпосылок и условий для многосубъектности отношений собственности и многоуровневости процесса присвоения, ликвидации монополии государственной собственности, создании собственника, заинтересованного в эффективности собственности, повышении ее качественных и количественных показателей. Процесс, сопровождающийся изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную» называется приватизация, о ней мы и поговорим в данной работе.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов.

В связи с этим основная цель данной работы - изучить сущность, формы и особенности приватизации на примере приватизации России и зарубежных стран. Для этого необходимо решить следующие задачи:

·определить экономическое содержание процесса приватизации;

·провести сравнительный анализ моделей, форм и этапов осуществления приватизации;

·изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации на примере России и Зарубежных стран;

·проанализировать итоги приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход приватизационного процесса в России;

·рассмотреть перспективы приватизации в России.

При написании работы использовался материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы, а также законодательные и правительственные документы.

Глава I. Теория приватизации

1.1 Задачи приватизации

В 1970-е в развитых странах Запада начался переход от кейнсианских методов государственного регулирования к неоклассическим. Это предполагало значительное сокращение размеров государственного сектора, переход от прямых к косвенным методам централизованного регулирования экономики. Когда в начале 1990-х разрушилась социалистическая система, то в постсоциалистических странах приватизация тоже призвано была стать главным звеном реформ.

При приватизации преследуют три основные цели:

идеологическую - добиваться того, чтобы предпринимательство было основным саморазвивающимся институтом демократического общества;

экономическую - повысить эффективность работы страдающих от бюрократизма госпредприятий, а также оздоровить госбюджет путем ликвидации субсидий госпредприятиям и получения доходов от их распродажи;

социальную - снизить отчуждение трудящихся от средств производства, вовлекая их в число собственников.

Однако между приватизацией в странах с рыночным хозяйством и приватизацией в странах, где ранее была командная экономика, есть принципиальные различия.

Разгосударствление (детализация от французского etate - государство) в высокоразвитых странах Запада - это переход от одной модели смешанной экономики к другой ее модели. Государственный сектор в этих странах мог не играть доминирующей роли, а функционировать на фоне рыночного механизма (табл. 1). Поэтому здесь приватизация предприятий могла осуществляться относительно безболезненно, как правило, без острых социальных конфликтов (исключением была, например, Франция).

Таблица 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СТРАНАХ СМЕШАННОЙ И КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИКИ В 1980-еСтраны смешанной экономикиДоля в добавленной стоимости, %Страны командной экономикиДоля в добавленной стоимости, %Франция17СССР96Италия14Югославия87Великобритания11Польша82ФРГ11Китай74США1Венгрия65Источник: Савас Э.С. Приватизация - ключ к рынку. М., 1992

В социалистических странах господствовала монополия государства на управление производством. Поэтому для постсоциалистических стран разгосударствление - это качественное сокращение сферы и объема государственного вмешательства в экономику, форма перехода от командной экономики к регулируемому рыночному хозяйству. Ввиду отсутствия опыта перехода от командной экономики к рынку и стремительности его проведения, а также из-за вмешательства в него криминальных кругов, разгосударствление экономики в России оказалось несравненно более сложным процессом, чем разгосударствление на Западе. Если в развитых странах денационализированные предприятия легко и быстро «растворялись» в рыночной конкурентной среде, то в странах социалистического лагеря этой среды практически не было, она была не предпосылкой разгосударствления, а скорее ее желаемым результатом.

.2 Основные концепции приватизации

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.

Второй подход - «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации - двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

1.3 Формы приватизации

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника, наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации - это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

. Социальная (обеспечение социального мира).

. Перераспределение экономических основ власти.

Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму; приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий; изменения структуры собственности должны носить постепенный характер; обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев; приватизация должна проводиться с учетом национальной безопасности; каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

·продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;

·при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;

·при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;

·в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.gement-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава. Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере. Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов.

. Предпродажный анализ и оценка предприятия:

·стратегический анализ и оценка предприятия;

·определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;

·определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;

·анализ потенциальных покупателей и определение методов продажи;

·определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур;

·образование комиссии по оценке поступающих предложений.

. Подготовка предприятия к продаже:

·реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;

·разукрупнение;

·осуществление кадровых перестановок.

. Маркетинг:

·организация рекламы, выпуск информационных брошюр и так далее, призванных пробудить интерес потенциальных покупателей;

·проведение национальных или международных тендеров.

. Оценка предложений:

·рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера;

·проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами.

. Заключение договора:

·разработка текста стандартных договоров.

Таким образом, приватизация представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации - двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий. Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

Глава II. Этапы приватизации в России и Зарубежных странах

.1 Опыт приватизации в зарубежных странах

Пионером приватизации в виде крупномасштабной экономической реформы в национальных масштабах стало в 1979-1987 консервативное правительство Великобритании М.Тэтчер <#"justify">2.2 Этапы приватизации в РФ

Концепция проведения приватизации государственной собственности в Российской Федерации предусматривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации - с июня 1992 года по 1 июля 1994 год, этап денежной приватизации - с 1 июля 1994 года по настоящее время.

Основными целями чекового этапа приватизации были массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов; формирование слоя частных собственников и содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики; обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий; создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим, содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации; создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства и расширение инвестиционной базы российских предприятий, и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялось в следующих условиях: а) избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам; б) Россия не располагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качественного решения задач приватизации государственной собственности; в) в стране практически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения; г) в РФ насчитывалось более 240 тысяч государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление; д) иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации в России.

Перечисленные условия определили следующие характерные черты российской модели приватизации:

) массовый характер приватизации обеспечивался за счет применения жестких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации;

) форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации;

) отсутствие необходимых финансовых средств должно было быть компенсировано отчасти путем бесплатной раздачи государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном - путем продажи по минимальным ценам.

Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.

Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы приватизации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год. Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Население России получило 146,064 миллионов приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возможности: использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходе такой подписки было принято почти 26 миллионов чеков), участвовать в чековом аукционе, купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 миллионов приватизационных чеков) и продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).

Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 миллиард рублей были проданы акции общим номиналом 285 миллиард рублей, то есть около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.

Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 года была передана в частные руки (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 года было создано 20 тысяч акционерных обществ. К концу ноября 1994 года было приватизировано 110 тысяч предприятий.

Предполагавшийся при разработке модели чековой приватизации вариант дальнейшего развития ситуации по перераспределению собственности, при котором после быстрого ее разгосударствления начнется не менее быстрый процесс перехода прав собственности в руки эффективных собственников, в период с 1992 по 1994 года фактически не наблюдался. Концентрация капитала в интересах «стратегического частного собственника» не происходила. Даже тогда, когда такая концентрация имела место, она, как правило, осуществлялась на базе спекулятивного, а не производственного капитала.

Поскольку в ходе первого этапа приватизации не были решены задачи передачи предприятий в руки эффективных собственников, чековая приватизация не обеспечила заметного повышения эффективности производства.

В условиях высокой инфляции, характерных для периода проведения чековой приватизации, когда инвестирование в реальное производство сопровождалось высокими рисками, процесс приватизации оказался в какой-то степени изолированным от других элементов экономической политики (от структурных реформ и макроэкономической стабилизации). Это стало дополнительным фактором отсутствия масштабного повышения эффективности реального сектора российской экономики в рассматриваемый период.

На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, что провозглашалось в качестве одной из основных целей этого этапа. В частности, к концу 1993 года иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 миллиардов долларов, а за первую половину 1994 года возросли лишь на 278 миллионов долларов.

Такой малый объем участия помимо общих причин, препятствующих притоку иностранных инвестиций в российскую экономику (отсутствие политической стабильности, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень налогов), объясняется просчетами в самой организации проведения приватизации. К их числу можно отнести: трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел на предприятии; законодательная неопределенность положения иностранного инвестора в ходе приватизации, вынуждавшая большинство иностранных инвесторов действовать через посредников, что затрудняло их прямое участие в процессе приватизации.

Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 года - переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.

Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:

)сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;

) обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;

) способствовать решению фискальных задач, то есть пополнению доходной части госбюджета.

Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций - не менее 15-25% уставного капитала предприятия.

К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизированных предприятий и недвижимость.

Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации: безвозмездную передачу акций работникам; продажу акций работникам по закрытой подписке; продажу акций по инвестиционному конкурсу; продажу акций по коммерческому конкурсу; продажу акций на аукционе, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая биржи; продажу акций на специализированном аукционе; продажу предприятий на аукционах; продажу предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным числом участников; продажу предприятий по инвестиционному конкурсу; выкуп арендованного имущества; продажу предприятий товариществам по особым льготам; продажу имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий; продажу объектов незавершенного строительства (особые процедуры); продажу предприятий-должников (особые процедуры).

Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа. В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего это обострение противоречий между покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не сумевшая приспособиться к новым условиям хозяйствования (более жесткие бюджетные ограничения), по-прежнему характеризуется склонностью к государственному патернализму и вообще менталитетом советского хозяйственника. Максимизация прибыли занимает в его приоритетах подчиненное место, а на передний план, как и раньше, выдвигается задача наращивания объемов производства. А новые собственники не обладают такими финансовыми возможностями, чтобы удовлетворить инвестиционные запросы приватизированных предприятий, да и не желают этого, опасаясь разворовывания инвестируемых средств директоратом предприятия, прокручивания денег на счетах дружественных компаний, расходования валюты в целях личного потребления, и тому подобное. По данным ВЦИ-ОМ, 74% новых инвесторов отказываются финансировать свой объект собственности, пока у руководства остается старый менеджмент.

Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме. При этом не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников, структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий, а привлеченных в процессе приватизации инвестиций сказалось явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий, так же в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий отечественном и мировом рынках.

Результаты ваучерного этапа оказались более скромными, чем ожидалось. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ (40 млн. акционеров), причем не менее 10% их акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 г. количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995 г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.

Глава III. Приватизация в РФ и ее последствия

3.1 Специфика российской приватизации

Специфический характер российской приватизации 1990-х годов (высокая степень криминализации, подразумевавшая, конечно же, и высокую степень коррумпированности государственных органов, занимавшихся организацией и проведением приватизационных процедур) непосредственно связан с нелегитимностью прав на приобретенные в ходе ее проведения крупные хозяйственные активы. Кроме того, многочисленные случаи приватизации не по закону, а «по указу» (даже когда это в принципе допускалось законодательством при достаточно широком его толковании) уже сами по себе, независимо от наличия или отсутствия в них элементов коррупции, также снижают уровень легитимности прав собственности. Хаотичность приватизации, отсутствие простых и четких правил, соблюдаемых всеми участниками процесса (что является обязательным элементом при оценке его результатов как справедливых и честных), запутанность и нестабильность процедур - все это, безусловно, породило в общественном сознании восприятие приватизации как несправедливой и, следовательно, подлежащей возможному пересмотру. Помимо процедурных вопросов, немалое значение имел и вопрос о размерах компенсации, которую государство в качестве собственника приватизируемых активов получало за отказ от своих прав на соответствующие активы.

Понятно, что взвешенно и добросовестно оценить, насколько справедлив конкретный размер компенсации по тем или иным объектам, чрезвычайно сложно. По мнению некоторых экономистов, в силу ряда факторов и специфики экономических и политических реалий начала 1990-х годов практически определить величину «справедливой» цены было невозможно, а диапазон экономически оправданных оценок приватизируемых объектов был чрезвычайно широк. Соответственно, с этой точки зрения говорить о том, что приватизация проводилась по многократно заниженным, «бросовым» ценам, нет серьезных оснований.

3.2 Социально-экономические последствия приватизации

Кардинальные изменения в политической, общественной и экономических сферах, произошедшие в начале девяностых годов прошлого века, обусловили необходимость столь же существенных преобразований и в отношениях собственности. Необходимость передачи части государственных активов в частную собственность для более эффективного управления была очевидной и не подвергается сомнению. Однако то, как это было сделано, вряд ли можно назвать экономически и социально продуманными и взвешенными действиями.

Поспешность, недостаточность, а порой и противоречивость правовой базы, неразборчивость в выборе объектов, предлагаемых к приватизации, привели к тому, что основная цель приватизации, заключающаяся в поиске эффективного собственника, была фактически перечеркнута реализованным на практике принципом «продать неважно кому, но как можно больше и как можно быстрее», а там рынок все сам урегулирует и устроит самым наилучшим образом.

Старая экономическая система, включавшая целый комплекс межотраслевых балансировок и связей, была в одночасье разрушена. Стоит ли удивляться, что результатом приватизации, начавшейся и проведенной без четкого понимания, что следует перевести в частный сектор, а что оставить в государственном, стала не динамично развивающаяся, а мало устойчивая экономика, практически полностью зависящая от мировых цен на сыр

До настоящего времени в обществе нет единого мнения, было ли это результатом недостаточной квалификации и опыта у организаторов приватизации, и была ли в действительности столь острой необходимость такой стремительной распродажи государственного имущества либо здесь присутствовали и иные мотивы, отнюдь не государственного характера.

Но даже те компании реального сектора, где новые собственники были заинтересованы в развитии своего бизнеса и пользовались услугами высококвалифицированных управленцев, в большинстве случаев так и не смогли в полной мере реализовать свой потенциал и обеспечить динамичное развитие возглавляемых ими предприятий. Основными причинами такой ситуации стали диспропорциональная зависимость от ценового диктата естественных монополий, поставщиков сырья и энергии, система налогообложения, мало ориентированная на рост реального сектора, а также неспособность государства обеспечить защиту добросовестных предпринимателей от криминала и коррупции.

Естественные монополии, формально остающиеся под управлением государства стали фактически малоуправляемы государством. Как иначе объяснить регулярное, а в некоторых случаях и самовольное, повышение тарифов на их услуги, если основным аргументом очередного повышения преподносится нехватка средств на обновление основных фондов при том, что государство даже не пытается через назначенных им же управленцев прекратить практику расходов естественных монополистов на цели, экономическая обоснованность которых, как минимум, неочевидна.

Природные ресурсы, также формально находящиеся в собственности государства, фактически оказались в руках добывающих компаний и приносят участникам этого сектора экономики колоссальные прибыли, на фоне которых подавляющее большинство иных сфер деятельности в реальном секторе объективно не могут конкурировать по привлекательности для инвесторов. И именно поэтому, вопрос о полноте изъятия природной ренты, впрочем, как и не обсуждаемой пока монопольной ренты, следует рассматривать не только, а возможно, и не столько, с позиции пополнения бюджета, сколько с позиции выравнивания фактической рентабельности во всех отраслях экономики и снижения налогового бремени в реальном секторе.

Таким образом, можно говорить о наличии еще и скрытой (теневой) приватизации как отдельных имущественно-хозяйственных комплексов, так и целых секторов российской экономики, формально находящихся в управлении государства.

Приватизация, проведенная в России с многочисленными нарушениями законодательства, крайне негативно повлияла и на инвестиционную привлекательность отечественной экономики. Любая неопределенность, а тем более в отношение прав собственности, воспринимается бизнесом, кроме спекулятивного, негативно. Не являются исключением и владельцы российских приватизированных предприятий. Во многом поэтому на протяжении уже многих лет вместо инвестиционного всплеска мы наблюдаем вывоз капитала, созданного в России, за рубеж. Пока владельцы приватизированных предприятий несут риски оспаривания принадлежащих им прав собственности, также сложно ожидать и значительных иностранных инвестиции. Сейчас, даже создание полностью принадлежащих иностранному владельцу предприятий в России, сопряжено с повышенными рисками российских контрагентов, возникших в результате приватизации. Снятие пост приватизационной неопределенности должно существенно повысить как внутреннюю, так её внешнюю инвестиционную привлекательность России.

Немаловажным результатом приватизации «по-российски» явился и ощутимый раскол общества на тех, кто в одночасье приобрел колоссальную собственность, и тех, кто остался с ваучером. Поспешность и сумбурность, с которыми проводилась приватизация, не предполагали ни выяснения легитимности происхождения средств потенциальных покупателей, ни реального обеспечения прав тех, кто эту собственность создавал.

Возможно, если бы последние десять лет сопровождались заметным повышением уровня жизни большинства россиян, вопрос о необходимости пересмотра итогов приватизации не носил бы столь острый социальный характер и со временем вообще утратил бы актуальность. Однако стабильный рост благосостояния граждан нельзя обеспечить вне растущей экономики. В свою очередь важнейшими условиями для динамичного развития экономики являются взаимосогласованные сбалансированные отраслевая структура и ресурсная обеспеченность, в сочетании с мотивированной на рост системой экономических и функциональных связей. К сожалению, как показывает современная реальность, экономика, полученная Россией в результате приватизации, к таковым не относится.

Для эффективного функционирования рыночной экономики непременным условиям является наличие честной конкуренции, которая предполагает равенство всех участников рынка перед законом и неотвратимость наступления невыгодных последствий для любого нарушителя законодательно установленных норм ведения бизнеса. С этой точки зрения, периодически предлагаемая амнистия субъектов, участвовавших в приватизационных сделках с нарушением законодательства, поставит их в неравные (льготные) условия по сравнению с иными участниками рынка. При этом будут не только попраны сами принципы равенства возможностей в рыночной экономике, но, что еще серьезнее, будет создан прецедент, позволяющий любому предпринимателю рассчитывать на возможность ухода от ответственности за нарушение законодательства в будущем.

С другой стороны, жесткость штрафных санкции за правонарушения, допущенные в сфере приватизации, несомненно, будет самым непосредственным образом влиять на объемы и темпы оттока за рубеж капиталов, легитимность возникновения которых неочевидна. Учитывая неготовность России на современном этапе эффективно бороться с этим явлением, как на собственной территории, так и на территории иностранных государств, подобное бегство капитала обернется прямыми потерями для отечественной экономики. Таким образом, вопрос о санкциях за ранее допущенные в ходе приватизации нарушения должен решаться на компромиссной основе.

Учитывая целый ряд негативных социальных и экономических тенденций, возникших вследствие проведения приватизации с явными организационными и правовыми недочетами, можно сделать вывод о невозможности признания текущих итогов приватизации в России удовлетворительными. Представляется, что сейчас следует говорить не об итогах приватизации, а об окончании первого этапа приватизации («первичной приватизации»), характерного для переходного периода от тотальной государственной экономики к экономике смешанного типа. Очевидно, что структура собственности, сложившаяся в России в результате проведенной приватизации, пока далека от оптимальной и нуждается в дальнейших преобразованиях.

Особо следует подчеркнуть, что необходима не отмена результатов приватизации, а продолжение начатого процесса, но с иными акцентами и приоритетами. Во-первых, простая отмена приватизации вернула бы экономику к состоянию госмонополии на средства производства, что нерационально. Во-вторых, не следует забывать о предпринимателях, которые смогли даже в крайне неблагоприятных условиях ее только сохранить, но и развить свой бизнес, действуя в рамках законодательства. Любая деприватизация имущества таких собственников окажет крайне негативное влияние на предпринимательскую активность в России на долгие годы. Напротив, их предпринимательский талант следует поддерживать и поощрять. Именно эти предприниматели должны стать будущим «локомотивом» отечественной экономики (ставка должна быть на грамотных, инициативных и законопослушных предпринимателей и управленцев во всех секторах экономики, а не на отдельную отрасль, пусть даже и очень перспективную).

В случае российского варианта приватизации никто не просчитывал возможные негативные или позитивные социально- экономические последствия этого процесса. В итоге общество сотрясали и сотрясают негативные социальные последствия проведенной демонополизации государственной (общенародной) собственности. Приватизация в России 90-х годов прошла несколько этапов, каждый из которых имел свои последствия для трансформации социальной структуры. Цель ваучерного этапа состояла в форсированном создании нового класса - класса крупных собственников как социальной опоры нового режима и социальной базы формирования "рыночной" экономики монетаристской модели; замене института государственной собственности экономическим плюрализмом. Однако в итоге рядовые граждане в собственников не превратились (стоимость ваучера была изначально запредельно низкой). Трудовые коллективы приватизированных предприятий не стали истинными собственниками предприятий, так как не получили необходимых средств для технического перевооружения производства, создания новых рабочих мест, зато до 50% российских промышленных предприятий на собственном опыте познали банкротство и прекратили свое существование. Термин "приватизация" стал народным определением сути приватизационного процесса первого этапа. Второй этап - аукционный, денежный - с 1994 г. - не завершен и по сей день. Приватизация таких крупных предприятий, как "Связьинвест", "Норильский никель" и другие привела к возникновению в российском обществе шумных публичных скандалов в связи с криминальным, социально несправедливым перераспределением государственной собственности.

3.3 Перспективы приватизации в РФ

Российская Федерация по состоянию на 1 января 2010 г. является собственником имущества 3517 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 2950 акционерных обществ.

В 2011 - 2013 годах предлагается осуществить приватизацию федеральных государственных унитарных предприятий машиностроения, агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства, строительного комплекса и др.. К продаже будут предложены пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2010 год, за исключением акционерных обществ, включенных в перечень стратегических акционерных обществ.

Крупными объектами приватизации в 2011 - 2013 годах являются пакеты акций открытых акционерных обществ "Апатит", "Издательство "Просвещение", "Авиакомпания "Сибирь", "Архангельский траловый флот", "Ульяновский автомобильный завод", "Мурманский морской рыбный порт", "Восточный порт", "Алмазный Мир".

Кроме того, на основании отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации будут приватизированы пакеты акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики.

Так, в 2011 - 2013 годах планируется осуществить приватизацию находящихся в федеральной собственности акций (части акций) таких крупнейших открытых акционерных обществ, как "Нефтяная компания "Роснефть" (25 процентов минус 1 акция), "Русгидро" (7,97 процента минус 1 акция), "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (4,11 процента минус 1 акция), "Современный коммерческий флот" (50 процентов минус 1 акция), "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" (7,58 процента минус 1 акция), "Банк ВТБ" (35,5 процента минус 1 акция), "Объединенная зерновая компания" (100 процентов - до 2012 года), "Росагролизинг" (50 процентов минус 1 акция - не ранее 2013 года), "Российские железные дороги" (25 процентов минус 1 акция - не ранее 2013 года).

В отношении отдельных акционерных обществ сокращение степени участия Российской Федерации в их уставных капиталах может быть осуществлено до 2015 года ("Русгидро", "Современный коммерческий флот", "Российский Сельскохозяйственный банк" (до 75 процентов)).

Конкретные сроки и способы приватизации этих компаний будут определяться с учетом конъюнктуры рынка, координации продаж с процессами приватизации акций компаний соответствующих отраслей, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов.

Заключение

С одной стороны, в результате целенаправленной и относительно быстро проведенной ваучерной приватизации в России началось формирование некоторых институциональных основ рыночной экономики и наметились первые признаки изменения социальной структуры на базе укрепления негосударственного сектора: сформировался корпоративный сектор экономики, а также биржевой и внебиржевой рынки корпоративных ценных бумаг, возникла система инвестиционных институтов и, наконец, появился новый социальный слой - частные собственники, акционеры, пайщики.

Главный недостаток модели приватизации на первом этапе реформ в России состоит в том, что переход госсобственности в частные руки зачастую не был непосредственно связан с улучшением экономического состояния предприятий. Не оправдались надежды, что автоматически будет решена проблема эффективности хозяйствующих субъектов и экономики в целом.

После принятия в 1997 г. нового закона о приватизации продажа госсобственности имеет преимущественно фискальный характер и направлена на выполнение плана по наполнению госбюджета. При этом по существу, игнорируется необходимость инвестирования средств от приватизации в производство, что не позволяет использовать ее в качестве инструмента экономического роста. Приватизация теряет статус социально ориентированной программы. Широкие слои населения участия в ней не принимают, что укрепляет позиции частного и номенклатурного капитала и вытесняет большую часть граждан в сферу наемного труда. Перспектива создания среднего класса отодвигается на неопределенный срок. Используемые методы приватизации и действующая нормативно-законодательная база не ориентируют на подъем реального сектора экономики.

Сегодня нужна приватизация не фискальная, а инвестиционно-реструктуризационная, с целью оздоровления предприятий, оживления и подъема производства. Это предполагает, что государство устанавливает рыночные правила игры и выступает продавцом госимущества, внесет существенные коррективы в действующую модель. В числе наиболее радикльных мер могли бы быть:

. Введение механизма продажи госимущества с длительной рассрочкой платежей. Правительство, с одной стороны, отказывается от требований немедленных всеобъемлющих платежей и должно искать иные средства сокращения бюджетного дефицита. С другой стороны, в порядке компенсации правительство прекращает выдачу всех видов субсидий предприятиям, участвующим в выкупе в рассрочку;

. Инвестирование приватизируемых предприятий, предпродажная подготовка и постприватизационная поддержка за счет средств от продажи госпредприятий и госпакетов акций на возвратной основе;

. Внедрение механизма капитализации и конвертации кредиторской задолженности предприятий перед государством;

. Участие в процессах приватизации и реструктуризации производства и согласование интересов государства, крупного частного капитала и основной массы населения.

Последние должны иметь преференции, включая льготы и рассрочки на приобретение государственного имущества и госакций. Вовлекая владельцев крупного частного капитала и населения в процессы приватизации и реструктуризации, правительство получает доступ к финансовым ресурсам, сосредоточенным в их руках, включая денежные средства, выведенные из реального оборота. Перечисленные и иные меры подобного рода должны вводиться одновременно и оказывать комплексное воздействие на процессы приватизации и реструктуризации.

Список использованной литературы

1. Андрефф В. Российская приватизация: подход и последствия // Вопросы экономики.- 2004.- №6.- С.57-78.

. Бережной А. Этапы приватизации государственного и муниципального имущества // Право и политика.- 2007.- №8.- С.106-113.

. Бирюков Б.М. Приватизация и деприватизация жилья. / Б.М.Бирюков.- М.: Ось- 89, 2004.- 207с.

. Богатырев М. Приватизация как гражданско-правовой институт // Право и экономика.- 2006.- №10.- С.22-28.

. Бойцов Г.В. Приватизация, деприватизация жилья. / Г.В.Бойцов.- М.:ГроссМедиа, 2005.- 141с.

. Камышанский В. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом // Закон.- 2005.- №11.- С.70-76.

. Савас Э.С. Приватизация - ключ к рынку. М., 1992

. Чичелев М. Приватизация - не распродажа уцененных товаров, а поиск эффективного собственника // Финансовый бизнес.- 2004.- №4.- С.48-55.

. Виноградов В.А., Веселовский С.Я. Приватизация в глобальном контексте. Опыт критического исследования. М. .: ИНИОН РАН,, 1998

. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2010 N 2102-р (ред. от 29.12.2010)

. Соколин В.Л. Россия в цифрах. 2009: Краткий статистический сборник / Росстат - М.: 2009.

Похожие работы на - Теория приватизации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!