Антиинфляционная политика и социально-экономические последствия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    187,69 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Антиинфляционная политика и социально-экономические последствия











КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика

Введение

Тема инфляции является наиболее актуальной и волнующей в настоящее время, особенно в связи с надвигающимся финансовым кризисом, содрогающим общественность. Инфляцией называют устойчивый рост цен, из-за которого, в конечном счете, обесцениваются деньги, доходы и сбережения населения. Даже самая слабая инфляция таит в себе огромные опасности для развития современной денежной экономики. Неслучайно в экономической политике всех стран (в том числе и самых развитых) антиинфляционные меры - прежде всего, денежно-кредитные, направленные на ограничение роста денежного предложения, - имеют первостепенное значение. Известный английский экономист Дж.М. Кейнс ещё в 20-х годах прошлого века (в основном под влиянием колоссальной послевоенной инфляции в Германии, побеждённой в Первой мировой войне) писал: «Не существует более хитрого, а вместе с тем и более верного способа свергнуть существующий общественный строй, чем обесценение денег». [13, с. 14]

С проблемой инфляции сталкиваются все страны (в том числе и высокоразвитые) на протяжении своего существования. Все, кто занимается исследованием инфляции, единодушно сходятся в том, что это - «наиболее сложное явление среди всех механизмов мира экономики».

Цель данной работы:

1.       выявить сущность самого процесса инфляции: установить причины и факторы, вызывающие инфляцию, и, таким образом, найти ее сильные и слабые стороны для того, чтобы знать, как и с чем бороться.

2.  изучить основные формы инфляции и основные показатели ее измерения во всем их многообразии.

3.       рассмотреть социально-экономические последствия инфляционных процессов. Здесь основное внимание необходимо уделить процессу воздействия инфляции непосредственно на экономику (в том числе необходимо обратить внимание на взаимосвязь инфляции и безработицы и рассмотреть это явление как отдельный экономический аспект) и социальную сферу (влияние инфляции на доходы - расходы населения, а так же необходимо уделить внимание семейной экономике как одной из составляющих социальной сферы).

4.       рассмотреть весь комплекс мер по государственному регулированию экономики.


1. Сущность инфляционного процесса

.1 Причины возникновения и факторы развития инфляции

Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) выступает как одно из наиболее важных проявлений макроэкономического неравновесия, как несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением. Инфляция представляет собой всеобщий рост цен на товары (услуги) и снижение реальной покупательной способности денег (их обесценение).

Для того чтобы при повышении цен сделать вывод о наличии инфляции, необходимо учесть присутствие некоторых важных признаков.

Во-первых, повышение цен должно выглядеть как устойчивая тенденция, охватывать всю национальную экономику, распространяться на основные виды потребительских и инвестиционных благ. Надо учитывать и то, что повышение цен может происходить вслед за изменением потребительских предпочтений, сдвигом структуры спроса.

Во-вторых, при повышении цен не должно иметь место повышение качества производимых благ.

В-третьих, при стабильных ценах товары должны быть доступными для покупателей, т.е. не исчезать с полок магазинов, их качество не должно ухудшаться.

Инфляция как экономическое явление существует много веков. Еще античному миру были известны процессы обесценения металлических денег, вызванные порчей монет либо снижением стоимости производства золота. Эти явления были типичны и для эпохи феодализма. Монеты стирались, теряли свой вес в ходе обращения. Часто они сознательно портились: обрезались, чеканились более «легкими», к благородным металлам добавлялись дешевые примеси. Целью подобных действий было увеличение количества денег, необходимых для решения финансовых проблем правителей. В ходе обращения они начинали обмениваться не по номиналу, а по фактическому содержанию благородных металлов, т.е. обесценивались.

Уменьшение покупательной способности денег вызывалось также снижением стоимости производства золота. Известно, что приток в Европу огромного количества золота и серебра из Америки в XVI в. вызвал так называемую «революцию цен»: произошел резкий рост цен на все товары, деньги обесценились, их покупательная способность значительно сократилась.

Качественно новый этап в развитии инфляционных процессов начинается с появлением бумажных денег. Первоначально к эмиссии бумажных денег государства были вынуждены прибегать в экстраординарных экономических ситуациях - во время войн и революций. Необходимость финансирования огромных государственных расходов заставляла правительства выпускать бумажные деньги в объемах, многократно превышающих их золотое обеспечение, и прекращать свободный обмен денег на золото. Так, в 1775-1783 гг. война за независимость в Северной Америке вызвала обесценение доллара. Введенные во время Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. бумажные ассигнации обесценились за 7 лет в 833 раза.

В периоды устойчивого состояния экономики золотое обеспечение бумажных денег и их свободный обмен на золото сдерживали инфляционные процессы. И лишь в XX в. с утратой большинством национальных валют золотого содержания исчезла стабильность денежного обращения, инфляция приняла всеобщий и хронический характер. Нынешняя инфляция проявляется в обесценении денег по отношению не столько к золоту, сколько к товарам и иностранной валюте. Это выражается во всеобщем росте цен и падении курса национальной денежной единицы.

Как свидетельствует опыт прошлого, конкретных причин, порождающих инфляцию, весьма много, и все они существенно различаются по странам и по обстоятельствам их появления. Например, главными факторами инфляционных процессов в 60-70 гг. XX в. были: в США - война во Вьетнаме, в Швейцарии - чрезмерный приток американских долларов, в Великобритании - изношенность и устарелость промышленного оборудования.

Современная инфляция - сложное социально-экономическое явление и у нее много причин. Инфляция порождается структурными нарушениями в различных сферах рыночного хозяйства - диспропорциями между спросом и предложением, накоплением и потреблением, государственными доходами и расходами. Инфляционные процессы сегодня определяются не только множеством денежных, но и неденежных факторов, которые находятся в сложном взаимодействии. Часто причины инфляции переплетены со следствиями, т.е. социально-экономические последствия инфляции провоцируют дальнейший рост цен.

Различают внутренние и внешние причины (или факторы) инфляции. К внутренним причинам относятся следующие:

-        диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов - дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования «печатного станка». Основой возникновения дефицита являются высокие государственные расходы. Особую роль здесь играют военные расходы, которые существенно деформируют структуру общественного воспроизводства;

-        монополизация экономики и произвольно-волевое ценообразование. Большинство отраслей в современной рыночной экономике представлено олигополистическими структурами - в них господствуют несколько крупных фирм. Ценовая конкуренция в таких отраслях подменяется соглашениями и с оговорками, практикой «лидерства в ценах», при которой фирмы ориентируются на цены, установленные лидером. Такая практика создает потенциальные условия для всеобщего взвинчивания цен;

-        инфляционные ожидания населения, которые вынуждают людей приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Во время инфляции человек планирует свое поведение в ожидании дальнейшего роста цен. Пытаясь избежать потерь от ожидаемой инфляции, население стремится избавиться от «лишних» денег. Порождаемый таким поведением ажиотажный спрос стимулирует рост цен;

-        кредитная экспансия - увеличение масштабов банковского кредитования сверх потребностей национального хозяйства. Кредитная экспансия развивается в условиях проведения государством политики «дешевых денег» - системы мероприятий, облегчающих доступ предпринимателей к кредитным ресурсам (понижение реальной процентной ставки, норм резервирования и др.);

-        особенности современного этапа развития общественного производства: уменьшение серийности производства, частая смена моделей, сокращение сроков амортизации, рост расходов на повышение квалификации рабочей силы - создают дополнительные стимулы повышения цен.

Внешние факторы инфляции обусловлены интернационализацией экономической жизни. К важнейшим из них относятся:

-        «импортируемая» инфляция, которая вызывается влиянием роста цен на внешних рынках на внутренние товарные цены. Если в стране поддерживается твердый валютный курс, любое повышение цен на ввозимые товары приводит к росту цен на внутреннем рынке. Особенно значительный инфляционный потенциал несет в себе повышение мировых цен на энергоносители и сырье;

-        большое значение имеет проводимая правительством политика валютного курса. Падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран влечет за собой рост цен на импортные товары на внутреннем рынке. Помимо этого, необходимость конвертации национальной валюты для поддержания импорта требует дополнительной денежной эмиссии;

-   мировые экономические кризисы, которые приводят к существенным сдвигам в мировом хозяйстве. Сокращается спрос на мировом рынке, меняется структура цен. В условиях глобальной финансовой нестабильности ухудшаются платежные балансы многих стран, происходит падение курсов национальных валют, возрастает внешняя задолженность. Все это стимулирует инфляционные процессы в экономике ряда стран.

При определенных упрощениях можно сказать, что сегодня глобальная причина инфляции заключается в серьезных экономических диспропорциях и длительном неравновесии рынков, проявляющемся в хроническом превышении совокупного спроса над предложением. Это в конечном итоге фокусируется на денежном рынке в обесценении денег и частичной (или полной) утрате ими своих функций. Если диспропорции своевременно не устраняются или неравновесие затягивается надолго, превращаясь вдобавок в характерную черту не одного - двух, а сразу многих рынков, то тогда почти с уверенностью можно говорить о развертывании инфляционного процесса в стране.

Есть и определенная специфика проявления инфляционных процессов в трансформационных или переходных экономических системах. Слабость и несовершенство рынка в переходной экономике, практическое отсутствие фундаментальных основ его функционирования (общих правил экономического поведения, частной собственности, свободы принятия хозяйственных решений и доступа к рынку) обычно сочетается с унаследованными административными институтами, неприспособленными к работе в рыночных условиях. Результатом взаимодействия этих структур являются сильнейшие деформации зарождающейся рыночной организации и соответствующего механизма ценообразования. В свою очередь, сколь либо существенный диктат рынка в отношении административных институтов, навязывание собственной логики протекания хозяйственной жизни почти отсутствуют. Вследствие этого, а также перечисленных ранее причин, ценовое отражение экономической информации несет в себе значительные искажения, которые и материализуются в таком феномене переходной экономики, как гиперинфляция.

1.2 Формы инфляции и показатели ее измерения

экономика инфляция безработица социальный

В зависимости от формы проявления принято различать два типа инфляции: подавленную и открытую.

Подавленная инфляция в основном присуща государственно регулируемым централизованным экономическим системам или тем, в которых чрезмерный упор делается на замораживании цен и доходов, установлении верхних пределов их роста и прочих подобных мерах. Здесь государственные органы стремятся прямо устанавливать и жестко регулировать прибыль предприятий, доходы граждан, основной ассортимент важнейших потребительских товаров и услуг, их цены. Результатом этого обычно является избыток одних товаров и недостаток других. Товары, попавшие в разряд дефицитных, быстро исчезают с прилавков магазинов. Купить их по официально декларируемым ценам оказывается невозможно.

Особенность механизма подавленной инфляции связана с неизбежным возникновением разрыва между административно установленными ценами и другими, более высокими, которые реально уравнивают предложение с существующим в стране платежеспособным спросом.

Открытой инфляции свойственна общая явная тенденция к повышению цен. Она имеет место во многих развивающихся и переходных государствах, а также в странах с развитой рыночной экономикой. Здесь нарушенное по каким-либо причинам рыночное равновесие между спросом и предложением товаров восстанавливается путем адекватного и достаточно быстрого изменения товарных цен. И хотя поддержание ценовой стабильности сегодня является весьма важной общеэкономической задачей практически любого государства, тем не менее, рост цен в большинстве стран мира далеко не редкость. Но это преимущественно открытый и общепризнанный инфляционный рост.

Современная инфляция делится на несколько видов:

1) Нормальная - цены растут медленно, примерно на 3-3,5%.

) Умеренная (ползучая) - рост цен до 10% в год, стоимость денег сохраняется.

) Галопирующая - рост цен составляет от 20 до 200% в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен.

) Гиперинфляция - цены растут «астрономическими» темпами. Гиперинфляцией признается рост цен не менее 50% в месяц на протяжении длительного периода времени - полугодие или более.

Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год, присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Многие современные экономисты считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Она позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%. Такая умеренная инфляция типична для рыночной экономики. Она продолжается длительное время и рассматривается как нормальное экономическое явление.

Галопирующая инфляция, при которой характерен рост цен от 20% до 200% в год, является уже серьезным напряжением для экономики, хотя рост цен еще не сложно предсказать и включить в параметры сделок и контрактов.

Гиперинфляция наиболее губительна для экономики. Она представляет собой астрономический рост количества денег в обращении, и как следствие - катастрофический рост товарных цен. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, сильно возрастает роль иностранных валют. Гиперинфляция наносит сильнейший ущерб населению, разрушается национальное хозяйство.

Отличия умеренной, галопирующей и гиперинфляции связаны с изменением стоимости денег и их роли в экономике. Так, при умеренной инфляции стоимость денег сохраняется, поэтому отсутствует риск заключения контрактов в номинальных ценах. При галопирующей инфляции большинство контрактов «привязывается» к росту цен или к иностранной валюте, например, к доллару США. При галопирующей инфляции деньги начинают ускоренно (по мере нарастания темпов инфляции) материализоваться в товары, и кредит по обычной ставке не предоставляется.

В наиболее критических своих фазах инфляция переходит в так называемую гиперинфляцию, в ходе которой стоимость денег падает так быстро, что они уже не в состоянии выполнять свои главные функции. При такой инфляции государство несет тяжелые дополнительные потери, т. к. свои текущие расходы оно впоследствии через взимание налогов возмещает лишь частично. Налоги, уплаченные относительно более дешевыми деньгами, возмещают лишь часть реально израсходованных государством средств. При гиперинфляции деньги вытесняются из оборота. На смену товарно-денежному обращению приходит бартер. Расхождение динамики цен и заработной платы становится катастрофическим и начинает влиять на уровень благосостояния даже наиболее обеспеченных слоев населения.

Признаки гиперинфляции:

1)население предпочитает хранить сбережения в не денежной форме или в относительно стабильной иностранной валюте; полученные в национальной валюте суммы инвестируются для сохранения покупательной способности;

2)цены могут указываться в иностранной валюте, население пересчитывает стоимость товаров в относительно стабильную валюту;

3)продажи и покупки в кредит производятся с учетом предполагаемой потери покупательной способности денежных средств;

4)процентные ставки, заработная плата связаны с индексом цен.

Гиперинфляция способствует тому, что усилия направляются не на производственную, а на спекулятивную деятельность. Цены могут пересчитываться ежедневно и даже по несколько раз в день, происходит «бегство от денег». Населению и предприятиям становится все более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в предвидении будущего повышения цен.

В чрезвычайной ситуации, когда цены подскакивают резко и неравномерно, нормальные экономические отношения разрушаются, рушится банковская система, парализуется не только производство, но и сам механизм рынка. Деньги фактически теряют цену и перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости и средства обмена. Производство и обмен приостанавливаются, и в конечном итоге может наступить экономический, социальный и, очень возможно, политический хаос. Гиперинфляция ускоряет финансовый крах, депрессию и общественно-политические беспорядки. Катастрофическая гиперинфляция почти всегда является следствием безрассудного увеличения правительством денежной массы. Когда национальная денежная единица теряет свою покупательную силу, это ведет, прежде всего, к сокращению капитальных вложений. При высокой инфляции банки свертывают долгосрочные кредитные операции, ограничиваясь лишь краткосрочным кредитованием (например, кредитованием торговых фирм), причем ссудный процент устанавливается таким образом, чтобы он не только обеспечивал банку нормальную прибыль, но и компенсировал обесценение денег. Возросшая плата за кредит не позволяет предпринимателям обновлять производство, поскольку новое оборудование окупает себя лишь спустя определенное время.

Рост цен в стране может вызываться самыми разными причинами. В зависимости от преобладающих из них различают: инфляцию спроса и инфляцию издержек производства.

Инфляция спроса связана с наличием в экономической системе неудовлетворенного платежеспособного спроса, т.е. таких денег, которые не обеспечены соответствующим товарным покрытием. Здесь совокупный потребительский спрос по каким-либо причинам (из-за кредитной экспансии, государственного долга, экономических санкций, роста военных расходов и т.п.) заметно превышает фактическое предложение товаров на рынке. Результатом этого и является рост цен, стремящийся восстановить нарушенный баланс между платежеспособным спросом и его реальным товарным обеспечением - кривая спроса AD из положения AD1 переместиться в положение AD2 при неизменном предложении, в результате чего цена возрастет. Это наглядно представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Инфляция спроса

Особенно предрасположена к такой инфляции экономика, отличающаяся чрезмерно высокой степенью использования всех наличных производственных ресурсов. В этом случае (при внезапном увеличении спроса) производство не располагает достаточным количеством незадействованных мощностей и резервами рабочей силы. И чем дольше существует неравновесие между спросом и предложением (инфляционный разрыв), тем вероятнее повышение цен.

Инфляция издержек производства согласно рисунку 2 вызывается ростом фактических расходов экономических субъектов на производство единицы продукции, что и обусловливает повышение товарных цен в стране. В основе же увеличения производственных издержек национальной экономики системы могут лежать: снижение производительности труда; резкий рост цен на импортируемое сырье или комплектующие; монопольное положение производителей на том или ином рынке товаров и услуг; чрезмерное объективно не обусловленное повышение оплаты труда в отдельных отраслях экономики и прочие факторы.

Р

ВВП

Рисунок 2. Инфляция издержек

 

Инфляция, вызванная повышением зарплаты, является разновидностью инфляции, обусловленной ростом издержек. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен. Поскольку виновником является чрезмерное повышение номинальной заработной платы, этот тип инфляции называется инфляцией, вызванной повышением заработной платы.

Для измерения инфляции используются такие показатели как темпы прироста цен, т.е. соответствующие индексы:


 (1)

Индекс потребительских цен характеризует во времени изменение общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Индекс потребительских цен является важнейшим показателем, характеризующим уровень инфляции, и используется для анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, решения правовых вопросов, для пересчета ряда показателей системы национальных счетов из текущих в постоянные цены.

Для определения индекса потребительских цен отобрано более 400 наименований товаров и видов услуг, характеризующих структуру потребительских расходов населения республики. Регистрация осуществляется в 31 городе республики, отобранном с учетом социально-экономического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, в торговых организациях розничной торговли, на городских рынках, организациях сферы услуг различных форм собственности.

б) чистый индекс потребительских цен (учитываются только свободные цены, также исключается влияние косвенных налогов и субсидий);

в) индекс цен производителей промышленной продукции;

Индекс цен производителей промышленной продукции рассчитывается на основе зарегистрированных цен по товарам-представителям на базовых (опорных) организациях, являющихся наиболее типичными для промышленности республики и которые в наибольшей степени отражают ее сложившуюся структуру.

Выборка в настоящее время состоит из 1538 промышленных организаций республики. Наблюдение за ценами установлено более чем по 4900 наименованиям конкретных изделий. При регистрации учитываются фактически сложившиеся в текущем периоде цены организаций (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов) на продукцию, предназначенную для реализации.

г) дефлятор ВВП;        

д) степень снижения обменного курса национальной денежной единицы.

2. Влияние инфляционных процессов на социально-экономическую сферу

.1 Экономические и социальные последствия инфляции

Инфляция в целом оказывает дестабилизирующее влияние на экономику. Даже небольшие темпы ее роста способны привести к существенным экономическим и социальным последствиям.

Инфляция противоречиво воздействует на экономический рост. Незначительная инфляция - до 4% в год - способна временно стимулировать экономическое развитие. Умеренный рост цен вызывает рост доходов и совокупного спроса, что создает для предпринимателей возможности расширения производства, вовлечения в производство незадействованных трудовых и материальных ресурсов. Слабая инфляция может быть средством активизации деловой жизни и сокращения безработицы.

Последствия инфляции рассматриваются в двух основных аспектах: с точки зрения влияния инфляции на перераспределение доходов; с точки зрения влияния инфляции на объем национального продукта.

В первом случае инфляция снижает реальные доходы получателей фиксированных денежных платежей (заработная плата, пенсии, стипендии) и субсидирует большинство получателей предпринимательских доходов.

Потери от инфляции для населения зависят от того, являются они прогнозируемыми или нет, и по какой схеме формируются ожидания экономических субъектов.

Различают два вида инфляции: прогнозируемую (ожидаемую) и непрогнозируемую (неожиданную).

Прогнозируемая инфляция учитывается в ожиданиях людей до своего появления, поэтому к ней население в определенной мере подготовлено. Так, например, если экономические субъекты ожидают годовую инфляцию в размере 10%, то они скорректируют свои номинальные доходы: в трудовых договорах будет предусмотрен рост заработной платы; арендная плата будет увеличена; при банковских операциях номинальная процентная ставка возрастет на 10% по сравнению с реальной.

В случае ожидаемой инфляции можно скорректировать номинальные доходы с учетом уравнения И. Фишера (формула 2):       

     (2)

где -  - уровень ожидаемой инфляции;  - номинальная процентная ставка; - реальная процентная ставка.

Если темпы инфляции превышают 10%, то уравнение И. Фишера имеет следующий вид (формула 3):

 (3)

Однако если влияние прогнозируемой инфляции удается устранить в контрактах и договорах, существуют общественные издержки прогнозируемой инфляции, которые не зависят от поведения экономических субъектов и не носят избирательного характера, они связаны с функционированием национальной экономики, поэтому их несет общество в целом. Эти издержки проявляются в:

-        «издержках стоптанных башмаков». В условиях инфляции частое посещение банков является необходимостью, так как людям нужны деньги для совершения сделок. Люди платят значительные суммы брокерам за то, что те покупают или продают для них облигации, начинают чаще ходить в банк. Мысль о том, как обойтись возможно меньшим количеством денег, мучает их по ночам. Все эти усилия также составляют издержки от инфляции;

-        «издержках на меню». В связи с изменением цен фирмы несут реальные издержки на их корректировку: рестораны, кафе вынуждены менять цены блюд своего меню и печатать новые бланки; магазины, рассылающие товары по почте, должны переделывать каталоги, таксопарки - переналаживать счетчики;

-        снижении экономической эффективности, поскольку вносятся искажения в ценовые сигналы. Если низкая инфляция позволяет оценить изменения относительных цен к изменению общего уровня цен, то высокая инфляция затрудняет подобную оценку;

         нарушении принципов налогообложения. По мере повышения номинальной заработной платы и номинального дохода увеличивается налоговое бремя населения: происходит рост ставки подоходного налога и при прогрессивной шкале налогообложения - автоматический переход в более высокую категорию налогообложения.

Основными следствиями непрогнозируемой инфляции являются:

-        перераспределение дохода и богатства между различными группами населения: от кредиторов к дебиторам, поскольку долг возвращается подешевевшими деньгами, и должник получает непредвиденный выигрыш.

-        перераспределение дохода и имущества между населением и государством в пользу государства, а также перераспределение доходов между различными слоями населения. Деформация механизма распределения доходов и имущества снижает эффективность использования факторов производства в национальной экономике. При нарастании темпов инфляции денежно-кредитная система приходит в расстройство. Деньги перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости, средства обращения и средства сбережений. Темпы производства и обмена замедляются. Дестабилизируется не только экономическая, но и социально-политическая система общества. Гиперинфляция приближает финансовый крах и общественно-политические потрясения.

-        понижение реальных доходов населения, особенно социальных групп с фиксированными доходами (пенсионеров, студентов, работников бюджетной сферы);

-        обесценивание сбережений населения, находящихся в банках, поскольку проценты по вкладам не возмещают падения реальных размеров сбережений;

         «размывание» социальных программ, поскольку правительство, как правило, не увеличивает свои расходы в той же степени, в какой возрастает стоимость жизни, и государственные социальные выплаты бедным сокращаются в реальном выражении.

Влияние инфляции на объем ВВП рассматривается в экономической теории неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что следует примириться с некоторой умеренной инфляцией для обеспечения устойчивого роста экономики и высокого уровня занятости. Такая ситуация отражается движением вверх по кривой совокупного спроса в пределах промежуточного отрезка кривой совокупного предложения. Высокий уровень расходов стимулирует рост производства, способствует снижению безработицы, но вызывает рост инфляции.

По мнению других экономистов, инфляция издержек, которая возникает в условиях полной занятости и первоначально стабильного уровня цен, вызывает сокращение совокупного спроса. Рост издержек вызовет резкое повышение цен и при данных общих расходах теперь можно купить только часть произведенного продукта. Следовательно, реальный объем производства уменьшится и возрастет безработица.

Инфляция также оказывает огромное влияние на семейную экономику. Негативное влияние инфляции на семейный бюджет связано с тем, что общий рост цен и падение в итоге покупательной способности денег обесценивают заработки трудоспособных членов семьи. В итоге инфляция ведет к резкому росту разницы между номинальными и реальными доходами семьи.

Номинальный доход - сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени.

Реальный доход - объем товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы. Рост реальных доходов семей зависит от соотношения темпов роста номинального дохода и общего уровня цен. Так, если заработки за год вырастут на 30%, а цены - на 40%, то реальные доходы составят лишь 92,9% [(130:140) х100] от прежнего уровня, т.е., снизятся на 7,1%.

Существенная разница в изменениях номинальных и реальных доходов сильно сказывается на многих важнейших экономических процессах страны. Прежде всего, падение реальных доходов отрицательно влияет на состояние торговли: ведь люди могут купить намного меньше потребительских товаров. И напротив, рост реальных доходов ведет к росту покупок товаров и услуг.

От инфляции люди страдают по-разному, в зависимости от того, чем они занимаются и какие заработки получают. С этой точки зрения все семьи следует разделить на две основные группы:

1)семьи с фиксированными доходами;

2)семьи с переменными доходами.

В первую группу попадают семьи, чьи доходы не зависят от уровня трудовой активности их членов. Это пенсионеры, безработные, инвалиды, студенты и многодетные семьи, работники отраслей, услуги которых оплачиваются по фиксированным ставкам из средств государственного бюджета, - армия, правоохранительные органы, медицина, образование, связь, социальные службы и т.д.

Во вторую группу входят те семьи, члены которых работают в производственных отраслях, а также предприниматели и творческая интеллигенция. Они обладают большими возможностями для увеличения своих доходов за счет изменения уровня трудовой активности или забастовок с требованием о повышении заработной платы. Первыми жертвами инфляции становятся семьи с фиксированными доходами, прежде всего, пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи. При этом инфляция не просто повышает долю расходов на питание в структуре семейных бюджетов, но и меняет модель питания - люди начинают переходить на наиболее дешевые, хотя и не самые здоровые виды продовольственных товаров. Инфляция ударяет по семьям и с другой стороны: обесценивает сбережения. Поэтому управление страной можно признать разумным только в том случае, если государство постоянно держит в своем поле зрения события в мире экономики и предотвращает развитие в нем опасных или неблагоприятных процессов.

2.2 Взаимосвязь инфляции и безработицы

Инфляция и безработица тесно связаны между собой. Английский экономист А.У. Филлипс (1914-1975) установил, что существует обратная эмпирическая зависимость темпов изменения номинальной заработной платы и уровня безработицы в экономике Великобритании. В своей работе «Отношение между безработицей и уровнем номинальной заработной платы в Великобритании, 1861-1957», опубликованной в 1958 г., Филлипс установил, что увеличение безработицы свыше 2,5-3% приводит к резкому замедлению роста цен и заработной платы. В дальнейшем американские ученые П. Самуэльсон и Р. Солоу перевели эту зависимость в соотношение уровня безработицы и темпа инфляции.

Графическое изображение обратной зависимости между инфляцией и безработицей получило название кривой Филлипса. На рисунке 3 видно, что кривая Филлипса дает возможность выбора между инфляцией и безработицей, поэтому П. Самуэльсон назвал ее «компромиссом между инфляцией и безработицей», где условия компромисса определяются наклоном кривой Филлипса.

В числе аргументов, объясняющих обратную зависимость инфляции и безработицы, - структурные проблемы, возникающие на рынке труда по мере приближения состояния полной занятости.

                                               u

Рисунок 3. Кривая Филлипса

где u - уровень безработицы, - уровень инфляции.

В этой ситуации обычно не удовлетворяется спрос на рабочую силу определенной квалификации (при наличии безработицы среди работников старых профессий), некоторые категории работников подвергаются дискриминации при найме на работу. Профсоюзы, учитывая возросшие доходы предпринимателей, настойчиво добиваются повышения заработной платы. Монополистические предприятия, господствующие в экономике, повышают цены, ориентируясь на растущий спрос. Таким образом, на стадии подъема довольно быстро увеличивается общий уровень цен, однако безработица резко уменьшается, не превышая естественный уровень. Следует отметить, что в 1970-е годы в большинстве стран с рыночной экономикой сложилась иная ситуация. В результате скачков мировых цен на нефть наблюдалось одновременное возрастание безработицы и уровня цен. Это явление получило название стагфляции и показало, что концепция Филлипса не является общим правилом. Кроме того, в период экономического подъема, сменившего стагфляцию, инфляция и безработица одновременно снижались в течение нескольких лет.

Одним из вариантов переосмысления концепции Филлипса стала монетаристская теория адаптивных ожиданий, обоснованная М. Фридменом. Эта теория получила такое название в соответствии с исходным принципом ее построения - ожидания будущей инфляции формируются хозяйственными субъектами на основе учета предшествующих и настоящих уровней инфляции, причем, как показывает опыт, эти ожидания очень устойчивы. В соответствии с данной теорией, в краткосрочном периоде изменение уровней инфляции и безработицы находятся в обратной зависимости, то есть концепция Филлипса верна. Но в долгосрочном периоде такой взаимозависимости инфляции и безработицы нет.

Таким образом, концепция адаптивных ожиданий вводит различия между краткосрочной и долгосрочной кривыми Филлипса. Долгосрочная связь между безработицей и инфляцией показана вертикальной линией, определяющей некий естественный уровень безработицы. В этой ситуации меры правительства, направленные на стимулирование совокупного спроса и повышение уровня занятости, приводят только к росту инфляции без изменения реального уровня занятости. В соответствии с теорией адаптивных ожиданий любой данный уровень инфляции сочетается в долгосрочном плане с естественным уровнем безработицы. Графическая интерпретация различий взаимосвязи инфляции и безработицы в краткосрочном и долгосрочном периодах представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Краткосрочная и долгосрочная кривые Филлипса

Пересечение кривой Филлипса в кратко- и долгосрочном периодах в точке А позволяет определить темпы инфляции (2%) при естественном уровне безработицы (4%). Продолжение кривой Филлипса в краткосрочном периоде до пересечениям осью абсцисс показывает теоретическую возможность прекращения инфляции или даже снижение общего уровня цен за счет роста безработицы (в данном случае с 4% до 6,5%).

Теория рациональных ожиданий исходит из того, что производители и потребители получают полную информацию о функционировании экономики и достаточно эффективно используют эту информацию для достижения собственных экономических целей, т.е. экономические субъекты самостоятельно принимают рациональные решения. И если государство осуществляет политику, направленную на стимулирование экономики, то экономические субъекты ожидают роста уровня цен (как следствие роста совокупного спроса). В этой ситуации, стремясь компенсировать будущие потери, работники требуют повышения заработной платы, а предприниматели повышают цены на свою продукцию. Таким образом, вместо увеличения производства и занятости происходит рост темпов инфляции.

Теория рациональных ожиданий имеет как сторонников, так и противников. Критики теории утверждают, что в современном усложняющемся мире экономики участникам рыночной игры все труднее разбираться в достоверности получаемой информации и оценивать ее значимость для принятия решений. Поэтому государство должно осуществлять определенную политику, направленную на регулирование принятия решений экономическими субъектами.

3. Меры антиинфляционного воздействия н экономику

.1 Антиинфляционная политика как инструмент борьбы с инфляцией

Теоретической основой понимания природы инфляции и выработки направлений и мер антиинфляционного воздействия государства в западной экономической традиции является количественная теория денег в ее монетаристской и кейнсианской интерпретации. Кейнсианцы предпочитали регулирование совокупного спроса. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно, формируя эффективный спрос посредством государственного заказа и дешевого кредита. Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы. Однако такая антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагал покрывать его при помощи государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект на протяжении ряда лет.

Монетаристское направление антиинфляционной политики предполагало радикальные методы борьбы с инфляцией. Монетаристы исходили из ограничения совокупного спроса путем проведения денежной реформы конфискационного типа и бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ.

Поскольку монетаристы исходят из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы и быстро сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости. Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа конфискационного типа - обмен старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен.

Другим методом монетаристского направления антиинфляционной политики является метод постепенного снижения темпов инфляции (метод градуирования). Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Метод градуирования позволяет избегать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно.

Основными формами стабилизации денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежными реформами являются нуллификация, реставрация (ревальвация), девальвация и деноминация.

Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. После Второй мировой войны ревальвация проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару, а затем Международный валютный фонд регистрировал повышение золотого содержания денежной единицы.

Девальвация - снижение золотого содержания денежной единицы или официального валютного курса к доллару США.

Деноминация - метод укрупнения масштаба цен.

Комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией, представляет собой антиинфляционную политику.

Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. На первом этапе обычно ставятся задачи:

1) выявить основные движущие силы инфляции, определить ее национальную механику;

2) взять инфляционные процессы под контроль, поставить ее в четко обозначенные пределы, помочь хозяйствующим субъектам адаптироваться к инфляционным процессам (положительная процентная ставка, защита резервных и др. фондов от обесценения, облегчение доступа к использованию иностранной валюты, легализация бартерных расчетов и т.п.);

3) добиться снижения инфляции до уровня «ползучей» (т.е. не более 9% в год).

Методы борьбы с инфляцией могут быть адаптационными (меры по приспособлению и сдерживанию инфляции) и радикальными (проведение денежных реформ, см. выше).

Адаптация или приспособление домашних хозяйств к инфляции предполагает введение компенсационных выплат, индексации фиксированных доходов, т.е. выплату так называемой инфляционной премии. Есть резон упростить процедуру поиска дополнительных источников заработка, стимулировать сбережения домашних хозяйств.

Вместе с тем следует признать, что к подлинно антиинфляционным мероприятиям следует относить лишь те действия, которые направлены на преодоление причин, ее провоцирующих, а не на смягчение лишь ее последствий.

В качестве первоочередных антиинфляционных мер можно выделить:

1) совершенствование денежной политики;

2) повышение учетной ставки (ставки рефинансирования), обеспечение ее положительного значения;

3) сдерживание кредитной эмиссии, повышение нормы обязательных резервов в национальной банковской системе;

4) сокращение государственных расходов, обеспечение бездефицитного бюджета;

5) совершенствование налоговой системы и увеличение денежных поступлений в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества;

6) подавление в национальной экономике монополистических тенденций;

7) реформирование национальной экономики, освобождение ее от убыточных предприятий, повышение уровня рентабельности реального сектора экономики, включение специального противозатратного механизма;

8) стабилизация обменного курса национальной валюты.

В рамках государственной денежно-кредитной политики в последнее время стали активно использовать такой прием, как таргетирование инфляции. Денежные власти страны с учетом тенденций, сложившихся в национальной экономике, определяют прогнозное значение инфляции и сравнивают его с допустимым уровнем (целевой показатель). После этого разрабатывается комплекс мер денежно-кредитной политики, чтобы обеспечить плановое значение инфляции.

В качестве важнейших предпосылок успешной реализации политики таргетирования инфляции выделяются:

а)       компетентность органов денежно-кредитного регулирования;

б)      устойчивость национальной банковской системы;

в)      сбалансированность государственного бюджета;

г) развитие в стране полноценного финансового рынка.

3.2     Мировой опыт антиинфляционного регулирования

Мировой опыт подтверждает приоритетность цели снижения инфляции в экономической политике, а также свидетельствует о наличии богатого арсенала инструментов для ее достижения. Многочисленные исследования взаимосвязи инфляции и экономического роста, проведенные за последние два десятилетия, показали, что инфляция имеет отрицательное влияние на средне- и долгосрочный рост. Также инфляция препятствует эффективному распределению ресурсов в обществе. Конечно, высокий уровень инфляции негативно сказывается на темпах экономического роста. В то же время искусственное подавление инфляции, например, путем ограничения государственных расходов ведет к ограничению спроса населения, сдерживает темпы роста экономики (по существующим оценкам на 3 - 4%) и, конечно, не позволяет восстановить и повысить качество жизни. Поэтому необходимо четкое определение приоритетов экономической политики в целях укрепления позиций государств, а также выяснение того, является ли контроль над инфляцией самоцелью или это ступень к решению каких-то более глубоких задач. Согласно таблице 1 в качестве целевого ориентира инфляции должен устанавливаться научно обоснованный оптимально допустимый уровень, который не наносит ущерб экономическому росту и общественному воспроизводству (или несет минимальные издержки), но в то же время позволяет поднимать низкие доходы граждан, повышать в целом качество жизни в стране.

Таблица 1. Допустимые уровни инфляции для различных типов стран

Группа стран

Допустимый уровень инфляции с позиции эффективности социально-экономического развития и неухудшения качества жизни, %

Предельный уровень инфляции, %

Переходные

13

16

Развивающиеся

4

10-12

Развитые

8

9,5-10,5


За последние годы представления о целях и инструментарии денежно-кредитной политики в мировой науке и практике претерпели серьезные изменения. Такие традиционные типы монетарной политики, как управление денежной массой и курсом национальной валюты, популярные до 90-х гг. прошлого века, уступают место политике моделирования инфляции. Одной из основных причин является то, что в 80-х гг. прошлого века нарушилась функциональная зависимость между динамикой денежной массы и инфляцией, что привело к неэффективности традиционных подходов.

Данное явление обратило внимание на практическое применение формулы Фишера (см. подраздел 2.1). При условии точного прогнозирования и моделирования инфляции соотношение номинальной и реальной ставки процента будут также хорошо прогнозируемы. Уже с их помощью можно эффективно управлять экономикой.

Следует отметить, что нулевая инфляция является нежелательным явлением, так как исключает возможность центральных банков использовать отрицательную реальную ставку процента в качестве одного из механизмов управления экономикой, поэтому большинство государств считают идеальной ежегодную инфляцию в коридоре между 2 и 3%.

Основу современных представлений об инфляции заложил М. Фридман, утверждая, что «…инфляция всегда и везде - исключительно денежное явление». В статье «Роль денежной политики» Фридман писал, что «только при условии независимости центрального банка и денежной политики от сиюминутных задач правительства и при наличии соответствующего инструментария возможна эффективная борьба с инфляцией». Экономист отмечал, что у правительства всегда есть склонность использовать денежную политику для достижения краткосрочных целей (снижения безработицы, увеличения национального продукта, мнимой или реальной поддержки производителей и т.п.), тогда как целью денежной политики должна быть, в первую очередь, долгосрочная финансовая стабильность и низкая инфляция, которые сами по себе увеличат занятость населения и экономический рост. В то же время и вся полнота ответственности за темпы инфляции также должна ложиться на плечи центральных банков.

Пионерами политики моделирования инфляции (ПМИ) были Новая Зеландия, Чили и ряд других стран, принявших эту концепцию в 1990-1991 гг. За Чили и Новой Зеландией последовал ряд других стран, повторяя успехи пионеров в борьбе как с темпами, так и с волатильностью инфляции, что наглядно представлено в Приложении А.

Несложно заметить, что даже в первый год после введения политики моделирования инфляции государствам удалось существенно снизить ее темпы. При этом надо учитывать, что политика моделирования инфляции базируется на доверии всех участников денежных отношений к анонсированной центральным банком целевой инфляции, а такое доверие зарабатывается годами и значительными волевыми усилиями монетарных властей.

Наконец, приведенная ниже диаграмма подтверждает состоятельность ПМИ и в более долгосрочной перспективе.

Рисунок 5. инфляция до и после утверждения политики моделирования инфляции (ПМИ) (до 2002 года)

Для успешного применения политики моделирования инфляции требуется ряд условий и реформ, а именно:

-        официальное, желательно законодательное, провозглашение политики моделирования инфляции;

-        четкое определение ответственного органа и его исключительных полномочий в области денежно-кредитной политики.

         независимость Центрального банка. Помимо наделения полномочиями центрального банка указывается необходимость обеспечения определенной независимости центрального банка от исполнительной и иных ветвей власти, которые часто слывут более подверженными сиюминутным стимулам при реализации денежно-кредитной политики, а также склонны менять свои решения даже в краткосрочной перспективе.

         надежная и последовательная фискальная политика.

         прозрачная, конкурентная и открытая финансовая система, во главе которой должен стоять динамичный, сбалансированный и стабильный банковский сектор. Это требование продиктовано необходимостью свободы центрального банка в управлении процентной ставкой для сдерживания темпов инфляции. Если же банковская система обременена сомнительными активами, то центральный банк не сможет резко увеличить ставку процента в случае избытка денежной массы, так как это может привести к массовым сложностям в банковском секторе, финансовая состоятельность которого будет подорвана снижением вероятности возврата кредитов реальным сектором экономики. В то же время свобода манипулирования процентной ставкой необходима банкам для нейтрализации финансовых шоков и преломления неблагоприятных тенденций.

         прозрачность денежно-кредитной политики, выражающаяся в анонсировании четкой стратегии, планах, целях и артикулированных решениях монетарных властей в отношении инфляции. Открытость стратегии и решений создает доверие к прогнозам кредитно-денежных властей, что позволяет впоследствии воздействовать на инфляционные ожидания и темпы инфляции. Большинство центральных банков ежеквартально публикуют отчеты не только об основных макроэкономических показателях, но и о текущих темпах инфляции, целях инфляции через год, а также наиболее вероятных сценариях уровня инфляции в течение данного года.

         регулярное опубликование инфляционной цели является важным элементом моделирования инфляции. При этом реальные темпы инфляции редко значительно отклоняются от сделанного прогноза, основанного на многофакторном анализе и поддерживаемого мерами денежно-кредитной политики.

Очевидно, что без освоения новейших концепций управления инфляцией, таких как политика моделирования инфляции, и принятия соответствующих комплексных мер добиться существенного снижения темпов инфляции и ее волатильности вряд ли удастся, так как фундаментальные изменения последних лет, произошедшие в глобальной экономике и финансовой системе, сделали инфляцию неподвластной традиционным подходам к денежно-кредитной политике.

3.3 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь

В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции.

Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. XX в. были заложены в диспропорциональной структуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсо- и транспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации и милитаризации экономики, преобладание роста тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров, неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в 90-е гг. стали основными инфляционными факторами. Следует отметить и нерациональную инвестиционную политику с характерным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80% состояла из дефицитных товаров.

С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте.

В настоящее время повышение темпов инфляции характерно для многих развитых государств и стран с переходной экономикой. Отчетливо эта тенденция проявилась в 2007 году и продолжилась в начале нынешнего года. Основными причинами более высокого роста потребительских цен в различных странах в последнее время являются стремительное удорожание энергоресурсов и значительный рост цен на пищевые продукты, уже названный мировым продовольственным кризисом. Для анализа влияния мировых инфляционных процессов на Республику Беларусь интерес представляет, прежде всего, изменение цен в европейских и, в особенности, соседних с нашей страной государствах. Прирост потребительских цен в отдельных странах ЕС и СНГ представлен в Приложении Б.

Существенное по сравнению с предшествующими периодами увеличение темпов роста потребительских цен в 2007 году произошло в экономиках, как развитых государств, так и в трансформационных и развивающихся. Однако степень воздействия происходящих в мире процессов на различные страны разная. Если в развитых государствах Европы темп роста потребительских цен за 2007 год увеличился на 1-2 процентных пункта, достигнув в среднем величины 3,1%, то в Латвии, так же как в России и Беларуси, он превысил 10%. Достаточно высоким в прошлом году был рост цен в Эстонии (9,7%), Литве (8,2%), Венгрии (7,4%). В Украине, где цены в предшествующие годы росли в пределах 10-12%, их рост в 2007 году составил 16,6%.

В I квартале 2008 года тенденция увеличения уровня инфляции в европейских странах продолжилась. По итогам трех месяцев рост потребительских цен превысил уровень аналогичного периода прошлого года во всех рассматриваемых странах, за исключением Венгрии, где произошло его снижение с 3,2 до 2,5%.

Существуют опасения относительно дальнейшего усиления инфляционных тенденций в мире, вытекающие из ситуации на мировых рынках энергоресурсов и продовольствия. Нынешняя тенденция роста мировых нефтяных цен началась в 2003 году. Если в 2002 году средняя по всем странам мира цена барреля нефти составляла 23,47 доллара, то в 2005 году - уже 49,87, в 2006 году - 60,32, в 2007 году - 69,19 доллара. За период с января по первую неделю мая 2008 года средняя мировая цена нефти составила 96,98 доллара за баррель. Данная тенденция повлекла столь же стремительный рост мировых цен и на прочие энергоносители. В свою очередь, на мировом рынке продовольствия существенный рост цен стал проявляться в 2007 году, а в 2008 году эта тенденция значительно усилилась. Индекс цен на продовольствие, который рассчитывает подразделение ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (Food and Agriculture Organization, FAO), составил в 2007 году 119% по отношению к 2006 году, а в марте 2008 года -157% к аналогичному периоду прошлого года, что представлено на рисунке 6.







Рисунок 6. Индекс цен на продовольствие (% к соответствующему периоду прошлого периода)

Эксперты называют различные причины роста цен на продовольствие в мире, прежде всего:

-        рост доходов в развивающихся странах (например, таких как Индия и Китай) и вызванное этим увеличение потребления продовольствия в этих государствах;

         неурожаи в отдельных регионах и странах, являющихся крупными производителями сельскохозяйственной продукции.

Также дефицит продовольствия в мире, следствием которого является еще большее повышение цен, усугубляется тем, что ряд стран - производителей сельскохозяйственной продукции ограничивает ее экспорт с целью обеспечить внутреннее потребление и препятствовать удорожанию продуктов питания у себя дома. К таким ограничениям в 2007 - начале 2008 года прибегли, например, такие крупные экспортеры сельхозпродукции, как Россия, Казахстан, Украина.

Как правило, рост цен на одну из базовых сельскохозяйственных культур на мировых рынках влечет в обозримой перспективе удорожание других продуктов сельскохозяйственной отрасли. Таким образом, ожидается, что значительное нынешнее подорожание зерновых повлечет за собой дальнейший рост цен на мировых рынках продовольствия.

Беларусь как страну с открытой экономикой не могли не затронуть мировые инфляционные процессы. Рост цен на мировых сырьевых и товарных рынках формирует импульсы увеличения инфляции в нашей стране. В Приложении В представлена динамика цен на импортируемую в нашу страну продукцию. В 2007-м и начале 2008 года к ранее наметившейся тенденции постоянного удорожания импортируемой в республику нефти добавились следующие потенциально инфлятогенные факторы: более чем двукратное удорожание в минувшем году импортируемого из Российской Федерации газа и существенный рост цен на ввозимую сельскохозяйственную продукцию (зерновые культуры и растительные масла). Кроме того, необходимо отметить, что пусть и не в такой значительной степени, но все же происходит удорожание по другим важным позициям импорта нашей страны, причем как по сырьевым товарам, так и по потребительским. Таким образом, в 2007-м и начале нынешнего года внешние тенденции оказывали существенное повышающее давление на инфляционные процессы в Беларуси.

Начиная с 2001 года экономика нашей страны постепенно переходила в режим низкоинфляционного развития. Последовательное снижение уровня инфляции в эти годы было обусловлено принятием ряда мер в области денежно-кредитной, валютной и ценовой политики:

-        ужесточением денежно-кредитной политики, устранением множественности курсов национальной валюты;

-        укреплением белорусского рубля, что сопряжено с выравниванием национального и мирового уровней цен;

         ликвидацией значительных перекосов в ценах на различные товары и услуги и с сопредельными странами;

         сокращением объемов перекрестного субсидирования промышленностью населения по энергоносителям - газу и электроэнергии;

         предсказуемостью и относительной стабильностью цен на энергоносители, поставляемые из Российской Федерации;

         общим ростом доходов населения;

Однако в 2007 году в связи с резким удорожанием завозимых в республику топливно-энергетических ресурсов, ростом цен на продовольствие не удалось закрепить положительную тенденцию снижения инфляции, особенно в последние месяцы года. Если в течение 9 месяцев минувшего года инфляция находилась в рамках прогнозного значения - 5,4%, то за октябрь - декабрь этот показатель составил 6,4%, а в целом за год - 12,1%. Основной инфляционный прирост произошел за счет продовольственных товаров - цены на них возросли на 15,9%, что было обусловлено необходимостью принятия решений по повышению цен в целях компенсации удорожания используемых в сельскохозяйственном производстве материальных ресурсов, а также с учетом конъюнктуры внешнего рынка. Только в четвертом квартале 2007 года темп роста цен на продовольствие составил 109,1%, в то время как за предыдущие девять месяцев они увеличились на 6,3%.

Не оказало компенсационного влияния сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию - оно было непродолжительным и незначительным. На фрукты цены снизились лишь в августе, в остальные месяцы года они росли и к концу 2007 года увеличились на 36,8%. На овощи цены снижались на протяжении июня - августа, затем произошло резкое подорожание в сентябре - декабре (за четыре месяца темп роста составил 196%), и в итоге за год цены на овощи увеличились на 18,5%.

В текущем потреблении населения молочные продукты и масло животное занимают 5,4%, поэтому рост цен по этим позициям оказывает воздействие на индекс цен на продовольственные товары в целом. Именно на эти продукты в 2007 году наблюдался самый высокий рост цен: молоко и молочные продукты -128%; сыр твердый - 123,3%; масло животное - 123,8%. Основной прирост пришелся на осенние месяцы года, когда интенсивно повышались закупочные цены на молоко.

Значительный рост цен в прошедшем году зафиксирован и на масло растительное - 172,9%. Поскольку Беларусь импортирует этот продукт, то рост цен по этой позиции связан, прежде всего, с внешними факторами. Что касается влияния цен импорта продуктов питания в целом на рост внутренних цен на продовольствие, то его можно определить как стимулирующее инфляционные процессы.

Таким образом, удорожание продовольственных товаров в республике происходило под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним следует отнести общую тенденцию повышения мировых цен на энергоресурсы и продовольствие, а также неурожай некоторых сельхозкультур в странах, откуда традиционно импортируется в Беларусь данная сельхозпродукция. Внутренними факторами, оказавшими влияние на ценовую ситуацию на рынке продовольствия, являются, прежде всего, относительное снижение темпов роста объемов производства животноводческой продукции.

Тарифы на платные услуги населению согласно таблице 2 в 2007 году увеличивались темпами меньшими, чем индекс потребительских цен, хотя в предыдущие годы тенденция была обратная.

 

Таблица 2. Индекс цен на платные услуги населению (декабрь к декабрю предыдущего года; в %)


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Индекс цен на платные услуги населению

321,9

178,1

201,3

137,5

117,2

111,5

109,4

110,5


В 2008 году тенденция роста цен сохранилась. В январе - апреле текущего года индекс потребительских цен на товары и услуги по сравнению с декабрем 2007 года составил 105,3%: из них на продовольственные товары -105,1%, на непродовольственные товары - 102,1%, на платные услуги - 110,0%. Из продовольственных товаров наибольший рост цен в 2008 году произошел на фрукты и овощи (121,7%), что во многом объясняется сезонными колебаниями цен на данные продукты. Значительно подорожали в январе - апреле масло растительное (на 109,3%), макаронные изделия (110,2%), крупы и бобовые (108%). Данная продукция в значительных объемах импортируется в Беларусь, поэтому ее удорожание вызвано ростом цен на нее на мировых рынках. Также удорожание продовольственных товаров обусловлено повышением с февраля 2008 года закупочных цен на молоко - на 10%, крупный рогатый скот - на 5%, свинину - на 5%. Данное решение было принято в целях компенсации удорожания затрат на производство продукции животноводства и сближения закупочных цен внутри республики с ценами на сельхозпродукцию в соседних государствах, ограничения вывоза этой продукции из республики.

В группе непродовольственных товаров существенно выросли цены на строительные материалы (104,7%), печатные издания (106,1%), велосипеды и мотоциклы (109,7%), легковые автомобили (104,7%), что связано с продолжающимся ростом потребительского спроса на них. Кроме того, свой «вклад» вносит и увеличение ввозных цен на многие из этих товаров.

Индекс цен и тарифов на платные услуги, оказываемые населению, в январе - апреле 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года составил 110%: в том числе бытовые - 105,6%, оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства -120,3%, пассажирского транспорта - 102,8%, высшего образования -105,0%, санаторно-оздоровительные - 115,9%. Рост тарифов на услуги обусловлен в основном ростом с 1 января тарифов на услуги ЖКХ в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2008 года №69 «Об установлении для населения тарифа на услуги по техническому обслуживанию жилых домов, цен и тарифов на коммунальные услуги».

Сравнивая ситуацию в Беларуси с соседними странами, следует отметить, что уровень инфляции у нас ниже, чем в Латвии, России, и значительно ниже, чем в Украине, что представлено в Приложении Б. Что касается Литвы, то в 2007 году уровень инфляции там был ниже белорусского, но в первом квартале 2008 года они сравнялись. То, что в Беларуси в условиях неблагоприятных внешних изменений удается удерживать инфляцию на более низком уровне, чем у соседей, свидетельствует об устойчивости отечественной экономики по сравнению с этими государствами, о ее меньшей уязвимости со стороны современных кризисных мировых тенденций. Основными причинами этого являются:

-        стабильный экономический рост на протяжении достаточно длительного времени;

-        достигнутая стабилизация денежно-кредитной системы, доверие населения к национальной валюте;

         профицитный бюджет на протяжении достаточно продолжительного периода развития;

         активно проводимая политика регулирования цен;

         строго регламентированная процедура формирования цен, жесткий контроль ее соблюдения;

         осуществление ценового регулирования с учетом интересов, как производителей, так и потребителей;

         ориентация при проведении ценового регулирования на защиту населения, в особенности, его малообеспеченных слоев;

         способность антимонопольных органов не допускать (пресекать) ценовые сговоры и другие действия по ограничению конкуренции, имеющие место в ряде соседних стран.

До конца года развитие инфляционной ситуации в нашей стране будет зависеть как от влияния внешних факторов (изменения мировых цен на энергоносители и сельхозпродукцию), так и от внутренней ценовой политики. Однако рост мировых цен на энергоресурсы может привести к ощутимому удорожанию импортируемой в республику нефти. Кроме того, дальнейшее повышение цен на продовольствие в мире также будет оказывать существенное давление на стоимость аналогичной продукции в Беларуси - как через удорожание импорта, так и, вынуждая отечественных производителей поднимать цены. Что касается внутренней политики регулирования цен, то здесь, возможно, возникнет необходимость повышения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Прогнозом на нынешний год предусматривается прирост потребительских цен не более 108%. Учитывая, что за январь - апрель рост потребительских цен уже составил 105,3%, то для того, чтобы по итогам года они оказались в пределах установленного коридора, до конца 2008 года их рост должен составить 102,7%, что является достаточно напряженным сценарием, особенно при неблагоприятных мировых тенденциях. Следует допускать и возможное превышение целевых ориентиров роста цен потребительского рынка, предусмотрев при этом необходимые меры социальной защиты населения.

Развитие инфляционной ситуации в среднесрочной перспективе, безусловно, будет зависеть от инфляционных процессов, протекающих в мире. Прежде всего, это касается цен на энергоносители. Цена поставляемых из Российской Федерации нефти и, в определенной степени, газа привязана к росту мировых котировок стоимости этих энергоресурсов. Однако если цена на нефть для Беларуси следует за изменением мировых цен, то конкретное значение цены на газ должно быть определено в ходе ее дальнейшего согласования между сторонами с учетом интересов белорусских потребителей. Кроме того, компенсатором возможного удорожания энергоносителей и сырья в последующие годы должны стать снижение энергоемкости и материалоемкости отечественного производства, достигнутые в результате его технологического перевооружения.

Перечень системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.

Заключение

Инфляция в целом оказывает дестабилизирующее влияние на экономику. Даже небольшие темпы ее роста способны привести к существенным экономическим и социальным последствиям. Инфляционные процессы противоречиво воздействует на экономический рост. Незначительная инфляция - до 4% в год - способна временно стимулировать экономическое развитие. Умеренный рост цен вызывает рост доходов и совокупного спроса, что создает для предпринимателей возможности расширения производства, вовлечения в производство незадействованных трудовых и материальных ресурсов. Слабая инфляция может быть средством активизации деловой жизни и сокращения безработицы.

Инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Необходим особый подход к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне, поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных ее групп.

В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных экономических реформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективную антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство, упрощение и оптимизация управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса.

Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. Эмпирические данные за несколько лет свидетельствуют о падении инвестиционной активности, что является результатом неблагоприятного инвестиционного климата в республике. Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных преобразований и законодательства по вопросам собственности, условий деятельности совместных и иностранных предприятий.


Список использованных источников

1)   Адашкевич В. Инфляция шагает по планете // Экономика Беларуси. 2008. №2. С. 66-71.

2)      Вайшнурс А.А. Мировой опыт управления инфляцией // Финансы и кредит. 2007. №10. С. 63-69.

)        Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учеб. СПб.: ЗАО «ПИТЕР», 2006. 544 с.

)        Греков И.Е., Сладков В.Г. Об оптимальном уровне инфляции с позиции результатов общественного развития // Финансы и кредит. 2007. №6. С. 2-11.

)        Козаченко Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования // Вестник БГЭУ. 2006. №3. С. 71-76.

)        Лемешевский И.М. Макроэкономика: Учеб. Пособие. Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. 576 с.

)        Лепешинская М.И. Инфляция // Экономика и учет труда. 2006. №6. С. 13-25.

)        Липсиц И.В. Экономика: Учеб. М.: «ОМЕГА-Л», 2006. 656 с.

)        Макроэкономика: социально ориентированный подход: Учеб. / Э.А. Лутохина и др.; Под общ. ред. Э.А. Лутохиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. 400 с.

)        Макроэкономика: Учеб. / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под общ. ред. Л.П. Зеньковой: Мн.: Новое знание, 2002. 244 с.

)        Малинин А.С. Инфляция безработица в мировой экономике // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2004. №2. С. 38-44.

)        Никитин С., Степанова М. Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №4. С. 16-20.

)        Пелих С.А. Антиинфляционная политика государства в переходной экономике // Экономика. 2008. №1-2. С. 47-52.

)        Тарханов О. Инфляция // Общество и экономика. 2004. №10. С. 136-156.

Похожие работы на - Антиинфляционная политика и социально-экономические последствия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!