Ценообразование во внешнеэкономической деятельности
Содержание
Введение
1 Ценообразование
во внешнеэкономической деятельности
2 Изучение
предложения и анализ цен конкурентов
3 Задача
Заключение
Список
литературы
Введение
В условиях рыночной экономики и
неизбежной конкуренции вопросы формирования цен и позиционирования товаров на
рынке по тем или иным исходным ценам приобретают все большее значение.
Правильно проводимая ценовая политика может позволить фирме-производителю
увеличить объем продаж, максимизировать прибыль, достичь эффективности всей
производственно-сбытовой деятельности. Ошибки в определении уровней цен и их
изменений приводят к отрицательным последствиям, которые вряд ли поддаются
исправлению.
Цена и
ценообразование - центральные элементы рыночной экономики - являются важнейшими
понятиями, характеризующими количественные отношения при совершении сделки
купли-продажи.
Цены обслуживают весь оборот по
приобретению и реализации товаров. В цене в равной степени отражаются интересы
всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Ценообразование представляет
собой процесс формирования цен на товары и услуги. Различают две модели
ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное,
командное) ценообразование.
Принципиальное отличие
рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в
соответствии со спросом и предложением непосредственно собственником или
производителем товара и услуги. Государственные органы могут регулировать цены
только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится
установление «правил игры», общих подходов к ценообразованию. Перечень товаров,
реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством.
Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов,
товары, работы и услуги, от которых зависят масштаб цен в экономике и
социальная защищенность отдельных групп населения.
В настоящей работе будут
рассмотрены особенности ценообразования во внешнеэкономической деятельности, а
также проанализируем: какое влияние оказывают цены и товары конкурентов на
методику установления цен на товары предприятий-производителей. Практическая
часть состоит в решении задачи по теме.
1.
Ценообразование во внешнеэкономической деятельности
Для международной торговли характерно
возникновение и существование особой системы цен - так называемых мировых
цен.
Цена товара в международной
торговле - величина неустойчивая. На нее влияет множество факторов, поэтому
предприятия считают, что для успеха на внешнем рынке необходимо разрабатывать
оптимальную ценовую политику и постоянно проверять ее эффективность, изменяя по
мере необходимости. При разработке ценовой политики приходится отвечать на
множество вопросов, например: какое место занимает цена среди средств
конкурентной борьбы на каждом из рынков, на которых действует предприятие;
может ли предприятие выдержать роль «ценового лидера» или должно следовать за
другим лидером; т.е. выиграет ли предприятие ценовую войну; какой должна быть
ценовая политика в отношении новых товаров: как должна меняться цена в
зависимости от жизненного цикла товара; должна ли быть базисная цена единой для
всех стран, с которыми ведется торговля, или возможны разные базисные цены?
Для современной мировой
экономики характерна множественность цен, которая заключается в том, что на
одинаковые товары устанавливаются разные цены. Причинами множественности цен
являются протекционизм, таможенные и другие барьеры. Создание особых торговых и
валютных зон приводит к дифференциации цен на одни и те же товары в мировой
торговле. Если по одним сырьевым товарам мировые цены определяются уровнем цен
стран-экспортеров или стран-импортеров, то по другим - уровнем цен бирж,
аукционов и пр. При определении цен готовых изделий решающую роль играют
ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные типы и виды этих
изделий. Мировая цена является выражением мировой цены производства,
складывающейся на мировом рынке. Под влиянием конкуренции сначала выравниваются
нормы прибыли на капитал внутри той или иной страны и формируются национальные
цены производства. Затем из национальных цен производства отдельных стран,
вывозящих на мировые рынки одинаковые или сходные товары, образуется
интернациональная цена производства, лежащая в основе мировой цены.
Существуют разные подходы (принципы) к
установлению внешнеторговых цен (рис.1). Рассмотрим каждый их этих принципов.
Определение
цен на базе собственных издержек производства
|
|
Обеспечение
целевой прибыли
|
|
Установление
текущих цен на базе текущих рыночных цен
|
|
Установление
цен на новые товары
|
|
Установление
цен на подлинные новинки
|
|
Установление
престижных цен
|
|
Установление
цен на обязательные принадлежности
|
|
Установление
цен на побочные продукты производства
|
|
Установление
цен на основе торгов
|
|
«Психологическое»
ценообразование
|
Рис.1 Принципы установления внешнеторговых цен
• Определение
цен на базе собственных издержек производства.
Экспортная цена определяется как сумма издержек производства плюс средняя
прибыль.
• Обеспечение
целевой прибыли. Устанавливаемая на основе расчета
издержек цена должна обеспечивать запланированный предприятием процент прибыли
на капитал.
• Установление
цен на базе текущих рыночных цен. За основу при
ценообразовании берутся уровень цен конкурентов, колебания спроса и предложения
на товар, а уровень собственных издержек отодвигается на второй план. Такой
практики часто придерживаются российские предприятия-экспортеры. Если цены
конкурентов различаются, то на их базе предприятие-экспортер составляет
документ «Обоснование цен», а предприятие-импортер «Конкурентный лист». В этих
документах определяются лимиты цен при продаже или закупке конкретного товара и
проводятся переговоры с предприятиями-контрагентами. Для составления таких
документов предприятие изучает конъюнктуру рынка, поставщиков, производителей и
потребителей данной продукции.
• Установление
цен на новые товары. Согласно этому принципу учитываются
этапы жизненного цикла товаров. На товары, находящиеся на этапе внедрения,
устанавливается максимальная цена, которая может меняться в зависимости от
трансформации спроса, что позволяет предприятию покрывать свои издержки,
которые на данном этапе могут быть значительными. На этапе развития и зрелости
товара цены постепенно снижаются; при подходе к этапу старения они
стабилизируются; на стадии спада - сводятся к минимальной величине. При этом
прибыль достигает максимального значения на этапе зрелости и минимальна - на
этапе спада.
• Установление
цен на подлинные новинки. Обычно на товары-новинки
устанавливаются максимально высокие цены либо применяется стратегия прочного
внедрения на рынок, т.е. устанавливаются сравнительно низкие цены с целью
привлечения максимально возможного числа потребителей и завоевания как можно
большей доли рынка. Однако эта стратегия имеет существенный недостаток: если
предприятие по каким-то причинам (рост издержек, инфляция, колебания валютных
курсов и пр.) запланирует повышение цены, это может быть негативно воспринято
покупателями, которые уже привыкли к низкой цене.
• Установление
престижных цен. Этот принцип широко применяется
предприятиями, имеющими мировое имя. Они устанавливают завышенную цену на свой
товар, хотя по свойствам и качеству он может ничем существенно не отличаться от
товаров-аналогов. Цена в данном случае отражает престижность потребления данного
товара, высокий социальный статус потребителя.
• Установление
цен на обязательные принадлежности. Данный принцип
применяется в тех случаях, когда предприятие наряду с основным товаром
производит ряд товаров, которые должны использоваться вместе с основным, причем
для них не существует заменителей или аналогов, которые потребитель мог бы
приобрести у других производителей (например, фотоаппарат и пленка, бритва и
лезвия, зарядное устройство и батарейки). При этом предприятие может установить
пониженную цену на основной товар, а цены на принадлежности, наоборот,
устанавливать на максимальном уровне.
• Установление
цен на побочные продукты производства. Появление побочных
продуктов связано, например, с нефте- и газопереработкой, производством
химических продуктов, переработкой мяса. Производители стремятся реализовать
побочные продукты и выходят с ними на специальные рынки. Естественно, наличие
большого количества побочных продуктов увеличивает цену основного продукта,
т.к. выделение побочных продуктов требует дополнительных затрат. Вместе с тем
производитель готов продавать побочные продукты за сколь угодно низкую цену,
покрывающую издержки их транспортировки и хранения. В результате затраты
окупаются и снижается цена основного продукта.
• Установление
цен на основе торгов. Во внешнеэкономической деятельности
значительная часть цен определяется на основе торгов. Специфика этого принципа
ценообразования заключается в том, что предприятие формирует цену не в
зависимости от собственных издержек и спроса на продукцию, а с учетом ожидаемых
от конкурентов предложений по ценам. В торгах побеждает тот, кто предлагает
наименьшую цену или самые выгодные условия, поэтому предприятие должно заранее
спрогнозировать возможное поведение и потенциал конкурентов.
• «Психологическое»
ценообразование применяется в международной
торговой практике так же, как и при торговле на внутреннем рынке. Цены
устанавливаются на уровне ниже круглой суммы, что положительно воспринимается
потребителями.
Экспортная и импортная цены
рассчитываются на базе мировых цен с учетом складывающейся конъюнктуры рынка.
Это отличает методику ценообразования во внешнеэкономической деятельности от
той, которую применяют при определении цен внутреннего рынка. Основой
формирования экспортной цены являются базисные условия поставки, определяемые
специальным документом «Инкотермс», издаваемым Международной торговой палатой и
содержащим толкование терминов. В последней редакции 2002 г. «Инкотермс»
содержит 13 базисных условий поставки, разделенных на 4 группы. Они различаются
по условиям и способам включения в цену издержек доставки, страхования, риска
гибели или порчи товаров. В этом случае при установлении внешнеторговых цен
используется термин «франкирование цен».
Цены на импортные
товары включают следующие элементы:
• таможенную
стоимость импортируемого товара;
• таможенную
пошлину;
• акцизы;
• налог
на добавленную стоимость;
• транспортные
расходы.
Таможенная стоимость товара
представляет собой стоимость товара, на основе которой определяется величина
таможенных платежей.
Принято
рассматривать две основные группы мировых цен:
1. цены
на продукцию обрабатывающей промышленности;
2. цены
на сырье и на исходные материалы.
1. Цены на
продукцию обрабатывающей промышленности обычно
складываются на основе экспортных цен крупных компаний, являющихся главными
поставщиками этой продукции на мировой рынок. Такие экспортные цены, в свою
очередь, образуются, отталкиваясь от цен, складывающихся на эти же товары на
внутреннем рынке. Крупные производители определяют цены, складывающиеся на их
продукцию, на основе метода полных затрат либо метода, прямых затрат.
При использовании метода
полных затрат суммируются все затраты (как постоянные, так и переменные),
необходимые для производства единицы данной продукции, и предполагаемая величина
прибыли. При этом предполагается реализовать всю произведенную продукцию по
цене, не опускающейся ниже, чем определенная вышеназванным способом, иначе
предприятие несет денежные потери.
В случае использования
метода прямых затрат все производственные издержки разделяются на накладные
расходы, которые с известной степенью точности можно считать не зависящими от
объема выпуска, и прямые издержки, которые можно считать пропорциональными
объему выпуска. Исходная цена единицы продукции при этом определяется путем
надбавки к суммарной величине прямых затрат наценки определенной величины.
Накладные расходы при этом не распределяются заранее между отдельными видами и
единицами продукции, а погашаются после и по результатам реализации данного
товара за счет фактически полученной так называемой добавленной, или
маржинальной прибыли.
Очевидно, что при использовании
для ценообразования метода прямых затрат необходимо заранее достаточно
достоверно определить объем продаж на мировом рынке. Однако, поскольку трудно
заранее с высокой степенью точности и достоверности предсказать объем продаж на
мировом рынке и зависимость спроса от запрашиваемой цены, большинство
предприятий используют метод полных затрат.
Так или иначе, цена продукции,
полученной одним из описанных способов, является лишь отправной точкой для
определения той цены, по которой данная продукция будет фактически продана в
том или ином регионе мирового рынка.
В дальнейшем крупные компании,
обладающие значительными внутренними резервами и способные активно воздействовать
на рынок, осуществляют ценовое маневрирование и определяют окончательную
продажную цену с гибким учетом конъюнктуры и конкуренции.
Характерной особенностью
мирового рынка продукции обрабатывающей промышленности является то, что этот
единый мировой рынок на самом деле представляет собой совокупность
взаимосвязанных рынков отдельных видов машин и оборудования. В отличие от
внутренних национальных рынков, которые обычно характеризуются высокой степенью
монополизации и концентрации предложения, на мировых рынках отмечается высокая
степень конкуренции. Это объясняется выходом на рынок большего, чем в пределах
одной страны, числа производителей, а также различиями в качестве и
потребительских свойствах одного и того же товара, произведенного в различных
странах и различными предприятиями.
Следует иметь в виду, что на
мировом рынке цены на одинаковые товары от разных производителей могут быть
различными в силу объективного различия ценообразующих факторов (рис.2).
Эти факторы, действуют как в
направлении повышения, так и понижения фактической продажной цены на мировом
рынке. Такой характер ценообразования продукции обрабатывающей промышленности
объясняется следующим.
При внедрении нового товара
конкуренция еще невелика, а эластичность по спросу обычно мала. Иными словами,
новый товар, пока его мало, покупают за любую цену.
В фазе роста конкуренция цен
обычно возрастает. Это приводит к снижению цен на такой товар.
В фазе зрелости производственные издержки обычно
возрастают, и большее значение приобретают неценовые факторы конкуренции. Это
приводит к повышению цен на товары.
|
Учет
фазы жизненного цикла товара
|
|
Степень
универсальности оборудования
|
|
Влияние
инвестиций у производителя
|
|
Высокие
цены в фазе внедрения товара
|
|
|
Крупномасштабный
выпуск
|
|
|
Предоставление
кредитов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Снижение
цен в фазе роста
|
|
|
Изменение
системы инвестиций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Повышение
цен в фазе зрелости
|
|
|
|
|
|
Запчасти
и послепродажный сервис
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование
инфраструктуры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 2 Ценообразующие факторы мирового рынка
продукции обрабатывающей промышленности
внешнеэкономический
ценообразование цена конкуренция
2.
Основой для определения цены на сырье и исходные материалы являются не
издержки на их производство (в отличие от цен на продукцию обрабатывающей
промышленности), а соотношение между спросом и предложением, характерным для
этих товаров на мировом рынке.
С таким установившимся уровнем
цен на сырье приходится считаться всем его производителям. Экспортеры,
производящие сырье с невысоким уровнем издержек, получают при продаже своего
сырья на мировом рынке достойную прибыль. Те же экспортеры, которым добытое ими
сырье обходится дорого, должны удовлетворяться меньшей прибылью или вообще
уходить с мирового рынка.
Для мирового рынка сырья
характерно, таким образом, взаимодействие и взаимовлияние цен экспортеров и
биржевых котировок. Для одних видов сырья основную роль играют цены
экспортеров, а биржевые котировки должны следовать за этими ценами. Для других
же видов сырья биржевые котировки, наоборот, играют определяющую роль при
назначении цен на сырьевые товары. По некоторым видам сырьевых товаров
(например, по сельскохозяйственной непродовольственной продукции) биржевые
котировки являются единственными ориентирами мирового рынка для назначения цены
на данный товар.
Еще одна особенность мирового
рынка сырья заключаются в том, что на один и тот же вид сырья устанавливаются
различные цены, соответствующие:
• различным
специфическим регионам;
• различным
используемым валютам;
• различным
соотношениям между спросом и предложением;
• различным
скидкам для различных категорий покупателей.
Важнейшей особенностью мирового
рынка сырья является также большая степень участия в формировании цен на товары
такого рода государства и государственных органов. Иногда даже для формирования
цен на те или иные виды сырьевых товаров государства-производители объединяются
в ассоциации. В ассоциации могут объединяться как потребители, так и
производители сырьевых товаров.
Особенности
ценообразования для сырьевых товаров представлены на рис.3.
Таким образом, внутренние и
мировые цены на экспортируемые и импортируемые товары, хотя и являются
взаимозависимыми, но совпадают редко.
Обычно внутренние цены
оказываются более высокими по сравнению с мировыми. Исключением здесь является
экспорт некоторых сырьевых товаров в тех случаях, когда этот вид сырья является
единственным или преобладающим ресурсом, добываемым и экспортируемым в данной
стране. В этом случае цена на этот вид сырья на внутреннем рынке устанавливается
на более низком уровне, чем уровень мировой цены на этот же вид сырья.
Как правило, превышение
внутренних цен над мировыми характерно в большей степени для импортируемых
товаров, что стимулирует увеличение их ввоза. Для экспортируемых товаров такое
превышение внутренних цен над мировыми менее значительно, но в большинстве
случаев имеет место.
Соотношение
спроса и предложения на мировом рынке
|
|
Учет
биржевых котировок
|
|
Множественность
цен на сырье
|
|
Влияние
государства и ассоциаций государств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ограничение
уровня издержек
|
|
|
Дополнительная
роль биржевых котировок
|
|
|
Для
разных регионов
|
|
|
Государственный
контроль за экспортом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ограничение
уровня рентабельности
|
|
|
Определяющая
роль биржевых котировок
|
|
|
Для
разных валют
|
|
|
Государственный
контроль за импортом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ограничение
величины прибыли
|
|
|
Равноправие
биржевых котировок
|
|
|
Для
разных периодов времени
|
|
|
Ассоциации
стран - производителей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уход
с мирового рынка
|
|
|
Биржевые
котировки - отражение мировых цен
|
|
|
Для
разных категорий покупателей
|
|
|
Ассоциация
стран - потребителей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.3 Ценообразование на мировом рынке сырьевых
товаров
2. Изучение
предложения и анализ цен конкурентов
Хотя максимальная цена может
определяться спросом, а минимальная - издержками, на установление предприятием
среднего диапазона цен влияют цены конкурентов на аналогичный товар и их
рыночные реакции. Именно наличие конкуренции заставляет производителей снижать
цену, расширять ассортимент и повышать качество продукции, одновременно следя
за действиями конкурентов.
Предприятию необходимо знать
цены и качество товаров своих конкурентов. Анализ цен и товаров конкурентов
является важным и ответственным этапом в методике установления цен на товары.
Прежде всего, на этапе
ценообразования производителю товара необходимо иметь данные не только о ценах
конкурентов, но и глубокое исследование технико-экономических характеристик
товаров конкурентов. Последнее необходимо для сопоставительного анализа товаров
производителя и конкурентов. Кроме того, на данном этапе проводятся
исследования реакции фирмы на возможное изменение цен, предпринятое
конкурентом. В результате этого исследования предприятие должно быть готово
ответить на нижеследующие вопросы:
1) почему
конкурент изменил цену - для завоевания рынка, использования недогруженных
мощностей, компенсирования издержек или чтобы положить начало изменению цен в
отрасли в целом?
2) планирует
ли конкурент изменение цен на время или навсегда?
3) что
произойдет с долей рынка фирмы и ее доходами, если она не примет ответных мер?
4) собираются
ли предпринимать ответные меры другие предприятия?
5) какими
могут быть ответы конкурента и других предприятий на каждую из возможных
ответных реакций?
Помимо решения этих вопросов, предприятие должно
провести и более широкий анализ. Ему следует изучить проблемы, связанные с
этапом жизненного цикла своего товара, значение этого товара в рамках своей
товарной номенклатуры, изучить намерения и ресурсы конкурента, предложенную
цену и чувствительность рынка с точки зрения ценностной значимости товара,
динамику издержек в зависимости от объема производства и прочие возможности,
открывающиеся перед предприятием.
Предприятие не всегда готово
провести анализ вариантов своих действий непосредственно в момент изменения цен
конкурентов. Ведь конкурент, возможно, готовился к своему шагу довольно долго,
а отреагировать на этот шаг требуется, как правило, незамедлительно. Поэтому
практически единственный способ сократить срок принятия решения об ответной
реакции - предвидеть возможные ценовые маневры конкурента и заблаговременно
подготовить вариантные ответные меры.
Основными видами
рыночной конкуренции являются:
• совершенная
(чистая) конкуренция;
• монополистическая
конкуренция;
• олигополистическая
конкуренция;
• совершенная
(чистая) монополия.
Совершенная (чистая)
конкуренция - это идеализированная модель, которой на реальных рынках не
существует. Для большинства рынков наиболее характерными являются
монополистическая или олигополистическая виды конкуренции.
Характерные
особенности различных видов конкуренции приведены на рис.4.
Рис.
4
Характерные особенности различных видов конкуренции
Чистая конкуренция
возникает на рынке, который характеризуется следующими особенностями:
• на
рынке имеется множество предприятий, каждому из которых принадлежит лишь
небольшая доля этого рынка;
• конкурирующие
товары являются однотипными и взаимозаменяемыми;
• цены
на товары - свободные и не имеют верхних и нижних пределов.
В условиях чистой конкуренции
цена товара определяется соотношением спроса и предложения. Это объясняется
тем, что каждое предприятие обладает лишь небольшой долей рынка и не может
диктовать свои цены на остальном рынке. Поэтому покупатель свободен в выборе
того, сколько заплатить за имеющийся на рынке товар. Если хотя бы одно
предприятие увеличивает производство и, соответственно, предложение товара на
рынке в целом возрастает, то цена этого товара снизится. Такое снижение цены
распространится на все предприятия, действующие на рынке (в том числе и на те,
которые не изменяли ни способ, ни объем производства).
Таким образом, в условиях
чистой конкуренции ни одно предприятие не может диктовать свой уровень цен. Под
воздействием соотношения спроса и предложения цены устанавливаются в виде
уравновешивающей цены, хотя известны стратегии кратковременного воздействия на
рыночную ситуацию путем проведения соответствующей ценовой политики. Например,
предприятием назначаются стартовые цены выше среднерыночных, позднее они
снижаются до среднерыночного уровня. В этом случае снижение цен может склонить
часть покупателей к покупке, что дает предприятию возможность получить
дополнительную прибыль.
Рынками, приближающимися к
рынкам с совершенной конкуренцией, считают, например, мировые рынки пшеницы и
металлических руд.
На рынке чистой
монополистической конкуренции один продавец может диктовать свою волю, в
т.ч. единолично определять уровень цены, не считаясь с интересами конкурентов.
Однако монопольная цена не всегда является максимально высокой, т.к.
предприятие заинтересовано в получении наибольшей совокупной прибыли. Для
увеличения объема продаж предприятие-монополист может назначить заниженную
цену, либо прибегнуть к выгодной для себя практике установления так называемых
дискриминирующих цен, существующих в следующих формах:
• различные
цены для разных групп покупателей, в т.ч. и бесплатное предоставление товара
некоторым группам потребителей;
• различные
цены для различных типов товаров, в т.ч. и независимо от фактически имевших
место для их производства затрат;
Примерами могут послужить
сезонные тарифы на железнодорожные билеты по курортным направлениям и тарифы на
междугородние телефонные переговоры в выходные и рабочие дни, в дневное и
ночное время суток.
Иногда предприятие-монополист
проводит дополнительную сегментацию рынка. Это значит, что на одной части рынка
товар продается по более высоким ценам, а на другой части рынка тот же товар
продается по более низким ценам. Если рынок, где товар предлагается по
пониженным ценам, расположен за пределами страны, резидентной для предприятия-монополиста,
то политика занижения монопольно назначаемых цен называется демпингом. Зачастую
страны-импортеры препятствуют проведению демпинга, ограничивая ввоз
соответствующих товаров из- за рубежа для недопущения конкурентного подрыва
национальной промышленности.
Для монополистической
конкуренции характерно присутствие на рынке значительного числа
предприятий, сговор между которыми практически нельзя осуществить.
Монополистическая конкуренция отличается от совершенной (чистой) конкуренции
следующими особенностями:
• продаются
товары, отличающиеся как по своим показателям полезности для потребителей, так
и по уровню и видам предоставляемого сервиса;
• предприятия
не имеют полной информации о процессах, происходящих на рынке, или о том, что
должно и может произойти по законам спроса и предложения;
• предприятия
выдвигаются на лидирующие позиции преимущественно путем индивидуализации
продукции и расширения рекламной деятельности;
• доступ
к рынку новых производителей не является свободным, а ограничен в силу
имеющихся предпочтений (однако эти ограничения не являются абсолютными).
В условиях монополистической
конкуренции изменение цен может произойти как по инициативе лидера, так и по
взаимному согласию всех участников рынка.
Часто применяются дифференцированные
цены. Дифференциация цен осуществляется в зависимости от спроса, а также по
географическому принципу, по которому в различных регионах на один и тот же
товар назначаются различные цены. Например, покупателям со значительными
денежными суммами, предлагаются товары «люкс» по более высоким ценам. Остальным
предлагаются обычные товары по более низким ценам. В короткий период времени на
товар могут быть назначены более высокие цены, и фирма-изготовитель, лидирующая
в назначении цен, будет получать дополнительную прибыль. Это привлечет на
данный рынок и других продавцов и приведет к снижению цен. Приток новых
продавцов будет продолжаться, пока цены не упадут настолько, что будет
обеспечиваться обычный уровень прибыли.
Олигополистическая
конкуренция возникает только на таком рынке,
где действует ограниченное число крупных предприятий. Предлагаемые ими товары
могут быть как одинаковыми и взаимозаменяемыми, гак и отличающимися друг от
друга. Примером товаров первого рода могут служить сталь, пластмасса, зерно и
т.п.; примером товаров второго рода - различные модели видео- и
аудиоаппаратуры, автомобили и т.п.
В условиях подобного рынка его
участникам время от времени приходится вступать с конкурентами в соглашение
через принятие общего «соглашения о ценах» или проведение «параллельной ценовой
политики». Антимонополистическое законодательство ряда стран запрещает
соглашение о ценах. Для проведения параллельной ценовой политики предприятия
заключают соглашения об унификации калькуляционных статей затрат и о единой норме
прибыли.
Таким образом, характерными
чертами олигополии является, во-первых, взаимозаменяемость, а, во-вторых,
совместные действия фирм-продавцов. В настоящее время общей теории
олигополистической конкуренции не существует, а значит, что каждой модели
олигополии присуща собственная специфика функционирования.
Изучение предложений и цен
конкурентов в ряде случаев делает целесообразной стратегию ценообразования,
называемую ценообразованием за лидером, согласно которой
предприятие-производитель, доминирующее на олигополистическом рынке, имеет
возможность единолично устанавливать цену этого товара. Остальные участники
рынка следуют за установленными лидером ценами. Отметим, что эти цены могут
быть таковыми, что потенциальным новым продавцам оказывается невыгодным
начинать свою работу на данном рынке. Поэтому при некоторых вариантах ценового
расклада доступ новых продавцов на олигополистический рынок экономически
ограничивается.
В большинстве случаев мелкие
конкуренты не решаются повышать свои цены вслед за повышением, осуществленным
лидером. Однако они понижают свои цены, если это делает лидер.
Еще большее снижение цен по инициативе мелких
конкурентов отрицательно скажется на состоянии рынка. В частности, выравнивание
цен двух конкурентов приведет к перераспределению рынка в пользу того из них,
чьи издержки производства окажутся ниже.
3.
Задача
Предприятие, используя
производственные мощности на 85%, ежегодно производит и продает 4500 изделий по
цене 120 руб. за штуку. Затраты на производство составляют 500 тыс. руб., из
них 80% приходится на постоянные затраты. Используя графический и
арифметический расчет определить:
- минимальный
объем продаж для обеспечения производства;
- запас финансовой прочности
предприятия в натуральном и денежном выражении;
- возможно
ли изменить объем производства при изменении цены на ± 10 % для обеспечения
прибыли предприятия в 100 тыс. руб.? Ответ обосновать.
Решение:
1) минимальный
объем продаж для обеспечения производства ():
где Ипост
- сумма постоянных издержек на планируемый выпуск, руб.;
Ипер -
переменные издержки на единицу продукции, руб.;
Ц - цена единицы
продукции, руб.
Ипост = 500 000 руб.
х 80 % = 400 000 руб., соответственно Ипер - 100 000 руб.
- объем безубыточного производства, или в
стоимостном выражении:
4091 изд. 120
руб. 490
920 руб.
2)
3) Запас
финансовой прочности предприятия составит:
- в
натуральном выражении: 4 500 изд. - 4 091 изд. = 409 изделий;
- в
денежном выражении: 409 изд. х 120 руб. = 49 080 руб.
3) Объем
производства (Q)
для обеспечения прибыли (П) в 100 000 руб.:
Т.к. безубыточное производство
в стоимостном выражении - 490 920 руб., то с учетом премии - 590 920 руб. А
значит цена изделия, обеспечивающая доход с запланированной прибылью составит 115.5
руб./ изд. (590 920 руб./ 5 114 изд.).
Таким образом, для
обеспечения запланированной прибыли в 100 000 руб. необходимо увеличить выпуск
продукции до 5114 изделий, при этом цена реализации одного изделия снизится со
120 руб. до 115,5 руб. (-3,75 %). Представим графически решение этой задачи
(рис.5).
Доход, затраты, тыс
Объем производства,
изд руб
500 1000 1500 2000
2500 3000 3500 4000 4500
Рис.
5
Зависимость затрат, дохода и прибыли от объема производства в натуральном
выражении
На графике:
Линия 1 -
переменные затраты, пропорциональные объему производства.
Линия 2 -
постоянные затраты (не зависят от объема производства).
Линия 3 - полные
затраты (переменные + постоянные).
Линия 4 - выручка
от реализации.
Точка К - критическая точка
(точка безубыточности), в которой нет ни прибыли, ни убытка. Т.е. полные
издержки равны выручке от реализации. Проекция точки К на оси абсцисс и ординат
отражают безубыточный объем производства в натуральном и денежном выражении.
Точка А на линии выручки 4
отражает размер запланированной прибыли предприятия, а проекция этой точки на
ось абсцисс - соответствующий этой прибыли объем производства.
Заключение
Цены играют важную роль в
предпринимательской деятельности каждого предприятия, т.к. от их уровня зависят
конечные результаты деятельности, в т.ч. прибыль и рентабельность. Цены
выступают основным фактором в решении вопросов определения рынков сбыта
продукции, целесообразности производства товара и оказания услуг, расчета
издержек производства, определения объемов инвестиций.
В международной торговле
существует понятие «мировых цен». Мировая цена - это выражение мировой цены
производства, складывающейся на мировом рынке. Цена товара в этом случае -
величина неустойчивая. На нее влияет множество факторов, поэтому предприятия
считают, что для успеха на внешнем рынке необходимо разрабатывать оптимальную
ценовую политику и постоянно проверять ее эффективность, изменяя по мере
необходимости.
Для современной мировой
экономики характерна множественность цен, т.е. установление разных цен на
одинаковые товары. Причинами множественности цен являются протекционизм,
таможенные и другие барьеры. Создание особых торговых и валютных зон приводит к
дифференциации цен на одни и те же товары в мировой торговле. При определении
цен готовых изделий решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и
экспортирующие определенные типы и виды этих изделий.
Что касается ценообразования на
товары на внутреннем рынке, то, изучая продукцию конкурентов, их ценовые
возможности, проводя опросы потенциальных покупателей, предприниматель обязан
объективно оценить позиции своего товара по отношению к товарам конкурентов. От
результатов анализа зависит правильное решение вопроса: реально ли установить
более высокую цену, чем у конкурентов, или для привлечения покупателя следует
остановиться на более низких ценах.
Знания о ценах и товарах
конкурентов являются основой для собственного ценообразования.
Для анализа предложений и цен конкурентов важно
рассмотреть неблагоприятные рыночные ситуации, ставшие причиной экономических
потерь соперников (снижение объема продаж, прибыли, доли конкурента на рынке и
т.п.)
Список литературы
1. Беляева И.Ю.
Ценообразование: учебное пособие / И.Ю. Беляева, О.В. Панина, В.В. Головинский,
О.Б. Авдиенко. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС. 2007. - 176 с.
2. А.Д. Чудаков. Цены
и ценообразование: Учебник для вузов. - М.: Издательство РДЛ, 2003. - 376 с.
3. Т.А. Слепнева, Е.В.
Яркин. Цены и ценообразование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 240 с. -
(Серия «Высшее образование»).
4. Цены и
ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. - М.: ЗАО
«Финстатинформ», 2001. - 304 с.
5. Ценовая политика
предприятия. 2-е изд. / В.М. Тарасевич. - СПб.: Питер, 2003. - 288 е.: ил. -
(Серия «Учебник для вузов»).
6. Ерухимович И.Л.
Ценообразование: Учеб.-метод, пособие. - 3-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2003.
- 108 е.: ил. - Библиогр.: с. 103-104.