Политические ссыльные в Забайкалье. Декабристы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,81 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политические ссыльные в Забайкалье. Декабристы

Забайкальский Государственный Гуманитарный Педагогический Университет им. Н.Г.Чернышевского

Факультет иностранных языков








РЕФЕРАТ

по предмету: История родного края

на тему: «Политические ссыльные в Забайкалье. Декабристы»













Чита, 2011 г.

ПЛАН

Введение

. Декабристы в Забайкалье

. Проект реставрации «Церкви Декабристов» в Чите

. Документы о декабристах в фондах Государственного архива Забайкальского края

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

История Байкальского края, как и всей Сибири, связана не только с освоением и научными исследованиями, но и с политической жизнью России. Сюда отправляли на каторгу и в ссылку тех, кто осмеливался восставать против российских властей. Правда, справедливости ради надо сказать, что «первенство» в этом отношении принадлежит все же не русским государям. Еще в «Яссе» - своде законов государства Чингизидов - среди наказаний за некоторые преступления предусматривалось изгнание из монгольских степей в «северные леса».

А первым русским ссыльным в Забайкалье, имя которого осталось в истории, был протопоп Аввакум - несгибаемый борец за «чистоту праотеческой веры». В 1653 году он был сослан в Тобольск, потом в Енисейск и шесть лет находился на «перевоспитании» при енисейском воеводе Афанасии Пашкове, завоевателе Даурии. Живые картины этого «воспитания» оставил нам сам «воспитанник» в своем гениальном произведении «Житие протопопа Аввакума».

Еще один именитый ссыльный Байкала - А.Н.Радищев. Из-за своих крамольных, по мнению императрицы Екатерины II, заметок о путешествии из Петербурга в Москву ему в 1790 году пришлось проделать значительно более длительное путешествие из Петербурга в Иркутск. Впрочем, Радищев и здесь не утратил объективного взгляда настоящего исследователя и отозвался об Иркутске очень одобрительно: «Иркутск заслуживает внимания отменного».

Но самые известные узники этих мест, конечно, декабристы. Им, декабристам, и будет посвящена данная работа.

1. Декабристы в Забайкалье

Длительное пребывание на далекой глухой окраине империи нескольких десятков образованных, просвещенных умов России (как ни относись к их политическим убеждениям) не могло не оставить своего следа в культурной и хозяйственной жизни этого края. Сибирская эпопея декабристов стала одной из светлых легенд России. Это легенда о жертвенности, бескорыстии, о мужестве, стойкости, о любви, и верности. Всего по делу о восстании на Сенатской площади было осуждено 110 человек. Пятеро были казнены, а 105 осужденных, разделенные на 11 разрядов по тяжести преступления, были приговорены в каторжные работы на сроки от 2 до 20 лет, к бессрочной ссылке на поселение, к разжалованию в солдаты, к отправке на работы в крепостях. Первые восемь «перворазрядных» осужденных, декабристов (Е.П. Оболенский, А.И Якубович, А.З.Муравьев, В. А.Давыдов, С.Г.Болконский, С.П.Трубецкой, братья Борисовы) были доставлены в Иркутск в конце августа 1826 года. Весь 37-дневный путь из Петербурга они проделали на фельдъегерских тройках, в сопровождении жандармов и закованными в «ножные железа». В Иркутске их принял (!) Н.П. Горлов, в тот момент занимавший должность генерал-губернатора Восточной Сибири. Он был хорошим знакомым некоторых из своих «поднадзорных». А с Г.С.Батеньковым, видным деятелем Северного союза, даже состоял в одной масонской ложе, будущие каторжники были приняты в Иркутске как почетные гости. Их расковали и поместили в отдельном доме без охраны. Здесь их посещала местная интеллигенция. Затем их все же направили к местам заключения. Но это были относительно «льготные» места - недалекие от Иркутска солеваренные и винокуренные заводы. Да и здесь все было устроено так, что «уроки» за них отрабатывали «настоящие» каторжане.

Уже в декабре 1826 года декабристов привезли на Благодатский рудник нерчинских заводов и поместили в тюрьму - «темную, грязную и вонючую каморку, на съедение всех видов насекомых». Работали заключенные ежедневно по 6 часов, в шахте на глубине около 150 м. Цепи не снимали ни на работе, ни на отдыхе. Здесь, на Нерчинских рудниках, «бунтовщиков» не любили. Защитой им служила только петербургская инструкция, которая предписывала следить за здоровьем осужденных. Начальник рудников открыто говорил, что «без этой закорючки я бы их в два месяца в расход вывел». В таких условиях «перворазрядные» декабристы прожили почти год. Дело дошло даже до голодовки протеста - первой в истории российской каторги. Положение несколько облегчил приезд в Благодатск жен заключенных - М.Н. Волконской и Е.И. Трубецкой.

Для следующей партии менее «разрядных» декабристов в это время срочно строилась тюрьма на Акатуйском серебряном руднике. Самих каторжников, числом 70 человек, зимой 1827года временно собрали в Читинском остроге, где тогда было два десятка изб и несколько казенных строений. «Мы были набиты, как сельди в бочке!», - вспоминал М.А. Бестужев. За неимением в Чите рудников декабристов использовали главным образом на земляных работах, а в морозы - на ручных мельницах. Соблюдались все строгости каторжного режима - ручные и ножные кандалы, запрещение читать и писать, общаться с «вольными». Некоторые послабления начались с прибытием в Читу жен декабристов. Первой из них была А.Г. Муравьева. Именно она привезла с собой знаменитое пушкинское «Послание в Сибирь» - «Вo глубине сибирских, руд храните гордое терпенье...» и посвященное И.И. Пущину «Мой первый друг, мой друг бесценный...» доставка и тем более, передача этой «крамолы» грозили Муравьевой очень большими неприятностями, вплоть до тюрьмы. Но все обошлось. Ей удалось передать бесценные пушкинские строки Пущину через щель в частоколе острога. Поэтическое слово имело тогда огромное влияние на умы и сердца образованных людей. И пушкинское послание дало его адресатам «второе дыхание». А. Одоевский сочинил известный «Ответ из Сибири» - «Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли...». Более того, началась подготовка к побегу на Амур и далее, в Китай. Одновременно на Зерентуйском руднике началась подготовка... вооруженного восстания. Дело в том, что туда в феврале 1828 года прибыла очередная партия декабристов - боевых офицеров, участников восстания Черниговского полка: И, И. Суханова, Б.Н. Соловьева, А. И. Мозалевского. Вот они-то и разработали план восстания. Он предусматривал освобождение узников Зерентуйского и соседних рудников, поход на рудник Благодатский, захват оружия, объединенный подход восставших на Нерчинск, захват крепостной артиллерии, наступление на Читу и освобождение заключенных там декабристов. Началась уже и практическая подготовка восстания. Но эти планы, разрушило предательство одного из участников заговора. Дело кончилось военным судом и расстрелом зачинщиков.

А декабристов изъяли из всех «общих» мест заключения, и загнали в самую глухомань - на Петровский железоделательный завод, находившийся в 1000 км на северо-запад от Нерчинска, за грядой Яблоневого хребта. Это перемещение закончилось в сентябре 1830 года. Но удаленности и недоступности места властям показалось мало, и всех каторжников постарались разместить в одиночках - сырых казематах без окон.

Но и здесь в дело вмешались жены, декабристов. Они избрали безотказную тактику - просто правдиво описывали все происходящее на Петровском заводе своей петербургской родне, которая составляла элиту высшего общества. Петербургский аристократический свет был шокирован, и его ропот заставил императора смягчить режим. Смягчение началось с прорубленных окошек в камерах, а закончилось тем, что уже в 1831 году семейным декабристам было разрешено жить в отдельных домах, построенных специально для этой цели рядом с тюрьмой. Из этих домов вскоре выросла целая улица, названная самими декабристами «Дамской».

К 1840 году тюрьма Петровского завода опустела - у большинства декабристов закончились сроки каторжных работ.

«Благодаря» разгрому тайных обществ дворян-революционеров в Читинском, а потом и в Петровском острогах на время поневоле собрался цвет русской интеллигенции. Такая концентрация просвещенных, высокообразованных людей в тюремной тесноте привела к созданию «Каторжной академии». На ее «конференциях» «академики» читали друг другу лекции, каждый по наиболее близкой ему тематике. Курс истории вели Бестужев, Муравьев, Муханов, Спиридонов; курс русской литературы - Одоевский, своими наблюдениями и воспоминаниями делился участник первой русской кругосветной экспедиции К.П. Торсон; медик К.Ф.Болыр преподавал физику, химию, анатомию, физиологию; П.С. Бобрищев-Пушкин - высшую математику; Д. Завалишин и Ф. Бадковский - астрономию. А братья А. и П. Борисовы, образованные ботаники, энтомологи и орнитологи, в свободное время занимались... сбором коллекций местных растений и насекомых, в том числе бабочек. И это все в ручных и ножных кандалах! И все они, так или иначе, занимались литературным трудом, музыкой, пением, то есть старались жить в традициях просвещенного дворянства своего времени. Однако общение каторжных, а затем ссыльных декабристов было не только интеллектуальным. У них постепенно сложилась хорошо налаженная система взаимопомощи, так называемая «Артель». Дело в том, что декабристы принадлежали к дворянским семействам различного достатка. Кого-то содержала или поддерживала на достойном уровне состоятельная родня, а кто-то был вынужден существовать исключительно на казенное пособие ссыльнопоселенца: два пуда муки в месяц и деньгами 6 копеек в день (при том, что корова стоила 2 рубля, а овца - от 30 до 50 копеек). Вот это неравенство между собратьями по убеждениям и судьбе «Артель» и старалась исправить. При выборе места ссылки власти учитывали и мнение самих ссыльных, их родственные и дружеские связи, сложившиеся на каторге. Так, А.М. Муравьев, отбыв свой каторжный срок, еще три года «дожидался» в Петровске брата Николая, чтобы поселиться с ним в Селенгинске. Там же пожелали поселиться вместе К.П. Торсон и братья Бестужевы. Супруги Болконские просили поселить их вместе с доктором В.Ф. Вольфом, так как в его наблюдении нуждались их дети. Многие декабристы, и даже из родовитых семей, выйдя на поселение, женились на местных казачках, крестьянках и даже ясачных. То есть тунгусках и бурятках. Так поступили, например, В. Раевский и Кюхельбекеры.

Забайкальская каторга для многих декабристов явилась не только наказанием, но и школой народной жизни. Яснее и точнее всех это выразил М.С. Лунин: «Настоящее поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». И это после десяти лет каторги. Кстати, Лунин, кажется, единственный из декабристов, кто приговаривался к каторге дважды. Уже будучи на поселении в селе Урики, близ Иркутска, он под видом семейной переписки со своей сестрой, графиней Е.С. Уваровой, рассылал полемические письма и политические памфлеты. Это кончилось новым заключением в каторжной тюрьме Акатуя, где он был уже один среди уголовников. Там он и погиб в 1845 году. Но большинство декабристов в ссылке оставили революционную деятельность и занялись просветительством. И, может быть, как раз в этом и состоит их главная заслуга перед Россией. Они изучали быт, нравы, обычаи местного населения. Одно из первых опубликованных этнографических исследований Бурятии принадлежит Н.А. Бестужеву. Но не только это. Например, за двухколесной бричкой, очень удобной для передвижения по забайкальскому бездорожью, навсегда закрепилось название «бестужевка». Братья Бестужевы, Борисовы, некоторые другие декабристы активно распространяли среди населения агрономические, гигиенические знания; на свои средства устраивали, амбулаторные пункты, небольшие больницы. Особенно плодотворны были усилия декабристов в деле организации народного образования, декабристские школы, устроенные по так называемой «ланкастерской» системе, открывались по всей Сибири, в том числе и в Иркутске, Петровском заводе, иркутском селе Олонки.

Декабристы опубликовали огромное количество научных и публицистических работ по самым разным вопросам сибирской жизни -земледелию, просвещению, по национальному вопросу, экономике и другим. Эти статьи, книги, письма будили интерес просвещенной части русского общества к Сибири, ее значению для России, ее нуждам и проблемам.

Так декабристы отплатили добром за то невольное зло, которое причинила им сибирская земля, в которой большинство из них и осталось.

2. Проект реставрации «Церкви Декабристов» в Чите

В 1974 г. трестом «Росреставрация» был разработан эскизный проект реставрации древнейшего памятника архитектуры г. Читы - так называемой «церкви декабристов». В основу проекта положено проведенное авторским коллективом изучение памятника в натуре и по историческим документам.

В справке Нерчинской воеводской канцелярии значится, что деревянная двухэтажная Михайло-Архангельская церковь Читинского острога построена до 1710 года. Однако в клировых ведомостях укапана другая дата постройки - 1775г. Эту же дату называет А. Попов, издавший в 1907 г. «Путеводитель по Чите». Не ссылаясь на исторические источники, он сообщает, что старочитинская Михайло-Архангельская церковь была заложена в 1773 г. вместо сгоревшей в 1774 году.

Архитектурно-археологическими исследованиями 1974 г. в верхнем этаже памятника были установлены следы большого пожара. В исторических документах, описывающих состояние памятника с третьей четверти XVIII в. по начало XX в., других упоминаний о значительном пожаре нет. Поэтому мы вправе верить справке Нерчинском воеводском канцелярии, что старочитинская церковь построена до 1710г.

На акварельном рисунке декабриста Николая Бестужева эта церковь изображена на фоне гражданских строений и сопок. Рисунок довольно точно передает не только общий вид храма, но и некоторые довольно мелкие детали. Именно такой видели церковь узники-декабристы. 4 апреля 1828 г. здесь состоялось венчание «государственного преступника» И. А. Анненкова с Полиной Гебль. Вот как об этом вспоминает она сама много лет спустя: «Веселое настроение исчезло, шутки замолкли, когда привели в оковах жениха и его двух товарищей, которые были нашими шаферами. Оковы сняли им на паперти. Церемония продолжалась недолго, священник торопился, певчих не было. По окончании церемонии жениху и шаферам надели оковы и отвели в острог».

В 1838 году в ограде старочитинской церкви была похоронена маленькая дочь декабриста С.Г.Волконского Софья а в 1845 г.- жена декабриста Д. И Завалишина.

В 1838 г. составитель клировой ведомости записал: «Колокольня не совсем твердая, а в нижнем этаже от тяжести матицы сильно повреждены и оттого пол в неровном положении сделался». Ремонт церкви был назначен на март 1848 г., но из-за «непросохлости леса» отложен до сентября того же года и закончен лишь в ноябре 1849 г. Через 17 лет перекрытие над первым этажом снова пришло в аварийное состояние, по этой причине в архангельском приделе богослужение прекратили. В 1875 г. под нижние венцы церкви был подведен фундамент из «дикого серого камня», перестланы полы и потолки в нижнем и верхнем этажах, в нижнем к тому же для укрепления потолка поставлены деревянные колонны. В 1876 г. храм снаружи обшивают тесом и раскрашивают «под кирпич».

В результате всех ремонтных работ, различных перестроек и потерь первой половины XX в. архитектурный облик описываемого памятника изменился до неузнаваемости. Кроме того, он оказался окруженным многоэтажной современной городской застройкой, из-за чего в настоящее время но просматривается даже с близкого расстояния.

Сейчас стоит задача вернуть, по возможности, этому историческому памятнику его древний вид и сделать доступным для обозрения.

Благодаря натурным и архивным исследованиям установлено, что в 1768г. после случившегося большого пожара, который охватил в основном верхний этаж и крышу, памятник утратил свои первоначальные архитектурные формы. Во время капитальной перестройки церкви в 1771 г. крыша, главы и другие завершающие строение архитектурные формы были переделаны с учетом новых требований господствовавшего в архитектуре того времени классического стиля.

Так как рисунок церкви, сделанный декабристом Н. А. Бестужевым, самый древний, нет возможности документировать реконструкцию первоначального завершения памятника, утраченного в результате пожара 1768г. К тому же для нас более важно восстановить церковь в формах, которые были известны декабристам. Такая задача вполне разрешима, поскольку с 1771 по 1876г. памятник значительных изменений не претерпел.

Мы предлагаем удалить позднюю дощатую обшивку на всех фасадах, произвести протезирование и частичную замену бревенчатых конструкций стен, капитальный ремонт существующих фундаментов, перестилку полов, ремонт потолков, замену столярных заполнений оконных и дверных проемов, перепилку кровельных конструкций, а также воссоздание утраченных в конце XIX - первой половине XX в. завершении 1771г.

Проект предусматривает соблюдение всех современных требований методики реставрационных работ и технологических приемов, соответствующих деревянному зодчеству XVIII в. Реставрационные работы будут осуществляться под контролем и руководством представителей треста «Росреставрацпя».

После проведения ремонтно-восстановительных работ, предусмотренных проектом, этот уникальный памятник архитектуры приобретет еще большую ценность и будет великолепным украшением г. Читы.

3. Документы о декабристах в фондах Государственного архива Забайкальского края

Хранящиеся в Государственном архиве документы о декабристах сосредоточены в трех фондах (Забайкальское областное правление, фонд №1; Нерчинское горное правление, фонд №31; Петровский чугунолитейный завод, фонд №70). Это в основном материалы административной переписки о декабристах. Документов, авторами которых были бы сами декабристы, к сожалению, сохранилось очень мало. Документы архива привлекались при работе над монографиями П.Я.Эйдельманом («Михаил Лунин») и Г.П.Шатровой («И. Горбачевский»), а также ленинградскими реставраторами для восстановления дома Е.И.Трубецкой в Иркутске.

В материалах, хранящихся в архиве, отражено строительство каторжных тюрем для декабристов. Так, в журнале заседаний Нерчинской горной экспедиции, но рассмотрению административно-хозяйственных и организационных вопросов протоколом от 28 февраля 1827 г. зафиксировано решение о выборе места и постройке казармы для декабристов в Акатуе. О ходе строительства тюрем рассказывают также рапорты начальников горных контор в Нерчинское горное правление. Например, и рапорте Петровской заводской конторы исправляющему должность начальника нерчинских заводов от 12 декабря 1847 г. сообщается о строительстве тюрьмы в Петровском Заводе и о частичных переделках в тюрьме, где временно содержались узники. В материалах Нерчинского земского суда имеются наказы казакам Забайкальского казачьего полка о порядке сопровождения декабристов и других каторжан в пути.

Большую часть документов о декабристах составляют рапорты в Нерчинское горное правление, военному губернатору Забайкальской области о поведении и занятиях «государственных преступников», в частности И. И. Горбачевского, Д. И. Завалишина, А. Н. Луцкого, М. К. Кюхельбекера и других, в которых обычно отмечалось: «Ничего предосудительного в поведении и занятиях государственных преступников не наблюдалось».

На всю корреспонденцию, поступающую на имя декабристов, составлялись предписания и рапорты, поэтому в делах фондов встречается очень много таких документов с расписками декабристов в получении корреспонденции и денег из Европейской России.

В 1839 г. кончался срок каторги, по впереди были нелегкие годы жизни декабристов на поселении в Сибири. К этому периоду их жизни относятся присланные из Иркутска предписания гражданского губернатора начальнику Нерчинских горных заводов «об отбирании у поселенцев из «государственных преступников» портретов и отсылки оных в канцелярию III отделения Его Императорского Величества», а также Главного управления Восточной Сибири о том, чтобы «в состоявшихся судебных приговорах государственным и политическим преступникам прежде исполнения их было бы доведено до сведения Главного управления».

Имеются в делах фондов «Списки государственных преступников, освобожденных от каторжных работ и находящихся на поселении в Забайкальской области под надзором полиции». В списках значатся Н. и М. Бестужевы, И. И. Горбачевский, А. Н. Луцкий, М. К. Кюхельбекер, А. Е. Мозалевский. В других списках лиц, которым дозволено проживать в Сибири, упомянуты М. Н. Глебов, А. А. Быстрицкий, X. М. Дружинин.

Находящиеся на поселении декабристы получали пособие от казны, но оно было мизерным. В общераспорядительном отделе Забайкальского областного правления имеется подлинное письмо И. И. Горбачевского от 17 октября 1856 г., в котором он обращался к военному губернатору Забайкальской области: «...Новое для меня положение и быту моем непременно заставит меня иногда отлучаться, а может быть, и надолго уехать из Петровского Завода, для этого мне нужен вид, билет или тому подобное... это только я могу получить от Вашего Превосходительства или от областного правления за Вашей подписью и свидетельством ...не откажите приказать кому следует выдать мне и прислать такой вид на время или однажды и навсегда. ...Необходимость искать себе кусок хлеба заставляет меня беспокоить Вас...».

В 1856 г. на основании царского манифеста декабристам было возвращено дворянское звание. Главное управление Восточной Сибири предписывало Военному губернатору Забайкальской области «привести в исполнение Манифест от 26 августа 1856 г. до возвращению, дворянского звания сосланным в каторжные работы государственным преступникам: Горбачевскому, Кюхельбекеру, Завалишину, Бестужеву, Луцкому». Этим манифестом декабристам разрешалось вернуться в Россию и жить во всех местах, кроме Петербурга и Москвы. Эти предписания тоже хранятся в фондах архива.

В делах архива имеются свидетельства, выданные М. К. Кюхельбекеру, И. И. Горбачевскому, Д. И. Завалишину, по которым они получали право выехать в Россию. Однако декабристы И.И.Горбачевский и Д.И.Завалишин остались на поселении в Забайкальской области, где очень сблизились с местным населением, жили их нуждами и заботами. В фонде Петровского Завода хранится переписка Забайкальского областного правления: с управляющим Петровским горным округом об избрании И.И.Горбачевского мировым посредником, согласие декабриста быть мировым посредником от 8 января 1865 г. и др. В этом же фонде есть план и фасад дома И.И.Горбачевского в Петровском Заводе и рапорт управляющего Петровской горной конторой начальнику нерчинских заводов о постройке дома И.И.Горбачевским.

В фонде Забайкальского областного правления хранится письмо Д.И. Завалишина от 5 января 1855 г., в котором декабрист высказал «желание пожертвовать мой дом в Чите для училища духовного, ведомства и тем более, что я всегда старался приносить пользу и городу и краю». Здесь же находится расписка Д.И. Завалишина в получении дарственной грамоты от Святейшего Синода. В фонде Горного правления имеется ряд подлинных документов, связанных с выселением декабриста Д. И. Завалишина из Забайкальской области в г. Казань и установления за ним бдительного полицейского надзора.

В протесте на имя военного губернатора Забайкальской области Д. И. Завалишин писал, что состоявшееся против него «без суда и исследований решение правительства о насильственном меня удалении отсюда в Россию...» поставило его «в физическую и нравственную невозможность скоро приготовиться к дороге...».

По предписанию Главного управления Восточной Сибири от 10 июня 1863 г. Д. И. Завалишин был подвергнут медицинскому освидетельствованию. В заключении о состоянии его здоровья говорилось: «Завалишин 59 лет от роду страдает с давнего времени ревматизмом правой половины головы и ног... настоящее болезненное состояние дворянина Дмитрия Завалишина не препятствует выезду его из Читы, но как трудная и дальняя дорога и атмосферические влияния могут оказать значительный вред и неизбежную остановку в пути, то признается необходимым переезд совершить в крытой повозке и предоставить Дмитрию Завалишину право останавливаться на пути в случае усиления болезни...». В Казань Д. И. Завалишин прибыл 28 ноября 1863г.. Так, почти через 40 лет Д. И. Завалишин вернулся в Россию.

В архиве имеются интересные документы об отношении к церкви живших на поселении в Петровском Заводе И. И. Горбачевского и А. Е. Мозалевского. Заводские власти донесли в Иркутск, что они «со времени водворения своего в завод, т.е. с 1839 года не бывали у исповеди и даже в церкви, и из уст Горбачевского на раз слышались слова богохульские, отличающие безбожие его». В ответ на это Иркутский гражданский губернатор 3 сентября 1846 г. предписал, чтобы «государственные преступники Александр Мозалевскпй и Иван Горбачевский были обузданы, вразумлены и при содействии местных священников расположены к хождению в церковь и к исполнению христианского долга покаяния...».

За распространение декабристских идей в начале 1841г. декабрист М.С.Лунин был вторично арестован, и сослан в Акатуевский рудник, где скончался при загадочных обстоятельствах. В архиве сохранились показания ссыльнокаторжного Николая Родионова о смерти М.С.Лунина, судебно-медицинское свидетельство, рапорт Нерчинского горного правления об итогах расследования смерти декабриста, в которых отмечается, что «смерть государственного преступника Михаила Лунина последовала вследствие чрезвычайного в огромном количестве излияния и накопа крови на основании черепа...». Трудно переоценить значение для ссыльных декабристов пребывания в Забайкалье их жен и сестер, последовавших вслед за братьями и мужьями. В фондах государственного архива Читинской области есть расписки сестры декабристов Бестужевой в получении писем и денег из Европейской России, подлинник ее письма губернатору Забайкальской области от 3 января 1865 года, содержащего просьбу о разрешении выезда по семейным обстоятельствам в Петербург, а затем в Москву; показания от 16 января 1831 года А.И.Давыдовой коменданту Нерчинских рудников о ранении ее служанки; предписание коменданта Нерчинских рудников управляющему Петровским заводом о выдаче М.Н.Волконской денег на различные расходы на 1835 год; разрешение А.Г.Муравьевой встретить мужа в Хараузе в 1827 году.

Несмотря на небольшое количество выявленных в Государственном архиве Забайкалья документов о декабристах, они помогают нам нагляднее представить отдельные стороны жизни и деятельности ссыльных революционеров в Забайкалье и расширяют источниковедческую базу для изучения истории декабристского движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Около 100 декабристов были сосланы в Сибирь после восстания на Сенатской площади. Арестанты прибыли в Читу в январе и марте 1827 года. Осенью этого года в Читинском остроге находилось уже 55 декабристов. Среди них были: И.И.Пущин (друг А.С.Пушкина), братья Н.А. и М.А.Бестужевы, А.О.Корнилович, М.С.Лунин, Д.Завалишин, А.И.Одоевский.

В декабре 1827 года из Благодатского рудника в Читу прибыли С.Г.Волконский, С.П.Трубецкой, Е.П.Оболенский, И.Д.Якубович, А.С.Муравьев, Ф.Л.Давыдов, братья А.И. и П.И.Борисовы.

С прибытием декабристов население Читы увеличилось. Появились новые дома, различные строения. Вблизи тюрьмы возникла Дамская улица, на которой жили жены декабристов, приехавшие вслед за своими мужьями в Сибирь.

Декабристы выполняли различные работы, прокладывали новые дороги, улучшали старые, засыпали овраги. Ссыльные интеллектуалы способствовали ускорению развития сельского хозяйства и мануфактуры Читы, повышению образования и культуры, а также медицинскому обслуживанию населения (декабрист Ф.Б.Вольф стал первым в Чите врачом).

Вклад декабристов в культурное и экономическое развитие Читы очень велик. Они проводили большую научную и исследовательскую работу, они были первыми учителями и просветителями Забайкалья.

В память о декабристах улица Охотская в Чите была названа улицей Декабристов. А также имя Декабристов носит одна из площадей нашего города.

Библиография

декабристский байкальский край сибирь

1. Дворниченко Н.Е. «Во глубине сибирских руд». М., 1978 г. - 113 с.

. Коваль С.Ф. «Сибирь и декабристы» 5 выпуск // Под ред. С.Ф.Коваль. Иркутск, Восточно-сибирское книж.изд-во, 2009 г. - 288 с.

. Копылов А.Н. «Декабристы и Сибирь» // Под ред. А.Н.Копылова. Сибирское отделение изд-ва «Наука», 2009 г. - 258 с.

. Мейлах П.С. «Сибирь и декабристы» 3 выпуск // Под ред. П.С.Мейлах. Иркутск: Восточно-Сибирское книж.изд-во, 2007 г. - 282 с.

. www.baikaldiscovery.ru. Статья Пуркова Д.В. «Все о декабристах».

Похожие работы на - Политические ссыльные в Забайкалье. Декабристы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!