Случайный - это простой, рондомизированный отбор. Он предполагает обеспечение таких условий, чтобы каждый член генеральной совокупности имел равные шансы попасть в выборку.
Случайный отбор обеспечивает возможность попадания в выборку самых разных представителей генеральной совокупности. При этом применяются специальные меры, исключающие появление какой-либо закономерности при отборе. Это позволяет, в конечном итоге, предполагать, что изучаемое свойство будет представлено в максимально возможном многообразии.
Статистическая достоверность или статистическая значимость результатов исследования определяется при помощи методов статистического вывода.
Эти методы проявляют определённые требования к объёму или численности выборки. Наибольший объём выборки необходимый при рассмотрении той или иной методики: 1000- 2500 человек. Если необходимо сравнивать две выборки, то они должны быть пропорционально подобраны и составлять не менее 50 человек.
Если изучается взаимосвязь между какими-либо свойствами, то объём выборки не менее 35 человек. В следующем разделе мы более подробно рассмотрим данные способы. Существует два основных вида выборок: зависимые выборки и независимые.
Независимые выборки характеризуются тем, что если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства у испытуемых одной выборки не оказывают влияния на особенности протекания этого же эксперимента и результаты измерения этого же свойства у испытуемых (респондентов) другой выборки. Зависимые выборки характеризуются тем, что каждому испытуемому первой выборки поставлен в соответствие по определённому критерию испытуемого другой выборки.
В общей статистике имеется понятие повторной и бесповторной. В случае выборки с возвратом каждый выбранный шар опять возвращается в емкость и, следовательно, может быть выбран снова. При бесповторном выборки, или, иначе говоря, выборки с возвратом и без возврата. В качестве примера приводится, как правило, выбор шара, доставаемого из какой-либо емкости выборе однажды выбранный шар откладывается в сторону и больше не может участвовать в выборке. В психологических ис следованиях можно найти аналоги подобного рода способам организации выборочного исследования, поскольку психологу нередко приходится несколько раз тестировать одних и тех же испытуемых при помощи одной и той же методики. Однако, строго говоря, повторной в этом случае является процедура тестирования. Выборка испытуемых при полной тождественности состава в случае повторных исследований всегда будет иметь некоторые отличия, обусловленные функциональной и возрастной изменчивостью, присущей всем людям. Подобная выборка по характеру проведения процедуры является повторной, хотя смысл термина здесь, очевидно, иной, чем в случае с шарами.
Важно подчеркнуть, что все требования, предъявляемые к любой выборке, сводятся к тому, что на ее основе психологом должна быть получена наиболее полная, неискаженная информация об особенностях генеральной совокупности, из которой взята эта выборка. Иными словами, выборка должна как можно более полно отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.
Таким образом, мы выяснили, что экспериментальная выборочная совокупность - это часть генеральной совокупности, по своим характеристикам и свойствам идентична генеральной совокупности. Экспериментальная выборка должна обладать таким свойством, как репрезентативность.
психологический репрезентативность выборка экспериментальный
2. Основные критерии экспериментальной выборки
Итак, формирование выборки испытуемых - экспериментальной группы - должно подчиняться ряду правил.
. Содержательный критерий (критерий операциональной валидности). Напомним, что операциональная валидность определяется соответствием экспериментального метода проверяемой гипотезе. Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования. Бессмысленно проверять степень развития произвольного запоминания у годовалых и двухлетних детей или выяснять, в какой мере уровень интеллекта группы московских бомжей влияет на выбор того или иного кандидата в Государственную думу (ибо они голосовать не имеют права).
Таким образом, экспериментатор должен создать модель идеального объекта экспериментального исследования для своего частного случая и по возможности его описать, следуя этому описанию при формировании экспериментальной группы. Характеристики реальной экспериментальной группы должны минимально отклоняться от характеристик идеальной экспериментальной группы.
Процедура подбора эквивалентных групп и эквивалентных испытуемых называется рандомизацией.
. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности). Существуют теоретические статистические критерии репрезентативности (представленности) выборки испытуемых. Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте. Величина экспериментальной выборки определяется видом статистических мер и выбранной точностью (достоверностью) принятия или отвержения экспериментальной гипотезы. Она может быть равна множеству индивидов, чье поведение нас интересует. Экспериментальная выборка может представлять лишь часть интересующего нас множества. Главная проблема состоит в том, чтобы определить, на какие другие интересующие нас группы можно распространить результаты проводимого нами исследования. (Об этом см. гл. 7.)
Подбор экспериментальной группы осуществляется с помощью различных стратегий. Напоминаем, для чего нужна стратегия отбора групп. Задача сводится, во-первых, к устранению уже рассмотренного в предыдущих разделах "эффекта смешения". Под этим термином понимается влияние индивидуальных различий между испытуемыми на связь независимой и зависимой переменных. Например, на публичное поощрение за хорошую работу люди разного темперамента реагируют неодинаково. Тем самым контролируется влияние побочной переменной на внутреннюю валидность. Во-вторых, экспериментальная группа должна представлять изучаемую популяцию, т. е. обеспечивать внешнюю валидность эксперимента.
Использование реально существующих групп порождает систематическое смешение независимой переменной с индивидуальными свойствами испытуемых.
Для нас уже очевидно, что экспериментальная выборка представляет собой модель популяции в целом или той ее части, поведение которой нас интересует.
Наиболее простой вариант был уже рассмотрен - составление репрезентативной группы испытуемых, характеристики которой соответствуют характеристикам интересующей нас популяции. Иногда невозможно найти способ создания репрезентативной группы. Тогда используется метод приближенного моделирования. В частности, исследование может проводиться при участии студентов 2-го курса университета, а данные приписываются всем людям, или "людям в возрасте от 17 до 21 года", или "людям со средним образованием в возрасте от 17 до 21 года" и т. д. Чем меньше генерализация, т. е. чем точнее набор критериев, описывающих популяцию, на которую распространяются выводы о характеристиках экспериментальной выборки, тем выше внешняя валидность эксперимента.
При моделировании популяции методом случайного выбора, или рандомизации, экспериментальную выборку составляют так, что каждой личности предоставляется равный шанс для участия в эксперименте. Каждому индивиду присваивается номер; с помощью таблицы случайных чисел производится формирование экспериментальной выборки. Процедура очень трудноосуществима, поскольку каждый представитель интересующей нас популяции должен быть учтен. На практике прибегают к более простым способам случайного отбора. Отбирают любую группу испытуемых, затем измеряют у них значимое для эксперимента индивидуальное свойство.
После этого испытуемых распределяют по группам методом Монте-Карло так, что вероятность попасть в группу для каждого испытуемого равна.
Наконец, существует еще один способ моделирования выборки - стратометрический. Генеральная совокупность рассматривается как совокупность групп, обладающих определенными характеристиками. В экспериментальную выборку отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками - так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой страты. Чаще всего используются следующие характеристики: пол, возраст, политические предпочтения, образование и уровень доходов. Эту стратегию применяют психодиагносты при разработке тестов, педагогические психологи, в основном же ею пользуются социологи и социальные психологи при опросах общественного мнения, исследовании социальных установок и т. д.
Ряд авторов выделяет стратегию попарного отбора. При этом экспериментальная и контрольная группы составляются из индивидов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным параметрам. Идеальный вариант - использование близнецовых пар (моно- и дизиготных). Разновидностью этой стратегии является подбор однородных подгрупп, в которых испытуемые уравнены по всем характеристикам, кроме интересующих исследователя дополнительных переменных. Другой вариант - выделение значимой дополнительной переменной. Все испытуемые тестируются, ранжируются по уровню выраженности переменной. Группы формируются так, чтобы испытуемые, обладающие одинаковыми или близкими значениями переменной, попали в разные группы.
Итак, существует шесть стратегий построения групп:
) рандомизация;
) попарный отбор;
) рандомизация с выделением страт (стратометрический отбор);
) приближенное моделирование;
) репрезентативное моделирование;
) привлечение реальных групп.
Различают два основных типа привлечения испытуемых в группу: а) отбор, б) распределение. Отбор проводят при рандомизации, рандомизации с выделением страт, при репрезентативном и приближенном моделировании. Распределение осуществляется при способе составления групп из эквивалентных пар и исследованиях с участием реальных групп.
Считается, что наилучшая внешняя и внутренняя валидность достигается при стратегии подбора эквивалентных пар и стратометрической рандомизации: индивидуальные особенности испытуемых с помощью этих стратегий контролируются максимально. В остальных же случаях нет никаких гарантий эквивалентности испытуемых, контролируемости индивидуальных различий и представительности группы.
Привлечение добровольцев или принудительное участие в эксперименте нарушает репрезентативность выборки (см. гл. 3). Отметим лишь, что стратегии попарного моделирования, приближенного моделирования и стратометрической рандомизации, в отличие от стратегии рандомизации ("случайно отобранных групп"), предполагают, что нам известен дополнительный параметр - индивидуальная особенность, которая может оказать значимое влияние на результат эксперимента. Ошибка в выделении этого параметра и/или недоучет других параметров приводят экспериментатора к неудаче. Очевидно, что применение таких стратегий формирования групп должно опираться на серьезные знания в области дифференциальной психологии (психологии индивидуальных различий).
Мы уже знаем, что многие авторы, в частности Кэмпбелл, считали подбор эквивалентных пар менее надежным методом, чем рандомизация. Рандомизацию можно считать наиболее надежной стратегией и с точки зрения репрезентации в эксперименте изучаемой популяции, и с точки зрения контроля дополнительных переменных. Наиболее существенная проблема при рандомизации: в какой мере первичная выборка, из которой мы формируем экспериментальную и контрольные группы, действительно представляет генеральную совокупность? Решение этой проблемы - дело искусства и интуиции экспериментатора. Отдельная проблема - численность экспериментальной выборки. В зависимости от целей и возможностей она может варьировать от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100. Рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек из соображений статистических: коэффициенты корреляции выше 0,35 при таком количестве испытуемых значимы при а = 0,05. Если же для обработки данных используется факторный анализ, то существует простое правило: надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза превышает число регистрируемых параметров. Кроме того, как рекомендует Л. В. Куликов, целесообразно увеличивать количество испытуемых, по крайней мере, на 5-10 % больше требуемого, поскольку часть из них будет "отбракована" в ходе эксперимента или при анализе экспериментальных протоколов (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали "девиантные" результаты). Что касается состава по полу и возрасту, то рекомендуется (кроме специальных случаев) разбивать общую группу на подгруппы мужчин и женщин и обрабатывать данные отдельно для каждой подгруппы. Возрастной состав определяется исходя из целей исследования. Для ориентировки приведем наиболее распространенную периодизацию возрастов: 1. Новорожденный - 0-10 дней.
. Грудной - 10 дней-1 год.
. Раннее детство - 1-2 года.
. Первый период детства - 3-7 лет.
. Второй период детства - 8-12 лет (мальчики), 8-11 лет (девочки).
. Подростковый- 13-16 лет (мальчики), 12-15 лет (девочки).
. Юношеский- 17-21 год (мужчины), 16-20 лет (женщины).
. Средний: первый период - 22-35 лет (мужчины), 21-35 лет (женщины); второй период - 36-60 лет (мужчины), 36-55 лет (женщины).
. Пожилой возраст - 61-75 лет (мужчины), 55-75 лет (женщины).
. Старческий возраст - 75-90 лет.11. Долгожители - 90 лет и старше.
После формирования экспериментальной выборки экспериментатор составляет план исследования. Достаточно часто эксперимент проводится с несколькими группами, экспериментальными и контрольными, которые помещаются в разные условия. Экспериментальные и контрольные группы должны быть эквивалентными на момент начала экспериментального воздействия. Таким образом, мы выяснили, что при формировании экспериментальной выборки необходимо учитывать определённые критерии, такие как: содержательный, критерий эквивалентности испытуемых, критерий репрезентативности, случайной стратегии, стратометрический случайный отбор и репрезентативное моделирование.
Заключение
В работе психолога-исследователя, в этом сложном виде профессиональной деятельности много тонкостей, без учета которых любые планы могут остаться нереализованными. Психологическое исследование помимо принципов имеет и свою технологию. Без знания основ технологии современного психологического исследования, без умения построить процедуру исследования невозможно провести даже небольшую научную работу. Знание принципов, технологии проведения психологического исследования особо актуально в наше время.
В представленной работе мы рассмотрели основные вопросы, посвящённые рассмотрению определения и сущности экспериментальной выборки. Выяснилось, что выборочная совокупность - это множество <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> для участия в исследовании.
При сравнении двух (и более) выборок важным параметром является их зависимость. Если можно установить гомоморфную <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> пару (то есть, когда одному случаю из выборки X соответствует один и только один случай из выборки Y и наоборот) для каждого случая в двух выборках (и это основание взаимосвязи является важным для измеряемого на выборках признака), такие выборки называются зависимыми.
В случае, если такая взаимосвязь между выборками отсутствует, то эти выборки считаются независимыми.
Соответственно, зависимые выборки всегда имеют одинаковый объём, а объём независимых может отличаться. Выборка может рассматриваться в качестве репрезентативной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> или нерепрезентативной.
Так же мы узнали что такое рандомизация. Рандомизация, или случайный отбор, используется для создания простых случайных выборок. Использование такой выборки основывается на предположении, что каждый член популяции с равной вероятностью может попасть в выборку.
Так же мы рассмотрели основные критерии , необходимые для выборочной совокупности. Таковыми являются: содержательный, критерий эквивалентности испытуемых, критерий репрезентативности, случайной стратегии, стратометрический случайный отбор и репрезентативное моделирование.
В заключении нужно отметить, что правильное построение экспериментальной выборки является своеобразной гарантией репрезентативных знаний, которые будут получены в результате исследования и в дальнейшем будут использоваться в психологической практике.
Список использованной литературы
.Абрамова Г.С. Общая психология. - М.,2006 ;
.Анастази А. Психологическое тестирование.М.,1982;
.Вудвордс Р.Экспериментальная психология.М., 1950;
.Готтсданкер Р.Основы психологического эксперимента. М., 2005;
.Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. - СПб.: РИО СПб ГУ, 2001;
.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.СПб.,2000;
.Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования.М.,2005;
.Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии
.Коновалова М.Д. Методы психологических исследований. Саратов
.Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению - СПб. 2001;
.Корнилова М.Д. Экспериментальная психология. М., 2006;
.Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.,1980;
.Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985;
.Немов Р.С.Психология.В 3-х кн. Кн.3. Психодиагностика. М., 1999;
.Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова . М., 1983;
16.Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Составитель Л. А. Карпенко. М., 1990;
17.Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М.,2000
.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1946;
.Фресс П. Экспериментальный метод // Экспериментальная психология / Ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. Вып. I-II. М., 1966;
.Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.