Определение уровня конкурентоспособности промышленного предприятия (на материалах ООО 'Нипромтекс', г. Железногорск)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    60,44 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Определение уровня конкурентоспособности промышленного предприятия (на материалах ООО 'Нипромтекс', г. Железногорск)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Маркетинг»

тема: «Определение уровня конкурентоспособности промышленного предприятия (на материалах ООО «Нипромтекс», г. Железногорск)».

Содержание

Введение

. Теоретические основы конкурентоспособности промышленного предприятия

.1 Сущность и основные понятия конкурентоспособности промышленного предприятия

.2 Методы оценки конкурентоспособности

.3 Оптимальное удовлетворение потребностей потребителей как один из способов повышения конкурентоспособности продукции

. Анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия ООО «НИПРОМТЕКС»

.1 Маркетинговая характеристика ООО «НИПРОМТЕКС»

.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО «НИПРОМТЕКС»

.3 Анализ маркетинговой деятельности исследуемого объекта

. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия

.1 Анализ конкурентоспособности ООО «Нипромтекс»

.2 Предложения по повышению конкурентоспособности ООО «Нипромтекс»

.3 Эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Нипромтекс»

Заключение

Список использованных источников

Введение

В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых, адекватных условиям конкуренции, инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

Основными направлениями деятельности аппарата маркетинга являются изучение спроса, приспособление производства к требованиям рынка и активное воздействие на него. В маркетинге как способе организации и управлении производственной и сбытовой деятельностью нашли применение и получили развитие достижения целого ряда областей научного познания: социальной психологии, экономики, теории управления, математической статистики, программирования и т. д.

Маркетинг - это вид человеческой деятельности по удовлетворению спроса на материальные и нематериальные, социальные ценности посредством взаимовыгодного обмена. Таким образом, маркетинг одновременно является системой мышления и системой действий.

Современный маркетинг - это не только ориентированный на рынок образ мышления и действий, но и координация всех без исключения процессов и обстоятельств, так или иначе связанных с рынком или обществом.

Успешность функционирования предприятий легкой промышленности в современных условиях зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ими потребителям. Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар обречены на гибель.

Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики, менеджмента, маркетинга и логистики и других наук.

Актуальность темы курсовой работы заключается в следующем. В настоящее время конкуренция среди предприятий нетканной промышленности, осуществляющих свою основную деятельность по государственному заказу, достаточно остра. Для удержания и повышения конкурентных позиций предприятиям необходимо выпускать товара конкурентоспособную продукцию с учетом мнения потребителей. Решением этих задач занимается маркетинг.

Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособности и разработка на основе этого мероприятий по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, основываясь на желаниях потребителей ООО «Нипромтекс»

В соответствии с указанной целью, в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

изучить теоретические вопросы анализа конкурентоспособности предприятий, а также методы определения конкурентоспособности;

дать анализ маркетинговой среды ООО «Нипромтекс»;

провести анализ деятельности ООО «Нипромтекс»;

оценить конкурентоспособность ООО «Нипромтекс»;

выявить недостатки деятельности ООО «Нипромтекс», снижающие ее конкурентоспособность;

разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Нипромтекс».

Объектом исследования выступает ООО «Нипромтекс».

Предметом исследования является деятельность ООО «Нипромтекс», связанная с маркетинговым обоснованием принятия решений в условиях острой конкурентной борьбы среди предприятий нетканой промышленности.

1. Теоретические основы конкурентоспособности промышленного предприятия

.1 Сущность и основные понятия конкурентоспособности промышленного предприятия

В последнее время большое значение приобрела конкурентоспособность различных предприятий, которые занимаются в разных отраслях деятельности.

Конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности.

Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы и является многоплановой экономической категорией, в которую можно рассматривать на нескольких уровнях:

конкурентоспособность продукции (товаров);

конкурентоспособность предприятий;

конкурентоспособность отраслей;

конкурентоспособность страны.

Под конкурентоспособностью продукции понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешних рынках.

Конкурентоспособность производителя (предприятия) можно определить как относительную характеристику, отражающую отличия процесса развития данного производителя от производителя - конкурента. Конкурентоспособность характеризует возможность и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.

Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов.

Из этого определения вытекают следующие утверждения:

полностью конкурентоспособной может быть признана только такая продукция, которая обладает различными по своей природе показателями, не уступающими (по крайней мере) соответствующим показателям проданного товара в условиях конкретного рынка;

основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка методами современного маркетинга, что позволит не просто определить некоторый абстрактный «базовый образец», но и правильно оценить место анализируемого объекта на данном рынке в сопоставлении с аналогичными оценками реальных и возможных субъектов рынка;

при приобретении товара потребитель останавливает свой выбор на том образце среди аналогичных, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;

для покупателя товара исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей. При этом в случае наукоемкой продукции потребитель обычно несет затраты как при приобретении товара, так и при его эксплуатации. Общую сумму затрат при анализе конкурентоспособности называют «ценой потребления»;

доля предприятия на рынке зависит от ее доли в предыдущий период и потенциала конкурентоспособности продукции в данный момент времени: высокий потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов перераспределения в свою пользу; низкий потенциал не способен оказать влияние на рыночные процессы.

Выделяют основные категории конкуренции:

рыночная конкуренция - борьба предприятий за ограниченный платежеспособный спрос потребителей в рамках ограниченного сегмента рынка или рынка в целом;

конкурентоспособность товара - степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя;

потребительская ценность товара - максимальная цена, которую покупатель считает для себя выгодным при оплате за данный товар;

запас конкурентоспособности товара - разность между потребительской ценностью товара и той ценой, за которую он был реально куплен. Для потребителя представляет собой неоплаченную, доставшуюся ему даром долю потребительской ценности;

принцип компенсации для предприятий - закономерность, состоящая в том, что стремление придать товару наилучшие характеристики в одних отношениях заставляет в какой-то мере поступаться его достоинствами в других отношениях.

Конкурентоспособностью еще называется степень притягательности данной продукции для совершающего реальную покупку потребителя.

Конкурентоспособность связана не с отличными характеристиками продукции как таковыми, а с его привлекательностью для делающих покупку потребителей.

Анализ конкуренции необходимо проводить в двух аспектах. Первый аспект - анализ деятельности конкретных фирм, которых можно рассматривать как ближайших конкурентов предприятия. Но, помимо непосредственного влияния определенных предприятий, необходимо иметь в виду влияние фактора, называемого «конкурентная среда». Такую среду образуют все предприятия-конкуренты вместе. Поэтому важной составной частью анализа конкуренции является анализ конкурентной среды, который включает:

анализ основных факторов, определяющих интенсивность конкуренции на конкретном рынке;

оценку общего характера конкурентной среды и интенсивности конкуренции;

прогнозирование тенденций изменения конкурентной среды и отдельных ее факторов.

Факторы характеризуются разной сферой действия, интенсивностью и продолжительностью действия. Выделяют шесть основных групп факторов, которые связаны с различными субъектами микросреды.

Интенсивность основных факторов определяется группой экспертов и показывает различное влияние на ситуацию конкурентоспособности.

Суммарное же действие факторов определяет характер конкурентной среды, статус конкретного предприятия на рынке. Существует методика, с помощью которой можно оценить значимость различных факторов конкуренции по силе их влияния на рынок товара и сделать общий вывод об уровне конкуренции на данном рынке.

При рассмотрении основных факторов и тенденций их изменения можно количественно оценить значимость (силу влияния) этих факторов по степени проявления их признаков на рынке, возможный характер их изменения.

Определение показателей конкурентоспособности неразрывно связано с методами оценки конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия характеризуется его потенциальными возможностями обеспечивать доходность своего бизнеса в долгосрочной перспективе.

Конкурентоспособность является агрегированным показателем, содержащим в себе как характеристики самого хозяйствующего субъекта, так и выпускаемого продукта.

Во многом успешная деятельность на рынке определяется потенциалом предприятия. Потенциал предприятия представляет собой реальную или вероятную способность выполнить целенаправленную работу.

Внешне конкурентоспособность предприятия проявляется как его платежеспособность, финансовая устойчивость, инвестиционная привлекательность. Для оценки конкурентоспособности могут быть использованы методики финансового анализа и другие методы количественного и качественного анализа.

1.2 Методы оценки конкурентоспособности

Оценив факторы, предприятие сравнивает их с аналогичными показателями конкурентов и определяет уровень конкурентоспособности на рынке.

В практике маркетинга применяются различные методы определения конкурентоспособности предприятия.

Наиболее популярными являются:

опрос;

анализ экономической конкурентоспособности;

метод балльной оценки;

метод построения профиля требований;

метод балльной оценки с учетом степени весомости факторов;

метод расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности предприятия.

Опрос, который проводится с целью выявления конкурентоспособности предприятия, начинается с разработки анкеты. Анкета содержит вопросы по продукции предприятия, по потребителям данной продукции, тенденциям деятельности предприятия, по прибыльности отдельных сегментов.

Основой для анализа экономической конкурентоспособности являются показатели, рассчитываемые как: отношение контрактной цены к прибыли (K1), издержек обращения к прибыли (K2) и маркетинговых затрат к прибыли (K3). Примерные нормативы показателей: K1=1,1; K2=0,7; K3=0,4.

Данные показатели сопоставляются с аналогичными показателями конкурентов, на основании чего делается вывод о конкурентоспособности предприятия.

Для проведения оценки конкурентоспособности предприятия при помощи метода балльных оценок используется 5-балльная шкала, с помощью которой эксперты оценивают приведенные факторы (0-наиболее слабые позиции, 5-наиболее сильные позиции) (таблица 1).

Таблица 1 - Балльная оценка факторов конкурентоспособности предприятия

Факторы

Рынок


Предприятие

Конкуренты



1

2

3

Продукт

Качество продукции





Уникальность





Сумма баллов





Цена

Скидки





Прейскурантная





Сумма баллов





Каналы сбыта

Формы сбыта





Система транспортировки





Сумма баллов





Продвижение

Стимулирование сбыта





Личная продажа





Сумма баллов







Предприятие, набравшее наибольшее количество баллов, считается наиболее конкурентоспособным на рынке.

Метод построения требований также основан на балльной оценке экспертов (5 баллов - отлично, 1 - очень плохо). Предприятие, показатели которого отражены в правой части графика, обладает конкурентными преимуществами.

Метод балльной оценки с учетом коэффициентов весомости представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Балльная оценка с учетом коэффициента весомости

Показатель

Коэффициент весомости

Предприятие

Конкуренты



Балл

Оценка

1

2





Балл

Оценка

Балл

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

Качество продукции








Доля рынка








Имидж предприятия








Относительная цена








Условия платежа








Условия поставки








Расходы на рекламу








Коэффициенты важности в сумме составляют 1 или 100


Относительный показатель конкурентоспособности предприятия рассчитывается по формуле:

 (1)

где П - относительный показатель конкурентоспособности;

Бф- балльная оценка анализируемого предприятия;

Бк- балльная оценка конкурента.

Если П<1, то предприятие неконкурентоспоспособно; П=1 - находится на одинаковом уровне с конкурирующим предприятием; П>1, то оно превосходит конкурента.

Преимущество по показателю конкурентоспособности в размере 30% указывает на конкурентоспособное, но неустойчивое положение предприятия на рынке, в 30-50% - на достаточно устойчивое, преимущество в 50-70% оценивается как успешное.

Метод расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности предприятия предполагает группировку критериев конкурентоспособности по отдельным элементам маркетинга (продукт, цена, распределение, продвижение):

1.  По продукту:

Коэффициент рыночной доли (Крд) показывает долю рынка предприятия:

 (2)

где ОП - объем продаж фирмы;

Ер- емкость рынка.

Коэффициент изменения объема продаж (Киоп) показывает изменение конкурентоспособности за счет изменения объема продаж:

 (3)

где ОПкоп; ОПноп - объем продаж на конец и начало отчетного периода.

2.  По цене:

Коэффициент уровня цен (Куц) показывает зависимость уровня конкурентоспособности от изменения цены продукта:

 (4)

где Цmax-максимальная цена товара на рынке;

Цmin-минимальная цена товара на рынке;

Цуп- цена товара, установленная предприятием.

3.  По доведению продукта до потребителей:

Коэффициент доведения продукта до потребителей (Ксб) показывает зависимость уровня конкурентоспособности предприятия от финансирования сбытовой деятельности.

 (5)

где Киоп- коэффициент изменения объема продаж;

  - сумма затрат на сытовую деятельность на конец и начало отчетного периода.

4.  По продвижению продукта:

Коэффициент рекламной деятельности (Крд) характеризует зависимость уровня конкурентоспособности от затрат на рекламу:

 (6)

где Киоп - коэффициент изменения объема продаж;

Зрдкоп; Зрдноп - затраты на рекламную деятельность на конец и начало отчетного периода.

Коэффициент использования персональных продаж (Кипп) указывает на рост конкурентоспособности за счет применения персональных продаж с участием торговых агентов:

 (7)

где Киоп - коэффициент изменения объема продаж;

Зтакоп; Зтаноп - затраты, связанные с персональной продажей торговых агентов на конец и начало отчетного периода.

Далее определяется коэффициент маркетингового тестирования (Кмтк) - итоговый показатель конкурентоспособности для данного продукта:

 (8)

где L - общее число показателей.

Для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности предприятия определяется сумма коэффициентов всех продуктов (Кz):

 (9)

где n - количество продуктов предприятия.

Для более полного анализа конкурентоспособности предприятия учитываются финансовые показатели: коэффициент текущей ликвидности (Ктл) и коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс).

Полная формула конкурентоспособности предприятия выглядит следующим образом:

 (10)

где Ктл - текущая ликвидность предприятия;

Косс - коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Конкурентные позиции предприятия зависят также от поддержки, получаемой со стороны государственных органов.

1.3 Оптимальное удовлетворение потребностей потребителей как один из способов повышения конкурентоспособности продукции

Анализу потребностей потребителей уделяется особое внимание, так как целью предприятий, ориентированных на маркетинг, является удовлетворение потребностей потребителей.

Процесс анализа потребителей может быть разбит на следующие этапы:

1.       Определение типа потребителей.

2.       Выявления основных потребителей.

.        Определение потребностей потребителей.

.        Оценка степени удовлетворенности потребителей и соответствия их ожиданиям.

Информация, необходимая для проведения анализа потребителей, собирается в процессе кабинетных и полевых маркетинговых исследований с применением таких методов, как опрос в различных формах (анкетирование, глубинное интервью, фокус-группа), наблюдение и эксперимент.

Этап 1. Определение типа потребителей. Анализ потребителей начинается с определения типа, к которому относятся клиенты, так как потребности, мнение, восприятие и сам процесс принятия решения о покупке у различных групп существенно различается.

Выделяют несколько типов потребителей:

а) клиенты-организации, которые подразделяются на фирмы, используемые материальные блага и услуги для своей профессиональной деятельности, и производственные предприятия (фирмы, торговые предприятия и предприятия сферы услуг), использующие материальные блага и производственные услуги для производственных и торговых целей.

б) индивидуальные клиенты - люди, использующие материальные блага и услуги для воспроизводства жизни, трудовой или общественной деятельности.

Этап 2. Выявление основных потребителей. Деятельность любого предприятия происходит при ограниченном объеме ресурсов, поэтому важно выявить потребителей, которые являются основными, обеспечивающими большую часть прибыли. К ним можно отнести:

потребителей, взаимоотношения с которыми взаимовыгодными (группа 1);

потребителей, для которых выгодно сотрудничество с предприятием (группа 2);

потребителей, чьи заказы нерегулярны и невелики по объему (группа 3);

неперспективных потребителей (группа 4).

Наиболее выгодными являются потребители группы 1, сотрудничество с которыми дает предприятию конкурентное преимущество. Потребители группы 2 требуют пристального внимания. Следует выявить причину предпочтения, однако в любом случае их деятельность и перспективы роста являются для предприятия достаточно привлекательными. Потенциал потребителей группы 3 невелик, однако предприятие может получить прибыль за счет более высоких цен. От потребителей группы 4 следует отказаться, так как это взаимодействие неперспективно для предприятия.

Далее следует установить круг лиц, с которыми контактирует предприятие, проанализировать взаимоотношения с ними, а также специфику переговорной деятельности.

В процессе анализа следует провести классификацию потребителей по представляемой ими ценности, для чего рассчитывается прибыльность и относительный товарооборот для каждого потребителя.

Прибыльность потребителя рассчитывается по формуле:

 (11)

где  - прибыльность потребителя;

q и p - соответственно количество и цена купленного товара одним покупателем группы;

n - число покупателей группы.

Затем следует сравнить доход, полученный от одного покупателя, с затратами на его обслуживание:

 (12)

где - затраты на одного покупателя;

Zj- вид издержек;

N- число покупателей.

Продажа рентабельна, если сохраняется соотношение:

 (13)

На основании полученной информации следует построить матрицу структуры данных по потребителям, с помощью которой отслеживается динамика их значимости в отчетном периоде по отношению к предыдущему.

Этап 3. Определение потребностей потребителей. Нужды и потребности потребителей являются объектом пристального изучения.

Нужда - это ощущаемая необходимость в чем-либо для приобретения физического, социального или психологического комфорта.

Потребность - это форма выражения нужды, которая формируется под воздействием знаний человека, его культурных и индивидуальных характеристик.

Поскольку смысл существования предприятия - удовлетворить потребностей потребителей, следовательно, особую важность приобретает определение запросов (потребностей, ожиданий), установленных потребителем, в том числе по доставке и деятельности после доставки.

Понимание потребностей/запросов целевых потребителей позволяет предприятию разрабатывать эффективный план маркетинга, с помощью которого предприятие сможет максимизировать прибыль.

Для определения потребностей потребителей, а также выгод, которые предприятие стремятся получить, используется метод опроса.

В основу анализа потребностей потребителей должны быть получены ответы на следующие вопросы:

Какие выгоды потребитель получает от товара?

Какие критерии рассматривает покупатель при выборе товара? Насколько они важны?

Какими отличительными чертами обладает предпочитаемая потребителями продукция?

Полученная информация помогает сформировать основные ценности потребителей, знание которых, наряду с оценкой степени их удовлетворенности товарами предприятия, является основой для развертывания программы функционального качества.

Этап 4. Оценка степени удовлетворенности потребителя и соответствия ожиданиям.

Доказано что удержание «старого» потребителя обходится предприятию в 5 раз дешевле, чем поиски и удержание нового. Для оценки степени удовлетворенности потребителей необходимо провести анализ деятельности нескольких предприятий. В анализе выявит рост объема покупок в зависимости от степени доверия к предприятию, вызванной длительностью срока взаимодействия.

Для выявления степени удовлетворенности потребителей в процессе маркетинговых исследований следует собрать информацию по следующим направлениям:

мнения работников, непосредственно контактирующих с потребителями;

мнения собственных потребителей и потребителей конкурентов (негативные и позитивные);

скидки, применяющиеся для стимулирования продаж;

выяснение репутации предприятия среди лиц, не являющихся потребителями.

На начальном этапе выявления степени удовлетворенности клиентов имеет смысл воспользоваться классификацией, согласно которой выделяются следующие группы:

постоянные клиенты;

случайные клиенты;

разовые клиенты;

утерянные клиенты;

потенциальные клиенты, получившие коммерческое предложение, но не отреагировавшие на него;

потенциальные клиенты, не получившие коммерческого предложения.

Для перечисленных групп, рекомендуется провести исследования отдельно, так как их интересы, реакция и практические действия могут существенно различаться.

Далее, анализируя результаты опроса, следует определить степень удовлетворенности и соответствие качества товара ожиданиям потребителей.

Для каждой оценки удовлетворенности рассчитывается разброс мнений.

2. Анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия ООО «НИПРОМТЕКС»

.1 Маркетинговая характеристика ООО «НИПРОМТЕКС»

В 1987 году начала работать первая очередь фабрики нетканых материалов.

ООО «НИПРОМТЕКС» осуществляет свою деятельность в г. Железногорске, Курской области.

ООО «НИПРОМТЕКС» является единственным предприятием, которое производит нетканое полотно, в Курской области.

«НИПРОМТЕКС» является обществом с ограниченной ответственностью, так как учреждено несколькими лицами, и уставный капитал предприятия разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники ООО «НИПРОМТЕКС» не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

ООО «НИПРОМТЕКС» - многопрофильное предприятие, выполняющее самые разнообразные индивидуальные заказы. На предприятии развивается производство нетканых материалов технического назначения, которые широко применяются во многих сферах народного хозяйства.

В состав ООО «НИПРОМТЕКС» входят три производства, объединенных общей инфраструктурой: комплекс подготовительного и ткацко-отделочного цехов, производство объемных нетканых материалов, швейное производство.

Предприятие имеет линейно-функциональную структуру управления. Во главе предприятия находится директор, который является высшим руководителем. В его непосредственном подчинении находятся: директор по производству, которому подчиняются начальники цехов, а начальники цехов контролируют работу мастеров этих цехов. Также директору подчиняются главный инженер, юрист, инженер по кадрам, секретарь, оператор - программист, главный бухгалтер. Линейно-функциональная структура предприятия показана в приложении.

На предприятии происходит полный технологический цикл производства - от выработки готовых тканей и объемного полотна до изготовления швейной продукции - позволяет существенно снижать отпускную цену продукции.

Ткацкое производство, оснащенное современным итальянским оборудованием, выпускает весь спектр хлопчатобумажных тканей, тканей бязевой группы, различной плотности, из любых видов пряжи и шириной до двух метров. Для пошива плащей и курток выпускаются ткани верха, подкладка, а также всевозможные клеевые и прокладочные материалы, для производства женской одежды - костюмно-плательные ткани (льняные и смесовые). ООО «НИПРОМТЕКС» выпускает смесовые ткани с вискозой, полиэфиром, полиамидом, льном с различными видами отделки, и ткани для спецодежды из хлопчатобумажной пряжи (с добавлением полиэфира, вискозы, различных плотностей). На предприятии налажено производство ткани саржевого переплетения, для дублирования стельки, а также межподкладочной ткани для обувной промышленности.

2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО «НИПРОМТЕКС»

Анализ хозяйственной деятельности проводили по данным бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 3 периода. Исходя из данных таблицы видно, что товарная продукция возросла в 2006г. по сравнению с 2005г. на 3829465, темп роста товарной продукции составил 69,12%, а в 2008г. по сравнению с 2006г. товарная продукция возросла на 14744226.

Себестоимость товарной продукции возросла в 2007г. по сравнению с 2006г. на 3 634 968 или на 75,17%, а в 2008г. по сравнению с 2006г. на 5 667 171.

Материальные затраты на выпуск товарной продукции увеличились в 2007г. по сравнению с 2006г. на 570 939, в 2008г. по сравнению с 2006г. на 1 380 985, что в процентах составляет за 2007г.-43,23, за 2008г.-104,56.

Чистая продукция рассчитывается как разница между товарной продукцией и материальными затратами на выпуск товарной продукции. Увеличение чистой продукции составило в 2007г. 3 258 526, в 2008г. 13 363 241.

Выручка (нетто) от продажи товаров берется из данных отчета о прибылях и убытках за 2007-2008г. На предприятии произошло увеличение выручки в 2007г. 4 299 321, в 2008г. 15 840 537. В процентах это составило за 2007г. 55,04, за 2008г. 202,78.

Себестоимость проданной продукции берется из данных отчета о прибылях и убытках. Увеличение себестоимости проданной продукции составило в 2007г.- 3 991 049, в 2008г.-6 489 025, а в процентах составляет за 2007г.- 57,26, за 2008г.-93,10.

Валовая прибыль за 2006г. равна 841 681 (7 811 565-6 969 884), в 2007г. -1 149 953 (12 110 886-10 960 933), в 2008г. 10 193 193 (23 652 102-13 458 909). Как видно из данных произошло увеличение валовой прибыли. Это увеличение за 2007г. составило 308 272, за 2008г. 9 351 512.

Анализ использования основных средств использует данные о следующих показателях: среднегодовая стоимость имущества, среднегодовая стоимость основных средств, среднегодовая стоимость остатка оборотных средств.

Фондоотдача - это количество продукции, реализованное с 1 рубля стоимости основных средств.

Фондоемкость - величина, обратная показателю фондоотдачи, - стоимость основных средств, приходящаяся на каждый рубль выручки от реализации продукции:

Из полученных данных видно, что фондоемкость в 2008г. по сравнению с 2007г. уменьшилась на 0,08.

Фондовооруженность труда - стоимость основных средств, приходящаяся на одного работающего (рабочего). Из полученных данных видно, что фондовооруженность труда в 2007г. составила 5161,90, а в 2008г. - 5681,64. Это означает, что на одного работника приходится в 2007г. - 5161,90, в 2008г. - 5681,64.

В 2008г. по сравнению с 2007г. произошло увеличение среднегодовой стоимости остатка оборотных средств на 1 060 352.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2007г. составил 4,25, а в 2008г. - 6,05. Это означает, что за год каждый рубль, вложенный в оборотные средства, совершил 4 оборота в 2007г., 6 оборотов в 2008г. Коэффициент оборачиваемости в 2008г. больше чем в 2007г., следовательно, оборотные средства лучше используются в 2008г.

Для одного оборота потребуется в 2007г. - 90 дн., в 2008г. - 60дн.

Таким образом коэффициент загрузки средств в обороте составил в 2007г. - 0,24, в 2008г. - 0,17. Необходимая потребность в оборотных средствах составила 0,24 и 0,17.

Производительность труда - это способность производить определенное количество продукции за единицу времени. Производительность труда за 2006г. составила 19 528,91, за 2007г. - 30277,62, в 2008г.- 60646,42. Из полученных данных следует, что производительность труда за 2006-2008г. увеличивалась.

Фонд оплаты труда - источник средств, предназначенных для выплат заработной платы и выплат социального характера. Фонд оплаты труда за 2006г. - 2464000 руб., за 2007г. - 2464000 руб., за 2008г. - 2925000 руб.

Из полученных данных видно, что фонд оплаты труда предприятия увеличился в 2008г. по сравнению с 2007г. на 461000 руб.

Полученные данные используются для расчетов рентабельности продукции, активов и основных средств.

Прибыль от продаж составила за 2006г. - 731 801 руб., за 2007г. - 883 940 руб., за 2008г. - 9 811 699 руб.

На изменение прибыли повлияло увеличение коммерческих расходов.

Балансовая прибыль отражает сколько прибыли получило предприятие от деятельности. Балансовая прибыль, прибыль (убыток) от

Балансовая прибыль за 2006г. составила 199 420 руб., за 2007г. - 407 870 руб., за 2008г. - 9 265 478 руб. Балансовая прибыль показывает сколько прибыли предприятие получило за свою деятельность.

Прибыль от обычной деятельности составила за 2006г. - 103 697 руб., за 2007г.-249 183 руб., 6 868 673 руб.

По данным «Отчета о прибылях и убытках» проанализирую динамику рентабельности продукции, активов и основных средств.

Рентабельность активов показывает, что предприятие имеет прибыль с каждого рубля, вложенного в активы, в фактических ценах 2007г.- 22,64 коп., в 2008г.-135,49, а в сопоставимых ценах 2007г. - 20,03 коп., 2008г. - 110,00 коп.

Рентабельность основных средств составила за 2007г. - 38,92, за 2008г. - 383,76, что означает, насколько предприятие эффективно использует основные средства. Предприятие ООО «НИПРОМТЕКС» работает эффективно, так как рентабельность продукции составила за 2007г. - 7,30; за 2008г. - 41,48, рентабельность активов составила за 2007г. - 22,64; за 2008г. - 135,49.

Среднемесячная выручка показывает какую выручку предприятие имеет в месяц. Среднемесячная выручка в 2007г. по сравнению с 2006г. возросла на 358276,75 руб., а в 2008г. по сравнению с 2007г. возросла на 961768 руб. Рост среднемесячной выручки свидетельствует о положительных тенденциях в сбыте продукции предприятия.

Доля денежных средств составила за 2007г.-0,006, за 2008г.-0,007.

Среднесписочная численность работников (К3) определяется в соответствии с приложением к бухгалтерскому балансу.

Среднесписочная численность работников составила за 2006г. - 440 чел., за 2007г.-440 чел., за 2008г.-450 чел.

Степень платежеспособности общая за 2007г. составила 5,681, за 2008г.-3,72, что означает предприятие является платежеспособным перед кредиторами.

Показатель общей платежеспособности предприятия снизился: с 2,99 до 1,41.

Коэффициент характеризует текущую платежеспособность предприятия. По полученным данным видно, что степень платежеспособности предприятия снизилась с 2,4 до 1,92.

Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами снизился с 1,27 до 1,26.

Доля собственного капитала в оборотных средствах за 2007г. - 0,015, за 2008г. - 0,094. Таким образом, предприятие имеет оборотные средства.

Коэффициент автономии, или финансовой независимости, определяет долю активов предприятия, которые покрываются за счет собственного капитала (обеспечиваются собственными источниками формирования).

Коэффициент автономии, или финансовой независимости за 2007г. составил 0,57, за 2008г. - 0,72, что коэффициент автономии вырос до 0,72.

По данным расчетов показателей платежеспособности и финансовой устойчивости, можно сделать вывод о том, что предприятие располагает собственными средствами и является платежеспособным.

2.3 Анализ маркетинговой деятельности исследуемого объекта

На работу предприятия влияют факторы макросреды и микросреды.

Факторы макросреды.

На работу ООО «НИПРОМТЕКС» прямо или косвенно оказывают воздействие макроэкономические факторы: политические, социально-экономические, правовые, технологические, культурные и природные факторы.

Политические факторы. На деятельность предприятия оказывают влияние законы и правила, относящиеся к текстильной промышленности, принятые на федеральном, региональном и местном уровнях, например: закон «Об предпринимательской деятельности». Политическая обстановка в Курской области стабильна, т.е. администрация этого региона принимает законы, относящиеся к предприятиям текстильной промышленности.

Предприятию оказывается поддержка на уровне администрации области, т.е проводиться протекционистская политика, которая позволяет защитить интересы предприятия перед иностранными предприятиями.

На федеральном уровне разрабатывается закон «О потребительском рынке товаров Российской Федерации», который защитить производителей текстильной промышленности.

Правовые факторы характеризуют правовую среду бизнеса, налоговую политику, политику ценообразования, юридическую защищенность потребителя и производителя, т.е. принимают такие законы, которые регулируют предпринимательскую деятельность, например, закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданский кодекс РФ, закон РФ «О защите прав потребителей».

Руководство предприятия проводит экономический анализ среды, в которой работает предприятие.

Экономическая среда характеризуется следующими показателями: инфляция, безработица, личный доход. На предприятие действует изменение цен на сырье, необходимое для производства продукции. Учитывается изменение уровня инфляции от запланированного по стране и по региону. Правительство проводить продуманную тарифно-таможенную политику, которая позволяет защищать производителя нетканых материалов.

На деятельность предприятия оказывает влияние индекс промышленного производства по региону и стране.

Покупательская способность населения Курской области находится на стабильном уровне.

Социально-культурные факторы характеризуют развитость рыночного менталитета населения, культурные и нравственные показатели потребителей, организационную и потребительскую культуру, динамику культуры поведения.

Технологические факторы характеризуют уровень развития научно-технического прогресса. Новинки в технике и сырье позволяют предприятию снизить себестоимость продукции и повысить качество продукции. На предприятии применяются современные технологии и используется труд высококвалифицированного персонала, что позволяет решать сложные технические задачи и развивать новые направления производства.

Природные факторы характеризуют доступность для производства природных ресурсов (например, газ), экологические препятствия для бизнеса, экологические требования к продукции предприятия. Продукция ООО «НИПРОМТЕКС» соответствует техническим условиям и техническим характеристикам. Предприятие применяет экологически чистые безасбестовые технологии. На предприятии существует лаборатория охраны окружающей среды, которая аттестована независимым органом - Федеральным государственным учреждением «Курский Центр стандартизации, метрологии и сертификации».

Культурные факторы включают социальные институты и другие силы, способствующие формированию и восприятию ценностей, вкусов и норм поведения общества.

Факторы микросреды.

На деятельность предприятия влияют также факторы микросреды. В их состав входят такие факторы: потребители, конкуренция, каналы сбыта, поставщики, контактные аудитории.

Посредники. ООО «НИПРОМТЕКС» является производственным предприятием, то продукцию поставляет потребителям через логистических посредников. Логистические посредники занимаются услугами в системе складирования, транспортировки продукции предприятия. ООО «НИПРОМТЕКС» внедряет новые методы обработки и продажи продукции.

Контактные аудитории. ООО «НИПРОМТЕКС» контактирует как с широкой публикой (акционеры, банки), так и местной контактной аудиторией (внутренняя контактная аудитория - служащие предприятия, местная - группы, объединенные общностью интересов - профсоюзы).

ООО «НИПРОМТЕКС» является дипломантом специализированных выставок России (Федеральная текстильная выставка-ярмарка на ВВЦ) и ближнего зарубежья. Это предприятие участвует также в конференциях, которые посвящены текстильной промышленности.

Важную роль в функционировании предприятия играет корпоративная культура, которая складывается из множества норм, правил и ценностей, обусловливающих его индивидуальность.

Анализ корпоративной культуры предприятия проводится по результатам опроса, проведенного путем анкетирования персонала, руководства и клиентов, проходящего в условиях строгой конфиденциальности.

В процессе производства ООО «НИПРОМТЕКС» использует высококачественное волокно импортного производства.

Поставщиками ООО «НИПРОМТЕКС» являются предприятия, поставляющие сырье для производства нетканых материалов. Ими являются российские и иностранные предприятия. Поставщиком сырья для производства продукции является ООО «Химволокно» г. Курска, а также предприятие из Белоруссии.

Продукция ООО «НИПРОМТЕКС»

На предприятии разрабатываются нетканые и геотекстильные полотна. Нетканые полотна, в том числе и дублированные с пленкой, применяются в строительстве. Предприятие выпускает клеевые материалы на тканевой основе. В отличие от большинства производителей объемных полотен предприятие использует термофиксированный способ скрепления волокон без применения связывающего клея. Особым спросом у швейной промышленности пользуется синтепон, который производится на единственной в России линии Brukher.

Геотекстильные полотна («Дорнит») обладают высокой химической и биологической стойкостью, имеют хорошие прочностные и фильтрующие свойства, и применяются при строительстве дорог и временных дорожных конструкций, сооружении магистральных трубо- и газопроводов. Основные функции этих экологически безопасных материалов, изготовленных из полиэфирных или полипропиленовых волокон, иглопробивным или вязально-прошивным способами, заключаются в разделении, армировании, дренаже и фильтрации.

Фабрика выпускает полотно объемное, применяемого в качестве утеплителя для одежды и наполнителя в одеяла, а также вязально-прошивные и иглопробивные полотна, а также полотно клееное, медицинское полотно, ширпотреб, прикладные и прокладочные материалы.

ООО «НИПРОМТЕКС» производит легкий, с высокими теплозащитными свойствами утеплитель, а также производит и реализует наполнитель для подушек, одеял, мягкой мебели, игрушек. Наполнитель представляет собой шарики из полиэфирного волокна, обработанного силиконом.

Продукция предприятия пользуется оптимальным спросом, так как экономика России развивается, и нетканые материалы требуются для автомобильной, медицинской отраслей.

Продукция ООО «НИПРОМТЕКС» проходит контроль на соответствие техническим условиям.

Ассортимент выпускаемой продукции;

·        одеяла;

·        подушки;

·        постельное белье для сети московских магазинов «IKEA», «Pamstor», «Ашан» и др.

Ассортимент выпускаемой продукции предприятия в таблице 3.

Таблица 3 - Ассортимент выпускаемой продукции ООО «НИПРОМТЕКС»

Наименование продукции

Объем производства, в %

Потребители продукции

Полотно: - объемное; - вязально-прошивное; - иглопробивное; - медицинское

65% 25% 15% 15% 5%

 швейная промышленность швейная промышленность строительные организации медицинская промышленность

10%

швейная промышленность

Наполнитель для: - одеял; - подушки; - игрушек.

25% 10% 5% 10%

 швейная промышленность швейная промышленность швейная промышленность

Всего

100%



Как видно из таблицы 3 ООО «НИПРОМТЕКС» выпускает 65% объемного полотна, так как эта продукция пользуется оптимальным спросом и используется в швейной промышленности, в производстве мягкой мебели (в качестве утеплителя или наполнителя в различных изделиях бытового назначения).

Объем выпускаемой продукции ежегодно увеличивается, и составляет за 2006г. - 4,5%, 2007г. - 5,0%, 2008 - 5,4%.

Наиболее прибыльной продукцией является объемное полотно, так как имеет большую область применения в различных товарах. Объемное полотно используется в производстве мягкой мебели, в качестве утеплителя или наполнителя в различных изделиях бытового назначения.

Наиболее легкой по производству является продукция - синтепон.

На производство объемного полотна уходит меньше всего затрат.

Основными потребителями продукции, выпускаемой ООО «НИПРОМТЕКС», являются промышленные предприятия, так и конечные потребители. Предприятие работает со следующими компаниями: ООО «ИКЕА», ООО «Вариация - Сургут», ООО «Промстиль», ООО «Роспродтранс». Доля потребителей продукции предприятия распределена следующим образом, ООО «ИКЕА» - 25, ООО «Вариация - Сургут» - 10, ООО «Промстиль» - 15, ООО «Роспродтранс» - 13.

Объемное полотно (синтепон) с маркой железногорского «НИПРОМТЕКСА» приобретают в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сургуте, Новосибирске, Оренбурге и Екатеринбурге.

Города, которые приобретают объемное полотно, рассмотрены на рисунке 1

Рисунок 1 - Покупатели объемного полотна с маркой ООО «НИПРОМТЕКС»

Как видно из рисунка, больше всего объемное полотно покупают в следующих городах, в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а меньше всего в Сургуте, Казани и Оренбурге.

Потребителями ООО «НИПРОМТЕКС» являются предприятия, закупающие нетканые материалы для применения в различных отраслях.

Анализ конкурентоспособности.

Продукция предприятия является конкурентоспособной, конкурирует с такой же продукцией других предприятий.

В настоящее время существуют множество предприятий, производящих те же нетканые материалы, что и ООО «НИПРОМТЕКС».

Для проведения анализа конкурентоспособности необходимо получить информацию о конкурентах предприятия.

Конкурентами ООО «НИПРОМТЕКСА» являются предприятия в Москве, Тамбовской области и в некоторых других городах Российской Федерации, а также в странах СНГ.

Конкурентом ООО «НИПРОМТЕКС» является Котовский завод нетканых материалов, расположенный в городе Котовск, Тамбовской области. Это предприятие производит и реализует синтепон различных плотностей.

Плюсами этого предприятия является то, что ассортимент продукции состоит из одного вида, синтепона. Минусами этого предприятия является то, что продукция меньше представлена на рынке нетканых материалов.

Котовский завод нетканых материалов удовлетворяет потребности потребителей в синтетическом пухе, которым наполняются подушки и одеяла. Это предприятие производит спецодежду для различных потребителей.

На предприятии имеется весь спектр швейной фурнитуры.

Конкурентом ООО «НИПРОМТЕКС» является предприятия Москвы, а именно ЗАО «МОНЕМА», которое производит и продает нетканые материалы и швейные изделия на основе утеплителей.

ЗАО «МОНЕМА» производит иглопробивные материалы, объемные клеевые полотно, а также детские мягкие игрушки от маленьких до больших.

ЗАО «МОНЕМА» производит также шервисин (объемный утеплитель из овечьей шерсти) и мебелин (иглопробивной нетканый материал из смеси натуральных шерстяных полиэфирных и вискозных волокон).

Продукция ЗАО «МОНЕМЫ» применяется в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и быте.

Другим конкурентом предприятия является Фабрика нетканых материалов, расположенная в г. Батайск, Ростовской области. Фабрика нетканых материалов занимается производством нетканых полотен для автомобильной, швейной, обувной и строительной отраслей. Фабрика производит следующие нетканые материалы: нетканое иглопробивное полотно; полотно ковровое иглопробивное для пола и полки багажника; синтепон для швейной промышленности.

На долю ООО «НИПРОМТЕКС» приходится 30% объема выпуска нетканых материалов. Доля ЗАО «МОНЕМА» - 21%; Котовский завод нетканых материалов - 18%, Фабрика нетканых материалов (г. Батайск) - 17%, остальные предприятия - 14%.

Полученная информация позволяет сделать вывод о том, что предприятие имеет как ближайших, так и потенциальных конкурентов.

Предприятие работает в условиях отраслевой конкуренции, так как существуют другие предприятия, производящие продукцию, что и ООО «НИПРОМТЕКС». Продукция предприятия конкурирует с продукцией других предприятий на одном потребительском рынке.

ООО «НИПРОМТЕКС» действует в условиях конкурентной борьбы на рынках, где доминируют потребители, и существуют условия для принятия самостоятельных согласованных решений по всем элементам комплекса маркетинга.

Одним из важнейших условий обеспечения конкурентоспособности продукции являются разработка и совершенствование нормативно-технической базы и сертификации в соответствии с требованиями ФЗ № 184-03 от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании».

Продукция, выпускаемая предприятием, соответствует системам качества по ISO 9000 и менеджмента качества по ISO 9001.

Анализ ценовой политики.

Предприятие устанавливает цену на продукцию, исходя из затрат на производство продукции. Цена на нетканое полотно состоит из себестоимости продукции и рентабельности (процент от себестоимости продукции). Себестоимость продукции состоит из прямых и косвенных расходов, затрат на подготовку производства и внедрение данного вида продукции). На разные виды продукции устанавливается разная цена. Установление цен на выпускаемую продукцию зависит от ширины полотна, поверхностной плотности, например, цена на полотно нетканое иглопробивное: ширина 150см - цена 10 руб. 40 коп., ширина 160см - цена 16 руб. 20коп., 165см - 19 руб. 40 коп., и т.д.

конкурентоспособность маркетинговый потребитель

Цена на полотно вязально-прошивное установлена от 9,90 до 36,10. Цена на полотно нетканое вязально-прошивное устанавливается в зависимости от ширины.

На предприятии осуществляется гибкая накопительная система скидок в зависимости от покупаемого объема в месяц.

Накопительная система скидок действует для постоянных покупателей продукции.

Скидки предприятия зависят от вида покупаемой продукции.

Анализ политики продвижения.

Предприятие использует два средства продвижения продукции: рекламу, стимулирование сбыта.

Предприятие проводит продвижение своей продукции через рекламу на специальных ресурсах, это могут быть как электронные (сайты в Интернете), так и специализированные журналы и газеты по текстильной промышленности.

Продвижение товаров осуществляется путем размещения данных предприятия на специализированных сайтах в Интернете, где указывается выпускаемая продукция, адрес и телефоны предприятия.

Стимулирование сбыта происходит через доработка продукции в соответствии с требованиями отдельных потребителей.

Компьютерная корпоративная система планирования, учета и контроля работы предприятия обеспечивает эффективное использование времени и материальных ресурсов, ускоряет процесс обслуживания клиентов.

Предприятие использует комплексное продвижение продукции, в частности участвует в отраслевых торгово-промышленных выставках.

Анализ политики распределения.

Каналы распределения продукции предприятия: прямые, так как перемещение продукции происходит без участия посреднических организаций. ООО «НИПРОМТЕКС» имеет на территории склад готовой продукции, также имеет склад готовой продукции в г. Москве.

Предприятие осуществляет складирование товара и его транспортировку.

Распределение продукции происходит напрямую от предприятия, т.е. продукция может доставляться без посредников клиентам. Купленная продукция доставляется в срок покупателю.

3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия

.1 Анализ конкурентоспособности ООО «Нипромтекс»

Цель анализа конкурентоспособности предприятия - установить, какого конкурентного преимущества может добиться предприятие и как его можно реализовать и защитить в конкретной ситуации.

Существуют множество методик определения конкурентоспособности предприятия.

Для данного предприятия подходит методика определения конкурентоспособности предложенная Баумгартеном Л.В. Он рассматривает анализ методов определения конкурентоспособности предприятия и продукции. В этой статье анализ проходит следующие этапы:

- рассмотрение факторов (критериев), определяющих конкурентоспособность предприятия и продукции;

- рассмотрение методов, используемых для определения комплексного показателя конкурентоспособности;

анализ рассмотренных методов определения комплексного показателя конкурентоспособности.

Для проведения анализа конкурентоспособности требуется рассмотреть факторы, которые оценивают отдельно конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции.

При анализе конкурентоспособности предприятия выберем те факторы, которые приносят успех деятельности предприятия:

а) качество и характеристики продукции;

б) репутация (имидж);

в) использование технологий;

г) издержки по сравнению с конкурентами;

д) обслуживание клиентов;

е) инновационные возможности.

Сначала проведем анализ этих факторов по предприятию и его конкурентах, то есть анализ ООО «Нипромтекс» и остальных предприятий.

Качество и характеристика продукции. Предприятие производит несколько видов продукции. Продукция обладает следующими характеристиками: водонепроницаемостью, поглощению жидкостей, дренажирования, замедлителя горения, фильтрования, бактериального барьера и стерильности. Продукция предприятия обладает такими свойствами как не вызывающей аллергии, имеющей высокую объемность.

Качество продукции ООО «Нипромтекс» от продукции конкурентов отличается тем, что при производстве нетканых материалов используется более качественное сырье.

На предприятии ЗАО «Монема» производство продукции осуществляется на оборудовании из Германии.

Продукция Котовского завода состоит из синтепона и синтетического пуха, это означает, что предприятие имеет наименьшее количество затрат.

Фабрика нетканых материалов (г. Батайск) является предприятием, который выпускает несколько видов нетканых материалов.

Остальные предприятия-конкуренты обладают меньшим ассортиментом продукции.

Характеристика продукции конкурентов совпадает по свойствам с продукцией ООО «Нипромтекс», то есть имеет те же самые свойства и что продукция предприятия.

Конкурентные преимущества ЗАО «Монема» заключаются в возможности выпуска полотен разной плотности и цветовой гаммы в зависимости от индивидуальных требований заказчика, также производится термоплавкий, термоклеевой синтепон.

ООО «Нипромтекс» зарекомендовал себя как добросовестного производителя нетканых материалов, так как выполняет, взятые на себя обязательства.

По сравнению с конкурентами ООО «Нипромтекс» имеет производственные мощности, которые позволяют удовлетворять разные потребности заказчика.

Предприятие применяет технологии, способные обеспечить удовлетворение потребностей потребителей. Предприятие использует технологии, которые влияют на качество произведенной продукции.

На производство продукции предприятие затрачивает определенное количество издержек, которые по сравнению с конкурентами, меньше. На производство каждого вида полотна затрачивается определенное количество сырья, ресурсов, а также другие затраты.

Обслуживание клиентов. Предприятие имеет постоянных клиентов, которые покупают нетканые материалы для дальнейшего использования. Обслуживанием клиентов занимается отдел продаж.

Инновационные возможности. Предприятие производит нетканые материалы, которые имеют инновационную привлекательность для различных отраслей национальной экономики.

Рынок нетканых материалов очень разнообразен, поэтому материалы широко используются для производства товаров массового спроса и для технических целей.

В число наиболее ключевых факторов можно выделить инновационные возможности предприятия, качество и характеристика продукции, издержки по сравнению с конкурентами. Данные показатели необходимо рассмотреть в сравнении с конкурентами. Конкурентами предприятия являются следующие предприятия:

Котовский завод нетканых материалов;

Фабрика нетканых материалов, г. Батайск;

ЗАО «МОНЕМА», г. Москва.

Для анализа конкурентоспособности предприятия и конкурентов проводился экспертный опрос, который позволял выявить наиболее значимые факторы.

Выявление проблем путем экспертного опроса руководителей и специалистов. Вопросы опросного листа, задаваемые экспертам, касались факторов конкурентоспособности предприятия. Опрос проводился с целью сбора информации об факторах, которые влияют на деятельность предприятия. Группа экспертов состояла из людей, которые являются сотрудниками предприятия. В число экспертов входили менеджеры отдела сбыта и отдела снабжения Число экспертов - 5.

На первом этапе исследования перед экспертами была поставлена задача - выявить основные факторы конкурентоспособности. В результате было выявлено шесть факторов конкурентоспособности:

качество и характеристики продукции;

репутация (имидж) предприятия;

- использование технологии;

издержки по сравнению с конкурентами;

обслуживание клиентов;

инновационные возможности.

Рассмотренные факторы с разной степенью проявляются на предприятии, т.е. оказывают различное влияние на конкурентоспособность. Чтобы учесть относительную значимость факторов, в модель оценки конкурентоспособности вводится вес каждого из факторов. Факторов всего шесть. Сумма весов шести факторов должна быть равна 1.

Коэффициент важности i-того фактора (k) - это вес каждого фактора. Сумма весов рассматриваемых факторов должна быть равна 1.

Анализ экспертных оценок показал; что веса по шести факторам имеют следующие значения: k1=0,3; k2=0,16; k3=0,20; k4=0,15; k5=0,10; k6=0,09.

Учитывая это, можно определить средневзвешенный балл влияния этих факторов с учетом их важности и степени, с которой они проявляются на анализируемом предприятии:

 (14)

где bij - балльная оценка j-того эксперта степени проявления i-того фактора;

n - количество экспертов, n=8;

m - число рассматриваемых факторов, m=6;

ki - коэффициент важности i-того фактора.

Балльная оценка (bij) j-того эксперта степени проявления i-того фактора определена в таблице 4.

Таблица 4 - Балльная оценка факторов, влияющих на конкурентоспособность, с учетом коэффициента весомости

Факторы конкурентоспособности

Коэффициент весомости

Предприятие

Конкуренты



Балл

Оценка

КЗНМ, г.Котовск

ФНМ, г. Батайск

ЗАО «Монема», г.Москва





Балл

Оценка

Балл

Оценка

Балл

Оценка

Качество и характеристики продукции

0,3

4

1,2

2

0,6

3

0,9

2

0,6

Репутация (имидж) предприятия

0,16

3

0,48

2

0,32

2

0,32

4

0,64

Использование технологии

0,20

2

0,40

5

1,0

4

0,8

3

0,6

Издержки по сравнению с конкурентами

0,15

4

0,6

3

0,45

2

0,3

4

0,6

Обслуживание клиентов

0,10

2

0,20

4

0,40

3

0,3

5

0,5

Инновацион-ные возможности

0,09

3

0,27

1

0,09

2

0,18

4

0,36

Итого

1,00

18

3,15

17

2,86

16

2,8

22

3,3


Полученные данные из таблицы 4, показывают, что наиболее высокие баллы получил производитель нетканых материалов из Москвы, так как лучше использует технологии и обслуживание клиентов находится на отличном уровне.

Остальные предприятия находятся почти на одном положении рынка.

По формуле вычислим средневзвешенный балл влияния факторов на анализируемом предприятии.

Таким образом, средневзвешенный балл по предприятию составил 2,25.

Рассчитаем средневзвешенный балл для Котовского завода нетканых материалов по формуле:

Найдем средневзвешенный балл для фабрики нетканых материалов (г. Батайск):

Рассчитаем средневзвешенный балл для ЗАО «Монема»:

Таким образом, по результатам расчетов видно, что наибольший средневзвешенный балл у следующих предприятий:

ЗАО «МОНЕМА» - 2,75;

ООО «НИПРОМТЕКС» - 2,25.

Конкурентоспособность ЗАО «МОНЕМА» на высоком уровне, так как сильно проявляются следующие факторы:

репутация предприятия;

издержки по сравнению с конкурентами;

обслуживание клиентов;

инновационные возможности.

Конкурентоспособность ООО «НИПРОМТЕКС» находится на умеренном уровне, так наиболее сильно проявляются такие факторы:

качество и характеристики продукции;

издержки по сравнению с конкурентами.

Конкурентоспособность других предприятий находится на одном уровне, так как на них имеются возможности для дальнейшего роста конкурентных преимуществ произведенной продукции. Конкурентные преимущества произведенной продукции состоят в том, что имеют ряд отличительных свойств, возрастающую инновационную деятельность.

Конкурентоспособность характеризуются относительным показателем, который рассчитывается по формуле

П = БФ/Бк, (15)

где П - относительный показатель конкурентоспособности;

Бф- балльная оценка анализируемого предприятия;

Бк- балльная оценка конкурента.

Оценка относительных показателей показала следующее.

П1=3,15/2,86=1,10 (положение ООО «НИПРОМТЕКС» относительно конкурента характеризуется как успешное).

П2=3,15/2,8=1,125 (положение КЗНМ (г.Батайск) относительно конкурента характеризуется как успешное)

П3=3,15/3,3=0,95 (предприятия равны по уровню конкурентоспособности).

Преимущество по показателю конкурентоспособности в размере 30% указывает на конкурентоспособное, но неустойчивое положение предприятия на рынке, в 30-50% - на достаточно устойчивое, преимущество в 50-70% оценивается как успешное.

Анализ показал, что у «НИПРОМТЕКС» довольно сильные по сравнению с конкурентами позиции, но есть определенные трудности в отношении репутации предприятия, в отношении использованных технологий и в отношении инновационных возможностей. Необходимые условия для изменения ситуации проведение мероприятий по улучшению репутации и знакомству с предприятием.

Рассмотрим метод для определения комплексного показателя конкурентоспособности.

Существуют несколько методов определения комплексного показателя конкурентоспособности.

Самым наилучшим методом является определение комплексного показателя конкурентоспособности предприятия через использование конкурентной карты рынка.

Конкурентная карта рынка строится с использованием двух показателей:

занимаемой рыночной доли;

динамики рыночной доли.

Распределение рыночной доли позволяет выделить четыре стандартных положений предприятий на рынке:

лидеры рынка;

предприятия с сильной конкурентной позицией;

предприятия со слабой конкурентной позицией;

аутсайдеры рынка.

Для определения степени изменения конкурентной позиции предприятия целесообразно выделить также типичные состояния предприятий по динамике их рыночной доли:

предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией (ЗАО «Монема»);

предприятия с улучшающейся конкурентной позицией (ООО «Нипромтекс»);

предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией (ФНМ, г. Котовск»);

предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией (Фабрика нетканых материалов, г.Батайск).

Конкурентная карта рынка строится, исходя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли.

Это позволить выделить 16 типовых положений предприятий, характеризующих их статус и отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов.

При классификации предприятий предпочтение отдавалось показателю рыночной доли.

Рыночная доля определяется по отношению к совокупному объему продажи какого-либо товара всеми предприятиями, работающими на данном рынке:

 , (16)

где di - доля i-того предприятия в общей продаже продукции,

Vi - объем продажи продукции i-той фирмой.

Рыночная доля ООО «НИПРОМТЕКС» составила 30%.

Лидером рынка является предприятие ЗАО «Монема» из г. Москвы, так как доля рынка превышает 40% и улучшает конкурентные позиции на рынке.

ООО «НИПРОМТЕКС» является предприятием с быстро улучшающейся конкурентной позицией.

Для улучшения конкурентной позиции предприятие проводит специальные мероприятия. Эти мероприятия включают:

разработку сбытовой, ценовой политики;

разработку товарной политики;

разработку политики продвижения и стимулирования сбыта готовой продукции.

Таким образом, анализ конкурентоспособности показал, что исследуемое предприятие, хотя и не является лидером на рынке нетканых материалов, но занимает одно из лидирующих положений на рынке, уступая лидеру ЗАО «Монема».

3.2 Предложения по повышению конкурентоспособности ООО «Нипромтекс»

Конкурентоспособность текстильного предприятия складывается из двух составляющих: конкурентоспособности выпускаемой продукции, определяемой оптимальным сочетанием качества и цены, и эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

Одним из факторов повышения конкурентоспособности предприятия является увеличение использованных технологий при производстве продукции.

Для предприятия, производящего нетканые материалы, можно предложить следующие маркетинговые мероприятия: разработать план по нахождению новых потребителей для объемных материалов (т.е. провести анализ), и оценить прибыльность новых заказов на производство продукции. Разработка плана ведется сотрудниками отдела сбыта.

В настоящий момент нетканые материалы применяются не во всех отраслях промышленности, но есть определенные возможности для расширения заказов от потребителей на нетканые полотна.

Новым рынком сбыта продукции предприятия является их использование при строительстве нефте-, газо-, трубопроводов. При строительстве нефте-, газо-, трубопроводов нетканые материалы могут применяться для балластировки нефте-, газо-, трубопроводов.

Предложения по повышению конкурентоспособности заключаются в том, чтобы повысить прибыль предприятия и найти потенциальных потребителей.

Оценивая потребительские предпочтения, выявили следующие отрасли применения нетканых материалов:

при транспортном строительстве;

в сельскохозяйственной отрасли;

в медицинской отрасли.

Также наиболее выгодным применением являются нетканые материалы для оформления салонов автомобилей.

Преимуществами промышленности нетканых материалов по сравнению с другими текстильными отраслями являются: использование высокопроизводительного оборудования, сокращенный производственный цикл, рациональное использование сырья и отходов.

Предложения для предприятия заключаются в том, чтобы найти тот рынок сбыта, который принесет новые заказы для предприятия. Предлагаются для предприятия следующие маркетинговые мероприятия.

На основании анализа потребительских предпочтений выяснены потенциальные потребители нетканых материалов, это транспортное строительство. Так как планируется строительство платных федеральных трасс, таких например как Москва - Крым, Москва - Санкт-Петербург и другие автомобильные трассы. При строительстве этой трассы понадобится геотекстильные полотна. Геотекстильные полотна применяются как защита откосов и склонов от водной и ветровой эрозии, устройство пластового дренажа.

Для лучшего удовлетворения потребностей потребителей следует увеличить качество произведенной продукции, т.е. эксплуатационные характеристики продукции. Эксплуатационные характеристики продукции - это свойства продукции, которые показывают насколько эффективно данная продукция используется в процессе ее использования по производственному назначению.

Эксплуатационные характеристики продукции состоят из высокой прочности на раздирание и прокалывание, имеют хорошую фильтрующую способность, которая обеспечивает устойчивость фильтрующего материала под давлением грунта.

Предприятию можно предложить освоить производство нетканых материалов для следующих направлений:

протирки;

санитарной гигиены;

спецодежды;

обтирочные и т.п.

Для увеличения конкурентоспособности следует рассчитать тенденции спроса в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде используется шкала балльных оценок важнейших факторов спроса:

уровень концентрации;

степень обновления технологии;

темпы роста отрасли и др.

Оценка спроса позволяет правильно ориентировать маркетинговую деятельность предприятия.

Важнейшими характеристиками спроса являются:

уровень спроса;

характер спроса;

объем спроса;

степень удовлетворенности спроса.

Наиболее подходящими для оценки спроса данного предприятия являются:

объем спроса и

степень удовлетворенности спроса.

Объем спроса - это то количество продукции, которую потребитель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени (дня, месяца, года). Объем спроса представляет собой функцию от цены.

Удовлетворенность лежит в самой основе концепции маркетинга <#"510116.files/image025.gif"> (17)

где P - прибыль;

S - объем продаж в шт.;

W - цена по прейскуранту;

O - комиссионные, транспортные, складские и прочие расходы;

A - затраты на производство единицы товара;

E - постоянные затраты;

F - затраты на рекламу и иные коммуникации;

D - затраты на продвижение товара к рынку и стимулирование сбыта.

Данная формула может корректироваться в зависимости от целей и возможностей предприятия.

Примерный объем продаж потенциальному потребителю ФГУП «Автоколонна 1773» составляет 50 тыс. м., так как нетканые материалы могут применяться многократно.

По данной формуле можно рассчитать бюджет маркетинга предприятия.

Объем продаж продукции зависит от того, какая поверхностная плотность нетканого полотна. Поверхностная плотность геотекстиля от 100 до 450 г/м2, шириной до 380 см. Объем продаж нетканого полотна составляет по примерным данным до 700 тыс. м2 ежемесячно.

Эффективность предложенных маркетинговых мероприятий состоят из перспектив окружающей рыночной среды, параметров возможностей. Основными маркетинговыми мероприятиями являются повышение конкурентоспособности продукции; рост доли рынка; разработка и внедрение на рынок такой продукции, как «дорнит». Продукцию «дорнит» следует использовать в качестве дополнительного слоя при строительстве автомобильных дорог. Эта продукция будет пользоваться оптимальным спросом.

Предприятие обладает потребительским потенциалом, так как имеются потенциальные потребители на продукцию предприятия.

Потребительский потенциал показывает состояние совокупного потенциального спроса:

 (18)

где Q - потребительский потенциал рынка;

n - число покупателей конкретной продукции на конкретном рынке при заданных условиях;

q - среднее число покупок в год;

p - цена средней единицы покупки.

Количество покупателей продукции - три предприятия, такие Автобаза №20, ФГУП «Автоколонна 1773» и ОАО «Курскрудстрой». Эти предприятия являются потенциальными потребителями геотекстиля.

Рассчитаем потребительский потенциал для ФГУП «Автоколонна 1773».

По приблизительным данным среднее число покупок (n) продукции - 35000 кв. м.

Цена средней единицы покупки продукции за год - 23 руб. 70 коп.

Таким образом, потребительский потенциал рассчитывается для ФГУП «Автоколонна 1773»:

 (руб.)

Расчет потребительского потенциала для ФГУП «Автоколонна 1773» равен 829500 руб., т.е. такую сумму получит предприятие-производитель за продажу произведенной продукции.

Рассчитаем потребительский потенциал для ОАО «Курскрудстрой». ОАО «Курскрудстрой» может купить геотекстиля примерно 24000 кв. м., цена средней единицы покупки продукции - 20 руб. 90 коп., получим потребительский потенциал:

 (руб.)

Потребительский потенциал показывает сумму возможной покупки продукции.

Таким образом, эффективность маркетинговых мероприятий заключается в расчете прибыльности продаж продукции, в потребительском потенциале.

Далее необходимо провести анализ конкурентоспособности предприятия после внедрения предложенных мероприятий.

Предложение о выходе на новые рынки с новым товаром предполагает повышение конкурентоспособности по следующим показателям:

использование технологии;

инновационные возможности.

Организация производства нового продукта (дорожные покрытия) предполагает более широкое использование технологий, при этом это мероприятие предполагает активизацию производственных возможностей.

Для количественной оценки предложенных мероприятий мы провели опрос экспертов по той же схеме что и первоначальную оценку конкурентоспособности. Результаты оценки представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Балльная оценка факторов, влияющих на конкурентоспособность, с учетом коэффициента весомости после внедрения предложенных мероприятий

Факторы конкурентоспособности

Коэффициент весомости

ООО «Нипромтекс»

Конкуренты



Балл

Оценка

КЗНМ, г.Котовск

ФНМ, г. Батайск

ЗАО «Монема», г.Москва





Балл

Оценка

Балл

Балл

Оценка

Качество и характеристики продукции

0,3

4

1,2

2

0,6

3

0,9

2

0,6

Репутация (имидж) предприятия

0,16

3

0,48

2

0,32

2

0,32

4

0,64

Использование технологии

0,20

3

0,6

5

1,0

4

0,8

3

0,6

Издержки по сравнению с конкурентами

0,15

4

0,6

3

0,45

2

0,3

4

0,6

Обслуживание клиентов

0,10

2

0,2

4

0,40

3

0,3

5

0,5

Инновацион-ные возможности

0,09

4

0,36

1

0,09

2

0,18

4

0,36

Итого

1,00

19

3,44

17

2,86

16

2,8

22

3,3


Полученные данные (таблица 5), показывают, что после предложенных мероприятий ООО «Нипромтекс» выходит на лидирующее положение на рынке, имея хотя и не большой, но отрыв в 0,14 балла (3,44-3,3) от лидера анализируемого периода (ЗАО «Монема»).

Данный производитель нетканых материалов из Москвы остается лидером по таким показателям как:

репутация (имидж) предприятия;

обслуживание клиентов.

При этом необходимо учитывать, что данное мероприятие приведет к такому результату, что предприятия-конкуренты будут находится на уровне прошлого периода.

Следовательно, ООО «Нипромтекс», являясь лидером по показателю «качество и характеристики продукции», и уравновесив свои позиции с лидером анализируемого периода по показателям «использование технологии» и «инновационные возможности», может претендовать на лидерство в этой отрасли.

Таким образом, предложенные мероприятия повысят конкурентоспособность ООО «Нипромтекс» на 9,2 % (100- 3,39/3,15*100).

Заключение

Темой курсовой работы является «Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия (на материалах ООО «Нипромтекс», г. Железногорск)».

В данной курсовой работе 3 части, которые рассматривают вопросы, касающиеся конкурентоспособности как в теоретическом, так и практическом аспекте.

Первая часть рассматривает такие теоретические вопросы, как понятие, сущность, основные методы оценки конкурентоспособности, а также способы повышения конкурентоспособности промышленного предприятия.

Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяют долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов.

Сущность конкурентоспособности заключается в том, что это дает предприятию возможность конкурировать на равных с предприятиями - конкурентами на рынке и приносить предприятию достаточную прибыль и занимать определенную долю рынка.

Для определения конкурентоспособности анализируются факторы, которые оказывают влияние на деятельность предприятия. После выявления факторов используются методы оценки конкурентоспособности.

Методы оценки конкурентоспособности очень разные. В курсовой работе рассмотрены следующие методы оценки конкурентоспособности: метод балльной оценки с учетом степени весомости факторов и метод балльной оценки.

Наиболее лучшим из этих методов считается метод балльной оценки с учетом коэффициентов весомости, так как позволяет оценить преимущества использования факторов на предприятии и у конкурентов.

Для проведения метода балльной оценки используется опрос экспертов, т.е. эксперты оценивают влияние факторов на конкурентоспособность предприятия и конкурентов.

После проведенного метода оцениваются возможности и недостатки конкурентов, а также их сильные и слабые стороны.

Одним из способов повышения конкурентоспособности является оптимальное удовлетворение потребностей потребителей.

Потребности потребителей оказывают существенное влияние на работу предприятия, т.е. от того как удовлетворяются потребности потребителей зависит конкурентоспособность предприятия.

Потребности - это внутренние побудители активности, стимулирующие экономическую деятельность. Интенсивность потребителей наряду с редкостью определяет ценность экономических благ.

Оптимальное удовлетворение потребностей потребителей достигается путем проведения маркетингового исследования, в котором задаются вопросы, касающиеся наиболее существенных потребностей.

Вторая часть курсовой работы содержит маркетинговую характеристику ООО «Нипромтекс», анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия.

На деятельность предприятия оказывают воздействия факторы микро и макросреды предприятия.

К факторам микросреды относятся: потребители, поставщики, конкуренты, контактные аудитории и посредники.

В состав ООО «Нипрмтекс» входят три производства, объединенных общей инфраструктурой: комплекс подготовительного и ткацко-отделочного цехов, производство объемных нетканых материалов, швейное производство.

ООО «Нипромтекс» является предприятием, которое производит нетканые полотна, следующих разновидностей:

объемное полотно (ситепон);

полотно нетканое иглопробивное;

полотно нетканое иглопробивное каландрированное (геотекстиль, дорнит);

полотно нетканое вязально-прошивное;

полотно нетканое иглопробивное для ландшафтных и дачных работ.

Потребителями продукции ООО «Нипромтекс» являются следующие предприятия:

ООО «ИКЕА»;

ООО «Вариация - Сургут»;

ООО «Промстиль» и другие.

Реальными конкурентами предприятия являются такие предприятия как ЗАО «Монема», КЗНМ (г. Котовск, Тамбовская обл.), ФНМ (г.Батайск) и некоторые другие.

На работу предприятия оказывают влияние также факторы макросреды. К факторам макросреды относят следующие факторы:

политические;

социально-экономические;

правовые;

технологические и другие.

Анализ хозяйственной деятельности состоял из анализа выпуска и реализации продукции, основных и оборотных средств, труда и заработной платы, а также из анализа прибыли и рентабельности.

Анализ хозяйственной деятельности показал, что предприятие достаточно успешное.

Анализ потребительских предпочтений выявил, что наиболее востребованными являются объемное полотно и геотекстиль. Объемное полотно используется многими швейными предприятиями в качестве утеплителя. Геотекстиль может применяться в строительстве автомобильных дорог и зданий, и использоваться в качестве утепляющего материала.

В третьей части были рассмотрены анализ конкурентоспособности ООО «Нипромтекс», предложения по повышению конкурентоспособности ООО «Нипромтекс» и расчет эффективности предложенных маркетинговых мероприятий.

Анализ конкурентоспособности предприятия состоит из оценки конкурентоспособности на основе определения основных показателей.

Опрос экспертов показал, что наиболее конкурентоспособным является ЗАО «Монема», так как это предприятие располагает улучшающейся конкурентной позицией.

ЗАО «Монема» находится на высоком конкурентном уровне, так как сильно проявляются такие факторы: как издержки по сравнению с конкурентами и инновационные возможности.

ООО «Нипромтекс» находится на умеренном конкурентном уровне, по сравнению с другими конкурентами. При опросе экспертов выявлено что ООО «Нипромтекс» имеет конкурентные преимущества в факторе: качество и характеристика продукции.

Качество продукции, выпускаемой ООО «Нипромтекс» соответствует выданным сертификатам и обладает рядом отличительных свойств, например, не вызывающей аллергии и имеющей высокую объемность.

Характеристика продукции ООО «Нипромтекс» соответствует техническим условиям. На предприятии существуют лаборатории, которые проверяют продукцию на технико-физические свойства. После проверке в лаборатории нетканое полотно выпускается для потребителей.

Опрос экспертов показал, что другие конкуренты имеют как достоинства, так и недостатки рассмотренных факторов. Так балльная оценка влияния факторов конкуретносопсобности по ООО "Нипромтекс" составила 3,15, по КЗНМ - 2,86, по ФНМ - 2,8, по ЗОА «Монема» - 3,3.

Предложения для предприятия заключаются в том, чтобы найти тот рынок сбыта, который принесет новые заказы для предприятия.

На основании анализа потребительских предпочтений выяснены потенциальные потребители нетканых материалов, это транспортное строительство. Так как планируется строительство платных федеральных трасс, таких например как Москва - Крым, Москва - Санкт-Петербург и другие автомобильные трассы. При строительстве этой трассы понадобится геотекстильные полотна. Геотекстильные полотна применяются как защита откосов и склонов от водной и ветровой эрозии, устройство пластового дренажа.

Потенциальными потребителями данного полотна в г. Железхногорске являются ФГУП «Автоколонна 1773» и ОАО «Курскрудстрой». Определив потребительский потенциал данных предприятий, рассчитали расходы на производство и реализацию продукции и провели расчеты по определению эффективности предложенных мероприятий. Суммарная прибыль при выходе на рынок строительства автодорог составит 5 млн. 826 тыс. руб. в год

Далее провели анализ конкурентоспособности предприятия после внедрения предложенных мероприятий.

Следовательно, ООО «Нипромтекс», являясь лидером по показателю «качество и характеристики продукции», и уравновесив свои позиции с лидером анализируемого периода по показателям «использование технологии» и «инновационные возможности», может предендовать на лидерство в этой отрасли.

Таким образом, предложенные мероприятия повысят конкурентоспособность ООО «Нипромтекс» на 9,2 %, при этом уровень рентабельности данных мероприятий достаточно высок, поскольку составил 28 %.

Список использованных источников

1 Амблер Т. Практический маркетинг. - СПб: Питер, 2001 г.

Багиев Г.А. и др. Основы современного маркетинга: Уч. пос. - СПб., 2006. - 458 с.

3 Воронов А.А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия <http://mavriz.ru/articles/2003/4/1708.html> // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №4. - С.19-22

Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Издательство «Финпресс», 2008. - 656 с.

ГОСТ 2.105-95 Общие требования к текстовым документам Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья: с изм. и доп. - М. : Проспект , 2004. - 445 с

Гребнев E.T., Новиков Д.Т., Захаров А.Н. Анализ конкурентоспо-собности продукции <http://mavriz.ru/articles/2002/3/52.html> // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - №3. - С. 31-34

Дубровин И.А., ред., Есина А.Р., Стуканова И.П.Экономика и организация производства: Учеб. пособие для вузов. Изд. 2, доп., 2007 - 202с.

Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. - 2-е европ. изд. - М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2002. - 944с.

Кротков А.М., Еленева Ю.Я., Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки Маркетинг в России и за рубежом №6 / 2001

Лобанов М.М., Осипов Ю.М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - №6. - С.27-29

Маркетинг:  <http://www.aup.ru/books/m49/>Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога. Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ <http://www.tsure.ru/>, 2007. - 397 с.

Павлова Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара // <http://mavriz.ru/articles/2004/1/155.html> Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - №1. - С. 20-24

Судник В. Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия // Справочник экономиста. - 2004. - -№8.  С.37-39  <http://www.profiz.ru/se/8_2004/>

Похожие работы на - Определение уровня конкурентоспособности промышленного предприятия (на материалах ООО 'Нипромтекс', г. Железногорск)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!