Оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,51 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики


















Введение

 
Экономическому анализу всегда придавалось большое значение. Он позволяет определить эффективность как отдельного предприятия, группы предприятий, так и в конечном счете, всей экономики в целом. Но с переходом на рыночный путь развития, с созданием рыночной экономики, с появлением огромного количества независимых самостоятельных предприятий и организаций, экономический анализ приобретает еще большую важность.
Задачами экономического анализа финансового состояния являются: объективная оценка использования финансовых ресурсов на предприятии, выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения, а также улучшение отношений между предприятиями и внешними финансовыми, кредитными, контрольными органами и др.
Финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
Целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики [ 7 ] .
Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Именно конечные результаты деятельности предприятия интересуют собственников (акционеров) предприятия, его деловых партнеров, налоговые органы.
Финансовое состояние предприятий характеризует размещение и использование средств предприятия. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота производственных фондов и оборотных средств. Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов производственной деятельности, то финансовое состояние, определяемое всей совокупностью хозяйственных факторов, является наиболее обобщающим показателем.
Проявляется финансовое состояние в платежеспособности предприятий, в способности вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, выплачивать заработную плату рабочим и служащим, вносить платежи в бюджет.
Основными показателями финансового состояния являются: обеспеченность собственными оборотными средствами; соответствие фактических запасов материальных средств нормативу; обеспеченность запасов предназначенными для них источниками средств; иммобилизация оборотных средств; платежеспособность предприятия [ 2 ]
Дипломная работа посвящена анализу финансового положения ЗАО «А-ТРЕВЕЛ» по итогам работы за 2008, 2009 и 2010 годы.
Данный анализ состоит из нескольких этапов: анализ имущественного состояния, исследование показателей финансовой устойчивости предприятия, проводится анализ ликвидности баланса предприятия и рассчитываются специальные показатели ликвидности предприятия в целом. После общей характеристики финансового состояния и изменения за отчетный период следующей важной задачей анализа финансового состояния является анализ основных результатов прибыльности предприятия и факторный анализ прибыли предприятия - в структурном аспекте и в динамике.
В качестве инструментария для финансового анализа используются финансовые коэффициенты. Это относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим.
Финансовые коэффициенты используются: для сравнения показателей финансового состояния; для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия; для определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния.
Система финансовых коэффициентов по экономическому смыслу может быть подразделена на ряд характерных групп: показатели оценки рентабельности предприятия; показатели оценки эффективности управления или прибыльности продукции ; показатели оценки деловой активности или капиталоотдачи; показатели оценки ликвидности активов баланса как основы платежеспособности.
На основе рассчитанных отдельных показателей и коэффициентов, характеризующих финансовое состояние фирмы, можно сделать более детальные выводы о финансовом положении предприятия и выявить резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия, подготовить предложения по улучшению работы ЗАО «А-ТРЕВЕЛ».
Анализ ( от греческого analysis - разложение ) - метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы [ 11 ] .
На современном этапе одной из основных задач является совершенствование управления народным хозяйством в целом и всех его отраслей, а также отдельных предприятий.
Деятельность любой фирмы целенаправленна, то есть предполагается, что будет получен определенный результат, зависящий от ресурсов, находящихся в распоряжение предприятия, степени учета факторов риска, состояния внешней и внутренней среды фирмы, условий во внешней среде.
В результате влияния множества факторов социально - экономического и политического характера возникают проблемные ситуации, когда полученные результаты отличаются от ожидаемых.
В связи с этим возникает ряд вопросов, решение которых без анализа просто невозможно: причины сложившейся ситуации, выбор среди множества альтернатив, целесообразное использование ресурсов фирмы.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что анализ в управлении предприятием имеет очень большое значение и является важным этапом в ходе принятия любого управленческого решения.
Анализ как суть, изучается многими науками. Но анализ экономики, анализ финансово - хозяйственной деятельности и ее конечных результатов - область исключительно экономического анализа. Анализом в более широком смысле занимается теория экономического анализа, в профессиональном - экономический анализ финансово - хозяйственной деятельности в соответствующих отраслях.
Экономический анализ тесно связан с планированием.
Нестабильность и неопределенность будущего привела к тому, что планирование от прошлого к будущему, широко практиковавшееся в нашей стране ранее, стало неэффективным. Отсюда стала вполне очевидна невозможность принятия решения без предварительного определения стратегического плана на перспективу.
Стратегическое планирование - это процесс выбора целей его развития, обоснование стратегии их реализации при условии соблюдения социальной миссии предприятия.
Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами [ 15 ].
Количество этапов стратегического планирования, содержание и их последовательность могут быть различными в зависимости от размера предприятия, формы собственности, масштаба деятельности и других факторов. Но анализ является необходимым и обязательным этапом стратегического планирования независимо от вышеперечисленных факторов.
Принятие оптимальных управленческих решений превратилось сейчас в важную проблему, решить которую помогает изучение теории принятия управленческого решения. Теория принятия управленческого решения исходит из многовариантности, неопределенности, влияния дополнительных факторов на каждый отдельно взятый вариант.
Выбор наилучшего варианта требует разработки возможных курсов действий и их обоснования путем проведения экономического анализа различных управленческих вариантов [ 2 ].
Свободная рыночная экономика, организация и управление невозможны без использования маркетинговых принципов, без разработки тщательно обоснованной программы маркетинга.
Маркетинговые программы и контроль за их выполнением невозможны без анализа влияния на экономику предприятия внешней и внутренней Среды, анализа состояния рынка, анализа конкурентной обстановки, анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой тактики, анализа конечных финансовых результатов.
Экономический анализ, следовательно, является одним из важных слагаемым научно обоснованного планирования, регулирования, управления.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, ассоциаций, социально - экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации. То есть экономический анализ имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объединений, других подразделений и конечными производственно - финансовыми результатами их деятельности [ 2 ] .
В качестве информационной базы экономического анализа используют плановую и прогнозную информацию, отчетные данные предприятия (бухгалтерские, статистические), некоторые заданные экономические параметры (налоговые и процентные ставки, страховые платежи, отраслевые уровни рентабельности и другие).
Анализ позволяет установить и количественно выразить зависимость между конечными результатами деятельности предприятия и ресурсами производства (материальными, финансовыми, человеческими, информационными, временными ), которыми она располагает для того, чтобы осуществлять текущую деятельность и развитие предприятия.
В процессе проведения экономического анализа ставится ряд задач, к числу важнейших из которых можно отнести следующие: повышение научно - экономической обоснованности бизнес - планов и нормативов (в процессе их разработки). В целом бизнес - план представляет собой серьезный аналитический документ. Он состоит из ряда разделов, каждый из которых включает в себя определенную систему показателей.
Повышение научно - экономической обоснованности бизнес - планов и нормативов достигается в первую очередь осуществлением обстоятельного ретроспективного анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на финансово - хозяйственную деятельность данного предприятия.
Ретроспективный и текущий анализ завершается перспективным (прогнозом), который дает прямой выход на планово - предположительные показатели.
Во всех случаях используются методы сравнительного анализа конечных производственно - финансовых результатов, показателей социально - экономической эффективности предприятий и организаций. Таким образом, бизнес - планы обосновываются необходимыми экономическими расчетами;
объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности, выполнение установленных бизнес - планом и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг;
контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценка конечных финансовых результатов ;
определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса. Действительная полезность экономического анализа состоит и в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производственного процесса;
обоснование и проверка оптимальности управленческих решений [9].
Принять правильное управленческое решение, выявить его рациональность и эффективность можно лишь на основе экономического анализа.
Таким образом, сущность экономического анализа - комплексное изучение деятельности предприятия в соответствии с поставленными целями, представленное через систему экономической информации

1. Теоретическая часть


1.1 Информация и её роль в экономическом анализе


Экономическая информация - это информация о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ.
Сведения становятся экономической информацией в случаях, когда:
) получатель решает определенную задачу;
) сведения снижают уровень неопределенности условий задачи.
Содержание экономической информации может классифицироваться по:
) процессам воспроизводства: например, информация о производстве, обмене, об отдельных процессах на предприятии;
) факторам воспроизводства: например, по видам ресурсов, продукции и услуг, видам денежных средств;
) отображаемым структурным единицам: например, экономическим районам, предприятиям и организациям, по их структурным подразделениям и отдельным подсистемам.
По назначению в процессе управления экономическая информация делится на управляющую и осведомляющую. Назначение управляющей информации - доведение до исполнителей, подлежащих выполнению решений. Назначение осведомляющей информации - реализация обратной связи в системе управления. Экономическая информация также классифицируется по признаку функции управления - учетно-статистическая, плановая, нормативная и другая.
По характеру источников информацию подразделяют на два типа - первичную и вторичную. Первичную экономическую информацию получают путем исследований конкретной проблемы. Сбор информации осуществляется путем измерений. Обычно выполняют измерения выборки - части объектов из генеральной совокупности, т.е. совокупности изучаемых объектов.
Вторичная экономическая информация - это данные, собранные ранее для целей, отличных от целей данного проводимого анализа.
Вторичная информация в организациях содержится во внутренних источниках информации. Это данные учета и контроля, бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчеты, планы, базы и банки данных в информационных системах электронных офисов и компьютерных центров. Информацию содержат протоколы заседаний, обзоры жалоб клиентов, деловая переписка.
Вторичная информация в экономической среде обширна и рассеяна во множестве источников. Вторичную информацию содержат: статистические ежегодники; данные переписи населения; годовые финансовые отчеты предприятий; результаты конкурсов; отраслевые информационные бюллетени бирж, банков; статистические отчеты; таблицы курсов акций; судебные решения.
Главные достоинства вторичной информации - быстрота получения, дешевизна, простота использования. Сбор вторичной информации предшествует сбору первичной информации. Недостатки вторичной информации - это возможная несогласованность единиц измерения, использование различных определений и систем классификаций, разная степень новизны, трудность оценки достоверности.
Экономическая информация - это система показателей, характеризующая объект экономического анализа. Под системой показателей, характеризующих определенный объект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного объекта или явления.
Любая система показателей, характеризующих хозяйственный объект, состоит из следующих групп: натуральные (технические), экономические, технико-экономические, статистические показатели.
Натуральные (технические) показатели отражают в абсолютных или относительных величинах отдельные конструктивные, технологические или эксплуатационные характеристики ресурсов и результата деятельности предприятия (показатели технического использования и движения основных средств, показатели материалоемкости продукции и т.д.). Преимуществами натуральных показателей являются неизменность и постоянство масштаба единиц для измерения величины. Недостаток показателей состоит в том, что они не дают ответа на вопрос о сравнительной эффективности решений, если в оценке участвуют показатели, характеризующие различные ресурсы и результаты деятельности предприятия.
Экономические показатели являются универсальными, так как сводят к денежной оценке разнородные показатели, характеризующие состояние и развитие анализируемого субъекта. Необходимым условием использования экономических показателей является обеспечение их сопоставимости, которое достигается соблюдением следующих требований:
) единство объемных, структурных, качественных и стоимостных факторов;
) учет фактора времени;
) сопоставимость исходного состояния (технические, природные,
4) климатические и прочие условия);
) единство методики расчета показателей и их состава.
Технико-экономические показатели характеризуют изучаемый объект или явление, как с экономической, так и с технической стороны (например, съем продукции с производственной площади, эксплуатационные расходы на 100 км пути и т.д.).
С помощью статистических показателей осуществляется количественно-качественная характеристика хозяйственных процессов. Статистические показатели подразделяются на группы по следующим признакам:
) по сущности изучаемых показателей: на объемные (количественные), качественные, отражающие типичные свойства изучаемых совокупностей;
)по степени агрегирования явлений: на индивидуальные и обобщающие;
) в зависимости от характера изучаемых явлений: на стохастические и детерминированные;
) в зависимости от учета фактора времени: на интервальные и моментные.
Статические показатели выражаются в форме абсолютных, относительных, средних величин и др. Для анализа собранной информации и характеристики особенностей изучаемых процессов применяются аналитические показатели: показатели вариации и динамики, тесноты связи и т.п.
При построении системы показателей для целей конкретного анализа необходимо руководствоваться рядом принципов:
Принцип древовидной структуры связан с требованием взаимосвязи и взаимозаменяемости показателей. В системе предполагается наличие частных и обобщенных показателей различной степени интеграции, которые должны быть связаны как логическими, так и формальными соотношениями. При этом совокупность частных показателей путем математических операций должна сводиться в один или несколько обобщающих показателей (например, формирование себестоимости из калькуляционных статей затрат). Возможность интеграции частных показателей позволяет давать комплексную, обобщенную характеристику изучаемого явления. В качестве примеров можно так же назвать показатель организационно-технического уровня производства, показатель эффективности производства и т.д. Следует учитывать, что интегральные показатели не должны рассматриваться изолированно, а только в системе с частными.
Принцип обозримости предполагает наличие такого набора показателей, который охватывал бы все существенные стороны изучаемого объекта или явления. При этом показатели должны взаимно дополнять, а не дублировать друг друга, быть существенными и незначительно коррелирующими между собой, т.е. отвечать принципу допустимой мультиколлинеарности.
Основное назначение показателей - оценка и сопоставление различных процессов, что предполагает использование наряду с абсолютными величинами показателей относительных и удельных. Распространенность относительных показателей обусловливается их определенными преимуществами перед абсолютными - они позволяют сопоставлять несопоставимые по абсолютным величинам процессы, более устойчивы в пространстве и времени, т.е. характеризуют более однородные вариационные ряды, и т.д. Переход от абсолютных к относительным и удельным величинам «улучшает» статистические свойства показателей (в смысле принадлежности их к закону распределения, близкому к нормальному), что важно для корректной обработки данных с помощью статистических методов.
Принцип неформальности означает, что система показателей должна обеспечивать возможность оценки текущего состояния предприятия и перспектив его развития, а также быть пригодной для принятия управленческих решений. Расчет показателей должен производиться по однозначному алгоритму.

1.2 Способ сравнения в экономическом анализе


 Оценка в экономическом анализе направлена на выявление размера и динамики анализируемых показателей. Технология оценки включает следующие этапы:
) определение цели оценки,
2) выбор критериев и базы сравнения,
) определение анализируемых и базисных значений показателей деятельности предприятия,
) проверка достоверности информации,
) обеспечение ее сопоставимости,
) выбор приемов оценки,
) вычисление показателей оценки,
) оформление результатов оценки,
) формулировка выводов.
 Основным способом оценки в экономическом анализе является способ сравнения. Сравнение данных и определение динамики и структуры показателей выполняется при подготовке информации к анализу. Сопоставление показателей, характеризующих состояние объекта на момент анализа, предшествует группировке данных, их графической интерпретации и производится на начальном этапе анализа. В то же время сравнение показателей является неотъемлемым элементом практически любого метода экономического анализа. В экономическом анализе используются все возможные виды сравнений, наиболее распространенными из которых являются следующие:
1) сравнение показателя или системы показателей с базовыми значениями;
) сравнение динамики факторных и результирующих показателей;
) сравнение параллельных рядов;
) сравнение динамических рядов;
) сравнение отдельных частей (элементов) совокупности с показателями, характеризующими совокупность в целом.
 Рассмотрим указанные виды сравнений.

 

.2.1 Сравнение с базовыми значениями

Сравнение с базовыми значениями позволяет решить широкий круг аналитических задач, используя в качестве базы сравнения: плановые, нормативные и предельные значения изучаемых показателей, фактические значения показателей за прошлые периоды, среднестатистические значения изучаемых показателей, показатели деятельности конкурентов, оптимальное значение показателя.
Сравнение с плановыми данными производится в процессе оперативного и ретроспективного анализа. В первом случае сравнение используется для контроля над ходом выполнения плана, во втором - для оценки работы предприятия за прошедший период. В результате сравнения фактического объема выпуска продукции с плановым заданием в оперативном режиме за каждый день или декаду дается оценка ритмичности выполнения плана на основе рассчитываемых показателей - коэффициента ритмичности, коэффициента аритмичности, коэффициента вариации.
В практике ретроспективного анализа определяются две разновидности относительных показателей выполнения плана. В первом случае сравниваются фактические и плановые значения показателей, в результате чего рассчитываются: абсолютное отклонение от плана, относительная величина выполнения плана и относительное отклонение от плана. Во втором случае плановое задание устанавливается как абсолютная величина прироста или снижения показателя, а на основе фактических данных проверяется степень выполнения по величине прироста или снижения значения данного показателя.
Например, по плану предполагалось снизить себестоимость единицы продукции на 35 руб., а фактическое снижение составило 28 руб. Выполнение планового задания по снижению себестоимости рассчитывается как отношение 28/35 = 0,80, т.е. план выполнен на 80%. Показатель выполнения плана по уровню себестоимости в этом случае будет выше 100%, т.e. если фактический уровень себестоимости единицы продукции составил 479 руб. при плановом уровне 472 руб., то процент выполнения плана составит 101,5%.
Сравнение фактических данных с плановыми может использоваться и для проверки обоснованности плановых заданий. Допустим средний темп роста, характеризующий динамику фактических показателей реализации продукции за ряд предшествующих лет, составляет более 100%, но план реализации на предстоящий период определен со снижением по сравнению с предшествующим периодом, тогда становится очевидным, что план является необоснованным.
Сравнение с нормативными и предельными значениями используется при оценке резервов и построении диаграммы жизненного цикла предприятия. Сравнение с показателями прошлого периода позволяет выявить, тенденции, закономерности развития экономического явления. Результатами подобного сравнения являются абсолютные и относительные показатели динамики, например абсолютное отклонение, темп роста, темп прироста, а также среднее абсолютное отклонение, средний темп роста.
Сравнение основных показателей работы предприятия со среднестатистическими значениями позволяет определить конкурентные позиции данного предприятия, мотивирует поиск резервов роста объема выпуска и реализации продукции, более эффективного использования ресурсов и снижения затрат.
Аналогичную роль выполняет сравнение с показателями деятельности конкурентов. Данный вид сравнения имеет важное значение при позиционировании предприятия на рынке, разработке конкурентной стратегии, рейтинговой оценке, оценке степени вероятности банкротства. Методика комплексной сравнительной оценки предполагает сопоставление системы параметров (показателей) финансовой и производственной деятельности предприятия, поэтому данный вид сравнения классифицируется как многомерный сравнительный анализ.
Важное значение для предприятия имеет сопоставление параметров экономического состояния с показателями отраслевого и мирового лидеров. Использование такого вида сравнения сдерживается отсутствием достаточного объема адекватной информации.
Оптимальные величины в качестве базы сравнения используются для выявления резервов снижения себестоимости продукции, поиска резервов роста объема выпуска продукции и прибыли. Например, сопоставление фактического объема поставки с оптимальным размером одной партии позволяет внести коррективы в план поставки и сократить тем самым расходы на транспортировку и хранение товарных запасов.

1.2.2 Сравнение динамики показателей

Сравнение динамики показателей и выполнение плана по факторным и результативным признакам позволяет дать экспертную и количественную оценку влияния каждого фактора на совокупный показатель на основе знания модели зависимости между показателями.
Допустим, темп роста объема выпуска продукции составил 105,8%, при этом численность персонала возросла на 2,65% (темп роста 102,6%), производительность труда увеличилась на 3,1% (темп роста 103,1%). Экспертная оценка темпов роста позволяет сделать вывод: прирост выпуска продукции обеспечен привлечением дополнительного персонала и увеличением выработки работников, причем рост выпуска продукции за счет влияния качественного фактора выше. Оценку доли влияния количественного фактора можно получить, разделив показатель темпа прироста данного фактора на показатель темпа прироста результирующего показателя. Доля прироста объема выпуска в результате изменения численности персонала (количественный фактор) составляет 2,6 / 5,8 * 100% = 44,83%. Оценку доли влияния качественного фактора можно получить путем вычитания доли количественного фактора из суммы долей влияния двух факторов, т.е. 100%. Доля прироста объема выпуска за счет роста производительности труда составит: 100 - 44,83 = 55,17%.
Если абсолютное отклонение результирующего показателя умножить на долю влияния каждого фактора, получим абсолютный размер влияния факторных признаков на результат. Допустим, абсолютный прирост выпуска продукции составляет 200 тыс. руб. Тогда влияние численности на изменение объема выпуска выразится в сумме 89,66 тыс. руб. (200 * 0,4483), а влияние производительности труда - в сумме 110,34тыс. руб. (200 * 0,5517). Совокупное влияние факторов составляет: 89,66 + 110,34 = 200 тыс. руб.

1.2.3 Сравнение параллельных рядов

Сравнение параллельных рядов используется для выявления взаимосвязи между показателями и для выявления формы взаимосвязи (прямая или обратная, линейная или нелинейная связь). Для изучения параллельных рядов числовые значения, выявленные в процессе статистического наблюдения по одному из показателей, представляются в виде ранжированного ряда распределения. Ранжирование ряда по одному из признаков дает возможность оценить наличие связи. Сравнение знаков отклонений от среднего значения каждого и признаков параллельного ряда дает дополнительную информацию о наличии связи. На принципе сопоставления знаков отклонений признаков построен коэффициент Фехнера (Кф), который определяется по формуле:
Кф = (С - Н) / (С + Н) = (С - Н) / n,
 
где С - число случаев совпадений знаков отклонения признаков от средней величины;
Н- число случаев несовпадения знаков отклонений признаков от  средней величины.
Значение коэффициента Фехнера по абсолютной величине не превышает 1. Отрицательное значение показателя свидетельствует о наличии обратной связи. Расчет коэффициента Фехнера является самым простым способом выявления наличия связи между показателями. Любой другой способ, например расчет коэффициента корреляции, коэффициента Кендэла, коэффициента рангов Спирмэна, требует проведения дополнительных расчетов.

 

.2.4 Сравнение динамических рядов

Сравнение динамических рядов так же, как и сравнение параллельных рядов, дает возможность выявить наличие взаимосвязи между изучаемыми величинами и направление связи, т.е. ответить на вопрос, какая между показателями существует зависимость - прямая или обратная.
Динамические ряды в зависимости от способа выражения уровней ряда могут быть представлены абсолютными, относительными и средними величинами. Абсолютные показатели в стоимостной форме измеряются в текущих или сопоставимых ценах. Сопоставление рядов динамики, уровни которого измерены в текущих ценах, и ряда показателей в натуральной оценке позволяет описать динамику и обнаружить влияние ценового фактора на изменение стоимостного показателя. Рассмотрим в качестве объектов исследования динамические ряды объема товарной продукции, выпуска продукции и объема реализации в натуральных показателях по автомобилестроительному предприятию за 6 лет.
Таблица 2. Динамика основных показателей автомобилестроительного предприятия за 6 лет

Показатели

Годы

 

1

2

3

4

5

6

Выпуск автомобилей, шт.

314 000

316 142

322 851

190 549

200 292

209 141

Изменение по сравнению с предыдущим годом, %

100,0

100,7

109,0

59,0

105,1

104,4

Реализация автомобилей, шт.

301 295

282 313

279 703

213 744

211 433

210 540

Изменение по сравнению с предыдущим годом, %

100,0

93,7

99,1

76,4

97,5

97,7

 
Несмотря на рост выпуска продукции за 1 -6 годы, объем реализации продукции снижается, что объясняется снижением спроса на автомобили, усилением позиций конкурентов, низким качеством продукции и т.д. Опережение темпов роста выпуска продукции по сравнению с темпами роста объема продаж приводит к накоплению запасов готовой продукции. Это заставляет предприятие резко снизить выпуск продукции в 4-м году. В результате вовлечения в оборот остатков готовой продукции темпы снижения объемов продаж ниже темпов снижении выпуска продукции.

 

.2.5 Сравнение элементов совокупности

Сравнение отдельных элементов совокупности с показателями, характеризующими совокупность в целом, обеспечивает решение ряда аналитических задач, а именно: определение влияния изменений каждого элемента совокупности на изменение совокупности в целом; оценку структурных сдвигов в совокупности.
Для решения первой задачи применяется горизонтальный сравнительный анализ, для решения второй задачи - вертикальный сравнительный анализ.
Горизонтальный анализ направлен на определение абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемого объекта от базового значения. Соотношение абсолютного и относительного отклонения элемента совокупности и соответствующего отклонения показателя, характеризующего совокупность, позволяет определить влияние каждого элемента на изменение совокупности в целом. Соотношение индексов динамики отдельной части совокупности и совокупности в целом характеризует происходящие структурные сдвиги. Если индекс динамики отдельной части совокупности превышает индекс динамики общего итога, то доля этой части увеличивается, и наоборот.
Вертикальный анализ направлен на изучение структуры совокупности и представляет собой изучение изменений долей или удельных весов каждой единицы совокупности. Проводится путем определения в абсолютном отклонении показателя, характеризующего совокупность, отклонений, происходящих под влиянием тенденций развития, и отклонений под влиянием структурных сдвигов.

1.2.6 Многомерные сравнения

Многомерные (многокритериальные) сравнения необходимы для комплексной оценки результатов хозяйствования.
Комплексная оценка предполагает изучение совокупности показателей, которые дают многостороннюю характеристику изучаемого явления или объекта (комплекса явлений или объектов). Комплексная оценка применяется для анализа большинства экономических процессов, для исследования обобщающих данных о результатах деятельности предприятия.
При проведении в ходе комплексной оценки многомерных сравнений используются такие приемы, как построение много осевых диаграмм показателей, матричный анализ, анализ иерархий и т.п.
 

2. Практическая часть

2.1 Общие сведения ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» и основные

экономические показатели его деятельности


ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» расположено в г. Москве.
Это одно из самых крупных предприятий в мире в отрасли цветной металлургии. Продукция ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» пользуется спросом не только в России, но и за рубежом.
Однако, в современных условиях, когда Россия находится в сложном экономическом положении, ситуация в ЗАО «А - ТРЕВЕЛ», как и на многих других предприятиях России, плачевная.
Переход к рыночной системе потребовал полной смены системы взаимоотношений, особенно на таких крупных предприятиях, как ЗАО «А - ТРЕВЕЛ».
Развал командно-административной системы в России привёл к ломке системы управления на предприятии. Были потеряны многие внешние связи. Это всё крайне отрицательно сказалось на экономических показателях ЗАО «А - ТРЕВЕЛ». К сожалению, вопрос об управлении окончательно не решён до сих пор.
Смена собственника стала причиной введения некоторых новшеств.
Полностью изменена структура управления предприятием ( структура управления комбинатом по состоянию на 2010 год приведена в Приложениях).
В течение 2008-2010 г.г. было сокращено 504 работника. Планируется и дальнейшее сокращение. Однако, наряду с этим, значительно увеличился управленческий аппарат. Отдельно следует выделить проблему воровства на предприятии, которое за последние годы приняло угрожающие масштабы. Это говорит не столько о моральном разложении общества, сколько о неэффективной системе управления, которая нуждается в частичной реорганизации.
За последние годы , после смены собственника, были произведены некоторые полезные изменения. К примеру, на данный момент ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» готовится к переходу на международную систему качества ISO-9000, что предполагает пересмотр не только системы качества продукта, но и системы производства и управления. - признанная по всему миру система качества, переход к которой даёт возможность с большей уверенностью смотреть в будущее, особенно для такого предприятия, как ЗАО «А - ТРЕВЕЛ», т. к. 80% продукции организации экспортируется. Возможно, это даст новый толчок к её развитию.
Но для того, чтобы реально оценить перспективу ЗАО «А - ТРЕВЕЛ», необходимо проанализировать её настоящее положение.

2.2 Основная экономическая информация

Динамика выручки и прибыли ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» за 3 периода ( с конца 2008-го года по конец 2010-го) представлена в диаграмме:

Объём выручки уменьшился в 2009 году и резко увеличился в 2010-ом.
Уменьшение выручки во 2-м периоде привело к тому, что прибыль оказалась минимальной.
Несмотря на то, что в 3-ем периоде было произведено сокращение работающих, выручка резко возросла. Выработка продукции на одного работающего за 1 год возросла в 2 раза, что свидетельствует о некоторых положительных итогах реструктуризации.
Кроме того, затраты на заработную плату каждый период увеличивались в среднем на 20%, что перекрывало рост инфляции в 2008-2009 годах.
Как видно из диаграммы, прибыль от реализации на порядок отличается от объёма выручки. Это объясняется очень высокой себестоимостью продукции. Причем, основную долю себестоимости представляют материальные затраты.
Об этом говорят показатели материалоёмкости и материалоотдачи.

Табл. 1. Показатели материалоёмкости т материалоотдачи

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Полная себестоимость

2 309 624 377

2 808 613 899

3 993 030 671

Материальные затраты на произведенную продукцию

962 254 735

1 157 502 601

2 278 096 459

Материалоотдача

2,627

2,213

1,827

Материалоемкость

0,381

0,452

0,547

Затраты на 1 рубль реализованной продукции

0,91360

0,99540

0,95925

 
Отрасль цветной металлургии является сама собой материалоёмкой, но все предприятия данной отрасли в мире на современном этапе прилагают особые усилия к снижению себестоимости, т.к. на мировом рынке в последние годы проявляется тенденция к снижению цены на цветные металлы, в частности никель.
Высокая себестоимость является причиной низкой прибыли. Это подчеркивает показатель затрат на 1 рубль реализованной продукции. У ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» на 1 рубль продукции в среднем за анализируемый период приходится 97 копеек затрат.
В нижеприведенной таблице показаны данные себестоимости и прибыли ЗАО «А - ТРЕВЕЛ».

Табл. 2. Данные себестоимости и прибыли

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Себестоимость реализованной продукции

2 086 755 075

3 756 871 356

Полная себестоимость

2 309 624 377

2 808 613 899

3 993 030 671

Объем прибыли от основной деятельности

218 427 038

9 610 175

169 611 454

Объем балансовой прибыли

147 754 228

-14 886 833

136 137 334

Чистая прибыль

31 503 702

-14 886 833

125 796 452

 

Особое внимание следует обратить на то, что в 2009 году ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» имело отрицательную балансовую прибыль, вследствие чего предприятие не платило налога на прибыль. Это связано, в первую очередь, с тем, что в этом году ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» имело очень низкую выручку.
Возможно, это результат перебоев поставок сырья из Норильска, вследствие чего ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» работало не на всю мощность, т.е. постоянные затраты оставались прежними ( на высоком уровне) , а переменные уменьшились пропорционально выпуску продукции , что повлияло на повышение себестоимости единицы продукции. Также в этот период наблюдается максимальная сумма амортизации.
Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.
Показатели оборачиваемости оборотных активов представлены ниже:


Табл. 3. Показатели оборачиваемости оборотных активов

Показатели

2009 г.

2010 г.

Отклонение

Темпы роста

Продолжительность одного оборота (дни)

294

305

10

1,04

Оборачиваемость оборотных активов

1,24

1,20

-0,04

0,97

 
Заметно некоторое уменьшение коэффициента оборачиваемости, т.е. увеличение длительности одного оборота. Таким образом, деньги, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги очень медленно, что еще больше затрудняет сложное финансовое положение предприятия.
Однако, существует несколько объективных факторов, влияющих на долгий срок продолжительности оборота:
) специфика производства ( трудоемкое и материалоемкое );
) продукция комбината закупается только крупными партиями и долгое время лежит на складе;
) ограниченное количество непосредственных покупателей продукции.
Несмотря на это, увеличивать оборачиваемость оборотных активов необходимо с целью улучшения финансового состояния предприятия.
Интересная ситуация наблюдается в движении собственных средств. В 2009 году сумма собственных средств уменьшилась более чем на 40%. В это же время было израсходовано 50% добавочного капитала. Возможно, это связано с переоценкой средств. При этом сумма основных промышленно- производственных фондов в каждом периоде уменьшалась в среднем на 0,2%.
Кроме того, необходимо заметить, что к концу 2010 года ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» не имело просроченной задолженности. Дело в том, что в этом году организация получила максимальную чистую прибыль за весь анализируемый период.
Существует и используется система показателей эффективности деятельности, среди них коэффициенты рентабельности.
Эти коэффициенты показывают, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в тот или иной оцениваемый показатель.
Таким образом, любая рентабельность прямо пропорционально зависит от чистой прибыли. в 2009-2010 годах чистая прибыль ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» была низкая, что прямо повлияло на показатели рентабельности, представленные ниже. В 2010 году чистая прибыль возросла в 4 раза по сравнению с 2009 г., что явилось причиной, как видно из таблицы, больших темпов роста показателей рентабельности.

Табл. 4. Показатели рентабельности ЗАО «А-ТРЕВЕЛ»

Показатели

2009 г.

2010 г.

Отклонение

Темпы роста

Рентабельность продаж

0,0036001

0,0177448

0,0141447

4,93

Рентабельность затрат

0,0037872

0,0182686

0,0211107

4,82

Рентабельность средств

0,0014389

0,0129963

0,0115573

9,03

Фондорентабельность

0,0015389

0,0104705

0,0089316

6,80


Особенно заметно повысилась рентабельность основных средств (в 9 раз), т.к. наряду с увеличением чистой прибыли наблюдается уменьшение основных средств, хотя абсолютный показатель остаётся достаточно низким.
Далее, как видно из ниже представленной таблицы, текущих обязательств у ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» не сравнительно больше, чем денежных средств. Причём, денежных средств у ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» в 2010 году на 19% стало меньше, тогда как текущих обязательств- на 36 % больше. Это подтверждает ухудшающуюся ликвидность предприятия.


Табл. 5. Ликвидность ЗАО «А-ТРЕВЕЛ»

Показатели

2009 г.

2010 г.

Отклонение

Темпы роста

Средние ден. средства

1 955 358,50

1 589 646,00

-365 712,50

Средние текущие обяз-тва

2 146 948 362,50

2 912 950 627,00

766 002 264,50

1,36


Таким образом, у ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» наблюдается в конце анализируемого периода масштабное изменение многих основных экономических показателей, что, вероятно, является следствием реструктуризации экономических отношений.
Для того чтобы более глубоко оценить общую экономическую ситуацию ЗАО «А - ТРЕВЕЛ», необходимо провести более подробный анализ структуры баланса.

2.3 Анализ структуры баланса


 Анализ структуры баланса проводится для оценки наличия признаков банкротства предприятия. Для этого необходимо придерживаться определенной системы критериев установления неудовлетворительной структуры баланса.
Ниже представлены коэффициенты, на основании которых можно сделать общие выводы о состоянии структуры баланса ЗАО «А - ТРЕВЕЛ».

Табл. 6. Коэффициенты ЗАО «А-ТРЕВЕЛ»

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Норма

Коэффициент общей ликвидности

0,752

0,808

0,564

>=2

Коэфициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования

-1,009

-1,290

-2,630

>=0,1

К восстановления платежеспособности


0,390

0,343

>=1


Способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам называется ликвидностью. Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы.
Итак, ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» является не ликвидным в течение всего анализируемого периода, т. к. коэффициент текущей ликвидности не превышает даже 1 за все 3 периода. Это говорит о том, что краткосрочные пассивы- источники текущих средств предприятия не в состоянии обеспечить оборот - текущие активы ЗАО «А - ТРЕВЕЛ».
Наблюдается также сильное отклонение от нормы коэффициента обеспеченности запасов собственными источниками финансирования.
Коэффициент восстановления платежеспособности также намного ниже нормы для всех анализируемых периодов, что говорит о том, что ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» не в состоянии стать платежеспособным в ближайшее время.
Таким образом, структура баланса ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» следует считать неудовлетворительным. Более того, его платежеспособность не поддается восстановлению , как минимум, в течение следующего года, т. к. коэффициент восстановления платежеспособности даже меньше 0,5.
В реальных сложившихся экономических условиях восстановить платежеспособность ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» невозможно.
Но для наиболее объективной оценки необходимо проанализировать финансовое состояние ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» по данным баланса.
Анализ финансового состояния ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» по данным агрегированного баланса.
При анализе динамики агрегированного баланса целесообразно использовать графические методы.

 

Из данных графиков вытекает, что величина постоянных активов прямо пропорционально зависит от величины средств предприятия.
Дело в том, что более половины всех постоянных активов составляют основные средства предприятия, использующиеся в процессе производства. А в пассиве они отражаются как собственные средства, которые и были уменьшены ( возможно, переоценены ) в 2010 году. Это повлекло за собой и резкое уменьшение уставного капитала ЗАО «А - ТРЕВЕЛ».
В текущих активах , в 2010 году наблюдается резкое увеличение счетов к получению, а именно статьи “Покупатели и заказчики” в первой форме.
Таким образом, высокая дебиторская задолженность способствовала и увеличению общих активов (в 2010 году самая большая валюта баланса), текущих активов, что также повлияло на рост чистого оборотного капитала.
В пассиве наблюдается постепенное снижение доли собственных средств в валюте баланса. Причем, до переоценки в 2010 году уставной капитал составлял около 100% собственных средств, а после переоценки - уже больше 150% .
Дело в том, что накопленный капитал был положительным лишь в первом периоде (2008 году) , а в 2009-2010 годах стал отрицательным:

 
Это говорит о том, что убытки ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» стали превышать суммы, направленные в фонд накопления, социальный фонд и т.д. Резкое возрастание убытков предприятия к концу 2010 года подтверждает его несостоятельность платежеспособности. Вероятно, что именно поэтому у ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» впервые в 2010 году за весь анализируемый период появилась долгосрочная дебиторская задолженность в размере 448 000 000 рублей.
Кроме того, в 2009-2010 годах резко возросла задолженность:
перед бюджетом (в 9 раз),
по заработной плате (в 4 раза).
задолженность перед поставщиками ( в 2 раза).
Необходимо обратить внимание на то, что к 2010 году сумма краткосрочных кредитов заметно уменьшилась (в 6 раз). А в 2010 году, как уже было сказано, был взят крупный долгосрочный кредит.
Таким образом, можно сделать вывод, что ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» постепенно перешло с системы краткосрочного кредитования на долгосрочное.
Это говорит о том, что у ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» началась капитальная реструктуризация. В подтверждение тому служит тот факт, что в 2010 году было проведено сокращение численности работников на 504 человека.
В общем, чистый оборотный капитал ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» постоянно уменьшается, что говорит о том, что предприятие не в состоянии обеспечивать оборот собственными средствами.
 

2.4 Коэффициентный анализ ликвидности

Способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам называется ликвидностью. Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы.
Исходя из сказанного, в практике аналитической работы используют целую систему показателей ликвидности. Рассмотрим некоторые показатели, характеризующие ликвидность предприятия.
 
 
Табл. 7. Показатели ликвидности ЗАО «А-ТРЕВЕЛ»

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

прирост (2009-2008)

прирост (2010-2009)

темпы роста (2009-2008)

темпы роста (2010-2009)

Коэффициент общей ликвидности

0,752

0,808

0,564

0,056

-0,244

1,074

0,698

Коэффициент промежуточной ликвидности

0,526

0,660

0,420

0,134

-0,240

1,255

0,636

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,023

0,001

0,030

-0,022

0,029

0,043

30,000

Коэффициент маневренности

-0,050

-0,100

-0,634

-0,050

-0,534

2,000

6,340

Доля оборотных средств в активах

0,126

0,297

0,151

0,020

2,200

1,074

Чистый оборотный капитал

-312 247 081

-582 441 891

 -1 246 950 166

-270 194 810

-664 508 275

1,865

2,141

 
Коэффициент общей ликвидности представляет собой отношение всех текущих активов к краткосрочным обязательствам. Он позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. В общем случае нормальными считаются значения этого показателя, находящиеся в пределах 2.
Следует иметь в виду, что если отношение текущих активов и краткосрочных обязательств ниже, чем 1:1, то можно говорить о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии оплатить свои счета.
Коэффициент промежуточной ликвидности - определяется как отношение денежных средств, ценных бумаг и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам. Этот показатель характеризует, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Нормативное ограничение для коэффициента промежуточной ликвидности Ккл³1.
Коэффициент абсолютной ликвидности исчисляется как отношение денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг (II раздел актива) к краткосрочным обязательствам. Краткосрочные обязательства предприятия, представленные суммой наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов, включают: кредиторскую задолженность и прочие пассивы (с учетом замечания к коэффициенту кредиторской задолженности и прочих пассивов; это замечание относится также к коэффициенту краткосрочной задолженности); ссуды не погашенные в срок; краткосрочные кредиты и заемные средства.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Нормальное ограничение этого коэффициента следующее: Кал ³ 0.2 : 0.5


На данном графике коэффициент абсолютной ликвидности выведен на дополнительную ось, т.к. по сравнению с остальными показателями он почти равен 0. Таким образом стала заметна динамика абсолютной ликвидности. Выявляется, что ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» практически была не в состоянии погасить краткосрочную задолженность к концу 2008 года.
Кроме того, даже наиболее высокий показатель абсолютной ликвидности в 2009 году неудовлетворителен, т.к. 0,03<0,2 (почти в 7 раз).
Это говорит о том, что ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» был не в состоянии погасить краткосрочную задолженность в ближайшее время за весь анализируемый период.
Коэффициент общей ликвидности, несколько возросший к 2008 году, заметно падает к концу 2009-го года. В общем, его значения колеблются в пределах 0,5-0,8 (<1) что свидетельствует о том, что ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» не в состоянии оплатить свои счета.
Коэффициент промежуточной ликвидности повторяет динамику коэффициента общей ликвидности и также неудовлетворителен.
Доля оборотных активов имеет тенденцию к увеличению, что можно считать положительным фактором динамики производства.
Другим показателем, характеризующим ликвидность предприятия, является чистый оборотный капитал, который определяется как разность текущих расходов и краткосрочных обязательств. Иными словами, предприятие имеет оборотный капитал до тех пор, пока текущие активы превышают краткосрочные обязательства (или в целом до тех пор, пока оно ликвидно).
В этой связи полезно определить, какая часть собственных источников средств вложена в наиболее мобильные активы. Для этого рассчитывается так называемый коэффициент маневренности.
Как видно из показателя оборотного капитала, сумма краткосрочных обязательств ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» намного превышает сумму текущих расходов (причем эта разница постоянно увеличивается).
 

2.5 Анализ ликвидности баланса


Для объективной оценки анализа ликвидности необходимо разделить активы и пассивы по степени ликвидности.

Табл. 8. Активы и пассивы ЗАО «А-ТРЕВЕЛ» по степени ликвидности

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

прирост (2009-2008)

прирост (2010-2009)

темп (2009/2008)

темп (2010/2009)

Наиболее ликвидные активы (А1)

589 704 085

1 885 921 800

974 394 184

1 296 217 715

-911 527 616

3,20

0,52

Быстрореализуемые активы(А2)

259 792 146

229 482 195

282 492 356

-30 309 951

53 010 161

0,88

1,23

Медленно реализуемые активы (А3)

844 356 042

950 794 860

1 077 350 336

106 438 818

126 555 476

1,13

1,13

Труднореализуемые активы (А4)

5 830 272 498

5 791 964 381

2 871 978 744

-38 308 117

-2 919 985 637

0,99

0,50

Наиболее срочные обязательства (П1)

1 069 886 215

2 931 015 889

2 708 501 571

1 861 129 674

-222 514 318

2,74

0,92

Краткосроч. пассивы (П2)

191 534 766

101 459 855

32 347 022

-90 074 911

-69 112 833

0,53

Долгосроч. пассивы (П3)

0

0

448 000 000

0

448 000 000



Постоянные пассивы (П4)

6 421 800 421

6 505 683 279

3 756 412 210

83 882 858

-2 749 271 069

1,01

0,58

А1-П1

-480 182 130

-1 045 094 089

-1 734 107 387

-564 911 959

-689 013 298

2,18

1,66

А2-П2

68 257 380

128 022 340

250 145 334

59 764 960

122 122 994

1,88

1,95

А3-П3

844 356 042

950 794 860

629 350 336

106 438 818

-321 444 524

1,13

0,66

А4-П4

-591 527 923

-713 718 898

-884 433 466

-122 190 975

-170 714 568

1,21

1,24


 
Как видно из данной таблицы, ликвидностью обладают только быстрореализуемые и медленно реализуемые активы (А2-П2>0, А3-П3>0), причем ликвидность быстрореализуемых активов постоянно возрастает с средним темпом роста 1,9. Но это мало влияет на общую ликвидность баланса, которая неудовлетворительна.

2.6 Анализ рентабельности и прибыльности


Рентабельность к.л. показателя показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в этот показатель. Как видно из данной таблицы, прибыльность всех показателей намного меньше в 2009 году. Это объясняется тем, что в этом периоде ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» получил минимальную прибыль. Кроме того, прибыльность всех видов затрат в 2008 году больше , даже чем в 2010, несмотря на то, что в последнем периоде выручка была максимальная. Однако, прибыльность всех затрат чистая и прибыльность всех продаж имеют максимальный уровень именно в 2009 году. Это объясняется тем, что данные показатели рассчитываются с учетом чистой прибыли, что, вероятно, наиболее объективно. При анализе структуры чистой прибыли выявилось, что её высокий уровень в 2010 году объясняется низкой суммой налога на прибыль ( процент начисления в 10,4 раза меньше, чем в 2008 году).Причем, если бы ставка налога на прибыль осталась прежней, сумма чистой прибыли в 2010 году не превышала бы чистую прибыль в 2008 году. Следовательно, показатели рентабельности с учетом чистой прибыли для анализа эффективности затрат не столь объективны. При изучении рентабельности с учетом балансовой прибыли или прибыли от основной деятельности, выясняется, что эффективность всех затрат у ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» заметно упала по сравнению с 2010 годом. Это еще подтверждается повышенным темпом роста точки безубыточности ( на 3,5% по сравнению с 2008 годом).
Однако в 2010 году значительно возрос запас прочности. Это объясняется тем, что в этом периоде выручка повысилась в 1,65 раз по сравнению с 2008 годом, и в 2 раза по сравнению с 2009 годом. Вероятно, это объясняется тем, что на продукцию ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» возрос спрос или были найдены новые каналы сбыта.

 

 2.7 Анализ деловой активности предприятия


Финансовое положение предприятия, его ликвидность, платежеспособность, зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.
При анализе основных показателей оборота выясняется, что по сравнению с 2009 годом, в 2010 году большинство показателей оборота как в затратном, так и в кредитном циклах, уменьшились. Вследствие чего уменьшилась продолжительность этих циклов ( продолжительность затратного цикла уменьшилась на 47%, а кредитного- на 35% ). Однако чистый цикл в обоих периодах отрицателен, что свидетельствует о том, что предприятие осуществляет свою деятельность в основном за счет заемных средств, т. к. своих средств не достаточно. Обнадеживает лишь одно: чистый цикл в 2009 году стал больше на 17%.
Итак, заметное уменьшение затратного цикла свидетельствует о том, что на 2010 значительно повысилась деловая активность, что может служить признаком дальнейшего развития предприятия.

2.8 Анализ эффективности трудовых ресурсов


К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
При анализе нижеприведенной таблицы выявляется, что, несмотря на сокращение работников в 2010 году, объем продукции увеличился. Следовательно, заметно возрос и показатель объема продукции на одного рабочего (в 2010 году в 1,65 раз больше, чем в 2008 году), что говорит о повышении эффективности труда. Кроме того, при сокращении численности работников в 2010 году, повышается объем заработной платы, что стало причиной значительного повышения среднемесячной заработной платы.
При анализировании доли прибыли от основной деятельности на 1 рабочего выясняется, что самая высокая эффективность труда по основной деятельности была в 2008 году, а затем она упала.
Причем в 2009 году особо низкие показатели эффективности труда объясняются лишь очень низким уровнем выручки и прибыли, который, скорее всего связан с проблемами поставок сырья и с затруднениями в сбыте.
Итак, на ЗАО «А - ТРЕВЕЛ» наблюдается снижение эффективности труда даже в условиях сокращения численности работающих.
 

3.     
Разработка направлений по совершенствованию

деятельности ЗАО «А-ТРЕВЕЛ»


Деятельность ЗАО «А-ТРЕВЕЛ» по сути включает в себя несколько видов деятельности: и оказание услуг, и производство, и посредническая деятельность, и валютные операции, что характерно для многих других организаций современного рынка.
Организация работает по методу определения результата от реализации работ, услуг. Также руководство ЗАО «А-ТРЕВЕЛ» приняло решение, что в условиях рынка, неплатежей и в условиях необходимости работы с различными неизвестными фирмами, необходимо работать только по 100 - процентной предоплате.
Переход к рыночной экономике, организация производства с различными формами собственности и хозяйствования потребовали более тщательного и системного ( комплексного ) подхода к анализу финансового состояния предприятия и необходимости разработки финансовой стратегии.
Анализ финансового состояния ЗАО «А-ТРЕВЕЛ» и его изменений за анализируемый период показал, что предприятие в целом имеет неустойчивое финансовое состояние. Условие платежеспособности не выполняется. Денежные средства и активные расчеты не покрывают краткосрочную задолженность предприятия.
Для улучшения финансовой устойчивости предприятия необходима оптимизация структуры пассивов, устойчивость может быть восстановлена путем обоснованного снижения запасов и затрат, либо эффективного их использования.
Коэффициент абсолютной ликвидности, характеризующий платежеспособность предприятия, находится в пределах нормы, хотя в 2009 году он немного снизился. Коэффициент текущей ликвидности ниже установленного ограничения, но учитывая специфику отрасли - рекламную деятельность, где запасы могут иметь далеко не решающее значение в ходе выполнения работ и удовлетворения потребностей заказчиков, данные значения коэффициента текущей ликвидности вполне удовлетворительны.
Решение проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами. Собственные оборотные средства возросли, но предприятие все равно испытывает в них недостаток.
Оборачиваемость оборотных активов снизилась, что является негативным фактором, который свидетельствует о необходимости вложения финансовых ресурсов в оборотные активы, о не использовании возможных резервов по ускорению оборачиваемости оборотных активов. Оборачиваемость дебиторской задолженности значительно упала. Это показывает, что на предприятие существует неиспользованный резерв по более рациональному размещению дебиторской задолженности.
Значение кредиторской задолженности возросло. Это свидетельствует о том, что покупатели и заказчики перечисляют в счет авансов за работы и услуги денежные средства в большом количестве. С одной стороны, это положительный момент, так как предприятие для выполнения своих работ пользуется заемными средствами, увеличивая возможности собственного производства и снижая необходимость дополнительных собственных капиталовложений. Но также это свидетельствует о том, что предприятие сильно зависит от своих покупателей.
Одной из целей финансовой стратегии предприятия является получение прибыли и обеспечение рентабельной работы. Увеличение показателей прибыли на 1 руб. оборота наряду со снижением показателя чистой прибыли на 1 руб. оборота говорит о необходимости пересмотра затрат, подлежащих налогообложению. Общая рентабельность предприятия ЗАО «А-ТРЕВЕЛ» достаточно низкая, что свидетельствует о наличие резерва в использовании средств предприятия - как собственных, так и заемных. Также необходимы меры по оптимизации использования имеющихся основных фондов, что позволит уменьшить себестоимость работ, а реализация неиспользуемых основных средств снизит налог на имущество и также повлияет положительно на показатели прибыли предприятия.
Безусловно, существуют меры, в принципе возможные для восстановления платежеспособности предприятия, но их реализация занимает большое количество времени:
. Продажа части основных средств, как способ уменьшения налогооблагаемой базы и способ расчета с кредиторами по текущим обязательствам.
. Увеличение уставного капитала. Данный процесс длителен по времени и нередко сопровождается определенными издержками ( дополнительная эмиссия акций - дорогостоящий процесс ).
. Получение долгосрочной ссуды или займа, но здесь существует условность: если полученная ссуда носит целевой характер, то улучшение платежеспособности по формальным критериям на самом деле является фиктивным.
. Получение государственной финансовой поддержки на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов. Но данная мера восстановления платежеспособности связана с выполнением ряда условий: наличие плана финансового оздоровления; безусловным соблюдением целевого характера использования  ранее предоставленной государственной финансовой поддержки [ 7 ].
Основные мероприятия по восстановлению платежеспособности неплатежных предприятий при определенной финансовой поддержке следующие:
) внедрение новых форм и методов управления;
) конверсия, переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;
) повышение эффективности маркетинга;
) снижение производственных затрат;
) сокращение дебиторской - кредиторской задолженности;
) повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части фонда потребления и реализации краткосрочных финансовых вложений;
) продажа излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой продукции на основе инвентаризации;
) временная остановка капитального строительства;
) конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в  долгосрочную;
) изыскание возможностей расширения эффективности экспорта;
) сокращение численности занятых;
) другие мероприятия [ 16 ].
Как говорилось выше, финансовое состояние ЗАО «А-ТРЕВЕЛ» ухудшилось в 2009 году, по сравнению с 2008 годом. Это произошло под влиянием многих причин. Многие договора были сорваны, контракты расторгнуты, количество выпускаемой продукции в год резко сократилось, что не могло не отразится на финансовом состоянии предприятия.
В данных условиях особое значение приобретает антикризисное управление, основанное на:
)выявлении возникающих проблем, их ранжировании;
)формировании подходов к решению проблем.

3.1 Выявление возникающих проблем, их ранжирование

 

Проблемы необходимо рассматривать комплексно, начиная от источников возникновения проблем и кончая подходами к их решению.
Источником возникновения большинства проблем, с которыми столкнулись российские предприятия, являются глобальные и российские изменения.
Эти изменения настолько фундаментальны, что предприятие оказывается не в силах на них воздействовать. Предприятию остается лишь понять требования рынка и адаптироваться к ним.
Стоящие перед предприятиями проблемы - это:
) непосредственное выживание;
) поиск партнеров;
) формирование эффективного производства;
) обеспечение социальной вовлеченности служащих в производственные  процессы;
) формирование творческого характера труда;
) получение полезных синергетических эффектов ( полезный эффект взаимодействия подсистем предприятия );
) полнота реализации миссии.
Приведенная классификация обладает тем свойством, что проблемы высших уровней начинают проявляться только после решения проблем предыдущих уровней.

3.2 Формирование подходов к решению проблем


 Рассмотрим подробнее предложенные ранее классификации проблемы и возможности их решения.
Непосредственное выживание предприятия
Проблема непосредственного выживания, или способности платить по своим счетам, большей частью возникает из - за невозможности продать произведенную предприятием продукцию. К первоочередным мерам по решению этой проблемы относятся: усиление системы продаж и продвижение продукции на рынок. Эта мера позволяет продать скопившиеся излишки продукции и получить дополнительные оборотные средства.
Продвижение продукции на рынок состоит из :
) работы с клиентами;
) гибкой ценовой политики;
) создания дилерской сети;
) экономического стимулирования работы по привлечению клиентов.
С клиентами, особенно крупными, следует работать на местах, в максимальной степени выявляя и удовлетворяя их потребности.
Гибкая ценовая политика - обязательный инструмент современной конкурентной борьбы. Гибкая ценовая политика представляет собой систему скидок, позволяющую каждому клиенту получать оптимальный для него уровень сервиса и качества.
Создание дилерской сети - каналов распределения продукции - служит необходимой мерой современного бизнеса.
Экономическое стимулирование работы по привлечению клиентов приводит к согласованию интересов предприятия и сотрудников.

3.3     Поиск партнеров


 При привлечении партнеров могут быть использованы две стратегии:
) поиск постоянных, надежных и проверенных партнеров;
) поиск партнеров, наиболее благоприятных при данной конъюнктуре рынка.
Первая стратегия позволяет экономить на транзакционных издержках по поиску и проверке надежности партнеров, в том числе на юридической проработке договоров, потерях от неисполнения партнерами своих обязательств, издержках по защите своих интересов в суде.
Вторая стратегия позволяет работать с партнером, предлагающим лучшие условия. Оборотной стороной стратегии служат возможные потери в случае неисполнения партнерами своих обязательств.
Политика привлечения партнеров строится на основе:
) экономического стимулирования работы по привлечению партнеров;
) экономических прав подразделений;
) интеграции ( способ оформления отношений партнеров ).
Без достаточного экономического стимулирования работы по привлечению партнеров работники предприятия будут наблюдать за этой проблемой как сторонние наблюдатели. Экономические права подразделений позволят им самостоятельно заняться поиском партнеров, что существенно снижает стоимость упущенных возможностей.
Интеграция позволяет закрепить отношения с партнерами, снизив риски понести издержки вследствие некорректного поведения партнеров, а также ухода старых и поиска новых партнеров.
Формирование эффективного бизнеса
Проблема формирования эффективного бизнеса включает эффективное использование имеющихся возможностей и эффективный поиск новых возможностей.

 

.4 Эффективное использование имеющихся возможностей


Проблема эффективного использования уже имеющихся возможностей решается при помощи рациональной организации производственного процесса. Меры по рациональной организации производственного процесса охватывают использование:
) вертикальной организационной структуры;
) вертикальной интеграции;
) экономии на масштабах.
Вертикальная организационная структура - организационная структура, предполагающая основанные на формальной иерархии отношения.
Горизонтальная организационная структура - организационная структура, предполагающая отношения, основанные в существенной мере на неформальных связях, например на общих интересах, целях, проблемах. Она рассчитана на лиц одного ранга, поэтому формальный приказ со стороны одного сотрудника другому невозможен.
Интеграция вдоль производственного цикла позволяет получить экономию на масштабах, на транзакционных издержках. Вертикальной организационной структуре наиболее адекватны вертикальная интеграция, экономия на масштабах и конкуренция ценой.

3.5 Эффективный поиск новых возможностей


Эффективное использование возможностей опирается на:
) горизонтальные организационные структуры;
) горизонтальную интеграцию;
) адаптацию к изменениям и поиск новых возможностей;
) конкуренцию качеством;
) аккумулирование опыта.
Аккумулированным опытом называются приобретенные в процессе производства знания, навыки, методы, опыт. Аккумулированный опыт позволяет производить продукцию, затрачивая меньшее количество ресурсов.
Горизонтальные организационные структуры позволяют организации обрабатывать большой объем информации путем вовлечения сотрудников в процесс формирования решений.
Тип конкуренции - основной фактор конкурентной борьбы. Типами конкуренции являются, например, конкуренция ценой, качеством и сервисом.
Конкуренция ценой рассчитана на наиболее чувствительных к цене покупателей и требует вертикальных организационной структуры и интеграции с целью экономии издержек.
Конкуренция качеством и сервисом рассчитана на чувствительных к качеству покупателей. Этот тип конкуренции применяется на рынках науко- и технологически емкой продукции. На рынке продукции конечного потребления этот тип конкуренции характерен для технологически развитых стран с хорошей оплатой труда.
Горизонтальная интеграция позволяет переходить на тот или иной вид параллельной продукции в зависимости от конъюнктуры рынка.
Обеспечение социальной вовлеченности служащих в производственные процессы
Проблема повышения эффективности производства находит свое продолжение в проблеме социальной вовлеченности служащих.
Социальная вовлеченность служащих позволяет:
) вовлечь сотрудников в процесс производства;
) решить часть проблем, возникающих вследствие инертности и формальности вертикальных организационных структур;
) ускорить процесс аккумулирования опыта.
Существенную роль в формировании социальной вовлеченности сотрудников играют экономические права подразделений, они позволяют привязать компенсацию сотрудников к благосостоянию подразделений и к вкладу сотрудников в это благосостояние.
Социальная вовлеченность служащих делает фирму более устойчивой во время кризиса.
Формирование творческого характера труда
По мере ужесточения конкуренции все большее и большее значение приобретают различные премии и монопольные ренты, которыми обладает предприятие.
Премия - дополнительный доход вследствие наличия некоторого конкурентного преимущества.
Монопольная рента - дополнительный доход вследствие наличия некоторого исключительного, монопольного положения.
Так, предприятие, выпускающее товары повышенных качества и надежности, может поднять цену и получать дополнительную надбавку за качество - премию за качество. Предприятие, имеющее собственный источник дешевых ресурсов, имеет дополнительный доход вследствие их меньшей себестоимости.
Развитие рынка приводит к тому, что все виды монопольных рент начинают учитываться в цене. Премия за аккумулированный опыт, выражаемая в меньшей себестоимости продукции, становится одним из важнейших факторов конкуренции. Творческий характер труда служащих позволяет ускорить процесс накопления знаний и умений.
Получение полезных синергетических эффектов
Современное предприятие является сложной самоорганизующейся системой. Связано это с тем, что в условиях рыночной экономики предприятие должно предугадывать и следовать изменениям рыночной конъюнктуры.
В настоящее время многие предприятия имеют клиентов как в государственном, так и в коммерческом секторе. Ориентация на синергетические эффекты между выполнением госзаказа и удовлетворением коммерческого спроса позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества: меньшую себестоимость и лучшее качество продукции.
Выпуская смежные виды продукции, предприятие также может получать синергетические эффекты, например, за счет более быстрого аккумулирования знаний, опыта, использования одного и того же оборудования, одних и тех же каналов продвижения продукции на рынок.
Полнота реализации миссии
Миссия предприятия - удовлетворение некоторой потребности: например, миссия ЗАО «А-ТРЕВЕЛ» - удовлетворение потребности населения в производстве и выпуске рекламной продукции. Четкое понимание миссии позволяет формировать портфель ассортимента, стратегически дающий более сильные и длительные полезные синергетические эффекты.
Формирование оптимального портфеля товаров и услуг происходит на основе анализа всех смежных видов продукции и услуг, которые может производить фирма. Оптимальный портфель ассортимента позволяет легко адаптироваться к колебаниям конъюнктуры рынка, сглаживать сезонные колебания, полностью использовать производственный потенциал [13].
 

3.6 Снижение материалоёмкости и повышение материалоотдачи

 

Материалоотдача характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов.
За рассматриваемые три года наблюдается уменьшение материалоотдачи. Это обусловлено, прежде всего, увеличением объема выпуска продукции.
Материалоемкость продукции - обратный показатель материалоотдачи, т.е. отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции.

Материалоемкость показывает, сколько материальных затрат приходится на производство единицы продукции.

Полученные в результате анализа данные позволяют утверждать, что оборотные средства в ЗАО «А-ТРЕВЕЛ» используются крайне неэффективно. На предприятии отмечается нарушение ликвидности баланса: иммобилизация текущих активов в расчеты с покупателями и замораживание средств в запасах нарушают платежеспособность предприятия и замедляют оборачиваемость ликвидных активов. Оборачиваемость средств низка. Кроме того, за анализируемый период увеличивается недостаток собственных оборотных средств.
Повышение фондоотдачи (снижение фондоемкости) достигается с помощью таких мер как:
) сведение к минимуму неустановленного, бездействующего оборудования;
)Увеличение доли активных фондов, сокращение затрат на пассивные фонды;
)Замена устаревших фондов новой высокопроизводительной техникой;
)Ускорение сооружения и ввода в действие новых мощностей.

3.7 Снижение себестоимости продукции ЗАО «А-ТРЕВЕЛ»

 

Себестоимость продукции - важнейший показатель работы предприятия. В последние годы наблюдается тенденция роста затрат на производство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводит удорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, повышение тарифов на транспортные услуги. Увеличивается сумма амортизационных отчислений основных фондов, в т.ч. из-за их переоценок и введения индексации. Большую роль играет повышение удельного веса заработной платы в структуре затрат. Одновременно повышаются отчисления на социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, в фонд занятости населения.

Одно из главных условий повышения эффективности работы ЗАО «А-ТРЕВЕЛ» - снижение себестоимости продукции. Себестоимость изделия может снижаться за счет сокращения условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации.

Объем производства ЗАО «А-ТРЕВЕЛ» зависит от финансово-хозяйственных возможностей предприятия и спроса на производимую продукцию, его можно определить исходя из потребностей основных заказчиков продукции. В 2011 году планируется произвести продукции в 2,5 раза больше, чем в 2010 году.

3.8 Реклама в средствах массовой информации

 

Основная категория потребителей продукции, производимой ЗАО «А-ТРЕВЕЛ» - промышленные предприятия городов Москва, Санкт-Петербург, и др. С целью наращивания объемов производства, увеличения сбыта продукции и получения "Живых" денег ЗАО «А-ТРЕВЕЛ» необходимо ориентироваться на индивидуальных потребителей. Для этого целесообразно использовать рекламу, которая осуществляла бы две функции: информирующую и пропагандистскую. Для рекламной компании достаточно воспользоваться услугами местных радио- и телекомпаний, средств печати.

Телевидение наиболее популярно среди других средств рекламы. Основную группу телезрителей составляют люди 35-45 лет.

Целесообразно разместить рекламу продукции ЗАО «А-ТРЕВЕЛ» на радиостанциях «Европа +», «Русское радио» т.к., они имеют большой диапазон вещания при незначительной разнице в цене.

Можно распространить рекламное объявление в прессе. Наиболее предпочтительными вариантами размещения рекламы для ЗАО «А-ТРЕВЕЛ» являются следующие городские газеты: «Экстра-М» и «Центр Плюс». ликвидность рентабельность прибыльность себестоимость

Благодаря разнообразию вопросов, освещаемых в газетах, к ним привлекается внимание значительно большого числа людей, чем к другому рекламному средству.

 


Заключительная часть

 
 Оценка как первое направление экономического анализа производится с целью выявления размера и динамики анализируемых показателей.
Основным методом оценки является метод сравнения. В практике аналитической работы можно выделить пять видов сравнительного анализа:
сравнение с базовыми данными, в качестве которых применяются плановые, предельные и нормативные показатели, данные за прошлый период, среднестатистические значения, оптимальные величины и показатели деятельности конкурентов;
сравнение показателей динамики факторных и результирующих признаков;
сравнение параллельных рядов;
сравнение динамических рядов;
сравнение отдельных элементов совокупности с показателями, характеризующими совокупность в целом. В экономическом анализе применяются как одномерные, так и многомерные сравнения.
Многомерные сравнения используются для комплексной
оценки результатов хозяйствования. Комплексная оценка предполагает изучение совокупности показателей, которые дают многостороннюю оценку изучаемого явления или комплекса явлений или объектов.
Одним из приемов оценки является использование группировок, которые помогают выявить взаимосвязи между показателями, раскрыть смысл средних величин, определить роль отдельных единиц в средних значениях и т.п. В зависимости от задач оценки различают типологические, структурные и аналитические группировки; простые и комбинированные группировки.


Список используемой литературы


1. Баканов М. И. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2007.- С. 240 - 242.

2. Бортников А. О платежеспособности и ликвидности предприятия // Бухгалтерский учет. - 2007.- № 11.- С. 32 - 34.

3. Бука Л. Управленческий анализ и комплексная оценка экономической эффективности // Аудитор. - 2008.- № 3.- С. 37 - 39.

4. Воронин И., Хойтман В. Возможности оздоровления экономики строительства // Экономист. - 2009.- № 9.- С. 57.

5. Высоцкий Д. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Бух. Учет. - 2008.- № 12.- С. 36 - 37.

6. Грегори П. Действительно ли реформы в России оказались столь неудачными // Вопросы экономики. - 2009.- С. 20 - 32.

7. Глазунов В. М. Анализ финансового состояния предприятия //Финансы. - 2010.- № 2.- С. 15 - 21.

8. Ефимова О. В. Анализ собственного капитала // Бух. Учет. - 2010.- № 1.- С 95 - 102.

9. Ефимова О. Анализ платежеспособности предприятий // Бух. Учет. - 2009.- № 7.- С 72.

10. Ефимова О. Анализ финансовой устойчивости предприятия// Бух. Учет. - 2006.- № 3.- С. 22 - 23.

11. Ефимова О. Анализ показателей ликвидности// Бух. Учет. - 2009.- № 6.- С. 54 - 58.

12. Ефимова О. Анализ движения денежных средств предприятия // Бух. Учет. - 2009. № 2.- С.17 - 23.

13. Ефимова О. Анализ финансовых результатов и эффективности использования имущества // Бух. Учет. - 2009.- № 1.- С. 22 - 28.

14. Игнатущенко Н. Система аудиторского обслуживания предприятий // Аудитор. - 2009. - № 12. - С. 20 - 28.

15. Ильенкова С. Д., Ильенкова Н. Д. Факторный индексный анализ финансовых показателей фирмы // Финансы. - 2009. - № 7. - С. 56 - 59.

17. Крейнина М. Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий // Экономика и жизнь. - 2009. - № 6.- С. 34.

18. Крейнина М. Н. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия // Я - бухгалтер. - 2009. - № 12. - С 128 - 135.

19. Крейнина М. Н. Система финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия // Я - бухгалтер. - 2009. - № 8. - С. 142 - 149.

20. Крейнина М. Н. Итоговая оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия // Я - бухгалтер. - 2009. - № 11. - С. 148 - 156.

21. Кринина М. Методы оценки платежеспособности предприятия // Экономика и жизнь. - 2009. - № 12. - С. 9.

22. Логинов В., Курнышева И. Долговременные тенденции развития промышленности // Экономист. - 2010. - № 2. - С. 3.

23. Лычкин Ю. Потенциал строительного комплекса // Экономист. - 2009. - № 6. - С. 28.

24. Медведева О. Анализ доходности предприятия // Бух. Учет. - 2007. - № 6. - С. 35 - 38.

25. Новодворский В. Д., Хорин А. Н. Об оценке дебиторской и кредиторской задолженности // Бух. Учет. - 2008. - № 1. - С. 28 - 33.

26. Новодворский В.Д. Об акционерном обществе, его уставном и резервном капитале // Бух. учет. - 2008. - № 11. - С. 64 - 71.

27. Осийчук М. Уровень безубыточности предприятия // Аудитор. - 2008. - № 6. - С. 41 - 45.

28. Парадаев А. Совершенствование анализа финансового состояния акционерных обществ // Аудитор. - 2008. - № 8. - С. 32 - 42.

29.  Парадаев А. А нализ имущественного положения акционерных обществ // Бух. Учет. - 2008. - № 7. - -С. 28 - 40.

30. Петров В. В., Ковалев В. В. Как читать баланс?- М.: Финансы и статистика, 2006. - 256 с.

31. Риполь - Сарагоси Ф. Санация предприятия - банкрота // Бух. Учет. - 2008. - № 7. - С. 64 - 67.

32. Сотникова Л.В. О формировании финансовых результатов // Бух. Учет. - 2008. - № 12. - С. 10 - 15.

33. Трофимова Л. Проблема формирования сравнительной оценки эффективности деятельности предприятия и пути ее решения // Аудитор. - 2008. - № 11. - С. 42 - 46.

34. Трофимова Л. Экономические показатели, используемые для оценки эффективности деятельности предприятия // Аудитор. - 2008. - № 9. - С.22 - 29.

35. Трофимова Л. Финансово-экономическая диагностика эффективности деятельности предприятия // Аудитор. - 2008. - № 7. - С. 25 - 40.

36. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 176 с.

37. Шишкин А. К. и др. Учет, анализ, аудит на предприятии. - М.: Аудит ЮНИТИ, 2008. - 498 с.

38. Щербинина Ю. В. Анализ прибыли // Бух. Учет. - 2009. - № 7. - С. 79 - 84.

Похожие работы на - Оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!