Проектирование торговых комплексов и крытых рынков
Строительство
культурно-бытовых зданий.
Для обеспечения лучшей системы обслуживания
населения, а также в целях градостроительства учреждения и предприятия обслуживания
располагают в общественных центрах городов планировочных и жилых районов,
микрорайонов и сельских населенных пунктов.
Общественные
здания и предприятия обслуживания формируют общественные центры и являются
составной частью планировочной структуры города.
В общественных центрах микрорайонов и
жилых районов размещают учреждения и предприятия обслуживания микрорайонного и
районного значения, в общественных центрах городов и сельских населенных
пунктов — учреждения обслуживания городского значения. Для облегчения
доступности и создания лучшей связи населения с учреждениями обслуживания устанавливают
допустимый радиус в пределах пешеходного сообщения до детских яслей-садов — 300
м, до общеобразовательных школ, предприятий торговли, общественного питания и
бытового обслуживания — 500 м. Общественные центры городов проектируют так, чтобы время поездки не превышало 1 ч 30 мин.
Классификация общественных зданий
Общественные здания и сооружения предназначены для
размещения в них различного вида учреждений и предприятий, призванных
обеспечить социальное, бытовое, культурное и коммунальное обслуживание
населения. К ним относят учреждения:
здравоохранения,
физической культуры и социального обеспечения (больницы, госпитали,
поликлиники, санатории, дома отдыха, спортивные здания и сооружения, интернаты
и др.);
просвещения (детские сады, детские ясли, общеобразовательные
школы, профтехучилища, техникумы, высшие учебные заведения и др.);
культуры
(библиотеки, музеи, ботанические сады, дома культуры,
клубы и др.); искусства (театры, кинотеатры, цирки,
концертные залы )
учреждения
науки и научного обслуживания (академии и их филиалы, научно-исследовательские
институты, конструкторские бюро архивы и др.);
учреждения финансирования, кредитования и
государственного страхования (банки, сберегательные кассы и др.);
учреждения
коммунального хозяйства (гостиницы, дома колхозников, общежития, мотели,
кемпинги, пожарные команды и др.);
предприятия
бытового обслуживания (бани, прачечные, душевые, парикмахерские, дома быта,
приемные пункты и др.); 1
торговли и
общественного питания (торговые центры, универмаги, магазины, крытые рынки,
рестораны, столовые, фабрики, кухни, кафе и др.); связи (почтамты, телеграфы и
др ,);
транспорта
(железнодорожные вокзалы, речные вокзалы, авиавокзалы, автодорожные вокзалы и
др.);
строительства
(проектные и проектно-изыскательские организации, мастерские,
проектно-конструкторские и архитектурно-плани- ровочные организации и др.).
Основы объемно-планировочных решений
Общественные здания имеют самую разнообразную
объемно-планировочную композицию, зависимую в основном от функционального
назначения и архитектурного решения. Тем не менее, из большого круга
композиционных форм общественных зданий четко выделяются коридорные и зальные.
Большую часть общественных зданий представляет «смешанная группа», получившая
более широкое распространение при современном обслуживании населения городов,
рабочих поселков и сельских населенных мест. Строятся здания по анфиладной
схеме, в которой движение людского потока направляется из комнаты в комнату с расположением
дверей по одной оси. Такая планировка характерна для помещений музеев,
картинных галерей, некоторых типов выставок.
Для
всех видов общественных зданий присущи основные планировочные элементы:
помещения основного функционального назначения (в административных зданиях —
рабочие кабинеты, комнаты; в зальных помещениях — залы, в торговых зданиях и
зданиях общественного питания — торговые и обеденные залы, в библиотеках - читальные залы
и книгохранилища и т. д.); входной узел — в составе тамбура, вестибюля и
гардероба; узел вертикального транспорта — лестницы, лифты; помещения движения
и распределения людских потоков в коридорных зданиях — коридоры и рекреации; в
театральных – фойе и кулуары; санитарный узел – туалеты, умывальники, комнаты
личной гигиены.
Взаимное
расположение основных планировочных элементов в соответствии с функциональным
назначением и лучшей организацией людских потоков указывает на качество
планировки здания.
Общественные
здания обслуживания населения
.Основными общественными зданиями
обслуживания населения жилого района являются магазины.
Торговый центр жилого района.
Магазины могут
располагаться в отдельных зданиях по функциональному признаку (булочная,
овощи-фрукты и так далее) и в торговых центрах.
За последние годы более широкое распространение получили
торговые центры. Размещение торговых центров и объемно-планировочное решение
необходимо предусматривать исходя из функционального назначения,
месторасположения торговых предприятий и вида товаров: товары повседневного
пользования (хлеб, мясо, рыба, бакалея, молочные продукты и др.) и товары
периодического пользования (промтовары, готовое платье, головные уборы, радио и
фототовары, велосипеды, парфюмерия и т, п.). Товары первой группы преобладают в
магазинах микрорайонов и торговых центрах жилых районов, второй – магазинах торговых центров жилых районов и городов.
При планировке торговых центров необходимо решить
такие основные вопросы, как доступ к месту торговли, подъезды и стоянки
легкового транспорта, подъезды грузового транспорта, доставляющего товары в
магазины, место разгрузки товаров, место для хранения товаров и использованной
тары. Надо проектировать здания так, чтобы доставка товаров, ее разгрузка,
распаковка были изолированы от потока покупателей. Кооперированные торговые
центры компонуют по ячейковой структуре с сеткой колонн преимущественно 6 X 6
или 6 X 12 м. При проектировании целесообразно предусматривать индивидуальные
входы в помещения различного назначения — в отделение связи, аптеку или в
помещении бытового обслуживания.
Высота
торговых залов должна быть 3,3 м при площади до 300 м2, в залах
большей площади высоту устанавливают 4,2 м, в подвальных помещениях – 2,7 м, а
до выступающих конструкций – не менее 2,4 м.
Состав и
площади помещений назначают в соответствии с СИиП II-Л. 7-70.
Крытые рынки
Одним из комплексов торговых зданий
районных и городских центров являются крытые рынки. Такие торговые предприятия,
кака крытые рынки, бывают двух типов: рынки для продажи сельскохозяйственных
продуктов и комплексные рынки, где есть возможность и продать
сельскохозяйственные продукты, и купить необходимые промтовары.
В
первом типе рынков места продажи сельскохозяйственных продуктов расположены в
центре зала и по периметру здания. В крытых рынках
предусматривают торговые места
постоянные, занимаемые государственными торговыми предприятиями, и разовые,
предназначаемые для продажи товаров колхозами и отдельными лицами.
Торговые места распределяют
по зонам: продажа картофеля, овощей, фруктов, ягод, мяса, дичи, рыбы и т. д.
Проходы
проектируют различной ширины: основные 4—10 м, боковые 2,5—7 м, поперечные
1,5—5 м. Общую площадь торгового зала рынка устанавливают из расчета 0,5 м2
на одного покупателя, а площадь на одно торговое место принимают от 6 до 13 м2.
Температура внутри помещений рынка должна быть зимой не менее +5°С, летом не
более 4-18—20° С
Композиционное
решение рынков — центрическое-компактное, блочное и павильонное. Центрическая
композиция более удачна, она требует значительно меньшей площади участка,
сметная стоимость зданий меньше на 10—14 и она более экономична и по текущим
затратам.
Проектирование
залов пространственной безопорной структуры с крупнопролетными покрытиями повышает
на 7—10% экономичное использование площадей.
В рынке
проектируют служебно-вспомогательные помещения: санитарного обслуживания,
административные помещения. Кроме того, должны быть буфеты и туалеты. В
помещениях санитарного обслуживания проверяют продукты, поступающие в продажу.
В
административно-обслуживающих помещениях продавцы обеспечиваются оборудованием
для торговли.
В большинстве
рынков имеются подвальные помещения, часто обеспеченные холодильниками для
хранения не проданных скоропортящихся товаров.
В рынках второго
типа наряду с продажей сельскохозяйственных продуктов продают промышленные
товары. На рисунке (см. рис.ниже) в центрально островных рядах торгуют
продуктами сельского хозяйства, а в задней части и по окружности располагают
магазины промтоваров.
К рынкам должны
быть хорошие подходы, не пересекаемые транспортными магистралями, а также
подъезды, на площадях перед рынками предусматривают стоянки легковых автомашин.
Объем здания на одно торговое место по анализу ряда типовых проектов колеблется
в широких пределах —от 70 до 110 м.
Однозальный крытый рынок:
1 – магазины, 2 – торговые места, 3 – входы.
|
|