Функции права
СОДЕРЖАНИЕ
|
Стр.
|
|
Введение
|
3-4
|
I.
|
Функция права: понятие и назначение
|
5-9
|
|
1.
|
Классификация функций права
|
7
|
|
2.
|
Взаимосвязь функций права с «ролью»
и «задачами» права
|
8
|
II.
|
Юридические функции права
|
10-15
|
|
1.
|
Регулятивная функция права
|
10
|
|
|
1.1.
|
Регулятивно-статическая функция
|
10
|
|
|
1.2.
|
Регулятивно-динамическая функция
|
11
|
|
|
1.3.
|
Понятие и значение
регулятивно-охранительной функции
|
11
|
|
2.
|
Характеристика охранительной
функции
|
14
|
III.
|
Социальные функции права
|
16-25
|
|
1.
|
Экономическая функция
|
17
|
|
2.
|
Политическая функция
|
17
|
|
3.
|
Воспитательная
функция
|
18
|
|
4.
|
Компенсационная
функция права
|
18
|
|
5.
|
Ограничительная функция права
|
19
|
|
6.
|
Восстановительная функция права
|
21
|
|
7.
|
Информационная функция права
|
22
|
|
8.
|
Экологическая функция права
|
23
|
|
9.
|
Функция регулирования социальных
отношений и обеспечения социальных прав
|
24
|
|
Заключение
|
26-27
|
|
Список использованной литературы
|
28-29
|
Введение
В
науке понятие «функция» употребляется в самых различных значениях.
В
математике под функцией понимается зависимая переменная величина, т.е.
величина, изменяющаяся по мере изменения другой величины, называемой
аргументом. В биологии — это специфическая деятельность органа и организма
(функция руки, щитовидной железы и т.п.). В других науках функция понимается
как направление действия какой-либо системы (кибернетика).
В
юридической науке термин «функция» употребляется для характеристики социальной
роли государства и права.
Почти
вековой опыт активного исследования понятия «функция права» на сегодняшний
день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если
синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу, то мы увидим, что
в конечном счете под функцией права понимают либо социальное назначение права,
либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и
другое вместе взятое.[1]
Как
уже было сказано, в литературе нет единого мнения насчет понятия «функция
права». Поэтом целью данной работы будет являться рассмотрение каждой из
этих точек зрения, с тем, чтобы определиться, какая же из них наиболее
жизнеспособна.
Но,
как и любое исследование, наше должно подчиняться определенной структуре,
обозначиться определенными задачами. Так, в данном случае, задачи звучат
следующим образом:
1.
Дать определение
функций права
2.
Понять назначение
функций права
3.
Рассмотреть общую
классификацию функций права
4.
Разобрать
юридические функции права
5.
Разобрать
социальные функции права
Данная
курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной
литературы. В первой главе содержится 2 параграфа, во второй главе содержится 2
параграфа с подпунктами, третья же глава разделена на 9 параграфов. Данное
деление обусловлено тем, что в первой главе мы даем характеристику понятия
функции государства, во второй и третьей главах нами были рассмотрены две
большие группы функций права (юридические и социальные), в которых уже были
непосредственно разделены на виды.
I.
Функция права: понятие и назначение
Как
было сказано выше, смешение социальной и направления правового воздействия в
едином целом связано с тем, что как социальное назначение, так и направления
его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не
исчерпывают собой понятия функции права. Если под функцией права понимать
только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком
общий характер. При понимании функции права только как направления правового
воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент
этого воздействия.
В
этой связи следует акцентировать внимание на нецелесообразности отождествления
либо противопоставления направлений правового воздействия социальному
назначению права и наоборот.[2]
Понятие
«функция права» должно охватывать одновременно как назначение права, так и
вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения.
Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно
иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот
— предопределенность последних назначением права. Собственно функция права —
это реализация его социального назначения.
Итак,
функция права – это есть наиболее существенные направления и стороны его
воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая
и классовая природа и социальное назначение права.
Раскрывая
понятие «функция права», следует обратить внимание и на соотношение таких
категорий, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование».
Правовое
воздействие — это не только чисто нормативное, но и психологическое,
идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам
правового воздействия относятся, например, информационное и
ценностно-ориентационное влияние права.
Правовое
регулирование — это осуществляемая при помощи системы правовых средств
(юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.)
упорядочение общественных отношений.
Правовое
регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с
последним как часть и целое.
Существование
различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие
между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и
неюридическим (информационное и ориентационное). Понятие «функция права»
охватывает оба названные виды воздействия.
Итак,
функция права — это проявление его имманентных, специфических свойств. В
функции аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его
качественной самостоятельности как социального феномена.[3]
1.
Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в
обществе. Функции — это «свечение» сущности права в общественных отношениях. В
то же время, будучи проявлением имманентных свойств сущности, функции не сводятся
к ним и не являются простой их «проекцией». Нельзя механически связывать
функции и сущность права. Как явление всегда содержит момент независимости от
сущности, так и функция права имеет определенную степень независимости от его
сущности.[4]
2.
Функция права — это такое направление его воздействия на общественные
отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость
существования права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что
функция характеризует направление необходимого воздействия права, т.е. такого,
без которого общество на данном этапе развития обойтись не может
(регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).
3.
Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на
осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его
развития.
4.
Функция права представляет, как правило, направление его активного действия,
упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из
важнейших признаков функции права является ее динамизм.
5.
Постоянство как необходимый признак функции характеризует стабильность,
непрерывность, длительность ее действия. О постоянном характере функции права
можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву. Но это не
означает, что неизменным остается механизм и формы ее осуществления. Они изменяются
и развиваются в соответствии с потребностями практики.
1.
Классификация функций права
Что
же следует понимать под социальным назначением права и правовым воздействием?
Социальное
назначение права формируется, складывается из потребностей общественного
развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества
создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их
регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем
отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно
в соответствующей его социальной роли — закрепить, защитить или направить
развитие определенных общественных отношений.
Направление
воздействия — наиболее существенный компонент функции права, оно является
своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом
законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует
их в позитивное право.
В функциях права раскрывается общечеловеческая и
классовая природа права и его социальное назначение: историческая цель и служебная
роль в жизни общества. Будучи продуктом общественного развития, право как
государственная воля общества оказывает на него активное обратное воздействие,
которое осуществляется посредством выполнения им своих функций. Однако функции
права и воздействие права хотя и тесно соотносимые, но не тождественные
понятия.[5]
Функции
права есть наиболее существенные направления и стороны его воздействия на
общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая
природа и социальное назначение права.
Многообразие
путей влияния права на различные отношения между людьми обусловливает наличие у
него множества функций.
2.
Взаимосвязь функций права с «ролью» и «задачами» права
Термин
«роль права» говорит о значении права в жизни общества, государства вообще либо
на определенном этапе их развития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет)
роль права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных
задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляемых правом
функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. «Роль
права» более общее по отношению к «функции» понятие. Именно в этом
обнаруживается различие рассматриваемых категорий.[6]
Термин
«задача права» — это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная
проблема, которую оно призвано решить.
Задача
права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель,
которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.
Без реализации функций не может решаться ни одна из
задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому
можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих функций.
Однако их соотношение не столь однозначно. Дело в том, что сама по себе задача
не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических,
социальных потребностей общества, определяется общесоциальными закономерностями
развития государства и права, особенностями социально-экономических условий
отдельных этапов развития общества, государства (и соответственно права),
исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными
факторами и т.п.
Зависимость
функции права от его задач проявляется в том:
во-первых,
задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций;
во-вторых,
определяют их содержание и,
в-третьих,
самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации,
предопределяют конкретные направления правового воздействия.
Таким
образом, обнаруживается тесная взаимосвязь между понятиями функции права и
роль, задачи права. Т.к. каждая из них позволяет реализовать последующую.
II.
Юридические функции права
1.
Регулятивная функция права
В
системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная
функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов,
осуществляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавливает ли
правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию
государственных органов и юридических лиц — во всех этих формах проявляется его
основное назначение — регулировать общественные отношения.
Особенности
этой функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил
поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных
взаимосвязей.
В
рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и
регулятивную динамическую.[7]
Регулятивно-статическая функция
Регулятивная
статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения
путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из
задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически
закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения,
которые представляют собой основу нормального, стабильного существования
общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.
Решающее
значение в проведении статической функции принадлежит институтам права
собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить
экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена
и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и
обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).
Регулятивно-статическая
функция направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых
институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический,
политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их
последующего развития. Содержанием этой функции охватывается, в частности,
закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и
их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного
устройства, политического режима, разделения власти, порядка формирования и
полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ
различных отраслей права.
Регулятивно-динамическая функция
Регулятивная
динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения
путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах
гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в
экономике и других сферах общественной жизни.
Регулятивно-динамическая
функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач,
определенного запрограммированного результата. Здесь правовое воздействие
оказывает влияние на отношения между людьми, находящиеся в движении, динамике.
Оно нацелено на изменение и совершенствование существующих, а также
возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно данная функция
получает выражение в нормах и институтах административного, финансового,
гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.
Понятие и значение регулятивно-охранительной функции
Наряду
с двумя рассмотренными основными функциями права, осуществляющими позитивное
регулирование, существует еще и третья основная функция права —
регулятивно-охранительная, которая отличается от первых двух тем, что является
функцией негативного регулирования.
Охранительная
функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового
воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических,
политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых
данному обществу.
Необходимость
в охране общественных отношений существовала всегда и будет существовать до
тех пор, пока будет существовать общество. Право, как известно, существовало
не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших
средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия
представляет собой охранительную функцию.
Регулятивно-охранительная
функция направлена на обеспечение нормального осуществления
регулятивно-статической и регулятивно-динамической функций права, на охрану от
нарушений права в целом. Соответственно ее содержанием охватывается
предупреждение и пресечение преступлений и всех иных правонарушений, защита и
восстановление нарушенного права.
Тем
самым данная функция нацелена также на вытеснение и ликвидацию отживших, не
соответствующих новым условиям, вступающих в противоречие с законом отношений.
Поэтому
трудно согласиться с высказанным в литературе мнением, согласно которому
«охранительная функция является своеобразным дополнением к рассмотренным выше
двум основным функциям. Она проявляется лишь постольку, поскольку нарушается
право... выступает в качестве функции, подкрепляющей и дополняющей действие основных».
Охранительная
функция подразумевает, что право, охраняв общепризнанные, фундаментальные
общественные отношения нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу
отношений. Дело в том, что ряд ученых полагают, что главная цель охранительной
функции права — это вытеснение явлений, чуждых обществу.[8]
Искоренение
нежелательных явлений из жизни общества — это уже вторичный результат действия
права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений,
которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает,
запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития,
противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет
их.
Не
следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда,
когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции
заключается прежде всего в превентивной охране общественных отношений,
предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем
выше, чем больше субъектов права подчиняются предписанию норм права, выполняют
требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает
серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения
наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия
права — охраняется определенное общественное отношение. Охранительную функцию
не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них —это
негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а
вторая — позитивная, так как направлена на координацию положительной
деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют
важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и
укреплению общественных отношений.
Специфика
охранительной функции состоит в следующем. Во-первых, она характеризует право
как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на
их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической
ответственности.
Во-вторых,
она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие
социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.
В-третьих,
она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных
начал, содержащихся в праве. Способ охраны зависит от гражданской развитости
общества.
Характерные
черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если
рассматривать ее в контексте правоохранительной деятельности государства.
2.
Характеристика охранительной функции
Таким
образом, характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение
важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную
роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.
—
определение
посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан;
—
закрепление и
изменение правового статуса граждан;
—
определение
компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных
лиц;
—
установление
правового статуса юридических лиц;
—
определение
(предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение
и прекращение правоотношений;
—
установление
конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные
правоотношения);
—
определение
оптимального типа правового регулирования (общедозволительного,
разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
С учетом сказанного регулятивную функцию права можно
определить как обусловленное его социальным назначением направление правового
воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения,
предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на
субъектов права.
III.
Социальные функции права
Приступая
к рассмотрению социальных функций права, следует отметить, что проблема
функций права возникла первоначально как проблема социальных функций права.
Известный
французский юрист Леон Дюги в 1901 г. издал книгу «Государство, объективное
право и позитивный закон», в которой отмечал, что право, имея общественную
природу, осуществляет определенные социальные функции».[9]
В
1907 г. в России вышла книга одного из создателей психологической школы права,
профессора Л. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией
нравственности», в которой обосновывалось наличие у права двух социальных
(общественных) функций: распорядительной и организационной.
Другой
известный русский юрист Н.М. Коркунов полагал, что право осуществляет главным
образом разделяющую функцию, поскольку в обществе живут и действуют лица с
различными потребностями и желаниями, урегулировать которые удается посредством
разграничения их правом.
Классификация
социальных функций в определенной степени условна, поскольку в
действительности достаточно сложно провести четкое разграничение правового
воздействия на решение экономических, социальных, политических и идеологических
(воспитательных) задач. Так, элементы одной из функций, например экономической,
могут проявляться в других функциях и наоборот. Обусловлено это двумя
причинами. Во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функций
права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы
общественной жизни, на которые воздействует право, в свою очередь неразрывно
взаимосвязаны, поскольку сами являются подсистемами по отношению к обществу в
целом. Поэтому исходить следует из положения, что функции права существуют не
изолированно друг от друга, а тесно взаимодействуют между собой,
взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.
1.
Экономическая функция
Экономическая
функция как одна из важнейших социальных функций права имела большое значение
на всех этапах развития товарно-денежных отношений. Право всегда выступали
важнейшим гарантом собственности, свободы предпринимательства.
На
основе правовых норм в экономических отношениях возникали урегулированные
правом отношения. Важнейшей правовой формой таких отношений был и остается
договор, в котором стороны имеют права и обязанности, и в котором они определяют
условия наступления тех или иных правовых последствий (результата).
Из
договора чаще всего вытекают и определенные санкции для стороны, не выполняющей
свои обязанности. Кроме того, правовые санкции устанавливаются за совершение в
сфере экономики умышленных преступлений (мошенничество, вымогательство, хищение,
уничтожение имущества, лжепредпринимательство, незаконное использование
товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг и др.).
Таким образом, экономическая функция права
осуществляется как непосредственно через регулирование правомерных действий
участников экономических отношений, так и косвенно — путем угрозы наступления
санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики.
2.
Политическая функция
Политическая
функция права заключается прежде всего в регулировании отношений власти,
отношений между социальными группами и особенно в регулировании национальных
отношений. История подтверждает положение о том, что политика — это участие в
делах государства, это определение задач государства, это отношения между
классами и нациями. Роль права в регулировании указанных отношений с момента
возникновения государства, классов и наций была весьма значительной и таковой
остается до настоящего времени.
Права
и свободы человека — также важный объект политической функции права, не
теряющей своей актуальности и сегодня.
3.
Воспитательная функция
Воспитательная
функция права представляет собой результат способности права выражать
идеологию определенных классов и социальных сил и его способность оказывать
влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной
функции права является воспитание высокого правосознания, формирование
стимулов правомерного поведения у граждан.
В
праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности
предписания, в результате чего оно получает психологическую поддержку с момента
издания правовой нормы. Вместе с тем правовые требования, не отражающие желаний
и настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их
сознании. В таких случаях воспитательная функция права не достигает своей
цели.
4.
Компенсационная функция права
Это
очень важное направление действия права. В нем заключается весьма существенная
особенность права как инструмента восстановления социальной справедливости.
Компенсационная
функция права поэтому очень тесно связана с восстановительной. В юридической
литературе по этой причине их часто отождествляют.
Вместе
с тем это не тождественные функции. Различия между ними состоят прежде всего в
формах, методах и правовых последствиях реализации.
Важную
роль в различии играют и правовые основания этих направлений воздействия, хотя
они в отдельных случаях имеют одну и ту же причину. Например, в случаях
незаконного увольнения (причина) наблюдается одновременная реализация восстановительной
и компенсационной функций: восстановление на службе и компенсация за
вынужденный прогул.
Различие
между компенсационной и восстановительной функцией очень часто просматривается
в гражданском законодательстве. В нем восстановление положения,
существовавшего до нарушения права, нередко не связывается с возмещением
убытков (ст. 12 ГК РФ).
Гражданский
кодекс РФ, охраняя честь и достоинство граждан (ст. 152), обязывает виновную
сторону именно возместить (компенсировать) моральный вред, причиненный
потерпевшему, так как восстановить нарушенное право другими способами невозможно
(например, за переживания лица в случаях распространения порочащих его
сведений).
Конституция
Российской Федерации также предусматривает компенсацию за принудительное
отчуждение имущества для государственных нужд (ст. 35), за вред, причиненный
незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их
должностных лиц (ст. 53), за причиненный ущерб пострадавшим от преступлений
(ст. 52).
Приведенные
примеры свидетельствуют о том, что компенсационная функция свойственна
различным отраслям права, она выполняет важную роль в регулировании отношений
между гражданами, юридическими лицами и является необходимым инструментом
гармонизации интересов субъектов права, стабильности общественных отношений.
5.
Ограничительная функция права
Наличие
у права ограничительной функции связано с его назначением быть регулятором общественных
отношений. А регулировать — значит предписывать варианты поведения, которые
должны соответствовать интересам определенных социальных групп, классов,
индивидов, наконец, всего общества. Поэтому, чтобы действия одних субъектов
права не нарушали прав и интересов других, чтобы отношения в обществе
складывались более разумно и не вызывали противодействий, право устанавливает
определенные ограничения для субъектов общественных связей, пресекая тем самым
вседозволенность, анархию и произвол. Эти ограничения формулируются в
запрещающих и обязывающих нормах, в других правовых предписаниях. Ограничение
прав — это своего рода уравновешивание противоположных интересов. Так,
Конституция РФ, разрешая идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13),
одновременно ограничивает возможности создания любых партий, организаций и
движений. Конституция прямо говорит (ч. 5 ст. 13.), что запрещается создание и
деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на
насильственное изменение основ конституционного строя.
Конституция
России, гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права, вместе с тем
подчеркивает, что их осуществление не должно нарушать права и свободы других
лиц (ч. 3 ст. 17), т.е. вводит конституционные начала в возможности ограничения
прав человека, если только действия по их реализации могут нарушить права и
свободы других граждан. В развитие этого положения Конституция РФ в ч. 3 ст. 55
прямо устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть
ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
Ограничения
прав и свобод граждан предусматриваются и другими статьями Конституции РФ.
Например, ст. 29 (не допускается пропаганда, возбуждающая социальную, расовую,
национальную или религиозную ненависть и вражду); ст. 32 (не имеют права
избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также
содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда); ст. 56 (возможность
ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения).
Ограничительная
функция, несмотря на, казалось бы, изначальный негативный характер, в конечном
итоге дает положительный социальный результат, поскольку благодаря этому качеству
право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, важнейшим
инструментом правопорядка и реализации прав граждан.
6.
Восстановительная функция права
Эта
функция занимает особое ценностное место в механизме правового воздействия. С
помощью правовых средств очень часто восстанавливается прежнее правовое
положение субъекта права, лицо вновь становится обладателем тех прав, которых
оно было лишено, ему возвращается его имущество, он восстанавливается на
работе, реабилитируется его имя, восстанавливается нарушенный общественный
порядок и т.д. Реализация восстановительной функции нередко осуществляется в
форме отмены принятого правового акта или совершенного юридически значимого
действия (отмена приказа об увольнении, вселение в незаконно занятую квартиру и
т.п.).
Нормы,
направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся
как в международно-правовых актах, так и во многих внутригосударственных
документах. Например, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека устанавливает:
«Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах»; ст. 12 ГК
РФ предусматривает «восстановление положения, существовавшего до нарушения
права». Соответствующие нормы трудового права являются важным гарантом
восстановления лица на прежнем месте работы и т.д. Следует согласиться, с
определением восстановительной функции как относительно обособленного
воздействия комплекса правовых средств на волю, сознание и поведение людей,
направленного на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было
нарушено неправомерными действиями других субъектов права. Приведение в
первоначальное (прежнее) состояние может выражаться в отмене незаконных
решений, восстановлении правового статуса физического или юридического лица,
восстановлении нарушенного общественного порядка и т.п.[10]
7.
Информационная функция права
Читая
законодательные документы, получаешь не меньше сведений о государстве, чем из
отдельных солидных трактатов. Например, трудно переоценить информацию,
содержащуюся в Конституции РФ: Российская Федерация — Россия есть
демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления (ст. 1); столицей Российской Федерации является город Москва (ст.
70); Денежной единицей в Российской Федерации является рубль (ст. 75); Российская
Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов (ст. 4) и т.д. Достоверность
такой информации, содержащейся в Конституции, не может заменить ни одна книга.
Действительно, право вбирает в себя, а затем выдает огромную информацию о самых
разнообразных явлениях общественной жизни. В нем содержится большое число
научных дефиниций, юридических формул, исторических и жизненных сведений, политических
и правовых оценок, правовых рекомендаций, запретов, дозволений и т.п.
Благодаря
знакомству с правовыми актами граждане узнают о структуре органов власти и
управления, что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя
действовать, какие последствия наступят вследствие совершения того или иного поступка.
Нормы уголовного права, например, информируют граждан об охраняемых уголовным
законом материальных и духовных ценностях, последствиях нарушения установленных
запретов. Нормы трудового права — о правах и обязанностях руководителя и
работника и т.д.
Право
— это одно из важнейших средств социальной информации, которое использует
государство для того, чтобы довести, определенные сведения до всех субъектов
права.
Правовая
информация — это властная информация, посредством ее выражается (и
соответственно формулируется) определенное мировоззрение. Информационная
функция является в известной мере подфункцией, элементом идеологической
(воспитательной) функции. Информационная способность права является одним из
существенных факторов, позволяющих относить его к элементам духовной культуры
общества. Разумеется, право в первую очередь возникает не как информатор, а
как регулятор общественных отношений. У государства и общества достаточно
много каналов, посредством которых осуществляется информирование субъектов
права. Но, возникнув как регулятор общественных отношений, право одновременно
начинает выполнять роль информатора их субъектов. Законодатель, концентрируя определенную
жизненную Информацию, через правовые предписания доводит ее до участников
регулируемых общественных отношений. Таким образом, не имея изначальной
предназначенности выполнять информационную функцию, право объективно, наряду
со своими чисто юридическими задачами, приобретает и информационные качества.
8.
Экологическая функция права
Основными
объектами экологической функции права являются земля, ее недра, почва, вода,
атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой
атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д. В целях ее реализации
принимаются федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты
правительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов
Федерации и местного самоуправления, направленные на защиту окружающей среды,
обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность
за нарушение экологического законодательства.
Важная
роль принадлежит правоохранительным органам: прокуратуре, суду, милиции,
осуществляющим применение мер воздействия к правонарушителям в сфере экологии
(штрафы, взыскание ущерба, изъятие орудий правонарушений, лишение свободы и
т.д.).
Следует
отметить, что появление экологической функции связано не с тем, что
экономическая функция оказалась не в состоянии справиться с задачами
экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера для
человечества в условиях научно-технического прогресса стала чрезвычайно важной
и превратилась в одну из основных проблем его существования.
У
права в данном случае своя ниша решения этой важной задачи — юридическое,
рамочное воздействие на экологическую сферу. Причем в условиях роста опасности
экологической катастрофы значение правовой защиты населения будет неизменно
возрастать.
Следует
отметить, что Конституция Российской Федерации (ст. 42) закрепила в качестве
основного конституционного права граждан России их право на благоприятную
окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение
ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим
правонарушением.
9.
Функция регулирования социальных отношений и обеспечения
социальных прав
В
юридической литературе в последние годы вполне обоснованно поднимается вопрос о
наличии у права социальной функции в собственном (узком) смысле этого слова.
Эта позиция аргументируется тем, что чисто социальная сфера общества постоянно
расширяется, актуализируется и соответственно растет значение и увеличивается
объем ее правового регулирования.
В
этой связи предлагается выделять наряду с экономической, политической и
идеологической (воспитательной) сферами общественной жизни социальную, ее даже
ставят в один ряд с вышеназванными.
|При
таком подходе может возникнуть вопрос, вызванный тем, Что слово «социальный» по
своей этимологии и есть общественный и выступает его синонимом. Однако вполне
возможно обозначить Понятием «социальная» самостоятельную сферу, употребляя его
в узком смысле, когда имеются в виду пенсионные и семейные отношения, бытовое,
медицинское обслуживание, система социальных льгот, досуг и т.д.
Важнейшими
объектами социальной функции права являются, таким образом, трудовые,
пенсионные отношения, медицинское обеспечение граждан, сфера науки,
образования, культуры, закрепления льгот для различных слоев населения.
Так,
ст. 41 Конституции РФ предоставляет право каждому гражданину на медицинскую
помощь, развитие физической культуры и спорта; ст. 43 Конституции гарантирует
общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального
образования.
Конституция
РФ (ст. 44) обязывает граждан заботиться о сохранении исторического и
культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Из приведенных (и
других) положений усматривается, что Конституция РФ весьма широко охватывает
социальную сферу, закрепляет и регулирует важные стороны социальной и
культурной деятельности людей.
В
развитие конституционных положений отраслевое законодательство конкретизирует и
расширяет возможности граждан пользоваться социальными благами, избирать вид
трудовой деятельности, получать образование, медицинскую помощь, пенсию,
выбирая наиболее удовлетворяющий их вариант, вид и форму.
Таким
образом, социальные функции права возможны, по нашему мнению, только в
демократическом государстве, где права и свободы человека и гражданина являются
наивысшей ценностью. Т.к. они направлены на восстановление, охрану и защиту
вышеозначенных прав.
Заключение
Итак,
назначение права в обществе состоит в регулировании, упорядочении общественных
отношений. В этом проявляется и его ценность. Регулирующее свойство права
выражается в его функциях. Функции права вытекают из его юридической природы и
социальной сущности. Это основные направления регулирующего воздействия права.
С
точки зрения социальной направленности, социального содержания функции права
совпадают с функциями государства, коль скоро право выступает основным
средством осуществления функций государства (экономическая, социальная,
экологическая, охранительная).
С
точки зрения чисто юридической характеристики, способов воздействия на
общественные отношения выделяются регулятивная (статическая и динамическая) и
охранительная функции права.
Регулятивная
статическая функция права сводится к закреплению, фиксации существующих
общественных отношений в их статике: закрепляются формы собственности, круг
субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов, круг
прав и обязанностей граждан и т. д.
Регулятивная
динамическая функция направлена на оформление движения общественных отношений
в форме правоотношений. При этом определяется порядок возникновения, изменения
и прекращения правоотношений. Эта функция проявляется в системе норм
обязательственного права (отношения купли-продажи, подряда, перевозки,
финансовые), трудового, процессуального и др.
Охранительная
функция права направлена на охрану регулируемых правом отношений, на охрану
основополагающих ценностей, признанных в обществе (жизнь, честь, свобода
личности, собственность, общественный порядок, общественная безопасность,
институты демократии и т. д.). В рамках этой функции устанавливаются различные
виды юридической ответственности за действия, посягающие на указанные
ценности, и предупредительно-охранительные меры иного характера.
Также
в рамках данной курсовой работы мы рассмотрели и социальные функции права. Они
направлены, прежде всего на защиту прав и свобод человека и гражданина. С
другой стороны, все отраслевое законодательство в той или иной мере базируется
на функциях права. Например, гражданское право широко оперирует такой функцией
как «восстановительная».
Список использованной
литературы
1.
Законодательство:
1) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
М., 1998
2) ГК РФ
2.
Специальная литература:
3) Комаров С.А. Общая теория государства
и права. - М.: Рязанская типография, 1995. – 312 с.
4) Комаров С.А., Малько А.В. Теория
государства и права. – М.: Норма-Инфра-М, 1999. – 448 с.
5) Малько А.В. Теория государства и
права в вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 1999. – 272 с.
6) Общая теория права и государства/Под
ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.
7) Общая теория права и государства/Под
ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.
8) Основы теории государства и права/Под
ред. С.А. Колярова. – М.:НОРМА-ИНФРА-М, 1995. – 421 с.
9) Спиридонов Л.И. Теория государства и
права./М.: Проспект, 1999. – 304с.
10)Теория государства и права/Под ред.
В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - Екатеринбург, Уральское издательство,
1996. – 630 с.
11)Теория государства и права/Под ред.
А.И. Косарева. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2000. – 207 с.
12)Теория государства и права/Под ред.
Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с.
13)Теория государства и права/Под ред.
Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп., М.: Юристъ, 2001. –
776 с.
14)Теория государства и права. Ч.1.
Теория государства/Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Юрайт, 1995. – 420 с.
15)Теория государства и права/Под ред.
М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1998. – 475 с.
16)Черданцев А.Ф. Теория государства и
права. – М.: Юрайт-М, 2002. – 432 с.
17)Хропанюк В.Н. Теория государства и
права/Под ред. В.Г. Стрекозова. – М.: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995. – 384 с.
[1]
Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2002. –
с.152
[2]
Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 1996. –
с.155
[3]
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Норма-Инфра-М,
1999. – 63 с.
[4]
Теория государства и права/Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова, 1996. –
с.228
[5]
Теория государства и права/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ,
2001. – с.156
[6]
Теория государства и права/Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1998. – с.
275
[7]
Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996.
– с.155
[8]
Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2002. –
с. 162
[9]
Теория государства и права/Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. -
Екатеринбург, Уральское издательство, 1996. – с.230
[10]
Теория государства и права. Ч.1. Теория государства/Под ред. А.Б. Венгерова. –
М.: Юрайт, 1995. –с.161