Феномен массовой культуры

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,22 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Феномен массовой культуры

ФЕНОМЕН МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Содержание

Введение............................................................................................................................................... 2

1. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ......... 3

1.1. Понятие массовой культуры..................................................................................................... 3

1.1.1. Формы культуры. Отличие массовой культуры от высокой и народной культур........ 3

1.1.2. Массовая и популярная культуры...................................................................................... 4

1.2. Технологические и социальные факторы, формирующие массовую культуру..................... 6

1.3. Средства массовой коммуникации в массовой культуре....................................................... 8

1.4. Элементы массовой культуры................................................................................................ 10

1.5. Механизм массовой культуры и ее функции......................................................................... 11

2. ПОЗИТИВНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ............................... 18

Заключение......................................................................................................................................... 23

Список использованной литературы............................................................................................... 24

Введение


Актуальность темы реферата не вызывает сомнений. Такой специфический структурный феномен, как массовая культура, выделя­ет ХХ в. среди прочих исторических эпох и заслуживает особого внимания в свете проблем современного общества.

Культура ХХ столетия, при всем многообразии ее выражений, способов отношения человека к миру и т.д., характерна прежде всего своими интеграционными процессами. ХХ век – время становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение ее национальных форм. Произошла великая социальная революция, связанная с колоссальным изменением форм, способов и образцов жизни человека. Индивид стал получать гигантское количество информации через электронные средства массовой коммуникации, изменилось количество, форма и содержание социальных контактов. Произошли фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры, формирование новых и новых потребностей, новых форм жизни, культурных стереотипов. В итоге изменилась модель личности: замкнутая статичная личность человека индустриального общества стала динамичной. Этот переворот произошел на культурном уровне в рамках сложного культурно-социального феномена ХХ века – массовой культуры.

Нередко эта культура воспри­нимается в Европе как чисто американское явление, хотя это и не совсем так. В европейских странах, по крайней мере последние два века, существовала и существует с традиционной высокой культурой и куль­тура рыночная, массовая.

Цель реферата – изучение феномена массовой культуры. В связи с тем, что объем работы ограничен, а данный феномен многолик, в данной работе мною рассматривались лишь основные положения, характеризующие массовую культуру. Мною не освещаются подробно элементы, виды и средства массовой культуры. Основное внимание уделяется содержанию, функциям массовой культуры и ее оценке отечественной и зарубежной культурологией. Поэтому при написании реферата мною решались следующие задачи: для раскрытия понятия массовой культуры провести сравнительный анализ высокой (элитарной), народной и массовой культур, выявить отличия между массовой и популярной культурой; выделить факторы, формирующие массовую культуру; показать роль средств массовых коммуникаций в массовой культуре; перечислить основные элементы массовой культуры; дать характеристику механизма и функций массовой культуры; осветить позитивные и критические оценки массовой культуры в отечественной и зарубежной культурологии.

1. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ


1.1. Понятие массовой культуры

1.1.1. Формы культуры. Отличие массовой культуры от высокой и народной культур

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы элитарную, народную, массовую.

Элитарная (высокая) культура создается привиле­гированной частью общества, либо по ее заказу профес­сиональными творцами. Она включает изящное искус­ство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть об­щества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыкан­ты. К ее раз­новидности можно отнести светское искусство и салон­ную музыку. Формула элитарной культуры – «искус­ство для искусства».[1]

Народная культура состоит из двух видов – популяр­ной и фольклорной культуры. Попу­лярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его про­шлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора созда­вались в прошлом, а сегодня существуют как историче­ское наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в по­пулярную культуру, которая помимо исторических пре­даний постоянно пополняется новообразованиями, напри­мер современным городским фольклором. Таким образом, в народной культуре, в свою оче­редь, можно выделить два уровня – высокий, связан­ный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. По исполнению элементы народной культуры мо­гут быть индивидуальными (изложение легенды), груп­повыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры – всегда большин­ство общества. Так было в традиционном и индустри­альном обществе. Ситуация меняется только в постин­дустриальном обществе.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех соци­альных слоев. Массовая культура может быть интерна­циональной и национальной. Эстрадная музыка – яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народ­ная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной куль­туры подобного не происходит. Высокая культура обо­значает пристрастия и привычки горожан, аристокра­тов, богатых, правящей элиты, а массовая культура – культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классиче­ская музыка – высокой, а популярная музыка – массо­вой, фильмы Феллини – высокой, а боевики – массо­вой, картины Пикассо – высокой, а лубок – массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантасти­ка, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высо­кой. То же самое происходит с конкретными произведе­ниями искусства.

Высокая культура создается не эт­носом или народом, а образованной частью общест­ва – писателями, художниками, философами, учены­ми. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впер­вые применяются те художественные приемы, кото­рые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Спе­циалисты называют иногда срок 50 лет. Сегодня авангард, осо­бенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.

1.1.2. Массовая и популярная культуры

В культурологии еще не сформировалось четких представлений о том, чем в конечном счете различа­ются массовая и популярная культура. Одни культу­рологи, в силу сходства двух культур, предлагают ото­ждествлять и рассматривать их как два названия одного феномена. Тогда в массовую культуру зачисля­ют те же самые артефакты, что и в популярную, а именно популярную музыку, журнал «Плейбой», те­левидение, футбол, бейсбол, гамбургеры из «Макдо­нальдса», дискотеки и даже шекспировский театр.

Популярная культура в литературе воспринимается как дублер к термину «массовая культура» и потому оба слова пишутся так: массовая/популярная.

Вторые считают массовую культуру подчиненным видом популярной. Так, Т. Вольф утверждает: за ис­ключением высокой культуры все остальные названия можно считать подзаголовками популярной культуры. В таком случае частными видами популярной культу­ры являются массовая культура, масс-медиа (в част­ности, порнографические журналы и телевидение), формы массового досуга (футбол и бейсбол), массовое потребление (гамбургеры).

Однако третьи, в том числе Рассел Ней, предлагают разводить два явления и считать их самостоятельны­ми разновидностями культуры. Согласно их мнению, популярная культура подразумевает самый поверхно­стный, доступный непосредственному наблюдению слой культуры, расположенный между элитарной и фольклорной культурой. Это культура большинства населения или культура среднего класса, если он со­ставляет такое большинство.[2]

Иногда в классификацию вносят ценностный ас­пект и считают популярную культуру более цивили­зованной формой массовой, поскольку в первой предполагается некоторый профессионализм и артис­тичность, которые не присущи второй. Первая прев­ращается во вторую при ее коммерциализации. В таком случае массовая культура предстает как сни­женный, вульгарный образчик популярной или высо­кой культуры. Поскольку в жизни мы часто сталки­ваемся с низкосортной продукцией – эротическим и развлекательным шоу, низкопробными публикациями и т.д., у нас сложилось определенное представление о массовой культуре как о безвкусной и безнравствен­ной подделке под настоящую культуру, характеризующуюся нездоровым интересом к сексу, психопа­тологии, насилию и проч.

Между двумя видами культуры отмечены и возрас­тные различия: популярная культура – это система ценностей и образ жизни тех, кому за 50 лет, а массо­вая культура – удел молодых, так называемых тиней­джеров.

Популярная культура – совокупность форм повсе­дневной деятельности, навыков, привычек, верований и вкусов, присущих большинству населения и доми­нирующей культуре, и реже – меньшинствам и суб­культурам. Для большинства специалистов по массо­вой и популярной культуре культура есть типичный способ, каким представители данного общества про­водят свое нерабочее время, а значит, она эквивалент популярной культуре. К примеру, типичными черта­ми повседневной жизни американцев сегодня высту­пают массовые зрелища и шоу, телевидение и хот-доги, а типичными чертами жизни античных греков явля­лись театральные драмы и политические диспуты. Такое понимание культуры исключает законы, поли­тику, религию, труд, но включает массовую культуру (Голливуд), массовый досуг (спортивные зрелища) и множество субкультур (диско-дансы).

Слова «popular culture» и «population» – одного корня. Они касаются населения, большинства жите­лей данной страны либо ее части. Отсюда следует, что популярная культура охватывает нравы, манеры, по­ведение и образ жизни больших групп населения. Термин «популярный» означает «широко распрост­раненный», «народный», «широкоизвестный». Попу­ляризация обозначает пропаганду чего-либо, превра­щение малоизвестного в общедоступное и широко известное, одновременно приближенное к пониманию и мышлению простых людей. В тех случаях, когда мы считаем выражения «большинство населения» и «на­род» синонимами, то эквивалентными, обозначающи­ми одно и то же, надо считать термины «популярная культура» и «народная культура». Если мы вкладыва­ем в понятие «народ» дополнительно этический, героико-эпический смысл, т. е. нечто большее, чем совокуп­ность ныне проживающих на данной территории людей, то необходимо разводить оба термина, а «на­родную культуру» связывать главным образом с фольк­лорной, а не с популярной культурой.

Популярная культура создается представителями всех классов – рабочего, среднего, высшего. Непра­вильно думать, будто все представители высшего классa не на публике выражаются только литературным языком, ведут изысканный образ жизни, наслаждаются исключительно изящными искусствами и не слушают ничего, кроме классической музыки. В быту они находятся во власти популярной, или повседневной, культуры, которая присуща также и среднему классу. Неверно было бы думать о представителях низшего класса, скажем, рабочих, как о поголовных грубиянах, чуждых не только возвышенному, но и мало-мальски развитому художественному восприятию реальности.

Популярная и массовая культура объединяют се­годня все классы. Тем не менее для высшего и средне­го класса в массе своей более типично общение с высокой культурой, а для низшего класса характерно как раз ее отторжение. Это означает, что культуре, как и социальной структуре общества, свойственна стра­тификация.

Таким образом, массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех соци­альных слоев. Массовая культура может быть интерна­циональной и национальной. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народ­ная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды.

В культурологии еще не сформировалось четких представлений о том, чем в конечном счете различа­ются массовая и популярная культура. Одни культу­рологи, в силу сходства двух культур, предлагают ото­ждествлять и рассматривать их как два названия одного феномена. Вторые считают массовую культуру подчиненным видом популярной. Третьи предлагают разводить два явления и считать их самостоятельны­ми разновидностями культуры.

1.2. Технологические и социальные факторы, формирующие массовую культуру

Важным изменением, преобразившим во многом облик социокультурной жизни в позднем индустриальном общества, стало новое соотношение между производственной и социокультурной сферой. Как пишет Д. Белл, буржуазное общество XIX в. при всех его социальных конфликтах можно рассматривать как отно­сительно целостное образование: экономика, социальные отно­шения и культура были проникнуты единой системой ценностей.[3] К этому времени и относится взлет западной цивилизации. На новом этапе происходит разрыв между сферой производства и расширенной внепроизводственной сферой. В организации про­изводства и труда требуются рациональность, трудолюбие, само­контроль, преданность делу, предусмотрительность. Причем все эти качества необходимы в еще большей степени, чем прежде, ввиду сложности производства и опасностей, возникающих при нарушении его нормального функционирования.

В сфере потребления, напротив, поощряется принцип рас­ширенного потребления, мотовства, показуха, неуемные поиски наслаждений. Растущий жизненный уровень и освобождение нра­вов от «репрессивной культуры» становятся теперь самоцелью и определяют степень личной свободы. Эти тенденции к антибуржуазному бунтарству проявлялись еще в XIX в. в виде романтизма, эстетизма, модернизма, различных форм эскапизма и т.д. Но на том этапе это была преимущественно революция в искусстве, культ эстетического и духовного авангардизма. На новом этапе эти тенденции приводят к утверждению альтернативных стилей поведения и деятельности для все более широких социальных групп, прежде всего молодежи и различного рода этнических и культурных меньшинств.

Эта культура привязана не столько к расширенному, сколько к оригинальному, а значит и престижному, потреблению. В ней пере­ворачиваются те основные принципы, которые лежали в основе буржуазной духовности в период формирования западной циви­лизации. Вопреки представлениям М. Вебера о рационализации мышления и поведения в обществе XX в. современная домини­рующая культура порывает с принципами рациональности и ве­дет поиски иррационального опыта.

С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культу­ры.

Прямыми предпосылками этого процесса являются посте­пенное повышение статуса городского рабочего класса и расши­рение демократических институтов, а значит, и более широкое вхождение трудящихся слоев в активную гражданскую жизнь. Необходимым условием стало распространение грамотности. Если зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стала появляться доступная литература и кар­тинки для «простого люда», то зрелый этап наступает с приня­тием в 70-90-х гг. сначала в Великобритании, а затем и других европейских странах закона об обязательной всеобщей грамот­ности. Эти тенденции стали быстро распространяться на другие развитые страны Европы и Америки, включая Россию.

По словам российского специалиста по проблемам массовой культуры К. Разлогова, «наивные наблюдатели полагали, что на­конец настала золотая пора, когда народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Но эта прекрасная мечта была быстро разруше­на. Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а в пограничной с изобразительным творчеством сфере – комиксам, которые стремительно завоевы­вали еще не обжитые культурой территории».[4]

В 1895 г. был изобретен кинематограф, ставший средством мас­сового искусства, близкого всем – без различия пола, возраста, ве­роисповедания, не требующий даже элементарной грамотности для своего восприятия. К тому же периоду относится и широкое рас­пространение фотографии, ставшей массовым средством инфор­мационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изо­бретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел будущей массовой культуры (до появления самого этого термина) – легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным твор­чеством славу «развлечения» и «развращения» широких масс.

Первая мировая война во многом способствовала разочарова­нию в прежних ценностях, внедряемых классической культурой. Она же скомпрометировала прежние господствующие элиты, ока­завшиеся неспособными справиться с социальными и националь­ными противоречиями и конфликтами. После окончания войны средства массовой культуры получили интенсивное развитие сна­чала в Америке, а затем в Западной Европе в 20-х гг., сначала в период послевоенного бума, а затем «великой депрессии», когда, как иногда полагают, в условиях массового разорения, безрабо­тицы, нищеты и отчаяния именно «Голливуд спас Америку от социальных потрясений». Конечно, в дополнение к масскульту в обществе были использованы эффективные социальные програм­мы, связанные с «новым курсом» Ф. Рузвельта. Однако не мень­шее значение отводилось массовой культуре, с соответствующим националистическим уклоном, в нацистской Германии.

Таким образом, в процессе формирования массовой культуры участвуют как технологические, так и социальные факторы. Становление массовой культуры связывают с завершением формирования индустриального общества и его зрелостью, с совершенствованием средств массовой коммуникации.

1.3. Средства массовой коммуникации в массовой культуре

По расхожему выражению западных социологов, в современ­ном обществе господствуют три МММ: массовое общество, массовая культура и масс-медиа. СМИ составляют также важную часть современной массовой культуры. А может быть, и важнейшую, так как считается, что почти вся современная мас­совая культура так или иначе проходит через масс-медиа.

Именно через масс-медиа массовая культура проникает в са­мые широкие слои, самые удаленные уголки как в рамках национальных обществ, так и в глобальных пределах. Через масс-ме­диа проходит процесс «культурной гомогенизации», в ходе кото­рого сходные вкусы и формы «культурного потребления» распро­страняются как в привилегированных, так и малообеспеченных слоях населения. Все общество может убедиться в том, что «бога­тые тоже плачут» (так назывался один из мексиканских телевизи­онных сериалов). Это само по себе не приведет к изменению соотношения разных слоев в сфере производства, а политика также будет определяться игрой.

А. Кравченко отмечает, что к массовой культуре относят только те элементы культуры, которые транслируются благодаря масс-медиа, или каналам массовой коммуникации – это радио, телевидение, кино, пресса. С их изобретением сначала стерлись границы между городом и деревней, а затем между странами.[5] По мнению И. Ламонда, указанные три критерия – телевидение, радио и прес­са – отличают массовую культуру от народной'. Масс-медиа являются формой того, содержанием чего вы­ступает массовая культура.[6]

К 60-м гг. XX в. технические возможности массовой культуры многократно возросли. В дополнение к статичной фотографии при­шло кино, многократно возросли возможности радио и телевиде­ния, спутниковая связь в сочетании с минимизацией принимаю­щих систем и их надежностью обеспечивает устойчивую сеть про­никновения массовой культуры. В дополнение и на смену прежне­му телевидению приходят кассеты, компакт-диски и видеофильмы. Первое выступление в США рок-группы Биттлз, происходившее в 1964 г. в Карнеги-холл в Нью-Йорке, слушали не только 2 ты­сячи посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телевиде­нию. Позднее благодаря спутниковой связи подобные мероприя­тия становились доступны почти 2 миллиардам людей – почти половине жителей земли.[7] Таким образом, масс-медиа служат как носителями культуры, так и средством манипуляции.

Конечно, важную роль различные варианты массовой культу­ры играют и в реализации массовой коммуникации и распростра­нении информации. Поэтому аудиовизуальные технологии рассмат­риваются как часть средств массовой информации, хотя они, как мы видим, играют важнейшую роль в сфере массовой культуры. Способность к быстрому и почти тотальному охвату самых широких аудиторий превращает СМИ в важнейший фактор, транс­формирующий всю систему духовного производства.

Не менее важная особенность массовой культу­ры – гибридизация СМИ, т.е. соединение в целое самых разных технических достижений. Именно так возникли кино, радио и телевидение. Телевидение, функцией которого является обучение, информирова­ние и развлечение, соединило в себе почти все преж­ние формы информации – школу, кино, радио. В свою очередь, радио еще до появления телевидения акку­мулировало в себе газету (выпуски новостей), книгу (радиопостановки), театр и концертный зал (радио­спектакли, трансляции концертов), стадион (спорт­ивные репортажи), эстраду (проигрывание грамзапи­сей). Что касается кино, то оно приблизило к нам различные аспекты визуальной сферы – от фотогра­фии до театра, цирка и эстрады.

Традиционная театральная культура оказалась широкодоступной. Коммерческие зрелищные пред­приятия, ставшие со второй половины XIX века харак­терной чертой городской культуры, столкнулись с конкуренцией. Теперь актеры играли не на сцене, а перед микрофоном и кинокамерой; люди могли выби­рать, ходить ли им в театры и концертные залы или слушать радио и смотреть телевизор. Оперные певцы, музыканты и журналисты стали работать на радио. Кино – самая молодая из всех форм развлечений – поначалу процветало, используя опыт радио и попу­лярность кинозвезд, до тех пор пока не пришло теле­видение. Традиционные формы культуры и досуга меняли свой статус и переживали финансовый кри­зис. С приходом радиовещания и телевидения лиши­лись своей аудитории театр и кино.

Сегодня появилось выражение «культура на скорую руку». Радио, телевидение и пресса удовле­творяют основному условию массовой культуры: сиюминутной реакции на происходящее и, следова­тельно, отсутствию какой-либо избирательности. С появлением спутников связи новости стали распро­страняться по миру почти мгновенно. В одно и то же время огромная аудитория получает одну и ту же культуру'.[8]

Массовая культура, как более мобильная и техни­чески оснащенная, стала теснить традиционные виды искусства. Сначала кино переманило почти всех посе­тителей театра, а затем само было вытеснено телеви­дением. Борьба за аудиторию, конкуренция – новое явление в области культуры, которого раньше не было. Конкурируя за возврат аудитории, театр и кино выну­ждены были искать новые формы, стиль, язык выра­жения, что плодотворно сказалось на их дальнейшем развитии. Вытеснение или потеснение традиционных видов искусства объясняется большей доступностью мас­совой культуры, приближенностью к аудитории и более высоким уровнем комфортности.

Однако «зрительная цивилизация», пришедшая на смену речевой и письменной, имеет не только пози­тивные, но и негативные стороны. Некоторые спе­циалисты считают, что зрительная информация ведет к раннему взрослению детей и инфантилизму взрос­лых. Она вызывает одинаковую реакцию у людей независимо от уровня образования, воздействуя на низшие уровни психики (эмоции и чувства) в ущерб разуму.

Массовое общество противоречиво. С одной сто­роны, оно сделало книги общедоступными, а вместе с ними сделало общедоступным всеобщую грамот­ность и научные знания. С другой стороны, именно массовое общество отбивает у людей интерес к глу­бокому и заинтересованному чтению. Кризис чтения на Западе представляет одну из разновидностей кризиса культуры.

Таким образом, к массовой культуре можно отнести те элементы культу­ры, которые транслируются благодаря масс-медиа или каналам массовой коммуникации, – это радио, телевиде­ние, кино, пресса. Появление современных средств массовой информации позволило тиражировать один продукт культуры в тысячах и миллионах экземпляров, а стало быть, снижать стоимость каждого и делать его доступным широким массам. Индуст­риальное и особенно постиндустриальное общество связы­вают с двумя важными процессами – распространением массового производства и появлением массового досуга.

1.4. Элементы массовой культуры

К элементам, видам и средствам выражения массовой культуры специалисты причисляют очень широкий круг явлений. Так, например, А.Я. Флиер называет следующие: СМИ, школьное и вузовское образование, идеологию и пропаганду, индустрию развлекательного досуга, включая массовые поста­новочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения орга­низованного развлекательного досуга (клубы, диско­теки, танцплощадки и проч.), индустрию оздорови­тельного досуга (курорты, физкультура, культуризм и аэробика, спортивный туризм, медицинские, фар­мацевтические, косметические услуги), индустрию интеллектуального досуга (художественная самодея­тельность, коллекционирование, кружки по инте­ресам, научно-просветительские учреждения, ин­теллектуальные игры и др.), игровые автоматы и компьютерные игры, всевозможные словари, спра­вочники, энциклопедии, каталоги, Интернет, шоу-бизнес, кино и др.[9]

1.5. Механизм массовой культуры и ее функции

Массовая культура – сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. Она характеризуется высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом. Отсюда идиотия масс и их легкая манипулируемость элитами посредством насаждения культурно-поведенческих штампов через каналы массовых коммуникаций.

Для массового общества – среды функционирования массовой культуры, присуще крайнее отчуждение индивида, его «заброшенность», трудность его истинной социализации, общения и творчества, что подменяется стандартными моделями потребления, которые и навязывает массовая культура, предлагая свои усредненные модели включения человека в социальные механизмы. Таким образом, создается «замкнутый круг»: отчуждение – «заброшенность» – «иллюзии» массового сознания – модели усредненной стандартной социализации – потребление – отчуждение. Развитие техники, превращающееся в самоцель на стадии массового общества, по мнению Ж. Эллюля, уничтожает традиционные ценности всех обществ, создает единую «выхолощенную» культуру. Она лишает человека свободы и уродует его духовный мир. Происходит распад системы ценностей современного общества, что, с другой стороны, по мнению Э. Фромма, ведет к абсолютизации технического и нивелированию ценности человеческого бытия.[10]

Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция. Мнимая политическая апатия обернулась ростом социальной напряженности. Конформистское сознание обнаружило себя как сложное и противоречивое, так как на разных уровнях социальности оно показало противоположные признаки. Влияние массовой культуры опосредуется огромным количеством факторов. Воздействие со стороны манипулирующих элит, посредством массовых коммуникаций, наталкивается на реальные барьеры, выдвигаемые сознанием индивида. Оно может быть конформным и неконформным, податливым и устойчивым, что обусловлено и включенностью индивида в те или иные группы. Тем не менее, современное массовое общество препятствует реализации заложенных в каждом индивиде глубинных личных потребностей. Стремление человека обрести себя и установить подлинно личностные отношения с другими людьми либо вырождается в духовную пассивность, вызывающую стандартность поведения, либо замечается тяготением к «идолам», к ложным ориентирам, используемым индивидом для выработки иллюзорного представления о себе самом.

В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов. В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей, в унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций в рамках сложной социальной структуры нашего времени.

Какие же изменения в духовном производстве принесла с со­бой массовая культура? Как подчеркивает К. Разлогов, этот про­цесс означал не только введение еще одного типа и варианта культуры, наряду с другими, уже сложившимися и устоявшими­ся, а изменение самого типа функционирования культуры.[11] Это изменение вполне можно сравнить с тем, что произошло на пере­ломе между средневековьем и Возрождением, когда началась эра постепенного оттеснения монополии религиозной духовности и церковного искусства в пользу секулярной культуры просвещен­ных слоев. Каковы бы ни были достижения и распространение этой светской духовности, все же монополистом духовной жизни масс оставалась церковь. На рубеже XIX-XX вв. оба эти сопер­ника вынуждены были уступить влияние на умы и души людей новому грубоватому пришельцу, располагавшему, в отличие от конкурентов, гораздо большими техническими возможностями, над развитием которых трудились талантливые изобретатели – «коммерческие структуры».

Своим содержанием и принципами функционирования мас­совая культура тесно взаимодействует с другими сторонами со­циальной регуляции в том обществе, которое складывается на рубеже веков и которое получает также название «массового».

В социальном плане массовая культура связана с необратимы­ми процессами урбанизации и тем разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколения­ми, которые до той поры обеспечивали устойчивые локальные мирки с привычными ориентациями, дополняемые религиозными цен­ностями. В растущей степени церковь оказывалась бессильной дать надежную ориентацию в условиях резко усложнившейся жизни. Психическое напряжение, неизбежное в ходе широкой миграции из деревни в город и из Старого Света в Новый Свет, наряду с расширенными возможностями по новому «устроиться» в жизни, требовали нового духовного, душевного и умственного продукта.

Как пишет далее К. Разлогов, «ключевую роль сыграло и развитие производства, его усложнение и резкое повышение затрат психической энергии». Если в эпоху классического капитализма для восстановления сил было достаточно сна и «грубых наслаж­дений», то новые типы производства, неизмеримо увеличивая интеллектуальные нагрузки, столь же значительно расширяют роль художественной культуры в процессах рекреации. «В этом же направлении движется и эволюция всей системы образования, в особенности увеличение длительности учебы, в ходе которой опять-таки тратится интеллектуальная энергия. Если учитывать, что именно молодежь обладает наибольшим резервом свободно­го времени для расширения контактов с искусством и непосред­ственного участия в культурном творчестве, то крен в сторону компенсаторно-развлекательного начала предстанет и вовсе не­избежным».[12]

Функциональность культуры в массовом обществе можно оп­ределить по нескольким измерениям. Она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зави­симости от ситуации, быстрых перемен в характере производст­ва, образе жизни и т.д. Конечно, это происходит большей частью через банализацию и упрощение объяснительных причин и об­стоятельств, сводимых обычно к хорошо узнаваемым различиям «свои» – «чужие», «хороший» – «плохой», «доброта» – «жесто­кость», «случай» – «повседневность». Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения, массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отно­шениях, не требуя от человека усилий на преодоление самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условия постоянного жизнеобеспечения.

Таким образом, первичная функция этой культуры – обеспе­чить социализацию и витальность человека в условиях усложнен­ной, изменчивой, неустойчивой и ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, спо­собам регуляции своего поведения и деятельности в разнообраз­ной обстановке, снятия психологического напряжения и реше­ния конфликтных ситуаций.

Огромному контингенту людей, различного возраста и пола, эта культура дает функционально пригодные представления о не­обходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации своих стремлений.

Согласно концепции широко известного канадского социо­лога и культуролога Г.М. Маклуэна, эра масс-медиа и электрон­ной информации радикально меняет как среду обитания челове­ка, так и его самого. Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые удаленные уголки. Сам человек принуждается думать не «линейно-последовательно», а через ин­тервалы, мозаично, и именно глобальная сеть СМИ воссоздает универсальность духовной регуляции.

Другая важная функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Эта культура складывается не толь­ко на основе таких развлекательных жанров, как эстрада, коме­дии, комиксы, зрелищный спорт и т.п. Ее наиболее существен­ный механизм составляет постоянно расширяющееся потребле­ние в самых различных сферах, обеспечивающее хотя и унифи­цированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключается уже в том, что она не отделена от потребления в самом широком смысле этого слова и от самого образа жизни. Пища, одежда, жилище, бытовая тех­ника, предметы обихода, образование – все поступает человеку через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными. Даже в глазах представителей элиты духовный продукт приобретает цен­ность лишь постольку, поскольку он становится предметом мас­сового спроса. Непризнанные гении вышли из моды. Их место заняли кумиры и идолы, изготовленные «фабриками грез».

Массовая культура характеризуется всеобщностью, охватываю­щей широкую срединную часть современного общества, затраги­вая тем или иным образом и состоятельную элиту, и маргиналь­ные слои. В массовом обществе происхо­дит перестройка системы стратификации, вызываемой ростом среднего класса (более 50% населения), т. е. сближения основ­ных социальных групп и слоев если и не по месту в системе про­изводства, то, по крайней мере, в политической жизни и образе жизни.

Массовая культура избавляет индивида от необходимости долгого и сложного приобщения к вы­сокой культуре. Как подчеркивает К. Разлогов, «массовой аудито­рии трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между художественным текс­том и зрителем, читателем, слушателем. Тем самым художник об­легчает работу критика, в задачу которого как раз и входит анализ эстетической специфики. Массовая культура, наоборот, эту дис­танцию игнорирует. Если элитарное искусство в известной мере, хотя далеко не полностью, характеризуется торможением непосред­ственных человеческих переживаний, то массовая культура базиру­ется на универсальных психологических, даже психофизиологи­ческих механизмах восприятия, которые активизируются незави­симо от образования и степени подготовленности аудитории... Для того чтобы ею по-настоящему наслаждаться, лучше быть ху­дожественно необразованным человеком. Художественная обра­зованность здесь не стимул, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению, не требует никаких дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа».[14]

Эта всеобщность как пригодность для максимально широкого круга населения не исключает разнообразия и структурирован­ности массовой культуры в зависимости от социальных, возрас­тных, субкультурных различий. К этой культуре можно отнести огромное разнообразие жанров, в том числе детектив, приключе­ния, фантастику, мелодраму, мистику, эротику, книги об НЛО, таинственных явлениях, джаз и рок, мистические практики, вос­точные системы психотренинга и т.д.

Тиражирование отнюдь не обязательно является опошлением высокого и уникального (хотя потери здесь возможны и неиз­бежны). Согласно исследованиям искусствоведов, в современную эпоху знакомство с тиражированными творениями культуры ни­как не исключает глубокого проникновения в уникальную сущ­ность оригиналов.

Поэтому неоправданно судить о функции массовой культуры с позиций высокой эстетики и, опираясь на них, принимать меры по ограничению этой культуры, уничтожая тем самым культур­ный механизм снятия огромных напряжений, возникающих в по­вседневном существовании, настроений усталости и безразличия, жестокости и агрессивности, отчаяния и растерянности, обиды и страха.

Подводя итоги вышесказанному в этой главе, попытаемся сформулировать понятие массовой культуры, выделить ее основные черты.

Массовая культура – термин, используемый в со­временной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность ши­рокого тиражирования оригинального продукта.

Появление массовой культуры принято связывать с эпохой становления крупного про­мышленного производства, потребовавшего для своего об­служивания создания армии наемных рабочих. Происходив­шая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. Массовая культура возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (на­емных рабочих и служащих) создать собственную разновид­ность городской народной культуры, с другой – как средст­во манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур.

Массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренче­ских клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения.

Массовая культура оперирует, как правило, базисны­ми архетипическими представлениями и чувствами (жела­ние любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо и т.н.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию по­требителя, аналогичную детскому непосредственному воспри­ятию реальности.

Массовая культура создает современную мифологию, кон­струируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование.

Существенной стороной массовой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, со­циальной и национальной групп), что определяет выбор со­ответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход.

Массовая культура тради­ционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продук­ты, требующие для своего восприятия определенных интел­лектуальных усилий и исходного культурного багажа.

Эле­мент новаторства в массовой культуре незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптиро­ванных для массового сознания версий достижений «высо­кой» культуры. В то же время неправомерно считать массовую культуру заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ниче­го общего с подлинным искусством. В действительности, массовая культура служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подполь­ем» и традиционной народной культурой. Превращая эзоте­рические откровения и маргинальные художественные экс­перименты в часть «наивного» сознания, массовая культура способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя суще­ствующие в обществе массовые умонастроения и ориента­ции, массовая культура оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции.  Динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основ­ных тенденций духовной жизни общества. Массовая культура представля­ет собой естественное порождение современной цивилизации.

Наиболее яркие феномены массовой культуры (комикс, «черный» крими­нальный роман, семейная сага) нередко рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Поэтому значи­мость конкретного продукта массовой культуры определяется не его обще­человеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.

Массовая культура резко отличается от прежних низовых форм тем, что она опирается на достижения самой передовой технологии даже в большей степени, нежели элитарные формы искусства ХХ века. Более того, в сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекательная кинопродукция, мода, бульварная и желтая пресса и пр.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менедж­мента, политологии и других общественных и антропологических дисцип­лин.

Массовая культура уникальна как искусство мани­пуляции элементарными «дочеловеческими» реакция­ми и импульсами («драйвами») масс людей, использу­ющее самые рафинированные достижения культуры (технологии и науки). Факт, что высокая культура как бы обслуживает «до культурные» потребности и устрем­ления (подсознательные силы, связанные с эросом, желания­ми господства и инстинктами разрушения и агрессии), чрезвычайно показателен для ХХ века. Типологически его культура выстраивается вокруг главной проблемы эпо­хи: увязать между собой высокое, почти культовое от­ношение к культуре и культурности (как продуктам и орудиям антропной власти над реальностью) с ради­кальным и систематическим негативизмом по отноше­нию к культуре и культурности.[15]

2. ПОЗИТИВНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ


Распространение массовой культуры породило научные исследования этого явления. В США, а затем и в других странах сформировалась социология мас­совой культуры. В некоторых концепциях массовая куль­тура рассматривается как положительное явление, отражающее рост жизненного уровня и образования и к тому же являющееся фактором демократизации общественной жизни.

Массовая культура, по оценке некоторых отечественных культурологов, выполняет ряд позитивных функций. Одна из них состоит в приоб­щении миллионов людей к ценностям высокой и народ­ной культуры Начиная с 1920 года в США выпущено 80 млн. грампластинок с музыкой Моцарта, в 10 раз увеличилось число симфонических оркестров, в 10 раз чаще люди посещают концерты, чем бейсбольные мат­чи, каждый год продается 400 млн. экземпляров книг. За количественным ростом следует видеть качествен­ное изменение культурной ситуации в мире, случившее­ся благодаря внедрению технических достижений.[16]

Существует и немало критических оценок массовой культуры как закамуфлированного средства манипуляции общественным сознанием и состоянием масс. Наиболее содержательно эту сто­рону массовой культуры раскрыл Г. Маркузе в книге «Одномер­ный человек» (1964) и других работах. Он показал, что культура позднего капиталистического общества становится репрессивной и порождает одномерные влечения среди широких слоев, под­верженных принципам потребительства и интегрируемых в буржуазную обыденность всей системой духовного воздействия. Индивиды оказываются встроенными в систему потребительских ориентаций, которые обеспечивают функционирование капита­лизма как типа социальной организации через снятие субъектив­ных конфликтов, возникающих среди рядового населения. Другая линия критики идет со стороны сторонников высокой и элитарной культуры. Содержательное воплощение эта линия получила, например, в работе известного испанского мыслителя X. Ортега-и-Гассет «Восстание масс». Для него массовая культу­ра предстает как оформленное сознание ограниченной, самодо­вольной, агрессивно настроенной и непросвещенной массы, при­сваивающей себе миссию навязывать обществу свои узколобые культурные стандарты общего блага, снижая, тем самым, уровень духовной жизни в целом. Ортега-и-Гассет противопоставляет «жизнь благородную и жизнь пошлую». Если первая воплощает в себе энергию, творчество, достижения и заслуги, поиски высо­ких идеалов, то вторая – воплощение косности, разрушение норм и ценностей, примитивизацию жизни и отношений.

Разрабатывая проблему «личность и культура», проблему истинных культурных ценностей, А.Н. Андреев отмечает, что «истинная ценность культуры – в ее способности гармонизировать взаимоотношения человека с природой на любом этапе его (человека) развития».[17] Понятия личность и культура – неразделимы. Невозможно быть личностью и быть некультурным. Социализация, вовлечение в общественные отношения есть не что иное, как процесс окультуривания. Проблема истинных культурных ценностей стоит очень ост­ро. Размывание шкалы ценностей, отрицание ее объективного ха­рактера приводит к заполонению всех сфер общественной жизни культурной продукцией, которая является таковой только в том смысле, что несет на себе печать общественных отношений. Но – каких отношений? Ценность культуре придает не степень изо­щренности ее языка или степень занимательности, развлекатель­ности, общедоступности. И так называемая элитарная культура, и массовая изменяют основному предназначению культуры – быть способом духовного производства личности.

«Демонизм», приписываемый массовой культуре, объясняется ее вездесущим умением сводить челове­ческие чувства до упрощенного удовлетворения сиюминутных страстей, не стесняемых какими-либо моральными ограничения­ми. Такая критика широко распространена как в нашей стране, так и на Западе или в странах любого региона. По определению одного из американских критиков, это «культура до пояса», не затрагивающая собственно духовные сферы бытия. А вот как пи­сали, например, в своем письме в «Независимую газету» (февраль 1994 г.) академики П. Волобуев и Б. Рыбаков и писатель Ф. Шахмагонов: «Это поток из сточной канавы, поток безвкусицы, мерзости и одичания. На крикливо оформленных обложках - урод­ливые хари, окровавленные зубы вампиров и прочей нечисти, чудовища из расстроенного воображения торговцев ужасами, гру­бый секс и убийства, убийства, убийства...»[18] И.Я. Левяш дает такое определение массовой культуры: «Масскульт, или массовая культура – это стандартизированная, коррумпированная и бездуховная псевдокультура, соответствующая потребностям и вкусам человека-массы, антипод подлинной культуры».[19] Известный американский ученый Д. Макдональд предложил рас­сматриваемое явление именовать «масскультом», так как «в действи­тельности это вовсе не культура. Масскульт – это пародия на высокую культуру». Отечественный культуролог В.С. Поликарпов согласен с этой оценкой и считает, что «здесь нет места искусству, а потому не стоит говорить ни о нравственном очищении посредством искусства, ни о собственно худо­жественном наслаждении. Нет смысла рассуждать о «художественном качестве», «эстетической ценности» и тому подобном. Все эти слова – из словаря высокой культуры. Но именно высокая, истинная культура наряду с фольклором всегда главенствовала в европейском художест­венном сознании. Пошлость массовой культуры скрывалась в их тени».[20] Масскульт создается и навязывается сверху спе­циалистами-мастерами, профессионалами (эстрадные композиторы, текстовики, певцы, теле- и кинорежиссеры и сценаристы, менеджеры и т.д.). И если народное искусство имеет собственное художественное достоинство, то масскульт лишь пародирует высокую культуру, пара­зитирует на ней.

Ряд западноевропейских исследователей (А. Гобар, Е. Тибо и др.) счи­тают, что проникновение американской массовой культуры, американизация национальных культур Европы представляет собой культур­ную войну. Так, А. Гобар в своей книге «Культурная война» пишет: «Культурная война уже началась, без положенного объявления, без бараба­нов и труб. Война при помощи лживых слов, при помощи обманчивых представ­лений, при помощи предательских улыбок. Классическая война целила в серд­це, чтобы убивать и покорять, экономическая война целила в живот, чтобы эксплуатировать и обогащаться, культурная войны целит в голову, чтобы пара­лизовать, не убивая, чтобы покорить, испортив, и обогатиться за счет разложе­ния культур и народов. Культурная война употребляет все свободы и злоупот­ребляет ими, чтобы проникать повсюду и разрушать изнутри все ценности, все различия, все духовные богатства народов».[21]

Как только заходит речь о массовой культуре, по мнению рос­сийского социолога А.Б. Гофмана, «даже наиболее беспристраст­ные исследователи утрачивают порой объективность. Случается, что даже деятели культуры, убежденные в собственной привер­женности демократическим ценностям, считают своим долгом ее осудить. При этом используются разного рода ухищрения, в част­ности терминологические. Массовая культура решительно про­тивопоставляется культуре масс, народной, подлинной культуре и т.д. Этому обычно предшествует процедура сведения первой к низкопробной, пошлой продукции, создаваемой ловкими ремес­ленниками и мошенниками на потребу неразвитой в духовном отношении массе».[22] Далее исследователь пишет: «Чрезвычайно важно выяснить, какие реальные альтернативы скрываются за такого рода ходом мысли. На сегодня доминируют две критические позиции – куль­турный элитаризм и традиционализм (последний часто выдается за народность). Явно или неявно подразумевается, что в прошлом существовал золотой век культурного процветания, когда «истин­ные» творцы создавали исключительно «подлинные» культурные ценности, а «истинные» ценители «по-настоящему» усваивали их. Недифференцированно критическое отношение к массовой культуре, ее «отбрасывание» многими западными, а вслед за ними и некоторыми отечественными теоретиками и практиками, по сути дела, скрывает снобистскую критику масс. Разумеется, не­приятие низкопробной продукции, предлагаемой «рынком» куль­туры, не может вызвать возражений, однако низкое качество и массовость – отнюдь не синонимы».[23] Представим себе заведомо низкопробное произведение искус­ства, не распространяемое средствами массовой коммуникации и «потребляемое» в рамках небольшой группы. Отнесем ли мы его к массовой культуре? Отрицательный ответ очевиден.

С дру­гой стороны, шедевры мировой культуры могут одновременно или последовательно принадлежать обоим измерениям: массово­му и внемассовому. Произведения Баха сами по себе, конечно, не возникли в сфере массовой культуры. Однако будучи записа­ны на грампластинку, магнитофонную ленту или же используемые в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, они, несомненно, уже принадлежат массо­вой культуре. При этом, что особенно важно подчеркнуть, они не перестают принадлежать своему гениальному автору и никоим образом не могут его скомпрометировать. То же самое относится и к часто упоминаемой «профанированной» Моне Лизе на упа­ковке туалетного мыла и к другим подобным фактам.

Распространенный мотив критики массовой культуры – стан­дартизация, неизбежно сопровождающая ее «продукцию». Такая критика всегда явно или неявно исходит либо из идеализации традиционной культуры, якобы не знавшей стандарта, либо из сведения культурных ценностей прошлого только к высшим уни­кальным классическим образцам (при этом забывают о том, что «средние» и «нижние» этажи зачастую просто канули в Лету). Уместно заметить, что заниматься этим – значит уподобляться человеку, который стал бы сравнивать, к примеру, современный типовой жилой дом, построенный массовым индустриальным методом, с каким-нибудь флорентийским палаццо XV в. и энер­гично доказывать очевидные эстетические дефекты первого в срав­нении со вторым, подразумевая, что хижин во Флоренции того времени просто не существовало.

Дилеммы типа «массовая или народная?», «массовая или клас­сическая?» необоснованы. Более уместно и ближе к реальности сопоставление массовой культуры с элитарной, традиционной и специализированной. Но здесь важно осознавать условность и подвижность этого различения. В современных обществах эли­тарное, традиционное и массовое составляют пересекающиеся между собой и взаимопроникающие элементы культуры, кото­рые зачастую не могут существовать друг без друга.

В 70-80-х гг. в западных странах стала количественно преоб­ладать культура среднего уровня (мидкульт). Для телепрограмм, радиопередач, журналов уровня мидкульта характерно соедине­ние образцов высокой культуры и популярной. Священная исто­рия становится сюжетом для музыкальной оперы «Иисус Хрис­тос – суперзвезда». Экранизация «Оливера Твиста» и «Войны и мира» адаптирует классику к «экранной» культуре, но тем самым приподнимает духовный мир зрителя над обыденным уровнем. Мидкульт делает модными образцы подлинно художественного творчества (например, высокоинтеллектуальные романы А. Камю или У. Фолкнера), создает моду на популярную науку, старину, альтернативные стили бытия и т.д.

Существенной особенностью массовой культуры стало широ­кое распространение в ней не только собственно развлекательной художественной продукции, но и популярной науки. Огром­ное число научно-популярных журналов дополняется постоян­ными радио- и телепередачами образовательного характера. Пуб­личные чтения, семинары, сессии, летние лагеря собирают небы­вало обширные аудитории и способствуют приобщению широ­ких масс населения к научным знаниям. Но конечно, наряду с собственно научными, хотя бы и популярными знаниями немалое распространение получают и оккультные знания, а также различ­ного рода манипулятивная психотехника, хорошо приживающая­ся в массовой культуре.

Для массовой культуры 70-80-х гг. характерны попытки ее этизации. Общеизвестно разлагающее влияние масскульта: про­паганда насилия, порнографии, наркотиков превратилась в его атрибут. Среди теоретиков массовой культуры, считающих ее обя­зательным атрибутом технизированного мира, стали раздаваться призывы поднять ее моральный уровень. Этизацию масскульта связывают обычно с ростом влияния гуманитарной интеллиген­ции и диффузией религиозных ориентации, хотя и в «размытом» и неустойчивом поисковом виде.

Таким образом, распространение массовой культуры породило научные исследования этого явления. В некоторых концепциях массовая куль­тура рассматривается как положительное явление, отражающее рост жизненного уровня и образования и к тому же являющееся фактором демократизации общественной жизни. Однако зачастую массовая культура решительно про­тивопоставляется культуре масс, народной, подлинной культуре и т.д. На сегодня доминируют две критические позиции – куль­турный элитаризм и традиционализм. Недифференцированно критическое отношение к массовой культуре, ее «отбрасывание» многими западными, а вслед за ними и некоторыми отечественными теоретиками и практиками, по сути дела, скрывает снобистскую критику масс. Разумеется, не­приятие низкопробной продукции, предлагаемой «рынком» куль­туры, не может вызвать возражений. Однако необходимо учитывать, что дилеммы типа «массовая или народная?», «массовая или клас­сическая?» необоснованы. Более уместно и ближе к реальности сопоставление массовой культуры с элитарной, традиционной и специализированной. Но здесь важно осознавать условность и подвижность этого различения. В современных обществах эли­тарное, традиционное и массовое составляют пересекающиеся между собой и взаимопроникающие элементы культуры, кото­рые зачастую не могут существовать друг без друга.

Массовая культура – сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. И как сложный социально-культурный феномен, он не может оцениваться однозначно.

Заключение

Массовая культура – термин, используемый в со­временной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность ши­рокого тиражирования оригинального продукта. Появление массовой культуры принято связывать с эпохой становления крупного про­мышленного производства, потребовавшего для своего об­служивания создания армии наемных рабочих. Происходив­шая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. Массовая культура возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (на­емных рабочих и служащих) создать собственную разновид­ность городской народной культуры, с другой – как средст­во манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур.

Массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренче­ских клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения.

Массовая культура создает современную мифологию, кон­струируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование.

Существенной стороной массовой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, со­циальной и национальной групп), что определяет выбор со­ответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход.

Массовая культура тради­ционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продук­ты, требующие для своего восприятия определенных интел­лектуальных усилий и исходного культурного багажа.

Массовая культура служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подполь­ем» и традиционной народной культурой. Превращая эзоте­рические откровения и маргинальные художественные экс­перименты в часть «наивного» сознания, массовая культура способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя суще­ствующие в обществе массовые умонастроения и ориента­ции, массовая культура оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции.

Динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основ­ных тенденций духовной жизни общества. Массовая культура представля­ет собой естественное порождение современной цивилизации.

Список использованной литературы


1.   Андреев А.Н. Культурология.  Личность  и  культура. – Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 160 с.

2.   Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. – 1990. – № 8. – С. 106.

3.   Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996. - 591 с.

4.   Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 736 с.

5.   Культурология. XX век. Энциклопедия. T.I. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алтейя»,1998. – 447 с.

6.   Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1999. – 544 с.

7.   Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.:«Гардарика», 1997. – 344 с

8.   Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 446с.

9.   Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? – М., 1992. – С. 160-180.

10.  Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1.


[1] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 73.

[2] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 313.

[3] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 406.

[4] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 134. См. также: Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? – М., 1992. – С. 160-180.

[5] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 300.

[6] Ламонд И. Массовая культура и средства массовой информации // Культуры – диалог народов мира. 1983. №4. С. 37-43.

[7] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 409.

[8] Ламонд И. Массовая культура и средства массовой информации // Культуры – диалог народов мира. 1983. № 4. С.37-43.

[9] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функ­ции // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С.138-148.

[10] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 410.

[11] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 134.

[12] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 119.

[13] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции// Общественные науки и современность. 1998. №6. 146-148.

[14] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 141.

[15] Культурология. XX век. Энциклопедия. T.I. – СПб.,1998. – С. 339.

[16] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 314.

[17] Андреев А.Н. Культурология.  Личность  и  культура. – Мн., 1998. – С. 93.

[18] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 415-416.

[19] Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Мн., 1999. – С. 445.

[20] Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997. – С. 317.

[22] Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. – 1990. – № 8. – С. 106.

[23] Там же.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!