Устройство и планировки магазинов

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,78 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Устройство и планировки магазинов

ПКИ Центросоюза РФ

Центр среднего профессионального образования

Курсовая работа


По дисциплине «Организация коммерческой деятельности»

На тему: «Устройство и технологические планировки современных магазинов, пути их совершенствования (на примере техно-торгового центра «Авто-Мото-Вело»)

По материалам: техно-торгового центра «Авто-Мото-Вело»

Студента 4 курса *Тзс-41 г. Вольск

специальности 0612 Товароведение (по группам однородных товаров)

Салтыкова Николая Николаевича

Преподаватель-руководитель

                                  Слинчук А.И. 

2004 – 2005 уч. год.

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

  Значение рационального устройства и эффективной планировки магазинов

  Виды и классификация зданий магазинов

  Основные группы помещений, их расположение и взаимосвязь

  Устройство и технологические планировки помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже

  Технологические планировки торговых залов магазинов

  Административно-бытовые помещения магазинов, устройство и планировка

  Эффективность использования помещений магазинов

3. Выводы и предложения

4. Список использованной литературы

5. Приложения (документация)

1.Введение

Переход России к цивилизованной рыночной экономике вызывает необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение нужд и запросов потребителя.

Торговое предприятие – основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.

 В непростых условиях российской сферы обращения выживают те предприятия, которые  наилучшим образом используют имеющиеся у них ресурсы для получения максимального количества прибыли.  Одним из решающих факторов является  правильная организация торговых процессов и, как их важная компонента, рациональное устройство и грамотное технологическое планирование торгового предприятия.

Учитывая актуальность и значение выбранной мной темы, в данной работе я попытался, используя научную литературу и другие источники информации, практически закрепить навыки по технологическому планированию на примере конкретного предприятия розничной торговли.

Объектом моего исследования является магазин «Авто-Мото-Вело», занимающийся продажей автозапчастей, автомобильных масел, велосипедов, мопедов, других товаров данной категории и сопутствующих товаров населению города Вольска. Магазин расположен по адресу: ул. Ленина, 50 «А» (1 этаж здания КБО).

Целью работы является изучение устройства и технологического планирования современных магазинов, пути их совершенствования. Отсюда вытекают задачи исследования:

- определить значение рационального устройства и эффективной планировки магазинов;

- изучить основные виды и классификацию зданий магазинов;

- рассмотреть основные группы помещений, их расположение и взаимосвязь;

- описать устройство и технологические планировки торговых залов магазинов, помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, административно-бытовых помещений;

- дать оценку эффективности использования помещений магазина «Авто-Мото-Вело»;

- на основе собранного и обобщенного материала сделать выводы об эффективности планировки магазина «Авто- Мото-Вело» и предложить свои варианты повышения этой эффективности.

Теоретической основой данной работы является анализ нормативных актов Российской Федерации, изучение научных сборников, статей и публикаций, а также документации магазина «Авто-Мото-Вело».

Основными методами моего исследования являются: наблюдение и  опрос.

1.  Основная часть

  Значение рационального устройства и эффективной планировки магазинов

Переоценить значение грамотной планировки магазинов сложно. Ведь именно рациональное устройство  напрямую влияет на  увеличение оборота и прибыли магазина, и наоборот: ошибки здесь способны привести к упущенной прибыли или даже к убыткам в процессе эксплуатации магазина.

Культура обслуживания покупателей, рациональная организация торгового процесса, эффективность работы магазина и, в конечном итоге прибыль, во многом зависят от его устройства.

Планировка магазина – дело куда более сложное, чем может показаться на первый взгляд. Без определенных навыков, без учета всех торгово-технологических процессов, происходящих в магазине здесь не обойтись. Например, считается, что различные зоны в торговом помещении не равноценны по отдаче. По ходу своего движения покупатель в первой четверти зала совершает около 40% покупок, во второй - около 30%, в третьей – 20% и оставшейся –10%. Так же имеется статистика, что 80% покупателей обходит все точки продаж, расположенные по периметру, и только 50% покупателей обходят внутренние ряды. И хотя эти цифры весьма условны и применимы к торговым объектам средней площади, их необходимо знать и  учитывать.

Исследуемый мной магазин открылся в Вольске около двух лет назад.  Открытие современного магазина обязательно включает в себя этапы технологической планировки торгового объекта, поставки и монтажа оборудования, и если владелец так и не уделил достаточно времени и желания проработке концепции своего торгового объекта – это, как правило, приводит к ошибочному проектированию и, как следствие, к упущенной прибыли или убыткам в процессе эксплуатации магазина. На основании моих наблюдений могу сказать, что к магазину «Авто Мото Вело» это не относится: он является одним из магазинов ООО «Автолидер», центральный офис которого находится в Самаре. Эта фирма уже давно и успешно осваивает российский рынок, т.е. не новичок. И все-таки, есть свои недостатки и в планировке этого магазина. О них речь пойдет ниже.

  В идеальном случае под уже существующий формат и концепцию магазина выбирается потенциально интересный торговый район. Проводится необходимый набор маркетинговых исследований района. Формируется окончательная концепция. Однако при существующем в России дефиците торговых площадей и сложности со строительством новых, в современных условиях подавляющее число магазинов открываются в уже построенных помещениях. Это относится и к нашему магазину. ООО «Автолидер» выкупил 1 этаж здания КБО и на основе разрешительной документации провел перепланировку.

  Виды и классификация зданий магазинов

На основе изученной литературы, можно сделать вывод, что здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам.

- По капитальности торговые здания и сооружения подразделяют на два вида – капитальные и облегченные. Капитальные здания и сооружения служат для размещения магазинов, облегченные – для устройства мелкорозничных торговых предприятий.

- В зависимости от размещения здания подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, торговые комплексы.

- В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения различают одноэтажные, многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания.

- По материалу стен и конструктивных элементов торговые здания классифицируют на кирпичные, каменные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные.1

Магазин «Авто Мото Вело» расположен на первом  этаже нежилого трехэтажного помещения, т.е. его можно классифицировать по капитальности здания как - капитальное; по размещению - встроенно-пристроенное; одноэтажное; железобетонное.

Здания и сооружения, в которых размещают магазины, должны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.

Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров, обслуживание с минимальными затратами труда. С учетом технологических требований определяются состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков.

Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.

Экономические требования предусматривают оптимизацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использованием унифицированных деталей.

Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации. Они необходимы не только для создания надлежащих условий работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса в магазине. При помощи отопления и вентиляции создается оптимальная воздушно-влажностная среда и температура воздуха в помещениях. Во всех помещениях магазинов необходимо предусматривать освещение, обеспечивающее нормальный режим работы предприятий, а также дежурное освещение, которое должно автоматически включаться и выключаться2.

Особые требования должны предъявляться к генеральному плану и благоустройству участка, на котором размещен магазин. Функциональная сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону. Зона для посетителей предусматривает наличие нескольких подзон: подхода и ознакомления с витринами; отдыха; парковки индивидуального транспорта. Все зоны должны быть хорошо благоустроены, чтобы создать благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей. Для беспрепятственного движения покупателей устраиваются тротуары. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин магазина. Для сезонной торговли необходимо предусматривать площадки для установки сборно-разборных павильонов и организации базаров. Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования, а также для построек хозяйственного назначения создается хозяйственная зона.

Магазин «Авто-Мото-Вело» отвечает всем основным требованиям, что отражено в документации. Кроме того, удачно организована зона для посетителей, около магазина – большая стоянка для автотранспорта$. Единственный минус – магазин расположен в районе центрального рынка, и в дни его работы (четверг, суббота, воскресенье) стоянка переполнена, т.е. поставить машину проблематично.

1.3.Основные группы помещений, их расположения и взаимосвязь

     Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

Помещения (площади) магазинов разделяются на торговые и неторговые.

К торговым помещениям магазина относятся:

- торговые залы;

- залы кафетериев;

- места для продажи соков;

- места для игровых автоматов.

К неторговым относятся помещения, разделенные по при­знаку их назначения:

- помещения и площади для приемки, хранения и подготов­ки товаров к продаже;

- подсобные помещения (помещения хозяйственного обслуживания оперативных про­цессов);

- административно-бытовые помещения;

- коридоры для перемещения товаров и движения работни­ков магазина.

Стандартизированные определения всех помещений магазина приводит  ГОСТ Р 51303-994:

Торговое помещение магазина: часть помещения магазина, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг.

Торговый зал магазина: специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей.

Помещение (магазина) для приема, хранения и подготовки товаров к продаже: специально оборудованная часть помещения магазина, предназначенная для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.

Подсобные помещения (помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов) включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные и т.д.

Администратвно-бытовые помещения – это часть помещения магазина, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения. В состав административно-бытового помещения входят: служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения.

Технические помещения: вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая. Помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.

Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними.

Технологическая планировка магазина – это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяю­щей обеспечить рациональную организацию оперативных про­цессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.

 Так, планировка торговых помещении, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений должна отвечать нескольким основным требованиям.

Требования, предъявляемые к планировке магазина:

торговые залы должны быть технологически связаны с по­мещениями для подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;

• кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными;

• приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров;

• помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения то­варов в торговый зал;

• планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально ко­роткий срок; предусматривать оптимальное использование пло­щадей, создание необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов;

• планировка должна обеспечить легкость и простоту совер­шения покупок, создать максимальную видимость выложен­ных товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стиму­лировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары;

×  оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;

  × помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;

× административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Например, необходимо планировочное объединение помещений для отдыха и буфета;

× гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны со всеми группами помещений магазина.

Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования.

Магазин «Авто-Мото-Вело» располагает всей необходимой для нормального функционирования торгово-технологического процесса совокупностью помещений. Все они расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений отвечают основным требованиям: торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров; торговый зал и кладовые расположены на одном уровне; торговый зал связан с помещениями для приемки товаров кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании; помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря расположено непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы.

Административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы обеспечена должная взаимосвязь. Размещение помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников.

  Устройство и технологические планировки помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже

Важную роль в организации    бесперебойного торгово-технологического процесса магазина играют помещения для приемки,  хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размеры этой группы помещений зависят от типа и размера магазина, характера выполняемых технологических операций.

Для разгрузки транспортных средств в магазинах должны быть оборудованы специальные места.

Помещение (зоны) для приемки товаров по количеству и качеству должно примыкать к месту разгрузки. В магазине может быть также выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров должна быть связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров должны иметь по возможности кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров, поступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал.

Помещения для хранения товаров по своему устройству должны отвечать требованиям рационального хранения необходимых запасов товаров. Зоны хранения товаров могут размещаться в подвальных помещениях или в помещениях, находящихся на уровне торгового зала. Реже такие помещения располагаются над торговым залом (на верхних этажах здания). Помещения для хранения оснащаются соответствующим технологическим оборудованием - стеллажами, подтоварниками, поддонниками, вешалами.

В магазине «Авто-Мото-Вело» помещение для приемки товаров расположено в непосредственной близости от торгового зала. Рядом с помещением для приемки товаров и разгрузочной рампой расположено подсобное помещение для хранения тары и упаковочных материалов. Для разгрузки транспортных средств в магазине оборудовано специальное место. Помещение (зоны) для приемки товаров по количеству и качеству примыкает к месту разгрузки. В магазине выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещение для приемки товаров имеет кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров, поступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал. Помещения для хранения оснащены соответствующим технологическим оборудованием.

  Технологические планировки торговых залов магазинов

Торговые залы магазинов относят к торговым помещениям, которые занимают важное место в общей совокупности помещений магазина. Поэтому их планировка должна создавать условия для приобретения покупателями товаров с минимальными затратами времени, обеспечивать эффективную установку оборудования и условия для контроля обслуживающим персоналом хода продажи и сохранности товаров, способствовать рациональной организации торгового процесса5.

Виды технологических планировок торгового зала (размещение оборудования) находятся в зависи­мости от размеров и конфигурации торгового зала, ассорти­мента реализуемых товаров, форм и методов продажи. Различают следующие виды планировок::

линейная – размещение товаров и проходов для покупа­телей в виде параллельных линий торгового оборудования длиной до 12-18 м, пер­пендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольной, попере­чной, смешанной. При линейной планировке  ширина прохода между двумя линиями должна быть не менее 5 м;

боксовая – торговый зал разбит на отделы, изолирован­ные друг от друга. Такая планировка встречается в отдельных магазинах, расположенных в первых этажах жилых домов, которые до перехода на самообслуживание вели торговлю традиционным методом. Используется в крупных магазинах, при про­даже через прилавок. Ее недостаток в том, что она тормозит развитие самообслуживания, требует большего количества обслуживающего персонала  и не дает покупателям одновременно приобретать товары в широком ассортименте;

смешанная – расстановка оборудования в магазине с ис­пользованием комбинаций линейной и боксовой планировок;

островная – широко применяется в крупных магазинах. Она предусматривает размещение оборудования в центре торгового зала в виде островков прямоугольной, овальной или круглой формы в сочетании с оборудованием, расставленным вдоль стен;

выставочная – размещение крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам. При такой планировке оборудование делит торговую площадь на части: для показа товаров (большая часть) и для обслуживания покупателей. Она обеспечивает покупателям свободный доступ к товарам;

свободная – расстановка оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.

В техно-торговом центре «Авто-Мото-Вело» использована смешанная планировка торгового зала: торговое оборудование (витрины, стеллажи, шкафы) расположены вдоль торгового зала перпендикулярно линии узла расчета. Однако часть товаров отпускается через прилавок.

Устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

Рациональное планировочное решение торгового зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1. Торговый зал должен иметь по возможности больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.

Важную роль в формировании интерьера торгового зала играют строительные и отделочные материалы, которые являются основными средствами художественной выразительности композиции интерьера. Поэтому материалы, используемые для отделки помещений торговых залов, должны быть красивыми, прочными и дешевыми. Очень важно, чтобы они обладали звукопоглощающими способностями и были экономичными в эксплуатации. Желательно, чтобы потолки в торговом зале были также отделаны звукопоглощающими материалами.

Для покрытия полов должны использоваться материалы, обладающие высокой прочностью, большой сопротивляемостью истиранию. Поверхность полов должна быть ровной, нескользкой, влагоустойчивой.

При формировании интерьера торгового зала магазина следует учитывать требования эргономики. Это относится не только к выбору геометрических параметров помещений, но и к размерам торгового оборудования и мебели. Важные требования предъявляются к освещению торгового зала. Естественное освещение наиболее благоприятно, однако оно не всегда достаточно из-за короткого светового дня, неудачного расположения магазина и т. д. Поэтому для освещения торговых залов магазинов широко используется и искусственное освещение. Оно должно быть равномерным, достаточной яркости и иметь благоприятный спектральный состав.

Торговый зал магазина «Авто-Мото-Вело» просторный, имеет большой периметр глухих стен, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования, стены имеют блестящую поверхность, поверхность полов ровная, нескользкая, влагоустойчивая и прочная. Искусственное освещение торгового зала равномерное, яркое и имеет благоприятный спектральный состав. Пропорции зала – 1:2.

Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны расчетного узла.

Установочная площадь - это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30 % площади торгового зала. В нашем случае установочная площадь

Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается Строительными нормами и правилами. Однако при определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т. е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 кв. м торговой площади на покупателя. В магазине «Авто-Мото-Вело» ширина проходов для покупателей составляет порядка 2 м.

Особые требования предъявляются к организации и обслуживанию ра­бочих мест:

высокий уровень технического оснащения;

• соответствие оборудования требованиям эргономики (пси­хофизиологическим и антропометрическим возможностям че­ловека в процессе труда);

•размещение оборудования, инструментов, товаров, упако­вочных материалов в удобном для работы порядке;

• обеспечение безопасности труда и удобной рабочей позы;

• бесперебойное пополнение запасов товаров, упаковочных материалов;

• своевременный ремонт оборудования и инвентаря.

В магазине «Авто-Мото-Вело» эти требования, в основном, соблюдены.

Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

Планировка узла расчета должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации единого узла расчета необходимо предусматривать применение совмещенной системы «вход - выход».

В исследуемом мной магазине узел расчета расположен справа от входа, что исключает встречные потоки, поток покупателей проходит слева от места контролера-кассира.

Немаловажное значение при технологической планировке торговых залов магазинов (а также других помещений) имеет выбор и рациональное размещение торгово-технологического оборудования магазина: мебели для торговых залов и неторговых помещений; торгового инвентаря, торгового холодильного оборудования; торгового измерительного оборудования (весы, гири и т.п.); контрольно-кассового оборудования.

Выбор типов оборудования и комплектование его набора должны основываться на следующих основных принципах:                                     -  соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина; 

-   оснащение магазинов торговым оборудованием должно осуществляться с учетом используемых методов продажи товаров;

-    оборудование должно обеспечивать эффективное использование торговой площади магазина.

-   необходимо учитывать размер, форму и назначение оборудования, тщательно продумать сочетание предметов больших и малых габаритов.

Особое внимание следует уделить подбору торговой мебели. Ее размеры и конструкция должны быть тесно увязаны с параметрами помещений магазинов, чему в значительной степени способствуют ее типизация, унификация и стандартизация.

Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на устранение излишнего многообразия и отбор наиболее рациональных типов торговой мебели.

Унификация - приведение к единообразию форм, конструкций и размеров деталей, из которых производится сборка торговой мебели.

Стандартизация торговой мебели предусматривает установление нормативных требований к размерам, материалам, качеству изготовления, правилам приемки, маркировки, упаковке, транспортировке и хранению торговой мебели.

Мебель для торговых помещений должна быть удобной в эксплуатации, обеспечивать широкий показ товаров и создавать максимум удобства при отборке товаров покупателями. Поэтому  при выборе мебели следует учитывать ряд эксплуатационно-технических (стандартность, универсальность, емкость, прочность и т.д.), эргономических (удобство, хорошая обозримость товаров), эстетических, санитарно-гигиенических показателей.

Основным торговым оборудованием торгового зала магазина «Авто-Мото-Вело» являются стеллажи «Джокер» (застекленные) для шин и дисков, стеллажи из металлического уголка для запчастей и шин, стенд для аудиотехники, а также 5-секционная витрина-подставка для велосипедов. Кроме того, расчетно-кассовый узел, письменные столы, стулья, тумбы, оргтехника, прилавок. Все торговое оборудование магазина отвечает основным требованиям.

Выбор типов оборудования и комплектование его набора основываются в магазине «Авто-Мото-Вело» на следующих основных принципах:

соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина;

оснащение магазинов торговым оборудованием осуществляется с учетом используемых методов продажи товаров;

оборудование обеспечивает эффективное использование торговой площади магазина.

Мебель в торговом помещении удобная в эксплуатации, обеспечивает широкий показ товаров и создает максимум удобства при отборке товаров покупателями. Она имеет стандартные размеры, длина, высота и ширина отвечают параметрам помещения, и соответствует различным свойствам товаров и стандартизированным размерам упаковки, она прочная и устойчивая. Мебель, изготовлена из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов. Мебель недорогая н экономичная в эксплуатации. Она изготовлена из простой и облегченной конструкции из недорогих строительных и отделочных материалов с использованием современной технологии производства. Она занимает мало площади торгового зала и подсобных помещений, но достаточно емкая, обеспечивает выкладку и хранение необходимого количества товаров. Устройство торговой мебели, а также материалы, используемые для изготовления мебели, не затрудняют ее чистку в процессе эксплуатации н уборки помещений. Мебель имеет доброкачественную отделку, с гладкой поверхностью, без излишних углублений, зазоров и выступов.

Магазин в полной мере оснащен организационной техникой, (например: компьютеры подключенные в сеть, факс, модем, принтеры, ксерокс, мини-атс), а также есть выход в глобальную сеть интернет со своим адресом.

  Административно-бытовые помещения магазинов, устройство и планировка

Административно-бытовые помещения – это часть помещения магазина, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения. В состав административно-бытового помещения входят: служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения.

К административно-бытовым помещениям относят конторские помещения, кабинет директора магазина, помещения для размещения столовой или буфета для персонала магазина, комнаты отдыха, главную кассу, здравпункт, гардеробные, душевые и т.п.

Административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Административно-бытовые помещения магазина «Авто-Мото-Вело» представлены кабинетом директора, комнатой отдыха, душевой. Они связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, т.е. отвечают всем необходимым требованиям.

  Эффективность использования помещений магазинов

Для получения данных об эффективности использования торговой площади магазина, ее делят на общую, установочную и экспозиционную.

Общая площадь магазина – это площадь всех помещений магазина. В состав общей площади магазина входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие помещения.

Установочная площадь – это та площадь, которую занимает торговое оборудование, размещенное в торговом зале. Она предназначена для выкладки, продажи товаров и обслуживания покупателей.

Коэффициент использования торговой площади (Ку), занятой оборудованием, т.е. отношение установочной площади к площади торгового зала, определяется по формуле:

Ку=П уст. : П т.з.,

 где П уст. – установочная площадь, а П т.з. – площадь торгового зала.

Оптимальная величина коэффициента использования торговой площади, занятой оборудованием, для непродовольственных магазинов равна 0,30 – 0,35. Увеличение установочной площади может быть достигнуто за счет увеличения количества горок, тары-оборудования – контейнеров, более широкого внедрения линейной планировки торгового зала.

Экспозиционная площадь – это суммарная площадь полок, горок, тары-оборудования, вертикальных и наклонных плоскостей для выкладки, показа и демонстрации товаров.

Коэффициент использования площади торгового зала для выкладки товаров Кэ определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала (экспозиционный коэффициент) по формуле:

Кэ =  П выкл. : П т. з.,

где П выкл. – площадь оборудования для выкладки, показа и демонстрации товаров.

В магазинах, применяющих традиционный метод продажи, этот коэффициент равен 0,35 – 0,40, а в магазинах самообслуживания – 0,65 – 0,70.

При одном и том же размере установочной площади площадь для выкладки товаров может быть различной в зависимости от типа торгового оборудования, его габаритов, количества полок, которые увеличивают его емкость. Применение многоярусных (до четырех-пяти) горок и тары-оборудования – контейнеров повышает эффективность использования торговой площади.

 Также для определения эффективности использования помещений магазина используются следующие показатели:

Отношение торговой площади к общей:

K= Sm / Sо

где Sm торговая площадь; Sо общая площадь.

Этот коэффициент показывает, какую часть общей площа­ди магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.

Общая площадь магазина «Авто-Мото-Вело» составляет 320 м2, из них 120 м2 – торговая площадь. Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади магазина:

К = 120/320 ≈0,38.

Следовательно, торговая площадь магазина составляет лишь 38% общей площади, а неторговая площадь – 62%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена.

В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее прием­лемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина, равное соответственно 70 : 30 (в процентах), что обу­словлено функциями розничного торгового звена – реализа­ция товара и обслуживание покупателей.

Показатель рациональности расстановки оборудования (эф­фективности использования торговой площади) – устано­вочный коэффициент (К), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная пло­щадь), к общей площади торгового зала:

Kу= SТ.ОБ.  / SТ.З..

где SТ.ОБ – площадь, занятая торговым оборудованием; SТ.З. – общая площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно состав­лять 0,3–0,32.

В универсаме установочная площадь различных видов торгового оборудова­ния (стационарного, немеханического, контейнеров, холодиль­ников и др.) – 40,8 м2. Находим установочный коэффициент:

Куст = 40,8/120 = 0,34.

Следовательно, 34% торговой площади занято установлен­ным торговым оборудованием, а 66% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест до­полнительного обслуживания покупателей, продвижения то­варов.

Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки.

Площадь выкладки (демонстрационная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:

К выкл.= Sвыкл / Sт.з.;

где К выкл - коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров; S выкл - площадь выкладки товаров, м2; S т. э - площадь торгового зала, м2.

Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75 %.












2.  Выводы и предложения

На мой взгляд, магазин «Авто-Мото-Вело» отвечает всем основным требованиям, что отражено в документации.

В нем удачно организована зона для посетителей, около магазина большая стоянка.

Магазин располагает всей необходимой для нормального функционирования торгово-технологического процесса совокупностью помещений. Все они расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений отвечают основным требованиям: торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров; торговый зал и кладовые расположены на одном уровне; торговый зал связан с помещениями для приемки товаров кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании; помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря расположено непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы.

Административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы обеспечена должная взаимосвязь. Размещение помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников.

Однако, помимо  положительных сторон, есть и очевидные «минусы» в устройстве магазина. Как видно, торговая площадь его составляет лишь 38% общей площади, а неторговая площадь – 62%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена.

Устройство и планировка торгового зала не отвечает полностью требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций.

Важнейшими из этих требований являются:

1)свободное движение покупательского потока. Установочная площадь, занимаемая под установку оборудования и
крупногабаритных товаров, превышает норму на 13 %, обычно для этих целей отводится 27-30 % площади торгового зала;

2)обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки
и размещения;

3)создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей. Показатель, характеризующий .
степень использования площади торгового зала под выкладку товаров высок, и от этого страдает рациональная организация
технологических процессов, ухудшается обозримость товаров.

Оформление и интерьер торгового зала магазина кажутся вполне удачными: хорошо организовано внутреннее пространство помещения  всех его составляющих элементов - отделки, освещения, торгового оборудования и т. д.

При формировании интерьера торгового зала магазина учитывались требования эргономики.

Торговая мебель отвечает экономическим, эргономическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Помещения для хранения товаров по своему устройству отвечают требованиям рационального хранения необходимого

запаса товаров.

Административно-хозяйственные помещения магазина расположены удобно для всех работников магазина.

Магазин хорошо оснащен организационной техникой.

С точки зрения организации розничной продажи товаров, выбраны самые оптимальные виды продаж.

Организационная структура магазина имеет минусы и плюсы, что говорит о необходимости ее доработать.

Одно из основных направлений совершенствования организации труда в магазине - улучшение организации и обслуживания рабочих мест. Организация и обслуживание рабочих мест должны обеспечивать персоналу магазина благоприятные условия для эффективного использования рабочего времени и оборудования, повышения производительности труда.

Этому способствует правильное оснащение рабочего места соответствующим оборудованием и инвентарем и удобное его размещение; бесперебойное обеспечение рабочих мест товарами, упаковочными материалами и т. д.; размещение рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполнения торгово-технологических операций; создание нормальных условий труда, оптимальная окраска стен, оборудования и приспособлений.

В непростых условиях российской сферы обращения выживают те предприятия, которые  наилучшим образом используют имеющиеся у них ресурсы для получения максимального количества прибыли.  Одним из решающих факторов является  правильная организация торговых процессов и, как их важная компонента, рациональное устройство и грамотное технологическое планирование торгового предприятия.

В этом отношении магазин «Авто-Мото-Вело» отвечает основным требованиям для розничного торгового предприятия и имеет неплохие технико-экономические показатели.

 В частности размещение помещений магазина и торговое оборудование хорошо сочетаются с общей планировкой, методами продажи, номенклатурой товаров и не противоречат современным   правилам организации магазином.

Однако, есть и существенные недоработки в планировке данного торгового предприятия, которые не могут не сказываться негативным образом на качестве его работы и на которые руководству магазина следует обратить пристальное внимание.

3.  Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс РФ. Ч. I и II. – М.: Юридическая литература, 1996.

2. Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

 3 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения».  Раздел 2 Стандартизированные термины с определениями. – М.: Издательство стандартов, 1999.  п. 41-48.

4. ГОСТР 50-99. Розничная торговля. Классификация предприятий. – М.: Издательство стандартов,1999.

5. Общая пояснительная записка ООО «Саратовоблпроект»  «Перепланировка 1-го этажа КБО под магазин «Авто-Мото-Вело». – Вольск, 2003.

6. Аванесов Ю. А., Клочко А. Н., Васькин Е. В.  Основы коммерции. ВУЗ. – М., 1995.

 7.  Архипов И. А., Клишин В.Ф. Торговое оборудование. – М.: Экономика, 1990.

   8.  Барановский В.А., Рубцова Л.И., Тимофеева В.А. Продавец: Учебное пособие для учащихся профессиональных училищ и лицеев. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

    9. Белькевич Л. Ю., Карулина С.В. Организация отраслей деятельности потребительской кооперации: Учеб.-метод. пособие / Поволж. коопер. ин-т Моск. ун-та потреб. кооп. – Энгельс: Регион. инф.-изд. Центр ПКИ. 2001.

     10. Панкратов Ф.Г. и др. Организация и технология торговых процессов. – М.: Экономика, 1990.

      11. Памбухчиянц О. В. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. – М., ИВЦ «Маркетинг», 1998.

12.   Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. – Под общ. Ред. Проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2002.

13.  Т. Парамонова Планировка магазина как важнейший элемент мерчендайзинга Журнал "Практический маркетинг" - №4 2000

5.Приложения

Рис. 1. Организация торгового

и технологического процессов в магазине «Авто-Мото-Вело»





1 Памбухчиянц О. В. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. – М., ИВЦ «Маркетинг», 1998.

2 Белькевич Л. Ю., Карулина С.В. Организация отраслей деятельности потребительской кооперации: Учеб.-метод. пособие / Поволж. коопер. ин-т Моск. ун-та потреб. кооп. – Энгельс: Регион. инф.-изд. Центр ПКИ. 2001. С. 4.

$ См. Общая пояснительная записка ООО «Саратовоблпроект»  «Перепланировка 1-го этажа КБО под магазин «Авто-Мото-Вело». – Вольск, 2003.

4 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения».  Раздел 2 Стандартизированные термины с определениями. – М.: Издательство стандартов, 1999.  п. 41-48.

5 Барановский В.А., Рубцова Л.И., Тимофеева В.А. Продавец: Учебное пособие для учащихся профессиональных училищ и лицеев. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. С. 37.

Похожие работы на - Устройство и планировки магазинов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!