Транспортный налог

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,37 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Транспортный налог

               

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3


1. Объект налогообложения……………………………………………………4

2. Налогоплательщики………………………………………………………….7

3. Порядок государственной регистрации транспортных средств…………..8

4. Налоговая база………………………………………………………………..8

5. Налоговый период и налоговые ставки……………………………………..9

6. Порядок исчисления суммы транспортного налога……………………….11

7. Налоговые льготы……………………………………………………………12

8. Транспортный налог в г. Москве……………………………………………13

Заключение………………………………………………………………………17

Список используемой литературы……………………………………………..18

ВВЕДЕНИЕ.

Современная налоговая система России многообразна, порой противо­речива и весьма сложна. Помимо достаточно трудоемких в расчете феде­ральных налогов организациям и предпринимателям практически ежедневно приходится сталкиваться с проблемами, которые ставит перед ними регио­нальное и местное налоговое законодательство.

Однако, необходимо отметить, что при установлении налогов и сборов региональные и местные законода­тели обязаны придерживаться норм Налогового кодекса Российской Федерации, определяя при этом такие элементы налогообложения, как размеры налоговых ставок в установленных общероссийским законодательством пределах, порядок и сроки уплаты налогов и сборов, формы отчетности, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

С одной стороны действующая система региональных и местных налогов и сборов способствует созданию финансово-экономической основы регио­нов и муниципальных образований, наполняет их бюджеты столь необходи­мыми средствами, с другой - ложится дополнительным бременем на регио­нальный и местный бизнес. К тому же, как показывает практика, принимае­мые законы и решения не всегда четко регламентируют вопросы определе­ния категорий налогоплательщиков, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, а зачастую оказываются противоречивыми и трудными для понима­ния бухгалтерами, финансистами, юристами крупных организаций и, особен­но, средним и мелким предпринимательством.

Если говорить о региональных налогах, то можно выделить разделить  4 вида:

1. налог на имущество предприятий;

2. транспортный налог;

3. налог на игорный бизнес;

4. региональные муниципальные сборы.

Как я только что отмечала одним из региональных налогов  является транспортный налог ему и посвящена моя работа.

Поэтому целями данной работы являются следующие моменты:

  1. Рассмотрение основных положений 28 главы налогового кодекса;
  2. Рассмотрение особенностей начисления налога;
  3. Рассмотрение особенностей транспортного налога в субъектах РФ на примере г. Москвы













ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

С1 января 2003 г. в соответствии с Феде­ральным законом от 24.07.2002 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Россий­ской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" вступила в силу глава 28 "Транспортный налог" НК РФ.

В отличие от прежнего "современный" транс­портный налог относится к так называемым поиму­щественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.

До 2003 года налогообложение транспортных средств велось в двух направлениях:

1. налог на транспортные средства юридических лиц

2. закон «О дорожных фондах Российской Федерации».

 Как следует из ст. 356 НК РФ, транспортный на­лог устанавливается Налоговым кодексом и закона­ми субъектов РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определя­ют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога закона­ми субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использова­ния налогоплательщиком.

Объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механиз­мы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистриро­ванные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 358 НК РФ определены виды транспортных средств, не являющих­ся объектом налогообложения транспорт­ным налогом.

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 358 НК РФ не яв­ляются объектами налогообложения автомо­били легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также ав­томобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полу­ченные (приобретенные) через органы соци­альной защиты населения.

В соответствии со ст. 30 Федерального за­кона от 24.11.95 г. № 181-ФЗ «О социаль­ной защите инвалидов в Российской Федера­ции» инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются ав­тотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети-инвалиды, до­стигшие 5-летнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются транспортными средствами на тех же условиях с правом уп­равления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.

Налогоплательщики (инвалиды или чле­ны семьи, имеющие детей инвалидов), на

которых зарегистрированы полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения бесплатно или на льготных условиях легковые автомобили, пред­ставляют в налоговые органы по месту на­хождения транспортных средств (месту на­хождения органа, осуществляющего регис­трацию легковых автомобилей) соответст­вующие документы, выданные территори­альными государственными органами соци­альной защиты населения.

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения про­мысловые морские и речные суда.

Следует иметь в виду, что к промысло­вым морским и речным судам, которые за­регистрированы на организации и физичес­кие лица, осуществляющие виды деятель­ности, связанные с рыболовством (промыс­лом рыбы) на коммерческой основе в от­крытом море, в прибрежных или внутрен­них водах и с осуществлением только пер­вичной обработки рыбной продукции (сор­тировка, охлаждение), китобойным про­мыслом, промыслом морских животных, ракообразных, моллюсков и добычей дру­гих морепродуктов (морских материалов), относятся:

•   суда  морские  добывающие  самоход­ные (траулеры, сейнеры рыболовные, суда для лова тунца и креветок, суда рыбомучные, боты рыболовные, мотоботы рыболов­ные,  суда зверобойные,  суда китобойные, суда для добычи водорослей и других мор­ских продуктов);

•   суда промысловые прибрежного пла­вания самоходные (суда добывающие (мо­тоневодники), мотолодки промысловые, ка­тера и баркасы промысловые).

Согласно подп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ пас­сажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся у организа­ций на правах собственности, хозяйствен­ного ведения или оперативного управле­ния, не подлежат налогообложению при ус­ловии, что основным видом их деятельнос­ти является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Под основным видом деятельности орга­низации по осуществлению пассажирских и грузовых морских, речных и воздушных перевозок понимается деятельность органи­зации, связанная с грузовыми и пассажир­скими перевозками, определенная учреди­тельными документами (уставом, положе­нием и т. д.) и являющаяся целью созда­ния данной организации.

Организации освобождаются от уплаты транспортного налога, если оказываемые услуги и выполняемые работы связаны с деятельностью по осуществлению по уста­новленным маршрутам пассажирских и грузовых перевозок по водным и воздуш­ным путям (подчиняющихся и не подчиня­ющихся расписанию) при наличии у них лицензии.

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, используемые при сельскохозяйственных работах для произ­водства сельскохозяйственной продукции и зарегистрированные на сельскохозяйствен­ных товаропроизводителей: тракторы, са­моходные комбайны всех марок, специаль­ные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения мине­ральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

При применении этой нормы следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.12.95 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной коо­перации» сельскохозяйственным товаро­производителем признается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной про­дукции, которая составляет в стоимост­ном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе ры­боловецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продук­ции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выра­жении более 70% общего объема произво­димой продукции.

В целях определения в стоимостном вы­ражении доли сельскохозяйственной про­дукции в общем объеме производимой про­дукции для целей обложения транспортным налогом понимается выручка от реа­лизации продукции (работ, услуг), исчис­ленная сельскохозяйственным производи­телем по итогам работы за год.

Организации и индивидуальные пред­приниматели, являющиеся сельскохозяйст­венными товаропроизводителями и осуще­ствляющие наряду с производством сель­скохозяйственной продукции иные виды деятельности, обязаны обеспечить раздель­ный (обособленный) учет выручки, полу­ченной от реализации сельскохозяйствен­ной продукции (в том числе сельскохозяй­ственной (рыбной) продукции и вылова био­ресурсов), а также транспортных средств, используемых для производства сельскохо­зяйственной продукции.

Учет сельскохозяйственной продукции и сырья ведется сельскохозяйственными про­изводителями по унифицированным фор­мам первичной учетной документации, ут­вержденным Постановлением Госкомстата России от 29.09.97 г. № 68 и согласован­ным с Минфином России и Минэкономики России.

Сельскохозяйственные товаропроизводи­тели, осуществляющие реализацию указан­ной продукции через свои обособленные подразделения (торговые предприятия), при определении доли выручки от произ­водства сельскохозяйственной продукции по итогам работы за год (налоговый пери­од) в общей сумме выручки от реализации продукции (работ услуг) не учитывают сто­имость покупных товаров.

Если по итогам налогового периода сель­скохозяйственным товаропроизводителем не подтверждается наличие необходимой выручки от реализации сельскохозяйствен­ной продукции, то налоговыми органами производится перерасчет транспортного на­лога за этот налоговый период.

Не перечисленные своевременно сельско­хозяйственным товаропроизводителем доначисленные суммы по транспортному налогу считаются недоимкой, на которую начисляются пени на общих основаниях.

В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом налогообложе­ния транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнитель­ной власти на праве хозяйственного веде­ния или оперативного управления, где за­конодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

При этом под военной службой понима­ется особый вид федеральной государствен­ной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах РФ, а также в погра­ничных войсках ФПС России, во внутрен­них войсках МВД России, в Железнодо­рожных войсках РФ, войсках ФАПСИ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных во­инских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, СВР Рос­сии, органах ФСБ России, органах феде­ральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах прави­тельственной связи и информации, феде­ральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилиза­ционной подготовки органов государствен­ной власти Российской Федерации и созда­ваемых на военное время специальных формированиях (ст. 2 Федерального закона от 28.03.98 г. № 53-ФЗ «О воинской обя­занности и военной службе»). При опреде­лении федеральных органов исполнитель­ной власти, в которых предусматривается служба, приравненная к воинской, следует руководствоваться действующим законода­тельством и соответствующими Положени­ями данного органа, утвержденными в ус­тановленном порядке.

Согласно подп. 7 п. 2 ст. 358 ПК РФ не признаются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске. Документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортных средств по транспортным средствам, находящимся в розыске, выдаются органами, ведущими розыск транспортных средств (например, по автомототранспортным средствам -- ор­ганами МВД России: ГУВД, УВД, ОВД).

Согласно подп. 8 п. 2 ст. 358 ПК РФ са­молеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы не признаются объек­том налогообложения. При отнесении само­летов и вертолетов к санитарной авиации и медицинской службе следует иметь в виду, что на воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов по оказанию медицинской помощи и проведению санитарных мероприятий, наносится изображение Красного креста в соответствии с ГОСТ 18715 — 74, а в удостоверении о государст­венной регистрации транспортного средст­ва проставляется запись «санитарное».



НАЛОГОПЛАТИЛЬЩИКИ.

Налогоплательщиками    транспортного налога признаются организации и физические лица, включая индивидуальных пред­принимателей, на которых в установлен­ном порядке в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации зарегистриро­ваны транспортные средства.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога возлагается на всех налогоплательщиков, на которых зарегист­рированы наземные, водные и воздушные транспортные средства, признаваемые объ­ектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Признание налоговыми органами физи­ческих и юридических лиц налогоплатель­щиками производится на основании сведе­ний о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зареги­стрированы, поступивших в порядке, пре­дусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регист­рацию транспортных средств.

Следует обратить внимание, что пла­тельщиками налога признаются также и физические лица, владеющие и распоряжа­ющиеся транспортными средствами на ос­новании доверенности, выданной до вступ­ления в действие Закона № 110-ФЗ лица­ми, на которые зарегистрированы транс­портные средства.

Физические лица, на которые зарегист­рированы указанные транспортные сред­ства, обязаны уведомить налоговые орга­ны по месту своего жительства о переда­че на основании доверенности. К заявле­нию налогоплательщик должен прило­жить необходимые документы, на основа­нии которых другое лицо будет призна­ваться налогоплательщиком.

Если от указанного физического лица уведомление о передаче на основании дове­ренности транспортных средств в налого­вые органы по месту регистрации транс­портного средства не поступило, то имен­но это физическое лицо будет признавать­ся налогоплательщиком транспортного налога, если транспортные средства про­должают быть зарегистрированы на него.

Банк данных о транспортных средствах, признаваемых объектом налогообложения транспортным налогом в соответствии сост. 358 НК РФ, и лицах, признаваемых плательщиками транспортного налога (на которых зарегистрированы транспортные средства) согласно ст. 357 НК РФ, форми­руется в налоговом органе по месту нахож­дения транспортных средств на основе ин­формации, представляемой по установлен­ной форме органами, осуществляющими государственную регистрацию транспорт­ных средств (ст. 326 НК РФ).

Следует иметь в виду, что согласно ст. 83 НК РФ налогоплательщики подле­жат постановке на учет в налоговых орга­нах по месту нахождения транспортных средств.

Местом нахождения водных и воздуш­ных транспортных средств в целях обло­жения транспортным налогом является ме­сто нахождения организации (место госу­дарственной регистрации), на которую за­регистрированы транспортные средства, а для физического лица — место жительства физического лица, где это физическое лицо постоянно или преимущественно прожива­ет (зарегистрировано).

Местом нахождения наземных транс­портных средств ( автомототранспортных средств и другой самоходной техни­ки) в целях обложения транспортным на­логом является место государственной ре­гистрации транспортных средств (или вре­менной регистрации транспортных средств по месту пребывания на территории соот­ветствующего субъекта Российской Федера­ции).

 

 

ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.


Государственная регистрация в отноше­нии автомототранспортных средств и дру­гих видов самоходной техники (легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мото­роллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани) осуществляется в соответствии со следую­щими документами:

•   Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 г. № 938 «О государственной реги­страции автомототранспортных  средств  и других видов самоходной техники на тер­ритории Российской Федерации»;

•   Приказом МВД России от 26.11.96 г. № 624 «О порядке регистрации транспорт­ных средств»;

•   Правилами государственной регистра­ции тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за тех­ническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Феде­рации   (гостехнадзора),    утвержденными Минсельхозпродом России  от  16.01.95  г. (зарегистрированы     Минюстом     России 27.01.95 г. № 785).

Государственная регистрация в отноше­нии водных транспортных средств (тепло­ходы, яхты, парусные суда, катера, мотор­ные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и иные водные транспортные средства) осуществляется в соот­ветствии со ст. 17 Кодекса внутреннего вод­ного транспорта РФ, ст. 35 Кодекса торго­вого мореплавания РФ. Порядок государст­венной регистрации указанных транспорт­ных средств установлен Приказами Мин­транса России от 26.09.2001 г. № 144 и от 29.11.2000 г. № 145.

Государственная регистрация в отноше­нии воздушных транспортных средств (са­молеты, вертолеты и иные воздушные транспортные средства) осуществляется со­гласно ст. 33 Воздушного кодекса РФ в по­рядке, определенном Приказом Минтранса России от 12.11.95 г. № ДВ-110 и Постанов­лением Правительства РФ от 31.01.2001 г. № 74.

НАЛОГОВАЯ БАЗА


В соответствии со ст. 359 ПК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в следующем порядке.

По транспортным средствам, имеющим  двигатели, включая автомототранспортные  средства (легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и мотороллеры, автобусы и другие транспортные средства, имеющие двигатели), самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходам, мотосаням, водным судам (катерам, моторным лодкам, яхтам и другим парусно-моторным судам, гидроциклам и другим водным судам, имеющим двигатели), воздушным судам (самолетам, вертолетам и иным воздушным судам, имеющим двигатели) налоговая  база определяется как мощность двигателя  транспортного средства в лошадиных силах.

Если  транспортное  средство  имеет  несколько двигателей, то налоговая база в от­ношении  данного  транспортного  средства  определяется  как  сумма  мощностей  этих двигателей. Например, если яхта имеет два двигателя мощностью 50 л. с. и 100 л. с.,  налоговая   база   по   этому   транспортному  средству составит 150 л. с.

По  несамоходным  (буксируемым)   мор­ским судам и судам внутреннего плавания для исчисления налоговой базы определяется валовая вместимость судна как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Валовая  вместимость- вместимость судна, определяемая в соответствии с правилами   обмера   судов,   содержащимися   в  Приложении 1 к Международной конвен­ции по обмеру судов 1969 г. (ст. 10 Кодекса торгового мореплавания РФ). По другим водным и воздушным транс­портным средствам, не имеющим двигате­лей, налоговая база определяется как еди­ница транспортного средства.

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база опре­деляется отдельно по каждому транспорт­ному средству.

В отношении водных и воздушных су­дов, не имеющих двигатели, налоговая ба­за определяется отдельно по видам (катего­риям) транспортных средств.

 
 
НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД И НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ.

Под налоговым периодом по транспорт­ному налогу понимается календарный год.

При регистрации транспортного средст­ва и (или) снятии транспортного средства с регистрации в течение календарного года налоговый период по налогу в данном ка­лендарном году определяется как период времени, исчисляемый календарными ме­сяцами, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано на кон­кретного налогоплательщика в государст­венном реестре.

Налогообложение транспортных средств производится по налоговым ставкам, уста­новленным законодательным (представи­тельным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в преде­лах, определяемых п. 2 ст. 361 НК РФ.

В законах субъектов Российской Федера­ции может быть предусмотрена норма, при которой уплата транспортного налога про­изводится по ставкам, установленным п. 1 ст. 361 НК РФ. Налоговые ставки устанавливаются в рублях в зависимости от мощности двигате­ля или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну ре­гистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Кроме того, налоговые ставки могут быть уста­новлены с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Указанный срок может быть учтен при введении ставок транспортного налога как в отношении всех, так и в отношении отдельных категорий транспорт­ных средств, например в отношении отечественных автомобилей.

Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.

По общему правилу налогоплательщик самосто­ятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уп­лате за налоговый период, исходя из налоговой ба­зы, налоговой ставки и налоговых льгот (абзац 1 ст. 52 НК РФ).

Однако глава 28 НК РФ предусматривает исклю­чение из этого правила для физических лиц. По­следние, в отличие от организаций, не исчисляют сумму налога.

Вместо этого налоговый орган направляет фи­зическим лицам налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Все расчеты производит налоговый орган (аб­зац 2 ст. 52 НК РФ). Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику — фи­зическому лицу в срок не позднее 1 июня текуще­го налогового периода (п. 3 ст. 363 НК РФ).

Поскольку индивидуальные предприниматели являются физическими лицами (ст. 11 НК РФ) и иное не предусмотрено главой 28 НК РФ, они также освобождены от обязанности самостоятельно ис­числять транспортный налог, в том числе если транспортное средство используется ими для пред­принимательской деятельности.

Что касается юридических лиц — плательщи­ков транспортного налога, то они исчисляют сумму налога самостоятельно в отношении каждого транс­портного средства.

Как указано в п. 2 ст. 363 НК РФ налогоплатель­щики-организации представляют в налоговый ор­ган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный за­конами субъектов РФ.

Если какие-то субъекты РФ не воспользуются своим правом и не предусмотрят в региональных законах реквизиты налоговой декларации, то не­смотря на это транспортный налог будет считаться установленным на территории субъекта РФ, по­скольку форма налоговой декларации не относится к существенным элементам налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ).

В таком случае в самом региональном законе о транспортном налоге должно быть оговорено право налогового или иного государственного органа ут­вердить форму налоговой декларации. Если это не будет сделано, то ни налоговые, ни иные региональ­ные государственные органы не вправе утверждать форму налоговой декларации.

Как я уже отмечала базовые ставки данные в п.1 ст.361  мо­гут быть увеличены (уменьшены), но не бо­лее чем в 5 раз.

В указанных пределах допускается уста­новление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории транс­портного средства (вида транспортного средства, мощности двигателя, валовой вместимости), а также срока полезного ис­пользования транспортного средства, опре­деляемого в календарных годах от года вы­пуска транспортного средства.

Не допускается установление индивиду­альных налоговых ставок для отдельных налогоплательщиков.

При установлении налоговых ставок за­конодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Россий­ской Федерации вправе установить повы­шенные налоговые ставки (но в установлен­ных пределах) для отдельных категорий транспортных средств в зависимости от возраста транспортного средства, определя­емого в календарных годах от года выпус­ка транспортного средства.

Возраст транспортного средства опреде­ляется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах, следующих за годом выпуска транспортного средства.

Налоговые ставки, устанавливаемые за­конодательным (представительным) орга­ном государственной власти субъекта Рос­сийской Федерации, могут быть установле­ны в следующих пределах, определяемых с; учетом срока полезного использования транспортного средства:

Объект налогообложения

Налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 361 НК РФ, руб.

Предельные ставки (увели­чены в 5 раз по сравнению с

 

 

установленными п.1 ст.361 НКРФ), руб.

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

 

— до 1 00 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

5

25

— свыше 1 00 л. с. до 1 50 л. с. (свыше 73,55 кВт до 1 1 0,33 кВт) включительно

7

35

— свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10

50

— свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

15

75

— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

30

150

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

 

— до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно

2

10

— свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

4

20

— свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)

10

50

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

 

— до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно

50

— свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)

20

100

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

 

— до 1 00 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

5

25

— свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

8

40

— свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10

50

— свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

13

65

— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

17

85

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

5

25

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

 

— до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно — свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)

5

10

25

50

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

 

— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

10

50

— свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

20

100

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

 

— до 1 00 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

20

100

— свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

40

200

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

 

— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

25

125

— свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

50

250

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

20

100

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной

силы)

25

125

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

200

1000


Налогоплательщики-организации само­стоятельно исчисляют сумму транспортно­го налога, подлежащую уплате за налого­вый период, исходя из налоговой базы, на­логовой ставки и налоговых льгот.

Налогоплательщики-физические лица сумму налога не исчисляют. Сумма нало­га, подлежащая уплате в бюджет физиче­ским лицом, исчисляется налоговыми ор­ганами на основании сведений, представ­ляемых органами, осуществляющими ре­гистрацию транспортных средств.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как произведение соот­ветствующей налоговой ставки и налоговой базы. При исчислении налога учитываются налоговые льготы, а также количество кален­дарных месяцев, в течение которых транс­портное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем налоговом периоде. При этом месяц регистрации транс­портного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации (сня­тия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) принимается за пол­ный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в тече­ние одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятии транспортного средства с регистрации в течение календар­ного года исчисление суммы налога произ­водится с учетом коэффициента, определя­емого как отношение числа календарных месяцев, в течение которых данное транс­портное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем налоговом периоде, к числу 12.

Примеры. В январе 2004 г. физическим лицом был приобретен и поставлен на учет в органах ГАИ легковой автомобиль. В декабре 2004 г. автомобиль снят с учета в связи с его продажей. Сумма транс­портного налога должна быть исчислена налоговым органом за 2004 год полностью за весь налоговый период (за 12 месяцев).

Организация приобрела и зарегистрировала в органах ГАИ в январе 2003 г грузовой автомобиль., а в январе 2004 г. продала его, сняв с учета. Налог за 2003 год должен быть уплачен организацией полно­стью за весь налоговый период (12 месяцев), за

2004 год организация должна уплатить транспорт­ный налог за 1 месяц.

Гражданин, являющийся предпринимателем, при­обрел автомобиль, зарегистрировав его 10 мая 2003 г. в органах ГАИ, а 25 мая того же года продал его, одно­временно сняв с учета. Расчет суммы налога за 2003 год, подлежащей уплате данным гражданином в ре­гиональный бюджет, должен быть произведен налоговым органом исходя из 1/12 суммы налога, начисляемого за налоговый период (за 12 месяцев), т. е. за 1 месяц.

Организация «А» продала автомобиль организа­ции «Б», сняв его с учета 15 августа 2003 г. Организа­ция «Б» зарегистрировала этот автомобиль в органах ГАИ 20 августа 2003 г. Транспортный налог за 2003 год организация «А» должна уплатить в размере 8/12 от годовой суммы налога, а организация «Б» — в размере 5/12 годовой суммы налога.

Гражданин продал предпринимателю катер 30 авгус­та 2003 г, сняв его с учета только 2 сентября 2003 г Граж­данину направлено уведомление на уплату транспортно­го налога за 2003 год за период с января по сентябрь включительно, т. е. за 9 месяцев. Предприниматель заре­гистрировал этот катер 2 сентября 2003 г. Транспортный налог, который предприниматель должен уплатить за 2003 год, составит 4/12 от годовой суммы налога.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно по каждому транспортному средству, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со ст. 359 НК РФ.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Льготы по транспортному налогу главой 28 НК РФ не предусмотрены. Право по ус­тановлению льгот по налогу делегировано законодательным органам по субъектам Российской Федерации.

Как показывает практика, льготы по транспортному налогу предоставлены во мно­гих субъектах Российской Федерации следу­ющим категориям налогоплательщиков:

•   инвалидам;

•   пенсионерам;

•   Героям Российской Федерации;

•   гражданам, подвергшимся радиацион­ному воздействию, в том числе в Чернобыле;

•   многодетным семьям;

•   общественным организациям инвалидов;

•   организациям здравоохранения, в том числе интернатам;

•   организациям социального обеспечения;

•   организациям образования.

            

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В  Г. МОСКВЕ.

Я рассмотрела основные пункты главы 28 НК РФ. Теперь перейду к рассмотрению транспортного налога в г. Москве, который определяется НК РФ и Законом г. Москвы от 23.10.2002г. №48 «О транспортном налоге».

Как известно транспортный налог устанавливается главой 28 НК РФ и законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют:
- ставку налога
- порядок и сроки его уплаты
- форму отчетности.

-  налоговые льготы

Поэтому я хочу рассмотреть эти элементы, которые целесообразно представить в следующем виде:

Налоговые ставки отличаются от ставок, опреде­ленных ст. 361 НКРФ.

Порядок и сроки уплаты налога:

1. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом, в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

В случае регистрации транспортного средства после 1 июня года налогового периода налоговые органы в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, направляют налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговое уведомление об установлении налогового обязательства по транспортному налогу.

2. Налогоплательщики, являющиеся организациями, в срок не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, обязаны представить в налоговые органы по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию.

3. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в срок не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог за каждое транспортное средство уплачивается в полных рублях (50 копеек и более округляются до целого рубля, а менее 50 копеек не учитываются).

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, получившие налоговые уведомления на уплату налога после 20 декабря года налогового периода, уплачивают налог не позднее 30 дней с момента получения налогового уведомления.

4. Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются налогоплательщику в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. 5. Налог полностью зачисляется в бюджет города Москвы.

Налоговые льготы

От уплаты налога освобождаются:

а) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

б) лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно, - по этим автомобилям;

(в ред. Закона г. Москвы от 19.02.2003 N 8)

в) организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, - по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси);

В целях применения настоящего пункта к транспортным средствам, освобождаемым от налогообложения, относятся транспортные средства, использующие при перевозке пассажиров по единым условиям единые тарифы за проезд, установленные органами исполнительной власти города Москвы, с учетом предоставления всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

г) ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий.

(п. "г" введен Законом г. Москвы от 02.06.2004 N 36)

При возникновении (утрате) права на льготы в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, предшествующих месяцу (следующих за месяцем) возникновения (утраты) права на льготы, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом коэффициент рассчитывается до трех знаков после запятой.

Обязательные реквизиты формы налоговой декларации. Организациями, являющимися плательщиками налога в соответствии с настоящим Законом, применяется форма декларации по транспортному налогу и порядок ее заполнения, утверждаемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Теперь я хотела бы рассмотреть более подробно налоговые ставки в г. Москве:


┌─────────────────────────────────────────────────────┬──────────┐

│Наименование объекта налогообложения                 │Налоговая │

│                                                     │ставка    │

│                                                     │(в рублях)│

├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой  │          │

│лошадиной силы):                                     │          │

│- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно            │     5    │

├─────────────────────────────────────────────────────┴──────────┤

│(в ред. Закона г. Москвы от 01.10.2003 N 57)                    │

├─────────────────────────────────────────────────────┬──────────┤

│- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт        │    15    │

│  до 110,33 кВт) включительно                        │          │

│- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт       │    20    │

│  до 147,1 кВт) включительно                         │          │

│- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт        │    25    │

│  до 183,9 кВт) включительно                         │          │

│- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)                   │    35    │

├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя        │          │

│- до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно              │     3    │

│- свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт           │     6    │

│  до 25,74 кВт) включительно                         │          │

│- свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)                    │    20    │

├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной   │          │

│силы):                                               │          │

│- до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно             │     6    │

│- свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт         │    10    │

│  до 147,1 кВт) включительно                         │          │

│- свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)                   │    20    │

├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой  │          │

│лошадиной силы):                                     │          │

│- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно            │     6    │

│- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт        │    10    │

│  до 110,33 кВт) включительно                        │          │

│- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт       │    15    │

│  до 147,1 кВт) включительно                         │          │

│- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт        │    20    │

│  до 183,9 кВт) включительно                         │          │

│- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)                   │    25    │

├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│Другие самоходные транспортные средства, машины      │     6    │

│и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу      │          │

│(с каждой лошадиной силы)                            │          │

├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя            │          │

│(с каждой лошадиной силы):                           │          │

│- до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно             │    10    │

│- свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)                    │    20    │

├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│Катера, моторные лодки и другие водные транспортные  │          │

│средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной   │          │

│силы):                                               │          │

│- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно            │    20    │

│- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)                   │    30    │

├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью      │          │

│двигателя (с каждой лошадиной силы):                 │          │

│- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно            │    35    │

│- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)                   │    60    │

├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной │          │

│силы):                                               │          │

│- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно            │    35    │

│- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)                   │    60    │

├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│Несамоходные (буксируемые) суда, для которых         │    20    │

│определяется валовая вместимость (с каждой           │          │

│регистровой тонны валовой вместимости)               │          │

├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие   │    25    │

│двигатели (с каждой лошадиной силы)                  │          │

├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│Самолеты, имеющие реактивные двигатели               │    20    │

│(с каждого килограмма силы тяги)                     │          │

├─────────────────────────────────────────────────────┴──────────┤

│(строка введена Законом г. Москвы от 10.11.2004 N 69)           │

├─────────────────────────────────────────────────────┬──────────┤

│Другие водные и воздушные транспортные средства,     │   200    │

│не имеющие двигателей (с единицы транспортного       │          │

│средства)                                            │          │

└─────────────────────────────────────────────────────┴──────────┘

Для завершения анализа транспортного налога в г. Москве мне бы хотелось отметить, что

в конце апреля 2005 года Правительство Моск­вы одобрило законопроект об изменении в столице величины транс­портного налога.

После принятия столичными законодателями нового варианта закона "О транспортном налоге" в предлагаемом  виде,  вла­дельцы легковых автомобилей мощ­ностью от 70 до 100 лоша­диных сил будут платить 10 руб. вместо нынешних 5 руб. за одну лошадиную силу. Владельцы легковых автомобилей с мощностью от 100 до 150 л.с. будут платить  в качестве транспорт­ного налога 20 руб. (сей­час 15 руб.), а владельцам легковых автомобилей с  мощностью от 190 до 200 л. с.  вместо нынешних 20 руб. придется платить 30 руб. за ка­ждую л.с.. Но боль­ше всего налоговая ставка возрастет для владельцев  иномарок от 250 л. с. — сейчас налоговая ставка 35 руб, а будет  100 руб. за каждую лоша­диную силу.

Кроме того, заметно возрастут налоговые ставки на мотоциклы, мотороллеры, сне­гоходы, гидроциклы, катера, яхты, верто­леты, самолеты (в том числе реактивные) и другие транспортные средства.

Планируется, что зако­нопроект об увеличении транспортного налога бу­дет внесен в Мосгордуму в ближайшее время. Если законопроект будет утвержден, то новые ставки транспортного на­лога вступят в силу с 1 ян­варя 2006 года.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Как я уже говорила транспортный налог был введен с 1 января 2003 года. С ведением этого налога из числа на­логов, взимаемых на территории Российской Феде­рации, исключились:

1) налог на пользователей автодорог;

2)  налог с владельцев транспортных средств;

3)  акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан (ст. 2 и 9 Федерально­го закона № 110-ФЗ);

4)   налог на  водно-воздушные транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лица­ми в соответствии с Законом РФ от 19.12.91 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (ст. 3 Закона № 110-ФЗ).

Позже с 1 января 2005 года утратил силу Закон РФ № 1759-1 «О дорожных фондах Российской федерации».

Необходимо отметить, что до сих пор серьезной критики в прессе в адрес этого налога не было.

Конечно, этот налог имеет свои достоинства и недостатки. Если говорить о недостатках, то до 2005 года не было достоверной базы данных по транспортным средствам в ДПС  (информация о транспортных средствах на 96% поступает в налоговые органы от подразделений ДПС). До 2005 года информация в этой базе данных была устаревшей, было недостаточно сведений для расчета налога, поэтому было множество проблем  с расчетом налога. Ситуация изменилась с введением новой базы, но все равно остаются некоторые проблемы с информацией о транспортных средствах.

Также существуют и другие недостатки. Существуют разногласия и по поводу разных уровней налогообложения в регионах, что связано с самостоятельным установлением ставок транспортного налога законодателями субъектов РФ. В частности, некоторые субъекты устанавливают максимальные ставки налога (в 5 раз превышающие ставки, предусмотренные НК РФ), что существенно повышает налоговое бремя некоторых групп налогоплательщиков. В связи с этим МНС России направило региональным властям предложения по упорядочению действующих в регионах систем налогообложения транспортным налогом.

Тем не менее, несмотря на ряд недостатков, взимание транспортного налога вместо действовавших до 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств принесло ощутимые результаты. Если мы посмотрим на «переломный» год ( год введения данного налога) то можно сказать, что  рост поступлений в территориальные дорожные фонды составил в среднем 104% по сравнению с 2002 годом. В бюджеты субъектов  в 2003 года поступило 11,2 млрд руб. транспортного налога, что составило 153% к сумме налога с владельцев транспортных средств за  2002 год. В соответствии с официальными данным этот рост сохраняется и в настоящее время, но  посмотрите на наши дороги…

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.: Издательство «Дело и Сервис», 2005.

2. Информационно-правовая система Consultant Plus.

3. Мозжорина И.Н. Региональные и местные налоги: практика применения -М.:ЗАО «Издательский дом «Главбух»»; 2003.-128с.

4. www.buh.ru/news.

5. Разъяснения по применению главы 28 НК РФ// Все о налогах-2003-№5.

6. Транспортный налог//Аудит и налогообложение-2003-№5(май) с 22-25.

7. Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй налогового кодекса РФ.

  1. Московский комсомолец-№092-28 апреля 2004 стр1.

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!