Транспортный налог
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Объект
налогообложения……………………………………………………4
2.
Налогоплательщики………………………………………………………….7
3. Порядок государственной регистрации
транспортных средств…………..8
4. Налоговая база………………………………………………………………..8
5. Налоговый период и налоговые
ставки……………………………………..9
6. Порядок исчисления суммы транспортного
налога……………………….11
7. Налоговые
льготы……………………………………………………………12
8. Транспортный налог в г.
Москве……………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой
литературы……………………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ.
Современная налоговая система России многообразна, порой противоречива и
весьма сложна. Помимо достаточно трудоемких в расчете федеральных налогов организациям
и предпринимателям практически ежедневно приходится сталкиваться с проблемами,
которые ставит перед ними региональное и местное налоговое законодательство.
Однако, необходимо отметить, что при установлении налогов и сборов
региональные и местные законодатели обязаны придерживаться норм Налогового
кодекса Российской Федерации, определяя при этом такие элементы
налогообложения, как размеры налоговых ставок в установленных общероссийским
законодательством пределах, порядок и сроки уплаты налогов и сборов, формы
отчетности, а также налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиками.
С
одной стороны действующая система региональных и местных налогов и сборов
способствует созданию финансово-экономической основы регионов и муниципальных
образований, наполняет их бюджеты столь необходимыми средствами, с другой -
ложится дополнительным бременем на региональный и местный бизнес. К тому же,
как показывает практика, принимаемые законы и решения не всегда четко
регламентируют вопросы определения категорий налогоплательщиков, порядок
исчисления и уплаты налогов и сборов, а зачастую оказываются противоречивыми и
трудными для понимания бухгалтерами, финансистами, юристами крупных
организаций и, особенно, средним и мелким предпринимательством.
Если говорить о региональных налогах, то
можно выделить разделить 4 вида:
1.
налог на имущество предприятий;
2.
транспортный налог;
3.
налог на игорный бизнес;
4.
региональные муниципальные сборы.
Как я только что отмечала одним из региональных
налогов является транспортный налог ему и посвящена моя работа.
Поэтому целями данной работы являются следующие
моменты:
- Рассмотрение основных положений 28 главы
налогового кодекса;
- Рассмотрение особенностей начисления налога;
- Рассмотрение особенностей транспортного налога в
субъектах РФ на примере г. Москвы
ОБЪЕКТ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
С1 января 2003 г. в соответствии с Федеральным
законом от 24.07.2002 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации" вступила в силу глава 28
"Транспортный налог" НК РФ.
В отличие от прежнего "современный" транспортный
налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом
являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и
организациями.
До 2003 года
налогообложение транспортных средств велось в двух направлениях:
1. налог
на транспортные средства юридических лиц
2. закон
«О дорожных фондах Российской Федерации».
Как следует
из ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом и
законами субъектов РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы
субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок
и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога
законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и
основания для их использования налогоплательщиком.
Объектом обложения транспортным налогом
признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные
машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты,
теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки,
гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные
транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в
соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 358 НК РФ определены виды транспортных
средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом.
Согласно
подп. 2 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектами налогообложения автомобили
легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили
легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные
(приобретенные) через органы социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от
24.11.95 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными
средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети-инвалиды, достигшие
5-летнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного
аппарата, обеспечиваются транспортными средствами на тех же условиях с правом
управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.
Налогоплательщики (инвалиды или члены семьи,
имеющие детей инвалидов), на
которых зарегистрированы полученные (приобретенные)
через органы социальной защиты населения бесплатно или на льготных условиях легковые
автомобили, представляют в налоговые органы по месту нахождения транспортных
средств (месту нахождения органа, осуществляющего регистрацию легковых
автомобилей) соответствующие документы, выданные территориальными
государственными органами социальной защиты населения.
Согласно подп. 3 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются
объектом налогообложения промысловые морские и речные суда.
Следует иметь в виду, что к промысловым морским и
речным судам, которые зарегистрированы на организации и физические лица,
осуществляющие виды деятельности, связанные с рыболовством (промыслом рыбы)
на коммерческой основе в открытом море, в прибрежных или внутренних водах и с
осуществлением только первичной обработки рыбной продукции (сортировка,
охлаждение), китобойным промыслом, промыслом морских животных, ракообразных,
моллюсков и добычей других морепродуктов (морских материалов), относятся:
• суда морские добывающие самоходные
(траулеры, сейнеры рыболовные, суда для лова тунца и креветок, суда рыбомучные,
боты рыболовные, мотоботы рыболовные, суда зверобойные, суда китобойные,
суда для добычи водорослей и других морских продуктов);
• суда промысловые прибрежного плавания
самоходные (суда добывающие (мотоневодники), мотолодки промысловые, катера и
баркасы промысловые).
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ пассажирские и
грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся у организаций на правах
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, не
подлежат налогообложению при условии, что основным видом их деятельности
является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Под основным видом деятельности организации по
осуществлению пассажирских и грузовых морских, речных и воздушных перевозок
понимается деятельность организации, связанная с грузовыми и пассажирскими
перевозками, определенная учредительными документами (уставом, положением и
т. д.) и являющаяся целью создания данной организации.
Организации освобождаются от уплаты транспортного
налога, если оказываемые услуги и выполняемые работы связаны с деятельностью по
осуществлению по установленным маршрутам пассажирских и грузовых перевозок по
водным и воздушным путям (подчиняющихся и не подчиняющихся расписанию) при
наличии у них лицензии.
Согласно подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются
объектом налогообложения транспортные средства, используемые при
сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции и
зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей: тракторы, самоходные
комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы,
специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных
удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).
При применении этой нормы следует иметь в виду, что
в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.12.95 г. № 193-ФЗ «О
сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственным товаропроизводителем
признается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство
сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении
более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая
артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем
вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более
70% общего объема производимой продукции.
В целях определения в стоимостном выражении доли
сельскохозяйственной продукции в общем объеме производимой продукции для
целей обложения транспортным налогом понимается выручка от реализации
продукции (работ, услуг), исчисленная сельскохозяйственным производителем по
итогам работы за год.
Организации и индивидуальные предприниматели,
являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и осуществляющие
наряду с производством сельскохозяйственной продукции иные виды деятельности,
обязаны обеспечить раздельный (обособленный) учет выручки, полученной от
реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе сельскохозяйственной
(рыбной) продукции и вылова биоресурсов), а также транспортных средств,
используемых для производства сельскохозяйственной продукции.
Учет сельскохозяйственной продукции и сырья ведется
сельскохозяйственными производителями по унифицированным формам первичной
учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата России от
29.09.97 г. № 68 и согласованным с Минфином России и Минэкономики России.
Сельскохозяйственные товаропроизводители,
осуществляющие реализацию указанной продукции через свои обособленные
подразделения (торговые предприятия), при определении доли выручки от производства
сельскохозяйственной продукции по итогам работы за год (налоговый период) в
общей сумме выручки от реализации продукции (работ услуг) не учитывают стоимость
покупных товаров.
Если по итогам налогового периода сельскохозяйственным
товаропроизводителем не подтверждается наличие необходимой выручки от
реализации сельскохозяйственной продукции, то налоговыми органами производится
перерасчет транспортного налога за этот налоговый период.
Не перечисленные
своевременно сельскохозяйственным товаропроизводителем доначисленные суммы по
транспортному налогу считаются недоимкой, на которую начисляются пени на общих
основаниях.
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ не
признаются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие
федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или
оперативного управления, где законодательно предусмотрена военная и (или)
приравненная к ней служба.
При этом под военной службой понимается особый вид
федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах
РФ, а также в пограничных войсках ФПС России, во внутренних войсках МВД
России, в Железнодорожных войсках РФ, войсках ФАПСИ, войсках гражданской
обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях
при федеральных органах исполнительной власти, СВР России, органах ФСБ России,
органах федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных
органах правительственной связи и информации, федеральных органах
государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной
подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых
на военное время специальных формированиях (ст. 2 Федерального закона от
28.03.98 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). При определении
федеральных органов исполнительной власти, в которых предусматривается служба,
приравненная к воинской, следует руководствоваться действующим законодательством
и соответствующими Положениями данного органа, утвержденными в установленном
порядке.
Согласно подп. 7 п. 2 ст. 358 ПК РФ не признаются
объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске.
Документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортных средств по
транспортным средствам, находящимся в розыске, выдаются органами, ведущими
розыск транспортных средств (например, по автомототранспортным средствам -- органами
МВД России: ГУВД, УВД, ОВД).
Согласно подп. 8 п. 2 ст. 358 ПК РФ самолеты и вертолеты
санитарной авиации и медицинской службы не признаются объектом
налогообложения. При отнесении самолетов и вертолетов к санитарной авиации и медицинской
службе следует иметь в виду, что на воздушные суда, предназначенные для
выполнения полетов по оказанию медицинской помощи и проведению санитарных
мероприятий, наносится изображение Красного креста в соответствии с ГОСТ 18715
— 74, а в удостоверении о государственной регистрации транспортного средства
проставляется запись «санитарное».
НАЛОГОПЛАТИЛЬЩИКИ.
Налогоплательщиками транспортного налога
признаются организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей,
на которых в установленном порядке в соответствии с законодательством
Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного
налога возлагается на всех налогоплательщиков, на которых зарегистрированы
наземные, водные и воздушные транспортные средства, признаваемые объектом
налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Признание налоговыми органами физических и
юридических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о
транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы,
поступивших в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов,
осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Следует обратить внимание, что плательщиками налога
признаются также и физические лица, владеющие и распоряжающиеся транспортными
средствами на основании доверенности, выданной до вступления в действие
Закона № 110-ФЗ лицами, на которые зарегистрированы транспортные средства.
Физические лица, на которые зарегистрированы
указанные транспортные средства, обязаны уведомить налоговые органы по месту
своего жительства о передаче на основании доверенности. К заявлению
налогоплательщик должен приложить необходимые документы, на основании которых
другое лицо будет признаваться налогоплательщиком.
Если от указанного физического лица уведомление о
передаче на основании доверенности транспортных средств в налоговые органы по
месту регистрации транспортного средства не поступило, то именно это
физическое лицо будет признаваться налогоплательщиком транспортного налога,
если транспортные средства продолжают быть зарегистрированы на него.
Банк данных о транспортных средствах, признаваемых
объектом налогообложения транспортным налогом в соответствии сост. 358 НК РФ, и
лицах, признаваемых плательщиками транспортного налога (на которых
зарегистрированы транспортные средства) согласно ст. 357 НК РФ, формируется в
налоговом органе по месту нахождения транспортных средств на основе информации,
представляемой по установленной форме органами, осуществляющими
государственную регистрацию транспортных средств (ст. 326 НК РФ).
Следует иметь в виду, что согласно ст. 83 НК РФ
налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту
нахождения транспортных средств.
Местом нахождения водных и воздушных транспортных
средств в целях обложения транспортным налогом является место нахождения
организации (место государственной регистрации), на которую зарегистрированы
транспортные средства, а для физического лица — место жительства физического
лица, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает
(зарегистрировано).
Местом нахождения наземных транспортных средств (
автомототранспортных средств и другой самоходной техники) в целях обложения
транспортным налогом является место государственной регистрации транспортных
средств (или временной регистрации транспортных средств по месту пребывания на
территории соответствующего субъекта Российской Федерации).
ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
Государственная
регистрация в отношении автомототранспортных средств и других видов
самоходной техники (легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры,
автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном
ходу, снегоходы, мотосани) осуществляется в соответствии со следующими
документами:
• Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 г. №
938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других
видов самоходной техники на территории Российской Федерации»;
• Приказом МВД России от 26.11.96 г. № 624 «О
порядке регистрации транспортных средств»;
• Правилами государственной регистрации
тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним
органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и
других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора),
утвержденными Минсельхозпродом России от 16.01.95 г. (зарегистрированы
Минюстом России 27.01.95 г. № 785).
Государственная регистрация в отношении водных
транспортных средств (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки,
гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и иные водные транспортные
средства) осуществляется в соответствии со ст. 17 Кодекса внутреннего водного
транспорта РФ, ст. 35 Кодекса торгового мореплавания РФ. Порядок государственной
регистрации указанных транспортных средств установлен Приказами Минтранса
России от 26.09.2001 г. № 144 и от 29.11.2000 г. № 145.
Государственная регистрация в отношении воздушных транспортных
средств (самолеты, вертолеты и иные воздушные транспортные средства)
осуществляется согласно ст. 33 Воздушного кодекса РФ в порядке, определенном
Приказом Минтранса России от 12.11.95 г. № ДВ-110 и Постановлением
Правительства РФ от 31.01.2001 г. № 74.
НАЛОГОВАЯ
БАЗА
В соответствии со ст. 359 ПК РФ налоговая база по
транспортному налогу определяется в следующем порядке.
По транспортным средствам, имеющим двигатели,
включая автомототранспортные средства (легковые и грузовые
автомобили, мотоциклы и мотороллеры, автобусы и другие транспортные средства,
имеющие двигатели), самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на
пневматическом и гусеничном ходу, снегоходам, мотосаням, водным судам (катерам,
моторным лодкам, яхтам и другим парусно-моторным судам, гидроциклам и другим
водным судам, имеющим двигатели), воздушным судам (самолетам, вертолетам и иным
воздушным судам, имеющим двигатели) налоговая база определяется как
мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Если транспортное средство имеет несколько
двигателей, то налоговая база в отношении данного транспортного средства
определяется как сумма мощностей этих двигателей. Например, если яхта имеет
два двигателя мощностью 50 л. с. и 100 л. с., налоговая база по этому
транспортному средству составит 150 л. с.
По несамоходным (буксируемым) морским судам и
судам внутреннего плавания для исчисления налоговой базы определяется валовая
вместимость судна как валовая вместимость в регистровых тоннах.
Валовая вместимость- вместимость судна,
определяемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в
Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 г. (ст. 10 Кодекса
торгового мореплавания РФ). По другим водным и воздушным транспортным
средствам, не имеющим двигателей, налоговая база определяется как единица
транспортного средства.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели,
налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении водных и воздушных судов, не имеющих
двигатели, налоговая база определяется отдельно по видам (категориям)
транспортных средств.
НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД И НАЛОГОВЫЕ
СТАВКИ.
Под налоговым периодом по транспортному налогу
понимается календарный год.
При регистрации транспортного средства и (или)
снятии транспортного средства с регистрации в течение календарного года
налоговый период по налогу в данном календарном году определяется как период
времени, исчисляемый календарными месяцами, в течение которого транспортное
средство было зарегистрировано на конкретного налогоплательщика в государственном
реестре.
Налогообложение транспортных средств производится по
налоговым ставкам, установленным законодательным (представительным) органом
государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах, определяемых
п. 2 ст. 361 НК РФ.
В законах субъектов Российской Федерации может быть
предусмотрена норма, при которой уплата транспортного налога производится по
ставкам, установленным п. 1 ст. 361 НК РФ. Налоговые ставки устанавливаются в
рублях в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости
транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну
лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну
транспортного средства или единицу транспортного средства. Кроме того,
налоговые ставки могут быть установлены с учетом срока полезного использования
транспортных средств.
Указанный срок может быть учтен при введении ставок
транспортного налога как в отношении всех, так и в отношении отдельных
категорий транспортных средств, например в отношении отечественных
автомобилей.
Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены)
законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.
По общему правилу налогоплательщик самостоятельно
исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из
налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (абзац 1 ст. 52 НК РФ).
Однако глава 28 НК РФ предусматривает исключение из
этого правила для физических лиц. Последние, в отличие от организаций, не
исчисляют сумму налога.
Вместо этого налоговый орган направляет физическим
лицам налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога,
подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Все расчеты производит налоговый орган (абзац 2 ст.
52 НК РФ). Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается
налогоплательщику — физическому лицу в срок не позднее 1 июня текущего
налогового периода (п. 3 ст. 363 НК РФ).
Поскольку индивидуальные предприниматели являются
физическими лицами (ст. 11 НК РФ) и иное не предусмотрено главой 28 НК РФ, они
также освобождены от обязанности самостоятельно исчислять транспортный налог,
в том числе если транспортное средство используется ими для предпринимательской
деятельности.
Что касается юридических лиц — плательщиков
транспортного налога, то они исчисляют сумму налога самостоятельно в отношении
каждого транспортного средства.
Как указано в п. 2 ст. 363 НК РФ налогоплательщики-организации
представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств
налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов РФ.
Если какие-то субъекты РФ не воспользуются своим
правом и не предусмотрят в региональных законах реквизиты налоговой декларации,
то несмотря на это транспортный налог будет считаться установленным на
территории субъекта РФ, поскольку форма налоговой декларации не относится к
существенным элементам налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ).
В таком случае в самом региональном законе о
транспортном налоге должно быть оговорено право налогового или иного
государственного органа утвердить форму налоговой декларации. Если это не
будет сделано, то ни налоговые, ни иные региональные государственные органы не
вправе утверждать форму налоговой декларации.
Как я уже отмечала базовые ставки данные в п.1
ст.361 могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 5 раз.
В указанных пределах допускается установление
дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории транспортного
средства (вида транспортного средства, мощности двигателя, валовой
вместимости), а также срока полезного использования транспортного средства,
определяемого в календарных годах от года выпуска транспортного средства.
Не допускается установление индивидуальных
налоговых ставок для отдельных налогоплательщиков.
При установлении налоговых ставок законодательные
(представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации
вправе установить повышенные налоговые ставки (но в установленных пределах)
для отдельных категорий транспортных средств в зависимости от возраста
транспортного средства, определяемого в календарных годах от года выпуска
транспортного средства.
Возраст транспортного средства определяется по
состоянию на 1 января текущего года в календарных годах, следующих за годом
выпуска транспортного средства.
Налоговые ставки, устанавливаемые законодательным
(представительным) органом государственной власти субъекта Российской
Федерации, могут быть установлены в следующих пределах, определяемых с; учетом
срока полезного использования транспортного средства:
Объект налогообложения
|
Налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 361 НК
РФ, руб.
|
Предельные ставки (увеличены в 5 раз по сравнению
с
|
|
|
установленными п.1 ст.361 НКРФ), руб.
|
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с
каждой лошадиной силы):
|
|
|
— до 1 00 л. с. (до 73,55 кВт) включительно
|
5
|
25
|
— свыше 1 00 л. с. до 1 50 л. с. (свыше 73,55 кВт
до 1 1 0,33 кВт) включительно
|
7
|
35
|
— свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт
до 147,1 кВт) включительно
|
10
|
50
|
— свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до
183,9 кВт) включительно
|
15
|
75
|
— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)
|
30
|
150
|
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой
лошадиной силы):
|
|
|
— до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно
|
2
|
10
|
— свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до
25,74 кВт) включительно
|
4
|
20
|
— свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)
|
10
|
50
|
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной
силы):
|
|
|
— до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно
|
50
|
— свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)
|
20
|
100
|
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с
каждой лошадиной силы):
|
|
|
— до 1 00 л. с. (до 73,55 кВт) включительно
|
5
|
25
|
— свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до
110,33 кВт) включительно
|
8
|
40
|
— свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт
до 147,1 кВт) включительно
|
10
|
50
|
— свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до
183,9 кВт) включительно
|
13
|
65
|
— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)
|
17
|
85
|
Другие самоходные транспортные средства, машины и
механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)
|
5
|
25
|
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с
каждой лошадиной силы):
|
|
|
— до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно — свыше
50 л. с. (свыше 36,77 кВт)
|
5
10
|
25
50
|
Катера, моторные лодки и другие водные
транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
|
— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно
|
10
|
50
|
— свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)
|
20
|
100
|
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью
двигателя (с каждой лошадиной силы):
|
|
|
— до 1 00 л. с. (до 73,55 кВт) включительно
|
20
|
100
|
— свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)
|
40
|
200
|
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой
лошадиной силы):
|
|
|
— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно
|
25
|
125
|
— свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)
|
50
|
250
|
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых
определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)
|
20
|
100
|
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие
двигатели (с каждой лошадиной
силы)
|
25
|
125
|
Другие водные и воздушные транспортные средства,
не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)
|
200
|
1000
Налогоплательщики-организации самостоятельно
исчисляют сумму транспортного налога, подлежащую уплате за налоговый период,
исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Налогоплательщики-физические лица сумму налога не
исчисляют. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическим лицом,
исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых
органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового
периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
При исчислении налога учитываются налоговые льготы, а также количество календарных
месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на
налогоплательщика в истекшем налоговом периоде. При этом месяц регистрации
транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с
регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и
т. д.) принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с
регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца
указанный месяц принимается как один полный месяц.
В случае регистрации транспортного средства и (или)
снятии транспортного средства с регистрации в течение календарного года
исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как
отношение числа календарных месяцев, в течение которых данное транспортное
средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем налоговом периоде,
к числу 12.
Примеры. В январе 2004 г. физическим лицом
был приобретен и поставлен на учет в органах ГАИ легковой автомобиль. В декабре
2004 г. автомобиль снят с учета в связи с его продажей. Сумма транспортного
налога должна быть исчислена налоговым органом за 2004 год полностью за весь
налоговый период (за 12 месяцев).
Организация приобрела и зарегистрировала в органах
ГАИ в январе 2003 г грузовой автомобиль., а в январе 2004 г. продала его, сняв
с учета. Налог за 2003 год должен быть уплачен организацией полностью за весь
налоговый период (12 месяцев), за
2004 год организация должна уплатить транспортный
налог за 1 месяц.
Гражданин, являющийся предпринимателем, приобрел
автомобиль, зарегистрировав его 10 мая 2003 г. в органах ГАИ, а 25 мая того же года
продал его, одновременно сняв с учета. Расчет суммы налога за 2003 год,
подлежащей уплате данным гражданином в региональный бюджет, должен быть
произведен налоговым органом исходя из 1/12 суммы налога, начисляемого за
налоговый период (за 12 месяцев), т. е. за 1 месяц.
Организация «А» продала автомобиль организации «Б»,
сняв его с учета 15 августа 2003 г. Организация «Б» зарегистрировала этот
автомобиль в органах ГАИ 20 августа 2003 г. Транспортный налог за 2003 год
организация «А» должна уплатить в размере 8/12 от годовой суммы налога, а
организация «Б» — в размере 5/12 годовой суммы налога.
Гражданин
продал предпринимателю катер 30 августа 2003 г, сняв его с учета только 2
сентября 2003 г Гражданину направлено уведомление на уплату транспортного
налога за 2003 год за период с января по сентябрь включительно, т. е. за 9
месяцев. Предприниматель зарегистрировал этот катер 2 сентября 2003 г.
Транспортный налог, который предприниматель должен уплатить за 2003 год,
составит 4/12 от годовой суммы налога.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет,
исчисляется отдельно по каждому транспортному средству, признаваемому объектом
налогообложения в соответствии со ст. 359 НК РФ.
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
Льготы по транспортному налогу главой 28 НК РФ не
предусмотрены. Право по установлению льгот по налогу делегировано
законодательным органам по субъектам Российской Федерации.
Как показывает практика, льготы по транспортному
налогу предоставлены во многих субъектах Российской Федерации следующим
категориям налогоплательщиков:
• инвалидам;
• пенсионерам;
• Героям Российской Федерации;
• гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию, в том числе в Чернобыле;
• многодетным семьям;
• общественным организациям инвалидов;
• организациям здравоохранения, в том числе
интернатам;
• организациям социального обеспечения;
• организациям образования.
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В Г. МОСКВЕ.
Я рассмотрела
основные пункты главы 28 НК РФ. Теперь перейду к рассмотрению транспортного
налога в г. Москве, который определяется НК РФ и Законом г. Москвы от
23.10.2002г. №48 «О транспортном налоге».
Как известно транспортный налог
устанавливается главой 28 НК РФ и законами субъектов РФ. Законодательные
(представительные) органы субъекта РФ определяют:
- ставку налога
- порядок и сроки его уплаты
- форму отчетности.
- налоговые льготы
Поэтому я хочу
рассмотреть эти элементы, которые целесообразно представить в следующем виде:
Налоговые
ставки отличаются от ставок,
определенных ст. 361 НКРФ.
|
Порядок и сроки
уплаты налога:
1.
Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается
налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом, в срок не
позднее 1 июня года налогового периода.
В
случае регистрации транспортного средства после 1 июня года налогового
периода налоговые органы в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской
Федерации, направляют налогоплательщику, являющемуся физическим лицом,
налоговое уведомление об установлении налогового обязательства по
транспортному налогу.
2.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, в срок не позднее 20 января
года, следующего за истекшим налоговым периодом, обязаны представить в
налоговые органы по месту нахождения транспортных средств налоговую
декларацию.
3.
Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения
транспортных средств в срок не позднее 20 января года, следующего за истекшим
налоговым периодом.
Налог
за каждое транспортное средство уплачивается в полных рублях (50 копеек и
более округляются до целого рубля, а менее 50 копеек не учитываются).
Налогоплательщики,
являющиеся физическими лицами, получившие налоговые уведомления на уплату
налога после 20 декабря года налогового периода, уплачивают налог не позднее
30 дней с момента получения налогового уведомления.
4.
Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или
возвращаются налогоплательщику в соответствии с порядком, установленным
Налоговым кодексом Российской Федерации.
4. 5.
Налог полностью зачисляется в бюджет города Москвы.
|
Налоговые
льготы
От
уплаты налога освобождаются:
а)
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные
орденом Славы трех степеней, - за одно транспортное средство,
зарегистрированное на граждан указанных категорий;
б)
лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил
(до 51,49 кВт) включительно, - по этим автомобилям;
(в
ред. Закона г. Москвы от 19.02.2003 N 8)
в)
организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским
пассажирским транспортом общего пользования, - по транспортным средствам,
осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси);
В
целях применения настоящего пункта к транспортным средствам, освобождаемым от
налогообложения, относятся транспортные средства, использующие при перевозке
пассажиров по единым условиям единые тарифы за проезд, установленные органами
исполнительной власти города Москвы, с учетом предоставления всех льгот на
проезд, утвержденных в установленном порядке.
г)
ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп - за одно
транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий.
(п.
"г" введен Законом г. Москвы от 02.06.2004 N 36)
При
возникновении (утрате) права на льготы в течение налогового периода
исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как
отношение числа полных месяцев, предшествующих месяцу (следующих за месяцем)
возникновения (утраты) права на льготы, к числу календарных месяцев в
налоговом периоде. При этом коэффициент рассчитывается до трех знаков после
запятой.
|
Обязательные реквизиты формы налоговой декларации.
Организациями, являющимися плательщиками налога в соответствии с настоящим
Законом, применяется форма декларации по транспортному налогу и порядок ее
заполнения, утверждаемые Министерством Российской Федерации по налогам и
сборам.
|
Теперь я
хотела бы рассмотреть более подробно налоговые ставки в г. Москве:
┌─────────────────────────────────────────────────────┬──────────┐
│Наименование объекта налогообложения
│Налоговая │
│ │ставка
│
│ │(в
рублях)│
├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой
│ │
│лошадиной силы):
│ │
│- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно │
5 │
├─────────────────────────────────────────────────────┴──────────┤
│(в ред. Закона г. Москвы от 01.10.2003 N 57) │
├─────────────────────────────────────────────────────┬──────────┤
│- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт │
15 │
│ до 110,33 кВт) включительно
│ │
│- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт │
20 │
│ до 147,1 кВт) включительно
│ │
│- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт │
25 │
│ до 183,9 кВт) включительно
│ │
│- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) │
35 │
├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя
│ │
│- до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно │
3 │
│- свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт │
6 │
│ до 25,74 кВт) включительно
│ │
│- свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) │
20 │
├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной
│ │
│силы):
│ │
│- до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно │ 6
│
│- свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт │
10 │
│ до 147,1 кВт) включительно
│ │
│- свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) │
20 │
├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой
│ │
│лошадиной силы):
│ │
│- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно │
6 │
│- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт │
10 │
│ до 110,33 кВт) включительно
│ │
│- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт │
15 │
│ до 147,1 кВт) включительно
│ │
│- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт │
20 │
│ до 183,9 кВт) включительно
│ │
│- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) │
25 │
├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Другие самоходные транспортные средства, машины │
6 │
│и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу
│ │
│(с каждой лошадиной силы)
│ │
├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя
│ │
│(с каждой лошадиной силы):
│ │
│- до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно │
10 │
│- свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) │
20 │
├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Катера, моторные лодки и другие водные транспортные
│ │
│средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной
│ │
│силы): │
│
│- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно │
20 │
│- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) │
30 │
├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью
│ │
│двигателя (с каждой лошадиной силы):
│ │
│- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно │
35 │
│- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) │
60 │
├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной
│ │
│силы):
│ │
│- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно │
35 │
│- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) │
60 │
├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Несамоходные (буксируемые) суда, для которых │
20 │
│определяется валовая вместимость (с каждой │
│
│регистровой тонны валовой вместимости)
│ │
├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие │
25 │
│двигатели (с каждой лошадиной силы) │
│
├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Самолеты, имеющие реактивные двигатели │
20 │
│(с каждого килограмма силы тяги)
│ │
├─────────────────────────────────────────────────────┴──────────┤
│(строка введена Законом г. Москвы от 10.11.2004 N 69)
│
├─────────────────────────────────────────────────────┬──────────┤
│Другие водные и воздушные транспортные средства, │
200 │
│не имеющие двигателей (с единицы транспортного
│ │
│средства)
│ │
└─────────────────────────────────────────────────────┴──────────┘
Для завершения
анализа транспортного налога в г. Москве мне бы хотелось отметить, что
в конце апреля 2005 года Правительство Москвы
одобрило законопроект об изменении в столице величины транспортного налога.
После принятия столичными законодателями нового
варианта закона "О транспортном налоге" в предлагаемом виде, владельцы
легковых автомобилей мощностью от 70 до 100 лошадиных сил будут платить 10
руб. вместо нынешних 5 руб. за одну лошадиную силу. Владельцы легковых
автомобилей с мощностью от 100 до 150 л.с. будут платить в качестве транспортного
налога 20 руб. (сейчас 15 руб.), а владельцам легковых автомобилей с
мощностью от 190 до 200 л. с. вместо нынешних 20 руб. придется платить 30 руб.
за каждую л.с.. Но больше всего налоговая ставка возрастет для владельцев
иномарок от 250 л. с. — сейчас налоговая ставка 35 руб, а будет 100 руб. за
каждую лошадиную силу.
Кроме того, заметно возрастут налоговые ставки на
мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, гидроциклы, катера, яхты, вертолеты,
самолеты (в том числе реактивные) и другие транспортные средства.
Планируется,
что законопроект об увеличении транспортного налога будет внесен в Мосгордуму
в ближайшее время. Если законопроект будет утвержден, то новые ставки
транспортного налога вступят в силу с 1 января 2006 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Как я уже говорила транспортный налог был введен с 1
января 2003 года. С ведением этого налога из числа налогов, взимаемых на
территории Российской Федерации, исключились:
1) налог на пользователей автодорог;
2) налог с владельцев транспортных средств;
3) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное
пользование граждан (ст. 2 и 9 Федерального закона № 110-ФЗ);
4) налог на
водно-воздушные транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в
соответствии с Законом РФ от 19.12.91 г. № 2003-1 "О налогах на имущество
физических лиц" (ст. 3 Закона № 110-ФЗ).
Позже с 1
января 2005 года утратил силу Закон РФ № 1759-1 «О дорожных фондах Российской
федерации».
Необходимо
отметить, что до сих пор серьезной критики в прессе в адрес этого налога не
было.
Конечно, этот
налог имеет свои достоинства и недостатки. Если говорить о недостатках, то до
2005 года не было достоверной базы данных по транспортным средствам в ДПС
(информация о транспортных средствах на 96% поступает в налоговые органы от
подразделений ДПС). До 2005 года информация в этой базе данных была устаревшей,
было недостаточно сведений для расчета налога, поэтому было множество проблем
с расчетом налога. Ситуация изменилась с введением новой базы, но все равно
остаются некоторые проблемы с информацией о транспортных средствах.
Также
существуют и другие недостатки. Существуют разногласия и по поводу разных
уровней налогообложения в регионах, что связано с самостоятельным установлением
ставок транспортного налога законодателями субъектов РФ. В частности, некоторые
субъекты устанавливают максимальные ставки налога (в 5 раз превышающие ставки,
предусмотренные НК РФ), что существенно повышает налоговое бремя некоторых
групп налогоплательщиков. В связи с этим МНС России направило региональным
властям предложения по упорядочению действующих в регионах систем
налогообложения транспортным налогом.
Тем не менее,
несмотря на ряд недостатков, взимание транспортного налога вместо действовавших
до 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог и налога с
владельцев транспортных средств принесло ощутимые результаты. Если мы посмотрим
на «переломный» год ( год введения данного налога) то можно сказать, что рост
поступлений в территориальные дорожные фонды составил в среднем 104% по
сравнению с 2002 годом. В бюджеты субъектов в 2003 года поступило 11,2 млрд
руб. транспортного налога, что составило 153% к сумме налога с владельцев
транспортных средств за 2002 год. В соответствии с официальными данным этот
рост сохраняется и в настоящее время, но посмотрите на наши дороги…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Налоговый кодекс Российской
Федерации.: Издательство «Дело и Сервис», 2005.
2.
Информационно-правовая система Consultant Plus.
3.
Мозжорина И.Н. Региональные и
местные налоги: практика применения -М.:ЗАО «Издательский дом «Главбух»»;
2003.-128с.
4.
www.buh.ru/news.
5.
Разъяснения по применению главы 28
НК РФ// Все о налогах-2003-№5.
6.
Транспортный налог//Аудит и
налогообложение-2003-№5(май) с 22-25.
7.
Методические рекомендации по
применению главы 28 «Транспортный налог» части второй налогового кодекса РФ.
- Московский
комсомолец-№092-28 апреля 2004 стр1.
Похожие работы на - Транспортный налог
|