Теория социальной работы с молодой семьей

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,49 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория социальной работы с молодой семьей

Министерство образования Российской Федерации

Кафедра «Социальные технологии»













КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Теория социальной работы с молодой семьей








Выполнил:

Научный руководитель:






2004

Содержание

Введение……………………………………………………….…………3

ГЛАВА 1. Семья как социальный институт……….…..………………6

1.1.   Сущность семьи………………………………….………………..6

1.2.   Проблемы молодой семьи……………….………………………11

ГЛАВА 2. Социальная политика в отношении семьи…….…….……17

2.1. Сущность семейной политики…………………….………………17

2.2. Работа с молодой семьей………………………….……………….23

Заключение……………………………………………….….…..….…..28

Список использованных источников…………….….…..….…………30

ВВЕДЕНИЕ

Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой  – оптимизировать осуществление объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев  в обществе.

Современный специалист социальной работы – это «профессионал, глубоко разбирающийся  в  вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико-прогностическую, организационно-методичес-кую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и  др».[1]

Как специалист в области социальных отношений, социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой психологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условия жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт.

Ценности, к которым стремится человек, в значительной мере определяются группой где он учился общению где сформировалась его личность где он вырабатывал свои воззрения и по нормам которой он в дальнейшем оценивает свою деятельность. Первой и наиболее значимой группой для человека является семья.

Трудности молодой семьи - это комплекс психологических, социологи-ческих, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и т.д.- все это общая направленность современной молодежи.

Когда мы говорим о психологической зрелости человека, то так или иначе, подразумеваем  при этом его умение и готовность преодолевать те или иные трудности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности. Умение преодолевать жизненные трудности - важный показатель психологической и социальной зрелости человека. Возмужание как психологический процесс- это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих взаимоотношениях.

Волевые качества, без сомнения, являются решающими  в ряде жизненных ситуациях, особенно в семейной жизни. Молодым супругам порой требуются большое  самообладание, выдержка, терпение как по отношению друг к другу, так и к ребенку. Известно, что материальные средства молодой семьи весьма скромны. Единственный выход из создавшегося положения - готовность и умение ограничить собственные потребности, временно отказаться от желаний, привычек, «хобби» и др.

Актуальной данной темы заключается с огромной значимости социальной работы для поддержки и становления молодой семьи. Социальный работник, изучая внутренний мир семьи может способствовать взаимопониманию и взаимоуважению молодых супругов.

Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции  - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система получения знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности психологического подхода к социальной работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения  на практике.

Гипотеза: социальная работа, проводимая с молодой семьей, является способствующим механизмом для становления и развития молодой семьи, укрепляет отношения молодоженов.

Объект исследования – молодая семья.

Предмет исследования – особенности социальной работы в молодой семье.

Цель курсовой работы – изучить воздействие социальной работы на молодую семью.

Данная цель решается с помощью следующих задач:

1) Изучить функции и типы семей.

2) Выявить проблемы молодых семей.

3) Определить сущность семейной политики и работы с молодой семьей.

ГЛАВА 1. Семья как социальный институт

1.1.   Сущность семьи

По определению Соловьева Н.Я., семья “малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениями между мужем и женой , родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими одно хозяйство” не надо говорить какую роль играет семья в жизни отдельной личности и общества в целом её значение велико. Остановимся на важнейших интегральных характеристиках семьи. Ими являются её  функции структура и динамика.

Брак и семья - разновидность групповой или коллективной жизни, и все закономерности психологии малых групп в той или иной степени  подходят к анализу брачно-семейных отношений.[2]

Брачные партнеры, как правило, действуют на основе неписаных правил, которые не являются четкими и тем более жесткими. Часто супруги сами договариваются о взаимных обязанностях, о разделении  труда в семье, о распределении семейного бюджета. Так постепенно складывается система взаимодействия и сотрудничества.

Естественно, что поступки мужа и жены определяются тем, как они понимают основные цели, задачи семейной жизни. Каждый из супругов вносит свой вклад в семейную кооперацию. Поведение мужа или жены организуется в ответ на те требования, которые предъявляет брачный партнер. Если же это поведение не соответствует этим ожиданиям и требованиям, то возникают конфликтные ситуации, взаимные обвинения в том, что обязательства не выполняются.

Совместная жизнь требует от каждого члена семьи постоянной оценки собственных поступков с точки зрения того, как их оценивают другие. Ожидаемые реакции заранее включаются в поведение другого брачного партнера. С годами супруги четко представляют, какова будет реакция другого партнера на те или иные поступки или действия.

Гибкая координация в семье становится возможной лишь в том случае, если каждый из его членов постепенно меняют свое поведение в зависимости от поведения других членов семьи, их намерений, желаний. Успешная жизнь в семье требует высокой пластичности, гибкости и, что особенно важно, высоко развитых адаптационных способностей.

Муж и жена способны координировать свои действия и поступки только в той степени, в какой между ними существует согласие. Иными словами, успешность брачной жизни во многом определяется тем, что у супругов имеется какой-то минимум  общих представлений.

Функции семьи.[3] Это сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанные с удовлетворением определенных её потребностей её членов. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семь в обществе.

1. воспитательная функция состоит удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве материнстве в воспитании детей и самореализации детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей обеспечивает социализацию подрастающего поколения 

2. хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. В этом смысле семья обеспечивает восстановление затраченных при физическом труде сил.

3. эмоциональная функция. Реализуется в удовлетворении потребностей семьи в симпатии уважении признании эмоциональной поддержке, психологи-ческой защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

4. духовного общения – эта функция проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогаще-нии и  играет важную роль в духовном развитии членов общества.

 5 функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто не обладает в достаточной степени способностью строить своё поведении в полном соответствии с социальными нормами.

6. сексуально-эротическая функция   реализуется в сексуально эротических потребностях членов семьи семья в этом смысле осуществляет регулирование сексуально эротической направленности поведения членов семьи, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества. [4]

Со времени происходит в содержании и значимости различных функций семьи в зависимости от социальных условий. В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная духовного общения сексуально- эротическая и воспитательная. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях больше чем на хозяйственно материальных.

Выше описанные функции, конечно, не дают гарантированного объяснения жизнедеятельности семьи, но они хотя бы  хоть как то её определяют.

Следует обратить внимание на нарушения функций семьи, которые затрудняют или препятствует  выполнению семьей её функций, и представляют одну из особенностей её жизнедеятельности. Перечислим основные факторы, способствующие нарушению реализации функций семьи:

-  личностные особенности членов семьи (характер, темперамент, ценностные ориентацию и.т.п.),

-  взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимания в семье,

-  определенные условия жизни семьи.

Типы семей.

Среднестатистическая семья:

- семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.

Молодая семья:

- здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.

Вторичная семья:

- это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.

Неполная семья:

- это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.

Многодетная семья:

- где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.

Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить четыре типа брака:

1. доминирующий муж и пассивная жена;

2. доминирующая жена и пассивный муж;

3. открытая борьба или соперничество;

4. изоляция или эмоциональное отчуждение;

5. псевдокооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем времени.

В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:

- обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;

- успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем;

- отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье;

- чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает;

- чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;

- паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность).

СТРУКТУРА СЕМЬИ позволяет определить каким образом распределены обязанности и права между её членами, кто осуществляет руководство, а кто исполнение. С точки зрения структуры можно выделить такие семьи  в которых руководство и организация всех её функций сосредоточены в руках одного её члена семьи(централизованный авторитарный стиль) семь где все члены семьи принимают участи в решении тех или иных проблем( демократическая система отношений)

Наиболее распространенная возрастная структура семей в нашем обществе – это семья, включающая мужа, жену, детей и кого-нибудь из старшего поколения ( бабушку, дедушку).

Семья чаще всего ориентирована на равноправное распределение прав и обязанностей, а так же на равное участие в решении всех семейных проблем.

Нарушения структуры семьи это такие особенности её структуры, которые препятствуют выполнению её функций. Это может быть неравномерное распределение  хозяйственно бытовых обязанностей между супругами, т.к. мешает удовлетворению потребности одного из супругов в  становлении физических сил в удовлетворении духовных потребностей. Ещё одной из причин является семейный конфликт.[5]

1.2.   Проблемы молодой семьи

            Иногда бывает, что та или иная супружеская пара обнаруживает, что брак принес не то, чего от него ожидали. Расхождение между брачными ожиданиями и действительностью может быть различной степени остроты. В одних случаях оно воспринимается болезненно, в других - более или менее хладнокровно, с достаточной долей самообладания и выдержки. Все зависит от социальной и психологической зрелости супругов. Чаще романтические иллюзии характерны для девушек. Известно, что молодая семья сталкивается со многими практическими проблемами: финансовой, жилищной, устройства своего очага, скорого рождения ребенка, необходимости закончить образование, найти более высоко оплачиваемую работу и т.д. К этому можно добавить, что в браке мужчины и женщины имеют различные потребности или же потребности различной силы и интенсивности.

Основные моменты характерные для возникновения и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия:

1. сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов социального статуса. Болезнь близкого и т.п.

2. длительные (хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи.

выделяются еще два типа

1. трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи. Это психические трудности которые возникают на границе смены этапов жизненного цикла, о которых говорилось выше. Такие переходы сопровождаются резким изменением образа жизни.

2. трудности связанные с их суммированием и наложением друг на друга. например, необходимость практического решения проблеме в начале второго этапа  то есть после  появления в семье первого ребенка, завершение образования , освоение профессии, уход за ребенком , первичное обзаведение имуществом ,решение семейной проблемы.

  По источнику возникновения семейные проблемы разделяют на три типа.

1. связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме, адаптация к друг другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи  приводят к кризисам . первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами.

2. Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла - это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребёнка.

3. Ситуационные нарушения - это трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности ( неподготовленность членов семьи тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверен-ность в том что семь может обеспечить безопасное будущее).

Самое главное последствие всех этих нарушений – это неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое в последствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности.

Чувство неудовлетворенности брачными отношениями  само по себе сложно и внутренне противоречиво.

Супружество предполагает определенные требования к поведению и поступкам партнеров, оно ограничивает индивидуальную свободу. Возникновение обид, упреков происходит в силу сложности согласования обязанностей, которые должны быть распределены с учетом возможностей и желаний партнеров.

Многое зависит от того, с какими идеальными представлениями мы вступаем в брак, как мы себе представляем супружеское счастье. Между идеальными представлениями и реальными взаимоотношениями людей всегда были, есть и будут значительные расхождения. Несмотря на всевозможные трудности, которые встречаются в семейной жизни, в конечном счете, брак и семья являются значительными ценностями для каждого человека. «Брак и семейная жизнь представляют самую большую меру подлинной порядочности, любви и близости, которую человек может найти в отношениях с другими людьми».[6]

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность».

Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями между супругами. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак – 20-22 года для девушек и 23-28 – для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского).

Уровень нравственного сознания молодых людей – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости, а также в общении с ними.

Молодые люди, создавая семью, конечно, думают о материальных и жилищных проблемах. По данным многочисленных исследований фактор материальной и жилищной обеспеченности на стабильность семьи непосредственно не влияет. Однако плохие материальные условия жизни часто усиливают конфликтные ситуации, возникающие по другим причинам.

Молодым людям, собирающимся создать семью без прочного материального фундамента, обычно приходится выслушивать немало предостережений и вполне справедливых. И все же создание такой семьи имеет гораздо больше рациональных оснований, чем это представляется тем, кто признает обязательным материальную обеспеченность молодоженов. Как правило, длительный период ухаживания может привести к спаду любовных отношений.

Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей.

Психологическая готовность к созданию семьи – это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности.

От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.

Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность.

Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умение планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют.

Сексуальная воспитанность предполагает усвоение необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, знание того, как беречь свою любовь.

Сексологи, которым приходится сталкиваться со случаями дисгармонии, считают, что многие проблемы супружеских отношений зарождаются именно в начальный период брака, а порой в самую первую ночь после свадьбы. Выходит, что не у всех оправдываются ожидания, не всем приносит радость физическая близость. Существуют семьи, в которых открытие этой страницы супружества приносит немало горестей, а то и конфликтов в отношения любящих.[7]

Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни.

На сегодняшний день ученые установили, что семей без конфликтов практически не бывает, в особенности это относится к молодым семьям. Человек находится в постоянном конфликте даже с самим собой. Конфликты существенно различаются в разных семьях по характеру и частоте, а главное, по умению супругов их разрешать, по культуре поведения в конфликтной ситуации.

Молодые браки  характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Очень важной проблемой молодой семья является жилищное положение. Поскольку при соединении двух личностей необходима уединенность от родственников и друзей. Наличие отдельного жилья позволяет сохранить хрупкий мир супружеских отношений, способствует укреплению брака. Но в наше время множество молодых семей не в состоянии себе обеспечить отдельное жилье, а также уровень заработной платы молодых не всегда позволяет гармонично существовать. Поэтому данная проблема является, пожалуй, самой острой при создании новой семьи, и чтобы брак не распался из-за бытовых неурядиц молодые должны стремиться к приобретению отдельного жилья, что благополучно сказывается и на деторождении.

ГЛАВА 2. Социальная политика в отношении семьи

2.1. Сущность семейной политики

Эмоциональный тон, общность семьи, взаимосвязь всех ее членов – важнейшие составляющие характеристики, на которые обращается внимание при восприятии семьи как объекта социального воздействия.

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.

Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.

Однако, являясь объектом социального воздействия, семья одновременно является и субъектом социализации личности ребенка. В этом случае эффективность воздействия семьи на личность определяется ее воспитательным потенциалом.

Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий, поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей – это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.

Мы рассматриваем семейную политику как составную часть социальной политики, как целенаправленную деятельность государства и других субъектов политики, ориентированную на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие семьи как важнейшего института общества, создание необходимых условий для ее функционирования и успешного выполнения социально значимых функций.

В соответствии с нашим подходом специфика семейной политики заключается в том, что она определяет приоритеты социальной политики и различных ее направлений (экономическая, жилищная, социокультурная, занятости, сфера услуг и др.). "Острие социальной политики государства, — справедливо считает М.С. Мацковский, — должно быть направлено на семью. Социальная политика должна стать семейной". И прежде всего по следующим причинам: в семьях проживает подавляющее большинство населения России; экономические и моральные проблемы общества концентрируются в семье, отражаются на ее жизнедеятельности; семья выполняет исключительную по своей значимости для общества функцию по рождению и воспитанию, социализации детей; наконец, семья берет на себя основную часть забот о престарелых и инвалидах.[8]

Основным правовым актом в нашей стране является Конституция Российской Федерации. В соответствии со статьей Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь свободное развитие человека. В Российской Федерации осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации семья находится под защитой государства. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция государственной семейной политики, в которой одним из положений устанавливается приоритет интересов детей при ее проведении. Введена усовершенствованная система социальных пособий семьям, имеющим детей.

Также приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые регулируют права семьи, права беременных женщин и матерей, права несовершеннолетних.

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации: “Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей” (статья 2).[9]

С помощью семейной политики и на основе фамилистической экспертизы в интересах семьи должны корректироваться принципиальные государственные решения. В конечном счете, практически все решения имеют семейный аспект, связаны с жизнедеятельностью семьи и оказывают на нее определенные воздействия. Учет семейного фактора является обязательным при планировании и оценке федеральных и региональных программ, прогнозировании развития страны. Реализовать эти задачи призвана фамилистическая экспертиза, рассматривающая состояние общества через призму состояния семьи.

Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей включает следующие компоненты:

- наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, также о форме ее оказания;

- дифференциация семей на типы соответственно деформированности  семейных структур;

- разработка программы (соответственно выделяемым в ходе дифферен-циации типам семей) социальных  воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

- вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;

- отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений. (5, стр. 180)

Диагностирование межсемейных отношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик.

При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).[10]

Семейная политика всех цивилизованных государств своей приоритетной задачей считает укрепление института семьи. Однако в современных системах воспитания и образования большинства стран практически отсутствует специальная подготовка к браку и выполнению супружеских обязанностей. Молодые люди вступают в брак, находясь во власти сентиментальных, романтических представлений, не зная правил и закономерностей супружеской жизни. Многие из них потом довольно быстро расходятся.

Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие "благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь".

Следует отметить, что при определении цели семейной политики нередко допускается отождествление цели со средствами ее достижения. В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:

1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеох-ранительной и сексуальной функций.

2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека.

3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.

В соответствии с основными функциями семьи и сферами ее жизнедеятельности выделяются следующие направления государственной семейной политики:

развитие законодательной базы государственной семейной политики;

демографическая политика в отношении семьи;

экономическая политика государства в отношении семьи в условиях перехода к рыночным отношениям;

социокультурная политика в отношении семьи;

развитие социального обслуживания семьи;

государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах;

региональная семейная политика;

взаимодействие государства и неправительственных организаций — субъектов семейной политики;

разработка механизмов реализации социальной политики в отношении семьи на среднесрочный период.

Эти ключевые направления социальной политики в отношении семьи нуждаются в фундаментальном научном анализе и обосновании, основательном подкреплении на уровне социальных технологий.

Развивая новую концепцию семейной политики, необходимо обосновать принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который  является основопо-лагающим в социальной политике. Важно подчеркнуть, что речь идет о создании государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производст-венного, воспитательного и другого потенциала. Переход семьи в позицию субъекта социальной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством.

Основные принципы семейной политики, провозглашенные ООН, за­ключаются в следующем:[11] Семья как важнейшая ячейка общества заслуживает внимания, защи­ты и поддержки со стороны государства независимо от типов семей, много­образия индивидуальных предпочтений и социальных условий. Все семьи вправе рассчитывать на поддержку государства.

Необходимо поощрять права и свободы индивида в семье. Семейная политика должна быть направлена на поощрение равнопра­вия между мужчинами и женщинами в распределении семейных обязанно­стей и закреплять равные их возможности участвовать в трудовой и общест­венной жизни. Все меры семейной политики должны укреплять самостоятельность и независимость семей, обеспечивая помощь семье в выполнении присущих ей функций, не подменяя их государственными структурами.

2.2. Работа с молодой семьей

Современная молодая семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.

Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализа-ции в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежела-ние одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы, неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.[12]

Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий, поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей – это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.

Оказание социально-психологической помощи молодежи, подготовка юношей и девушек к вступлению в брак, поддержка молодой семьи, пропаганда семейных ценностей и традиций – одно из важных направлений реализации государственной молодежной политики в России.

Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей включает следующие компоненты:

- наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, также о форме ее оказания;

- дифференциация семей на типы соответственно деформированности  семейных структур;

- разработка программы (соответственно выделяемым в ходе дифферен-циации типам семей) социальных  воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

- вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;

- отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

Диагностирование межсемейных отношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик.

Для определения наличия в молодой семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.[13]

Экономическая поддержка семьи должна осуществляться путем создания условий для приобретения ею в собственность недвижимости, другого имущества для трудовой деятельности членов семьи, а также получения иных не запрещенных законом источников дохода. В этом случае в семье будут созданы предпосылки для рождения здоровых детей.

При организации работы с молодой семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).

Существует методика работы с молодыми семьями:[14]

1. Указанияэто высказывания о необходимости определенных действий при этом  конкретно и прямо указывается на то, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления , решения проблемы, разрешения конфликта в той или иной семье. Директивы делятся на прямые и парадоксальные. В основе этого деления лежит разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае парадоксальной директивы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Социолог требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены их семей поступят как раз наоборот.

2. Изучение семьи. В основе любой директивы лежит психологический расчет, учитывающий огромный набор фактов. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ее участникам, в процессе изучения может оказывать позитивное воздействие.

3. Воздействие примером. В ходе семейного исследования неожиданно возникает значительное число разнообразных проблем, ситуаций, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из ситуации. При этом “выплывают” проблемные для них аспекты взаимоотношений. Социальный работник же обязан выхватить из потока событий эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как можно их решить.

4.  Семейная дискуссия. В этом случае речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов. Дискуссия преследует многочисленные цели:

4.1) коррекция неправельных представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений. В ходе дискуссии пациенты начинают сомневаться в правильности и незыблемости своих убеждений, которые раньше представлялись им единственно возможным и очевидными;

4.2) обучение членов семьи методам дискуссии. Приведем некоторые правила ведения дискуссии:

а) “цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найти истину”;

б) “дискуссия – не соревнование и не способ выявления того, кто умней”;

в) “цель дискуссии – не прийти к соглашению, а найти истину”;

г) “прежде, чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой”;

4.3) обучение членов семьи объективности. При этом не малую роль играет коррекция семейных взаимоотношений, препятствующих формированию адекватного представления членов семьи по тому или иному вопросу.

5. Обусловленное обобщение. Сюда относятся методические приемы, заключающиеся в том, что в обычные семейные отношения вводится новый элемент. Цель такого введения – дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении.

Диапазон принятых в современном мире подходов к семейной политике достаточно широк: от отказа от всякой политики до сведения ее к одной из функций, исполняемых семьей. В этом отношении выделяется несколько основных групп государств. К первой группе можно отнести страны, сформулировавшие свою политику в отношении семьи и принявшие широкий подход, ориентированный в целом на достижение благополучия семей. Во второй группе — страны, акцентирующие в своей политике внимание на отдельных аспектах жизнедеятельности семьи. Третью группу составляют страны, вообще не определившие своей политики в отношении семьи.

При этом можно выделить такие основные виды мотивации: политика стимулирования уровня рождаемости (совпадает с политикой в области народонаселения); политика, направленная на социальную защиту семей с детьми; "нейтральная" политика, ориентированная на поддержку всех типов семей; гендерная политика, регулирующая взаимоотношения различных полов и рынка рабочей силы.

Проблемы ответственности государства за укрепление и развитие семьи как общественного института, обеспечения прав семей, создания надлежащих условий для их функционирования, выполнения социальных функций получили отражение во многих документах ООН и ее учреждений.

В ООН предпринимаются усилия систематизировать основные положения, касающиеся семьи и содержащиеся в международных документах, разработать Декларацию о правах и ответственности семьи. Для реализации поставленной цели, под эгидой ООН, Венским комитетом неправительственных организаций по вопросам семьи создана рабочая группа "Хартия семьи/права семьи". Ее деятельность способствует формированию и развитию национальных систем семейной политики, выработке программ укрепления семьи, обобщению их международным опытом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы.

На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию – первичной базисной социализации личности ребенка – в силу разного рода причин или социальных дефицитов  структурные, деформация взаимоотно-шений в подсистемах её, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью: внести необходимые  коррективы в её функционирование, т.е. внести изменения.

Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления этого процесса определяется её воспитательным потенциалом.

В весьма напряженной социально-психологической атмосфере, свойственной большинству семей, стали появляться и некоторые положительные тенденции, в частности формируется осознанное желание родителей иметь ребенка незави­симо от материальных условий. Традиционное распределение семейных ролей претерпевает изменения. Более выраженной становится тенденция к равенству и партнерству супругов, к расширению участия несовершеннолетних детей в экономической жизни семьи и принятии решений.

Выполняя функции первичной социализации личности, она выступает в роил субъекта этого процесса и должна пониматься как сложная социальная система, состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, как показало исследование, способствует повышению её воспитательного потенциала.

Однако интересы и возможности семьи реализуются сегодня крайне недоста­точно. Становление полноценной семейной политики в стране осложняют неразвитость законодательной базы семейной политики, стратегий, практичес­ких механизмов и технологий ее реализации; недооценка семейной политики как самостоятельного направления государственной деятельности, прежде всего на федеральном уровне; отсутствие среднесрочной программы стабилизации, ук­репления и развития социального института семьи, соответствующих механиз­мов ее реализации; совокупность объективных и субъективных факторов, сохра­няющих остаточный принцип финансового, материально-технического, кадрового обеспечения политики в отношении семьи.

Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка и реализа­ция стратегий и механизмов, позволяющих активно развивать потенциал семьи на основе совершенствования ее отношений с государством, более полной реализации институциональных прав и потребностей. Семейная политика, до­полняя и углубляя общесоциальные меры, призвана содействовать решению специфических проблем семьи, что имеет особое значение в период проведения реформ.

Таким образом, для благополучного существования молодой семьи необходима социальная работа с ними: оказание психологической и моральной помощи, создание центров поддержки, на уровне государства необходима разработка программ помощи молодым семьям, принятие соответствующих законов, а также всесторонняя помощь как в материальном так и в психологическом плане.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации.

2. Семейный кодекс Российской Федерации.

3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987

4. Антология социальной работы. - М. - Т. 3.,  1999.

5. Борисов В.А, Синельников А.Б. Семья и демографические тенденции. Сер.: Социальная помощь семье и детям. Вып. 2. — М.: НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 2000.

6. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988.

7. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы научной разра­ботки. — М., 1995.

9. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.

10. Нечаева М. Брак. Семья. Закон – М., 1984

11. Нормативно-правовые основы социального обслуживания семьи, женщин и детей: Сборник материалов и нормативных документов. – М.: Институт социальной работы, 1997.

12. Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. – М.: Мол. Гвардия, 2003.

13. Российское семейное право: Учебник /Под ред. А. В. Рисенцева. –М., 2002.

14. Сатир В. Как строить себя и свою семью. Заметки психолога. – М.: Педагогика-Пресс, 1992

15. Семья в России. — М.: НИИ семьи, 1998. — № 1.

16. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям: Научно-методическое пособие. – М.: Институт социальной работы, 1997.

17. Справочное пособие по социальной работе /Под. Ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.

18. Социальная работа с семьей/ Под. Ред. Т.В. Шеляг. – М.:Институт социальной работы,  1995.

19. Социальная работа с семьей/ Под. Ред. Е.И. Холостовой. – Москва-Тула: Институт социальной работы,  1996.

20. Теория и практика социальной работы/ Е. Н. Барябина, М. Э. Ерютина, В. Шеляг Т.В. //Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. /Под. Ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1997.

21. Шуман С.Г., Шуман В.П. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. – Мн.: Университетское, 2002.

22. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000.


[1] Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987

[2] Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988.

[3] Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000.

[4] Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. – М., 2000. С. 145.

[5] Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. – М.: Мол. Гвардия, 2003.

[6] Борисов В.А, Синельников А.Б. Семья и демографические тенденции. Сер.: Социальная помощь семье и детям. Вып. 2. — М.: НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 2000.

[7] Социальная работа с семьей/ Под. Ред. Т.В. Шеляг. – М.:Институт социальной работы,  1995.

[8] Шуман С.Г., Шуман В.П. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. – Мн.: Университетское, 2002.

[9] Семейный кодекс Российской Федерации.

[10] Социальная работа с семьей/ Под. Ред. Е.И. Холостовой. – Москва-Тула: Институт социальной работы,  1996.

[11] Дармодехин С.В. Основные направления государственной семейной политики. Национальны план действий в отношении семьи на среднесрочный период. Научный проект. — М., 1996.

[12] Шуман С.Г., Шуман В.П. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. – Мн.: Университетское, 2002.

[13] Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. – М., 2000.

[14] Социальная работа с семьей/ Под. Ред. Т.В. Шеляг. – М.:Институт социальной работы,  1995.

Похожие работы на - Теория социальной работы с молодой семьей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!