Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,74 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания старших дошкольников

1.1. Понятие и проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе

1.2. Специфика и содержание нравственного воспитания

1.3. Средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Вывод

Глава 2. Опыт и методика нравственного воспитания через сюжетно-ролевую игру

2.1. Уровень нравственной сформированности у детей старшего дошкольного возраста

2.2. Комплекс сюжетно-ролевых игр по нравственному воспитанию

Вывод

Заключение

Список использованной литературы






Введение

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как,  будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Одним из самых важных и распространенных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра ( т.к. именно игровая деятельность является ведущим видом деятельности у детей данного возраста).

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда  постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.

Цель работы:  анализ и рассмотрение сюжетно-ролевой игры как фактора развития нравственности детей дошкольного возраста (именно в этом возрасте игра является преобладающим видом деятельности, именно в этом возрасте реализуется задача развития творческих способностей).

Для решения поставленной цели, в процессе её выполнения реализовывались следующие задачи:

1) анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2) выявление важности процесса игры как основы развития творческих способностей;

3) анализ состояния проблемы в теории;

4) выявить уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста;

5) составление перечня методов и приемов педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры младших дошкольников;

6) подобрать и экспериментально апробировать сюжетно-ролевую игру в нравственном воспитании детей.

В целях соответствия представленной работы её целям и задачам композиционно она составлена из двух частей:

1. теоретическая часть (описание проблемы нравственного воспитания, определение её важности для развития ребёнка);

2. практическая часть (предложение перечня методов и приемов развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников). 

Объектом исследования является процесс нравственного воспитания.

Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания.

Гипотеза: если в системе использовать разные сюжетно-ролевые игры нравственного содержания воспитания дошкольников, то повысится уровень нравственной воспитанности.

Глава 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания старших дошкольников

1.1.Понятие и проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе

 "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". [18].

 Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

 Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

 Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

 Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

 Для реализации необходима программа нравственного воспитания школьников, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.

 Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.

 В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.

 Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она не в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, в беседу должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы [9].

 Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

 Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.

 Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни детской личности.

 Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

 Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

 Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

 Для того чтобы объективно оценить состояние проблем нравственного воспитания на современном этапе, необходимо провести четкий анализ мероприятий, неоднократно на практике проводить различные беседы и дискуссии, но уже на данный момент результатов исследования можно с уверенностью сказать, на сколько велико значение этой проблемы, что в школе и детском саду необходимы специальные дополнительные занятия, систематизирующие и углубляющие представления младших школьников и дошкольников.










1.2. Специфика и содержание нравственного воспитания

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как,  будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца [2].

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием [4].

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения с взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости [11].

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.

Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника [5].










1.3. Средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.

Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.

Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.

Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых. Например, двухлетний ребенок лепит с мамой, бабушкой пирожки; папе он может подержать молоток и т. п. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества, доверия, взаимопонимания. Но для малыша труд является еще игрой [6].

В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным, беспорядочным, без учета возраста ребенка, чтением детских книг, преждевременным обучением грамоте, просмотром телепередач.

Родителям понятна бывает необходимость объяснить ребенку, особенно младшего дошкольного возраста, некоторые процессы бытовой деятельности (подготовка к еде, сну и т. п.), в то время как игра не осознается ими в должной мере.

Не всегда представляют родители и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках, коробках, тумбочках. Не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек.

Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных и дорогих. Этим они думают доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.

Одним из недостатков семейного воспитания является стремление родителей покупать игрушки детям в зависимости от того, кто у них сын или дочь. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор. Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные, двигательные, строительные наборы, дидактические, игрушки-забавы, полу готовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку.

От взрослых зависит, как ребенок обращается с сюжетно-образными игрушками; являются ли они партнерами в его играх или малыш остается к ним равнодушен.

Интерес к познанию неизвестного, развитые мышление и речь, творческий подход к окружающему – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.

Всего этого трудно (а может быть, даже невозможно) достичь скучными и утомительными для ребенка «домашними уроками». Куда лучше организовать игры-занятия, которые ребенка увлекут, будут для него интересными. Они могут быть достаточно сложными и длительными – но все-таки «дошкольными».

Задания этого раздела весьма серьезны по своему содержанию, но они даны в форме дидактических игр. Они направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребенка. Акцент сделан на обучение планированию и последовательному проведению намеченного плана в жизнь, на формирование целенаправленного поведения. В развитии мышления старшего дошкольника все большую роль начинает играть речь. Поэтому среди игр, адресованных этому возрасту, много чисто словесных. Некоторые из них специально направлены на развитие логического мышления, которое интенсивно формируется к концу дошкольного детства.

Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, что ребенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее, если родителям удастся создать у него уверенность в себе, в своих силах. А для этого главное – отмечать его достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение. Насильственное вмешательство в нее взрослого лишает малыша и радости от игры, и интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых в играх младших дошкольников даже необходимо, так как они не умеют еще использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. Так что в этом случае нужен показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в пока еще примитивных играх: посоветовать поделиться или поменяться игрушками и т. п. Желательно участие взрослых в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др.), так как организаторские возможности младших дошкольников незначительны.

Игры детей среднего и старшего дошкольного возраста уже не требуют участия взрослых, но нельзя совсем не обращать внимания на то, во что и как играют дети [3].

Как относиться к играм детей, в которых они отображают негативные явления окружающей жизни, например играм в «войну», в «пьяных», в «милиционеров и жуликов» и т. п.? Дело тут не в детской испорченности, как иногда думают взрослые, а в том, что игры с подобными сюжетами позволяют ребенку бегать, проявлять ловкость, смелость, переживать острое чувство опасности. Так же дошкольники любят слушать «страшные» истории, именно потому, что, сопереживая, они испытывают те сильные чувства, которые в обыденной жизни им испытывать не приходиться. Следовательно, нужно переключать детей на игры, которые дали бы им возможность проявить смелость, ловкость, находчивость, пережить радость победы. Это, прежде всего игры соревновательного характера. Такими являются большинство народных подвижных игр. Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

Для дошкольников наиболее предпочтительны игры, направленные на развитие следующих познавательных процессов:

-   мышления;

-   логического мышления;

-   внимания;

-   воображения;

-   памяти.
















Вывод

Под моралью понимают исторические сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношения к обществу, труду, людям. Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других – для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

        Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства – это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

         В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникающие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

       Все перечисленные выше качества должны формироваться у ребенка с раннего детства. Поэтому, нравственным воспитанием детей должны в первую очередь начинать заниматься родители, потом воспитатели дошкольных учреждений, а уже после этого, школьные педагоги. Как уже не раз говорилось, ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Игра – понятие многогранное, и нельзя говорить о ней как о средстве воспитания и формирования лишь каких определенных качеств. Игра способна привнести многое при правильном ее использовании в процессе воспитания подрастающего поколения. Поэтому далее игра будет нами рассмотрена как основное средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

















Глава 2. Опыт и методика нравственного воспитания через сюжетно-ролевую игру

2.1. Уровень нравственной сформированности у детей старшего дошкольного возраста

Как узнать, достиг цели воспитательный процесс в целом или отдельный его этап? Естественно, для этого нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Также дело обстоит и с выявлением уровня нравственной сформированности у детей. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами процесса нравственного воспитания понимается достигнутый личностью или коллективом уровень нравственной воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, но может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика – оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня нравственной воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляют с исходными (начальными) характеристиками нравственной воспитанности ребенка или коллектива, разница между начальными и конечными результатами определяет эффективность процесса воспитания вообще, а нравственного воспитания в частности [14].

           Среди наиболее часто применяемых на практике методов диагностики нравственной воспитанности – прямые вопросы типа: «Что такое честность?», «Зачем людям нравственность?» и т.п. Ответы на них помогают воспитателю и самому воспитаннику лучше разобраться в различных качествах, осмыслить их.

           Диагностическое значение имеет и позиция «умолчания», характеризующая стремление части воспитанников оставаться в тени, уклоняться от прямых ответов на поставленные вопросы или отказываться от участия в игре на определенную тематику, занимать нейтральную или примиренческую позицию.

         Внутренняя позиция и ребенка, и взрослого обнажается в поведении. Как он воспитан, так он и действует.

         В последнее десятилетие передовая педагогическая практика тяготеет к созданию сюжетно-ролевых ситуаций и игр, направленных не только на формирование нравственности, например, а искусственно создаются такие ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, и, следовательно, правильно построить воспитательный процесс. Например, ребятам предлагается самим распределить обязанности дежурства или решить, кто достоин получить награду, а кто нет. В такого рода ситуациях выявляется у уровень нравственной сформированности ребенка, и его внутренняя позиция.

         Следует всегда помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена  общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, их вызвавшим, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности. Известно, что иногда даже гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены далеко не лучшими побуждениями. В других условиях, при иных обстоятельствах поведение могло бы измениться.






2.2. Комплекс сюжетно-ролевых игр по нравственному воспитанию

Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том, главенствующее значение отводится сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности.

В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.

Ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых.

Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

По мере того, как ребенок растет, меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. Взрослые, могут выступать в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуя коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так, например, игра в “дочки-матери” в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры.

Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. В игре расширяется жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания.

Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные игры), эстетическое (музыкальные игры), умственное (дидактические и сюжетные игры). Многие из них, в то же время, способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др. игры).

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

  Игра - важное средство самовыражения детей, проба сил, социально - педагогическая форма детской жизни. Игры существуют разные: подвижные, дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые и др. Игра - это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

  Д.Б. Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры - роль, которую берет на себя ребенок [19;20]. С ролью связаны игровые действия. Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности людей, знакомство с их профессиями. Выбор игровых сюжетов должен представлять интерес для учащихся, учитывать их интеллектуальные возможности, психофизическое состояние.

Схема сюжетно-ролевой игры:

                                Сюжетно-ролевая игра

                      Роль                                        Правила

                                 Игровые действия

  В игре ребенок учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для работы с детьми младшего школьного возраста. Ученик подчиняет свою эмоционально-волевую сферу правилам игры, у него формируются правильные движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Сюжетно-ролевая игра «Мы – артисты»

  Цель игры: воздействовать на чувства детей, вызвать у них стремление подражать конкретному герою сказки. Формировать представления о добре и зле, о том, что зло наказывается. Формирование сравнительной и обобщенной оценки образов. Познакомить с профессиями людей, которые работают в театре (кассир, продавец, гардеробщица, артисты).

План игры:

1. Беседа о русских народных сказках

Вопросы:

а) Какие сказки вы знаете?

б) Какие сказки мы с вами читали?

в) Чему учат сказки (добру, добрым поступкам) ?

г) Что происходит со злом (наказывают)

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Загадка о колобке:

«Не лежалось на окошке,

Побежал он по дорожке»

Вопросы:

б) Какой колобок (добрый, веселый, жизнерадостный, румяный)?

в) Какая лиса (хитрая, обманчивая)?

г) Как бы наказали лису вы?

3. Экскурсия в театр «Теремок» (на волшебном поезде)

Исполнение песенки «Мы едем, едем, едем»

Знакомство с театром (беседа о поведении в театре)

Экскурсоводы: девочки старших классов. Они помогают знакомиться с работой и понятиями

а) кассы (профессией кассира)

б) киоска (профессией продавца)

в) кафе (профессией продавца)

г) зрительный зал (зрители)

д) сцена (выступают артисты)

4. Музыкальная сказка «Теремок» (беседа о поведении артистов на сцене)

Загадки:

а) Длиннохвостенькая, серенькая крошка, боится кошки

б) Длинноухий, длинноногий, скачет быстро по дороге. Всех боится побегайчик. Отгадай, кто он?

в) Я зеленая квакушка, ква-ква. А зовут меня - …

г) Кто цыпляток очень любит? Волку серому сестрица. Это хитрая - …

д) Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает?

Какая сказка:

«Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов!»

В игре ученики исполняют следующие роли: зайчик, лиса, медведь, мышка, лягушка.

5. Анализ игры

Чем занимались сегодня?

а) О чем беседовали в начале?

б) Куда ездили на экскурсию?

в) Кем были в театре?

Тут и сказке конец, а кто показал ее – молодец!

Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, д.В. Менджерицкой [1].

Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого. Они раскрыли три направления руководства:

· приемы, направленные на формирование игры;

· приемы, связанные с формированием инициативы и творчества;

· приемы, направленные на формирование взаимоотношений.

Вышеназванные авторы выделяют следующие этапы руководства игрой:

· подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);

· основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);

· участие в игре (совет, напоминание и т.д.).

Среди авторов современных педагогических технологий выделяются несколько: Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.Ф. Тарловская, В.Я. Воронцова, С.И. Щербакова и т.д.

Для многих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут.

Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре.

Используются такие термины «руководство»,  «формирование», «управление» игрой (Н.Я. Михайленко). «Руководство игрой»-тип педагогического воздействия на направленный на передачу детям способов игровой деятельности.

«Управление» – косвенные методы воздействия на игру.

«Руководство»  - включение взрослого в процесс игры, участие в детском игровом творчестве.

Н.Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры от раннего до старшего дошкольного возраста.

Технология игры изложена в монографии: «Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект» под ред. Подъякова. Михайленко Н.Я. М. 1987 г./»Дошкольное воспитание».

  Формирование ролевого поведения детей (2,5 – 4,5) в игре. Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события). Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель – врач, ребенок – больной). Группа педагогов-исследователей под руководством Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года). Комплексный метод включает следующие компоненты:

· планомерное обогащение жизненного опыта;

· совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;

· своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;

· активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода. Н.Н. Палагина является автором педагогических технологий творческих игр младших дошкольников. Она предлагает моделировать на игрушках то, что происходит в окружающей ребенка жизни, придавать игрушкам, предметам несвойственные им качества.

На 3-ем году жизни игра может развиваться за счет словесных форм воображения. Это доступно детям этого возраста. Н.Ф. Тарловская  являясь автором педагогических технологий сюжетно-ролевых игр изложенной в программе «Радуга». Для третьего года жизни автором предложены игры способствующие облегчению адаптации детей к дошкольному учреждению.

Основная линия руководства играми в этом возрасте определяется Тарловской как побуждение детей к постановке игровых целей. Для этого предлагается вначале использовать игры, где игровые действия воспитателя направлены на детей, затем игровые действия детей направлены на воспитателя, потом на игрушки. Далее автор предлагает готовить детей к принятию роли на примере последовательности.

На 4-ом году жизни Н.Ф. Тарловская предлагает продолжать педагогическую работу по подготовке детей к принятию ролей , ролевому взаимодействию.

Два способа подготовки детей к принятию ролей:

· организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослыми;

· эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру детей.

Путем внесения новых атрибутов в игру детей, можно обогатить ролевое поведение. Можно использовать прием «параллельная игра – роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать детей вступить в параллельную игру.

Для подготовки детей к ролевому взаимодействию Тарловская предлагает использовать образцы содержательных ролевых диалогов, где игровые действия сведены до минимума или исключены вообще.

Т.М. Бабунова создала методическое пособие по организации игровой деятельности в ДОУ, обобщив позиции многих специалистов по данной проблеме. Позиция воспитателя при руководстве игрой по мнению Бабуновой включает коммуникативные умения. Взрослый может быть  инициатором, организатором игры.

Для детей 3-4-го года жизни методист предлагает следующие приемы руководства:

1. обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности;

2. исполнение воспитателем главной роли;

3. организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;

4. внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

5. сюрпризное появление игрушки;

6. создание воображаемой ситуации;

8. обновление игровых уголков;

9. введение игрового тренинга, правил поведения;

10.   разыгрывание воображаемой ситуации;

11.   внесение образных игрушек.


Вывод

Таким образом, проследив развитие теорий об игровой деятельности ребенка в педагогике, игровые теории современной педагогики, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, игровая деятельность является основой развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.

И, наконец, в-четвертых, грамотное использование сюжетно-ролевых игр, именно в младшем школьном возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы и послужит основным средством процесса нравственного воспитания.


 



Заключение

 Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

 Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

 Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

Касательно детей старшего дошкольного возраста, здесь можно говорить о ведущей роли игры как основного вида деятельности, а именно о сюжетно- ролевой игре, в процессе которой можно лучшим образом реализовать содержание нравственного воспитания.

Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.

Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.

Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией  этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.

Нами опытно и экспериментально был разработан и апробирован комплекс игр, направленных на воспитание и развитие нравственных качеств детей. По мере проведения эксперимента ( на базе старшей группы детского сада) можно было сделать выводы, что сюжетно- ролевые игры действительно способствуют решению ряда поставленных задач в высшей степени, что обуславливает полное подтверждение поставленной нами гипотезы.

Надо найти золотую середину, чтобы с одной стороны, помочь ребенку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудными и долгими упражнениями не отбить желания учиться.

Дошкольное воспитание и обучение являются частью системы образования. Одна из задач дошкольного воспитания – подготовка детей к школе. Воспитатель в детском саду только совместно с родителями может подготовить ребенка к новой ступеньке его жизни: культура еды, общения и взаимоотношений, культура речи, трудолюбие, умение слушать музыку и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы – все это имеет большое значения не только для обучения в школе, но и для всей последующей жизни. Необходимо отметить, что все перечисленные проблемы вполне успешно решаются по средством ролевой игры.



Список использованной литературы

1.   Агаева Е., Брофман В., Булычева А., Веракса Н., Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Играем каждый день. Школа дошкольника. // Семья и школа. 1991, №8.

2.   Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание. 1973.

3.   Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение. 1987.

4.   Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.

5.   Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. – М., 1972.

6.   Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя.» Харьков: Фолио, 1997.

7.   Белова Е. Размышления перед школой. // Дошкольное воспитание. 1994, №8.

8.   Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. –М, 1968.

9.   Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа. – М., 1994.

10.   Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно: (развитие творческих способностей детей) – М., 1992.

11.   Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада /Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989.

12.   Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

13.   Зворыгина Е.В.. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988.

14.   Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1983.

15.   Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.

16.   Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье. – М., 1979.

17.   Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М., 1980.

18.   Нравственное воспитание детей /Свадковский И.Ф.; АПН РСФСР.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-179с.

19.   Эльконин Д.Б.. Психология игры. М., 1978.

20.   Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение 1989. 


Похожие работы на - Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!