Сущность предпринимательства и его социально-экономическая роль
Содержание
С.
Введение 3
Глава 1. Сущность предпринимательства 4
1.1. Понятие предпринимательства 4
1.2.
Виды и формы предпринимательства 6
1.3. Функции и
характеристики предпринимательства 10
Глава 2. Предпринимательская функция
экономического развития России 14
2.1. Фундаментальная роль предпринимательства
в экономике России 14
2.2. Роль предпринимательства в улучшении
финансово-экономического положения России 16
2.3. Формирование предпринимательской структуры
экономического
развития России
19
Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства
и ее совершенствование 22
3.1. Направления и формы государственной
поддержки предпринимательства 22
3.2. Совершенствование государственной политики
поддержки
предпринимательства
28
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36
Введение
Предпринимательство есть неотъемлемая часть рыночной экономики. В период
господства советской системы хозяйствования предпринимательство казалось
россиянам связанным с чисто капиталистической формой хозяйствования, он
воспринимался как торгашеская деятельность, не приличествующая честным людям и
основанная на обмане, на присвоении результатов чужого труда.
Понадобились годы экономических
реформ в России, практического перехода к рыночным методам хозяйствования,
беспристрастного изучения опыта развитых в экономическом отношении стран,
чтобы понять, что бизнес — это дело, а бизнесмены – деловые люди. Постепенно в
российский бизнес вовлекается все больше и больше граждан, приобщаются к нему
и дети. Над предпринимательством больше не висит печать чего-то
предосудительного, запретного. Более того, предпринимательство все больше
привлекает не только как временное увлечение, а как постоянное занятие, как
работа, как вид деятельности, как способ получения доходов.
Рыночная экономика – это, прежде всего экономика свободного
предпринимательства, то есть широкого распространения бизнеса. Поэтому
продвижение России к рыночным формам и методам хозяйствования неизбежно связано
с увеличением масштабов вовлечения людей в бизнес. Продуктивный бизнес,
обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей, запросов человека,
общественно полезен, способствует увеличению количества и разнообразия товаров
и услуг.
Не претендуя на всю полноту исследования развития отечественного
предпринимательства, автором настоящей работы ставится более скромная задача –
показать развитие и состояние предпринимательства в современной России, его
социально-экономическую роль, ибо эти знания могут помочь нам через
переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь и возможно избежать некоторых
ошибок.
Глава 1. Сущность предпринимательства
1.1. Понятие предпринимательства
Бизнес
(предпринимательство) часто определяют как деятельность, направленную на
извлечение прибыли.
В качестве толкования термина приведем следующее определение: бизнес –
это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную
ответственность деятельность отдельных граждан и объединений граждан,
направленная на получение прибыли или экономической прибыли.[1]
В большинстве определений подчеркивается, что предпринимательство – это
деятельность частных лиц и организаций, то есть предпринимательство основано на
частной, негосударственной собственности на факторы производства. При этом все
же не следует отрицать наличие государственного предпринимательства.
Наряду с перечисленными главными свойствами
предпринимательству присущи и такие признаки, как инициатива, динамичность,
поиск. Предпринимательство требует высокого уровня самостоятельности и
ответственности. Необходимым условием ведения бизнеса является и свобода выбора
экономических действий при наличии их разнообразия. И конечно,
предпринимательству присуща неизбежность риска, угроза потерь из-за высокой
степени неопределенности.
Роль предпринимательства очень важна в условиях
современной рыночной экономики. Ведь сам переход российской экономики к
рыночным отношениям напрямую связан с развитием предпринимательства, которое
является неотъемлемой составной частью экономической системы, ее функционирования,
признаком рынка. Именно поэтому современная экономическая наука в числе основных
факторов производства вместе с землей, трудом и капиталом выделяет предпринимательство.
Поэтому данные выше определения термина «бизнес» вполне подходят в качестве
дефиниций понятия «предпринимательство».
Предпринимательство, в широком смысле – самостоятельная деятельность
людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое
приносит доход.[2]
На сегодняшний день
в мире не существует общепринятого определения предпринимательства.
Американские специалисты Роберт Хизрич и Майкл Питерс определяют
предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает
стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все
необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и
социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым[3].
Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным
предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично
занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение
необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением
является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и
чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным
предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск
потерь в случае банкротства его предприятия»[4].
Отметим, что предпринимательство не есть какой-то особый вид хозяйствования
— ведь практически любая экономическая деятельность может быть предпринимательской.
Возможно и государственное предпринимательство (что на первый взгляд не
согласуется с приведенными выше определениями), а не только частное, хотя многие
экономисты считают бизнес присущим лишь частным предприятиям. Но ведь и на
частных предприятиях вовлекается в дело государственный капитал, например для
выполнения государственного заказа на выпуск конкретных товаров, изделий.
Итак, и бизнес, и предпринимательство
есть хозяйственное дело и деловые отношения между его участниками. Как
предпринимательство, так и бизнес – это самостоятельная, инициативная,
осуществляемая на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность любая
деятельность отдельных граждан или групп граждан, направленная главным образом
на получение экономической выгоды в форме прибыли или в иной форме.[5]
Вникнув в это развернутое определение, легко
заметить, что в бизнесе есть две стороны: приятная и неприятная. Приятная – это
возможность получать доход и прибыль, иметь экономическую выгоду. Неприятная
сторона заключена в том, что весь груз забот, усилий, ответственности, риска
за исход затеянного дела ложится на плечи предпринимателя. Есть угроза не
только ничего не приобрести и выгоду не получить, но даже потерять то, что
имеешь.
1.2. Виды и формы предпринимательства
Все многообразие предпринимательской деятельности
может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам
собственности, количеству собственников, организационно-правовым и
организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и
др. Рассмотрим некоторые из них.
По виду, или назначению, предпринимательскую деятельность можно
подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и
др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.
По формам собственности имущество предприятия может быть частным,
государственным, муниципальным, а также находиться в собственности
общественных объединений (организаций). При этом, государство не может
устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в
осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в
частной, государственной, муниципальной собственности или в собственности
общественных объединений (организаций).
По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть
индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве
собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному
предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким
субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без
определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение
имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по
соглашению всех собственников.
В числе организационно-правовых форм
предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы. К основным
организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации,
консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги.
Производственное предпринимательство можно назвать
ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство
продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные
ценности.
В условиях перехода к рыночной экономике эта сфера
деятельности претерпела наибольшие негативные изменения:[6]
распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение,
упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансовое положение предприятий.
Вследствие этого широкому развитию производственного предпринимательства,
особенно в сфере малого бизнеса, в ближайшие годы предстоит уделить наибольшее
внимание.
Состав производственного предпринимательства
наглядно представлен в приложении 1.
Коммерческое предпринимательство характеризуется,
прежде всего, тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные,
торгово-обменные операции. Они выражают основное содержание коммерческого
предпринимательства. Суть этого вида предпринимательства представляют
операции и сделки по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг.[7]
К числу особых видов коммерческого предпринимательства
относится финансовое (финансово-кредитное), где объектом купли-продажи является
весьма специфический товар — деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях данного
вида предпринимательства деньги и ценные бумаги служат основным объектом
товарно-денежных отношений, превращая их в денежно-денежные, валютно-денежные.
По сути, мы имеем дело с продажей одних денег за другие в прямой или косвенной
форме.[8]
В последние десятилетия во всех развитых странах мира выделяется,
обособляется самостоятельный вид предпринимательства – консультативный
(консалтинг). Консалтинг выделен статистикой в отдельную отрасль. В США в этой
отрасли занято около 700 тыс. человек, а годовой объем услуг составляет порядка
50 млрд долл[9].
Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение не только в
экономически развитых, но и в развивающихся странах не принимается без
использования консультантов.
В России в настоящее время насчитывается несколько
сотен частных консалтинговых фирм (для сравнения: в небольшой Голландии их
насчитывается более 2000).[10]
Сопоставляя уровень его развития в нашей стране и в других экономически
развитых странах, можно сделать вывод, что в ближайшие годы этому виду
предпринимательской деятельности предстоит стремительное развитие в России.
Любая предпринимательская деятельность
осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Выбор
формы зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в
основном определяется объективными условиями:
сферой деятельности;
наличием денежных средств;
достоинством тех или иных форм предприятий;
состоянием рынка.
Форма предпринимательства — это система норм, определяющая внутренние
отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого
предприятия с другими предприятиями и государственными органами — с другой.[11]
Существуют следующие основные формы предпринимательства:
индивидуальные,
коллективные,
корпоративные.
Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на
малые и средние; крупномасштабные. Индивидуальные формы без образования
юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному индивидуальному
предпринимательству. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного
имущества. Риск распространяется на все его достояние. В целом индивидуальное
предпринимательство занимает незначительное место в производственном секторе.
Оно базируется главным образом на ручном труде и универсальных малопродуктивных
средствах производства и в недостаточной степени использует научно-технический
прогресс.
1.3. Функции и характеристики предпринимательства
Предпринимательство
выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный
этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности,
впоследствии принимающей материализованную форму.
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя
предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю
свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этих
взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского
процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности
предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной
(положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется
потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной
товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности
никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания,
оценки потребителя.
У
предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного пути
воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами.
Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан
действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами
потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать
новые покупательские потребности.
Таким
образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать»
потребителя, создать круг собственных потребителей.
Цель предпринимателя — получение нормальной (покрытие
полных вмененных издержек) и экономической прибыли. Вмененные издержки
предпринимателя — процент на капитал, вознаграждение предпринимателя за труд
по управлению предприятием, т.е. за «его дополнительные усилия для того, чтобы
заработать побольше денег для собственного блага и блага своих семей» (Я.
Корнай, Ж.Б. Сей, Д.С. Милль, Сениор, А. Маршалл). Современные экономисты
рассматривают этот элемент предпринимательского дохода как вознаграждение
предпринимателя за особые функции в производстве, которые не могут быть
отнесены ни к одному из 3-х факторов — труду, капиталу, земле. Плата за риск —
это часть дохода, имеющая экономической основой эффект правильной оценки
степени риска, т.е. будущей неопределенной экономической ситуации (Ф. Найт). Но
предприниматель должен получить и экономическую прибыль как эффект использования
передовых технологий.
Следует отметитъ, что помимо указанных элементов
предпринимательского дохода (прибыли) вознаграждение предпринимателя, по А.
Караянису, включает также и нематериальные вещи — свободу контролировать
других и чувство «выполнения своих идей и нечто своего собственного».[12]
Предпринимательство
как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли
(предпринимательского дохода), предполагает:
1) осуществление непосредственных производительных
функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например,
машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма или
конструкторское бюро);
2)
осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с
продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно
приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.
Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с
одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской
деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и
качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере
материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой
стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на
практике не носит действительно приоритетного характера — общество
способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е.
посредничества. Почему? Прежде всего, потому, что уровень и качество жизни,
удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня
развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация
торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и
т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного
назначения.
Но такое общественное
восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной
причиной. Главное заключается в другом – посредническая предпринимательская
деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:
1) к увеличению производительности
труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации;
2) к
ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;
3) к
насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию
непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей
(поскольку посредник специализируется главным образом на изучении
потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции,
потребительский интерес к которой он уже выявил; любую продукцию, производимую
непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).
Предпринимательская
активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки
экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки
зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего,
поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом
производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к
потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем
и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит,
повышает прибыльность производства.
Экономические выгоды существования предпринимательства:
1. Увеличение кривой производственных возможностей
(КПВ) или изменение ее наклона.
2. Создание новых продуктов.
3. Помощь экономике в достижении равновесия (в соединении
с другими факторами равновесия).
4. Минимизация Х-неэффективности, связанной, по X.
Лейбенстайну, с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата,
ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще.[13]
В целом функции предпринимательства представлены в
приложении 2.
Глава 2. Предпринимательская функция экономического
развития России
2.1. Фундаментальная роль предпринимательства в
экономике России
Если оценить значение предпринимательской функции в экономических
системах, исходя из потребностей экономического реформирования России, то
можно выявить некоторые ее новые, важные содержательные стороны, позволяющие
подойти к выводу о фундаментальном влиянии предпринимательства на структуру,
механизм, другие важные атрибуты современной российской экономики.[14]
Предпринимательская функция в специфических условиях
России приобретает ряд общеэкономических признаков и свойств, определяющих ее
универсальное, интегральное и системореформирующее значение в построении
эффективной структуры российской экономики, осуществляющей переход к рынку.
Универсальность, как общее свойство предпринимательства,
наполняется новым содержанием, поскольку она соединяет в единое целое
разнородные структурные образования, принадлежащие к различным формам собственности
(частная, коллективная, государственная), обладающим различным набором
способов, форм и методов ведения хозяйства.
Предпринимательство, будучи универсальным явлением получает особый
социально-экономический статус в условиях рыночного хозяйства.
На ранних этапах формирования и развития рыночной экономики
предприниматели выступают инициаторами укрепления и вызревания рыночных
отношений. На более поздней стадии развитой рынок сам способствует качественному
и количественному росту предпринимательства.
Основополагающее значение предпринимательства в формировании рыночной
экономики России определяется тем, что оно «берет на себя» выполнение
общественно значимой функции – ускорение вызревания рыночных отношении,
выступая пионером, зачинщиком, катализатором процесса создания новых товаров и
услуг, удовлетворяющих многообразные потребности населения страны, прокладывая
новые рыночные инфраструктурные каналы снабжения и сбыта.
Системоформирующая роль предпринимательства в современной экономической
системе России определяется тем, что оно оказывает глубокое и всестороннее
воздействие на весь экономический строй, экономические структуры,
межотраслевые, отраслевые, межрегиональные и региональные комплексы.
Предпринимательский аспект изучения истории дает возможность
интегрировать социально-экономический опыт страны, будь-то дооктябрьский или
послеоктябрьский этапы, в том числе «перестроечный» период. Ведь
предпринимательские подходы решения крупных общероссийских проблем имеют
непреходящую ценность, вне зависимости от конкретной исторической
социально-политической обстановки.
На каждом новом этапе социально-экономического развития
страны такого рода опыт не зачеркивается и не противопоставляется конъюнктурной
экономической ситуации. Тем самым не создается иллюзии необходимости изменения
общественно-экономической ситуации путем ее слома, переделки и перестройки, то
есть революционным способом. Более предметно и доказательно утверждаются
ценности эволюционного пути развития, опирающегося на фундаментальные ценности,
среди которых достойное место занимает предприимчивость, выразителями и носителями
которой являются как российские промышленники, предприниматели, так и
российское государство — инициатор и организатор крупных предпринимательских
начинаний и проектов планомерной предпринимательско-хозяйственной деятельности,
имеющей общенациональное значение.
Предпринимательство способно объединить в единое целое разнообразные
комбинированные структуры экономики (чисто государственные, чисто рыночные,
государственно-рыночные, корпоративно-государственные и т.д.), обеспечивая
единство цели — построение конкурентоспособной экономики и способов ее
реализации на практике, в широко и повседневно осуществляемой
предпринимательско-хозяйственной деятельности на всех уровнях.
В этом его неоспоримое преимущество.
Переход экономики предпринимательства к предпринимательской экономике, когда
экономика и предпринимательство формируются и развиваются как единая система —
закономерный этап.
Он связан с трансформацией роли предпринимательства как отдельного, так
называемого «предпринимательского сектора» экономики в качественно новое состояние,
когда предпринимательство становится универсальной, интегральной
системообразующей основой экономического развития России.
Следовательно, можно говорить о том, что появились
первые признаки формирования предпринимательской экономики России, использующей
достижения и учитывающей просчеты «рыночной» и «переходной» моделей
экономического развития страны.
2.2. Роль предпринимательства улучшении финансово-экономического
положения России
В последние годы в экономике России были достигнуты
некоторые позитивные результаты, выражающиеся в приостановке спада и росте
валового внутреннего продукта (ВВП), снижении темпов инфляции, проведении
институциональных преобразований, которые, однако, были несколько переоценены
экономистами-аналитиками.
Положительные сдвиги в экономическом развитии России по большей мере
носили конъюнктурный, неустойчивый характер. За конъюнктурным улучшением
некоторых макроэкономических показателей не была замечена главная особенность
— отсутствие системных, а не частных позитивных преобразований.
О состоянии дел в бизнесе можно судить по данным опроса 180 предприятий
всех отраслей и регионов РФ (ноябрь 2002 – февраль 2003).[15]
О увеличении производства в октябре 2002 г. по сравнению с прошлым месяцем,
сообщили 30% руководителей предприятий, 19% отметили сохранение прежних объемов
выпуска и около 51% – уменьшение. Прямые оценки дают снижение выпуска за ноябрь
в среднем по выборке на 3,5%.
Рост (в реальном выражении) закупок оборудования
отметили 4% участников опроса, 40% указали на неизменность данного показателя,
и 7% – на его сокращение. Остальные 48% (в октябре – 45%) предприятий не
закупали оборудование в течение двух и более месяцев подряд.
Средний уровень загрузки производственных мощностей составил в ноябре
2002 г. 72% от нормального уровня (в октябре – 73%). Около 28% промышленных
предприятий работали менее чем на 1/2 своей мощности, и столько же – более чем
на 9/10.
Около 4% опрошенных руководителей в ноябре сочли финансовое положение
своих предприятий хорошим, по мнению 41%, оно было нормальным, и 54% оценили
его как плохое.
Ситуация в реальном и банковском секторах российской экономики будет –
неуклонно ухудшаться, если не будут задействованы эффективные
предпринимательские рычаги преодоления негативных экономических процессов. Развитие
предпринимательства все в большей мере влияет на социально-экономическое
развитие, и именно предприниматели являются той движущей силой, которая
способна вывести Россию из экстремальной кризисной ситуации, возродить,
используя законы рынка, национальную экономику и, прежде всего ее реальный
сектор.
Мировая практика свидетельствует, что страны с развитой экономикой идут
по пути развития предпринимательства прежде всего в сфере производства. В
России это направление стимулировать предельно необходимо, поскольку кризис в
сфере производства, включая производственное инвестирование, приобрел,
наиболее острый характер.
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, экономический рост на
90% обеспечивается за счет нововведений и внедрения новых знаний и технологий.
Еще 10 лет назад в общем объеме отечественного экспорта доля наукоемкой
продукции составляла 25-27%, что в стоимостном выражении равнялось 50-60 млрд.
долл. Каждый рубль, потраченный государством на патентование изобретений,
приносил тысячекратную отдачу.[16]
Сейчас, когда ситуация резко изменилась к худшему, необходима разработка общенациональной
программы и пакета мер по развитию инновационного предпринимательства.
Мировой опыт свидетельствует, что особенно важную роль в развитии экономики
играет малый бизнес. Число малых предприятий на 1 тыс. жителей в странах ЕС и
Японии составляет 40-50, в США – более 79, а в России только 6.20 В
странах Европейского сообщества (ЕС), в Соединенных штатах Америки, в Японии
на малые и средние предприятия приходится около 50% в
общей численности занятых. Их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП)
превышает 50% (приложение 3).
Вместе с тем, как видно из приложения 3, малое предпринимательство в
России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе
важнейшего итогового показателя — валового внутреннего продукта (ВВП) доля
малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в
развитых странах эта величина равна 50—60%.21
2.3. Формирование предпринимательской структуры экономического развития
России
Необходимость повышения эффективности предпринимательской функции
социально-экономического развития страны меняет подход к оценке роли и значения
как всего предпринимательства, так и его составных частей. Так, основной целью
системы российского предпринимательства является не только достижение
прибыльного ведения хозяйства, но и формирование рациональной в условиях
перехода к рынку предпринимательской структуры экономического развития страны.
Что касается производственного предпринимательства, то кроме производства
товаров и услуг, его участие в подъеме экономики России значительно
расширяется, поскольку в его компетенции:
создание прочной экономической опоры, которая изначально определяет
надежность и устойчивость интеграции промышленного, торгового и финансового
капиталов;
товарное насыщение отечественного рынка конкурентоспособной продукцией,
имеющей платежеспособный спрос у населения России;
формирование производительного (производственного)
типа экономики как альтернативы существующему в настоящее время построению
экономики, в которой в значительной мере преобладают распределительные и перераспределительные
мотивации;
поддержание определенного равновесия на российском рынке между
отечественными и импортными товарами, не переходящего порога экономической
безопасности страны;
приоритетная ориентация в рыночном реформировании на процесс
самодвижения, самореализации производственного, научно-технического,
инновационного и интеллектуального потенциалов страны.
Производственное предпринимательство — это основное ядро российской
системы предпринимательства, обеспечивающее вместе с государством, его федеральными
и региональными хозяйственными структурами роль гаранта экономической
безопасности функционирования России на мировом рынке.
Экономика России представляет собою единство производства и обращения.
Торговое предпринимательство, используя имеющиеся у него рычаги и методы,
призвано придать поступательный, динамичный характер этому взаимодействию.
Специфическими задачами торгового предпринимательства в повышении
эффективности предпринимательской структуры российской экономики являются:
сохранение и приумножение в сфере товарного обращения
полезных потребительских свойств, определяющих конкурентоспособность товаров
российских производителей;
повышение эффективности производственного капитала за счет создания
гибкой системы доведения произведенной отечественными производителями
продукции до потребителя.
Для корректировки хода российских реформ необходимо
изменить стратегический подход ко взаимодействию финансового и реального
секторов экономики, финансового и производственного предпринимательства,
рассматривая финансовую систему как важнейший, основополагающий способ,
механизм, обеспечивающий конкурентоспособное развитие российской экономики.
Для того чтобы добиться переориентирования стратегических целей,
необходимо решить ряд важных задач, способствующих выходу страны из
финансово-экономического кризиса и подъему производства:
построить оптимальную структуру банковской системы, которая
соответствовала бы коренным интересам подъема национальной экономики;
осуществить регулирование банковской деятельности в целях создания
каналов, по которым финансовые потоки направлялись бы в производственный сектор
экономики, обеспечить перекрытие каналов для оттока финансовых средств в
спекулятивно-финансовый сектор;
осуществить регулирование денежного обращения, чтобы избежать
сосредоточения денег в финансовом секторе, в то время, как реальный сектор
экономики охвачен неплатежами;
создать льготный режим, поощряющий развитие
производственного предпринимательства, в котором бы принимали участие как
федеральные, так и региональные органы власти и управления.
Синтез народнохозяйственных функций производственного, торгового и
финансового предпринимательства позволяет проектировать рациональную
предпринимательскую структуру экономического развития. Появится действенный
рычаг для конструирования и применения на практике более эффективной модели
развития рыночной экономики в России.
Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства и ее
совершенствование
3.1. Направления и формы государственной поддержки предпринимательства
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства;
создание льготных условий использования субъектами малого
предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и
информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого
предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции,
представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого
предпринимательства, включая содействие развитию их торговых,
научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными
государствами;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
для малых предприятий и др.
Законодательством РФ предусмотрен ряд конкретных мер по развитию малого
предпринимательства.[17]
Ускоренная амортизация. Субъекты малого предпринимательства вправе
применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением
затрат на издержки производства в размере, в 2 раза превышающем нормы,
установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с этим могут
списываться дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной
стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет.
Льготное кредитование. Кредитование субъектов
малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией
соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки
малого предпринимательства. Эти фонды вправе компенсировать кредитным
организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании
субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.
Страхование. Страхование субъектов малого предпринимательства
осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации,
осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, в свою очередь
пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.
Фонды поддержки малого предпринимательства по договору со страховой
организацией вправе компенсировать ей полностью или частично недополученный
доход.
Государственный заказ. Государственные заказчики при формировании и
размещении заказов, а также при заключении государственных контрактов на
закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по
приоритетным видам продукции обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства
не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида
продукции.
Информационное обслуживание. Фонды поддержки малого предпринимательства
вправе компенсировать субъектам малого предпринимательства полностью или
частично расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности.
Производственно-технологическая поддержка. Органы исполнительной власти
и местного самоуправления:
разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении
субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями,
в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов,
производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры,
создаваемых в целях поддержки малого предпринимательства;
осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставки
специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого
предпринимательства, содействуют в создании и организации деятельности субъектов
малого предпринимательства, а также специализированных оптовых рынков.
Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого
предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты
устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. В случае если
изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для
субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими
условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты
подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их
государственной регистрации.
Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства» для предприятий с
численностью до 15 чел. предусматривает замену уплаты совокупности
установленных законодательством федеральных, региональных и местных налогов и
сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности
организаций за отчетный период, а для индивидуальных предпринимателей — замену
уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой
предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной
деятельностью. Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов
бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной
форме.
Для финансового содействия малым предприятиям образован Федеральный фонд
поддержки малого предпринимательства. В Фонд зачисляется не менее 20% средств,
поступающих от приватизации, а также средства от продажи облигаций Фонда,
добровольные взносы и другие доходы. Деньги расходуются на возмездной и
безвозмездной основе на выполнение программ развития малого предпринимательства,
реализацию пилотных проектов поддержки высокоэффективных наукоемких проектов,
разрабатываемых малыми предприятиями.
Органы исполнительной власти субъектов РФ образуют свои фонды и центры
поддержки предпринимательства. Действуют специальные агентства, учебно-деловые
и информационные центры, бизнес-инкубаторы.
Министерство по антимонопольной политике (МАП) России как федеральный
орган исполнительной власти претворяет в жизнь государственную политику
содействия предпринимательству. Важнейшими его задачами являются активизация
поддержки малого предпринимательства органами государственной власти субъектов
РФ и местного самоуправления, разработка предложений по устранению правовых,
административных, экономических и организационных препятствий в вопросах со
здания и развития субъектов малого предпринимательства, защита законных
интересов предпринимателей, обеспечение эффективного использования финансовых
средств, направляемых на развитие малого предпринимательства.
Другим объектом государственного регулирования предпринимательства
является платежеспособность предприятий.
Предприятия вне зависимости от форм собственности работают в сложных
условиях, испытывая большие трудности: низкий спрос, дебиторская и кредиторская
задолженность, разорительные цены на энергоресурсы и транспортные тарифы,
конфискационное налогообложение. Государство в то же время стремится предотвратить
ухудшение ситуации на предприятиях, не допустить их банкротства, оживить
производство. Этой цели служат реорганизационные процедуры, оказание
финансовой помощи, осуществляемые в интересах оздоровления
предприятия-должника.
Правительством РФ одобрена комплексная программа государственной
поддержки предпринимательства и принято решение о ее финансовом обеспечении
через созданный Фонд поддержки предпринимательства. Программа предусматривает
формирование нормативно-правовой базы, содействие внешнеэкономической
деятельности, соответствующие механизмы реализации, поддержки — через
налогово-кредитную политику, страховую деятельность, лизинг, венчурный
капитал, сеть подготовки кадров и информационного обслуживания.
Политика поддержки малого предпринимательства концентрирует ресурсы для
помощи наиболее важным сферам функционирования малого бизнеса. Государственная
поддержка оказывается тем, кто готов начать свое дело в области
научно-технических разработок и их внедрения в производство. Она
предусматривает создание льготного налогового и кредитного режима для малых
наукоемких компаний венчурного капитала, всевозможных научно-исследовательских
партнеров.
Программа содействия кооперированию малых предприятий и их сотрудничеству
с крупными и средними предприятиями необходима для совместного решения
вопросов, непосильных для отдельного предприятия, например связанных с заметной
рационализацией, оптимизацией использования и расширения основных фондов.
Кроме того, кооперируемым малым предприятиям в большинстве случаев оказывается
легче отстаивать собственные инвестиционные интересы во взаимоотношениях со
средними и крупными предприятиями, с государством, органами власти различного
уровня.
Программа поддержки малых предприятий в сфере внешнеэкономической
деятельности в первую очередь направлена:
на преодоление ресурсоориентированного экспорта, повышение в нем доли
конечной и наукоемкой продукции, а также изделий малых промыслов и услуг;
на общее расширение рынка потребительских товаров и услуг, а также на
сохранение в социально необходимых рамках импорта по таким товарным группам,
как лекарства и сырье для их производства, детское питание, детская одежда и
обувь.
В других сферах внешнеэкономической деятельности
малых предприятий приоритетными являются: (1) направление иностранных
кредитов, капиталов и помощи прежде всего на цели технической реконструкции и
модернизации малых предприятий и со здание новых экспортных производств; (2)
развитие транзита внешнеторговых перевозок; (3) расширение экспорта услуг.
Программа формирования социальной базы малого бизнеса направлена на рост
занятости населения, в том числе преодоление социально-психологической
неподготовленности людей к организации собственного дела, увеличение рабочих
мест для выпускников школ и институтов, лиц с ограниченной трудоспособностью,
беженцев, вынужденных переселенцев. Механизмами реализации данной программы
является оказание поддержки созданию рабочих мест для этих категорий населения
в сфере малых предприятий; избирательная налоговая политика по отношению к различным
категориям населения, занятым предпринимательством.
Программа участия малого бизнеса в улучшении
экологической обстановки реализуется в двух направлениях: (1) переработка
остающихся отходов в товарную продукцию (применением экологически чистых
технологий) и (2) повышение степени использования добываемых природных
ресурсов. Помимо финансовых и правовых льгот для малых предприятий,
способствующих оздоровлению окружающей среды, предусмотрено освобождение их от
местных налогов.
3.2. Совершенствование государственной политики поддержки
предпринимательства
К сожалению в России из большого количества форм и направлений
государственной поддержки предпринимательства на практике эффективно действуют
не все.
Наиболее активная помощь малым предприятиям оказывается органами власти
Москвы, что способствует развитию малого предпринимательства и повышению роли
малых предприятий в экономике Москвы. Так, на начало 2000 г. численность малых
предприятий, расположенных на территории Москвы, составляла 20% общей
численности малых предприятий страны. На них было занято более 1,3 млн
человек. Они обеспечивали около 40% поступлений финансовых средств в городской
бюджет.[18]
Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть
общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства,
создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований
и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления
льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить
другие юридические и физические лица при условии, что доля уставного
(складочного) капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам малого
предпринимательства, составляет менее 51% от общего размера капитала.
Развитие малого предпринимательства во многом зависит от
материально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства,
представления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду
нежилых помещений, в лизинг оборудования. Так, в Москве для обеспечения условия
аренды и приобретения в собственность нежилых помещений исключительно для нужд
субъектов малого предпринимательства правительство г. Москвы организует и
проводит для них:
открытые целевые конкурсы по продаже прав на аренду нежилых помещений
земельных участков;
открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительством объектов,
чтобы субъекты малого предпринимательства могли на основе объединения средств
совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан
целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого
предпринимательства, развития его инфраструктуры.
Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и
проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве.
Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета, средств от
приватизации имущества, принадлежащего Москве, средств Фонда занятости,
средств московского Фонда поддержки малого предпринимательства, других
внебюджетных источников финансирования добровольных взносов юридических и
физических лиц и других не запрещенных источников.
Необходим комплексный подход к стимулированию развития малого бизнеса.
Очевидно, что ситуация в сфере малого бизнеса
остается плачевной и деятельность правительства в этом направлении
неудовлетворительна, полностью отсутствует разумная политика. Количество малых
предприятий снижается: на 01.01.2000 г., по данным Госкомстата РФ, – 890,6
тыс., на 01.01.2001 г. – 879,3 тыс., на 01.01.2002 г. – 843 тыс. В расчете на
1000 человек населения страны приходится 6 малых предприятий, в то время как в
ЕС – 30.[19]
Государственные программы в сфере поддержки малого
бизнеса не работают. МАП РФ действует неэффективно и с задачами в этой области
не справляется.
Таким образом, необходимы принципиально иные
подходы. Основное стимулирование надо осуществлять на базе эффективного
налогообложения в сочетании с банковской реформой, для того, чтобы у малых
предприятий появился доступ к кредитным ресурсам.
Говоря об упрощенной и вмененной системах
налогообложения, следует отметить, что акцент делается на переходе малого
бизнеса на упрощенную систему, где предприниматели вправе выбирать между
налогообложением доходов (оборота) – ставка 6% – и доходов, уменьшенных на
расходы (прибыль) – ставка 15%. Очевидно, что с точки зрения обеспечения
доходов федерального бюджета и построения эффективной налоговой системы, налог
с доходов (налог с оборота) более эффективен, чем налог на прибыль.
Однако, несмотря на все преимущества налогообложения
оборота, с 1 января 2005 года оно, согласно закону, будет отменено, и все
налогоплательщики должны будут выбрать объектом налогообложения доход,
уменьшенный на величину расходов – систему, доказавшую свою неэффективность.
Непонятно, для чего тогда нужно было разрабатывать новую систему обложения
оборота с 6%-ой ставкой, которая могла бы реально повлиять на многие процессы в
экономике?
Вместе с тем, по мнению специалистов, ставка налога
с оборота не должна превышать 5%. Именно при таком уровне налоговой ставки
можно будет говорить о снижении налогового бремени малых предприятий, но речь,
конечно же, не идет об уменьшении размера уплачиваемых налогов в разы.
Сохранение же с 2005 г. налогообложения прибыли в
упрощенной системе налогообложения вместо налогообложения оборота не приведет к
позитивному эффекту: отдача налоговых органов не повысится, собираемость этого
налога не увеличится и в целом деятельность организаций останется в тени при
отсутствии какого бы то ни было стимулирующего фактора.
В сфере малого бизнеса необходимо принятие следующих
мер:
1. Реорганизация МАП РФ путем расформирования
подразделений, отвечающих за поддержку предпринимательства, то есть
концентрация усилий МАП РФ только на антимонопольном регулировании.
2. Курировать малый бизнес должно специальное
неправительственное агентство. При этом надо вспомнить, что поддержка малого
бизнеса связана со стимулированием инноваций, а также с борьбой с бюрократизмом
и коррупцией.
3. В 2005 г. осуществить переход к налогообложению
оборота, а не возвращаться вновь к налогообложению прибыли.
4. Расформирование существующих государственных
программ поддержки малого бизнеса в связи с неэффективностью и коррупцией.
5. Увеличение масштабов поддержки малого бизнеса, но
не в виде прямых кредитов и грантов. Если судить о сумме, выделяемой в 2003 г.
по федеральной программе господдержки (2,5 млрд. руб. из всех источников), то
на каждое малое предприятие страны (из расчета 843 тыс. на 01.01.2002 г., по
данным Госкомстата) пришлось бы всего 2900 руб.[20]
Но и эти деньги тратятся не эффективно.
Кроме того, правительству пора вспомнить о таких методах стимулирования
малого предпринимательства, как бизнес-парки и инкубаторы, кредитные гарантии,
субсидирование части процентной ставки. Необходимо создать условия для развития
специальных инвестиционных фондов, в том числе фондов прямых инвестиций, фондов
рискового капитала.
Заключение
Заканчивая данную работу, можно утверждать, что в современной России
появились первые признаки формирования предпринимательской экономики.
Происходит процесс трансформации роли российского бизнеса в качественно новое
состояние, когда бизнес становится универсальной, интегральной
системообразующей основой экономического развития России.
В то же время, развитие малого и среднего бизнеса в
России отстает от возможностей и потребностей российской экономики. Подъем
малого и среднего предпринимательства в стране при государственной поддержке
может стать значительным фактором. Несмотря на то, что за прошедшее
десятилетие было принято несколько программ поддержки малого бизнеса, Россия
уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и
качественным показателям его развития.
Осуществляемая в России система государственного
регулирования и поддержки предпринимательства недостаточно эффективна. Ее
необходимо развивать и совершенствовать.
Во многих промышленно развитых странах успешно оказывается
государственная поддержка малому бизнесу. Формы государственной поддержки
малого и среднего бизнеса, как показывает мировой опыт, различны. Это
благоприятное законодательство, специальные налоговые режимы,
кредитно-финансовые рычаги, система государственных фондов. Заслуживают
одобрения осуществляемые меры по значительному снижению административных
барьеров, стоящих перед бизнесом. Всеобъемлющая система лицензирования,
проверок и разрешительной документации, штрафы, поборы и взятки буквально
связывают предпринимателей по рукам и ногам. Для успешного развития
отечественного бизнеса необходимо использовать все полезное из опыта развитых
стран.
В качестве стратегических рычагов подъема производства в России,
максимальное участие в использовании которых принадлежит предпринимательству,
можно отметить:
оживление экономической жизни на основе восстановления инвестиционной
активности и привлекательности реального сектора;
воссоздание производственного спроса;
расширение платежеспособности потребительского спроса, и, прежде всего на
отечественные товары и услуги;
разумный протекционизм отечественному производителю в сочетании со
стимулированием повышения его конкурентоспособности;
определение национальных экономических приоритетов, их согласование с
интересами развития предпринимательства (крупного, среднего и малого);
разработка механизма государственного регулирования экономики, ее
предпринимательского сектора, который не только не нарушал бы законов рынка,
но, и наоборот, смог более эффективно использовать их.
При этом главными целями такого механизма являются обеспечение
благоприятных общеэкономического климата и конъюнктуры для подъема реальной
экономики и повышение на этой основе жизненного уровня населения страны.
Список литературы
1.
Автономов В. С. Предпринимательская функция в экономической системе. – М.:
Институт мировой экономики и международных отношений, 1996.
2.
Асаул А. Н. Развитие предпринимательства в России // Регион: политика,
экономика, социология, 2002, № 3-4.
3.
Балацкий Е., Потапова А. Малый и крупный
бизнес: тенденции становления и специфика функционирования //
Экономист, 2001, №4.
5. Баранников М. М., Воробьев В. А., Кизилов
А. Н. и др. Основы предпринимательства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
6.
Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2002.
7.
Блинов А. О. Государственная политика малого предпринимательства. – М.:
Континент, 2003.
8.
Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист, 1999, №2.
9. Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного
бизнеса // Вопросы
экономики, 1999, № 5.
10.
Государственное регулирование экономики / Под ред. Морозовой Т. Г. – М.: ЮНИТИ,
2002.
11.
Комплекс мер по стимулированию малого бизнеса России // Вестник Русского
экономического общества, №77, 08 марта 2003 г. #"500999.files/image001.jpg">
Приложение 3
Масштабы развития малого
предпринимательства в России и в зарубежных странах.
Страны
|
Количество малых и средних фирм
|
Число занятых, млн. чел.
|
Доля малых и средних фирм, %
|
тыс. ед.
|
в расчете на одну тыс. жителей
|
в общей численности занятых
|
ВВП
|
Великобритания
|
2930
|
46
|
13,6
|
49
|
50-53
|
Германия
|
2290
|
37
|
18,5
|
46
|
50-54
|
Италия
|
3920
|
68
|
16,8
|
73
|
57-60
|
Франция
|
1980
|
35
|
15,2
|
54
|
55-62
|
Страны ЕС
|
15777
|
45
|
68
|
72
|
63-67
|
США
|
19300
|
74,2
|
70,2
|
54
|
50-52
|
Япония
|
6450
|
49,6
|
39,5
|
78
|
52-55
|
Россия
|
836,6
|
5,65
|
8,1
|
9,6
|
10-11
|
[1]
Курс экономики./Под ред. Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2001, С.528.
[2]
Асаул А. Н. Развитие предпринимательства в России.// Регион: политика,
экономика, социология, 2002, № 3-4, С. 6.
[3]
Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. – М.: Прогресс – Универс, 1992, С.
20.
4Там же, С. 21.
[5]
Райзберг Б. А. Основы бизнеса. – М.: «Ось-89», 2000, С. 6.
[7]
Баранников М. М., Воробьев В. А., Кизилов А. Н. и др. Основы
предпринимательства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, С. 14.
[8]
Там же, С. 20.
[9]
Посадский А. П., Хайниш С. В. Консультационные услуги в России. Практическое
пособие для менеджеров и предпринимателей. — М.: Финстатинформ, 1995, С. 15.
[10]
Там же, С. 15.
[11]
Экономика предприятия./Под ред. Волкова О. И. – М.: ИНФРА-М, 2000, С. 188.
[12]
Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2002, С. 79.
[13]
Нуреев Р. М. Основы экономической теории. Микроэкономика. М., 1996, С. 238.
[14]
Автономов В.С. Предпринимательская функция в экономической системе. – М.:
Институт мировой экономики и международных отношений, 1996, С. 24.
[15] Батяева А., Забелин А., Матвеев А., Сержантова Т.
Хозяйственное обозрение (ноябрь 2002 – февраль 2003). По результатам опроса 180
предприятий всех отраслей и регионов РФ. Центр по изучению переходной экономики
ИМЭМО РАН, 2003.
[16]
Криворучко О. Н., Зайцев А. А., Лобанов С. Н. Становление предпринимательской
экономики в России. – М.: Экономика, 2000, С. 21.
20 Семенов
А., Агеев Д. Социальные приоритеты поддержки малого
предпринимательства./Экономист, 2000, № 10, С. 75.
21 Блинов А. Условия регулирования малого
бизнеса.//Экономист, 1999, №2, С. 75.
[17]
Государственное регулирование экономики / Под ред. Морозовой Т. Г. – М.:
ЮНИТИ, 2002, С. 101.
[18]
Предпринимательство / Под ред. Лапусты М. Г. – М.: ИНФРА-М, 2002, С. 147.
[19]
Комплекс мер по стимулированию малого бизнеса России // Вестник Русского
экономического общества, №77, 08 марта 2003 г. #"#_ftnref22"
name="_ftn22" title="">[20]
Реальных позитивных сдвигов в развитии малого бизнеса РФ не наблюдается //
Вестник Русского экономического общества, №104, 7 ноября 2003 г.
http://www.ress.ru