сущность и функции рынка

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    106,64 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

сущность и функции рынка

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…..2

Часть 1 Рынок…..3

1.1  Причины возникновения…..3

1.2  Характерные черты…..5

1.3  Положительные и отрицательные стороны…..7

Часть 2 Структура и функции рынка…..9

2.1 Понятие о структуре…..9

2.2 Классификация рынка…..10

2.3 Функции…..12

2.4 Три основных вопроса «Что?», «Как?» и »Для кого?»…..15

Часть 3 Конкуренция в системе рынка…..20

3.1 Конкуренция как важнейший элемент рыночной экономики…..20

3.2 Принцип «невидимой руки» А. Смита…..22

3.3 Принцип Ф. Хайека…..23

3.4 Две стороны «одной медали»: конкуренция – стимул к совершенству или распаду?.....24

Часть 4 Четыре модели рынка…..28

4.1 Предисловие…..28

4.2 Чистая конкуренция: понятие и распространение…..31

4.3 Чистая монополия…..34

4.4 Монополистическая конкуренция…..38

4.5 Олигополия…..44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..46

ГЛОССАРИЙ…..47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …..53

 

ВВЕДЕНИЕ

    

          Рыночные отношения характеризуют общий тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулируемых деятельность производителей и потребителей. Прямой противоположностью рынка является командно – административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.

Непосредственно эти команды относятся к производителям  в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.

          В то время как определяемый порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой без вмешательства извне, административно – командная экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым устраняя конкуренцию и соперничество между производителем и потребителем. Хотя  конкуренция и приводит к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы предприимчивости и производитель-ности общественного труда. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства.

 









ЧАСТЬ I    РЫНОК

1.1 Причины  возникновения


         Возникновение рынка непосредственно связано с появлением общественного разделения труда. Уже на заре цивилизации произошло крупное разделение труда между земледельцами и скотоводческими племенами. Все усилившееся разделение труда, его дифференциация и специализация в конечном итоге привели не только к повышению производительности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался  от случайного обмена продуктами труда первобытных племен до современного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.

         Таким образом, рынок представляет собой специфический способ организации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами или вещами. Всеобщим эквивалентом стоимости  здесь является товар особого рода – деньги. 

         Совершенно иное наблюдается при натуральном обмене, например, бартере, когда происходит непосредственный обмен одних товаров на другие. В этом случае видно, какой род деятельности противостоит, или лучше сказать, соотносится с другим. Когда мы покупаем товар за деньги, то последние являются единственным свидетельством созданной стоимости. Продавая товар, мы в свою очередь получаем деньги и на них покупаем нужный нам товар. такой способ обмена оказался весьма эффективным и постепенно вытеснил все другие способы, хотя, например, бартер все еще встречается в некоторых условиях хозяйствования.

         Исторически рынок формировался постепенно и первоначально был связан с розничной торговлей продуктами и некоторыми товарами хозяйственного обихода. Для такой торговли отводились специальные места  на площадях и оживленных улицах населенных пунктов. Рынок подобного рода часто называют базаром, и в этом виде он сохранился и до наших дней. Однако в дальнейшем понятие «рынок» приобрело более мировое значение: сейчас речь идет об оптовых рынках, товарно – сырьевых биржах, а так же фондовых рынках, где продаются и покупаются не и только товары, но и акции и другие ценные бумаги.

         Наиболее организационными являются рынки товаров, пользующихся всеобщим спросом, поддающихся точной спецификации, перевозке на далекие расстояния и т.п. Ясно, что рынок, например, обычных кирпичей будет ограничиваться ближайшими районами кирпичного завода, в то время как рынок драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий, а также хлопка, зерна, металлоизделий будет охватывать территорию всей страны и даже других государств. Особое значение среди организационных рынков имеют рынки ценных бумаг, к которым относятся акции и облигации, выпускаемые частными компаниями, акционерными обществами и правительствами. Наибольшим спросом среди них пользуются акции крупных, известных компаний, в особенности международных, а также облигации, выпущенные правительствами, ввиду их надежности и гарантированности дохода по ним. По образцу фондовых рынков, на которых продаются и покупаются акции, организован мировой рынок драгоценных металлов. Благодаря своим природным качествам золото, серебро и  платина выступали в роли всеобщего эквивалента при обмене, да и теперь могут служить деньгами, хотя в непосредственно в торговых операциях не используются.

         К менее организационным относятся рынки товаров, пользующихся спросом у узкой группы лиц, например, продажи одежды индивидуального пошива, произведений искусства и художественных ремесел и т.д. То же самое следует сказать о местных рынках по реализации скоропортящихся товаров, объемных вещей  и всего, что не поддается перевозкам на дальние расстояния. Это узко локальные рынки, колебания цен на них в разных местах ощутимее, но тем не менее и для них сохраняется главное условие: цены товаров определяются в зависимости от спроса и предложения, хотя и имеют тенденции к выравниванию.

         На рынке действуют следующие субъекты:

продавцы и покупатели

         Первые представлены товаропроизводителями, т.е. фирмами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, которые предполагают потребителям свои товары.

   Вторые представлены потребителями товаров и услуг, т.е. домашними хозяйствами и населением.

1.2 Характерные черты


         Существуют по меньшей мере пять признаков рынка, отличающих его от других организации экономической деятельности.

         Подлинный рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается.

          Более того, чем больше таких участников, тем заметнее проявляются рыночные законы.

         Вступление в рынок и участие в нем можно осуществить разными способами: открыть свое дело (мастерскую, магазин, ателье и т.п.), обходясь собственными силами и силами своей семьи и родственников; нанять рабочих и создать предприятие или фирму. Именно таким путем происходило формирование классического капитализма с присущей ему эксплуатацией, основанной на извлечении прибавочной стоимости, как это детально было прослежено  К. Марксом в «Капитале». Участвовать в рыночной деятельности можно и путем покупки акций, ценных бумаг, вкладывая деньги в банки, страховые компании и другие финансовые учреждения.

         Поскольку на рынке участвует значительное число производителей товаров, постольку цена, назначаемая каждым из них, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену. 

         Любой товаропроизводитель не может выбросить на рынок столько товаров, чтобы диктовать свою цену потребителю. Именно массовый характер рынка, взаимодействие разных продавцов с приблизительно равными возможностями приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.

         На рынке предполагается полная свобода в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов.

         Почему важно это условие? Да потому, что каждый стремится к выигрышу, увеличению своего дохода, а для этого надо переместить ресурсы туда, где они дадут наибольшую отдачу, где используются новые мощности, осваиваются более передовые  технологии, лучше оплата труда, условия работы и т.п.

         Рынок должен обеспечить в принципе равные шансы для всех его участников, поэтому признается право каждого на полную информирован-ность о предложении и спросе, о ценах, спецификации товаров и др.

         Это позволяет каждому участнику сделать наилучший выбор среди имеющихся возможностей, хотя фактически о полной информированности приходится говорить далеко не всегда, а выбор наилучшей возможности сталкивается с еще большими трудностями.

         На свободном рынке исключаются какие либо привилегии для каких –  либо групп продавцов, связанные, например, с торговыми марками и иными характеристиками товаров.

         Все товары считаются абсолютно однородными, если они соответствуют стандарту. Конечно, это условие не всегда соблюдается, ибо покупатели, особенно на оптовых рынках, прекрасно разбираются в достоинствах товаров тех или иных компаний, в частности производимых фирмами с устоявшейся хорошей репутацией, и даже реклама здесь не так важна.

         Важно всегда помнить, что рынок, который был охарактеризован пятью основными признаками, является идеализированным, основанным на свободной конкуренции и потенциально одинаковых шансах для всех продавцов и покупателей, и отличается – порой значительно -  от рынка реального.

1.3 Положительные и отрицательные стороны рынка

 

Достоинства:

¨ Рынок обогащает часть населения, особенно тех, кто занимается предпринимательством;

¨ Рынок отвечает нуждам общества;

¨ Независимость производителей и потребителей, принятие решений, заключение сделок;

¨ Рынок – гибкая система, высокая приспосабливаемость к изменяющимся условиям;

¨ Рынок оперативно использует новые технологии с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

¨ Рынок – саморегулирующаяся система.

Недостатки:

¨ Как саморегулирующаяся система не является идеальной системой, она не достаточно стабильна (подвержена кризису и инфляции);

¨ Рынок не гарантирует право на труд , рынок воспитывает неравенство. Рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного потребления, таких как спорт, экология, медицина;

¨ Рынок не только обогащает, но и разоряет часть предпринимателей;

¨ Рынок ориентирован не на производство социально – необходимых благ, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;

¨ Рынок не способен решать социальные проблемы, т.е. содержать пенсионеров, инвалидов, детей – сирот и т.д.;

¨ Рынку чужды идеалы добра, нравственности, гуманизма, рынок очень жестокий – выживает сильнейший.

        Вывод состоит в том, что рыночный механизм нуждается в регулировании со стороны государства.

ЧАСТЬ II   СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЫНКА

Существует несколько критериев по которым можно выявить основные элементы единой рыночной системы.

         По своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег, и, следовательно, регулятором экономических отношений выступают здесь цены. Хотя обмен товаров происходил во всех прежних укладах, но господствующее положение рынок приобрел в капиталистическом обществе, поскольку здесь товаром становится также рабочая сила, продаваемая на рынке труда.

         В рыночном хозяйстве все имеет свою цену. Продавая продукт своего труда, вы получаете за него деньги, на которые покупаете нужные товары. При этом цены на рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Когда спрос на товар возрастает, рынок немедленно на это реагирует повышением цен. Таким образом покупатель своими деньгами как бы «голосует» за увеличение производства нужного ему товара. Производитель, получая этот сигнал на рынке, стремится удовлетворить возросший спрос, поскольку это принесет ему дополнительный доход. Если товара на рынке оказывается слишком много, то цены на него падают, и это заставляет производителей уменьшить его выпуск. Таким путем достигается координация поведения производителей и потребителей, которая не требует никаких разрешений и директив от какого – либо планирующего или руководящего центра.

         Создается впечатление, что рыночный механизм функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется путем проб и ошибок. Производителю трудно сразу определить точно спрос, несмотря на всевозможные способы изучения конъюнктуры рынка. Поэтому, если его расчет оказывается неверным, то ошибка исправляется рынком: при дефиците цена на товары повышается, при перепроизводстве, напротив, падает. Такая корректировка приводит к установлению равновесной, стабильной цены. Однако она не остается неизменной на протяжении длительного времени, поскольку с изменением конъюнктуры на рынке достигнутое равновесие сменяется неравновесием, которое в свою очередь приводит к новому равновесию, и такого рода циклы постоянно повторяются.

         Говоря о рыночном регулировании, мы имеем в виду идеализированный рынок, в котором господствует свободная конкуренция. Этот рынок называют конкурентным рынком. Создатели классической экономической теории, начиная от Адама Смита и кончая Джоном Стюартом Миллем, ориентировались именно на такой рынок, ибо в то время монополии не могли еще оказывать решающего влияния на установление цен на рынках.

2.2 Классификация рынка

 

         Существует несколько критериев, по которым можно выявить основные элементы единой рыночной системы. Я хочу предложить схему классификации рынка, т.к. считаю, что наглядное представление улучшает восприятие данного материала [рис. 1]. С помощью схемы можно увидеть то, что рынок и его система являются очень сложным механизмом: рынок – это сердце экономики.

Рис. 1 Схема классификации рынка

2.3 Функции

         Основные функции:

1. Регулирующая:

   Рынок осуществляет регулирование общественного производства, т.е. решает вопросы «Что?», «Как?» и «Для кого?» производить.

2. Связующая:

Рынок устанавливает связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка одновременно является и покупателем и продавцом. Он покупает необходимые для жизни и производства товары и продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, рабочую силу.

3. Ценообразующая:

         Установление цены на рынке. Она колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого – либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, а следовательно, и  производство и предложение данного товара тоже уменьшится, и наоборот,  высокие цены будут стимулировать производство, рост которого будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, следовательно установится рыночная цена.

4. Дифференцирующая (сонирующая):

          Рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает та фирма, у которой затраты на производство ниже рыночной цены, в этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше рыночной цены, то она понесет убыток. Дифференциация производителей означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.

5. Информационная:

         Рынок собирает, перерабатывает и выдает информацию.

         Теперь рассмотрим, как функционирует рынок и чем он отличается от других форм организации экономической деятельности. Для этого выберем простейшую модель его структуры, в которой не учитываются внешнеэкономическая торговля и финансовая деятельность, а анали-зируется лишь взаимодействие между производством и потребителем. Поскольку производство существует для потребителей, то именно  спрос определяет объем производства и потребительские качества товара. Нередко поэтому говорят, что на рынке приоритет принадлежит потребителю, хотя предложение также влияет на спрос, но именно последний служит исходной основой и движущей силой для развития производства.

          Рассмотрим теперь, каким образом удовлетворяется спрос в рыночной экономике, а для сравнения покажем, как это осуществляется в знакомой нам плановой экономике.

         Перед экономикой любой страны стоит главная задача: учитывая ограниченный запас  ресурсов, необходимо их разделить так, чтобы получить наилучший результат.

         В  этих целях надо: разработать производственную программу, т.е. решить, какие виды товаров нужно произвести; распределить ресурсы между производителями; после того, как товары будут произведены, их следует распределить наиболее целесообразным образом между потребителями.

         В плановой экономике эти задачи решаются с помощью директив, принятых «наверху». Для этого составляется государственный план, где предусматривается, какие товары и услуги следует произвести в предстоящей пятилетке. Соответственно плану распределяются ресурсы между предприятиями, планируются взаимные поставки комплектующих изделий и материалов, необходимых для выпуска запланированных товаров. Директивами «сверху» предусматривается также распределение товаров между потребителями. На первый взгляд такое централизованное планирование и управление хозяйством имеет безусловные преимущества перед свободным рынком, где эти задачи решаются с помощью механизма цен. Бесспорно, что при отсутствии какого – либо планирования в услови-ях рынка могут возникнуть диспропорции. Поэтому критики рыночной экономики нередко заявляют, что она приводит к хаосу и дезорганизации хозяйственной жизни. Именно для ликвидации подобного рода негативных последствий во всех теориях выдвигается централизованное управление и -планирование со стороны государства.

         Возникает вопрос: может ли такое планирование учесть все запросы и интересы потребителей?

         Во – первых, планировать все и вся принципиально невозможно хотя бы потому, что небольшая част людей, занятых планированием, не в состоянии охватить огромное многообразие запросов, требований, вкусов, интересов и других мотивов поведения людей.

         Во – вторых, планирование потребности людей в новых товарах, изменение из спроса оказывается чрезвычайно сложным и дорогостоящим делом. Поясним это на конкретном примере.

         Допустим, у населения возник спрос на новые холодильники. Для этого удовлетворения плановые органы должны выделить необходимые ресур-сы, распределить их между предприятиями, что потребует сокращения выпуска других товаров, а тем самым изменение межотраслевого баланса. Это означает, что где – то придется уменьшить количество металлического листа или увеличить его производство, что в свою очередь потребует увеличение добычи железной руды, угля для производства металла и т.д. Чтобы учесть все количественные связи между разными ресурсами для производства товара, необходимо составить большое количество уравнений. Поскольку промышленность производит значительное количество товаров, то составление межотраслевого баланса потребует решения огромного числа уравнений, не говоря уже о трудности получения необходимой для их решения информации. С такими задачами не может справиться никакой современный компьютер.

         В – третьих, административное управление хозяйством опирается на централизованные поставки, поэтому любая неувязка со снабжением отразится на всей цепочке хозяйственных связей. Отсюда возникает неуверенность в будущем, и, как следствие, появляются сверхнормативные запасы сырья и материалов, которые могут потребоваться в другом месте.

         Теперь рассмотрим, как справляется рыночный механизм с тремя основными экономическими задачами:

 

2.4 Три основных вопроса: «Что?», «Как?» и «Для кого?»

 

         На вопрос: что производить  - рынок отвечает спросом, т.е. желанием потребителей заплатить деньги за нужный товар. поэтому рыночный спрос всегда означает оплаченный спрос и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциально безгранично. В дальнейшем для краткости речь пойдет просто о спросе, имея в виду спрос оплаченный. Чтобы подчеркнуть демократический характер рынка, в западной литературе сравнивают спрос с голосами на выборах. Из совокупности таких голосов складывается рыночный оплаченный спрос, который информирует производителей, в каких товарах нуждается рынок. Получив такую информацию, производитель начинает расширять выпуск товаров или производить изделия, пользующиеся наибольшим спросом.  Если  товар не пользуется заметным спросом,  они снижают объем его производства.

         В качестве механизма, регулирующего спрос, выступает денежная цена товара. Одна из важнейших ее функций состоит в информировании участников рынка о ресурсах, производственных возможностях, потребностях и вкусах покупателей и т.п. вторая функция цены, тесно связана с первой, заключается в том, чтобы вызывать у людей стимул к изысканию методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее вытекает третья функция цены – обеспечить такое распределение доходов, при котором учитывались бы количество и качество труда, вложенного в производство товаров. Как справедливо подчеркивает американский экономист М. Фридмен (р. 1912), все эти функции следует рассматривать в неразрывной связи друг с другом,  ибо именно в своей совокупности они координируют и регулируют экономическую деятельность на рынке. Между тем существовали и до сих пор и имеют попытки заменить принцип рыночного распределения дохода более  совершенным, основанным на ложно понятым равенстве. Но тогда подрывается ценовой механизм регулирования рынка, подрываются стимулы к добросовестному труду, к поискам более совершенных методов

производства и наиболее экономному использованию ограниченных ресурсов и, в конечном счете, к рациональному ведению хозяйства.          Поэтому стремление к использованию двух функций ценового механизма в отрыве от рыночного распределения приводит, по сути дела, к отказу от рынка.

         Таким образом, ценовой механизм через спрос регулирует производство. Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком количестве. Поскольку производители конкурируют друг с другом, то рынок может быть перенасыщен какими – то товарами, хотя по другим может возникнуть дефицит. Но здесь снова вступает в действие механизм цен, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что заставляет производителей сокращать его выпуск. Очевидно, что с помощью механизма цен рынок реагирует и координирует производство и оплаченный спрос, а отнюдь не производство и потребление. Ведь потребление ничем не ограничено, а возможности производства всегда ограничены как имеющимися ресурсами, так и существующим оборудованием, инструментами и т.п. Ясно также, что хотя производители товаров не согласовывают свои действия и даже противодействуют друг другу в ходе конкуренции, тем не менее механизм рынка заставляет их служить общей цели, учитывает и корректирует их стремление и интересы. Не зря поэтому функционирование рыночного механизма уподобляют работе гигантского компьютера, но, в отличие от последнего, он без всяких программ и математического обеспечения регулирует экономические отношения между огромным числом производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Надежность рыночного механизма, его способность к коррекции и координации действий продавцов и покупателей подтверждена многовековой практикой, в процессе которой он возник и совершенствовался.

         На вопрос: как производить – рынок также дает однозначный ответ. Речь, конечно, идет не о рекомендациях по технологии производства, которая непосредственно не касается экономики, а о том, какое производство оказывается наиболее эффективным и поэтому одерживает победу в конкурентной борьбе. Очевидно, что чем меньше издержки производства и чем больше объем его выпуска, тем меньшую цену может назначить продавец на рынке и тем самым выиграть в конкуренции с продавцами, издержки которых выше. Но чтобы уменьшить издержки производства, необходимо поднять производительность труда, применить новые достижения науки, технологии и организации производства, сократить непроизводственные расходы и т.п. Одним словом, рынок диктует производителям. Как рациональнее и эффективнее вести хозяйство, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и максимизировать свои доходы.

         Наконец, на вопрос: для кого производить – рынок недвусмысленно отвечает: для тех потребителей, которые в состоянии купить товар, располагают деньгами. Ясно поэтому, что картина демократического рынка, где каждый покупатель своим «голосом» влияет на производство, оказывается далеко не радужной, что в первую очередь относится к распределению товаров, ибо рынок дает товар тому, кто в состоянии заплатить за него, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. На эту социальную несправедливость обычно указывают все критики рынка. Однако рынок как определенная структура организации экономической деятельности и не строился для реализации социальной справедливости в обществе. Его функция заключается регулировании хозяйственной деятельности, организации эффективного обмена товарами.

         Что касается социальной справедливости, то она наилучшим образом может быть достигнута государством и органами его управления. Налагая определенные обязательства на граждан в виде налогов, повышая налоги на высокие доходы, государство в состоянии уменьшить разрыв между доходами различных групп населения и тем самым способствовать утверждению социальной справедливости. Рынок же ориентирован прежде всего на рациональную организацию хозяйства, оптимальное использо-вание ограниченных ресурсов общества путем создания стимулов для умелых и инициативных работников, которые могут обеспечить победу в конкурентной борьбе.

         Рассмотрим схему взаимодействия между производством и потреблением  в рыночной экономике (рис.2)

         В верхней части схемы показано, что спрос на потребительские товары находит удовлетворение со стороны промышленности, реализуемое через торговлю. Цена на товары определяются издержками производства. В нижней части схемы видно, как возникают цены на ресурсы или факторы производства (заработная плата, рента, процент). Эти факторы общество предлагает промышленности в виде труда, земли и товаров производственного назначения. Такая схема, является самой простейшей, ибо она не рассматривает финансовые и внешнеэкономические рынки.





 


 

Рис.2 Схема взаимодействия между производством и потреблением



ЧАСТЬ III     КОНКУРЕНЦИЯ В СИСТЕМЕ РЫНКА

 

3.1 Конкуренция как важнейший элемент

рыночной экономики

 

         Главной особенностью в рыночной экономике является свобода выбора. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

         Конкуренция [от слова «Конкуро» - сталкиваться] – соперничество между  участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, сбыта и купли – продажи товаров.

         Конкуренция – это основная категория рынка, осуществляющаяся в разных формах и разными способами.

         Конкуренция – экономическая война всех против всех.

Выделяют три фронта этой борьбы:

1. Конкуренция среди продавцов – все хотят продать свои товары дороже и побеждает тот, кто уступает в цене, увеличивает объем продаж.

2. Конкуренция среди покупателей – все хотят купить товары по низкой цене и получит тот, кто согласится с более высокой рыночной ценой.

3. Конкуренция между продавцами и покупателями, которые стоят на противоположных позициях.

Конкуренция может быть:

внутриотраслевая – между товарами одной отрасли;

межотраслевая – между товарами разных отраслей.

А так же:

ценовая – предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурентов. Снижение цены возможно за счет снижения издержек или уменьшения прибили;

неценовая – основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигнутых благодаря техническому превосходству. 

         Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется наличие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается. Это пример именно той идеализации, о которой говорилось во введении. На современном рынке  все большую роль играют монополистические объединения, которые, пользуясь своим могуществом в производстве товаров, могут устанавливать на них более высокие, монопольные цены и тем самым препятствовать конкуренции и установлению равновесной цены. Теперь попытаемся понять, каким образом конкуренция может способствовать возникновению порядка и равновесия между спросом и предложением товаров на рынке.

         На первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А. Смит (1723-1790 ), естественной ценой.      

3.2 Принцип «невидимой руки» А.Смита

         Результат действия конкуренции А. Смит сравнивал с действием «невидимой руки»  по регулированию рыночных цен:

«каждый отдельный человек старается употреблять свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей.  Он имеет в виду лишь собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этой случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

         Эта идея Смита и других шотландских экономистов и социологов XVIII в. о возможности возникновения спонтанного порядка в таких социально – экономических и гуманитарных системах, как рынок, мораль, язык и культура, может быть лучше понята и объяснена с помощью современных идей самоорганизации кибернетики и синергетики.

 

 

 

3.3 Принцип Ф. Хайека

         Именно так подошел к раскрытию механизма «невидимой руки» лауреат Нобелевской премии по экономике Фридрих фон Хайек ( 1899 – 1988 ). По его мнению, конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ограниченных ресурсов, которыми располагает общество. В то же время рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров. Именно поэтому Ф. Хайек рассматривает конкуренцию как процедуру открытия.

В сравнении с плановой рыночная экономика обладает двумя основными преимуществами. Во – первых, в ней используются знания всех участников рынка, а не только весьма узкого числа лиц, занятых планированием и управлением производства в рамках командной экономики. Во – вторых, рынок служит частным целям индивидуумов во всем их многообразии, хотя и

«не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных … потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка».

         Роль конкуренции как раз состоит в том, что благодаря ей на рынке возникает и поддерживается спонтанный порядок, который не зависит от чьих – либо воли, желания и намерения. Хотя каждый стремиться осуществить на рынке свою цель или выгоду, но эти стремления, сталкиваясь друг с другом в ходе конкуренции, независимо от желания участников рынка, объективно координируются  и корректируются друг с другом,  и в результате бессознательно, за их «спиной» возникает спонтанный, самопроизвольный, никем не предусмотренный порядок, который находит выражение в установлении равновесия между спросом и предложением. Ф. Хайек пишет:

«Такой порядок сводится к взаимоприспособлению индивидуальных планов и осуществляется по принципу, который мы вслед за естественными науками, также обратившимися к изучению спонтанных порядков (или «самоорганизующихся» систем), стали называть «отрицательной обратной связью».

         Этот принцип, впервые ясно сформулированный в общей форме кибернетике, действительно убедительно объясняет процесс установления стабильной рыночной цены. Когда спрос на товары превышает предложение, т.е. возникает дефицит, тогда цена на них возрастает. Напротив, если предложение превышает спрос, то цена на них падает. Следовательно, рынок представляет собой самоорганизующуюся, или саморегулирующуюся, систему. Последний термин был заимствован экономистами из теории автоматов и саморегулирующихся технических устройств, таких например, как автопилот, терморегулятор холодильника и даже паровой регулятор Уатта. Более правильно характеризовать рынок так, как делает Ф. Хайек, а именно как «сложную высокоорганизованную структуру, где происходит процесс бессознательной самоорганизации».

    

3.4 Две стороны «одной медали»: конкуренция – стимул к совершенству или распаду

Говоря о достоинствах конкуренции рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые они не могут решить по своей природе. Что касается первого, то ясно, что конкуренция иногда приводит к диспропорциям между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества.                                          Конкурирующие предприятия и фирмы ревниво охраняют секреты производства, ибо технические новшества и изобретения снижают издержки производства, а тем самым помогают победить в конкурентной борьбе. Относительно второго утверждения следует еще раз подчеркнуть, что конкуренция и рынок возникли не для решения таких социальных проблем, как обеспечение социальной справедливости и тем более равного распределения дохода, а исключительно для рационального управления экономикой путем использования ограниченных ресурсов общества. Рыночное управление применимо как к частной, так и к общественной собственности.

         Справедливая социальная политика может заметно исправить недостатки рыночного распределения и помочь пенсионерам, инвалидам и малообеспеченным гражданам. В связи с этим нельзя согласиться с

Ф. Хайеком, что извечная заповедь «люби ближнего как самого себя» препятствует расширению рыночного порядка. Ведь конкуренция в одной сфере не исключает сотрудничества в другой, более широкой области. В конце концов люди не являются бездушными автоматами, которые во всем преследуют лишь свои эгоистические цели и заботятся лишь о собственной выгоде. Они получают удовлетворение, когда помогают другим людям, участвуют в благотворительной деятельности, поддерживают искусство, науку и культуру. Но предположение о том, что люди в своей экономической деятельности руководствуются принципом максимизации выигрыша и минимизации проигрыша, является весьма удобным средством для объяснения и предсказания их экономического поведения.

         Что касается конкуренции, то в условиях существования монополий она не может быть свободной и совершенной, а это оказывает отрицательное воздействие на механизм формирования рыночных цен. Все это показывает, что понятие о свободном рынке и совершенной, ничем не ограниченной конкуренции, дает упрощенное, идеализированное представление о реальном рынке. Но как и всякое научное понятие, оно выделяет, абстрагирует только наиболее существенные, характерные признаки рынка. Именно в силу этого оно все же оказывается применимым к реальному рынку. Очевидно, чем совершеннее реальный рынок и чем свободнее в нем конкуренция, тем ближе он подходит к идеальному рынку. И наоборот, чем несовершеннее рынок, тем больше он отстоит от идеального.

         Возникают вопросы: насколько возможно расхождение между реальным и идеальным рынком? В такой степени экономические отношения можно считать рыночными, несмотря на то, что они заметно отличаются от идеально рыночных?

         Главной характеристикой здесь является состояние цен. Если цены устанавливаются с учетом спроса и предложения, то такие отношения можно назвать рыночными, ибо именно цены являются регулятором рынка.

         Только цены (даже если они испытывают колебания под воздействием различных факторов, препятствующих конкуренции), отражают соотношение между спросом и предложением.            

         Поскольку отношения между людьми в рыночном хозяйстве определяются через спрос и предложение, постольку этот механизм чутко реагирует на возникающие  потребности людей и лучше способствует их удовлетворению. Как показал печальный опыт нашей страны, никакая командно – административная или подобная ей система не в состоянии точно учесть разнообразные запросы людей и, главное, своевременно и эффективно удовлетворить их из – за громоздкости самой системы, обилия различных согласований и разрешений, сильнейшей инерции производственного механизма, ориентированного на выполнение планов и директив сверху. Преимущество рынка как раз и состоит в том, что он обращен к человеку, его нуждам и запросам.

         Учитывая спрос, рынок содействует расширению производства необходимых для потребителя товаров, для чего производители начинают осваивать достижения научно – технического прогресса, улучшать качество товаров, способствуя тем самым уменьшению или полной ликвидации дефицита. В конкурентной борьбе  за рынок побеждает тот производитель, который при высоком качестве товаров добивается наименьших издержек для их производства. Раз материальные, финансовые и иные ресурсы в рыночном хозяйстве перемещаются свободно, то производитель не нуждается в «выбивании» фондов и ресурсов у планирующих и снабженческих организаций, не устраивает кампании в средствах информации в пользу ликвидации возникшего дефицита, а свободно приобретает необходимые ресурсы и затем расширяет и заново организует производство необходимых обществу товаров. Именно конкуренция заставляет производителей  быть жизненно заинтересованными в устранении возникшего дефицита и удовлетворении спроса потребителей. В противном случае в условиях конкуренции они проиграют в экономическом соревновании  со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

         Таким образом, важнейшая функция рынка состоит в эффективном удовлетворении потребностей людей, и осуществляется она благодаря конкуренции через механизм спроса и предложения.

ЧАСТЬ IV     ЧЕТЫРЕ МОДЕЛИ РЫНКА

 

4.1 Предисловие

         Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более  реалистичную цель – определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом,  которым определяются цена и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют  нашу экономику.

Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:

ü   Чистую конкуренцию;

ü   Чистую монополию;

ü   Монополистическую конкуренцию;

ü   Олигополию.

         Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

Опираясь на таблицу [Рис.3], можно кратко охарактеризовать основные черты этих четырех моделей.

         А теперь немного подробнее. В условиях чистой конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы могут легко войти в отрасль. На другом полюсе – чистая монополия, под которой подразумевается  рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (например, местная электрическая компания, или, например, в городе Тамбове –

ОАО  «Тамбовэлектросвязь»). Проникновение  в отрасль отдельных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель). Дифференциация является основой для создания благоприятный условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое. Наконец, олигополия  отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность»  означает, что решения об определении цен и объемах производства является взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и

должна учитывать эти решения в своем собственном поведении  в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть стандартизированы (такие, как сталь или алюминий) или дифференцированы (авто или компьютеры). Как правило, вступление в олигополистические отрасли – дело очень сложное.

Характерная черта

Модели рынка

Чистая

конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополистическая

Конкуренция

Чистая

монополия

Число фирм

очень большое число

много

Несколько

одна

Тип продукта

стандартизированный

дифференцированный

Стандартный или дифференцированный

уникальный, нет близких заменителей

Контроль над ценой

отсутствует

некоторый, но в довольно узких рамках

Ограниченный взаим-ной зависимостью; значительный при тайном сговоре

значительный

Условия вступления в отрасль

очень легкие, препят-ствия отсутствуют

сравнительно легкие

наличие существен-ных препятствий

блокировано

Неценовая конкуренция

отсутствуют

значительный упор на рекламу, торговые знаки и марки

Очень типична;

Особенно при дифферен-циации продукта

главным образом рек-лама связи фирмы с общественными

Примеры

сельское хозяйство

розничная торговля, производство одежды и обуви

Производство стали, авто, с/х инвентаря, многих бытовых

Электроприборов

местные предприятия общественного пользования


Рис. 3   Характерные черты четырех основных моделей рынка

дифференциация продукции. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель).   Дифференциация является основой для создания благоприятный условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое. Наконец, олигополия  отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность»  означает, что решения об определении цен и объемах производства является взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении  в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть стандартизированы (такие, как сталь или алюминий) или дифференцированы (авто или компьютеры). Как правило, вступление в олигополистические отрасли – дело очень сложное.

4.2 Чистая конкуренция: понятие и распространение

         Сосредоточим свое внимание на чистой конкуренции, начав с выработки определения.

1) очень большое число    

         Основной  чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранной валюты.

2) стандартизированная продукция

         Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г и Д и так далее рассматривается покупателем как точные аналоги продукции фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различия в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

3) «соглашающийся с ценой»

         На чисто конкурентном рынке отдельные рынки  осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух.

         В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общественное предложение, или, следовательно, цену продукта. Для иллюстрации допустим, что имеется 10 тысяч конкурирующих фирм, каждая из которых в настоящее время выпускает по 100 тысяч единиц продукции. Общий объем предложения, таким образом, 1 миллион единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тысяч фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное влияние на общее предложение, а точнее  общее предложенное количество уменьшается с 1 миллиона до 999 950 единиц. Это, очевидно, недостаточное изменение в объеме предложения для того, чтобы заметно повлиять на цену продукции. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может  устанавливать рыночную цену, но может приспосабливаться к ней.

         Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель  находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства.

Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатель не купит ничего у фирмы А по цене 2,05$, если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт, или, следовательно, точный заменитель, по 2$ за штуку. Наоборот, вследствие того, что фирма А может продавать столько, сколько она считает необходимым, по 2$ за штуку, нет причины для нее назначать какую – нибудь более низкую  цену, например, 1,95$.

В самом деле, поступи она так, и это вызвало бы уменьшение ее прибыли.

4) свобода вступления в отрасль         

         Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких существенных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помогать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

         Отрасль с чистой конкуренцией включает большое число независимых фирм, позволяющих стандартизировать продукт. Чистая конкуренция предполагает, что фирмы и ресурсы могут перемещаться между отраслями. Ни одна фирма не может воздействовать на рыночную цену в конкурентной отрасли; кривая спроса фирмы совершенно эластична и цена, следовательно, равна предельному доходу. 

4.3 Чистая монополия

         Абсолютная, или чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Характерные черты:

1)   единственный продавец. Чистый, или абсолютный монополист – есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна эта фирма является единственным продавцом данного продукта или единственным поставщиком услуги: следовательно, фирма и отрасль синонимы.

2)   нет близких заменителей. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.

         То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемых продукта или услуги монополист может заниматься или занимается широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши, такие, как бриллианты, мог бы осуществлять широкую рекламу, стремясь увеличить спрос на этот продукт. Возможно, что в результате больше людей охотнее купят бриллианты, а не будут отдыхать. Например, местные коммунальные службы, с другой стороны, обычно не видят смысла в больших расходах на рекламу: местные жители, которые нуждаются в воде, газе, электроэнергии и телефонной связи, уже знают, у кого они должны  покупать эти предметы первой необходимости.  Следовательно, если чистые монополисты ряда предприятий общественного пользования занимаются рекламой, вероятно, такая деятельность носит скорее характер связи с общественностью  ради приличия или проявлений фирмой добрых намерений, а не высококонкурентной, какой является реклама, связанная, скажем, с сигаретами, моющим средством или пивом. Поскольку у них нет прямых конкурентов, монополистам в стремлении побудить больше людей купить их продукты не нужно обращаться к рекламе типа «наше лучше,  чем их», столь характерной для радио и телевидения. Напротив, восхваливание монополиста, вероятно, будет таким: «мы действительно прекрасные ребята и, конечно, не станем делать ничего, чтобы эксплуатировать другие фирмы, наших служащих или, Боже упаси, покупателей».

3)   «Диктующий цену». Мы подчеркивали, что отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния не цену продукта: она соглашается с ценой. Это так, потому что она дает только незначительную доли совокупного предложения. Ярким контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта. Если это выгодно, мы можем ожидать, что эта способность будет использована таким образом.

4) заблокированное вступление

         Если, по определению, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, должна быть причина такому отсутствию конкуренции. И она есть: существование монополии зависит от существования барьеров для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или другими, определенные предприятия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжить свое существование. Вступление в условиях чистой монополии заблокировано. Далее об этом будет сказано несколько подробнее.

Примеры

         В большинстве городов принадлежащие государству и регулируемые государством предприятия общественного пользования: газовые и электрические компании, водопроводная компания, компания кабельного телевидения и телефонные компании – все являются монополиями или по сути таковыми. Нет близких заменителей услугам, предоставляющим коммунальными службами. Конечно, почти всегда есть некоторая конкуренция. Свечи или керосиновые лампы являются очень несовершенными заменителями электричества; телефон может быть заменен телеграммами, письмами и услугами посыльных. Но такие заменители либо дороги, либо не удобны и непривлекательны.

         Классическим примером частной нерегулируемой монополии является алмазный синдикат «ДЕ БИРС», который эффективно контролирует от 80 до 85% мирового предложения алмазов. Хотя монополия в очень точном смысле слова фактически не существует в американской промышленности, были и есть ряд фирм, приближающихся к ней по типу.

         Основными примерами компаний, которые в последние годы сохраняли позиции, как раз приближающиеся к монопольным, является «ВЕСТЕРН ЭЛЕКТРИК» (с почти 85% отечественного рынка телефонного оборудования); «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРЗ» (с долей рынка дизельных локомотивов, составляющих в среднем 77% в период с 1956 по 1971гг.); ИБМ (чья доля рынка колебалась между 72 и 82% в 1960-е годы и вначале 1970-х гг.); «ИСТМАН КОДАК» (с почти 90% отечественного производства фотопленки для любителей и примерно 65% от продаж всей пленки); «ДОУ КЭМИКЛ» (с 90% производства магния в США, пока не произошло новое вступление в отрасль в 1969г.); «КСЕРОКС» (от 75 до 80% доходов от электрических множительных машин); «КЭМПБЕЛ» (с примерно 85% продаж консервированных супов, не принимая в расчет такие заменители, как суповые концентраты и супы домашнего приготовления).

         Профессиональные спортивные лиги также обладают монопольной властью. Лиги предоставляют клубам – членам права быть единственными поставщиками их услуг в определенных географических районах. За исключением Чикаго, Нью – Йорка и одного или двух других чрезвычайно больших городских районов, более крупные города Соединенных Штатов обслуживаются одной баскетбольной, футбольной, хоккейной или бейсбольной командой.

Монополия может также иметь географические измерение. Например, в небольшом населенном пункте банк, кинотеатр или книжный магазин может  относиться к монополии в географическом измерении.

1. чистый монополист является единственным производителем предмета потребления, у которого нет близких заменителей.

2. монополист способствует увеличения неравенства доходов.

3. монополист может увеличить свои прибыли, занимаясь деловой дискриминацией, при условии, если ему удается выделить покупателей на основе различной эластичности спроса и продукт или услуга не могут легко быть перемещены между изолированными рынками. При всех прочих равных условиях, занимающийся дискриминацией монополист будет производить больший объем продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист.

4. регулирование цен может быть использовано, чтобы устранить полностью или частично стремление монополистов недораспределить ресурсы и получить экономические прибыли. «Общественно оптимальная» цена устанавливается там, где кривые спроса и предложенных издержек пересекаются; цена, «обеспечивающая справедливую прибыль», устанавливается там, где пересекаются кривые и средних издержек.  

4.4 Монополистическая конкуренция

         Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа, скажем, 25, 35, 60 или 70.

         Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции. Во –первых, каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа фирм к тому же гарантирует, что тайный сговор,  согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, почти не возможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. И это весьма приемлемый способ действия  фирмы в условиях рынка, на котором ее конкуренты очень многочисленны. В конце концов увеличение продаж на 10 или 15%, которое фирма Х может осуществить путем уменьшения цены, распространится столь слабо на ее 20, 40 или 60 конкурентов, что влияние на из продажи будет практически невозможным. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирм.

Дифференциация продукта

         В противоположность чистой конкуренции, одним из основных признаков монополистической конкуренции является также дифференциация продукта. Фирмы в условиях чистой конкуренции производят стандартизированную, или однородную, продукцию; производители в условиях монополистической конкуренции выпускают разновидности данного продукта. При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм.

1.   Качество продукта. Продукты могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам. «Реальные» различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работ, является крайне важными сторонами дифференциации продукта. Персональные компьютеры, например, могут различаться с точки зрения мощности аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода и степени их «ориентированности на потребителя». Любой город достаточно большого размера имеет ряд розничных магазинов, торгующих мужской и женской одеждой, которая значительно отличается от аналогичной одежды из магазинов другого города с точки зрения стиля, материалов и качества работы. Подобным же образом одна из сетей закусочных быстрого обслуживания, торгующих гамбургерами, придает важное значение качеству своих булочек, которые отличаются пряным ароматом, в то время как ее конкурент уделяет особое внимание качеству самих рубленых котлет.

2.   Услуги. Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта. Один бакалейный магазин может придавать особое значение качеству обслуживания покупателей. Его работники упакуют ваши покупки и отнесут их к вашему автомобилю. Конкурент в лице большого розничного магазина может предоставлять покупателям самим упаковывать и переносить свои покупки, но продавать их по более низким ценам. «Однодневная» чистка одежды часто является более предпочтительной, чем аналогичная по качеству чистка, которая занимает три дня. Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.

3.   Размещение. Продукты могут также быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие мини – бакалеи или продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов и назначают более низкие цены. Владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах, нередко они открыты 24 часа в сутки. Так, например, близкое соседство бензозаправочной станции  к связывающим штаты автомагистралям позволяет ей продавать бензин по цене более высокой, чем это могла бы делать бензоколонка, расположенная в городе, в 2 или 3 милях от такой магистрали.

4.   Стимулирование сбыта и упаковка. Дифференциация продукта может также являться результатом – в значительной степени – мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых марок. Когда та или иная марка джинсов или духов связывается с именем какой – либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со стороны покупателей. Многие потребители считают, что зубная паста, упакованная в аэрозольных баллончик, является более предпочтительной, чем та же самая зубная паста в обычном тюбике. Хотя существует ряд медикаментов, по свойствам подобных аспирину, создание благоприятных условий для продажи и яркая реклама могут убедить многих потребителей, байер и анацин являются лучшими и заслуживают более высокой цены, чем их более известный заменитель. Одним из важных значений дифференциации продукта является то, что, несмотря на наличие относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают  ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения. Продавцы и покупатели больше не связаны стихийно, как на рынке чистой конкуренции.

Неценовая конкуренция

         В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты дифференциации продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том , что их продукция лучше, чем продукция конкурентов.

Легкое вступление в отрасль

         Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко. То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики. С другой стороны, по сравнению с чистой конкуренцией могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, порожденные потребностью получения продукта, отличающегося от продуктов конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт. Существующие фирмы могут владеть патентами на свою продукцию и авторские права на свои фабричные клейма и торговые знаки, что увеличивает трудности и издержки их успешного копирования.

          Короче говоря, под монополистической конкуренцией подразумеваются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. Ценовой конкуренции сопутствует неценовая конкуренция. Легкость вступления способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм в долговременном периоде.

По степени монопольной власти самая монополитивная это чистая монополия [см. выше]. По разновидности монополии бывают: естественные и искусственные.

Естественные монополии существуют по объективным причинам:

1. В отраслях автомобильной, газовой промышленности, где экономически оправданно крупномасштабное производство, которое обеспечивает большую эффективность, низкие затраты, а значит возможность покупать продукцию по низким ценам.

2. Там, где целесообразно иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, связь и т.д.), поскольку разделение этих компонентов на отдельные предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат.

3. При добыче редких ископаемых, редких сортов чая, табака, винограда и т.д.

        Искусственные монополии – рукотворные, специально созданные путем концентрации в чьих – то руках определенной хозяйственной деятельности, при этом для получения рыночной власти и сверх прибыли отдельной компании – гиганта укрупняют свое производство: поглощают конкурентов, объединяются в различные монопольные союзы.

 

Формы монопольных союзов

Картель – участники договариваются о разделе рынка, о квотах производства (сколько и кто будет производить) и договариваются по какой цене будут продавать (об уровне цен).

Этот договор может осуществляться путем тайного сговора. Примером может служить ОПЕК – международная картель, которая объединяет нефтедобывающие государства Азии, Африки и Латинской Америки, которые приводят единую политику в области добычи и экспорта нефти.

Страны – экспортеры нефти договариваются о количестве добывающей нефти и ценах, по которым они будут продавать. В сущности картель ОПЕК господствует на мировом рынке нефти.

Синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции (цена и количество).

Трест – монополия, в которую объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции, входящих в нее фирм. Они объединяются под единым управлением. Например, в советский период в Тамбове существовал трест столовых.

Концерн – монополия с единым финансовым центром, входящих в нее фирм различных отраслей с общей технологией (многоотраслевой комплекс).

Конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупной корпорации в отрасли, не имеющие производственно – технологической связи со сферой деятельности главной фирмы.  

4.5 Олигополия

 

         Немногочисленность участников конкуренции- когда относительно малое ( в пределах десятка)  число фирм господствует на рынке товаров или услуг. Примеры классических олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер".

         Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских товаров.

         Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям : по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.

         Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции  связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при ологополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют  за лидером.  Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.     

Характеризуется:

1) Небольшим числом крупных фирм                            

2) Неоднородностью (или однородностью) продукции   

3) Возможными затруднениями при входе (из отрасли)        

4) Несколько ограниченным доступом к информации           








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Рыночные отношения имеют место повсюду, где спрос и предложение противостоят друг другу. Это может происходить где угодно: на базарной площади, на аукционе, по телефону или в служебном бюро.

         Рынок не находится в каком – либо определенном месте, в переносном смысле говорят также о мировом рынке нефти, сырья или валютном рынке.

         Однако рынок нельзя считать полностью самоорганизующейся системой, которую можно запустить и дальше она будет работать без перебоев. Напротив после Великой депрессии 1929 – 1933 гг. экономисты признали необходимость государственного регулирования рынка в период спадов и кризисов. Эта необходимость вытекает из самой природы социально – экономических систем, где действуют люди, одаренные сознанием и поэтому способные корректировать  недостатки самоорганизации внешней организацией, т.е. действием таких факторов, целью которых является сознательное управление и регулирование системой. Все дело заключается в том, чтобы, во – первых, самоорганизацию не противопоставлять организации, а рассматривать их как взаимодополняющие факторы; во – вторых, внешняя организация, управление и регулирование должны находиться в соответствии с требованиями и внутренними возможностями самоорганизации системы.






ГЛОССАРИЙ

Бизнес – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

Взаимодополняющие товары – товары, для которых существует обратное соотношение между ценой на один товар и спросом на другой, а именно снижение (повышение) цены на один товар ведет к увеличению (уменьшению) спроса на другой товар.

Взаимозаменяемые товары – товары, которые могут удовлетворять одну и ту же потребность, при этом снижение (повышение) цены на один товар ведет к уменьшению (увеличению) спроса на другой из взаимозаменяемых товаров.

Внешняя торговля – торговля государства с другими странами, включает ввоз и вывоз товаров.

Выручка торговая – доход от продажи товаров на рынке. Исчисляется как произведение цены товара на количество единиц этого товара, произведенного на рынке в определенный отрезок времени.

Государственное регулирование рынка – вмешательство государства  в функционирование рыночных механизмов, воздействие на экономику посредством административных (законодательные акты и основанные на них действия исполнительных органов власти), экономических(валютно – финансовые, денежно – кредитные, бюджетно – налоговые и др.) методов и рычагов.

Государственный сектор экономики – находящаяся в государственной собственности или полностью контролируемая государством часть экономики страны.

Деньги – активы, общественные средства платежа, служащие средством обращения, единицей счета и средством накопления.

Дефицит – несоответствие (превышение) спроса предложению.

Дифференциация продуктов – рассмотрение покупателями продукции конкурирующих продавцов как схожей, но все же не полностью взаимозаменяемой.

Доход – в самом общем виде представляет собой поток денежных и иных поступлений в единицу времени. Выделяют четыре основных пофакторных дохода: з/п, прибыль, процент, рента.

Издержки производства – сумма затрат фирмы на производство то-варов и услуг, проданных в течении определенного периода времени.

Конгломерат – концерн особого типа, объединяющий технологически не связанные между собой предприятия различных отраслей.

Конкуренция – (от лат. сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов.

Конкуренция совершенная (свободная) – положение, когда на рынке находятся как многие продавцы, так и многие покупатели однородной продукции и никто не может диктовать цены рынку.

Концерн – многоотраслевое акционерное общество; форма объединения предприятий различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг и финансовых учреждений, находящихся под единым финансовым контролем.

Монополистическая конкуренция- модель рынка, при которой большое число фирм производят близкую, похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию.

Монополия – предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке, что позволяет ему контролировать и определять цены.

Монопольная цена – вид цены, устанавливаемой монополией.

Монопсония – единственный покупатель какого – либо конкретного вида товара на рынке.

Несовершенная конкуренция – ситуация на рынке, при которой покупатели или продавцы способны самостоятельно влиять на уровень цен.            

Общественные товары – товары и услуги, которые потребляются кол-лективно.

Ограниченность экономических ресурсов – фундаментальное условие экономического развития, определяющее ограниченность ресурсов для удовлетворение безграничных материальных потребностей людей.

Олигополия – рынок, на котором господствуют несколько крупных фирм, производящих стандартизированные и дифференцированные товары.

ОПЕК – организация стран – экспортеров нефти, созданная государствами – производителями нефти в целях проведения единой политики в области добычи и экспорта нефти, установления цен на нее.

Партнерство (товарищество)  - предприятие, организованное двумя или более лицами, являющихся совладельцами этого предприятия и несущих совместную ответственность по обязательствам партнерства принадлежащим им имуществом.

Прибыль – экономическая величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

Принцип «Невидимой руки» - классический принцип экономического поведения участников рыночного процесса по обмену результатами своего труда на взаимовыгодных, эквивалентных началах. Участники этого процесса, преследуя личные экономические интересы, при этом более действенным образом служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им.

Рынок – первоначально под ним понималось место, где люди обменивались товарами и услугами.

Рынок – результат естественного исторического процесса развития товарного производства, обусловленное общественным разделением труда и обособлением производителей.

Рынок – экономический процесс, который через предложение и спрос приводит к образованию цены.

Рынок – (с точки зрения организации экономики) – общественная форма функционирования экономики.

Рынок – (с позиции участников рынка) – это система организационно – экономических отношений, осуществляющаяся через купли – продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, обмена, распределения и потребления.

Рынок – система отношений между спросом и предложением.

Рынок – сфера обмена, которая связывает единый механизм производства и потребления товара.

Рынок – совокупность условий, благодаря которым потребители и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).

Рынок – специфический способ организации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами и вещами.

Рынок –  сфера товарообмена; спрос и предложение товаров, ус-луг, финансовых ресурсов, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций, труда, и др. в масштабе мирового хозяйства, страны и ее отдельных районов, также называется определенное место, где происходит торговля.

Рынок потребительских товаров – сфера купли – продажи потреби-тельских товаров индивидуального назначения.

Рынки факторов производства – рынки труда, земли и капитальных товаров.

Рыночная экономика – система организации экономики, в которой хозяйственные решения принимаются децентрализованно, где производство и распределение продуктов определяется не планом, а самими производителями и потребителями.

Сговор – негласное или открытое соглашение между фирмами, ведущее к снижению или ликвидации конкуренции и устранению монополии на рынке.

Себестоимость – суммарные затраты на производство и реализацию продукции.

Совершенная конкуренция – рынок, характеризующийся большим количеством продавцов и покупателей продукции, каждый из которых не может влиять на цену продукта, отсутствуют организационные, экономические и административные барьеры для входа на рынок.

Товар – продукт труда, произведенный для обмена (продажи).

Товар – объект купли – продажи.

Труд – совокупность всех физических и умственных способностей людей, которые они применяют в производстве; процесс целесообразной деятельности человека.

Уровень цен – средневзвешенная цена различных товаров и услуг в экономике.

Факторы производства – экономические ресурсы: труд, капитал, земля и предпринимательская способность, используемые для производства товаров и услуг.

Фирма – 1) тип предприятия, 2) фирменное наименование юридического лица, индивидуализирующее его в гражданском обороте.

Цена – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

Чистая монополия – рыночная ситуация (модель рынка), когда на товарном рынке имеется один продавец незаменимого товара.

Экономическая прибыль – разница между полной выручкой предприятия и суммой внутренних и внешних издержек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Фишер С. и др.


2. Чемберлин Э. 

    «Теория монополистической конкуренции» – М.: Экономика, 1996г.

3. Зейдель Х., Теммер Р.

    «Основы учения об экономике» - М.: «Дело ЛТД», - 1994г

4.  Макконнелл К., Кэмпбел Р., Брю Стэнли Л.

«Экономикс: принципы, проблемы и политика»

 в 2-х томах; Т. 2; М.: «Республика», 1992г.

5. Хайман Д.Н.

      «Современная микроэкономика: анализ и применение»

       М.: Финансы и статистика, 1992г.

6.  Шумпетер Йозеф

      «Теория экономического развития»: пер. с нем. под общ. ред.                                   

      А.Г. Милейковского, М: Прогресс, 1982г.

7. Милль Дж. Ст.

«Основы политической экономии»: общ. ред. А.Г. Милейковского

М.: Прогресс, 1980г.

8. Гелбрейт К. «Экономические теории и цели общества»:

     пер.с англ. М.: Прогресс, 1979г.

9. Смит А.

«Исследование о природе и причинах богатства народов»

 М.: Соцэкгиз, 1962г.

10. Экономическая теория: уч. для ВУЗов под ред. В.Д. Камаева

     6-е изд. – М.: «ВЛАДОС», 1998г.

11. Рузавин Г.И.

    «Основы рыночной экономики»: уч. пос. для  ВУЗов

     М.: «Банки и Биржи», ЮНИТИ, 1996г.

12.  Лившиц А. Я. и др.

     «Введение в рыночную экономику»: уч. пос. для экон. ВУЗов

     М.: Высшая школа, 1994г.

13. «Экономика и бизнес» под ред. В.Д. Камаева

      М.: из-во МГТУ, 1994г.

14. «Курс экономической теории»: уч. пос. под ред. Чепурина

      Киров, 1994г.

15.  Львов Ю.А.

      «Основы экономики и организации бизнеса»

      СПб: ГМП «ФОРМИКА», 1992г.

 16. Воронкова О. В., Герасимов Б. И.

     «Маркетинг в формировании рыночных отношений в России»;

      М.: Машиностроение, 2000г.

17. Коломейцева Н. А.

     «Основы рыночной экономики», Тамбов, 1991г.

18. Мозгов Н. Н.

      «Маркетинг (анализ рынка)», Тамбов, ТГТУ, 1998г.

19. Курс лекций по экономической теории


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!