Статистика масштабов и размеров электронного бизнеса в Интернете

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    353,72 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистика масштабов и размеров электронного бизнеса в Интернете

Статистика масштабов и размеров электронного бизнеса в Интернете

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные виды и характеристика электронной коммерции. 3

2. Мировая и отечественная статистика пользователей Интернета. 9

3. Масштабы экономической деятельности в Интернете. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

ЛИТЕРАТУРА.. 26

ПРИЛОЖЕНИЕ. 30

1. Основные виды и характеристика электронной коммерции


Социально-экономическая деятельность людей в последние годы постепенно перемещается в среду глобальной электронной сети Интернет. К концу двадцатого столетия достаточно ясно определились некоторые черты, которые, по всей видимости, станут доминирующими признаками экономики следующего века. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий (для краткости будем называть их Интернет-технологии) привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности для организационного и институционального дизайна в бизнесе и других сферах социально-экономической деятельности человека.

  На протяжении ряда лет до появления и в первые годы существования сети Интернет электронная коммерция (ЭК) базировалась на различных электронных системах передачи данных: EDI (Electronic Data Interchange — электронный обмен данными), EFT (Electronic Funds Transfer — электронный обмен фондами), E-mail (Electronic mail — электронная почта). Однако именно Интернет дает мощный толчок к дальнейшему развитию ЭК в силу доступности этой глобальной сети не только для крупных корпораций, но и для предприятий малого и среднего бизнеса и даже для отдельных лиц и, как следствие, возможности вовлечь в ЭК существенно более широкую аудиторию поставщиков и потребителей.

Наиболее заметные, в настоящее время, внедрения Интернет-технологий принадлежат трем следующим экономическим институтам:

а) торговля; б) финансы; в) трудовые отношения.

Торговля. Модернизация торговой инфраструктуры с помощью Интернет-технологий получила название "телеторговля" или "электронная коммерция". На начало 1998 г. в Интернете действовало около 3 млн. торговых сайтов. Объем продаж через Интернет в США составляло тогда около 2% от общего показателя. В прогнозе на 2002 г. ожидается, что эта доля повысится до 10% и составит 327 млн. долларов. Согласно оценкам одного из наиболее известных экспертов в области распространения информационных и компьютерных технологий - Николаса Негропонте - электронная коммерция может достичь уровня в 1 трлн. долларов в 2000 г. и что 70% этой суммы будут составлять транзакции между фирмами. В исследовании фирмы Activmedia "Real Numbers Behind Net Profits" предсказывается, что электронная коммерция к 2001 г. будет приносить 1,2 трлн. долларов. Компания Price Waterhouse прогнозирует, что, основываясь на результатах интерактивной торговли в 1997 г., объемы торговых операций между фирмами в 1998 г. будут удваиваться каждые 3-4 месяца и ожидается, что количество поступлений от потребителей, покупающих товары и услуги через Интернет, увеличится с 5 млрд. долларов в 1997 г. до 94 млрд. в 2002 г. Современная статистика приведена в третьей части данной работы.

Финансы. Развитие глобальных электронно-сетевых форм финансовой инфраструктуры, также как и торговой, является сейчас наиболее заметной частью сетевой экономики. Вот некоторые иллюстрации этого процесса:

В банковской индустрии транзакционные издержки составляют порядка 1 доллара при совершении сделки в отделении банка, 50 центов при совершении сделки по телефону, 25 центов при использовании банкоматов и 13 центов при использовании Интернет (из докладов на конференции "Интернет и общество" проведенной в Гарвардском Университете в 1998 г.

В январе 1998 г. методы интерактивного управления банковскими счетами применяли 4,2 млн. взрослых пользователей сети.

Крупный американский банк Citibank начинает разворачивать операции в Великобритании. Банк не планирует создавать в Великобритании филиалов или отделений. Вместо этого банк планирует предложить своим клиентам бесплатный доступ к Интернет. Соответствующие услуги будут обеспечиваться британским провайдером Virgin Net. Citibank полагает, что его накладные расходы окажутся настолько низкими, что он сможет платить своим клиентам 4,75% годовых по текущим счетам, тогда как для большинства банков этот процент составляет всего 0,3%. Некоторые специалисты полагают, что подобной моделью бизнеса могут в ближайшее время воспользоваться авиалинии и эмитенты кредитных карточек.

Дистанционные трудовые отношения (телеработа)

Дистанционные отношения между работодателем и его сотрудниками, иначе называемые телеработой или телекоммьютингом, являются частью процесса децентрализации рабочей деятельности во времени и пространстве. Общим элементом телеработы во всех ее проявлениях является использование телекоммуникаций, компьютеров, а также Интернет-технологий для изменения принятой географии работы. Компьютеры в данном контексте служат скорее для трансформации результатов работы в формы, которые могут передаваться "по проводам" компьютерных сетей. Так, например, дизайнер, сделавший свой рисунок от руки, может отсканировать его и с помощью компьютера отослать клиенту или заказчику. С другой стороны, если рисунок черно-белый, он может просто послать его по факсу, и такой вид деятельности также будет именоваться телеработой.

Одним из наиболее распространенных видов является телеработа "на дому", главная особенность которой - выполнение работы у себя дома вместо перемещения в офис на период рабочего дня. Кроме этого, телеработа может иметь множество других форм и характеристик. Например, кочевая телеработа, офшорная телеработа, концентрированная телеработа, и др.

С технической стороны телеработа становится возможной благодаря во-первых, уменьшению стоимости и увеличению производительности компьютеров и телекоммуникаций на стороне пользователей; во-вторых, достаточной развитости технических средств и сервиса открытых электронных сетей, включая Интернет, т.е. среды, которая позволяет пользователям взаимодействовать; в-третьих, растущей готовности работодателей и лиц, нанимающихся на работу изучить эти новые возможности для достижения успеха в их бизнесе или проекте.

К 1995 году в Европе было около 1 млн. 380 тыс. телеработающих, а в 1997 - более 2 млн. (см. [1]). В США в 1995 г. около 8 млн. человек, а в 1997 г. - более чем 11,1 осуществляют телекоммьютинг из дома. Есть оценки, что к 2002 г. в Европе может быть более 15 миллионов рабочих мест для телеработающих, а к 2007г. - до 40 миллионов. В США к началу нового тысячелетия ожидается рост числа дистанционных рабочих (телекоммьютеров, телерабочих) до 13-14 млн. человек, по другим оценкам эта цифра может быть 50-60 миллионов человек. По оценкам Дж. Найллса к концу 2000 г. в США около 18% рабочей силы будут пользоваться теледоступом по меньшей мере один день в месяц. И это даст видимый эффект, например, в транспортной нагрузке городских районов.

Что может дать телеработа работодателю и компании: экономию затрат (на помещение, персонал, и т.д.), применение гибкой организации и гибкого штата, увеличение производительности (устранение помех для работы, существующих в офисе, сокращение потерь времени на переезды), новая мотивация (рост доверия между нанимателем и работником), улучшенное обслуживание заказчиков (круглосуточно, без оплаты сверхурочных).

Телеработа способствует замене постоянного штата временными исполнителями (outsourcing), при этом многие виды работ могут выполняться за тысячи километров от офиса и даже пересекать национальные границы разных стран. Можно сказать, что телеработа включает и деятельность "распределенных рабочих групп", с помощью которых, например, инженерно-конструкторская компания, используя три (или более) группы специалистов в различных временных зонах, организует круглосуточную работу над срочными проектами, где каждая группа передает следующей группе для продолжения полученные к концу своего рабочего дня результаты.

Есть и противопоказания к применению телеработы. Некоторые компании имеют системы менеджмента и общий уровень культуры, которые еще не могут быть адаптированы к предлагаемому телеработой уровню гибкости. Многие менеджеры не уверены в своих возможностях "управлять на расстоянии" и не верят в соответствующие способности своего персонала, а, следовательно, они считают, что при работе на дому служащие будут склонны недорабатывать. К тому же не все рабочие задания могут быть хорошо осуществлены в распределенной, самоуправляемой среде. Существует много заданий, выполнение которых значительно выигрывает от тесных взаимодействий в группе исполнителей, собранных вместе в одной комнате, или от синергетики интенсивно сотрудничающих групп. В некоторых видах обслуживания клиентов или деятельности по продаже важную роль играет дух команды и внутренние мотивации, которые наилучшим образом генерируются лидерами и менеджерами при личном контакте с исполнителями. Существует, также, мнение, что высокая доля чиновничьей работы может быть хорошо выполнена только под интенсивным контролем.

Что может дать телеработа индивиду: уменьшение времени и затрат на транспорт, улучшенные возможности для работы, лучший баланс между семьей и работой, участие в общественной жизни (при обычной жизни много времени тратится на дорогу, не хватает на местные общества и комитеты, особенно для людей живущих в сельской местности), сохранение навыков (можно не оставлять работу когда нужно ухаживать за ребенком или близкими, быть вовлеченным в работу фирмы и сохранять навыки и квалификацию), гибкий график работы (свобода начинать и заканчивать работу с наилучшими условиями для продуктивной работы). Индивиды, которые изучают и применяют навыки поведения в сетевой экономике, имеют новые возможности, следующие из более широкой сети "полезных связей и контактов", а также от лучшего доступа к ключевой информации.

Одно из следствий технического и социального прогресса - возможность для многих людей жить так, как раньше жили лишь немногие, и свобода перемещений и свобода выбора места работы, которые дает телеработа, входят в эти преимущества. Телеработа предоставляет новые возможности, как горожанам, так и людям, живущим в сельской местности. Сейчас, например, менеджеры высокого уровня, которые раньше переезжали из Европы в Америку, поскольку их уровень требовал присутствия в американской "штаб-квартире", могут жить в любом месте, расположенном вблизи аэропорта и имеющем доступ к Интернет-технологиям.

Однако, телеработа на дому иногда является неудобной для тех, кто имеет не очень сильные личные мотивации и не является достаточно самостоятельным, т.е. для этих людей может требоваться внешний контроль. Существуют также случаи, когда молодые люди впервые начинают работать и им может на первых порах требоваться общение с коллективом для более быстрого приобретения необходимого опыта. Для некоторых людей необходимость "ходить на работу" является важной частью их жизни, а "место работы" - возможностью обзавестись друзьями и совершенствовать свои социальные навыки и контакты.

Социально-экономические выгоды общества от массового применения средств телеработы:

а) Уменьшение транспортных проблем, общих передвижений и связанных с этим загрязнений окружающей среды. Телерабочие обеспечивают существенное снижение общего автомобильного трафика. В Калифорнии и некоторых других штатах существуют законодательные и финансовые программы стимулирования телеработы как части компании против загрязнения окружающей среды;

б) Лучшие возможности для работы и занятости - потенциально, телеработа может позволить людям в районах с высокой безработицей получить доступ к возможностям для работы, которые возникают в любом районе мира. Для того, чтобы этим пользоваться существуют две возможности: первое - индивиды должны иметь квалификацию, на которую есть повышенный спрос, а также, хорошо развитые личные навыки в электронных сетях, что позволит им попасть в поле зрения работодателей; второе - местное сообщество должно сделать определенные шаги, чтобы создать свой подробный профиль в информационном пространстве сети, для того, чтобы создать возможности "дистанционной работы" для своих жителей;

в) Доступ к работе людям с ограниченными возможностями или находящимся в заключении, которым телеработа может дать возможность работать, обучаться и общаться. Это люди, имеющие специфические проблемы, например, ограничения по здоровью, не позволяющие им передвигаться или иметь нормальный рабочий день; одинокие родители, которые не имеют возможность оставить ребенка; люди, ухаживающие за пожилыми или больными родственниками).

Итак, сетевая экономика становится все более заметной, поскольку получают широкое применение Интернет-технологии, люди во все большей степени заменяют традиционные формы деятельности новыми, основанными на использовании Интернет-технологий, при этом они создают сетевые формы организаций и адаптируют различные общеэкономические инфраструктуры к новым возможностям глобальных сетей.

2. Мировая и отечественная статистика пользователей Интернета


Масштабы электронного бизнеса в Интернете напрямую зависят от количества и динамики пользователей Интернета, определенная часть которых, вполне естественно, и является активными клиентами бизнес-сектора Интернета.

Статистика показывает, что количество человек, подключенных к сети Интернет, живущих, главным образом, в Европе и Северной Америке и являющихся потенциальными участниками сетевой экономики, составляет в 1998 г. более 100 млн. (в 1996 - 46 млн., в 1997 - 91 млн., прогноз на 2000 г. - 200 млн. человек). Также на сегодня в Интернет находится свыше 100 млн. документов, и предсказывается, что их количество к 2000 г. вырастет до 800 млн. Согласно обзору Network Wizards на начало 1998 г. около 30 млн. компьютеров уже подсоединены к Интернет и в целом размер Интернет по этому показателю за 1997 г. вырос на 84% по сравнению с 1996 г., когда рост составил 70%. На начало 1999 г. более 150 млн. человек использовали Интернет в своей разнообразной деятельности.

Действительность же опровергает самые смелые прогнозы. В марте 1999 года число активных пользователей Интернета в мире превысило 150 млн. По данным компании VeriSign Inc., администратора доменов COM и NET, в 2003 года в числе пользователей Интернета насчитывалось уже 580 млн. жителей планеты. По результатам исследования компании Ipsos-Reid, число пользователей Интернета в 2003 г. в мире выросло на 7%. Это самый значительный прирост за последние четыре года - в 2000-2002 г.г. число пользователей всемирной сети увеличивалось в среднем на 2% в год.

Наибольшее количество пользователей в Северной Америке. Лидеры в Европе – Великобритания, Финляндия, Швеция.

2003 год

Согласно исследованиям компании Ipsos-Reid, в 2003 г. Россия показала один из наибольших темпов роста по числу пользователей Интернета - 25% (учитывались только жители российских городов). Для сравнения, число пользователей в США сократилось на 6%, а общий рост пользователей в мире составил 7%. Washington ProFile отмечает этот 7% прирост, как самый значительный(!) за последние четыре года развития Интернета. Напомним, что в 2000 - 2002 годах число пользователей Всемирной Сети увеличивалось в среднем на 2% в год.

Наибольшее увеличение числа пользователей в 2003 году зарегистрировано в Китае (прирост 37%), Германии (40%), Южной Корее (32%) и Японии (38%). В России количество пользователей Интернета, по данным Ipsos-Reid, за 2003 г. выросло на 25% (учитывались только жители городов). А в США число пользователей, наоборот, за год сократилось на 6%. Тем не менее, лидирующее положение по числу пользователей сохраняется за США (168 млн. человек в январе 2004 г.), затем следуют Япония и Китай (30 и 80 млн. человек по итогам 2003 г.) (рис. 1).

Рис. 1. Доля активных пользователей Интернета в численности населения

Наиболее активно пользуются Интернетом в Канаде. В этой стране 71% взрослого населения страны выходит в сеть не реже раза в месяц. В пятерку мировых лидеров по этому показателю также вошли Южная Корея (70%), США (68%), Япония (65%) и Германия (60%). В России, согласно отчета Ipsos-Reid, Интернетом пользуется 10% городского населения. Необходимо учесть, что число активных пользователей в России, по данным ФОМ составляет 34,9% от общего числа пользователей.

По итогам опроса фонда "Общественное мнение", к весне 2003, наибольшее количество пользователей Интернета сосредоточено в Москве – 2,1 млн. человек (19% общего числа пользователей), 1,9 млн. пользователей Интернета (17% общего количества пользователей) живут в Северо-западном регионе России.

В центральном округе (без Москвы) 1,6 млн. человек используют Интернет (14% общего числа пользователей), в Приволжском регионе – 1,9 млн. пользователей (17%) в Сибирском – 1,3 млн. пользователей (12%), Южном – 1,2 млн. (10%), Уральском – 0,9 млн. (8%), Дальневосточном – 0,5 млн. (4%) пользователей сети Интернет.

Самым популярным местом доступа в Сеть остается работа, на втором - дом, интернет-клубы и кафе занимают пятое место. По процентному соотношению численности населения и количества пользователей Интернета Россия находится на одном уровне с Бразилией, а по абсолютному числу пользователей обогнала такие страны, как Австралия, Швеция и Испания.

2004 год

В 2004 году русскоязычный сегмент Интернета - т.н. «Рунет» - насчитывает, по различным оценкам, от 12 до 14,6 млн. пользователей.  

Две трети целевой аудитории «Рунета» имеет высшее образование, средний возраст от 28 до 30 лет. В российском сегменте Интернета сейчас зарегистрировано более 200.000 доменных имен.

Аналогичная ситуация с зарегистрированными сайтами наблюдается в Австрии, Бельгии и Польше. Но, если сравнивать с лидерами, то Россия пока проигрывает Германии, где уже зарегистрировано около 7 млн. доменных имен, и Великобритании, где это количество равно 4 млн. и ежегодный прирост составляет порядка 50%.

Вместе с тем, «Рунет» прирастает новыми зарегистрированными пользователями очень быстрыми темпами, особенно в сфере экономики.

2005 год

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2003 году количество интернет-пользователей в России составляло 5-6% от общей численности населения. К 2005 году этот показатель достиг 15%.

По данным исследовательского холдинга РОМИР, в первом квартале 2005 года 13% жителей страны старше 18 лет - около 15 миллионов человек - пользовались Интернетом хотя бы раз в месяц. Из них, как минимум, раз в неделю в Сеть выходят 10% респондентов (недельная аудитория), а минимум раз в день - 4% (дневная аудитория).

Самую большую группу интернетчиков в России составляют те, кто заходит в глобальную сеть в среднем 1-2 раза в неделю.

В Москве количество пользователей Интернета достигает 40%. Таким образом, за счет столицы и Московской области среди российских пользователей Сети преобладают жители Центрального региона (30%).

Среди интернетчиков преобладают мужчины (56%). Наибольшую по численности возрастную группу пользователей по результатам первого квартала составляют молодые люди от 18 до 24 лет (39%).

63% пользователей Интернета имеют домашний компьютер. Но возможностью выхода в сеть из дома пользуются только 45% людей, причем в основном те, кто выходит в Интернет каждый день или несколько раз в неделю.

Говоря о различиях между покупателями и посетителями сайтов Интернет-магазинов можно отметить, что покупатели - это пользователи Интернета, выходящие в Интернет ежедневно (94%), мужчины (69%), имеющие высшее образование. Половина покупателей (50%) имеет доход свыше 10 тыс. руб. 28% - от 5 до 10 тыс. руб. в месяц на человека. По социальному положению покупатели Интернет-магазинов, это в большинстве своем – квалифицированные специалисты (46%) и руководители (32%).

2006 год (лето)

Согласно Опросу "Интернет в России («Россия в Интернете». Выпуск 16. Лето 2006.) число пользователей Интернета в России составляет уже 23% населения старше 18 лет, т.е. 26 млн. чел. (табл. 1).

Таблица 1.

Статистика интернет-пользователей в России в 2002-2006 гг.

 

Те, кто пользовался Интернетом хотя бы раз за последние:


6 месяцев (шестимесячная аудитория) Их мы называем пользователями Интернета

3 месяца (трехмесячная аудитория)

1 месяц (месячная аудитория)

неделю (недельная аудитория)

сутки (суточная аудитория)

млн. чел.

%

млн. чел.

%

млн. чел.

%

млн. чел.

%

млн. чел.

Осень 2002

8

8,7

7

7,6

6

6,5

4

4,6

2

2,1

Зима 2002-2003

9

9,6

8

8,7

7

7,7

5

5,5

3

2,8

Весна 2003

10

11,5

9

10,5

8

8,9

6

6,4

3

3,2

Лето 2003

11

12,1

10

10,8

8

9,0

6

6,1

3

3,0

Осень 2003

12

13,1

10

11,6

9

9,9

6

6,9

3

3,2

Зима 2003-2004

13

14,6

12

13,3

10

7

8,2

3

3,8

Весна 2004

14

14,9

12

13,7

11

12,0

8

8,5

4

3,3

Лето 2004

15

16,9

14

15,5

12

13,4

9

9,5

5

5,0

Осень 2004

16

17,3

14

15,7

12

13,7

9

10,1

5

5,5

Зима 2004-2005

16

17,6

15

16,0

13

14,2

9

10,3

5

5,2

Весна 2005

17

18,9

16

17,5

14

15,5

10

11,0

5

5,7

Лето 2005

19

20,9

17

18,9

15

16,1

10

11,2

5

5,9

20

21,7

18

19,7

16

17,5

12

12,9

6

6,8

Зима 2005-2006

21

23,8

20

22,2

18

20,1

13

15,1

7

8,0

Весна 2006

21

24,3

20

22,7

18

20,6

14

15,6

7

8,5

Лето 2006

23

26,0

21

24,2

19

21,4

14

16,0

8

9,1

Изменение Лето-Весна

2

1,7

1

1,5

1

0,8

0

0,4

1

0,6


Порог в 10% населения характеризует массовое использование любой новой технологии. Это же относится и к росту пользователей Интернета, и к росту числа регистраций новых доменных имен.

Таким образом, согласно последним данным Россия давно перешагнула 10%-ый порог по числу пользователей Интернета. Это означает переход интернет-услуг в разряд массовых, а, следовательно, всплеск активности, рост инвестиций, расширение спектра и качества предоставляемых интернет-услуг. Сравнение масштабов электронной коммерции в России и в мире показывает, что отечественный электронный бизнес имеет широкие перспективы развития (см. Приложение).

3. Масштабы экономической деятельности в Интернете


Перенос в электронную среду сети Интернет различных видов социально-экономической деятельности является важным процессом формирования сетевой экономики.

Наблюдения за социально-экономическими приложениями современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) показывают, что виртуальном пространстве сети Интернет:

- "работа" становится "телеработой", которую можно выполнять в режиме "телеприсутствия";

- торговля превращается в "электронную коммерцию",

- средство платежа - в "цифровую наличность",

- бизнес – в "электронный бизнес".

Телеработа или телекомьютинг - процесс децентрализации рабочей деятельности во времени и пространстве на основе ИКТ.

К 1995 году в Европе было более 1 млн. телеработающих, в 1997 - более 2 млн.  В США в 1995 г. около 8 млн. человек, в 1997 г. уже 11,1 млн. телерабочих. К 2002 г. ожидается рост числа дистанционных рабочих мест до 15 млн. в Европе.  В США к 2000 г. от 13 до 40 млн. человек.

Телеприсутствие - коммуникационный сервис, который образует интуитивный пространственный пользовательский интерфейс для навигации и выполнения физических действий.

Телеторговля или электронная коммерция. На начало 1998 г. действует около 3 млн. торговых Интернет сайтов. Их объем продаж в США - около 2% от общего объема продаж. К 2002 г. эта доля повысится до 10%

Цифровые деньги и онлайновые платежи. Затраты на транзакцию через Интернет - 13 центов, через банкомат - 25 центов, в отделении банка - 1 доллар. В начале 1998 г. управления банковскими счетами через Интернет применяли 4,2 млн. человек. Процентная ставка по онлайновым вкладам до востребования может быть 4,5%, в традиционных банках - 0,3-0.5%.

Перенос традиционных видов деятельности в Интернет стимулируется различными международными и национальными организациями.

В 1997 г. в Интернете действовало примерно 3 млн. торговых сайтов и несколько десятков миллионов человек использовали сеть для выполнения финансовых операций (электронная коммерция и цифровые деньги), своих трудовых функций в удаленном режиме (так называемая "телеработа").

Таким образом, достаточно большая доля социально-экономической деятельности людей уже осуществляется в сети Интернет и эта доля постоянно повышается.

В России объем всего рынка электронной розничной торговли оценивался в 2003 году приблизительно в полсотни миллионов долларов, что в несколько тысяч раз меньше оборотов электронной коммерции на Западе. И хотя масштабы нашего рынка кажутся крайне скромными, в абсолютном выражении показатель вполне привлекателен. Кроме того, объем рынка растет стремительно. По данным Минсвязи России, объем рынка электронной торговли в РФ в 2003 г. вырос на 30% по сравнению с 2002 г. и составил порядка 150–200 млн. долл.

По обнародованным данным, в 2001 году (!), ежемесячно покупки в электронных магазинах совершают около 20 тыс. пользователей сети Интернет, при этом среди посетителей «виртуальных магазинов» большую часть составляют жители Москвы (80%), Санкт-Петербурга (8%), Новосибирска, Екатеринбурга, Краснодара (по 1.5%).

Согласно исследованию, проведенному ИД "Компьютерра", в настоящий момент оборот отечественной отрасли ИТ оценивается в 12,13 миллиарда долларов США. Всего же в российской ИТ-отрасли заняты 540 000 человек.

Между тем, по некоторым подсчетам, отечественный Интернет достигнет своего "потолка", после того как его услугами будут пользоваться не менее 20 миллионов россиян.

По данным исследователей, оборот электронной торговли в России быстро увеличивается. По оценкам специалистов, перспективы развития электронной коммерции в России связаны в первую очередь с развитием услуг по схеме «бизнес – бизнесу» (B2B). Объем рынка подобных услуг, осуществляемых между компаниями и предприятиями, в мире в среднем превышает показатели рынка электронной коммерции по схеме «бизнес – клиент» (B2C) в 4 раза.

Среди всех доступных рекламных направлений нам представляется наиболее эффективным и выгодным реклама в Интернет, так как ни одним другим способом невозможно предоставить большое количество информации (вся информация о фирме, прайс-лист и прочее) двадцать четыре часа в сутки 365 дней в году. Традиционные способы рекламы не дают и трети той возможности, которую предоставляет Интернет. И конечно Интернет реклама во много раз дешевле "традиционной".

Телекоммуникационный сегмент занимает существенную часть в экономике России и приближается в денежном выражении к 3% от ВВП. По оценке заместителя министра транспорта и связи РФ Леонида Реймана информационные технологии в России развиваются быстрее по сравнению с аналогичными секторами в мире.

«У отрасли связи и информатизации один из наиболее высоких темпов роста - 42-44% ежегодно в течение последних нескольких лет. Связь входит в тройку отраслей - лидеров. Мы считаем, что сейчас созданы все условия для ее дальнейшего интенсивного развития», - заявил Л. Рейман. - «Успешно развивается российский сегмент сети Интернет, объем услуг (без доступа) в котором оценивается в 220 млн. долларов США и увеличился по сравнению с 2002 г. на 25%».

2 марта 2004 г. на расширенном заседании коллегии Минсвязи России объем рынка телекоммуникационных услуг в 2003 году был оценен в 387,4 млрд. руб., что на 41,8% превысило показатель 2002 г.. Отечественные инвестиции в отрасль связи превысили 78 млрд. рублей и выросли в полтора раза. Всего за последние четыре года в российские телекоммуникации было инвестировано 7 млрд. долларов США.

Рис. 2. Динамика доходов от услуг передачи данных и Интернета

Объем рынка интернет-услуг составляет менее 5% от всего объема рынка телекоммуникаций России. Предоставление интернет-услуг - это молодое, динамично развивающееся направление, находящееся сейчас на стадии перехода в разряд массовых услуг.

Объем московского рынка интернет-услуг в 2003 г. вырос на 5-7% до 120 млн. долларов. В общем спектре предоставляемых интернет-услуг доминируют услуги по предоставлению доступа к сети.

Последние 3 года рост телекоммуникационного сегмента в Москве в денежном и количественном выражении составлял примерно 10% в год. Вероятно, такие темпы роста телекоммуникационного рынка в столице сохранятся и в 2006 году.

По данным Forrester Research, объем мирового рынка электронной коммерции в 2004 г. составит около $6.8 трлн. В этом году клиентами электронных магазинов станут около 75% всех постоянных пользователей Интернет. К 2002 г. более 70% компаний из списка Fortune будут использовать Интернет в своем бизнесе. Объем их электронных сделок составит $300-$500 млрд., а доля сектора "бизнес-бизнес" (B2B) вырастет до 70-80% (к 2005 г. — более чем до 90%). По прогнозу Yankee Group, в 2003 г. объем В2В транзакций возрастет до $541 млрд. по сравнению с $138 млрд. в 1999 г. Объем электронных продаж потребительских товаров через 5 лет может достигнуть уровня $600-$800 млрд..

По прогнозу различных исследовательских компаний, ежегодные темпы роста рынка электронной коммерции на 2004-2005 гг. должны составить от 60% до 150%. При этом, доля электронных продаж в мировой экономике может увеличиться до 5-10%. Прогнозируется, что около половины этих продаж придется на США, а вторым по величине станет рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Чуть меньше объем электронных продаж будет в Европе (в первую очередь, в Германии, Англии и Франции). Объем электронных продаж в остальных странах мира (в ЮАР, Африке, на Ближнем Востоке, России) будет значительно меньше.

В настоящее время среди покупателей электронных магазинов преобладают американцы. Они составляют более половины всех пользователей, совершивших покупки через Интернет. Объем американского рынка электронного бизнеса составлял в 1999 г. около 75% объема мирового рынка, однако к 2003 г. ожидается его снижение до 50-55%. В начале этого года в США насчитывалось около 600000 фирм, занимающихся электронным бизнесом. Ожидается, что в ближайшее время число таких фирм увеличится до 820000. В соответствии с данными Министерства торговли США, объем розничных электронных продаж (сегмент В2С) в США в 1999 г. составил около $20 млрд., а скоро он достигнет уровня $35-$38 млрд. (более 1.2% всего объема розничных продаж в США). Суммарный объем сегмента В2С в США и Канаде составил в прошлом году $33 млрд. (1.4% от всех розничных продаж).

В 2000 году 44% взрослого населения США совершило покупки в электронных магазинах. Средние затраты американского покупателя в электронных магазинах в 2000 году составили $1160. К 2004 г. прогнозируется рост среднего объема этих расходов до $3740. Основными потенциальными покупателями в онлайновых магазинах в США считаются молодые люди с высшим образованием и годовым доходом семьи не менее $75000 (в 2000 году эта категория покупателей составила около 72%). Любопытно, что две трети американских покупателей в электронных магазинах — женщины. Это вызвано тем, что в 80% американских семей именно женщины занимаются покупками. Относительно недавно президент США Билл Клинтон узаконил электронную цифровую подпись, что, безусловно, будет способствовать дальнейшему развитию электронного бизнеса в США.

В Европе также ускоряются темпы роста рынка электронной коммерции. Министры экономики стран ЕС уже одобрили проект соглашения "О юридических аспектах электронной коммерции". В соответствии с этим документом электронный контракт обладает полной юридической силой. Кроме того, достигнуты договоренности между странами ЕС о взаимном признании электронных контрактов. В связи с этим следует ожидать быстрого развития европейского электронного рынка.

В настоящее время около 35% европейцев-пользователей Интернет регулярно посещают электронные магазины. Сейчас в Европе — около 16 млн. таких покупателей, а к 2004 г. ожидается рост их числа до 100 млн. (70% от всех европейских пользователей Интернет).

Данные Andersen Consulting свидетельствуют, что, хотя США пока и лидируют в электронном бизнесе, однако, в Европе отмечается значительный рост данного рынка — 97% европейских фирм в той или иной степени используют возможности электронной коммерции. По мнению аналитиков Andersen Consulting, оживление электронного бизнеса в Европе связано с развитием таких технологий, как мобильный Интернет и цифровое телевидение. Тем не менее, пока европейские компании не создадут на рынке значительного капитала, они по-прежнему будут проигрывать более динамично развивающимся заокеанским конкурентам. В докладе Andersen Consulting отмечается, что в 1999 г. на долю США приходилось 67% всех доходов от В2В-коммерции, а также 76% доходов от В2С-транзакций (а на Европу — по 14% в каждом из секторов).

До недавнего времени наибольшую активность в сфере электронной коммерции проявляли онлайновые компании, однако, сейчас возрастает значение оффлайновых и комбинированных фирм. При этом, по мнению аналитиков Andersen Consulting, основным фактором увеличения числа инициатив в области электронной коммерции является стремление фирм повысить свою конкурентоспособность. 75% респондентов-европейцев заявили, что с помощью Интернет они пытаются опередить конкурентов и закрепить свои стратегические позиции в сфере своего бизнеса. Около 80% респондентов сообщили о наличии планов по дальнейшей разработке возможностей, предлагаемых электронной коммерцией, а 72% респондентов уже имеют готовую стратегию ведения онлайнового бизнеса. Кроме того, около 72% респондентов в настоящее время пользуются услугами электронной коммерции для сбыта и маркетинга, а 47% пользуются электронными закупками.

В 1999 г. темпы роста европейского рынка электронной коммерции превзошли темпы роста аналогичного рынка в США, составив около 200%. Однако, объем розничных электронных продаж в Европе не превысил $3.5 млрд..

Ежегодные темпы роста европейского рынка электронной коммерции составят 140%, и в 2004 г. его объем достигнет уровня $1.5 трлн. (из них $1.4 трлн. займет сектор B2B). Существует мнение аналитиков, что наиболее перспективными отраслями для электронной торговли В2В в Европе являются автомобильная промышленность, транспорт и электроника. Лидерами европейского онлайнового рынка станут Англия и Германия (около половины всего европейского электронного бизнеса вместе). На европейском онлайновом рынке ожидается высокая конкуренция (вместе с быстрым ростом прибыли), в результате чего к 2005 г. из каждых 20 e-commerce компаний останется лишь одна.

Развивается электронный бизнес и в Азиатско-Тихоокеанском регионе АТР. В 1999 г. объем сегмента В2С в АТР составил около $3 млрд., причем 94% доходов пришлись на Японию (более $1.5 млрд.) и Корею ($720 млн.). К группе лидеров электронного бизнеса в АТР относится и Австралия (около $380 млн.). По данным Министерства информации Китая, в 2002 г. объем рынка электронной коммерции в стране достигнет $1.2 млрд., в то время как в этом году он составит всего $96 млн. В настоящее время около 5% пользователей Интернет в Китае, а также 15% пользователей в Гонконге делают покупки в электронных магазинах (преимущественно книг и компьютеров).

В настоящее время в электронном бизнесе быстрее всего развивается В2В-сектор, в первую очередь, электронные биржи и порталы. По различным оценкам сейчас в мире насчитывается несколько десятков активно действующих отраслевых торговых площадок. По прогнозу Jupiter Communications, общий объем продаж на таких торговых площадках к 2005 г. составит $6 трлн.

В настоящее время Европа все еще отстает от США в развитии электронного бизнеса (ЭБ). По данным Gartner Group и Cisco, общая стоимость транзакций в Великобритании, Германии и Голландии составляет лишь 60% по сравнению с США. В 2004 г. европейский В2В- и В2С-секторы в Европе составят лишь 66% от объема транзакций в США. В Европе развитию ЭБ будут способствовать распространение мобильного доступа в Интернет и интерактивного телевидения. В свою очередь, в Германии развитие ЭБ, особенно В2В-сектора, будет происходить за счет ИТ производства и перехода к электронным закупкам, что объясняется присутствием на рынке транснациональных компаний. К 2003 г. в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) будет 25% от всех пользователей Интернет в мире. В АТР лидером в области развития ИТ является Япония. Китай уже в 2001 г. может обойти Австралию и стать вторым крупнейшим ИТ-рынком в АТР. При этом только отсталость электронной финансовой инфраструктуры мешает Китаю развивать деятельность в таких сферах, как В2В и В2С. В АСЕАН лидером остается Сингапур, где на 100 жителей приходится 45 ПК и в каждом доме установлена оптоволоконная широкополосная сеть с доступом в Интернет. Тем не менее, далеко не все азиатские государства стремятся развивать у себя ЭБ. Например, в Бирме, которая совсем недавно вошла в ASEAN, сейчас наиболее низкие показатели в области развития ЭБ (из-за преследований граждан со стороны военного правительства страны за несанкционированное использование компьютеров).

Преобладающее развитие В2В-бизнеса – одна из очевидных тенденций мировой электронной коммерции.

B2В-сектор будет генерировать большую часть доходов ЭБ. По данным Goldman Sachs, в 2004 г. доходы в B2B-секторе составят около $1.5 трлн (с $39 млрд. в 1998 г.). В то же время, по данным Forrester Research, доходы в В2В-секторе в 2003 г. превысят $1.6 трлн, а по данным IDC — $1.1393 трлн. При этом выделяются следующие ключевые отрасли: продажа аппаратных средств и ПО; аэронавтика; военно-промышленный комплекс; продажа электроники; продажа химикатов, автомобилей (и запчастей к ним), медицинского оборудования; транспорта.

В последнее время отмечается резкое увеличение числа электронных В2В-рынков, создаваемых на средства отраслевых консорциумов. При этом одни В2В площадки стремятся занять место традиционных посредников, другие же пытаются взаимодействовать с действующими на рынке дистрибьюторами. По данным Dataquest в 1998 г. оборот таких торговых площадок (за исключением торгующих финансовыми инструментами) составил $12 млрд., а в 2003 г. он достигнет $1.25 трлн. По данным Jupiter Research более 40% из 58 электронных B2B-рынков, основанных в течение 2000 г. на средства крупных компаний и отраслевых консорциумов, в настоящее время уже полностью введены в эксплуатацию и позволяют совершать онлайновые транзакции в реальном времени (и еще 33% будут открыты до конца этого года).

Безусловно, найти и сравнить товары и цены (по десяткам и сотням тысяч позиций) и определить наилучшие варианты покупателям на В2В-площадке легче, чем перелистать сотни каталогов производителей или обзванивать дистрибьюторов. А продавцам легче привлечь новых покупателей или распродать избыточные запасы товаров. Кроме того, при использовании В2В-площадок достигается значительная экономия финансовых средств. Рассмотрим, например, нефтегазовую отрасль. Так как она традиционно является вертикальной, то до 90% всех электронных транзакций в ней проводится между предприятиями. B2B-модель приведет к значительным изменениям в структуре отраслевых компаний, станет основным способом торговли нефтью и нефтепродуктами и принесет отрасли огромные прибыли. Во-первых, большая экономия средств будет связана со снижением издержек на проведение транзакций. В 1998 г. затраты компаний на закупку нефти составили $170 млрд., и если ЭБ сократит эти затраты хотя бы на несколько процентов, то отрасль получит миллиарды долларов прибыли. Во-вторых, через выход в Интернет компании получают доступ к большим объемам коммерческой информации. Снижение цен на информацию и увеличение возможностей в бизнесе будут также способствовать росту объема продаж. В-третьих, при переходе компаний на В2В-бизнес закупочные цены могут быть снижены на 5%-10%. По различным оценкам, закупочный цикл также сократится на 50%-70%, что приведет к экономии на складских расходах. По данным Bear, Stearns & Co (брокерской компании), к 2003 г. электронные торговые площадки обеспечат своим участникам экономию в сумме около $60 млрд. (в том числе снижение издержек в цепочке поставок составит $13 млрд.). Кроме того, при помощи электронных В2В-рынков можно будет найти наиболее подходящего поставщика и ценовые условия. Следует отметить и улучшение внутренней координации нефтяных компаний, что увеличит скорость принятия решений и повысит их конкурентоспособность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В последнее время наблюдалось изменение динамики роста телекоммуникационного сегмента в России. Существенно вырос объем рынка интернет-услуг, увеличилась аудитория, расширился спектр услуг. Число пользователей глобальной сети в России в 2006 г. находится в интервале 20-25% от численности населения старше 18 лет, а это свидетельствует о том, что Интернет становится массовым явлением в нашей стране. Массовое использование Интернета, с одной стороны, является основанием для притока инвестиций и более бурного развития интернет-сегмента рынка. С другой стороны, растет интерес к информации об этом сегменте рынка в целом, его отдельных составляющих.

Порог в 10% населения характеризует массовое использование любой новой технологии. Это же относится и к росту пользователей Интернета, и к росту числа регистраций новых доменных имен. Согласно последним данным Россия давно перешагнула порог по числу пользователей Интернета. Это означает переход интернет-услуг в разряд массовых, а, следовательно, всплеск активности, рост инвестиций, расширение спектра и качества предоставляемых интернет-услуг.

Сравнение масштабов электронной коммерции в России и в мире показывает, что отечественный электронный бизнес имеет широкие перспективы развития.

ЛИТЕРАТУРА


1. Д.Иванов. Постиндустриализм и виртуализация экономики. #"_Toc148867529">ПРИЛОЖЕНИЕ

Похожие работы на - Статистика масштабов и размеров электронного бизнеса в Интернете

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!