Роль логистики в повышении качества услуг АТП
Содержание
Введение. 2
1. Качество транспортного обслуживания. 3
1. 1. Определение и задачи транспортного обслуживания. 3
1. 2. Требования к качеству транспортных услуг. 5
2. Оценка
уровня качества транспортного обслуживания. 12
2. 1. Информационное обеспечение повышения качества
транспортных услуг 12
2. 2. Параметры оценки качества системы транспортного
обслуживания 15
Заключение 27
Список используемой литературы. 28
Реализация каналов снабжения сырьем,
полуфабрикатами и распределения готовой продукции в рамках
логистической системы требует решения комплекса транспортных
проблем. Предприятию, фирме, концерну при реализации каналов
распределения готовой продукции приходится решать вопросы,
связанные с доставкой, т.е. выбирать вид транспорта, методы
организации перевозок, тип транспортных средств и т.д. — иными
словами решать вопросы транспортного обслуживания. В настоящее время все большее
значение начинают приобретать вопросы повышения уровня транспортного
обслуживания клиентов, которые в рыночных условиях хозяйствования тесно связаны
с проблемой сервиса и качества предоставляемых услуг. Качество бизнеса –
важный вопрос, оптимальная организация бизнеса способствует качеству конечной
продукции – в этом и заключается современный подход к управлению качеством.
Целью работы является определение роли
логистики в повышении качества услуг автотранспортного предприятия.
Объект исследования – автотранспортное
предприятие. Предмет исследования – услуги, предоставляемые автотранспортным
предприятием.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- дать определение и задачи транспортного
обслуживания;
- рассмотреть требования к качеству
транспортных услуг;
-проанализировать информационное обеспечение
повышения качества транспортных услуг;
-рассмотреть параметры оценки качества
системы транспортного обслуживания.
Для написания работы использовались
монографии, учебная и специальная литература по логистике и управлению
автотранспортом.
1. Качество транспортного
обслуживания
Реализация каналов снабжения сырьем,
полуфабрикатами и распределения готовой продукции в рамках
логистической системы требует решения комплекса транспортных
проблем. Предприятию, фирме, концерну при реализации каналов
распределения готовой продукции приходится решать вопросы,
связанные с доставкой, т.е. выбирать вид транспорта, методы
организации перевозок, тип транспортных средств и т.д. — иными
словами решать вопросы транспортного обслуживания.
Транспортное обслуживание
можно определить как деятельность, связанную с процессом перемещения
грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением
сопутствующих этой деятельности транспортных услуг[1].
Транспортное обслуживание клиентов на
перевозку грузов включает: выбор
соответствующей упаковки согласно физическим свойствам товара
(груза); нанесение на упаковку маркировки, штрих - кодов и
спецобозначений; использование унифицированной
транспортной тары, формирование грузовых единиц, пакетирование и
контейнеризация; выбор оптимального (рационального,
приемлемого) вида перевозки и транспортных средств; наиболее
полное использование грузоподъемности транспортных средств посредством
правильной загрузки; соблюдение технологий при ведении
погрузочно - разгрузочных работ; использование
современных технологий и подходов к организации размещения, учета
товаров и запасов на складах и терминалах; применение
современных информационных технологий и компьютерной поддержки.
Специфические задачи стоят и перед системой
организации перевозок пассажиров.
По данным зарубежной печати стоимость
транспортных расходов в процессе производства и реализации
продукции доходит до одной трети цены конечного продукта. Вот
почему рационализация, а лучше оптимизация транспортных,
погрузочно-разгрузочных, тарно-упаковочных, экспедиционных и
складских операций является важным резервом снижения издержек и
экономии ресурсов. До недавнего времени повышению эффективности
доставки продукции уделялось недостаточное внимание, как и всей
сфере обращения.
Изучение спроса на транспортные услуги
свидетельствует, что одним из главных требований клиентов к
работе транспорта является своевременность отправки и доставки
грузов[2]. Связано это со стремлением
большинства грузовладельцев к сокращению запасов как в сфере
производства, так и в сфере обращения, поскольку их затраты
на содержание запасов составляют по ряду отраслей 20% и более
от стоимости выпускаемой продукции. Отсутствие гарантии своевременной
доставки или отправки требуемого груза, возможность отказа или
неоднократного откладывания заявки на перевозку были характерными
особенностями сложившейся у нас в стране системы работы транспорта.
В целом доставка продукции распадается на ряд
последовательных конкретных отдельных этапов, зачастую не связанных
между собой и выполняемых разными подразделениями. Поэтому
оптимизация такой пространственно-временной системы
представляет собой достаточно сложную задачу.
Транспортное
обслуживание и его характер во многом определяет спрос на перевозки. К
параметрам, характеризующим спрос, можно отнести: род груза (вид поездки) и
объем перевозок; размеры обслуживаемой территории; регулярность грузопотоков
(пассажиропотоков); срочность и время доставки; уровень тарифов; необходимость
хранения товаров (технологического простоя-пересадки) в цикле доставки;
юридическое положение отправителя или получателя (предприятие или частное
лицо).
Спрос
носит локальный характер и на его количественные и качественные характеристики влияет
покупательная способность, существующая в данном конкретном месте, так как в
зависимости от нее изменяется спрос. Что касается предложения, то оно практически
всегда рассредоточено, а следовательно, в количественном и качественном
отношении меняется в зависимости от наличия или отсутствия возможностей для
получения прибылей (или удовлетворение потребностей) на местном рынке.
Зарубежный
опыт свидетельствует об актуальности повышенного внимания к проблемам
транспортного обслуживания. Так, в странах с развитой рыночной экономикой имеют
место следующие тенденции развития транспортного обслуживания: увеличение объема
перевозок грузов повышенной стоимости с одновременным сокращением малоценных
грузов (или неэкстренных перемещений пассажиров); увеличение средних расстояний
доставки и рост доли международных перевозок; повышение ответственности за
качество и сроки перевозки по всей транспортной цепи; рост объема перевозок
между предприятиями при сокращении объемов перевозок в самих предприятиях;
уменьшение объемов массовых навалочных грузов и увеличение объемов штучных
грузов в контейнерах и на поддонах; повышение коэффициента грузоподъемности
(пассажировместимости) подвижного состава; увеличение объема перевозок грузов
(пассажиров) в специализированном подвижном составе; преобладание логистических
подходов при организации перевозок и управлении транспортным процессом.
В
настоящее время все большее значение начинают приобретать вопросы повышения
уровня транспортного обслуживания клиентов, которые в рыночных условиях
хозяйствования тесно связаны с проблемой сервиса и качества предоставляемых
услуг. Под качеством понимают совокупность свойств и характеристик услуги,
которые придают ей способность удовлетворять потребности клиентов. Если
компания обязуется доставить груз по назначению и в оговоренные контрактом
сроки в условиях сохранности, то в будущем клиент ожидает, что перевозчик
сократит время простоя, снизит плату за хранение, расширит сеть доставки и т.д.,
т.е. повысит качество предоставляемых услуг.
Ошибочным
является суждение о том, что предоставление качественных услуг весьма дорогое
удовольствие[3].
Наоборот, невыполнение условий принятого соглашения влечет за собой
дополнительные расходы материальных и трудовых ресурсов, направленных на
устранение ошибок. Так, систематические срывы графика перевозок приводят, в
конечном счете, к потере клиентов, репутации и места на рынке транспортных
услуг.
Идентификация
потребности в транспортном обслуживании базируется на принципе сегментации
услуг, т.е. группировки потребителей в соответствии с тем или иным критерием
обслуживания. Сам процесс сегментации услуг включает следующие три стадии:
1)
определение ключевых компонентов обслуживания на основе мнений самих потребителей;
2)
установление относительной важности этих компонентов для потребителей;
3)
группировка потребителей по отношению к предпочтениям тех или иных компонентов
обслуживания.
Для
сбора информации используются принципы социологии (опросы), а для ее обработки
и последующей группировки потребителей — соответствующие статистические
методы. На рынке движения товаров и их доставки потребителям можно выделить
два сегмента обслуживания, т.е. две группы покупателей. Первая сосредоточивает
свое внимание на поставке товаров (сроках и интенсивности, полноте заказа);
вторая — отдает предпочтение связям с поставщиками, качеству коммуникаций и
легкости заказа.
К
ключевым параметрам качества транспортного обслуживания потребителей
относятся: время от
получения заказа на перевозку до доставки; надежность и возможность доставки
по требованию; наличие запасов, стабильность снабжения; полнота и степень
доступности выполнения заказа; удобства размещения и подтверждения заказа;
объективность тарифов и регулярность информации о затратах на обслуживание;
возможность предоставления кредитов; эффективность переработки грузов на
складах; качество упаковки, а также возможность выполнения пакетных и
контейнерных перевозок.
Своя
специфика имеется и в отношении качества обслуживания пассажиров.
Массовые
опросы клиентуры, согласно данным западных специалистов, дают следующую картину
ранжирования показателей качества обслуживания:100 пунктами оценена надежность
поставки; 60 — удобство анализа, стабильность получения информации, высокий
уровень выполнения принятых гарантий; 50 — наличие контактов в процессе
обслуживания; 10 — возможность предоставления кредита и т.д.
Четкость
обслуживания потребителей услуг характеризуется продолжительностью цикла
обслуживания, который измеряется временем от получения заказа до его
выполнения.
Практика
свидетельствует о том, что в 80% случаев проблемы качества транспортного
обслуживания связаны с потерей управления компанией. Как же обеспечить
качество? Ответом на этот вопрос может быть модель системы качества,
включенная в общую систему управления. Стандарт ISO 9000:2000 определяет систему качества как
«совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов,
необходимых для осуществления административного управления качеством».
Система
качества считается хорошо организованной и функционирующей, если: система
воспринимается и понимается персоналом, правильно применяется, имеет
необходимые ресурсы и является эффективной; предоставляемые услуги
(выпускаемая продукция) действительно удовлетворяют запросы и ожидания
клиента; учитываются влияние на окружающую среду и потребности общества;
основное внимание уделяется предотвращению негативных ситуаций, а не их
ликвидации после возникновения.
Такая
система кроме решения вопросов обеспечения качества обслуживания повышает
дисциплину, уменьшает непроизводительный труд, облегчает работу с клиентами.
Реализация системы качества должна определяться задачами, продукцией,
процессами и индивидуальными особенностями конкретной компании или организации,
а также отвечать требованиям постоянного улучшения качества в соответствии с
предполагаемыми потребностями клиента.
Следование
стандарту ISO 9000:2000 при разработке и внедрении
системы качества является добровольным стремлением руководства компании или
организации. Именно руководство несет полную ответственность перед клиентом за
соответствие стандарту и определяет целесообразность сертификации деятельности,
которая устраняет необходимость ряда дополнительных проверок по требованию клиентов.
Если сертификат выдан признанным (в регионе, стране, мире) сертификационным
органом, то потребитель услуг получает максимальную гарантию того, что его
запросы будут удовлетворены[4].
Многие
российские компании и предприятия столкнулись, в силу внутренней обстановки в
стране на сегодняшний момент, с кризисом доверия со стороны зарубежных
партнеров. Причем страдают и те компании, которые могут успешно работать. В
этих условиях система качества, выстроенная в соответствии со стандартом ISO 9000:2000 и сертифицированная
признанным в мире сертификационным органом, приобретает особое значение.
Наличие такой системы декларирует способность руководства управлять компанией,
свидетельствует о существовании у нее стратегических планов и о том, что
контакты с ней менее рискованны.
Изучение
психологии потребителей, в том числе транспортных услуг, в зарубежных странах
показало, что в зависимости от интересов и склонностей потребителей можно
разделить на три группы:
* первые предпочитают высокое
качество обслуживания;
*
вторые ориентируются на высокую скорость, эффективность и минимум риска;
* третьи
делегируют обслуживание процессов транспортировки, сбыта и продажи продукции
посредникам.
Одним из
важных вопросов логистического обслуживания является цена, как ожидаемая
компенсация за общий пакет услуг, которую фирма предлагает потребителю.
Определить цену на логистические услуги гораздо труднее, чем цену на саму
транспортировку, так как во многом цена логистических услуг зависит от
восприятия клиентом всей системы обслуживания. Выбор оптимального уровня
обслуживания клиентуры определяется динамикой величины затрат. Выявлено, что,
начиная с 70% и выше затраты на обслуживание растут экспоненциально в
зависимости от уровня обслуживания, а при уровне обслуживания 90% и выше сервис
становится невыгодным. Специалисты подсчитали, что при повышении уровня обслуживания
от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на
14%.
Для
выявления рационального уровня обслуживания производят сопоставление расходов,
доходов и прибыли, реализуя принцип компромиссного решения, при котором фирмы
достигают наилучшего соотношения между ценами и уровнем обслуживания, между
расходами и доходами. Фактически процедура сводится к сопоставлению затрат,
связанных с увеличением уровня обслуживания, с потерями доходов, которые
растут при уменьшении числа и качества услуг. В результате сопоставления
находят некоторый оптимум уровня обслуживания (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1. Выявление рационального
уровня обслуживания.
С увеличением
уровня обслуживания растут расходы по нему (кривая 2), но уменьшаются потери
доходов от снижения уровня обслуживания (кривая 3). Пунктирная кривая (1)
получается суммированием координат двух названных составляющих. В связи со
значительными трудностями поиска и практической реализации оптимального уровня
обслуживания (минимум ординаты пунктирной кривой 1) предприятия,
предоставляющие услуги, и их клиентура ориентируются на «достаточно хорошее
решение» — рациональное, приемлемое соотношение расходов и доходов.
Сервис
оценивают показателем «уровень обслуживания» Уоб, который
определяется выражением:
(2. 1.)
где n — фактическое количество оказанных услуг;
N — количество услуг,
которое теоретически может быть
оказано;
ti — время на выполнение i-ой услуги.
Работа
транспорта должна основываться на запросах потребителя. Клиента привлекают
минимальные сроки доставки, 100%-я сохранность груза при перевозке, удобства
по приему и сдаче грузов, возможность получения достоверной информации о
тарифах, условиях перевозки и местонахождении груза. Только при этих условиях
клиент готов нести соответствующие затраты.
Когда
рассматриваются вопросы качества транспортных услуг и транспортного
обслуживания, необходимо помнить и учитывать следующие особенности[5]:
• выбор
совокупности услуг требует рассмотрения всех возможных вариантов уровней
транспортного обслуживания;
•
потребностей у клиента может быть несколько, что влечет за собой соответствие
свойств и характеристик услуг одновременно нескольким и зачастую
противоречащим друг другу требованиям;
• при
заключении договора запросы и потребности клиентов четко оговариваются и
фиксируются;
• во
многих случаях потребности клиента со временем меняются, что обусловливает
необходимость периодического проведения маркетинговых исследований. Каждый вид
услуги транспорта требует серьезного изучения и анализа;
•
потребности и запросы клиентов обычно выражаются в определенных свойствах с
количественной их характеристикой и включают такие аспекты, как безопасность,
функциональная пригодность, эксплуатационная готовность, надежность, экономические
факторы, экологичность и т.д.;
• для
количественной оценки качества используются такие выражения как:
«относительное качество», «уровень качества», «мера качества».
Для
улучшения транспортного обслуживания информация о качестве транспортных услуг,
полученная на основании накопленного опыта и пожеланий клиентов, должна
тщательно изучаться и анализироваться.
Необходимо
отметить, что качество транспортного обслуживания характеризуется не только
экономичностью доставки. Эффективность функционирования потребителей
транспортных услуг зависит как от величины тарифа на доставку, так от таких
аспектов качества доставки, как своевременность, сохранность и др. На практике
при выборе варианта доставки грузоотправители и грузополучатели часто учитывают
лишь основную часть расходов, связанных с доставкой, — транспортные издержки.
Остальные расходы, обусловленные недостаточным уровнем качества доставки,
учитываются обычно как издержки основного производства. Таким образом, фактическое
влияние транспорта на эффективность основного производства значительно больше,
чем это следует из суммы транспортных издержек.
Для того
чтобы выбрать систему доставки грузов, обеспечивающую высокий уровень
предоставленного обслуживания, нужно выявить: какие именно требования у
клиента, предъявляемые к системе доставки, и с помощью каких параметров
потребитель оценивает степень удовлетворения этих требований? Несомненно, со
временем меняются требования потребителей, соответственно меняется и требуемая
степень их удовлетворения. Однако для обеспечения полноты решения задачи выбора
необходимо выявить все возможные требования потребителей.
Для
этого необходимо постоянное отслеживание изменений в требованиях потребителей и
использование таких методов, как анкетирование, структурированные интервью,
фокусирование на отдельных группах и т.д. Кроме непрерывного изучения запросов
потребителей необходим и мониторинг изменяющихся рыночных факторов.
На рис. 2.
1. показана схема потоков необходимой информации и методов ее получения при
определении требований потребителей к уровню качества транспортного
обслуживания. Как видно из схемы, существуют два основных потока информации[6]:
1)
внутренняя информация, базой которой является статистика различных
функциональных подразделений транспортного предприятия (отдел маркетинга,
отдел логистики, финансовый отдел и т.п.);
2)
внешняя информация, формируемая источниками транспортного обслуживания (фирмы,
использующие транспортные услуги, выступающие как клиенты, и предприятия,
оказывающие транспортные услуги, т.е. конкуренты) и нетранспортными
источниками (научно-исследовательские организации, маркетинговые организации,
государственные органы и т.д.).
Необходимо заметить, что
требования потребителей к транспортному обслуживанию формируются не только в
зависимости от динамики развития бизнеса самых потребителей, транспорта, но и
от развития сопряженных областей (экология, связь, информатика, строительство
путей сообщения и автодорог, автомобилестроение, транспортное машиностроение и
т.д.). Примером может служить проявляющаяся в последнее время тенденция
ужесточения требований к информационным услугам, связанная с совершенствованием
систем связи и вычислительной техники (спутниковая навигация, мобильная связь,
Интернет).
Рис. 2.1. Схема определения требований к
уровню качества транспортного обслуживания.
Государственное
регулирование значительно влияет на процесс формирования требований к
транспортному обслуживанию. Оно отражается через налоговую систему, систему
лицензирования, экологические ограничения, социальную политику и т.д. В одних
случаях государственное регулирование может ужесточить существующие
требования, а в других случаях — открыть новые возможности перед транспортными
предприятиями.
На основе анализа
специальной литературы и результатов проведенных исследований предлагается
следующий набор параметров, определяющих качество доставки грузов (рис. 2. 2.)[7].
Рассмотрим суть некоторых параметров,
представленных на рис. 2.2.
1) Цена. Фактор цены или
затрат на транспортное обслуживание является значимым для большинства
потребителей, так как напрямую определяет величину прибыли. Расходы на
доставку грузов составляют для большинства предприятий основную часть себестоимости
грузов. Уменьшение величины затрат на доставку за счет рационального выбора
варианта доставки может дать потребителям существенную экономию. В этой связи
варианты доставки грузов отбираются, прежде всего, по ценовому критерию. При
этом часто предпочтение отдается варианту с минимальной ценой или варианту с
ценой, величина которой лежит в допустимых пределах.
Цены на услуги доставки
грузов часто устанавливаются на основе как затрат, необходимых для выполнения
транспортных операций, так и ценовой политики. Вопросы определения затрат на
доставку грузов различными видами транспорта подробно рассмотрены в специальной
литературе. Затраты на выполнение доставки могут быть определены такими
способами, как прогнозирование по аналогии и постатейная калькуляция всех
затрат.
Прогнозирование по
аналогии или по ретроспективным данным применяется, если подобная доставка уже осуществлена
(аналогичные виды услуг, количество, место и т.д.). Это простой способ, не
требующий детального анализа составляющих стоимости. Применение данного метода
целесообразно при предварительной оценке вариантов доставки, когда количество
возможных вариантов достаточно велико.
Метод постатейной
калькуляции всех затрат гораздо сложнее и требует априорного знания структуры
себестоимости транспортных операций. В то же время этот метод обеспечивает
высокую достоверность результатов расчета. Рекомендуется использовать данный
способ в том случае, когда фактор цены играет важную роль при принятии общего
решения и количество сравниваемых вариантов мало.
Рис. 2.2. Параметры системы качества
доставки грузов.
2) Надежность. В
современных условиях особое значение приобретает категория надежности доставки.
Как известно, любая логистическая система характеризуется той или иной степенью
надежности. При обеспечении требуемого уровня надежности функционирования
системы доставки грузополучатели смогут планировать поставки в оптимальных
объемах, определять точные размеры страховых запасов. Отсюда вытекает
актуальность решения задачи точного определения надежности функционирования
системы доставки.
Как показывает анализ
литературных источников, существуют различные методы определения надежности
функционирования логистических систем. Основная проблема заключается в поиске
таких показателей, с помощью которых можно было бы оценить уровень надежности
функционирования процесса доставки. Надежность доставки является сложным
комплексным параметром. Исследования показывают, что наиболее важными
параметрами, учитываемыми при оценке надежности системы доставки, являются
своевременность, сохранность, уровень риска, совместимость системы, имидж
участников системы и т.д.
3) Своевременность.
Возможность обеспечения доставки грузов в точно назначенный срок
свидетельствует о достаточной надежности выбранной системы доставки.
Обеспечение своевременной доставки грузов позволяет избежать дополнительных
затрат на выполнение таких операций, как: хранение дополнительных запасов у
грузоотправителей и грузополучателей; иммобилизация дополнительных
товарно-материальных ценностей из сферы производства на период хранения и
доставки; содержание дополнительных средств и оборудования погрузки и
разгрузки; использование клиентом более дорогих видов транспорта с целью
предотвращения остановки производственного процесса; применение менее
экономичных технологических процессов или снижение интенсивности их протекания
у грузоотправителей и/или грузополучателей и др.
Кроме того,
своевременность доставки предоставляет клиентам существенные конкурентные
преимущества на рынке сбыта товаров. Согласно статистическим данным время на
производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени движения товара от
первичного источника сырья материалов до конечного потребителя готовой
продукции. Остальные 98% времени приходятся на прохождение по различным
логистическим каналам, в том числе и на транспортировку. Оценка времени
доставки необходима при бизнес - планировании и организации доставки, особенно
когда применяется технология доставка точно в срок (ЛТ). На практике время
доставки является случайной величиной, зависящей от воздействия многих
факторов.
Для обеспечения
синхронности всех логистических процессов грузовладелец и участники системы
доставки должны быть заинтересованы в значительно меньшей неопределенности
сроков доставки грузов. Несвоевременная доставка грузов может повлечь за собой
значительные убытки клиента в виде потери заказов из-за ограниченного времени
обслуживания или потери части дохода из-за испорченных грузов. Поэтому при
заключении договоров доставки клиент часто требует доставки «точно в заданный
срок» путем указания требуемого интервала времени доставки или величины допустимого
опоздания. Требование доставки в минимальный срок может быть предъявлено
клиентом в том случае, когда возникает необходимость срочной доставки груза,
или в условиях ограниченности по времени осуществления доставки (например, в
случае доставки скоропортящихся грузов).
В МАДИ (ГТУ) разработана
модель определения затрат времени на международном маршруте[8].
В методику расчета включаются почти все возможные виды затрат времени в
процессе доставки с момента приема заявки на перевозку до момента разгрузки у
грузополучателя. Установлены факторы, влияющие на время доставки груза и на
вероятность доставки точна в срок (погодные, технические, дорожные, сезонные),
случайность слагаемых компонентов времени доставки и т.п.
4) Сохранность. Важным
условием выбора варианта доставки является параметр обеспечения сохранности
грузов при доставке. Потери груза, связанные с его кражей или физическим и
моральным устареванием при перевозке и сохранении, сказываются в конечном
итоге на его цене. Особенно это относится к скоропортящейся
сельскохозяйственной продукции. Уровень сохранности по количеству может быть
выражен через процент грузов, потерянных при доставке, от общего количества
доставленных грузов. Аналогичным образом используется показатель процента
грузов, испорченных при доставке, от общего количества доставленных грузов для
определения уровня сохранности по качеству. В зависимости от ценности грузов
устанавливаются нормативы их потери (чем дороже грузы, тем ниже допустимый
процент их потери). Обычно процент потери не должен превышать 1%.
5) Риск. Грузы могут быть
повреждены при транспортировании, неправильном складировании, при выполнении
погрузочно-разгрузочных работ, небрежности, могут быть направлены не по адресу,
а то и просто украдены. Возникает проблема компенсации убытков по вине
транспортной организации[9].
Такие компенсационные процедуры формируются в результате страхования.
Страхование есть такая
форма торговли финансовыми услугами, посредством которых одна из сторон
защищает себя от ущерба, который может возникнуть в результате точно
оговоренных событий.
Страхование грузов
представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих
обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полкой или частичной
компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования.
Страхование
распространяется только на те риски, которые можно измерить в финансовом
отношении с точки зрения количественных размеров возможного ущерба и
вероятности наступления страхового случая.
Объектам страхования
может быть как имущество, которое страхователь желает сохранить, так и
имущественный интерес, например, прибыль от продажи груза в месте назначения.
Страховой стоимостью
называется фактическая стоимость страхуемого интереса (для имущества — его
действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора
страхования), а страховой суммой — та сумма, в которой интерес застрахован.
Страховая сумма должна соответствовать стоимости. На практике страховая сумма —
фактурная стоимость груза в пункте отправления плюс расходы по фрахту и
страхованию, а также ожидаемая прибыль в размере 5-10%. Осмотр груза на
предмет определения его фактической стоимости обычно не производится.
Страховая премия — плата
за страхование, которую страхователь {выгодоприобретатедь) обязан уплатить
страховщику в порядке и сроки, предусмотренные договором страхования. Страховая
защита начинается с момента уплаты страховой премии, если это особо не
оговорено в договоре страхования.
Страховщик при
определении страховой премии, подлежащей уплате по договору страхования, вправе
применять разработанные им страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с
единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового
риска. Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования
по соглашению сторон.
Условия страхования
грузов в процессе доставки во многих случаях оказывают существенное влияние на
решение клиента при выборе системы доставки грузов. Наличие страховой услуги в
договоре по доставке придает клиенту больше уверенность при принятии решений,
особенно когда речь идет о дорогих грузах. Страхование в конечном итоге повысит
качество транспортного обслуживания и позволит транспортным организациям
повысить свою конкурентоспособность за счет индивидуального расширения
собственной системы услуг, охваченных соответствующими страховыми гарантиями.
6) Совместимость.
Качество системы доставки зависит не только от уровня качества функционирования
каждого ее участника, но и от степени синхронизации их взаимодействия при
предоставлении обслуживания клиенту. Под взаимодействием участников системы
доставки следует понимать наличие определенного рода связей, проявляющихся при
реализации функции системы. Данное взаимодействие имеет следующие основные
формы:
Технологическое
взаимодействие, основанное на технологическом единстве функционирования
участников системы, включает в себя такие аспекты, как согласованное и
рациональное использование подвижного состава, погрузочно-разгрузочных
механизмов и других средств. Решение данной задачи находится в тесной связи в
разработкой совместной технологии и организацией доставки по согласованным
графикам.
Техническое
взаимодействие проявляется в двух видах. Первый вид — это соответствие используемых
технических средств свойствам груза. Второй вид технической совместимости — это
соответствие технико-эксплуатационных параметров технических средств на местах
их стыковки. Отсутствие технической совместимости может привести систему либо
к невозможности совместного функционирования, либо к неполному использованию
имеющихся ресурсов.
Экономическое
взаимодействие подразумевает координацию работы участников системы. Основными
методами координации являются организационно-управленческие, экономические и
правовые.
Для обеспечения высокого
уровня синхронизации совместной деятельности участников системы необходимы все
выше перечисленные формы совместимости, а также надлежащая система по обмену
информации и хорошие контакты в их совместной работе. Совместимость системы
доставки оценивается временем совместных работ участников системы, процентом
удачно выполненных работ к общему числу совместных работ и другими параметрами.
7) Имидж. Имидж, или
репутация субъектов, участвующих в процессе доставки, является одним из
параметров оценки уровня надежности доставки. Чем выше репутация участников
системы доставки, тем выше уровень надежности доставка. К имиджу фирмы
относятся такие показатели, как стабильное выполнение ею своих обязательств,
отсутствие негативных сообщений о ней от партнеров по бизнесу или в средствах
массовой информации, финансовая устойчивость, доброжелательность и честность
работников фирмы, способность к контакту и длительным партнерским отношениям и
т.п. Негативная оценка хотя бы по одному показателю может вычеркнуть
соответствующий вариант из рассмотрения. Имидж фирмы является довольно сложным
для оценки параметром. Предлагается принять количество жалоб к деятельности
фирмы на объем работ за год как оценку имиджа фирмы.
Под гибкостью понимается
готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения в условия
договора. Этот параметр отражает способность системы доставки к быстрой и
адекватной адаптации в соответствии с меняющимися условиями доставки. Гибкость
доставки включает в себя следующие показатели: готовность к изменению условий
доставки; возможность предоставления различных уровней обслуживания;
готовность к изменению финансовых условий платежа, например предоставление
клиентам рассрочки платежа, кредита, скидок и т.п.
Измерить гибкость функционирования
предприятия довольно трудно. Показатель гибкости определяется как отношение
числа выполнимых участниками системы доставки изменений к общему числу
требуемых клиентом изменений условия договора:
8) Комплексность.
Исследование и анализ проблем качества транспортно-экспедиторского обслуживания
показывает, что высокий уровень качества обслуживания клиентов обеспечивается
при условии обеспечения комплексного обслуживания, т.е. чем шире ассортимент
предлагаемых услуг, тем выше уровень качества обслуживания. Однако для
конкретного заказа система доставки, предоставляющая все требуемые клиентом
услуги, может быть предпочтительнее для выбора, чем система, которая может
предлагать больше услуг, но не может оказать требуемые услуги.
Количество услуг,
оказываемых в процессе доставки, может быть достаточно велико: погрузка, разгрузка,
затаривание, перевозка, приемка и отпуск груза со склада, хранение, сортировка,
консолидация, разукрупнение, маркировка, страхование груза, информационные
услуги, услуга по охране, таможенное оформление и т.п.
Для оценки комплексности транспортного
обслуживания необходимо последовательно рассматривать способность системы на
оказание каждой услуги. При этом используется параметр «Способность оказать
услугу», определяемый как отношение объема возможного выполнения
соответствующей услуги к запрашиваемому объему:
На основе оценок уровня
удовлетворения каждого отдельного требования дается обобщенное значение
показателя комплексности системы доставки.
9) Информативность. Информативность
определяется способностью системы транспортного обслуживания давать клиентам в
любой момент времени информацию о тарифах, условиях доставки и о месте
нахождения груза в процессе доставки и хранения. Это дает клиентам, с одной
стороны, уверенность в надежности доставки, с другой — возможность изменить
условия доставки в соответствии с изменяющейся конъюнктурой.
Клиент должен не позднее
чем через три часа получить ответ на запрос о состоянии груза в процессе
транспортировки. Информативность системы достаточно трудно объективно
измерить. Она может быть оценена через достоверность предоставляемой информации
(отношение числа точных ответов на запросы к общему числу запросов за
определенный промежуток времени и через оперативность в подаче информации
(среднее время, затраченное для ответа на запрос клиента).
10) Доступность. На
показатель доступности системы доставки грузов влияют два фактора: удобство
обслуживания и готовность к доставке.
Удобство для клиента при
приеме заказов, сдаче грузов к отправке и оформлении необходимых документов
является одним из важных параметров качества системы, доставки. Результаты
исследований показывают, что время на выполнение таких операций, как прием,
подготовка, передача, обработка, мониторинг заказов составляет от 50 до 70%
общего времени выполнения заказа. Большие затраты времени и трудовых ресурсов у
клиента на перечисленные операции свидетельствуют о низком уровне качества
системы и может привести к потере клиентов. При оценке уровня удобства обслуживания
предлагается использовать время, затраченное клиентом на связи с участниками
системы доставки и на обработку требуемых документов в человеко-часах.
Готовность к доставке
свидетельствует о возможности системы к выполнению заказа. Готовность к доставке
выражается в процентах в двух следующих вариантах:
В таблице 2.1 дан список
параметров оценки качества доставки, а также методов и источников информации
для их определения.
Таблица 2. 1. Параметры
оценки качества доставки товаров.
Параметр качества
|
Показатель
|
Методы определения показателя
|
Источник информании
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
Цена
|
Стоимость
услуги
|
Расчётные
методы, договор
|
2.
Надёжность
|
|
|
|
2.1.Своевременность
|
Срок
доставки
|
Прогнозные
методы, экспертные методы
|
Статистические данные
|
2.2.
Сохранность
|
Процент
потерянных
грузов
|
|
Процент
испорченных
грузов
|
2.
3. Уровень риска
|
Вероятность
потери
|
Прогнозные
методы, экспертные методы
|
Статистические данные
|
Величина
потери
|
2.
4. Совместимость
|
Время
совместной работы
|
Прогнозные
методы, экспертные методы
|
Статистические данные
|
Процент
удачных совместных проектов
|
Наличие
системы связи
|
Совместимость
документации
|
Техническая
совместимость
|
2. 5. Безопасность
дорожного движения
|
Количество
ДТП за год
(на
объём транспортных услуг)
|
2.
6. Экологическая безопасность
|
Уровень
токсичности, шумность
|
2.
7. Имидж
|
Репутация
фирмы (количество жалоб за год)
|
Маркетинго-
вые методы,
опрос
|
Статистические данные, СМИ, информация от партнёров
и клиентов
|
Уровень
качества выполняемых услуг
|
Доброжелательность
и честность кадров
|
Профессиональная
подготовка кадров
|
Финансовая
состоятельность
|
Окружение
клиентов
|
3.
Гибкость системы
|
|
|
|
-
при обслуживании
|
Наличие
разных уровней обслуживания
|
Маркетинговые методы, договор
|
Договора, прейскурант, прайс-лист
|
Возможность
изменения условий доставки при выполнении
|
-
при оплате
|
Кредит,
скидка, рассрочка
|
|
|
4.
Доступность
|
|
|
|
4. 1. Удобство обслуживания
|
Затраты
на обработку заказов (в человеко-часах)
|
Прогнозные методы
|
Статистические данные
|
4.
2. Готовность
|
Процент
выполненных работ
|
5.
Информативность
|
|
|
|
5. 1. Достоверность
информации
|
Процент
ошибочной информации
|
Прогнозные методы, экспертные методы, договор
|
Статистические данные
|
5.
2. Оперативность представления информации
|
Время,
затраченное для подготовки информации
|
Частота
передачи информации
|
5. 3. Полнота информации
|
Круг
вопросов, на которые можно дать информацию
|
6.
Комлексность
|
|
|
|
6. 1. Возможность оказания
основных услуг
|
Ассортимент
предлагаемых услуг
|
Маркетинговые методы, договор
|
Статистические данные, лицензия
|
6.
2. Максимальный объём работ по виду услуг
|
Техническая
готовность машин и оборудования
|
6. 3. Возможность оказания
дополнительных услуг
|
Список
услуг (правовых, консультационных
и
т. д.)
|
Сделаем заключительные
выводы по рассмотренной проблеме:
Одним из важных вопросов
логистического обслуживания является цена, как ожидаемая компенсация за общий
пакет услуг, которую фирма предлагает потребителю. Выбор оптимального уровня
обслуживания клиентуры определяется динамикой величины затрат. Уменьшение
величины затрат на доставку за счет рационального выбора варианта доставки
может дать потребителям существенную экономию.
Логистическая транспортная
система характеризуется той или иной степенью надежности. Требуемый уровень
надежности функционирования системы доставки позволит грузополучателям
планировать поставки в оптимальных объемах, определять точные размеры
страховых запасов.
Для обеспечения
синхронности всех логистических процессов грузовладелец и участники системы
доставки должны быть заинтересованы в значительно меньшей неопределенности
сроков доставки грузов.
Исследование и анализ
проблем качества транспортно-экспедиторского обслуживания показывает, что высокий
уровень качества обслуживания клиентов обеспечивается при условии обеспечения
комплексного обслуживания, т.е. чем шире ассортимент предлагаемых услуг, тем
выше уровень качества обслуживания.
Отсутствие технической
совместимости может привести систему либо к невозможности совместного
функционирования, либо к неполному использованию имеющихся ресурсов.
Удобство для клиента при
приеме заказов, сдаче грузов к отправке и оформлении необходимых документов
является одним из важных параметров качества системы, доставки. При оценке
уровня удобства обслуживания предлагается использовать время, затраченное клиентом
на связи с участниками системы доставки.
1. Боков В.В. Риски во
внешнеэкономической деятельности и их логистическое регулирование: Учеб. пос.
М: Рос. эконом, акад., 1999.
2. Васильев Г.А.,
Ибрагимов Л.А., Нагапетьянц Н.А., Каменева Н.Г. Логистика: Учеб. пос. М.: ВЗФИ,
1993.
3. Гаджинский А.М. Основы
логистики: Учеб. пос. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995.
4. Голиков Е.А., Пурлик
В.М. Основы логистики и бизнес-логистики. М.: РЭА, 1993.
5. Гончаров П.П. и др.
Основы логистики: Учеб. пос. Оренбург: Изд. центра ОГАУ, 1995.
6. Гордон М.П. Развитие
логистики в управлении материально-техническим снабжением. М.: ЦНИИТЭИМС, 1990
7. Логистика в грузовых
перевозках // Организация комплексной работы разных видов транспорта. ЭИ. 1992.
№ 21.
8. Логистика как форма
оптимизации рыночных связей / Под ред. Л.С.Федорова. М.: Институт мировой
экономики и международных отношений РАН, 1996.
9. Логистика материальных
потоков в рыночной экономике: Межвузовский научный сборник. Саратов: СГТУ,
1994.
10. Логистика: Учеб. пос.
/ Под ред. Б.А.Аникина. М.: ИНФРА-М, 1997.
11. Лукинский В.С.,
Бережной В.И., Бережная КВ., Цвиринько И.А. Логистика автомобильного транспорта
(Концепция, методы, модели). М: Финансы и статистика, 2000.
12. Миротин Л.Б., Ташбаев
Ы.Э. Логистика для предпринимателя: Учеб. пос. для транспортных вузов. М.:
ИНФРА-М, 2002.
13. Миротин Л.Б., Ташбаев
Ы.Э. Порошина О. Т. Эффективная логистика. М.: ЭКЗАМЕН, 2002.
[1] Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Порошина О. Т. Эффективная
логистика. М.: ЭКЗАМЕН, 2002.
[2] Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для
предпринимателя: Учеб. пос. для транспортных вузов. М.: ИНФРА-М, 2002.
[3] Гордон М.П. Развитие логистики в управлении
материально-техническим снабжением. М.: ЦНИИТЭИМС, 1990
[4] Лукинский В.С., Бережной В.И., Бережная КВ.,
Цвиринько И.А. Логистика автомобильного транспорта (Концепция, методы, модели).
М: Финансы и статистика, 2000.
[5] Логистика: Учеб. пос. / Под ред.
Б.А.Аникина. М.: ИНФРА-М, 1997.
[6] Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Порошина О. Т. Эффективная
логистика. М.: ЭКЗАМЕН, 2002.
[7] Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для
предпринимателя: Учеб. пос. для транспортных вузов. М.: ИНФРА-М, 2002.
[8] Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учеб. пос.
Оренбург: Изд. центра ОГАУ, 1995.
[9] Боков В.В. Риски во внешнеэкономической деятельности
и их логистическое регулирование: Учеб. пос. М: Рос. эконом, акад., 1999.