Регулирование народовластия в России

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,26 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регулирование народовластия в России




Курсовая работа

«Конституционно-правовое регулирование народовластия в России»




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение   3

1. Теория, понятие и формы народовластия   6

2. Основы народовластия в Российской Федерации   12

3. Выборы    17

3.1. Значение выборов в демократическом государстве  17

3.2. Система правовых актов о выборах и референдуме  19

3.3. Международно-правовые стандарты проведения выборов  20

4. Референдум   25

4.1. Понятие референдума  25

4.2. Право на участие в референдуме  27

4.3. Назначение референдума  28

4.4. Голосование и определение результатов  36

Заключение   39

Список использованной литературы    40



Введение

В XX в. слово народовластие (демократия) стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия (народовластие) и в чем причины ее популярности?

В современном языке слово “демократия” имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. “Демократия” переводится с древнегреческого как “народовластие” или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, “правление народа, избранное народом и для народа”.

Производным от этимологического понимания демократии является ее более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Понимаемая в широком значении, демократия может существовать всюду, где есть организация, власть и управление.

С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие – третье и четвертое – значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.

В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.

Понятие демократии как народовластия (и другие производные от него трактовки демократии) является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем построение категории исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. В первую очередь именно своему ценностному содержанию демократия обязана такой популярностью в современном мире.

Нормативное понятие демократии имеет как сильную, так и слабую стороны. Его сила состоит в привлекательности содержащихся в нем ценностей, способности увлечь многих людей на практические действия по осуществлению демократического идеала. Слабость же такого определения демократии – в отрыве от действительности, ее идеализации. Реальная демократия нигде и никогда не была властью народа, что означало бы негосударственное, общественное самоуправление. С момента возникновения этого понятия демократия связана с государством, а значит и с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Учитывая взаимосвязь нормативных и эмпирических определений демократии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные черты:

1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов.

2. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В древности многие народы нередко выбирали себе царей, которые затем имели право на пожизненное правление и даже передачу этого права по наследству. (У древних греков выборная монархия называлась “эсимнетия”.) Однако в этом случае демократии еще не было.

3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако реальные политические системы, основанные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друг, например античная и современная демократии, американская и швейцарская политические системы и т.д.

В ходе написания данной работы было проанализирована масса источников, в том числе Конституция, федеральные законы и иные нормативные акты, монографии известных ученых. Во многих изданиях содержатся очень важные сведения, которые действительно помогли в исследовании данной проблематики. У каждого автора, безусловно, какие-то части данной работы изложены намного подробнее, чем у меня, но также полно я не могу осветить эти вопросы, поскольку ограничен определенным объемом. Поэтому постараюсь изложить материал достаточно развернуто, но в то же время компактно.

Какова цель исследования? Целью является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также я имел цель выявить особенности народовластия в Российской Федерации.

Каковы задачи моего исследования? Конечно же, в соответствии с целью: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.

Объектом моего исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают народовластие. Предметом же моего исследования являются развитие и современное состояние теоретических воззрений на народовластие в России.

1. Теория, понятие и формы народовластия

Доктор юридических наук, профессор Марченко М.Н. говорит о возможности произвольного толкования сущности, содержания демократии и ее составляющих, объясняя это тем что: У такого сложного, многостроенного и нередко внутренне противоречивого явления и понятия, как демократия, нет и не может быть простого и к тому же «единственно правильного» определения и представления. Исходное же определение демократии как народовластия или формы государства не может в полной мере удовлетворить ни теоретические (интеллектуальные) потребности общества или его отдельных представителей, ни их практические запросы. Ибо представление о демократии как о форме государства является весьма односторонним, а представление о ней как о народовластии - слишком общим, непременно требующим определенной детализации и «расшифровки». К тому же нельзя упускать из поля зрения тот немаловажный факт, что среди авторов, занимающихся проблемами демократии, нет четкого согласующегося с реальной действительностью представления ни о «демосе» - носителе власти, ни о «кратосе» - понятии, содержании и основных признаках самой власти. Все это не может не затруднить, с одной стороны, глубокое и разносторонне понимание демократии как реально существующего в той или иной стране явления, а с другой - проведение грани и, соответственно, избежание смешения демократии как научного феномена с демократией, а точнее - псевдодемократией как идеологического и пропагандистского феномена. В самом деле, можно ли свести к единому, удовлетворяющему всех пониманию и толкованию демократии как народовластия, если одно из его слагаемых - «народ» в условиях рабовладельческого стоя «исключал», согласно официальному о нем представлению, их своего состава такую огромную часть населения, как рабы?

В условиях феодального строя из него «исключались» крепостные крестьяне. В современных же условиях, с соответствии, с например, с широко распространенных в мире марксистским пониманием «народа», из его состава исключаются господствующие в обществе «эксплуататорские группы и класс». Понятием народ при таком подходе охватываются лишь те социальные слои, группы и классы, «которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества». Это главным образом трудящиеся массы - «творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований. В первобытном обществе включает всех его членов. В антагонистических формациях в состав народа не входят господствующие эксплуататорские группы, ведущие антинародную политику.

При социализме включает все социальные группы». Но отстраненные от власти классы не являются такими уж пассивными и безвластными. В свое время Н.М. Карамзин обратил внимание на связь могущества государства с массовым сознанием народа. По его заключению, государство сильно настроениями масс. И поэтому «к источникам державности народа с полным основанием можно отнести его государственное самосознание, то есть сознание принадлежности к российскому государству, органического единства с его историей, традициями и культурой, убежденность в необходимости укреплять государство, защищать его суверенитет, территориальную целостность». А это, следует заметить, по силам не каждому либерально демократическому государству. Аналогично дело обстоит и со второй составной частью демократии как народовластия - с «властью», которая в одних случаях сводится, главным образом, только к государственному феномену (государственная власть, законодательная, исполнительная, судебная власть). В других случаях - к более широкому, политическому феномену, а вместе с ней и демократия ассоциируется со всем обществом, со всей общественной, а точнее - общественно- политической властью. На мой взгляд, отождествление демократии, как народовластия и формы государства, является неверным (по соотношению объемов понятий). Говоря о теоретической форме государства, мы имеем в виду систематизированное отношение субъектов управления, которые влияют на государственную власть, что в результате выливается в конкретную форму. «Будучи субъектом социума, народ выступает активным участником происходящих в социуме процессов, проявляя основанное на экономических и других интересах стремление к самоорганизации в виде различного уровня объединений, вплоть до образования государственного союза». Все достаточно просто: у нас есть два элемента субъект и объект деятельности. К субъекту относится народ, а объекту - государственная власть.

В свою очередь народом можно считать не только людей, как представителей вида Homo sapiens, но и отношения возникающие между ними в процессе их общественной деятельности. Эти отношения механически можно разделить на два больших субъекта, которые влияют на власть, это экономические и внеэкономические. Также надо заметить, что деление субъект, объект тоже является механическим. Государственная власть (объект) не является пассивным элементом, она может принять и последовать за тем давлением, которое оказывают экономические и внеэкономические субъекты или не принять их. В зависимости от расстановки этих трех элементов (на входе), у нас получается, а точнее сказать, они устанавливают статику и динамику управления, что (на выходе) образует определенную форму государства. «Конкретная форма демократии в конкретной стране зависит от социально-экономических условий, от традиционной структуры государства и принятой политической практики». То есть конкретная форма зависит от внутренней конъюнктуры, государство выступает в качестве формы организации народа (общества), как властный полномочный орган народа. Но почему же в разное время у разных народов формируются разные или одинаковые формы государств?

Если синтезировать традиционный, цивилизационный подходы, а также работу О.Конта «Великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества» плюс учитывая вышеприведенную схему, то можно выработать форму движения субъектов (механизм) народовластия и определение ими конкретной государственной формы. Итак, по мере развития конкретной цивилизации, а оно происходит в следствии интеллектуального развития отдельного человека и народа в целом. «Наш мир жесток. Выжить в нем можно, только карабкаясь вверх. Если остановишься, то скатишься вниз и тебя затопчут те, кто по твоим костям вверх идет. Наш мир - это кровавая бескомпромиссная борьба систем, одновременно с этим - это борьба личностей». Борьба и соответственно совершенствование сознания, накопление опыта и использование его для достижение прежде всего материальной выгоды, ведет к непрерывному совершенствованию и усложнению экономических, социальных, нравственных и политических отношений в обществе. Чтобы добиться большей экономической выгоды используется политически властные методы, с помощью которых устанавливается техника и технология управления, а они в свою очередь зависят от мышления общества. Теологическое мышление, сопровождающееся мифами, культами и наконец религией, объясняет возникновение монархии. На метафизической стадии сознания происходит упрощение теологии и в дальнейшем ее разложение. И на научной стадии человечество исходит из научных наблюдений, выстраивает на научной основе дальнейшие варианты развития.

Естественно, изменение мышления ведет и к изменению в экономики, и в государстве. Также является важным учитывать принадлежность государства к определенной цивилизации, так как на все изменения и трансформации в государственных процессах оказывает влияние сложившиеся особенности данной цивилизации (духовность, культура), а также и геоклиматические особенности (в странах с жестоким климатом и отсутствием благоприятствующих географических условий, таких, как рек озер и т.д., преобладали авторитарные режимы, так как требовалась сильное принуждение для организации труда). Поскольку «самоуправление народа есть такая система управления государственными делами, которая действует через самих граждан, оно практически совпадает с политической системой общества». А если к этому добавить еще и самосознание народа, что как выясняется, также является источником его власти. То про народовластие (демократию) можно теперь сказать, что это три элемента формы государства (форма правления, государственное устройство и государственный режим) динамично изменяются в зависимости от исторического пути государства, общественного мышления и экономических отношений. В этом смысле получается, что монархия - демократия, деспотизм - демократия, тоталитаризм - демократия и т.д.

Государство (народодержавие) - социальный заказ, «любой народ достоин своего короля». И нет борьбы демократии и тоталитаризма, которые развиваются отдельно, так как они не развиваются по отдельности. То есть, существует всего одна модель динамического управления, которая подстраивается под конкретное общество, и в зависимости от того как она отвечает интересам субъектов управления различают различные формы государств. Но теперь нужно оговориться, что любая из форм государства является демократией, тогда и только тогда, когда государственная власть мудро согласует интересы и стремления субъектов управления. Когда один из субъектов экономический или внеэкономический давит другой, с помощью субъекта-объекта государственной власти или без него, вот тогда получается не демократия, а антидемократия.

Если отойти от теории и перейти к практике. Что же происходило в России за последние 10-15 лет, да и, возможно, сейчас? Экономический пласт задавил внеэкономический, нашел поддержку у руководителей государства. В результате прошло разрушение империи (отнюдь не «империи зла»). И под видом установления либеральной демократии, рыночной экономики и т.д., и т.п., которые в теоретическом плане не такие уж и плохие, происходило антидемократическое правление, насилие, диктат, пока еще не эксплуатация, а просто разграбление того, что было создано народом, обеспечения нормальной жизни, а также для охраны от того, что как раз и произошло. Этот экономический, антинародный пласт, большей частью имеет внешний характер, но ударил он в очень нужный момент, когда внутри страны было не все в порядке и поэтому нашел поддержку.

Итак, народовластие (власть народа) означает, что единственным источником власти в государстве является ее народ. Данное положение является исходным для закрепления демократической природы государства. Признание народа единственным источником власти является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления.

Выделяются две основные формы народовластия в государстве: непосредственное (прямое) осуществление власти народом (непосредственная демократия) и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. выборы (представительная демократия).

Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в государстве.

Референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. В то же время народовластие наиболее эффективно осуществляется в результате достижения оптимального баланса различных форм народовластия. Так, в соответствии с мировым опытом по определенным вопросам (налоги, бюджет, регулирование прав человека и т.п.) считается нецелесообразным проводить референдумы, эти вопросы решаются органами государственной власти. Однако в определенных ситуациях только проведение референдума может решить политически значимые, в том числе и конституционные, проблемы.

2. Основы народовластия в Российской Федерации

Согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

В данной статье раскрывается принцип народовластия в Российской Федерации. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ. Данное положение является исходным для закрепления демократической природы Российской Федерации. Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления.

Одновременно в ч. 1 ст. 3 определяется содержание суверенитета в Российской Федерации. Исходя из того, что его носителем является многонациональный народ Российской Федерации в целом, а не население, проживающее на территориях отдельных субъектов Федерации, можно заключить, что Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.

В ч. 2 статьи определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в Российской Федерации.

В ч. 3 ст. 3 Конституции референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. В то же время народовластие наиболее эффективно осуществляется в результате достижения оптимального баланса различных форм народовластия. Так, в соответствии с мировым опытом по определенным вопросам (налоги, бюджет, регулирование прав человека и т.п.) считается нецелесообразным проводить референдумы, эти вопросы решаются органами государственной власти. Однако в определенных ситуациях только проведение референдума может решить политически значимые, в том числе и конституционные, проблемы.

Действие конституционной нормы о референдуме как высшем выражении власти народа нельзя отрывать от содержания норм других статей Конституции. В частности, в ч. 2 ст. 66 Конституции определяется, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это прямое конституционное предписание. Отсылка к ч. 3 ст. 3 Конституции для использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной, так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава представительным органом, а не вынесение его на референдум.

В соответствии со ст. 84 Конституции порядок проведения референдумов Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.

Так, в настоящее время действует Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004г. № 5-ФКЗ.

Указанным ФКЗ установлено, что референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

В тоже время Федеральным законом от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 14.11.2005г.) определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Указанным законом определено, что:

демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме;

выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица;

референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме;

Референдум может быть местным,  референдум субъекта Российской Федерации, референдум Российской Федерации.

Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации.

Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент Российской Федерации[1].

В отличие от прежней Конституции Российской Федерации новая Конституция не содержит специальной главы об избирательной системе. В действующей Конституции принципы избирательного права (всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании) закрепляются только применительно к выборам Президента Российской Федерации[2].

В то же время есть все основания полагать, что эти принципы в равной степени обязательны для всех выборов в Российской Федерации. Это вытекает из ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Всеобщая декларация прав человека (п. 3 ст. 21) гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 25) провозглашает для каждого гражданина право «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».

Федеральным законом от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» установлено, что:

Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.

Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме только граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В ст. 3 Конституции также устанавливается противоправность действий, посягающих на народовластие в России. Любые лица, совершающие действия, связанные с захватом власти или присвоением властных полномочий, несут юридическую ответственность. В Конституции конкретные формы ответственности не раскрываются - это задача федерального закона. Наиболее серьезной формой ответственности за захват власти является уголовная ответственность. Составы соответствующих преступлений и меры уголовной ответственности устанавливаются уголовным законодательством.

3. Выборы

3.1. Значение выборов в демократическом государстве

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность[3] всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы – это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные «выборы», которые являли собой сплошной фарс. Выборы не давали возможности выбора между разными кандидатами, они проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, «народные избранники» традиционно получали по официальным данным 98–99 процентов поданных за них голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Коль скоро выборы это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

3.2. Система правовых актов о выборах и референдуме

Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и кончая объявлением результатов голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока значительного опыта проведения избирательных кампаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы. В ходе избирательных кампаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд.

Избирательное право включает следующие правовые источники: Конституция Российской Федерации, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы; Федеральный закон от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», включающий общие для Федерации и ее субъектов требования к порядку организации выборов, составляющие основные гарантии избирательных прав граждан. Значение этого Закона исключительно велико: акты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о выборах в свои органы власти, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить настоящему Федеральному закону. Субъекты Федерации могут устанавливать только дополнительные гарантии избирательных прав граждан; Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г., регулирующий порядок реализации права граждан на участие в референдуме и проведения референдума; Другие федеральные избирательные законы Российской Федерации, например, об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго (затем, четвертого) созыва; Указы Президента Российской Федерации, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов, например о сроках проведения выборов в Государственную Думу, и др.; нормативные акты Центральной избирательной комиссии, постановления, инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов (например, о порядке составления участковой избирательной комиссии, о порядке поступления денежных средств в избирательные фонды и др.); Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и принимаемые ими законы, акты глав администраций и избирательных комиссий, регламентирующие порядок избрания глав администраций (президентов) и депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления.

3.3. Международно-правовые стандарты проведения выборов

С окончанием холодной войны укрепилась глобальная тенденция к демократизации общественного устройства. В связи с этим в бывших тоталитарных государствах возрос интерес к стандартам по проведению выборов в органы государственной власти, выработанным международными организациями. Многие из этих стандартов заимствованы конституционно-правовой системой Российской Федерации.

Особенно важны три международно-правовых акта.

а) Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) устанавливает (ст. 21): «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или лее посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

б) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) закрепляет (ст. 25) право и возможность каждого гражданина без какой бы то ни было дискриминации: принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

в) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Протокол № 1, 1952 г.) содержит следующее положение (ст. 3): «Высокие договаривающиеся стороны обязуются проводить свободные выборы с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечат свободное волеизъявление народа в выборе законодательной власти».

Закрепленные в этих международно-правовых актах принципы организации и проведения выборов не являются исчерпывающими. Кроме того, есть и другие важные акты. В частности, очень важно видеть неразрывную связь избирательных прав граждан с другими основными правами, и особенно с правом принимать участие в управлении страной, правом на свободу убеждений и их выражения, правом на свободу ассоциации, правом на проведение мирных собраний и демонстраций и др.

Международно-правовые стандарты носят самый общий характер, они универсальны и потому абсолютно и во всем подходят для любого демократического государства. Эти стандарты служат важной гарантией избирательных прав граждан в каждой стране, признающей себя частью мирового сообщества.

В международно-правовых актах и документах сформулированы требования, выполнение которых является обязательным условием для того, чтобы выборы признавались легитимными. Таковыми являются требования, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными.

Свободными признаются такие выборы, которые проводятся в атмосфере, характеризующейся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Всем гражданам без всякой дискриминации должен быть обеспечен равный доступ к участию в выборах. Граждане должны быть убеждены в том, что их участие в выборах не причинит им вреда. Особенно важно, чтобы избиратели беспрепятственно пользовались такими свободами, как свобода слова, мнения, ассоциации, информации, собраний, демонстраций и т. д. В период проведения выборов, которые часто сопровождаются обострением политической борьбы, должно решительно защищаться право выражения идей сторонников различных политических партий. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. Несовместимо с проведением свободных выборов официально объявленное чрезвычайное положение. В конечном счете выборы являются свободными в той степени, в какой они позволяют наиболее полно выявить волю народа. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ). Законодательно закреплено также, что демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и равные выборы при тайном голосовании. Активное избирательное право должно предоставляться гражданам, достигшим минимального возраста, и не ограничиваться условиями владения собственностью, чрезмерными требованиями проживания в стране или конкретной местности, языковыми требованиями и другими цензами, способными отстранить граждан от участия в выборах. Для обеспечения справедливости выборов необходима эффективная защита выборов – как в ходе их проведения, так и при подсчете голосов – от мошенничества и злоупотреблений. В частности, должно быть обеспечено присутствие наблюдателей и равный доступ к средствам массовой информации для всех кандидатов и партий, участвующих в выборах. Выборы должны проводиться с установленной законом периодичностью. Перенесение срока выборов может допускаться при чрезвычайном положении или в других исключительных обстоятельствах, не допуская создания угрозы для демократии.

Подлинные выборы также предполагают реализацию гражданами совокупных демократических избирательных и других прав. Такие выборы заранее направлены на то, что как отдельные посты, так и власть в целом будут определены на основе воли большинства избирателей. Любое меньшинство должно проявить готовность к тому, чтобы признать невыгодные для себя результаты выборов, если они были свободными, справедливыми и законными. Передача власти по результатам выборов должна осуществляться на основе закона.

Подлинные выборы, кроме того, обеспечивают избирателям реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. В связи с этим в большинстве законов Российской Федерации и ее субъектов закреплена обязательная альтернативность выборов, т.е. наличие в избирательном бюллетене фамилии не одного, а минимум двух кандидатов. Впрочем, в законах и практике некоторых субъектов Российской Федерации это требование пока не предусмотрено. Чтобы стать подлинными, выборы также должны проводиться в условиях информированности населения в отношении кандидатов и их программ, а также в отношении того, «кто, когда, где и каким образом» будет осуществлять регистрацию и проводить голосование.

4. Референдум

4.1. Понятие референдума

В мировой практике референдум – это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума – желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т.д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольными». Например, таковыми были в 70–80-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Например, в Швеции в 1956 г. в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одобрили перевод транспорта на правостороннее движение, но несмотря на это, парламент все же принял такой закон. Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственного лидера или действий органов власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-либо территории. По своей процедуре плебисцит ничем не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей или субъектов федерации. В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направленность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто факультативный характер. В Российской Федерации референдум был впервые закреплен Законом о референдуме 1990 г. Это был во многом противоречивый закон. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан Российской Федерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Закон позволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначении референдума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении. Все это предопределило сравнительно  редкое использование референдума, несмотря на то, что в 90-е годы в стране проходили глубокие реформы и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа. В декабре 1993 г. референдум был проведен для принятия Конституции, а ранее, в апреле того же года он был использован как своеобразный арбитр в конфликте между законодательной и исполнительной властью. Конституция РФ, предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме.

Затем был принят и в настоящее время отменен Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 10.10.1995г. № 2-ФКЗ.

В настоящее время действует Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004г. № 5-ФКЗ.

Указанным ФКЗ установлено, что референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

В тоже время Федеральным законом от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 14.11.2005г.) определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Указанным законом определено, что:

референдум является высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме, защита права на участие в референдуме;

референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме;

Референдум может быть местным,  референдум субъекта Российской Федерации, референдум Российской Федерации.

4.2. Право на участие в референдуме


При проведении референдума Российской Федерации действуют общие принципы избирательного права: всеобщего равного и прямого свободного волеизъявления при тайном голосовании.

Практически общими являются основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме – не случайно они закреплены в одном федеральном законе. Каждый участник референдума обладает одним голосом и голосует лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно.

В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет. Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме. Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

4.3. Назначение референдума


Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них;

2) Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации;

3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и указанным Федеральным конституционным законом.

Участники референдума образуют инициативную группу по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа.

Гражданин (граждане) Российской Федерации, выдвинувший (выдвинувшие) предложение об образовании инициативной группы по проведению референдума, не позднее чем за пять дней до дня проведения собрания участников референдума для решения вопроса об образовании региональной подгруппы уведомляет (уведомляют) в письменной форме избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации о месте и времени проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) референдума.

Собрание региональной подгруппы проводится на территории того субъекта Российской Федерации, где находится место жительства участников референдума, принимающих участие в собрании.

Собрание региональной подгруппы правомочно, если в нем принимают участие не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где проводится собрание. Подписи указанных участников референдума в протоколе их регистрации на собрании региональной подгруппы удостоверяются нотариально.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, получив ходатайство о регистрации региональной подгруппы, незамедлительно уведомляет Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о вопросе (вопросах) референдума, указанном (указанных) в ходатайстве. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 указанного Федерального конституционного закона, и принимает соответствующее решение.

Если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации установит соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям указанного Федерального конституционного закона, она в течение 10 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума, регистрирует ее уполномоченных представителей, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам, с указанием их фамилий, имен и отчеств и дает разрешение на открытие специального счета фонда референдума, а также выдает инициативной группе по проведению референдума регистрационное свидетельство и извещает об этом избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, зарегистрировавшие региональные подгруппы.

Форма регистрационного свидетельства устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В регистрационном свидетельстве, выданном инициативной группе по проведению референдума, указывается дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.

Инициативная группа по проведению референдума обязана собрать в поддержку инициативы проведения референдума не менее двух миллионов подписей участников референдума. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей участников референдума, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей осуществляется среди участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 50 тысяч.

Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума.

После завершения сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, но не позднее даты окончания срока сбора подписей, указанной в регистрационном свидетельстве, инициативная группа по проведению референдума подсчитывает количество собранных подписей по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого проводился сбор подписей, количество подписей участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации, а также общее количество собранных подписей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, который подписывается уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 30 дней со дня приема подписных листов и документов, указанных в статье 18 настоящего Федерального конституционного закона, проверяет соблюдение порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей, а также соблюдение инициативной группой по проведению референдума порядка финансирования своей деятельности и правил проведения агитации по вопросам референдума.

По итогам проверки Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.

В случае, если Конституционным Собранием принято решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации, назначение, подготовка и проведение всенародного голосования осуществляются в порядке, установленном указанным Федеральным конституционным законом и федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.

Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд Российской Федерации признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации.

При назначении референдума Президент Российской Федерации определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Закон обязывает суды и органы прокуратуры организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (заявлений) по вопросам, связанным с проведением референдума.

Округ референдума включает в себя всю территорию Российской Федерации. Участники референдума, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к округу референдума.

Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума образуются участки референдума на основании данных о числе участников референдума, зарегистрированных на территориях муниципальных образований в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

Участки референдума образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для участников референдума.

При образовании участков референдума на территории каждого участка референдума должно быть зарегистрировано не более 3000 участников референдума.

Списки участников референдума составляются соответствующими комиссиями референдума отдельно по каждому участку референдума по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Списки участников референдума составляются территориальной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений о гражданах Российской Федерации, представляемых главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части, руководителем организации, в которой участники референдума временно пребывают.

Гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о невключении его в список участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в указанный список.

Информационное обеспечение референдума включает в себя информирование участников референдума и агитацию по вопросам референдума, способствует осознанному волеизъявлению участников референдума, гласности референдума.

Информирование участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии референдума, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с Федеральным конституционным законом.

Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, является разновидностью информирования участников референдума.

Информационное обеспечение референдума осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий.

Агитация по вопросам референдума может проводиться:

1) посредством проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий, иных мероприятий);

2) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

3) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

4) иными не запрещенными настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами методами.

По вопросу, касающемуся проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях агитации по вопросам референдума, см. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ.

Запрещается проводить агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

1) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

2) лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

3) воинским частям, военным организациям и учреждениям;

4) благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;

5) комиссиям референдума и членам комиссий референдума с правом решающего голоса;

6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Запрещается привлечение к проведению агитации по вопросам референдума лиц, не достигших возраста 18 лет.

Инициативная группа по проведению референдума вправе участвовать в проведении агитации только по тем вопросам референдума, которые были предложены ею для вынесения на референдум.

Инициативная агитационная группа вправе участвовать в проведении агитации только по тем вопросам референдума, которые были указаны в ходатайстве о ее регистрации.

Проведение агитации по вопросам референдума начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего фонда референдума и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

4.4. Голосование и определение результатов


Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой муниципального образования, командиром воинской части, капитаном судна, начальником полярной станции, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.

Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабины, иные специально оборудованные места для тайного голосования и стационарные ящики для голосования находились в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.

В бюллетене воспроизводится текст вопроса (вопросов) референдума и указываются варианты волеизъявления участника референдума словами "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум выносятся альтернативные вопросы, в бюллетене справа от каждого варианта вопроса помещается пустой квадрат.

При подготовке и проведении референдума, в том числе при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков участников референдума, установлении итогов голосования и определении результатов референдума, для оперативного получения, передачи и обработки информации используется только ГАС "Выборы".

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех участников референдума на одном или нескольких участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем участке референдума. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов и изготовления для каждого вопроса референдума отдельного бюллетеня участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования отдельно по каждому вопросу референдума.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.

Если результаты референдума признаны Центральной избирательной комиссией Российской Федерации недействительными, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование на референдуме.

Повторное голосование на референдуме проводится не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о признании результатов референдума недействительными.

Итоги голосования по каждому участку референдума, каждой территории, каждому субъекту Российской Федерации в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий референдума и непосредственно нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, предоставляются для ознакомления любым участникам референдума, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию незамедлительно после подписания протоколов об итогах голосования, о результатах референдума членами той комиссии референдума, в которую поступило такое требование. Указанные данные предоставляет соответствующая комиссия референдума.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов референдума.

Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации.

Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки этого нормативного правового акта, который не должен превышать три месяца со дня принятия решения на референдуме.

Заключение

Демократия (народовластие) имеет превосходства и недостатки, сильные и слабые стороны. В противоположность безоглядному политическому оптимизму, особенно ярко проявившемуся в Советском союзе во второй половине 80-х годов. Тогда казалось, что народовластие есть нечто высшее и окончательное, что стоит только его достигнуть и все остальное приложится. Следует признать, что демократия не путь, а «распутье», не достигнутая цель, а только лишь «промежуточный пункт». Это - «опушка леса с неизвестно куда расходящимися тропинками». «Мы надеемся, что прямой путь еще не утерян; но в то же время видим, что уводящие в сторону перекрестные пути таят в себе великие соблазны»[4].

Своими широчайшими возможностями и перспективами демократия как будто бы вызвала ожидания, которые она не в силах удовлетворить. А своим духом терпимости и приятия всех мнений она открыла простор, в том числе и для направлений, стремящихся ее уничтожить. Другой она быть не может, ибо это - ее природа, ее преимущество. Но этим она могла удовлетворить лишь некоторых, но никак не всех. У людей всегда остается потребность продолжать совершенствование до бесконечности призрачного абсолютного идеала и никакой политической системой их не удовлетворить.

Демократия всегда есть «распутье», так как она есть система свободы, система релятивизма, для которого нет ничего абсолютного. Демократия есть пустое пространство («опушка»), в котором могут развиваться самые разнообразные политические стремления («тропинки»). Проявляемое недовольство демократией в принципе можно трактовать, как усталость людей от неопределенности, желание выбрать конкретный манящий путь, «тропинку» развития. Однако трудно дать однозначный ответ на вопрос «а не вернемся ли мы, в конце концов, снова на опушку?». На данный момент я более всего склонен соглашаться с известным высказыванием Черчилля: «демократия - плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество пока не придумало».

Список использованной литературы

1.   Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета 1993. 25 декабря.

2.   Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 октября 1995 г., N 42, ст. 3921.

3.   Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 171.

4.   Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 51 ст. 4982.

5.   Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004г. № 5-ФКЗ.

6.   Федеральный законом от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 14.11.2005г.)

7.   Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. N 49, ст. 5497.

8.   Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Российская газета" от 8 октября 2003 г. N 202.

9.   Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура // Журнал российского права. 1998. № 10/11. С. 71-83.

10. Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М., 1997. С. 13-18.

11. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. – СПб., 1999.

12. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. 2005.

13. Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (1992-1996). М., 2000.

14. Князев С.Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. 1998. № 2 С. 22-29.

15. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. М., 2004.

16. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2. // Под ред. Б.А. Страшука. С. 307.

17. Конституционное право.: Учебное пособие: в 2-х частях. – М.: Юридический колледж МГУ, 2004 г.

18. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. – М.: Юрид. лит., 2003

19. Лейкман Э., Ламберт Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М., 1958.

20. Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк М., 1992.

21. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. “Конституционное право Российской Федерации”, М., 2005.

22. Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М., 1987.

23. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.,1996.

24. Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1996.

25. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. М., 1996.

26. Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов. 1994.



[1] Ст. 81 Конституции РФ.

[2] Ст. Конституции РФ 81.

[3] В конституционном праве легитимностью (от лат. legitimus – законный) называется признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа.

[4] Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., «Наука», 1991.

Похожие работы на - Регулирование народовластия в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!