Развитие туризма на Украине

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,57 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие туризма на Украине

Организация и перспективы развития туризма в Украине

Содержание

Введение

1 Теория туризма______________________________________________________________4

1.1  История развития туризма________________________________________________4

1.2  Сущность, классификация и факторы, влияющие на туризм____________________8

1.2.1   Сущность туризма_________________________________________________9

1.2.2    Классификация туризма___________________________________________10

1.2.3    Факторы, влияющие на туризм______________________________________16

2 Анализ современного состояния конкуренции на рынке туризма____________________20

2.1 Анализ общего состояния рынка туризма в Украине__________________________20

      2.2 Сравнительный анализ деятельности туроператоров__________________________23

      2.3 Нормативно – правовая база и государственные органы управляющие туристической деятельностью__________________________________________________25

3 Проблемы и перспективы оживления современного национального рынка туризма____27

      3.1 Проблемы национального рынка туризма___________________________________27

      3.2 Предложения относительно решения проблемы_____________________________29

      3.3 Проблемы и перспективы развития отрасли туризма в городе Севастополе______31

3.3.1 Тенденции развития туризма  и рекреации_____________________________31

            3.3.2 Проблемы развития отрасли туризма__________________________________32

Заключение

Список используемой литературы

















ВВЕДЕНИЕ.

Целью курсовой работы является раскрытия понятия «туризм», раскрыть проблемы туристической отрасли на национальном рынке и пути их решения.

Личной моей целью при выборе данной темы послужило то, что я при выполнении работы буду развиваться по двум дисциплинам в рамках специальности Экономика предприятия: «Экономика сферы услуг», непосредственно по которой выполняется курсовая работа, и «Экономика туризма». Интерес мой к этой теме возрастает также и из-за того, что наша страна и наш город владеет огромным рекреационным потенциалом и большими «незанятыми» и неразвитыми нишами для развития туризма.

Актуальность данной проблемы просто таки огромна. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны, отдохнуть, вылечиться и развлечься. Туризм – термин, не имеющий корней и истоков в русском языке, пришел из других языковых систем, в частности из французского языка.

С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами,  объектами питания,  размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).










1 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ТУРИЗМА

               1.1 История развития туризма.

Для начала необходимо отметить, что существует такая наука «История туризма».

Это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени.

 Туризм  (франц. tourisme, от tour – прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное от работы время.

Предыстория туризма – период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития: античный туризм – когда основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков – когда основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени – когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция.

К первым миграциям относятся путешествия религиозного характера, которые в древнем Египте отмечаются уже в 4 тысячелетии до н. э. Туризм в то время не составлял источника доходов.

Но персы оценили значение дорожных сетей. Главными из них были пути, связывающие  Вавилон, Сузы и Екбатан с окрестностями. Каждые 30 миль на этих дорогах стояли пункты питания. За оказываемые услуги полагалась плата, согласно ставкам.

Греки и римляне часто предпринимали весьма далекие путешествия, при этом греки – из-за слабого развития дорожной сети – совершали их главным образом морским путем.

Массовый характер в те времена носили и путешествия в религиозных целях. Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности. При минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились объекты наподобие современных санаториев, Уже в древнем Риме отмечается  двухсезонность туристских выездов, причем зимние выезды не имели такого массового характера, как летние.

Средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения. Это происходило вследствие возникновения множества новых государств с нестабильной внутренней обстановкой. И только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях.

Все больше отмечалось поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств. Развитие науки, начиная с XIII в., привело к появлению в Европе путешествий студентов.

Миграции, связанные с религиозным культом и университетскими центрами, составляли решающее большинство в общей структуре туристского движения в период от позднего средневековья до современной истории.

В XVII в. в Европе появляется форма «чистого туризма», которая охватывала людей, путешествующих с целью познания, лечения либо отдыха.

Зарождение туризма, как социального явления относится к концу XVII – началу XVIII вв., когда учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки на природу. Но близкий к современному туризм, как форма отдыха и развлечений, зародился примерно 150 лет назад.

               Зарождение элементов путешествия связано с охотой и с посещением соседних племен первобытными людьми. И в том и в другом случае им необходимо было запоминать пути к  намеченной цели. 

В эпоху рабовладельческого общества, уже делались попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли и объяснения, происходящих в природе.

У древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая- «Юкинг».

Расцвет экономики и культуры периода Римской империи происходило развитие туризма с целью лечения различных болезней.

Ещё в I в. до н. э. у древних римлян имелась определённая классификация гостиничного хозяйства. Существовали два типа «пристанищ» в провинции и в самом Риме: один из них предназначался только для патрициев (мансионас), другой - для плебеев(стабулярии).

Самым знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко Поло, который не только совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и прослужил при дворе великого хана почти 25 лет.

Большое впечатление на Марко Поло произвела система путей сообщения, установленная по всей монгольской империи, и особенно в Китае.

На расстоянии от 175 до 210 км одно от другого в населённых и до 28 км в пустынных местностях были построены большие здания-станции, хорошо оборудованные и снабжённые запасами всякого рода провизии. В каждой комнате имелись шёлковые постели, чистое шёлковое бельё и все необходимые принадлежности, которые могли понадобиться путешественнику. При каждой такой станции были конюшни на 200-400 лошадей.

Про путешествия Поло была написана книга: «Книга Марко Поло о разнообразии мира».

Рассказывая о путешествиях, невозможно не упомянуть о великом человеке Христофоре Колумбе (октябрь 1451г.), который открыл все важнейшие острова американского средиземноморья и положил начало открытию двойного западного континента, который получил название Америки. Своими великими открытиями он предопределил судьбу многих людей, путешественников и не только. Все они направились на неизвестные ранее территории в разных целях.

Подытоживая сказанное, хочу напомнить, что началом туризма являются путешествия религиозного характера, в древнем Египте в 4 тысячелетии до н. э. В древние века – это в основном походы в целях охоты и визиты к соседним племенам, в средние века появляются политические и студенческие поездки. Ну а зарождение туризма близкого к современному, произошло примерно 150 лет назад.

1.2 Сущность, классификация и факторы, влияющие на туризм.

1.2.1 Сущность туризма. Согласно закону Украины «О туризме», туризм – это временный выезд лица с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных профессионально деловых или других целях, без осуществления оплачиваемой деятельности в месте пребывания.

ООН дает свое определение: туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое и развитие человека; связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.

Некоторые авторы дают такое определение: туризм – это взаимодействие процессов, возникающих во время путешествия.

  С экономической точки зрения туризм – это производства и реализация туристических  услуг и товаров, различными организациями, которые располагают туристическими ресурсами.

Вышеперечисленные определения туризма дают понятие о нем как о процессе. Но существует еще и наука «Туризм». Она вкладывает в понятие туризм несколько смыслов: в узком, в туризм входят отрасли, непосредственно обслуживающие туристов, в широком  - это совокупность отраслей обслуживания и материального производства, ориентированных на рынок туризма.

Согласно закону Украины турист – это лицо, осуществляющее путешествие по Украине или в другую страну с целью незапрещенной законодательством страны  пребывания на срок от 24 часов до 12 месяцев, без осуществления какой-либо оплачиваемой деятельности и с обязательством оставить страну или место пребывания в указанный срок.

Туристическая деятельность -  это деятельность по предоставлению туристических услуг в соответствии с законом и другими законодательными актами.

В соответствии с законом о туризме субъектов туристической деятельности значительное множество:

1) Тур оператор – юридическое лицо, организующее  и обеспечивающее создание  тур продукта и реализующее или предоставляющее тур услуги. Другими словами – это человек, формирующий тур.    

2) Тур агент – юридическое или физическое лицо (посредник), реализующий тур продукт тур операторов и тур услуг других субъектов тур деятельности.

3) Туристическое сопровождение – лица, получившие право на данную деятельность:

- гиды–переводчики;

- инструктора;

- экскурсоводы;

- проводники;

4) Другие субъекты предпринимательской деятельности, получившие право на такую деятельность как размещение, питание, развлечение и т. п.

5) Физические лица, непредпринимательской деятельности, но предоставляющие услуги по размещению, питанию, развлечению. Для нашего города явным примером является сдача жилья на короткий срок.

Туристический продукт – это предварительно разработанный комплекс (более 2) туристический услуг, реализуемый или предлагаемый к реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги по размещению, развлечению и питанию.

1.2.2 Классификация туризма.

В процессе производственного обслуживания туриста выделяют формы, виды и разновидности туризма.

Формы связаны с пересечением туристом государственной границы своей страны. В общем, выделение форм туризма связано со страновым признаком. Различают внутренний и международный туризм.

Внутренний, то есть отечественный туризм – это выезд гражданина какой-либо страны со своего постоянного места жительства в другой район этой же страны.

Международный туризм – это туризм в другую страну, то есть иностранный туризм на основе  межгосударственных договоров. Он делится на въездной и выездной.

Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или региона. Существует два вида туризма:

1)   активный туризм – это приезд иностранных туристов в другую страну или отечественных туристов в данный регион страны. Этот вид является фактором ввоза денег в страну или регион.

2)   пассивный – это выезд граждан одной страны в другую или выезд туристов из данного региона страны.

Разновидностей туризма существует значительное множество. Для того, чтобы дать наиболее полную его классификацию, необходимо  использовать наиболее существенные признаки, характеризующие тот или иной вид туризма. В зависимости от национальной принадлежности различают:

- национальный (внутренний)

- международный (внешний) туризм.

Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на активный и пассивный, или иначе въездной и выездной туризм.

В зависимости от потребности, обуславливающей туристское путешествие, различают следующие виды туризма:

1.  лечебный (медицинский туризм). В основе этого вида туризма лежит потребность в лечении различных заболеваний. Лечебный туризм имеет несколько разновидностей, характеризующихся природными средствами воздействия на человеческий организм, например: климатолечение, бальнеолечение, морелечение, грязелечение, плодолечение, молоколечение и т.д. Зачастую при лечении могут использоваться несколько видов воздействия, в таких случаях вид туризма определяет основное средство воздействия на организм отдыхающего.

2.  рекреационный туризм. В основе этого вида туризма лежит потребность в восстановлении физических и душевных сил человека. Этот вид туризма отличается большим разнообразием. Так, например, рекреационный туризм может включать следующие программы:

- зрелищно – развлекательные (театр, кино, карнавалы, ярмарки, дни города, фестивали);

- занятия по интересам (охота и рыбная ловля, художественное и музыкальное творчество, туры для коллекционеров и т.д.);

- обучающие (туризм, другие виды спорта, искусство, ремесла и т.п.);

- «этнические» и бытовые (связанные с изучением национальной культуры и нетрадиционного быта);

- туристско-оздоровительные (включая маршруты с активными способами передвижения, купальные, горнолыжные и т.д.).

3. Спортивный туризм. В  основе этого вида туризма лежит потребность двух видов, в связи с чем различают два подвида спортивного туризма:

-активный (основой является потребность в занятиях каким – либо видом спорта);

-пассивный (основой является интерес к какому – либо виду спорта, т.е. путешествие с целью посещения соревнований или спортивных игр).

4. Познавательный туризм. Основой данного вида туризма является потребность в расширении знаний по различным направлениям. К данному виду туризма можно отнести экологический туризм. Программы экотуров предполагают посещение охраняемых природных территорий.

5. Туризм с деловыми целями. К данному виду туризма относятся поездки с целью установления или поддержания деловых контактов с различными партнерами.

6. Конгрессный туризм. Туристические поездки с целью участия в различных мероприятиях, в том числе: конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах и т.д.

Интенсивное развитие данного вида туризма привело к созданию ряда международных организаций полностью специализирующихся на проведении деловых международных и научных мероприятий, например, Международный союз организаторов конгрессов. Специализация турфирм на данном виде  туризма обусловлена объективной закономерностью дальнейшего международного разделения труда, в том числе и в сфере туризма. В США конгрессный туризм приносит ежегодно свыше 40 млрд. долларов дохода. Большим преимуществом  конгрессного туризма является то обстоятельство, что он может реализовываться в несезонный период. интерес туристской индустрии к данному виду туризма объясняется прежде всего тем, что проведение конгресса, предоставление мест размещения, обеспечение питанием, экскурсионным обслуживанием) так и специфических услуг. Специфика турпродукта конгрессоного туризма состоит в  необходимости предоставления большого объема разнообразных услуг, выходящих за рамки традиционных. Основные  трудности при организации конгрессного обслуживания связаны с необходимостью выпуска значительного количества печатной продукции (тезисы докладов, приглашения, информационные письма и т.д.), необходимостью предоставления такого рода услуг как: регистрация участников конгресса, переговоры, техническое обеспечение, спец мероприятия, деловые встречи и т.д., а также организации до – и после конгрессных туров.

Расходы участника конгресса, как правило, значительно превышают расходы обычного туриста, следовательно, при увеличении свободного времени участников за счет оптимальной организации, а также оплате деловой части направляющим учреждением, возможно комбинирование поездки на конгресс с различными туристическими программами.

7. Культовый (религиозный) туризм. Этот  вид туризма основан на религиозных потребностях людей различных конфессий. Культовый туризм подразделяется на два подвида:

- посещение культовых сооружений в религиозные праздники;

- посещение святых мест с целью отпущения грехов.

8. Ностальгический туризм. Данный вид туризма основан на потребности людей в посещении мест в области исторического проживания.

9. Транзитный туризм. В основе транзитного туризма лежит потребность пересечения территории одной страны, с целью посещения другой.

10. Самодеятельный туризм. Этот вид туризма объединяет любителей активного отдыха, занимающихся лыжным, горным, водным туризмом и т.д. Отличительной особенностью данного туризма является потребность участвующих в нем в самоорганизации. Организацией туров занимаются не туристические фирмы, а сами туристы совместно с туристско-спортивными клубами и союзами.

Разумеется, на практике очень часто имеют место комбинированные туры, сочетающие в одном путешествии несколько видов туризма, обусловленных различными потребностями туристов, например, рекреационный с познавательным, спортивный с рекреационным и т.д. Однако, при анализе туристической деятельности необходимо выделять основные потребности, послужившие побудительным мотивом к путешествию.

В зависимости от транспортных средств, используемых на туристическом маршруте, различают следующие виды туризма:

1. Туристы на собственном транспорте – туры на транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам туристической системы или непосредственно туристической организации.

2. Транстуры на арендованном туристском транспорте – туры на транспорте, принадлежащем транспортным организациям, использующемся туристскими организациями на правах аренды (по договору) на срок, определенный сроком действия тура. В качестве арендованного специализированного транспорта туристские организации используют морские и речные теплоходы, самолеты, специальные составы туристско-экскурсионных предприятий.

3. Туры на личном транспорте туристов – специально разработанные индивидуальные или групповые туры для автомобилей (владельцев личных автомобилей) с предоставлением туристам всех видов услуг по маршруту (проживание в автокемпингах, питание, экскурсии, досуг, авторемонт и т.д.), кроме проезда.

В зависимости от способа передвижения виды туризма подразделяются:

1. Автомобильный туризм. Этот вид туризма бурно развивается со второй половины двадцатого века. В настоящее время он получил наиболее широкое распространение.

2. Железнодорожный туризм. Этот вид туризма развивается с сороковых годов 19 века. Относительная дешевизна железнодорожных билетов делает его доступным менее обеспеченным слоям населения. В настоящее время обостряется конкурентная борьба между железнодорожным и другими видами транспорта.

3. Авиационный туризм. Данный вид туризма является наиболее перспективным, так как обеспечивает экономию времени при доставке туристов к местам посещения. В течении 20 лет (с 1960 по 1980 годы) удельный вес авиатранспорта, используемого в туризме вырос в три раза. Авиационные туры подразделяются на групповые туры с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний и спецавиарейсы с полной  арендой самолета для специальных туристских перевозок.

4. Теплоходный (водный) туризм. При данном виде туризма маршруты организовываются на теплоходах речных и морских пароходах. Морские маршруты бывают: круизные (путешествия на арендованных судах продолжительностью более суток). Они могут быть как с посещением  портов, так и без посещения.

Речные маршруты – с использованием судов речных пароходств. Имеют подвиды: туристско-экскурсионные рейсы – это путешествия на арендованных речных судах продолжительностью более одних суток и экскурсионно-прогулочные – поездки экскурсантов с целью ознакомления с памятными и историческими местами и отдыха, продолжительностью не более 24 часов.

Для организации крупных и туристско-экскурсионных рейсов используются в основном комфортабельные теплоходы. Для организации экскурсионно-прогулочных  и прогулочных рейсов могут использоваться как теплоходы, так и малый флот (речные трамвайчики, ракеты, катера, катамараны и др.).

Преимущества водного туризма на комфортабельных теплоходах заключается в том, что туристы  обеспечиваются средствами размещения, питания, спорта, развлечений и т.п. на корабле.

5.  Автобусный  туризм. При данном виде туризма путешествия организовываются с использованием автобусов, в качестве средства передвижения. Автобусные туры могут быть  обычными  туристско-экскурсионными (с предоставлением всех видов услуг, предлагаемых транспортным туром – проживание, питание, экскурсионное обслуживание) и так называемый «автобусы здоровья» - прогулочные (автобусы одного дня).

6.   Велосипедный туризм. Этот вид туризма доступен для использования достаточно ограниченному контингенту туристов.

7.  Пешеходный туризм. Данный вид туризма получил наибольшее распространение во внутреннем туризме. Следует отметить, что на практике очень часто при одном туристском путешествии используется несколько видов транспорта, например, самолет – автобус, железная дорога – автобус и т.д., такие виды туров называются комбинированными.

В зависимости от средств размещения туристов различают следующие виды туризма:

1. Туризм в отеле.

2. Туризм в мотеле.

3. Туризм в пансионе.

4. Кемпинговый туризм.

5. Туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д.

Отели, как правило, расположены либо в центре города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала.

Мотели располагаются либо вдоль автомобильной трассы, либо на окраине города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу по автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.)

Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют клиентам жилье в одном или нескольких номерах, сопутствующие услуги и автономную кухню.

Кемпинги, туристические деревни, турбазы – это помещения, расположенные, как правило,  в  загородной местности, предназначенные для размещения как обычных, так и автотуристов.

Туристические деревни – это сервисные хозяйства с единым управлением, огороженные и оборудованные для отдыха и ночевки туристов, не имеющих автономного оборудования, необходимого для ночевки.

Помимо перечисленных видов предприятий гостиничного хозяйства, определяющих вид туризма, существуют и такие виды как: дома и меблированные квартиры, дома отдыха, дома молодежи.

Все перечисленные выше средства относят к гостиничным предприятиям различных категорий, и они подлежат сертификации на предмет номенклатуры и качества услуг, оказываемых туристам.   Средства размещения разделяются также на постоянные, в которых прием туристов осуществляется круглый год, и сезонные – обслуживающие туристов только в определенное время года, в туристский сезон.

Туризм также в зависимости от времени путешествия подразделяется на сезонный и несезонный.

В зависимости от продолжительности путешествия различают два вида туризма: продолжительный и кратковременный (при кратковременном туризме путешествие осуществляется на срок до 5 – 7 дней).

В зависимости от состава группы различают:

1. Массовый туризм - путешествия туристов в составе группы;

2. Индивидуальный туризм. Данный вид туризма чаще всего реализуется в рамках делового, научного и оздоровительного туризма. В последнее время индивидуальный туризм получает значительное развитие по каналам родственных семейных связей, творческих обменов, посещений по приглашению. Индивидуальные поездки практикуются также по программам социального и молодежного туризма. Индивидуальные туристы могут воспользоваться услугами гидов-переводчиков, экскурсоводов, организаторов путешествия, проводников и сопровождающих, арендовать легковой автотранспорт, использовать возможности других форм туристического сервиса.

3. Семейный туризм - путешествие туристов с членами семьи. Данный вид туризма получил большое развитие в последние годы в значительной степени за счет скидок, которые предлагают турфирмы лицам, путешествующим с детьми. Зачастую, семейный туризм осуществляется по программам, разработанным туроператором для семейного отдыха.

4. Молодежный (студенческий) туризм.

5. Детский (школьный) туризм.

Молодежный и детский туризм получил большое развитие в значительной степени за счет туристских обменов как внутри страны, так и между различными странами. Туристы, путешествующие в рамках молодежного и детского туризма, имеют право на значительные скидки в ценах на обслуживание.

В зависимости от организационных форм существуют:

1. Организованный туризм.

2. Неорганизованный туризм.

3. Клубный туризм.

В зависимости от определяющего принципа формирования цены на продукт существует коммерческий и социальный (дотационный) туризм. Социальный туризм предполагает определенные дотации в различных формах, как от государственных, так и от общественных организаций, а также коммерческих структур, в целях обеспечения возможности получения отдыха и участия в туристических мероприятиях различных слоев населения, не имеющих для этого достаточного количества денежных средств. Например, пенсионеры, студенты, категория низкооплачиваемых работников и т.д.

1.2.3 Факторы, влияющие на туризм. Для анализа положения страны на мировом рынке туризма большое значение имеет характеристика туристских потоков, зарождающихся в том или ином регионе, и предпосылки для их возникновения в будущем:

1. Направление туристских потоков в регион и из него, структура зарубежной туристской клиентуры и собственных граждан, выезжающих с туристскими целями;

2. Особенности туризма в данном регионе: ритмы сезонности, преобладающие виды и формы туризма, основные цели посещения и т.д.;

3. Отношения властей и местных туристских органов проблемам туризма, специфика из туристской политики;

4. Экономическая роль туризма в хозяйственной структуре данного региона;

5. Перспективы развития туризма на данной территории.

Американский социолог Т. Бертон выделяет три группы факторов, которые воздействуют на характер проведения досуга и, в свою очередь, на модель туристского отдыха:

- технологические (средства массовой коммуникации);

- институциональные (законодательные);

- социально-экономические (демографические, величина дохода, профессия).

В свою очередь характер проведения досуга является одним из основных факторов, влияющих на развитие туризма.

Основные факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и динамичные. К статичным относятся совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные пещеры и тд.), культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже, в значительной мере можно отнести к статичным факторам.

К динамичным факторам относятся  демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценка значения, меняющиеся во времени и в пространстве. Кроме того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа включает в себя:

- возраст населения;

- увеличения числа работающих женщин;

- изменение дохода на каждую семью;

- рост пропорции одиноких людей;

- тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи;

- рост числа бездетных пар в составе населения;

- уменьшение иммиграционных ограничений;

- увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени;

- более ранний выход на пенсию;

- увеличение осознания туристских возможностей.

 Практически все, перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные социально-демографические условия развития туризма. Поэтому при разработке программ развития туризма важно выявить структуру фонда времени населения и бюджет свободного времени.

Структура свободного времени населения:

1.  Годовой бюджет: млдр. Час., %, в том числе:

-труд в общественном производстве;

-удовлетворение физиологических потребностей;

-труд в домашнем хозяйстве

-затраты времени на образование;

-свободное время.

2. бюджет свободного времени: 100 %, в том числе:

-ежедневные

-выходные и праздничные дни

-отпуска и каникулы учащихся

-свободное время пенсионеров

В настоящее время у нас проявляются рассогласования между структурой свободного времени и экономическими возможностями части населения в результате того, что многие предприятия отправляют своих сотрудников в неоплаченные отпуска. Складывается ситуация, при которой значительная часть населения, имеющая свободное время, не может воспользоваться туристскими услугами. В свою очередь, представители коммерческих структур, имеющие материальные возможности для проведения отдыха с использованием возможностей туристских фирм, зачастую не могут позволить себе даже краткосрочного отсутствия.

Число внешних факторов воздействующих на туризм, относятся также экономические и финансовые факторы:

- улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации;

- увеличение (снижение) персонального дохода;

- более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов;

- возрастание (снижение) доли общественно-выделяемях средств на  покрытие расходов на туризм и путешествия.

К социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма, относятся также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомится с бытом, историей, культурой, условиями жизни различных стран.

Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий.

Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся, прежде всего, материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:

1)   процессы спроса, предложение и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный запрос, а также рост индивидуального туризма;

2)   возрастание роли сегментации рынка, то есть появление новых внутри региональных туристских сегментов. Увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития  в устоявшемся   туристском пространстве и т.д.;

3)    возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальных интеграций, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и мелким бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов; глобализация туристского бизнеса и т.д.);

4)   возрастание роли средств массовой информации и связи с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;

5)   возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышения значения профессиональной подготовки, улучшения организации труда и т.д.);

6)   возрастание роли частного туристского бизнеса (создаются условия, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество родственных малых предприятий – агентов, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что в свою очередь поражает потребность вы повышении квалификации персонала).

Перечисленные выше факторы, в свою очередь, подразделяются на экстенсивные и интенсивные, а так же сдерживающие (негативные).

К экстенсивным факторам относятся:

- рост численности работников;

- увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов;

- строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.

Интенсивные факторы:

- повышение квалификации персонала;

- развитие профессионально-квалификационной структуры;

- техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов НТП, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации туризма;

- рациональное использование имеющихся материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д.

К сдерживающим факторам относятся:

- кризисы;

- милитаризация экономики;

- рост внешней задолженности;

- политическая нестабильность;

- рост цен на предметы потребления;

- безработица;

- забастовки;

- криминогенная обстановка;

- финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, снижение квот обмена валют, невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.

Примером влияния негативных факторов на развитие туризма может служить ситуация в сфере мирового туризма сложившаяся в результате энергетического кризиса в конце 70-х годов.  В результате экономического спад возникли нестабильность тарифов на обслуживание (особенно на транспорте); рост цен на туристское обслуживание в целом; ухудшение гостиничного сервиса; сокращение дальности поездок, их продолжительности и расходов  на них; снижение спроса на поездки за границу. Особенно значительное влияние данные факторы оказывают на такие виды туризма как социальный и молодежный, являющиеся особо уязвимыми в таких условиях.

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристической деятельности может иметь очень серьезные колебания. Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %),  развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям – Конгрессный, деловой  и т.д.

Подводя итоги по данному подразделу следует сказать, что в разных странах по-разному трактуется понятие «туризм». Одинаковое в этих трактовках то, что туризм – это непосредственно выезд за пределы постоянного места жительства.

Туризма классифицируют по формам (международный, внутренний), видам (пассивный, активный) и разновидностям (в зависимости от национальной принадлежности туризма; основной потребности, удовлетворение которой обуславливает туристическое путешествие; основного средства передвижения, используемого в путешествии; средства размещения; продолжительности путешествия; состава группы; организационной формы; основных принципов формирования цены турпродукта и т.д.)

Факторы,  влияющие на туризм, бывают внешние и внутренние. Внутренние делятся на статические и динамические, интенсивные, экстенсивные и сдерживающие. Под внешними понимается действие на туризм демографических и социальных изменений.





 

2  АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ТУРИЗМА

2.1 Анализ общего состояния рынка туризма в Украине

Для глубинного понимания тех процессов, которые приводят к возникновению и существованию проблем в области туризма, следует более детально проанализировать ситуацию, которая сложилась на этом рынке услуг.

Несмотря на широкую “географию” туристов, которые приезжают в нашу страну, их преобладающую часть (78%) составляют туристы с бывшего СССР, и в первую очередь – из России, Беларуси и Молдовы. Что касается  других стран, то более всего Украину посещают  туристы из Венгрии, Словакии и Польши (таблица 2.1). При этом   доля иностранных туристов, которые путешествовали в туристических группах, была довольно незначительной – лишь 1.2%. Большинство граждан, которые при существующей классификации, рассматриваются как иностранные туристы, фактически такими не является, а посещают Украину в служебных или частных целях (и в том числе – для ведения частного бизнеса). Это является ярким свидетельством недостаточности развития в Украине организованного туризма.

Хотя практически вся территория нашей страны имеет достаточный потенциал для развития туризма, все же интенсивность посещений иностранными туристами его отдельных регионов очень различается (таблица 2.2).

При  довольно значительных, а временами и уникальных природно-лечебных ресурсах Украины , лечебный туризм (рядом из специализированным и зеленым) еще не получил здесь достаточного развития. Такие виды туризма привлекают лишь  меньше чем 2% туристов (таблица 2.3).

Как свидетельствует осуществленный  сравнительный анализ, в Украине туристическая инфраструктура есть недостаточно развитой и вместе с тем рациональной, что в объединении с низким качеством сервиса предопределяет его низкую привлекательность, и, соответственно, прибыльность на фоне аналогичных показателей по другим странам Европы.

К сожалению,  сегодня можно лишь констатировать, что на фоне возрастающей конкуренции на мировом рынке туристических услуг  и вследствие действия ряда факторов, о которых, будет идти речь ниже, отрыв Украины от ведущих туристических стран увеличивается. Она  перемещается на “периферию” туристических потоков (в 2004 г. ее посетили  в 20 раз меньше туристов, чем Францию – близкую к Украине страну по размерам территории и численности население). 

Таблица 2.1 Распределение туристов по странам, из которых они прибыли в 2003.

Страны

Прибыло

Всего, тыс. чел

Украины

2003 г. в % до 2002 г.

Из них путешествовало

в туристических группах, тыс. чел.

В целом...............................................

          в том числе...............................

         государства бывшего СССР.......

из них:

Беларусь................................................

Молдова................................................

Россия......................................................

          другие.............................................

из них:

Болгария................................................

Великобритания....................................

Греция....................................................

Израиль...................................................

Испания...................................................

Италия.....................................................

Канада...................................................

Кипр.......................................................

Китай.....................................................

Германия.............................................

Польша..................................................

Румыния.................................................

Словакия...........................................

США......................................................

Турция.............................................

Венгрия..............................................

Франция.................................................

Чехия......................................................

6207,6

4838,7

1238,9

1292,8

2116,8

1368,9

29,8

24,1

9,0

28,6

5,9

17,2

11,1

1,3

8,4

62,5

256,1

38,9

149,0

46,0

22,7

440,9

20,9

75,6

84

90

90

109

81

74

43

113

86

137

84

77

84

37

78

94

40

55

62

83

68

87

92

96

75,5

36,1

2,0

0,7

32,9

39,4

0,1

2,2

0,3

4,2

0,1

1,1

1,1

0,1

0,2

7,9

2,3

0,1

0,7

6,0

2,1

0,2

0,7

1,2


Таблица 2.2 Распределение регионов Украины по количеству посещений их иностранными туристами в 2003 г.

Количество посещений

Регионы

До 1 тыс. ..........................

От 1 тыс. до 2 тыс. ..........

От 2 тыс. до 3 тыс. ..........

От 3 тыс. до 5 тыс. ..........

От 5 тыс. до 10 тыс. ........

От 10 тыс. до 20 тыс. ......

Свыше 50 тыс. ..................

Донецкая, Житомирская, Киевская (без г. Киева), Луганская, Полтавская, Сумская, Тернопольская, Хмельницкая и Черниговская области

Винницкая, Кировоградская, Ровенская, Херсонская и Черкасская области

Волынская и Днепропетровская области

Закарпатская (5), Запорожская (4,9), Ивано-Франковская (3,3), Николаевская (3,2) и Харьковская (3,4) области

Черновицкая (6) область

Севастополь (18,6)

Львовская (20,5) и Одесская (30,5) области

Киев (60,9) и Автономная Республика Крым (97,2)

Таблица 2.3 Распределение иностранных туристов по целям посещения

Показатели

Года

2002

2003

2004

 Численность туристов (всего)

          в том числе с целью:

служебная, деловая, бизнес-тур, обучения.............................

досуг, отдых, спортивно-оздоровительный туризм.......

лечебный туризм..............................................................

специализированный туризм.......................................................

другие.........................................................................................

100,0

31,3

59,2

1,8

0,2

7,5

100,0

31,3

63,8

1,6

1,5

1,8

100,0

31,5

57,6

1,8

1,3

7,8


Поэтому  иностранный туризм и до сих пор  не играет надлежащей роли в хозяйственной жизни Украины. Анализ официальной статистической информации свидетельствует об отрицательных чертах  в развития иностранного туризма в нашей стране в последние годы. Поток иностранных туристов в ней уменьшается. Лишь за 2002-2004 гг. вдвое сократилось количество организованных туристов, почти втрое  - частные посещения Украины иностранцами и вчетверо – прибытия иностранного  обслуживающего персонала. Такое сокращение происходит на фоне увеличения (впятеро) транзита иностранных туристов украинской  территорией (таблица 2.4). Все это дает  основания  утверждать о потере Украиной  привлекательности как  места международного туризма.

Таблица 2.4 Посещения Украины иностранцами

Показатели

Года

2004 г. в %

до 2002 г.

2002

2003

2004

Посещения (всего).........................

          в том числе с целью:

туризм............................................

          служебная поездка................

          организованный туризм.........

          частная поездка................

обслуживающий персонал.............

транзит..........................................

14743,6

12103,7

1194,2

1414,4

9495,1

1740,4

899,5

12003,0

9858,7

1478,3

852,6

7527,8

845,7

1298,6

10656,4

6014,1

1548

712,5

3753,6

404,2

4571,4

74,5

49,7

129,6

50,4

39,5

23,2

508,2


2.2 Сравнительный анализ деятельности туроператоров 

 По оценкам заграничных экспертов, суммарные затраты на внутренний и международный туризм на нашей планете составляют 15% мирового валового продукта. При этом доля туризма — 30% мировой торговли в сфере услуг, которые по прибыльности на втором месте после добычи и переработки нефти. Однако для того, чтобы туристическая область в Украине была настолько же доходной, необходим ряд условий. Первое  и важнейшее — у нас есть богатейшая природа, великое множество выдающихся памятинков мирового значения, есть, где соединить отдых с лечением. Второе условие — наличие хорошо подготовленных, стабильных, уверенных в себе кадров. Сегодня в Украине в сфере туризма работает свыше четырех тысячи лицензированных туристических предприятий. И вот уже в третий раз отмечает среди них наилучших, тем самым вдохновляя на здоровую конкуренцию, основанная Туристической ассоциацией Украины ежегодная всеукраинская туристическая профессиональная программа «Хрустальный аист». Подводя итоги, ассоциация и организаторы — Всеукраинский благотворительный фонд содействия развития физкультуры, спорта и туризма, компания «Автоекспо» за содействие Государственной туристической администрации Украины с участием «Укрсоюзтуру» — собрали победителей и лауреатов программы «Хрустальный аист-2001» в зале «Элита» гостиничного комплекса «Русь».

Награды вручались в таких номинациях:

1) за реализацию государственной политики в области туризма — Министерству курортов и туризма Автономной Республики Крым;

2)  наилучший туроператор заграничного туризма (Европейский туристический рынок) — ЧП Международное агентство по культурным обменам и туризму «Украина — Русь»;

3)  наилучший туроператор заграничного туризма (американский туристический рынок) — ООО «Триада тревел бюро»;

4)  наилучший туроператор оздоровительно-лечебного туризма — коллективному предприятию «Кандагар»;

5)  за достижение в развития туризма в Автономной Республике Крым — ЧП «Черномор—Тур»;

6)  за достижение в развития туризма в Карпатском регионе — общему канадско - украинскому предприятию «ТУР-ТУР-ГОРОД-ТУР»

7)  за достижение в развитии туризма в Азово-Черноморском регионе — туристическому агентству «Муниципал — Одесса»;

8)  за достижение в развития туризма в Волынско – Подольском регионе — ЗАО «Винницатурист»;

9) наилучший организатор детского и молодежного туризма — Донецкому институту турбизнеса;

10) наилучший туристско-экскурсионный маршрут по Украине — ООО «Спутник» (экскурсии «Замки и крепости Украины», «Казацкими путями», «По святым местам Украины»);

11) самый скоростной страховой партнер туризма — ЗАО «Страховая компания «Киев-Киев-остер-киев»;

2.3 Нормативно – правовая база и государственные органы управляющие туристической деятельностью.

Существующие законодательные акты, регулирующие тур деятельность в Украине:

- закон Украины «О туризме»;

- указ президента Украины «об основных направлениях развития туризма в Украине 2010 года»;

- указ президента Украины «О поддержке  развития туризма в Украине»;

-методика расчета объемов тур деятельности, утвержденная приказом тур администрации государственным комитетом статистики от 12.11.03;

- перечень «Характерные тур товары и тур услуги»;

- государственный классификатор продукции и услуг, утвержденный приказом государственного стандарта Украины от 30.12.97;

- хозяйственный кодекс Украины;

Согласно закону Украины «О туризме» регуляция в отрасли туризма осуществляется Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, центральным органом исполн7ительной власти с отрасли туризма, Верховной Радой АРК и Советом министров АРК, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, а  так же другими органами в пределах их компетенции.

Основные полномочия этих органов:

1. Верховная Рада определяет основные направления государственной политики в отрасли туризма, правовые основы регуляции отношений в отрвсли туризма, их усовершенствование в адаптация с общепризнанными нормами международного права. Так же определяет в законе о Государственном бюджете Украины объема финансового  обеспечения туристической отрасли.

2. Верховная Рада АРК, областные и районные советы в соответствии с их полномочиями утверждают региональные программы развития туризма, которые финансируются и из бюджета АРК, областных и районных бюджетов.  А также определяют средства бюджета АРК, областных и районных бюджетов для финансового обеспечения региональных программ развития туризма

3. Представительские оганы местного самоуправления – сельские,поселковые, городские советы в соответствии с их полномочиями утверждают местные программы развития туризма определяют средства местных бюджетов для финансового обеспечения программ развития туризма.

4. Центральный орган исполнительной власти  в отрасли туризма организует  и обеспечивает реализацию государственной политики в отрасли туризма, выполнения этого Закона и других правовых нормативно – правовых актов. А также принимает участие  в разработке стандартов, деятельности из метрологии и сертификации, в проведении работ по подтверждению соответствия в законодательно – регулируемой сфере. Этот орган уполномочен организовывать  учет туристических  ресурсов Украины, обеспечивать их рациональное использование и  охрану; принимать участие в подготовке и переподготовке кадров, а так же в повышении квалификации кадров; проводить исследование туристического рынка.

5. Совет министров АРК, местные государственные администрации в пределах своих полномочий осуществляют исполнительные и предписывающие функции относительно организации и развития курортно – рекреационной сферы и туризма; разрабатывают проекты региональных программ развития туризма; принимают меры относительно выполнения  региональных программ развития туризма; способствуют туристической деятельности в своем регионе; выдают разрешения на право осуществления туристического сопровождения;




3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОЖИВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТУРИЗМА

3.1 Проблемы национального рынка туризма

Проблемы, которые существуют на сегодня в области туризма Украины, являются краеугольным камнем всей работы, поэтому к их выяснению следует подходить очень внимательно. Именно от того, на сколько правильной, адекватной и своевременной будет проблема, зависит целесообразность моей работы. Ведь ее основная задача, на мой взгляд, состоит не только в простом перечислении всех неурядиц области туризма, а, прежде всего, в объективной оценке и поиске наиболее эффективного пути выхода из кризиса, решения поставленных задач. Поэтому  для выявления проблем украинского туризма будет целесообразно рассмотреть состояние этой области на мировом рынке и сравнить его с ситуацией в Украине. Именно таким путем, но учитывая особенности и специфические черты нашей страны, можно раскрыть всю глубину основных проблем области. В принципе понятно, что ни о каком профессиональном анализе сейчас речь идти не будет. Но все же это моя работа, следовательно, на мне лежит какая – то, хоть самая небольшая, но ответственность. И  кирпичик в развитие огромного и для нашей страны во многих аспектах еще неизведанного «небоскреба» под названием туризм я положу.

Характерной особенностью конца ХХ столетия стало бушующее развитие туризма - наиболее демократической  и интернациональной сферы общественной деятельности. Мощным импульсом к этому была Первая всемирная конференция “Туризм как влиятельная сила сохранения мира” (1988 г. Ванкувер), где впервые прозвучал призыв  к распространению и пропаганды туризма как гаранта мира и безопасности, которая влияет на граждан разных стран, их экономику, культурное наследство, традиции, религию и ремесла.

Вместе с тем туризм является одной из прибыльнейших областей мировой экономики и по своей экономической отдаче вышел на ее ведущие позиции: на него приходится близко 10%  выработанного в мире валового продукта и близко 30% мировой торговли услугами. Также туризмом аккумулировано около 7% мировых капиталовложений.  Количество международных туристических странствий  постоянно возрастает  (с 25 млн. в 1950 г. до 675 млн. в 2003 г.), соответственно доходы от отельно - туристических услуг также будут повышаться ускоренными темпами  и могут возрастать от 445 млрд. дол. в 2003 г.  приблизительно до 2 трлн. долл.  в 2020 г. (по предположениями). По данным Всемирной туристической организации, ежегодно путешествует больше 800 млн. человек. Примечательным является то,  что более чем в 40 странах мира туризм является основным источником поступлений национального бюджета, а в  70 – одной из трех статей.   Например, в Испании доля прибылей от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет 35 %, на Кипре и в Панаме – свыше 50 %, на Гаити – более чем 70 %.

На фоне бушующего развития мирового туризма  закономерно стоит вопрос о роли Украины  на мировом рынке туристических услуг.  Следует отметить, что объективно она имеет все предпосылки  для интенсивного развития  внутреннего и иностранного туризма: особенности географического положения и рельефа, благоприятный климат, богатство естественного,  историко-культурного и туристско - рекреационнх потенциалов. Но, к сожалению, не все так безоблачно. На фоне мирового туризма, который набирает мощность фантастически быстрыми темпами, Украина выглядит довольно скромно. На сегодня украинские граждане являются своеобразными инвесторами зарубежных стран, которая является одним из наболевших вопросов всей туристической области. Ведь туризм, по расчетами специалистов, лишь в виде налогов мог бы каждый год приносить в государственную казну  до 4 млрд. долл.

Безусловно, что причины такого положения надо искать в сложной социально-экономической ситуации в государстве, в неотрегулированных механизмах стимулирования туристической индустрии, отсутствия эффективной стратегии развития этой области как на национальном, так и региональном уровнях. Но проблема, по моему мнению,  значительно шире. Вопрос касается, наверное, не только туристической области Украины, а вообще путей привлечения стран с переходной экономикой (к которым принадлежит и Украина) к могущественным интеграционным процессам и  конкурентоспособности таких экономик на мировом рынке.

Традиционно конкурентоспособность трактуется  как обусловленное экономическими, социальными  и политическими факторами стойкое положение страны или товаропроизводителя  на внутреннем и внешнем рынках. Для Украины важным является понимание того, что ключевые параметры конкурентоспособности товаров, предприятий и областей формировались  в структуре внутренних и внешних связей СССР – страны, которая на период  распада перестала  отвечать  современным критериям конкурентоспособности. Потенциал УСРС, хотя и был довольно значительным,  тем не менее, эффективность его реализации была крайне неудовлетворительной. Национальная экономика Украины, которая унаследовала традиционно материально- и энергоемкие производства, была объективно несостоятельной выдержать  конкуренцию  на мировых рынках. Крайне неблагоприятные внутренние условия  развития  при сравнительно слабых международных позициях  экономики Украины принуждают активно искать нестандартные  пути выхода из кризиса, средства формирования по-настоящему  международно конкурентоспособной национальной экономики.

Итак, подытоживая все вышеприведенное, приходим к довольно простому, но вместе с тем решающему выводу. Так, можно с уверенностью утверждать, что в области туризма проблемным сегодня является неэффективное и нерациональное использования соответствующих ресурсов, сегодняшний уровень развития туристической индустрии не отвечает имеющемуся потенциалу. Это является определяющим вопросом,  который складывается, в свою очередь, из ряда других, более конкретных вопросов. Так, к последним можно отнести отсутствие развитой инфраструктуры, низкое качество обслуживания, отсутствие качественной рекламы и глубинной информации об отелях, санаториях, турах по стране и услугах, которые предоставляются, на мировом рынке, значительное налоговое бремя и т.п. 

3.2 Предложения относительно решения проблемы

Ситуация, которая сложилась в туристической сфере в последнее время, требует активного поиска средств преодоления  кризисных явлений и интенсификации производства туристического продукта, с обеспечением его качества.

 Факторы, которые служат причиной развития иностранного туризма, не адекватны природно-ресурсному, историко-архитектурному и рекреационному потенциалу Украины. Они  находятся как  в сугубо внутренний, отраслевой, так и во внешней (преимущественно общеэкономической) плоскостях. Основными из отраслевых факторов являются:

- Недостаточный уровень развития сети и объектов  туристической инфраструктуры, их несоответствие мировым стандартам. Следует помнить, что производственная база области формировалась, в основных, с советских времен с ориентацией  преимущественно на непритязательного туриста, поэтому среди объектов инфраструктуры преобладают большие (сравнительно с аналогичными заграничными) комплексы, с значительной концентрацией мест и низким уровнем комфортности.  Нужно также отметить, что в Украине лишь около 10%  отелей отвечают международным стандартам, среди них на 2000 год не было ни одного пятизвездочного, и только шесть имели четыре звезды. Сейчас ситуация начинает постепенно изменяться, все же возник первый пятизвездочный отель в Украине. Но до стабилизации ситуации еще далеко.   К счастью, осознания этого как важной проблемы области уже существует в государстве. До 2010 года лишь в Киеве может появиться пять пятизвездочных отелей, 12-15 — четырехзвездочных, а также 40-50 — трехзвездочных, что, по идеей, моглобы оказывать содействие притоку туристов в столицу.

 - Плохое состояние украинских путей. Одним из действующих средств  ускорения развития туризма в Украине является развитие туристической инфраструктуры  в сети международных транспортных коридоров (МТК). По оценкам экспертов, она имеет высочайший в Европе  коэффициент транзитности  (от 13 тыс. км автомобильных путей государственного значения, свыше 9 тыс. км являются магистралями, связанными с МТК).

- Отсутствие системы действий по выведению тур. продукта Украины на мировой рынок. Проблемы возникают, прежде всего, с рекламой отечественных курортов. Так, в 2004 году в Национальном бюджете на это было предусмотрено 1,7 млн. грн., получено же лишь 40 тыс. Поэтому   абсолютно понятно, что за границей очень тяжело получить информацию, как о самой Украине, так и о туристических услугах, которые в ней предоставляются. И хотя в 2004 году  в нашей стране была создана собственная информационная система (UTIS), она в значительной мере носит коммерческо-информационный, а не имеджевый характер. За границей наблюдается иная ситуация. Например, Великобритания, которая и так не имеет  особой потребности рекламировать, тратит на эти цели 80 млн. фунтов  стерлингов.  На первый взгляд кажется, что это расточительство. Но, как было подсчитано, каждый вложенный в рекламу фунт приносит  доход от привлеченных туристов в 27 фунтов. Поэтому, направляя преобладающую часть средств на рекламу, Украина может «оживить» свои огромные туристические возможности.

- Технологическая отсталость области. В Украине практически не применяются туристические технологии, которые в развитых странах приобрели признаки повседневной жизни: электронные информационные справочники относительно отелей, транспортных маршрутов и туристических фирм с перечнем и стоимостью  услуг, которые ими предоставляются; в мире практически все справочники из  туризма выпускаются в электронном, а большинство – в Internet-форматах, что дает их пользователям возможность бронировать места в отелях и на транспортные средства в режиме реального времени – “on-line”). В последнее время в области информационных технологий Украины наблюдается значительное оживление. Поэтому следует также активно использовать эту возможность для приближения к выходу на мировой уровень обслуживания клиентов.

- Низкий уровень обслуживания, обусловленный общей квалификацией работников области. На сегодня в Украине практически отсутствуют  соответствующая система в области туризма для  подготовки и переподготовки кадров, а также четкие и адекватные мировым стандартам квалификационные требования ( В России, например, которая, по прогнозам ВТО, в 2020 г. войдет в десятку наиболее посещаемых стран мира, уже сегодня функционирует около 40  государственных и частных учебных заведений подготовки кадров для туризма). В нашем государстве также постепенно возникают соответствующие учебные заведения, но они делают лишь первые шаги в этом направлении, не имея соответствующего опыта. 

- Отставания масштабов нормативно-правового и организационного обеспечения  туристической деятельности (даже сравнительно со средними показателями  по СНГ), которая в значительной мере  поясняется перманентной  административной реформой в Украине.

Главными внешними факторами, которые сдерживают  развитие туризма в Украине, являются:

1. вызванная вялостью и неожиданностью экономических реформ неблагоприятность существующих условий для предпринимательства вообще и туристического в частности;

2.  несовершенство и даже определенная агрессивность нормативно-правового поля (и в том числе – правил и условий пересечения границ иностранцами) и, как следствие, отсутствие необходимых инвестиций  для развития туризма – как внутренних (из-за продолжительного экономического кризиса), так и иностранных (из-за неблагоприятного инвестиционного климата).

Неблагоприятность делового климата послужила причиной того факта, из –за которого из почти 3000 украинских  туристических предприятий, которые имеют действительные лицензии на предоставление  туристических услуг, фактически на рынке работают лишь около трети.

Как уже отмечалось, именно эти внешние и внутренние факторы могут быть  базой, на основе которой будут разрабатываться предложения относительно выхода области из кризисного положения и  служить указателями дальнейших направлений ее развития.

3.3 Проблемы и перспективы развития отрасли туризма в городе Севастополе.

3.3.1 Тенденции развития туризма  и рекреации.

Поток иностранных туристов в город Севастополь ежегодно растет: на конец 2004 года, Севастополь посетили 66,5 тыс.  иностранных туристов, что на 50% больше, чем 2003 г. Объем внутреннего туризма так же увеличился: число внутренних туристов составило 115 тыс. человек.

Объем предоставленных услуг удвоился: 107,8 млн. грн., на 45% больше, чем в 2003 г.

Тур отрасли города насчитывается 289 субъектов  тур деятельности, из них:

- 206  тур фирмы;

- 8 гостиниц;

- 2 гостевых дома;

- 3 санатория – профилактория;

- 5 пансионатов;

- 5 оздоровительных комплексов;

- 3 автокемпинга;

- 15 детских оздоровительных лагеря;

- 42 базы отдыха;

Приоритетным направлением развития региона  является развитие въездного, внутреннего туризма и экскурсионной деятельности. Наблюдается устойчивый рост основных показателей деятельности тур предприятий города. Севастополь занимает  4 место по объему предоставляемых услуг, 3 место по количеству экскурсантов, 2 место по детскому оздоровлению.

Внутреннее инвестирование в город Севастополь составило 4,2 млн. грн.

Большое внимание уделяется  повышению качества услуг тур инфраструктуры путем проведения их сертификации. Обязательную сертификацию услуг прошли 55 предприятий из них на 3 звезды -1 (Гостиница Украина), на 2 звезды – 1 (Гостиница Севастополь).

Сертификат услуг питания получили 61 предприятие, средняя численность работников тур отрасли составила 3,4 тыс. человек (2004 г.) и возросла на 12%, чем в 2003 г.

3.3.2 Проблемы развития отрасли туризма:

- ограниченная инфраструктура тур области;

- низкая эффективность действующих механизмов поощрения в налогообложении;

- недостаточное финансовая государственная и региональная поддержка рекламы севастопольского тур продукта , как на внутреннем , так и на внешнем рынке;

- несоответствие большинства тур предприятий международным стандартам;

- высокая степень морального  и физического износа материально-технической базы;

- технологическая отсталость и низкий уровень комфортности и проживания;

В городе Севастополе благоприятнейший инвестиционный климат. Следовательно, основным путем развития тур отрасли будет привлечение отечественных и иностранных и инвестиций. На государство в этом плане надеяться не приходится: по заявлению Министерства Финансов 2004 г. по плану из бюджета страны планируется выделить на развитее туризма 29 млн. грн., из них 2,5 млн. в АРК. Нетрудно догадаться, что на город Севастополь будут выделены мизерные средства. 

Другими путями развития отрасли являются:

- стимулирование реконструкции;

- расширение  международного сотрудничества;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почему в данной работе началом является история туризма? Отвечу очень просто: кто помнит свои  «корни», тот не наткнется на ошибки прошлого. История туризма начинается еще с 1 в. до н. э. Уже тогда у римлян появляется первая классификация гостиничного хозяйства.

В данной работе также подробно рассматривается теория туризма, ведь без теории конечно можно начинать практиковать, но в этом случае курсовая работа носила бы название «На собственном горьком опыте». Раскрывается понятие «туризм» с разных точек зрения, виды туризма. Рассказывается об объектах, субъектах и о факторах влияющих на туризм.

Во второй главе я перехожу к анализу туристической отрасли на национальном рынке. Здесь приводится основная статистика по отрасли, а также тур операторы, удостоившиеся премий и наград.

Во второй главе перечисляются нормативно-правовые документы и  описываются общие положения Закона Украины «О туризме».

В третьей главе рассматриваются проблемы и перспективы  туристической отрасли в Украине и в Севастополе. Интересно отметить, что потенциал в области туризма в нашей стране огромен, средств и усилий со стороны государства выделяется минимум. Национальный туризм развивается только за счет частного предпринимательства и иностранных инвестиций. Это бездонное море, которое требует вложений, но и окупится оно с торицей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1) закон Украины «О туризме»;

               2) указ президента Украины «об основных направлениях развития туризма в Украине 2010 года»;

3) указ президента Украины «О поддержке  развития туризма в Украине»;

4) методика расчета объемов тур деятельности, утвержденная приказом тур администрации государственным комитетом статистики от 12.11.03;

5) перечень «Характерные тур товары и тур услуги»;

6) государственный классификатор продукции и услуг, утвержденный приказом государственного стандарта Украины от 30.12.97;

7) хозяйственный кодекс Украины;

8) Алейникова Г.М. «Организация и управление турбизнесом»

9) Квартальнов «Организация туризма в Крыму»

10) Квартальнов «Туризм»

11) Башинский А. «Туристы бывают разные или что такое зеленый туризм». «Все о бух учете» -2004г. №54

12) Валентинова А. «где можно получить образование в сфере туризма». «Все о бух учете» -2004г.,  № 54

13) Федоровский «организация международного и внутреннего туризма». «Бухгалтерия» 2004 г. №35.

14) Д. Прейгер «Иностранный туризм в Украине». Экономика Украины. 2002г. №1.

15)    «Принципы систематизации видов туризма». Экономика Украины. 2002г. №5.

16) Скоробогатова Н. «Туризм как многофункциональная наука». Экономика и управление.






Похожие работы на - Развитие туризма на Украине

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!