Психоаналитическая концепция Фрейда

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,99 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психоаналитическая концепция Фрейда

Ленинградский областной институт экономики и финансов

Кафедра социальных и гуманитарных наук








ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

 ЛИЧНОСТИ З. ФРЕЙДА

Реферат студентки

заочного отделения, группы 2у-48

Пономаревой Анны Михайловны

Научный руководитель:

к.ф.н., Королькова Е.А.







Гатчина

2005

Содержание:

Введение                                                                                                           3

Психоанализ: основные концепции и принципы                                             4

- Структура личности                                                                                     4

Инстинкты – движущая сила поведения                                                                 8

Развитие личности: психосексуальные стадии                                                9

Природа тревоги                                                                                              13

Заключение                                                                                                       14

Список использованной литературы                                                               16

         Когда психология отделилась от философии во второй половине Х1Х, века стала научной дисциплиной, главной ее целью являлось раскрытие основных элементов психической жизни взрослого человека при помощи метода интроспекции в лабораторных условиях. Это направление, получившее название структурной школы, основано Вильгельмом Вундтом, открывшим в 1879 году первую психологическую лабораторию в Лейпциге. В качестве основной задачи психологии Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей  между ними. Поэтому психологи того времени были просто ошеломлены появлением радикально иного подхода к изучению людей, разработанного почти без посторонней помощи Зигмундом Фрейдом, тогда еще молодым венским врачом. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствовавшему в прошлом веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.

         Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода – она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые контролируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека.

         Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории Фрейда. Независимо оттого, принимаем мы или от того, принимаем мы или отвергаем какие -то (или все) его идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию ХХ  века было глубоким и прочным. Можно утверждать, что во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие. Это, конечно, сильное утверждение, но трудно представить, что у Фрейда найдется много конкурентов. Его взгляд на природу человека нанес ощутимый удар господствовавшим в то время представлениям викторианского общества. Он предложил трудный но притягательный путь к достижению понимания таких аспектов психической жизни человека, которые считались темными, скрытыми и, по-видимому, недоступными.  

Психоанализ: основные концепции и принципы.

         Термин «психоанализ» имеет три значения:

 1) Теория личности и психопатологии

 2) Метод терапии и личностных расстройств

 3) Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума

Это соединение теории с терапией и с оценкой личности пронизывает все аспекты представлений Фрейда о человеческом поведении. Однако под всеми этими хитросплетениями и сложностями лежит относительно небольшое число исходных концепций и принципов, в которых отражается психоаналитический подход Фрейда к личности.

Структура личности.

В упрощенной форме суть учения Фрейда сводится к следующим положениям. В человеке спрятана великая сила -  бессознательное, или, как он его называл, Оно (По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из  сознания идеи). Этой силой управляет и распределяет либидо – гипотетическая  психическая энергия сексуальных влечений. Кроме Оно, в структуре человеческого духовного опыта присутствуют общественные нормы и социальны установки (которые он назвал Сверх - Я), образующие систему социальных фильтров. То, что не пропускается через фильтры Сверх Я, загоняется, «вытесняется» из сознания, становясь впоследствии причиной психических расстройств.

Одна из любимых метафор Фрейда – это конь и всадник. Бессознательное  - это конь, разум – это всадник. Пока конь спокоен, он подчиняется всаднику. Но если он закусит удила, то всаднику придется двигаться туда, куда несет его конь.

Ид. Слово «Ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты  личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (сон, еда, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду Ид – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не починяющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в свой основе, оно свободно от всяких ограничений.

Фрейд рассматривал Ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно «прями связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь». [Фрейд, 1915 – 1917, стр.104] Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае Ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов – кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда попадает соринка. Однако, надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст возможности голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом представления. Ид формирует первичный образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях, или психозах, а также психической деятельности новорожденных младенцев.

Первичные процессы – нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, «себя» и «не-себя». Трагедия поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворить его потребность, и его образом. (например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне). Такого рода смешение может привести к смертельному исходу, если не появятся какие – нибудь источники удовлетворения потребности.  Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, Эго. 

Эго (от лат. «ego» - «я») – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желание ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою  структуру и функции от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей ид, Эго должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными потребностями во внешнем мире. Эта цель достигается при помощи определенных действий, дающих ид возможность выражать свои инстинктивные потребности. В соответствии с нормами и этикой социального мира – искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.д.

В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия,  Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Итак, когда объект и условия идеальны, поведением управляет принцип удовольствия. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Эго, по контрасту с ид, различает реальность и фантазию, выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимости от нового опыта и участвует в рациональной познавательной деятельности. Опираясь на силу логического мышления, которое Фрейд назвал вторичным процессом, Эго способно направлять поведение в нужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись для самого индивидуума и для других людей образом. Таким образом, Эго является «исполнительным органом» личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Суперэго. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении.

Суперэго – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с Суперэго. Скорее дети должны приобретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Будучи морально – этической силой личности, Суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно»; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно. Первоначально Суперэо отражает только родительские ожидания относительно того, что представляет собой хорошее или плохое поведение. Однако по мере того, как социальный мир ребенка начинает расширяться (благодаря школе, религии и группам сверстников), сфера Суперэго увеличивается до  пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы.

Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.

Инстинкты – движущая сила поведения.

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии Х1Х века, Фрейд считал, что поведение человека активирует единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество ее остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии , питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Например, если значительная часть вашей энергии расходуется на постижение смысла того, что написано на  этой странице, то ее не хватит на другие виды психической активности – на то, чтобы помечтать или посмотреть телевизионную передачу.

Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация  человека полностью основана на энергии его возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом. Направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызванного потребностью. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами .В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Влияние последних на поведение может быть как прямым так и не прямым, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение – их действия служат цели уменьшения напряжения. Инстинкты – как таковые являются «конечной причиной любой активности».

Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта – состояние организма или потребность, вызываемая это состояние. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута человек временно испытывает состояние блаженства. Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что – то в собственном деле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Наконец, стимул представляет собой количество энергии, силы или давления которое требуется для удовлетворения инстинкта.

Развитие личности: психосексуальные стадии

          

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности:

- оральной

- анальной

- фаллической

- генитальной

В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6 – 7 годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Первые три стадии развития называют пергенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности.

В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному  объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня.

Оральная стадия. Оральная стадия длится от рождения и приблизительно до 18 – месячного возраста. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботятся. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека.    

В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются. В этом контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенца.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается процесс кормления грудью. Согласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем труднее будет справиться с конфликтами на следующих стадиях.

Фрейд вдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально – пассивный тип личности. Человек с таким типом – веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости.

В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально – агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызвано  отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально - агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, а также часто в циничном отношении ко всему окружающему.

Фрейд выделял две основные родительские тактики, наблюдаемые в процессе неизбежной фрустрации, связанной с приучением ребенка к туалету. Некоторые родители ведут себя в этих ситуациях негибко и требовательно, настаивая, чтобы их ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять требования родителей, и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то у ребенка может сформироваться орально – удерживающий тип личности. Такой взрослый необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален. У этого человека также наблюдается недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность. Второй отделенный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении  туалета – это анально – выталкивающий тип. Черты данного типа личности включают склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость.

Некоторые родители наоборот, поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и щедро хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Фаллическая стадия. Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. На протяжении всей фаллической стадии психосексуального развития дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом. В сущности, это неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Конечно, обыкновенный ребенок не убивает своего отца и не вступает в половую связь с матерью, но фрейдисты убеждены в том, что у него есть бессознательное желание сделать то и другое. Более того, Фрейд усматривал подтверждение идеи комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных сообществах.

   Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Один из путей достижения этой цели – безжалостно завоевание женщин, то есть поведение по типу Дон Жуана. У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться невинными и наивными в сексуальном отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми напористыми и самоуверенными. Неразрешимые проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

Латентный период. В промежутке от шести – семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода. Теперь либидо ребенка направляется посредством перехода в  виды деятельности, не связанные  сексуальностью, - такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступает в последней психосексуальной стадии. Снижение сексуальной потребности в данном случае Фрейд относил частично к физиологическим изменениям в организме ребенка, а частично – к появлению в его личности структур эго и суперэго. Следовательно, латентный период не надо рассматривать как стадию психсексуального развития, потому что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Генитальная стадия.  С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ним и интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса.

Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально – сексуальных отношениях. Он испытывает удовлетворение от гетеросексуальной любви.

Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен отказаться от пассивности. Свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность физический комфорт – в сущности, все формы удовлетворения легко давались и ничего не требовалось взамен. Люди должны учиться трудиться, откладывать удовлетворение, проявлять в отношении других тепло и заботу, и прежде всего, брать на себя более активную роль в решении жизненных проблем. И, наоборот, если в раннем детстве имели место разного рода травматические переживания с соответствующей фиксацией либидо, адекватное вхождение в генитальную стадию становится трудным, если не невозможным. Фрейд отстаивал точку зрения, согласно которой серьезные конфликты в поздние годы являются отголосками сексуальных конфликтов, имеющих место в детстве.          

 

Природа тревоги.

Самые первые результаты Фрейда в терапии расстройств, которые по своему происхождению были скорее психическими, чем физиологическими, вызвали интерес к происхождению тревоги. Эта заинтересованность впервые привела егок предположению о том, что тревога, испытываемая многими его пациентами – невротиками, являлась следствием неадекватной разрядки либидо. В дальнейшем он заключил, что состояние нарастающего напряжения является результатом не находящей выхода энергии либидо. Возбуждение, не завершившееся разрядкой, преобразуется и проявляется в неврозах  страха. Однако по мере накопления опыта в лечении неврозов Фрейд пришел к пониманию, что подобная интерпретация тревоги и страха является неверной. Спустя 30 лет он пересмотрел свою теорию и пришел к следующему выводу: тревога является функцией эго и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога как таковая дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом.

Согласно приведенному тезису, первичный источник испытываемой человеком тревоги коренится в неспособности новорожденного справляться с внутренним и внешним возбуждением. Так как младенцы не способны контролировать свой новый мир, их переполняет диффузное чувство надвигающейся опасности. Эта ситуация вызывает травмирующее состояние, известное как первичная тревога, примером которой может служить сам процесс рождения. С точки зрения Фрейда, переживание биологического отъединения от матери является травмирующим, и поэтому последующие ситуации разъединения вызывает реакцию сильной тревоги. Все такого рода переживания приводят к возрастанию напряжения и мрачным предчувствиям.  

В зависимости от того, откуда исходит угроза для эго, психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги:

 - Реалистическая тревога

 - Невротическая тревога

 -  Моральная тревога








Заключение.

         Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.

         Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной сексуально – биологической энергии («либидо») на «жизнь его чувств» и поведение. Сексуальное самопознание ребенка означает, по Фрейду «первый шаг к его самостоятельной ориентировке в мире». В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более того, данная сексуально – биологическая энергия объявляется основой развития человеческой культуры.

         В дальнейшем Фрейд расширил область исследования психобиологических инстинктов. Наряду с инстинктами к жизни и самосохранению, половым инстинктам он выделяет инстинкты к разрушению, агрессии и смерти. Борьба этих инстинктов проявляется, по Фрейду, в поведении человека и его деятельности  - производственной и политической, творчески – созидательной и деструктивно – разрушительной. В конечном счете борьба инстинктов жизни и смерти определяет, по Фрейду, ход развития человека, общества и его культуры.

         Под культурой Фрейд понимал, по сути дела, совокупность социальных свойств людей, их знания и умения в различных видах деятельности, нормы поведения, совокупность материальных и духовных ценностей, политических и государственно – правовых институтов и т.д. Он говорил о репрессивной функции культуры, заключающийся по его мнению, в том, что социальные нормы и ценности, моральные и политические установки о повелении людей подавляют их естественные инстинкты и влечения и в этом смысле лишают их свободы, возможности наслаждения и счастья. По мнению Фрейда люди были бы гораздо счастливее, если бы отказались от современной культуры и цивилизации.      

         Концепции психоанализа имеют очень много приложений в поседневной жизни. Одно из наиболее значительных - психоаналитическая терапия - использует достаточно хорошо адаптированные методы: метод свободных ассоциаций, интерпритация сопротивления и анализ переноса. Все они нацелены на изучение бессознательного, что обеспечивает возможность более глубокого понимания пациентами своей личности. Эти новые знания о себе затем переносятся в повседневную жизнь с помощью метода эмоционального переучивания. Недавние изменения в практике психоанализа привели к появлению так называемой психоаналитической терапии, где возможны ограничения в продолжительности терапии, делается упор на групповую или семейную терапию и назначение медицинских препаратов в сочетании с традиционными методами психоанализа.

Однако своим учением Фрейд спровоцировал некоторые эффекты в культуре, которых не желал и не ожидал. Когда его учение стало известно деятелям искусства: художникам, писателям, эстетам, философам, - они восторженно приняли магию бессознательного, восхитились его тайной силой, демонизировали Оно. Так идея бессознательного стала центральной в  творчестве экспрессионистов, сюрреалистов, «театра абсурда» и т.д. Фрейдовскую идею о необходимости скорректировать воздействие Ид на структуры бессознательного вульгализировали, довели до опошления: Ид сбросили со счетов, с ним перестали считаться вообще, от учета его влияния отказались. Если в Новое время люди «освободились» от Бога, то в новейшее время последователи Фрейда в искусстве предложили людям освободиться от социальных норм и ценностей, и прежде всего от стыда. Мир искусства занялся бесстыдным показом все скрытых пороков человека, его тайных инстинктов и желаний, забыв о главной идее Фрейда: победить Ид.

 

 















Список использованной литературы:

1. В.П.Кохановский «Философия»; Ростов на Дону; «Феникс»; 2000г.

2. В.Н. Лавриенко «Философия»; Москва; «Юристъ»; 1996г.

3. Х. Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности»;Санкт – Петербург; «Питер»; 2002г.

4. З. Фрейд «Введение в психоанализ»; Санкт – Петербург; «Азбука»; 1997

Похожие работы на - Психоаналитическая концепция Фрейда

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!