Иена
|
0,1
|
4,9
|
7,4
Что касается валют, курсы которых
привязаны к доллару, то их число, составлявшее в 1983 г. 34, к 1998 г.
уменьшилось до 25. В то же время количество валют, ориентированных на
европейские валюты (включая ЭКЮ), за те же годы несколько увеличилось (с 18 до
19).
Показательны также данные о роли
основных валют в обслуживании международного товарооборота.
Доля различных валют, используемых в
международной торговле (%)
|
1980 г.
|
1997 г.
|
Доллар США
|
56,4
|
47,0
|
Немецкая
марка
|
13,6
|
15,5
|
Иена
|
2,1
|
4,8
|
О значении различных валют на мировых
фондовых рынках можно судить по объему финансовых активов (например,
международных облигаций), выраженных в той или иной валюте.
Доля международных
облигаций, деноминированных в разных валютах (%)
|
К началу
1982 г.
|
К началу
1992 г.
|
К началу
1999 г.
|
Доллар США
|
52,6
|
40,3
|
34,2
|
Европейские
валюты
|
20,2
|
33,0
|
37,1
|
В том числе
немецкая марка
|
нет данных
|
10,0
|
12,3
|
Иена
|
6,9
|
12,4
|
15,7
|
Таким образом, валютная характеристика
мирового рынка долговых обязательств обнаруживает аналогичную динамику еще до
появления евро, которое, несомненно, усилит эту тенденцию.
Введение евро – беспрецедентное
явление в мировой экономике. Впервые в истории речь идет о появлении на экономической
карте мира совершенно новой денежной единицы, призванной заменить в ближайшие
годы и постепенно вытеснить из внутреннего и внешнего оборота национальные
денежные единицы. При этом евро в перспективе ближайших лет должны стать не
преимущественно счетными деньгами с ограниченными функциями, как СДР и ЭКЮ, а
полноценными деньгами, выполняющими весь спектр присущих им функций как внутри
стран ЕС, так и на международной арене, за пределами ЕС, где евро будет играть
роль одной из ведущих мировых валют.
Многообразные последствия этого
события, конечно, повлияют на ситуацию не только в ЕС, но и во всей мировой
экономике, затронут так или иначе все страны. Эти последствия проявятся как
непосредственно в валютной, финансовой сфере, так и в более широких, общеэкономических
масштабах. При этом в краткосрочном плане, в ближайшие 3-4 года, в течение
которых произойдет постепенное введение евро с последовательным расширением
его функций, новые моменты будут возникать преимущественно в валютной области,
а в долгосрочном плане все большее значение будут приобретать глубинные
экономические тенденции, связанные с новой, единой валютой.
Опыт ЕС на протяжении последних
десяти лет позволяет судить о направлении этих тенденций. Так, например, в
результате координации экономической политики стран – членов ЕС усилилась
синхронизация экономических циклов в этих странах. Очевидно, что создание
Европейского валютного союза укрепит эту тенденцию, так как вместо координации
денежно-кредитной и валютной политики соответствующих стран будет
осуществляться единая политика в этой сфере, усилится их взаимозависимость и
отсюда координация экономической политики в других сферах.
В том же направлении будет
действовать меньшая чувствительность экономики ЕС к колебаниям курсов, ее
меньшая уязвимость при изменениях валютных курсов и вообще при неблагоприятных
экономических явлениях за пределами ЕС. До сих пор такие явления (например,
понижение курса доллара в начале 1995 г. или финансовый кризис в Юго-Восточной
Азии в конце 1997 г.) вызывают напряжение в ныне действующей Европейской
валютной системе, изменяя курсовые соотношения между валютами разных стран ЕС
(чаще всего в виде повышения курса и укрепления роли немецкой марки в ущерб
другим европейским валютам). С введением евро подобные сдвиги станут
невозможными. А это, несомненно, окажет положительное влияние на уверенность,
доверие и отсюда поведение потребителей и инвесторов в странах Союза.
Евро значительно облегчит
сопоставление цен на товары и услуги в разных странах, а это стимулирует
конкуренцию, полезную и для потребителей (снижение цен, улучшение качества
товаров и услуг), и для фирм и предприятий (повышение эффективности производства)
.
Что касается России, то ее
геополитическое и экономическое положение определяет непосредственную
заинтересованность во всем, что происходит в Европе, тем более в таком крупном
событии, как переход ЕС к евро. Достаточно сказать, что на долю 15 стран
Евро-союза приходится до 45% внешней торговли России, на рынки ЕС поступает 40%
российского экспорта (для сравнения – на рынок США всего 4%, т.е. в 10 раз
меньше). Из всех иностранных инвестиций в России почти 60% составляют
инвестиции из западноевропейских стран.
Среди трех экономических центров
современного мира наибольшее значение для России в качестве партнера, конечно,
имеет Европа и ее сердцевина – ЕС.
Наряду с торговыми отношениями Россия
и ее хозяйствующие субъекты поддерживают тесные связи с европейскими
финансовыми рынками, с банками и другими кредитными учреждениями. Здесь
находятся. Парижский и Лондонский клубы кредиторов, членами которых недавно
стала Россия, а также Европейский банк реконструкции и развития. На фондовых
рынках в странах ЕС размещаются и обращаются облигационные займы российских
эмитентов. Вместе с тем западноевропейские инвесторы активно действовали на
российском фондовом рынке, вкладывая средства в государственные долговые
обязательства (ГКО-ОФЗ), отличавшиеся особо высокой доходностью, и в корпоративные
ценные бумаги. Их уход с этого «перегретого» рынка еще более осложнил
финансовое положение России.
Создание валютного союза, безусловно,
приведет к укреплению этой важнейшей интеграционной группировки, будет
способствовать ее экономическому развитию и укреплению ее позиций в
соперничестве с США и Японией: Все это имеет значение и для России, которая,
утратив после распада СССР и СЭВ и ослабления ее экономического потенциала роль
самостоятельного центра, фактически уже сейчас примыкает к ЕС и становится
частью европейской системы. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между
Россией и ЕС и учрежденный в соответствии с этим соглашением Совет
сотрудничества России с ЕС, первое заседание которого уже состоялось в Брюсселе
в январе 1998 г., наглядно подтверждает это. Несмотря на неминуемые трения и противоречия,
сопровождающие этот процесс, дальнейшее сближение России и ЕС объективно
совершенно неизбежно, какие бы организационные формы оно ни приобрело, каким
бы темпом – то ускоренным, то замедленным – оно ни развивалось, какие бы
зигзаги при этом ни наблюдались. Поэтому, имея в виду общую долгосрочную
перспективу, можно сказать: многое из того, что идет на пользу ЕС, в принципе
может быть полезным и для России.
Но, разумеется, есть другая сторона
дела, касающаяся прежде всего непосредственных, ближайших последствий и
перспектив этого процесса. Формирование в рамках ЕС по-настоящему единого
экономического пространства, к чему приведет единая валюта, будет означать (и
уже означает) дальнейшее обострение конкуренции на этом пространстве, конкуренции
прежде всего между европейскими компаниями, но также и с участием в этой борьбе
американских, японских и других внеевропейских фирм. А это значит, что
российским товарам (кроме топлива и сырья) будет еще труднее пробиваться на
европейский рынок.
Само решение (принятое еще в 1991 г.)
о переходе к евро сразу же дало мощный толчок дальнейшей концентрации и
централизации капитала в странах ЕС, породило множество слияний и поглощений
как в рамках отдельных стран, так и между компаниями двух или трех стран. В
результате складываются мощные хозяйственные комплексы, готовые к конкурентной
борьбе на объединенном единой валютой рынке.
Процессы концентрации и централизации
капитала в ЕС идут уже достаточно давно, однако до последнего времени они
развертывались преимущественно в национальных рамках. Так, в период с 1986 по
1995 г. число поглощений и слияний выросло с 720 до 2296 в промышленности и с
783 до 2602 в сфере услуг, но 70% из них носили внутристрановый характер. В
результате степень олигополии в масштабе ЕС в целом увеличилась незначительно
(в отраслевом разрезе доля четырех крупнейших компаний выросла за указанные
годы с 20,5% до всего 22,8%).
Иначе обстоит дело в настоящее время.
В преддверии создания ЕВС и евро на основе межстрановых слияний и поглощений,
волна которых все больше набирает силу, формируются мощные международные
олигополистические объединения, захватывающие доминирующие позиции на
интегрирующемся рынке, а вместе с тем способные и к эффективной конкуренции в
масштабах всей мировой экономики.
Так, например, за первое полугодие
1997 г: только американские компании приобрели 108 германских предприятий. На
втором месте идут британцы (42 предприятия), на третьем – швейцарцы (32), на
четвертом - голландцы (21). В свою очередь, германские компании в первой
половине 1997 г. стали владельцами 154 иностранных предприятий: во Франции,
США, Нидерландах, Польше, Великобритании, Италии.
Новый момент состоит и в том, что по
мере возрастающего значения единого рынка в Европе растет волна слияний и поглощений
по американскому образцу, так называемых враждебных захватов компаний, при
которых компанию присоединяют («поглощают») вопреки воле ее руководства,
скупая по выгодной для акционеров цене (выше курсовой, рыночной) контрольный
пакет ее акций.
В то же время подавляющее большинство
российских компаний ни по своим масштабам, ни по производственной и
финансовой мощи, ни (что становится все более важным в современных условиях) по
качеству продукции не в состоянии успешно бороться с нынешними европейскими
конкурентами.
В опубликованном в газете «Файненшл
таймс» 22 января 1998 г. списке крупнейших в мире 500 компаний, ранжированных
по их экономическому потенциалу, первая российская компания («Газпром»)
занимает 23-е место (передвинувшись со 117-го места, которое она занимала год
назад). За ней следует «ЛУКойл» (224-е место). Вместе с тем компании из стран
ЕС широко представлены уже в первой сотне.
Еще больший разрыв в этом отношении
наблюдается между крупнейшими российскими и европейскими банками, которые
также консолидируются в преддверии новых условий конкуренции на просторах ЕС.
Общий масштаб сделок, связанных со
слияниями и поглощениями в финансовом секторе в Европе, составил в 1997 г.
107,4 млрд. долл. по сравнению с 48,6 млрд. долл. в 1996 г. и 46,9 млрд. долл.
в 1995 г. Можно не сомневаться, что в 2000 г. этот показатель вырастет еще
больше.
Естественным ответом на эту ситуацию
со стороны России должно стать укрепление и усиление на этой основе собственных
компаний. Конкретно это означает решительное движение по пути формирования,
расширения и укрепления финансово-промышленных групп, т.е. процесс, который
нуждается в активной поддержке государственной власти.
Можно также ожидать, что Россия
столкнется теперь с усиливающимся наступлением тех же европейских компаний на
ее внутренний рынок в области как потребительских, так и инвестиционных
товаров, а также в сфере услуг (транспорт, связь, финансы). Главный фронт
конкуренции идет и все больше будет идти здесь по линии качества и цены.
И хотя в ряде случаев тут не обойтись
без некоторого разумного протекционизма, идя только по этому пути, рационально
решить эту проблему невозможно. В частности, должно быть совершенно ясно, что
без постоянного давления иностранной конкуренции достичь приемлемого качества
российских товаров и услуг невозможно. Многолетний негативный опыт Советского
Союза убедительно подтверждает эту истину (также как и некоторые положительные
сдвиги в этом отношении после первых лет открытой экономики в новой России).
Создание Европейского валютного союза
и переход к единой валюте представляет несомненный интерес для России еще и с
другой стороны: в смысле опыта интеграционных мероприятий. Конечно, первые (и,
скажем откровенно, не слишком удачные) шаги по пути интеграции в рамках СНГ не
идут ни в какое сравнение с масштабами и глубиной этих процессов в ЕС. Тем не
менее объективная необходимость интеграции бывших советских республик в составе
всех или части стран, входящих ныне в СНГ (как, например, союз четырех – России,
Белоруссии, Казахстана, Киргизии, а в дальнейшем, возможно, и Таджикистана,
или союз Россия – Белоруссия), не вызывает сомнений. Очевидно также, что этой
интеграции суждено пройти, по существу, тот же путь, те же этапы, что прошел и
ЕС, в том числе, возможно, когда-нибудь прийти и к валютной интеграции. Поэтому
опыт ЕС заслуживает пристального внимания.
При этом большой интерес представляют
не только принципиальные решения и их осуществление, конечные результаты, но и
все процедуры подготовки, согласования и принятия этих решений, пути
преодоления разногласий между членами ЕС (а этих разногласий по поводу евро
было и остается немало: достаточно упомянуть о том, что 3 страны –
Великобритания, Дания, Швеция, не отвергая в принципе своего участия в
Европейском валютном союзе, отказались войти в него в намеченный срок, т.е. с
1 января 1999 г., а четвертая страна – Греция – пока не прошла в ЕВС по
установленным «контрольным показателям»), организационные и правовые формы
разработки соответствующих документов, взаимодействие с государственными
органами, деловыми кругами, общественными организациями, научными учреждениями
и населением, информационное и пропагандистское обеспечение намеченных мероприятий,
технические последствия (например, переналадка банкоматов) и т.п.
Кстати говоря, соответствующие
подходы и методы но многом применимы не только к валютной сфере, но и к другим
интеграционным программам.
Мало того, движение по уже известному
пути может сделать этот путь короче, хотя и при этом не стоит забывать, что
европейским странам потребовалось свыше 40 лет, чтобы подойти к
полномасштабному валютному союзу и единой валюте.
Одной из характерных черт во всем
комплексе вопросов, связанных с переходом к единой валюте, является широкая информационная
кампания, направленная на разъяснение в деловых кругах и среди населения
проблем этого перехода. Помимо широкого освещения этих проблем в средствах
массовой информации организуются по линии Комиссии Европейского Союза (КЕС) и
в странах ЕС различные конференции, «круглые столы», семинары и другие
мероприятия, даже спортивные соревнования, посвященные этой перспективе.
В конце 1996 г. была создана группа в
составе 180 специалистов из всех стран ЕС (представители финансовых институтов,
деловых и академических кругов, журналистов), прошедших обучение и получающих
текущую информацию, относящуюся к ЕВС. Их приглашают на различные семинары и
конференции, где они отвечают на многочисленные вопросы по поводу ЕВС и евро.
Особые команды образуются для разъяснительной работы среди представителей
малого и среднего бизнеса, для выезда в «третьи страны.
Во всей этой деятельности активное
участие принимает общественная Ассоциация за валютный союз в Европе,
находящаяся в Париже.
Договор, предусматривающий поэтапное
продвижение к экономическому и валютному союзу, ратифицирован и вступил в
силу с 1 ноября 1993 г.
В январе 1994 г. создан Европейский
валютный институт во Франкфурте-на-Майне (ФРГ), главной целью которого
является подготовка к организации Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ)
и к эмиссии единой валюты – евро.
В декабре 1995 г. на заседании
Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая
была развита и конкретизирована на заседании того же совета в Дублине в декабре
1996 г.
Эти и другие решения, принятые на
уровне исполнительного органа – КЕС, предусматривают определенные критерии
для стран, стремящихся стать участниками ЕВС, а также сроки и принципы для
введения единой валюты.
Большой интерес представляют прежде
всего критерии, установленные для допуска стран к участию в ЕВС, которые можно
рассматривать и как показатели «финансового здоровья». Установлены следующие
критерии и показатели:
государственный долг не более 60%
ВВП;
ежегодный рост цен не выше, чем 1,5%,
сверх среднего уровня инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении
странах ЕС (по данным 1996 г., это примерно 3-3,3%);
средний размер долгосрочной
процентной ставки не выше 2% сверх среднего уровня этих ставок в тех же трех
странах (по данным 1998 г., это около 9%);
соблюдение установленных в ЕС
пределов для колебаний взаимных валютных курсов (плюс-минус 15%).
Если сопоставить эти показатели с
показателями, характеризующими финансовое положение России, то видно, что она
не выдерживает этих критериев (тем более после обвала рубля в конце августа
1998 г.).
Предусматриваются также меры для
соблюдения этих критериев и после образования ЕВС. В частности, страна,
допустившая чрезмерный дефицит госбюджета (свыше 3% ВВП), должна будет в первый
год внести на специальный счет КЕС депозит в размере 0,2% своего ВВП плюс 0,1%
за каждый процент дефицита, превышающий установленный лимит. Если эта ситуация
сохраняется второй год, уплачивается только дополнительная часть депозита (но
не более 0,5% ВВП). В дальнейшем, если положение не исправляется, депозит
превращается в штрафы, которые поступают в распоряжение тех участников,
которые соблюдают бюджетную дисциплину.
Отношения между ЕВС и теми странами ЕС,
которые сначала останутся за его пределами, будут осуществляться в рамках
Европейской валютной системы-2 (ЕВС-2), предусматривающей те же принципы, что и
ныне действующая система ЕВС-1, допускающая колебания валютных курсов в
пределах ±15 %.
Участие в этой системе для указанных
стран не является обязательным, хотя и рекомендуется. Вместе с тем, находясь в
ЕВС-2, страна может устанавливать более жесткие рамки для курса своей валюты.
Что касается сроков, то
на нынешней стадии они разбиты на три этапа (фазы).
1 Фаза А. Создание Экономического и валютного союза. В 1998 г. определилась
первая группа стран, принимающая участие в этом союзе (это уже состоялось в
мае 1998 г.), и учреждается Европейский центральный банк – ЕЦБ (вместо
нынешнего Европейского валютного института, который упраздняется). Принимаются
конкретные решения в отношении денежной и валютной политики, в частности, по
поводу валютного курса евро. Может начаться выпуск банкнот в евро, форсируется
подготовка к новой валюте в странах-участниках, особенно в административных
органах, банках и других финансовых институтах. Но вся экономическая жизнь
продолжает функционировать в прежнем режиме, т.е. на основе национальных
валют.
2. Фаза В. Эта фаза продолжается с 1 января 1999 г. по 31 декабря 2001 г., т.е.
рассчитана на 3 года. Начинается реальная деятельность Экономического и
валютного союза. Жестко и необратимо фиксируются курсы национальных валют
стран-участниц по отношению к евро, и евро становится самостоятельной полноправной
денежной единицей (1 евро содержит 100 центов). Вместе с тем евро
деноминируется и в национальных валютах соответствующих стран.
Хозяйствующие субъекты могут начинать
расчеты и операции в евро. Компании, наиболее связанные с внешней торговлей
(европейской и международной), вероятно, предпочтут возможно скорее перевести
свои операции, полностью или частично, в режим евро. Государственные органы
будут продолжать активную подготовку к переходу на евро, а также осуществлять
ее информационное обеспечение. На этой стадии параллельно и равноправно
функционируют и евро и национальные валюты.
3. Фаза С. Полный переход к евро.
1. После 31 декабря 2001 г. все счета, которые до тех пор
выражались в национальных валютах участвующих стран, должны в обязательном
порядке конвертироваться по официальным курсам в евро.
2. Не позже 1 января 2002 г. в течение срока, который каждая
страна определяет самостоятельно (но не более 6 месяцев), в обращение вводятся
новые банкноты и монеты в евро, замещающие прежние банкноты и монеты в национальных
денежных единицах. В течение полугода, т.е. до 1 июля 2002 г., старые
национальные банкноты и монеты могут обращаться наравне с евро. После этой даты
евробанкноты и евромонеты становятся единственным законным платежным средством
в соответствующих странах.
Что касается основных принципов,
связанных с переходом к единой валюте и имеющих практическое значение, то они
состоят в следующем.
1. Замещение национальных валют по фиксированным курсам
началось, как уже упоминалось, с 1 января 1999 г.
2. С 1 января 1999 г. все ссылки в юридических документах на
ЭКЮ (коллективная расчетная валюта, существующая с 1978 г.) заменяются
ссылками на евро по курсу 1:1, т.е. один евро равен одному ЭКЮ.
3. Все ссылки в юридических документах на национальные денежные
единицы останутся действительными точно так же, как если бы они относились к
евро.
4. Введение евро ни в коем случае не должно вести к изменению
каких-либо условий, зафиксированных в юридических документах, и не может
служить предлогом для одностороннего изменения или отмены этих документов.
Это, однако, не относится к тем изменениям, о которых стороны, возможно,
договорились между собой.
5. Любые платежные обязательства, выраженные в евро или в
национальных денежных единицах данной страны-участницы, могут погашаться
должником в этой стране либо в евро, либо в национальной валюте (если только
стороны взаимно не договорились о чем-то ином).
6. Предшествующие два пункта воплощают важный принцип
«непрерывности (или преемственности) контрактов» (the continuity of contracts), который содержится в официальных
документах ЕС и комментариях к ним. Образование Европейского валютного союза
никоим образом нельзя расценивать с юридической точки зрения ни как
«непредвиденное событие», ни как «серьезное изменение обстоятельств».
Это касается всех документов и
контрактов (и государственных и частных), где фигурируют ЭКЮ или национальные
валюты, курсы которых в евро будут определены позднее. Все эти документы и
контракты полностью остаются в силе, сохраняют свое правовое значение, в том
числе, конечно, и при условии, если в них участвуют юридические и физические
лица из стран, не входящих в ЕС. Это относится к документам, отражающим любые
внешнеторговые и финансовые операции.
7. В переходный период в фазе В (т.е. с 1 января 1999 г. по 31
декабря 2001 г.) будет действовать принцип «свободы выбора» для участников
сделок (национальная валюта или евро). При этом по отношению к данным
участникам недопустимо в этом плане ни принуждение, ни запрещение со стороны государств
– членов новой валютной системы. Этот принцип («без принуждения и без
запрещения») означает, в частности, что в новых контрактах и всех связанных с
ними документах может использоваться по договоренности сторон любая
деноминация. Однако платежи должны осуществляться в той валюте, какая
предусмотрена в контракте или другом документе.
8. В соответствии с ныне действующими в ЕС правилами компании
имеют право публиковать свои ежегодные отчеты не только в национальной валюте,
но и (дополнительно) в ЭКЮ. С 1 января 1999 г. они будут иметь право на
публикацию этих отчетов (в дополнение к своей валюте) также и в евро.
При этом странам-участницам
рекомендуется разрешить компаниям в переходный период (фаза В) подготавливать
отчеты по своему усмотрению в национальной валюте или в евро. Время перехода
на евро в течение этого трехгодичного срока также определяет для себя сама
компания. Что касается финансовых отчетов в национальной валюте, то они
разрешаются лишь для отчетного периода, завершающегося не позже 31 декабря
2001 г.
9. После введения евро становится практически безразличным,
ведется ли бухгалтерский учет в той или иной компании в евро или в национальной
валюте, поскольку курсовое соотношение между ними навсегда остается твердо
фиксированным и неизменным.
По этой же причине в операциях,
связанных только с валютами участвующих в союзе стран, полностью устраняются
валютные риски.
Что нового принесет появление на
валютном рынке новой валюты – евро? Общие масштабы спекулятивных валютных операций
(арбитраж), а также хеджирования, очевидно, сократятся, так как уже с начала 1999
г. из этих операций выпали те, в основе которых лежали изменения курсовых
соотношений между валютами стран, вошедших в ЕВС, – отныне эти соотношения
будут твердо зафиксированы через евро. В то же время «плавающий» курс евро по
отношению к другим валютам (прежде всего к доллару), а также к валютам стран
ЕС, пока не вступивших в Валютный союз, будет, вероятно, более устойчивым, с
меньшей амплитудой колебаний, чем это наблюдается среди нынешних 11 валют,
различных по своей силе и устойчивости.
Введение общеевропейской валюты
обусловит появление единого рынка ценных бумаг, сравнимого по величине с
американским, и европейский инвестор сможет приобретать фондовые ценности,
выпущенные любой из стран. Государственные облигации будут унифицированы и
станут доступнее для инвесторов из других стран, этот рынок окажется более
конкурентным. Усиление конкуренции приведет к снижению издержек обращения
ценных бумаг и к повышению качества обслуживания инвесторов. В этом
заинтересованы финансовые посредники, требующие создания условий для ускорения
расчетов и снижения затрат, а также растущая в связи с развитием
инвестиционных фондов и приватизацией армия инвесторов, для которых важно снижение
комиссионных.
Переход к единой валюте приведет к
значительным изменениям в функционировании западноевропейских фондовых рынков.
Главной особенностью явится то, что ценные бумаги на этих рынках прежде всего
будут деноминированы в евро и все операции с ними – биржевые и внебиржевые –
будут осуществляться в новой валюте. Отсюда возникают две основные задачи,
которые предстоит выполнить (возможно, еще не полностью) в течение переходного
периода (т.е. в 1999-2001 гг.): во-первых, это реденоминация находящихся в
обращении ценных бумаг, а также начало эмиссии новых бумаг, сразу
деноминированных в евро, и, во-вторых, это гармонизация правовых и
административных вопросов, биржевых и иных правил, действующих в странах ЕС.
С начала переходного периода
котировки всех государственных облигаций (новых и старых, в том числе
нереденоминированных) будут осуществляться в евро. Поскольку эти облигации
играют важную роль на фондовом рынке и являются в известном смысле его опорой,
а также по принципиальным общеполитическим соображениям, реденоминация в этом
секторе произойдет, надо полагать, довольно быстро, тем более если погашение
данного выпуска по срокам выходит за пределы переходного периода, когда полностью
прекращается функционирование национальных валют.
Несколько по-иному обстоит дело с
корпоративными долговыми обязательствами.
Вполне вероятно, что компании не
будут спешить с реденоминацией своих обязательств, так как технические
проблемы и расходы, связанные с этой операцией, могут перекрыть возможные
выгоды. Вместе с тем они могут начать выпуск облигаций с двойной деноминацией.
С окончанием переходного периода все бумаги, деноминированные в национальных
валютах, будут рассматриваться как выраженные в евро в соответствии с
зафиксированным курсом.
Во всех случаях, однако, главное
правило при реденоминации ценных бумаг с переходом на евро состоит в том, что
эта операция не означает каких-либо изменений в условиях того или иного
выпуска, так что его реальное экономическое значение (и для эмитента и для
инвестора) останется прежним.
Любопытно, что некоторые банки уже
давно приступили к выпуску облигаций, деноминированных в евро, – прежде всего
для того, чтобы заранее обозначить свое присутствие на новом фондовом рынке и
приучить к нему инвесторов. Первый такой выпуск (на сумму в 1,3 млрд. евро)
успешно осуществил Европейский инвестиционный банк в январе 1997 г., а в марте
1998 г. тот же банк выпустил таких облигаций еще на 2 млрд. евро, причем 34%
всей суммы было размещено среди американских инвесторов. В числе эмитентов
подобных облигаций фигурируют не только банки, но и государственные органы ряда
стран (Швеции, Аргентины, Бразилии, Украины, Италии, Испании), а также
Всемирный банк. К маю 1998 г. общая сумма таких эмиссии достигла 24,4 млрд.
евро (что равно 26, 6 млрд. долл.). Сроки займов составляют от 2 до 30 лет.
Большая часть внешней задолженности
России деноминирована в долларах: только еврооблигаций со времени первого
выпуска в ноябре 1996 г. Россия эмитировала на 6 млрд. долл., а общая сумма
валютных займов российских федеральных и региональных властей, банков и
компаний в 1997 г., по примерным подсчетам, превысила 10 млрд. долл. Российское
правительство рассчитывало, что в течение 1998 г. приток иностранного капитала
в страну может составить 14 млрд. долл., в том числе наряду с синдицированными
займами в форме еврооблигаций и выпусков ценных бумаг регионами.
С другой стороны, фондовый рынок
России – и это оказалось одним из его слабых мест – в значительной мере
зависел и зависит от иностранного капитала. На долю нерезидентов к середине
1998 г. приходилось около 1/3 рынка ГКО – по оценке, это 20 млрд. долл., что
примерно было равно размеру общих валютных резервов Центрального банка России.
А объем ГКО, выпуск которых начался в мае 1993 г., уже к сентябрю 1997 г.
составил 353 трлн. руб. (в прежнем масштабе цен), – это цифра, сопоставимая с
величиной всей денежной массы. Государственный долг – и внутренний и внешний –
требовал все больших выплат, с которыми не мог справиться бюджет. Финансовый
кризис стал неизбежным.
Что касается организованного, т.е.
биржевого, рынка акций, то воздействие евро на этот рынок, по-видимому,
окажется слабее и не столь непосредственным, чем на другие части фондовых
рынков. Дело в том, что рынок акций в относительно меньшей степени носит
международный характер. Значительная часть акций выпускается и обращается
преимущественно на внутренних рынках соответствующих стран. Поэтому введение
единой валюты и устранение валютного риска в зоне евро не изменит, по крайней
мере, в краткосрочном плане, существующих отношений между эмитентами и
инвесторами на их внутренних рынках. Однако переход к евро будет означать
большую доступность национальных биржевых рынков для иностранных инвесторов и
приведет к усилению конкуренции на этих рынках. Ответной реакцией на этот процесс
может стать укрепление связей между эмитентами и «своими» инвесторами в
пределах их общего национального рынка.
Европейские фондовые биржи,
объединенные в Федерацию европейских бирж, уже перешли с 4 января 1999 г. к
котировкам и операциям со всеми ценными бумагами только в евро. Поскольку
номинальная стоимость акций, по существу, никак не связана с ее рыночной ценой
(а подчас и вовсе отсутствует), двойные котировки (в евро и в национальной
валюте) признаются ненужными (тем более что они влекут за собой дополнительные
издержки как для бирж, так и для брокеров и брокерских контор на этих биржах).
Что касается реденоминации акций,
которая должна произойти (каждый раз по решению общего собрания акционеров) в
любое время в течение 1999-2002 гг., то она означает конверсию их номинальной
стоимости в евро. Однако если вопрос о реденоминации облигаций сам собой
отпадает после их погашения, то акции представляют собой бессрочный финансовый
инструмент и потому раньше или позже непременно потребуют реденоминации.
В то же время эта реденоминация вряд
ли окажет какое-либо влияние на ликвидность рынка и биржевые операции,
поскольку номинал акций не имеет отношения к ее рыночной цене, которая,
собственно, только и интересует всех участников фондового рынка.
Можно предположить, что в этой
ситуации ряд компаний перейдет (конечно, на основе соответствующего решения
акционеров) к акциям, вовсе не имеющим поминальной стоимости («Non Par Value Shares»). В этом случае конверсия в евро происходит, по
существу, автоматически (вместе с переоценкой всего акционерного капитала в
балансе компании) и не требует замены сертификатов акций (и, следовательно,
связанных с этим расходов).
Неотъемлемой частью всего процесса
перехода к единой валюте ЕС является создание наднациональной банковской
системы, под юрисдикцией которой будет находиться новая вненациональная валюта.
В связи с этим в рамках ЕС организуются наднациональный Европейский
центральный банк (ЕЦБ) и действующая под его руководством Европейская система
центральных банков (ЕСЦБ), в которую войдут центральные банки всех
стран–участниц ЕВС. Таким образом, эта система отчасти похожа на Федеральную
резервную систему в США, состоящую из 13 банков во главе с Нью-Йоркским банком
и в целом выполняющую роль центрального банка.
В перечне задач ЕСЦБ обозначены
обычные функции центрального банка, юрисдикция которого, однако, в данном
случае распространяется не на одну страну, а на группу стран.
В числе этих функций:
– определение и осуществление денежной политики союза;
– ведение валютных операций;
– хранение официальных валютных резервов стран – членов ЕВС и
управление ими (при этом какая-то часть валютных резервов – текущие балансы –
остается в распоряжении правительств участвующих стран);
– обеспечение нормального функционирования платежной системы.
Кроме того, Европейский центральный
банк будет выполнять в пределах своей компетенции консультативные функции,
собирать статистическую информацию и (что особенно важно) участвовать в международном
сотрудничестве, в частности, представляя ЕВС в международных финансовых
организациях. Примечательно также, что с ведома и одобрения ЕЦБ в работе этих
организаций могут участвовать также национальные центральные банки.
Отсюда видно, что при явно и
последовательно наднациональном характере ЕЦБ определенные функции и поле
деятельности сохраняются (под руководством и надзором ЕЦБ) за центральными банками
отдельных стран. Можно предположить, однако, что с течением времени баланс в
соотношении полномочий центральных наднациональных и национальных органов
постепенно будет смещаться в сторону первых.
В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашается
независимость этих организаций от всех прочих учреждений сообщества, от
правительств стран-членов и любых других учреждений. Это вполне соответствует
обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем
существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье Устава
генеральный принцип, согласно которому Европейская система центральных банков
управляется руководством (принимающим решения органом) Европейского
центрального банка. Этим органом является прежде всего Совет управляющих ЕЦБ,
куда входят члены Исполнительного правления ЕЦБ и руководители национальных
центральных банков.
Характерная черта в деятельности ЕЦБ
состоит в том, что все существенные решения, принимаемые простым или
квалифицированным (2/3 голосов) большинством, предусматривают «взвешенное» голосование
руководителей центральных банков, при котором «вес» (т.е. количество голосов
каждого из них) определяется в соответствии с долей соответствующей страны (ее
центрального банка) в общем капитале ЕЦБ. Это не относится к членам
Исполнительного правления, каждый из которых имеет только один голос.
Главной задачей Совета управляющих
является определение основных направлений денежно-кредитной политики, включая
при необходимости текущие денежные показатели, ключевые процентные ставки и
резервы. Исполнительное правление действует в соответствии с этими решениями
и показателями, направляя необходимые инструкции национальным центральным
банкам и, если нужно, прибегая к их помощи в соответствующих операциях.
Существенный интерес представляет тот
раздел Устава, в котором речь идет о роли и месте национальных центральных
банков в новой системе. Основное положение этого раздела гласит, что эти банки
«являются интегральной частью ЕСЦБ и должны действовать в соответствии с
руководящими указаниями и инструкциями ЕЦБ». Национальные банки также могут
заниматься деятельностью, выходящей за пределы компетенции ЕСЦБ, если это не
противоречит целям и задачам последней. В противном случае Совет управляющих
квалифицированным большинством может запретить такую деятельность.
ЕЦБ может заниматься обычными для
центральных банков операциями: предоставлением кредитов, в том числе ломбардных
(т.е. под залог ценных бумаг), финансовым институтам и операциями на открытом
рынке с различными финансовыми инструментами, выраженными в любой валюте, в
том числе в валюте стран, не входящих в ЕВС, а также с драгоценными металлами.
Такие же операции могут осуществлять национальные центральные банки,
руководствуясь при этом общими принципами, которые разрабатывает ЕЦБ.
В круг полномочий ЕЦБ входит и такое
важное положение, как установление минимальных резервных требований для
кредитных институтов стран – членов КВС. Речь идет о средствах, которые эти
институты обязаны держать на счетах в ЕЦБ и национальных центральных банках. В
случаях нарушения этих требований ЕЦБ имеет право прибегать к штрафам и другим
санкциям.
Устав запрещает ЕЦБ и национальным
банкам кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕС),
государственных, региональных и местных органов власти и организаций,
действующих на основе государственного права. Это, однако, не распространяется
на государственные кредитные институты, которые в данном случае рассматриваются
так же, как частные кредитные институты.
ЕЦБ и другие центральные банки могут
устанавливать связи с центральными банками и финансовыми институтами других
стран и международными организациями и осуществлять с ними все виды банковских
операций, используя при этом любые финансовые активы и валюты.
Важное значение имеет вопрос о
распределении валютных резервов между ЕЦБ и национальными центральными
банками и о распоряжении ими. По Уставу центральные банки должны передать ЕЦБ
(на кредитной основе) валютные резервы на общую сумму, эквивалентную 50 млрд.
ЭКЮ. В дальнейшем эта сумма по решению Совета управляющих может быть увеличена.
Взнос каждого центрального банка будет определен в соответствии с его долей в
капитале ЕЦБ.
Валютные резервы, остающиеся в
распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их
обязательств по отношению к международным организациям. Все прочие операции с
этими резервами сверх определенного лимита, который устанавливает Совет
управляющих, подлежат одобрению со стороны ЕЦБ. Это считается необходимым для
обеспечения согласованной валютной и денежной политики в рамках ЕВС.
Собственный капитал ЕЦБ к началу его
деятельности определен в размере 5 млрд. ЭКЮ. В дальнейшем по решению Совета
управляющих он может увеличиться. Весь капитал будет принадлежать только
национальным центральным банкам, причем доля каждого определяется по следующей
формуле:
50% этой доли – в соответствии с удельным весом населения
каждой страны во всем населении ЕС;
50% – в соответствии с ее удельным весом в совокупном
валовом внутреннем продукте ЕС.
Эти данные будут корректироваться
каждые пять лет.
Чистая прибыль ЕЦБ должна
распределяться в следующем порядке:
– часть ее, которая определяется Советом управляющих (но не
более 20% всей чистой прибыли), перечисляется в общий резервный фонд (объем которого
не должен превышать 100% уставного капитала);
– оставшаяся часть распределяется между держателями акций ЕЦБ
в соответствующей пропорции.
Вполне естественно, что ЕЦБ,
денежно-кредитная политика и операции которого будут непосредственно
затрагивать интересы всех стран-участников, а также других стран ЕС, уже
сейчас, до начала его деятельности, становится ареной борьбы между разными
странами за влияние. Это касается как кадровых решений (в острой борьбе с
управляющим Центрального банка Франции Ж. К. Трише, которого энергично
поддерживал президент Ж. Ширак, взял верх и стал президентом ЕЦБ голландец В.
Дуйзенберг, который возглавит интернациональное по составу Исполнительное
правление из 6 человек), так и основных принципов экономической политики. Здесь
сталкиваются две концепции. Германский Бундесбанк, поддерживаемый французским
и рядом других центральных банков, в своей учетной политике, определяя уровень
процентных ставок, традиционно опирается на такой показатель, как денежный
агрегат МЗ. С другой стороны, английский банк в качестве главного показателя
рассматривает уровень инфляции, отражающийся в динамике цен.
Можно предположить, что борьба за
влияние на ЕЦБ и вокруг его политики будет вестись не только внутри самого
банка, но и в виде давления на него извне, в частности со стороны национальных
центральных банков. Тем более что Устав ЕЦБ предусматривает значительную
децентрализацию его деятельности, с тем чтобы такие операции, как репо и
валютные интервенции, осуществлялись национальными центральными банками.
Каждый из них может также самостоятельно решать, какие активы коммерческих
банков приемлемы в качестве залога.
Хотя в принципе предполагается, что
взаимоотношения между ЕЦБ и его национальными партнерами должны складываться
на основе сотрудничества, а не подчинения, как это будет выглядеть на практике,
пока сказать трудно. Вероятно, здесь, как и в других сферах ЕС, постепенно (и
не прямолинейно) будет проявляться тенденция к усилению наднационального
характера новой системы и, следовательно, к расширению если не официальной, то
фактической роли ЕЦБ и его полномочий. Вместе с тем за этим укреплением, скорее
всего, будет скрываться возрастающее влияние одной страны (или какой-то
группировки), прежде всего, конечно, Германии.
Образование ЕВС представляет собой
важный шаг в процессе экономической интеграции в Европе. Но вместе с тем его нужно
также рассматривать как дальнейшую глобализацию мировой экономики в целом. И
хотя ЕВС и евро имеют непосредственное отношение прежде всего к
странам-участницам, эти события, конечно, приведут также к важным внешним
последствиям, касающимся как стран ЕС, не вошедших в ЕВС (по крайней мере, на
первой стадии), так и стран за пределами ЕС. Это связано уже с тем, что экономический
потенциал зоны ЕВС вполне сопоставим с потенциалом США.
Перспективы превращения евро в одну
из ведущих мировых валют связаны с экономическим положением ЕС в мировой
экономике. В 1998 г. на долю 15 стран ЕС приходилось 38,3% общего валового внутреннего
продукта всех стран ОЭСР, куда входят 29 наиболее развитых стран современного
мира, по сравнению с 32,5%, приходящихся на долю США, и 20,5%, приходящихся на
долю Японии. Внешняя торговля ЕС (т.е. торговля с «третьими странами») составляет
20,9% всей международной торговли, внешняя торговля США - 19,6%, Японии -
10,5%. С переходом к евро ЕС займет на финансовом рынке место, соответствующее
ее роли в мировом производстве и торговле. Так, например, уже с 1 января 1999 г
все государственные облигации, эмитированные в странах – членах ЕВС,
реденоминированы в евро, и рынок таких облигаций в скором времени превратится в
один из наиболее важных финансовых рынков в мире.
Если свести воедино данные о роли
валют ЕС, доллара и иены в мировой экономике, как они выглядели в последние
годы, то получится следующая картина.
Сравнительная роль различных валют в мировой экономике
|
Валюты
стран ЕС
|
Доллар США
|
Иена
|
Доля в
экспорте ЕС, 1998 г. (%)
|
33
|
48
|
—
|
Доля в
международных займах, 1997 г. (%)
|
38
|
38
|
14
|
Доля в
международных кредитных операциях банков, 1998 г. (%)
|
30
|
42
|
13
|
Доля в
международных операциях банков по вкладам, 1998 г. (%)
|
34
|
43
|
13
|
Стоимость
выпущенных займов, 1997 г. (трлн. долл.)
|
6,9
|
8,8
|
-
|
Объем
операций с акциями (трлн. долл.)
|
4,7
|
8,7
|
-
|
С самого начала новая валюта может
использоваться не только в расчетах в рамках ЕС, но и с контрагентами из
других стран. Постепенно евро будет все больше проникать в сферы международных
расчетов, где в настоящее время преобладает доллар. На его долю сейчас
приходится 50% торговых операций и 80% операций на валютных рынках. По
прогнозам экспертов КЕС, с развитием ЕВС примерно 30% мирового экспорта будет
осуществляться в евро.
В территориальном смысле
интернационализация прежде всего охватит страны, в наибольшей мере связанные с
ЕС: это Центральная и Восточная Европа, включая, разумеется, Россию,
средиземноморские и африканские страны, входящие ныне в зону франка. Впрочем,
евро потеснит доллар, хотя и медленнее, и в других регионах.
Несомненно, широкое использование
евро в ближайшем будущем в международных расчетах, кредитных отношениях,
операциях на финансовых рынках предопределит и его роль как резервной валюты,
которая займет свое место и в официальных валютных резервах различных стран,
сосредоточенных в их центральных банках, и в резервах коммерческих банков, на
счетах их клиентов и на корреспондентских счетах. Каково будет это место, какая
доля резервных средств придется на евро – об этом можно приблизительно судить
по доле валют стран ЕС в нынешних резервах и сбережениях (37% по сравнению с
40% для доллара). Поскольку в качестве резервных валют в настоящее время
используются преимущественно лишь немецкая марка, английский фунт стерлингов и
отчасти французский франк и голландский гульден, а евро явится представителем
(и заместителем) всех 11 (а позднее, видимо, всех 15) валют в ЕС, его удельный
вес в совокупных резервах может в перспективе оказаться большим, нежели доля
упомянутых выше четырех валют.
Постепенно, но неизбежно будет расти
роль евро и в накоплениях и сбережениях населения стран ЕС и других, особенно
европейских, стран.
Все эти соображения относятся и к
России, хотя здесь эти процессы будут происходить, конечно, медленнее, чем в
рамках ЕС. При этом сыграет свою роль и традиционная для России, ее
коммерческих структур и населения приверженность к доллару.
Принимая во внимание размеры и
экономическую мощь зоны евро, следует ожидать, что новая валюта будет играть
важную роль в качестве интернациональной, мировой валюты. Это, несомненно,
выразится не только в расширяющемся использовании ее в международной торговле
(как валюты цены и валюты платежа), но и в ее роли в финансовых активах и
портфельных инвестициях во всем мире, а также в роли резервной валюты (и в
официальных валютных резервах, и в сбережениях компаний и частных лиц).
Превращение евро в мировую валюту,
очевидно, будет носить постепенный характер, причем в этот процесс будут
вовлечены прежде всего страны, имеющие тесные экономические связи с участниками
ЕВС.
Долгосрочные перспективы евро зависят
как от внутренних (в рамках ЕВС), так и от внешних экономических факторов,
связанных прежде всего с денежно-кредитной политикой. Учитывая общее
направление экономической политики ЕВС, предусматривающее стимулирование
экономического роста и низкие процентные ставки, есть основания предполагать,
что в долгосрочном плане евро будет сильной и достаточно стабильной валютой.
Сейчас интенсивно обсуждается
возможное влияние евро на международную валютную систему и мировую экономику
в целом. В этих дискуссиях выясняется прежде всего качественный характер
предстоящих тенденций, сдвигов, векторов развития. Вместе с тем определить их
точные количественные параметры, как бы нам того ни хотелось, практически
невозможно. Дело в том, что многие из этих последствий зависят от трудно
предсказуемых ожиданий и настроений частных инвесторов. Кроме того, ряд
явлений в этой области, как это чаще всего бывает в экономической жизни, носит
многофакторный характер, испытывая воздействия одновременно в разных
направлениях с неясным конечным результатом. По этой причине, в частности,
трудно заранее определить динамику курса евро по отношению к другим мировым
валютам, прежде всего к доллару. Тем более что этот курс будет зависеть не
только от политики ЕВС и экономической ситуации в этой зоне, но и от этих же
факторов в странах – партнерах ЕС.
При обсуждении этих вопросов в
мировой печати подчас выражается опасение, что ЕЦБ, поставив во главу угла
антиинфляционные меры, встанет на путь жесткой денежно-кредитной политики. В
этом случае сравнительно высокие процентные ставки вызовут приток капиталов в
ЕС и повышение валютного курса евро. А это снизит конкурентоспособность стран
ЕС на мировых рынках и замедлит их экономический рост. Однако и до сих пор в
этих странах наблюдается достаточно стабильный уровень цен, так что нет
оснований для каких-либо изменений в денежной политике, в частности для ее ужесточения.
Что касается проблемы избытка
сосредоточенных в резервах центральных банков ЕС (это явление уже получило в
экономической печати название «долларового навеса»), то с переходом к евро
такой избыток, по некоторым подсчетам, действительно может возникнуть (хотя по
этому поводу нет f/un мнения: в одних исследованиях
утверждается, что никакого избытка не будет, в других он оценивается в 200
млрд. долл.). В пользу излишних валютных резервов в странах ЕС
(преимущественно в долларах), которые уже сейчас превышают резервы в США или
Японии, после введения евро будут действовать два обстоятельства. Во-первых,
отпадет необходимость в стабилизации валютных курсов между самими странами ЕС
(в рамках существующей ныне «валютной змеи») и в соответствующих валютных
интервенциях, для которых могут использоваться доллары. Во-вторых, во внешней
торговле стран ЕС уменьшится доля иностранной валюты (долларов), поскольку все
торговые сделки внутри ЕС (а это до 70% всего их объема) будут совершаться в
евро.
При этом, однако, нужно учитывать,
что размеры этого избытка, хотя – по ориентировочным подсчетам – и значительны
в абсолютном выражении, по сравнению с ежедневными оборотами на финансовых
рынках отнюдь не столь велики. Кроме того, совершенно очевидно, что, даже сокращая
эти излишки, центральные банки будут действовать достаточно осмотрительно и,
конечно, скоординированно (консультации между ними по этому вопросу уже
проводились), с тем чтобы не допустить нежелательных изменений курса евро. В то
же время ЕЦБ в целях стабилизации этого курса и для наглядной демонстрации
своих намерений и этой области, возможно, сохранит в своем распоряжении
большую часть валютных резервов.
Труднее всего оценить возможное
влияние евро на структуру частных портфельных инвестиций.
Там, где речь идет о наиболее
ликвидных финансовых активах, в том числе о наличной валюте, все участники
рынка непосредственно столкнутся с новой ситуацией: вместо разных европейских
валют у них на руках окажется по существу единая валюта (хотя пока еще и в
разном обличье). Выводы и реакции по этому поводу могут быть различными, в
зависимости от той цели, ради которой накапливалась валюта. Если цель – диверсификация
портфеля для уменьшения валютного риска, то теперь она отпадает, и для текущих
расчетных потребностей валюты может оказаться слишком много. С другой стороны,
вместе с появлением рынка единой европейской валюты и отсюда расширением его
общих масштабов увеличатся инвестиционные возможности евро и, следовательно,
спрос на нее. Соотношение того и другого процесса, которое всецело зависит от
ожиданий, оценок и расчетов всех участников операций на этом рынке, заранее
невозможно предугадать.
В еще большей мере это относится к
менее ликвидным финансовым активам (например, к долговым обязательствам с различными
сроками погашения). После конверсии этих активов в евро и переоценки их в свете
соотношения риска и доходности инвесторы, вероятно, внесут какие-то изменения в
структуру своих портфельных вложений. Можно предположить, что возросшая
ликвидность европейских финансовых рынков сделает более привлекательными
активы, деноминированные в евро, а это, в свою очередь, окажет понижающее влияние
на процентные ставки.
Однако, как всегда в подобных
случаях, все отмеченные факторы (спрос и предложение евро, спрос и предложение
финансовых активов, деноминированных в евро, динамика курса евро и степень
колебаний этого курса), изменяясь в разных направлениях и взаимодействуя друг с
другом, образуют пеструю картину, общий итог которой, по крайней мере в первое
время, может быть выявлен только на практике.
В этих условиях очевидно, что как
ЕЦБ, так и национальные центральные банки, в том числе центральные банки стран,
не входящих в ЕВС, будут внимательно отслеживать ситуацию, складывающуюся на
мировых валютных рынках, прежде всего на европейском рынке, и принимать, если
необходимо, скоординированные меры, призванные обеспечить возможно большую
стабильность этих рынков, прежде всего стабильность валютных курсов, т.е. их
лишь ограниченные колебания.
Курс любой валюты является
результатом влияния многих факторов, действующих в разных направлениях, в
разной степени и постоянно изменяющихся. Поэтому так сложно даже для
специалистов предсказать с достаточной точностью поведение тех или иных валют.
На помощь приходят накопленные за долгие годы статистические данные о динамике
валютных курсов. И хотя методы экстраполяции в экономике имеют ограниченное
значение и требуют осторожного применения, все же они безусловно полезны,
поскольку дают определенную ориентацию и какие-то исходные данные. Это
относится, конечно, и к статистическим показателям о динамике валютных курсов,
которыми обычно пользуются аналитики в своих прогнозах.
Однако новая валюта – евро –
представляет в этом отношении действительно уникальное, в буквальном смысле
слова беспрецедентное явление. У нее нет никакой истории, она началась лишь 1
января 1999 г., а потому нет и статистической базы, на которую можно было бы
опереться в прогнозах относительно ее поведения, ее будущего курса.
Поэтому в этих прогнозах приходится
исходить лишь из общих положений, применяя их к реальным современным
обстоятельствам.
Курс евро будет формироваться под
воздействием внутренней экономической политики в рамках ЕВС, с одной стороны, и
внешних (т.е. за пределами ЕВС) экономических условий, с другой. При этом
неизбежно придется сталкиваться с противоречивыми интересами не только в
масштабах трех главных экономических центров, но и различных отраслей и
регионов в странах ЕВС. Те из них, в частности, которые особенно заинтересованы
в сбыте продукции за пределами ЕС, могут действовать в пользу понижения курса
евро, хотя это несет в себе инфляционную угрозу.
Формирование ЕВС и появление новой,
единой валюты, несомненно, окажет существенное влияние на валютную систему всей
глобальной экономики. Оно означает дальнейший отход от доминирующей роли
доллара и переход к многополярной системе. Отсюда вытекает возрастающее
значение разработки согласованной политики и скоординированных действий на
международной валютной арене, поскольку только на этом пути можно обеспечить
необходимую стабильность всей системы. Стабильность – ключевое понятие и
желанная цель в сфере валютных курсов – не означает, конечно, полной
замороженности курсов. Здесь проявляется одна из глубинных проблем современной
рыночной экономики на всех ее уровнях (локальном, национальном,
международном), а именно – как достичь оптимального сочетания двух
противоречивых начал: динамизма и стабильности. Можно ожидать, что создание ЕВС
приведет к усилению международного сотрудничества и координации в этой области
как на двусторонней основе (особенно по линии ЕС–США), так и на многосторонних
форумах, в рамках «восьмерки», т.е. и с участием России и, конечно, Международного
валютного фонда. Ввиду включенности страны в общую систему международных
финансовых отношений и расчетов такая координация весьма актуальна и для
России.
И снова подчеркну, несмотря на
противоречивые интересы участников мировой валютной системы и изменяющееся
соотношение их интересов, все они (участники) в долгосрочном плане
заинтересованы в устойчивости, стабильности валютного мира. Эта тенденция,
как представляется, и определит главный вектор развития международной валютной
системы после образования Европейского валютного союза.
Среди факторов, способствующих
укреплению позиций валют ЕС, а следовательно, и будущей общей валюты, важную
роль играет последовательное улучшение их платежных балансов (по текущим операциям)
– и в абсолютном выражении, и по сравнению с динамикой платежных балансов США
и Японии.
Дефицит текущего платежного баланса
Германии, возникший в 90-е гг. (15,6 млрд. долл. в 1996 г.), вполне
компенсировался активным сальдо в Италии (примерно 42 млрд. долл. в 1996 г.),
Франции (19,5 млрд. долл.) и других странах. В результате совокупный платежный
баланс стран ЕС, будучи дефицитным в 1990-1992 гг., в 1996 г. имел избыток в
84,6 млрд. долл.
Будут ли выдержаны условия и сроки
создания ЕВС и введения единой валюты, зависит от двух кардинальных
обстоятельств: во-первых, от экономической и отсюда валютной ситуации в
глобальных масштабах и, во-вторых, от ситуации в странах ЕС. Глобализация финансовых
рынков, их взаимосвязь и взаимозависимость зашли уже настолько далеко
(финансовый сектор мировой экономики в этом отношении опережает и производственный
и внешнеторговый сектор, не говоря о сфере услуг), что ни одна страна, ни
группа стран не свободны от этой зависимости. Мировой финансовый кризис,
начавшийся в Юго-Восточной Азии осенью 1997 г., осложняет общую ситуацию.
Необходимо учитывать, что будущие члены
единой валютной системы находятся в разных стадиях экономического цикла: во
Франции и Германии происходит медленное восстановление деловой активности,
тогда как периферийные страны – Ирландия, Финляндия, Испания и Италия –
переживают экономический бум. В этих условиях новый единый Европейский
центральный банк во Франкфурте, вполне возможно, встанет на путь мягкой
денежно-кредитной политики, отвечающей нынешним интересам Германии и Франции,
но вместе с тем ведущей к инфляции и перегреву экономики в других странах.
Это – одно из неизбежных внутренних
противоречий, с которыми с самого начала столкнется новая валютная система.
Другое дело, что те же самые противоречия проявляются и проявились бы – хотя и
в иных формах – и при сохранении существующего порядка. Что перевесит на чаше
весов: положительные или отрицательные последствия для участвующих стран?
Пожалуй, общий баланс окажется все же положительным, хотя, как всегда в
подобных случаях, распределение выгод и потерь будет неравномерным, с перевесом
в пользу наиболее сильных в экономическом и политическом отношении стран. Общий
конечный выигрыш выразится в создании условий для лучшего экономического
развития. А если это так, то положительный эффект испытают и страны за
пределами ЕС, причем относительно тем большее, чем теснее экономически связана
та или иная «третья страна» с ЕС.
Вместе с тем перспективы евро следует
рассматривать на фоне нынешнего финансового кризиса, который, как теперь уже
вполне очевидно, носит не локальный, ограниченный, а общемировой характер,
затрагивая так или иначе практически все регионы и страны. При этом появляется
все больше признаков, свидетельствующих о том, что события, развернувшиеся в
конце 1997 г. в финансовой среде, порождены не только финансовыми причинами,
как это было, например, во время биржевого кризиса в октябре 1987 г., но в
значительной мере некоторыми глубинными процессами в мировой экономике. И
поэтому они могут тем более серьезно повлиять на ситуацию в Европе.
То, что началось в Юго-Восточной Азии
с ликвидации спекулятивных мыльных пузырей на валютных, фондовых и
риэлтерских рынках, переросло в широкий долговой кризис, уже сейчас чреватый
банкротством многих компаний и банков, а вслед за тем и несостоятельностью
государств-должников. Удручающие показатели на вторичных финансовых рынках в
Юго-Восточной Азии закономерно привели к почти полному краху первичного рынка.
Потенциальные эмитенты долговых или корпоративных ценных бумаг, многие из
которых в сложившейся ситуации отчаянно нуждаются в средствах, оказались, так
сказать, перед закрытой дверью, поскольку банки и другие потенциальные
инвесторы считают слишком рискованными дальнейшие вложения или во всяком случае
требуют повышенной доходности для своих инвестиций. Это относится не только к
частным заемщикам и эмитентам, но и к операциям на государственном уровне,
например к новым государственным облигациям этих стран.
В этих условиях характерной
чертой в регионе Юго-Восточной Азии, естественно, стал повсеместный кризис
ликвидности. Банки испытывают огромные трудности в мобилизации не только
долгосрочных, но и краткосрочных финансовых ресурсов (в частности, на
межбанковском рынке).
На первый взгляд может показаться,
что Юго-Восточная Азия слишком далека от Европы и в географическом и в
экономическом смысле, чтобы последняя чрезмерно испытала на себе последствия
этого кризиса. Но это не так. Начать с того, что рассматриваемые события
непосредственно затронули вторую в мире экономическую державу – Японию, чьи
банки являются крупнейшими иностранными кредиторами в регионе.
К началу 1997 г. их кредиты здесь
составили 94 млрд. долл., в том числе 37,5 млрд. долл., размещенных в
Таиланде, и 22 млрд. долл. в Индонезии. Примерно половина этих кредитов
представляет собой финансовую поддержку местных филиалов и дочерних компаний
японских корпораций в этих странах.
Нет недостатка в мрачных прогнозах. В
разгар финансового кризиса в Азии гонконгский экономист М. Фабер предвещал, что
приближается общий крах бирж и всего мирового хозяйства и что даже Международный
валютный фонд не сможет остановить гибельную спираль падающих цен и зарплат.
Более того, сам МВФ может обанкротиться.
А по мнению известного американского
экономиста Пола Кругмана, в результате экономического спада Япония уже оказалась
в причудливом кейнсианском мире, где «порок превращается в добродетель». Порок
в данном случае - это необходимая инфляция. Отсюда его экстравагантный,
полусерьезный совет: «Печатайте больше иен и в крайнем случае сбрасывайте их с
самолета над Токио».
Одной из характерных черт ситуации
является и то, что многие западные банки и брокерские фирмы продолжают изымать
гонконгские доллары со своих счетов и переводят свои активы в американские
доллары или в европейские валюты.
Между тем данный финансовый кризис следует
рассматривать и как первое звено в цепи возможных дальнейших осложнений в
мировой экономике. В числе этих осложнений: возможность экономических мер Китая
против Запада, возможное повышение антиимпортных торговых барьеров в США,
крайне негативное отношение иностранных инвесторов к российскому фондовому
рынку после задержки платежей по ГКО, истощение резервов МВФ. Вот в такой
обстановке может начаться деятельность Европейского валютного союза.
Наихудший сценарий в дальнейшем
развитии экономического и финансового кризиса связан с возможной девальвацией
китайского юаня (последняя подобная девальвация состоялась в 1994 г. и
повысила конкурентоспособность Китая среди азиатских экспортеров). Новая
девальвация, разумеется, повлекла бы за собой также и падение гонконгского
доллара и подтолкнула на этот же путь валюты других азиатских стран. В этом
случае могла бы возникнуть серия конкурирующих друг с другом девальваций, как
это было в 30-х гг.
Если бы это произошло, последствия
затронули бы всю экономику современного мира, главный (хотя до сих пор еще
частично скрытый) недуг которой – перепроизводство, связанное с накопившимися
за последние 20 лет избыточными производственными мощностями. Например,
автомобильная промышленность всего мира может выпускать на 35% машин больше,
чем требуется, учитывая платежеспособный спрос. Китай производит 30 млн.
телевизоров в год, что составляет около 1/3 общемирового объема. Китай и Южная
Корея выпускают больше стали, чем США и Англия, вместе взятые. Мощность
японских предприятий обрабатывающей промышленности в Азии в 3 раза превышает
всю промышленную продукцию Франции.
Как видно, это перепроизводство в
значительной мере связано с высокими темпами роста в ряде азиатских стран, в
том числе в странах с весьма низким уровнем жизни и вследствие этого
ограниченным внутренним рынком. Известно, в частности, что покупка автомашины
обычно становится возможной при душевом доходе не менее 6 тыс. долл. в год. В
Китае, однако, этот показатель равен лишь 1/10 этого нижнего лимита, а в
Индонезии – 1/6.
Недостаточный уровень потребления
имеет место и в наиболее развитых странах в результате не только значительной
безработицы (особенно в континентальной Европе), но и возросшего неравенства в
распределении доходов; при этом нижние слои общества не могут, а верхние слои
зачастую не хотят потреблять больше, отдавая предпочтение сбережениям (особенно
при неблагоприятных экономических перспективах и прогнозах). Если в этих
условиях центральные банки из-за необоснованных опасений насчет инфляции встанут
на путь жесткой денежно-кредитной политики, повышая процентные ставки, в
мировой экономике возникнет всеобщая дефляция, сопутствующее ей падение
производства и т.п., т.е. именно то, что происходит в Азии с октября – ноября
1997 г. А ведь многие компании стран – членов ЕС значительную часть своих
доходов, нередко около или свыше 50%, получают от своих прямых и портфельных
инвестиций в Юго-Восточной Азии. Кредитные вложения европейских банков в Южной
Корее составили к началу 1997 г. 32,2 млрд. долл. (для японских банков – 24,3
млрд. долл.).
Весьма неблагоприятно уже сейчас
экономическое и социальное положение самой крупной европейской страны и самого
активного официального сторонника евро – Германии. По имеющимся прогнозам,
здесь безработица, и без того высокая, еще более возрастет в 2000 г., превысив
5 млн. человек. В то же время соблюдение маастрихтских критериев требует
жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики, усугубляющей эту ситуацию и
усиливающей социальную напряженность. Длительное время среди германского
населения преобладали сторонники евро. Но в середине февраля 1999 г. опрос
общественного мнения показал, что в пользу замены марки на евро высказались
только 30%. Вместе с тем резко понизился и рейтинг правительства, активно
поддерживающего весь этот проект.
Дают о себе знать и противоречия в
рамках ЕС и ЕВС.
Натянутые отношения уже складываются
между 11 участниками ЕВС и Великобританией. Группа 11 уже в июне 1998 г. начала
обсуждение вопросов, связанных с новой валютой, и фактически оттеснила на
второй план комиссию, состоящую из министров всех стран ЕС. Когда же
Великобритания заявила о своем желании участвовать в работе этой группы, то
получила отповедь представителя Франции в чисто французском стиле: «Супружеские
пары не приглашают в свою спальню посторонних».
Далеко не всегда совпадают интересы
двух главных партнеров в ЕВС – Франции и Германии. «Франко-германская ось
скрипит», «Национализм не умер с рождением евро, по крайней мере, во Франции»
– вот заголовки недавних статей по поводу ЕВС . И лишь один штрих на эту тему:
спор между Ж. Шираком, Г. Колем и В. Коком (премьер-министр Нидерландов) относительно
кандидатуры на пост президента Европейского центрального банка продолжался 12 ч
подряд и закончился тяжелым компромиссом – голландец В. Дуйзенберг обещал
«добровольно» подать в отставку, отработав только половину положенного по
уставу срока (т.е. через 4 года).
В этих условиях диапазон заявлений и
оценок, связанных с евро, чрезвычайно широк: от самых оптимистических до
весьма скептических. При этом все заявления и прогнозы, как это часто
происходит в подобных случаях, имеют не только чисто академическое, но и
практическое значение, оказывая влияние на будущую судьбу евро (его
стабильность и валютный курс), которая в немалой степени зависит от ожиданий и
настроений экономических операторов и всего населения.
Отсюда повышенное значение тех
«вербальных интервенций», с которыми выступают руководители ЕС. Так, например,
председатель Европейского парламента X. Джиль-Роблес заявил, что евро будет
одной из сильнейших валют в мире не только потому, что страны, готовящиеся ко
вступлению в Валютный союз, по своему экономическому положению соответствуют
очень строгим критериям Маастрихтского договора, но и потому, что тщательное
соблюдение этих критериев будет гарантировано их участием в этом союзе.
С одной стороны, по мнению
председателя Европейской комиссии Ж. Сантера, проект введения единой валюты,
который не имеет аналогов в Европе и, вероятно, во всем мире, открывает
радужные перспективы и дает уникальную историческую возможность обеспечить
экономическое процветание в Европе. Единая валюта усилит рыночную конкуренцию
внутри ЕС, поскольку цены станут более прозрачными. В результате повысится
эффективность европейской экономики в целом, а значит, и уровень жизни в
странах ЕС.
С другой стороны, в феврале 1998 г.
155 ведущих экономистов Германии и Австрии обнародовали совместное заявление,
основное содержание которого сводится к тому, что европейские страны, в том
числе Германия, еще не готовы к столь далеко идущей интеграции, и поэтому ее
следовало бы отложить на более поздний срок.
По словам одного из руководящих
сотрудников Банка Англии Р. Брейли, «проект введения евро является самым
рискованным экспериментом, который когда-либо предпринимался крупными
экономическими державами и который может привести к серьезным экономическим
срывам и даже к социальным катаклизмам». Тем не менее он выразил уверенность в
том, что «проект будет реализован».
Как справедливо отмечает X. Д.
Геншер, «проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня нельзя решить по вчерашним
рецептам национальных государств. Нужна революция в сознании. На вызовы и
вопросы, которые выдвигает глобализация, не может быть британского,
французского, итальянского или германского ответа. Ответ может быть либо
общеевропейский, либо никакой».
Рассматривая создание ЕВС в свете
общемировой глобализации, Геншер называет анахронизмом существование в рамках
ЕС 14 различных валют, что ослабляет позиции Европы в глобальной конкуренции.
Новая единая валюта укрепит эти позиции и повысит роль европейских финансовых
рынков по сравнению с зонами доллара и иены.
Наряду с книгами, статьями, лекциями,
главное содержание которых выражено в лозунге «Не бойтесь евро!», появляются
публикации совсем иного рода. В апреле 1998 г., как раз тогда, когда на экраны
многих стран вышел американский фильм о гибели «Титаника», известный журнал
«Евромани», издаваемый в Лондоне (!), поместил на обложке рисунок тонущего
корабля с надписью на корме «ЕВРО». Большая статья на эту тему начинается с той
же аналогии . В свое время судостроители утверждали, что их «Титаник» абсолютно
непотопляем, поэтому и не позаботились о должном количестве спасательных
шлюпок. Такую же самоуверенность демонстрируют ныне сторонники европроекта.
Маастрихтский договор, подробно обозначив условия для вступления в ЕВС, в то же
время не предусматривает какой-нибудь возможности для выхода из нее одной или
нескольких стран.
В статье излагается содержание
сборника материалов под общим названием «Размышляя о немыслимом по поводу
ЕВС», среди авторов которого преимущественно представители финансовых и
академических кругов США, Великобритании, Швейцарии, т.е. стран за пределами
зоны евро.
Может быть, этим объясняется – хотя
бы отчасти – «диссидентское» звучание сборника, в котором подробно
рассматриваются различные опасности, подстерегающие новую валютную систему и
способные привести ее к краху. Для этого достаточно, например, чтобы одно из
государств-участников оказалось несостоятельным должником и потянуло за собой
остальных. А это, как пишет журнал, был бы «кошмар глобального масштаба,
равносильный третьей европейской войне». Словно конкретизируя этот мрачный
сценарий и продолжая образный ряд, в следующем, майском номере журнал поместил
рисунок, на котором евро сражается на шпагах с долларом.
В упомянутом сборнике перечисляются
10 «айсбергов», которые могут потопить корабль европейской валютной
интеграции. Среди них: возможная спекулятивная атака на евро, массовая
безработица и экономический спад общеевропейского масштаба, недееспособность Европейского
центрального банка вследствие противоречивых интересов представителей разных
стран в его руководящих органах, недовольство той или иной страны – нарушителя
установленных критериев штрафными санкциями, о которых шла речь выше и которые
могут подтолкнуть ее к разрыву с системой, «наказывающей бедных и награждающей
богатых», наконец, возможное взаимное соглашение о роспуске ЕВС. Вспоминают в
этой связи примеры распада валютных союзов, в том числе крушение единой
денежной системы в результате распада СССР и даже многолетнюю борьбу в истории
США вокруг вопроса о праве отдельного штата на отделение.
Впрочем, некоторые голоса и здесь
звучат по-своему обнадеживающе: последствия крушения ЕВС и евро были бы столь
негативными для большинства стран, что это само по себе, даже при серьезных
осложнениях, может удержать всю систему на плаву.
Тем не менее скептики продолжают
донимать приверженцев евро, в частности, в Европейском валютном институте,
вопросами типа «А что, если все же...» Например: «А что будет, если избиратели
в какой-то стране выскажутся за выход из ЕВС и заставят свой парламент и
правительство действовать в этом духе? А что, если возникнет ситуация, когда
кого-то придется исключить из ЕВС ?», «Возможна ли в принципе обратная
реденоминация евро в какую-то национальную валюту?».
Наконец, оказывается, не так легко
найти точный ответ на, казалось бы, простой вопрос: чья же валюта евро?
Конечно, это не чья-то национальная валюта, а валюта всего Европейского союза.
Но как рассматривать тогда государственную задолженность страны, выраженную в
евро, – как внешний или внутренний долг, и кто несет ответственность за него:
отдельная страна или весь союз?
... В математике есть задачи, решить которые в принципе
невозможно. Примерно так же обстоит дело и в данном случае, ибо вся ситуация с
евро, по существу, изначально носит амбивалентный, двойственный характер. С
одной стороны, единый Европейский центральный банк и единая валюта означают,
что страны-участницы в значительной мере утрачивают экономический суверенитет.
С другой стороны, сохраняется их политический суверенитет. Возникает некий
мощный экономический дракон с одиннадцатью политическими головами. Отсюда
появляются те самые «каверзные» вопросы, о которых упоминалось ранее.
По законам общественной жизни
подобная политико-экономическая структура в перспективе представляется лишь
переходной формой.
Но переходной к чему? Видимо, к
единому государству, с единой политической властью. В свое время похожий путь
прошли и американские штаты и многочисленные германские княжества, и такие же
части нынешней Италии. Политические деятели, возглавлявшие эти процессы, стали
национальными героями. Наверное, такие же, но уже общеевропейские, герои появятся
когда-нибудь в XXI в. (конечно, не в его начале, а может быть, и не в
середине). И тогда окажется, что вопреки законам физики преодолеть пропасть в
два прыжка все же возможно.
Первый такой прыжок состоялся в новогоднюю
ночь на 1 января 1999 г.
1.
Долгов С.И.
Единая валюта в странах Европейского Союза – евро: проблемы и перспективы //
Деньги и кредит. 1999.
№7.
2.
Кудров В.М.
Советская экономика в ретроспективе. М., 1997.
3.
Россия и Европа / Под ред. В.М. Кудрова, В. Н. Шенаева, Л.Н.Володина. М.,
1999.
4.
Международные
валютно-кредитные и финансовые отношения/Под ред. Л.Н.Красавиной. М., 1998.
5.
Экономика/Под
ред. А.С.Булатова. М., 1997.
6.
Экономика внешних
связей России /Под ред.
А. С. Булатова. М., 1995.
7.
Бартенев С. А.
Экономические теории и школы. М., 1996.
8.
Мостовая Е.Б.
Основы экономической теории. Москва-Новосибирск, 1999.
9.
Борисов Е.Ф.
Экономическая теория. М., 1998.
10.
Киреев А.П.
Международная экономика. М., 1999.
11.
Макконнелл К.Р.,
Брю С.Л. Экономикс. Т. 1-2. М., 1992.
12.
Спиридонов И.А.
Мировая экономика. М., 1998.
13.
Нухович Э.С.,
Смитиенко Б.М., Эскипдарон М.Л. Мировая экономика на рубеже XX–XI веков. М.,
2000
14.
Портер М.
Международная конкуренция. М., 1999
15.
Мировая экономика / Под ред. В. К. Ломакин. М , 1995.
16.
Основы
экономической теории /Под
ред. В.Д.Камаева. М., 1997.
17.
Правила рынка:
иностранные инвестиции; внешняя торговля; трудовая миграция;
конкурентоспособность; дипломатия; помощь/Отв. ред. В.Д.Щетинин. М., 2000.
18.
Давыдов О. Д.
Внешняя торговля: время перемен. М., 1999.
19.
Назиров В. Р. Биржевое
дело: из опыта США и Японии. М., 1998.
20.
Корнай Я. Путь к
свободной экономике. М., 1999.
21.
Международные
экономические отношения / Под ред. В. Е. Рыбалкина. М., 1999.
22.
Семенов К. А.
Международные экономические отношения. М., 2000.
23.
Арах М.
Европейский Союз: видение политического объединения. М., 1999.
[1] Исключая торговлю между странами ЕС.
Здесь и далее, если не указано иное, использованы материалы ЕС.
Похожие работы на - Проблемы интеграции Европейского региона
|