Приемная семья

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,38 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Приемная семья

Приемная семья и дома семейного типа как формы воспитания детей

Содержание.

Введение

Глава 1. Правовая природа возникновения  приемной семьи и домов семейного типа.

         1.1. Патронаж как форма воспитания детей-сирот.

1.2.  Новая форма воспитания детей –патронат.

1.2. Приемная семья и патронат: общие и отличные черты.

Глава 2.  Правовое регулирование отношений по устройству детей- сирот.

2.1. Понятие приемная семья и ее отличительные признаки от других форм воспитания детей.

2.2. Порядок организации приемной семьи.

2.3. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

2.4. Проблемы, связанные с воспитанием детей в приемных семьях.

 Глава третья. Правовое регулирование отношений по воспитанию детей в домах семейного типа.

3.1. Понятие и задачи домов семейного типа.

3.2.  Порядок организации домов семейного типа.

3.3. Проблемы, связанные с воспитанием детей в домах семейного типа.

 Заключение.

Приложение 1.  Договор о передачи ребенка на воспитание в приемную семью; Удостоверение.

Список использованной литературы 

Нормативный материал

2

8

8

9

10

13

13

17

19

24

29

29

30

34

36

38

42

44

Введение.

Дети - будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в максимально приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее, в нашей стране изо дня в день растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях. В 1998 г. в одной только Ростовской области 255 детей получили социальный статус "дети, оставшиеся без попечения родителей" в результате лишения последних их прав на воспитание. По России этот показатель на 1998 г. составили 42693 ребенка. Дети могут оказаться лишенными родительского попечения  в результате различных причин, однако, независимо от этих причин, государство обязано обеспечить нормальные условия их существования, максимально приближенные к воспитанию в семейных условиях. Одной из форм такого воспитания является помещение в приемную семью и воспитание в домах семейного типа. На взгляд автора, наиболее сложной и противоречивой с моральной точки зрения является форма воспитания детей в приемных семьях, поскольку эта форма детей представляет  временное воспитание ребенка в семье. Таким  образом, ребенок приобретает новую семью на какое-то время, не                                                           становиться дочкой или сыном на всегда (в том случае, когда приемные родители не желают усыновить или удочерить ребенка). А это может обернуться для ребенка новой трагедией, ведь по усыновлении (удочерении) он теряет прежнюю семью, к которой он привык и полюбил, несмотря на то, что она была для него приемная. Поэтому в данной работе акцент будет сделан на такой форме воспитания ребенка как приемная семья.

С принятием Семейного кодекса регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами и, прежде всего, с новым Гражданским кодексом РФ. Оно обогащено положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международно-правовых актов, ратифицированных Россией.

Семейный кодекс основывается на конституционных нормах о защите семьи, материнства, отцовства и детства государством. Его основными целями являются укрепление семьи, обеспечение эффективной правовой защиты ее членов в новых социально - экономических условиях, приоритетная охрана интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособных членов семьи.

В Семейный кодекс включены новые для российского законодательства институты и нормы: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, права детей в семье, приемная семья и др. Закреплены положения, выработанные судебной и прокурорской практикой, практикой органов опеки и попечительства, органов загса. Получил отражение положительный опыт реформирования.

К основным принципам регулирования семейных отношений СК относит - приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Здесь проявляется принцип, закрепленный в п. 2 ст. 38 Конституции РФ: "Забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей". При этом одной из важнейших тенденций нового семейного законодательства является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект "родительской власти". Соответствующие нормы СК исходят из основополагающего принципа - правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей). Предусматриваются следующие основные права ребенка: жить и воспитываться в семье (в родной или приемной), знать своих родителей (насколько это возможно); выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57 СК); права на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии - другими ответственными за это лицами), на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК); на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК); на защиту своих прав и законных интересов, в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства.

Впервые в СК определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания (которые выбираются родителями самостоятельно) должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65 СК). Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст. ст. 69 - 72 СК). Восстановление в родительских правах допускается только при наличии согласия ребенка, достигшего 10 лет (ст. 72 СК). Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских прав (ст. ст. 73 - 76 СК). Допускается также немедленное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст. 77 СК).

Специальный раздел СК (раздел VI) посвящен правовым вопросам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В СК приоритет отдается семейному воспитанию таких детей (ст. 123 СК) и содержится подробная регламентация различных форм их семейного воспитания: усыновление, опека и попечительство, приемная семья[1].

В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи, обеспечение права на воспитание в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения.

Следует сказать, что количество детей-сирот при живых родителях в нашей стране изо дня в день растет. В 1998 г. в одной только Ростовской области 255 детей получили социальный статус "дети, оставшиеся без попечения родителей" в результате лишения последних их прав на воспитание[2].  А по состоянию на 1.01.2000г. на учете в Калужской области  состоят более пяти тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 90% из них – «социальные сироты» т.е. фактические сироты при живых родителях. Только за 1999 год в области выявлено 836 детей, оставшихся без попечения родителей, причем более 300 из них отобраны по суду у родителей, лишенных родительских прав [3]. По России этот показатель на 1998 г. составили 42693 ребенка[4]. Судьбу таких детей трудно устроить, так как нельзя разделять братьев и сестер, а их, как правило, в неблагополучных семьях несколько. Под опекой и попечительством воспитывается 2088 детей. Большая часть детей, остающихся без попечения родителей, попадает в детские дома и другие интернатные учреждения (в 1999 году – 44% от числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В последние годы в Калужской области открылось 11 новых детских домов (на 30-50 мест каждый). Необходимость их открытия продиктована жизнью, однако содержание их очень дорого обходится бюджету, а проблемы жизненной адаптации выпускников нивелируют работу самых прекрасных педагогов этих учреждений.

Дети могут оказаться лишенными родительского попечения  в результате различных причин. В одном случае дети остаются сиротами в результате объективных причин, которые влекут реальную невозможность осуществления родителями попечения над детьми: смерть родителей, их тяжелая болезнь, несчастный случай, утрата дееспособности, длительное отсутствие и даже потеря ребенка (при чрезвычайных обстоятельствах).  Некоторые объективные причины обусловлены неправомерным поведением родителей по отношению к детям, послужившим основанием для лишения родительских прав, а также поведением родителей, не выражающим их отношения к своим родительским обязанностям, но повлекшие арест или осуждение родителей к лишению свободы за совершение преступления. К числу субъективных причин сиротства детей при жизни их родителей (так  называемое «социальное сиротство») являются, как правило, виновные противоправное поведение родителей по отношению к детям. Такое поведение может выражаться  и в противоправных действиях, но гораздо чаще оно проявляется в бездействиях. Это может быть жестокое обращение с детьми (избиение, издевательство и др.), отказ родителей взять детей из родильных домов, воспитательных и иных учреждений, оставление ребенка в общественных местах или у посторонних людей, оставление детей дома без пищи, необходимого лечения и лекарств и др[5]. Основными причинами увеличения  числа детей-сирот при живых родителях  является падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Согласно ст.20 Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, "кафала" по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.
            В Российской Федерации детьми, оставшимися без родительского попечения занимаются органы местного самоуправления, которые в соответствии с п.1 ст. 24 Гражданского Кодекса РФ выполняют функции органов опеки и попечительства. Деятельность этих органов по выявлению таких детей, обеспечению им нормальных условий содержания, воспитания и обучения, помимо норм гражданского и семейного законодательства, регулируются также уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Факт утраты  родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства. Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, органы опеки и попечительства проверяют поступившую информацию по месту нахождения ребенка и составляю акт обследования условий жизни ребенка с выводами о  наличии или отсутствии родительского попечения.

При лишении родительских прав, признании родителей нетрудоспособными, осуждении к лишению свободы и т.п. моменту траты родительского попечения определяется моментом вступления соответствующего  решения (приговора) суда в законную силу.

Таким образом, цель моей работы – исследовать эти две формы воспитания детей - приемная семья, и дома семейного типа, раскрыть правовые и моральные аспекты воспитания детей в условиях, приближенных к семейным. Задачами данной работы являются:

1) раскрыть природу появления домов семейного типа и приемной семьи;

2) выявить причины появления детей-сирот;

3) изложить условия и порядок передачи ребенка в приемную семью, помещение его в дома семейного типа;

4)  анализ договора о передаче ребенка, который составляет основу института воспитания детей в приемной семье;

5) выявить проблемы, возникающие в связи с воспитанием детей в приемной семье и домах семейного типа;

показать плюсы и минусы анализируемых форм воспитания детей

Глава первая. Правовая природа возникновения  приемной семьи и домов семейного типа.

1.1. Патронаж как форма воспитания детей-сирот.

Одной из форм семейного воспитания некоторое время явился патронат, введенный постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936г. «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся. Эта форма воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, просуществовала около 20 лет. Однако признаки существования патроната мы можем увидеть и в во­семнадцатом  веке. 7 ноября 1775 г. Екатерина ,11 издала Указ «Учреждения для управления губерний», в cт. 301 которого говорилось: «Буде же малолетний остался без всякого имения, тогда городовой сиротский суд старается поместить малолетнего по состоянию его, или в общественных для сирых училищах, или у доброхотных людей, дабы научился науке, или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым граждани­ном»[6]. Так в России зародилась еще одна форма воспитания де­тей-сирот — патронат (-«патронаж», как его именовали в то время), целью которой являлась передача детей, оставшихся без родителей, в семьи «на руки надежным, добродетельным и доб­ронравным людям за умеренную плату».

В последующие годы сущность патроната практически не менялась. Но после революции 1917 г. Россия не сочла нужным сохранить эту форму воспитания детей. I Всероссийский съезд по охране детства, проходивший феврале 1918 г., высказался против патроната «как против института умирающего вместе с разрушением индивидуальной семьи»[7]. Вместе с тем, при пре­дусмотренных в законе опеке и усыновлении воспитатели прием­ных детей не могли рассчитывать на государственную помощь, поэтому желающих принять в свою семью чужих детей становилось меньше. Напротив, количество бездомных, брошенных детей росло.

1.3. Новая форма воспитания детей –патронат.

Спустя десятилетие, в 1928 г., Российское государство вынуждено было вновь вернуться к передаче детей в приемные семьи на основании  письменного договора  о воспитании. Гражданин, заменивший ребенку родителей пользовался самой разнообразной помощью со стороны государства: ему выделялись средства для хозяйственного обзаведения, выплачивалось ежемесячное пособие на содержание приемного ребенка, предус­матривались налоговые льготы и др. К середине 30-х годов на патронате находилось уже 38 тысяч несовершеннолетних[8].

Несмотря на легализацию патронирования, сам термин «пат­ронат» заменялся понятием «опека и попечительство». Лишь 1 апреля 1936 г. ВЦИК и СНК РСФСР своим постановлением «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» юридически закрепили патронат. Как и прежде, на него распространялись нормы, регулирующие опеку (попечи­тельство).

В самом общем виде отношения патронирования, существо­вавшие в России в те годы, можно свести к следующим моментам:

а)      патронирование производилось на добровольных началах;

б) гражданин-воспитатель (патрон) получал вознаграждение
за свою деятельность;

в)    дети передавались на воспитание государственными орга­нами власти и управления, что позволяло контролировать законность и правильность передачи несовершеннолетних в семьи.|

д)  к гражданам-воспитателям (патронам) по договору патроната при неудовлетворительном выполнении ими своих обязанностей могли применяться меры административного или обще­ственного воздействия, а при использовании патроната в корыстных целях и в некоторых других случаях они привлекались к уголовной ответственности по ст.  158-1  Уголовного кодекса РСФСР (ст. 10 Постановления от 1 апреля 1936 г.).

В таком виде патронат просуществовал до 1 ноября 1969 г., т. е. до введения в действие нового Кодекса о браке и семье РСФСР. Договоры о патронате, заключенные до этой даты, при­знавались действительными до истечения их срока, но на будущее патронат не предусматривался. Отказ от этой формы воспи­тания объяснялся, на наш взгляд, «коммунистическими» идеями: воспитание должно осуществляться на безвозмездной основе, лишь в силу морального долга. К тому же считалось, что отпали усло­вия для детской беспризорности и безнадзорности (патронат вво­дился именно как один из способов борьбы с ними). Сейчас надо констатировать, что отказ от патроната был преждевременным: действительно, массовая детская беспризорность к концу 60-х годов была ликвидирована, но это только на «поверхности». Фак­тически же детей, оказавшихся за «бортом» своей семьи, стало не меньше, а больше, особенно в последние годы. Социальное сиротство в истории России заняло весьма большую нишу, раз­меры которой росли с каждым днем.

1.3. Приемная семья и патронат: общие и отличные черты.

В КоБС РСФСР 1969 г. патронат как правовой институт отсутствовал, нет термина «патронат» и в новом СК. Однако идея передачи детей на воспитание в приемную семью по договору на возмездной основе заимствована именно из того времени, когда существо­вал патронат. Патронат явился прообразом приемной семьи. Живучесть этой идеи объясняется ее преимуществами, прошедшими испытание временем. В дореволюционную эпоху патронату предшествовал патронаж, рассматри­вавшийся как способ помещения в семью беспризорных детей, больных лиц, нуждающихся в заботливом отношении, в семейном воспитании. Государст­во было заинтересовано в существовании этих форм, поэтому поддерживало граждан, возложивших на себя заботу о таких лицах. До тех пор пока семьям оказывалась материальная поддержка со стороны государства, патронат, а еще раньше патронаж, продолжал существовать. Это может быть уроком и на будущее. Приемная семья как одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, возможна при соответствующей материальной, финансовой поддержке государства, которая продекларирована в СК и Положении о приемной семье.

Возвращаясь к патронату, можно назвать несколько общих его черт с се­годняшней приемной семьей. Во-первых, на воспитание передавались несо­вершеннолетние дети, правда, лишь в возрасте от пяти месяцев до 14 лет. Допускалось принятие в семью нескольких детей. Во-вторых, отношения по воспитанию детей возникали исключительно на добровольной основе заключением соответствующего договора. Стороной в договоре выступ либо органы здравоохранения, если передавался ребенок в возрасте до 4 (с 1942 г.— до 3), либо отделы народного образования, если в семью передавался несовершеннолетний от 4 до 14лет (с 1942г.— от 3 до 14). В-третьих, патронирующим  лицам  выплачивалось  ежемесячное пособие за счет средств местного бюджета. В-четвертых, воспитатели по такому договору приобретали права и обязанности опекунов (попечителей).

В качестве отличия современной приемной семьи от патроната можно назвать различный подход законодателя к возмездности договора. Патрони­рующий получал ежемесячное пособие на ребенка, которое не всегда покрывало все расходы по содержанию ребенка. Тем самым в непокрытой части они возлагались на патронирующего. Кроме того, при назначении патрони­руемому ребенку пенсии, пособия (как члену семьи военнослужащего) или алиментов соответствующие суммы передавались лицу, принявшему ребен­ка на воспитание, в счет пособия за патронирование, что и оговаривалось в договоре. Если размер пенсий, пособия или алиментов, получаемых ребен­ком, превышал установленный размер пособия за патронирование, то по­следнее не выплачивалось, а пенсии, пособие или алименты выдавались пол­ностью лицу, взявшему ребенка в патронат. Таким образом, семья, приняв­шая ребенка в патронат, выполняла обязанности по воспитанию ребенка без­возмездно, на общественных началах, ее труд не оплачивался. Все получае­мые в связи с выполнением возложенных по договору обязанностей средст­ва должны были расходоваться на содержание подопечного. В отличие от родителей, на патронирующих не возлагалась обязанность обеспечить мате­риальное содержание ребенка полностью за свой счет. Однако в части, не по­крытой получаемым на ребенка пособием, расходы по его содержанию воз­лагались на патронирующего.

В качестве формального отличия можно назвать процедуру перезаклю­чения договора о патронате в связи с достижением ребенком определенного возраста. Особенно четко это выражено в Инструкции Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР о патронировании, опеке и усы­новления детей, оставшихся без родителей, утвержденной постановлением СНК РСФСР 8 апреля 1943 г.[9] В п. 5 Инструкции предусматривалось, «л патронируемый ребенок по достижении им 3-летнего возраста, если он этому времени не будет усыновлен, передается органами здравоохранения на попечение органов народного образования; последние перезаключи договор о патронировании с тем лицом, у которого ребенок воспитывался до 3-летнего возраста. В действующем СК и Положении о приемной семье cрок договора определяется по усмотрению сторон договора исходя из интерес ребенка и заранее не ограничен достижением ребенком определенного возраста, кроме срока нахождения в приемной семье, обусловленного наступлением совершеннолетия.


         Начиная с 1987 г. в СССР уже предпринималась попытка организации специализированных приемных семей, в которые передавались дети с физическими или психическими аномалия­ми, но эксперимент не дал положительных результатов. Отчасти это объясняется организационными недоработками, ибо создава­емые приемные семьи в большинстве своем были многодетными.

Так, к примеру, в семье Коргановых (г. Ставрополь) воспитыва­лось одновременно 18 (!) приемных детей. Естественно, уделить внимание каждому из них приемный родитель просто не в силах. А больной ребенок требует намного больше терпения и терпимо­сти. Поэтому в интересах несовершеннолетнего передавать его не в приемную семью, а под патронат, при котором возможна большая гарантия индивидуального подхода к его развитию.

Таким образом, патронат явился прообразом приемной семьи и вовсе не является современным институтом семейного права.

Глава вторая.  Правовое регулирование отношений по устройству детей- сирот.

2.1.  Понятие приемная семья и ее отличительные признаки от других форм воспитания детей.

В целях гуманизации системы воспитания и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 1988 г. было принято Постановление правительства "О создании детских домов семейного типа". Предполагалось, что создание таких домов усилит государственную помощь детям и обеспечит более полное сочетание общественных, коллективных и семейных форм воспитания. Разработанное годом позже Положение о детских домах семейного типа предложило еще одну форму установления попечительства "приемную семью", или "семейный детских дом".

Приемная семья является одной из  форм устройства на воспитание детей, остав­шихся без попечения родителей. Эта форма воспитания детей складывалась постепенно, ей предшествовала другая — детские дома семейного типа. Учитывая, что созданием подобных детских домов достичь ожидаемых ре­зультатов не удалось, законодатель предпочел встать на путь заключения прямых договоров с родителями-воспитателями. Такая рекомендация дана органам опеки и попечительства в постановлении Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829, которым утверждено Положение о приемной семье. До­казательством свертывания государственного курса на создание детских до­мов семейного типа является отмена нормативных актов, регламентировав­ших создание и деятельность таких учреждений. На начало 1999 г. в России зарегистрировано 876 приемных семей.8 В среднем, на каждый регион России не более десятка, и они вправе рассчитывать на полноценную финансовую и материальную поддержку со стороны органов местного самоуправления.

В отличие от ранее действовавшего законодательства приемной семьей признается семья, которая взяла на воспитание хотя бы одного ребенка (ранее - 5 и более детей), однако общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек (см. Положение о приемной семье). В комментируемой статье весьма важным является указание на то, что принятие детей на воспитание и образование приемной семьи возможно лишь отдельными гражданами, а не существующими еще сегодня детскими домами семейного типа, близкими по структуре к учреждениям. Определяется и срочный характер приемной семьи, образуемой на срок, предусмотренный договором, но до достижения детьми совершеннолетия. Естественно, что отношения, возникшие между приемными родителями и детьми, будут продолжаться и в дальнейшем, однако они не будут носить правового характера и не породят прав и обязанностей, предусмотренных для приемной семьи.

Главным отличием приемной семьи от других форм воспитания детей, оставшихся без родительского или иного попечения, является особый юридический состав, лежащий в основе возникновения правоотношений между приемными родителями и приемными детьми, с одной стороны, и органами опеки и попечительства, с другой. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. По порядку за­ключения и содержанию названный договор отличается от других граждан­ско-правовых договоров. Отличия заключаются в субъектом составе, поскольку заключить такой договор могут только лица, указанные в СК и По­ложении о приемной семье: органы опеки и попечительства, с одной сторо­ны, и будущие приемные родители, с другой. Хотя стороны всту­пают в договорные отношения по взаимному волеизъявлению, они не могут определять свои будущие права и обязанности произвольно. Объ­ектом указанных правоотношений является воспитание и содержание при­емных детей, что тоже является отличительной чертой. Обязанности у приемных родителей возникают по отношению к ребенку, который сам выступает субъектом правоотношений и наделен со­ответствующими правами. Без согласия ребенка, достигшего 10 лет, заклю­чить данный договор невозможно. Отличия прослеживаются и в отношениях, складывающи­хся на основании договора, они ограничиваются заранее оговоренным сроком. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный договором.

Заключению договора предшествует процедура подбора приемных ро­дителей и ребенка. В СК и Положении о приемной семье названы требова­ния, которым должны удовлетворять лица, желающие принять ребенка на воспитание в семью. Приемными родителями могут быть совершеннолет­ние лица обоего пола, за исключением:

1. лиц, признанных судом недееспособ­ными или ограниченно дееспособными;

2. лиц, лишенных по суду родитель­ских прав или ограниченных судом в родительских правах;

3. лиц, отстранен­ных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;

4. бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

5. лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечи­тельства при соблюдении требований, предусмотренных СК для назначения опекунов и попечителей, т.е. учитываются личные качества будущих прием­ных родителей, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, отношение членов их семьи к принятию ребенка на воспитание, отно­шения между ребенком и будущими приемными родителями.

Для подбора и обучения лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выпол­нением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут со­здавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью (п. 1 Положения о приемной семье).

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставший­ся без попечения родителей, в том числе находящийся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населе­ния или другом аналогичном учреждении (ст. 154 СК). В Положении о при­емной семье определено предельное число детей, которые могут воспиты­ваться в одной приемной семье. Включая родных и усыновленных детей, их количество не должно превышать, как правило, 8 человек. В п. 20 Положе­ния о приемной семье содержится уточненный перечень детей, которые пе­редаются в приемные семьи:

Ø   дети-сироты; дети, родители которых неизвестны;

Ø   дети, родители которых лишены родительских прав, ограниче­ны в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

Ø   дети, родители которых по состоя­нию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспита­тельных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социаль­ной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Дети, находящиеся в родстве между собой, как правило, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским по­казаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе. Разъ­единение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам. Передача ребенка (детей) в приемную семью осу­ществляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитатель­ного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, в котором находит­ся ребенок. Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуще­ствляется только с его согласия. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интереса­ми ребенка.

2.2. Порядок организации приемной семьи.

Порядок организации приемной семьи подробно регламентирован в По­ложении о приемной семье. Учитывая, что приемная семья создается на ос­нове договора, предполагается исключительно добровольное установление отношений по воспитанию приемных детей. Более того, инициатива исхо­дит от лиц, желающих взять ребенка (детей) на воспитание. Эти лица подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению прилагаются документы, из которых можно сделать заключение о материальном состоянии, жилищных условиях, семейном положении, о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.

Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителя­ми орган опеки и попечительства по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, составляет особый акт. На основании заявления и указанного акта орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности за­интересованных лиц стать приемными родителями. В случае если лицо (лица) изъявит желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида в заключении должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий.

Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. Отрицательное  заключение служит основанием для отказа в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Отказ органа опеки и попечительства может быть обжалован в суд.

Поскольку договор предусматривает передачу на воспитание конкрет­ного ребенка, заключению договора предшествует выбор ребенка. Предварительный выбор ребенка (детей) для передачи в приемную семью осуществляется лицами, желающими принять ребенка (детей) в семью, по согласова­нию с органом опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства обя­зан предоставить приемным родителям информацию о ребенке (детях), ко­торый может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдать на­правление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечеб­но-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населе­ния или других аналогичных учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспита­ние, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность за достовер­ность представляемых о ребенке сведений. В Положении о приемной семье определен перечень документов, содержащих информацию о ребенке, пере­даваемом на воспитание в приемную семью, которые администрация учреж­дения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства (свидетельство о рождении ребенка; документы, подтвер­ждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в прием­ную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копия решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании роди­телей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и другие); заключение о со­стоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке). В дальней­шем при передаче ребенка в приемную семью эти документы вместе с други­ми документами, перечисленными в п. 25 Положения о приемной семье, пе­редаются приемным родителям.

2.3. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Договор заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предус­матривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия со­держания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности, приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора (п. 1 ст. I52CK).

Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) в соответствии с Примерной формой договора, утвержденной Правительством РФ.

Права и обязанности приемных родителей и детей. Приемные роди­тели по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна, попечителя (п. 3 ст. 153 СК). Приемные родители обязаны воспитывать ребенка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Прием­ные родители несут за приемного ребенка (детей) ответственность перед об­ществом.

В договоре о передаче ребенка в приемную семью перечисляются конк­ретные права и обязанности приемных родителей, органа опеки и попечи­тельства.

Приемные родители обязаны:

                        воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь;

                        созда­вать необходимые условия для получения ребенком (детьми) образования,

                        за­ботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; осуществлять защиту прав и интересов ребенка (детей);

                        обеспечи­вать уход за ребенком (детьми) и его лечение, систематический показ вра­чам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоя­нием здоровья ребенка (детей);

                        обеспечивать посещение приемным ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения.

При не­возможности посещения ребенком, (детьми) общеобразовательного учрежде­ния по состоянию здоровья приемные родители должны обеспечивать полу­чение образования в установленных законом доступных для ребенка формах. На приемных родителей возлагается обязанность извещать органы опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей).

Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его права и интересы, в том числе в суде, без спе­циальных на то полномочий. Орган опеки и попечительства выдает прием­ным родителям удостоверение установленного образца. Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

Права и обязанности приемных родителей в основном совпа­дают с правами и обязанностями опекунов (попечителей), однако существует и отличие: при­емные родители исполняют свои обязанности и обла­дают соответствующими правами, связанными с воспитанием ребенка, на основании договора, в то время как права и обязанности опекунов и попечителей возникают в связи с принятием соответствующего решения органом опеки и попечительства.

Приемные родители осуществляют свои обязанности на возмездной ос­нове. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание де­тей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ст. 152 СК). Труд приемных родителей признается общественно полезным трудом, именно поэтому в постановлении Правительства РФ от 17 июля 1996 г. о приемной семье определяется обязанность различных ведомств по разработ­ке нормативных актов, предусматривающих порядок и условия пенсионного обеспечения приемных родителей.

Приемные родители, так же как и опекуны (попечители), не должны со­держать приемных детей за свой счет. На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством РФ для воспи­танников образовательных учреждений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ребенка (детей), передаваемого в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели. Органы местного самоуправления выделяют денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение ме­бели и оплату услуг бытового обслуживания. Размер денежных средств, не­обходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

Получение средств на содержание приемных детей налагает на прием­ных родителей и вытекающие из этого обязанности. Приемные родители ве­дут в письменной форме учет по приходу и расходу денежных средств, вы­деляемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэко­номленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения.

Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

Для приемных родителей, взявших на воспитание более трех детей и не имеющих необходимого жилого помещения, договором о передаче детей на воспитание может определяться конкретный срок исполнения обязанности органов опеки и попечительства по предоставлению приемным родителям квартиры или жилого дома для осуществления ими обязанностей по воспи­танию и содержанию приемных детей.

Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за вы­полнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержа­нию, воспитанию и образованию ребенка (детей), наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

Дети, переданные в приемную семью, имеют те же имущественные и лич­ные неимущественные права, что и дети, находящиеся в семье опекуна (попе­чителя). Законодатель специально перечисляет наиболее важные права детей, обеспечивающие их содержание, а также права на жилое помещение. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством РФ на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в бан­ковском учреждении. За ребенком (детьми) сохраняется также право собст­венности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями и родственниками, если это не противо­речит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию и воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.

Особую государственную поддержку предполагается оказывать прием­ным семьям, создающим крестьянские (фермерские) хозяйства. Государство заинтересовано в создании приемных семей, в которых дети будут не просто окружены вниманием и заботой приемных родителей, но и с детства при­выкнут к труду, смогут проявить самостоятельность. Органам исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предостав­лять широкий круг льгот таким семьям, в частности: выделять в собствен­ность или пользование земельные участки, беспроцентные ссуды для ново­го строительства или расширения существующих жилых помещений; пре­дусматривать налоговые льготы; выделять в первоочередном порядке дол­госрочные кредиты для развития производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств, приобретения техники, оборудования, автотранс­порта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного про­изводства, и др.

2.4. Проблемы, связанные с воспитанием детей в приемных семьях.

Материальные и жилищные проблемы являются далеко не единственными в жизни приемной семьи. В Швеции для усыновления одного ребенка необходимо окончить курсы и получить согласие психологов. В Австрии и Германии, чтобы стать матерью-воспитательницей требуется год практики в детском учреждении и год учебы в материнской школе. В большинстве стран мира лица, не прошедшие специального обучения, не получат лицензии на воспитание чужих детей. В нашей стране к воспитанию детей привлекаются люди, не имеющие специального образования, хотя дети, которых они воспитывают, имеют проблемы в развитии, образовании, различные заболевания. До сих пор не разработана отечественная методика отбора приемных родителей.

Сейчас можно говорить, что сделан первый шаг в этом вопросе, разработана "Программа подготовки приемных родителей"[10]. Она имеет три раздела. В первом анализируются особенности и основные характеристики приемной семьи, приемного родителя как профессионального воспитателя. Второй посвящен особенностям развития детей, оставшихся без попечения родителей. Третий раскрывает психолого-педагогические аспекты отношений родителей и детей в приемной семье, пути преодоления трудностей в развитии, воспитании, поведении детей. Программа существует, но кто займется ее осуществлением, какие учреждения будут обучать приемных родителей, не ясно.

Пока же искренность, доброта, терпение людей, взявших на себя нелегкий груз ответственности за воспитание детей с трудными судьбами, дает неплохие результаты. Типичным примером может служить приемная семья Сорокиных, живущая в поселке Рассвет Ростовской области. Из 20 приемных детей более половины имеют II и III группу инвалидности, учатся в коррекционных классах. Благодаря усилиям Сорокиных 6 детей, имеющих до прихода в семью диагноз "олигофрения", учатся в обычной школе. Старшие воспитанники уже закончили школу, профессионально-технические училища, работают и имеют собственные семьи.

Следующая проблема заключатся в том, что 2000 году вновь отмечается рост численности детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1999 году было выявлено 113,9 тыс. детей, то в 2000 году - 123,2 тыс. детей. Из выявленных и устроенных детей, оставшихся без попечения родителей, более 40% отобраны у родителей по решению суда о лишении или ограничении их родительских прав. В сравнении с 1999 годом (46,5 тыс. детей) количество детей, отобранных у родителей в результате лишения их родительских прав, увеличилось до 53,0 тыс. детей[11].
Несмотря на напряженные социально-экономические условия, выявленные дети преимущественно передаются на воспитание в семьи. В 2000 году на воспитание в семьи передано 74,1 тыс. детей от всего количества выявленных, за этот же период в учреждения передано 36,2 тыс. детей.

Так вот, в соответствии с Законом "Об основах местного самоуправления" финансирование детских домов семейного типа, так же, как и приемных семей, - компетенция органов местного самоуправления.
В то же время необходимо отметить, что и передача детей на воспитание в семьи зачастую сдерживается на местном уровне. Главы администраций органов местного самоуправления (органов опеки и попечительства) отказываются создавать службы по устройству детей на воспитание в семьи, в ряде регионов несвоевременно, а часто и не в полном объеме выплачиваются денежные средства на воспитанников приемных семей.
Министерство образования Российской Федерации со своей стороны вынуждено принимать меры по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях. По инициативе Минобразования России из резервного фонда Президента Российской Федерации были выделены денежные средства 383 приемным семьям и детским домам семейного типа на общую сумму 24970 рублей. Каждый детский дом семейного типа и приемная семья, имеющая не менее 5 детей, получили денежные средства в размере от 10 тыс. рублей до 180 тыс. рублей в зависимости от количества принятых на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выделенные денежные средства позволили решить самые неотложные проблемы по обеспечению нормального содержания детей, оставшихся без попечения родителей (7).

Проанализировав нормативно-правовую базу создания и развития приемной семьи, как формы воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать следующие выводы:
- законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмами реализации;
- вопросы финансирования, обеспеченности жильем, предоставления льгот приемным семьям решаются на уровне субъектов РФ, что тормозит развитие приемных семей, ведь не каждый регион России, в силу экономической нестабильности может гарантировать своевременное финансирование обеспечения приемной семьи. Возможности приемной семьи далеко не исчерпаны и при должном внимании и поддержке приемная семья способна эффективно решать вопросы воспитания детей-сирот (6).

Не менее важная проблема заключается в риске передачи ребенка человеку с «благородными» намерениями. Ведь известны случаи, когда ребенка принимает на воспитание приемная семья в корыстных целях (с целью наживы; чтобы за счет приемышей содержать своих детей, хочет решить за их счет свои жилищные проблемы.), что несомненно негативно отражается на самом сироте.

Однако, прикрываясь этой проблемой органы местного самоуправления из добропорядочных приемных семей делают настоящих уголовников, упрекая их в том, что благородность, которую они проявили, взяв детей в свои семьи - лишь возможность решить свои жилищные или материальные проблемы.  Чиновники изощряются, выдумывая, лишь бы не финансировать приемные семьи и тем самым, ухудшают и без того тяжелое положение семьи и ребенка сироту, чьи интересы государство обязуется уважать и защищать.

Вот примеры. Приемная семья Людмилы Сергеевны Новосельской по просьбе Дома ребенка взяла мальчика Лешу, больного гемофилией. Отдавать его в государственный детский дом было просто нельзя, это понимали все. Но понадобилось два(!) года, чтобы управа района "Новогиреево" в Москве подписала договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Все это время семья не получала и до сих пор не получает социальных выплат на ребенка, положенных по существующему законодательству. Задолженность государства семье Новосельских уже составила более 40 тысяч рублей. При этом маму этой приемной семьи обвиняли во всех грехах: и холодильник-де пуст, и дети по утрам за молоком бегают в магазин, и постели у ребят в комнатах бывают застелены не по правилам (?)... Чиновник всегда находил повод для придирки и не брезговал никакими карательными мерами. И невдомек ему, чиновнику, что холодильник пуст потому, что семья, в которой 9 детей - все мальчишки, только что подчистую съела все за ужином, а за молоком утром бегут, потому что на завтрак молока надо литров пять, и хорошо бы - свежего.

Одна из участниц нашей благотворительной программы "Приемные семьи" взяла буквально с улицы двух мальчишек-бродяжек. Подобрала одного, когда он в переходе метро попросил у нее "на хлебушек". Тот привел брата. Вот и живут все - а у этой женщины есть муж и родной ребенок - в 15-метровой комнате коммунальной квартиры. Эта вполне дееспособная семья может и хотела бы взять на воспитание еще детей. Обращается в управы и слышит от инспекторов, стоящих "на защите" детства: вы просто рассчитываете выехать из коммуналки! И вообще, Москва не может предоставить этой семье статус приемной, потому что дети... из других регионов. Чужие!!!

В Ингушетии, в селе Яндыри, спонсоры купили усадьбу для семейного детского дома "Родная семья" Хадижат Гатаевой. Шесть лет существует эта семья. В ней воспитываются более 80 сирот чеченской войны. Хадижат сама собирает по разбитым селам и городам Чечни мальчишек и девчонок, потерявших родителей. За эти годы она так и не смогла оформить на них опеку и юридический статус. Ни одной копейки помощи от государства. При этом свет и газ местные власти отключают семье регулярно - за долги. Существует семья Хадижат только на спонсорские пожертвования, которых очень часто не хватает, и порой в доме не бывает даже хлеба. Кто кому должен? Страна Хадижат Гатаевой за спасение своих граждан? Или сироты этой стране за убитых родителей?

А в подмосковном городе Пущине есть квартира, в которой больше 10 лет проживает приемная семья Алексея и Натальи Быховых, воспитывающих шестерых сирот. Осенью квартира понадобилась местному филиалу Российской академии наук под общежитие для аспирантов. Отобрали с резолюцией (дословно): "Создать комиссию о деятельности и целесообразности детского дома". Пособие не дали, свет отключили [12].

Такая ситуация складывается потому, что гражданская структура защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зафиксирована в российском законодательстве. Нет правовой базы для более активной деятельности общественных организаций, занимающихся защитой детства.

Глава третья. Правовое регулирование отношений по воспитанию детей в домах семейного типа.

3.1. Понятие и задачи домов семейного типа.

Понятие приемной семьи в современном значении впервые появилось в Семейном Кодексе РФ. Ранее в нормативных актах применялась формула "детский дом семейного типа", по сути обозначавшая ту же приемную семью.

В целях обеспечения защиты прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Российской Федерации постановило         утвердить Правила организации детского дома семейного типа и  Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью.

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.

3.2.  Порядок организации домов семейного типа.

Детские дома семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

          Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10-летнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно - профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.

Правила устанавливают, что детские дома не могут создавать лица находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми; имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание; лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;        отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

Детский дом семейного типа в организационно - правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Их отношения основываются на договоре. Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей.

Для того, чтобы получить заключение  о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей   супруги подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление и представляют следующие документы:

а) заверенные в установленном порядке копии документа об образовании и свидетельства о браке;

б) медицинское заключение лечебно - профилактического учреждения о состоянии здоровья, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

в) выписка из трудовой книжки;

г) паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заменяющий его документ.

Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Заключение составляется органом опеки и попечительства на основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов в течение одного месяца со дня подачи заявления.

            Отрицательное заключение доводится до заявителей в 10-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителям возвращаются все документы. Заключение может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

В данных Правилах указываются какие документы передаются вместе с ребенком  в дома семейного типа:

а) решение соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о направлении ребенка в детский дом семейного типа;

б) направление в детский дом семейного типа, выданное органом опеки и попечительства;

в) свидетельство о рождении ребенка (подлинник), а при его отсутствии - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;

г) выписка из истории развития ребенка;

д) страховой полис обязательного медицинского страхования;

е) документ об образовании (для детей школьного возраста);

ж) акт обследования условий жизни ребенка;

з) сведения о родителях (копия свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

и) справка о наличии и местонахождении братьев, сестер и др.

Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

а) средства учредителя (учредителей);

б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);

в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

Ярким примером существования немногочисленных домов семейного типа является недавнее открытие на Украине такого заведения. В открытии этого дома принял участие известный многодетный певец Стинг. Новый детский дом семейного типа - сорок первый в Украине, построенный на деньги английского полковника Марка Кука, награжденного за благотворительность орденом Ярослава Мудрого. Стинг вместе с Людмилой Кучмой, главой попечительского совета фонда, главой фонда Валентиной Довженко, видными украинскими политиками и меценатами, послом Великобритании в Украине и полковником Марком Куком передали больнице и родителям, взявшими на воспитание детей, медикаменты, бытовую технику, холодильники и телевизоры[13]. Обеспечили детей всем необходимым с удовольствием принял предложение поучаствовать в открытии детского дома семейного типа, - говорит заместитель совета опекунов благотворительного фонда Надежды и добра Ян Табачник. - Новый детский дом семейного типа - сорок первый в Украине, построенный на деньги английского полковника Марка Кука, награжденного за благотворительность орденом Ярослава Мудрого. Стинг вместе с Людмилой Кучмой, главой попечительского совета фонда, главой фонда Валентиной Довженко, видными украинскими политиками и меценатами, послом Великобритании в Украине и полковником Марком Куком передали больнице и родителям, взявшими на воспитание детей, медикаменты, бытовую технику, холодильники и телевизоры. Обеспечили детей всем необходимым.

3.3. Проблемы, связанные с воспитанием детей в домах семейного типа.

Помимо материальных и жилищных проблемы, которые свойственны как приемным семьям, так и домам семейного типа, нужно отметить неразвитость системы помещения детей в дома семейного типа, что связано с крайней редкостью их организации.

Еще одна проблема связана необходимость централизованной работы с педагогическим коллективом детского дома. И в первую очередь, это должны быть какие-то психологические тренинги. Очень часто работники домов семейного типа не так хорошо подготовлены с профессиональной точки зрения: знание детской психологии, иногда возникают такие моменты только потому, что люди не умеют объяснить те или иные поступки детей. И когда ситуация такая происходит в учреждениях, то речь идет уже о том, что этот педагогический коллектив, его нужно обновлять. Дети не бегут из хороших учреждений, как показывает практика. Может один быть плохой воспитатель, ну два, но когда весь коллектив ... Да и количество детей, которые проживают в данных учреждениях, вряд ли позволят уделить равное внимание всем воспитанникам. Хотя такая форма воспитания детей - сирот лучше никакой.


























Заключение.

Сейчас очень активно развивается семейная форма устройства детей сирот в разных странах. И это правильно с многих точек зрения. Во-первых, это в интересах ребенка - пребывать семье, расти и воспитываться в семье, потому что в коллективе, особенно в таком, каковыми являются Российские сиротские учреждения, ребенок не может развиться всесторонне и поэтому огромный процент детей, выходящих из этих сиротских учреждений потом совершенно никак не может жить вообще. Очень большой процент и самоубийств, и дети не устраиваются в жизни, не находят работу, оказываются бомжами и т.д. Просто, потому что система не умеет выращивать детей таким образом, чтобы они могли потом независимо жить. Кроме того, с точки зрения экономической для государства семейные формы устройства, они выгоднее.

Таким образом, можно выделить положительные и отрицательные стороны этой формы воспитания детей:

+ Возможно взять в семью ребенка не имеющего статуса под опеку или усыновление и, в ином случае, обреченного жить в детском доме.

+  Менее жесткие требования к кандидатам - такие же как при опеке.

+ На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.

+  По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.

- Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.

- Сложнее оформить т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт).

- Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе т.к. выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета.

- Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.

- Риск наживы на сиротах.

- Возможность нанесения моральной травмы ребенку, который возможно утратит вновь приобретенную семью.

Для решения выявленных в этой работе проблем, связанных с воспитанием детей в домах семейного типа и приемных семьях, необходимо информировать население о возможном воспитании ими детей, оставшихся без попечения родителей. Проводить специальные курсы (медицинские, психологические) среди будущих родителей, педагогического коллектива, открывать школы по подготовке к приему детей-сирот, создавать службы по  устройству детей-сирот. Большую роль во всем этом, конечно же, сыграют органы местного самоуправления, как основные источники финансирования.

Таким образом, в данной работе автор, осветив правовые основы регулирования отношений по воспитанию детей в домах семейного типа,     приемных семьях, и проанализировав имеющиеся проблемы, связанные с воспитанием детей сирот, обнаружил явно не развитую систему воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие стабильной финансовой  основы деятельности домов семейного типа и приемных детей. Международные нормы  и принципы остаются не реализованными на деле, поскольку не существует слаженного механизма организации и деятельности домов семейного типа, приемных семей.       

Приложение

Приложение N 1

к Положению о приемной семье

ДОГОВОР

О ПЕРЕДАЧЕ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) НА ВОСПИТАНИЕ

В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ

(примерная форма)

г. ______________        "___"  ___________ 19__ г. N ____________

Орган  опеки  и  попечительства,   действующий   на  основании

__________________________________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество)

и граждане(-ин, -ка) ____________________________________________,

(фамилия, имя, отчество)

проживающие(ий, ая) _____________________________________________,

(адрес)

далее    именуемые - приемные   родители   (приемный    родитель),

заключили настоящий Договор о нижеследующем:

орган опеки и попечительства передает, а приемные родители

(приемный родитель) ______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

принимают(ет)  на  воспитание  в приемную  семью  ребенка (детей),

далее именуемые - приемные дети:__________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество детей, N, серия свидетельства о рождении,

кем и когда выдано)

1. Приемные родители (приемный родитель) обязуются(ется):

1.1. Воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь.

1.2. Создавать необходимые условия для получения ребенком (детьми) образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

1.3. Осуществлять защиту прав и интересов ребенка (детей).

1.4. Обеспечивать уход за ребенком (детьми) и лечение, систематический показ врачам - специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей).

1.5. Обеспечивать посещение приемным ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

1.6. Извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей).

2. Орган опеки и попечительства обязуется:

2.1. Перечислять ежемесячно, не позднее 20 числа предыдущего месяца, на банковские счета приемных родителей денежные средства в размере ________ рублей исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе.

2.2. Пересчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание ребенка (детей), ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

2.3. Ежемесячно производить оплату труда приемным родителям в размере ________ рублей.

2.4. Ежемесячно производить дополнительную оплату труда приемным родителям в размере ________ рублей

(на каждого взятого на воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка - инвалида и других).

2.5. <*> В срок __________________ выделить приемным родителям квартиру (дом) для осуществления ими обязанностей по воспитанию и содержанию приемного ребенка (детей).

-------------------------------

<*> Пункт 2.5. вводится для приемных родителей, взявших на воспитание не менее 3-х детей и не имеющих необходимого жилого помещения.

2.6. Прикрепить  приемную  семью  для  приобретения  продуктов

питания к базе (магазину N) ______________________________________

__________________________________________________________________

(наименование)

с оплатой как по безналичному, так и наличному расчету.

Договор может быть по соглашению сторон дополнен другими взаимными обязательствами (в том числе выделением во временное пользование земельных участков на срок, установленный настоящим Договором, автотранспорта и другое).

2.7. Споры, возникающие между сторонами в процессе исполнения настоящего Договора, рассматриваются сторонами в срок ________________ после их возникновения в целях выработки согласованного решения, а при недостижении соглашения передаются на разрешение в суд.

2.8. Настоящий Договор заключен сроком на _________________________ и вступает в силу с момента подписания.

2.9. Срок действия настоящего Договора может быть продлен по взаимному согласию сторон за _______________________ до его истечения.

2.10. Настоящий Договор может быть расторгнут досрочно:

по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), изменений семейного или имущественного положения);

по инициативе органа опеки и попечительства в случаях возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка (детей) родителям, или в случае усыновления ребенка (детей).

2.11. Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

При невыполнении условий настоящего Договора стороны вправе его расторгнуть (указать условия расторжения Договора).

орган опеки и попечительства                приемные родители(ль)

________________________________          ________________________

(расчетный счет, адрес)                        (фамилия)

________________________________          подпись ________________

(фамилия, должность)

подпись ________________________
















Приложение N 2

к Положению о приемной семье

УДОСТОВЕРЕНИЕ N

(примерная форма)

Настоящее удостоверение выдано гр-ну(ке) _____________________

(фамилия, имя, отчество)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(адрес)

в  том,  что   он (она)  в   соответствии  с  договором о передаче

ребенка (детей) на воспитание в приемную семью ___________________

от "___" ___________ 19__ г. N _______ является приемным родителем

несовершеннолетних детей

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

орган опеки и

попечительства

________________________                     подпись _____________

(фамилия, должность)

печать






Список используемой литературы.

1. Альтернативный доклад // Комитет ООН по правам ребенка и права детей в России. М.: РОО "Право ребенка", 2000. С. 7-59.

2. Гражданское право. Том 3. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное/Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников.2000. (стр. 469-480). 

3. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (часть первая). Изд. 2-е, испр. и доп. С использованием судебно-арбитражной практики/ Руководитель авторского  коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор Садиков О.Н. –М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА М, 2002.

4. Комментарий к Семейному Кодексу РФ. М.: под ред. Проф. Кузнецова.

5. Красницкая Г. С. Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Право на защиту, право на семью. М.: РОО "Право ребенка", 2001. С.65.

6. Кушнир Л. На местах необходимо создание общественных организаций, защищающих права детей // Газета "Первое сентября". № 59. 22.08.2000.

7. Назарова И.Б. «Дети-сироты»// "Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация". Под редакцией Н.М. Римашевской. Москва, РИЦ ИСЭПН, 2002, с.204-212.

8. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в РоссииМ., 1994.С.63.

9. О положении детей в РФ: Государственный доклад. М.: Синергия, 1998.

10. Пергамент А. И. К вопросу о правовом положении несовершеннолетних // Ученые записки ВИЮН. М., 1955. С. 48.

11.  Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах. М.: Международный издательский дом "Синергия", 2000;

12. Положение детей-сирот // Вестник образования, 1999, №8, с.3-7.

13. Положение детей-сирот // Вестник образования, 1999, №8, с.4.

14. Программа подготовки приемных родителей // Вестник образования, 1999, №8, с.86.

15. «Приемные семьи раздражают, вызывают подозрение у чиновников»//Российская газета, №42, 7 марта 2002г.

16. Российское законодательство X—ХХ вв. М., 1987. Т. 5. С. 240.

17. [1] Комментарий к Семейному Кодексу РФ (ответ. Ред. Кузнецов).

2. Положение детей-сирот//Вестник образования, 1999, №8, с.3-7.R2.

 

[3]

[4] [5] Гражданское право. Том 3. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное/Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М:. ПБОЮЛ Л.В. Рожников.2000.

[6] Российское законодательство Х-ХХвв.М.,1987.Т.5С.240.

 [7] Цит. по: Пергамент А. И. К вопросу о правовом положении несовершеннолетних // Ученые                          записки ВИЮН. М., 1955. С. 48.

[8]  Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России. М., 1994.С.63.

[9] Гражданское право. Том 3. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное/Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников.2000. (стр. 469-480).

[10] [11] #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12]  Российская газета, №42, 7 марта 2002г. «Приемные семьи раздражают, вызывают подозрение у чиновников».

[13] http://www.8ya.ru/news/othnews3

Похожие работы на - Приемная семья

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!