Понятие туристских формальностей
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКИХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И
СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКИХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ
1.1. Сущность и понятие туристских
формальностей
1.2. Таможенные формальности
1.3. Паспортные и визовые
формальности
1.4. Страховые формальности
ГЛАВА 2. ФОРМАЛЬНОСТИ,
ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЪЕЗДЕ В СТРАНЫ ШЕНГЕНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
Заключение
Список
литературы
Приложение
|
3
5
5
6
9
15
23
32
34
36
|
Введение
Как такового
легального понятия туристских формальностей в нормативных актах нет, т.к.
данные формальности регулируются различными нормативными актами и относятся не
только к туристам, но и к другим категориям граждан. Поэтому приводим понятие
туристских формальностей из справочной литературы:
«Туристские
формальности – это проверка соблюдения туристами и субъектами туристской
деятельности порядка и правил, установленных государственными органами при
въезде в страну и выезде из страны».
К туристским
формальностям относятся: взаимодействие с консульствами, туристскими союзами и
администрациями зарубежных государств, национальными туристскими офисами, МИДом
РФ, паспортно-визовой службой, таможенными органами, пограничниками,
перевозчиками.
Как видно из
перечня туристских формальностей мы имеем следующий спектр правоотношений,
которые вытекают из туристских формальностей:
¾ правоотношения между физическими и
юридическими лицами, осложнённые иностранным элементом;
¾ правоотношения между юридическими
лицами, осложнённые иностранным элементом;
¾ правоотношения между юридическими
лицами и органами государственной власти, осложнённые иностранным элементом;
¾ правоотношения между физическими
лицами и органами государственной власти, осложнённые иностранным элементом;
Следовательно,
как видно из перечня признаков туристских формальностей, они являются
элементами международного частного права.
Актуальность
работы определяется
тем, что туризм является одним из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного
бизнеса. Кроме того, велико значение туризма как источника валютных поступлений,
расширения международных контактов. При этом большое значение также приобретают
вопросы, связанные с туристскими формальностями, специфика которых в разных
странах различна, чему необходимо уделять дополнительное внимание.
Целью
курсовой работы
является исследование понятия и содержания туристских формальностей в целом и
специфики туристских формальностей в странах Шенгенского соглашения.
Задачи, которые необходимо решить в ходе
работы:
1)
Дать понятие и раскрыть
содержание туристских формальностей.
2)
Определить
сущность и понятие туристских формальностей.
3)
Рассмотреть
таможенные формальности, паспортные и визовые формальности, страховые формальности.
4)
Выявить и
показать формальности, возникающие при въезде в страны Шенгенского соглашения.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКИХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ
1.1.
Сущность и понятие туристских формальностей
Под туристскими формальностями
принято понимать процедуры, связанные с соблюдением туристами, лицами,
пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и
требований, установленных государственными органами страны въезда и пребывания.
Гаагская декларация по туризму 1989
г. определила, что государствам и туристской индустрии следует принять
эффективные меры по упрощению туристских формальностей и таможенных процедур
относительно паспортов, виз, медицинского и валютного контроля при совершении
путешествий, поездок и пребываний (принцип VI). Туристские формальности должны
быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествия, облегчение
условий посещения туристами других стран и регионов.
Туристские формальности
подразделяются на несколько больших разделов и включают: заграничные паспорта,
визы, таможенные правила, валютный контроль и порядок обмена валюты,
санитарные правила, режим въезда-выезда, особенности пребывания и передвижения
иностранных туристов в стране, иммиграционные правила и некоторые другие
процедуры.
В международном туризме принято
различать полицейские и санитарные формальности.
При этом под полицейскими
формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения
лицами, пересекающими государственную границу, установленного
паспортно-визового режима. Осуществление этого вида контроля возложено на
соответствующие службы в аэропортах, на железных и шоссейных дорогах, морских и
речных вокзалах (в России данный контроль осуществляется Федеральной
пограничной службой).
Под санитарными (медицинскими)
формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения
лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые
имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль
соблюдения формальностей осуществляется специальными санитарными службами в
пограничных пунктах, используемых для выезда и въезда из страны, и состоит
обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о
вакцинации. В необходимых случаях санитарные формальности предусматривают
вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в
карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для
перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие
ветеринарные сертификаты.
Таможня является государственным
органом, осуществляющим в соответствии с национальным законодательством контроль
за прохождением через государственную границу грузов, багажа, пассажиров,
почтовых отправлений, денежных средств и драгоценностей, взимание
установленных пошлин и других сборов, а также задержание грузов, которые не
отвечают установленным законодательством условиям.
1.2. Таможенные формальности
Таможенные формальности представляют
процедуру, связанную с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную
границу, правил и условий ввоза и вывоза вещей, товаров и валютных средств.
Осуществление таможенных формальностей возлагается на таможенную службу в
пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны (аэропорты,
железнодорожные, морские и речные вокзалы, пункты пересечения границы на
автодорогах).
Таможенные формальности для туристов
и путешественников обычно состоят из письменного или устного декларирования
перечня и количества перевозимых вещей, товаров и денег (валюты), разрешенных
к перевозке. При этом заполняется таможенная декларация по форме Т-6
(приложение 22).
Государственный таможенный комитет
Российской Федерации письмом от 9 июля 1997 г. № 02-07/12925 установил порядок
применения и оформления таможенной декларации единой формы, утвержденной
Советом руководителей таможенных служб государств—участников СНГ. Таможенная
декларация единой формы действует с 1 января 1998 г. Таможенная декларация
применяется при таможенном контроле за товарами и предметами, принадлежащими
физическим лицам. Заполнение декларации предусмотрено для лиц, достигших
16-летнего возраста. При временном въезде заверенная сотрудником таможенная
декларация остается на руках владельца и при утере не возобновляется. При
необходимости багаж и валютные средства могут быть проверены таможенниками.
Провоз вещей и товаров сверх установленной нормы облагается специальным налогом.
Таким образом, таможенные
формальности связаны с выполнением установленных государством таможенных
правил и уплатой туристом налогов, пошлин, сборов и других начислений. Как
представляется, основной проблемой при этом является большой разброс в
разрешениях различных стран на беспошлинный ввоз и вывоз вещей и товаров: то,
что пропущено на законных основаниях в стране выезда, может быть запрещено
таможней в стране пребывания.
Что и как можно ввозить в страну
туристам, определено постановлением Правительства РФ от 18 июня 1996 г. № 808
«О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской
Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной
коммерческой деятельности». Таможенная стоимость товара определяется по его
цене в розничной торговле и подтверждается чеком.
Общие правила перемещения товаров
физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации утверждены
приказом Государственного таможенного комитета РФ от 15 августа 1994 г. № 408.
В приложениях к этому приказу приводится перечень товаров, которые могут быть
ввезены и вывезены (перемещены) в ограниченном количестве, как облагаемых, так
и освобождаемых от уплаты таможенных пошлин. Таможенные декларации и досмотры
могут выступать в качестве факторов, сдерживающих туристские расходы.
В ряде регионов России местные власти
устанавливают дополнительные туристские сборы, которые отрицательно
сказываются на туристских посещениях. Причем в ряде случаев взимаются чуть ли
не одновременно «зональный сбор», «курортный сбор», «районный сбор», «местный
сбор» и иные сборы, не способствующие развитию туризма и увеличению потока
посетителей в данный регион и в страну в целом. Туристы, как правило,
болезненно относятся к местным туристским сборам, поэтому турагентам
рекомендуется заранее, зная размеры сборов, включать их в стоимость
реализуемого тура.
Наличная валюта и российские рубли
также указываются туристом в таможенной декларации. Вывоз иностранной валюты
регламентирует Инструкция Центрального банка России № 27 от 27 февраля 1995г.,
основные положения которой приводятся в инструктивном письме Государственного
таможенного комитета РФ от 16 марта 1995 г. Ns 01-13/3677 «О вывозе наличной иностранной валюты физическими
лицами». Вывоз и ввоз валюты Российской Федерации установлены письмом ЦБ РФ от
14 августа 1995 г. № 01-5/.1054, основные положения которого приведены в
инструктивном письме Государственного таможенного комитета РФ от 17 августа
1995 г. № 01-13/11695. В соответствии с указанными документами вывоз и ввоз в
Россию валюты РФ разрешены резидентам и нерезидентам. Сумма валюты на одно
физическое лицо установлена в пределах пятисот минимальных окладов в РФ.
Отечественному туристу разрешается
вывоз валюты в размере 500 долл., превышение этой суммы должно быть подтверждено
именным разрешением уполномоченного на обмен валюты банка или таможенной
декларацией предыдущей поездки. Дорожные чеки и кредитные карточки не
декларируются. В случае обнаружения у туриста валюты, не записанной в
декларации, она изымается. По некоторым данным, в 1995 г. на российской таможне
было изъято непродекларированной валюты на сумму 66 млрд руб. Поскольку
валютные формальности меняются достаточно часто, турфирмы обязаны
информировать об этом туристов, отправляющихся в зарубежную поездку.
Рекомендации Всемирной туристской
организации в области валютных операций сводятся к следующему:
¾
разрешить ввоз
валюты при внесении ее суммы в таможенную декларацию;
¾
предоставлять
полную информацию потенциальным посетителям и туристам, чтобы свести к
минимуму их неудобства и финансовые затруднения при пересечении границы;
¾
предоставлять
туристам возможности обратного обмена валюты при выезде;
¾
обмен ввозимой
валюты на национальные деньги производится по желанию туриста;
¾
на КПП при
въезде должны быть вывешены правила, регулирующие обмен валюты и текущий курс
обмена;
¾
при выезде
туристов из своей страны разрешить иметь им достаточные суммы денег для
обратной поездки по стране.
1.3. Паспортные и визовые
формальности
Паспортные и визовые формальности
состоят в следующем:
Паспорт является официальным
документом, удостоверяющим личность гражданина. В нем содержатся сведения о
поле, возрасте, месте рождения и жительства, гражданстве. Заграничный паспорт
выдается в ряде государств, в том числе и в России. Помимо заграничных
паспортов в отдельных случаях могут использоваться: дипломатические, служебные,
консульские паспорта; паспорт (удостоверение личности) иностранца или лица без
гражданства, выдаваемый иностранному гражданину, постоянно проживающему в
государстве; семейные паспорта на мужа и жену (с детьми или без детей); паспорт
(удостоверение личности) ребенка, паспорт моряка и ряд других.
По Федеральному закону «О порядке
выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» при утрате
туристом за границей своего загранпаспорта ему выдается временный документ,
удостоверяющий личность и дающий право туристу на возвращение на родину. Этот
документ выдается российским консульством в стране пребывания.
Во многих странах при прохождении
паспортного контроля требуется заполнение специальной карточки прибытия. Это
делается в целях контроля за въездом-выездом граждан, а также сбора
статистических данных.
Визы бывают: одноразовые и многоразовые, индивидуальные
и групповые; студенческие; въездные; транзитные; выездные, шенгенские и др.
Для получения визы, как правило,
заполняются визовые анкеты (с фотографией) и платятся консульские сборы. В
некоторых случаях (например, при поездке в Англию, США) заявитель может быть
приглашен в консульство на собеседование.
Минимальный срок обращения за визой
зависит от межгосударственных соглашений, сложившейся практики, вида паспорта,
целей поездки и ее продолжительности. Ряд туристских фирм имеет разрешение
(референс) на консульское обслуживание туристов. Однако наличие визы не дает
гарантии совершения поездки. Ряд государств (США, Швеции и др.) требует от иностранных
туристов иметь при себе обратный билет и финансовые средства, достаточные для
пребывания в стране в течение указанного срока. В соответствии с российским
законодательством контроль за наличием виз на въезд в иностранное государство
возлагается на транспортные компании (компании-перевозчики). Порядок приглашения
иностранных граждан на территорию РФ приведен в приложении 25.
В семи Европейских странах с 26 марта
1995 г. вступило в действие Шенгенское соглашение, упраздняющее
пограничный контроль на внутренних границах Бельгии, Нидерландов, Люксембурга,
Германии, Франции, Испании и Португалии. Впоследствии к Шенгенскому соглашению
присоединилась Греция. Введены два типа виз:
единая шенгенская виза, выдается на срок до трех месяцев
и дает право беспрепятственно передвигаться по территории стран, заключивших
Шенгенское соглашение;
национальная въездная виза на срок
выше трех месяцев,
выдача которой остается прерогативой государства, входящего в Шенгенское
соглашение. Групповых шенгенских виз нет. Для туристов из стран, не входящих в
Европейский союз, в том числе и России, сохранен визовой порядок въезда.
Льготный порядок въезда распространен на граждан Венгрии, Польши, Чехии,
Словакии, Латвии, Литвы и Эстонии.
Турфирмы при оформлении виз для своих
клиентов сталкиваются с широким кругом проблем, которые условно можно разделить
на три группы. Первая связана с организацией работы зарубежных консульств и их
сотрудников, вторая—с требованиями к процедуре оформления виз,
устанавливаемыми министерствами иностранных и внутренних дел соответствующих
стран и являющимися нормативами для консульств. К ним в первую очередь
относятся список необходимых документов, порядок их приема и рассмотрения,
сроки оформления виз, порядок аккредитации турфирм, виды выдаваемых виз и т.
д. Третья группа проблем—государственное регулирование вопросов, связанных с
получением выездных виз с российской стороны. Восточно-Европейский институт
социальных технологий и туризма в середине 1998 г. провел экспертный опрос 151
московской турфирмы (из постоянно работающих с консульскими отделами посольств)
по проблемам, возникающим при оформлении виз. Рейтинг (оценка по 10-балльной
шкале) консульских отделов 30 посольств по оформлению виз представлен в табл. 1.1.
Ввоз и вывоз из России культурных
ценностей определены Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15
апреля 1993 г. № 4806-1. К категории предметов, подпадающих под его действие,
отнесены исторические и художественные ценности, старинные книги, редкие
рукописи, уникальные и редкие музыкальные инструменты, старинные монеты,
ордена и медали, редкие коллекции и др. Культурные ценности, заявленные к
вывозу из России, подлежат обязательной экспертизе.
Таблица
1.1
Место
|
Консульство
|
Рейтинг
|
1
|
Дания
|
9,67
|
2
|
Таиланд
|
9,65
|
3
|
Малайзия
|
9,44
|
4
|
Сингапур
|
9,30
|
5
|
Тунис
|
9,30
|
6
|
Индонезия
|
9,22
|
7
|
Филиппины
|
8,80
|
8
|
Швейцария
|
8,76
|
9
|
Финляндия
|
8,64
|
10
|
Бразилия
|
8,33
|
11
12
|
Литва
Южная Корея
|
8,07
8,00
|
13
|
Мексика
|
7,79
|
14
|
Испания
|
7,69
|
15
|
Израиль
|
7,45
|
16
|
США
|
7,42
|
17
|
Латвия
|
7,42
|
18
|
Китай (КНР)
|
7,40
|
19
|
ЮАР
|
7,17
|
20
|
7,04
|
21
|
Австрия
|
6,63
|
22
|
Швеция
|
6,61
|
23
|
Португалия
|
6,50
|
24
|
Голландия
|
6,47
|
25
|
Австралия
|
6,20
|
26
|
Япония
|
6,13
|
27
|
Германия
|
6,04
|
28
|
Великобритания
|
6,03
|
29
|
Греция
|
4,98
|
30
|
Италия
|
4,55
|
Под действие Федерального закона «О
вывозе и ввозе культурных ценностей» подпадают также редкие коллекции и
образцы флоры и фауны. Многие из них защищены Конвенцией по международной
торговле видами флоры и фауны, которым грозит исчезновение, подписанной
практически всеми странами мира.
Ограничения, как правило, связаны с
редкими растениями, например орхидеями, кактусами; животными—обезьянами, попугаями,
тиграми, леопардами, бегемотами, крокодилами и т. п., а также изделиями из этих
животных. Образцы флоры и фауны, защищенные к вывозу, могут быть конфискованы
на таможне.
Определенные ограничения существуют
для ввоза и вывоза мелких домашних животных, таких, как собаки, кошки. Особенно
это относится к элитным домашним животным. Как правило, для ввоза-вывоза
домашних животных требуется иметь документальное подтверждение о сделанных им
прививках в виде ветеринарного сертификата и справок о прививке против
бешенства. Следует иметь в виду, что указанные документы имеют установленный
срок действия.
Медицинские формальности относятся к
санитарным формальностям. Соблюдение установленных медицинских правил в
туристских поездках напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туриста.
На десятой ассамблее Всемирной
туристской организации в октябре 1995 г. было заявлено, что ВТО будет
добиваться поддержки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасности
поездок, санитарного контроля за пищевыми продуктами.
Всемирная организация здравоохранения
(ВОЗ) разработала Требования к свидетельству о прививках при поездке за
границу, которые являются практическим руководством для туристских организаций
и самих туристов. ВОЗ выпускает также «Эпидемиологический ежегодник» и
рекомендации, призванные уменьшить возможность распространения опасных
инфекций, в том числе через туризм. ВОЗ имеет рабочие соглашения с ВТО, в
соответствии с которыми текущая информация о формальностях, связанных с
прохождением санитарного контроля, публикуется в ежегодном издании ВТО
«Зарубежный туризм—пограничные формальности».
Международные медико-санитарные
правила Всемирной организации здравоохранения действуют с 1951 г.
К числу карантинных заболеваний
международной значимости относятся: чума, оспа, холера, желтая лихорадка. Публикуются
списки стран, для поездки в которые необходимы прививки, подтверждаемые
сертификатами установленного международного образца.
Существуют определенные
медико-санитарные правила, позволяющие избежать опасных инфекционных
заболеваний при путешествии. Эти правила должны в обязательном порядке доводиться
турфирмами до сведения клиентов до начала поездки в виде информационного
листка, как этого требует соответствующий российский стандарт по
туристско-экскурсионному обслуживанию. В типовой форме туристской путевки
содержится напоминание о том, что турист обязан ознакомиться с информацией о
стране пребывания и особенностях поведения в ней до оплаты путешествия, что
подтверждается его подписью.
1.4. Страховые формальности
Под страхованием понимается система
экономических отношений по защите имущественных интересов физических или
юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых рисков или
случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых или
уплачиваемых из страховых взносов путем выплаты страхового возмещения.
В России приняты и действуют
следующие основные законодательные нормативные документы по страхованию:
Указ Президента России «Об
обязательном личном страховании пассажиров» от 7 июля 1992 г. № 750 (в
редакции от 6 апреля 1994 г. № 667);
Указ Президента России «Об основных
направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6
апреля 1992 г. № 667;
Закон РФ «О страховании» от 12 января
1993 г.;
Закон РФ «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ и ряд других
документов.
Страхование бывает обязательное или
добровольное, групповое или индивидуальное и осуществляется на основании
соответствующих правил. В правилах страхования приводятся порядок заключения,
изменения, прекращения и срок действия договора страхования, рассматриваются
страховые риски и случаи, а также страховая сумма, страховой взнос и страховое
обеспечение, права и обязанности сторон. При заключении договора страхования
страхователь (застрахованный) получает соответствующий полис страхования.
Виды страхования в сфере туризма
включают страхование туриста и его имущества, в том числе страхование жизни и
здоровья (медицинское страхование), страхование риска турфирм и ряд других видов.
Специфическими видами страхования
являются страхование на случай задержки транспорта, плохой погоды во время
нахождения застрахованных лиц на отдыхе, а также непредоставление или
ненадлежащее предоставление туристских услуг, указанных в путевке или ваучере.
Законодательства большинства стран
мира предусматривают обязательное страхование гражданской ответственности
водителей и владельцев автотранспорта (автотуристов), поэтому автотурист
обязан оформить страховой полис при пересечении границы.
В Европейском союзе для автотуристов
обязательно получение такой страховки в виде зеленой карты, при этом
размер страховой выплаты зависит от класса автомобиля и продолжительности
поездки.
Иностранные туристы, прибывающие в
Россию из дальнего зарубежья, как правило, имеют обязательную по законодательству
страны проживания медицинскую страховку или специально приобретенный по случаю
туристской поездки страховой полис.
Существуют разновидности
международного страхового полиса, позволяющего получать и оплачивать страховые
услуги в любой стране мира. Так, обладателям международного страхового полиса
французской страховой компании «Gesa Assistance» на
весь период пребывания за границей без дополнительной оплаты могут быть
предоставлены:
• необходимая экстренная медицинская
помощь;
• экстренная стоматологическая
помощь;
• услуги по медицинской
транспортировке всеми видами транспорта;
• доставка родственников к месту
происшествия и обратно;
• квалифицированная юридическая
помощь и защита.
В зависимости от пребывания туриста
за границей и страны выезда страховка будет стоить в пределах от 6 до 40 долл.
Указом Президента России «Об основных
направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» установлено,
что сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа или
путевки и взимается с пассажира, туриста, экскурсанта при продаже проездного
документа или путевки. Размер страховой суммы по обязательному личному страхованию
пассажиров (туристов, экскурсантов) установлен в размере 120 минимальных
размеров оплаты труда (п. 4 Указа).
По Федеральному закону «О порядке
выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» оплата
медицинской помощи туристу за границей осуществляется в соответствии с полисом
добровольного медицинского страхования за рубежом. В случае отсутствия
страховых документов расходы на медицинское обслуживание несет сам турист,
если страховка не включена в стоимость путевки.
В качестве примера рассмотрим условия
добровольного медицинского страхования лиц, выезжающих за рубеж, предлагаемые
страховой компанией «Успех».
Компания была основана в 1991 г., и
по лицензии Росстрахнадзора ей разрешается осуществлять восемь видов
страхования, из которых в деятельности компании преобладает добровольное
медицинское страхование. Компания осуществляет этот вид страхования совместно
с упомянутой выше французской компанией «Gesa Assistance».
Договоры добровольного медицинского
страхования заключаются в соответствии с утвержденными правлением компании правилами.
Компания выступает в качестве страховщика, а туристы или туристские фирмы—в
качестве страхователя (застрахованного).
Факт заключения договора страхования
удостоверяется передаваемым страховщиком страхователю полисом. Договор страхования
может быть заключен на любой срок. Дети моложе 2 лет и лица старше 75 лет не
страхуются. При этом под страховым полисом понимается предполагаемое событие,
на случай наступления которого проводится страхование. Под страховым случаем
понимается свершившееся событие, предусмотренное договором, с наступлением
которого возникает обязанность страховщика произвести выплату страхового
обеспечения по одному или нескольким страховым случаям, произошедшим в период
действия договора страхования. Выплата не может превышать установленной в договоре
страховой суммы, исходя из которой устанавливается размер страхового взноса и
страховой выплаты. Страховая сумма является максимальной суммой, которую страховщик
выплатит в целом при наступлении всех страховых случаев, а страховой взнос
является платой за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику.
Сумма выплат страхового обеспечения по одному или нескольким страховым случаям
не может превышать установленной в договоре страховой суммы.
Страховыми рисками (по правилам
страховой компании «Успех») являются следующие предполагаемые события:
«внезапное заболевание», «несчастный случай», «экстренные услуги».
Таким образом, по договору
добровольного медицинского страхования, заключенному со страховой компанией
«Успех», предоставляются и оплачиваются следующие услуги:
• медицинские услуги, включающие
госпитализацию, амбулаторное лечение, а также лечение и уход на дому,
предписанные врачом;
• медицинская транспортировка в
ближайшую больницу, а также транспортировка в страну постоянного проживания с
медицинским сопровождением;
• экстренная стоматологическая
помощь.
В табл. 1.2 представлены страховые
взносы страховой компании «Успех» по добровольному медицинскому страхованию
граждан, выезжающих за рубеж, в зависимости от продолжительности поездки и
страховой суммы.
Таблица
1.2
Продолжительность
поездки
|
Страховая сумма, долл.
|
10000
|
15000
|
30000
|
50000
|
1—15
дней
|
0,68
|
0,72
|
0,85
|
1,25
|
16—22 дня
|
0,65
|
0,70
|
0,81
|
1,10
|
23—31
день
|
0,60
|
0,68
|
0,78
|
1,10
|
До 3
месяцев
|
0,58
|
0,60
|
0,76
|
0,90
|
До 6
месяцев
|
0,55
|
0,57
|
0,73
|
0,85
|
До
одного года
|
—
|
0,50
|
0,67
|
0,80
|
Экстренная
стоматологическая помощь (лечение в месте пребывания)
|
150
|
200
|
200
|
200
|
|
|
|
|
Страхование
всех поездок в течение года (при продолжительности каждой не более 61 дня)
|
|
150
|
180
|
280
|
|
за
год
|
за
год
|
за
год
|
|
|
|
|
Таким образом, если турист заключил
договор на страховую сумму 15000 долл. при поездке продолжительностью 10 дней,
его страховой взнос составит 7,2 долл. (10 х 0,72). При этом ему может быть
оказана экстренная стоматологическая помощь (или помощь на дому) в сумме, не
превышающей 200 долл.
Следует иметь в виду, что при
страховании туристов, приезжающих в США, Канаду, Австралию, Японию, Израиль,
Новую Зеландию, страны Центральной и Южной Америки, на острова Тихого и
Индийского океанов по индивидуальным турам, сумма страхового взноса
увеличивается в 2 раза. При страховании туристов, выезжающих в страны
Юго-Восточной и Южной Азии, Экваториальной и Южной Африки, сумма страхового
взноса увеличивается в 1,5 раза. Дополнительно оплачиваются риски, связанные
с возрастом туриста. Так, для лиц старше 65 лет страховой взнос увеличивается в
2 раза, старше 70 лет—в 3 раза. Дети моложе 2 лет и лица старше 75 лет не
страхуются.
Следует иметь в виду, что занятия
профессиональным и любительским спортом при совершении туристской поездки
также сказываются на сумме страхового сбора: зимние виды спорта (кроме
горнолыжного)—коэффициент 1,8; горные лыжи—2,8; плавание—1,2; прыжки в
воду—2,0; подводная охота—1,8; велосипед—2,0; альпинизм—3,0.
Страховая компания «Успех», кроме полиса,
выдает каждому туристу специальную памятку, в которой указано, что необходимо
делать при несчастном случае или внезапном заболевании, а также адреса и
телефоны врачей или центров по оказанию помощи в ряде стран мира.
Под безопасностью путешествия понимаются
личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба
окружающей природной среде при совершении путешествий. Таким образом,
страхование туриста является частью мер по обеспечению его безопасности.
Безопасность туриста напрямую зависит
от политики государства, от мер, принимаемых фирмами—турагентами и
туроператорами, а также от действий самого туриста.
Права и обязанности туриста при
подготовке и совершении путешествия определены Федеральным законом «Об основах
туристской деятельности в РФ». В частности, в соответствии с законом турист
имеет право на обеспечение личной безопасности, сохранности своего имущества,
беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи, а также на
получение достоверной информации о правилах въезда в страну пребывания и
особенностях поведения в ней, включая обычаи, различные обряды местного
населения, санитарно-эпидемиологическую обстановку и т. д. Естественно, что во
время совершения путешествия турист обязан соблюдать не только законодательство
страны пребывания, уважать ее обычаи, традиции, религиозные верования и
социальное устройство, но и правила личной безопасности.
Информация об угрозе безопасности
туристов в стране пребывания должна исходить от национальной туристской
администрации, турагентов и туроператоров.
Международная практика показывает,
что ряд государств издает соответствующие рекомендации по посещению тех или
иных стран и регионов мира. Так, Госдепартамент США регулярно публикует список
стран, в которые поездки не рекомендуются, а в ряде случаев и запрещаются. МИД
Германии в 1996 г. опубликовало список 80 стран мира, куда немецким туристам
не рекомендуется ездить, и запретило поездки в Афганистан, Анголу, Бурунди,
Заир, Ливию, Руанду, Сомали и Судан. По ряду других стран даны сведения о
степени угрозы туристам и специфике их поведения.
В России также принимаются
соответствующие меры, издаются нормативные документы, которые направлены на
обеспечение безопасности туристов. Принято постановление Правительства РФ «О комплексе
мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в
случае возникновения чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 1994 г. Ns 1451, приняты законодательные акты,
которыми на федеральные органы исполнительной власти возлагается обязанность
информировать турагентов, туроператоров и туристов об угрозе безопасности, в
том числе через государственные средства массовой информации. С 1996 г. службой
Главного санитарного врача Москвы принимаются меры по профилактике заболеваний
карантинными и паразитарными инфекциями при турпоездках. Менеджеры турфирм
обязаны проводить инструктаж с выдачей памятки каждому туристу, выезжающему в
страны, не благополучные по особо опасным заболеваниям (чума, холера, желтая
лихорадка, малярия и др.), а также обеспечивать туристов антималярийными
препаратами.
Безопасность туризма и уменьшение
рисков при путешествиях касаются широкого круга проблем, в том числе создания
специальной полицейской службы в целях защиты посетителей и местного населения,
проверки безопасности туристских заведений и наличия у них лицензий и
сертификатов, организации работы линий связи срочной помощи, приема жалоб
туристов, охраны памятников, окружающей среды, борьбы с наркотиками и
проституцией.
Международный опыт по разработке мер
безопасности туризма исследуется и обобщается Всемирной туристской организацией.
Безопасность путешествий
декларировалась в Хартии туризма и Кодексе туриста (VI сессия
Генеральной ассамблеи ВТО, 1985 г.), Гаагской парламентской конференцией по
туризму (1989 г.). При Исполнительном Совете ВТО в 1994 г. создан Комитет
по качеству туристского обслуживания, который отвечает за вопросы безопасности
путешествий. В том же году ВТО провела обследование 73 стран мира, включая
Россию, на тему «Безопасность и защита путешественников, туристов, туристских
объектов». По инициативе ВТО летом 1995 г. в Эстерунде (Швеция) проведена I
международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при
путешествиях. Выводы обследования свидетельствуют: в 71% стран объекты и
достопримечательности, посещаемые туристами, обеспечиваются охраной со стороны
специальной туристской полиции или службы безопасности. В более чем половине
стран такая служба является частью государственной или муниципальной полиции. В
21% стран имеется специальная туристская полицейская служба, в половине стран
эта служба помогает туристам решать их проблемы, а в 40% стран полиция
информирует соответствующие консульства и туристов. Таким образом, на
туристскую полицию возлагаются также охрана памятников культуры, окружающей
среды, борьба с наркотиками, предоставление информации туристам и охрана
местных этнических групп. Однако лишь в 9 странах имеются законы, на основании
которых создана туристская полиция. Сотрудники туристской полиции в 41% стран
обучаются иностранным языкам, а в 26% проходят подготовку по специальным
туристским дисциплинам. В 37% стран они поддерживают регулярную связь с
туристскими ведомствами, фирмами и обычной полицией. В настоящее время
правительством Москвы принимаются меры по созданию муниципальной службы
туристской полиции.
ГЛАВА 2.
ФОРМАЛЬНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЪЕЗДЕ В СТРАНЫ ШЕНГЕНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
Паспортные
и визовые формальности, ваучерная система. В соответствии с действующим законодательством для
участия в зарубежной поездке граждане Российской Федерации должны иметь
заграничный паспорт. Заграничные паспорта подразделяются на общегражданские,
дипломатические, служебные, паспорт моряка.
Выдача
заграничных паспортов регулируется Законом «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию», вступившим в силу в августе 1996
года, а также Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 1997 года №
1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской
Федерации за пределами Российской Федерации»[1].
В
соответствии с указанными нормативно-правовыми актами общегражданский
заграничный паспорт (обложка красного цвета) выдается гражданину Российской
Федерации по его письменному заявлению органом внутренних дел по месту
жительства. Департамент консульской службы Министерства иностранных дел России
и представительства МИД на территории Российской Федерации также могут оформить
общегражданский заграничный паспорт по заявлению гражданина, выезжающего в
деловую краткосрочную поездку за границу, поданному через командирующую его
организацию, зарегистрированную в МИД России или его представительстве.
Для получения
паспорта в паспортно-визовую службу по месту жительства необходимо сдать
следующие документы:
¾ две анкеты (заявления) установленной
формы;
¾ квитанцию об оплате госпошлины (два
минимальных размера оплаты труда на день сдачи документов);
¾ квитанцию об оплате требуемой суммы
за бланк паспорта.
Если в
паспорт вписываются дети до семи лет, то следует дополнительно представить
копии их свидетельств о рождении. Если детям более семи лет, то их фотографии
вклеиваются в соответствующих графах.
Срок
получения паспорта с момента подачи указанных документов — 1 месяц.
При
приобретении заграничного тура ответственность за наличие и соответствие
заграничного паспорта действующему законодательству возлагается на клиента, о
чем указывается в договоре на предоставление туристских услуг.
Заграничный
паспорт можно оформить также через большинство туристских фирм.
Срок действия
любого загранпаспорта установлен в 5 лет. Однако в ряде стран при выдаче
въездной визы имеются ограничения, если до срока окончания действия паспорта
осталось менее двух месяцев, а в некоторых странах — менее шести. Если
российский гражданин выезжает в такие страны за несколько дней до окончания
срока действия паспорта, следует помнить, что в ходе паспортного контроля
проверяется дата окончания срока действия паспорта и наличие обратного билета.
В случае, если дата возвращения оказывается позже даты окончания действия
паспорта, турист снимается с рейса. Для предупреждения таких случаев
нормативными актами устанавливается двойной контроль: турфирма — при оформлении
туристских документов и авиаперевозчик — при оформлении авиабилетов.
Ребенок,
следующий с родителями, должен быть вписан в один (или оба) из паспортов
родителей. Начиная с б лет в данный паспорт родителя должна быть вклеена
фотография ребенка. Туристы, следующие с ребенком, которому на момент
пересечения границы исполнилось шесть лет, также могут быть сняты с рейса при
отсутствии фотографии ребенка в том паспорте родителя, в который он вписан.
Ребенок может иметь собственный загранпаспорт с самого рождения, при этом до
исполнения шести лет он может оформляться как с фотографией ребенка, так и без
нее, а с шестилетнего возраста должна быть обязательно вклеена фотография.
Для въезда в Германию,
при наличии действительного заграничного паспорта, если с этим государством нет
соглашения о безвизовых поездках, требуется соответствующее разрешение страны
въезда — виза. Для получения визы российские граждане обращаются в посольства
соответствующих государств в Москве или в консульское учреждение страны въезда
при условии, что место жительства выезжающего входит в консульский округ этого
консульства.
Туристская
виза — это отметка в паспорте дипломатическими представительствами иностранных
государств, дающая право его владельцу на временный въезд на территорию государства,
выдавшего ему визу, с целью туризма и отдыха.
Одним из
основных условий выдачи виз дипломатическими представительствами большинства
стран является наличие приглашения, которое прилагается к визовому запросу.
В приглашении
должны быть указаны:
¾ фамилия, имя, отчество, паспортные
данные, дата и место рождения приглашаемого;
¾ цель поездки;
¾ срок пребывания в стране;
¾ кто финансирует поездку (проживание,
питание транспортные расходы, медицинское страхование).
Приглашения
бывают:
¾ служебные или деловые (от
иностранной организации — российской организации);
¾ частные (от иностранного гражданина
— гражданину РФ);
¾ гостевые (от командированного на
длительный срок за рубеж российского гражданина — своему соотечественнику);
¾ туристские (на поездки в целях
отдыха, лечения, краткосрочного обучения, участия в спортивных соревнованиях,
бизнес-семинарах).
В зависимости
от приглашения выдаются различные виды виз: деловая, частная, туристская,
рабочая.
Деловая виза
(бизнес-виза) выдается при оформлении приглашения организацией (иностранным
юридическим лицом) организации (визополучателю) другого государства на
конкретного работника этой организации с указанием цели и сроков пребывания.
Частная виза
выдается при оформлении приглашения частным лицом (гражданином иностранного
государства) частному лицу (визополучателю) другого государства. Приглашение
оформляется в местном органе власти.
Туристская
виза выдается на время, указанное в турпутевке, ваучере, приглашении на участие
в семинаре, спортивном мероприятии и т.д.
Рабочая виза
предоставляет право работы по найму за рубежом. Помимо перечисленных существует
еще один вид виз — транзитная. Транзитная виза предоставляет визополучателю
право проезда через третью страну в страну основного пребывания. Она выдается
на определенное количество часов посольством третьей страны после получения
основной визы. Например, гражданин следует в Германию поездом и проездом через
третью страну. После получения германской визы им подаются документы в
посольство этой страны (например, Польши) для получения транзитной визы.
Возможность
выдачи визы в каждом конкретном случае рассматривается индивидуально. В каждом
посольстве — свои требования. Например, если приглашающая сторона не указывает,
что берет на себя расходы по оплате страхования, инопредставительства всех
стран, за исключением США и Финляндии, требуют представления документа о
медицинском страховании, оформленного на территории России.
Некоторые
страны требуют, чтобы приглашение было не только заверено печатью приглашающей
фирмы, но и печатью нотариуса (Германия, Италия).
Бланки
визовых анкет страны могут отличаться друг от друга в зависимости от цели и
продолжительности пребывания в ней. Бланки анкет некоторых стран (Германия)
можно ксерокопировать.
Для
несовершеннолетних граждан Российской Федерации, выезжающих в Германию с одним
из родителей, кроме официального приглашения, требуется нотариально заверенное
разрешение на их выезд второго родителя. Если ребенок выезжает один, ему
необходимо иметь свой заграничный паспорт, в который ему проставляется виза, на
него необходимо заполнить отдельную анкету. В этом случае на выезд ребенка
требуется заверенное нотариусом разрешение обоих родителей.
Следует иметь
в виду, что заграничный паспорт должен быть действительным еще не менее 6
месяцев после истечения запрашиваемой визы.
Требования,
предъявляемые к визовым запросам Германией, представлены в таблице 1.
Выдача
туристской визы производится по ходатайству туристской фирмы принимающей
стороны, которая обеспечивает прием по согласованному маршруту в подтвержденные
сроки.
Турфирмы
делят визы на покупные и разрешительные.
Для
оформления покупных виз достаточно собрать нужные документы и уплатить взнос.
Такая виза оформляется автоматически. К странам, принимающим по таким визам,
относятся большинство стран Юго-Восточной Азии.
Разрешительные
визы оформляются многими странами Шенгенского соглашения, Великобританией, США.
Наличие всех необходимых и правильно оформленных документов — это еще не
гарантия получения визы.
Таблица 1
Требования, предъявляемые к визовым
запросам Германией
Страна
|
Необходимые документы
|
Срок обращения за визой
|
Примечания
|
Германия
|
Оригинал приглашения, для ногоразовогопосещения
выписка из торгово-промышленной палаты немецкой фирмы, загран. паспорт, 2
анкеты + 2 фото. Анкеты заполняются на русском языке, к ним прилагается наставление,
где немецкая сторона предупреждает, что запрашиваемая виза действительна на
конкретный срок и в период действия визы пребывание в стране не может
превышать количество дней, недель, месяцев, обозначенных в визе.
|
7 дней
|
Если приглашении не указана медстраховка, ее можно
оформить в страховой компании. Для оформления детей до 16 лет необходимо
письменное, заверенное нотариусом разрешение обоих родителей, либо одного из
родителей, если ребенок следует с кем-то из них, свидетельство о рождении,
оригинал и копия. Виза на срок до 30 дней — 40 марок. Однократная виза на
срок от 31 до 90 дней — 60 марок, многократная виза на тот же срок 70 марок.
Транзитная виза — 20 марок. Для детей до 18 лет скидка 50% . Оплата в рублях.
|
Срок, на
который выдается виза, зависит от приглашения. При заполнении бланка
приглашения принимающая сторона указывает цель посещения, предполагаемый срок
пребывания и количество (кратность) посещений страны.
В
соответствии с этими данными посольство принимает решение о сроке выдаваемой
визы. В ряде случаев на визе может указываться пункт пересечения границы.
Консульский сбор за оформление визы в разных государствах различный, и его
размер постоянно меняется.
Для
туристских групп и делегаций, как правило, оформляется групповая виза, которая
ставится на списке туристов или членов делегации.
26 марта 1996
года в Европе вступило в силу Шенгенское соглашение, названное так в честь
названия местечка в Люксембурге, где проходила встреча представителей европейских
государств. Данное соглашение упразднило пограничный контроль на внутренних
границах между Германией, Францией, Бельгией, Голландией, Люксембургом,
Испанией, Италией, Грецией, Швецией, Австрией и Португалией. Этим соглашением
для граждан других стран введена единая шенгенская виза сроком до трех месяцев,
которая дает возможность беспрепятственно передвигаться по территории всех
стран Шенгенской группы в течение срока действия визы. Если запрашиваемое лицо
намеревается посетить несколько стран, запрос направляется в посольство или
консульство той страны, которая рассматривается в качестве главной по
продолжительности и цели пребывания. Когда невозможно определить главную
страну, то виза запрашивается в представительстве страны первого въезда в Шенгенское
пространство. Отказ от выдачи визы означает запрет на въезд в единое визовое
пространство, что не исключает получения национальной визы одной из стран этой
группы.
Существует
два типа шенгенских виз:
·
краткосрочная — для въезда в Шенгенское пространство на срок от одного до
девяноста дней, дающая право беспрепятственного въезда и передвижения по
территории данных стран в течение полугода, при этом суммарное время пребывания
в Шенгенском пространстве не должно превышать 90 дней;
· годовая —
действующая один год, допускающая срок пребывания в странах Шенгенского
соглашения до 180 дней и предусматривающая многократные выезды без повторного
обращения в посольство.
Разработана
унифицированная анкета с единым перечнем вопросов на трех языках. Форма
приглашения — оригинал или факс. Дополнительные документы могут быть
затребованы в отдельных, специально оговоренных случаях, аналогично практике
выдачи национальных виз.
Туристы из
126 стран (включая Россию) могут воспользоваться такой визой. Льготный
безвизовый порядок въезда в страны Шенгенского соглашения предоставлен Венгрии,
Польше, Словакии, Чехии, Литве, Латвии, Эстонии. Их граждане могут въезжать в
Шенгенское пространство без визы, только со своим национальным паспортом[2].
Необходимо
отметить, что если в одной из стран Шенгенского пространства турист нарушил
закон и был выслан из страны пребывания, то ему закрыт путь во все страны
пространства. В Страсбурге находится компьютерный центр, куда стекается вся
информация. Если турист попал в «черный список», то ни одно посольство не
выдаст ему визы до тех пор, пока страна, включившая его в этот список, не
снимет запрета.
Перечень
стран, въезд в которые осуществляется без виз (по общегражданским заграничным
паспортам): о. Аруба (Нидерландские Антилы — до 14 дней), Мальдивы (до 30
дней), Кипр, Румыния, Колумбия (до 14 дней), Шри-Ланка, Куба (до 30 дней),
Эквадор (до 30 месяцев), Малайзия (до 7 дней), страны СНГ (по любым документам,
удостоверяющим личность).
Перечень
стран, въезд в которые осуществляется без виз при наличии приглашения (по
общегражданским паспортам): Польша, Хорватия, Венгрия, Словакия, Македония,
Словения, Югославия.
Перечень
стран с визовым режимом, визы для въезда в которые выдаются в пунктах прибытия:
• (по
дипломатическим, служебным и общегражданским паспортам): Ботсвана — при наличии
транзитной визы ЮАР или Замбии, или же при наличии подлинника или копии
визового разрешения страны, Коморские острова, Сейшельские острова, Мальта;
• (только по
общегражданским паспортам): Бурунди — при наличии соответствующего письменного
разрешения Генеральной администрации Бурунди по вопросам миграции; Бахрейн,
Египет, Катар, Кения, Ливан, Намибия, Непал, ОАЭ, Сирия, Турция — туристы, при
наличии подтверждения; Маврикий — до 14 дней, при наличии обратных билетов[3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туризм –
один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного бизнеса. В
ближайшие 10 лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих
мест в европейских странах.
Кроме
того, велико значение туризма как источника валютных поступлений, расширения
международных контактов.
С
экономической точки зрения привлекательность туризма, как составной части услуг
– более быстрый окупаемости вложенных средств и получение доходов в СКВ. На
долю туризма приходится около 6% мирового ВНП, 7% суммарных капитальных
вложений, 11% мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений.
В 2003 году каждое 9 –е рабочее место в мире приходилось на туризм.
Значение
туризма, как стимулятора развития других отраслей хозяйства: строительство,
торговли. Сельского хозяйства, производство товаров народного потребления,
связи и т.д. постоянно растет.
В
туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к
увеличению числа рабочих мест не много быстрее, чем в других отраслях.
Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением
новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальны.
Данный
бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые
инвестиции, растущих спрос на туристские услуги, высокий уровень
рентабельности.
В ряде
зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей, вклад
ВНП которых составляет 15 – 35 %.
Во второй главе курсовой
работы показано, что 26 марта 1996 года в Европе вступило в силу Шенгенское
соглашение, названное так в честь названия местечка в Люксембурге, где
проходила встреча представителей европейских государств. Данное соглашение
упразднило пограничный контроль на внутренних границах между Германией,
Францией, Бельгией, Голландией, Люксембургом, Испанией, Италией, Грецией,
Швецией, Австрией и Португалией. Этим соглашением для граждан других стран
введена единая шенгенская виза сроком до трех месяцев, которая дает возможность
беспрепятственно передвигаться по территории всех стран Шенгенской группы в
течение срока действия визы.
Перечень
стран, въезд в которые осуществляется без виз (по общегражданским заграничным
паспортам): о. Аруба (Нидерландские Антилы — до 14 дней), Мальдивы (до 30
дней), Кипр, Румыния, Колумбия (до 14 дней), Шри-Ланка, Куба (до 30 дней),
Эквадор (до 30 месяцев), Малайзия (до 7 дней), страны СНГ (по любым документам,
удостоверяющим личность).
Перечень
стран, въезд в которые осуществляется без виз при наличии приглашения (по
общегражданским паспортам): Польша, Хорватия, Венгрия, Словакия, Македония,
Словения, Югославия.
Перечень
стран с визовым режимом, визы для въезда в которые выдаются в пунктах прибытия:
• Ботсвана —
при наличии транзитной визы ЮАР или Замбии, или же при наличии подлинника или
копии визового разрешения страны, Коморские острова, Сейшельские острова,
Мальта;
• Бурунди — при наличии
соответствующего письменного разрешения Генеральной администрации Бурунди по
вопросам миграции; Бахрейн, Египет, Катар, Кения, Ливан, Намибия, Непал, ОАЭ,
Сирия, Турция — туристы, при наличии подтверждения; Маврикий — до 14 дней, при
наличии обратных билетов.
Таким
образом, задачи курсовой работы решены, цель - исследование
понятия и содержания туристских формальностей в целом и специфики туристских
формальностей в странах Шенгенского соглашения - считаем достигнутой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1)
Федеральный Закон
«Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года
N 132-ФЗ.
2)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от
11 февраля 2002 г. N 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской
деятельности (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731).
3)
ст. 180
Таможенного кодекса РФ. //«Проспект» М. 2002.
4)
Комментарий
к Таможенному кодексу РФ (по главам) под ред. А.Н.Козырина. М. 2002. С 310.
5)
Бгатов А.П.,
Бойко Т.В., Зубрева М.В. Туристские формальности. - М.: "Академия", 2004 г.
6)
Долматов.Г.М.
Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы.
«Феникс», Ростов-на-Дону, 2001 г.
7)
За границу.
Информационно-правовой сборник «Ваше право» №3(4): СПб., 1997. с. 145.
8)
Егоренков Л.И.
Экология туризма и сервиса. - М.: "Финансы и статистика", 2003 г.
9)
Квартальное В.А.
Туризм: Учебник. Гл.18. - М.: Финансы и статистика, 2000 г.
10)
Менеджмент
туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. Глава 6. - М.: Финансы и
статистика, 2001.
11)
Писаревский Е.Л.
Законодательство в области туризма. Тенденции и перспективы // Юрист. - М.;
Юрист, 2002. - № 4. - с.41-43.
12)
Сенин B.C. Организация международного туризма: Учебник.— М.: Финансы
и статистика, 2000.— 400.
13)
Туризм:
нормативно-правовые акты: Сб. актов / Сост. Н.И. Волошин. – М.:
Финансы и статистика, 2001. 432 с.
14)
Чернов В.А.
Экономический анализ: Торговля, общественное питание, туристический бизнес. - М.: "ЮНИТИ", 2003г.
15)
Швец Н.А.
Потребительское право и туризм // Вестник Министерства Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. - М.; Спарк, 2001. -
№ 2. - с.53-56.
Приложение 1.
Лист декларации состоит из лицевой и оборотной стороны
и включает в себя 4 раздела:
1. Сведения о лице.
2. Сведения о наличии багажа.
3. Сведения о наличии товаров.
4. Сведения о товарах.
Перед заполнением раздела 1 «Сведения о лице»
указывается цель поездки: въезд, выезд, транзит. Фамилия, имя и отчество лица,
заполняющего декларацию, должны указываться полностью, без сокращений. Кроме
того, в этом же разделе указывается страна постоянного проживания, гражданство
(подданство), серия и номер документа, удостоверяющего личность. Здесь же
указывается, из какой страны прибыло лицо (страна отправления) и в какую страну
следует (страна назначения).
В этом же разделе указывается наличие несовершеннолетних
детей и их количество.
Раздел 2 «Сведения о наличии багажа» состоит из 2
пунктов:
• сопровождаемый багаж, включая ручную кладь;
количество мест;
• несопровождаемый багаж (по грузосопроводительным
документам); количество мест.
Раздел 3 посвящен сведениям о наличии товаров и
состоит из 12 пунктов. Кроме того, он содержит расписку о том, что при
путешественнике в ручной клади и в багаже имеются товары, требующие
обязательного декларирования и перемещение их через границу производится по
разрешительным документам соответствующих компетентных органов.
В п. 3.1 в специальную таблицу заносятся сведения о
наличии и количестве национальной и иной наличной валюты, валютных ценностей,
изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде и состоянии.
В пунктах 3.2 — 3.12 указывается наличие или
отсутствие перечисленных в них товаров. К этим товарам относятся:
• оружие всякое, боеприпасы, взрывчатые вещества;
• наркотики и психотропные вещества;
• предметы старины и искусства;
• печатные изделия и другие носители информации;
• ядовитые и сильнодействующие вещества и лекарства;
• радиоактивные материалы;
• объекты флоры и фауны, их части и полученная из них
продукция;
• высокочастотные радиоэлектронные устройства и
средства связи;
• товары, подлежащие обложению таможенными платежами;
• временно ввозимые (вывозимые) товары;
• транспортное средство.
При необходимости более подробные сведения о них
заносятся в таблицу пункта 4.1 раздела 4 «Сведения о товарах». Там же в
отдельной графе указывается стоимость этих товаров в национальной валюте или в
долларах США.
Пункт 4.2 посвящен сведениям о транспортном средстве.
При заполнении этого пункта необходимо указать вид и марку автомобиля, год
выпуска, объем двигателя в см кубических, номера шасси, кузова, двигателя, а
также таможенный режим: ввоз, вывоз, временный ввоз, временный вывоз, обратный
вывоз, обратный ввоз.
После заполнения всех необходимых разделов декларант
расписывается в том, что ему известно про ответственность в соответствии с
действующим законодательством за сообщение в декларации недостоверных сведений
и ставит дату оформления таможенной декларации.
Заполненная таможенная декларация, а также товары,
перемещаемые физическим лицом через таможенную границу, предъявляются
сотрудникам таможенных органов для таможенного оформления и таможенного
контроля.
Таможенное оформление сопровождаемого багажа
производится в местах, установленных для выезда и въезда физических лиц через
таможенную границу. Это может быть зал международного аэропорта, территория или
помещение на территории автомобильного пункта пропуска и т.д.
[1]
СЗ РФ № 52 1997.
[2]
За границу. Информационно-правовой сборник «Ваше
право» №3(4): СПб., 1997. с. 131.
[3]
За границу. Информационно-правовой сборник «Ваше
право» №3(4): СПб., 1997. с. 132.