Поддержка детей-суицидентов

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,45 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Поддержка детей-суицидентов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ













Р Е Ф Е Р А Т

По дисциплине: Психология и педагогика

тема: Психолого-педагогическая поддержка детей-суицидентов





Выполнила:

                                                                           Проверил:                     






2004

СОДЕРЖАНИЕ

1.Проблема суицида……………………………………………….………………3

2. Виды суицидальной активности……………………………………………….4

3. Предпосылки возникновения суицида……………………….………………..7

4. Характерные черты суицида подростков………………….…………………..8

5. Психологическая и педагогическая помощь детям-суицидентам………….12

Заключение………………………………………………………………………..14

Список использованной литературы…………….….….….……....…15











1. Проблема суицида

Всегда особую проблему для педагога представляли «трудные» дети - дети с отклоняющимся поведением. Эти дети трудны для общества, нанося вред морали, порядку, принятым нормам общежития, в той или иной форме посягая на общественный уклад. Много написано о факторах асоциальности, механизмах формирования девиаций, природе аг­рессивного поведения, типах девиантных подростков.

Однако здесь мы будем говорить о новой категории детей, которых выявило наше время: детях с саморазрушительным поведением. В эту категорию внешне не трудных для общества детей включаются те, чьи поведение и активность может не приносить вреда обществу, но наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью.

Термин «саморазрушительное поведение» сейчас активно обсуждается в психиатрии и психотерапии. Выражение «синдром аутодеструкции» претендует на врачебный диагноз.

В принятом определении к самодеструктивному поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека  к гибели (физической, психической, социальной). Такое поведение демонстри­руют наркоманы, алкоголики, разнообразные «игроки с жизнью», са­моубийцы. Сложность этой категории пациентов заключается в том, что их поведение достаточно осознанно. Они нередко представляют последствия своего поведения и практически осознанно породолжают злоупотреблять опасностью. Психотерапевты подчеркивают, что  ауто­деструкты с большим трудом поддаются коррекции в силу «желания себе ущерба», в глубине души не дорожат жизнью и не стремятся ее сохранять или защищать. Наивные напоминания о последствиях их поведения для здоровья или жизни ничуть их не впечатляют и тем более не останавливают.

В последнее время аутодеструктивное поведение захватывает все большие слои населения. Растет число детей и подростков, имеющих эту тенденцию личности. Помочь им можно лишь только хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти при­чины видны на группе самоубийц, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения. Проанализируем суицидальное поведение у взрослых и детей, принимая суицид за модель аутодеструктивного поведения вообще.

Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Суицидальной можно назвать любую внеш­нюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. За последнее время в нашей стране значительно возрос процент суицида как среди взрослых, так и детей и подростков. В помощи суициденту весьма велика роль заблаговременной диагности­ки и помощи еще на первых этапах формирования суицидального поведения.

Являясь одним из видов девиации, суицид «отбирает» не героев, как свойственно полагать многим, а скорее слабых личностей, которые не могут справиться самостоятельно со своими трудностями. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, особенно большой депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

2. Виды суицидальной активности

Специалисты выделяют два вида суицидальной активности: внешнюю и внутреннюю. При заблаговременной диагно­стике внутренней активности суицидальный акт может быть предотв­ращен и не выйдет в план внешнего поведения.

Внутренние суицидальные проявления включают в себя:

•        суицидальные мысли, фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось и я 6ы умер»);

•        суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;

•        суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

К внешним формам суициального поведения относятся:

•        суицидальные попытки - целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смер­тью;

•        завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью чело­века.

Суицид у взрослых и детей имеет общее и различное. Так, в детском сознании часты не столько истинные завершенные формы суицида, сколько замыслы, мысли, попытки. В этом смысле говорят не столько о суициде у детей, сколько о демонстративно-шантажном поведении. Своей конечной целью это поведение предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц, психотравмирующую ситуа­цию. В этом случае у личности нет истинного желания умереть, но она избирает суицид как способ влияния на свои жизненные условия и на людей, от которых зависит исправление этих условий.

Как у детей, так и у взрослых общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влияни­ем острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для детей это чаще всего не тотальные нарушения (крах смысла жизни, профессиональный про­вал), а нарушения общения с близкими, с семьей.

Считается, что суицидом личность стремится изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании своей цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

В случае подростков суицидальное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает телевидение, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окру­жающих и является действенным средством нажима на обидчиков.

Сознательное самоубийство, составляющее достояние одного лишь человека, очевидно, не может считаться продуктом новейшей цивилизации. Известно, что в доисторические времена, когда только-только начинали образовываться крупные общинно-родовые союзы, самоубийство носило чисто прагматическую социальную функцию и помогало выживанию рода и племени рода и племени в целом. Одно из самых первых известных в истории человечества самоубийств - самоубийства детей и стариков у первобытных племен в голодные годы.

На протяжении последующей истории человечества менялись и усложнялись мотивы и способы самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из жизни. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время.

Изучение феномена сознательного суицида, исключающего какую-либо психопатологию и составляющего более половины всех совершающихся в мире суицидальных действий приводит философа-аналитика к однозначности понимания важности раскрытия не только сугубо индивидуальных корней суицида, но и усугубляющих явление массового самоубийства условий. То, что суицид давно и прочно занимает место среди явлений демографического ряда, сегодня никого не удивляет, и было известно социологам еще в прошлом веке, но вот проблема поиска оптимальных форм поведения человека как одно из средств прекращения массового самоуничтожения в пределах технократически окрашенной культуры - это уже детище XX столетия.

3. Предпосылки возникновения суицида

Предпосылкой аутодекструктивного поведения и суицида в частно­сти является апатия, социальная депривация, отсутствие смысла жиз­ни, неверие в личные перспективы, сниженис творческой и витальной активности в результате психической травмы.

Однако наличие психотравмирующей ситуации - недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая - личностные особенности суицидента. Многие авторы обнаруживают ряд особенно­стей личности, не позволяющих ей адекватно реагировать на жизнен­ные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низ­кий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое на­пряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышен­ная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

У подростков суицид чаще встречается при таких акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильных, астенических. Фоном является высокий уровень агрессивности подростка.

Детский суицид отличается от взрослого. Практически нет само­убийц до пяти лет. В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных групп суицидентов. Однако у подростков и в юношестве много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные по­пытки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений.

Э.Эриксон считает основной проблемой подростка поиск своего социального лица, проблему самоопределения. Этот сложный процесс перехода к взрослости провоцирует детскую неустойчивость, обостряет присущие акцентуации характера. Претензии на взрослость вступают в острое противоречие с малым жизненным опытом и наивностью под­ростка. В результате повышенной реактивности, несбалансированности личности даже не слишком трудные - по взрослым меркам - проблемы могут вызвать суицидальные намерения и поступки.

У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окруже­ние: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида как правило незначительны: двой­ка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливоro об­ращения и т.п.

Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность,обнару­живается неумение противостоять житейским трудностям.

Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящет жела­ния нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, также она видится средством наказать обидчиков.

4. Характерные черты суицида подростков

Суицид подростков имеет следующие характерные черты:

•        суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяже­лые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе) ;

•        конфликт воспринимается как крайне значимый и травматич­ный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

•        суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;

•        суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;

•        суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффек­том, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

•        средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона второго этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.).

Личность подростка суицидента очерчена в литературе довольно ярко. Большинство из них сталкивалось со смертью в своем близком окружении. Некоторые из них перенесли травму утраты близких и родных. У большинства наблюдается какая-либо акцентуация характе­ра: сенситивы, возбудимые, эмотивные. У суицидальных подростков в сравнении с остальными детьми снижены показатели настроения: они менее удовлетворены жизнью, более скованы в проявлении чувств, в межличностных отношениях более ранимы. Их настроение тесно связано со степенью личной свободы, уверенности в себе, удовлетворенности от учебы.

Учитывая актуальность профилактики суицида у взрослых и детей многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суи­цидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболес общими являются:

1. Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разгoворы прощального характера.

2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.

З. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошед­шее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, потеря работы, общественное отвержение, тяжелое заболевание, крушение жизненных планов, утрата идеалов или веры.

4. Снижение личности ресурсов, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, хронические стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неуменис преодолевать трудности.

У взрослых, склонных к суициду как способу решения проблем, отмечают характерные переживания:

•        безнадежность, опустошенность, ощущение тупика. На таком фоне человек не способен самостоятельно справиться со своими проблемами, находить пути их решения и действовать;

•        беспомощность. Человек чувствует, что лишен возможности управлять своей жизнью. Это чувство возникает чаще у молодых людей, которые  ощущают,  что  от  них  ничего  не   зависит и их        жизнь направляется другими людьми или обстоятельствами;

•        чувство собственной неполноценности, несостоятельности, никчемности, незначительности;

•        чувство одиночества, изоляции, заброшенности: никто не помо­жет, не интересуется, не понимает.

У детей эти внутренние состояния имеют специфику. В детской психиатрии выделяют специфические синдромы поведения детей, указывающие на готовность к суициду:

*        тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако с проявлениями суеты, спешки;

*    затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих жи­вотных;

*        депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем,  ухо­дит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;

*        выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскиро­ваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзо­стью;

*        тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;

*        употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Внешние обстоятельства суицидального подростка таковы:

•        неблагополучная семья подростка: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата ро­дителей;

•        беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого, уважаемого взрослоro, который бы занимался подростком;

•        неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, требовательность и жестокость без ласки, критичность к любым проявлениям подростка;

•        отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;

•        серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с ровестниками и взрослыми.

Суицидальное поведение подростков – увеличительное зеркало,в котором наиболее отчетливо проявляются основные трудности и про­блемы детей. Многие факторы, приводящие к суициду, но действующие более мягко, лежат в основании и прочих форм аутодеструктивного поведения: наркомания, алкогoлизация, токсикомания детей. Не будет преувеличением сказать, что причины аутодеструктивноrо проведения сходны для всех его форм. Вопрос лишь в интенсивности действия этих причин. Можно сказать, что аутодекструктивное поведение питается из двух источников: неблагополучие жизненных обстоятельств и недоста­точность личностных ресурсов для преодоления этих обстоятельств.

5. Психологическая и педагогическая помощь детям-суицидентам

Характерно для детского возраста не то, что эти обстоятельства слишком трудны - часто они кажутся взрослым нетяжелыми. Пробле­ма порождается скорее недостаточностью личностноro ресурса: подро­сток не располагает умением решать проблемы.

Заметим, что накапливание негативных переживаний и опыт неуспешного их разрешения могут создать неблагоприятную среду для сры­ва у подростков.

Исследование, проведенное в 1993 г. показало, что негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частные наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.

Согласно данным этого исследования главный источник негативных переживаний - семейные конфликты. На это указывают 50% мальчи­ков и 78% девочек из группы «трудных» подростков. Среди «благопо­лучных» подростков эти показатели составляют 47% у мальчиков и 18 % у девочек.

Важная причина подростковых переживаний - частные наказания детей. В группе «трудных» подростков эту причину указали 35% опро­шенных, тогда как среди «благополучных» эту причину называют 21% мальчиков и 2% девочек. Психологически наказание у подростков со­провождается страхом и тревогой. У многих к этому добавляется обида, переходящая в озлобленность. Частные наказания провоцируют разви­тие лживости как средства скрыть проступок. На этот мотив лжи ука­зывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы «трудных» подростков.

Досаждает подросткам и неуемное морализаторство родителей. Постоянные нотации, указания, нравоучения обижают и раздражают де­тей. На эту причину негативных переживаний указали 65% мальчиков и 72% девочек. Можно отметить, что дажс младшие дети не терпят необоснованных нравоучений. Что касается подростков, то они нуждаются в объяснении и доказательстве справедливости предъявляемых им требований.

Теперь попытаемся обсудить, что может педагог  или родители сде­лать для подростка с описанными проблемами.

Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Трудный подросток, акцентуант, девиант, суицидент - нелегкий орешек даже для опытного специалиста. Нагружать неиску­шенного педагога работой с таким подростком – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний.

Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с таким подростком. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что - часто общаясь с ребенком - он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, немотивиро­ванную агрессивность, аутодеструктивное поведение и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту,так как оно требует работы специалиста.

Отметим, что даже такая «диспетчерская» роль приносит свои пло­ды. Во-первых - это уже акт внимания и участия, столь важный в состоянии психического затруднения. Подросток замечает, что им ин­тересуются, он не безразличен людям и ему хотят помочь. Во-вторых, подростки не имеют опыта глубокого самоанализа и плохо представля­ют, что с ними происходит, что с этим делать и куда обратиться. При этом сама беседа может содержать элементы просвещения: что такое его страдание, как оно протекает, с кем случается, какие опрометчивые действия совершают люди в этих обстоятельствах, кто помогает при таких состояниях, в чем выражается психологическая помощь, и что с ним будет делать специалист. Наивность подростков так велика, что они считают свои проблемы редкостными, уникальными и неизлечимы­ми. Пояснив, что это случается со многими, что помощь возможна, что она дает положительныс результаты педагог окажет неоценимую услу­гу. Ведь на стадии страдания, развития деструктивной готовности под­росток имеет мало шансов попасть в поле зрения специалистов. К ним он попадает на стадии слома, срыва - в гораздо более тяжелом и запущенном состоянии души.

Заключение

В менталитете нашей страны услуги психолога и лечение у психиат­ра часто пугают. Подростку нужно пояснить, что обращение к психоло­гу не означает, что он болен, так как психолог - не врач, он занимается здоровыми людьми, имеющими проблемы. Можно воспользоваться под­ражательностью подростков и указать им на образцы поведения евро­пейцев и американцев: там люди консультируются с психологом в каж­дой сложной или ответственной ситуации жизненного выбора. Подро­стки сами видят такие примеры в западных фильмах и могут принять это за эталон поведения.

Таким образом, участие педагога в помощи проблемному подростку имеет вполне обозримые границы и может принести ощутимые плоды. Важно лишь вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

 





 




 

Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб, 1994.

2. Бодалев А.А. Об особенностях формирования межличностных отношений в детской среде. Там же. С. 8-97.

3. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1997 - № 2.

4. Караковский В.А. Современная массовая школа как школа воспитывающая /Под ред. Л.И. Новиковой. Изд. НИИТ иИП, 1992.

5. Красненкова И.П. Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой //Вестник МГУ Сер.12, № 3, 1997 г.

6. Куликов Л.В. Мозаика радости. СПб, Питер, 1997.

7. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения //Социально-политический журнал. – 1998. - № 4.

8. Любан-Плоцца Б., Пельдингeр В., Крэгeр Ф. Психосоматический больной па приеме у врача. СПб, 1994.

9. Научные и организационные проблемы в суицидологии. М., 1983.

10. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 1998. - № 9.

Похожие работы на - Поддержка детей-суицидентов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!