Оценка финансового состояния

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    73,14 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка финансового состояния

Содержание

Введение. 3

1. Оценка финансового состояния МУП «СЕРВИСБАЗА». 4

1.1 Краткая характеристика МУП «СЕРВИСБАЗА». 4

1.2 Оценка имущественного положения и структура капитала предприятия. 5

1.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия. 11

1.4 Анализ платежеспособности предприятия. 16

1.5 Анализ ликвидности баланса. 18

1.6 Анализ финансовых результатов предприятия и рентабельности его деятельности  23

2. Комплекс мер по оптимизации управления организацией. 28

2.1 Меры по оптимизации бухгалтерской отчетности для целей управления. 28

2.2 Пути повышения эффективности управления МУП «СЕРВИСБАЗА» на основе данных бухгалтерской отчетности. 37

Выводы.. 44

Список использованной литературы.. 46

Приложение. 49

Введение

Вхождение многих организаций в рыночную экономику обуслови­ло проблему представления полной финансовой информации о деятельности организации и имущественном положении на опре­деленную дату. Среди групп внешних пользователей такой информа­ции (инвесторы, кредиторы, поставщики и другие коммерческие контрагенты, клиенты, правительство и правительственные учрежде­ния, общественность).

Бухгалтерская отчетность представляет собой свод взаимосвязанных по­казателей, представляемых в соответствующим образом ут­вержденных формах, итогов работы предприятия за истек­ший отчетный период.

Бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа. Бухгалтерская отчетность- это совокупность форм отчетности, составленных на основании финансового учета с целью предоставления вешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Значение бухгалтерской отчетности определяется требованиями, предъявляемыми к ней: достоверность, целостность и полнота отражения данных, своевременность, проверяемость и возможность сравнения данных.

Объектом исследования стало состояния финансовых результатов Муниципальное унитарное предприятие города Брянска «СЕРВИСБАЗА».

Целью исследования является разработка комплекса мер по оптимизации управления организацией.

В процессе подготовки работы использованы абстрактно- логический, экономико-статистический, расчетный, экономико-математический и монографический методы экономических исследований, личные наблюдения соискателя. Информационной базой исследования является сводная финансовая отчетность.

 

1. Оценка финансового состояния МУП «СЕРВИСБАЗА»

1.1 Краткая характеристика МУП «СЕРВИСБАЗА»

Муниципальное унитарное предприятие города Брянска «СЕРВИСБАЗА» учреждено комитетом по управлению собственностью города Брянска в соответствии с постановлением №795 от 07.06.2001 года. Договором №32 Б/2001 о порядке использования муниципального имущества за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплены основные и оборотные средства, долгосрочные финансовые вложения, прочие материальные ценности.

Основными видами деятельности предприятия являются оптовая торговля и оказание услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по термической обработке и хранению продукции.

Доля собственности в капитальных вложениях – 100% муниципальная. Структурных подразделений нет. Среднесписочная численность работающих на предприятии 41 человек, в том числе по договорам подряда 1 человек. Среднемесячная заработная плата одного работающего за 2003 год составила 4132 рубля.

В 2002 году предприятием был произведен текущий, капитальный ремонт и восстановление основных средств, технических коммуникаций: произведен ремонт кровли фруктохранилища, пункта орошения бочек, гаражей, лукохранилища, частично КЦЗ; произведен ремонт участков системы водоснабжения и канализации, уложено асфальтное покрытие дорог, капитально отремонтированы транспортные средства.

Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банке, круглую печать со своим наименованием, штамп.

Предприятие не имеет филиалов, представительств и дочерних предприятий. Оно самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности.

Возглавляет предприятие директор, назначаемый на эту должность органом  исполнительной власти. Руководитель действует от имени предприятия. Он несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Р.Ф.

Взаимоотношения работников и руководителя предприятия, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством Р.Ф. о труде и коллективным договором.

Управление персоналом опирается на человеческий потенциал, как на основу организации.

1.2 Оценка имущественного положения и структура капитала предприятия

Состав и структура имущества организации изучается по данным баланса. Эта информация содержится в активе баланса организации.

Баланс позволяет дать общую оценку изменения всего имущества организации, выделить в его составе оборотные и внеоборотные средства, изучить динамику структуры имущества. Под структурой понимается процентное соотношение отдельных групп имущества внутри  этих групп и в общей сумме имущества организации (валюте баланса). Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества организации и отдельных его видов. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует о расширении (сужении) деятельности организации. При анализе необходимо учитывать результаты переоценки основных средств. После переоценки активы отражаются в балансе по восстановительной стоимости. При анализе необходимо определить величину прироста стоимости основных средств за счет переоценки. При анализе нематериальных активов  оценивается их структура по видам, источникам поступления, срокам полезного использования, степени правовой защищенности, степени использования в производстве и реализации продукции.

Расчет структуры осуществляется путем отношения общей стоимости имущества к каждому отдельному виду актива.

Например, 9768 / 10998* 100 % = 88,8.

Изменение абсолютной величины имущества рассчитывается как разница между значением стоимости имущества в отчетном и базисном периодах:

9245 – 9768 = -523руб.;

в структуре аналогично: 83,7 – 88,8 = -5,1 п. п.

Произведем указанные расчеты в таблице 1.

Полученные в таблице 1 данные свидетельствуют, что в анализируемом периоде стоимость имущества предприятия  увеличивается на 47 тысяч рублей. Данное увеличение связано увеличением стоимости имущества во втором разделе баланса – оборотные средства на 570 тысяч рублей. При этом следует отметить, что оно вызвано повышением наличия денежных средств на предприятии на 988 тысяч рублей.

В анализируемом периоде наблюдается значительное сокращение стоимости основных средств (на 523 тысячи рублей) и запасов предприятия (на 313 тысяч рублей).

Наибольший удельный вес в структуре активов занимают внеобротные активы – 83,7 %, удельный вес которых за исследуемый период сокращается на 5,1 п. Пропорционально данному сокращению наблюдается увеличение удельного веса оборотных средств, как говорилось ранее, за счет значительного увеличения в их структуре удельного веса денежных средств.

Отрицательным моментом является уменьшение в анализируемом периоде запасов предприятия с 643 до 330 тысяч рублей.

Таблица  1

Состав, структура и динамика имущества организации

Показатель

Остатки по балансу на конец года, тыс.руб.

Структура активов, %

2003

2004

Измене-

ние (+, -)

2003

2004

Измене-ние (+,-)

1. Внеоборотные ак-тивы  –  всего:

В том числе:

9768

9245

-523

88,8

83,7

-5,1

1.1. Нематериальные активы

-

-

-

-

-

-

1.2. Основные средства

9652

9129

-523

87,8

82,7

-5,1

1.3.Незавершенное строительство

47

47

0

0,4

0,4

0

1.4.Долгосрочные финансовые вложения

69

69

0

0,6

0,6

0

2. Оборотные активы – всего:

1230

1800

570

11,2

16,3

5,1

2.1. Запасы

643

330

-313

5,8

3

-2,8

2.2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

249

227

-22

2,3

2,1

-0,2

2.3.Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

-

-

-

-

-

-

2.4.Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

337

254

-80

3,1

2,3

-0,8

2.5.Краткосрочные финансовые вложения

-

-

-

-

-

-

2.6. Денежные средства и их эквиваленты

1

989

988

0,0001

8,9

8,8999

2.7. Прочие об. активы







Итого активов:

10998

11045

47

100

100

0


Для оценки финансового состояния необходим анализ структуры пассивов, т.е. источников собственных и заемных средств, вложенных в имущество.

Оценка структуры источников проводится внутренними и внешними пользователями бухгалтерской информации. В соответствии с этим различны  подходы к анализу. Внешние пользователи (банки, поставщики) оценивают изменение доли собственных средств организации в общей сумме источников средств с точки зрения финансового риска при заключении сделок, риск нарастает с уменьшением доли собственных источников средств.

Внутренний анализ структуры источников формирования имущества связан с оценкой  альтернативных вариантов формирования деятельности организации. Основными критерии выбора служат степень риска, цена того или иного источника формирования, условия его использования, срок уплаты долга и ряд других[1].

Анализ состояния и структуры капитала позволит определить уровень финансовой зависимости МУП «СЕРВИСБАЗА»от заемных средств.

Важно оценить, куда вкладываются собственные и заемные средства – в основные фонды или другие внеоборотные активы или мобильные оборотные  средства. С финансовой точки зрения, повышение доли оборотных средств в имуществе благоприятно для организации, но это не означает, что все источники должны направляться только на рост оборотных средств.

Расчет структуры осуществляется путем отношения общей стоимости капитала к каждому отдельному виду.

Например, 9007 / 10998* 100 % = 81,9.

Изменение абсолютной величины капитала рассчитывается как разница между значение на начало и конец отчетного периода:

9111 – 9007 = 761780 руб.;

в структуре 82,5 – 81,9 = -0,6 п.

Таблица  2

Состав, структура и динамика собственного и заемного капитала

 

Показатель

Остатки по балансу на конец года, тыс.руб.

Структура активов, %

2003

2004

Измене-

ние (+, -)

2003

2004

Измене-ние (+,-)

. Капитал и резервы, всего

9007

9111

104

81,9

82,5

0,6

1.1. Уставный капитал

100

100

0

0,9

0,9

0

1.2. Добавочный капитал

14359

14173

-186

130,6

128,3

-2,3

1.3.Резервный капитал

-

-

-

-

-

-

1.4.Непокрытый убыток прошлых лет

-5524

-5162

362

-50,2

-46,7

3,5

1.5.Нераспределенная прибыль

72

0

-72

0,6

0

-0,6

2. Обязательства – всего:

1991

1934

-57

18,1

17,5

-0,6

2.1.Долгосрочные обязательства

0

31

31

0

0,3

0,3

2.2.Краткосрочные обязательства

1991

1903

-88

18,1

17,2

-0,9

2.2.1.Кредиторская задолженность

1991

1903

-88

18,1

17,2

-0,9

2.2.2. Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

-

-

-

-

-

-

2.2.3. Доходы будущих

-

-

-

-

-

-

2.2.4. Резервы предстоящих расходов

-

-

-

-

-

-

2.2.5. Прочие краткосрочные обязательства и займы

-

-

-

-

-

-

2.3. Кредиты и займы

-

-

-

-

-

-

Итого собственного и заемного капиталов

10998

11045

47

100

100

0

 

Стоимость капитала МУП «СЕРВИСБАЗА» за анализируемый период времени увеличивается на 47 тысяч рублей (или на 0,4 %). При этом данное сокращение является результатом увеличения капиталов и резервов предприятия на 104 тысячи рублей и уменьшением размеров его обязательств на 57 тысяч рублей.

Увеличение стоимости капиталов и резервов связано в основном с сокращением непокрытых убытков прошлых лет на 362 тысячи рублей за счет нераспределенной прибыли 2003 года в сумме 72 тысяч рублей и части прибыли полученной предприятием в 2004 году.

В структуре источников формирования основных и оборотных средств МУП «СЕРВИСБАЗА» наибольший удельный вес занимает собственный капитал предприятия 82,5 % (в 2004 году), который за анализируемый период имеет тенденцию роста (увеличивается на 0,6 п.).

Следует заметить, что в 2004 году у предприятия появляются долгосрочные обязательства в размере 31 тысячи рублей.

Проводя анализ достаточности источников для формирования товарно-материальных запасов (прил. 2), можем сделать вывод о том, что наличия собственного оборотного капитала недостаточно, и только при использовании краткосрочных обязательств предприятие может приобретать оборотные средства. Более того, наличия собственного оборотного капитала недостаточно для формирования внееборотных активов.

Учитывая вышесказанное можем охарактеризовать финансовое состояние предприятия как неустойчивое, но для более полной и точной характеристики необходимо произвести расчет финансовых коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость предприятия.



1.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия

Залогом выживаемости и основой стабильности организации служит ее финансовая устойчивость, т.е. такое состояние финансов, которое гарантирует ее постоянную платежеспособность. Такой хозяйствующий субъект за счет собственных средств покрывает вложенные в активы средства, не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим  обязательствам[2].

На устойчивость организации оказывают влияние различные факторы:

- положение организации на товарном рынке;

- производство дешевой и пользующейся спросом продукции;

- потенциал в деловом сотрудничестве;

- степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов;

- наличие платежеспособных дебиторов;

- эффективность хозяйственных и финансовых операций.

В зависимости от влияния различных факторов можно выделить следующие виды устойчивости.

Внутренняя устойчивость – это такое общее финансовое состояние организации, при котором обеспечивается стабильно высокий результат ее функционирования.

Общая устойчивость – достигается движением денежных потоков, обеспечивающих постоянное превышение поступления средств над их расходованием.

Финансовая устойчивость – определяется превышением доходов над расходами, обеспечивает  свободное маневрирование денежными средствами и бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости организации[3].

Состояние оборотных средств отражается через коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами:

К об.сос = > 0,1,

характеризует степень обеспеченности СОС организации, необходимую для финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами:

К об.мз =

показывает, в какой степени материальные запасы покрыты собственными источниками и не нуждаются в привлеченных заемных.

Коэффициент маневренности собственного капитала:

К маневр. =

показывает, насколько мобильны собственные источники средств организации с финансовой точки зрения. Оптимальный уровень Км равен 0,5. В фондоемких производствах его нормальная величина должна быть ниже, чем в  материалоемких, т.к. в этом случае значительная часть собственных средств является источником покрытия основных  производственных фондов. С финансовой точки зрения, чем выше коэффициент маневренности, тем лучше финансовое состояние организации.

Большое значение имеет финансовая оценка производственного потенциала организации, т.е. состояние основных средств. Состояние основных средств характеризуется следующими коэффициентами.

Индекс постоянного актива – коэффициент показывает отношение основных средств и внеоборотных активов к собственным  средствам, или долю основных средств и внеоборотных активов в источниках собственных средств.

Кпа =

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств отражает отношение суммы долгосрочных  заемных средств к собственным средствам:

КДП заем.средств  =

С помощью коэффициента оценивают на сколько интенсивно организация использует заемные средства для обновления и расширения производства. Если капитальные вложения, осуществляемые за счет этого источника, приводят к существенному росту прибыли, то использование долгосрочных кредитов целесообразно.

Коэффициент реальной стоимости имущества (коэффициент реальной стоимости основных и материальных оборотных средств в имуществе организации):

Креальн.стоим.имущ. =

Стоимость основных средств берется по остаточной стоимости. Норматив – 0,5. Определяет  уровень производственного потенциала организации, обеспеченность производственного процесса средствами производства.

Структура финансовых источников организации и ее финансовую незавимость характеризует коэффициент автономии (финансовой незавимости):

Ка = > 0,5

Оптимальное значение 0,5, когда сумма собственных источников организации составляет 50 % от суммы всех источников финансирования. Высокий уровень коэффициента автономии отражает стабильное финансовое положение организации, благоприятную структуру ее финансовых источников и низкий уровень финансового риска для кредиторов.

Коэффициент  финансовой устойчивости

Кф.устойч. =

Значение этого коэффициента показывает удельный вес тех источников финансирования, которые организация может использовать в своей деятельности длительное время. Характеризует часть актива баланса финансируемую за счет устойчивых источников (собственных средств и долгосрочных обязательств).

Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага, коэффициент финансового риска)

Кфин.акт. = < 1

Отражает соотношение заемных и собственных средств организации, степень зависимости от заемных источников.

Коэффициент финансирования

Кфин. =

Коэффициент показывает, какая часть деятельности организации финансируется за счет собственных средств, а какая за счет заемных. Если К < 1, то большая часть имущества предприятия сформирована за счет заемных средств. Это  свидетельствует об опасности неплатежеспособности и нередко затрудняет получение кредита.

Рассчитанные значения  финансовых коэффициентов позволяют сделать следующие основные выводы.  

Пассив предприятия источники, за счет которых формируются основные и оборотные фонды. Анализируя данные таблицы 3, следует сказать, что в составе источников МУП «СЕРВИСБАЗА» 82 % занимает собственный капитал (уставный, добавочный и т.д.). При этом собственные средства приблизительно в 4,5 раза превышают заемные. Это ведет к снижению финансового риска на 1 %, однако оптимальным (как принято считать в мировой практике) считается приблизительно равное соотношение собственных и заемных средств. Данное положение на предприятии связано, в первую очередь с его формой собственности.

В структуре активов предприятия наибольший удельный вес занимают постоянные активы, а в результате снижения стоимости оборотных средств – их удельный вес за анализируемый период увеличивается на 6 %.

Таблица 3

Динамика показателей оценки финансовой устойчивости организации

Показатель

2003

2004

Изменение,  (+,-)

1.   Коэффициент   автономии   (финансовой независимости)                               

0,82

0,82

2. Коэффициент финансовой устойчивости

0,82

0,83

0,01

3. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств

4,52

4,71

0,19

4. Коэффициент инвестирования

-

0,02

0,02

5. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами

-0,62

-0,07

0,55

6. Коэффициент финансового риска (плечо финансового рычага)

0,22

0,21

-0,01

7. Коэффициент маневренности собствен­ного капитала

-0,08

-0,01

0,07

8. Коэффициент постоянного актива    

1,08

1,01

-0,07

9. Коэффициент реальной стоимости иму­щества      

0,92

0,84

-0,08

10. Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств

0,13

0,19

0,06


Следует также отметить, что имеющиеся пассивы на предприятии не являются мобильными, потому как относятся к постоянным пассивам. Помимо этого на предприятии наблюдается недостаток собственных оборотных средств для финансирования в оборотный капитал.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что финансовое состояние предприятия в анализируемом периоде улучшилось, однако его еще нельзя назвать достаточно устойчивым.

1.4 Анализ платежеспособности предприятия

Платежеспособность организации – внешний признак ее финансовой устойчивости. Организация должна быть готова в любой период погасить долгосрочные обязательства, т.е. быть платежеспособной или краткосрочные обязательства, т.е. быть ликвидной[4].

Организация считается платежеспособной, если ее общие активы больше, чем долгосрочные и краткосрочные обязательства. Организация ликвидна, если текущие активы больше чем краткосрочные обязательства.

Оценка платежеспособности осуществляется на основе ликвидности текущих активов организации, т.е. их способности превращаться в денежную наличность. В процессе анализа необходимо определить достаточность денежных средств. Метод оценки достаточности средств основан на анализе финансовых потоков организации: приток денежных средств должен обеспечивать покрытие текущих обязательств организации. При анализе финансовых потоков проводится сопоставление потоков поступления и расходования денежных средств[5].

Основным фактором, формирующим общую платежеспособность организации, является наличие у нее реального собственного капитала. Поэтому при проведении оценки платежеспособности анализируют также:

- величину собственного оборотного капитала;

- различные коэффициенты ликвидности;

- соотношение собственного и заемного капитала;

- коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств.

В отечественной и мировой практике начисляют три относительных показателя ликвидности.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности- показывает какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств

К абс.ликв. =

=

         Нормальное ограничение К абс.ликв = 0,2 – 0,7

2. Коэффициент критической ликвидности

К крит.ликв. =

Коэффициент критической ликвидности отражает прогнозируемые платежные способности организации при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Нормальное ограничение этого коэффициента >0,8.

3. Коэффициент текущей ликвидности (или коэффициент покрытия)

К текущ.ликв. =

стр. 230 – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Он характеризует платежные возможности организации, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств.

Нормальное значение для данного показателя = 2.

Таблица 4

Динамика показателей ликвидности оборотных активов

Показатель

2003

2004

Изменение, (+,-)

1.Коэффициент абсолютной лик­видности

0,001

0,52

0,519

2.Коэффициент промежуточной (критической) ликвидности

0,17

0,65

0,48

3.Коэффициент текущей ликвид­ности

0,49

0,83

0,34


Данные таблицы 4 показывают, что на дату составления баланса  МУП «СЕРВИСБАЗА» может быть погашено 52 % (что в пределах нормы) обязательств предприятия за счет значительного увеличения статьи баланса «Денежные средства» и сокращения обязательств предприятия.

А мобилизовав все средства предприятия можно погасить лишь 83 % обязательств.

1.5 Анализ ликвидности баланса

Ликвидность предприятия заключается в его возможности быстро мобилизовать имеющиеся средства (активы) для оплаты в соответствующие сроки своих обязательств. Ликвидность означает постоянное равенство между активами и обязательствами, как по общей сумме, так и по срокам поступления. По существу ликвидность предприятия представляет собой ликвидность баланса[6].

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Группировка статей актива и пассива баланса осуществляется в строго определенном порядке - от наиболее ликвидных к наименее ликвидным, от наиболее срочных к менее срочным платежам (пассив), то есть в порядке возрастания сроков, хотя возможен и обратный порядок[7].

В зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, активы предприятия подразделяются на следующие четыре группы:

- А1 – наиболее ликвидные активы. В мировой практике к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и ценные бумаги.

Денежные средства и ценные бумаги (краткосрочные финансовые инвестиции) являются самой мобильной частью оборотных средств. Деньги готовы к платежу немедленно, а ценные бумаги можно будет довольно быстро превратить в наличные деньги.

- А2 – быстрореализуемые активы. К ним следует отнести краткосрочную дебиторскую задолженность и прочие активы. По дебиторской задолженности суммы поступают на расчетный счет в определенные сроки и также могут быть направлены на оплату своих обязательств. Менее ликвидная просроченная задолженность по товарам, отпущенным по расчетным документам, неоплаченным в срок покупателями, так как в отношении ее нет уверенности в сроках поступления оплаты. Но любой дебитор, в нормальной рыночной экономике, стремиться погасить свои долги. Поэтому при подсчёте ликвидных средств предприятия к сумме денежных средств уверенно прибавляют и сумму краткосрочной дебиторской задолженности. Но в условиях еще не сложившейся рыночной экономики, инфляции, разрыва хозяйственных связей между партнерами не вся дебиторская задолженность может быть быстро превращена в денежные средства. Значительный удельный вес сомнительной дебиторской задолженности может создать угрозу финансовой устойчивости предприятия.

Ещё менее ликвидными следует считать готовую продукцию, которая должна быть реализована, а так же запасы материальных ценностей, которые в основном составляют следующую группу.

- А3 – медленно реализуемые активы. К ним относятся статьи раздела II баланса «Товарно-материальные запасы», а также статья «Долгосрочные инвестиции» (уменьшенные на величину вложения в уставной капитал других предприятий) из раздела I актива баланса.

При этом, исключается статья «Расходы будущих периодов». Активы этой группы превращаются в деньги уже сложнее: нужно найти покупателя, а это не всегда легко и требует определённого времени. Особенно это касается незавершённого производства.

- А4 – труднореализуемые активы – статьи раздела I актива баланса за исключением статей этого раздела, включенную в предыдущую группу. Так как из итога раздела I вычитается только часть величины по статье «Долгосрочные финансовые инвестиции», то в составе труднореализуемых активов учитываются вложения в уставной капитал других предприятий.

В группировке статей актива баланса по степени их ликвидности главное место занимает наиболее ликвидная и универсальная форма собственности – денежная наличность, находящаяся в кассе, на расчётном счету, валютном и текущем счетах в банке. Затем следуют краткосрочные финансовые инвестиции в ценные бумаги, расчёты с дебиторами. Отмеченные статьи актива представляют собой собственно «ликвидность» (ликвидный капитал) предприятия, то есть ту часть актива, из которой черпаются средства для оплаты первоочередных обязательств. Наименее ликвидные элементы, сгруппированные в статьях товарно-материальных запасов и основного капитала[8].

Пассивы баланса группируются по срочности их оплаты.

- П1 – наиболее срочные обязательства – к ним относятся кредиторская задолженность, ссуды, непогашенные в срок, прочие краткосрочные обязательства, ссуды для работников в размере превышения над величиной расчётов с работниками по полученными ими ссудами. Это превышение означает использование целевых ссуд банка не по назначению и поэтому должно быть обеспечено наиболее ликвидными активами для срочного погашения.

- П2 – краткосрочные обязательства – краткосрочные кредиты и займы, а также ссуды для работников.

- П3 – долгосрочные обязательства – долгосрочные кредиты и займы.

- П4 – постоянные обязательства – статьи раздела I пассива «Собственный капитал». Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы уменьшается на сумму величины по статье «Расходы будущих периодов» актива баланса.

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А1³П1;

А2³П2;

А3³П3;

А4£П4.

Иными словами, баланс считается ликвидным, если каждая группа их первых троек неравенств актива покрывает сопоставимые с группу обязательств предприятия или равна ей; в противном случае баланс не ликвиден.

Произведенный в таблице 5 расчет показывает, что баланс МУП «СЕРВИСБАЗА» не является устойчивым, потому как не выполняются вышеприведенные неравенства.

А именно, А1£П1;              А2³П2;             А3³П3;             А4³П4, - то есть не выполняются первое и четвертое неравенства: срочные обязательства превышают наиболее ликвидные активы, а труднореализуемые активы превышают постоянные обязательства предприятия.

Таблица 5

Ликвидность баланса

Группировка статей баланса

2003

2004

Изменение

В тыс.руб.

В %

АКТИВЫ

Наиболее ликвидные активы А1

1

989

988

В 989 р.

Быстрореализуемые активы А2

337

254

-83

75,4

Медленно реализуемые активы  А3

961

626

-335

65,1

Труднореализуемые активы А4

9699

9176

-523

94,6

ПАССИВЫ

Наиболее срочные обязательства П1



1991



1903



-88



95,6

Краткосрочные обязательства П2





Долгосрочные обязательства П3


31



Постоянные обязательства П4

9007

9111

104

101,2


Как показывают данные таблицы, за анализируемый период, сумма баланса МУП «СЕРВИСБАЗА» увеличилась только на 47 тыс. руб. При этом рост активов произошел за счет увеличения наиболее ликвидных активов (на 988 тыс.руб.), одновременно снизилась стоимость активов других групп. Увеличение пассивов связано в первую очередь с ростом постоянных обязательств (на 104 тыс. руб.) и появлением у организации долгосрочных обязательств в размере 31 тыс. руб. Вместе с этим сократились наиболее срочные обязательств (на 88 тыс. руб.).

Далее целесообразно произвести анализ полученных предприятием финансовых результатов и рентабельности его деятельности.

1.6 Анализ финансовых результатов предприятия и рентабельности его деятельности

Важнейшими среди показателей финансовых результатов являются показатели прибыли. Это объясняется тем, что прибыль составляет основу экономического развития предприятия, является источником выполнения части обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями, создает возможность удовлетворения социальных и материальных потребностей служащих, лежит в основе определения уровня отдачи авансируемых средств, доходности вложений в активы данного предприятия, инвестиционной привлекательности предприятия и определения рейтинга фирмы.

Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции, выполненных работ, оказанных услуг чистый доход принимает форму прибыли[9].

Количественно она представляет собой разницу между выручкой от реализации и полной себестоимостью реализованной продукции.

Цель анализа – определить реальную величину чистой прибыли, оценить финансовое состояние предприятия.

Объекты анализа – маржинальная (валовая) прибыль, прибыль до налогообложения (общий финансовый результат), чистая прибыль (остается в распоряжении предприятия)[10].

Таблица 6

Факторный анализ изменения прибыли

Показатель

2003

2004

Изменение (+,-)

Выручка от реализации

5938

7765

1827

Прибыль от реализации

72

321

249

Остатки оборотных средств

1230

1800

570

Рентабельность продаж

5,5

9,6

4,1

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

4,83

4,31

-0,52

Изменение прибыли за счет факторов – всего

Х

138

Х

В т.ч. рентабельности продаж

Х

75

Х

Средних остатков оборотных активов

Х

101

Х

Коэффициента оборачиваемости оборотных активов

Х

-38

Х


Прибыль от реализации предприятия в анализируемом периоде увеличивается на 249 тысяч рублей или в 4,5 раза. Прежде всего, это связано с опережающими темпами роста выручки от реализации продукции (на 30 %) над темпами роста затрат (на 25 %), что является источником роста рентабельности деятельности предприятия.

Рассматривая влияние факторов производства на изменение прибыли, можем сказать следующее, наиболее сильное влияние оказывает увеличение средних остатков оборотных средств. Благодаря данному фактору прибыль увеличивается на 101 тысячу рублей. Повышение рентабельности продаж увеличивает прибыль предприятия на 75 тысяч рублей, а снижение размера коэффициента оборачиваемости приводит к уменьшению прибыли на 38 тысяч рублей.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается еще и с помощью относительных показателей. К ним, в частности, относится система показателей рентабельности[11].

В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Выделяют следующие показатели рентабельности:

1. Показатели рентабельности капитала =

Чистая прибыль/Собственный капитал*100%

2. Рентабельность продаж =

Чистая прибыль/Выручка от реализации*100%

3. Рентабельность активов =

Чистая прибыль/Активы предприятия*100%

4. Рентабельность оборотных средств =

Чистая прибыль/ Оборотные средства *100%

5. Общая рентабельность деятельности =

(Выручка – Себестоимость) / Себестоимость*100%.

Данные в таблице 7.

Таблица 7

Анализ рентабельности предприятия, %

Показатель

2003

2004

Изменение, (+,-)

Общая рентабельность деятельности

5,8

10,6

4,8

Рентабельность продаж

5,5

9,6

4,1

Рентабельность капитала

0,8

3,5

2,7

Рентабельность активов

0,7

2,9

2,2

Рентабельность использования оборотных средств

5,9

17,8

11,9


Полученные результаты свидетельствуют о том, что деятельность предприятия является не только прибыльной, но и рентабельной. Помимо этого, в анализируемом периоде доходность деятельности организации увеличивается по всем показателям.

Однако, следует установить уровень выручки, на который предприятие должно ориентироваться и осознавать, что при данном уровне, оно не будет находится в убытке, но и не получит прибыли. Это так называемая точка безубыточности.

Таблица 8

Расчет критического объема продаж и запаса финансовой устойчивости

Показатель

2003

2004

Изменение, (+,-)

1.Выручка от реализации, тыс.руб.

5938

7765

1827

2.Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

5613

7018

1405

3.В т.ч. условно-постоянные расходы

539

602

63

4.Маржинальный доход, тыс.руб.(1-2)

325

747

422

5.Доля маржинального дохода в выручке, % (4:1)

0,055

0,096

0,041

6.Точка безубыточности (3:5)

9800

6271

-3529

7.Запас финансовой прочности (1-6)

-3862

1494

5356

8.Процент запаса финансовой прочности (60-80норматив), % (8:1)

-65

19,2

84,2

Расчеты показали, что получая выручку от реализации продукции в размере 6271 тысяч рублей, МУП «СЕРВИСБАЗА» будет полностью окупать свои затраты, однако не получит при этом прибыли. При этом запас финансовой устойчивости предприятия равен 19,2 % или 1494 тысячи рублей.

Однако, процент запаса финансовой прочности равен только 19, что значительно меньше норматива. Поэтому руководству предприятия следует задуматься над мерами по повышению доходности от хозяйственной деятельности.

2. Комплекс мер по оптимизации управления организацией

2.1 Меры по оптимизации бухгалтерской отчетности для целей управления

Эффективное управление производственной деятельностью предприятий в условиях рыночной экономики зависит от уровня информационного обеспечения о деятельности структурных подразделений, служб и отделов. В этой связи особую актуальность приобретает механизм разработки бюджетов затрат и показателей по структурным подразделениям, границ деятельности должностных лиц, их обязанностей, прав, ответственности, а также сведения о фактическом выполнении производственной программы с их стороны. В этом деле важное место отводится организации и ведению управленческого учета на предприятиях и организациях.

Важнейшая цель бизнеса – получение приемлемой нормы прибыли на потребленные ресурсы. Это определяет типы центров ответственности, играющих важную роль в системе управленческого учета. Выделяют центры:

·   Доходов;

·   Затрат;

·   Стандартной себестоимости

·   Прибыли

В 1999 году было разработано Положение по бухгалтерскому учету №4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утвержденное приказом МФ РФ от 6 июля 1999г. №43н. Данное положение включает общие положения по бухгалтерской отчетности, основные определения, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней; содержание бухгалтерского баланса; правила оценки статей бухгалтерской отчетности и другие положения (17).

Особая значимость бухгалтерской отчетности состоит в том, что это единственный информационный источник, который, во-первых, хорошо структурирован, во-вторых, по сути, унифицирован (с расширением значимости международных стандартов финансовой отчетности можно даже говорить об унификации в международном масштабе), в-третьих, является обязательным к регулярному появлению (в любой стране бухгалтерская отчетность обязательно составляется хотя бы раз в год) и, в-четвертых, является общедоступным (по крайней мере, не полностью закрытым для пользователей) (11).

В результате проведенных исследований мы можем сделать вывод, что предприятие пользуется данными как финансового, так и управленческого учета. И финансовый, и управленческий учет пользуется одной исходной информацией – данными производственного учета.

Однако в организациях кроме управленческого учета ведется также и внутрихозяйственный учет, который содержит данные системного бухгалтерского учета.

Мы предлагаем в системе внутрихозяйственного учета МУП «СЕРВИСБАЗА» проведение углубленного финансового анализа за счет привлечения данных управленческого учета. Таким образом, по данным финансового учета определяются:

1. Себестоимость реализованной продукции;

2. Стоимость материально-производственных запасов;

3. Прибыль (убытки ) организации.

4. Соответственно результатами управленческого учета являются:

5. Учет накладных расходов;

6. Калькуляция себестоимости;

7. Анализ безубыточности

8. Составление смет, в том числе гибких;

9. Контроль и анализ себестоимости по отклонениям.

Таким образом, взаимосвязь финансового и производственного учета мы можем изобразить нижеприведенной схемой (рис.1).



 




























Рис. 1. Взаимосвязь финансового и производственного учета.

Основой управленческого учета должен служить учет и анализ производственных затрат, который в зависимости от степени оперативности получения результатов может проводиться либо по фактическим, либо по нормативным затратам (система стандарт-кост). По полноте учитываемых затрат в управленческом учете различают либо полную, либо маржинальную себестоимость (определяют по переменным затратам (система директ-костинг)).

Бухгалтерская отчетность включает достаточно много взаимосвязанных пока­зателей. Любой аналитик или финансовый менеджер должен понимать экономи­ческое содержание и логику формирования отчетных статей, поскольку в про­тивном случае качественный финансовый анализ  невозможен.

Финансовый анализ своей целью имеет не только проанализировать состояние предприятия, но и выбрать стратегию работы на будущее (20).

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный (годовой) бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), отчет о движении капитала (форма №3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия определяется показателями прибыли или убытка, формируемыми в течение календарного (хозяйственного) года. Формирование итогов годового финансового результата сельскохозяйственного предприятия осуществляется накопительным путем в течение всего года на счете 99 «Прибыли и убытки» в виде его «свернутого» остатка, отражающего либо прибыль – по кредиту счета, либо убыток – по дебету счета.

По завершении 1 квартала на этом счете подводится промежуточный итог финансового результата за 1 квартал; по завершении II квартала  - за первое полугодие; по завершению III квартала – за 9 месяцев года и по завершению IV квартала формируется итоговый финансовый результат за весь отчетный год.

Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия формируется из 3-х его слагаемых, основным из которых является  реализационный результат, то есть полученный от реализации продукции товаров, работ и услуг. Вторая часть - в виде прочих доходов и расходов, не связанных с процессом реализации продукции, товаров, работ и услуг, образует внереализационный финансовый результат деятельности предприятия. Третья часть – это чрезвычайные доходы и расходы.

В целом схему отражения операций по учету финансовых результатов можно представить  в виде схемы:

 












Рис. 2. Отражение операций по учету финансовых результатов в регистрах бухгалтерского учета.

Анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение состава и структуры валовой прибыли, проведение факторного анализа результата от реализации необходимы для первостепенного анализа финансовых показателей (23).

Качество финансового анализа во многом определяется соблюдением принципов построения финансовой отчетности, которые регулируются и регламентируются международными стандартами бухгалтерского учета. Результаты финансового анализа во многом будут определяться тем, насколько финансовая отчетность объективна, нейтральна, независима от какого-либо явления. В свою очередь формирования финансовой отчетности  и ее анализ – сложный и трудоемкий процесс. Поэтому оправданным является поиск эффективных путей организации всех этапов информационной технологии – от сбора и регистрации показателей, составляющих исходный информационный базис, получения финансовой отчетности, до разработки алгоритмов с учетом воздействия на процесс потока инфляционных изменений и других нерегулируемых воздействий.

Основу информационной базы для анализа финансовых результатов составляет отчет о прибылях и убытках. Идеальным должен быть отчет, основой которого является выручка от реализации и в котором дается разбивка расходов, как по функциям, так и по местам возникновения затрат.

Российская форма отчета о прибылях и убытках имеет целый ряд недостатков. Главный недостаток – типовая форма отчета, обязывающая предприятия отражать разнородные расходы и доходы, непосредственно не связанные с реализацией, по строкам отчета, установленным для прочих операционных (внереализационных) доходов и расходов. Так, в состав операционных доходов и расходов объединяют данные по операциям, отражающим движение имущества организации, курсовые разницы, а также налоги и сборы, причитающиеся к уплате за счет финансовых результатов.

Необходимым условием проведения качественного анализа финансовых результатов является определение статейных составляющих доходов и расходов от случайных неповторяющихся и неустойчивых. В качестве примера можно привести не обеспеченные страховыми убытками от стихийных бедствий, прибыли и убытки от раннего погашения долга и т.п.

Подобные данные в форме №2 отражаются как прочие внереализационные доходы и расходы. Однако здесь же отражаются  и суммовые разницы, возникающие при расчетах с использованием условных денежных единиц иностранной валюты и т.п. То есть для раскрытия содержания операционных и внереализационных статей внешнему аналитику приходится полагаться на содержание пояснительной записки к годовому бухгалтерскому отчету.

Для проведения анализа и определения «качества прибыли» необходимым источником информации будут служить приказ «Об учетной политике предприятия» на определенный отчетный год, так как на величину финансового результата будут влиять: способы оценки материалов, амортизация основных средств, порядок создания резервов на оплату очередных отпусков, ремонт оборудования.

Непосредственно на показатели отчета о прибылях и убытках влияет принятый предприятием вариант учета затрат. Одним из главных отличий нового построения формы №2 является выделение себестоимости реализованной продукции, то есть отражение по отдельным строкам затрат на производство продукции (работ, услуг).

Отчет о прибылях  и убытках, пояснительная записка, приказ об учетной политике – это информационные источники для проведения внешнего анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

На большинстве современных отечественных предприятий учет сводится к ведению бухгалтерского учета. Однако бухгалтерский учет метко называется учетом “посмертным“: он констатирует свершившиеся факты, причем с заметным запаздыванием. В результате бухгалтерская отчетность  мало пригодна для целей управления .

Кроме того, чтобы на основании бухгалтерской отчетности принимать управленческие решения, директор должен быть профессиональным финансовым аналитиком. Это редкое явление, особенно в России. У большинства же директоров, даже при наличии необходимых профессиональных знаний, просто нет времени для упражнений в финансовом анализе. Поэтому часто директора, как правило, опираются на здравый смысл и интуицию.

На каждую бухгалтерскую операцию требуются не только арифметические вычисления (иногда весьма объемные, как в итоговых балансах и ведомостях), но и оформление одного или нескольких документов: проводки, списки, журналы-ордера, сводные ведомости, бланки аналитических (дробных счетов), таблички учета движения средств по счетам, и многое другое. По результатам всех этих документов должны образовываться самые главные отчетные документы: годовой баланс, отчет о прибылях и убытках и приложение к балансу как анализ деятельности фирмы.

Таким образом, объем «бумажной» работы в бухгалтерии весьма велик, но он необходим, ведь нужно все учесть и записать, иначе невозможно вести регистрацию движения и использования материальных и нематериальных средств. Но при всей необходимости «бумажный» учет имеет множество недостатков:

-   большая трудоемкость при работе с бланками, таблицами;

-   вероятность ошибок при расчетах и заполнении таблиц;

-   в масштабе страны громадный расход бумаги на бланки текущей документации;

-   трудоемкость исправления и внесения новых сведений;

-   приходится переписывать и перепечатывать заново много документов.

С появлением и распространением компьютеров оказалось, что очень многое из утомительной работы бухгалтера может взять на себя электронно-вычислительная машина.

1С: Предприятие является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. За счет своей универсальности система 1С: Предприятие может быть использована для автоматизации самых разных участков экономической деятельности предприятия: учета товарных и материальных средств, взаиморасчетов с контрагентами, расчета заработной платы, расчета амортизации основных средств, бухгалтерского учета по любым разделам и т. д.

Для правильного определения финансовых результатов месяца регламентные документы рекомендуется вводить в следующей последовательности:

- Документ "Начисление амортизации" предназначен для определения затрат от амортизации основных средств и нематериальных активов.

- Документ "Начисление заработной платы" определяет затраты по начисленной за отчетный период заработной плате. Данный документ не входит в состав журнала "Регламентные документы".

- Документ "Переоценка валюты" служит для определения прибыли или убытка от курсовых разниц в валютных операциях.

- Для отражения стоимости незавершенного производства  предназначен документ "Незавершенное производство".

- Для автоматического расчета полной фактической себестоимости реализованных товаров (продукции, работ, услуг) и определения конечного  финансового результата месяца в типовой конфигурации предназначен документ "Закрытие месяца".

Для составления бухгалтерской и налоговой отчетности, предназначенной для представления в налоговую инспекцию, внебюджетные фонды и органы статистики, в типовой конфигурации существует набор регламентированных отчетов, идентичный бухгалтерской отчетности.

Для принятия быстрых и качественных управленческих решений очень важна достоверная финансовая информация. На предприятии ее можно получить из данных бухгалтерской отчетности. Поэтому необходимо исключить ошибки и неточности в заполнении данной документации.

Для устранения недостатков по составлению бухгалтерской отчетности в МУП «СЕРВИСБАЗА» необходимо:

- Бухгалтерии придерживаться графика документооборота, что позволит в установленные законом сроки составлять и сдавать в контролирующие органы бухгалтерскую отчетность, а также на ее основе принимать управленческие решения;

- Автоматизировать весь процесс ведения бухгалтерского учета от заполнения первичных документов до составления регламентированной отчетности. Это даст возможность руководству получать оперативную информацию.

- Внести изменения в план счетов предприятия, так как в нем предусмотрены только два субсчета для учета доходов и расходов: 91.1 "Прочие доходы"; 91.2 "Прочие расходы".

Этого явно недостаточно как для целей управления организацией, так и для составления бухгалтерской отчетности из-за отсутствия более детальной информации о группах и видах прочих доходов и расходов.

91.10 "Операционные доходы" в т.ч.

91.11 "Проценты к получению"

91.12 "Доходы от участия в других организациях"

91.13 "Прочие операционные доходы"

91.20 "Внереализационные доходы"

91.30 "Операционные расходы" в т.ч.

91.31 "Проценты к уплате"

91.32 "Прочие операционные расходы"

91.40 "Внереализационные расходы"

Оптимизация бухгалтерской отчетности для целей управления на государственном уровне должна касаться ускорения процесса перехода к международным формам бухгалтерской отчетности.

2.2 Пути повышения эффективности управления МУП «СЕРВИСБАЗА» на основе данных бухгалтерской отчетности

Переход экономики Российской Федерации на рыночные формы хозяйствования предполагает полную самостоятельность предприятий в определении в определении производственной программы  на основе изучения рынка, в выборе партнеров, распоряжения своей продукцией и доходами. В этих условиях возрастает заинтересованность поставщиков, банков, акционеров, налоговых органов в качестве финансового состояния предприятия, стабильность которого становится вопросом его выживания, поскольку банкротство в условиях рынка является следствием  результатов хозяйственной деятельности (производственной, снабженческо-сбытовой, финансовой).

На каждом предприятии в конце года (или в другие установленные сроки) определяют финансовые результаты деятельности. Прибыль – важнейший синтетический показатель, характеризующий экономическую эффективность производства. На основе выведенной прибыли предприятие подводит итоги своей деятельности, определяет рентабельность производства. Система калькуляционного учета, в качестве завершающего этапа, обязательно включает выведение финансовых результатов в виде прибылей и убытков.

Анализом хозяйственной деятельности называется научно разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается экономика предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования.

Анализ финансового состояния имеет свои источники, свою цель и свою методику. Источниками информации являются формы квартальных и годовых отчетов, включая  приложения к ним, а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри самого предприятия.

Цель анализа финансового состояния – дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно  не работающим на данном предприятии, но заинтересованных в его финансовом состоянии – сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и тому подобное.

Оценка финансового состояния – это совокупность методов, позволяющих определить состояние предприятия в результате анализа его деятельности на полном интервале времени.

Анализ – метод изучения назначения экономической действительности.

Предварительное условие назначения – раскрытие экономической серьезности явления. Экономическую сущность описывает теоретическая экономика, которая является основой для отраслевых и специализированных наук. Если отраслевые экономические науки конкретизируют общие экономические законы, то специализированные дают им количественную характеристику. Анализ – специализированная наука.

Формирование рыночной экономики в России ведет к появлению новых проблем в экономическом анализе. Только комплексный анализ  рыночной ситуации, учет всех взаимосвязанных факторов, влияющих на ее состояние, и владение специальным аналитическим и математическим аппаратом для анализа и прогноза рынка делает возможным успешное функционирование любого предприятия в современных условиях. В этих условиях старые, традиционные  методы анализа могут оказаться малоэффективными из-за недостатка информации о состоянии рынка, и в полной мере проявляется необходимость адаптации к современным условиям традиционных способов анализа и прогноза поведения предприятия таких, как экономико-математические модели, экспертные методы и системные оценки, которые в настоящее время приобретают все большую распространенность.

Банкротство предприятий — новое явление современной; российской экономики, развивающей рыночные отношения. Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обяза­тельств над ликвидными активами, т.е. из-за неудовлетворитель­ной структуры баланса. Она выражается в появлении просрочен­ной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и, другими контрагентами. Финансовая несостоятельность или бан­кротство предприятия является результатом неудовлетворительной работы по финансированию и кредитованию. Банкротство — не­отъемлемая часть конкурентной рыночной среды, без банкротства нет конкуренции. Возможность банкротства заставляет предпри­ятие принимать меры по обеспечению финансовой устойчивости, повышать эффективность и производительность труда.

Финансовый анализ предполагает изучение финансовой отчетности, которая выполняет ряд важных функций. Во-первых, дает представление о средствах и обязательствах фирмы (хозяйства) на конкретный момент, обычно на конец года или квартала. Во–вторых, отчет о прибылях и убытках содержит сведения о выручке, прибыли предприятия за определенное время. Если баланс представляет собой моментальную фотографию финансового состояния фирмы,  то отчет о прибылях и убытках рисует картину рентабельности предприятия на протяжении определенного периода времени.

Анализ финансового состояния позволяет дать оценку надежности предприятия с точки зрения его платежеспособности, определить тип финансовой устойчивости, что особенно актуально для внешних пользователей информации (10).

Главной целью проведения финансово-экономического анализа является изыскание и реализация резервов всемирного повышения эффективности и качества работы предприятий, увеличение производства сельскохозяйственной продукции при наименьших затратах, выполнения договорных обязательств  и наращивание объемов реализации продукции, перехода предприятия к самостоятельности и самофинансированию (22).

Задача анализа финансового состояния хозяйства состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разнородных и различных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую целостную картину процесса, выявить присущие ему тенденции и закономерности.

Предметом анализа является состояние и динамика финансовых процессов, возникающих в результате финансово-хозяйственной  деятельностью предприятия, с целью их оптимизации.

Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и его существующих и потенциальных контрагентов. Для этого необходимо:

- владеть методикой оценки финансового состояния предприятия;

- иметь соответствующее информационное обеспечение;

- иметь квалифицированный персонал, способный реализовать данную методику на практике.

Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения (11).

В системе экономической информации бухгалтерская отчетность является одним из важнейших инструментов управления содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию. Данные бухгалтерской отчетности используются для различных целей на разных уровнях управления. Систематическое изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути повышения эффективности его деятельности. Бухгалтерская отчетность является основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.

Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды. Организации составляют отчеты по форме и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстат РФ. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом. Переход к рыночным отношениям вызвал появление различных форм собственности и видов предпринимательской деятельности. Воссоздается вексельное обращение, появились акции и другие ценные бумаги, изменены принципы финансирования и кредитования, расширен круг операций с иностранной валютой. В связи с этим возникла острая необходимость в изменении сложившейся за многие годы системы бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране с опытом ведущих стран Запада и международными стандартами.

Как выше было сказано, бухгалтерская отчетность служит основой для финансового анализа и, следовательно, для принятия управленческих решений.

На основании проведенной оценки финансового состояния МУП «СЕРВИСБАЗА» можно сделать следующие выводы:

- Деятельность организации связана с оптовой торговлей, однако при этом ей не хватает средств для формирования торгово- материальных запасов. Из размер за анализируемый период сократился на 313 тыс. руб.

- Имеющиеся пассивы на предприятии не являются мобильными, потому как относятся к постоянным пассивам. Помимо этого на предприятии наблюдается недостаток собственных оборотных средств для финансирования в оборотный капитал.

- Полученные результаты свидетельствуют о том, что деятельность предприятия является не только прибыльной, но и рентабельной. Помимо этого, в анализируемом периоде доходность деятельности организации увеличивается по всем показателям.

Руководству предприятия следует принять ряд управленческих мер по улучшению хозяйственной деятельности МУП «СЕРВИСБАЗА»:

- Увеличить размер наиболее ликвидных активов за счет  краткосрочных финансовых вложений;

- Увеличить постоянные пассивы. Одним из способов их роста может быть создание резервного капитала.

- Расчеты показали, что получая выручку от реализации продукции в размере 6271 тысяч рублей, МУП «СЕРВИСБАЗА» будет полностью окупать свои затраты, однако не получит при этом прибыли. При этом выручка от реализации за 2004 год составила 7765 тыс. руб. Таким образом, запас финансовой прочности равен 1494 тыс. руб. Эти средства рекомендуется направить на погашение части убытков прошлых лет.

Предложенные мероприятия будут способствовать улучшению финансовой устойчивости МУП «СЕРВИСБАЗА» и повысят эффективность управления предприятием.

Выводы

Обобщая информацию, приведенную в данной сделаем определенные выводы и разработаем предложению по улучшению данного управления  предприятием.

В результате проведенного анализа финансовой устойчивости установлено, что МУП «СЕРВИСБАЗА» является независимым; степень задолженности предприятия перед кредиторами и удельный вес дебиторской задолженности в общей стоимости имущества, а также зависимость предприятия от внешних займов очень низки, что является положительным моментом с позиции финансовой устойчивости. Однако, в результате проведенного анализа ликвидности баланса, установлено, что финансовое состояние предприятия неустойчивое, т.к. в структуре ликвидных активов наибольшая доля приходится на труднореализуемые активы.

Анализ платежеспособности показал, что предприятие не способно погасить краткосрочную задолженность.

Ликвидность МУП вызывает некоторые сомнения, что объясняется ее снижением в последний год анализируемого периода. Однако значения коэффициентов близки к нормальному уровню, то есть организация все еще мобильна и вполне способна расплатиться со своими обязательствами.

В целом же экономическое положение анализирующего хозяйствующего субъекта можно охарактеризовать как хорошее. Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли, как конечного финансового результата.

Был проведен анализ влияния на прибыль производственного рычага, а также воздействие финансового рычага на финансовый результат.

Относительно малая доля заемных средств несколько сдерживает губительное воздействие отрицательного дифференциала финансового рычага, но опять же вызывает опасения тенденция к наращиванию объемов заемных средств. То есть увеличивающееся плечо финансового рычага способно поставить организацию в дальнейшем на порог рентабельности. Наиболее обдуманным шагом в данной ситуации будет снижение объемов заемных средств.

Таким образом, проведенные исследования показали, что на уровень и динамику изменений прибыли серьезное влияние оказывают элементы финансового механизма: финансовый и операционный рычаги.

Для принятия быстрых и качественных управленческих решений очень важна достоверная финансовая информация. Для оптимизация бухгалтерской отчетности для целей управления в МУП «СЕРВИСБАЗА» необходимо:

- Бухгалтерии придерживаться графика документооборота, что позволит в установленные законом сроки составлять и сдавать в контролирующие органы бухгалтерскую отчетность, а также на ее основе принимать управленческие решения;

- Автоматизировать весь процесс ведения бухгалтерского учета от заполнения первичных документов до составления регламентированной отчетности. Это даст возможность руководству получать оперативную информацию.

- На государственном уровне должна касаться ускорения процесса перехода к международным формам бухгалтерской отчетности.

Руководству предприятия следует принять ряд управленческих мер по улучшению хозяйственной деятельности МУП «СЕРВИСБАЗА».

Список использованной литературы

1. Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч.-М.: Экономика и финансы АКДИ, 2002.- 330 с.

2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Табурчак П.П., Викуленко А.Е., Овчинникова Л.А. и др.: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тулина и М.С. Сапрыкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.-352 с.

3. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 471 с.

4. Артеменко В.Г., Белиндир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Издательство «Дело и Сервис» НГАЭиУ, 2002.- 160 с.

5. Бригхем Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента. Сокр. Пер. с англ.- 5-е изд.- М.: РАТС: ОАО Издательство «Экономика», 2003.-823 с.

6. Бригхем Е. Основы финансового менеджмента / Пер. с англ. К: Молодь, 2000.- 133 с.

7. Глазунов В.Н. Анализ финансового состояния предприятия // Финансы.-2001.-№2.- с.15-17.

8.  Глазунов В.Н. Стратегическое финансовое планирование хозяйствующего субъекта // Финансы и кредит.-2003.-№12.- с.30-33.

9. Ефимова О.В. Финансовый анализ – М.: Бухгалтерский учёт, 2001.- 297с.

10. Заруп И.Ф. Оценка финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий №10, 2001

11.  Ковалёв В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2003.- 259с.

12.  Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности  предприятия: Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2002.- 424 с.

13. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых отношений. Методы, модели, техника вычислений.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.- 400 с.

14.  Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 348 с.

15.  Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 560 с.- (Высшее образование).

16.  Меркулов Я.С. Теоретическое и практическое пособие по финансовым вычислениям.- М.: ИНФРА, 2000.- 336 с.

17. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). // Нормативные акты №10, 2001

18.  Райзберг Б.А., Лозовской Л.Ш., Стародубцев Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 496 с.

19.  Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции.- М.: Издательство «Перспектива», 2003.- 420 с.

20.  Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. Справочное пособие.- Минск, Высшая школа, 2001.- 187 с.

21. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. - Минск: Новое издание, 2003

22.  Смекалов  П.В., Ораевская П.А. Анализ хозяйственной деятельности агроформирований. // Бухгалтерский учет №7, 2000

23.  Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 447 с.

24.  Шуляк П.Н. Финансы предприятий.- М.: Издательский дом «Дашков и Ко».- 2001.- 300 с.

25. Щербинина Ю.В. Анализ финансовых результатов. // Бухгалтерский учет №5, 2000

26.  Финансовый анализ.- СПб: Питер, 2005.- 240 с.: ил.- (Серия «Краткий курс»).
















Приложение


[1] Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч.-М.: Экономика и финансы АКДИ, 2002

[2] Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Табурчак П.П., Викуленко А.Е., Овчинникова Л.А. и др.: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тулина и М.С. Сапрыкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2002

[3] Артеменко В.Г., Белиндир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Издательство «Дело и Сервис» НГАЭиУ, 2003

[4] Бригхем Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента. Сокр. Пер. с англ.- 5-е изд.- М.: РАТС: ОАО Издательство «Экономика», 2000

[5] Бланк И.А. Управление прибылью. К.: «Ника-центр», 2000

[6] Ковалёв В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2000

[7] Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

[8] Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства.- М.: Финансы и статистика, 2001

[9] Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

[10] Райзберг Б.А., Лозовской Л.Ш., Стародубцев Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2000

[11] Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. Справочное пособие.- Минск, Высшая школа, 2001

Похожие работы на - Оценка финансового состояния

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!