Особенности формирования фин ресурсов
Особенности
формирования и использования
финансовых
ресурсов предприятий
Содержание
С.
Введение 3
1.
Экономическая сущность и значение финансовых ресурсов 4
1.1.
Сущность и формы финансов предприятий 4
1.2. Место финансов предприятий в общей системе финансов
государства и их роль в формировании финансовых ресурсов 9
1.3.
Значение финансовых ресурсов и денежных средств организаций 11
2.
Источники и структура финансовых ресурсов организации 15
2.1.
Собственные средства предприятия 15
2.2.
Заемные и привлеченные средства 18
2.3.
Прогнозирование и планирование финансовых ресурсов 19
3. Оптимизация источников финансовых ресурсов 25
3.1. Амортизация – один из основных источников инвестирования 25
3.2. Резервы увеличения прибыли 29
3.3. Стратегия привлеченных заемных средств 30
Заключение 34
Список литературы 35
Приложения 36
Введение
Экономические преобразования в России направлены на формирование и
развитие цивилизованных рыночных отношений, на создание эффективной системы
функционирования капитала. В этих условиях одним из актуальных вопросов
является вопрос формирования и использования финансовых ресурсов предприятий.
С переходом российской экономики на рыночные основы хозяйствования перед
предприятиями встала проблема обеспечения производства финансовыми ресурсами.
Если при плановой экономике предприятия, в случае неудачи, могли рассчитывать
на помощь государства с его системой перераспределения финансовых ресурсов, то
в современных условиях хозяйствования решение вопроса выживания и процветания
находится в собственных руках предприятия.
Финансовые ресурсы предпринимательской фирмы можно определить как
совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, находящихся в
распоряжении фирмы и предназначенных для выполнения ее финансовых
обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением
производства.[1]
Цель данной работы – проанализировать особенности формирования и
использования финансовых ресурсов предприятий в условиях формирующейся рыночной
экономики.
1. Экономическая сущность и значение финансовых ресурсов
1.1. Сущность и формы финансов предприятий
Финансы предприятий (хозяйствующих субъектов) — это экономические,
денежные отношения, возникающие в результате движения денег: на их основе на
предприятиях функционируют различные денежные фонды.[2]
Деньги являются основой рыночных отношений, так как они связывают
интересы продавца и покупателя. Рыночные отношения – это прежде всего
финансовые отношения между участниками рынка, которые предполагают заработать
деньги и использовать их на различные цели, создавая собственные денежные
фонды. В условиях товарного производства деньги выполняют роль экономического
контроля в процессе производства и распределения.
Финансы выполняют три функции:[3]
обеспечивающую;
распределительную;
контрольную.
Обеспечивающая функция финансов предприятий предполагает, что
предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми
денежными средствами при соблюдении очень важного принципа: все расходы должны
быть покрыты собственными доходами. Временная дополнительная потребность в
средствах покрывается за счет кредита и других заемных источников. Оптимизация
источников денежных средств – одна из главных задач управления финансами
предприятий, поскольку при излишке средств снижается эффективность
использования, а при недостатке возникают финансовые трудности, которые могут
привести к серьезным последствиям. Кроме того, оптимизация источников денежных
средств – один из путей получения наивысшего финансового результата.
Распределительная функция финансов предприятий тесно связана с
обеспечивающей. Распределительные отношения также серьезно влияют на конечные
результаты. Распределяемая выручка от реализации продукции частично
направляется на возмещение затрат предприятия (потребленные средства производства
и заработная плата), а другая часть ее представляет прибыль. Прибыль
распределяется между предприятием и бюджетом. Финансовый механизм этих
отношений включает: зависимость заработной платы от полезности производимой
продукции и поступления платежей за нее; обоснованное распределение прибыли
между предприятием, торговлей и банками, при котором большая часть должна
доставаться производителю; объективную реальность нормативов распределения
прибыли между предприятиями и бюджетами различных уровней, а также внебюджетными
фондами, предполагающую долговременность и стабильность; обоснованность
отчислений на накопление (развитие производства) и потребление; достаточность
средств на социальные нужды, на научно-исследовательские работы, на подготовку
кадров и другие цели.
Контрольная функция финансов предприятий связана с применением различного
рода стимулов и санкций, а также соответствующих показателей.
Если предприятие своевременно
рассчитывается с бюджетом, банками, поставщиками, оно тем самым улучшает свои
конечные результаты, повышает эффективность производства и использования
средств. В противном случае оно вынуждено платить штрафы, пени, неустойки,
возникает напряженное финансовое положение, ухудшаются конечные результаты.
Одной из форм финансового контроля является использование ряда финансовых
показателей. Главным из них является стабильное наличие средств у предприятия.
Именно в этом проявляется взаимодействие контрольной функции финансов с первыми
двумя; это и есть проявление финансового, контроля рублем. К другим финансовым
показателям относятся: задолженность поставщикам, банку, бюджету, работникам,
обеспеченность оборотных средств соответствующими источниками, убытки, ликвидность,
платежеспособность и др.
Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп.[4]
Это отношения:
с другими предприятиями и организациями;
внутри предприятий;
внутри объединений предприятий, которые включают отношения с вышестоящей
организацией, внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;
с финансово-кредитной системой бюджетами и внебюджетными фондами,
банками, страхованием, биржами, различными фондами.
Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями включают
отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными
организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями,
таможней, предприятиями, организациями и фирмами иностранных государств. Это –
самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с
другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных
ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений
первична, так как именно в сфере материального производства создается
национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и
прибыль. Организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на
конечные результаты производственной деятельности.
Финансовые отношения внутри предприятия включают отношения между
филиалами, цехами, отделами, бригадами, а также отношения с рабочими и
служащими. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ
и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Роль их состоит в
установлении определенных стимулов и материальной ответственности за
качественное выполнение принятых обязательств. Объем определяется степенью
финансовой самостоятельности структурных подразделений. Отношения с рабочими и
служащими — это выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по
акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб,
удержание налогов. При этом очень важно, чтобы работники подразделений получали
именно то, что они зарабатывают.
Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями включают
отношения по поводу образования и использования централизованных денежных
фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью.
Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств,
финансирования импортных операций, научных исследований, в том числе и
маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как
правило, на возвратной основе играет важную роль и способствует оптимизации
средств предприятий.
В условиях приватизации собственности, когда в руках государства
остается значительная часть акций приватизированных предприятий, большую роль
играет мировой опыт: во многих странах основная доля (до 90%) средств от
приватизации поступает в специальные фонды поддержки приватизируемых
предприятий.
Финансово-промышленные группы создаются, как правило, с целью объединения
финансовых усилий в направлении развития и поддержки производства, получения
максимального финансового результата. Здесь могут быть и централизованные
денежные фонды, и коммерческий кредит друг другу, и просто финансовая помощь.
То же самое касается и отношений между предприятиями в условиях холдинга.
Отношения с финансово-кредитной
системой многообразны. Прежде всего это отношения с бюджетами различных уровней
и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений.
Налоговая система России несовершенна и не способствует нормальной
производственной деятельности. Мировой опыт показывает, что снизить высокие
темпы инфляции можно только через поддержку производства и развитие инвестиций.
На это должна быть направлена в основном налоговая, а также кредитная и
таможенная политика. В частности, во многих странах определенная часть или весь
прирост производства налогами не облагается. Это выгодно и предприятию, и
государству, так как налоги от таких предприятий поступают в полном объеме, а
через год они резко увеличиваются.
Отношения со страховым звеном финансовой системы состоят из перечислений
средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества
предприятия.
Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части
организации безналичных расчетов, так и в отношении получения и погашения
краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов
оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит
является источником формирования оборотных средств, расширения производства,
его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных
финансовых трудностей предприятий.
В настоящее время в отношениях предприятий с банками существует ряд
серьезных проблем. Практика безналичных расчетов примитивна: предоплата,
бартер, наличные деньги, большие неплатежи. Кредит очень дорогой, поэтому его
удельный вес при формировании оборотных средств предприятий низкий (в среднем
не более 10%). Долгосрочный кредит на финансирование инвестиций практически не
применяется. Нетрадиционные банковские услуги также не получили серьезного
развития.
Финансовые отношения
предприятий с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами.
Фондовый рынок в России развит пока недостаточно.
Финансовые отношения опосредуют процесс образования
различных фондов денежных средств целевого назначения. Эти денежные средства,
т. е. финансовые ресурсы, находятся в постоянном движении. Движение
финансовых ресурсов образует основу модели финансов хозяйствующего субъекта,
которую экономически правильно можно представить как финансовую модель
управления денежными потоками хозяйствующего субъекта.
Финансовая модель хозяйствующего субъекта отражает
современный процесс формирования и использования финансовых ресурсов, а также
показывает состав финансовых отношений и элементы финансового самообеспечения
(приложение 1).
1.2. Место финансов предприятий в общей системе финансов государства и их
роль в формировании финансовых ресурсов
В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к
определению понятия «финансовая система». Финансовая система преимущественно
рассматривается либо как «форма организации...», либо как «совокупность организаций...».
Так, например, известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет
финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих
свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам.[5]
По мнению Л. А. Дробозиной, финансовая система — это «совокупность различных
сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды
денежных средств».[6]
Коллектив авторов под руководством Г. Б. Поляка трактует финансовую систему
как «...совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными
методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих
субъектов, домохозяйств и государства».[7]
Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы
предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального
производства. Источником централизованных государственных фондов денежных
средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального
производства, т.е. на тех же предприятиях.
Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено
и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и
использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством,
другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.[8]
Финансы предприятий являются основой финансовой системы государства,
поскольку предприятия являются основным звеном народнохозяйственного комплекса.
Ведущая роль финансов предприятия в общей системе финансов государства
обусловлена тем, что источники финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные
отчисления и др.) формируются главным образом в хозяйствующем субъекте; объем
финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта значительно превышает величину
денежных средств граждан.[9]
Состояние финансов предприятия оказывает влияние на обеспеченность
общегосударственных и региональных денежных фондов финансовыми ресурсами.
Зависимость здесь прямая: чем крепче и устойчивее финансовое положение
предприятий, тем обеспеченнее общегосударственные и региональные денежные
фонды, более полно удовлетворяются социально-культурные и другие потребности.
Именно поэтому в условиях рыночной экономики необходимо научиться
сочетать полную самостоятельность предприятий и регионов с государственным
регулированием экономики и финансов. Эти задачи должен решать функционирующий
на том или ином этапе развития общества финансовый механизм.
1.3. Значение финансовых ресурсов и денежных средств организаций
Термин «ресурсы» происходит от французского «ressourrce» – вспомогательное средство.[10]
Он означает денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств
и доходов.
Финансовые ресурсы – это денежные средства,
имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления
текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения
финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.[11]
Финансовые ресурсы направляются на развитие
производства (производственно-торгового процесса), содержание и развитие
объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, а также могут
оставаться в резерве. Финансовые ресурсы, используемые на развитие
производственно-торгового процесса (покупка сырья, товаров и других предметов
труда, орудий труда, рабочей силы, прочих элементов производства), представляют
собой капитал в его денежной форме. Таким образом, капитал – это часть
финансовых ресурсов.
Д –
Т – Д*,
где Д – денежные средства, авансированные инвестором;
Т –
товар (купленные средства производства, рабочая сила и другие элементы
производства);
Д* – денежные средства, полученные инвестором от продажи продукции и
включающие в себя реализованный прибавочный продукт (прибавочную стоимость);
Д* – Д – прибавочный продукт (доход инвестора);
Д*– Т – выручка от продажи продукции;
Д – Т – затраты инвестора на покупку товара.
В приведенной выше операции Д – Т – Д* денежные
средства (Д), вкладываемые в производственно-торговый процесс, не затрачиваются
окончательно, а лишь авансируются, и после завершения кругооборота они возвращаются
вкладчику (инвестору) с дополнительным доходом (Д*). Капитал должен постоянно
совершать кругооборот, чем больше за год будет совершено оборотов капитала, тем
больше у инвестора будет годовая прибыль.
По форме вложения различают предпринимательский и кредитный капитал.
Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в
различные предприятия путем прямых или портфельных инвестиций. Такое вложение
капитала осуществляется с целью получения прибыли и прав на управление
предприятием (акционерным обществом, товариществом).
Кредитный капитал – это денежный капитал, предоставленный в кредит на
условиях возвратности и платности. В отличие от предпринимательского кредитный
капитал не вкладывается в предприятие, а передается другому предпринимателю
(инвестору) во временное пользование с целью получения процента. Кредитный
капитал выступает как товар, и его ценой является процент.
Структурно капитал состоит из денежных фондов. В структуру капитала
входят денежные средства, вложенные в основные фонды, нематериальные активы,
оборотные фонды, фонды обращения.
Основные фонды представляют собой средства труда (здание, оборудование,
транспорт и т.д.), которые многократно используют в хозяйственном процессе, не
изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму. Стоимость основных
фондов, за исключением земельных участков, частями, по мере их износа,
переносится на стоимость продукции (услуги) и возвращается в процессе ее
реализации. Этот процесс называется амортизацией. Денежные суммы, соответствующие
снашиванию основных средств, накапливаются в амортизационном фонде.
Амортизационный фонд, или денежный фонд возмещения, находится в постоянном
движении.
Денежные средства, авансированные на приобретение основных фондов,
называются основными средствами (основной капитал). Следует отметить, что
вложения денежных средств в фонды осуществляются авансом, поэтому понятие
вложенных средств адекватно понятию авансированных средств.
Нематериальные активы представляют собой вложение денежных средств
предприятия (его затраты) в нематериальные объекты, используемые в течение
долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход. Таким
образом, нематериальные активы – это стоимость объектов промышленной и
интеллектуальной собственности и иных имущественных прав. К нематериальным
активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами,
патенты, лицензии, ноу-хау, программное обеспечение, авторские права,
организационные расходы, торговые марки, товарные и фирменные знаки, цена
фирмы. Нематериальные активы по характеру применения похожи на основные
средства. Они используются длительное время, приносят прибыль и с течением
времени большая их часть теряет свою стоимость.
Оборотные фонды по вещественному содержанию представляют собой запасы
сырья, полуфабрикатов, топлива, тару, расходы будущих периодов, малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы. Оборотные производственные фонды принимают
однократное участие в производственно-торговом процессе, изменяя при этом свою
вещественно-натуральную форму. Их стоимость полностью переносится на вновь
произведенный продукт. Основное назначение оборотных фондов заключается в
обеспечении непрерывности и ритмичности производства.
Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров. Они
включают произведенную, но нереализованную продукцию, запасы товаров, денежные
средства в кассе и в расчетах и др. По характеру участия в
производственно-торговом процессе оборотные средства и фонды обращения тесно
взаимосвязаны и постоянно переходят из сферы производства в сферу обращения и
наоборот, т.е. из одних фондов переходят в другие. Поэтому они учитываются как
единые оборотные средства. Денежные средства, вложенные в оборотные
производственные фонды и фонды обращения, представляют собой оборотные средства
(оборотный капитал).
Кругооборот оборотных средств происходит по схеме
Д –
Т... П... Т1 – Д1,
где Д – денежные средства, авансируемые хозяйствующим субъектом;
Т – средства производства;
П – производство;
Т1 – готовая продукция;
Д1 – денежные средства, полученные от продажи продукции и
включающие в себя реализованный прибавочный продукт.
Точки (...) означают, что обращение средств прервано, но процесс их
кругооборота продолжается в сфере производства.
2.
Источники и структура финансовых ресурсов организации
2.1. Собственные средства предприятия
Источники финансовых ресурсов организации можно разделить на три группы:
собственные средства; заемные средства; привлеченные средства (приложение 2).[12]
Собственные средства – это прибыль, средства от продажи ценных бумаг,
паевые и другие взносы юридических и физических лиц и др. Собственный капитал
предприятия включает уставный, добавочный, резервный капитал, фонд социальной
сферы, целевые финансирования и поступления, нераспределенную прибыль прошлых
лет и отчетного года.
Уставный капитал – зарегистрированная в уставе предприятия часть
собственного капитала. Его величина фиксируется в учредительных документах.
Уставный капитал государственных предприятий равен сумме средств, выделенных из
федерального бюджета в момент начала эксплуатации предприятия.
Уставный капитал коммерческих предприятий равен сумме вкладов
учредителей. Вклады в уставный капитал могут вноситься в виде денежных средств,
зданий, оборудования, ценных бумаг, прав пользования, прав на интеллектуальную
собственность и т.п. Величина уставного капитала не изменяется. При ее
изменении необходимо внести исправления в учредительные документы и
зарегистрировать их в исполнительных органах власти. Например, уставный
капитал акционерного общества увеличивается путем выпуска новых акций или
повышения номинала ранее выпущенных акций. Уменьшение уставного капитала
осуществляется путем выкупа части акций у акционеров (для их аннулирования)
или при снижении номинальной стоимости акций.
Добавочный капитал – эмиссионный доход АО (получается при продаже акций
по цене выше номинальной), суммы от переоценки внеоборотных активов (ежегодно
проводится переоценка основных средств в связи с инфляцией, что приводит к
увеличению их стоимости), ассигнования из бюджета на финансирование
долгосрочных вложений, средства на пополнение оборотных средств и др.
Резервный капитал предназначен для покрытия непредвиденных потерь, для
выплаты доходов инвесторам, если не хватает на эти цели прибыли. Источником
образования резервного капитала является прибыль. Отчисления в резервный фонд
производятся до достижения размеров этих фондов, установленных учредительными
документами. До января 1997 г. отчисления в резервные фонды, если они не
превышали 25% уставного капитала, освобождались от уплаты налога на прибыль. С
января 1997 г. эта льгота ликвидирована.[13]
Фонд социальной сферы, используемый для финансирования социальных нужд
предприятия, создается за счет чистой прибыли.
Целевые финансирование и поступления – это средства, поступающие для
удовлетворения определенных финансовых нужд, на определенные цели. Эти средства
используются для пополнения оборотных средств и финансирования долгосрочных
вложений. Они могут поступать из бюджета, внебюджетных фондов и из других источников.
Сегодня бюджетные и отраслевые финансовые источники играют все меньшую роль.[14]
Нераспределенная прибыль является источником пополнения оборотных средств
предприятия. По величине она представляет собой разность между образовавшейся
прибылью и ее использованной частью.
На основе вышеизложенного можно
сделать вывод, что источники собственного капитала предприятия делятся на
внутренние и внешние. К внутренним источникам относится прибыль, к внешним –
продажа ценных бумаг (акций).
Важнейшим источником собственных средств организации является прибыль.
Она представляет собой эффект, финансовый результат деятельности организации.
Различают следующие виды прибыли.
Валовая прибыль – выручка от реализации товаров, работ, услуг (за
минусом косвенных налогов, т. е. НДС, акцизов, экспортных пошлин, налога с
продаж и др.) минус себестоимость проданных товаров, работ, услуг.
Прибыль от продаж – валовая прибыль минус коммерческие и управленческие
расходы. Коммерческие расходы представляет собой расходы по сбыту, у торговых
организаций – это издержки обращения на проданные товары. Управленческие
расходы – это общехозяйственные расходы.
Прибыль до налогообложения состоит из прибыли от продаж плюс операционные
доходы минус операционные расходы плюс внереализационные доходы минус
внереализационные расходы. Операционные доходы включают в себя проценты к
получению (по облигациям, депозитам и т. п.), доходы от участия в других
организациях, прочие операционные доходы (от реализации основных средств и
нематериальных активов, от аренды имущества и т. д.). Операционные расходы –
это проценты к уплате и прочие операционные расходы. Внереализационные доходы и
расходы представляют собой штрафы и пени за нарушение условий хозяйственных
договоров, убытки от хищения материальных ценностей и др.
Прибыль от обычной деятельности равна прибыли до налогообложения минус
налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.
Чистая прибыль состоит из прибыли от обычной деятельности плюс
чрезвычайные доходы минус чрезвычайные расходы.
Общая сумма прибыли, получаемой организацией, делится на две части:
прибыль, изымаемая в распоряжение государства и местных органов власти;
прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).
Структура прибыли организации приведена в приложении 3.
Крупным источником собственных средств предприятия является амортизация,
которая представляет собой перенос стоимости основных средств и нематериальных
активов на себестоимость продукции или издержки обращения.
2.2. Заемные и привлеченные средства
Заемные средства предприятий – это долгосрочные и краткосрочные кредиты
и займы. Кредиты делятся на банковские, бюджетные, коммерческие и налоговые.
Банковский кредит предоставляется в денежной форме банками и другими кредитными
учреждениями. Коммерческий кредит – это отсрочка платежей одного предприятия
другому. Остановимся подробнее на налоговом и инвестиционном налоговом кредите.
Налоговый кредит – это изменение срока уплаты налога на срок от 3 мес. до
одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
нанесение налогоплательщику значительного материального ущерба в
результате стихийных бедствий, технологической катастрофы или иных
обстоятельств непреодолимой силы;
задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного
заказа;
угроза банкротства в случае единовременной выплаты налогов;
если имущественное положение физического лица исключает возможность
единовременной уплаты налога;
сезонный характер предпринимательской деятельности и др.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по
одному или нескольким налогам. Если отсрочка предоставлена по основаниям 3 и
4, то за кредит взимаются проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования
Центрального банка РФ. Если отсрочка предоставлена по основаниям пп. 1 и 2, то
проценты не взимаются. Решение о предоставлении кредита принимается
уполномоченным органом и оформляется договором.
Инвестиционный налоговый кредит – кредит, при котором дается отсрочка
уплаты налога, когда организации при наличии соответствующих оснований
предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных
пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы
кредита и начисленных процентов. Этот кредит может быть предоставлен по налогу
на прибыль (доходы), по региональным и местным налогам. Кредит предоставляется
на срок от 1 года до 5 лет. Суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не
могут превышать 50% соответствующих платежей по налогу. [15]
Привлеченные средства – это средства, которые еще
или уже не принадлежат организации, но используются в ее обороте. К ним
относится кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность включает
задолженность организации перед поставщиками и подрядчиками, перед бюджетом и
внебюджетными фондами, перед своими работниками по оплате труда и т.п.
Структура финансовых ресурсов у различных
организаций разная.
2.3. Прогнозирование и планирование финансовых ресурсов
Важнейшим элементом предпринимательской деятельности является
планирование, в том числе финансовое. Эффективное управление финансами фирмы
возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений
фирмы.
Планирование на предприятии осуществлялось и в
условиях административно-командной экономики. Планы предприятий в те годы
определялись заданиями отраслевых министерств и получались громоздкими и
трудно применимыми на практике. В рыночной экономике планирование на
предпринимательской фирме является внутрифирменным, т.е. не носит элементов
директивности. Основная цель внутрифирменного финансового планирования —
обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности,
получение необходимых для этого средств и в конечном итоге достижение
прибыльности фирмы. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением
ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа
неиспользованных возможностей. Таким образом, финансовое планирование
представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых
(нормативных) показателей по обеспечению развития предпринимательской фирмы
необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой
деятельности в будущем периоде.[16]
Финансовое планирование является составной частью
внутрифирменного планирования. Конкретно оно выражается в составлении
соответствующего раздела бизнес-плана, который призван обобщить материалы его
предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении.
Финансовый раздел бизнес-плана носит название «Финансовым план» и
состоит из нескольких документов, находящихся между собой в определенной
взаимосвязи через показатели, которые в них содержатся.
Существует несколько вариантов разработки финансового плана. По одному
из них в состав документов входят:
прогноз объемов реализации;
баланс денежных расходов и поступлений;
таблица доходов и затрат;
расчет точки достижения безубыточности.[17]
Основными задачами финансового планирования деятельности фирмы являются:
обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной,
инвестиционной и финансовой деятельности;
определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени
рационального его использования;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет
экономного использования денежных средств;
установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и
контрагентами;
соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
контроль за
финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы.
Рыночная экономика требует от предпринимательских организаций
качественно иного финансового планирования, так как за все негативные
последствия и просчеты разрабатываемых планов ответственность несут сами
организации.
Однако наряду с факторами, требующими широкого применения финансового
планирования в современных экономических условиях, действуют и факторы,
ограничивающие его использование предпринимательскими фирмами в России, такие,
как:
высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с
продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни
(именно их непредсказуемость затрудняет планирование);
отсутствие эффективной нормативно-правовой базы в сфере внутрифирменного
финансового планирования;
ограниченные финансовые возможности для осуществления серьезных
финансовых разработок в области планирования у многих предпринимательских
фирм.
Большие возможности для осуществления эффективного финансового
планирования имеют крупные компании, так как у них достаточно финансовых
средств для того, чтобы привлекать высококвалифицированных специалистов,
обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.
На небольших предпринимательских фирмах, как правило, для этого не
хватает денежных средств, хотя потребность в финансовом планировании именно у
таких фирм острее, чем у крупных. Небольшие фирмы чаще нуждаются в привлечении
заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности; кроме этого,
внешняя среда оказывает значительное влияние на их деятельность и труднее
поддается контролю. В результате — будущее небольшой предпринимательской фирмы
более неопределенно и непредсказуемо.
Значение финансового планирования для фирмы состоит в том, что оно:
воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых
показателей;
предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых
проектов;
служит инструментом получения внешнего финансирования.
Исходя из целей, стоящих перед финансовым планированием на фирме, можно
отметить, что это — сложный процесс, включающий в себя несколько этапов,
которые отображены в приложении 4.
На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности фирмы
за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов — бухгалтерского
баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств.
Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты,
размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить
финансовые результаты деятельности фирмы и определить проблемы, стоящие перед
ней.
Второй этап — это разработка финансовой стратегии и финансовой политики
по основным направлениям финансовой деятельности фирмы. На этом этапе
составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным
финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он
разрабатывается на фирме.
В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются
основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления
текущих финансовых планов.
На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с
производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими
планами и программами, разрабатываемыми предпринимательской фирмой.
Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования
путем разработки оперативных финансовых планов.
Планирование предусматривает осуществление текущей производственной,
коммерческой и финансовой деятельности фирмы, влияющее на конечные финансовые
результаты ее деятельности в целом.
Завершается процесс финансового планирования на фирме анализом и
контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в
определении фактических конечных финансовых результатов деятельности
предпринимательской фирмы, сопоставлении с запланированными показателями,
выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по
устранению негативных явлений.
Финансовое планирование на предпринимательской фирме включает в себя три
основные подсистемы:
перспективное финансовое планирование;
текущее финансовое планирование;
оперативное финансовое планирование.
Каждой из этих подсистем присущи определенные формы
разрабатываемых финансовых планов и четкие границы периода, на который эти
планы разрабатываются.
Все подсистемы финансового планирования находятся
во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным
этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой
деятельности фирмы, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На
этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В
свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется
именно на стадии текущего финансового планирования.
3. Оптимизация источников финансовых ресурсов
3.1. Амортизация – один из основных источников инвестирования
На протяжении последних десяти лет в России прослеживается устойчивая тенденция
снижения доли бюджетных средств в структуре источников финансирования инвестиций.
В этой связи основным источником инвестиций в основной капитал (на уровне двух
третей) стали собственные средства предприятий. Из собственных средств
предприятий ведущие источники инвестиций — амортизационный отчисления.[18]
Амортизационный отчисления отчисления образуются на предприятиях в
результате переноса стоимости основных производственных фондов на стоимость
готовой продукции. Функционируя длительное время, основные производственные
фонды постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на готовую продукцию
частями. Поскольку основные производственные фонды не требуют возмещения в
натуральной форме после каждого воспроизводственного цикла, предприятия
осуществляют затраты на их восстановление по истечении нормативного срока
службы. Денежные средства, высвобождающиеся в процессе постепенного
восстановления стоимости основных производственных фондов, аккумулируются в
виде амортизационных отчислений в амортизационном фонде.
Величина амортизационного фонда зависит от объема основных фондов
предприятия и используемых методов начисления. В хозяйственной практике
применяют метод равномерной (прямолинейной) и ускоренной амортизации.
При линейном методе начисление амортизационных средств производится по
единым нормам амортизации, установленным в процентах к первоначальной
стоимости основных средств. При отклонении от нормативных условий
использования основных средств нормы амортизации могут быть откорректированы с
помощью так называемых поправочных коэффициентов.
Расчет величины амортизационных отчислений при линейном методе
производится по формуле
А =
С Н / 100 (k1 + k2 + ... +kn),
где А — величина амортизационных отчислений;
С — первоначальная стоимость основного средства;
Н — норма амортизации, %;
k — поправочный коэффициент.
При использовании метода ускоренной амортизации в странах с рыночной
экономикой начисление ее осуществляется с учетом уменьшающегося остатка
балансовой стоимости основных средств или методом суммы чисел.
В первом случае сумма амортизационных отчислений определяется на основе
фиксированного процента от остаточной стоимости основных средств. При этом
годовые амортизационные отчисления постоянно уменьшаются. Если последовательно
соотнести значения годовых амортизационных отчислений к величине первоначальной
стоимости основных средств, полученные нормы амортизационных отчислений
образуют определенную регрессивную шкалу.
Совокупные амортизационные отчисления за весь нормативный период,
рассчитанные по методу уменьшающегося остатка, не возмещают полную стоимость
основных средств. В связи с этим на практике часто применяется сочетание
метода уменьшающегося остатка и линейного метода. Переход к линейному методу во
второй половине периода службы основных фондов позволяет достичь полной амортизации
первоначальной стоимости основных средств.
При использовании метода суммы чисел годовые значения амортизации также
понижаются на протяжении срока службы основных фондов. Однако в отличие от
предшествующего метода здесь обеспечивается полное возмещение амортизируемой
стоимости. Расчет годовой нормы амортизации производится по формуле
Ht = 2(T – t + 1) / T (T + 1),
где Нt — годовая норма амортизации в
t-u году, %;
Т — нормативный срок службы основных фондов, лет;
t — год, для которого исчисляется норма амортизации.
При ускоренной амортизации в первую половину периода службы основных
фондов в амортизационный фонд отчисляется до двух третей их стоимости.
Преимуществом этого метода по сравнению с линейным является сокращение потерь
вследствие недовозмещения стоимости основных фондов в случае их замены из-за
морального износа до окончания установленного срока службы.
При дефиците собственных ресурсов предприятий, нехватке оборотных
средств, кризисе неплатежей в постсоветской России существенно снизились возможности
использования амортизационных отчислений как источника инвестирования.
Обесценение амортизационных фондов предприятий, происшедшее в результате
либерализации цен, последующий кризис сбыта товаров вызвали резкое падение
доли амортизационных отчислений в структуре затрат на производство продукции. В
целом по промышленности России доля амортизации в структуре затрат в 1993 г.
составила 0,9% по сравнению с 12,2% в 1989 г.
На долю амортизационных отчислений приходилось 7%
объема капитальных вложений (для сравнения: в промышленности США
амортизационные отчисления составляют 60—70% от объема капитальных вложений и
являются главным внутренним источником финансирования инвестиций). Последующие
меры по переоценке основного капитала, индексации амортизации, введению новых
норм амортизации с начала 1997 г. привели к возрастанию объемов амортизационных
средств (до 15,2% ВВП в 1997 г.).[19]
По оценкам лишь 20-30% амортизационных отчислений направлялись на
инвестиционные цели, в то время как большая часть покрывала нехватку оборотных
средств. В российском хозяйственном законодательстве практически отсутствовали
нормы, регулирующие адресное использование амортизационных ресурсов.
Постановление Правительства РФ № 1672 «О мерах по совершенствованию порядка и
методов определения амортизационных отчислений» отменило налогообложение
нецелевого использования ускоренной амортизации.
Следует отметить, что использование ускоренной амортизации в зарубежной
практике является одним из важнейших составляющих механизма государственного
стимулирования частных инвестиций. При сокращении полезных сроков использования
амортизируемого капитала происходит завышение норм амортизации на его полное
восстановление. Поскольку сумма дохода, перечисляемая в амортизационный фонд,
исключается из налогооблагаемой базы, рост амортизационных отчислений ведет к
соответствующему снижению балансовой прибыли, служащей базой налогообложения,
и росту прибыли, реально остающейся в распоряжении предприятия.
Однако механическое перенесение подхода, показавшего свою эффективность в
странах со стабильной экономикой, на российскую почву не принесло ожидаемых
результатов. Ориентация на завышение амортизационных отчислений при отсутствии
запретов на ее нецелевое использование в условиях кризиса бюджетно-налоговой,
платежной системы, разрушения финансов предприятий не обеспечила рост объемов
инвестирования.
3.2. Резервы увеличения прибыли
Ключевую роль в структуре собственных источников финансирования
инвестиционной деятельности предприятий играет прибыль. Она выступает как основная
форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта.
После уплаты налогов и других обязательных платежей в распоряжении предприятий
остается чистая прибыль, часть которой может направляться на инвестиции.
Важнейшими факторами роста прибыли являются рост
объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических
разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение
себестоимости, улучшение качества продукции.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает
наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее
величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости
продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую
продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре
цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости
очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при
прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства
продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных
вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования,
освоение новых технологий, расширение производства. Предприятия, располагающие
средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально
увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше
темпов инфляции. Не требует капитальных расходов ускорение оборачиваемости
оборотных средств, которое также ведет к росту объемов производства и
реализации продукции.
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по
увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего
характера:
увеличение выпуска продукции;
улучшение качества продукции;
продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в
аренду;
снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования
материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и
рабочего времени;
расширение рынка продаж и др.
Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно
связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение
издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов
производства.
3.3. Стратегия привлеченных заемных средств
Положение предприятия на рынке не остается неизменным. Рано или поздно
появляются конкуренты. Поэтому постоянное развитие предприятия является
необходимым условием его экономического выживания. План развития составляется
не только на ближайшее время, но и на длительную перспективу. Поэтому
финансовый менеджмент должен ответить на ряд вопросов, сформулировав тем самым
финансовую стратегию предприятия.[20]
Первый из этих вопросов звучит так: «Сколько средств необходимо для
перспективного развития фирмы?» Для определения этой суммы и времени, когда она
потребуется полностью или частично, целесообразно установить зависимость между
потребностью в дополнительных финансовых вложениях и расходах и каким-либо
важнейшим показателем хозяйственной деятельностью фирмы. Например, можно с
достаточной уверенностью сказать, что потребность в средствах на развитие
зависит от объема реализации. Однако так происходит не всегда. Если
предприятие выбрало стратегию борьбы с конкурентом путем повышения качества
выпускаемых изделий или оказываемых услуг, то в этом случае соответствие между
потребностью в инвестициях и объемом реализации соблюдается, так как повышение
качества всегда сопровождается повышением цены. Но если выбрана стратегия
борьбы с конкурентами путем снижения или стабилизации (в условиях инфляции)
цен на продукцию, особого роста выручки от реализации ожидать не приходится.
Потребуются затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий, по
снижению себестоимости выпускаемой продукции. В данном случае потребность в
средствах будет определяться величиной этих затрат.
Второй вопрос стратегического финансового планирования касается
источников инвестирования. Общее направление финансовой деятельности
предприятия должно основываться на принципиальном решении, за счет каких
источников осуществлять финансирование как данного проекта, так и всех последующих.
Таких источников можно выделить три: собственные, привлеченные и заемные
средства. Собственные средства выглядят наиболее привлекательными для
предприятия, поскольку повышают уровень его независимости и самостоятельности,
лишены какого-либо риска, улучшают репутацию предприятия в глазах
контрагентов. Но для формирования собственных источников инвестирования
требуется соблюдение двух условий: наличие доходов и времени для их
капитализации. В действительности одно из двух условий реализации
коммерческого проекта часто отсутствует. Обычно тот, кто хочет и способен
реализовать коммерческий проект, не имеет собственных средств для
инвестирования, а тот, кто их имеет, не желает самостоятельно это делать.
Использование собственных средств для инвестирования под силу только крупным
компаниям. Но для них бизнес-план и его финансовая часть теряют свою
привлекательность.
Среди привлеченных источников первое место занимают средства
акционеров. Дополнительная эмиссия акций или частичная распродажа контрольного
пакета руководством фирмы служат традиционным способом привлечения средств
рядовых инвесторов. Но на этом пути руководство фирмы подстерегает ряд вполне
осознаваемых им опасностей. Первая из них заключена в возможности частичной потери
власти над фирмой теми, кто ею уже владеет. Кроме того, успешное размещение
акций среди публики представляется довольно сложной задачей. Мелкого инвестора
не привлечешь хорошо разработанным бизнес-планом, а крупный потребует очень
больших уступок. Поэтому для привлечения акционерного капитала от предприятия
требуется соблюдение опять-таки двух условий. Нужно убедить мелких акционеров
в том, что им будут регулярно выплачиваться дивиденды и рыночные цены на акции
данного предприятия не упадут, поскольку только эти факторы делают акции
привлекательными для мелких акционеров. Для привлечения крупных акционеров
предприятие должно стать для них максимально прозрачным. Как видим, выбирая
стратегию привлечения акционерного капитала, предприятие вынуждено решиться на
непростые шаги в реорганизации своего финансового менеджмента. Привлеченные
средства могут быть почерпнуты и из внутренних источников. Традиционными из
них являются средства, направляемые на оплату труда. Найдя и установив
оптимальный уровень задолженности по оплате труда своих работников,
предприятие при повышении фонда оплаты труда автоматически увеличивает и
задолженность, которую можно использовать как источник инвестирования. При этом
эти средства всегда направлялись как вложения в оборотный капитал, без
которого не может обойтись ни один коммерческий проект.
Займы можно получить у банкиров и облигационеров. Банкиры заботятся о
возврате ссуды и ее стоимости. Что может стать обеспечением долгосрочного
инвестирования кредита? Что можно заложить из имущества предприятия, чтобы
гарантировать осторожным и опытным банкирам своевременный возврат кредитов, и
откуда будут получены средства для этого? Кто может поручиться за должника в
такой сложной и крупной кредитной сделке и насколько стоимость кредита
оправдывает его привлечение к финансированию проекта? На все эти и другие
непростые вопросы должны ответить менеджеры предприятия, прежде чем они
обратятся к конкретному банку за ссудой. Корпоративные облигации при своей
эмиссии обладают теми же свойствами, что и акции, но в России они не
используются.
На выбор способов финансирования проекта может повлиять его
направленность. Считается, что финансирование посредством привлечения кредитов
выгодно для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих
предприятиях. По мнению банкиров, риск вложений здесь не слишком велик и
соответственно можно понизить стоимость кредита. Кроме того, такое предприятие
имеет достаточно активов, которые могут стать его надежным материальным
обеспечением. Напротив, для проектов создания новых предприятий, реализации
крупных технических новшеств лучше привлекать паевой или акционерный капитал.
Кредит предполагает жесткий график своего погашения с уплатой процентов и
выдержать его новым и реконструируемым предприятиям часто оказывается не по
силам.
Третий вопрос финансовой стратегии можно
сформулировать так: «Когда ожидается возврат вложенных в проект средств?»
Ответить на него можно, используя специальные расчеты, позволяющие определить
срок окупаемости вложений.
Заключение
Финансовые ресурсы – это денежные средства,
имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления
текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения
финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые
ресурсы направляются на развитие производства, содержание и развитие объектов
непроизводственной сферы, потребление, накопление, а также могут оставаться в
резерве.
Источники финансовых ресурсов предприятия подразделяют на три группы:
собственные средства; заемные средства; привлеченные средства. Собственные
средства – это прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных
бумаг, паевые и другие взносы юридических и физических лиц и др. Заемные средства
предприятий включают долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы.
Привлеченные средства – это средства, которые еще или уже не принадлежат
организации, но используются в ее обороте.
Ключевую роль в структуре собственных источников финансирования инвестиционной
деятельности предприятий играет прибыль. На каждом предприятии должны
предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. Важнейшими
факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации
продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение
производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции.
Эффективное управление финансами фирмы возможно лишь при планировании
всех финансовых потоков, процессов и отношений фирмы. Финансовое планирование
представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых
показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми
ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем
периоде.
Список литературы
1. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять
капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1994.
2. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и
статистика, 2001.
3. Деева А. И. Финансы. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
4. Игонина Л. Л. Инвестиции. – М.: Экономистъ, 2004.
5. Ковалева А. М., Лапуста М. Г.,Скамай Л. Г. Финансы фирмы. – М.:
ИНФРА-М, 2001.
6. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и
статистика, 2004.
7. Литовских А.М. Финансовый менеджмент. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.
8. Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М.:
«Финансы и статистика», 2000.
9. Слипенчук М. Структурные особенности источников
инвестиций // Экономист, 2002, № 10.
10. Финансовый менеджмент / Под ред. Самсонова Н. Ф. – М.: Финансы,
ЮНИТИ, 2002.
11. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Сенчагова В. К.,
Архипова А. И. – М.: «Проспект», 2000.
12. Финансы / Под ред. Ковалева В. В. – М.: «Проспект», 2001.
13. Финансы предприятий / Под ред. Колчиной Н. В. –
М.: ЮНИТИ, 2001.
14. Шуляк П. Н. Финансы предприятия. – М.: ИТК «Дашков и Ко»,
2003.
15. Экономика предприятия / Под ред. Волкова О. И. – М.: ИНФРА-М, 2000.
Приложения
Приложение
1
Финансовая
модель управления денежными потоками
хозяйствующего
субъекта
Приложение
2
Состав
источников формирования финансовых ресурсов
Приложение
3
Приложение
4
Основные
этапы финансового планирования на предприятии
[1]
Ковалева А. М., Лапуста М. Г.,Скамай Л. Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2001,
С. 38.
[2]
Деева А. И. Финансы. – М.: Издательство «Экзамен», 2004, С. 258.
[3]
Финансовый менеджмент / Под ред. Самсонова Н. Ф. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002, С.
275.
[4]
Там же, С.281.
[5]
Финансы / Под ред. Ковалева В. В. – М.: «Проспект», 2001, С. 13.
[6]
Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Дробозиной Л. А. – М.: ЮНИТИ,
2000, С. 77.
[7]
Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Поляка Г. Б. – М.: ЮНИТИ, 2001,
С. 73.
[8]
Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Сенчагова В. К., Архипова А. И.
– М.: «Проспект», 2000, С. 36.
[9]
Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика,
2001, С. 28.
[10]
Там же, С. 64.
[11]
Экономика предприятия / Под ред. Волкова О. И. – М.: ИНФРА-М, 2000, С. 117.
[12]
Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.:
Финансы и статистика, 1994, С. 39.
[13]
Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и
статистика, 2004, С. 341.
[14]
Экономика предприятия / Под ред. Волкова О. И. – М.: ИНФРА-М, 2000, С. 119.
[15]
Финансы предприятий / Под ред. Колчиной Н. В. – М.: ЮНИТИ, 2001, С. 247.
[16]
Ковалева А. М., Лапуста М. Г.,Скамай Л. Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2001,
С. 336.
[17]
Финансовый менеджмент / Под ред. Самсонова Н. Ф. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002, С.
477.
[18]
Слипенчук М. Структурные особенности источников инвестиций // Экономист, 2002,
№ 10, С. 38.
[19]
Игонина Л. Л. Инвестиции. – М.: Экономистъ, 2004, С.156.
[20]
Финансовый менеджмент / Под ред. Самсонова Н. Ф. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002, С.
484.