Особенности адаптации студентов-первокурсников с разным уровнем агрессии

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    63,07 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности адаптации студентов-первокурсников с разным уровнем агрессии

Министерство образования Российской Федерации

Кафедра возрастной и педагогической психологии

«Допущена к защите»

Протокол №___от________

Зав. Кафедрой________________


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИИ

___________

Научный руководитель






2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ И УРОВНЯ АГРЕССИИ.

1.1 . Понятие адаптации в психологии и особенности адаптации студентов к обучению.

1.2. Понятие агрессии в отечественной и зарубежной психологии.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ И ФОРМ АГРЕССИИ.

2.1. Описание методов исследования.

2.2. Анализ особенностей адаптации студентов с разным

уровнем агрессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Старший   школьный  возраст  от  15-16   до   18-19  лет, относится  к  ранней   юности.  Именно  для  этого  возраста   характерны   такие   черты, как   самосознание, самоопределение.   Потребность   в  самоопределении   не  только  влияет   на  характер   учебной  деятельности, но  и   определяет   ее  (Л. И. Божович.)   В  этот  период  происходит   процесс  развития   человека,  как   личности,  происходит   переход   от   зависимого    детства   к   самостоятельной, ответственной  деятельности   взрослого.

   В  окружающей   нас  действительности   существует    много   разнообразных   ситуаций,  в   которых  человеку   приходится  приспосабливаться   в  той   или   иной   степени, например, новая  среда окружения, новый  климат, новая социальная ситуация развития и так  далее.    Каждый  из  нас  ежедневно   сталкивается   с  разнообразными   проявлениями  социально- нежелательного  поведения - агрессией,  вредными  привычками,  противозаконными  действиями.   

Старшие   школьники  приобретают   статус   студента, в  связи,  с  чем  ему   приходится  адаптироваться   к   новым   условиям  жизни.  Ф.Н. Гоболин  утверждает, что   адаптация   студента - это  процесс, при  котором    личность  студента  перестраивается,  меняется и  способна  к  более   интенсивной   и  дальнейшей   глубокой  социализации.  Высокие  адаптационные   возможности   способствуют   учебе,  непосредственно  содействуя  нормализации  отношений   между  индивидом  и группой,  созданию   в  ней  правильного    психологического  климата. 

На  процесс  адаптации  к  обучению  в  вузе   оказывают  влияние   личностные  особенности    студентов- первокурсников. Исходя из  выше сказанного, темой  нашего   исследования   является:  « Особенности   адаптации   студентов- первокурсников    с  разным   уровнем  агрессии».

Цель нашего исследования: изучение особенности адаптации студентов - первокурсников с разным уровнем агрессии.

Объект исследования: студенты - первокурсники.

Предмет исследования: особенности адаптации студентов - первокурсников с разным уровнем агрессии.

Гипотеза исследования: существуют особенности проявления адаптации у студентов первого курса с разным уровнем агрессии.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования решались следующие задачи:

1. проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. выявить уровень проявления агрессии у студентов первокурсников.

3. определить особенности адаптации студентов - первокурсников в зависимости от вида агрессии.

Методами исследования являются:

1. Анализ литературы по проблеме исследования.  

2. Констатирующий эксперимент.

3. Психодиагностический метод.

4. Количественный и качественный анализ данных.

Психодиагностический инструментарий.

1.Методика «Шкала  социально-психологической  адаптированности». К.Роджерса и  Р. Даймона

2.Опросник  «Изучения  агрессивности».  Баса-Дарки.

3.Опросник  " Якорь  карьеры". Э. Шейна.

4.Проективная методика исследования личности "Хенд - тест" Т.Н. Курбатова. и О.И. Муляр.

Теоретико-методологической основой нашего исследования стали взгляды поведенческой теории А.Басса, который понимает агрессию, как реакцию, в результате свойств которой другой организм получает болевые стимулы. Теория социального научения А. Бандуры, в частности, понимание агрессии, как результата обучения и подражания. Теория И.Б. Бойко, который  предлагает включить в типологию видов агрессии адаптивную агрессию.

Позиции А.Ф. Бенедиктова, о проблеме социально-психологической адаптации. Позиции А.М. Кухарчук по проблеме адаптации студентов к условиям вуза.

Практическая значимость: результаты нашего исследования пополнят психолого-педагогическую характеристику студентов первого курса в плане особенности адаптации к условиям вуза с разным уровнем агрессии, могут быть использованы педагогами-психологами в работе со студентами первого курса.  
















Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации студентов и уровня агрессии в психологии.

1.1. Понятие адаптации

Понятие "адаптация", возникшее первоначально в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, по словам Г.И. Царегородцева, возникают на "стыках", "точках соприкосновения" наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. [3]

Понятие "адаптация" играет важную роль  в разных отраслях современной науки, в том числе и в психологии.

Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней – от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии В.В. Богословский,  определяет адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя.[5]

В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;

б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия, которое устанавливается между организмом и средой;

в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;

г) адаптация связывается с какой-то определенной "целью", к которой "стремится" организм.

Адаптация – это способность живого отвечать на воздействия внешней среды таким образом, чтобы оставаться самим собой, не утрачивая своей индивидуальности,  (Д.В. Колесов). Ключевыми понятиями адаптации является адаптивный эффект – резистентность и реактивность.

Резистентность- это устойчивость, сопротивляемость живого к воздействиям внешней среды, мера его биологической прочности.

Реактивность – это количественно временная характеристика изменений в организме и психике, возникших в ответ на воздействие внешних факторов и ведущих к достижению адаптивного эффекта.  

Процесс адаптации можно обозначить термином адаптирование, состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса – адаптированность.

В данном случае можно сказать, что адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.[13]

 В развитие современной теории адаптации в физиологии, биологии и медицине внесли значительный вклад ряд отечественных и зарубежных ученых, в том числе Г. Селье, П.К. Анохин, Р.М. Баевский, Ф.З. Меерсон, В.В. Богословский, Д.В. Колесов, В.И. Медведев, А.Ж. Юревиц и другие.

Необходимо выделить психическую адаптацию и социальную адаптацию:

Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму, удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требования среды.

Социальную адаптацию можно определить как процесс усвоения личностью социальных норм и правил в обществе.                                                 

Наиболее общая классификация разновидностей социально-психической адаптации личности включает: нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адаптация.

Нормальная адаптация – это такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.

Девиантная адаптация – девиантными, или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

С понятием адаптация тесно связано такое явление как социализация. Его можно определить как процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Именно в процессе социализации перед личностью возникают те проблемные ситуации, для преодоления которых формируются адаптивные механизмы.[19]

П.К. Анохин придерживаются мнения, что адаптация является этапом социализации личности, ее частью. В.П. Казначеев и С.В. Казначеев рассматривают адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества.

При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности. А.Ж. Юревиц, напротив, делает вывод, что социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Здесь стоит отметить, что в разных отношениях адаптация может рассматриваться и уже и шире социализации.

Суть процесса адаптации можно выразить в следующем: оказавшись в проблемной ситуации и отражая ее, индивид переживает определенное психическое состояние.

Это состояние обычно весьма динамично. Таково, например, состояние фрустрированности, которое возникает в особенно трудных для личности проблемных ситуациях, называемых фрустрирующими проблемными ситуациями. Параллельно с активизацией и использованием адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. По завершении адаптивного процесса первоначальное психическое состояние вместе с породившей его проблемной ситуацией исчезает или сильно меняется.

Адаптационный процесс можно рассматривать на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального резерва организма, здоровья. По мнению Ф.Б. Березина, у человека в этом ряду решающую роль играет психическая адаптация, в значительной мере оказывая влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях.

Показателем успешности психической адаптации является прежде всего достижение возможности выполнения основных задач деятельности.

Основной задачей постоянно осуществляющегося процесса адаптации является поддержание состояния гомеостаза. Согласно этому гомеостаз понимается как постоянство ряда показателей внутренней среды организма, которое является необходимым условием жизнедеятельности любой биологической системы.

Нарушение гомеостатического баланса в системе человек-среда, может возникнуть в следующих случаях: при резком изменении условий среды, в результате которого существующие механизмы адаптации могут оказаться недостаточно эффективными; при существенном преобразовании потребностей и целей индивида; при значительном уменьшении физических или психических ресурсов личности.

Собственно процесс адаптации начинается с фазы разрушения старой программы поддержания гомеостаза, при этом возникает достаточно сложное положение, когда старая программа уже не функционирует, а новые еще не созданы или оказываются не завершенными.[1]

Поведенческие реакции в этот период несут основную защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действия адаптогенных факторов и перенапряжения регуляции.

Социально-психическая дезадаптированность личности выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям.

С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или иная деятельность. Одним из признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения их решения.

Это состояние может быть описано с использованием следующих ключевых понятий: стресса, фрустрации и конфликта.

Различные физиологические состояния, вызываемые любой причиной (стрессором), например холодом, интоксикацией, инфекцией, травмой и т.д., несмотря на разнообразие проявлений, имеют однотипную неспецифическую реакцию организма. Возникающее при этом особое состояние организма обозначается термином "стресс".

Возникающий при изменении сбалансированности системы человек - среда, он одновременно сопровождается нарушением удовлетворения актуальных потребностей; состояние, при этом возникающее, называется  фрустрацией.

Преграды в реализации некоторой деятельности или запреты на ее осуществление, являются по существу психологически внешними барьерами и порождают ситуацию фрустрации, а не конфликта, несмотря на то, что при этом сталкиваются две, казалось бы, внутренние силы.

Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации преобразуется в конфликтную ситуацию.

Ответы людей на воздействие фрустрирующих ситуаций имеют ряд важных различий. В частности, есть такие реакции, которые непосредственны, но имеются также отсроченные адаптивные ответы, механизмы и процессы.

Для формирования, выработки таких ответов психике требуется определенное время. К их числу относится, например, сублимация. Другие же реакции, например, агрессия, являются преимущественно непосредственными реакциями на фрустратор. Существует множество различных ответных реакций, среди которых: прямая агрессия, замещение, идентификация, апатия и беспомощность, регрессия, подавление,  интеллектуализация, проекция, изоляция, рационализация, сублимация.[33]

Разрешение ситуации конфликта, снижение фрустрационной напряженности, устранение тревоги и восстановление гомеостаза может быть достигнуто двумя путями.

В первом случае – при изменении среды путем активного воздействия или в результате ухода из нее, тогда адаптация реализуется без изменения потребностей и целей индивида.

Во втором – устранение несоответствия между актуальными потребностями и возможностью их реализации может быть достигнуто и в относительно стабильной среде в результате изменения личности.

Существуют различные представления о социальной адаптации в различных психологических школах.

Психоаналитическое понимание адаптации опирается на представления З. Фрейда, заложившего основы теории адаптации. Социальная среда рассматривается как изначально враждебная личности и ее стремлениям, и социальная адаптация трактуется как процесс установления гомеостатического равновесия между личностью и требованиями среды.

Процесс адаптации в психоаналитической концепции можно представить в виде обобщенной формулы: конфликт – тревога – защитная реакция. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (З. Фрейд), а также как результат стремления личности компенсировать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер).

Вслед за З. Фрейдом психоаналитическую концепцию адаптации разрабатывал немецкий психоаналитик Г. Гартман, который признает большое значение конфликтов для развития личности, но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения  и созревания является конфликтным. Процессы восприятия, мышления, речи, памяти могут быть свободны от конфликтов. Гартман вводит термин «свободная от конфликтов сфера Я».

Адаптация  согласно Гартману, включает  как процессы, связанные  с  конфликтными ситуациями,  так  и  те  процессы,  которые  входят   в  свободную  от  конфликтов  сферу  Я.  Современные   психоаналитики  вслед   за  З. Фрейдом  выделяют  две  разновидности   адаптации: 

1. аллопластическая адаптация,  которая  осуществляется  за  счет  изменений   во  внешнем  мире,  совершаемых человеком для приведения его в соответствие со своими потребностями.

2. аутопластическая адаптация, которая обеспечивается изменением личности (ее структуры, умений, навыков), помогающих ей приспособится к среде. Эти две собственно психические разновидности адаптации дополняются еще одной – поиск индивида благоприятной для него среды.

Гуманистическое направление исследований социальной адаптации критикует понимание адаптации в рамках гомеостатической модели и выдвигает положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Целью адаптации являются достижения позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. Процесс адаптации в этом случае можно отмечать формулой: конфликт – фрустрация – акт приспособления.

В основе концепции этого направления лежит понятие здоровой, самоактуализирующейся личности, которое стремится к достижению своих жизненных целей, развивая и используя свой творческий потенциал. Стремление к развитию, к личностному росту, то есть к самоактуализации, образует основу для развития человека и общества.

Выделяются конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции.

По А. Маслоу критериями конструктивных реакций являются: детерминация их требованиям социальной среды, направленность на решение определенных проблем, однозначная мотивация, четкое представление цели, осознанность поведения. Не конструктивные реакции не осознаются, они направлены лишь на устранение неприятных переживаний из сознания, не решая при этом самих проблем.

По К. Роджерсу, не конструктивные реакции – это проявление психопаталогических механизмов. Выделяется два уровня адаптированости: адаптация и дезадаптация.

Адаптация наступает при достижении оптимального взаимодействия между личностью и средой за счет конструктивного поведения.

В случае отсутствия оптимального взаимодействия личности и среды наступает дезадаптация.

Процесс адаптации когнитивной психологии можно представить формулой: конфликт – угроза – реакция приспособления. В процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам (когнитивный диссонанс), при этом переживается состояние дискомфорта (угроза), которое стимулирует личность на поиск снятия или уменьшения когнитивного диссонанса.

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевеористское определение адаптации. Авторы этого направления дают следующее определения социальной адаптации.

Социальная адаптация – это состояние, при котором потребности индивида, с одной стороны, требования среды – с другой – полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой.

Таким образом социальную адаптацию  необихевеористы понимают как процесс изменений (физических, социально-экономических, организационных) в поведении, социальных отношений в культуре. Цель этих изменений – улучшение способности выживания групп или индивидов.

Процесс социальной адаптации предполагает проявление различных комбинаций приемов и способов, стратегий социальной адаптации.

Стратегия социальной адаптации – это универсальный и индивидуальный принцип, способ социальной адаптации человека к жизни в его окружении, учитывающий направленность его устремлений, поставленные им самим цели, способы их достижений.

Стратегии социальной адаптации индивидуальны и неповторимы для каждой личности. Н.Н. Мирославова характеризует типы адаптации в связи с уровнем  соответствия личности внешним условиям, «врастания в среду», не включая процесс преобразования, воздействия личности на среду:

Уравновешивание- установление равновесия между  средой и индивидом, которые  проявляют взаимную  терпимость к  системе ценностей и  стереотипам  друг  друга.

Псевдоадаптация- сочетание  внешней приспособленности  к  обстановке с  отрицательным отношением  к  ее  нормам  и  требованиям.

Приноравливание-признание  и  принятие   основных  систем  ценностей  новой ситуации, взаимные  уступки.

Уподобление - психологическая  переориентация  индивида, трансформация  прежних  взглядов, ориентаций, установок в  соответствии  с новой ситуацией.[10]  

         Таким образом, адаптация является частью социализации в обществе и, по мнению большинства ученых психологическая адаптация – это процесс усвоения личностью социальных норм и правил в обществе.

Молодость для большинства людей связана со студенческими годами, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки – физические, умственные, нравственные.

Время учебы в вузе можно условно разделить на два этапа: этап младших курсов, когда происходит адаптация студента к учебному заведению, к деятельности в условиях вуза, и этап старших курсов (с третьего) – этап профессионального самоопределения студента, как будущего специалиста.

Наиболее сложный этап первый этап – первый этап вузовского обучения. Он связан с корректной перестройкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимо менять и перестраивать свое поведение, деятельность и «входить» в новые условия. Именно в этот период происходит наибольший отсев из вуза.

 Адаптацию студентов можно рассматривать в разных аспектах: когнитивном (усвоении знаний), социально-психологическом (усвоение личностных норм, ценностных ориентаций студенческой микросреды, установлении межличностных отношений) и в профессиональном аспекте, когда приспособление к новым условиям во многом зависит от успешного овладения профессиональной деятельностью.

К числу факторов, неблагоприятно действующих на приспособление личности к новым условиям жизнедеятельности можно отнести слабый тип нервной системы, тревожность, низкий вербальный интеллект, расхождение ожиданий с процессом профессионализации. В настоящее время проблема выбора профессии, профессионального самоопределения приобретает новый смысл. Все чаще речь идет не столько о выборе профессии, сколько о выборе образа жизни, о построении карьеры.

В психологической литературе повышается интерес к изучению карьеры (Л.Н. Макарова, Е.Н. Молл, М.В. Сафонова, Е.Д. Супер), Термин «карьера» связан, в частности, с представлением о пути к видимому общественному поведению.

         Социально - психологическая адаптация личности возникла на основе «онтогенетической социализации», которую можно определить как такой процесс взаимодействия человека и социальной среды, в ходе которого он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений.

Таким образом, индивид усваивает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и другие особенности которые в целом имеют адаптивное значение. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психологической адаптации личности.

Социально - психологическую адаптированость личности можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенетические потребности в полной мере идет на встречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, в полной мере идет на встречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Социально - психологическая дезадаптированость личности, в первую очередь, выражается в неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям.

В этой связи следует также рассматривать и дезадаптивные цели и, соответственно, уровню притязаний личности в тех основных социально групповых средах, в которых  протекают ведущие формы активности.

В связи с проблемой патологической адаптации представляется весьма важным различение адаптации и приспособления. Нормальная адаптация не связана с патологическими изменениями структуры личности и одновременно осуществляется без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает ее активность.

 При приспособлении личность меняется, а ситуация в основном остается без изменений. Все разновидности конформизма, являются механизмами и стратегиями приспособления.

Данный вопрос связан с проблемой социально психологической зрелости, так как чем выше уровень адаптированости личности к данной социальной среде, тем выше уровень ее автономности относительно этой среды.

         Ненормативной можно также считать гиперадаптацию, то есть когда человек адаптируется с помощью одного и того же приема,  адаптивного механизма или комплекса: периверативная или фиксированная адаптация, склонность к стереотипам.

Из приведенных положений следует, что, во-первых, основной сферой протекания процесса социально-психологической адаптации личности являются, прежде всего, сфера межличностного взаимодействия, что в свою очередь предписывает необходимость целостного рассмотрения процесса адаптации индивида, то есть не только его адаптивных возможностей, но и характера ситуаций,  в которых этот процесс протекает.

         Во вторых, речь идет о личностном уровне адаптации, следовательно, успешность его может зависеть от любого структурного уровня личности, уязвимого или, напротив, соответствующего актуальным требованиям ситуации.

         В третьих, выделяется основной механизм процесса социально – психологической адаптации – преодоление проблемных или конфликтных ситуаций, в связи с чем необходимо дополнительное рассмотрение фрустрации. Необходимо в данном случае необходимо отметить о теории «фрустрации – агрессии», входящий в исследования Дж. Долларда, и Н. Милляра.

 Наиболее изученными являются когнитивный, социально-психологический и психофизиологические аспекты адаптации. Успеваемость студентов, ее динамика, удовлетворенность выбранным профилям обучения, положения в системе межличностных отношений рассматривается в качестве критериев успешности процесса адаптации, а самооценка, ее уровень и адекватность как показатели способности к учебной адаптации.

Адаптация проходит более успешно у тех студентов, чьи ожидания не расходятся с процессом профессионализации в вузе, а неудовлетворенность выбором профессии усложняет процесс профессиональной и социальной адаптации, затрудняет приобщении личности к ценностям и нормам своего коллектива.    

         Что непосредственно касается адаптации к учебной деятельности в вузе, то она  включает ряд основных составляющих: социально-психологическую, психологическую и деятельностную.

Психологическая составляющая отражает перестройку мышления и речи студента применительно к условиям профессионального обучения, резкое возрастание роли функций внимания, памяти, увеличение эмоционального напряжения, реализацию задатков и способностей. Деятельностная составляющая отражает приспособление студентов к новым психофизиологическим нагрузкам, ритму жизни, методам и формам работы.

Нарушения гомеостаза и состояния равновесия в системе человек - среда могут вызываться различными факторами, весь комплекс которых можно условно разделить на внутренние (психофизиологические особенности студента, свойства познавательных процессов, характерологические черты) и внешние (социально-бытовые и психогенные).

Таким образом по мнению большинства отечественных авторов, индивидуальные особенности и уровень развития познавательных процессов студентов в значительной степени определяют их адаптивность к обучению в вузе.

1. 2. Понятие агрессии в отечественной и зарубежной психологии.

В окружающей нас действительности существует много разнообразных ситуаций, в которых человеку приходится приспосабливаться в той или иной степени. Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессии, вредными привычками противозаконными действиями. Ближайшими по смыслу словами к термину агрессия являются следующие: нападение захват, переход границ, насилие, проявление враждебности .

         Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный и противостоящий гармонии жизни феномен. Как раз напротив роль агрессии в развитии жизни столь велика, что ее попросту трудно переоценить. Энергия агрессии питает смелость и отвагу, дерзость и самоотверженность, способность идти на риск и проявлять в экстремальных условиях находчивость.

         Термином агрессия обозначают напористое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение, объединяя такие различные по форме и результатам акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. Проблема агрессии является актуальной и в настоящее время. Многоплановое изучение проблемы агрессии в отечественной психологии, по существу, только начинается. У нас в стране психологический аспект агрессии исследуют Э.Ш. Бубнова, Э. Вагенас, Ю.В. Егошкин, О.Н. Истратова, Л.М. Семенюк, А.И. Харченко. И.Бойко, которая  выделяет  адаптивную  агрессию, как  стиль  поведения, выработанным в  конкретной  среде  и  микросоциуме.

 Отечественные исследователи понимают агрессию, как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющий физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психологической напряженности, страха подавленности). При этом агрессивные действия выступают:

- в качестве средства достижения цели;

- как способ психологической разрядки

- как цель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоудовлетворении

Агрессивность также непосредственно связывают с «Я» концентрацией личности. (Еникопов С.Н.)

Агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения  и заключающуюся в агрессивных реакциях на различного рода раздражители. Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или проявляющиеся в фантазиях.

         В последние годы в Отечественной литературе выделяется самостоятельная акцентуация характера по «криминогенному» типу, под которой понимается не удовлетворенность поведения и трудности социализации в обществе.

         В литературе представлено несколько классификаций агрессии. Ведущей является квалификация Г. Амона , который выделяет следующие ее виды:

1) Конструктивная агрессия (открытое проявление агрессивных поведений, реализуемое в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному типу и возможности самореализации и коррекции поведения.

2) Деструктивная агрессия ( прямое направление агрессивности, связанное  с нарушением морально этических норм, квалифицирующих как элементы делинквентного  или криминального поведения с недоучтенным требовании реальности и недостаточностью эмоционального самоконтроля. И.Б. Бойко предполагает включать в технологию форм агрессивности адаптивную агрессию, как стиль поведения соответствующий стереотипам выработанные в конкретной среде и микросоциуме, и патологическую агрессию, осуществленную каким-либо психическим недоразвитием или расстройством.    

                Еще одна классификация, которая представляется нам важной и интересной – классификация Д.Зильмана. Основной критерий ее построения – позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения.

Таким образом он выделил восемь типов агрессивного поведения: наступательная агрессия нанесение повреждений другому объекту, который не применял по отношению к нему насилия.

Защитная агрессия-нанесение повреждений другому объекту в ответ на применение по отношению к нему насилия.

Ответная – нанесение повреждений другому субъекту с целью отмщения за нанесенные ему повреждения.

Спровоцированная агрессия – подвергание атакующего нападению или другим действиям, которое повлекло за собой его ответные агрессивные действия.

Не провоцированная агрессия – агрессивные действия нападающего по отношению к жертве, и вызванные ни какими поступками жертвы, которые  могли  бы подтолкнуть  нападающего  на  такие  действия.

Агрессия, вызванная  раздражением - агрессивные  действия,  первичная  функция  которых- редуцирование  или   снятие  напряжения.

Побудительная   агрессия -  агрессивные   действия, первичная  причина  которых- получение  внешней  стимуляции.

Санкционированная  агрессия - агрессивые  действия, служащие  социальным  нормам  и  не  выходящие  за   социальные  рамки.

В зарубежной психологической литературе феномен агрессии постоянно находится в поле зрения многих ученых и практиков (А. Бандура, А. Басс, Ф. Алан, Р.Бэрон, О.Ф. Кернберг, Г. Паренс, Ф. Перлз, С. Фешбах, З. Фрейд, Э. Фромм и другие).

К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, не одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

Можно выделить основные взгляды на содержание понятия агрессия. Под агрессией понимают сильную активность, стремление к самоутверждению.

Так, Л.Бендер, например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу, дающую человеку силу противостоять внешним взаимодействиям.

         Агрессией называют стремление к подчинению себе других людей или обладанию объектами. Она понимается как акт присвоения насильственного овладения материальным или идеальным    объектом, (в том числе и властью над другими людьми). В рамках этого представления о человеке судят как об агрессивном, если он имеет стремление к лидерству, к власти.

         Под агрессией понимают акт враждебности, атаки, разрушения. Это действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например Х. Дельгадо утверждает, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.

         А. Басс определяет агрессию как реакцию, в результате свойств которой другой организм получает болевые стимулы.

         А. Бандура. Агрессия – это не всегда целенаправленная реакция одного индивида, наносящая другому индивиду физический или моральный ущерб. Многие авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление людей к условиям жизни в обществе.

Агрессивные индивиды часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Агрессивное поведение вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это в свою очередь, ведет к усилению агрессивности.

         Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная  на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Бэкон Р., Ричардсон Р.       

Э. Фромм выделяет  два  вида  агрессии: доброкачественная  и  злокачественная. Доброкачественная, связанная  с  поддержанием  жизни и  злокачественная  не  связанная  с  сохранением   жизни.

В концепции  А.Басса  выделены  следующие  виды  агрессии:

- вербальная  агрессия- выражение негативных  чувств  как через форму (ссора, крик, визг), так и  через  содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

- физическая   агрессия – неадекватное проявление физических способностей человека во вред другому человеку, выражающихся в виде нападения, физических расправ, драк, насильственных действий, сопряженных с жесткостью, прямой, демонстрацией физической силы.

- прямая агрессия – действия, непосредственно направленные против жертвы.

- косвенная агрессия – враждебные действия, окольным путем направленные на другое лицо – сплетни, злобные шутки.

- негативизм – аппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства, нарастающая от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

         Классификация С. Фешбаха построена с учетом мотивации поведения и включает: инструментальную агрессию, являющуюся средством достижения какой либо цели; враждебную агрессию, выражающуюся в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии; реактивную агрессию, возникающую, как реакция субъекта на фрустрацию, и сопровождающуюся эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти.

Х. Хекхаузен подразделяет инструментальную агрессию на индивидуальную и социально – мотивированную, своекорыстную и бескорыстную, антисоциальную и просоциальную. Реактивная агрессия подразделяется на аффективную, импульсивную и экспрессивную агрессию.

         Ю. М. Антонян выделяет три вида агрессии: конструктивную агрессию (готовность индивида противостоять вредным для него воздействиям, творческая активность личности), деструктитвную агрессию (деформированную активность индивида, имеющую разрушительный характер) и дефицитарную агрессию (формирование астонических  и депрессивных состояний, обсессивно – компульсивных  расстройств аутогрессивных феноменов).

         Существуют различные подходы к определению агрессии. Психоаналитический подход. З.Фрейд. Взгляды З. Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти но также и неизбежное, поскольку, если энергия тонатоса не будет обращена во вне это в скорее приведет к разрушению индивида.

         Этологический подход. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей также, как и у других живых существ. Он предлагал, что инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют две его составляющие.

- борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве

- агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство могут только наиболее сильные и энергичные.

         Социобиологический подход. Согласно этому подходу агрессивные взаимодействия с конкурентами представляют собой один из путей повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами – недостатком пищи или брачных партнеров. Таким образом социобиологи  утверждают, что агрессивность – это средство при помощи которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов,  что, в свою очередь обеспечивает успех в естественном отборе.

         Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теории этого направления пользуется теория фрустрации-агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами.

Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут направлены не на истинного фрустратора, а на другие объекты по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно  и безнаказанно.

         Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям этого направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий,  например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение.

         В соответствии с теорией социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания:

- на то, каким путем агрессивная модель поведения усвоена.

- на факторы, провоцирующие ее проявления

- на условия, способствующие закреплению данной модели поведения.

Теории социального научения утверждают что агрессия проявляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличие от  других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.

Л. Берковиц  и Д. Зильман, просматривая агрессивное поведение акцентируют внимание на эмоциональных реакциях, как мотив в и когнитивных (интерпретация ситуации) процессах, и поэтому их концепции отнесены к когнитивным концепциям. А. Бандура, считает агрессивное поведение результатом обучения и подражания. Образец агрессивного поведения, по его мнению, является одновременно  как источником готовности к специфическим ( агрессивным) действиям, так  и  стимулятором  агрессивного  поведения.

Т.Г. Румянцева, Л. М. Семенюк подчеркивают учет различий отдельных видов агрессии, личностных свойств (агрессивности и враждебности), роли негативной модели поведения, как источника и стимулятора агрессивного поведения, неоднозначность результатов применения наказания как способа подавления агрессии. В то же время эти исследователи отмечают слабую теоретическую разработанность вопросов, посвященных проблеме агрессии в русле бихевеористической теории агрессии.

          Таким образом, в нашем исследовании мы опираемся на определения Л.М. Семенюк, агрессия это действие, направленное на нанесение физического, психического вреда, ущерба, уничтожение другого  человека.

Выводы по первой главе.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы. Адаптация – это способность живого отвечать на воздействие внешней среды таким образом, чтобы оставаться самим собой, не утрачивая своей индивидуальности. Выделяют различные виды адаптации: физиологическую и социально-психологическую. Физиологическая адаптация – это способность живого организма поддерживать гомеостатический баланс, который может возникнуть при резком изменении условий среды. Социально-психологическая адаптация – это способность индивида соответствовать нормам и правилам поведения в обществе.

         Наиболее общая классификация разновидностей социально-психологической адаптации личности включает: нормальная адаптация, девиантная или конформистская и паталогическая адаптация.

         Неспособность личности к потребностям и притязаниям, которые к ней предъявляет среда, ведет к дезадаптации личности. Адаптированность в вузе определяет индивидуальные особенности и уровень развития познавательных процессов студентов.

         Проблемой агрессии в отечественной психологии занимались Э.Ш. Бубнова, Е.В. Змановская, Л.М. Семенюк, А.И. Харчеко. В зарубежной психологии феномен агрессии  изучали: А. Бандура, З. Фрейд, А Басс и другие. Наиболее общим определением агрессии для исследователей отечественной и зарубежной психологии является следующее: агрессия – это разрушительное поведение, характеризующееся вспыльчивостью, раздражительностью, приносящее вред другим людям. В разных концепциях выделены различные причины агрессивного поведения. С точки зрения этологического подхода, причинами агрессивного поведения являются врожденные инстинкты борьбы за выживание, которые присутствуют у людей и у других живых существ. Согласно социобиологическому подходу причинами агрессивного поведения являются конкурентность с целью повышения успешности репродукции. Теории побуждения предполагают, что источником агрессивного поведения является позыв, или побуждение.

В. Змановская утверждает, что агрессия способствует адаптации, то есть она способствует проявлению смелости, способствует проявлению уверенности в своих действиях. 

         К числу факторов, неблагоприятно действующих на приспособление личности к новым условиям жизнедеятельности можно отнести слабый тип нервной системы, тревожность, низкий вербальный интеллект, расхождение ожиданий с процессом профессионализации.

Глава 2 Изучение соответствия уровня адаптации и форм агрессии


Задачей нашего экспериментального исследования является определить особенности адаптации студентов к обучению в вузе с различным уровнем агрессии. 

Для решения поставленной задачи , с целью изучения уровня агрессии у студентов первого курса мы использовали следующие диагностические методики: проективную методику «Хенд-тест» Т.Н. Курбатова, О.М. Муляр; опросник «Изучения агрессивности» Басса-Дарки.

«Хенд-тест», проективная методика исследования личности. Идея создания теста принадлежит Э. Вангеру, система подсчета очков и коэффициенты разработаны З. Пиотровским и Б. Бриклиным, тест  адаптирован Т.Н. Курбатовой. Впервые он был опубликован  в 1962 году.

В теоретическом обосновании «Хенд-теста» его авторы исходили из следующих положений: превосходство человека над животными обусловлено уровнем развития человеческого мозга и человеческой руки; рука помогает человеку в выполнении множества функций; рука является основным инструментом, обеспечивающим кинестетическую и тактильную обратную связь и, следовательно, дает человеку большую часть интериндивидуальной информации.

Таким образом, логично ожидать, что «Хенд-тест», в котором различные изображения руки используются в качестве визуальных стимулов, позволит выявить многие поведенческие тенденции человека на основании особенностей его индивидуального восприятия предложенного стимульного материала.

Кроме того, в силу своих конструктивных особенностей методика позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое качество личности, как «открытое агрессивное поведение».

Открытое агрессивное поведение описывается Э. Венгером, как противоречащее социальным нормам в ситуациях совместной деятельности. Понятие «агрессивность», предложенное Э. Вангером, включает три необходимых и взаимосвязанных компонента:

1) намеренность (в отличие от случайности),

2) применение насилия, а не просто угрозы,

3) наличие телесных повреждений или каких-либо негативных последствий у потерпевших. Люди, склонны к такому поведению, становятся, как правило, предметом внимания школьной администрации, милиции, суда, врачей психиатрических клиник и так далее.

Крайними примерами открытого агрессивного поведения могут служить драки со сверстниками и учителями в школе, бросание различных предметов с целью нанесения повреждений во время семейных ссор, совершение различных правонарушений, буйное разрушительное поведение пациентов психиатрических клиниках и других психологических учреждениях.   «Хенд-тест» предсказывает не конкретный вид агрессии а склонность к агрессивному поведению.

Стимульный материал состоит из 9 карточек со стандартным изображением кистей рук и одной пустой карточки.  10 карточек предъявляют обследуемому в определенной последовательности в конкретной фиксированной позиции со следующей инструкцией «Что, по вашему мнению, делает эта рука?»

Если обследуемый затрудняется с ответом, то ему предлагается следующий вопрос: «Что, как вы думаете, делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые вы можете представить».

При предъявлении первых трех карточек, обследуемому необходимо напомнить о том, что называть надо все варианты ответов, которые он может представить. Это особенно важно в тех случаях, когда обследуемый ограничивается одним ответом на карточку. Большее количество ответов позволяет получить более надежные результаты тестирования, так как в данном случае личность человека проявляется более полно.

Десятая карта (пустая) предъявляется с инструкцией: «Сначала представьте себе какую-нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять». Любые ответы встречаются одобрительной поддержкой. В случае не точного или двусмысленного ответа человека просят пояснить его содержание. При этом необходимо избегать навязывания каких – либо специфических ответов. Уточняющие вопросы могут быть примерно следующими: «Расскажите об этом немного подробнее», «Опишите подробнее эту ситуацию».

Карточку разрешается поворачивать и держать при ответе в любой позиции, выбранной обследуемым. Отмечается латентное время реакции на предъявляемые карточки стимульного набора. Ответы обследуемого относятся в «Бланк фиксации результатов». Процесс обработки результатов заключается в следующем: на первом этапе мы подсчитываем общее количество результатов, данных испытуемым. Авторами «Хенд-теста» были предложены следующие оценочные категории.

Агрессия (Agg).

Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как угрожающая, наносящая повреждения, нападающая, оскорбляющая, господствующая или активно хватающая другого человека или какой - либо объект.

Примеры: «Дает пощечину», «Бьет», «Толкает», «Отбирает», «Шлепает ребенка», «Ударяет кого – то кулаком», «Дерется», «Отбирает что – то», «Ворует фрукты», «Сжимает кого – то», «Высмеивает», «Ругает кого-то», «Царапает», «Меряется силой» и так далее.

Директивность (Dir).

Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как доминирующая, руководящая, управляющая, отдающая команды, перечащая, мешающая или каким-то другим способом активно влияющая на другого человека.

Примеры: «Дирижирует оркестром», «Управляет подъемным краном», «Милиционер дает команду остановиться», «Делает предупреждение», «Указывает направление», «Читает нотации», «Дает указания», «Предлагает сильную опеку», «Приказывает», «Заставляет».

Ответы этой категории отражают установку превосходства над другими людьми, ожидание, что другие должны вести себя в соответствии с намерениями руки, повышенную готовность использовать других людей в своих интересах.

Аффектация (Aff).

Эта категория включает ответы,  в которых рука воспринимается как выражающая привязанность любовь, эмоциональноположительное, благожелательное отношение к другим. К этой категории относятся ответы, в которых рука предлагает дружбу или помощь.

Примеры: «Жалеет кого-то», «Протягивает руку для оказания помощи», «Обнимает», «Добро пожаловать», «Дарит кому-нибудь цветы», «Аплодирует», «Гладит собачку».

Эти ответы отражают способность к активной  социальной  жизни,  желание  субъекта  сотрудничать  с другими. Они  прежде  всего  характеризуются  благожелательными отношениями.

Коммуникация (Com).

К этой  категории  относятся  ответы, в  которых  рука общается или  пытается общаться с кем-то. При этом общающийся находится в равной или подчиненной позиции по отношению к своему партнеру. В этих ответах совершенно очевидно, что коммуникатор хочет поделится информацией, нуждается в обратной связи, хочет быть понятым и принятым своей аудиторией. Условно этот показатель можно назвать показателем «делового» общения, в то время как предыдущую категорию «Aff» - показателем «эмоционального» общения.

Примеры: «Стремится договориться», «Передает информацию», «Пытается быть понятым», «Рука здоровается» и так далее.

Зависимость (Dep).

К этой категории относятся ответы, в которых рука воспринимается как ищущая помощи или поддержки других людей. В эту категорию входят ответы в которых рука воспринимается как подчиняющаяся другим.

Примеры: «Умоляет», «Просит подать руку», «Ожидает получить что-то», «Дает клятву», «Пытается остановить такси», «Поднимает руку для ответа на уроке», «Поднимает руку, чтобы спросить» и так далее.

Страх (F).

Эта категория включает ответы, отражающие страх перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей. В таких ответах рука может выступать как жертва чьих-то агрессивных проявлений или стремится оградить себя от физических воздействий и повреждений. К категории «F» относятся не «истинные» тенденции к действию а защитные реакции.

Примеры: «Рука поднята от страха с целью защитить себя», «Отводить удар», «Руке угрожает боль, травма», «Что-то прячет, так как боится, чтобы не узнали», и так далее. В эту категорию  относятся ответы, в которых рука выступает как жертва собственной агрессии или воспринимается как наносящая вред обследуемому (мазохистские тенденции).

Примеры: «Царапает себя», «Рука душит меня» и так далее.

Эксгибиционизм (Ex).

К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью.

Примеры: «Показывает кому-то руку», «Любуется ногтями», «Женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе внимание», «Танцует», «Хочет показать фокус», «Играет на пианино» и так далее.

Калечность (Crip).

Эта категория включает ответы в которых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформированная или каким-либо образом поврежденная.

Примеры: «Рука, больная артритом», «Сломанное запястье», «Рука со сломанным пальцем», «Нетрудоспособная рука» и так далее.

Описание (Des).

Эта категория включает ответы, являющиеся физическим описанием руки, при этом не фиксируется и не подразумевается какая – либо тенденция  к действию и наличие энергии. Рука как бы нарисована, происходит описание образа или настроения без проецирования тенденции к действию.

Примеры: «Красивая рука», «Пухлая рука», «Рука с растопыренными пальцами» «Рука интеллигентного человека» и так далее.

Напряжение (Ten).

К этой категории относятся ответы, в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не достигает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои чувства и поддержать себя в сложных ситуациях. Для этих ответов характерны переживания тревоги, напряжения дискомфорта.

Примеры: «Рука дрожит», «Сжатый в гневе кулак», «Напрягает руку», «Кулак сжатый в состоянии тревоги», «Стучит пальцами по столу», «Не приятно смотреть на эту руку» и так далее.

Активные безличные ответы (Act).

Эта категория включает ответы в которых рука совершает какое-либо действие выполнение которого не требует присутствия другого лица, в которых рука меняет свое физическое положение или противодействует силе тяжести, оцениваются по этой категории.

Примеры: «Тащит», «Проделывает нитку в иголку», «Вяжет», «Шьет», «Опирается на что-то», «Достает что-то», «Плывет» и так далее.

Пассивные безличные ответы (Pas).

Эта категория включает ответы, в которых рука совершает пассивные действия, не требующие присутствия другого лица. Безличные действия, в которых рука не меняет своего физического положения и не сопротивляется силе тяжести, так же оцениваются по этой категории.

Примеры: «Лежит, отдыхает», «Спокойно вытянута», «Сушит ногти», «Спит», «Роняет что-то» и так далее.

Галлюцинации (Bas).

К этой категории относятся ответы невероятного, необычного, и вместе с тем страшного и пугающего содержания. При этом контуры рисунка, как правило, игнорируются.

Примеры: «Большой клоп», «Голова смерти», «Петух с отрубленной головой» и так далее.

Отказ от ответа (Fail).

Человек не может дать ответ на карточку.

Далее подсчитывается процент ответов каждой категории по отношению  к общему количеству ответов.

С помощью данной методики мы определяем у испытуемых склонность к агрессивному поведению.

Изучение агрессивности «Опросник Басса-Дарки», разработан А. Бассом. Опросник состоит из семидесяти пяти утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет». Данная методика позволяет нам определить различные виды агрессии и враждебных реакции. А Басс и А. Дарки выделили различные виды агрессии:

1.Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого человека.

2. Косвенная агрессия – агрессия которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки)

3. Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.

4. Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горести, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

6. Подозрительность – недоверие или осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань). Кроме того, выделяется еще один пункт – угрызения совести. Данная методика позволяет нам определить различные виды агрессии у испытуемых.

Шкала социально - психологической адаптированости разработана К. Роджерсом и Р. Даймоном и адаптирована Т.В. Снегиревой. Шкала состоит из сто одного суждения, из них тридцать шесть соответствуют критериям социально-психологической адаптированости личности.

Критерии адаптированости отчасти совпадают с критериями личной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства, умения уважать других, открытость реальной практики деятельности и отношений, пониманий своих проблем и стремлений овладеть, справится с ними.

Напротив, критерий дезадаптации (тридцать семь критериев) предполагают: непринятие себя, других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решением проблем, негибкость. Оставшиеся двадцать восемь суждений – нейтральны. С помощью данной методики мы определяли уровень адаптации и дезадаптации.

         Опросник «Якорь карьеры». Э.Шейна позволяет оценить свои карьерные ориентации. «Якорь карьеры» отражает наличие осознаваемых приоритетных профессиональных потребностей в структуре личности. Опросник включает сорок одно утверждение, которые необходимо оценить от одного до десяти. Э. Шейн выделяет следующие карьерные ориентации: профессиональная компетенция, менеджмент, автономия, стабильность работы, место жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

1.Профессиональная компетентность – эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области. Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе которая не позволяет развивать свои способности.

2. Менеджмент. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

3.Автономия. Ярко выраженная потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации, личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы.

5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации является «работа с людьми», «служение человечеству», «желание сделать мир лучше».

6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа – конкуренция, победа над другими людьми.

7. Интеграция стилей жизни – человек ориентирован на интеграцию различных сторон жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья или карьера, или только саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано.

8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое,  хочет преодолевать препятствия, готов к риску. С помощью данной методики мы определяли карьерные ориентации студентов.









2.2. Анализ особенностей адаптации студентов с разным уровнем агрессии.

Задачей нашего экспериментального исследования является определить особенности адаптации студентов к обучению в вузе с различным уровнем агрессии. В ходе экспериментального исследования принимали участие 50 студентов первого курса факультета коррекционной педагогики и психологии Шадринского Государственного педагогического института. Эксперимент проводился на базе

Экспериментальное исследование проходило в три этапа:

1. изучались особенности проявления агрессии у студентов первого курса.

2. выявлялся уровень адаптации у студентов первого курса.

3. Выявление особенностей адаптации студентов с разным уровнем  проявления агрессии.

1. С целью выявления уровня агрессии мы использовали следующие методики: проективную методику исследования личности «Hand-тест» Т.Н. Курбатова, О.М. Муляр. С помощью данной методики мы определяли склонность испытуемых к агрессивному поведению.

Анализ результатов позволил установить, что 17% испытуемых склонны к агрессивному поведению, то есть они могут нанести вред другому лицу или самим себе, они, как правило импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими. У оставшихся 83% испытуемых не наблюдается склонность к агрессивному поведению.  Результаты методики отражены в диаграмме 1.




Диаграмма 1

Распределение испытуемых по группам, в зависимости от склонности к агрессивному поведению.

1-Склонны к агрессивному поведению

2-Не склонны к агрессивному поведению

    

Из диаграммы следует, что для данной выборки испытуемых характерна не склонность к агрессивному поведению.

     С целью выявления различных видов агрессии у испытуемых, мы использовали опросник  Басса-Дарки «Изучения агрессивноти». Она позволяет определить различные виды агрессии у испытуемых. Анализ результатов отражен в гистограмме 1.

Гистограмма 1.

Распределение испытуемых по группам,

в зависимости от вида агрессии

1-   Физическая агрессия.

2-   Косвенная агрессия

3-   Раздражение

4-   Негативизм

5-   Обида

6-   Подозрительность

7-   Вербальная агрессия

8-   Угрызение совести

Из гистограммы следует, что в данной выборке у испытуемых наблюдается высокий уровень по шкале «Вербальной агрессии», что говорит о склонности у испытуемых к выражению негативных чувств, как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных отзывов (угрозы, проклятья, ругань). 

Преобладание средних показателей выявлены по шкале «Физической агрессии», что говорит о том, что испытуемые склонны к использованию физической силы против другого лица.

По шкале «Склонность к раздражению», они характеризуются готовностью к проявлению агрессии при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости.

По шкале «Угрызения совести», они характеризуются степенью убеждения обследуемого в том, что он совершает неправильные поступки.

По шкалам «Косвенная агрессия», «Обида», «Подозрительность» у испытуемых преобладает низкий уровень изучаемых показателей, они характеризуются не склонность к зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством горести, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Не склонны испытывать недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что  окружающие намерены причинить вред им.

При соотнесении двух методик, направленных на изучение уровня агрессии, нами  были получены следующие результаты.

При анализе результатов методики «Hand-тест» было выявлено 16% испытуемых склонных к агрессивному поведению, при соотнесении результатов со второй методикой, мы установили, что для них характерны  виды агрессии по шкалам «Вербальная агрессия», «Склонность к раздражению».

Для остальных 84% характерна не склонность к агрессивному поведению, у них преобладают виды агрессии по шкалам «Косвенная агрессия», «Обида», «Подозрительность».

2. С целью изучения уровня адаптации мы использовали методику «Шкала социально-психологической адаптированности» К. Роджерса и Г. Даймона. Она позволяет определить уровень адаптации студентов.

Результаты методики отражены в диаграмме 2.

Диаграмма 2

Распределение испытуемых по группам, в зависимости от степени социально-психологической адаптированости.

Из диаграммы следует, что с высоким уровнем адаптации выявлено 60% испытуемых, для них характерно то, что они чувствуют себя уверенно в любой малознакомой ситуации, не чувствуют скованности, напряжения.

Со средним уровнем адаптации выявлено 21% испытуемых, для них характерно то, что они иногда испытывают затруднения в общении, в малознакомых ситуациях, это может быть реакция на неуспех в учении, неблагополучие в отношениях со сверстниками.

С низким уровнем адаптации выявлено 19% испытуемых для них характерно то, что они чувствуют себя неуверенно, не умеют налаживать контакт с людьми.

Таким образом, испытуемые показали высокий уровень адаптации.

С целью изучения уровня адаптации и карьерной ориентации студентов мы использовали методику «Якорь карьеры» Э. Шейна. Результаты отражены в диаграмме 3.

Диаграмма 3.

Распределение испытуемых по группам в зависимости от карьерной ориентации.

1-профессиональная компетентность

2-интеграция стилей жизни

3-вызов

4-служение

5-автономия

6-менеджмент

7-предпринимательство.

Из диаграммы следует, что 38% испытуемых предпочитают карьерную ориентацию «профессиональная компетентность», эта установка связана с наличием способности и талантов в определенной области, люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, они бывают счастливы, когда достигают успеха в профессиональной деятельности.

12% испытуемых предпочитают карьерную ориентацию «служение», что говорит о том, что основными ценностями для них является «служение человечеству», человек с такой карьерной ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его ценностям и целям.

Следующие 12% испытуемых предпочитают карьерную ориентацию «автономия», люди с такой карьерной ориентацией предпочитают все делать сами, по-своему решать, когда, над чем и сколько работать, такие люди не хотят подчиняться другим.    

10% испытуемых предпочитают карьерную ориентацию «менеджмент», они считают, что не достигли своих целей, пока не займут должность, на которой будут управлять различными сторонами деятельности.

8% испытуемых предпочитают карьерную ориентацию «предпринимательство», они стремятся создавать что-то новое, хотят преодолевать препятствия, готовы к риску.

8% испытуемых предпочли карьерную ориентацию «интеграция стилей жизни», они не хотят, чтобы в их жизни доминировала только семья, или только карьера. Они предпочитают, чтобы все это было сбалансировано. Такие люди больше ценят свою жизнь в целом – где живут, чем совершенствуются – чем конкретную работу карьеру.

Таким образом, при соотнесении двух методик мы сделали следующие выводы: для испытуемых характерен высокий уровень адаптации, они уверены в любых ситуациях, умеют налаживать контакт с людьми.

3. С целью выявления взаимосвязи показателей агрессии и адаптации был рассчитан коэффициент корреляции К. Пирсона по следующей формуле:

rxy=∑xi * yi  ;

      Nδx * δy

 

            Нами были получены следующие результаты. «Обратная корреляция» была выявлена по шкалам «Косвенная агрессия» (-0,94, при P≤0.01), «Раздражение» (-0,57, при  P≤0.01), «Негативизм» (-0,6, при  P≤0.01), «Обида» (-0,97, при   P≤0.01), «Подозрительность» (0,59, при  P≤0.01).

Это говорит о том, что на эффективность адаптации влияет косвенная агрессия, негативизм, подозрительность.

Исходя из этого, с увеличением этих показателей уровень адаптации снижается. По шкалам «Физическая агрессия» (0,12, при P≤0.01) и «Угрызение совести» (-0,02 при P≤0.01) корреляция не значимая, что свидетельствует о незначительности этих показателей.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        

В ходе экспериментального исследования получен и систематизирован большой объем фактических данных, характеризующих особенности адаптации студентов – первокурсников с разным уровнем агрессии.

         Результаты выполненного нами теоретико прикладного исследования особенности адаптации студентов – первокурсников с разным уровнем агрессии подтвердили нашу гипотезу о существовании особенностей проявления адаптации у студентов  с разным уровнем агрессии и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Старшие школьники приобретают статус студента, в связи, с чем ему приходится адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация студента – это процесс, при котором личность студента перестраивается, меняется и способна к более интенсивной и дальнейшей глубокой социализации. У студентов преобладает высокий уровень адаптации.

2. Высокие адаптационные возможности, способствуют учебе, непосредственно содействуя социализации.  

3. Агрессия  - это индивидуальное или коллективное поведение или действия, направленные на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Для испытуемых характерен невысокий уровень проявления агрессии.

С целью выявления взаимосвязи показателей агрессии и адаптации был рассчитан коэффициент корреляции К. Пирсона по следующей формуле:

rxy=∑xi * yi  ;

      Nδx * δy

            Нами были получены следующие результаты. «Обратная корреляция» была выявлена по шкалам «Косвенная агрессия» (-0,94, при P≤0.01), «Раздражение» (-0,57, при  P≤0.01), «Негативизм» (-0,6, при  P≤0.01), «Обида» (-0,97, при   P≤0.01), «Подозрительность» (0,59, при  P≤0.01). Это говорит о том, что на эффективность адаптации влияет косвенная агрессия, негативизм, подозрительность. Исходя из этого, с увеличением этих показателей уровень адаптации снижается. По шкалам «Физическая агрессия» (0,12, при P≤0.01) и «Угрызение совести» (-0,02 при P≤0.01) корреляция не значимая, что свидетельствует о незначительности этих показателей.



БИБЛИОГРАФИЯ

1.Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М. 1976.

2.Аронсон Э. Социальная психология. М. 2002.

3.Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986.

4.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в
игры/ Пер, с англ. М.: Прогресс, 1988.

5.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

6.Бодалев А.А. Психология общения. М., 1996.

7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб. 1997.

8. Bass. A. H. The psuhologi of aggression. N.V. Willy, 1961.

9. Гамезо М. В. Петрова Е.А. Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология, М. 2004

10 Гулина М.А. Психология социальной работы, М. 2004. 

11.Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности М., 1979.

12. Змановская Е.В. Девиантология, М. 2003.

13. Колесов Д.В. Введение в общую психологию М. 2002.

14. Коробейников И.А. Нарушение развития и социальная адаптация М. 2002.

15. Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности. «Hand-тест» Спб. 2001.

16.  Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987.

17. Лоренс К. Агрессия М. 1994.

18. Майерс. Социальная психология Спб, 2001.

19. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и роль в нем стресс-реакции, основные стадии процесса // Физиология адаптационных процессов. М., 1986.

20. Мясищев В.Н. Ковалев А.Г. Психические особенности человека. Способности. Л.1960. т.2.

21. Овчарова Р.В. Агрессия и ее профилактика. М. 2000.

22. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования, М 2000.

23. Плетников М. Об агрессии // Биология. 1996 №20.

24. Психология. Словарь/ Под редакцией А Петровского М.1990

25. Психологические и социально-психологические особенности и взаимоотношения студентов,  М. 1976.

26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2003.

27.Секун В.И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов. М.1976.

28. Селиванов. В.И. Студенческие коллективы/ Коллектив и личность 1975.

29. Сельченок Н.В. Психология человеческой агрессивности, Хрестоматия. Харвест 2001.

30. Суворова В.В. Психофизиология стресса М. 1975.

31. Черняева В. Агрессия// Мы и мир 2000 №19/20

32.  Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.



                            

 

Похожие работы на - Особенности адаптации студентов-первокурсников с разным уровнем агрессии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!