Основные конституионные обязанности

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    49,04 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные конституионные обязанности

Оглавление


Введение. 3

Глава I. Сущность основных конституционных обязанностей. 6

Глава II. Обязанность соблюдать Законодательство РФ.. 7

Глава III. Обязанность платить налоги. 8

Глава IV. Обязанность охраны природы и культурного наследия. 11

Глава V. Обязанность защищать Отечество. 16

Заключение. 20

Библиография. 23

Введение

Как известно, правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действую­щего права.

Основы правового статуса личности охватывают конститу­ционно закрепленные права, свободы и обязанности. Последние составля­ют относительно небольшую часть всех.

Причины, по которым одни права закрепляются конститу­ционно, другие – в текущем законодательстве, не произвольны.

Можно выделить следующие факторы, от которых зависит выбор той или иной формы:

1. Значимость данного конституционного права и свободы для человека и общества.

Конституция закрепляет те права и свободы, которые жиз­ненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, для государства.

Для человека они являются необходимыми предпосылка­ми обеспечения его части и достоинства, присущих свободной человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно на­сущных материальных и духовных потребностей.

Для государства, общества значимость конституционно за­крепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает претворение в жизнь объявленных сущностных свойств государства как демократического и правового.

Кроме того, само существование государства, общества объективируется совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности – политической, экономической, духовной. Так, без осуществления права на свободный труд, на свободу предпринимательства не могла бы существовать экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно формирование структур управления обществом.

Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимое условие его существования.

2. Изначальный или производный характер принад­лежности человеку данного права и свободы. Ст. 17 Кон­ституции Российской Федерации устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каж­дому от рождения. Именно такого рода права и закрепляются конституционно.

3. Присущи основным правам и свободам особые юриди­ческие свойства, специфика их реализации. Эти свойства проявляются в следующем:

а) конституционные права, свободы и обязанности составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Так, все права, вытекающие из норм трудового права, базируются на консти­туционных положениях о труде; права, закрепленные в нор­мах отрасли права социального обеспечения, на соответ­ствующем конституционно закрепленном основном праве; права граждан в области здравоохранения на праве на охрану здоровья и т. д. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод. Поэтому последние являются главными в характеристике правового положения личности, составляют его ядро;

б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином, либо за каждым гражданином. Все другие (не основные) права и свободы связаны с облада­нием лицом различными статусами – рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади, покупателей, истцов, ответчиков и т.п.

Отраслевое законодательство, характеризуя участников правоотношений, обращает их преимущественно к рабочим, служащим, учащимся, авторам, изобретателям и т.д., а в са­мом общем виде – к «лицам». Только конституционные права и свободы имеют такой всеобъемлющий адрес – как каждый человек и гражданин, или каждый гражданин Российской Федерации;

в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанно­стей является их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществле­ния его всеми. Этим обусловливается возможность процесса расширения основных прав граждан по мере создания необ­ходимых социально-экономических предпосылок;

г) основные права и свободы граждан Российской Феде­рации отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспо­собности и присущи всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что основные права и обязанности выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина;

д) основные права и свободы гражданина Российской Фе­дерации не приобретаются и не отчуждаются по воле­изъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу граж­данства, неотделимы от правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;

е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Все другие права и обязанности могут стать до­стоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотноше­нии. Основные права выступают в качестве предпосылки лю­бого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, не­отъемлемого права каждого участника правоотношения;

ж) характерной чертой основных прав и свобод является особая юридическая форма их закрепления. Они фикси­руются в правовом акте государства, имеющем высшую юри­дическую силу, – в Конституции.

Указанные выше признаки характеризуют понятие основ­ных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Оно может быть сформулировано следующим образом:

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина это его неотъемлемые права и свободы, при­надлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, состав­ляющие ядро правового статуса личности.

Различие между понятиями «право» и «свобода» в доста­точной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность человека избирать вид и меру свое­го поведения как личности, гражданина государства.

Вместе с тем, понятие «свобода» в большей мере связано с характеристикой таких правомочий личности, которые очер­чивают сферу его самостоятельности, защиты от вмешательства в его внутренний мир (свобода совести, вероисповедания, свобода мысли, свобода художественного, научного, техниче­ского и других видов творчества, свобода преподавания).

Понятие «право» в большей мере предполагает для реа­лизации последнего какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур.

Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Об этом говорит ст. 55 ч. 2 Конституции Россий­ской Федерации.

Глава I. Сущность основных конституционных обязанностей

Правовой статус человека и гражданина характеризуется не только его правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

Среди них можно выделить обязанности, различные по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности ли­ца к гражданству государства, другие связаны с его статусом как члена местного сообщества.

Корпоративные обязанности порождаются членством в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т.д.).

Всеохватывающий круг обязанностей формируется в связи с обладанием лицом определенным статусом – рабочего, служащего, учащегося, собственника имущества, обвиняе­мого, свидетеля и т.п.

Все обязанности определяются в различных формах. Зна­чительная их часть устанавливается правовыми нормами. К этому причастны все без исключения отрасли права, каждая – в сфере отношений, составляющих ее предмет.

Конституционно-правовое регулирование в целом также связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет в этом двоякую роль.

Как и все отрасли, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта Конституционно-правовых отношений – обязан­ности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного само­управления, как обладателя многих других конституцион­но-правовых статусов.

Вместе с тем, конституционное право выполняет в закрепле­нии обязанностей человека и гражданина специфическую роль.

Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: носят всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица, закрепляются на выс­шем, конституционном уровне.

К таким обязанностям отнесены те, осуществление кото­рых обеспечивает нормальное функционирование самого го­сударства, а тем самым и жизнедеятельность общества.

Причем в зависимости от своей специфики одни обязан­ности обращены к каждому, другие только к гражданину Российской Федерации;

В конституционно закрепленных основных обязанностях обобщены те наиболее концентрированно выраженные тре­бования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение гражданина к государственным и об­щественным интересам, активное включение его в охрану этих интересов.

Как отмечалось выше, сущность гражданства выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответ­ственности человека и государства.

Определяя установки для надлежащего социального и личного отношения гражданина к интересам государства и общества, основные обязанности носят характер правовых категорий. Их соблюдение обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия. Ответственность за несоблюдение гражданином конституционных обязанностей зависит от характера нарушения, сферы отношений, к кото­рым оно относится. Текущее законодательство предусматри­вает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом случаях могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения возмож­ности использовать в полной мере и конституционные права.

Таким образом, основные обязанности – это конститу­ционно закрепленные и охраняемые правовой ответ­ственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан

Глава II. Обязанность соблюдать Законодательство РФ

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого лица, проживающего в Российской Федерации, является со­блюдение Конституции и законов Российской Федера­ции. Эта обязанность в отношении граждан Российской Фе­дерации зафиксирована в главе об основах конституционного строя Российской Федерации (ст. 15).[1]

Установленная в комментируемой статье всеобщая обязанность соблюдать Конституцию и законы - также одна из предпосылок формирования в России правового государства. Она заключается в том, что перечисленные субъекты должны: во-первых, выполнять веления Конституции и законов; во-вторых, не нарушать содержащихся в них запретов.

Режим законности – незыблемая основа порядка, ста­бильности в государстве, обществе, жизни каждого человека.

Обязанность соблюдать Конституцию и законы универ­сальна для всех субъектов правоотношений. Конкретно в ка­честве обязанности человека и гражданина как такового она выражается в наличии у него стойких установок на правомер­ное поведение во всех сферах своей жизни и деятельности.

Однако обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации не ограничивается негативным аспек­том – требованием не нарушать их предписаний.

Соблюдение Конституции и законов предусматривает и по­зитивный аспект – своей деятельностью, образом жизни че­ловек, гражданин должен содействовать претворению в дей­ствительность принципов, основ Конституции, положений законодательства.

Конституция, законы в наиболее обобщенном виде отра­жают весь строй общественных отношений, принятые в госу­дарстве и обществе нормы, правила поведения людей, кото­рых должен придерживаться каждый гражданин. Любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов госу­дарства, общества, граждан.

Глава III. Обязанность платить налоги

Конституционно закреплена обязанность каждого пла­тить законно установленные налоги и сборы.[2]

Данная обязанность каждого человека и гражданина в кон­ституциях советского типа не закреплялась.

Это можно объяснить тем, что в условиях господства со­циалистической собственности, когда государство воплощало в себе единственного по сути дела собственника, подавляю­щая часть государственного бюджета формировалась за счет поступлений от социалистических предприятий и организаций. Налоги с населения составляли очень малую величину.

Впервые обязанность граждан платить налоги была вклю­чена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. И это вполне закономерно. Развитие частной собственности, свобода предпринимательства, значительное сокращение сферы государственной собственности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налогообязанных субъектов меняется качественно, расширяются и виды налогообложения.

В связи с этим, значение налогов граждан и других лиц, подлежащих налогообложению, в государственном бюджете кардинально меняются.

Имеет значение также и то обстоятельство, что в закреп­лении такой обязанности прежде не было необходимости, так как все налоги добровольно-принудительно вычитались из зарплаты в организованном порядке, не требующем какой-либо инициативы со стороны лица.

В условиях свободы предпринимательства, различных форм экономической деятельности, наличия различных не контролируемых и не учитываемых государством источников доходов уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах.

Поэтому обязанность платить налоги в новой Конституции Российской Федерации закреплена как одна из важнейших.

К числу налогоплательщиков относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица и даже некоторые филиалы юридических лиц, а также предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Весьма разветвленная система налогового законодательства включает в себя законы, указы Президента Российской Федерации, а также многочисленные подзаконные нормативные акты различных ведомств. Определение налогов и сборов дает Закон от 27 декабря 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"[3]: "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами". Виды налогов перечислены в ст. 18 указанного Закона. Это - федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги.

К тому, что данная статья называет сборами, относятся: акцизы на отдельные группы и виды товаров; таможенная пошлина; отчисления во внебюджетные фонды; платежи за пользование природными ресурсами; гербовый сбор; государственная пошлина; лесной доход; плата за воду; регистрационный сбор; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с предприятий и граждан на содержание милиции; на благоустройство территорий и другие цели.

Обязанность платить налоги и сборы возникает у плательщика только тогда, когда она возложена на него законом. Законно установленные налоги и сборы будут таковыми, если они устанавливаются органом, компетентным их вводить и устанавливать порядок их уплаты. Установление федеральных налогов и сборов отнесено к ведению Российской Федерации; установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; установление местных налогов отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.

Правило, согласно которому законы, устанавливающие новые налоги и сборы или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, представляет собой частный случай проявления действия законов во времени (института обратной силы закона).

Конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы, выражен в комментируемой статье применительно к налогам. То обстоятельство, что налоги и сборы являются гражданской обязанностью, а не ответственностью, не может исключать для налогоплательщика ощутимой материальной потери. Именно по этой причине правило о непридании обратной силы сформулировано и по отношению к установлению новых налогов.

С этой точки зрения имеют значение не только соответствующие указания самих законов (или законов о введении в действие нормативных актов, где в основном формулируются нормы об обратной силе), но также порядок их опубликования и само правоприменение. Закон, вводящий новый налог или сбор, может применяться не ранее того дня, когда он был официально опубликован для всеобщего сведения, а взысканные с обратной силой суммы подлежат возврату как недолжно уплаченные.

От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной дея­тельности, охраны его суверенитета, обороноспособности, в чем кровно заинтересован каждый гражданин.

Законодательство устанавливает для граждан дифферен­цированные ставки налогов с учетом доходов лица. Этим са­мым государство содействует в возможной степени сбаланси­рованию доходов  различных  категорий  граждан  – уменьшению разрыва доходов высоко- и низкооплачиваемых категорий.

Глава IV. Обязанность охраны природы и культурного наследия

Конституция Российской Федерации закрепляет обязан­ность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.[4]

Природа как внешняя среда обитания человеческого об­щества в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны. Эта деятельность осуществляется всеми звеньями общественной и государственной структур. В ней должен уча­ствовать и каждый человек–главный «потребитель» природы.

Разрушительная деятельность людей в природной среде совершенно обоснованно вызывает тревогу и порождает ответную реакцию государства - не допустить гибели планетарной природы как среды обитания человечества и важнейшей предпосылки его выживания. Поэтому закрепленная в комментируемой статье юридическая обязанность одновременно предстает и как нравственное требование общества, через Конституцию обращенное ко всем без исключения гражданам государства. Это новое нравственное требование есть хорошо забытое старое: насадив райский сад, Господь заповедовал Адаму возделывать и хранить его.[5]

Обязанность сохранять природу относится не только к гражданину, но и к юридическим лицам и общинам. Термин "сохранять" предполагает активные действия, направленные на сбережение человеческой среды обитания. Причем эти действия представлены в качестве двух разноплановых правовых обязанностей. Обязанность сохранять природу имеет, на первый взгляд, только нравственный аспект и не снабжена нормативной санкцией, поскольку трудно принудить к сохранению природы каждого, кому это прямо не предписано. И тем не менее право здесь присутствует. Это связано с тем, что Конституция - нормативный акт прямого действия, обязательный к применению непосредственно. Это означает, что конституционная норма, сформулированная как моральная установка, не только регулирует соответствующие отношения указанных в ней субъектов, но и является одновременно нормой для правоприменителя.

Сохранять природу и окружающую среду в контексте данной статьи означает по меньшей мере не допустить ухудшения существующего состояния природы, причинения ей ущерба как в целом, так и отдельным ее объектам в результате действий или бездействия.

Понятие "окружающая среда" представляет собой понятие природы, взятое применительно к конкретному субъекту - человечеству, отдельному человеку.

Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую среду или с использованием природных ресурсов, неизбежно оказывает влияние на планетарную природу. Проведение ядерных испытаний, работа атомных электростанций, строительство плотин и рытье каналов, запуск ракет и т.д., являясь на первый взгляд делом локальным, через окружающую среду данной территории оказывают отрицательное воздействие на природу планеты в целом. Появление "озоновых дыр" в атмосфере, загрязнение огромных территорий радиоактивными отходами и выбросами с АЭС, гибель части животного мира, а в итоге уничтожение человечества есть наглядное подтверждение тому, что окружающая каждого среда является частью природы и в правовом смысле их нельзя рассматривать раздельно.

Важно отметить, что правовая обязанность сохранять природу и окружающую среду корреспондирует праву каждого на благоприятную окружающую среду (соответственно - природу), а также праву государства применять санкции за нарушение природоохранного законодательства или устанавливать льготы и компенсации людям, оказавшимся в условиях неблагоприятной окружающей среды.

Действующее законодательство об охране природы можно условно разделить на три группы.

Первая группа включает, например, Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды"[6], выделяющий среди объектов охраны окружающей природной среды естественные экологические системы, государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях"[7] определяет особо охраняемые природные территории как части земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Ст. 2 этого Закона относит к ним: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки; государственные природные заказники, памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Федеральный закон от 25 октября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации"[8] включает в континентальный шельф морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница подводной окраины материка простирается, как правило, на расстоянии 200 морских миль (ст. 1).

Вторую группу составляют многочисленные нормативные акты, регулирующие охрану отдельных природных объектов, не привязанных к конкретным территориям. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. "О животном мире"[9] определяет животный мир в России как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Охраной животного мира признается деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира (ст. 1).

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г.[10] выделяет воды как важнейший компонент окружающей природной среды, а охрану водных объектов рассматривает в качестве деятельности, направленной на сохранение и восстановление водных объектов (ст. 1). За нарушение водного законодательства установлена административная, имущественная и уголовная ответственность (ст. 130, 131).

Основы лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 г.[11] определяют лес как совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии (ст. 1). Обязанность охранять леса как объект природной среды определена для лесопользователей в ст. 35 Основ, а для всех остальных граждан административным, гражданским, уголовным и иным законодательством (ст. 79-83).

Закон РСФСР от 14 июля 1982 г. "Об охране атмосферного воздуха"[12] выделил атмосферный воздух в качестве одного из основных жизненно важных элементов окружающей природной среды. Статьей 55 Закона установлена ответственность за следующие нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха:

- превышение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

- выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов;

- нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу;

- ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха;

- производство и эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах превышает установленные нормативы;

- внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, веществ и минералов, а также закупку в зарубежных странах технологического оборудования и других объектов, не удовлетворяющих установленным в СССР требованиям по охране атмосферного воздуха и не обеспеченных техническими средствами контроля за выбросами в атмосферу;

- нарушение правил складирования промышленных и бытовых отходов, транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха;

- невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

В настоящее время действует Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ. Кроме того, законодательство об охране природы представлено нормативными актами и отдельными нормами в комплексных законах, регулирующих деятельность граждан и организаций по использованию различных природных объектов или конкретных территорий.

Федеральный закон "О недрах", изложенный в редакции от 3 марта 1995 г.[13], регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях национальной безопасности и охраны окружающей природной среды (ст. 8). Нарушения стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушения, ведущие к загрязнению недр и приводящие месторождение полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации, влечет административную, уголовную или имущественную ответственность.

Федеральный закон от 10 января 1996 г. "О мелиорации земель"[14] устанавливает права и обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих охрану мелиорированных земель. Статья 32 Закона предусматривает, что осуществление мелиоративных мероприятий не должно приводить к ухудшению окружающей природной среды. За нарушение законодательства в области мелиорации земель наступает административная и иная ответственность (ст. 39).

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"[15] предусматривает, в частности, что технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей... должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств (п. 3, ст. 11).

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции"[16] предусматривает, что деятельность инвесторов должна включать меры, "направленные на предотвращение вредного влияния... работ на окружающую природную среду, а также по ликвидации последствий такого влияния" (п. 2 ст. 7).

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе"[17] имеет особую направленность на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и на обеспечение экологической безопасности.

Исходя из принципа потенциальной экологической опасности любой хозяйственной и иной деятельности, Закон предусматривает обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта (ст. 3). Перечень таких объектов федерального уровня установлен ст. 11 Закона. Виды и субъекты нарушения законодательства об экологической экспертизе указаны в ст. 30. Ответственность административная, уголовная, материальная и гражданско-правовая - определяется по правилам УК, КоАП, КЗоТ и ГК. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 20 октября 1995 г.[18] также направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды при использовании атомной энергии. Законом регулируются отношения, связанные с эксплуатацией ядерных объектов, транспортировкой, хранением и переработкой ядерных материалов, их захоронением (ст. 44-48). Предусмотрена ответственность за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан (ст. 53-60).

Термин "природные богатства" может быть рассмотрен в отношении каждого из объектов природы, связанного с разумной и волевой деятельностью человека. Природа сама по себе - богатство. Однако в контексте статьи имеются в виду богатства недр, флоры, фауны и других природных объектов, которые используются людьми для удовлетворения своих потребностей.

Сохранение природы и окружающей среды, в результате их варварского использования за все предшествующие годы советской власти, трансформировалось в необходимость их восстановления, спасения от гибели. Это, естественно, дело общегосударственное, требующее огромных материальных затрат, внедрения новых технологий, замены устаревшего оборудования и т. д.

Однако посильное участие каждого гражданина в сохране­нии природы внесет важный вклад в поддержание невоспол­нимого богатства, которое мы должны передать будущим по­колениям россиян.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.[19]

Культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Историческое наследие является частью наследия культурного. Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. Статья 240 ГК 1994 г. предусматривает возможность изъятия у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным и охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения.

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится ко всем. Понятие "памятники истории и культуры" раскрывается в ст. 1 и 6 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры"[20]: Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Статья 62 Основ законодательства о культуре предусматривает возможность установления за нарушения законодательства о культуре гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. УК в ст. 230 предусматривает за умышленное уничтожение, разрушение или порчу памятников истории и культуры либо природных объектов, взятых под охрану государства, наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, исправительных работ на тот же срок или штрафа.

Глава V. Обязанность защищать Отечество

В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязан­ностью гражданина Российской Федерации.[21]

Защита своего Отечества не только правовое, но прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей, территориальной целостности и суверенитета. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства.

Оборона страны обеспечивается мерами различного характера - политическими, экономическими, военными, социальными, правовыми и иными. Для обороны с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением всеобщей конституционной обязанности защиты Отечества, но адресована определенным законом категориям граждан. Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы. Формой реализации этой обязанности может быть также прохождение альтернативной гражданской службы взамен военной, что установлено ч. 3 ст. 59 Конституции РФ.

Согласно п. "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации оборона и безопасность относятся к ведению Федерации. Поэтому ч. 2 ст. 59 предусматривает, что гражданин несет военную службу в соответствии именно с федеральным законом. В связи с этим противоречащими Конституции Российской Федерации являются положения конституций ряда республик о наличии Вооруженных Сил республики (ст. 56, п. 6, 8 ст. 73 Конституции Чеченской Республики 1992 г.), об определении органами республики порядка образования территориальных воинских и иных формирований, дислокации на территории республики воинских формирований, регулировании действий военных формирований (ст. 70 Конституции Республики Саха (Якутия), п. 17 ст. 73 Конституции Республики Тыва), об исполнении воинской обязанности на территории республики или вне ее на основе договорных обязательств республики (ст. 58 Конституции Республики Татарстан) и др.[22]

Воинская обязанность российских граждан, как установлено законом, предусматривает воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, ее прохождение, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в военное время. Исполнение этой обязанности обеспечивается в пределах их полномочий представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, а при необходимости и судебными органами.

Статья 12 Федерального закона "Об обороне" устанавливает, что комплектование Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с законодательством: 1) военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу; 2) гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.

Комплектование Вооруженных Сил военнослужащими на добровольной основе - по контракту - при создании необходимых материально-технических и организационных условий может привести в перспективе к формированию профессиональной армии. Военной службой является служба не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках - пограничных, внутренних, железнодорожных, гражданской обороны, Федерального агентства правительственной связи и информации, а также в органах безопасности и внешней разведки.[23]

По Закону "О воинской обязанности и военной службе" призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Основания освобождения и отсрочки от призыва исчерпывающе определены данным Законом (ст. 20, 21).

Право на получение отсрочки имеют, согласно этому Закону, в частности, учащиеся дневных отделений образовательных учреждений на период обучения (п. "б" ч. 2 ст. 21). На практике возник вопрос, распространяется ли это право на обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях? Названный Закон в ст. 21 прямо на него не отвечает. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 г. "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе"[24] установлено, что при применении п. "б" ч. 2 ст. 21 этого Закона под образовательными учреждениями по смыслу Закона понимаются только те, которые имеют государственную аккредитацию. Тем самым законодатель дал толкование принятого им закона, что входит в его компетенцию. Этим руководствуются на практике и суды, другие государственные органы, рассматривая заявления и жалобы, касающиеся отсрочки от призыва. Правом на такую отсрочку для получения профессионального образования можно воспользоваться только один раз.

В соответствии со своим полномочием, предусмотренным п. "з" ч. 1 ст. 21 Закона "О воинской обязанности и военной службе", и в целях сохранения научного потенциала Российской академии наук Президент Российской Федерации издал 25 января 1996 г. Указ "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным представителям талантливой молодежи"[25]. Он распространяется на выпускников (до 500 человек ежегодно) государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, поступивших непосредственно по окончании образовательного учреждения на работу на условиях полного рабочего дня по специальности в научные учреждения РАН, на период работы в этих учреждениях.

От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет, а также негодные к военной службе по состоянию здоровья. Что касается женщин, то они ставятся на воинский учет после приобретения ими военно-учетной специальности и могут поступить на военную службу по контракту.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год - весной и осенью. Сроки военной службы уточнены по сравнению с первоначально установленными Законом. Согласно внесенным в него изменениям и дополнениям от 29 апреля 1995 г. срок военной службы для проходящих ее по призыву - 24 месяца; для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву - 12 месяцев.

В последние годы заметно увеличилось число молодых людей, уклоняющихся от учебных сборов и воинского учета, от военной службы, что создает серьезные проблемы с комплектованием армии. За это установлена уголовная ответственность. Граждане и должностные лица могут быть привлечены также к административной ответственности за нарушение правил воинского учета (ст. 190-1-190-6, 191, 192 КоАП). Конечно, не только и не столько правовыми средствами, мерами юридической ответственности можно решить те сложные проблемы, которые возникли в последние годы в Вооруженных Силах, но и они необходимы.

Комплектованию армии на добровольной основе служит предусмотренное законами "Об обороне" (ст. 12), "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 19, 30-34, 60) право поступления граждан на военную службу по контракту. Первый такой контракт вправе заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет. Срок контракта обычно - 3, 5 или 10 лет. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны (другим министерством, ведомством, в котором законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. Отказ министерства, ведомства в заключении контракта может быть обжалован в суд.

Главным актом, определяющим правовое положение военнослужащих, является Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г.). Он устанавливает права, обязанности и ответственность военнослужащих, определяет основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территории других государств, определяется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Особенности статуса военнослужащих в военное время и в условиях чрезвычайного положения устанавливаются федеральными законами о военном положении, о мобилизации и о чрезвычайном положении.

Военнослужащим гарантируется широкий круг прав и свобод. Вместе с тем законодательными актами устанавливаются ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, что обусловлено особенностями военной службы. Так, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы. Военнослужащие вправе состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели. Не допускается создание в воинских частях религиозных объединений, но военнослужащие вправе в свободное от службы время участвовать как частные лица в богослужениях и религиозных церемониях. Запрещено участие военнослужащих в забастовках. Эти и им подобные ограничения не противоречат основаниям ограничения прав и свобод, закрепленным в ч. 3 ст. 55 Конституции.

Обязанности военнослужащих определяются существом воинского долга - защита государственного суверенитета и территориальной целостности страны, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Обязанности военнослужащих и порядок их выполнения устанавливаются законодательными актами, воинскими уставами и другими нормативными документами.

Закон "О статусе военнослужащих" гарантирует право военнослужащих на защиту их прав и законных интересов, в том числе право на судебную защиту. В соответствии со ст. 4 Закона от 27 апреля 1993 г."Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"[26] военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы. Исходя из смысла этой нормы, как было разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан"[27], в военный суд могут быть обжалованы также действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих. Граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы во время прохождения ими военной службы, по своему усмотрению в народный или военный суд.

Государству и самой армии в ходе военной реформы предстоит, конечно, еще многое сделать в обеспечении прав военнослужащих, их правовой защищенности. Это касается охраны жизни, здоровья и достоинства личности военнослужащих; полной реализации их льгот и преимуществ, установленных законами в связи с тяготами военной службы; более четкого определения правового статуса военнослужащих, направляемых в "горячие точки". Конкретным шагом в этом направлении является, в частности, принятие Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. "О порядке направления военнослужащих срочной службы по призыву для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях", которым предусмотрено использование военнослужащих в указанных целях исключительно на добровольной основе - по контракту, а также Указов Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 г. "О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву", от 12 июня 1996 г. "О правах и льготах военнослужащих, выполняющих (выполнявших) задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике"[28].

Заключение

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.

Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование (необязательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения соприкасаются не только с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и с коллективными действиями людей через политические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда острый интерес к развитию конституционного права со стороны самых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институтов и норм. Это особенно свойственно нынешнему положению в России, когда происходит трудный, подчас мучительный переход от тоталитаризма к свободному гражданскому обществу.

Глава Конституции, посвященная правам и свободам че­ловека и гражданина, включает 48 статей, подавляющая их часть посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой не простую совокупность, а определенную систему, имеющую логические основания.

На основе этих признаков конституционные права и сво­боды принято классифицировать на три группы: личные; по­литические; социально-экономические.

Однако систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придер­живается Конституция в их последовательном расположении.

Последнее имеет далеко не техническое значение, а отра­жает соответствующую идеологию, которой придерживается государство в трактовке сущности концепции правового статуса личности.

В действующей Конституции, основанной на новой концеп­ции прав человека, перечень прав и свобод установлен в сле­дующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические. Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в1948г.

В российском законодательстве она впервые была вос­произведена в Декларации прав и свобод человека и гражда­нина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Россий­ской Федерации 1993 г.

Во всех предшествующих конституциях советского этапа, вплоть до первоначальной редакции Основного Закона 1978 г., последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. В этом отражалась система приоритетов, при которой личные права отодвигались, как второстепенные на второй план.

Итак, обязанности – составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России («Права и свободы человека и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок – это и есть единство прав и обязанностей.

Равенство обязанностей – это принцип, установленный ч.2 ст. 6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам России (защищать Отечество и др.).

Задачей этой работы было рассмотрение основных конституционных обязанностей человека и гражданина по Конституции РФ 1993 г.

При выполнении её я пришел к определенным выводам, кото­рые сейчас попытаюсь изложить.

Конституция РФ 1993 года действительно является Конститу­цией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, включая новейшие, которые отсутствуют даже в таких классических документах как Декларация 1789 года и Конституция США.

По вопросам защиты личных прав и свобод Конституция РФ превосходит аналоги более детальным рассмотрением многих прин­ципов, что конечно же защищает права и свободы личности более четко, ибо против Конституции открыто не будет действовать даже Президент. Защита личных прав и свобод соответствует всем меж­дународным соглашениям (то есть минимальному стандарту) и даже превосходит их.

Что особенно важно, Конституция РФ более четко регламенти­рует сферу вмешательства законодателей с целью ограничения пуб­личных свобод и введения дополнительных обязанностей.

Безусловно, в ныне действующей Конституции закреплены основные обязанности граждан, которые, по-моему мнению, ни в коей мере не умаляют основные права и свободы личности (гражданина).

Таким образом, Конституция Российской Федерации является потенциально мощной защитой прав и свобод личности, документом своего времени, документом, достойным (в области прав и свобод) международного признания.

При четкой практической реализации всех этих конституцион­ных принципов, Российская Федерация сможет претендовать на са­мое свободное и социально защищенное положение личности в мире.

Библиография

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)

2. БВС, 1994, N 3, с. 4.

3. ВВС РСФСР, 1978, N 51, ст. 1387.

4. ВВС РСФСР, 1982, N 29, ст. 1027.

5. ВВС РФ, 1992, N 10, ст. 457.

6. ВВС РФ, 1992, N 11, ст. 527.

7. ВВС РФ, 1993, N 15, ст. 523.

8. ВВС, 1993, N 19, ст. 685.

9. ВВС, 1993, N 24, ст. 859.

10. СЗ РФ, 1995, N 10, ст. 823.

11. СЗ РФ, 1995, N 12, ст. 1024.

12. СЗ РФ, 1995, N 17, ст. 1462.

13. СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4471.

14. СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4552.

15. СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4556.

16. СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4694.

17. СЗ РФ, 1995, N 9, ст. 713.

18. СЗ РФ, 1996, N 1, ст. 18.

19. СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 142.

20. СЗ РФ, 1996, N 5, ст. 460.

21. Российская газета, 18 и 31 мая, 15 июня 1996 г.

22. Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. М.1994.

23. Конституционное право России, Кутафин, Козлова. М.1995.

24. Конституционное право Российской Федерации, Баглай. М.1998.

25. Права человека. Основные международные документы: Сборник. Мо­сква, Издательство " Международные отношения ", 1994 г.


[1] Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. п. 2 ст. 15 Конституции РФ.

[2] Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. ст. 57 Конституции РФ.

[3] ВВС РФ, 1992, N 11, ст. 527.

[4] Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. ст. 58 Конституции РФ.

[5] Библия, Бытие, 2.15.

[6] ВВС РФ, 1992, N 10, ст. 457.

[7] СЗ РФ, 1995, N 12, ст. 1024.

[8] СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4694.

[9] СЗ РФ, 1995, N 17, ст. 1462.

[10] СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4471.

[11] ВВС РФ, 1993, N 15, ст. 523.

[12] ВВС РСФСР, 1982, N 29, ст. 1027.

[13] СЗ РФ, 1995, N 10, ст. 823.

[14] СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 142.

[15] СЗ РФ, 1995, N 9, ст. 713.

[16] СЗ РФ, 1996, N 1, ст. 18.

[17] СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4556.

[18] СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4552.

[19] п. 3 ст. 44 Конституции РФ.

[20] ВВС РСФСР, 1978, N 51, ст. 1387.

[21] Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. ст. 59 Конституции РФ.

[22] Основными актами, конкретизирующими конституционные положения о несении гражданами военной службы, являются законы от 31 мая 1996 г. "Об обороне" (Российская газета, 6 июня 1996 г.), от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" (ВВС, 1993, N 6, ст. 188, СЗ РФ, 1995, N 21, ст. 1923; N 48, ст. 4560), от 11 февраля 1993 г. "О воинской обязанности и военной службе" (ВВС, 1993, N 9, ст. 325, СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1597), а также Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной службы, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140 (САПП, 1993, N 51, ст. 4931) и др.

[23] Особенности прохождения военной службы в этих войсках и органах регулируются в законах о них, например в федеральных законах от 3 апреля 1995 г. "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", от 5 августа 1995 г. "О железнодорожных войсках Российской Федерации", от 10 января 1996 г. "О внешней разведке" (СЗ РФ, 1995, N 15, ст. 1269; N 32, ст. 3202; 1996, N 3, ст. 143). Общее значение имеет Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности" (ВВС, 1992, N 15, ст. 769).

[24] ВВС, 1993, N 24, ст. 859.

[25] СЗ РФ, 1996, N 5, ст. 460.

[26] ВВС, 1993, N 19, ст. 685.

[27] БВС, 1994, N 3, с. 4.

[28] Российская газета, 18 и 31 мая, 15 июня 1996 г.

Похожие работы на - Основные конституионные обязанности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!