Организация проверки ККМ
Организация проверки правильности применения ККМ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
|
3
|
1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОВЕРОК, СВЯЗАННЫХ С ПРАВИЛЬНОСТЬЮ
ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
|
5
|
1.1. Планирование проведения проверки по применению ККТ
|
5
|
1.2. Порядок проведения проверки по применению ККТ
|
6
|
1.3. Проверка работы ККТ
|
10
|
1.4. Контроль за своевременностью оприходования и полнотой
учета выручки, полученной с применением ККТ
|
13
|
2. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ
|
17
|
2.1. Составление акта проверки
|
17
|
2.2. Принятие решения по акту проверки и взыскание штрафных
санкций
|
19
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
22
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
23
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
25
|
ВВЕДЕНИЕ
Главной
задачей Федеральной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением
налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и
других платежей, установленных законодательством РФ.
Одной
из форм указанного контроля является проведение налоговыми инспекциями проверок
соблюдения юридическими и физическими лицами налогового законодательства.
Чтобы
отстаивать на законных основаниях свои интересы при проведении налоговых
проверок и уверенно чувствовать себя в условиях постоянных изменений налогового
законодательства, налогоплательщики должны досконально знать свои права и права
контролирующих органов.
Следует иметь в виду, что первая часть Налогового
кодекса РФ не регламентирует права и полномочия налоговых органов по контролю
за исполнением правильности применения контрольно – кассовой техники, которые
регулируются Конституцией РФ и КоАП РФ.
Согласно
«Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденному
решением совета директоров ЦБ РФ от 22.09.03 года, прием наличных денежных
средств при осуществлении денежных расчетов с населением производится с обязательным
применением ККТ. Таким образом, все предприятия и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие прием наличных денежных средств, обязаны
применять при расчетах контрольно – кассовую технику.
Целью
данной курсовой работы является изучение организации проверки правильности
применения контрольно – кассовой техники субъектами предпринимательства.
В
соответствии с целью в работе необходимо решить следующие задачи:
-
изучить порядок планирования проверки по применению ККТ;
-
осветить порядок проведения проверки по применению ККТ;
-
рассмотреть документальное оформление результатов проверки;
-
охарактеризовать последствия нарушений по правильности применения ККТ и
изучить порядок взыскания штрафных санкций.
Методологической
основой курсовой работы явились нормативные документы Министерства Финансов РФ,
Государственной Думы РФ, а также Федеральной налоговой службы РФ.
1.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ПРОВЕРОК, СВЯЗАННЫХ С ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
1.1.
Планирование
проведения проверки по применению ККТ
Проведение
проверок по применению налогоплательщиками ККТ осуществляется в рамках плана
работ оперативно-инспекторского отдела на соответствующий квартал текущего
года и включает:
-
определение объема работ отдела (по категориям налогоплательщиков, по
тематическому направлению, по отдельным вопросам законодательства, в том числе
по заданиям вышестоящих органов);
-
взаимодействие с органами внутренних дел, налоговой полиции, органов
власти на местах;
-
проведение экономической и технической учебы по организации работы на
этом участке;
-
проведение профилактических мероприятий по недопущению хозяйствующими
субъектами нарушений законодательства о применении ККТ.
Следует
различать три вида планируемых проверок:
1. Проведение проверок торговых точек юридических и
физических лиц с известным местом дислокации. Данные проверки проводятся
только на основе поручения (приложение 1) на проведение проверки конкретного
налогоплательщика. При планировании проведения проверок в первую очередь
проверке подлежат вновь открытые торговые точки, затем повторные проверки
торговых точек, которым установлены сроки для устранения допущенных нарушений
и предприятия, которые по данным подразделений, осуществляющих регистрацию
ККТ, не сняли машины с учета.
2. Проведение
проверок по данным отделов налогообложения юридических лиц о фактах денежных
расчетов с населением (согласно бухгалтерским документам) при отсутствии у
предприятия зарегистрированной ККТ. Данные проверки проводятся только на основе
поручения на проведение проверки конкретного налогоплательщика.
3. Проведение
проверок юридических и физических лиц, осуществляющих реализацию товара в
местах стихийной торговли без постоянного места дислокации. Данные проверки
проводятся в форме рейда с оформлением поручения на рейд, как правило, с
представителями органов внутренних дел.
Оперативный план проведения проверок по применению
ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением составляется начальником
отдела и утверждается начальником инспекции или его заместителем. Оперативный
план проведения проверок следует считать документом для служебного
пользования. Право на предварительное ознакомление с ним имеют лица, допущенные
к работе с документами для служебного пользования.
1.2. Порядок
проведения проверки по применению ККТ
Объектами проверок выступают предприятия,
организации, учреждения, их филиалы, представительства и другие обособленные
подразделения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, при продаже товаров или
оказании платных услуг населению.
Согласно
действующему законодательству налоговые органы правом контрольной закупки не
наделены.
Учитывая
это, проверки проводятся налоговыми органами совместно с работниками органов
внутренних дел, инспекции по торговле, общественной организации по защите прав
потребителей, которым предоставлено право производить контрольную закупку.
Обязанности
по контролю за правильностью применения ККТ при осуществлении денежных расчетов
с населением в соответствии с Федеральным законом «О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт» № 54-ФЗ от 22.05.03г. возложены
на налоговые органы. В случае проведения проверок правоохранительными или
иными контролирующими органами и получения от них материалов проверок
налоговые органы перепроверяют выявленные нарушения, предусмотренные
Федеральным Законом, составляют акт, если они подтверждаются, то принимают
соответствующее решение.
При
проведении проверки налоговыми органами самостоятельно следует подтверждать
факт нарушения Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники
при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт» свидетельскими показаниями покупателей товара и оказанных
услуг. Не допускается проверка на предприятиях торговли и оказывающих услуги,
не приступивших к работе и в перерыв. Категорически недопустимо провоцирование
торговых работников на нарушение указанного Федерального Закона.
В
начале проверки проверяющие должны дождаться момента, когда в торговой точке,
выбранной для проверки, будет произведена торговая операция. При этом
необходимо обратить внимание на правильность обслуживания покупателя, т.е.:
а)
использование ККТ при расчете. Если предприятие ведет денежные расчеты с
населением без применения ККТ, то оно подвергается штрафу. Основанием для
наложения штрафа за неприменение ККТ может служить единичный факт реализаций
товара без ее применения;
б)
выдачу чека или другого документа заменяющего его вместе со сдачей. В случае
когда работник, осуществляющий обслуживание населения, не выдал чек или выдал
чек с указанием суммы менее уплаченной, к лицу, обязанному выдать его
покупателю (клиенту), применяются штрафные санкции;
в)
с согласия покупателей просмотреть выданные им чеки на предмет четкости и
наличия в них обязательных реквизитов. В случае отсутствия покупателей или их
отказе в даче свидетельских показаний самими инспекторами может быть
произведена покупка товара в личное пользование, без условий его возврата.
Однако если приобретенный товар ненадлежащего качества, что подтверждается
отсутствием правильно оформленного сертификата на товар, то он возвращается
представителю объекта проверки, деньги возвращаются покупателю.
Возврат
денег покупателям за возвращаемый товар производится в соответствии со ст. 22
Федерального закона «О защите прав потребителей». Требования потребителя о
возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи
(возврат товара ненадлежащего качества), подлежат удовлетворению продавцом на
основе договора с ним.
В
соответствии с п. 3 ст. 503 ГК РФ «Обмен товара» требование покупателя об
обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если имеются
доказательства приобретения его у данного продавца. Возвращенный чек с
составлением акта (форма № 54) подтверждает разрыв сделки (товар возвращен
продавцу, а деньги покупатель получил обратно). Чек и акт, соответствующие
сумме на контрольной ленте, передается в бухгалтерию, а в книге кассира -
операциониста делается соответствующая запись. В случае возникновения
необходимости кассовый чек как подтверждение совершения сделки купли-продажи
изымается и в бухгалтерию вместе с актом (форма № 54) сдается оформленная копия
протокола изъятия.
Проверяющие
предъявляют руководителю предприятия (в случае его отсутствия — работнику,
осуществляющему обслуживание) документы, удостоверяющие личность и поручение
налогового органа на проведение проверки и продолжают проведение проверки.
При
проведении проверки важно проверить документы, удостоверяющие личность продавца
и его принадлежность к проверяемому предприятию. Важность документальной
фиксации указанной принадлежности (при отсутствии документов — посредством
объяснительных продавцов) следует из анализа жалоб налогоплательщиков на
неправомерность действий налоговых органов в связи с установлением факта
неприменения ККТ лицом, не состоящим в штате предприятия.
Однако
следует иметь в виду, что согласно постановлению Президиума Высшего
арбитражного суда РФ от 24.02.98 № 6819/97 все торговые операции, ведущиеся в
торговой точке, следует рассматривать как осуществленные от имени предприятия
(предпринимателя). При этом наступление последствий нарушений закона о
применении контрольно-кассовой техники не зависит от наличия у лица,
действующего от имени хозяйствующего субъекта, документа, свидетельствующего о
соответствующих полномочиях.
Перед
началом проверки необходимо получить объяснения у кассира (продавца-кассира) о
состоянии наличных денежных средств в денежном ящике ККТ. В момент проверки
фиксируется сумма выручки, полученная в результате торговли, т.е. снимаются
остатки кассовой наличности, которые оформляются актом. Акт ревизии наличных
денежных средств оформляется по форме, которая приведена в приложении к Порядку
ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением
совета директоров Центрального банка Российской Федерации 22.09.93 № 40.
Кассовая выручка сверяется с показаниями на контрольной ленте (снимаются
показания суммирующего счетчика). Разница между показанием контрольного чека в
момент проверки и показанием на начало рабочей смены, которое определяется по
записи в книге кассира - операциониста, является выручкой, полученной с применением
ККТ в день проверки. Результат снятия остатков наличных денег в кассе ККТ и
сверки с данными учета отражается проверяющим в книге кассира - операциониста.
Если
в процессе проверки устанавливается, что сумма наличной кассовой выручки
меньше суммы, указанной на контрольной ленте, администрации предприятия
предлагается принять все меры к взысканию выявленной недостачи, независимо от
причины ее образования, с виновных, а в акте проверки указываются сумма
выручки по показаниям контрольной ленты и сумма недостачи денежных средств.
Если
в процессе проверки устанавливается, что сумма наличной кассовой выручки
больше суммы, указанной на контрольной ленте, то проверяющему необходимо
получить объяснение кассира или должностных лиц о причинах расхождений и
сделать соответствующую запись в книге кассира - операциониста.
Разница
между наличной кассовой выручкой и показаниями контрольной ленты подлежит
оприходованию в установленном порядке, и об этом делается запись в указаниях к
акту проверки.
Если
сумма наличной выручки больше, чем показания на ленте, то администрация
предприятия при обнаружении излишков денежных средств обязана оприходовать их
и отразить в учете на результатах хозяйственной деятельности (Кредит счета 91
«Прочие доходы и расходы»).
1.3. Проверка работы ККТ
Предприятия при расчетах наличными денежными
средствами обязаны «…применять при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую
технику…»[1].
Существуют следующие критерии неисправности ККТ,
это:
б)
не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту
или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к ККТ и их
фискальной (контрольной) памяти;
в)
не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими
требованиями к ККТ и их фискальной (контрольной) памяти;
г)
не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти,
необходимые для осуществления контроля налоговыми органами;
д)
применяет прикладные программы, не допущенные ГМЭК к использованию с конкретной
моделью ККТ.
Кассир
- операционист перед началом работы обязан напечатать два-три чека без обозначения
суммы (нулевых) с целью проверки четкости печатания реквизитов на чековой и
контрольной лентах и правильность установки дататора и нумератора. Нулевые
чеки в конце дня прикладываются к кассовому отчету (форма № 25). В ходе работы
на ККТ может произойти сбой дататора и нумератора, на которые кассир -
операционист не обратит сразу внимание. В этом случае предприятие может
доказать исправность механизмов на начало рабочего дня только путем
предъявления нулевых чеков.
Для
установления более полной квалификации неисправности ККТ налоговым органам
необходимо привлекать к проведению проверок работников специализированных
центров по обслуживанию ККТ.
За
использование неисправной ККТ предприятие подвергается штрафу в размере 200
МРОТ.
После
осмотра ККТ рекомендуется тщательно проверить имеющиеся контрольные ленты
(особенно в местах обрыва), обращая особое внимание на наличие на ленте
порядковых номеров, даты и времени совершения торговой операции, количество
гашений счетчиков и все ли они проводились в присутствии представителя
налогового органа. Следует иметь в виду, что в некоторых моделях ККТ дата и
время продажи вводятся механически, что не исключает возможность
злоупотреблений при использовании ККТ. В то же время нумерация чеков на всех
машинах, внесенных в Государственный реестр, осуществляется автоматически, что
позволяет установить допущенные злоупотребления относительно утраты или замены
части контрольной ленты.
Следует
также проверить нулевые чеки: их количество, время пробития; если проверка
проводилась в течение смены, то выяснить, чем была вызвана эта необходимость.
Важно
иметь в виду, что не допускается к применению ККТ, на которых отсутствует либо
повреждена пломба ЦТО, отсутствуют маркировка предприятия-изготовителя или одно
из средств визуального контроля. Порядком использования средств визуального
контроля на контрольно-кассовых машинах, утвержденного решением Государственной
межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от
05.11.96г. (протокол № 6/31-96), предусмотрено, что голограммы «Государственный
реестр» устанавливаются генеральным поставщиком при продаже ККТ, голограммы
«Сервисное обслуживание» — центрами технического обслуживания при постановке
машин на техническое обслуживание, а также в течение января-февраля очередного
года при производстве ежегодных проверок их исправности. В случае выявления
ККТ, используемой с нарушениями, применение ее должно быть прекращено путем
опечатывания.
В
случае если техник-эксперт специализированного центра дает заключение, что ККТ
имеет конструктивные изменения, то на основании ст. 27.10 КоАП РФ налоговыми
органами изымается такая ККТ как орудие совершения правонарушения в
присутствии двух понятых с составлением протокола изъятия. В качестве понятых
могут быть привлечены работники данного центра. Изъятая ККТ до рассмотрения
дела в суде хранится в месте, определенном руководителем налогового органа, а
после рассмотрения дела в зависимости от результатов его рассмотрения она либо
уничтожается, либо возвращается владельцу.
1.4. Контроль
за своевременностью оприходования и полнотой учета выручки, полученной с
применением ККТ
Для
осуществления контроля учета фактической выручки от реализации товаров,
полученной с применением ККТ предприятием розничной торговли или общественного
питания (если оно применяет ККТ), налоговые органы используют данные фискальной
памяти ККТ, а также следующие документы:
-
книгу кассира - операциониста;
-
кассовую книгу;
-
мемориальный ордер (журнал-ордер №1);
-
приходные кассовые ордера с приложениями (форма №25) кассира -
операциониста (старшего кассира) на приход денежной наличности в кассу
предприятия;
-
Главную книгу или оборотный баланс;
-
отчет о движении денежных средств (форма №4).
Полнота учета выручки, полученной с применением ККТ,
проверяется налоговыми органами по итогам работы за проверяемый период путем
сопоставления выручки, согласно данным фискальной памяти используемых
предприятием ККТ, с записями в книгах кассира - операциониста и данными
бухгалтерского учета и отчетности.
Перед
выходом на проверку проверяющий уточняет пароль налогового инспектора (пароль
доступа к фискальной памяти).
Проверяемый
период устанавливается руководством налогового органа или самим проверяющим.
Это может быть рабочий день (смена), любое количество рабочих дней (смен), а
также любой календарный период (неделя, месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев,
год и т.п.).
Объект
проведения проверки определяется руководством налогового органа или самим
проверяющим, задание на проверку оформляется в установленном порядке. Объектом
проверки может быть как предприятие в целом, осуществляющее торговые операции
(оказание услуг) из принадлежащих ему нескольких точек, так и отдельная
торговая точка (мастерская и т.п.), принадлежащая предприятию или
предпринимателю.
Исходные
данные для проверки берутся из фискальной памяти за проверяемый период,
документируются посредством снятия фискального отчета (ФО) с проверяемой ККТ (в
случае снятия ФО с нескольких ККТ составляется сводная ведомость и прилагается
к акту проверки), заверяются подписью проверяющего и служат в дальнейшем
исходным документом для сопоставления с данными бухгалтерского учета и
отчетности.
После
снятия ФО с проверяемых ККТ сверяются заводские номера этих машин, а также их
регистрационные номера и ИНН налогоплательщика с аналогичными данными,
имеющимися в налоговой инспекции.
В
процессе эксплуатации ККТ в ее фискальную память автоматически заносятся все
суммы денежных расчетов, в том числе ошибочно введенные кассиром, а также
суммы, которые впоследствии выданы покупателю (клиенту) по возвращенным чекам.
Возвращенные покупателем или ошибочно пробитые чеки актируются (форма № 54), и
если они не погашены в течение смены, то прикладываются к кассовому отчету
(форма №25), а в книге кассира - операциониста делается соответствующая
исправительная запись.
Поэтому
данные учета выручки каждой ККТ необходимо сверить с соответствующими записями
в книге кассира - операциониста, если за проверяемый период были допущены
ошибки при напечатании чека или возвращены чеки покупателями (клиентами) и это
документально подтверждено, то данные учета выручки должны быть уменьшены на
общую сумму допущенных ошибок и возвращенной денежной наличности.
Если
предприятие не имеет оправдательных документов о суммах по возвращенным чекам и
допущенным ошибкам, данные учета выручки, полученные с применением этой ККТ,
корректировке не подлежат и проверка производится в следующем порядке.
1.
При выборочной проверке на предприятии (юридическое лицо) за период, не
совпадающий с квартальной отчетностью (рабочий день (смена), несколько дней,
неделя, месяц и т.п.) данные выручки ФО за каждый рабочий день (смену)
проверяемого периода сверяются с данными за этот же день по кассовой книге
предприятия. При несоответствии проверяемых данных рекомендуется также
проверить отчетные документы за этот день кассира - операциониста (старшего
кассира): приходные кассовые ордера,
кассовый отчет с приложениями (форма №25) и контрольной лентой.
В
случае несоответствия данных выручки ФО с данными бухгалтерского учета и
выяснения причин имеющихся расхождений проверяющий определяет характер
допущенного нарушения: ошибка подсчета в документе, неполное оприходование
выручки или осуществление расчетов с населением без применения ККТ (если данные
выручки по бухгалтерскому учету превышают дачные выручки ФО и не представлены
оправдательные документы).
2.
Если проверяемый период совпадает по срокам с бухгалтерской отчетностью, то
данные выручки ФО за проверяемый период (квартал и т.д.) сверяются с
соответствующими данными кассовой книги предприятия, мемориального ордера
(журнал-ордер №1) и Главной книги по кредиту счета 90 «Продажи».
При
несоответствии проверяемых данных и после выяснения причины расхождений
проверяющий определяет характер допущенного нарушения: осуществление расчетов
с населением без применения ККТ или неполное оприходование данных выручки ФО, а
также ненадлежащее ведение бухгалтерского учета.
Для
подтверждения вывода о ненадлежащем ведении бухгалтерского учета на
предприятии рекомендуется сверить данные выручки ФО со справочными данными
строк 290,291 и 292 (поступление денежных средств по наличному расчету с
физическими лицами с применением ККТ и бланков строгой отчетности) формы №4
«Отчет о движении денежных средств».
3.
Юридические лица и предприниматели, применяющие упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности, отражают хозяйственные операции в книге
учета доходов и расходов на основе первичных документов в хронологической
последовательности. При этом сумма выручки от реализации товара, ежедневно
записываемая в доходную часть указанной книги, должна соответствовать сумме,
записанной на эту дату в книге кассира - операциониста, и показаниям счетчиков
ККТ.
Если
проверка осуществляется по итогам работы за отчетный период (квартал), то
данные учета выручки, полученные с применением ККТ, сверяются с
соответствующими записями в книге кассира - операциониста, книге учета доходов
и расходов и кассовой книге предприятия.
В
случае несоответствия проверяемых данных необходимо выяснить причины расхождений
и определить характер нарушения.
Результаты проверки
полноты оприходования денежной выручки, полученной с применением ККТ,
оформляются актом и в зависимости от характера выявленного нарушения (какое
законодательство нарушено: налоговое или о применении ККТ) проверяющий
принимает меры согласно действующему законодательству.
2. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ
2.1. Составление акта проверки
Результаты проверки применения ККТ оформляются актом
и соответствующими приложениями к нему. Акт проверки отражает все выявленные в
ходе проверки нарушения бухгалтерского учета и действующего законодательства по
ККТ.
В акте проверки в обязательном порядке указываются:
-
дата, место и время проведения проверки;
-
должность, фамилия и инициалы работников налогового органа и других лиц,
принимавших участие в проверке;
-
наименование налогового органа, назначившего проверку (дата и номер
поручения);
-
полное наименование и описание (лоток, киоск и т.д.) объекта проверки,
его организационно-правовая форма, подчиненность и месторасположение, каким
органом государственного управления он зарегистрирован (дата и номер
регистрации), режим работы;
-
юридический адрес объекта проверки, его почтовые и банковские реквизиты.
Выявленные
проверкой нарушения в акте излагаются четко и кратко и обязательно должны быть
подтверждены ссылками на статьи, пункты и разделы законодательных и нормативных
актов. По каждому факту выявленного нарушения в зависимости от его характера
применяются только формулировки, предусмотренные Федеральным законом и
Положением по применению ККТ, а для их подтверждения указываются
обстоятельства, при которых они были обнаружены и представляются
соответствующие доказательства.
К
акту проверки прилагаются документы, подтверждающие отмеченные в нем
правонарушения: акт снятия остатков денежной наличности по кассе, таблицы,
расчеты, протокол об административном правонарушении, постановление и акт
изъятия документов и др.
Во
время проверки проверяющим должны использоваться в качестве доказательств
нарушений законодательства документы первичного бухгалтерского учета (договора,
накладные и др.); свидетельские показания покупателя, оформленные в
соответствии с требованиями законодательства; объяснения должностных лиц
проверяемого предприятия. В качестве доказательств нарушений законодательства
должны изыматься документы первичного бухгалтерского учета (договора, накладные
и др.). Изъятие и возврат документов производятся в соответствии с порядком,
установленным инструкцией Минфина России от 26.07.91г. № 16/176.
Следует
иметь в виду, что свидетельские показания покупателя могут быть оформлены
отдельным документом (заявлением), а объяснительные должностных лиц и
работников предприятия (продавцов, кассиров и т.п.) следует получить по каждому
факту выявленного нарушения, что ограничит возможность последующих жалоб или
претензий со стороны налогоплательщика по результатам проверок и принятым по
ним решениям налоговых органов. В случае отказа должностных лиц проверяемого
предприятия от дачи объяснений и подписания акта проверки этот факт отражается
в акте проверки после подписи проверяющего записью: «От подписания акта и
объяснения причины нарушения действующего законодательства должностное лицо
предприятия (указать, конкретно кто) отказалось».
Акт
составляется в двух экземплярах под копирку, подписывается всеми проверяющими
лицами, представителями предприятия и присутствовавшими при осуществлении
проверки. Представитель предприятия имеет право изложить в акте проверки свои
замечания (возражения), сделав при этом соответствующую запись в акте. Для
ознакомления с актом проверки и принятым по нему решением руководитель
проверяемого объекта приглашается в налоговую инспекцию для их совместного
рассмотрения, о чем делается запись в акте, ниже подписи проверяющих. Акт
проверки в день составления и его подписания регистрируется в специальном
журнале.
2.2. Принятие решения по акту проверки и взыскание штрафных санкций
Начальником
инспекции или его заместителем принимается решение по применению штрафных
санкций и устранению выявленных недостатков на основании проверки и отраженных
в акте нарушений.
Согласно
письму Госналогслужбы России от 29.10.93 № ВГ-4-14/170н, зарегистрированного
Минюстом России 10.10.93г. № 393, устанавливаемый для устранения выявленных
нарушении срок не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
По
результатам проверки налоговые органы принимают решение в пятнадцатидневный
срок (статья 29.6 КоАП) после составления акта проверки, наложение штрафа
производится «…после истечения срока, установленной для обжалования
постановления по делу об административном правонарушении…»[2]. Решение о наложении
штрафных санкций за нарушение вышеуказанного закона должно содержать
предложение о добровольной уплате предъявленной суммы штрафа. В случае не
обжалования решения субъектами ответственности в течение 10 дней со дня
вынесения решения (статья 31.1 КоАП) и не внесения штрафа в добровольном
порядке в течение 15 дней со дня вручения решения о наложении штрафа, налоговые
органы принимают меры по бесспорному взысканию штрафа (для юридических лиц —
выставление инкассовых поручений; для физических лиц — обращение в органы арбитражного
суда с иском о взыскании штрафа).
В
случае повторного нарушения предприятием закона налоговый орган обязан
обратиться в суд с иском о ликвидации предприятия с одновременным приостановлением
его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в
виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банке.
Высший
арбитражный суд Российской Федерации письмом «Об отдельных рекомендациях,
принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» от 28.08.95 №
С1-7/ОП-506 разъяснил, что «повторным нарушением Закона, дающим право налоговым
органам обратиться в суд с иском о ликвидации предприятия, является любое
нарушение, предусмотренное этим Законом, при условии, что за первое нарушение
на предприятие был наложен штраф". Наложение штрафа за первое нарушение
на должностное лицо предприятия не дает налоговым органам такого права.
Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» не
запрещает налоговым органам налагать на предприятия штраф за повторное
нарушение Закона. Следовательно, если на предприятие наложен штраф за одно из
нарушений, и это предприятие допустило повторное нарушение Закона, налоговый
орган вправе вновь наложить на него установленный за соответствующее нарушение
штраф либо обратиться в суд с иском о ликвидации данного предприятия. При
рассмотрении требования налогового органа о ликвидации предприятия арбитражный
суд оценивает все представленные сторонами доказательства, в частности, с кого
— юридического или физического лица — был взыскан штраф за первое нарушение,
причины, по которым предприятие допустило нарушение Закона, по истечении
какого времени после первого нарушения допущено второе и последующие нарушения
и т.п. При этом учитываются и условия для ликвидации юридического лица,
указанные в ст. 61 ГК РФ.
Если
предприятие после приостановления его деятельности продолжает осуществлять
торговые операции (оказывать услуги), то оно подвергается штрафу в размере 700
МРОТ.
Если
во время одновременной проверки правильности применения ККТ при осуществлении
денежных расчетов с населением в ряде торговых точек, принадлежащих одному
предприятию, выясняется, что однородные нарушения закона установлены в
нескольких из них, то размер штрафов исчисляется как для одного субъекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При
написании курсовой работы были изучены нормативные документы, регламентирующие
порядок взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков по применению
контрольно – кассовой техники, а также литература, посвященная данному кругу
вопросов.
В
курсовой работе были рассмотрены порядок планирования проверки применения
контрольно – кассовой техники, изложена сущность и последовательность ее
проведения, определены этапы оформления результатов проверки по применению
средств ККТ.
На
основании проведенных исследований были сделаны следующие выводы.
ККТ
применяется на территории Российской Федерации всеми организациями и
индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных
расчетов и расчетов с использованием платежных карт.
Осуществление
контроля за соблюдением применения ККТ возложено на налоговые органы.
Объектами
проверок по применению ККТ выступают организации и физические лица,
осуществляющие торговлю либо оказывающие услуги населению за наличный расчет.
Проверка
применения ККТ оформляется актом, в соответствии с которым в зависимости от
того, обнаружены или нет нарушения законодательства, виновное лицо привлекается
либо не привлекается к ответственности.
Таким
образом, цель курсовой работы достигнута, а поставленные задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Налоговый
Кодекс Российской Федерации (часть первая) – Федеральный Закон от 31.07.1998г.
№ 146-ФЗ
2.
Налоговый
Кодекс Российской Федерации (часть вторая) – Федеральный Закон от 05.08.2000г.
№ 117-ФЗ
3.
Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №
195-ФЗ
5.
Федеральный
закон «О применении контрольно – кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от
22.05.2003г. № 54-ФЗ
6.
Закон
«О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991г. № 943-1
7.
Приказ
МНС РФ «Об утверждении инструкции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой
проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и
сборах» от 10.04.2000г. № АП-3-16/138
8.
Письмо
ФНС РФ «Об эксплуатации ККТ» от 01.03.2005г. № 22-3-11/276
9.
Письмо
МНС РФ «О регистрации котнтрольно – кассовых машин» от 02.08.2004г. №
33-0-11/492@
10.
Письмо
МНС РФ «О реализации Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении
контрольно – кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт» от 23.07.2003г. № БГ-10-22/406
11.
Гуев
А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть
1. М.: Экзамен, 2005
12.
Доброхотова
В.Б., Лобанов А.В. Налоговые проверки. Книга для налогоплательщика и
налоговика. М.:МЦФЭР, 2004
13.
Красницкий
В.А. Организация и методика налоговых проверок. М.: Финансы и статистика, 2005
14.
Солнышкова
Ю.Н. Налогообложение юридических лиц в вопросах и ответах. М.: Альфа-Пресс,
2005
Приложение 1
ПОРУЧЕНИЕ № ________
от «___»_______________200__г.
на проведение рейдовой проверки
Настоящим поручается____________________________________________
(ФИО, должность, классный чин)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Совместно
с сотрудниками ________________________________________
(УВД, других контролирующих органов, занимаемая должность, ФИО)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Провести
рейдовые проверки предприятий розничной (оптовой) торговли по городу
(району)____________________________________________________
по
вопросам соблюдения Федерального закона «О применении контрольно – кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», а
также по вопросам соблюдения правил реализации алкогольной и табачной
продукции, работы с денежной наличностью, условий лицензирования.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРИ ПРЕДЪЯВЛЕНИИ СЛУЖЕБНОГО
УДОСТОВЕРЕНИЯ
Руководитель (заместитель)
ИФНС «Согласовано»
по
____________________ Руководитель
(заместитель)
______________________________
_________________________
______________________________
по_______________________
(ФИО,
подпись) (ФИО,
подпись)
[1]
Статья 5 ФЗ «О применении контрольно – кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от
22.05.2003г. № 54-ФЗ
[2]
Статья 31.1 КоАП РФ от 30.12.2001г. № 195-ФЗ