НЛП в деятельности человека

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,97 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

НЛП в деятельности человека


Нейролингвистическое программирование в деятельности человека

Оглавление

Введение........................................................................................................... 2

Основная часть................................................................................................ 4

Заключение..................................................................................................... 12

Литература...................................................................................................... 14

Введение.



В теоретическом плане нейролингвистическое программирование определяется как многомерная модель структуры и функции человеческого опыта. НЛП описывает на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программирования, т. е. тех основных компонентов, которые создают субъективный опыт. Как процесс НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения, причем бихевиориальная технология является его побочным продуктом. Последняя включает набор фреймов, приемы и навыки развития системного познания, гибкости и компетенции. НЛП также представляет собой особое отношение, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов, общения и изменений (по материалам семинаров Института Групповой и Семейной Психотерапии (ИГИСП) — автором определений, по-видимому, является Э. Энтус).

В практическом аспекте нейролингвистическое программирование — это искусство и наука о личном мастерстве. Это практическое руководство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы стремимся в этом мире. Это описание того, что создает различия между выдающимся и обычным, выдающимися и обычными людьми. И это система приемов, техник и технологий, позволяющая использовать колоссальные возможности человеческого Разума. (По: Дж. О'Коннор и Дж. Сеймор. Введение в НЛП. С изменениями).

Смысл и предназначение НЛП можно выразить в виде простой метафоры. Если вы покупаете какую-нибудь сложную вещь — телевизор, компьютер и т. п., — то в обязательном порядке требуете инструкцию по пользованию этой самой вещью. Иначе вам просто не удастся воспользоваться всеми возможностями, которые заложены в любом сложном изделии. Но тогда как же жаль, что Мать-Природа, снабдив нас таким прекрасным инструментом, как мозг, то ли забыла, то ли не захотела приложить к этому изделию

Цель реферата: рассмотреть подход НЛП к человеческой деятельности и возможностям мозга.

Основная часть


Человеческий организм и мозг подобны компьютеру, имеющему набор  моделей - паттернов (генетическое программирование  человека).  Стереотипы  поведения неосознаваемы. Кроме того, происходит  самопрограммирование чаще в стрессовых ситуациях, если  они  сопровождаются  измененным  сознанием(трансом). Большая часть программ не осознается и не  проявляется  в  семантике речи(поверхностных структурах), но все эти программы  отражены  в глубинных структурах языка. Эта глубинная информация "считывается"   на  уровне невербальном и на уровне глубинных языковых структур. Чтобы получить прямой ответ, надо задать прямой вопрос (как в кибернетике).  Ответ  надо "считывать", меньше всего обращая внимание на "словоговорение"   отвечающего.

Все поведенческие стереотипы (симптомы) имели в прошлом, а, возможно, имеют и в настоящем защитные функции.

Человеческий мозг считается самым сложным известным нам объектом во Вселенной. Ученые более чем в 26 междисплинарных областях пытаются моделировать его сложность. Только теперь, с появлением таких мощных инструментов как прямое сканирование мозга и нейрофизика, появилась возможность говорить о взаимосвязи процессов, протекающих на микроскопическом уровне, и макроскопических паттернов поведения, которые мы можем наблюдать каждый день. Чтобы освоиться со столь устрашающей задачей как моделированние душевной жизни и работы мозга, мы начнем с рассмотрения нескольких фактов.

Человеческий мозг содержит в среднем порядка 100 триллионов клеток. Все они уже имеются в момент рождения; на протяжении всей оставшейся жизни нервные клетки больше не размножаются. Эти клетки называются нейронами и считаются основными элементами системы передачи и обработки информации в мозгу.

Каждый из этих нейронов связан с 1000 - 100 000 других, формируя сотни триллионов связей, оканчивающихся на телах других нейронов синапсами. Легко видеть, что задача напрямую отследить передачу импульсов между нейронами чрезвычайно трудна, если вообще разрешима.

Более того, информация может быть передана от одного нейрона другому всего лишь за несколько тысячных секунды. Скорость такой передачи - еще одна загадка. Важно заметить, что при этом мозг в целом сохраняет гибкость и обеспечивает высокую надежность обработки информации, между тем, как его 100 триллионов связей не столь надежны, как например, связи внутри компьютера.

Синапс преобразует электрические сигналы в химические, которые передаются от клетки к клетке и затем преобразуются обратно в электрические. На сегодня в мозгу найдено более 60 нейроактивных химических веществ - медиаторов, которые, как полагают, выполняют роль различных химических сигналов, которыми оперирует мозг.

Даже судя по этому грубому описанию, мозг оперирует бесчисленным множеством различных паттернов последовательностей электрических и химических сигналов, что делает моделирование его работы чрезвычайно сложным.

НЛП предлагает специфический набор языковых средств для расширения и взаимообогащения научных словарей различных дисциплин.

Используя технику НЛП, практикующий "разукрупняет", обращается к базисному уровню субмодальностей, которым здесь предписывается роль основных кирпичиков, из которых строится поведение человека.

Действительно ли существует сознание и подсознание? Современные исследования отвечают "нет". На протяжении многих лет гипноз объяснялся именно в терминах сознания, бессознательного, подсознания, предсознания, уровней осознания и глубины транса.

B рамках НЛП все эти термины должны быть признаны несостоятельными. Для четкого понимания НЛП очень важно освоить новую систему понятий, в которых можно думать о функциях мозга.

Разум - свойство мозга, результатом появления разума является способность мозга к непрерывной динамической реорганизации всей поступающей информации. Информация закодирована паттернами электрических и химических сигналов. Сознание - частичное знание мозга об этой информации.

Информация бывает либо доступной (сознаваемой), либо недоступной (бессознательной) и не бывает какой-либо другой.

Информация, которая перетекает из бессознательного в сознание, называется эксплицитной памятью. Информация, перерабатываемая без участия сознания, называется скрытой (имплицитной) памятью.

Вся память и поведение обучающегося зависят от его состояния. Какая информация доступна, зависит от состояния мозга в данный момент.

Классические теории гипноза с самого начала понимали гипноз как состояние, в которое гипнотизер вводит и из которого выводит. Пока мы рассматриваем гипноз и транс как состояния, это мешает пониманию процессов, в действительности протекающих в мозге. Гипноз - внешний процесс использования некоторых паттернов поведения для индукции транса. Этот процесс всегда требует активного взаимодействия гипнотизера и клиента.

Для построения модели, объясняющей гипноз, мы должны начать с базисного уровня, с процессов генерации паттернов сигналов, которые один нейрон посылает другому. Гипнотический процесс влияет на эти последовательности электрических и химических сигналов тремя основными путями: через изменение уровня активности, смену источников информации и пульсации, порождаемые неоднозначностью.

Определенным паттернам электрических сигналов соответствуют определенные частоты (ритмы) мозга. Одна из главных задач при введении человека в гипнотическое состояние - уменьшить уровень активности пейсмейкеров - областей мозга, генерирующих ритмы. При введении в транс большинство гипнотизеров понижают голос, говоря тише и медленнее. Как же влияет подобное замедление на уровень активности мозга? Это помогут понять два принципа нейрофизики: вынужденный резонанс (Forced Resonance) и фазовая когерентность (Phase Locking).

Вынужденный резонанс - процесс, в котором частота управляющего воздействия (темп голоса) совпадает с собственной частотой системы (мозг), становясь ведущим ритмом. Феномен ведущего ритма - то же самое, что фазовая когерентность. Вынуждающая сила (темп голоса) управляет уровнем активности мозга, отставая по фазе, тем самым уменьшая собственную частоту системы (введение в транс), или немного опережая естественную частоту пейсмейкеров мозга вблизи резонанса (выход из транса).

Следуя принципу вынужденного резонанса, можно переключить мозг с бета-ритма (приблизительно 12-30Hz) на более низкие частоты тета-ритма (приблизительно 4-8Hz). Эти изменения активности мозга хорошо видны на электроэнцефалограмме, отражающей электрическую активность мозга.

Значение этих изменений в том, что уровень активности мозга - бета-ритм или тета-ритм - полностью определяет все виды мозговой деятельности, зависящие от общего состояния мозга (замедление ритма и понижение уровня активности мозга - причина многих феноменов транса, таких как каталепсия).

Таким образом, такие виды мозговой деятельности как зрение, память, внимание, воля могут быть доступны при одних уровнях активности и недоступны при других. В ходе падения уровня активности ствола мозга происходит переключение нейрогуморального режима - доминировавшая до этого норадреналиновая (НА) медиаторная система уступает место ацетилхолиновой (AХ). По мере того как активность норадреналинэргических нейронов падает, а ацетилхолинэргических растет, зрительные образы становятся более живыми, а способность к концентрации внимания и волевые импульсы ослабевают.

По мере падения уровня активности ствола мозга происходит переоценка значимости источников информации: вместо доминировавшей вначале поступающей извне информации, предпочтение начинает отдаваться внутренней информации. Мозг уделяет все меньше внимания информации от органов чувств, соответственно, автоматически все больше внимания уделяется внутренней информации, являющейся результатом динамического взаимодействия хранящихся в памяти паттернов сигналов и внешних стимулов. Это также называется процессом погружения (top down processing).

Паттерны поведения, которыми пользуется энелпер, как правило, решают обе эти задачи одновременно. Практикуя гипноз, мы одновременно замедляем темп голоса (понижая уровень активности) и направляем внимание пациента на его собственные ощущения.

Гипнотерапевтам давно известно, что многосмысленность вводит людей в транс, тогда как конкретность выводит из транса. Использование синтаксической, фонетической и другой неоднозначности - быстрейший способ ввести человека в транс.

Чтобы понять, как это происходит, надо заново определиться с понятием транса. Транс - внутренний переходный процесс, в котором электрическая и химическая активность мозга реорганизуется таким образом, чтобы сознание могло легко перетекать из одного состояния в другое. Транс добивается этого, дестабилизируя существующее состояние и открывая таким образом возможности для их спонтанной организации в новый порядок. В каждом таком объединенном состоянии информация, которой мы можем оперировать, - разная.

Мозг может путешествовать по бесконечному числу собственных состояний. Эти состояния выглядят как аттракторы - области в фазовом пространстве, притягивающие фазовые траектории, где хаотические фазовые траектории ведут себя предсказуемым образом. Наблюдаемое разнообразие генерируемых при этом пространственно-временных паттернов называется ландшафтом аттрактора. [См. Robert Dillts. NLP & Self-Organization Theory].

Доступ к памяти - процесс приблизительного воспроизведения определенных последовательностей паттернов электрических и химических сигналов. Мы не можем ожидать от мозга точного воспроизведения запомненного, пока он не достигнет того же состояния, в котором он воспринимал информацию.

В процессе гипноза эта информация становится более доступной за счет того, что транс облегчает быстрое переключение мозга между состояниями (аттракторами). Чтобы понять роль многосмысленности в этом процессе, перейдем к рассмотрению его физических основ. На языке физики такие процессы называются неравновесными фазовыми переходами. Введение подобных фазовых переходов - наиболее сложный и неоднозначный шаг на пути к пониманию механизма гипноза.

Таким образом, установки энелпера, играя параметрами системы, заставляют ее проводить большее время между своими состояниями, чем в самих состояниях. Это обеспечивает большую гибкость и скорость реакций системы. Другими словами, удерживая систему в неравновесном режиме, мы открываем ей более быстрый доступ к своим ресурсам, к различным состояниям и к информации, доступной лишь в ограниченном числе состояний. Можно твердо сказать, что чем более стабильно какое-либо состояние, тем меньшей гибкостью обладает система в этом состоянии.

Каким же образом гипноз дестабилизирует стационарные состояния, в которых сознание пребывает в данный момент, с целью облегчения перехода к другим? Дестабилизация происходит двумя путями. Первый - посредством неоднозначности.

Когда какой-нибудь стимул, представленный нашим чувствам несет двусмысленность, - это побуждает сознание колебаться между двумя и более интерпретациями. Переключения облегчаются неравновесными фазовыми переходами - состоянием транса. Вместо того, чтобы согласиться с одной, устойчивой, интерпретацией (что происходит, когда мы избегаем неопределенности), система совершает быстрые переходы между всеми возможными интерпретациями. Это свойство называется пульсацией и является отличительной чертой сложных систем.

Чем более трудным является разрешение конфликта интерпретаций, например, в случае с фонетической или синтаксической многосмысленностью, тем дольше мозг находится в состоянии пульсации. В момент пульсаций система находится вблизи или между аттракторами, а не в них самих. Система - в переходном состоянии.

Второй путь дестабилизации аттракторов осуществляется при появлении вынужденного резонанса и частотной когерентности, аналога фазовой. Генерация паттернов в мозгу всегда привязана к частоте. Когда мы замедляем темп голоса, мы вводим мозг в вынужденный резонанс, уменьшая таким образом его собственную частоту и понижая уровень активности.

В какой-то момент мозг теряет способность сохранять исходную картину поведения и начинает быстро перескакивать с одного паттерна на другой. Это феномен также наблюдается в фазе REM-сна2. Во сне мозг без труда перескакивает между состояниями, причем контекст происходящего фактически неподконтролен субъекту.

Одним из обычных ощущений входящего в транс человека, в которых он отдает себе отчет, является чувство глубины транса. Мы можем легко объяснить происходящее на уровне нейробиологии. Чувство глубины транса - результат изменения баланса норадреналина и ацетилхолина в стволе мозга.

Когда уровень норадреналина падает, гипнотизируемый испытывает ощущения, подобные появляющимся при переходе от бодрствования к сну (два основных состояния мозга). Уровни транса, переживаемые субъективно, объективно соответствуют уровню норадреналина в стволе мозга.

Этот тип зависимости между сдвигами частот микропроцессов и глобальными уровнями активности называется фрактальным. Фрактал - процесс, при котором картина явления в мелком масштабе повторяется и в более крупном масштабе. В нашем случае нейрохимия ствола мозга и макроизменения в поведении, наблюдаемые в гипнозе, образуют фрактал.

Другое, довольно обычное в гипнозе чувство - чувство неподвижности, экономии движений. С повышением уровня ацетилхолина в стволе мозга одна из структур мозгового ствола, называемая мостом, начинает посылать в спинной мозг команды затормозить движения конечностей.

Это свойство мозга не лишено смысла во время сна. Оно позволяет нам смотреть яркие сны, представляющие весьма живые впечатления, блокируя при этом соответствующую нейромышечную активность, которая могла бы нанести вред нам или окружающим.

При выходе из транса у пациента наблюдается так называемая реориентация. Она проявляется в переходе от неподвижного состояния к нормальным движениям, в обычном ритме. Это говорит о том, что баланс медиаторов снова восстановился.

Заключение.



В сути своей НЛП представляет собой модель психологических процессов и поведения человека. Модель эта построена на вполне отчетливой компьютерной аналогии, согласно которой человеческий мозг может быть представлен в виде сверхмощного компьютера, а индивидуальная психика — как набор программ. Эффективность жизнедеятельности человека определяется качеством его «программного обеспечения» и может быть существенно повышена за счет перехода на более совершенные «программы» психической деятельности.

В аббревиатуре Н-Л-П часть «нейро» представляет весьма важную в контексте методологии нейролингвистического программирования идею о том, что любые поведение и деятельность имеют своим началом чисто неврологические процессы в голове и теле человека. «Лингвистическая» часть напоминает о том, что именно с помощью языка мы организуем и упорядочиваем наши мысли и действия, а также вступаем в общение и с другими людьми. Ну а часть «программирующая» указывает на способы (программы), с помощью которых человек организует свою психику (а психика, в свою очередь — человека), чтобы получить любые результаты.

Следует особо отметить, что, в отличие от других психологических дисциплин, НЛП крайне редко интересуется содержанием человеческого опыта (что, собственно, и является основным предметом психологии). Нейролингвистическое программирование уделяет основное внимание организации этого опыта — тому, как человек строит свой опыт; какие процессы лежат в основе данного построения и как всем этим можно управлять. Именно в связи с этим «классики» НЛП часто предлагают рассматривать использование этой науки как своеобразный образовательный процесс: переобучение мозга. Большинство реакций людей на внешние и внутренние раздражители являются стереотипными и автоматическими, но далеко не всегда полезными и эффективными. Путем замены старых «программ» на новые нейролингвистиче ское программирование создает более продуктивные формы поведения и реагирования на внешние и внутренние стимулы.

Литература.



1. Андреас С, Андреас К. Сердце мозга. — Екатеринбург: МООПД, 1993.

2. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. — СПб.: Ювента, 1994.

3. Гриндер, Р. Бэндлер “Из лягушек – в принцы”. – Екатеринбург. – 1994.

4. Деркс Л., Холландер Я. Сущность НЛП. — М: КСП + , 2000.

5. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. – СПб: Питер, 2001.

7. Ковалев С.В. НЛП: Перепрограммирование собственной судьбы. — М.: КСП + . 2000; 2001.

8. Ковалев С.В. Психотерапия личной истории и психокоррекция Самостоятельных Единиц Сознания. — М.; Воронеж: НПО “Модэк”, 2001.

9. Ковалев С.В. Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей. — М.; Воронеж: НПО “Модэк”, 2001.

10. Ковалев С.В. НЛП педагогической эффективности. — М.; Воронеж: НПО “Модэк”, 2001.

11. Ковалев С.В. Введение в современное НЛП. Психотехнологии личностной эффективности. — М,: Флинта, 2001.

12. О'Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП. — Челябинск: Версия, 1997.

13. Кэмерон-Бэндлер Л, Гордон Д, Льебо М. Know-how технология. – Одесса, 1995

14. Олдер Г., Хэзер Б. NLP: полное практическое руководство. — Киев: София, 2001.

15. Плигин А., Герасимов А. Руководство к курсу НЛП-Практик. — М.: КСП + , 2001.

16. Технологии программирования судьбы: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 1999.

Похожие работы на - НЛП в деятельности человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!