Наименование
|
Кол-во
|
Оптовая цена
|
Итого
|
Кол-во
|
Договорная цена
|
Итого
|
Всего реализовано
|
Пресс ИТ-2000/35
|
380
|
81,14
|
30833,20
|
198
|
82,11
|
16257,18
|
47090,28
|
Пресс ИТ-2500/35
|
224
|
58,14
|
13023,36
|
756
|
39,61
|
29945,16
|
42968,52
|
Пресс КТ-3500/25
|
52
|
145,2
|
7550,40
|
116
|
138,30
|
16042,8
|
23593,20
|
Итого:
|
656
|
|
51406,96
|
1070
|
|
62245,14
|
113652,00
|
Анализируя таблицы 1.2-1.6, можно сделать следующие
выводы: предприятие наращивало производственные мощности в течение 2001-2002гг.
Если в 2000г. всего было произведено на 18800 тыс. руб. продукции и оказано
услуг, то в 2001г. эта цифра составляет 58700 тыс. руб., что на 212,23% больше,
чем в предыдущем, а в 2002г. всего произведено продукции и оказано услуг на
658,14% больше, чем в 2000г. Это объясняется тем, что в 2001г. ООО «Техпроммаш»
начало производить новый вид пресса – КТ-3500/25, а также повысило объем
производства выпускаемой продукции. Также на предприятии просматривается
тенденция по наращиванию объема реализации продукции. Так, в 2000г. объем
реализованной продукции составил 13820,00 тыс. руб., в 2001 – 51423,00 тыс. руб.,
что на 37603 тыс. руб. больше, чем в предыдущем; в 2002г. этот показатель
равнялся 113652,00 тыс. руб., что превышает показатель 2000г. на 99823,00 тыс.
руб. Такой рост показателя объяснятся повышением цен на производимую продукцию,
а также ростом объема реализации производимой продукции.
Таблица 1.7
Основные показатели
хозяйственной деятельности ООО «Техпроммаш» за 2000-2002гг.
Показатели
|
2000г.
|
2001г.
|
2002г.
|
Факт
|
факт
|
% к 2000г.
|
факт
|
% к 2000г.
|
1.
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб.
|
20327
|
66650
|
327,89
|
139436
|
685,96
|
2.
Себестоимость реализованной продукции, работ и услуг без НДС, тыс. руб.
|
17476
|
60365
|
345,42
|
129261
|
739,65
|
3.
Балансовая прибыль, тыс. руб.
|
5572
|
915
|
16,42
|
2832
|
50,88
|
4.
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.
|
7109,5
|
7517,5
|
105,74
|
8033,5
|
112
|
5.
Рентабельность, %
|
0,32
|
0,015
|
4,69
|
0,02
|
6,25
|
6.
Рентабельность основных фондов, %
|
0,78
|
0,12
|
15,38
|
0,35
|
44,87
|
7.
Среднесписочная численность работников, чел., в т.ч.
промышленно-производственных рабочих
|
1618
1302
|
1520
1102
|
93,94
84,64
|
1506
1120
|
93,08
86,02
|
8.
Средства, направленные на потребление, тыс. руб.
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
9.
Средства на оплату труда, тыс. руб.
|
4140
|
5088
|
122,9
|
6468
|
156,23
|
10.
Чистая прибыль, тыс. руб.
|
3622
|
595
|
16,42
|
2152
|
59,41
|
ООО «Техпроммаш» на
протяжении 2000-2002гг. получало прибыль по результатам хозяйственной
деятельности. В 2000г. этот показатель составил 3622 тыс. руб., в 2001г.
снизился на 83,58%, а в 2002г. составил 59,41% от показателя 2000г. Снижение
коэффициента обуславливается более высоким темпом роста показателя
себестоимости по отношению к показателю выручки. Если в 2000г. рентабельность
составляла 0,32, то в 2001г.-0,015, а в 2002г. – 0,02.
Рентабельность основных фондов в 2000г. составила
0,78%, затем в 2001г. снизилась на 15,38%, а в 2002г. составила 0,35%, что на
0,43% меньше по сравнению с базовым годом. Такая тенденция объясняется,
во-первых, снижением прибыли предприятия, а также небольшом увеличении
среднегодовой стоимости основных фондов.
Проанализировав деятельность ООО «Техпроммаш», можно
понять, что только целый комплекс мер может помочь повысить или хотя бы
оставить на прежнем уровне рентабельность предприятия, особенно в современных
экономически сложных российских условиях. Некоторые из таких мер – повышение
объема реализации при одновременном снижении себестоимости продукции; введение
в производство новых видов продукции, а также рациональное использование
производственных мощностей предприятия.
II.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ВЕКСЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
В ООО
«ТЕХПРОММАШ»
2.1.
Общие положения
В бухгалтерском учете векселя, согласно ПБУ 19/02,
утвержденного Приказом Минфина РФ № 126н от 10.12.02г., относятся к финансовым
вложениям.
Пункт 1 ПБУ 19/02
устанавливает правила формирования информации о финансовых вложениях как в
бухгалтерском учете, так и бухгалтерской отчетности. Поэтому нормативные акты,
принятые ранее и регулирующие порядок отражения аналогичной информации в
бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, принимаются в части, не
противоречащей новому ПБУ.
Положение определяет такое
понятие, как финансовые вложения, под которыми следует понимать активы, для
которых одновременно выполняются три условия:
1) наличие надлежаще
оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на
финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов,
вытекающее из этого права;
2) переход к организации
финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены,
риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);
3) способность приносить организации экономические
выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их
стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения
и его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении
обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т. п.).
В перечень финансовых
вложений, согласно ПБУ 19/02, включаются:
- государственные и
муниципальные ценные бумаги;
- ценные бумаги других
организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость
погашения определена (облигации, векселя);
- вклады в уставные
(складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и
зависимых хозяйственных обществ);
- займы, предоставленные
другим организациям;
- дебиторская
задолженность, приобретенная на основании уступки права требования; вклады
организации-товарища по договору простого товарищества;
- депозитные вклады в кредитных организациях.
Данный перечень является
открытым, т. е. в состав финансовых вложений могут быть отнесены объекты,
удовлетворяющие предъявляемым требованиям.
Пункт 5 ПБУ 19/02 предоставляет право предприятиям
самостоятельно устанавливать учетную единицу финансовых вложений. Критериями
при выборе учетной единицы являются, с одной стороны, формирование полной и
достоверной информации о финансовых вложениях, а с другой стороны, –
организация надлежащего контроля за их наличием и движением. В качестве
учетной единицы предлагается применять серию, партию и т. д.
Требования к аналитическому учету с введением ПБУ
19/02 стали более жесткими. Согласно инструкции по применению Плана счетов,
аналитический учет финансовых вложений должен быть организован по видам и
объектам финансовых вложений, срокам осуществления финансовых вложений,
организациям-продавцам ценных бумаг. Пункт 6 ПБУ 19/02, кроме этого, установил
необходимость раскрытия информации о названии ценных бумаг, номере, серии и т.
д., номинальной цене, цене покупки, расходах, связанных с приобретением ценных
бумаг, общем количестве, дате покупки, дате продажи или иного выбытия, месте
хранения.
Положением по бухгалтерскому учету описан порядок
определения стоимости выбывшего финансового актива, по которому не определяется
текущая рыночная стоимость:
-
по первоначальной
стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
-
по средней
первоначальной стоимости;
-
по первоначальной
стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
По первоначальной
стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений могут
оцениваться вклады, списываемые в уставные (складочные) капиталы других
организаций (за исключением акций акционерных обществ); займы, предоставленные
другим организациям; депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторская
задолженность, приобретенная на основании уступки права требования.
Способ средней
первоначальной стоимости и способ ФИФО применяются при оценке списываемых
ценных бумаг, по которым не определяется рыночная стоимость.
Стоимость списываемых
ценных бумаг, по которым определяется текущая рыночная стоимость,
устанавливается исходя из последней оценки.
Способ оценки применяется
не менее чем в течение одного отчетного года по каждой группе (виду) финансовых
вложений и устанавливается приказом об учетной политике организации.
В ООО «Техпроммаш» приказом об учетной политике
установлено, что финансовые вложения оцениваются по средней первоначальной
стоимости. Текст приказа об учетной политике ООО «Техпроммаш» приведен в
приложении 3.
Положением по учету финансовых вложений определен
порядок признания доходов и расходов по финансовым вложениям. При классификации
доходов по операциям с финансовыми вложениями следует руководствоваться ПБУ
9/99 «Доходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 №
32н. При классификации расходов, связанных с финансовыми вложениями, следует
руководствоваться ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным Приказом
Минфина РФ № 33н от 06.05.99г.
2.2.
Учет товарных векселей
Поставщики часто требуют от покупателей предоплату.
Но случается, что у покупателя либо недостаточно средств для этого (особенно
при покупке дорогостоящего имущества), либо же он не хочет рисковать –
оплачивать товар заранее, еще не получив его. В таком случае можно использовать
в качестве предоплаты товарный вексель. Это удобно, так как и дает гарантию
поставщику, что товар будет оплачен, и покупатель получает отсрочку платежа.
Товарным векселем покупатель (векселедатель) гарантирует поставщику продукции
(векселедержателю), что полученные товары будут оплачены в указанный в векселе
срок.
ООО «Техпроммаш» получил от ООО «Сфера» в счет
предоплаты за продукцию простой товарный вексель, в бухгалтерском учете
предприятия эта операция отражена следующим образом:
Дебет 62 субсчет «Векселя полученные» Кредит 62 субсчет «Авансы, обеспеченные
векселями» – 50 000 руб. получен товарный вексель (см. приложение 4).
Согласно пункту 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ,
предприятия обязаны уплачивать НДС с полученных авансов. Причем начислять налог
нужно расчетным методом. То есть сумму аванса следует умножить на
соответствующую ставку налога, а затем разделить на эту же ставку, но уже
увеличенную на 100 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ). Но хотя в бухучете ООО
«Техпроммаш» отражает вексель как аванс, для целей обложения НДС он таковым
может не являться. В пункте 4 статьи 167 Налогового кодекса РФ сказано, что
если продавец получил собственный вексель, то признать его авансом и,
следовательно, начислить налог можно будет либо в момент, когда покупатель
оплатит вексель, либо в день передачи этого векселя по индоссаменту.
Когда вексель погашен, ООО «Техпроммаш» составляет
счет-фактуру, который регистрируется в книге продаж. Покупателю этот
счет-фактуру не отдают. Об этом сказано в пункте 13 постановления Правительства
РФ от 02.12.00г. № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных
и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу
на добавленную стоимость».
Если ООО «Техпроммаш» погасит вексель, передав его
по индоссаменту, то в этом случае НДС предприятие начисляет на сумму, которая
указана в векселе, независимо от того, на каких условиях уступается долг.
Связано это с тем, что передача векселя по индоссаменту по сути является
уступкой права требования. А пунктом 1 статьи 155 и статьей 154 Налогового кодекса
РФ предусмотрен именно такой порядок исчисления НДС при уступке права
требования.
ООО «Техпроммаш» передало товарный вексель другому
предприятию в счет оплаты своей задолженности.
В налоговом учете разницу
между задолженностью по векселю и доходом, полученным от передачи по
индоссаменту, организация включает в состав внереализационных доходов (п. 2 ст.
265 Налогового кодекса РФ).
Если вексель будет погашен после отгрузки товаров,
то расчет НДС производится исходя из установленной учетной политики – «по оплате»
или «по отгрузке». Если «по оплате», то НДС начисляют в момент погашения
векселя. А когда «по отгрузке», то в момент отгрузки. В учетной политике ООО
«Техпроммаш» установлено определение выручки «по отгрузке» (см. приложение 3).
После того, как организация отгрузит продукцию, она имеет право зачесть суммы
НДС, которые были уплачены с аванса. Это установлено пунктом 8 статьи 171
Налогового кодекса РФ. При этом в течение пяти дней с момента отгрузки
продукции ООО «Техпроммаш» выписывает два экземпляра нового счета-фактуры. В
нем указывается стоимость отгруженного товара. Один экземпляр он регистрирует в
книге продаж, а второй – передает покупателю. Тот счет-фактуру, который был
выписан на сумму полученного аванса, организация регистрирует в книге покупок.
Таково требование пункта 18 постановления № 914.
В векселе может быть предусмотрена дополнительная
плата за отсрочку – процент или дисконт. С этих сумм ООО «Техпроммаш» начисляет
НДС. Так сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ. Но
здесь есть одно условие: налогом облагается лишь та часть процентов, которая
превышает ставку рефинансирования Центрального банка РФ.
Бухгалтерский учет выданных товарных
векселей осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
субсчет «Векселя выданные».
Рассмотрим, как
отражаются выданные в счет предоплаты товарные векселя в учете ООО
«Техпроммаш». В счет оплаты товарно – материальных ценностей ООО «Техпроммаш»
выдало поставщику собственный вексель, в учете организации сделана следующая
запись:
Дебет 60 «Расчеты с
поставщиками» Кредит 60 субсчет «Векселя выданные» – выдан поставщику
собственный вексель – 150 000 руб. (см. приложение 5).
Одновременно с этой
записью в учете организации делается запись по дебету счета 009 «Обеспечения
обязательств и платежей выданные». Причем на этом счете вексель будет числиться
до тех пор, пока покупатель или акцептант его не оплатит:
Дебет 009 «Обеспечения обязательств и платежей
выданные» - выписан простой товарный вексель.
Что касается НДС с такой
предоплаты, то ООО «Техпроммаш» принимает его к вычету только при соблюдении
следующих условий:
-
вексель, а
следовательно, и товар, оплачены;
-
продукция
отгружена.
Такие требования
предъявляет статья 172 Налогового кодекса РФ.
При погашении векселя в учете эта операция
отражается следующим образом:
Дебет 60 субсчет «Векселя выданные» Кредит 51 –
погашен собственный вексель – 150 000 руб.
Одновременно с этой записью в учете организации
делается следующая бухгалтерская проводка:
Кредит 009 «Обеспечения обязательств и платежей
выданные» - списан с забалансового счета товарный вексель – 150 000 руб.
Относительно порядка учета доходов по векселю,
которые, как отмечалось выше, векселедержатель может получать или в виде
дисконта (разница между номиналом векселя и суммой погашаемой им задолженности)
или процентов, то здесь нормативные акты устанавливают различные правила для
организаций-векселедателей и организаций-векселедержателей.
Для организации-векселедателя специальных правил
учета инструкцией по применению плана счетов не устанавливается. Следовательно,
здесь действует общее правило Федерального закона «О бухгалтерском учете»,
согласно которому обязательства фиксируются в бухгалтерском учете в суммах,
причитающихся к получению и платежу.
При этом действуют предписания
п. 14.1 и п. 6 ПБУ 10/99 «Расходы организации», где указано, что величина
процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование
денежных средств, принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в
денежном выражении и равной величине кредиторской задолженности.
Следовательно, на
субсчете «Векселя выданные» счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на
конкретный момент времени должна отражаться сумма кредиторской задолженности
перед векселедержателем, т.е. номинал векселя плюс начисленные к данному
моменту проценты (если начисление таковых предусмотрено).
Доход по векселю, как правило, выплачивается
векселедержателю за отсрочку погашения задолженности за товары. И,
следовательно, на момент выдачи векселя, в соответствии с принципом временной
определенности фактов хозяйственной деятельности и п. 18 ПБУ 15/01, доход по
нему в виде разницы между номиналом и суммой погашаемой задолженности должен
быть зафиксирован по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов».
В дальнейшем
выплачиваемая сумма дохода по векселю без НДС равномерно, с течением срока
векселя, списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2
«Прочие расходы».
Таким образом, при отражении в бухгалтерском учете
фактов выдачи векселя на сумму причитающихся к выплате доходов по нему в учете
ООО «Техпроммаш» составляется запись:
Дебет 97 Кредит 60
субсчет «Векселя выданные» - на разницу между номиналом и суммой погашаемой
векселем задолженности без НДС;
Дебет 19 Кредит 60
субсчет «Векселя выданные» - на сумму НДС, относящегося к выплачиваемому доходу
по векселю.
Если доход по векселю
выплачивается в виде процентов, суммы процентов без НДС напрямую списываются в
учете организации в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие
расходы» как относящиеся к периоду начисления.
2.3.
Учет финансовых векселей
У финансового векселя
есть существенное отличие от товарного. Последний выдается покупателем в
качестве гарантии, что деньги обязательно будут перечислены продавцу за
отгруженную продукцию. Таким образом, товарный вексель как бы на время заменяет
деньги (становится инструментом расчетов), а покупатель получает отсрочку
платежа. Финансовый же вексель не используется в качестве инструмента расчетов.
Он сам предмет сделки, тот самый товар, который и покупается. Обычно покупатель
планирует получить от финансового векселя доход.
Часто организации приходится тратиться не только на оплату собственно
стоимости финансового векселя, но и на различные услуги, связанные с его
покупкой. Скажем, если организация пользовалась услугами посредников, то нужно
будет оплатить и их «труды».
С этого года начало
действовать ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Оно изменило действующие
ранее правила учета финансовых векселей.
Купив финансовый вексель, ООО «Техпроммаш» приходует
его в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости. Ее можно определить
одним из двух способов, предусмотренных ПБУ 19/02. Суть первого заключается в
том, что первоначальная стоимость векселя складывается из всех расходов по его
покупке. Обычно в состав таких расходов входят:
– суммы, перечисленные
продавцу векселя;
– плата за информационные
и консультационные услуги, которыми покупателю нужно было воспользоваться при
приобретении векселя;
–
вознаграждение,
выплаченное посреднической организации (если такая была).
Используя второй способ, организация должна принять
первоначальную стоимость равной той сумме, которая уплачена продавцу векселя. А
все другие расходы по покупке векселя в этом случае нужно учитывать в составе
операционных расходов. Их отражают в Отчете о прибылях и убытках по строке
«Прочие операционные расходы».
Этот способ стоит
использовать только тогда, когда «другие расходы» по покупке векселя не столь
значимы, по мнению организации, по сравнению с уплаченными продавцу суммами. А
именно так в большинстве случаев и бывает у предприятий – непрофессиональных
участников рынка ценных бумаг.
В ООО «Техпроммаш» стоимость ценных бумаг
определяется исходя из цены приобретения и расходов, связанных с приобретением
этих ценных бумаг. При приобретении финансового векселя в учете организации
сделана следующие бухгалтерские записи (см. приложение 6):
Дебет 58 Кредит 76 – 1000
руб. отражены консультационные услуги;
Дебет 19 Кредит 76 – 200
руб. учтен НДС;
Дебет 58 Кредит 76 – 250
000 руб. получен финансовый вексель;
Дебет 76 Кредит 51 – 250
000 руб. перечислены деньги за финансовый вексель.
Как уже отмечалось выше, финансовые векселя
приобретаются для того, чтобы получить по ним доход. Основной вид дохода – это
вознаграждение, которое продавец векселя выплатит покупателю за то, что
фактически он предоставил деньги взаймы. Вознаграждение выплачивается либо в
виде процентов, либо в виде дисконта. В бухгалтерском учете проценты и дисконт
учитываются по-разному.
Так, проценты организация
может включить в состав либо доходов по основному виду деятельности, либо в
состав операционных доходов. Это зависит от того, чем занимается организация.
Если она специализируется на том, что выдает деньги взаймы, тогда проценты по
векселю нужно показать в составе доходов по основному виду деятельности. Чаще
всего предоставление денег взаймы не является одним из основных видов
деятельности организации, купившей вексель. Поэтому такие организации включают
проценты по векселю в состав операционных доходов. Купля – продажа ценных бумаг
для ООО «Техпроммаш» не является основным видом деятельности. Поэтому в
бухгалтерском учете начисленные проценты по векселю отражаются следующей
записью:
Дебет 76 Кредит 91 субсчет «Прочие доходы» – 1 500 руб. начислены проценты
по векселю.
Если организация ведет бухгалтерский учет методом
начисления (так поступают большинство предприятий), тогда проценты нужно
отражать в том периоде, за который они начислены. В налоговом учете
предприятия, которые определяют доходы и расходы методом начисления, отражают
проценты и дисконт в конце каждого отчетного периода в течение всего срока
обращения векселя. Так установлено пунктом 6 статьи 271 Налогового кодекса РФ.
В учетной политике ООО «Техпроммаш» установлено, что
учет организация ведет методом начисления. Поэтому предприятие отражает
проценты по векселям в том периоде, когда они начислены.
Купив вексель, организация может затем перепродать его по более высокой
цене и получить таким образом доход. Продажу векселя организация может отразить
на счете 90 «Продажи» или на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Счет 90
бухгалтер использует в том случае, если продажа ценных бумаг является одним из
основных видов деятельности организации. Для ООО «Техпроммаш» купля – продажа
ценных бумаг не является основным видом деятельности, поэтому в бухгалтерском
учете при реализации векселей делается следующая запись:
Дебет 76 Кредит 91 субсчет «Прочие доходы» – 251 500 руб. отражена выручка
за вексель;
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 58 – 250 000 руб. списана
стоимость векселя;
Дебет 51 Кредит 76 – 251 500 руб. поступили деньги за вексель;
Дебет 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 99 – 1 500 руб.
отражена прибыль.
Как мы говорили выше, от покупки векселя организация
получает проценты или дисконт, которые отражаются в составе внереализационных
доходов. Но кроме этого у организации для целей исчисления налога на прибыль
образуется еще и доход по операциям с ценными бумагами. По такому доходу
предприятию нужно составить отдельную базу по налогу на прибыль.
Как рассчитать базу по операциям с ценными бумагами,
установлено пунктом 2 статьи 280 Налогового кодекса РФ. Так, в состав доходов
следует включить сумму, которую уплатил за вексель новый покупатель (если речь
идет о продаже) или векселедатель (когда вексель погашается). Сумму процентов и
дисконта тоже нужно включить в состав доходов. Правда, считаются не все
проценты и не весь дисконт, а только та их часть, которая еще не была включена
в состав внереализационных доходов.
Полученный таким образом
доход надо уменьшить на расходы по приобретению финансового векселя, а также на
затраты, связанные с продажей.
III.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
УЧЕТА ВЕКСЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ООО «ТЕХПРОММАШ»
3.1.
Автоматизация
учета вексельных операций
В ООО «Техпроммаш» аппарат
бухгалтерии организован как структурное подразделение и состоит из нескольких
отделов, возглавляемых главным бухгалтером. На предприятии существуют три
отдела: материальная группа, группа по труду и заработной плате и общая группа.
Существующая структура
аппарата бухгалтерии ООО «Техпроммаш» показана на рис. 3.1:
Рис. 3.1. Структура аппарата бухгалтерии ООО «Техпроммаш»
Материальная группа
состоит из 3 человек. Данный отдел занимается учетом материалов, основных
средств, нематериальных активов.
Группа по труду и
заработной плате ведет учет начислений и выплат заработной платы, отчислений по
заработной плате (единый социальный налог, страховые и накопительные взносы в
пенсионный фонд), а также расчетом налога на доходы физических лиц, удержанного
с заработной платы. Отдел состоит из 2 человек.
Общая группа занимается
учетом всех остальных операций, такими, как:
-
учет расчетов с
поставщиками и подрядчиками;
-
учет расчетов с
покупателями и заказчиками;
-
учет векселей;
-
учет расчетов с
разными дебиторами и кредиторами;
-
учет и
калькулирование себестоимости;
-
учет готовой
продукции;
-
учет товаров;
-
учет
общехозяйственных и общепроизводственных расходов;
-
учет реализации
продукции;
-
учет расчетов с
бюджетом, др.
В данном отделе работают
7 человек, из них 2 заместителя главного бухгалтера.
Бухгалтерские
операции заносятся в журналы – ордера бухгалтерами ООО «Техпроммаш» вручную,
затем передаются в отдел ввода информации предприятия. В этом отделе
хозяйственные операции за период вносятся в программу, разработанную на
предприятии отделом информационных технологий общими суммами, без разбивки по
счетам аналитического учета. Такое ведение бухгалтерского учета не
соответствует требованиям оперативности, для получения детальной информации
приходится делать выписки из журналов – ордеров, что замедляет работу
организации. В качестве альтернативы в целях совершенствования учета можно
предложить для ведения бухгалтерского учета использовать программу
1С:Предприятие.
Система 1С:Предприятие
может быть использована для ведения любых разделов бухгалтерского учета на
предприятиях различных типов.
1С:Предприятие может
поддерживать разные системы учета и вести учет по нескольким предприятиям в
одной информационной базе.
Разнообразные и гибкие
возможности системы 1С:Предприятие позволяют использовать ее и как достаточно
простой и наглядный инструмент бухгалтера, и как средство полной автоматизации
учета от ввода первичных документов до формирования отчетности.
Система 1С:Предприятие
может быть использована для ведения практически любых разделов бухгалтерского
учета:
- учет операций по банку
и кассе;
- учет основных средств и
нематериальных активов;
-
учет материалов и
МБП;
-
учет ценных
бумаг;
- учет товаров, услуг и
производства продукции;
- учет валютных операций;
-учет взаиморасчетов с
организациями, дебиторами, кредиторами, подотчетными лицами;
- учет расчетов по
заработной плате;
- учет расчетов с
бюджетом;
- другие разделы учета.
Система 1С:Предприятие
обладает гибкими возможностями организации учета:
- синтетический учет по
многоуровневому плану счетов;
- учет по нескольким
планам счетов;
- валютный учет и учет
покрытия валют;
- многомерный
аналитический учет;
- многоуровневый
аналитический учет по каждому измерению;
- количественный учет;
- учет по нескольким предприятиям в одной информационной базе.
Ввод информации в
1С:Предприятие может быть организован с разной степенью автоматичности:
- режим ручного ввода
операций;
- режим типовых операций;
- режим автоматического
формирования операций по документам.
Важным отличием бухгалтерских
счетов от других типов данных является возможность создания самих счетов как в
конфигурации, так и в самой информационной базе. Включение конкретных счетов в
конфигурацию используется в том случае, если сама конфигурация создается с
использованием этих счетов и их конкретных свойств, например, если в
конфигурации определено автоматическое формирование документами проводок по
этим счетам.
Функционирование системы
1С:Предприятие делится на два разделенных во времени процесса: настройку
(конфигурирование) и непосредственную работу пользователя по ведению учета или
выполнению расчетов.
Таким образом, всю работу
с системой можно разделить на два этапа, которые могут произвольно
чередоваться:
а) конфигурирование;
б) непосредственная
работа пользователя с информационной базой.
Кроме упомянутых режимов
запуска 1С:Предприятия, существует режим запуска «Отладчик», предназначенный
для отладки алгоритмов обработки данных, созданных в режиме конфигурирования.
Конфигурирование. На
этапе конфигурирования системы 1С:Предприятие выполняется настройка различных
режимов системы в соответствии с особенностями конкретного предприятия. При
этом определяются структуры и свойства справочников и документов, описываются
формы и алгоритмы построения отчетов, разрабатываются виды расчетов,
настраивается ведение синтетического, аналитического, количественного и
валютного учета.
При конфигурировании
системы разработчик конфигурации или администратор системы может также создать
наборы прав доступа к данным, соответствующие пользователям разного уровня.
Количество и структура наборов прав определяется конкретной конфигурацией
системы.
Для того чтобы интерфейс
конкретной конфигурации системы полностью отражал настроенные структуры данных,
в системе в рамках Конфигуратора предусмотрена возможность настройки общих
интерфейсных компонент системы: меню, панелей инструментов, комбинаций клавиш.
Кроме того, на этапе
конфигурирования может быть создано несколько пользовательских интерфейсов для
разных типов пользователей (менеджеров, бухгалтеров, кадровиков и т.д.), а
также список пользователей создается для конкретной организации.
Работа пользователя. Работа
пользователя с информационной базой осуществляется при запуске системы в режиме
«1С:Предприятие». При этом выполняется собственно функционирование системы в
предметной области: осуществляется ввод документов и операций, заполнение
справочников, формирование различных отчетов, выполнение различных регламентных
расчетов и т.д.
Пользователю
предоставляется возможность ввода и обработки информации описанной в
конфигурации структуры с использованием алгоритмов, созданных на этапе
конфигурирования.
Пояснение особенностей
работы с конкретными режимами (документами, операциями, справочниками,
отчетами), которые зависят от конфигурации, могут содержаться в описании самой
конфигурации. В этом случае их можно получить, обратившись к режиму
пользовательского описания.
Перечислим основные
особенности поведения системы 1С:Предприятие, которые определяются конкретной
конфигурацией:
- набор констант;
- состав, структура и
свойства справочников;
- формы просмотра списков справочников и ввода
элементов справочников;
- состав и набор значений
перечислений;
- формы ввода документов
и операций;
- формы журналов
документов, операций и проводок;
- набор планов счетов и
их свойства;
- формы списков счетов и
ввода счетов;
- бухгалтерские счета
(только те, которые заданы в конфигурации);
- формы и алгоритмы
отчетов и обработок;
- интерфейс пользователя
(главное меню, набор панелей инструментов);
-права пользователя на доступ
к различным объектам и режимам программы.
Таким образом, введение в
ООО «Техпроммаш» автоматизированного учета бухгалтерских операций позволит не
только сократить потери времени при учете, но и повысить производительность
труда, а также сократить возможные ошибки, которые происходят при ведении учета
ручным способом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вексель имеет целый ряд достоинств. Во-первых,
вексельное обязательство абстрактно, то есть ничем не обусловлено. Это
означает, что должник обязан платить только потому, что вексель предъявлен к
оплате, и не вправе ссылаться на какие-либо отношения с кредитором.
Во-вторых, вексельное
обязательство формально. Это означает, что вексель должен иметь письменную
форму и все необходимые реквизиты, закрепленные законом. Из этого следует, что
обстоятельства, имеющие значение для вексельного обязательства, должны быть
указаны в векселе, и наоборот, обстоятельства, не отраженные в документе,
теряют всякое значение.
В-третьих, в техническом
отношении вексель - достаточно простой инструмент. Для передачи прав по векселю
достаточно сделать передаточную надпись на обороте векселя, называемую
индоссаментом. Все это делает вексель привлекательным финансово-кредитным
инструментом.
В ближайшей перспективе вексель не только останется
одним из важнейших финансовых инструментов коммерческих банков, но и не уйдет
из обращения в крупных и значимых отраслях экономики России в целом.
Подтверждением этому служит то, что в столь сложной и проблематичной
макроэкономической ситуации, которая привела к остановке многих других
финансовых рынков, вексельное обращение не просто продолжает функционировать,
но и играет важную стабилизирующую роль.
При
написании курсовой работы была изучена литература по предметам бухгалтерского
учета, рассмотрены нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет, а
также практика бухгалтерского учета вексельных операций в ООО «Техпроммаш».
В ходе выполнения
курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
-
вексель – это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное
обязательство векселедателя выплатить по наступлении предусмотренного векселем
срока полученные взаймы денежные суммы;
-
существуют следующие виды векселей: товарный, финансовый, казначейский,
предъявительский, ордерный, обеспеченный и необеспеченный;
-
задачами учета вексельных операций являются контроль за сохранностью и
наличием ценных бумаг, правильное документальное оформление и своевременное
отражение в учете их поступления и выбытия;
-
бухгалтерский учет вексельных операций регламентируется ПБУ 19/02,
утвержденным Приказом Минфина РФ № 126н от 10.12.02г.;
-
ООО «Техпроммаш» наращивало производственные мощности в течение
2001-2002гг. В 2000г. всего было произведено на 18800 тыс. руб. продукции и
оказано услуг, в 2001г. - 58700 тыс. руб., что на 212,23% больше, чем в
предыдущем, а в 2002г. всего произведено продукции и оказано услуг на 658,14%
больше, чем в 2000г.;
-
предприятие на протяжении 2000-2002гг. получало прибыль по результатам
хозяйственной деятельности. В 2000г. этот показатель составил 3622 тыс. руб., в
2001г. снизился на 83,58%, а в 2002г. составил 59,41% от показателя 2000г.;
-
бухгалтерский учет товарных и финансовых векселей ООО «Техпроммаш» ведет
в соответствии с ПБУ 19/02, 9/99 и 10/99;
-
бухгалтерские операции заносятся в журналы – ордера бухгалтерами ООО
«Техпроммаш» вручную, затем передаются в отдел ввода информации предприятия.
Такое ведение бухгалтерского учета не соответствует требованиям оперативности,
для получения детальной информации приходится делать выписки из журналов –
ордеров, что замедляет работу организации.
Изучив организацию системы бухгалтерского учета в
ООО «Техпроммаш», можно порекомендовать в целях совершенствования учета
использовать программу 1С:Предприятие. Введение в ООО «Техпроммаш»
автоматизированного учета бухгалтерских операций позволит не только сократить
потери времени при учете, но и повысить производительность труда, а также
сократить возможные ошибки, которые происходят при ведении учета ручным
способом.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута, а
поставленные задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
ГК РФ (части
первая и вторая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ
2.
НК РФ (часть
вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ
3.
ФЗ «О
бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96г.
4.
ФЗ «О переводном
и простом векселе» № 48-ФЗ от 11.03.97г.
5.
Приказ МНС РФ от
26.02.2002г. № БГ-3-02/98 «Об утверждении методических рекомендаций по
применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ»
6.
Положение по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утвержденное приказом Минфина России № 34н от 29.07.98г.
7.
Положение по
бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (Приказ Минфина РФ
от 09.12.98г. № 60н)
8.
Положение по
бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (Приказ
Минфина РФ от 06.07.99г. № 43н)
9.
Положение по
бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (Приказ Минфина РФ от
06.05.99г. № 32н)
10.
Положение по
бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (Приказ Минфина РФ от 06.05.99г.
№ 33н)
11.
Положение по
бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 (Приказ Минфина РФ от
10.12.02г. № 126н)
12.
План счетов
бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятия и
инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ от 31.10.00г. № 94н)
13.
Письмо Минфина РФ
«О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями,
применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы
и оказанные услуги» № 142 от 31.10.94г.
14.
Конвенция, устанавливающая
единообразный закон о переводном и простом векселях (подписана в Женеве 7 июня
1930 г.)
15.
Александрова А.В.
Предоплата товарным векселем//Главбух, № 3, 2003
16.
Вещунова Н.Л.
Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика, 2000
17.
Гуккаев В.Б.
Учетная политика организации на 2003 год // Журнал «Главбух», №2, 2003
18.
Брызгалин А.В.,
Берник В.Р., Головкин А.Н. Комментарий к плану счетов. Отражение хозяйственных
операций. М.: Центр "Налоги и финансовое право", 2003
19.
Бухгалтерский
учет: Учебник/Под ред. Ларионова А.Д. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998
20.
Донцова Л.В.,
Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. / Приложение к журналу «Я –
бухгалтер». М., 1998
21.
Ефимова О.В.
Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. и доп. Библиотека журнала «Бухгалтерский
учет». М., 1999
22.
Жарикова Л. А.,
Белов В. Б. Управленческий учет. Издательство ТГТУ. Тамбов, 1999
23.
Карпова Т.П.
Основы управленческого учета. М.: ИНФРА-М, 1997
24.
Карзаева Н.Н.,
Колтакова М.И. Новое в бухгалтерском учете финансовых вложений//Бухгалтерский
учет, № 6, 2003
25.
Кутер М. Теория
бухгалтерского учета (2 издание). М.: Финансы и статистика, 2002
26.
Ладутько Н.И.
Бухгалтерский учет. М.: ФУ, 2003
27.
Мизиковский Е.А.
Комментарий к новому плану счетов бухгалтерского учета. М.: Юрайт, 2002
28.
Пирожкова Н.А.
Проблемы ценообразования и учет затрат.//Бухгалтерский учет.-1995, №1
29.
Петрова Ю. В.
Учетная политика организации на 2003год. Практическое пособие. М.: ДНК, 2003
30.
Римов А.В. Учет
финансовых векселей//Главбух, № 10, 2003
31.
Соколов Я.В.
Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2000
32.
Стоянова Е.С.,
Штерн М.Г. Финансовый менеджмент для практиков. М.: Издательство «Перспектива»,
1998
33.
Учетная политика
2003: бухгалтерская и налоговая: организационный, методический и технический
аспекты. /Под ред. Нестеровой Е.А. М.Ж ИД ФБК Пресс, 2003
34.
Хахонова Н.Н.
Основы бухгалтерского учета и аудита. М.: Феникс, 2003
35.
Шатунова Т.А.
Управленческий учет и контроль на предприятиях в условиях рыночной экономики:
Учебное пособие. - Самара, 1996
[1]
Ст. 4 Федерального закона «О переводном и простом векселе» № 48-ФЗ от
11.03.97г.
[2]
Стоянова Е.С., Штерн М.Г. Финансовый менеджмент для практиков. М.: Издательство
«Перспектива», 1998