Курсовая анализ качества

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    75,91 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Курсовая анализ качества

 СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРОДУКЦИИ………………………………………………………………………..4

1.1. Анализ показателей выпуска продукции……………………………..4

1.2. Изучение ассортимента продукции предприятия……………………5

1.3. Анализ качества продукции……………………………………………..6

1.4. Анализ товара…………………………………………………………….8

1.5. Анализ ритмичности производства……………………………………11

Глава 2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ЗАО «СПГС»……………………………………………………………………………..13

2.1. Характеристика ЗАО «СПГС» и его продукции……………………...13

2.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции…………………………………………………………………………...16

2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции………………………..21

2.4. Анализ качества произведенной продукции………………………….26

2.5. Анализ ритмичности работы предприятия……………………………29

Заключение……………………………………………………………………..33

Список литературы………………………………………………………….34

Введение

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.

По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу качества выпускаемой продукции.

Объем производства, реализации и качества про­дукции являются взаимозависимыми пока­зателями. В условиях ограниченных про­изводственных возможностей и неограни­ченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж явля­ется основой разработки производственной программы. Предприятие должно произво­дить только те товары и в таком объеме, ко­торые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реа­лизации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину из­держек, прибыль и рентабельность пред­приятия.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

1.3. Анализ показателей выпуска продукции

Основной задачей промышленных пред­приятий является наиболее полное обеспече­ние спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производ­ства продукции, повышение ее качества непо­средственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показате­лей выпуска продукции. Его ос­новные задачи:

·   оценка степени выполнения плана и дина­ови производства и реализации продукции;

·   определение влияния факторов на изме­нение величины этих показателей;

·   выявление внутрихозяйственных резер­ов увеличения выпуска и реализации про­дукции;

·   разработка мероприятий по освоению вы­явленных резервов.

Объем производства промышленной про­дукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измери­телях. Обобщающие показатели объема про­изводства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах. Ос­новными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавер­шенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйст­венный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной про­дукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Важное значение для оценки выполнения производственной про­граммы имеют и натуральные показатели объемов производ­ства (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, при­меняются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприяти­ях – количество условных ремонтов.

1.4. Изучение ассортимента продукции предприятия

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особо важное значение для предприятия имеет выполнение конт­рактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гаранти­рует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

Номенклатура – перечень наименовании изделии и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюз­ном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действую­щем на территории СНГ.

Ассортимент – перечень наименовании продукции с указа­нием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, группо­вой и внутригрупповой.

Анализ ассортимента продукции состоит в основном в установ­ени параметров — распространенности, однородности, степени устаревания.

Изучение ассортимента продукции направлено на составление списка продукции, предназначенной предприятием к реализации.

Изучение ассортимента продукции проводится в целях уточне­ния среднего числа видов продукции: расширение ассортимента яв­ляется для предприятия средством привлечения клиентуры с раз­личными вкусами и потребностями и развивается в различных на­правлениях.

Изучение взаимосвязи всех видов продукции позволяет выявить синергетический эффект, если различные продукты данного ассор­тимента или различные наборы продукции имеют высокую степень однородности. И, наконец, изучение степени устаревания продук­тов данного ассортимента дает естественную связь с понятием жиз­ненного цикла продукта, а также провести сравнение с продуктом, предлагаемым конкурентом.

1.3. Анализ качества продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и уве­личению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологи­ческие, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей про­изведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

в) удельный вес продукции высшей категории качества;

г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стан­дартам;

д) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в вы­сокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества про­дукции характеризуют одно из ее свойств:

·   полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

·   надежность (долговечность, безотказность в работе);

·   технологичность, характеризующая эффективность конструк­торских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

·   эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную про­дукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продук­ции используются разные методы. Сущность балльного метода оцен­ки состоит в определении средневзвешенного балла качества про­дукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Большинство предприятий реализует значительную часть своей продукции; виды этой продукции часто взаимосвязаны, поскольку используются аналогичным образом и предназначены одним и тем же клиентам, или продаются в одних центрах сбыта. Такая продук­ция представляет «гамму продукции». Изучение качества про­дукции предполагает анализ всей гаммы продукции и продукции ее составляющей.

1.4. Анализ товара

Анализ товара, которым часто пренебрегают финансисты — есть основополагающий элемент в понимании положения предприятия. Совершенно очевидно, что в некоторых случаях список продукции будет таков, что исчерпывающий анализ невозможен: для общего анализа необходимо ограничиться только некоторыми видами про­дукта. Его цель — изучение типов продукции, ее качества, характе­ристик, сопровождающих ее услуг и степени отличия от аналогич­ных продуктов (и услуг) конкурентов, новизны продукции, цены.

Анализ типов продукции. Принято отличать производство пред­метов широкого потребления от производства продукции для про­мышленности. Среди товаров широкого потребления выделяют прежде всего продукцию каждодневного спроса, «обдуманные» по­купки и специфические. Промышленные товары прежде всего клас­сифицируются по исходным материалам (сырье) и их составляющим элементам. Сопутствующие компоненты (фурнитура и услуги) очень полезно дифференцировать, как и товары широкого потребления, на базовую (основную) и специализированную продукцию.

Эти квалификационные характеристики не могут быть отделены от характеристик потребителей данной продукции.

Анализ качества товара. Речь идет не об оценке качества товара в том смысле, как это рассматривает производственная служба (т. е. соответствие техническим стандартам. В этих рамках продукция может быть высочайшего технического качества (т. е. не иметь ни­каких дефектов сборки) и тем не менее быть низкого качества с точки зрения маркетинговой стратегии. В общем коммерческое ка­чество продукции зависит от его способности выполнять свои фун­кции, т.е. удовлетворять потребителя. Измерение качества предпо­лагает перечисление возможных функций продукта и определения предполагаемого клиента.

В понятие возможных функций входят длительность, изменяе­мость, точность, простота в использовании, в уходе, устойчивость и сопротивляемость к ударам и пр. Наиболее важный показатель — это соблюдение сроков поставки. Именно этот фактор показывает, что качество нельзя путать с просто техническими данными продук­ции.

Невозможно составить перечень показателей, отвечающих тре­бованиям полезности для всех потребителей.

Возникает следующий вопрос: каковы предполагаемые потреби­тели?

Некоторые аналитики правы, подчеркивая, что в отношении ка­чества промышленной продукции потребитель должен быть опре­делен не как клиент производства, а как клиент его клиентов. Надо подчеркнуть что качество, понимаемое как мера степени удовлет­ворения запросов потребителя, есть понятие всеобъемлющее. Не­обходимо принимать в расчет также степень устаревания произве­денной продукции, поскольку вышедший из употребления продукт не может иметь высокое качество по сравнению с конкурирующим товаром. Качество также не может быть связано с производствен­ными функциями: все функции предприятия способствуют опреде­лению качества. Один тот факт, что продукция должна бы быть продана без дефектов, без задержки, в соответствии со всеми нор­мами, требует безупречной координации работ структур производ­ства. Известно, что принцип «только своевременно» является, по мнению его сторонников, наиболее важным для достижения безуп­речности товара. Это расширение требований качества на всех уровнях производства оправдывает, по мнению ряда специалистов, распространение понятия «тотальное качество». Качество продук­ции может быть определено как высшее, отличное, равное, ниже уровня, плохое.

Изучение характеристик продукции. В основном производители определяют стандартную продукцию, которая может быть укомп­лектована по выбору клиента тем или иным числом элементов.

Изучение услуг, сопутствующих продукции. Все чаще можно от­метить, что конкуренция осуществляется на уровне услуг, сопутст­вующих проданной продукции. Эти службы могут предлагать до­ставку—установку материалов, подбор рабочей группы по заказу и т. п.; ремонт и поддержку в рабочем состоянии; техническое обслу­живание; доступ к лабораториям, клубам пользователей, обучение персонала; гарантии; информацию (каталоги или информационное подсоединение); удобство условий оплаты; удобство условий скла­дирования. Все эти услуги могут помочь в понимании такого поня­тия, как «тотальное качество» и выявить стратегию дифференциа­ции.

Изучение новизны товара. Поскольку обновление продукции осуществляется все быстрее, этим и объясняется, по мнению неко­торых исследователей, невозможность использования такого поня­тия, как кривая жизни продукции. Однако очень полезно уточнить понятие «новизны продукции».

Изучение цен товара. Даже если цены представляются наименее значительным элементом в дифференциации товара по отношению к товарам конкурентов, то они остаются тем не менее основным элементом, так как никакая дифференциация не может выдержать сравнения даже с незначительным снижением уровня цен. Анализ цен товара на немонополизированном рынке очевидно может осу­ществляться только в сравнении с ценами конкурентов, т.е. товара с теми же иди подобными характеристиками качества. Это сравне­ние будет тем более трудно осуществлять из-за политики «демаркирования» (снижения цены при снятии ярлыка), которую могут про­водить некоторые производители. Если продукция конкурентов не идентична, то необходимо сравнить цены на товары с учетом полез­ности, которую эти товары представляют для «конечных» потреби­телей. Например, если анализировать волнистый упаковочный кар­тон, то необходимо учитывать совокупность требований, таких, как прочность—разрываемость, сопротивление влаге, цвет бумаги, го­товность и приспособленность для печати, характеристики для ма­шинной обработки.

Впечатление, производимое ценами на покупателей, также необ­ходимо принимать в расчет (психологические цены).

Все перечисленные позиции порой учесть трудно, поэтому мы отсылаем читателей к специализированной литературе.

Итак, все вышеперечисленные составляющие анализа товара мо­гут служить для соотнесения с конкурирующими товарами и по­мочь в определении стратегии предприятия.

1.5. Анализ ритмичности производства

Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции: увели­чиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продук­ции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд зара­ботной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффи­циент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмич­ности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продук­ции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпу­щенной продукции за каждый квартал к годовому объему производ­ства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчет­ного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвое­временную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остат­ков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Один из наиболее распространенных показателей - коэффи­циент ритмичности. Он определяется делением суммы, которая зачтена в выполнение плана по ритмичности, на плановый выпуск продукции. При этом в выполнение плана по ритмичности засчиты­вается фактический выпуск продукции, но не более запланиро­ванного.













Глава 2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ЗАО «СПГС»

2.1. Характеристика ЗАО «СПГС» и его продукции

        Закрытое акционерное общество "Сургутские поверочные газовые смеси" выпускает смеси газовые поверочные – государственные стандартные образцы состава газовых смесей (ПГС).

        Поверочные газовые смеси предназначены для градуировки, калибровки и поверки средств измерений, аттестации методик выполнения измерений, а также для контроля правильности результатов измерений, выполняемых по стандартизированным или аттестованным методикам.

        Поверочные газовые смеси на основе азота (А), аргона (В), кислорода (С), водорода (Д), выпускаются по ТУ 6-16-2956-92.

        Потребителями продукции ЗАО "СПГС" являются Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Нижневартовская ГРЭС, ООО "ЮганскНИПИнефть", ТПП "Лангепаснефтегаз", ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Газпром", ОАО "Сибур-Тюмень" и многие другие.

        На севере Тюменской области только ЗАО "СПГС" занимается изготовлением поверочных газовых смесей. Конкурентом является Тюменский центр стандартизации и метрологии.

Развитие научно-технического прогресса предопределяет широкое внедрение средств измерений в производственную деятельность человека. Интенсификация и эффективность производства, экономное и бережное расходование материальных, топливно-энергетических и сырьевых ресурсов не возможны без наличия достоверных и точных средств измерений. Газоаналитические измерения получили бурное развитие во второй половине двадцатого века параллельно с развитием химии, электроники и других отраслей промышленности в связи с необходимостью решения целого ряда задач, связанных с охраной окружающей среды и совершенствованием безопасности технологических процессов.

Газоаналитические измерения предусматривают применение на практике широкого спектра газоанализаторов.

Цель и назначение любого газоанализатора – измерение состава газовой среды. Принципы их работы самые разнообразные и основаны на измерении одного из физических или физико-химических свойств (магнитные, теплота сгорания, теплопроводность, плотность, поглощение световых волн и т.д.), которое затем преображается в определенный сигнал и регистрируется с помощью вторичных приборов.

Наиболее распространенными измерительными задачами, решаемыми с помощью газоанализаторов, являются:

·   контроль взрыво-пожароопасных газов и паров;

·   контоль токсичных компонентов воздуха рабочей зоны;

·   контроль технологических процессов;

·   контроль токсичных компонентов транспортных выбросов и выбросов промышленных предприятий;

·   контроль загрязнения атмосферы, фоновый контроль окружающей среды.

Практически все возможные варианты измерения состава как функции изменения физических или физико-химических свойств газовой смеси используются для создания газоанализаторов. Но хотя все газоанализаторы основаны на объективно существующих связях между составом газов и их физическими или физико-химическими свойствами, не всегда эти свойства выражены вполне однозначно и подчиняются строгим законам.

В практике газоаналитического приборостроения использование свойств газа для измерения его концентрации в газовой смеси еще не означает необходимости измерения этого свойства, как это делается при квалифицированных физико-химических исследованиях. Приемлемые условия определяются здесь не обеспечением точности измерения действительного значения данного свойства, а достижением нужной чувствительности и стабильности показания приборов. Таким образом, хотя газоанализаторы и являются приборами, измеряющими значение каких-либо физических или физико-химических свойств газа, они не позволяют установить действительное значение этих величин.

В основу градуировок газоанализаторов были положены градуировочные газовые смеси известного состава. В последующем правильность показания приборов также проверяется по газовым смесям известного состава.

В основе большинства современных газоанализаторов лежит сравнение измеряемого объекта с образцом, что превращает газоанализаторы в измерительные приборы, а сам процесс определения состава – в измерения. Таким образом, под газоаналитическими измерениями следует понимать сличение измеряемого состава газа с мерой состава. Этой мерой могут быть поверочные газовые смеси в баллонах под давлением, источники микропотоков, газовые смеси, получаемые на выходе динамического генератора и т.д.

Широкий опыт отечественного и зарубежного приборостроения показал, что наиболее удобными и стабильными в процессе эксплуатации являются поверочные газовые смеси в баллонах под давлением.

Поверочные газовые смеси предназначены для градуировки, калибровки, поверки и испытаний средств измерений содержания компонентов в газовых средах, аттестации методик выполнения измерений, а также для контроля точности результатов измерений, выполняемых по стандартизированным или аттестованным методикам. Поверочные газовые смеси получают путем смешения исходных чистых газов в заданных соотношениях.

2.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

Объем производства и реализации промышленной продук­ции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показа­тели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной, продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутри­хозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутри­хозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгруз­ке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является свя­зующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

 Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производ­ства и реализации продукции по отдельным видам и группам од­нородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов про­изводства продукции, например, на консервных заводах исполь­зуется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремон­тных предприятиях - количество условных ремонтов, в обув­ной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не пред­ставляется возможным использовать натуральные или услов­но-натуральные измерители.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем производства продукции, тыс. руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

1999

90000

100

100

89500

100

100

2001

2002

92400 95800

102,7 106,4

102,7 103,6

92600

94300

103,4

103,4

105,4

101,8

2003

94 100

104,5

98,2

93500

104,4

99,2

2004

100800

112

107,1

96600

107,9

103,0


Из таблицы видно, что за пять лет объем производства воз­рос на 12 %, а объем реализации - на 7,9 %. Если за предыду­щие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельс­твует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реали­зации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

 В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87 %, а реализации продукции - 1,92%.

    Для большей наглядности динамику производства и реализа­ции продукции можно изобразить графически (рис. 1).


Рис. 1. Динамика производства и реализации продукции  за период с 1999 по 2004 год

Оценка выполнения плана по производству и реализа­ции продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 2.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации - только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Таблица 2.2

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием ЗАО "СПГС"  за 2003 год

Изделие

Объем производства продукции, тыс. руб.

Реализация продукции, тыс. руб.

план

факт

+,-

% к плану

план

факт

+,-

% к плану

А

28800

25200

-3600

-12,5

28500

24250

-4250

-14,9

B

33600

33264

-336

-1,0

33600

31800

-1800

-5,35

C

19200

22176

+2976

+15,5

18900

21350

+2450

+13,0

D

14400

20160

+5760

+40,0

14250

19200

+4950

+34,7

И т.д.









Итого

96000

100800

+4800

+5,0

952500

96600

+1350

+1,42

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются пла­новые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Оперативный анализ выполнения плана  по выпуску и отгрузке продукции, тыс. руб.



План

02.01.2004г.

Вид

продукции

на сутки

на месяц

План с начала месяца

Фактический

Объем

Отклонение от плана





за сутки

с начала

месяца


Изделие А:

выпуск

отгрузка

Изделие В:

выпуск

отгрузка

80

82

125

126

1600

1640

2500

2520

80

82

125

126

82

78

124

128

82

78

124

128

+2

-4

-1

+2

Итого:

выпуск

отгрузка


330

333


6600

6660


330

333


329

330


329

330


-1

-3


Анализ реализации продукции тесно связан с анали­зом выполнения договорных обязательств по постав­кам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конку­ренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

В процессе анализа определяется выполнение плана поста­вок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясня­ются причины недовыполнения плана и дается оценка деятель­ности по выполнению договорных обязательств (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март, тыс. руб.

Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

А


В

1

2

3

1

2

800

800

600

500

1200

850

750

700

500

1050


-50


-150

800

750

600

500

1050

Итого


8000

8500

-800

7200


Процент выполнения договорных обязательств рассчитыва­ется делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам ()и его недовыполнением ()на плановый объем ():

     или  90%

Из табл. 2.4 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 тыс. руб., или на 10 %, а в целом за год -на 5 % (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Анализ выполнения договорных обязательств за год, тыс. руб.

Мецяц

План поставки продукции

Недопоставка продукции

Выполнение, %

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Январь

Февраль

Март

……

Декабрь

7500

8000

9500

7500

15300

23300

95850

-300

-100

-800

-

-300

-400

-1200

-4800

96,0

98,7

90,0

100,0

96,0

97,4

94,8

95,0


Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торго­вых организаций, предприятий-смежников, транспортных орга­низаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следу­ет обращать на выполнение обязательств по госзаказу, коопе­рированным поставкам и по экспорту продукции.

2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельнос­ти оказывают ассортимент (номенклатура) и структура про­изводства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска про­дукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологи­ческих, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распо­ряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

·   определение текущих и перспективных потребностей поку­пателей;

·   оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

·   изучение жизненного цикла изделий и принятия своевре­менных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы мораль­но устаревших и экономически неэффективных изделий;

·   оценку экономической эффективности и степени риска из­менений в ассортименте продукции.

    Оценка выполнения плана по ассортименту продук­ции обычно производится с помощью одноименного коэффици­ента, который рассчитывается путем деления общего фактичес­кого выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 2.6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9 % .

Таблица 2.6

Выполнение плана по ассортименту продукции



Изделие

Объем производства

продукции в плановых ценах,

тыс. руб.

Процент

выполнения

плана

Объем продукции,

зачтенный в выполнение

плана по ассортименту

А

В

С

D

28800

33600

19200

14400

25200

33264

22176

20160

87,5

99,0

115,5

140,0

25200

33 264

19200

14400

Итого

9600

100800

105,0

92064


Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды про­дукции, состояние материально-технического обеспечения, нес­воевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недос­таток электроэнергии, низкая культура производства, недостат­ки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства (реализации) по одним ви­дам и сокращение по другим видам продукции приводит к изме­нению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в об­щем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции заплани­рованные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень пере­численных показателей можно произвести способом, цепной подстановки (табл. 2.7), который позволяет абстрагировать­ся от всех факторов, кроме структуры продукции:

=100800 млн. руб.

=98500 млн. руб.

=100 800-98 500 = +2300 млн. руб.

Таблица 2.7

Анализ структуры товарной продукции

Изделие

Оптовая

цена

за 1 туб, тыс. руб.

Объем

производства продукции,

туб*

Товарная продукция в ценах плана, тыс. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб.

план

факт

план

Фактически

при плановой

структуре

факт

А

В

С

D

5000

6000

7000

7500

5760

5600

2743

1920

5040

5544

3168

2688

28800

33600

19200

14400

29550

34 475

19 700

14755

25200

33264

22 176

20 160

-4350

-1211

+2476

+5385

Итого

-

16023

16440

96000

98500

100800

+2300


Данные графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-на­туральных единицах ():

 

= 16 440 / 16 023 = 1,026025.

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 тыс. руб. При фактической структуре он выше на 2300 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля бо­лее дорогой продукции в общем ее выпуске.

Такой же результат можно получить и более простым спосо­бом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по про­изводству продукции, расчитанными на основании стоимос­тных () и условно-натуральных показателей (можно в нормо - часах) () умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):

 (1,05 - 1,026025) х 96 000 млн. руб. = +2300 млн. руб.

Таблица 2.8

Расчет изменения средней цены  1туб за счет структурного фактора

Изделие

Оптовая цена

1 туб, тыс. руб.

Структура продукции, %

Изменение

средней цены за счет структуры, тыс. руб.





план

факт

+,-

тыс. руб.

А

В

С

D

5000

6000

7000

7500

35,95

34,95

17,12

11,98

30,66

33,72

19,27

16,35

-5,28

-1,23

+2,15

+4,36

-264,0

-73,8

+150,5

+327,3

Итого

-

100

100

-.

+140,0


Для расчета влияния структурного фактора на объем про­изводства продукции в стоимостном выражении можно исполь­зовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходи­мо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб () за счет структуры (табл. 3.3):

Затем, умножая полученный результат на общий фактичес­кий объем производства продукции в условно-натуральном вы­ражении, узнаем изменение объема товарной продукции в сто­имостном выражении:

 140 тыс. руб. х 16 440 туб = +2300 млн. руб.

Расчет влияния структурного фактора на изменение вы­пуска продукции в стоимостном выражении можно произвес­ти и с помощью средневзвешенных цен (если продукция од­нородная). Для этого сначала определяется средневзвешен­ная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактичес­кий общий объем производства продукции в условно-нату­ральном выражении:

6131 тыс. руб.

5991 тыс. руб.

 +140 тыс. руб. х 16 440 = +2300 млн. руб.

Аналогичным образом определяется влияние структуры реа­лизованной продукции на сумму выручки (табл. 2.9).

Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 тыс. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.

Таблица 2.9

Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки

Изделие

Оптовая цена 1 туб, тыс. руб.

Объем реализации продукции, туб

Выручка по плановым ценам, тыс. руб.

Изменение выручки за счет структуры продукции, тыс. руб.

план

факт

план

Факт при план структуре

факт

A

B

C

D

5,0

6,0

7,0

7,5

5700

5600

2700

1900

4850

5300

3050

2560

28500

33600

18900

14250

28250

33305

18735

14125

24250

31800

21350

19200

-4000

-1505

+2615

+5075

Итого

-

15900

15760

95250

94415

96600

+2185


Используя описанные выше приемы, можно определить влия­ние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показа­тели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффектив­ность ассортиментной и структурной политики предприятия.

2.4. Анализ качества произведенной продукции

Первая задача анализа - изучить динамику перечислен­ных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качес­тва продукции.

Как видно из табл. 2.10, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества про­дукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свиде­тельствует увеличение удельного веса продукции высшей кате­гории качества и экспортируемой продукции.

Таблица 2.10

Анализ обобщающих показателей качества продукции

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

план

факт

Средневзвешенный балл качества продукции

Удельный вес,  %:

продукции высшей категории качества;

экспортируемой продукции;                               забракованной продукции;          

 зарекламированной продукции;     

Потери от брака, тыс. руб.

0,70

75

12,5

0,55

 0,30

450

0,75

76

15,6

0,40

 0,25

350

0,74

78

15,7

0,50

 0,20

420


По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кон­диции) в общем объеме производства, средний коэффициент сор­тности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых услови­ях. При оценке выполнения плана по первому показателю фак­тическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить дву­мя способами: отношением количества продукции I сорта к об­щему количеству; отношением стоимости продукции всех сор­тов к возможной стоимости продукции 1 сорта (табл. 2.11):

Отсюда коэффициент сортности: по плану - 0,833 (28 800/ /34 560), фактически - 0,908 (27 468/30 240). Выполнение плана по качеству - 109 % (0,908/0,833). Средневзвешенная цена по плану - 500 тыс. руб., фактически - 545 тыс. руб., что по отношению к плану также составляет 109 %.

Таблица 2.11

Анализ качества продукции

Сорт продукции

Цена за 1 туб, тыс. руб.

Выпуск продукции.туб

Стоимость выпуска, тыс. руб.

план

факт

план

факт

по цене I сорта

План

факт

1

2

3

6000

5000

2500

2880

1728

1152

3528

1008

504

17280

8640

2880

21168

5040

1260

17280

10368

6912

21168 6048 3024

Итого

5000

5760

5040

28800

27468

34560

30 240


Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (), выручку от реализации продукции () и прибыль (). Расчет производится следую­щим образом:

где  и  - соответственно цена изделия до и после измене­ния качества;

 и  - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

 - количество про­изведенной продукции повышенного качества;

 - объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и про­изошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и среднев­звешенная себестоимость единицы продукции, а затем по при­веденным выше алгоритмам определить влияние сортового сос­тава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и про­изошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и среднев­звешенная себестоимость единицы продукции, а затем по при­веденным выше алгоритмам определить влияние сортового сос­тава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:

Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, описанным в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных раз­ниц (табл. 2.12).

Таблица 2.12

Влияние сортового состава продукции на объем выпуска изделия в стоимостном выражении

Сорт

продукции

Оптовая цена

1 туб, тыс. руб.

Структура продукции, %

цены за счет

структуры, тыс. руб.

план

факт

+, -

1

2

3

6000

5000

2500

50

30

20

70

20

10

+20

-10

-10

+1200

-500

-250

Итого

5000

100

100

X

+450

В связи с улучшением качества продукции (увеличением до­ли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли про­дукции II и III сортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 тыс. руб., а стоимость всего фактическо­го выпуска - на 2268 тыс. руб.(450 тыс. руб. х 5040 туб).

Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по ко­торым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.

Косвенным показателем качества продукции явля­ется брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внут­ренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестои­мости продукции, уменьшению объема товарной и реализован­ной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции определяют потери от брака:

тыс. руб.

1. Себестоимость забракованной продукции                                                       500

2. Расходы по исправлению брака                                                                          80

3. Стоимость брака по цене возможного использования                                    150

4. Сумма удержаний с виновных лиц                                                                      10

5. Потери от брака (п.1 + п.2 - п.З - п.4)                                                                420

Для определения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимость то­варной продукции в действующих ценах составляет 104300 тыс. руб., а ее себестоимость - 84 168 тыс. руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % (104 300-84 168)/84 168 х 100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продук­ции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 х 1,239 = 520,4 тыс. руб., или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.

2.5. Анализ ритмичности работы предприятия

При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмич­ности производства и реализации продукции. Ритмичность — равномерный выпуск, продукции в соответствии с графи­ком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевре­менного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качес­тво продукции; увеличиваются объем незавершенного про­изводства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость ка­питала; не выполняются поставки по договорам и предприя­тие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, умень­шению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

  Для оценки выполнения плана по ритмичности использу­ются прямые и косвенные показатели. Прямые показате­ли - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, ко­эффициент аритмичности, удельный вес производства про­дукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продук­ции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду от­четного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйству­ющего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недо­поставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Один из наиболее распространенных показателей - ко­эффициент ритмичности. Величина его определяется пу­тем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:

Критм = 30 + 33,33 + 33,34 = 96,67 %.

Таблица 2.13

Ритмичность выпуска продукции по декадам

Декада

Выпуск продукции за год, тыс. руб.

Удельный вес продукции, %

Выполнение плана, коэффициент

Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %

план

факт

план

факт

Первая

Вторая

Третья

32000

32000

32000

30240

34272

36288

33,3

33,3

33,4

30

34

36

0,945

1,071

1,134

30,0

33,33

33,34

Всего за год

96000

100800

100

100

1,05

96,67


Коэффициент вариации () определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

где х2 - квадратическое отклонение от среднедекадного зада­ния;

      п - число суммируемых плановых заданий;

      х - среднедекадное задание по графику.

В нашем примере коэффициент вариации составляет 0,094. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 9,4 %.

Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчи­тывается также показатель аритмичности как сумма положи­тельных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от пла­на за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. В нашем примере (табл. 18.13) он равен

Каритм = 0,055 + 0,071 + 0,134 = 0,26.

Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) пла­на выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное из­менение объема производства продукции по данной причине необ­ходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на 100. Например, за первую декаду план выпуска недовыполнен на 960 тыс. руб., или на 3 %, по причине несвоевременной поставки сырья и на 800 тыс. руб., или 2,5 %, по причине неисправности обо­рудования. Отсюда доля первого фактора в изменении общего пока­зателя аритмичности составляет 11,5 % (0,03 / 0,26 х 100), а вто­рого - 9,6 % (0,025 / 0,26 х 100).

Внутренние причины аритмичности - тяжелое финан­совое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производ­ства, а также планирования и контроля, внешние — несвоевре­менная поставка сырья и материалов поставщиками, недоста­ток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и воз­можным выпуском продукции, исчисленном исходя из наиболь­шего среднесуточного (среднедекадного) объема производства (100 800 - 36 288 х 3 = 8064 тыс. руб.).






















Заключение

Важным показателем деятельности промышленных предприя­тий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рын­ке. Высокий уровень качества продукции способствует повыше­нию спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не толь­ко за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует па­раметрические, эксплуатационные, потребительские, техноло­гические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандар­тизации и унификации, надежность и долговечность. Различа­ют обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

            В данной курсовой работе проведен анализ объемов производства и реализации продукции. Исследования проводились на основе показателей работы данного предприятия за пять лет – с 1999 по 2004 годы.

         Проанализировав выпуск продукции, можно сделать вывод, что объемы производства за эти годы выросли на 11,7 %. Одновременно с этим увеличивается и реализация продукции на 16,8 %. Таким образом, можно сказать, что предприятие нашло свою нишу на рынке товаров, и оно имеет своих постоянных клиентов-покупателей.

         Проанализировав объем продаж продукции по видам можно сказать, что реализация поверочных смесей имеет устойчивую тенденцию к росту.

         Резервами роста производства и объемов реализации продукции является улучшение использования трудовых ресурсов, основных фондов, сырья и материалов.  

           

 

Список литературы

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?- М.: Финансы и статистика, 2001 г.

2.   Баканов М.И. Шеремет А. Д. «Теория экономического анализа», Москва: «Финансы и статистика», 2000.

3.   Баканов М.И. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа, Москва: «Финансы и статистика», 2002.

4.   Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000.

5.   Ефимова О.В. «Финансовый анализ», Москва: «Бухучет», 1999.

6.   Шеремет А.Д. Негашев Е.В. «Методика финансового анализа», Москва: «Юни-Глоб», 2001.

7.   3.   Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ           отчетности. М.: - Финансы и статистика, 1999 г.

8.   Ковалев В.В. Волкова О.Н. «Анализ хозяйственной деятельности», Москва: ПБОЮЛ, 2000.

9.   Крейнина М.Н.  Финансовое  состояние предприятия. Методы оценки. М.:- ИКЦ “ДИС”, 2001 г.

10. «Организация, планирование и управление деятельностью промышленных предприятий», - Под ред. Каменицера С.Е., Русинова Ф.Ф., Москва: «Высшая школа», 2002.

11. Савицкая Г.В.  Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: -ИП “Экоперспектива”, 2001 г.

12. Сергеев И.В. «Экономика предприятия», Москва: «Финансы и статистика», 2000 г.

13. Герасименко Г.П., Маркарян Э.А. «Финансовый анализ», Москва: «Приор», 1999.

Похожие работы на - Курсовая анализ качества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!