Конкурентоспособность сх кооперации

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,41 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конкурентоспособность сх кооперации

Конкурентоспособность сельскохозяйственной производственной кооперации

 

Оглавление

 

 

Введение.......................................................................................................... 2

1.  Развитие конкурентоспособности сельскохозяйственных производственных кооперативов в России и зарубежных странах............................................. 4

2. Создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных производственных кооперативов в разных странах 17

3. Предложения по развитию конкурентоспособности сельскохозяйственных производственных кооперативов в России.................................................. 27

Заключение.................................................................................................... 35

Список литературы....................................................................................... 36

 

Введение.


«Конкурентоспособность сельскохозяйственной производственной кооперации» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема моей курсовой работы актуальна потому, что мир в настоящее время находится на расстоянии многих лет от мира, в котором жили пионеры кооперативного движения. В то время кооперация воспринималась и развивалась в местном контексте для решения местных проблем местных людей. Международная перспектива для кооперации, которую можно отметить сегодня, родилась благодаря ее привлекательности и способности решать проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются простые люди в своей повседневной жизни. Сельскохозяйственная производственная кооперация стала чрезвычайно успешным мероприятием, поскольку она дала людям ощущение того, что они могут самостоятельно определять свою судьбу и судьбы своих семей.

Как мы все знаем, с самого начала сельскохозяйственная производственная кооперация наиболее успешно действовала в той обстановке, где были созданы предпосылки для перемен, а в некоторых случаях успешно развивалась в рамках самих перемен, когда нужно было бороться с неравенством, несправедливостью и дискриминацией. Ее сила заключалась в том, что это была практическая, имеющая источником своего развития ценности философия, основанная на солидарности, демократии, и равенстве, которые реально вносили ощутимые перемены в жизнь людей.

Сельскохозяйственная производственная кооперация развивается и сегодня, поэтому изучение ее конкурентоспособности и перспектив чрезвычайно важно.

Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть конкурентоспособность сельскохозяйст-венных производственных кооперативов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать  перспективы развития сельскохозяйственных производственных кооперативов.

2. На основании теоретического анализа конкурентоспособности, путей развития и совершенствования деятельности сельскохозяйственных кооперативов систематизировать знания о различных мнениях на эту тему.

3. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.

4. Предложить собственное видение данной проблемы и найти пути её разрешения.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.

1.  Развитие конкурентоспособности сельскохозяйственных производственных кооперативов в России и зарубежных странах.


В настоящее время многие правительства принимают или уже приняли важные меры по созданию и/или сохранению конструктивных и благоприятных условий для развития кооперативов. Многие правительства сотрудничают с международными организациями, специализированными учреждениями и организациями кооперативов и получают от них помощь в своих усилиях по поощрению и поддержке кооперативного движения.[1]

В 2000 году Центральный союз потребительских обществ организовал в различных районах Российской Федерации конференции с целью определения основных направлений и механизмов социальной деятельности, включая деятельность по борьбе с нищетой и оказанию финансовой помощи инвалидам и пенсионерам. В прошлом году потребительские кооперативы обеспечили занятость 120 тысячам человек, а также 15 000 новых рабочих мест. В сельских районах возобновляется деятельность сети услуг и надомного труда, что позволит создать дополнительные рабочие места для безработных и молодежи.


Рисунок 1.1. Численность молодежи, занятой в системе сельскохозяйственной кооперации РФ, тыс. чел.

Потребительские кооперативы Российской Федерации оказывают помощь семьям, пенсионерам и инвалидам и нуждающимся членам кооперативов: организуется обработка их личных земельных участков, доставка топливных и строительных материалов и продажа товаров по сниженным ценам. Людям, живущим за чертой бедности и неспособным работать на предприятиях, предоставляется возможность работать на дому. Недавно принятый закон о потребительских кооперативах закрепил характер отношений между правительством и кооперативным движением.

Между правительством и кооперативным сектором ежегодно заключаются другие соглашения, в том числе по таким важным вопросам, как принятие взаимных обязательств, применение методов повышения эффективности работы сектора, предоставление кооперативам льгот в области налогообложения и использования энергоресурсов и т.д. В 2000 году правительство приняло около 30 постановлений по вопросам развития кооперативного движения. [2]

В африканских странах приватизация принадлежащих государству предприятий, производимая в рамках его политики структурной перестройки, сказывается и на кооперативах, их деятельность, ставшая прибыльной направляется небольшой группой кооперативных лидеров. Хотя кооперативы, по общему признанию, должны быть автономными, нередко правительство вынуждено принимать меры по урегулированию конфликтов или по борьбе с коррупцией. В то же время, за исключением некоторых кооперативов, твердой непосредственной поддержки со стороны правительства не наблюдается. [3]

Можно также наблюдать свидетельства активизации движения кооперативов и ассоциаций при поддержке со стороны Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Международной организации труда (МОТ) и о расширении деятельности сберегательных и кредитных кооперативов в сельских и городских районах. Проект развития общин для искоренения нищеты, разработанный в сотрудничестве с ПРООН, предусматривает создание и развитие кооперативов и других организаций самопомощи. Кроме того, прилагаются усилия по согласованию нормативно-правовых текстов, регулирующих деятельность кооперативов и частного сектора, для представления налоговых льгот или общих преимуществ кооперативам и ассоциациям.

В странах Западной Европы правительство поддерживает прочные контакты с кооперативным движением и стремится использовать все средства в поддержку развития кооперативов. Правительство убеждено, что национальные союзы кооперации могут развивать свой потенциал и получать большую пользу от членства в международных организациях и от участия в международных проектах использования источников информации и т.д. Оно весьма высоко оценивает деятельность кооперативов в социальной сфере и в области самопомощи, обеспечивающую жилье и работу для граждан с низким уровнем дохода или для инвалидов. Многие инвалиды получают работу в специальных производственных кооперативах. Правительство подготовило законопроект о жилищных кооперативах. Оно также планирует создать группу экспертов для оказания консультативных услуг по вопросам кооперативного законодательства в развивающихся странах, а также в странах Центральной и Восточной Европы. [4]

В то же время проблемой, наиболее характерной для некоторых стран с переходной экономикой, является наличие посткоммунистического отношения к кооперативам как к анахронизму социалистической эпохи. Национальные союзы кооперативов проводят активную работу, с тем, чтобы помогать всем членам повышать их конкурентоспособность, создавать благоприятные условия и укреплять их позицию.

Финляндия обеспечила возможности для того, чтобы безработные могли создавать кооперативы и принимать участие в их деятельности без уменьшения их пособия по безработице. Доходы от деятельности кооперативов координируются с пособиями по безработице так же как и другие доходы. Правительство выделяет финансовые средства из структурных фондов ЕС для развития социального предпринимательства в целях создания производственных кооперативов и развития их деятельности. Министерство социального обеспечения здравоохранения Финляндии приступило к переговорам с кооперативным движением для разработки закона о производственных кооперативах, с тем, чтобы обеспечить удовлетворение наиболее безотлагательных потребностей экономики.

В Израиле растет число кооператоров, и кооперативы приобретают власть и влияние в социальном развитии страны. Укрепление социальной интеграции и уменьшение социального разрыва между богатыми и бедными, который все еще существует в основном между новыми иммигрантами и остальным населением и между арабами и евреями, осуществляется на низовом уровне в первую очередь в форме деятельности кооперативов. Сотрудничество между правительством и кооперативным движением является основой экономического и социального развития страны с момента ее создания и развивается в форме совместных программ в сфере образования, проектов по развитию промышленности и научно-исследовательских институтов. [5]

В Панаме правительство разрабатывает стратегии по созданию кооперативов в маргинальных областях, с тем, чтобы улучшить условия жизни проживающих там людей. Координация деятельности с национальными и международными организациями, осуществляющими работу по искоренению нищеты, может помочь кооперативам получить необходимые ресурсы. Кооперативы осуществляют планы и программы в области обеспечения занятости, отвечающие стратегиям правительства в сфере социально-экономического развития.

На Филиппинах правительство через Организацию по развитию кооперативов (ОРК) поощряет, организует и обучает представителей неимущих слоев населения, которые должны получить пользу от создания кооперативов. Неправительственные организации, осуществляющие проекты, финансируемые по линии программ официальной помощи в целях развития, призываются к организации кооперативов для повышения эффективности осуществления проектов. Правительство также изыскивает пути улучшения условий для кооперативного сектора путем произведения обзора мандатов и функций ОРК, особенно в таких областях, как наблюдение и контроль за операциями и деятельностью кредитных кооперативов. Правительство Филиппин считает кооперативы подходящим средством для оказания услуг в области микрофинансирования, с тем, чтобы организовать капиталообеспечение неимущих микропредпринимателей страны.

В Португалии правительство продолжает уделять особое внимание сектору кооперативов наряду с государственным и частным секторами. В 1999 году совместно с двумя национальными конфедерациями кооперативов оно организовало первый Конгресс кооперативов. На Конгрессе было принято решение о создании национального форума, где конфедерации смогли бы объединить свои усилия для создания единой национальной конфедерации. В период исполнения Португалией функций председателя Европейского союза правительство организовало Европейский семинар по местному развитию, вопросам гражданства и социальной экономике, в котором приняли участие представители кооперативов, ассоциаций и фондов, правительств и европейских учреждений. Недавно был утвержден новый устав налогообложения кооперативов, в котором содержится юридическое определение общих принципов налогообложения кооперативов и предусмотрено возвращение кооперативам некоторых налоговых льгот, которых они лишились в 1988 году. В 1998 году юридический статус был предоставлен кооперативам социальной солидарности, поддерживающим деятельность по поощрению и интеграции уязвимых групп, включая детей, молодежь, пожилых людей и инвалидов. В декабре 2000 года правительство утвердило Программу развития кооперативов, призванную активизировать участие молодежи и осуществление инициатив, связанных с кооперативами; помочь в создании рабочих мест и инвестировании новых кооперативов; и активизировать развитие и модернизацию сектора кооперативов.

Правительство Португалии стремится объединить различные государственные организации, занимающиеся вопросами кооперативов в рамках Европейского союза, в португалоговорящих странах, а также в испаноговорящих странах Латинской Америки, для обсуждения общих проблем и утверждения новых принципов. С этой целью была создана Кооперативная организация португалоговорящих стран, в состав которой вошли представители государственных органов, конфедераций, федераций, союзов и отдельных кооперативов. Регулярные совещания проводились в Португалии, Бразилии и Кабо-Верде.

В Словакии правительство включило систему кооперативов в свой национальный план обеспечения занятости, и, таким образом, кооперативы активно содействуют решению проблемы безработицы. Правительство оказывает содействие существующим кооперативам, при этом создаются новые виды кооперативов в соответствии с кооперативным движением в странах ЕС. Кооперативы активно участвуют в развитии страны. Правительство Словакии стремится создать условия для поощрения создания и развития кооперативов. Для лиц, заинтересованных в образовании новых кооперативов, создаются вспомогательные, консультативные, информационные и образовательные кооперативные структуры.

Правительство Турции проводит исследования в целях оказания технической, финансовой и организационной поддержки сельскохозяйственным кооперативам. После принятия конституционного положения по вопросу о развитии кооперативов те сельскохозяйственные кооперативы, которые не были автономными, получили этот статус. Правительство оказывает кооперативам финансовую поддержку, но считает, что ее недостаточно в связи с ограниченностью бюджетных средств. [6]

В Соединенных Штатах Америки в соответствии с законодательством страны те кооперативы, которые в основном работают со своими членами, не облагаются корпоративным подоходным налогом. Аналогичным образом, закон Кэппера-Волстеда предусматривает нераспространение на кооперативы и аналогичные ассоциации антимонопольного законодательства, при условии одобрения министром сельского хозяйства. Путем государственного финансирования оказывается поддержка в деле поощрения, организации и создания кооперативов и общинных кредитных союзов. Кооперативы давно играют важную роль в таких областях, как снабжение и маркетинг в сельском хозяйстве, кредитование фермеров, электрификация и развитие телекоммуникаций в сельских районах, деятельность потребительских кредитно-сберегательных учреждений, жилищное строительство, функционирование независимых розничных торговцев и предоставление местных потребительских услуг. Федеральные органы власти и власти штатов почти всегда оказывают кооперативам финансовую поддержку, обеспечивают их дополнительными услугами и принимают благоприятные законы, способствующие успеху деятельности кооперативов. [7]

Соединенные Штаты Америки создали нормативно-законодательную базу и обеспечили разнообразные формы финансовой и технической поддержки кооперативов. В результате этого кооперативы играют важную роль во многих секторах экономики страны, а некоторые из них вошли в список "Форчун-500". Наряду с этим, кооперативы, организации по развитию кооперативов и частные добровольные организации продолжают активно содействовать объединению малоимущих членов общества в кредитные союзы и кооперативы, с тем, чтобы в большей степени удовлетворять их экономические интересы.

Кооперативы и их объединения в Соединенных Штатах Америки являются полноправными участниками демократического процесса. Они защищают свои интересы в рамках диалога с федеральными властями и властями штатов, с законодательными и исполнительными органами. В поддержку кооперативов правительство предоставляет людские и финансовые ресурсы, а также другие стимулы. Отдел сельского предпринимательства и обслуживания кооперативов министерства сельского хозяйства располагает разнообразными кадрами для оказания услуг кооперативам, включая специалистов по сельскохозяйственному сырью, экспертов в области управления, юристов и различных экспертов в области права. Министерство сельского хозяйства Соединенных Штатов Америки поощряет и поддерживает новые кооперативы в рамках своих целей и мандата. Национальное управление кредитных союзов регулирует деятельность сберегательных и кредитных кооперативов. Администрация электрификации сельских районов сыграла важную роль в финансировании создания и расширения сельских кооперативов электроснабжения. Бюро фермерского займа оказывает разнообразную поддержку кооперативным финансовым учреждениям. Таковы методы, с помощью которых федеральные власти и власти штатов укрепляют связи с кооперативами. Эти отношения строятся на принципе равенства и уважения кооперативов как автономных предприятий, принадлежащих их членам и ими управляемых.

С 1962 года в рамках международной программы помощи Соединенные Штаты Америки осуществляют финансирование американских организаций по развитию кооперативов, которые, в свою очередь, обмениваются своим опытом и ресурсами с кооперативами всего мира. Этими видами деятельности охвачены сельскохозяйственные снабженческие, маркетинговые и финансовые кооперативы; жилищные кооперативы, сельские кооперативы электроснабжения и телефонной связи; кредитные союзы и кредитно-сберегательные кооперативы. В 2000 году правительство Соединенных Штатов Америки выделило примерно 175 млн. долл. на финансирование международной деятельности в области развития кооперативов. В законе о зарубежном развитии кооперативов, который был принят конгрессом в октябре 2000 года, расширен мандат правительства в отношении его международных программ, что, в частности, предусматривает поощрение создания кредитных союзов; сельскохозяйственных кооперативов, занимающихся снабжением, маркетингом и переработкой сельскохозяйственной продукции; сельских кооперативов электроснабжения и связи; страховых кооперативов; общинных кооперативов, занимающихся поддержкой личного строительства, улучшением состояния окружающей среды и созданием рабочих мест. [8]

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) занимается укреплением потенциала сельских общественных учреждений, а также частного сектора и организаций гражданского общества, включая кооперативы, на всех уровнях в интересах установления эффективных партнерских связей при разработке и осуществлении политики и стратегий, а также в рамках осуществления программ уменьшения масштабов нищеты и обеспечения продовольственной безопасности, которые способствуют улучшению социально-экономических условий и положения с продовольствием мелких фермеров, сельской бедноты и других маргинализированных групп. ФАО осуществляет программу подготовки обучающих лиц, направленную на оказание содействия развивающимся странам и странам с переходной экономикой в деле преобразования сельскохозяйственных кооперативов в подлинно самостоятельные организации, которые эффективно функционируют в рамках рыночной экономики и содействуют повышению доходов и созданию рабочих мест для мелких производителей. В поддержку этой программы ФАО опубликовала учебное пособие "Agricultural Cooperative Development: A Manual for Trainers" ("Развитие сельскохозяйственных кооперативов: пособие для обучающихся лиц"), которое в ближайшее время будет издано также на французском и испанском языках. В настоящее время осуществляются планы размещения пособия в сети Интернет. Разработан отдельный модуль по бухгалтерскому учету и информационному обеспечению предпринимательской деятельности для кооперативов, который будет включен в это пособие.

Основной целью программы развития кооперативов ФАО является повышение предпринимательской конкурентоспособности сельскохозяйственных кооперативов путем совершенствования накопления капитала кооперативами. Доклад, который был подготовлен ФАО совместно с Институтом экономики и управления предпринимательской деятельностью г. Турку, Финляндия, содержит ценную информацию об основных ограничениях на пути ускоренного накопления капитала и улучшения показателей деятельности сельскохозяйственных кооперативов в Кении в нынешних либеральных рыночных условиях, а также полезные рекомендации для кооперативов других стран этого субрегиона. ФАО подготовила проект концептуального документа о компьютеризации сельскохозяйственных кооперативов, который призван повысить эффективность предпринимательской деятельности путем обеспечения более своевременной и точной информацией о кооперативных услугах и рынках.

ФАО содействует созданию и развитию кооперативов мелких фермеров - прежде всего через свои программы на местах и в рамках проектов технической помощи. К числу последних примеров такого рода относятся: укрепление потенциала в интересах развития сельскохозяйственных кооперативов в Йемене; разработка политики в отношении кооперативов и соответствующих про- грамм во Вьетнаме; реструктуризация и организационное укрепление кооперативного сектора в Марокко; подготовка инструкторов в области развития кооперативов в Эфиопии; анализ потенциальной роли кооперативов и сельских финансов в условиях присоединения к ЕС; укрепление потенциала в интересах поощрения деятельности кооперативов мелких фермеров и женских групп в Таиланде; помощь в развитии сельскохозяйственных кооперативов в Непале.

Международное бюро труда (МБТ) обеспечивает укрепление потенциала и увеличение вклада кооперативов в интересах достижения целей социального развития путем сотрудничества с национальными и международными агентствами, учреждениями и организациями кооперативного движения, например с Комитетом по поощрению и развитию кооперативов и Международным кооперативным альянсом. Сектор кооперативных учреждений МБТ занимается техническим сотрудничеством, оказанием технических консультативных услуг, проведением международных совещаний, исследованиями и публикациями. Его программа "Организационная и кооперативная поддержка инициатив снизу" должна содействовать уменьшению масштабов нищеты и созданию устойчивой среды обитания в Сахелианском районе при поддержке со стороны низовых организаций кооперативного типа. Хотя эта программа после 21 года осуществления на местах в 2000 году была закрыта, ее партнеры (188 в 8 различных странах) продолжают поддерживать связи и использовать ее учебные методологии и средства. МБТ также реализует субрегиональный проект "Обеспечение равенства женщин и мужчин в сельских кооперативах", который направлен на уменьшение масштабов нищеты и создание приносящих доходы видов деятельности в шести странах. Кроме того, существует Межрегиональная программа поддержки общин коренного населения и племен с помощью кооперативов и других форм опоры на собственные силы, цель которой - сокращение масштабов нищеты и повышение уровня самообеспеченности общин коренного населения и племен посредством создания кооперативов и организаций самопомощи. [9]

Осуществляя свои программы и мероприятия в области технического сотрудничества и оказания технических консультативных услуг, МБТ поощряет и облегчает создание и развитие кооперативов и принимает меры, позволяющие бедным и уязвимым группам населения по их желанию участвовать в создании и развитии кооперативов. Программа местного экономического развития направлена на обеспечение качественной занятости на местном уровне путем организации социального диалога, планирования и поощрения предпринимательской культуры. Центральное место в этой программе отведено задаче установления партнерских отношений между государственным и частным секторами, которые бы объединяли заинтересованных участников местной экономической деятельности, например местные органы власти, ассоциации работников и предпринимателей, кооперативы, учреждения экономической поддержки и неправительственные организации. К другим межрегиональным программам Сектора кооперативных учреждений, которые оказывают косвенное воздействие на положение малоимущих и обездоленных групп населения, относятся Межрегиональная программа структурной реформы путем улучшения политики и законодательства в области развития и КООПНЕТ. Программа направлена на оказание содействия директивным органам в создании благоприятных условий для развития кооперативов и в укреплении потенциала национальных кооперативных организаций в деле оказания технических вспомогательных услуг своим членам. КООПНЕТ создана в ответ на изменения в экономических, социальных и политических условиях функционирования кооперативов и предусматривает концентрацию на развитии людских ресурсов. Ее основные мероприятия связаны с разработкой учебных планов, методик и материалов, консультированием по вопросам управления, проведением ревизий и современной кадровой политики, а также укреплением потенциала в деле совершенствования предпринимательской деятельности кооперативов. Непосредственную пользу от мероприятий КООПНЕТ получают инструкторы и руководители подразделений учреждений и программ, занимающихся вопросами развития людских ресурсов кооперативов. Сектор кооперативных учреждений оказывает техническую поддержку проектам странового уровня, осуществляемым в Бурунди, Гвинее, Камеруне, на Коморских Островах, в Того, Центральноафриканской Республике и Чаде, которые направлены прежде всего на уменьшение масштабов нищеты и создание рабочих мест на основе кооперативов и других организаций самопомощи.

В Греции Институт кооперации, при содействии посольства Нидерландов и финансовой поддержке по линии Конфедерации сельскохозяйственных кооперативов, приступил к осуществлению проекта, цель которого состоит в выявлении возможностей сотрудничества между голландскими и греческими кооперативами и в налаживании сотрудничества между ними. В 2000 году Трехсторонним комитетом, в состав которого входили представители министерства сельского хозяйства, Конфедерации сельскохозяйственных кооперативов и Института кооперации, был подготовлен новый закон о сельскохозяйственных кооперативах. Институт перевел на греческий язык доклад Генерального секретаря о состоянии и роли кооперативов в свете новых социально-экономических тенденций, проект руководящих принципов, касающихся развития кооперативов, и текст резолюции 54/123. Эти материалы были опубликованы в национальном ежеквартальном издании "Cooperative Review".

В Японии многие кооперативы способствуют осуществлению инициатив по оказанию помощи молодым матерям, часто оказывающимся в изоляции в нуклеарных семьях, путем организации для них специальных курсов и кружков. Более 50 кооперативов организовали "группы взаимопомощи" для оказания помощи пожилым лицам и инвалидам в ведении домашнего хозяйства, включая приготовление пищи, уборку и приобретение необходимых товаров. Некоторые кооперативы в соответствии с законом о долгосрочном уходе, вступившим в силу в апреле 2000 года, представляют и более профессиональные услуги по уходу. [10]

2. Создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных производственных кооперативов в разных странах


Кооперация преуспела, потому что она воспитала в своих рядах кадры лидеров, которые повели за собой местные общины путем приобщения к образованию, кооперативным ценностям, самопомощи, привития чувства ответственности для изменения своей собственной судьбы.

В сущности, кооперация заняла лидирующее положение в местных общинах.


Рисунок 2.1. Совокупный объем деятельности сельскохозяйственной кооперации по РФ (млрд. руб.)

17 декабря 1999 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция № 54/123, в которой Генеральная Ассамблея просила Генерального секретаря выяснить мнения правительств различных стран относительно принципов, предусматривающих создание благоприятных условий для развития конкурентоспособности сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Были предложены следующие направления деятельности:

а) использование и развитие потенциала и вклад сельскохозяйственных производственных кооперативов в дело достижения целей в области социального развития, в частности в том, что касается искоренения нищеты, обеспечения общей и производительной занятости и укрепления единства общества;

b) поощрение создания и развития сельскохозяйственных производственных кооперативов, включая меры, направленные на предоставление населению, живущему в условиях нищеты, или относящемуся к уязвимым группам, возможностей для добровольного участия в создании и развитии кооперативов;

с) создание конструктивных и благоприятных условий для развития сельскохозяйственных производственных кооперативов путем, в частности, развития эффективных отношений партнерства между правительствами и кооперативным движением[11].

В целом, правительства многих стран активно поддерживают развитие конкурентоспособности сельскохозяйственных производственных кооперативов и признают, в частности, потенциал и вклад кооперативного движения в дело достижения целей в области социального развития. В этой связи многие страны приняли важные меры по созданию и/или сохранению конструктивных и благоприятных условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных производственных кооперативов. Многие правительства сотрудничают с международными организациями, специализированными учреждениями и организациями кооперативов и получают от них помощь в своих усилиях по поощрению и поддержке кооперативного движения.

В Боливии приватизация принадлежащих государству предприятий, производимая в рамках его политики структурной перестройки, сказывается и на сельскохозяйственных производственных кооперативах, их деятельность, ставшая прибыльной направляется небольшой группой кооперативных лидеров. Хотя кооперативы, по общему признанию, должны быть автономными, нередко правительство вынуждено принимать меры по урегулированию конфликтов или по борьбе с коррупцией.

В Бурунди активизировалось движение сельскохозяйственных производственных кооперативов и ассоциаций при поддержке со стороны Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Международной организации труда (МОТ) и о расширении деятельности сберегательных и кредитных кооперативов в сельских и городских районах в сотрудничестве с «Креди мютуэль де Франс». Проект развития сельскохозяйственных общин для искоренения нищеты, разработанный в сотрудничестве с ПРООН, предусматривает создание и развитие сельскохозяйственных производственных кооперативов и других организаций самопомощи. Кроме того, прилагаются усилия по согласованию нормативно-правовых текстов, регулирующих деятельность сельскохозяйственных производственных кооперативов и частного сектора, для представления налоговых льгот или общих преимуществ кооперативам и ассоциациям.

Чешское правительство поддерживает прочные контакты с кооперативным движением и стремится использовать все средства в поддержку развития сельскохозяйственных производственных кооперативов. Правительство убеждено, что национальные союзы кооперации могут развивать свой потенциал и получать большую пользу от членства в международных организациях и от участия в международных проектах использования источников информации и т.д. Оно весьма высоко оценивает деятельность сельскохозяйственных производственных кооперативов в социальной сфере и в области самопомощи, обеспечивающую жилье и работу для граждан с низким уровнем дохода или для инвалидов. Многие инвалиды получают работу в сельскохозяйственных производственных кооперативах.

Правительство Чехии также подготовило законопроект о сельскохозяйственных производственных кооперативах. Оно планирует создать группу экспертов для оказания консультативных услуг по вопросам кооперативного законодательства в развивающихся странах, а также в странах Центральной и Восточной Европы.

Проблемой, наиболее характерной для некоторых стран с переходной экономикой, является наличие посткоммунистического отношения к сельскохозяйственных производственных кооперативам как к анахронизму социалистической эпохи. Национальные союзы кооперативов проводят активную работу, с тем, чтобы помогать всем членам повышать их конкурентоспособность, создавать благоприятные условия и укреплять их позицию.

Правительство Сальвадора увеличило объем регулярного бюджета Сальвадорского института развития сельскохозяйственных кооперативов для расширения масштабов и повышения качества предоставляемых им в настоящее время услуг кооперативам. Был создан специальный орган для поощрения просветительской деятельности в кооперативах посредством нескольких образовательных проектов, которые должны способствовать укреплению новых кооперативных предприятий и готовить новое поколение кооперативных лидеров. В соответствии с национальной политикой социального развития, принятой правительством на период 1999 - 2005 годов, Институт активно поддерживает создание новых сельскохозяйственных производственных кооперативов, в частности среди уязвимых групп, с тем чтобы помочь вовлечь молодежь, женщин, пожилых людей и инвалидов в продуктивную экономику. Он также координирует деятельность кооперативного движения и правительства в целях совершенствования соответствующего национального законодательства. Он подписал соглашения и письма о взаимопонимании со многими правительственными учреждениями в целях создания благоприятных возможностей для развития конкурентоспособности сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Финляндия обеспечила возможности для того, чтобы безработные могли создавать сельскохозяйственные производственные кооперативы и принимать участие в их деятельности без уменьшения их пособия по безработице. Доходы от деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов координируются с пособиями по безработице, так же, как и другие доходы. Правительство выделяет финансовые средства из структурных фондов ЕС для развития социального предпринимательства в целях создания производственных кооперативов и развития их деятельности. Министерство социального обеспечения здравоохранения Финляндии приступило к переговорам с кооперативным движением для разработки закона о производственных кооперативах, с тем чтобы обеспечить удовлетворение наиболее безотлагательных потребностей экономики[12].

В Израиле растет число кооператоров, и сельскохозяйственных производственных кооперативы приобретают власть и влияние в социальном развитии страны. Укрепление социальной интеграции и уменьшение социального разрыва между богатыми и бедными, который все еще существует в основном между новыми иммигрантами и остальным населением и между арабами и евреями, осуществляется на низовом уровне в первую очередь в форме деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов. Сотрудничество между правительством и кооперативным движением является основой экономического и социального развития страны с момента ее создания и развивается в форме совместных программ в сфере образования, проектов по развитию промышленности и научно-исследовательских институтов.

В Панаме правительство разрабатывает стратегии по созданию сельскохозяйственных производственных кооперативов в маргинальных областях, с тем, чтобы улучшить условия жизни проживающих там людей. Координация деятельности с национальными и международными организациями, осуществляющими работу по искоренению нищеты, может помочь сельскохозяйственным производственным кооперативам получить необходимые ресурсы. Кооперативы осуществляют планы и программы в области обеспечения занятости, отвечающие стратегиям правительства в сфере социально-экономического развития.

В Португалии правительство продолжает уделять особое внимание сектору кооперативов наряду с государственным и частным секторами. В 1999 году совместно с двумя национальными конфедерациями кооперативов оно организовало первый Конгресс кооперативов. На Конгрессе было принято решение о создании национального форума, где конфедерации смогли бы объединить свои усилия для создания единой национальной конфедерации. В период исполнения Португалией функций председателя Европейского союза правительство организовало Европейский семинар по местному развитию, вопросам гражданства и социальной экономике, в котором приняли участие представители сельскохозяйственных производственных кооперативов, ассоциаций и фондов, правительств и европейских учреждений. Не давно был утвержден новый устав налогообложения кооперативов, в котором содержится юридическое определение общих принципов налогообложения кооперативов и предусмотрено возвращение кооперативам некоторых налоговых льгот. В декабре 2000 года правительство утвердило Программу развития сельскохозяйственных кооперативов, призванную активизировать участие молодежи и осуществление инициатив, связанных с кооперативами; помочь в создании рабочих мест и инвестировании новых кооперативов; и активизировать развитие и модернизацию сектора кооперативов.

Правительство Португалии стремится объединить различные государственные организации, занимающиеся вопросами кооперативов в рамках Европейского союза, в португалоговорящих странах, а также в испаноговорящих странах Латинской Америки, для обсуждения общих проблем и утверждения новых принципов. С этой целью была создана Кооперативная организация португалоговорящих стран, в состав которой вошли представители государственных органов, конфедераций, федераций, союзов и отдельных кооперативов. Регулярные совещания проводились в Португалии, Бразилии и Кабо-Верде.

В Словакии правительство включило систему сельскохозяйственных производственных кооперативов в свой национальный план обеспечения занятости, и, таким образом, кооперативы активно содействуют решению проблемы безработицы. Правительство оказывает содействие существующим сельскохозяйственным производственным кооперативам, при этом создаются новые виды кооперативов в соответствии с кооперативным движением в странах ЕС. Кооперативы активно участвуют в развитии страны. Правительство Словакии стремится создать условия для поощрения создания и развития кооперативов. Для лиц, заинтересованных в образовании новых кооперативов, создаются вспомогательные, консультативные, информационные и образовательные кооперативные структуры.

Правительство Турции проводит исследования в целях оказания технической, финансовой и организационной поддержки сельскохозяйственным кооперативам. После принятия конституционного положения по вопросу о развитии кооперативов те сельскохозяйственные кооперативы, которые не были автономными, получили этот статус. Правительство оказывает кооперативам финансовую поддержку, но считает, что ее недостаточно в связи с ограниченностью бюджетных средств.

В Соединенных Штатах Америки сообщает в соответствии с законодательством страны те кооперативы, которые в основном работают со своими членами, не облагаются корпоративным подоходным налогом. Аналогичным образом, закон Кэппера-Волстеда предусматривает нераспространение на сельскохозяйственных производственных кооперативы и аналогичные ассоциации антимонопольного законодательства, при условии одобрения министром сельского хозяйства. Путем государственного финансирования оказывается поддержка в деле поощрения, организации и создания сельскохозяйственных производственных кооперативов и общинных кредитных союзов. Кооперативы давно играют важную роль в таких областях, как снабжение и маркетинг в сельском хозяйстве, кредитование фермеров, электрификация и развитие телекоммуникаций в сельских районах, деятельность потребительских кредитно-сберегательных учреждений, жилищное строительство, функционирование независимых розничных торговцев и предоставление местных потребительских услуг. Федеральные органы власти и власти штатов почти всегда оказывают кооперативам финансовую поддержку, обеспечивают их дополнительными услугами и принимают благоприятные законы, способствующие успеху деятельности кооперативов.

Соединенные Штаты Америки создали нормативно-законодательную базу и обеспечили разнообразные формы финансовой и технической поддержки сельскохозяйственных производственных кооперативов. В результате этого кооперативы играют важную роль во многих секторах экономики страны, а некоторые из них вошли в список «Форчун-500». Наряду с этим, сельскохозяйственные производственные кооперативы, организации по развитию кооперативов и частные добровольные организации продолжают активно содействовать объединению малоимущих членов общества в кредитные союзы и кооперативы, с тем чтобы в большей степени удовлетворять их экономические интересы[13].

Кооперативы и их объединения в Соединенных Штатах Америки являются полноправными участниками демократического процесса. Они защищают свои интересы в рамках диалога с федеральными властями и властями штатов, с законодательными и исполнительными органами. В поддержку сельскохозяйственных производственных кооперативов правительство предоставляет людские и финансовые ресурсы, а также другие стимулы. Отдел сельского предпринимательства и обслуживания кооперативов министерства сельского хозяйства располагает разнообразными кадрами для оказания услуг кооперативам, включая специалистов по сельскохозяйственному сырью, экспертов в области управления, юристов и различных экспертов в области права. Министерство сельского хозяйства Соединенных Штатов Америки поощряет и поддерживает новые кооперативы в рамках своих целей и мандата. Национальное управление кредитных союзов регулирует деятельность сберегательных и кредитных кооперативов. Администрация электрификации сельских районов сыграла важную роль в финансировании создания и расширения сельских кооперативов электроснабжения. Бюро фермерского займа оказывает разнообразную поддержку кооперативным финансовым учреждениям. Таковы методы, с помощью которых федеральные власти и власти штатов укрепляют связи с кооперативами. Эти отношения строятся на принципе равенства и уважения кооперативов как автономных предприятий, принадлежащих их членам и ими управляемых.

С 1962 года в рамках международной программы помощи Соединенные Штаты Америки осуществляют финансирование американских организаций по развитию сельскохозяйственных производственных кооперативов, которые, в свою очередь, обмениваются своим опытом и ресурсами с кооперативами всего мира. Этими видами деятельности охвачены сельскохозяйственные снабженческие, маркетинговые и финансовые кооперативы; жилищные кооперативы, сельские кооперативы электроснабжения и телефонной связи; кредитные союзы и кредитно-сберегательные кооперативы. В 2004 году правительство Соединенных Штатов Америки выделило примерно 175 млн. долл. на финансирование международной деятельности в области развития сельскохозяйственных производственных кооперативов. В законе о зарубежном развитии кооперативов, который был принят конгрессом в октябре 2000 года, расширен мандат правительства в отношении его международных программ, что, в частности, предусматривает поощрение создания кредитных союзов; сельскохозяйственных кооперативов, занимающихся снабжением, маркетингом и переработкой сельскохозяйственной продукции; сельских кооперативов электроснабжения и связи; страховых кооперативов; общинных кооперативов, занимающихся поддержкой личного строительства, улучшением состояния окружающей среды и созданием рабочих мест.

3. Предложения по развитию конкурентоспособности сельскохозяйственных производственных кооперативов в России



Идет не первый год реформ в агропромышленном комплексе. Необходимость их проведения очевидна. В сельском хозяйстве систематически снижалась фондоотдача, скудели источники самофинансирования, падала мотивация труда.

Движимые необходимостью регионализации, если кооперативы хотят получить поддержку, прежде всего финансирование со стороны правительства, они объединяют усилия мощных потребительских кооперативов с более мелкими жилищными, производственными кооперативами, кредитными союзами и т.д.

Таблица 1.

Материально-техническая база промышленности сельскохозяйственной кооперации на 1 января 2005 г. (тыс.ед.)



Внедрение хозрасчета и арендных начал не могло внести коренного перелома в проблему изменения производственных отношений, обеспечить повышение эффективности общественного труда. Не дали желаемого результаты и меры по техническому переоснащению производства, внедрению прогрессивных технологий.

Сельское хозяйство страны с огромными земельными ресурсами и достаточно развитой инфраструктурой не обеспечивало в полной мере население продуктами питания.

Чтобы увеличить производство продукции, пользующейся высоким спросом, насытить ею внутренний рынок страны, нужно было повысить мотивацию труда сельскохозяйственных товаропроизводителей, передав им в собственность землю, технику и другое имущество.

За последние годы реформ в сельском хозяйстве страны проведены значительные преобразования. Земля и имущество колхозов и совхозов бесплатно переданы трудовым коллективам и отдельным работникам. На селе появился реальный собственник, образовался фермерский сектор, сложилась многоукладная экономика. Формируется правовая база функционирования агропромышленного комплекса в рыночных условиях. Обеспечена юридическая защита граждан.

Однако, происходящие в аграрной сфере перемены совпали с глубоким кризисом всей экономики страны. Инфляция, огромный дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, неплатежи сказались на всех сферах агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство попало в жесткие тиски ценового диспаритета, лишилось прежних объектов государственной поддержки, потеряло устоявшиеся каналы сбыта продукции и приобретения материально-технических ресурсов.

В силу обострения экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей происходит ухудшение условий жизни на селе.
Уровень поддержки сельского хозяйства в расходной части федерального бюджета неуклонно сокращается[14].

В сельскохозяйственном производстве кооперация представлена в основном производственными кооперативами. Они, как правило, выполняют несколько функций по направлению своей деятельности. В первую очередь – это хранение, переработка и сбыт производимой продукции.

Потребительские кооперативы занимаются снабженческо-сбытовой деятельностью. Во многих регионах кооперативы являются участниками формирующихся оптовых продовольственных рынков, товарных бирж сельскохозяйственного сырья.

Кооперирование – это не только объединение усилий, средств и интересов, но и сохранение созданной ранее в хозяйствах производственной инфраструктуры, существенное повышение эффективности использования производственных фондов.

С развитием кооперации быстрее пойдут процессы интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими предприятиями, организациями торговли.

Основными проблемами на путях становления и развития кооперации являются следующие:

Сельскохозяйственная кооперация запоздала в своем развитии и во времени, и в пространстве. Разгосударствление и приватизацию на селе нужно было проводить с целью не формирования фермерства, а создания на базе колхозов и совхозов производственных сельскохозяйственных кооперативов как основы дальнейшего развития сельского хозяйства России.

Сегодня нужны государственная кооперативная политика, концепция сельскохозяйственного кооператива.

Необходимо выработать научные методические основы развития кооперации, которые бы охватывали все вопросы, как по вертикали, так и по горизонтали, и в которых бы нашли отражение конкретные формы кооперативов в различных отраслях и сферах агропромышленного производства.

В агропромышленном производстве отсутствуют реальные социально-экономическая сфера, база, условия для развития кооперации, мотивационный механизм развития кооперации.

Развитие кооперации на селе сдерживается из-за низкого уровня экономических знаний, как у руководящих работников и специалистов, так и у кадров массовых профессий, которые условно являются собственниками земельных долей и имущественных пев, но настоящими хозяевами не стали[15].

Для решения всех этих проблем требуются государственная политика, государственные и региональные программы по развитию кооперации на селе.

Реорганизация сельскохозяйственных предприятий сама по себе не способствовала решению проблемы на села. Однако, создание как крупных, высокотехнических, так и более мелких, но мобильных поставщиков сырья в комплексе с интегрированными предприятиями переработки позволит сформировать в регионе завершенную рыночную инфраструктуру.

Особенностями конкурентоспособности сельскохозяйственной кооперации в нашей стране является:

Возрождение кооперации осуществляется на принципиально новых организационных основах, то есть сельскохозяйственные производственные кооперативы создаются на базе колхозов, совхозов и других коллективных предприятий. В этом случае нет необходимости разукрупнять предприятия, создавать фермерские (крестьянские) хозяйства, а затем формировать межфермерские кооперативы. Есть путь короче – это определить членов коллективного предприятия (колхозы, совхозы, товарищества, акционерные общества) не формально, а на правовой основе как собственников имущества и земли, наделить их всеми правами владельца и юридически оформить как сельскохозяйственный производственный кооператив.

Сельскохозяйственные товаропроизводители при необходимости должны создавать сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В агропромышленном комплексе Российской Федерации организационная производственная структура для сельскохозяйственных кооперативов была создана, но камнем преткновения при преобразовании их в кооперативы является частная собственность коллектива на имущество перерабатывающих предприятий и агросервисных организаций. В этой связи предстоит большая работа по преобразованию акционерных обществ перерабатывающих предприятий и агросервисных организаций в кооперативные формирования.

Условия развития агропромышленного комплекса в России настолько разнообразны, что нельзя переносить зарубежный опыт на всю страну. В нашей стране развитию кооперации в агропромышленном комплексе приемлем только свой, российский путь. На ряду с этим не исключено, что в отдельных регионах можно использовать отдельные элементы зарубежного опыта[16].

Возможность создания и эффективность функционирования сельскохозяйственных кооперативов во многом зависят от механизма реализации их принципов с учетом сложившихся социально-экономических условий.

Основной принцип создания и функционирования кооператива – добровольность членства в кооперативе. В случае реорганизации сельхозпредприятия решение о вступлении в кооператив его коллектив принимает самостоятельно на сугубо добровольной основе. Для организации кооператива ничье разрешение не требуется, достаточно обычной регистрации.

При реорганизации сельхозпредприятия его член вправе:
передавать выделенный ему земельный участок или причитающуюся ему земельную долю в счет паевого взноса в паевой фонд кооператива;
передать земельный участок, находящийся в его собственности, кооперативу в аренду на условиях установленных законодательством Российской Федерации.

Отношения кооперативов с государством строятся на принципах полной хозяйственной самостоятельности кооперативов и невмешательства органов государственного управления и власти, местного самоуправления в их хозяйственную, финансовую и иную деятельность.

В механизм повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных производственных кооперативов должны входить следующие основные элементы:

·   прямые государственные инвестиции, кредиты, дотации;

·   защита интересов отечественного товаропроизводителя от импортной продовольственной интервенции;

·   стимулирование самофинансирования (ценовая и налоговая политика);

·   содействие привлечению внешних инвесторов[17].

Для реализации этого механизма необходима правовая база и прежде всего нужны законопроекты, создающие правовые и экономические условия организации и развития сельскохозяйственных кооперативов. В первую очередь, это законы о продовольственной безопасности России, о создании и функционирования финансовой агропромышленной группы, о налогах и другие.

Рекомендуется предусматривать в уставах сельскохозяйственных производственных кооперативов определенные пропорции распределения прибыли на потребляемую часть и на расширенное воспроизводство в структуре неделимых фондов. При этом важно установить приоритетность в пользу накопления средств на техническое переоснащение основных фондов. При этом важно установить приоритетность в пользу накопления средств на техническое переоснащение основных фондов.

Становление рыночных отношений в агропромышленном комплексе связано с формированием многоукладности в аграрном секторе экономики. Разгосударствление и приватизация хозяйств общественного сектора не дали ожидаемых результатов. Большинство таких хозяйств пошло по пути создания различных форм акционирования, не меняя хозяйственной системы. Существуют проблемы совершенствования структуры и взаимоотношений между сферами агропромышленного комплекса.

Экономическая эффективность той или иной хозяйственной формы, или явления в социально-ориентированной рыночной экономике рассматривается во взаимосвязи с общей эффективностью, которая представляет собой интегрированную оценку и учитывает влияние многих критериев. Она способна определить контуры той экономической ниши в рыночном пространстве, которую и призвана занять данная форма.
Хозяйственная деятельность предприятия любой формы собственности, действующего в рыночных условиях, должна быть прежде всего экономически эффективной в целях обеспечения доходов и вложения средств, сохранения самостоятельности и развития предприятия. отсюда экономическая эффективность – важный критерий эффективности кооперации, но он недостаточен для организаций, стремящихся выполнить несколько задач и действующих в активной внешней среде.

Основная задача кооперации – удовлетворение потребностей ее участников наиболее эффективным экономичным способом. Другими важными критериями эффективности является социальная эффективность, то есть способность удовлетворять насущные социально-культурные потребности своих членов.

Признавая значимость кооперативной формы хозяйствования в решении социальных проблем, можно выделить ряд социальных функций:

·   ликвидацию социальной изоляции участников (объединение людей, а не капиталов);

·   действие принципа «один за всех и все за одного» (солидарность);

·   социальную защиту (кредиты);

·   лучшие условия жизни и труда;

·   формирование новых рабочих мест (наемный персонал)[18].

Способность кооперации решать социальные проблемы, формировать высокую социальную активность сельчан создает оптимальные условия для повышения экономической эффективности кооперативной формы хозяйствования.

Заключение.


В заключение можно дать следующие рекомендации:

1. Держать в поле зрения регулирующие деятельность кооперативов юридические, судебные и административные положения в целях создания благоприятных условий для взаимодействия кооперативов на равных правах с другими видами предприятий, защиты и укрепления потенциала кооперативов в области оказания содействия их членам в достижении своих индивидуальных целей и внесения вклада в деятельность, направленную на решение более широких задач, стоящих перед обществом;

2. Правительствам - разработать в сотрудничестве с кооперативным движением программы, направленные на оказание содействия в подготовке профессиональных управляющих кооперативами, которые ориентировались бы на уважение определенных ценностей, а также создать или усовершенствовать базы статистических данных о развитии кооперативов и вкладе кооперативных предприятий в национальную экономику;

3. Соответствующим специализированным учреждениям, национальным и международным кооперативным организациям - предложить предоставлять в надлежащих случаях в сотрудничестве с правительством техническое содействие и поощрять обмен опытом посредством организации конференций, рабочих совещаний и семинаров на национальном, субрегиональном и региональном уровнях;

Список литературы.



1.   Аграрное право / Под ред. Г.Е.Быстрова, М.И.Козыря. М., 1996

2.   Алфгани М.М. Что может кооператив: (о формах кооперативов в потребительской сфере США.)  // Советская потребительская кооперация.- 1990.-  № 4.-  с. 54- 55.

3.   Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике: Проблемы членских отношений.- Новосибирск: ВО Наука, 1993

4.   Козлова Н.В. Некоммерческие организации: благотворительность или предпринимательство? // Законодательство", 1998 г., № 1

5.   Кузнецов В. Проблемы сельскохозяйственной кооперации. / Экономика сельского хозяйства России, 1996, №12, с.6

6.   Макаренко А.П., Крашенинников А.И., Кизилевич А.В. и др. Теория кооперации. Учебник для кооперативных вузов. М.: Экономика, 1982

7.   Маркус Л. Кооперация Восточной Европы- проблемы и перспективы. СПК. 1991,  №8

8.   Масленников В.П. Кооперация в странах Азии и Африки. М.: Экономика. 1988

9.   Никифорова Е. Эффективность кооперации: ее составляющие и критерии. / АПК: экономика и управление, 1996, №4, с.70-74

10. Первушин М.А. Кооперативное движение в условиях капитализма: Учеб. пособие / М.: МКИ, 1982

12. Проблемы кооперации и интеграции в АПК России. / Экономика сельского хозяйства России, 1996, №10, с.9.

13. Соболев А. Городская кооперация в Японии  // Потребительская кооперация.- 1991.- № 11. С. 45- 50

14. Углев В. Первые контакты (о кооперации Израиля). // Советская потребительская кооперация.- 1991.- №7.- с. 46- 47

15. Ушачев И.Г. Аграрная реформа и проблемы развития кооперации в АПК России. / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1996, №10, с.19-24

16. Фролов В. Принципы функционирования различных типов сельскохозяйственных кооперативов. / АПК: экономика и управление, 1997, №8, с.20

17. Экономика сельского хозяйства. Добрынин В.А., Беляев А.В., Дунаев П.П. и др. Под редакцией Добрынина В.А. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1990. – 476 с.

18. Эльдиев М., Лишанский Б. Сельскохозяйственные кооперативы: формы и принципы функционирования. / Экономика сельского хозяйства России, 1998, №1, с.35


[1] Макаренко А.П., Крашенинников А.И., Кизилевич А.В. и др. Теория кооперации. Учебник для кооперативных вузов. М.: Экономика, 1982

[2] Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике: Проблемы членских отношений.- Новосибирск: ВО Наука, 1993

[3] Масленников В.П. Кооперация в странах Азии и Африки. М.: Экономика. 1988

[4] Маркус Л. Кооперация Восточной Европы- проблемы и перспективы. СПК. 1991,  №8

[5] Углев В. Первые контакты (о кооперации Израиля). // Советская потребительская кооперация.- 1991.- №7.- с. 46- 47

[6] Козлова Н.В. Некоммерческие организации: благотворительность или предпринимательство? // Законодательство", 1998 г., № 1

[7] Алфгани М.М. Что может кооператив: (о формах кооперативов в потребительской сфере США.)  // Советская потребительская кооперация.- 1990.-  № 4.-  с. 54- 55.

[8] Аграрное право / Под ред. Г.Е.Быстрова, М.И.Козыря. М., 1996

[9] Первушин М.А. Кооперативное движение в условиях капитализма: Учеб. пособие / М.: МКИ, 1982

[10] Соболев А. Городская кооперация в Японии  // Потребительская кооперация.- 1991.- № 11. С. 45- 50

[11] Ушачев И.Г. Аграрная реформа и проблемы развития кооперации в АПК России. / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1996, №10, с.19-24

[12] Эльдиев М., Лишанский Б. Сельскохозяйственные кооперативы: формы и принципы функционирования. / Экономика сельского хозяйства России, 1998, №1, с.35

[13] Экономика сельского хозяйства. Добрынин В.А., Беляев А.В., Дунаев П.П. и др. Под редакцией Добрынина В.А. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1990. – 476 с.

[14] Фролов В. Принципы функционирования различных типов сельскохозяйственных кооперативов. / АПК: экономика и управление, 1997, №8, с.20

[15] Кузнецов В. Проблемы сельскохозяйственной кооперации. / Экономика сельского хозяйства России, 1996, №12, с.6

[16] Никифорова Е. Эффективность кооперации: ее составляющие и критерии. / АПК: экономика и управление, 1996, №4, с.70-74

[17] Попов Н.А. Развитие фермерства и межфермерской кооперации в России. / Достижения науки и техники, 1996, №2, с.5-8

[18] Проблемы кооперации и интеграции в АПК России. / Экономика сельского хозяйства России, 1996, №10, с.9.

Похожие работы на - Конкурентоспособность сх кооперации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!