Влияние СМИ на сознание

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    174,82 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние СМИ на сознание

Тема :       Влияние средств массовой информации, рекламы и информационных технологий на общественное и индивидуальное сознание.

                                     

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 2

 

Глава 1.   Значение СМИ, рекламы и информационных технологий. 4

1.1.    Значение  и влияние СМИ (средств массовой информации) 4

1.2.  Реклама и её влияние  на общественное и индивидуальное сознание.12

1.3     Методы влияния компьютерных технологий на общественное и индивидуальное сознание. 13

    1. 4.   Влияние СМИ на детей и подростков ……………………………….16                                  

Глава 2.  Исследования  влияния рекламы, СМИ и информационных технологий на человека. 18

2.1. Цель и задачи исследования. 18

2.2. Описание исследования. 19

2.3. Анализ и обработка результатов. 19

Заключение. 24

Литература. 25

Приложение……………………………………………………………………  26

Введение

       

               Вряд ли надо доказывать, что реклама сегодня не только «двигатель торговли», а также важный стимулятор развития  промышленности , бытового обслуживания, общественного питания, культуры и искусства, спорта и туризма. Но и не вызывает сомнения, что электронные цифровые технологии в сочетании с Интернетом (и технологиями следующего поколения информационных сетей), определяют будущее коммуникаций.

Как считают многие специалисты, мы присутствуем при кончине традиционных средств массовой информации или того, что подразумевалось под этим понятием на протяжении большей части ХХ века. Единственное, что пока не до конца ясно, - это когда же состоятся похороны и каков будет их размах. Однако, известно, что Интернет, каким мы его знаем сейчас, является первой интерактивной Медиа.

Глобальные сети стали частью жизни миллионов людей, получивших свободный, интуитивно понятный, а главное самостоятельный доступ к океану знаний, накопленных во всём мире, получивших возможность общаться с людьми, живущими в разных странах на разных континентах.

Интернет стал одним из самых значительных демократических достижений двадцать первого  века.

Как ничто другое он революционизировал компьютер и глобальные коммуникации, стал уникальным механизмом распространения информации, объединения людей, их диалога посредством компьютеров вне зависимости от географического положения, временных, государственных, и многих других границ.

Именно ИНТЕРНЕТ, учитывая очень быстрый прогресс научной мысли в наше время, в ближайшее десятилетие, быть может двадцатилетие, займет главное место среди традиционных источников информации.

Проблема заключается  в  количестве  и методах подачи рекламной информации,  оказание  ее отрицательного воздействия на психику человека, что одновременно и делает эту тему столь актуальной.

Предмет исследования - влияние средств массовой информации, рекламы и информационных технологий на общественное и индивидуальное сознание.

Цель – выявить отношение к рекламе и оказание влияния на психику разных слоев населения

Гипотеза:

Чем меньше возраст, тем большее значение и влияние реклама оказывает на человека. Реклама  воспринимается пассивно и бессознательно, заполняет пустоту, предназначенную для определенных знаний, от чего происходит деградация.

Задачи:

- Изучить литературу и другую информацию по данной теме.

- Определить, какое именно влияние оказывает реклама, СМИ и 

 информационные технологии  на психику человека

-  Продумать ход эксперимента

-  Разработать вопросы для интервью

-  Провести анализ и обработку результатов исследования.

Объект исследования – 10 человек в возрасте от 10 до 20 лет,

                                           10 человек в возрасте от 30 до 45 лет

                                           10 человек в возрасте от 60 лет и старше

 Для выявления влияния рекламных компаний на человека нами был  проведен социологический опрос, по специально подготовленным вопросам, после чего произведена соответствующая обработка результатов.   

Глава 1.   Значение СМИ, рекламы и информационных  технологий               


1.1.   Значение  и влияние СМИ (средств массовой информации)


Общественное сознание – это отражение материального отношения людей друг к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ  формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных  социальных общностей к проблемам, событиям  действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем. Как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в экспрессивной (контрольной), консультативной и директивной функциях[2].

Экспрессивная функция – самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к  различным политическим системам, государственной власти, какой-либо глобальной   общегосударственной или общемировой проблеме. Таким образом, в данной функции общественное мнение выступает в качестве некоей контролирующей силы по отношению к институтам власти, т.е. обладает моральной властью,  но и эта власть очень эффективна, поскольку назревающие процессы недовольства общества могут привести к серьезным последствиям, возможно, даже к неким государственным изменениям[5].

Вторая функция – консультативная. Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему и таким образом может заставить институты власти действовать определенным образом в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем. Но эта функция будет иметь влияние на институты власти лишь в том случае, если власть прислушивается к общественному мнению. Распространению общественного мнения во многом способствует СМИ, распространяя мнения каких-либо людей.

Третья функция – директивная, проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или иным проблемам социальной жизни, которые имеют безусловные характер. Например, изъявление народного мнения при выборах – в данном случае народ не только оказывает степень доверия тому или иному кандидату, но и выражает свое мнение[5].

Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности[3].

Внушением считают воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является  негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями[4].

Задача журналиста может заключаться в большей степени в достижении собственных целей и целей организации, которую он представляет. Для направленного воздействия на общественное мнение ему необходимо держать под контролем поток информации и манипулировать им. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно  эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Для воздействия на аудиторию журналист использует определенные методы, так, например, можно выделить  метод дезинформации.

Смысл в том, что в определенный момент в СМИ “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью[6].

Во-первых, дезинформация подается, как правило, из разных источников и западает в подсознание человека, а во-вторых, дезинформация используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно “грубым” и нечасто используется в современных СМИ. Можно сказать, что наиболее устойчивой является информация рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком[6].

Метод семантического манипулирования.  Предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Когда утаить информацию невозможно, часто используется метод отвлечения. Общество не терпит информационного вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую, поданную в максимально сенсационном виде.  Цель новой информации – создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации[9].

Способ подачи информации позволяет отправителю контролировать уровень ее восприятия аудиторией. По способу подачи материала Г.Шиллер* выделяет два метода манипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи информации.  Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации. Т.е. информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться.

Немедленность подачи информации, по мнению Г.Шиллера, не только тесно связана с методом фрагментации, но и является обязательным элементом его осуществления. Однако такое ложное чувство срочности создает ощущение чрезвычайной важности передаваемой информации, хотя может таковой вовсе не являться, наоборот, отвлекая внимание человека от действительно значимой информации. Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах, военных действиях, предвыборных поездках политических лидеров мешают составлению верных оценок и суждений, так как большинство важных событий обретают смысл лишь по истечении определенного времени[10].

Но внушение бывает не только преднамеренным, но и непреднамеренным. Так, например, в 1995г. фонд Эйберта опубликовал результаты социологического опроса российских офицеров. По их мнению, нашими главными врагами были Прибалтика и Афганистан, а лучшими друзьями - Белоруссия и Казахстан. В Латвии эти данные широко обсуждались, поскольку были поняты так, что война уже объявлена, если русский офицер утверждает, что Латвия - его главный враг. В данном случае это - непреднамеренное внушение[12].

Один из приемов внушения, который используется в современной журналисткой практике – создание резонанса, суть которого заключается в том, что используется предрасположенность аудитории остро реагировать на различные расовые, национальные, религиозные ситуации. СМИ манипулирует националистическими стереотипами и негативными установками для провоцирования определенных действий. Так, например, в настоящее время для россиян очень болезненным является чеченский вопрос, который практически ежедневно поднимают СМИ. Сформирован даже некий стереотип  “лиц кавказской национальности”, к  которым большинство граждан нашей страны относятся с подозрением[12].

Сообщения в СМИ подаются в эмоциональной и драматизированной форме. Экономические и социальные трудности объясняются присутствием “инородцев”, мешающих налаживанию нормальных жизненных условий. Пресса иногда поддерживает экстремистские лозунги решительного изгнания людей другой национальности.  Национальные вопросы нередко связываются с религиозными.

Механизм создания “образа врага” нередко используется для создания негативной общественной реакции, в основе механизма заложена идея дегуманизации – враг представляется непохожим на вас: он другой национальности, вида, умственных способностей, кроме того, он агрессивен и ничего хорошего от него ждать нельзя. Рисуются только отрицательные черты, сведения о положительном утаиваются. Например, английская газета “John Bull”, издававшаяся в годы первой мировой войны, нередко пользовалась этим механизмом для создания антифашистских  настроений.

Немало внушающих элементов содержат радио- и телепередачи. Например, религиозная буддистская организация “Аум сенрике” в течение длительного времени использовала популярный радиоканал “Маяк” для своих сомнительных проповедей. За это время она приобрела такое количество приверженцев вероучения, которое  в несколько тысяч раз превышало число последователей на родине основателя учения, который был привлечен к уголовной ответственности за причастность к убийству людей[12].

Таким образом, элементы внушения можно “подать” в любое время в “упаковке” с новостями, передачами, фильмами; можно манипулировать человеческим сознанием с помощью радио и даже путем подачи информации в определенном виде в печатной продукции. Эти элементы западают в подсознание человека  и заставляют его действовать определенным образом; поскольку взаимодействие человека со СМИ происходит ежедневно, то и влияние на общество и на каждого человека в отдельности можно назвать очень существенным. Многие методы хорошо изучены и давно стали “классикой” манипулирования. Эти методы уже настолько “срослись” с деятельностью СМИ, что стали как бы составным компонентом деятельности. В частности, воздействие массовой информации на сознание людей нередко достигается с помощью стереотипов, мифотворчества и имиджей[14].

Формирование стереотипов.

Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации.

Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом “подводит” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно,  при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип “философия надежды”, ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует “оптимизм до последнего”[14].

Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки “героев”, созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на достижение, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.

СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Еще одним методом СМИ является мифотворчество (греч. mythos-предание, сказание) -  в технике внушения поддержание мифов играет огромную роль. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей. Мифы очень жизнеспособны, и  их жизненность объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина, догмат.

“Событие, истинность которого субъекты общения не имели желания или возможности проверить, кажется им правдоподобным на основе их модели мира, представленной в действительности.” [11]

Истинные же факты зачастую воспринимаются людьми как небылицы. Именно так воспринимались рассказы афганцев о том, что они участвовали в настоящей войне, поскольку пропагандой в массовом сознании был “закреплен” миф об ограниченном введении советских войск  в Афганистан.  

Наверное, было бы гуманнее отказаться от мифотворчества, поскольку человек испытывает большую психологическую драму именно тогда, когда рушатся его иллюзии, а не когда он испытывает реальные трудности. В основе механизма мифологизации лежат подтасовка, сокрытие фактов, событий, документов. Но мифы всегда имеют под собой реальную основу, некое реально произошедшее событие, определенный свершившийся факт. Быстрому их распространению часто способствует низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности. Большое количество мифов порождается условиями монополизации информации. Неосведомленность граждан позволяет властным структурам оказывать через СМИ скрытое воздействие на общественное мнение. Если раньше свободу печати ограничивало государство, то теперь тенденции к монополизации определенными частными компаниями серьезно ограничивают свободу выбора информации.

Еще один метод, позволяющий влиять на общественное мнение – это имидж. Функции имиджа и стереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики, по крайней мере отчасти присущие объекту, имидж - это искусственно сфабрикованный образ. Имидж создается путем навязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Имидж создает реальную социально-психологическую установку, определяющую поведение человека по отношению к объекту. И, поскольку воздействует на психику человека, следовательно, легко воспринимается, запоминается и потому часто используется в рекламе, имидж можно эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием.

Создатели рекламы утверждают, что “люди курят не сигареты, а их образ”, ”женщины покупают не косметику, а желание быть красивой” и т.д. 

Сложно определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшее влияние на человеческое сознание, заставляя самого человека действовать и думать определенным образом.

Конечно, все зависит от пристрастности самого человека по отношению к средствам массовой информации, но далеко не каждый будет критично воспринимать всю информацию, обрушивающуюся с газет, радио и телевидения. всякого выбора информационную ловушку[7].

1.2 Реклама и её влияние  на общественное и индивидуальное сознание.


     Реклама - оповещение различными способами для создания широкой известности чему-нибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т. п.

Реклама - это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор, свободен делать его. Реклама развивается тем интенсивнее, чем шире становится выбор товаров и услуг[11]. Отсутствие нормальных рыночных отношений, разумеется, ставит под сомнение необходимость рекламы. Сейчас ее можно увидеть и услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через наружные средства массовой коммуникации. Например, реклама в США играет жизненно важную роль как стимулятор экономического роста. Ее можно считать так же развлекательной стороной американской жизни, а многие из творений специалистов по рекламе относятся к подлинным произведениям искусства.

Реклама оказывает большое влияние на потребителя в выборе товаров. Как и во всем мире, внимание жителей России более всего привлекает телевизионная реклама (61,2%). Более четверти россиян (26,2%) вообще не обращают внимания ни на какие виды рекламы. Реклама в газетах и журналах может заинтересовать 21% респондентов. Остальные виды рекламы привлекают гораздо меньше внимания опрошенных. Так 14,9% россиян обращают внимание на рекламу по радио. Щитовая реклама способна привлечь 6,6% опрошенных, реклама на транспорте - 4,7% россиян. Реклама, присылаемая по почте, привлекает 2,5% респондентов. На рекламных агентов, как и на рекламу в Интернете, обращают внимание по 0,5% опрошенных. Остальные 2% участников опроса затруднились с ответом.* Таким образом, реклама, размещенная в СМИ, является наиболее эффективной, поскольку привлекает наибольшее количество потенциальных потребителей. В то же самое время не вся реклама эффективна и оказывает желательное воздействие на человека[10].

У человека существует система установок, стереотипов, через которые можно и нужно формировать образ, причем, в совокупности с изобразительно-выразительными средствами языка. Реклама достигнет цели лишь в том случае, если при её создании будут учитываться особенности человеческой психики.

Прежде всего, реклама должна привлечь внимание потенциального Потребителя, которое может быть как произвольным, так и непроизвольным.

Первое возникает тогда, когда предмет замечен как бы случайно, без намеренного указания на него со стороны.  Поэтому для такого привлечения внимания часто используются яркие, запечатлевающиеся в сознании образы, ассоциации.

Второе - требует определенного напряжения, связанного с тем, что человек сознательно хочет что-то увидеть.

             

1.3 Методы влияния компьютерных технологий на общественное и индивидуальное сознание

 

           Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля,  выраженная в суммарном  рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60%[8].

          Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии  развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:

-  если  в обществе более 50% населения занято в сфере услуг,  наступила постиндустриальная фаза его развития;

-  если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.

В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом  США стали в 1974 году. Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран  создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого “экологического колониализма”[8].

Информационный обмен в обществе и его эволюция.

 

Типы обменов в обществе:

- материальный;

- энергетический;

- информационный (актуален с середины ХХ века).

Целостная система характеризуется обменом между элементами (В.Г.Афанасьев) [2].

Предметом нашего рассмотрения является информационный обмен. История совершенствования  информационного обмена  совпадает с историей создания и усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.

 

 Основными фазами информационного обмена являются:  

- устная фаза;

- письменная фаза;

- книжная фаза;

- компьютерная фаза.

                                  Компьютерная фаза.

Новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника[12].

Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог “человек - человек”[12]. 

Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из компьютерной книги? [14]

Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального полилога  и интертекста.

Во-вторых, невиданная мобильность  и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней.

В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”[15].

Компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации.

В качестве воздействия на личность могут выступать:

- целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов  и морально-психологического состояния людей;

- распространение недостоверной, искаженной, неполной информации;

- использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.

 Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации[15].

Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире  гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять “зомбирование”.

          За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении - компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах[1].

 

1.4. Влияние  СМИ на детей и подростков.

       

       Большинство детей в считанные секунды могут скопировать любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку или рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. К сожалению, почерпнутые ими знания могут включать хорошо заученное название широко рекламируемого вида пиво, новые познания в области сексуальных поз или разновидности приемов борьбы. В наши дни для получения различного рода информации детям достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, заглянуть на веб-страничку или просто включить телевизор.

         Мы часто имеем возможность видеть влияние масс-медиа сразу же, когда ребенок, посмотрев очередной "боевик" начинает имитировать главного героя во время игры. Однако в большинстве случаев их влияние сначала не настолько очевидно. Это происходит медленно, постепенно, когда дети слышат и видят постоянно повторяющиеся утверждения о том, что:

-   борьба и насилие являются одним из средств урегулирования конфликтных ситуаций;

--   сигареты и алкоголь неизменные спутники "крутых " парней, а не олицетворение нездорового образа жизни;

-    сексуальные отношения не приводят к таким последствиям, как различные заболевания или нежелательная беременность.

               Любая информация, будь то рекламные объявления, киноленты, компьютерные игры или музыкальные видеопередачи, может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на ребенка. Можно ограничить ребенка в получении определенного рода информации, также как ограничивать его, например, в приеме пищи, которую считаете не полезной для его здоровья. Давайте рассмотрим несколько примеров[2].

       Как уживаются в одной рекламе стройные тела и жирная пища?

Средства массовой информации широко рекламируют нездоровое питание, одновременно призывая людей терять лишний вес и поддерживать стройную фигуру. С другой стороны, повальное увлечение  телевидением отвлекает людей от занятий физическими упражнениями.

           Исследования показали, что девочек всех возрастов волнует проблема собственного веса. Многие из них садятся на диеты в достаточно раннем возрасте. Средства массовой информации подчас пропагандируют нереальный внешний вид идеального человека. Часто хорошо сложенный человек, изображения которого демонстрируется на экране или в печатных изданиях, является образом, сложенным из частей разных людей. Этот монтаж создается с использованием дублеров, аэрографов и компьютерной графики[1].

            С самого раннего возраста, через рекламу  у детей воспитывается отношение к насилию, с которым они идут по жизни. Хотя больше всего уделяется внимание изучению насилия на телевидении, исследователи полагают, что демонстрация насилия другими средствами массовой информации приносит подросткам не меньший вред.

Некоторая информация масс-медиа делает детей агрессивными по отношению к окружающим. Их учат прибегать к насилию вместо поиска компромиссных решений конфликтных ситуаций, насилие на масс-медиа позволяет детям принимать насилие реального мира и относится менее бережно к окружающим.

         Часто разлагающая работа средств массовой информации не видна сразу. Дети могут не проявлять навязанных им убеждений, например, до подросткового возраста.

         Родителям следует внимательно относиться к тому, какие телевизионные программы смотрят их дети, в какие компьютерные игры играют, какие журналы читают. Однако, учитывая тот факт, что средства массовой информации окружают нас повсюду и не могут поддаваться жесткому контролю со стороны родителей, одним из методов фильтрации поступающей информации является развитие у детей способностей правильно ее анализировать и оценивать. Другими словами, дети должны обладать грамотностью общения с масс-медиа или получить образование масс-медиа[].

           Также как дети учатся относиться критически к доступной им печатной информации, также они должны поступать с тем, что видят и слышат. Можно научить ребенка видеть явные и скрытые стороны информации, поступающей из  масс-медиа. Как только ребенок получит навыки грамотного общения с масс-медиа, он начнет задавать вопросы и думать над тем, что он смотрит, читает или слушает. И ему начнет это нравиться! [4]

        Сделайте просмотр совместным семейным занятием. Используете малейшую возможность для совместного просмотра, прослушивания или прочтения информации, интересующей ваших детей, и дальнейшего ее обсуждения. Научите ваших детей во время непосредственного получения информации оспаривать ее или ставить под вопрос. Особенно это касается актов насилия, сомнительных фактов, обманчивых соображений или рекламных акций продукции, вредной для здоровья.

Вывод

Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологии и пропаганды, чем могут  заниматься и СМИ.

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

         Можно сделать вывод, что объем рекламы в деятельности СМИ высок, т.е. путем размещения рекламы СМИ обеспечивают для своей деятельности определенные денежные средства, следовательно, основной источник дохода СМИ – это реклама. Из этого можно сделать вывод, что реклама, использующаяся в средствах массовой информации достигает своей цели, так как иначе рекламодатели просто не пользовались бы услугами СМИ. А СМИ, в свою очередь, для продвижения рекламы пользуется определенными методами внушения как наиболее вероятными средствами для привлечения потребителей:“ [6].. первым правилом в торговле является умалчивание, утаивание всего того, что могло бы понизить цену данного товара. Отсюда вывод: в торговле дозволительно извлекать, возможно, большую пользу из неосведомленности, доверчивости противной стороны и равным образом дозволительно приписывать своему товару такие качества, которыми он не обладает. Словом, торговля есть узаконенный обман. Этим и определяется идеологический смысл и направленность торговой рекламы, её формы и методы.

         Увы, сегодня реклама «всеядна», и рекламодатели неразборчивы. Что же касается рекламных агентств, то их выгода впрямую зависит от числа изданий, в которых они поместят рекламу заказчика. Но это явление временное. Как только начнет меняться экономическая ситуация, на первый план выйдет исконная функция рекламы – способность продавать. Тогда рекламодатели быстро разберутся, что к чему, и сообразят, что потребителя надо брать не числом, а умением[13]. Умением найти те издания, среди читателей которых больше потенциальных покупателей и клиентов. Умением  создавать рекламу для конкретного контингента.

Глава 2.  Исследования  влияния рекламы, СМИ и информационных технологий на человека


2.1. Цель и задачи исследования

         Как уже было сказано ранее, средства массовой информации предлагают материалы на любой вкус: развлечения, культура, новости, спорт, образование и т.д.  Масс-медиа являются неотъемлемой частью нашей жизни и многому нас учат. Но не всегда полученная информация  играет положительную роль. Беда ее в том, что  она может оказывать и негативное влияние.

           Предмет исследования - влияние средств массовой информации, рекламы и информационных технологий на общественное и индивидуальное сознание.

Цель – выявить отношение к рекламе и оказание влияния на психику разных слоев населения

Чем меньше возраст, тем большее значение и влияние реклама оказывает на человека. Реклама  воспринимается пассивно и бессознательно, заполняет пустоту, предназначенную для определенных знаний, от чего происходит деградация.

Задачи:

- Изучить литературу и другую информацию по данной теме.

- Определить, какое именно влияние оказывает реклама, СМИ и 

 информационные технологии  на психику человека

-  Продумать ход эксперимента

-  Разработать вопросы для интервью

-  Провести анализ и обработку результатов исследования.

Объект исследования – 10 человек в возрасте от 10 до 20 лет,

                                           10 человек в возрасте от 30 до 45 лет

                                           10 человек в возрасте от 60 лет и старше

 Для выявления влияния рекламных компаний на человека нами был  проведен социологический опрос по специально разработанным    вопросам, после чего произведена соответствующая обработка результатов.   

2.2. Описание исследования

        Для проведения исследования нами специально разработаны  вопросы  с вариантами ответов ( См.  ПРИЛОЖЕНИЕ). 

Провели социометрический опрос среди разных слоев населения, среди которых  было                            10 человек в возрасте от 10 до 20 лет,

                                           10 человек в возрасте от 30 до 45 лет

                                           10 человек в возрасте от 60 лет и старше.

Ответы с аудиокассеты проанализировали и сделали соответствующие выводы.

2.3. Анализ и обработка результатов

 

1. На вопрос  «Назовите, по вашему мнению, наиболее действенный вид  рекламы»\

                                                                                    Таблица 1

                 Ответы

10 – 20 лет

30 – 45 лет

От 60

А)  переодическая печать


     20 %

     40 %

Б)  кино и телереклама, интернет

   100%

     70  %

     50 %

В)  Радиореклама


     10 %

     10%

Г)  Световая реклама




Д)  Печатная и изобразительная реклама



    10%

  

Данная диаграмма наглядно показывает отношение к данному вопросу разных слоев населения(Диаграмма 1)                                                                                                              

                                                                                                        Диаграмма 1

 

 

 

 

 

 

По результатам данного вопроса можно сделать вывод, что самым действенным, по мнению респондентов, оказывается  реклама

              Б)  кино и телереклама, Интернет

       Сто процентное, приоритетное значение этому средству массовой информации  отдает самая младшая возрастная группа, в то время, как пожилые люди только вполовину верят ей.

На вопрос  «Какое из средств рекламы, по-вашему, наиболее популярно?»

Глядя на таблицу   и  диаграмму 2.

                 Ответы

10 – 20 лет

30 – 45 лет

От 60

А) текстовая информация


       10%

    50%

Б) графические и  фотоэлементы

     20%

      20%

     20%

В)  видео-телеролики

    60%

      50%

     30%

Г)  музыкальные клипы

    20%

       10%


Д)  с использованием анимации

     10%

       


                                                                                                 Таблица 2

   

Можно сделать вывод , что из  используемых средств  на первом месте  находятся видео-телеролики, но в зависимости от возраста это средство рекламы оказывает менее действенное отношение , чем старше возраст у испытуемых, тем меньше они смотрят видео-телеролики. В то время, как, чем младше человек, тем большее влияние оказывает она на них.

                                                                                                         Диаграмма 2

                                                                                                    

 

          

          

          

          

         



  При ответах на  вопрос 3, какова должна быть  . «Частота  выхода рекламы для более действенного восприятия», мы получили следующую наглядную картину: Табл. 3

                                                                                     Таблица 3

                                                                                 Диаграмма 3

                 Ответы

10 – 20 лет

30 – 45 лет

От 60

А) ежедневно

      50%

    20%

50 %

Б) раз в неделю

      50 %

     10%

 30%

В) несколько раз в сутки


   60%

 10%

Г)  ежемесячно


    10 %

 10%

Д) по мере необходимости











Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том что  ,  большая часть населения считает что ежедневного рекламирования вполне достаточно.  Та часть населения,  которая больше приобретает товаров и услуг, считает, что реклама должна быть чаще, в нашем случае это -молодежь.

4. На  вопрос об  «Вашем отношении к рекламе», нами составлена следующая таблица и и для наглядности диаграмма №4

                                                                                           Таблица 4

                 Ответы

10 – 20 лет

30 – 45 лет

От 60

А)смотрю и читаю с удовольствием

 70 %



Б)  она меня раздражает

 10%

10%

10%

В)  категорически против включение ее в популярные фильмы и программы

10%

50%

20%

Г)  включать только в определенных местах печатных изданий, в определенное время теле – радио передач

 10%

 30 %

70%

Д)  против рекламы на транспорте, отвлекает и раздражает водителей


10%



По ответам на данный  вопрос можно сказать, что большинство людей понимает значение рекламы в экономической жизни общества.

                                                                                            Диаграмма 4








         




Данные ответы доказывают высокий процент одобрения рекламы детьми и молодежью, в то время, как с возрастом отношение к рекламе становится резко противоположным. Пожилые люди называют рекламу «вирусом» - с которым нужно бороться.


На последний 5 вопрос . «Ваше отношение к новым информационным технологиям»

 Мы составили таблицу и соответствующую ей диаграмму  №5    

                                                                                               Таблица 5

                 Ответы

10 – 20 лет

30 – 45 лет

От 60

А) считаю, очень перспективным

 100%

40%

20%

Б)  не знаю, что  это  такое


10%

60%


10%

10%

Г)  считаю, что это только выкачивание денег


20%

10%

Д) способ занять всех бездельников


20 %


                                                                                                       Диаграмма  5













  Результаты по этому вопросу говорят о том,  что большинство населения понимает перспективность информационных технологий. Чем моложе возраст участников опроса, тем больше уверенности в перспективности.       

          Вывод:     

Проведенные нами исследования доказывают верность выдвинутой гипотезы

Чем меньше возраст, тем большее значение и влияние реклама оказывает на человека. Реклама  воспринимается пассивно и бессознательно, заполняет пустоту, предназначенную для определенных знаний, которые человек  ребенок получает с трудом из-за привычки пассивного восприятия, от чего происходит деградация . А так же от этого у детей развивается леность ума.  

Заключение


Информационно-коммуникативная система в целом, и особенно новейшие средства телекоммуникации, приобретают огромное значение в двадцать первом веке.  С одной стороны, с их влиянием процесс политической социализации становится более мобильным. Повышается общий уровень политической информированности, а значит и возможность выбора политических решений. Возникают новые формы политического процесса. С другой стороны, сегодня возникает удобная возможность манипулирования общественным мнением, использования средств массовой информации в неблаговидных целях. Дело в том, что хотя СМИ нейтральны сами по себе, результаты, последствия их использования во многом зависят от того, кем, как и в каких целях они используются. Все это требует усиления демократического контроля за печатью, радио, телевидением, а также повышения профессионализма в их деятельности.

Большая часть сегодняшней рекламы после становления товарного рынка уйдет со страниц наших газет, уступив место объявлениям, адресованным широкому кругу потребителей – нам с вами. Ведь в большинстве своем то, что сегодня заполняет газеты, - реклама для специалистов, которым предлагают товары и услуги не для личного пользования, а для решения производственных и управленческих проблем. И место такой рекламы – в изданиях, которые читают именно специалисты




Литература

1. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М. 1987

2. Доронин А.И. “Информационно-аналитическая работа: обработка материалов средств массовой  информации”, Знаков В. В. Типы понимания правды о негативных явлениях 1960-980//Психологический     журнал,    1992  т.12 №3 с.16

3. Колесников Ю.С. Прикладная социология, Ростов- на Дону,”Феникс”,2001,с.117

4. Летвинова А.В. От заголовка к слогану (Эволюция рекламных текстов в Англии, США и России) \\ Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. – 1996.- №3;

5. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с.54.

6. Моль А. Социодинамика культуры. М.1973, с.128.

7. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики, М.,1995, с.48-72

8. Пенькова Е. Единственно возможные слова. \\ Журналист. – 1993.- №4;

9. Робертсон Д.С. Информационная революция // Информационная революция: наука, экономика, технология: Реферативный сб./ ИНИОН РАН. М., 1993, с.17-26.

10. Рейзема Я.В. Информатика социального отражения (информационные и социальные основания общественного разума). М. 1990, с.127.    

11. Советский энциклопедический словарь/гл.ред.Прохоров А.М., М.: Сов. Энциклопедия,1986, с.81

12. Средства массовой коммуникации - элемент политической системы общества . Социально-гуманитарные знания. 2000. N 1. C. 101-115

13. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций. С.-Петербург, 1995, с.149.

14. Фомичёва И.Д. Контент-анализ: возможности и опыт применения. \\ Вестник Московского университета.Серия 10,Журналистика.-1991-№3.

15. www.agentura.ru/library/analit-pressa/ Кретов Б.Е.

ПРИЛОЖЕНИЕ

                         Вопросы для интервью

1. Назовите, по вашему мнению, наиболее действенный вид  рекламы

А)  переодическая печать

Б)  кино и телереклама, интернет

В)  Радиореклама

Г)  Световая реклама

Д)  Печатная и изобразительная реклама

  

  2.  Какое из средств рекламы, по-вашему, наиболее популярно?

           А) текстовая информация

           Б)  графические и  фотоэлементы

           В)  видеоролики

           Г)  музыкальные клипы

           Д)  с использованием анимации

 

   3. Частота  выхода рекламы для более действенного восприятия

А) ежедневно

Б) раз в неделю

В) несколько раз в сутки

Г)  ежемесячно

Д) по мере необходимости

 

5. Ваше отношение к рекламе

А) смотрю и читаю с удовольствием

Б)  она меня раздражает

В)  категорически против включение ее в популярные фильмы и программы.

Г)  включать только в определенных местах печатных изданий, в определенное время теле – радио передач.

Д)  против рекламы на транспорте, отвлекает и раздражает водителей.

  5.  Ваше отношение к информационным технологиям.

        А)  считаю, очень перспективным

        Б)  не знаю, что  это  такое

        В)  уводит молодежь из реальной действительности

        Г)  считаю, что это только выкачивание денег

        Д) способ занять всех бездельников

Похожие работы на - Влияние СМИ на сознание

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!