Виды защитных механизмов личности

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,21 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды защитных механизмов личности

Виды и функции защитных механизмов личности

Содержание.

Вступление……………………………………………………………… 3

Глава 1.

АННА ФРЕЙД - Защитные механизмы………………………………. 5

Ориентация защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опасности…………………………………………………….. 8

•Мотивы защиты от инстинктов.

Дополнительные мотивы защиты от инстинкта………………………..11

Глава 2.

Виды защитных механизмов личности…………………………………12

Заключение………………………………………………………………..30

Литература.






















Вступление.

Психологическая защита сегодня признается и описывается во всех теориях личности, в разных подходах к человеку. И хотя типологии

защитных механизмов различаются, а ответы на вопрос: “почему” совсем не совпадают с ответом Фрейда, в целом сохраняется определение защиты, предложенное Фрейдом. Защитные механизмы или психологические защиты – это совершенно неосознаваемые и

достаточно характерные для человека систематические попытки, которые он предпринимает, чтобы защитить себя от неприятных переживаний, душевной боли и тревоги.

Речь идет не о лукавстве, когда человек кокетничает сам с собою. Речь об усилиях, требующих огромного напряжения, сил, энергии,

которые бессознательно затрачиваются на то, чтобы защититься от невыносимых переживаний, от мыслей о том, что несправедливо,

нехорошо, стыдно, чего не должно, не может быть со мной, в моей жизни. Фрейд особо подчеркивал, что вытесняются именно

“психические содержания”, настаивал на связи вытеснения с внутриличностным конфликтом.

Термин "защита" впервые появился в 1894 г. в работе Фрейда "Защитные нейропсихозы" и был использован в ряде его последующих работ ("Этиология истерии", "Дальнейшие замечания о защитных нейропсихозах") для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Позже этот термин был оставлен и впоследствии заменен термином "вытеснение". Отношения между двумя понятиями остались неопределенными. В приложении к работе "Торможения, симптомы и тревожность" Фрейд возвращается к старому понятию защиты,  утверждая, что его применение имеет свои преимущества, "поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово "вытеснение" для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований". Здесь прямо опровергается представление о том, что вытеснение занимает среди психических процессов исключительное положение и в психоаналитической теории отводится место другим процессам, служащим той же цели, а именно "защите Я от инстинктивных требований". Значение вытеснения сведено до "особого метода защиты".

В том же приложении к "Торможениям, симптомам и тревожности" Фрейд высказывается предположение, что "дальнейшие исследования могут показать, что имеется тесная связь между конкретными формами защиты и конкретными заболеваниями, как, например, между вытеснением и истерией". Регрессия и реактивное изменение Я (формирование реакции), изоляция и "уничтожение" - все они рассматриваются как защитные техники, используемые при неврозах навязчивости.

Двигаясь в этом направлении, нетрудно пополнить список защитных методов Я способами, описанными в других работах Фрейда. Например, в "Ревности, паранойе и гомосексуальности" интроекция, или идентификация, и проекция указываются как важные защитные способы, используемые Я при болезненных эмоциях данного типа, и характеризуются как "невротические механизмы". В своей работе по теории инстинкта Фрейд описывает процессы борьбы Я с самим собой и обращения, обозначая их как "изменения инстинкта". С точки зрения Я эти два последних механизма также могут быть зачислены в рубрику защитных средств, поскольку истоки всех превращений, которым подвергаются инстинкты, лежат в определенной активности Я. Если бы не вмешательство Я или внешних сил, которые представляет Я, каждый инстинкт знал бы только одну участь - удовлетворение.

Глава 1.

АННА ФРЕЙД.

Анна Фрейд подробно рассмотрела многие аспекты того, как защитные механизмы мешают исцелению пациента-невротика, встают на пути осознавания конфликта, который является источником множества других. Анна Фрейд известна, прежде всего, как основатель

детской психотерапии, и защитные механизмы она наблюдала у подростков. Она описала аскетизм – отрицание, отказ себе в любом

физиологическом удовольствии: еде, сне, физических упражнениях, сексуальном удовлетворении.

А. Фрейд рассматривает  результат воздействия различных защитных механизмов и приходит к выводу, что теоретически вытеснение может быть подведено под общее понятие защиты и рядоположено другим конкретным способам. Однако с точки зрения эффективности по сравнению со всеми остальными оно занимает уникальную позицию. Оно достигает большего в количественном отношении, т. е. оно способно справиться с мощными инстинктивными импульсами, перед лицом которых остальные защитные механизмы оказываются неэффективными. Оно действует лишь единожды, хотя антикатексис, осуществляемый для обеспечения вытеснения, является постоянным формированием и требует постоянной затраты энергии. Другие механизмы, напротив, должны вновь приводиться в действие всякий раз, когда возрастает инстинктивная энергия. Но вытеснение - не только самый эффективный, это еще и самый опасный механизм. Отъединение от Я, наступающее вследствие изоляции сознания от всего хода инстинктивной и аффективной жизни, может полностью разрушить целостность личности. Так вытеснение становится основой формирования компромисса и невроза. Последствия других способов защиты не менее серьезны, но, даже приобретая острую форму, они все же в большей мере остаются в пределах нормы. Они проявляются в многочисленных изменениях, диспропорциях и искажениях Я, которые частично сопровождают, а частично замещают невроз.

Такие способы защиты, как изоляция и уничтожение, стоят бок о бок с истинно инстинктивными процессами типа регрессии, обращения и оборота против себя. Некоторые из них служат для овладения большим количеством инстинктов или аффектов, а другие - для овладения лишь малыми их количествами. Соображения, определяющие выбор со стороны Я того или иного механизма, остаются неясными. Возможно, вытеснение используется, главным образом при борьбе с сексуальными желаниями, тогда как другие способы могут быть более пригодны для борьбы против инстинктивных сил различного рода, в частности - против инстинктивных импульсов. Возможно также, что эти другие способы лишь завершают то, что оставило несделанным вытеснение, или же имеют дело с нежелательными мыслями, возвращающимися в сознание при неудавшемся вытеснении. Возможно также, что каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с конкретной фазой детского развития.

Вытеснение состоит в извлечении, или исторжении, мысли или аффекта из сознательного Я. Бессмысленно говорить о вытеснении, когда Я все еще слито с Оно. Точно так же мы можем предположить, что проекция и интроекция были способами, зависевшими от дифференции Я от внешнего мира. Исторжение мыслей или аффектов из Я и их изгнание во внешний мир могут принести Я облегчение лишь тогда, когда Я научилось отличать себя от этого мира. Таким же образом интроекция из внешнего мира в Я не может обогатить его до тех пор, пока не имеется ясного различения между тем, что принадлежит одному, и тем, что принадлежит другому.

В случае проекции и интроекции исходные моменты крайне сложны. Сублимация, т. е. замещение инстинктивной цели в соответствии с высшими социальными ценностями, означает принятие или, по крайней мере, знание этих ценностей, что, в свою очередь, предполагает существование Сверх-Я. Соответственно защитные механизмы вытеснения и сублимации могут быть использованы лишь относительно поздно в процессе развития, тогда как время использования проекции и интроекции зависит от принятой теоретической точки зрения. Такие процессы, как регрессия, обращение и борьба против себя самого, по-видимому, не зависят от стадии, достигнутой психической структурой, и являются столь же древними, как сами инстинкты, или, по меньшей мере, столь же древними, как конфликт между инстинктивными импульсами и любыми препятствиями, с которыми они могут встретиться на пути к удовлетворению. Нас не должно удивлять, что это самые ранние защитные механизмы, используемые Я.

В соответствии с теорией английской школы психоанализа интроекция и проекция, которые, с точки зрения А. Фрейд, должны быть приписаны тому периоду, когда Я уже отдифференцировалось от внешнего мира, являются теми самыми процессами, при помощи которых развивается структура Я и без которых дифференциация никогда бы не осуществилась. Эти различия во мнениях выявляют тот факт, что хронология психических процессов остается одним из самых темных мест в аналитической теории. Это хорошо видно на примере дискуссии о том, когда формируется индивидуальное Сверх-Я. Таким образом, классификация защитных механизмов по их положению во времени неизбежно подвергается всем тем сомнениям, которые и сегодня связаны с хронологическими моментами в анализе.

Ориентация защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опасности.

Инстинктивные опасности, от которых защищается Я, всегда одни и те же, но могут изменяться причины, по которым Я ощущает конкретное вторжение инстинкта опасным.

Мотивы защиты от инстинктов.

а) Тревожность Сверх-Я в неврозах взрослых.

Она заключается в том, что некоторые инстинктивные желания стремятся проникнуть в сознание и при помощи Я достичь удовлетворения. Я не противостоит этому, но Сверх-Я протестует. Я подчиняется высшему образованию и послушно вступает в борьбу против инстинктивного импульса со всеми последствиями, которые влечет за собой такая борьба. Характерным для этого процесса является то, что само Я не рассматривает импульс, с которым оно борется, как опасный.

Мотив, побуждающий защиту, исходно не является его собственным. Инстинкт рассматривается как враждебный потому, что Сверх-Я запрещает его удовлетворение, и если он достигнет своей цели, то несомненно вызовет затруднения в отношениях между Я и Сверх-Я.                                

Следовательно, Я взрослого невротика боится инстинкта потому, что оно боится Сверх-Я. Его защита мотивирована тревогой Сверх-Я.

б) Объективная тревога в детском неврозе.

Исследование защиты в детском неврозе говорит нам о том, что Сверх-Я вовсе не является необходимым фактом в формировании невроза. Взрослые невротики стремятся отразить свои сексуальные и агрессивные желания, чтобы избежать конфликта со Сверх-Я. Маленькие дети точно так же обходятся со своими инстинктивными импульсами, чтобы не нарушать запретов своих родителей. Я маленького ребенка, как и Я взрослого, сражается с инстинктами не добровольно, его защита побуждается не собственными чувствами по этому поводу. Я видит в инстинктах опасность потому, что те, кто воспитывает ребенка, запретили их. Удовлетворение и вторжение инстинкта влечет за собой ограничения и наказание или угрозу наказания.

в) Инстинктивная тревога (страх перед силой инстинктов).

Человеческое Я по самой своей природе не является плодородной почвой для беспрепятственного удовлетворения инстинкта, Я дружественно по отношению к инстинктам, лишь пока оно мало отдифференцировано от Оно. Когда Я переходит от первичных ко вторичным процессам, от принципа удовольствия к принципу реальности, оно становится враждебной для инстинктов территорией. Его недоверие к их требованиям сохраняется всегда, но в нормальных условиях оно едва заметно. Я обращает свой взгляд на гораздо более ожесточенную борьбу, которую ведут на его территории Сверх-Я и внешний мир против импульсов Оно. Однако если Я чувствует, что высшие защитные силы его покинули, или если требования инстинктивных импульсов становятся чрезмерными, его молчаливая враждебность но отношению к инстинктам возрастает до состояния тревоги. Влияние этой тревоги, испытываемой Я из-за силы инстинктов, в точности таково же, как и оказываемое тревогой Сверх-Я или объективной тревогой, которые мы исследовали. Защитные механизмы приводятся в действие против инстинктов со всеми уже знакомыми результатами в формировании неврозов и невротических характеристик. У детей вызванная таким образом защита лучше всего может быть исследована в тех случаях, когда прикладываются значительные усилия для устранения с помощью воспитательных мер аналитического характера и самого терапевтического анализа причин объективной тревоги и тревоги сознания, которые в противном случае остаются скрытыми. В дальнейшей жизни мы можем наблюдать их в полной силе, когда внезапное вторжение инстинктивной энергии угрожает нарушить баланс психической организации, что в норме происходит при физиологических изменениях, в подростковом возрасте и в климактерическом периоде, а также в силу патологических причин — в начале одного из периодических приступов, возникающих при психозах.

Дополнительные мотивы защиты от инстинкта.

К уже упомянутым трем сильным мотивам защиты от инстинкта (тревога Сверх-Я, объективная тревога, тревога вследствие силы инстинктов) следует добавить те, которые возникают в последующей жизни из потребности Я в синтезе. Взрослое Я требует определенной гармонии между своими импульсами, вследствие чего возникает ряд конфликтов. Это конфликты между противоположными тенденциями, такими, как гомосексуальность и гетеросексуальность, пассивность и активность и т. д. Какой из двух противоположных импульсов будет отвергнут, а какой принят или какой компромисс будет достигнут между ними в каждом индивидуальном случае, определяется тем количеством энергии, которое несет каждый из них.

Мотивы защиты (тревога Сверх-Я и объективная тревога) имеют общий источник. Если инстинкт может достичь удовлетворения, несмотря на противодействие Сверх-Я или внешнего мира, результатом будет, конечно же, первичное удовольствие, но также и вторичное неудовольствие, как следствие либо чувства вины, исходящего из бессознательного, либо наказаний, налагаемых внешним миром. Таким образом, когда удовлетворение инстинкта отвергается на основании одного или другого из этих двух мотивов, воздвигается защита в соответствии с принципом реальности. Ее основная цель - избежать этого вторичного неудовольствия.

Мотивы защиты от аффектов. Точно те же причины, которые лежат в основе защиты Я от инстинктов, лежат и в основе его защиты от аффектов. Когда Я стремится защититься от инстинктивных импульсов на основании одного из мотивов, оно обязано также отвергнуть аффекты, связанные с инстинктивными процессами. Природа этих аффектов несущественна: они могут быть приятными, болезненными или опасными для Я. Это неважно, поскольку Я не позволено испытать их такими, каковы они в действительности. Если аффект связан с запретным инстинктивным процессом, его судьба решена заранее. Одного того, что он с ним связан, достаточно, чтобы насторожить Я против него.

Виды защитных механизмов личности.

Десять способов защиты, которые очень хорошо знакомы на практике и исчерпывающе описаны в теоретических работах по психоанализу: вытеснение, изоляция, интроекция, подавление, проекция, рационализация, регрессия, (Само) отождествление с агрессором, слой защиты от возбуждения, сублимация.  

Вытеснение.

 Вытеснение - это действие, посредством которого субъект старается устранить или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями (мысли, образы, воспоминания). Вытеснение возникает в тех случаях, когда удовлетворение влечения само по себе приятно, но может стать неприятным при учете других требований.

"Вытеснение" у Фрейда иногда близко к «защите», потому что теоретическая модель вытеснения была для Фрейда прообразом других защитных механизмов.

Разграничение между этими двумя значениями термина "вытеснение" предстает, как нечто неизбежное, если вспомнить, как сам Фрейд в 1926 г. оценивал свое собственное использование понятий "вытеснение" и "защита".

В текстах Фрейда, написанных ранее "Толкования сновидений", частота употребления слов "вытеснение" и "защита" примерно одинакова. Однако лишь изредка они используются Фрейдом как вполне равнозначные, так что ошибочно было бы считать, полагаясь на это более позднее свидетельство Фрейда, что в тот период ему было известно лишь вытеснение как особый способ защиты при истерии и что тем самым частное принималось им за общее. Прежде всего Фрейд уточнил тогда различные виды психоневроза - в зависимости от четко различных способов защит, среди которых вытеснение не упоминается. Помимо того, слово "вытеснение" иногда обозначает оторванные от сознания представления, образующие ядро отдельной группы психических явлений, -этот процесс наблюдается как при неврозах навязчивых состояний, так и при истерии.

Понятия защиты и вытеснения оба выходят за рамки какого-либо отдельного психопатологического расстройства, но происходит это по-разному. Защита с самого начала выступала как родовое понятие, обозначающее тенденцию, "... связанную с наиболее общими условиями работы психического механизма (с законом постоянства)". Она может иметь как нормальные, так и патологические формы, причем в последнем случае защита предстает в виде сложных "механизмов", судьба которых в аффекте и представлении различна. Вытеснение тоже присутствует во всех видах расстройств и вовсе не является лишь защитным механизмом, присущим истерии; оно возникает потому, что каждый невроз предполагает свое бессознательное (см. этот термин), основанное как раз на вытеснении.

После 1900 г. термин "защита" реже используется Фрейдом, хотя и не исчезает полностью вопреки утверждению самого Фрейда ("вместо защиты я стал говорить о вытеснении"), и сохраняет тот же самый родовой смысл. Фрейд говорит о "механизмах защиты", о "борьбе с целью защиты" и пр.

Что же касается термина "вытеснение", то он не теряет своего своеобразия и не становится понятием, обозначающим все механизмы, используемые при защитном конфликте. Фрейд, например, никогда не называл "вторичные защиты" (защиты, направленные против симптома) "вторичными вытеснениями". По сути, в работе 1915 г. о вытеснении это понятие сохраняет указанное выше значение: "Его сугцность - отстранение и удержание вне сознания" (определенных психических содержаний}. В этом смысле вытеснение иногда рассматривается Фрейдом как особый "защитный механизм" или скорее как особая "судьба влечения", используемая в целях защиты. При истерии вытеснение играет главную роль, а при неврозе навязчивых состояний оно включается в более сложный процесс защиты. Вытеснение возникает как один из моментов защиты при каждом расстройстве и представляет собой — в точном смысле слова - вытеснение в бессознательное.

Вытеснение может рассматриваться с трех метапсихологических точек зрения:

а) с точки зрения топики, хотя в первой теории психического аппарата вытеснение описывается как преграждение доступа в сознание, Фрейд тем не менее не отождествляет вытесняющую инстанцию с сознанием. Моделью его служит цензура. Во второй топике вытеснение выступает как защитное действие Я (отчасти бессознательное);

б) с точки зрения экономики, вытеснение предполагает сложную игру разгрузок, перенагрузок и противонагрузок, относящихся к репрезентаторам влечения;

в) с точки зрения динамики, самое главное - это проблема побуждений к вытеснению: почему влечение, удовлетворение которого по определению должно приносить удовольствие, порождает неудовольствие, а вследствие этого - вытеснение?

Изоляция.

Механизм защиты, распространенный при неврозе навязчивости: изоляция какой-то мысли или поступка, разрыв их связей с другими мыслями или другими сторонами жизни субъекта.

Наиболее ясное описание изоляции мы находим у Фрейда в "Торможении, симптоме, страхе", где она предстает как особый механизм, действующий при неврозе навязчивых состояний.

Понятие изоляции в широком смысле присутствует уже в самых первых размышлениях Фрейда о защитных действиях как таковых. Так, в "Психоневрозах защиты" защита при истерии, а также при фобиях и навязчивых состояниях рассматривается как вид изоляции: "... защита требует отделения мучительного представления от связанного с ним аффекта; что же. касается представления, то оно, в ослабленном и изолированном виде, продолжает оставаться в сознании".

Изоляция - особый процесс защиты, который начинается с проявлений навязчивости и приводит к выработке последовательной, внутренне согласованной установки на разрыв ассоциативных связей мысли и действия, в особенности, с тем, что непосредственно предшествует или следует за ними во времени.

Интроекция.

Процесс, выявляемый в ходе психоаналитического исследования: субъект в процессе фантазирования переходит "извне" "внутрь" объектов и качеств, присущих этим объектам.

Интроекция близка поглощению, инкорпорации, как своему телесному прообразу, однако в отличие от инкорпорации она невсегда соблюдает телесные границы субъекта (интроекция в Я, в идеальное Я и т. д.).

Интроекция связана с оральной инкорпорацией. Эти два термина часто использовались Фрейдом и другими авторами как синонимичные. Фрейд считал, что противопоставление интроекция - проекция поначалу возникло на оральном уровне и лишь позднее приобрело более общее значение. Этот процесс "...находит свое выражение на уровне самых древних оральных влечений: я хочу это съесть, или я хочу это выплюнуть, или в более обобщенной форме: я хочу ввести в себя одно и исторгнуть из себя - другое".

Интроекция была впервые обнаружена Фрейдом при изучении меланхолии, а затем приобрела более общий смысл. Это понятие приводит к обновлению фрейдовской теории (само)отождествления.

Подавление.


 В широком смысле слова - психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи, аффекта и т. д. В этом смысле вытеснение выступает как особый вид подавления.

Подавление  встречается у Фрейда, например, в "Трех очерках по теории сексуальности", однако таких случаев очень немного. Заметим, что этот смысл не распространяется на всю совокупность "защитных механизмов", поскольку некоторые из них не предполагают вывода того или иного содержания за пределы сознания.

Подавление нужно отличать от осуждения, при котором выталкивание психических содержании за пределы сознания возможно, но не необходимо.

Проекция.

Проекция – защитный механизм, при котором человек приписывает другим людям свои собственные, неприемлемые для сознания инстинкты и желания. Именно их он осуждает в других людях.

В широком смысле слова - смещение неврологического или психологического явления вовне, переход либо от центра к периферии, либо от субъекта к объекту. Эта процедура может пониматься по-разному.

В собственно психоаналитическом смысле - операция выделения и локализации в другом лице или вещи тех качеств, чувств, желаний - короче, тех "объектов", которые субъект не признает или отвергает в самом себе. Речь здесь идет об очень древнем по происхождению механизме защиты, который обнаруживается, в частности, при паранойе, но также и при "нормальном" мышлении (суеверия).

Слово "проекция" широко используется в наши дни, как в психологии, так и в психоанализе. Оно используется в различных и, как часто отмечают, нечетко разграниченных значениях. Стоит, по-видимому, охарактеризовать различные трактовки понятия "проекция" - сначала на уровне семантики.

Фрейд говорил о проекции применительно к различным явлениям нормальной психологии и патопсихологии:

1) проекция была поначалу обнаружена в паранойе. Фрейд посвятил этому психическому расстройству два небольших текста, написанных в 1895-1896 гг., а также главу III из "Дальнейших соображений о психоневрозах защиты". В этих работах проекция предстает как первичная защита, связанная с неправильным использованием обычного психического механизма, например, вынесением вовне источника неудовольствия. Параноик проецирует вовне мучительные представления, а они возвращаются к нему в виде самоупреков: "... действительные/ содержания остаются теми же самыми, меняется лишь их место  внутри общего целого".                                  |

1. В 1915г. Фрейд описывал фобическую организацию психики как настоящую "проекцию" влечения, ощущаемого как нечто опасное, на реальность: "Я ведет себя так, словно опасность нарастания тревожного страха обусловлена не динамикой влечений, а внешним восприятием, и, стало быть, можно реагировать на эту внешнюю опасность попытками бегства, фобическим уклонением от "опасности".

2. Фрейд видел тот же механизм в так называемой "проективной ревности", которую он отличал как от "нормальной" ревности, так и от параноидного бреда ревности. Субъект защищается от собственных желаний неверности, вменяя неверность в вину супругу; тем самым он переносит внимание с собственного бессознательного на бессознательное другого человека, подчас достигая глубокого понимания этого человека одновременно с полным непониманием самого себя. И потому иногда невозможно (и всегда безрезультатно) опровергать проекцию как ошибку восприятия.

3. Фрейд неоднократно подчеркивал нормальность проективного механизма. И потому он видел проекцию в предрассудках, мифах, анимизме: "Неясное осознание (так сказать, эндопсихическое восприятие) психических факторов и отношений в бессознательном выражается I...] в построении сверхъестественной реальности, которая должна быть вновь преобразована наукой в психологию бессознательного" .

4. Наконец, лишь в редких случаях Фрейд говорил о проекции применительно к психоаналитической ситуации. Например, он никогда не называл трансфер в целом проекцией: словом "проекция" он обозначал лишь один момент трансфера — когда субъект приписывает аналитику те слова и мысли, которые, по сути, принадлежат ему самому (например: "Вы подумаете, что .., но у меня нет такого намерения").

Из этого перечня видно, что, обнаруживая проекцию в различных областях, Фрейд понимал ее достаточно узко. Проекция всегда выступает как защита, как приписывание другому человеку или вещи — качеств, чувств, желаний, которые субъект отрицает или просто не замечает в самом себе. На примере анимизма видно, что Фрейд не считал проекцию простым уподоблением другого самому себе. Анимистские верования нередко объясняли неспособностью первобытных людей помыслить природу иначе как по образу человека; то же относится и к мифологии: нередко утверждают, что древние "проецировали" на природу человеческие качества и страсти. По Фрейду -в этом и состоит его вклад в решение проблемы - такое уподобление опирается на отказ признать нечто, демоны и духи воплощают не что иное, как дурные человеческие желания.

Рационализация.

             

Процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства и пр., подлинные мотивы которых остаются в тени, Так, может идти речь о рационализации симптома, навязчивой защиты, той пли иной реакции. 

Рационализация - это весьма обычный прием, распространенный в очень широкой области - от различных видов бреда до нормального мышления. Поскольку любое поведение допускает рациональное объяснение, подчас нелегко бывает решить, верно ли это объяснение. В частности, при психоаналитическом лечении обнаруживаются все промежуточные стадии между двумя крайностями. В некоторых случаях бывает несложно доказать пациенту искусственность приводимых им мотивов и убедить его отказаться от них. В других же случаях рациональные мотивировки оказываются весьма прочно обоснованными (психоаналитикам хорошо известны случаи, при которых сопротивления маскируются "ссылкой на факты"), однако и тут оказывается полезно "заключить их в скобки", чтобы обнаружить бессознательные удовлетворения или защиты, которые наслаиваются на эти мотивировки.

Обычно рационализация не считается защитным механизмом, несмотря на свою неявную защитную функцию. Дело в том, что она нацелена не прямо на осуществление влечений, но скорее на вторичную маскировку различных элементов защитного конфликта. Таким образом, и защиты, и сопротивления анализу, и реакции разного рода сами, в свою очередь, могут стать предметом рационализации. Рационализация находит себе прочную опору в готовых идеологических схемах, общепринятой морали, религиях, политических убеждениях и т. д., причем во всех этих случаях Сверх-Я усиливает защиты Я.

Рационализацию можно сравнить со вторичной обработкой, которая строит из образов сновидений связный сценарий.

Именно в этом ограниченном смысле Фрейд считает возможным использовать рационализацию для объяснения бреда. С точки зрения Фрейда, рационализация не может порождать тематику бреда: это мнение противоположно традиционным представлениям, согласно которым мегаломания - это рационализация бреда преследования ("я, должно быть, великая личность, раз меня преследуют столь влиятельные люди").

Понятие "интеллектуализация" близко по смыслу рационализации; однако их следует разграничивать.

Регрессия.

Если представить психический процесс как движение или развитие, то регрессией называется возврат от уже достигнутой точки к одной из предыдущих.

По Фрейду, регрессия осуществляется в ходе смены психических систем, через которые обычно возбуждение движется в определенном направлении.

С точки зрения времени, регрессия предполагает определенную генетическую последовательность и обозначает возврат субъекта к уже пройденным этапам развития (либидианальные стадии, объектные отношения, (само)отождествления и пр. ).

С точки зрения формальной, это переход к менее сложным, менее структурно упорядоченным и менее расчлененным спообам выражения и поведения.

Регрессия - это понятие, которое часто используется в психоанализе и современной психологии; обычно оно означает возврат к предыдущим формам развития мысли, объектных отношений, структуры поведения.

Поначалу Фрейд не интересовался возникновением регрессии. Впрочем, "регрессировать" - значит идти вспять, возвращаться назад, что можно себе представить как в логическом и пространственном, так и во временном смысле.В "Толковании сновидений" Фрейд ввел понятие регрессии для объяснения сущности сна: сновидные мысли предстают прежде всего в форме чувственных образов, которые преследуют субъекта почти как галлюцинация. Для объяснения этого феномена требуется подойти к нему с точки зрения топики, чтобы психический аппарат имел вид ориентированной последовательности систем. В состоянии бодрствования возбуждения проходят сквозь эти системы, двигаясь вперед (т. е. от восприятия к движениям), тогда как во время сна мысли не способны разряжаться в движении и устремляются вспять, к системе восприятия.

Временное значение регрессии, поначалу неявное, стало усиливаться в концепции Фрейда одновременно с выявлением новых моментов в психосексуальном развитии индивида.

Фрейд различает регрессию трех видов: а) топическую, обусловленную функционированием психического аппарата; б) временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации; в) формальную, заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными. Эти три формы регрессии в основе своей едины, поскольку более давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психической топике вблизи восприятия.

Топическая регрессия особенно ярко проявляет себя в сновидениях, где она осуществляется до конца. Однако ее можно обнаружить и в патологических процессах, где она распространяется не столь широко (галлюцинация), или в нормальных процессах, где она идет не столь далеко (память).

Понятие формальной регрессии реже использовалось Фрейдом, хотя оно охватывает многие явления, при которых происходит возврат от вторичных процессов к первичным (переход от тождества мысли к функционированию сообразно с принципом тождества восприятия).

В рамках временной регрессии Фрейд различает несколько линий: регрессию по отношению к объекту, регрессию по отношению к либидиональной стадии и регрессию по отношению к эволюции Я.

Все эти различия связаны не только с заботой о строгости классификации. Дело в том, что в некоторых нормальных или патологических структурах различные типы регрессии не совпадают друг с другом; Фрейд отмечал, например, что "...при истерии систематически наблюдается регрессия либидо к первичным сексуальным объектам инцесту озного типа, хотя регрессии к предыдущим стадиям сексуальной организации при этом не происходит".

Фрейд настаивал на том, что прошлое ребенка - индивида, а тем самым и всего человечества - навсегда остается в нас: "Первичные состояния всегда могут возникнуть вновь. Первичная психика в собственном смысле слова неуничтожима". Фрейд повторяет эту мысль о возврате к прошлому применительно ксамым различным областям - психопатологии, сновидениям, истории культуры, биологии и пр. На обновление прошлого в настоящем указывает также и понятие навязчивого повторения.

(Само)отождествление с агрессором.

Механизм защиты, наделенный и описанный Анной Фрейд. При столкновении с внешней опасностью (как правило, критикой со стороны авторитета) субъект самоотождествляется с агрессором - приписывая себе сам акт агрессии, подражая физическому пли моральному облику агрессора или заимствуя некоторые символы его власти. По Анне Фрейд, этот механизм преобладает на стадии, предшествуюшей образованию Свеу.х-Я, когда агрессия направлена вовне и пока еще не может обращаться - в виде самокритики - на самого субъекта.

Мы не находим этого выражения в работах Фрейда, однако считается, что именно Фрейд описал этот механизм - прежде всего в детских играх - в главе III "По ту сторону принципа удовольствия".

Анна Фрейд обнаруживает (само)отождествление с агрессором в различных ситуациях, таких, например, как физическая агрессия, критика и пр., полагая, что (само)отождествление происходит либо до, либо после устрашающей агрессии. Наблюдаемое при этом поведение есть результат оборачивания ролей: жертва представляет себя агрессором.

Авторы, приписывающие этому механизму важную роль в развитии личности, по-разному оценивают его роль, особенно в построении Сверх-Я. По Анне Фрейд, на первой стадии все агрессивные отношения оказываются перевернутыми: агрессор подвергается интроекции, а жертва (объект нападения, критики, носитель чувства вины) проецируется вовне. Лишь на второй стадии агрессия обращается внутрь и вся совокупность связанных с нею отношений интериоризируется.

 

Слой защиты от возбуждения.

Психофизиологический термин Фрейда, обозначающий функцию защиты организма от угрозы разрушительных внешних возбуждений. Аппарат, осуществляющий эту функцию, есть нечто иное, как внешний поверхностный слой организма, пассивнофильтрующий поступающие возбуждения.                 

Фрейд связывал существование защитных устройств с изначальным стремлением нейронной системы к поддержанию нулевого уровня возбуждений Я (принцип инерции).

В "По ту сторону принципа удовольствия" Фрейд опирается при построении теории травмы на образ простейшей капельки живой субстанции. Для того чтобы выжить, она должна быть окружена защитным слоем, который перестает быть живым веществом и становится заслоном для защиты от внешних возбуждений, несравнимо более сильных, нежели внутренние энергии системы, одновременно с тем пропуская эти возбуждения внутрь в количествах, пропорциональных их интенсивности, чтобы организм мог получить информацию из внешнего мира. С этой точки зрения, травма выступает как широкомасштабный прорыв защитного слоя.

Для того чтобы понять природу слоя защиты от возбуждений, следовало бы рассмотреть вопрос о значении физиологических моделей во всей его широте. Ограничимся здесь замечанием, что Фрейд нередко приписывал этому устройству некую материальную реальность: так, в "Наброске" он говорил о сенсорных органах-рецепторах; в "По ту сторону принципа удовольствия" - об органах чувств под оболочкой "общего защитного слоя всего тела". Однако он придавал защитному слою  более широкое психологическое значение, не предполагающее явной телесной опоры. В конечном счете он даже приписывал ему чисто функциональную роль: защита от возбуждения обеспечивается периодической нагрузкой и разгрузкой системы Восприятие-Сознание, которая пропускает внутрь лишь отдельные фрагменты внешнего мира, и тогда оказывается, что раздробление возбуждений происходит не только в пространстве, но и во времени, вызывая "периоды невозбудпмости" – Сублимация.

Процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность.

Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

- Сублимация затрагивает прежде всего частичные влечения, особенно те, которые не входят в окончательную форму гениталыюсти: "Силы, необходимые для культурного труда, берутся большей частью за счет подавления так называемых извращенных элементов сексуального возбуждения".

- Фрейд сделал два предположения относительно механизма сублимации. Первое основано на теории примыкания* сексуальных влечений к влечениям самосохранения. Подобно тому, как несексуальные влечения могут заражаться сексуальностью (ср. психогенные расстройства питания, зрения и т. д.), так и "пути, передающие воздействие сексуальных расстройств другим телесным функциям, предназначены у нормального субъекта для осуществления другого важного процесса. Они должны способствовать обращению силы сексуального влечения на другие, несексуальные цели, т. е. служить сублимации сексуальности". Это предположение лежит в основе фрейдовского изучения Леонардо да Винчи.

Сублимация - часто используемое в психоаналитической литературе понятие; оно настолько отвечает глубинным задачам фрейдовского учения, что трудно даже понять, как можно без него обойтись. Однако мы не располагаем связной теорией сублимации, что остается существенным пробелом в психоаналитической мысли.

            

Заключение.

Защитные механизмы личности – тема очень непростая. Даже когда о них идет речь в рамках какой-нибудь одной теории личности, например психоанализа, где они и были “открыты”.

Таким образом, защитные механизмы – это всего лишь объяснение, которое придумано, чтобы как-то понять “все наши глупости и

мелкие злодейства”. Почему человек вновь и вновь сам себе придумывает дополнительные проблемы? Что заставляет его сопротивляться тому, чтобы просто стать счастливым? Чего ищет он, все дальше уходя от простых и мудрых решений?

Защитные механизмы – это одна из форм сопротивления, бессознательной, автоматической реакции организма на попытки проникнуть за фасад личности, в ту ее часть, которую сам человек предпочитает не афишировать. Эти же механизмы не пускают туда не только  чужих, но и самого хозяина.

 







Список литературы.

1. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом “БАХРАХ-М”, 2000. – 339 – 650.

2. Фрейд А. “Психология “Я” и защитные механизмы” - М.,          “Педагогика-Пресс”, 1993.      



         





Похожие работы на - Виды защитных механизмов личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!