Анализ показателей рентабельности

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,85 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ показателей рентабельности

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА

КАМЧАТСКИЙ ФИЛИАЛ






К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

по учебной дисциплине: Комплексный экономический анализ

Тема: Анализ показателей рентабельности

 

Выполнена студентом                              

    V                                         БА – с – 01          Бухучет и аудит

   Курс                                     группа                     специальность

Научный руководитель                                              

Дата сдачи работы на рецензирование                                                   

 

Допуск к защите                                                                                      

                      Дата                                     подпись преподавателя

 Работа защищена с оценкой:                                                                  

 

Дата__________________________

Подпись                                          







 

РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу

Анализ показателей рентабельности


































СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                   4

Глава 1. Система показателей рентабельности, методы ее определения

1.1. Определение рентабельности                                                   6

1.2. Планирование показателей рентабельности                                     7

1.3. Группы показателей рентабельности                                                8

1.4. Пути повышения рентабельности продукции предприятия   12

Глава 2. Анализ и оценка  показателей рентабельности предприятия

    ОАО «Завод по производству абразивных инструментов»

2.1. Расчет показателей рентабельности                                        15

2.2. Факторный анализ рентабельности                                         17

Глава 3. Конкретные возможности предприятия по повышения

рентабельности предприятия                                                       25

Заключение                                                                                              27

Библиография                                                                                         30

Приложения                                                                                             31






ВВЕДЕНИЕ

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных от­ношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу  необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциаль­ных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.

Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием  своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

Рентабельность и прибыль – показатели, которые четко отражают  эффективность деятельности предприятия, рациональность использования  предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).

Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство. Для получения максимальной прибыли и избежания банкротства необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, и показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных  показателей.

Целью данной работы является получение и анализ  наибольшего  числа  ключевых  параметров, дающих объективную картину рентабельности конкретного предприятия.

В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе ставятся следующие задачи:

·   Дать определение рентабельности;

·   Изучить особенности планирования показателей рентабельности;

·   Исследовать различные группы показателей рентабельности;

·   Изучить пути повышения рентабельности продукции предприятия;

·   Провести анализ и дать оценку  показателей рентабельности предприятия     ОАО «Завод по производству абразивных инструментов»

·   Внести предложения по повышения рентабельности предприятия, основанные на полученных результатах анализа.

Основой данной работы является бухгалтерская отчетность предприятия ОАО «Завод по производству абразивных инструментов», которая включает бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках - Форма №2. В процессе факторного анализа использованы сведения, приведенные в пояснительной записке к годовому отчету и дополнительные материалы о деятельности предприятия.

Глава 1. Система показателей рентабельности, методы ее определения

1.1. Определение рентабельности


Рентабельность представляет собой доходность  (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоп­лений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как эконо­мическая категория, она характеризует финансовый результат предпринима­тельской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-эко­номическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. При­быль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных по­требностей организации, но и приобретает все большее значение в формиро­вании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности.

Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производст­ва. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками фи­нансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характери­зуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

1.2. Планирование показателей рентабельности


Прибыль, являясь важнейшим показателем результативности производственно-хозяйственной деятельности, не дает полного представления об его эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени характеризует результат деятельности.

Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. В числе экономических по­казателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация рента­бельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.

          Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

1.3. Группы показателей рентабельности


В практике российских предприятий используют следующие показатели рентабельности:

• рентабельность продукции (издержек);

• рентабельность продаж;

• рентабельность активов;

• рентабельность текущих активов;

• рентабельность собственного акционерного капитала.

1. Рентабельность продукции (издержек) определяется как отношение прибыли от реализации продукции (Рр) к полной себестоимости реализованной продукции (S):

Rs = Рр. / S × 100%                                     (1.1)

Этот показатель характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятий.

2. Рентабельность продаж (Rпрод.) определяется как отношение прибыли от реализации  к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции .

Rпрод. = Рр. / N × 100%                      (1.2)

Рентабельность продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.

3. Рентабельность активов  (RА) определяется как отношение прибыли (балансовой или чистой) к средней величине активов за определенный период

RА = Р / А                               (1.3)

Этот показатель служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала, как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.

Рентабельность активов также можно представить как произведение показателей, характеризующих эффективность использования материальных и финансовых ресурсов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов (ОА).

RА = Rпрод. × ОА                       (1.4)

Отсюда просматривается взаимосвязь между размером прибыли, содержащейся в цене продукции, и скоростью оборота активов. Чем меньше доля прибыли в цене, тем больше должна быть скорость оборота, чтобы рентабельность вложений в предприятие была достаточной. И наоборот, чем ниже скорость оборота, тем больше должна быть доля прибыли в цене товара.

4. Рентабельность текущих активов  (RАтек.) представляет собой отношение чистой прибыли предприятия  к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприятия:

RАтек = РЧ / Атек.                                 (1.5)

Этот показатель характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля, вложенного в текущие активы.

5. Рентабельность собственного акционерного капитала (RКсоб.) определяется как отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала предприятия за определенный период:

RКсоб. = РЧ / Ксоб.                                (1.6)

Этот показатель занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. величину прибыли, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие и остающуюся в распоряжении предприятия. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды.

Основные показатели рентабельности продукции формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия. Например,

Чистая

         прибыль     

Объем продаж

 

Балансовая

         прибыль     

Объем продаж

 

Прибыль от реализации

Объем продаж

 

Налогооблагаемая

      прибыль        

Объем продаж

 
                                     

 

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции к выручке от её реализации ( без НДС);

2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);

4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

Данные показатели характеризует прибыльность (доходность) продукции базисного (К0) и отчетного (К1) периода.

Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации:

К0 = Р0 / N0;

К1 = Р1 / N1;

или

К0 = (N0 - S0)  / N0;

К1 = (N1 - S1)  / N1;

DК = К1 - К0,

где:

Р0, Р1  ¾  прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;

N0, N1 ¾ реализация продукции (работ, услуг), соответственно;

S0, S1 ¾  себестоимость продукции (работ, услуг), соответственно;

DК ¾ изменение рентабельности за анализируемый период.

          Влияние фактора объема продукции определяется расчетом (по методу цепных подстановок):

N = (N1 - S0)  / N1 - (N0 - S0)  / N0.

Соответственно влияние изменения себестоимости составит:

DК = КN - КS.

1.4. Пути повышения рентабельности продукции предприятия

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить с помощью следующей схемы (табл. 1.1):

Таблица 1.1.

Схема взаимосвязи показателей, влияющих на рентабельность продукции

1

2

3

4

5

Объем продукции в стоимостном выражении

(N)



=


Объем продукции в физических единицах

(q)



Х


Цена единицы продукции

(Ц)

Затраты на производство в денежном выражении

(S)



=

Объем использованных ресурсов

(в натуральном выражении)

(z)



Х


Цена единицы ресурса

(С)

Доходность

(N / S)


=

Производительность ресурсов

(q / z)


Х

Возмещение затрат в цене продукта

(Ц / С)

Прибыль

(N - S)


=

Объем продукции в стоимостном выражении

( q * Ц)


¾

Затраты на производство в денежном выражении

(z * С)


Доходность предприятия по производству продукции рассматривается как коэффициент соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появится возможность обычными методами факторного анализа дать количественную оценку влияния производственной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.

Имеем:

JN/S = (N1 / S1) / (N0 / S0)                              (1.7)

или в развернутом виде:

JN/S = [(q1 × Ц1) / (z1 × С1)] / [(q0 × Ц0) / (z0 × С0)]          (1.8)

где J — индекс роста соответствующего показателя;         

1; 0 — означают, что показатели исчислены за отчетный и базисный период соответственно.

Абсолютное изменение доходности  DN/S за период исчисляется кaк разность индексов объема продукции и затрат на производство:

DN/S = JN - JS.                                  (1.9)

Влияние изменения промышленной производительности на доходность определяется методом цепных подстановок.

В целом общее изменение доходности за период балансируется с факторными отклонениями:

DN/S = D1  + D2                                 (1.10)

Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора, или финансовой производительности. Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены за предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов, машин и оборудования и т.д.







Глава 2. Анализ и оценка  показателей рентабельности предприятия ОАО «Завод по производству абразивных инструментов»

2.1. Расчет показателей рентабельности

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия. Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия.

          Для определения рентабельности готовой продукции принимаются данные бухгалтерской отчетности, которые приведены в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2 приложения к Бухгалтерскому балансу)

Таблица 2.1.

Показатели  рентабельности ОАО «Завод по производству абразивных инструментов», тыс. руб.

Показатели

Данные Ф-2

Прошлый год

Отчетный год

Отклонения (+ /-)

1.Выручка (нетто)  от продажи товаров, работ, услуг



стр.010



56 273



92 346

36 073

2. Полная себестоимость

стр.020+ 030 + 040

46 152

74 396

28 244

2. Прибыль от продаж

стр.050

10 121

17 540


3. Балансовая прибыль.

стр.140

10 174

16 225

7 419

4. Чистая прибыль.

стр.170

-

315

6 051

Расчетные показатели (%)

1. Общая рентабельность.

стр.140 

стр.010

18,1

17,6

-0,5

2. Рентабельность продаж по чистой прибыли.

стр.170       стр.010

0,0

0,3

0,3

3. Рентабельность всей реализованной продукции.

стр.050 с.020+030+040

21,9

23,6

1,6


На основе полученных  расчётов можно сделать следующие выводы:

Показатель общей рентабельности снизился с 18,1% в прошлом году до 17,6% в отчетном году, то есть на 0,5%. Это говорит о том, что в прошлом году каждый рубль реализации приносил в среднем около 18 копеек балансовой прибыли, а в отчетном году – 17,6 копеек.

Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли в отчетном году составил всего 0,3%. Это говорит о том, что на 1 руб. реализованной продукции  в отчетном году предприятие имело 0,3 копейки чистой прибыли. В прошлом году чистая прибыль отсутствовала, поэтому этот показатель не рассчитывался.

Рентабельность всей реализованной продукции увеличилась за отчетный год на 1,6% и составила к концу года 23,6%.  Это значит, что в конце отчетного периода каждый рубль реализации стал приносить на 1,6 копеек больше прибыли от реализации.

В процессе анализа рентабельности продукции можно рассчитать показатель рентабельности товарной продукции.

Рентабельность товарной продукции характеризуется показателем затрат на денежную единицу товарной продукции или его обратной величиной.

Классической формулой вычисления рентабельности товарной продукции является формула:

КТП = (Т - S) / S × 100.

где:

Т ­ товарная продукция;

S - полная себестоимость товарной продукции.

Из данных, приведенных в пояснительной записки к бухгалтерскому балансу:

За прошлый год (47373 – 37245) / 37245 × 100 = 27,2

За отчетный  год           (67784 – 51635) / 51635 × 100 = 31,3

Как видно из проведенного анализа рентабельность товарной продукции за отчетный год увеличилась на 4,1%, что является очень хорошим показателем.

2.2. Факторный анализ рентабельности

Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

          Определим влияние факторов объема продукции и цены на изменение рентабельности продаж по прибыли от реализации  за 2003 год методом цепных подстановок.

Метод цепных подстановок является наиболее универсальным. Еще его называют приемом последовательного (постепенного) изолирования факторов. Этот метод предназначен для измерения влияния факторных признаков на изменение результативного показателя при изучении функциональных зависимостей.

Обозначим рентабельность продаж базового и отчетного периода за К0 и К1, соответственно. Имеем по определению:

К0 = Р0 / N0 ;                                     К1 = Р1 / N1 ;

ИЛИ

К0 = (N0 - S0) / N0                                                                                 (2.1)

К1 = (N1 - S1) / N1                                                                                 (2.2)

DК = К1 - К0                                     (2.3).

где:

Р1, Ро - прибыль от реализации продукции отчетного и базисного периода;

S1, So - затраты на производство и реализацию продукции;

N1, No - выручка от реализации продукции.

По исследуемому предприятию имеем следующие данные (из Ф-2):

S1 - 74396 тыс. руб.                         S0 - 46152 тыс. руб.

N1 - 92346 тыс. руб.                         N0 - 56273 тыс. руб.

Подставим данные в формулы (2.1), (2.2) и (2.3):

К0 = (56273 - 46152) / 56273 = 0,180 = 18,0%

К1 = (92346 - 74396) / 92346 = 0,194 = 19,4%

DК = 0,194 - 0,180 = 0,014 = 1,4 %

Влияние фактора изменения цены на рентабельность продаж определяется расчетом:

N = (N1 - S0) / N1 - (N0 - S0) / N 0

N = (92346 - 46152) / 92346 - (56273 - 46152) / 56273 = 0,500 - 0,180 = 0,32

Т.е. за счет увеличения выручки от реализации продукции рентабельность продаж увеличилась на 32 %. Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

S = (N1 - S1) / N1 - (N1 - S0) / N1

S = 0,194 - 0,500 = - 0,306

Т.е. за счет увеличения затрат на производство и реализацию продукции показатель рентабельности сократился на 30,6 %.

Сумма факторных отклонении дает общее изменение рентабельности продаж за период:

DК = К1 - К0 = 0,32 - 0,306 = 0,014 = 1,4%.

Таким образом, повышение рентабельности продаж на 1,4 % явилось результатом влияния следующих факторов:

1. увеличение выручки от реализации продукции на 32 %:

2. увеличение суммы затрат на производство и реализацию продукции на 30,6 %,

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Например, для анализа общей рентабельности (рентабельность производственных фондов) можно использовать трех- или пятифакторную модель.

    В основе всех используемых моделей лежит следующее отношение:

R = P / K = P / (F + E) = (P / N) / [F/N + E/N] = (1-S / N) / [F/N + E/N] =

= [ 1 – (U/N + M/N + A/N)] / (F/A + A/N +E/N)

где        U/N   - зарплатоемкость продукции;

              M/N  - материалоемкость продукции;

              A/N   - амортизациеемкость продукции;

              F/N    - фондоемкость продукции по основным

   производственным фондам;

E/N   - фондоемкость продукции по оборотным средствам

  (коэффициент закрепления оборотных средств);

              Р       - прибыль балансовая;

              F       - средняя за период стоимость основных фондов;

              E       - средние остатки материальных обротных средств;

              R       - рентабельность продукции;

              S/N    - затраты на 1 руб. продукции по полной себестоимости.

Рентабельность фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции;

·   чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных средств;

·   чем ниже затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средства труда, материалов, труда).

Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок, или по интегральному методу оценки факторных влияний.

Факторный анализ рентабельности приведен в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Факторный анализ рентабельности


Показатель

Условное

Прош-лый год

Отчет-ный год

           Отклонения



обозначение



абсолютные

относительные






гр.4-гр.3

гр.5 : гр.3 х 100


1

2

3

4

5

6


Исходные данные






1

Выручка от реализации (тыс. руб.)

N

56273

92346

36073

64,10

2

Трудовые ресурсы







а) производственный персонал (чел.)

T

234

224

-10

-4,27


б) оплата труда с начислениями

     (тыс. руб.)

U

3729

4847

1118

29,98

3

Материальные затраты (тыс. руб.)

M

40923

69131

28208

68,93

4

Фонды







а) основные производственные

F

11783

12890

1107

9,39


б) амортизация (тыс. руб.)

A

818

783

-35

-4,28

5

Оборотные средства (тыс. руб.)

E

18143

32962

14819

81,68

Расчетные показатели



1

Себестоимость товара (тыс. руб.)

C=U+M+A

45470

74761

29291

64,42

2

Прибыль (тыс. руб.)

P=N-C

10803

17585

6782

62,78

3

Рентабельность капитала (предприятия)

R=P/(F+E)

0,3610

0,3835

0,0225

6,24

Расчеты для трехфакторной модели


Фактор 1.







Прибыльность продукции

P/N

0,1920

0,1904

-0,0015

-0,81


Фактор 2.







Фондоемкость продукции

F/N

0,2094

0,1396

-0,0698

-33,34


Фактор 3.







Оборачиваемость оборотных средств

E/N

0,3224

0,3569

0,0345

10,71

Расчеты для пятифакторной модели


Фактор 1.







Материалоемкость продукции

M/N

0,7272

0,7486

0,0214

2,94


Фактор 2.







Трудоемкость продукции

U/N

0,0663

0,0525

-0,0138

-20,79


Фактор 3.







Амортизациеемкость продукции

A/N

0,0145

0,0085

-0,0061

-41,67


Фактор 4.







Скорость оборачиваемости основного капитала

A/F

0,0694

0,0607

-0,0087

-12,50


Фактор 5.







Скорость оборачиваемости оборотных средств

E/N

0,3224

0,3569

0,0345

10,71


Трехфакторная модель анализа рентабельности

          Рентабельность предприятия за прошлый  год составляла 0,3610 или 36,1%. За отчетный год – 0,3835 или 38,35 %. Т.о. прирост рентабельности за отчетный период составил:

DR = 0,3835 - 0,3610 = 0,0225 = 2,25%

Рассмотрим, какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.

1. Исследование влияния изменения фактора прибыльности продукции (товара).

1.1.   Рассчитаем условную рентабельность по прибыльности продукции при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных:

RlP = lP1  / (lF0 + lE0) = 1,1904 / (0,2094 + 0,3224) = 0,3581 = 35,81 %

1.2. Выделяем влияние фактора прибыльности продукции:

DRlP = RlP – R0 = 0,3581 – 0,3610 =  - 0,0029 = - 0,29%

2. Исследование влияния изменения фондоемкости

2.1.   Рассчитаем условную рентабельность по фондоемкости при условии, что изменились два фактора – рентабельность продукции и фондоемкость, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных:

RlF = lP1  / (lF1 + lE0) = 1,1904 / (0,1396 + 0,3224) = 0,4122 = 41,22 %

Выделяем влияние фактора фондоемкости:

DRlF = RlF - RlP = 0,41422 – 0,3581 =  0,0541 = 5,41%

3. Исследование влияния оборачиваемости оборотных средств

3.1. Рассчитываем рентабельность для отчетного периода. Ее можно рассматривать как условную рентабельность при условии, что изменились значения всех трех факторов рентабельности продукции, фондоемкости и оборачиваемости оборотных средств ( R1 = 0,3835).

3.2.  Выделяем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств

DRlE = R1 - RlF = 0,3835 – 0,4122 = - 0,0287 = - 2,87%

Итак:

DR = R1 - R0 = DRlP + DRlF + DRlE = - 0,0029 + 0,0541 - 0,0287 = 0,0225 = 2,25%

Пятифакторная модель анализа рентабельности

Расчет по пятифакторной модели аналогичен трехфакторной и рассчитывается по формуле:

Значение рентабельности предприятия приведены в таблице 2.3.

1. Исследование влияния изменения фактора материалоемкости продукции (товара)

1.1. Рассчитаем условную рентабельность по материалоемкости продукции при условии, что изменилась только материалоемкость продукции, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных:

Rlм = 0,3208

1.2. Выделяем влияние фактора материалоемкости

D Rlм = Rlм - R0 = 0,3208 – 0,3610 = - 0,0402

2. Исследование влияния изменения фактора трудоемкости продукции (товара)

2.1. Рассчитаем условную рентабельность по трудоемкости продукции при условии, что изменились как материалоемкость продукции, так и трудоемкость а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных:

RlU = 0,3467

2.2. Выделяем влияние фактора трудоемкости

D RlU = RlU - Rlм = 0,3467 – 0,3208 = 0,0259

3. Исследование влияния фактора амортизации продукции

3.1.  Рассчитаем условную рентабельность по амортизациеемкости продукции при условии, что изменились материалоемкость, трудоемкость  и амортизациеемкость, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных:

RlА = 0,3581

3.2. Выделяем влияние фактора амортизациеемкости

D RlА = RlА - RlU = 0,3581 – 0,3467 =  0,0114

4. Исследование влияния изменения фактора скорости оборачиваемости основного капитала

4.1. Рассчитаем условную рентабельность по скорости оборачиваемости основного капитала при условии, что изменились материалоемкость, трудоемкость, амортизациеемкость и скорость оборачиваемости основного капитала, а значение скорости оборачиваемости оборотных средств осталось на уровне базисного:

RA/F = 0,4122

4.2. Выделяем влияние фактора скорости оборачиваемости основного капитала

DRA/F = RA/F - RlА = 0,4122 – 0,3581 = 0,0541

5.       Исследование влияния изменения фактора скорости оборачиваемости оборотного капитала

5.1. Рассчитываем рентабельность для отчетного периода. Ее можно рассматривать как условную рентабельность при условии, что изменились значения всех пяти факторов материалоемкость, трудоемкость, амортизациеемкость, скорость оборачиваемости основного капитала и скорость оборачиваемости оборотного капитала. ( R1 = 0,3886).

5.2. Выделяем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств

DRЕ/N = R1 - RA/F = 0,3835 – 0,4122 = - 0,0287

Итак: DR = R1 - R0 = DRlм + DRlU + DRlА + DRA/F + DRЕ/N = - 0,0402 + 0,0259 + 0,0114 + 0,0541 - 0,0287 = 0,0225 = 2,25%

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод: Наибольшее положительное влияние на увеличение рентабельности оказал фактор скорости оборачиваемости основного капитала, но увеличение материалоемкости продукции и снижение скорости оборачиваемости оборотных средств не позволило еще  улучшить показатель рентабельности.








Глава 3. Конкретные возможности предприятия по повышения рентабельности предприятия

          Факторные модели рентабельности раскрывают важнейшие причинно-следственные связи между показателями финансового состояния предприятия и финансовыми результатами. Поэтому они являются незаменимым инструментом оценки сложившейся ситуации. Факторные модели рентабельности являются также управляемыми моделями прогнозирования финансовой устойчивости предприятия.

По результатам проведенного анализа сделан вывод: - наибольшее положительное влияние на увеличение рентабельности оказал фактор скорости оборачиваемости основного капитала, но увеличение материалоемкости продукции и снижение скорости оборачиваемости оборотных средств не позволило еще  улучшить показатель рентабельности.

Т.о. для увеличения доходов, прибыли и рентабельности предприятия необходимо принять меры по ускорению оборачиваемости оборотного капитала и снижению материалоемкости продукции.

Для ускорения оборачиваемости оборотного капитала необходимо:

·   сократить продолжительность производственного цикла за счет интенсификации производства (использования новейших технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, повышения уровня производительности труда, более полное использовать производственные мощности предприятия, трудовые и материальные ресурсы и др);

·   улучшить организацию материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами сокращения времени нахождения капитала в запасах;

·   ускорить процесс отгрузки продукции и оформления расчетных документов;

·   сократить время нахождения средств в дебиторской задолженности.

Для снижения материалоемкости продукции возможны следующие пути улучшения использования материальных ресурсов на предприятии ОАО «Завод по производству абразивных инструментов»:

·   внедрение малоотходной и безотходной технологии производства;

·   комплексное использование сырья на предприятии;

·   широкое применение искусственных и синтетических материалов;

·   улучшение качества продукции;

·   более качественная подготовка сырья и материалов к производству;

·   создание совершенной нормативной базы на предприятии;

·   воспитание работников предприятия в духе рационального использования материальных ресурсов;

·   поддержание техники и технологии в хорошем рабочем состоянии и строгое соблюдение технологических процессов.

Конкретные пути снижения материалоемкости должны определяться исходя из тщательного анализа и выявления истинных причин  неудовлетворительного использования материальных ресурсов на предприятии. Наиболее ощутимые результаты в решении проблемы снижения материалоемкости продукции можно получить на основе разработки и реализации долговременной программы по ресурсосбережению на предприятии.

Заключение

Рентабельность представляет собой доходность  (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

В процессе выполнения данной работы были получены и количественные и качественные параметры, анализ которых позволит судить о рентабельности предприятия ОАО «Завод по производству абразивных инструментов.

На основе проведенного анализа сделаны выводы об изменении всех показателей рентабельности предприятия, а именно:

Показатель общей рентабельности снизился с 18,1% в прошлом году до 17,6% в отчетном году, то есть на 0,5%. Это говорит о том, что в прошлом году каждый рубль реализации приносил в среднем около 18 копеек балансовой прибыли, а в отчетном году – 17,6 копеек.

Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли в отчетном году составил всего 0,3%. Это говорит о том, что на 1 руб. реализованной продукции  в отчетном году предприятие имело 0,3 копейки чистой прибыли. В прошлом году чистая прибыль отсутствовала, поэтому этот показатель не рассчитывался.

Рентабельность всей реализованной продукции увеличилась за отчетный год на 1,6% и составила к концу года 23,6%.  Это значит, что в конце отчетного периода каждый рубль реализации стал приносить на 1,6 копеек больше прибыли от реализации.

Рентабельность капитала (предприятия) по прибыли от реализации продукции в отчетном году составила 38,35%, что 2,25% больше, чем в прошлом году.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся  совокупность производственно-хозяйственных факторов:

- уровень организации производства и управления;

- структура капитала и его источников;

- степень использования производственных ресурсов;

- объем, качество и структура продукции;

- затраты на производство и себестоимость изделий;

- прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Факторные модели рентабельности раскрывают важнейшие причинно-следственные связи между показателями финансового состояния предприятия и финансовыми результатами. Поэтому они являются незаменимым инструментом оценки сложившейся ситуации. Факторные модели рентабельности являются также управляемыми моделями прогнозирования финансовой устойчивости предприятия.

По результатам проведенного анализа сделан вывод - наибольшее положительное влияние на увеличение рентабельности капитала (предприятия) по прибыли от реализации продукции оказал фактор скорости оборачиваемости основного капитала, но увеличение материалоемкости продукции и снижение скорости оборачиваемости оборотных средств не позволило еще  улучшить показатель рентабельности.

Для увеличения доходов, прибыли и рентабельности предприятия необходимо принять меры по ускорению оборачиваемости оборотного капитала и снижению материалоемкости продукции.

Для ускорения оборачиваемости оборотного капитала необходимо:

·   сократить продолжительность производственного цикла за счет интенсификации производства;

·   улучшить организацию материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами сокращения времени нахождения капитала в запасах;

·   ускорить процесс отгрузки продукции и оформления расчетных документов;

·   сократить время нахождения средств в дебиторской задолженности.

Для снижения материалоемкости продукции возможны следующие пути улучшения использования материальных ресурсов:

·   внедрение малоотходной и безотходной технологии производства;

·   комплексное использование сырья на предприятии;

·   широкое применение искусственных и синтетических материалов;

·   улучшение качества продукции;

·   более качественная подготовка сырья и материалов к производству;

·   создание совершенной нормативной базы на предприятии;

·   воспитание работников предприятия в духе рационального использования материальных ресурсов;

·   поддержание техники и технологии в хорошем рабочем состоянии и строгое соблюдение технологических процессов.

Конкретные пути снижения материалоемкости должны определяться исходя из тщательного анализа и выявления истинных причин  неудовлетворительного использования материальных ресурсов на предприятии. Наиболее ощутимые результаты в решении проблемы снижения материалоемкости продукции можно получить на основе разработки и реализации долговременной программы по ресурсосбережению на предприятии.

Таким образом, приняв необходимые меры по ускорению оборачиваемости оборотных средств и снижению материалоемкости продукции  предприятие ОАО «Завод по производству абразивных инструментов может значительно увеличить рентабельность производства и улучшить свое финансовое состояние.




Библиография

1. Абдуллаев Н. Формирование системы анализа финансового состояния предприятия // Финансовая газета. - 2000. - № 30.

2. Баканов М. И. Шеремет А. Д. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование. - М.: Финансы и статистика, 2003.

3. Баканов М. И. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 3-е издание, перераб. - М.: Финансы и статистика. 1995.

4. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы. - М. : Инфра-М, 1999.

5. Ковалев В. В. Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М.- 2000.

6. Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 1995.

7. Мизиковский Е. Финансовое положение предприятия, // Финансовая газета, 2000 - N 45,46,47.

8. Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 1996.

9. Савицкая Г.В.- Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. 3-е изд. Мн.: ИП «Экоперспектива». «Новое издание». 1999.

10.   Уткин Э. А.  Цены. Ценообразование. Ценовая политика.  М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС. 2000.

11.   Шамхалов Ф. И. Прибыль - основной показатель результатов деятельности организации // Финансы. - 2000. - № 6

12.   Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА - М. 1996.




Приложение 1.


Отчет о прибылях и убытках предприятия  (тыс. руб.)

Наименование показателя

Код строки

Прошлый год

Отчетный год

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

10



56273



92 346

Себестоимость  проданных товаров,  продукции,  работ, услуг

20

46 152

74 396

Валовая прибыль

29

10 121

17 950

Коммерческие расходы

30



Управленческие расходы

40



Прибыль (убыток) от продаж

50

10 121

17 950

II. Операционные доходы и расходы

Проценты к получению

60



Проценты к уплате

70



Доходы от участия в других организациях

80

21

35

Прочие операционные доходы

90

102

98

Прочие операционные расходы

100


1023

III. Внереализационные доходы и расходы

Внереализационные доходы

120

254


Внереализационные расходы

130

324

835

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

10 174

16 225

Налог  на  прибыль  и  иные аналогичные обязательные платежи

150

10174

15910

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

160

-

315

IV. Чрезвычайные доходы и расходы

Чрезвычайные доходы

170




Похожие работы на - Анализ показателей рентабельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!