Актуальные вопросы налогообложения факторинговых операций

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    99,46 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Актуальные вопросы налогообложения факторинговых операций

Актуальные вопросы налогообложения факторинговых операций

Содержание

Введение                                                                                                                 2

1. Экономическая сущность факторинга и налогообложения факторинговых операций                                                                                                                  4

1.1 Понятие, основные виды и функции факторинга и его налоговые характеристики                                                                                                                    4

1.2 Основные виды факторинговых сделок                                                       13
1.3 История развития и современная российская и мировая практика факторинга                                                                                                                      16

2. Характеристика российского рынка факторинга                                          21

2.1 Объем и темпы роста российского рынка факторинга                               21
2.2 Характеристики факторинговых сделок на российском рынке                28

3.  Основные аспекты налогообложения факторинговых операций              33

3.1 Общая характеристика  налогообложения факторинга                             33

3.2 Налоговые последствия факторинга для поставщика                                35

3.3 Налоговые последствия фактора (финансового агента)                            37

3.4 Налогообложение факторинга как обеспечения                                         39
Заключение                                                                                                           40

Список использованной литературы                                                                  41





Введение

В годы рыночной экономики в нашей жизни появились такие новые слова, как факторинг. Факторинг — взимание платежей и ведение бухгалтерского учета по поручению клиента. Факторинговые операции активно проводят коммерческие банки, организующие специализированные филиалы или компании.

 Классические факторинговые сделки предполагают, что, покупая финансовые обязательства, банк полностью берет на себя риск по их исполнению и в том случае, если плательщик окажется не в состоянии оплатить выставленное на него платежное требование, банк понесет убытки.

 Плюсы факторинговых операций заключаются в следующем: ускоряется оборачиваемость оборотных средств; факторинг позволяет увеличить объем выпуска продукции предприятием; обеспечивает гарантированный сбыт продукции на предприятии; позволяет избежать обвальных банкротств.

 Если говорить о применении факторинга в рамках банковского учреждения, то необходимо отметить, что факторинг - это комплекс финансовых услуг, оказываемых банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Эти услуги включают, как правило, следующие направления:

- финансирование поставок товаров;

- страхование кредитных рисков;

- учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту;

- контроль за своевременностью оплаты и работа с дебиторами.

 Особо необходимо отметить, что в отличие от банковского кредитования при факторинговом обслуживании, получая финансирование своих продаж, поставщик перестает нести следующие расходы:

- проценты за пользование кредитом;

- налог на прибыль с процентов, превышающих ставку ЦБ +3%;

- расходы по оформлению кредита, включающие регистрацию и страхование залога, оплату рабочего времени сотрудников на оформление и подготовку документов для кредитного отдела, уведомления налоговой инспекции о намерении открыть ссудный счет и т. д.

- расходы, связанные с непредвиденным ростом процентных ставок в стране;

- расходы на экстренную мобилизацию денежных средств при наступлении срока погашения кредита или выплаты процентов, включая упущенную выгоду, связанную с выводом этих средств из оборота.

Экономическая эффективность применения факторинговых операций предполагает особое внимание к вопросам их налогообложения как со стороны отдельного экономического субъекта, так и со стороны соответствующих государственных органов.

Руководствуясь всем вышесказанным в рамках данной курсовой работы будут рассмотрены наиболее актуальные вопросы факторинга и особенностей налогообложения факторинговых операций в современных условиях и тенденции их развития в ближайшей перспективе.












1. Экономическая сущность факторинга и налогообложения факторинговых операций

1.1 Понятие, основные виды и функции факторинга и его налоговые характеристики

Факторинг – это комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки.

 Гражданский кодекс Российской Федерации (Глава 43, ст. 824) определяет факторинговые операции следующим образом: «По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».

 Кроме этого необходимо отметить, что в конвенции УНИДРУА «О международном факторинге» (UNIDROIT Convention on International Factoring) «под факторинговым контрактом понимается контракт, заклю- ченный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым: поставщик должен или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования.

 Финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:

- финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;

- ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;

- предъявление к оплате денежных требований;

- защита от неплатежеспособности должников.

Важно отметить, что должники должны быть обязательно уведомлены о состоявшейся уступке требования.

 Продолжая исследование необходимо отметить, что конвенция подписана 14 государствами, ратифицирована Италией, Нигерией и Францией и вступила в силу в 1995 году. Положения, закрепленные в ней, используются законодателями многих стран в качестве основы при разработке специального правового регулирования этого вида договоров. Материалы конвенции также использовались и российскими законодателями при принятии соответствующих норм Гражданского кодекса.  

 Если говорить о схеме факторинга, то она выглядит достаточно просто. Поставщик отгружает продукцию покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные передаются в факторинговую компанию. Она в свою очередь платит компании по накладным за отгруженный товар от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгружаемого товара). Позже покупатель переводит на счет факторинговой компании деньги в размере стоимости товаров, поставленных компанией на условиях отсрочки платежа. После этого факторинговая компания переводит остаток суммы поставщику.

Наиболее наглядно данная схема представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схема факторинга (цифры в схеме отражают порядок осуществления операций)

 ** Обычно сразу после поставки товаров, но может быть и в любой день отсрочки платежа.

 Далее в рамках проводимой характеристики факторинга рассмотрим схему взаимодействия поставщика, покупателя и факторинговой компании на числовом примере. Так, если поставщик переуступает факторинговой компании денежные требования к своим клиентам на сумму 1000 рублей. Согласно договору, факторинговая компания после предоставления документов, подтверждающих выполнение обязательств поставщика перед покупателями (поставка товаров или оказание услуг), пере- числяет поставщику первый платеж, например, в размере 80% от суммы переуступленных денежных требований, минус комиссия, к примеру, в размере 3%. Таким образом, поставщик получает 770 рублей (1000*0,8-1000*0,03). Оставшуюся сумму (200 рублей) фактор перечисляет на счет поставщика после получения денег от покупателей.

 Комиссия, которую взимает факторинговая компания, обычно включает в себя:

- процент от оборота поставщика;

- фиксированный сбор за обработку документов по каждой поставке;

- процент за пользование денежными ресурсами (полностью относится на себестоимость продукции);

- помимо этого факторинговая компания может взимать и другие платежи, например, за каждый день просрочки платежа покупателями.

Следующим этапов рассмотрим основные функции факторинга, в состав которых входят следующие:  

 1. Финансирование. Основная функция факторинга - предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет возможность поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя. Если компания нацелена на увеличение объема продаж, то она имеет возможность постоянно пускать деньги в оборот и при этом конкурировать с другими поставщиками за клиентов, предоставляя отсрочку платежа. Также поставщик, заключив договор факторинга, заранее знает, в какой день деньги поступят на его счет. Обычно же, предоставив отсрочку платежа своим покупателям, поставщик не знает, когда они расплатятся с ним, и расплатятся ли вообще.

 Кроме того, финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередь стоит отметить следующие:

- поставщик не должен возвращать выплаченные ему деньги, так как расходы фактора будут возмещены из платежей покупателей;

- финансирование будет длиться так же долго, как долго поставщик будет продавать свою продукцию;

- финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж.

 Таким образом, финансирование в рамках факторинга навсегда избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста его кредиторской задолженности. Кроме того, факторинговое финансирование более целевое, чем, например, кредит: компания выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда ей действительно нужны деньги.

 Факторинг — это одна из форм залогового финансирования, при этом объем финансирования прямо зависит от стоимости переуступаемых факторинговой компании денежных требований, то есть от величины долга покупателей поставщика. В отличие от других форм залогового кредитования, в данном случае денежные требования покупаются фактором, а не используются в качестве залога (хотя возможна и такая ситуация, когда права требования поставщика к своим покупателям выступают залогом при выда- че кредита). Таким образом, при факторинге происходит смена собственника, поставщик продает денежные права требования факторинговой компании. Эта особенность факторинга становится особенно важной в странах с переходной экономикой, законодательство которых далеко от совершенства: закон о банкротстве предприятий работает плохо, правовое обеспечение торговых сделок не развито, торговые законы не работают.

 В случае банкротства поставщика факторинговая компания не рискует потерять свои деньги, поскольку права требования к дебиторам поставщика перешли к ней и не подлежат изъятию при процедуре банкротства.

 Факторинговое финансирование в отличие от обычного кредитования доступно высокорисковым, информационно-непрозрачным предприятиям, поскольку риск невозврата долгов лежит не на них, а на их покупателях, и кредитоспособность поставщика становится менее важной, чем кредитоспособность его покупателей. Поэтому использование факторинга возможно, когда покупателями клиента являются крупные и надежные компании, в том числе иностранные. Например, крупные сетевые магазины, такие как «Ашан», «Седьмой континент», «Метро» работают со своими многочисленными поставщиками по факторинговой схеме.

 2. Административное управление дебиторской задолженностью. Факторинг позволяет клиенту также избавиться от рутинной работы, связанной с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, напоминанием дебиторам о задержках платежей. Обычно факторинговая компания по первому требованию поставщика предоставляет ему отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей. Также в случае безрегрессного факторинга фактор берет на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально для небольших компаний, не располагающих собственными ресурсами для инкассации. Это позволяет им экономить трудовые и финансовые ресурсы.

 3. Оценка платежеспособности покупателей поставщика. В странах, где кредитные бюро и рейтинговые агентства развиты, эта функция факторинговых компаний является не самой востребованной. В странах же с переходной экономикой факторинговые компании могут играть роль кредитных бюро и рейтинговых агентств, аккумулируя информацию о платежной дисциплине компаний. Помимо этого, факторинговые компании могут использовать различные методы оценки платежеспособности потенциальных покупателей поставщика. В России немногие факторинговые компании предоставляют клиентам независимую информацию о дебиторах клиента.

 4. Страхование рисков, связанных с поставкой товаров с отсрочкой платежа, в том числе риска неполучения платежа от покупателя в срок, из-за чего у продавца могут возникать проблемы с недостатком денежных средств для расплаты с его собственными поставщиками.

 Факторинговое обслуживание может включать в себя все или лишь некоторые из пере численных функций. Также необходимо отметить, что отдельные функции факторинга выполняют банковские и страховые инструменты, таким образом, выступая конкурентами факторинга. А факторинг интересен, прежде всего, тем компаниям, которые заинтересованы именно в сочетании услуг, которые присущи данному продукту.

 Функция финансирования выполняется банковскими кредитами. Специалисты отмечают, что банковские кредиты выступают субститутом факторинга. И в тех странах, где кредиты в большей степени доступны частному сектору, потребность в факторинге значительно меньше.

Так, с целью более наглядного представления данного обстоятельства рассмотрим рисунок 2, на котором показаны доли кредитов, выданных частному сектору, в процентах от ВВП в двух группах стран: ЕС 15 — «старые страны» Европейского союза и ЕС 8 — «новые страны» — относительно недавно вступившие в ЕС Чешская Республика, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Венгрия, Словения, Словакия.

Рисунок 2 - Доля банковских кредитов, выданных частному сектору в процентах от ВВП

Как видно из вышеприведенного рисунка, доля кредитов в «старых странах» более чем 2 раз выше доли кредитов в «новых странах», при этом в последних факторинг развивается сейчас более быстрыми темпами. Для справки, доля банковских кредитов отечественным нефинансовым предприятиям и организациям в 2003-2004 годах в России в среднем составляла 17% от ВВП.

 Функцию принятия кредитного риска выполняют документарные аккредитивы, банковские гарантии и страхование кредитного риска.

 Аккредитив представляет собой обязательство банка выплатить поставщику товара за счет заказчика-покупателя определенную сумму при условии, что поставщик предоставит банку в установленный срок документы, подтверждающие исполнение обязательств перед заказчиком. Основная функция аккредитива — снижение недоверия как со стороны покупателя, так и продавца, особенно, когда они работают друг с другом впервые. Банковская гарантия, в отличие от аккредитива, не является платежным инструментом (платеж по ней наступает в исключительных случаях) и служит дополнительным обеспечением исполнения обязательств по сделке. В частности, гарантия позволяет не вносить предоплату, а произвести платеж по факту поставки или с рассрочкой. Иногда предоставление банковской гарантии является непременным условием участия клиента в сделках либо операциях (например, таможенные или тендерные гарантии). Оба эти инструмента используются, как правило, предприятиями, работающими на внешнеэкономическом рынке, и объемы операций по аккредитивам и банковским гарантиям находятся в зависимости от внешнеторгового оборота страны. После кризиса 1998 года многие иностранные компании сократили объем своей деятельности на российском рынке, что привело к отрицательной динамике операций по аккредитивам и гарантиям. Однако в последние годы наблюдается рост по данным банковским продуктам, в том числе в связи с ростом внешнеэкономической деятельности.

 Кредитное страхование осуществляют страховые компании. Страховщик определяет страховую сумму исходя из предоставленной страхователем информации обо всех контрагентах, которым осуществляет поставку на условиях отсрочки платежа. По результатам анализа кредитоспособности и платежной дисциплины по каждому контрагенту устанавливается кредитный лимит, в пределах которого компания может принять риски на страхование. Сумма кредитных лимитов составляет агрегированную страховую сумму. Далее определяется страховой тариф как процент от страховой суммы. Застрахованные права денежного требования могут выступать гарантией при получении кредита.

 Компании, которым не нужно финансирование, но которые хотели бы избавиться от кредитного риска, могут просто пользоваться кредитным страхованием, а не факторингом. Но на российском рынке очень мало компаний, предоставляющих такой вид страхования. Страховщики объясняют это непрозрачностью рынка, из-за которой проверить финансовое состояние дебитора очень сложно, и отсутствием перестрахования таких рисков.

 В заключение данного параграфа стоит отметить, что еще одним конкурентом факторинга являются торговые отсрочки, которые получает поставщик (клиент фактора) от своих поставщиков. Такие отсрочки могут в различной степени компенсировать те отсрочки, которые он вынужден предоставлять своим покупателям, причем поставщик может выступать не только в качестве торговой компании, но и сам являться производителем — тогда он также будет получать отсрочки оплаты (коммерческий кредит) при поставках ему, например, сырья и материалов. Аккумулирование факторингом ряда функций является важным преимуществом перед другими формами финансирования, особенно большое значение это имеет для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не обладают достаточным объемом трудовых и финансовых ресурсов.

 












1.2 Основные виды факторинговых сделок

В условиях рыночной экономики выделяют следующие основные виды факторинговых сделок, а именно:

 1. Факторинг внутренний (domestic factoring) и факторинг внешний (international factoring).

 Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране.

 Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности.

С целью большей наглядности данного вида рассмотрим рисунок 3.

Рисунок 3 Схема международного факторинга (цифры в схеме отражают порядок осуществления операций)

 Использование факторинга в международной торговле может быть очень выгодно в случаях, когда торговля осуществляется между странами с существенными различиями в их экономических и правовых системах. Поскольку факторинговая компания страны-импортера обладает более полной информацией о платежеспособности компаний своей страны, это позволяет ей объективно оценивать надежность покупателей. Если импорт-фактор соглашается работать по схеме международного факторинга, то он автоматически принимает на себя риск неплатежеспособности импортера, тем самым гарантирует полную возвратность средств.

 Кроме того, экспортер вынужден подстраховываться на случай резкого скачка курса валют. Используя факторинг, экспортер получает значительную часть от стоимости проданного товара сразу после отгрузки, таким образом снимая с себя валютный риск. Международный факторинг может осуществляться и без посредничества импорт-фактора, в этом случае схема взаимодействия контрагентов аналогична классическому факторинговому взаимодействию.

 Значительная доля международного факторинга приходится на компании, являющиеся членами международных факторинговых ассоциаций International Factors Group S.C. (IFG) и Factors Chain International (FCI). В 1999 году по данным FCI 57,9% международного факторинга осуществлялось членами FCI, в 2003 году их доля возросла до 63,9%.

 2. Факторинг с регрессом (recourse factoring) и без регресса (non recourse factoring).

 В случае факторинга с регрессом факторинговая компания, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика. В этом случае факторинговая компания берет на себя ликвидный риск (риск неуплаты в срок), но кредитный риск остается на поставщике. Денежные требования в случае факторинга с регрессом выступают, по сути, обеспечением краткосрочного финансирования. В случае безрегрессного факторинга риск неуплаты со стороны дебиторов полностью переходит к факторинговой компании. В развитых странах преимущественное развитие получила безрегрессная схема финансирования: в Италии, например, доля безрегрессного факторинга — 69%, в США — 73%. По данным FCI доля факторинга с регрессом составляет 30% от всего факторинга.

 Обычно факторинговые компании принимают на факторинговое обслуживание без регресса более надежных дебиторов. При этом факторинг с регрессом обычно не предполагает уведомления дебиторов о переуступке прав денежного требования. В мире внутренний факторинг чаще бывает с регрессом, чем внешний. В странах Восточной Европы 66% внутреннего и 35% внешнего факторинга заключено с регрессом.

 3. Факторинг открытый (disclosed factoring) и закрытый (undisclosed factoring).

 При открытом факторинге покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует лицо-фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В случае же закрытого факторинга покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора. В мировой практике факторинг без регресса обычно бывает открытым, факторинг с регрессом как открытым, так и закрытым.

 4. Дата поступления платежей: финансирование может быть в форме предварительной оплаты (до 90% переуступаемых денежных требований) или оплаты требований к определенному сроку.

 В отсутствие предварительной оплаты сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного времени.

В данном параграфе нами рассмотрены основные виды факторинга, которые применяют как в российской, так и в зарубежной практике.

1.3 История развития и современная российская и мировая практика факторинга

Факторинг — это одна из древнейших форм торгового кредитования. Его отдельные черты можно найти и в Римской Империи, и в эпоху царя Хаммурапи, 4000 лет до н.э., когда торговцы применяли его в своей деятельности.

 Слово фактор происходит от латинского глагола facio, что в буквальном переводе означает «тот, кто делает». Факторинг начал активно развиваться в Англии в 14 веке, что было непосредственно связано с развитием текстильной промышленности. В то время рынки сбыта были удалены от мест производства продукции, факторы играли роль связующего звена между производственными предприятиями и конечными покупателями продукции. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки. Основное отличие между факторингом того времени и сегодняшним заключается, пожалуй, лишь в том, что фактор перестал нести функцию дистрибутора товаров.

 Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись агентами «делькредере» немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, а в силу больших расстояний между населенными пунктами в Америке и различий в законодательствах разных штатов предоставляли услуги местным производителям. Делькредере гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика продукции.

 В Европе факторинг получил развитие начиная с 50-х годов XX века. Именно в этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными причинами. С одной стороны, постепенно по ряду товарных групп начал формироваться устойчивый «рынок покупателя», где покупатели стали определять основные условия торговых сделок, настаивая на использовании рассрочки платежа. С другой стороны, многие покупатели в то время испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками.

 Таким образом, покупатели предпочитали пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке, что связано с множеством формальностей, носит ограниченный характер (т.е. каждый раз при возникновении потребности в дополнительных заемных средствах нужно обращаться за новым кредитом) и не всегда возможно. При этом поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и часто были финансово не способны предоставить рассрочку платежа. Факторинг явился своевременным ответом на возникшую у поставщиков потребность в оборотных средствах. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара позволяло поставщикам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Рос спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами росло финансирование поставщиков.

 Начиная примерно с середины 80-х годов факторинговая индустрия демонстрировала самые высокие темпы роста в финансовом секторе мировой экономики. Объем переуступленной дебиторской задолженности в 1998 году составил 456 млрд. евро, к 2004 году он уже достиг 760 млрд. евро, таким образом, рост составил более 160%. На сегодняшний день на рынке работают около тысячи компаний, расположенных в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, Австралии и Африке. Крупнейшим рынком является Европа, на которую приходится 71% факторингового оборота, за ней следуют Америка (14%) и Азия (14%)3. Если говорить об объемах рынка факторинга в разных странах мира, то первое место в 2004 году занимала Великобритания с объемом в 160 млрд. евро, на втором месте была Италия (132 млрд. евро), далее - США (86 млрд. евро). Но по темпам роста лидировали Австралия и Океания (301,6%) и Европа (84,9%).

Показатель «отношение факторингового оборота к ВВП» позволяет оценить относительную важность факторинга в финансовых системах различных стран мира: первые строчки занимают Италия (11,9%), Кипр (20,7%), Великобритания (10,5%), Португалия (9,8%). В США (0,9%), Германии (1,6%), Австрии (1,2%) значение этого показателя значительно ниже. В России по данным FCI за 2004 год доля факторингового оборота в ВВП не превышала 0,1%.

 В тоже время страны Восточной Европы за 1998-2004 гг. показали феноменальные темпы роста (434%), при этом необходимо учитывать крайне малые объемы факторингового рынка в этих странах в начале рассматриваемого периода. В условиях недостаточной развитости экономических и правовых систем факторинг получил ряд преимуществ. Во-первых, для нормального функционирования факторингу не нужен хорошо работающий закон, защищающий права кредиторов. Права собственности на денежные требования при их переуступке полностью переходят к факторинговой компании, и поэтому при банкротстве предприятия не могут рассматриваться в качестве активов компании, подлежащих изъятию для удовлетворения требований кредиторов. Во-вторых, в условиях информационной непрозрачности факторинговые компании фактически выполняют функции кредитных бюро, которые также не развиты в этих странах, предоставляя своим клиентам информацию о платежеспособности их покупателей.

 С середины ХХ века начал развиваться международный факторинг. В 1960 году появилась первая факторинговая ассоциация — International Factors Group (IFG), которая на сегодняшний день объединяет более 60 компаний из 41 страны мира. В рамках ассоциации была разработана электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями, которая используется для очень быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, для установления кредитных лимитов и мониторинга за состоянием поставок и платежной дисциплиной покупателей.

 В 1968 году была организована Factors Chain International (FCI), которая стала крупнейшей в мире факторинговой ассоциацией с 190 членами из более чем 50 стран мира. В 2004 году на нее приходилось 47,8% рынка внутреннего факторинга и 63,9% рынка международного факторинга. Как и IFG, она разработала свою систему передачи данных. Рост объемов рынка сопровождался и развитием законодательной базы как на национальном, так и на международном уровне. Основным документом, который содержит определение понятия международного факторинга, является Конвенция УНИДРУА «О международном факторинге» (UNIDROIT Convention on International Factoring). 31 января 2002 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №56/81 о регулировании переуступки дебиторской задолженности в международной торговле. Деятельность в рамках международного факторинга также регулируется «Правилами международной факторинговой деятельности» (GRIF — General Rules for International Factoring), которые приняты членами FCI и IFG.

Далее остановимся несколько подробнее на развитии факторинга в России. И в этой связи стоит отметить, что история его развития в России насчитывает лет 20, из которых лишь 5 последних лет можно по настоящему считать годами развития рынка.

 Первые попытки внедрить факторинг были предприняты Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР в 1988 г. Содержание факторинговых операций в те годы было далеко от международной практики и от того продукта, который предоставляется на российском рынке сейчас. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок.

 В 1989 г. появилось письмо Госбанка СССР №252 «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги». В 1992 г. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» факторинг был включен в состав банковских операций и сделок.

 Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994 г., набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга, первым российским банком, принятым в FCI, стал «Тверьуниверсалбанк», позже был принят «Мосбизнесбанк». На протяжении ряда лет факторингом в России занимались и АКБ «Менатеп», и «Международный московский банк», и многие другие. Безусловным лидером рынка тогда был «Международный московский банк» с объемом факторинговых сделок 70 млн. долл. США в год. После кризиса 1998 года был определенный всплеск факторинга, поскольку появилось очень много проблемных долгов, которые переуступались банкам с большим дисконтом.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время происходит постепенное развитие более цивилизованных форм факторинга по мере интеграции российской экономики в мировую экономическую систему.





2. Характеристика российского рынка факторинга

2.1 Объем и темпы роста российского рынка факторинга

В 2004 году объем дебиторской задолженности, уступленной наиболее крупной 21 факторинговой компанией и банками, составил 2,2 млрд. долл. США, при том прирост с 01.01.2003 по 01.01.2004 — 194%, что наиболее наглядно представлено на рисунке 4. По экспертным оценкам, весь объем российского рынка факторинга (с учетом банков и компаний, не предоставивших информацию о своей деятельности) составляет 3 млрд. долл. США.

Рисунок 4 Динамика денежных требований, уступленных факторам в 2002-2004 гг., млн. долл.

 При объеме 3 млрд. долл. в 2004 году доля «рыночных» факторинговых сделок в ВВП составила 0,5%. В 2002 году, по данным FCI, этот показатель составлял лишь 0,1%. В настоящее время объемы этого финансового рынка сопоставимы с такими рынками, как рынок лизинга (5 млрд. долл.), рынок рублевых корпоративных облигаций (5 млрд. долл. — объем новых эмиссий в 2004 году).

 В 2004 году объем финансирования, непосредственно предоставленного крупнейшими факторами своим клиентам, составил 1550,8 млн. долл., в 2003 г. 515,4 млн. долл., в 2002 г. 147,9 млн. долл. Темпы прироста финансирования в 2004 г. — 200%, в 2003 г. — 248%, что демонстрирует  также нам и рисунок 5.

Рисунок 5 Динамика объемов финансирования, предоставленного факторами под уступку денежных требований в 2002-2004 гг., млн. долл.

  Но тем не менее факторинговая комиссия в процентах от общего объема финансирования с каждым годом сокращается, что, несомненно, повышает доступность факторинга. Динамика данной комиссии наглядно представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 Объем факторингового вознаграждения и его доля в объеме предоставленного финансирования.

 Уменьшение доли факторинговой комиссии от объема предоставленного финансирования связано, прежде всего, с быстрым ростом объемов финансирования, то есть эффектом масштаба, кроме того, с приобретением опыта отрабатываются схемы ведения этого бизнеса и находятся возможности оптимизации бизнес-процессов.

 В рамках изучения российского рынка факторинга представляется целесообразным рассмотреть преимущества и ограничения использования его использования в России.

Так, ключевым преимуществом факторинга является то, что фактически этот инструмент — беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Факторинговую компанию интересует не прошлое, а будущее клиента - сколько денег он получит за проданную продукцию, и как будут развиваться его продажи в будущем.

 В этом заключается основное идеологическое отличие факторинга от банковского кредитования: размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании, а размер кредита зависит от прошлых доходов, выраженных в виде предмета залога и общего благополучного финансового состояния заемщика. Как известно, банки готовы давать деньги лишь тем, у кого они и так есть. Размер кредита всегда ограничен размером залога (причем стоимость залога может раза в два превышать размер кредита), а размер факторингового финансирования зависит от объемов продаж и поэтому факторинг способен обеспечить ресурсами самые амбициозные планы увеличения продаж. Благодаря этой важной характеристике факторинговое финансирование становится доступным широкому кругу малых и средних российских предприятий, для которых недоступны другие источники финансирования. Неудовлетворенный спрос на финансирование со стороны таких компаний становится залогом быстрого развития факторинга в России на ближайшие годы. В связи с этим развитию факторинга будут способствовать все меры государства, направленные на «вывод из тени» предприятий малого и среднего бизнеса.

 Важное преимущество факторинга заключается в том, что он не исключает одновременное использование традиционных долговых инструментов, притом, что кредиты, облигации и векселя, например, являются конкурирующими инструментами привлечения заемного финансирования, факторинг может применяться одновременно с ними, поскольку не требует предоставления традиционных залогов или гарантий. Это, кстати, существенно облегчает факторам конкуренцию с банками за клиентов.

Следующим преимуществом факторинга является то, что это целевой инструмент для увеличения объемов продаж. Он позволяет предоставлять клиентам отсрочку платежа, что является одним из важнейших ресурсов конкурентоспособности продаж компании, потому что на высококонкурентных рынках, когда дальнейшее снижение цены уже невозможно, именно отсрочка платежа становится единственно возможным конкурентным преимуществом.

 В этом отношении факторинг обладает явным преимуществом перед кредитом, поскольку, получив кредит, компания хотя и пополняет свои оборотные средства, то есть получает возможность предоставлять отсрочки платежа, но остается при прежнем механизме управления рисками дебиторской задолженности. Поэтому для многих компаний, которые обладают практически безграничными возможностями привлечения любых видов финансирования, факторинг, тем не менее, остается безальтернативным инструментом. Другим важным, хотя и не очевидным, преимуществом факторинга является его стоимость.

 Снижение рисков, связанных с дебиторской задолженностью, при помощи факторинга происходит вследствие того, что после уступки денежных требований фактору для поставщика не имеет значения, когда они будут оплачены (то есть, сколько он потеряет за счет временной стоимости денег в случае задержек оплаты). При безрегрессном факторинге поставщик получает также возможность не беспокоиться, будут ли его требования оплачены вообще когда-нибудь.

 Однако эти дополнительные услуги — не единственное, что получает клиент, уплачивая ставку, более высокую по сравнению с кредитом. Главное ценовое преимущестство этого инструмента заключается в том, что при факторинге имеет место стопроцентное целевое использование средств. При кредите повсеместно распространена ситуация, когда компания получает кредиты, и в то же время у нее есть постоянный неснижаемый остаток на счете. Следовательно, можно сказать, что эта компания за проценты пользуется своими собственными деньгами. Поэтому в действительности заемщик платит за кредит более высокую ставку, чем та, которая установлена формально. В факторинге же такая ситуация невозможна.

 Еще одно преимущество заключается в том, что факторинг позволяет экономить на налоге на прибыль. В соответствии с современным налоговым законодательством налог на прибыль должен уплачиваться «по реализации», то есть с момента фактической отгрузки товара. В то же время, если компания предоставляет отсрочки платежа (коммерческий кредит) своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике возникает ситуация, когда обязательства по уплате налога на прибыль возникают раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации. В этом контексте, если бы аналогичный подход применялся к определению момента уплаты НДС, это стало бы еще большим стимулом развития факторинга для налоговой оптимизации.

 Однако с налогами же связан и недостаток факторинга — а именно, обложение факторинга НДС. НДС облагаются суммы, уплаченные за услуги по управлению дебиторской задолженностью, но не облагается процентная ставка по кредиту, предоставленного под уступку денежного требования. По нынешнему законодательству затраты на уплату комиссионного вознаграждения по факторингу может отнести на себестоимость только поставщик.

 Есть и еще некоторые ограничения использования факторинга. Факторинг подходит предприятиям, осуществляющим регулярные поставки товаров, потому что лишь в этом случае наиболее ценны услуги фактора по управлению дебиторской задолженностью.

 За 2002-2004 гг. число клиентов факторов в России увеличилось почти в 3 раза, при этом более 80% прироста пришлось на 2004 год, что представлено также и на рисунке 7.

Рисунок 7 Динамика количества клиентов факторов за 2002-2004 гг.

Рисунок 8 Соотношение объемов факторинговых сделок в сфере производства и торговли, %.

 Такое неравномерное распределение, по нашему мнению, объясняется тем, что в составе промышленных холдингов часто присутствуют собственные торговые компании.

В заключение необходимо отметить, что в 2004 году общий объем сделок международного факторинга в России не превышал 17 млн. долл. На наш взгляд, это можно объяснить неразвитостью рынка, с одной стороны, и преобладанием сырьевой составляющей в российском экспорте, с другой. Традиционными секторами для факторинга являются отрасли, характеризующиеся более высокой степенью передела: пищевая, фармацевтическая, химическая отрасли, приборостроение (бытовая техника и компьютеры). Кроме того, компании-экспортеры обычно могут прибегать к услугам зарубежных финансовых институтов. Более актуальными услуги российских факторов могли бы стать для импортеров, поскольку они не знакомы с российскими рисками.























2.2 Характеристики факторинговых сделок на российском рынке

Исследуя характеристики факторинговых сделок на российском рынке необходимо в первую очередь остановиться на сроках факторингового финансирования, структура которых наиболее наглядно представлена на рисунке 9.

Рисунок 9  - Сроки факторинговых сделок, взвешенные по стоимости в 2004 г., %

Так, в 42 случаях из 100 факторинговое обслуживание по одной сделке в 2004 году предоставлялось на срок 31-60 дней. На этот срок покупатель получал отсрочку платежа, по истечении которого должен был перечислить деньги на счет фактора. На срок до 90 дней было заключено более 80% всех сделок. Необходимо отметить, что сам договор факторинга между поставщиком и фактором обычно носит бессрочный характер. В рамках договора поставщик, в тех случаях, когда ему необходимо получить финансирование сразу после отгрузки товара, уступает фактору права денежных требований к своим покупателям.

 Факторинговый рынок на сегодняшний день высококонцентрирован. Как видно из рисунка 10, где представлена кривая Лоренца по объему уступленных денежных требований в 2004 году, 80% факторов принимают на обслуживание менее 20% денежных требований.

Рисунок 10 Доли крупнейших 5 компаний по объему уступленных им денежных требований в 2004 году, в %

Доля лидера — НФК «Уралсиб-НИКойл», по экспертным оценкам, составляет около 36%, что демонстрирует нам рисунок 11, при этом за 2002-2004 гг. его доля сократилась почти на 40 п.п. (процентных пунктов).

Рисунок 11 Структура рынка факторинга в 2004 г.



Первым пяти факторам в 2004 году были уступлены 86% всех денежных требований. При этом на первых двух факторов приходится более 60%. Лидирующие позиции НФК «УралсибНИКойл » закономерны, так как компания уже долгое время является крупнейшим игроком рынка. Во многом благодаря примеру этой компании на факторинг обратили внимание и другие участники рынка.

Необходимо отметить, что НФК «Уралсиб-НИКойл» и дальше собирается сохранить за собой роль локомотива российского рынка факторинга, так стратегическая цель данной компании — войти в десятку мировых лидеров факторингового бизнеса по показателям дохода и прибыли. А в ближайшие несколько лет — стать крупнейшей факторинговой компанией в Центральной и Восточной Европе.

 Более 50% операторов факторинга располагаются в Москве, в Приволжском ФО — 24%, в Уральском ФО — 10%. Это распределение вполне закономерно, поскольку основными провайдерами факторинга являются банки, более половины которых расположены в столичном регионе.

 В продолжение необходимо отметить некоторую нерешенность правового положения факторов, что, в принципе,  объясняется незначительными до сих пор объемами этого рынка. В то же время нерешенность этого вопроса связана, во многом и с тем, что среди участников рынка отсутствует однозначная позиция относительно юридической формы факторингового бизнеса. При этом рассматриваются два варианта: факторинговый бизнес должен вестись в составе банка или, по крайней мере, должен быть оформлен как банковский бизнес (при помощи банковской лицензии), или же факторинговые компании могут действовать самостоятельно, на основе специальных лицензий. Соответственно, в первом случае надзор за их деятельностью должен осуществлять ЦБ РФ, во втором случае — Минфин России.

 В пользу того, что факторинговый бизнес должен развиваться в рамках банков говорят, прежде всего, соображения по управлению ликвидностью. Для факторов особенно актуален риск ликвидности, поскольку оборачиваемость финансирования в факторинге довольно сложна для прогнозирования. Вследствие этого, самостоятельные факторинговые компании вынуждены постоянно поддерживать значительную долю высоколиквидных, а, следовательно, низкодоходных активов. В конечном итоге это увеличивает себестоимость факторинговой услуги. В банке, для которого факторинг — не основной бизнес, риски ликвидности фактора практически незаметны и легко покрываются ликвидными активами банка.

 Во-вторых, факторинг в настоящее время является очень привлекательным инструментом для большинства банков, поскольку он предполагает использование краткосрочных кредитных ресурсов, которых у российских банков в избытке. Для многих некрупных банков это целая стратегия. Особенно выросла для банков роль факторинга в условиях сжатия рынка межбанковского кредитования летом 2004 года. Многие банки увидели в факторинге альтернативу рынку МБК — то есть инструмент, в который они могут направить освободившиеся краткосрочные ресурсы при сопоставимой доходности.

 Главной проблемой осуществления факторинговой деятельности в банке является отличная от кредитного подразделения банка система принятия решений. В частности, работа с факторинговыми рисками требует специфического подхода, прежде всего скоринговых систем оценки. В большинстве банков такой системы нет, используется система оценки, близкая к кредитной. И во многих крупных банках факторинг просто не прижился из-за того, что руководство банка не понимало, как должен функционировать этот продукт. Руководители факторинговых подразделений банков отмечают, что в банке факторингу приходится приспосабливаться к кредитным технологиям, что негативно сказывается на оперативности. Например, лизинговый бизнес российских банков обычно выделен в отдельные компании — именно потому что это отдельный продукт со своей специфической технологией. И в специализированном виде лизинговая деятельность осуществляется более оперативно.

 Факторинг не может конкурировать с кредитными продуктами внутри банка, поскольку при невнятном факторинговом продукте кредитный продукт для клиента выглядит интереснее. А если факторинг не является приоритетным направлением развития банка, на фоне кредита он всегда будет выглядеть блекло, хотя бы из-за формально более высокой процентной ставки.

 В перспективе и в России объективные условия складываются в пользу того, чтобы факторинг развивался в рамках специализированных компаний. Дело в том, что сейчас факторинг является приоритетным инструментом лишь для небольших банков, которым для конкуренции с крупными нужно развивать какие-то новые направления. И именно эти малые банки в контексте общей тенденции укрупнения банковской системы вытесняются с рынка.

 В конечном итоге наибольшую проблему для рынка факторинга представляет сейчас не столько «выбор пути» — развиваться в банках или вне их, сколько просто полная разрегулированность рынка факторинга. Российское законодательство до конца так и не определилось с тем, чем является факторинг. Если это банковская деятельность, то она не должна облагаться НДС, как и другие банковские операции. Если же это небанковская деятельность, то факторинговые компании должны лицензироваться и иметь собственного регулятора. Руководители факторинговых подразделений банков отмечают, что сейчас в банках имеют место серьезные различия в порядке бухгалтерского учета факторинговых операций. По их данным, имели место случаи, когда ЦБ РФ по одним и тем же вопросам касательно факторинга давал разные ответы разным банкам.





3.  Основные аспекты налогообложения факторинговых операций

3.1 Общая характеристика налогообложения факторинга

В связи с ростом конкуренции на товарных рынках и рынках услуг многие поставщики вынуждены предоставлять отсрочку или рассрочку платежа своим клиентам, выступая тем самым в качестве кредитора и принимая на себя кредитные, валютные и процентные риски. Это приводит к отвлечению оборотных средств поставщиков, отрицательно влияя на показатели их финансовой отчетности.

 Начиная с 2002 года эта проблема усугубляется необходимостью (для большинства компаний) признания реализации "по отгрузке" для целей исчисления налога на прибыль. Иными словами, обязанность по уплате налога может возникнуть раньше момента получения денежных средств от покупателя.

 Одним из способов высвобождения средств, "замороженных" в дебиторской задолженности, является факторинг.

 По договору финансирования под уступку денежного требования (так договор факторинга определен в ст. 824 Гражданского кодекса, далее - ГК РФ) одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг.

 В упрощенном виде механизм факторинга может быть представлен в виде схемы 1.

 

С налоговой точки зрения существует мало отличий между налогообложением операций факторинга и уступки требования (цессии). Так, ст. 155 и 279 Налогового кодекса (далее - НК РФ), содержащие особенности исчисления налоговой базы по НДС и налогу на прибыль, соответственно применяются как к факторингу, так и к цессии. Основное отличие связано с тем, что факторинг представляет собой финансовую услугу.

 Далее мы рассмотрим порядок налогообложения операций факторинга для поставщика и фактора, а также особую форму факторинга - факторинг как обеспечение.









3.2 Налоговые последствия фактора (финансового агента)

При определении налоговой базы фактор вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга. Исходя из данной формулировки, существует риск того, что расходы будут вычитаться для целей налогообложения только в пределах доходов, полученных от реализации права требования. Такая позиция была высказана в ряде писем налоговых органов.

 При реализации фактором услуг финансирования под уступку денежного требования дата получения дохода определяется как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования. При этом представляется необходимым учитывать отдельно такие доходы, как, например, проценты по денежному требованию и курсовую разницу, момент признания дохода по которым может быть ранее вышеназванной даты. Также существуют особенности признания результата по факторингу при частичном исполнении/переуступке прав требования.

 Согласно ст. 155 НК РФ налоговая база по НДС при оказании финансовых услуг фактором определяется как величина превышения сумм дохода, полученного фактором при последующей уступке требования или прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования в случае, если первоначальное требование облагается НДС. При этом зачет НДС, начисленного на "маржу" фактора, у поставщика не будет возможен, так как НДС на вознаграждение фактору не уплачен поставщиком. Поэтому одной из основных задач в структурировании операций факторинга является снижение негативного эффекта в этой связи. Основным направлением для решения данной проблемы является переквалификация дисконта фактора в комиссию за услуги.

 В отличие от других организаций кредитные организации имеют возможность создавать под операции факторинга резерв на возможные потери по ссудам в зависимости от категории качества приобретенного права требования. Отчисления в этот резерв в соответствии со ст. 292 НК РФ вычитаются из налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль.

 Налоговые последствия уступки прав требования с дисконтом для фактора представлены на схеме 2.

 









3.2 Налоговые последствия факторинга для поставщика

В данном подразделе рассмотрим порядок налогообложения операций факторинга для поставщика. Статья 279 НК РФ позволяет поставщику сразу вычитать убыток от реализации права требования с учетом следующих особенностей:

1) Если договор уступки заключен до наступления предусмотренного договором реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, сумма убытка не может превышать сумму процентов, которые были бы уплачены по долговому обязательству, представляющему собой цену, указанную в договоре факторинга с учетом ограничений, установленных НК РФ для таких процентов (ставка рефинансирования ЦБ РФ, умноженная на 1,1 - для рублевого обязательства, 15% - для обязательства, выраженного в иностранной валюте).

2) В случае если договор уступки заключен после наступления срока платежа по договору реализации товаров (работ, услуг), то половина суммы убытка уменьшает налоговую базу на дату уступки права требования, а остальные 50% - по истечении 45 дней с момента уступки права требования.

 По первому тесту необходимо отметить, что НК РФ напрямую не предусматривает возможность использования сложного процента для определения признаваемого в налоговых целях убытка по требованиям, подлежащим оплате через несколько лет, хотя такой подход и являлся бы экономически оправданным.

 Тем не менее существующий порядок вычета убытка делает факторинг интересным инструментом налогового планирования. Так, факторинг может быть использован для более эффективного с налоговой точки зрения структурирования операций по реализации амортизируемых основных средств и/или ценных бумаг (т.к. НК РФ устанавливает ограничения на вычет убытков по таким видам активов).

 Если поставщик использует для признания НДС метод "по оплате", то уступка прав требования по дебиторской задолженности (по облагаемым НДС товарам, работам и услугам) приравнивается к оплате товаров (работ, услуг) для целей исчисления НДС. При этом НДС исчисляется исходя из цены реализации товаров, работ или услуг покупателю, а не из суммы, оговоренной в договоре факторинга, которая, как правило, меньше цены реализованных товаров (работ, услуг) на сумму дисконта.

 Таким образом, сама уступка прав требования для поставщика не является оборотом для целей НДС, однако она может ускорить момент признания налогового события по реализации. В маловероятной ситуации, когда уступка прав требования осуществляется с премией, премия подлежит включению в базу по НДС.

 Налоговые последствия уступки прав требования с дисконтом для поставщика представлены на схеме 3.

 

3.4 Налогообложение факторинга как обеспечения

Согласно ст. 826 ГК РФ денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Факторинг как обеспечение представляет собой особую форму факторинга. Основное отличие от обычного факторинга состоит в том, что существует основное обязательство, например, по кредиту, а уступка права требования фактору является вторичной по отношению к основному обязательству. При этом налоговые последствия для поставщика и фактора будут определяться исходя из правил налогообложения, применяющихся к основному обязательству. Как отмечалось выше, уступка права требования для поставщика, использующего метод "по оплате" для признания НДС, приравнивается к оплате товаров (работ, услуг) для целей признания оборота по НДС.















Заключение

В заключение данной курсовой работы необходимо отметить, что факторинг может быть эффективно структурирован с налоговой точки зрения таким образом, чтобы и поставщик, и фактор выигрывали от его экономических преимуществ. При этом требуется тщательное планирование факторинговой сделки с налоговой точки зрения.

Подводя итоги также можно сказать, что факторинг успешно применяется в иностранных рыночных экономиках. Но в условиях нашей суровой действительности он получил не достаточно большое распространение. Чему возможно способствует нестабильность нашей экономики, отсутствие достаточной законодательной базы по данным видам кредитования.

Вопросы налогообложения факторинговых сделок занимают важнейшее место в процессе планирования и осуществления факторинговых операций.

Здесь необходим отметить, что, как правило, оплата услуг банка по осуществлению факторинговых операций полностью включается в себестоимость.

Кроме этого важно отметить, что при налогообложении комиссия за факторинговое обслуживание разделяется на две составляющие.

 Первая - комиссия за выплаченное финансирование в рамках факторингового обслуживания. Данная комиссия согласно п.1 ст.279 гл.25 НК РФ может быть отнесена налогоплательщиком на уменьшение налогооблагаемой базы с учетом требований ст. 269 гл. 25 НК РФ. 

 Вторая - комиссия за оказание иных финансовых услуг в рамках факторингового обслуживания. Данная комиссия согласно п.п.15 п.1 ст.265 гл.25 НК РФ и в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" № 395-1 от 2 декабря 1990г (в редакции от 21.03.02.г) ст.5 часть 2 п.2 включается в состав внереализационных расходов, непосредственно не связанных с производством и реализацией, если эти услуги экономически оправданы и связаны с осуществлением деятельности.

В то же время хочется кратко отметить следующие особенности налогообложения поставщика при факторинговом обслуживании, а именно в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (подпункт 2у) оплата услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами факторинговых операций включается в себестоимость полностью. Поскольку факторинговая комиссия включает в себя НДС, то поставщик вправе зачесть уплаченный налог (16,67% от факторинговой комиссии) при перечислении полученного НДС в бюджет.
















Список использованных источников

1. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс : В 2-х т. / Пер. с англ. Под ред В.В. Ковалёва. СПб.: Экономическая школа,2002

2. Доунс Дж., Гудман Дж. Эллиот Финансово-инвестиционный словарь. –М.: ИНФРА-М, 2001-586с.

3. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. Гл. ред. серии Я.В. Соколов М.: Финансы и статитстка,2002.-800с.

4. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор Инвестиции. Анализ отчетности - М.: Финансы и статистика, 2002.-512с.

5. Международный менеджмент. Учебник для вузов/ Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля.-СПб: Издательство “Питер”, 2000.-624с.

6. Павлова Л. Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов.-М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.-639с.

8. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчётов.-2-е изд., испр. и доп. –М.: “Дело Лтд”,2003-320с.

9. Трофимов М. Финансирование под уступку денежного требования // Бизнес-адвокат. 2002. № 9.

10. Гражданское право: Учебник. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. – СПб., 2003. С. 439.

11. Комаров А.С. Финансирование под уступку денежного требования (глава 43), статья от 2 ноября 2000 г. по системе «Гарант».

12. Л. Чеговадзе. Факторинг – сделка под уступку имущественного права // Хозяйство и право. 2001. № 12.

13. Эрделевский А. Договор факторинга // Российская юстиция 2003. № 1.

14. Новоселова Л.А. Финансирование под уступку денежного требования // Вестник ВАС РФ. 2000. № 12. С. 88.

15. Ефимова Л.Г. Банковские сделки. – М., 2003. С. 242.

16. Банковское дело. / под ред. В.И.Колесникова, Л.П.Кроливецкой / Москва, "Финансы и статистика" 2002г.

17. Банковское дело. / под ред. Ю.А.Бабичевой / Москва, "Экономика" 2002 г..

19. Гамидов Г.М. "Банковское и кредитное дело." / Москва, ЮНИТИ "Банки и биржи" 2003г.

20. Головин А., Ивлев В., Попова Т. "Технология международных факторинговых операций." / журнал "Банковские технологии" №3/2003г.

21. Ивлев В., Попова Т. "Международные факторинговые операции:разработка технологии." / журнал "Банковские технологии" №10/2002г.

22. Лизинговые, факторинговые, форфейтинговые операции банков./Абалкин Л.И., Аболихина Г.Л., Адибеков М.Г./ Москва, "ДеКА" 2001 г.

23. Маркова О.М. "Коммерческие банки и их операции." / Москва, ЮНИТИ "Банки и  биржи" 2001г.

24. Камфер Ю.А "Современные банковские операции". Москва 2003г.

25. Финансово – кредитный механизм и банковские операции./под ред. Букато В.И. / Москва, "Финансы и статистика" 2002 г.

Похожие работы на - Актуальные вопросы налогообложения факторинговых операций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!