Проблема воспитания девиантных подростков

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    50,61 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема воспитания девиантных подростков

   

                             


                                Дипломная работа

             По теме: « Проблема воспитания девиантных подростков»







Выполнил:

Проверил:



2006

                                

Оглавление.

Введение…

Глава 1. Проблема «девиантного поведения» в подростковом возрасте и факторы, влияющие на девиацию.

1.1. Проблема «девиантного поведения» в подростковом возрасте.

1.2. Факторы, влияющие на детей (на девиацию).

1.3. Основные виды отклоняющегося поведения.

Глава 2. Адаптация девиантных подростков.

2.1. Профилактика наркомании и подросткового алкоголизма.

2.2. Способы профилактической работы с девиантными подростками .

2.3. Метод реабилитации.

Выводы по второй главе.

Список литературы.


      

Введение

В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов  и общества в целом вызывает рост числа семей и детей,  находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков.

Две наиболее известные работы Кравкова Сергея Васильевича – «Внушение (психология и педагогика внушения)» (1924) и «Очерк психологии» (1925). В указанных работах Кравков продолжил исследования В.М. Бехтерева, В.Я. Данилевского, И.Р. Тарханова.

Известный психолог Александр Владимирович Запорожец в своей научной деятельности придавал значение – проблемам развития личности ребенка. Многие психологические проблемы разрабатывались с коллегами: А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др. Также  он использовал материалы своих сотрудников – Т.О. Гиневская, Я.З. Неверович.

1. Объект исследования – Девиантное поведение.

2. Предмет исследования: девиантные подростки.

а) рассмотреть теоретические аспекты проблемы девиантных подростков;

б) дать рекомендации по воспитанию девиантных подростков.

3. Методы исследования: в работе применялись метод анализа литературных источников по проблеме исследования;

4. Структура выпускной квалификационной работы: представлена двумя главами (по два параграфа в каждой), заключением после каждой главы, библиографическим списком.

Библиографический список составил 26 источников по проблеме исследования.

 

Глава 1. Проблема «девиантного поведения» в подростковом возрасте и факторы, влияющие на девиацию.

1.1. Проблема «девиантного поведения» в подростковом возрасте.

Мы рассматриваем в данной дипломной работе глобальную проблему общества и всего человечества. Вот именно по этому данная тема является актуальной не только в России, но во всем мире. Ведь каждый человек в мире должен заботиться о себе и об окружающих.   

В данной работе мы рассмотрим, по какой причине подростки обращаются к спиртному и к наркотикам, что их толкает на эти поступки. А также рассмотрим, как влияют родительские отношения на подрастающее поколение.

Известно, что теперь современная семья является далеко неблагополучной.(3)

Нашему рассмотрению подвергается влияние телевидения, радио и кино на воспитание детей и подростков. Ведь каждый ребенок черпает информацию не только от учителей – педагогов, родителей, старших братьев и сестер, но и телевидении и компьютеров.

Телевидение и компьютеры часто информируют детей об убийствах, насилии, воровстве, драках, временно прививает игру. А ведь ребенок как губка, которая впитывает всю информацию, которая протекает во всем мире. А мир, как мы знаем, для современного ребенка враждебен. Родители, которые разрешают детям смотреть программы, связанные с насилием, убийствами …, потом удивляются – а почему мой ребенок стал неуправляемым, агрессивным, скрытым? По этому не удивительно, ведь родители заботятся о воспитании именно своего ребенка. Данная тема остается открытой и до сих пор она актуальна во всем мире, ей занимается большое количество психологов и педагогов, которые по сей день пытаются выяснить причины появления девиантного поведения у подрастающего поколения. А причин как мы знаем, много по поводу данной темы.

Именно мнения многих ученых по данной теме мы услышали в нашей курсовой работе.

      

1.2. Факторы, влияющие на поведение детей (на девиацию).

Чаще всего к этой категории относятся дети, оказавшиеся вне образования. К сожалению, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от «трудных» детей. Группой риска являются, так же дети – сироты и дети лишенные родительского попечения, которые наиболее склонны к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений или быть вовлеченными в преступную деятельность.

Большую опасность представляет новое для России явление – детская и подростковая наркомания. По сведениям МВД, значительная часть подростков, употребляющих наркотические или токсические средства, из неполных или неблагополучных семей, где родители не дают своего согласия на обследование или лечение ребенка.

Причины роста преступности среди несовершеннолетних во многом связаны с неблагополучием в семье.

Детская безнадзорность и беспризорность – прямое следствие современной социально – экономической дестабилизации, падения культурного уровня и снижения нравственного потенциала. Кризисная ситуация характеризуется; падением жизненного уровня; ужесточением среды обитания; усилением общей криминогенности и ростом преступности среди взрослых.

Надо различать безнадзорных и беспризорных.

Безнадзорные – это дети, которые проживают в семье, но должный контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием со стороны родителей и школы отсутствует.

Беспризорные – это дети, оставшиеся без попечения родителей, потерявшие родителей или родители которых лишены родительских прав, т.е. это сироты.

Большинство бездомных детей – городские жители. Причины их отчуждения от семьи – жестокое обращение; нежелание учится в школе и конфликт с родителями на этой почве. Ощущение своей ненужности, отсутствие заботы родственников.

Ослабление контроля влияния школы является одним из важнейших факторов распространения беспризорности. Многие дети школьного возраста не ходят в школу.

Имеются три важные причины, по которым дети и подростки решаются на бродяжничество. Главная из них – 1) пьянство родителей; 2) отсутствие одного или обоих родителей; 3) физическое насилие над детьми со стороны родителей.

Из этих причин вытекает, что основной источник беспризорности – это девиантная или конфликтная семья.

Этот вывод подтверждается рядом иных причин ухода из дома, названных опрошенными беспризорными:

13,3 % - плохое материальное положение в семье, не кормят;

16,5 % - конфликты с родителями, братьями, сестрами, родными;

8,5 % - выгнали из дома;

3,2 % - отсутствие жилья;

2,1 % - сексуальные домогательства, со стороны отчима, отца, сожителей матери;

10,8 % - родители в разводе, мать или отец водят любовников в дом;

1,4 % - родители лишены родительских прав;

1,1 % - заставляют воровать.

Следовательно, социальными причинами являются беспризорность и безнадзорность.

Усилия общества должны быть нацелены, прежде всего, на профилактику девиации в семье.

Попадая в девиантные группы взрослых, беспризорные, не смотря на детский или юношеский возраст, стремятся им подражать. В итоге курят 77%, потребляют алкогольные напитки 64%, потребляют наркотики 27%, имеют опыт половой жизни 30% беспризорных.

Еще одной причиной неблагополучного детства является критическое положение российской семьи.

К сожалению, в наше время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов формируется злобность, агрессивность, ненависть по отношению к тем, кто живет и мыслит не так, как прежде. Ребенок впитывает эту семейную социально – этническую неприязнь, а подросток, будучи максималистом, уже готов крушить, бить, уничтожать ненавистных инородцев или инакомыслящих.

Неблагоприятная для развития детей социально – психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям.

Ухудшение морального положения большинства российских семей привело к тому, что в группу риска по малообеспеченности в настоящий момент попадают не только семьй с ребенком – инвалидом, многодетные семьи и семьи безработных, но также молодые и не полные семьи.

Нельзя обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как наркомания, табакокурение и злоупотребление алкоголем. Все эти явления широко распространены в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы. Настоящим злом социальным, представляющим наибольшую опасность для здоровья молодых, является наркомания.

Можно выделить пять способов употребления наркотических веществ:

Экспериментальное употребление определяется как кратковременное применение одного или более наркотических веществ.

Мотивом обычно служит  простое любопытство или желание испытать новые ощущения.

Употребление в компании во время отдыха происходит в непринужденной обстановке среди друзей и знакомых, желающих разделить общее ощущение.

Ситуационно – обстоятельственное употребление – мотивировано желанием достичь известного или ожидаемого эффекта. Например, если студент принимает стимуляторы, чтобы не спать ночь для подготовки к экзамену, или наоборот или наоборот человек принимает успокаивающие средства для снятия напряжения или для того чтобы заснуть.

Наибольшая опасность ситуационного употребления марихуаны заключается в том, что  у человека может появиться привычка прибегать к наркотикам каждый раз, когда возникает какая – либо проблема, причем с течением времени – все чаще.

Интенсивное употребление наркотиков – это, как правило, употребление в течении длительного периода времени не реже одного раза в день, с тем чтобы освободиться от груза проблем или снять стрессовую ситуацию. В этом случае употребление наркотиков становиться процедурой повседневной жизни.

Вынужденное употребление наркотиков обуславливает развитие физиологической и психической зависимости; прекращение приема наркотических веществ вызывает физиологический дискомфорт и психологический стресс. Чувство физического и психического комфорта, облегчение, которое дает доза наркотиков, мотивируя продолжение его приема.

Многие ученые и психологи задаются вопросом, - Почему молодые люди пробуют наркотики в первый раз? Подавляющее большинство – просто из любопытства, чтобы узнать, что это такое. Молодые люди слышат об эффектах воздействия наркотиков от других людей и хотят пережить такие же ощущения.

Например, считается, галлюциногены дают свободу безграничной, безудержной, ярчайшей фантазии. Марихуана снижает внутренний контроль и дает ощущение опьянения. Если соблазн ощутить необычные состояния преодолевает осознание опасности последствий, подросток решается на эксперимент.

Другие молодые люди начинают употреблять наркотики как средство протеста и выражения неудовлетворенности традиционными нормами и системой ценностей. В эту группу входят разного рода активисты и выразители общественного протеста, чей образ жизни связан с употреблением наркотиков.

Табакокурение – второй из наиболее распространенных среди подростков 12 – 17 лет наркотиков.

Почему молодые люди начинают курить? Чаще всего можно услышать ответы: «Потому что все мои друзья курят». «Чтобы выглядеть более взрослым». «Из любопытства». «Потому что я чувствовал себя беспокойно и нервозно». «Потому что мне нравиться курить». «Потому что все думали, что я не курю».

По мнению врачей, главной причиной является гигантская рекламная индустрия.

Курение отождествляется с мужественностью, независимостью, красотой, молодостью, общительностью, благополучием и счастливой жизнью.

Молодые люди также подражают своим курящим родителям и другим взрослым. Мала надежда, отучить подростков от сигарет, если курят их отцы и старшие братья. Одна из причин распространения курения среди подростков и юношей, пример взрослых у них постоянно  перед глазами. Они стараются подражать взрослым и снискать одобрения ровесников.

Некоторые молодые люди начинают курить из-за давления, оказываемого на них сверстниками. Подростка, которые первыми приобретают «взрослые» манеры, вызывают всеобщее восхищение. А тех, кто не курит, считают «цыплятами».

Начав курить, молодые люди продолжают это делать по следующим причинам:

1)   снятие психологического напряжения.

Заядлые курильщики, как правило, постоянно испытывают сильное психологическое напряжение и беспокойство.

2) приобретение бессознательной привычки.

У них возникает рефлекс, от которого трудно избавиться: рука все время тянется за сигаретой.

3) привычка к соске.

Курение – неосознанное воспоминание о не требующем больших усилий удовольствии от сосания соски в не столь далеком детстве.

Рекламная индустрия все мыслимые и немыслимые трюки для приобщения человечества к курению. Основной упор всегда делался на эмоции, на желание человека получить доброжелательный прием в обществе.

Можно сделать вывод, что курение вызывает очень сильную зависимость, которую чрезвычайно трудно преодолеть.

Большинство курильщиков не могут отказаться от табака по собственной воле.

Алкоголь – наиболее распространенный среди молодых людей наркотик, хотя его очень часто наркотиком не считают.

Как показали результаты опросов среди подростков, злоупотреблявших спиртным, такое поведение воспринимается ими как форма протеста.

Вывод – Основное внимание сосредоточено на трех проблемах, связанных со здоровьем молодых людей: наркотики, курение и употребление алкоголя. Некоторые наркотические вещества вызывают  развитие в организме физической потребности. Другие наркотики – психическую зависимость. Как физическую, так и психическую зависимость преодолеть трудно.











           1.3.Основные виды отклоняющегося поведения.

 

 Агрессивное поведение                           

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально – деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.

Агрессия принимает самые разнообразные формы – явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются не враждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т.д.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействие с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект.

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. (Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) при определенных условиях ненависть и желание мести могут  неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера (5).

В более «легких» случаях психопатологии ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности – желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти – стремление к уничтожению или радикальное обесценивание всех и вся. Ненависть может выражаться и в самоубийстве, например, когда Я идентифицируется с ненавистным объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Отношения с ненавистным объектом представляют особую ценность для личности агрессора. В глубине души он одновременно стремится и к разрушению объекта своей ненависти, и к сохранению отношений с ним. О. Кернберг замечает, что ненависть, похоже, играет роль мстительного триумфа, как над другим человеком, так и над той частью собственного Я, которая внушает ужас в настоящее время и требует мести за прошлые страдания.

Ненависть является одним из проявлений агрессивных влечений, которые в соответствии с психоаналитическими представлениями так же естественны для человека, как и проявления либидо – сексуального влечения в широком смысле. Известно, что в поздних теоретических работах З. Фрейд пытался обосновать агрессию как проявление врожденного саморазрушительного влечения к смерти, однако это представление не получило широкого признания. До сих пор остается дискуссионным вопрос о том, являются ли агрессивные влечения врожденными (изначально враждебно – деструктивными) или же они формируются вследствие жизненных конфликтов и фрустраций на основе других активных стремлений (например, к самоутверждению).

Таким образом, агрессия как внутренняя побудительная тенденция – это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий – индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи, с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.

Попытаемся уточнить характер взаимосвязи между агрессией и агрессивным поведением. Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям.

С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем необязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким – тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его агрессивной внутренней тенденцией или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Например, трехлетний ребенок в ходе медицинского обследования уже после нескольких неприятных процедур может не только отказываться от осмотра, но и активно сопротивляться действиям взрослых, выражая злость и даже ярость. Является ли такое поведение беспомощного малыша агрессивно-враждебным? Как расценивать поведение подростка, агрессивно протестующего против стремления взрослых ограничить его самостоятельность? Наконец, нормально ли то, что взрослые люди ведут себя подчеркнуто агрессивно в ситуации реальной угрозы их благополучию?

Ответы на подобные вопросы зависят от анализа дополнительных личностных и ситуативных факторов, например важности (в том числе опасности) конкретной ситуации для человека, его способности осознавать свое поведение и контролировать свои чувства, целенаправленности поведения, степени причиняемого им вреда.

Мы не можем однозначно определить агрессивную внутреннюю тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее внешних проявлений, т.е. агрессивного поведения. Из сказанного выше можно заключить, что агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы.

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:

-- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

-- тенденцию к разрушению;

-- направленность на причинение вреда окружающим людям;

-- склонность к насилию (причинение боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего, те формы агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинение вреда другому существу, не желающему подобного обращения». Такое агрессивно-ассоциальное поведение непременно включает насилие – вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами – разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Очевидно, что насилие является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.

Для обозначения демона насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Наиболее эффективными из них следует признать национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), позволяющие конкретной личности интегрировать свой агрессивный потенциал и выражать его социально-приемлемыми способами. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например, национальных героев или жизнеутверждающих кумиров.

                           

Делинквентное поведение.

Мы начинаем описание отдельных видов девиантного поведения с характеристики делинквентного поведения. Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение.

Понятие происходит от латинского delinquens – «проступок, провинность». Под этим термином мы будем понимать противоправное поведение личности – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия – деликтами.

Криминальное поведение

Является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направлено против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А.Е. Личко, введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов. В.В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.

Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность.

В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения  носит междисциплинарный характер.

В социально – правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).

В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика правонарушений В.В. Ковалева, построенная по нескольким осям. На социально-психологической оси – антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на Клинико-патопсихологической – непатологические и патологические формы; на личностно-динамической – реакции, развитие, состояние. А.Г. Амбрумова и Л.Я. Жезлова  предложили социально-психологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное – преступное и аутоагрессивное поведение (следует отметить, что данные авторы к делинквентному относят только преступное поведение).

Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение так же имеет систематизация типов правонарушителей. В 1932 г. Н.И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители.

Среди подростков, совершивших правонарушения, А.И. Долгова, Е.Г. Горбатовская, В.А. Шумилкин и др. в свою очередь выделяют следующие три типа:

1) последовательно-криминогенный – криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обуславливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

2) ситуативно-криминогенный – нарушение моральных норм, правонарушение не преступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;

3) ситуативный тип – незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.

Аналогично В.Н. Кудрявцев говорит о профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимости от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды).

Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.

Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы не однозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, не взирая на обстоятельство, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами – законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства – общественному порядку.

В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроль за их исполнением.

                               

Зависимое поведение.

Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности – аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction – склонность, пагубная привычка. Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. Addictus – тот, кто связан с долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти.

Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а так же в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную личность».

Зависимое (аддиктивное) поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности – химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.

В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как: 1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики); 2) алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); 3) пища; 4) игры; 5) секс; 6) религия и религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:

-- химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

-- нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

-- гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

-- сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофелия, садомазохизм);

-- религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

По мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, например сегодня чрезвычайно быстро распространяется компьютерная зависимость. В то же время некоторые формы постепенно утрачивают ярлык девиантности.

Так, на наш взгляд, гомосексуализм в современной социальной ситуации не следует относить к девиантности, хотя несомненно, он остается в разряде маргинального поведения (занимающего крайнею границу нормы и пока вызывающего непринятие людей). Нужно воздерживаться от соблазна причислять к зависимому поведению повседневные формы активности, не вызывающие реального ущерба, например привычку пить кофе или есть сладкое.

Поскольку мы рассматриваем только формы отклоняющегося поведения, целесообразно внимательно следить за тем, чтобы поведение отвечало всем общим признакам девиантности. Например, любое сексуальное поведение будет располагаться в границах нормы, если оно: 1) основано на взаимном согласии; 2) не связано с использованием несовершеннолетних детей; 3) направлено на живого человека; 4) не отвечает общим признакам девиантности. Тогда все виды сексуального поведения можно расположить на оси:

1) преступные сексуальные действия, запрещенные законом (сексуальное насилие, проституция, использование детей, совращение);

2) сексуальные девиации (секс с животными, содомазохизм, фетиш-секс и т.д.);

3) маргинальное поведение (промискуитет, нудизм, гомосексуализм);

4) общепринятое сексуальное поведение (гетеросексуальное поведение взрослых людей по взаимному желанию).

И так, зависимое (аддективное) поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной – от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией. В связи с этим некоторые авторы различают аддиктивное поведение и просто вредные привычки, которые не достигают степени зависимости и не представляют фатальной угрозы, например переедание или курение.

В свою очередь, некоторые подвиды аддиктивного поведения представляют континуумы разнообразных проявлений. Например, специалисты признают, что алкоголизм (клиническая форма алкогольной зависимости) не является монолитным, и в действительности более правильно говорить об «алкоголизмах».

Выбор личностью конкретного объекта зависимости от части определяется его специфическим действием на организм человека. Как правило, люди отличаются по индивидуальной предрасположенности к тем или иным объектам аддикции. Особая популярность алкоголя во многом обязана широкому спектру его действия – он может с одинаковым успехом использоваться для возбуждения, согревания, расслабления, лечения простудных заболеваний, повышения уверенности и раскованности.

Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Например, курильщик с многолетним стажем, отказавшись от сигарет, может испытывать, постоянное желание есть. Человек, зависимый от героина, часто пытается поддерживать ремиссию с помощью употребления более легких наркотиков или алкоголя.

Следовательно, не смотря на кажущиеся внешние различия, рассматриваемые формы поведения имеют принципиально схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки аддиктивного поведения.

Прежде всего зависимое поведение личности проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, не насыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще – как утрата самоконтроля.

Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции (зависимости). Аддикция имеет начало (не редко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения  различна на различных стадиях зависимости.

Например, процесс формирования наркотической зависимости может иметь следующие стадии.

1. Первоначально под влиянием молодежной субкультуры происходит знакомство с наркотиком на фоне эпизодического употребления, положительных эмоций и сохранного контроля.

2. Постепенно формируется устойчивый индивидуальный ритм употребления с относительно сохранным контролем. Этот этап часто называется стадией психологической зависимости, когда объект действительно помогает на не продолжительное время улучшать психофизическое состояние. Постепенно происходит привыкании е к все большим дозам наркотика, одновременно с этим накапливаются социально-психологические проблемы и усиливаются дезадаптивные стереотипы поведения.

3. Для следующей стадии характерно учащение ритма употребления при максимальных дозах, появление признаков физической зависимости с признаками интоксикации, синдромом отмены и полной утратой контроля. Наркотик перестает приносить удовольствие, он употребляется для того, чтобы избежать страдания или боли. Все это сопровождается грубыми изменениями личности (вплоть до психического расстройства) и выраженной социальной дезадаптацией. На более поздних стадиях употребления наркотиков дозы уменьшаются, употребление уже не приводит к восстановлению состояния.

4. В исходе – социальная изоляция и катастрофа (передозировка; суицид; СПИД; заболевания, не совместимые с жизнью).

Длительность и характер протекания стадий зависят от особенностей объекта (например, вида наркотического вещества) и индивидуальных особенностей аддикта (например, возраста, социальных связей, интеллекта, способности к сублимации).

Еще одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:

-- наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;

-- усиление желания и напряжения;

-- ожидание и активный поиск объекта аддикции;

-- получение объекта и достижение специфических переживаний;

-- расслабление;

-- фаза ремиссии (относительного покоя).

Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью. Например, для одного аддикта цикл может продолжаться месяц, для другого -  один день.

Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти (как, например, в случаях алкоголизма или наркомании), но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских указывают на типичные социально-психологические изменения, сопровождающие формирование аддикции. Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки – совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (например, в беспокойстве о том, чтобы был постоянный запас сигарет, наркотика). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации – интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», и т.п.). При этом формируется так называемое магическое мышление (в виде фантазий о собственном могуществе или всемогуществе наркотика) и «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («все нормально»; «я могу себя контролировать» и т.п.).

Параллельно развивается недоверие ко всем «другим», в том числе специалистам, пытающимся оказать аддикту медико-социальную помощь («они не могут меня понять, потому что сами не знают, что это такое»).

Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становиться целью существования, а употребление - образом жизни. Жизненное пространство сужается до ситуации получения объекта. Все остальное – прежние моральные ценности, интересы, отношения – перестает быть значимым. Желание «слиться» с объектом на столько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство.

                              

Суицидальное поведение.

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире около 400 – 500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток – в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.

Уровень самоубийств, по мнению большинства авторов, являются относительно устойчивым национальным показателем. Высокий уровень самоубийств сохраняется в ряде современных государств – Венгрии, ФРГ, Австрии, Дании, Швейцарии. Низкий уровень самоубийств – в Испании, Италии, Израиле, в странах латинской Америки.

Например, в Никарагуа приходиться 3,2 случая на 100 тыс. жителей. В России в конце 1980-х гг. отмечалось 23 случая (на 100 тыс. человек), что примерно соответствовало уровню ФРГ – 21 или Франции – 22. С 1994 г. первые места в мире заняли: Литва – 45,8; Россия – 41,8; Эстония – 40,9; Латвия – 40,6; Венгрия – 35,3.

Наиболее высок уровень самоубийств в городах с числом жителей от 500 тыс. до 1 млн. В городах-миллионерах уровень – ниже среднего. Можно предположить, что социальная обстановка в мегаполисах лучше, чем просто в крупных городах, так как первые имеют более высокий уровень социального и экономического развития. Низкий уровень суицидов в сельской местности объясняется относительно более высокой долей детей среди населения, национально – религиозными традициями, более тесными межличностными отношениями и привычным укладом жизни.

Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») – это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета о своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.

Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.  В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

-- собственно суицидальные действия;

-- суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Суицидальные действия включает суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не заканчивающиеся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершающий суицид – действия, завершенные летальным исходом.

Суицидальные проявления включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснутся».

Суицидальные замыслы – это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент – решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называются пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуецид).

В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. При острых пресуицидах последовательность не обнаруживается и можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же.

                            

Типология суицидов

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. При чем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное самоубийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода.

В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

В связи с этим танатолог Э. Шнейдман различает две характеристики личности: суицидальности и летальность. Суицидальность означает индивидуальный риск самоубийства. Летальность связана со степенью опасности человека для себя вообще, его самодеструктивностью.

Различия в классификациях видов суицидального поведения отражают многообразие форм рассматриваемой реальности. А.Г. Амбрумова выделяет: самоубийства – истинные суициды, а так же попытки самоубийства – не завершенные суициды. Брукбенк говорит о суициде как намеренном самоубийстве и парасуициде как акте намеренного самоповреждения без смертельного исхода.

По мнению А.Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Е. Шир различает: преднамеренное суицидальное поведение, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное.

Э. Дюркгейм делил самоубийства на виды в зависимости от особенностей социальных связей индивида. «Аномическое» самоубийство происходит в результате тяжелых разногласий между личностью и окружающей ее средой. «Фаталистическое» самоубийство имеет место в случае личных трагедий, например смерти близких, потери работоспособности, несчастной любви. «Альтруистическое» самоубийство совершается ради других людей или во имя высокой цели. Наконец, «эгоистическое» самоубийство является уходом от неблагоприятных ситуаций – конфликтов, не приемлемых требований.

В.А. Тихоненко, принимая во внимание степень желаемости смерти, дополнил суицидальную попытку несколькими связанными видами поведения. Во-первых, он выделяет демонстративно-шантажное суицидальное поведение, имеющее своей целью демонстрацию намерения умереть. Во-вторых, автор говорит о самоповреждении или членовредительстве, которые вообще не направляются представлениями о смерти и ограничиваются лишь повреждением того или иного органа. В-третьих, подобное поведение может быть просто результатом несчастного случая.

Таким образом, диагностика суицидального поведения должна основываться на точной оценке степени желаемости смерти. Например, самопорезы бритвой в области предплечья могут быть отнесены:

а) к числу истинных суицидальных попыток, если конечной целью была смерть от кровопотери;

б) к разряду демонстративно-шантажных покушений, если целью было продемонстрировать окружающим намерение умереть;

в) к самоповреждениям, если цель ограничивалась желанием испытать физическую боль или усилить состояние наркотического опьянения путем кровопотери;

г) к несчастным случаям, если, к примеру, по бредовым соображениям самопорезы преследовали цель «выпустить из крови бесов».

Не смотря на очевидную уникальность каждого случая, самоубийства имеют ряд общих характеристик. Суицидальное поведение, как правило, сопровождается стрессогенным характером жизненной ситуации и фрустрацией ведущих потребностей. Для суицидента характерны: невыносимость страданий, поиск выхода из ситуации, переживание безнадежности ситуации и собственной беспомощности, аутоагрессия, амбивалентное отношение личности к суициду, искажение воспринимаемой реальности – зацикленность на проблеме, «туннельное зрение». Все это приводит к сужению выбора до бегства в «суицид». При этом суицидальное поведение, как правило, соответствует общему стилю жизни и личностным установкам.

Глава 2. Адаптация девиантных подростков.

2.1. Профилактика наркомании и подросткового алкоголизма.

Пропаганда против курения должна избегать тактики прямого запугивания. Большой эффект имеет умеренное высказывание опасений относительно последствий курения. Отрицательно относящиеся к курению учителя могут достичь большого успеха в антиникотиновой пропаганде, чем те, которые занимают по отношению к курению нейтральную позицию.

Весьма эффективная тактика – внушать молодым людям, что престижно поддерживать хорошую физическую форму.

Подросткам следует сообщать все факты с максимальной честностью. Программа должна избегать полуправды, способствующей возникновению барьера недоверия. Ознакомление молодых людей с наглядными фактами нанесенного курением вреда не всегда меняет поведение подростков, но обычно делает их значительно долее осведомленными и способствует изменения отношения к курению.

 Работа с подростками должна начинаться с самого раннего возраста и продолжаться в течение ряда лет.

Следующим важным фактором предупреждения негативного явления общества является – одобрение со стороны родителей.

Нравственное развитие ребенка возможно лишь в семейной атмосфере  взаимного уважения и доверия. Дети эмоционально зависимые от родителей и испытывающие к ним сильную привязанность, вырастают более совестливыми по сравнению с теми, кто не знал таких отношений.

Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся так же относиться к другим. Подростки, живущие в атмосфере враждебности и непонимания, «идентифицируют себя с агрессором» - и хотя и боятся своих родителей, но переманивают их антиобщественные черты. Многолетняя неблагоприятная атмосфера воздействует негативно.

Семейная дисциплина – оказывает положительное влияние на нравственное развитие детей; когда поддержание дисциплины происходит в форме душевного общения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля; когда прибегают к справедливым и без пристрастным дисциплинарным взысканиям, а не к карательным мерам.

Излишняя снисходительность со стороны родителей также ведет к отставанию в социализации и нравственном развитии ребенка, поскольку детям не помогают учиться контролировать себя. Подросткам необходимо родительское руководство, они стремятся к нему. Без него они могут вырасти «испорченными» и отвергнутыми сверстниками.

Как остановить наркоманию в подростковой среде?

Подростки чаще всего в первый раз пробуют употреблять наркотики с познавательной целью, чтобы испытать их действие на себе.

Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов. Максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить их нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов – наркологов.

В настоящий момент выявление подростка наркомана влечет за собой применение к нему жесткие меры запугивания, угроз. Все это не эффективно, так как действия педагогов такого типа подростками чаще воспринимаются как враждебные.

Предоставление педагогам адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, психодрамы, дискуссионная работа), такими способами увлечений позволят уже в ближайшем будущем оградить подрастающее поколение страны от наркотической эпидемии.

Информация о вреде для здоровья и опасности для жизни лучше воспринимается подростками, когда исходит от авторитетных профессионалов или сверстников.

 Ключевым фактором психопрофилактики при работе с детьми, употребляющими или склонными к употреблению наркотиков, является изучение мотивации поведения подростков. Цель состоит в поиске путей и средств коррекции и устранении истинных  мотивов злоупотребления.

Санитарное просвещение должно разъяснять, какой вред для здоровья, физического и психического развития наносит злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психическими веществами.

Информация о вреде злоупотребления алкоголя ы глазах подростков приходит в явное противоречие с массовым распространением пьянства среди взрослых.

Наиболее традиционная форма – «Круглый стол», когда в школы приглашают специалистов – наркологов, работников правоохранительных органов, психолога. Беседа пройдет удачно, если накануне учащиеся сформулируют интересующие их вопросы, будут активно задавать вопросы с места, а педагоги проведут опрос (можно использовать интервью с подростками, записанные на магнитную или видеопленку). Будут представленные различные мнения (может быть и ошибочные), будет, о чем спорить и кого переубеждать.

Следует использовать информацию о быстром наступлении наркозависимости, особенностях «ломки», об изменениях в интеллектуальной и психической сферах, об уменьшении половой активности, о вреде наркотиков для потомства. Работники правоохранительных органов, как правило, приводят конкретные случаи правонарушений в состоянии наркотического опьянения, указывают соответствующие статьи УК РФ, говорят об ответственности за нарушение этих статей.

Выступления учащихся не заменяют бесед с настоящими специалистами, но все-таки имеют свои плюсы: «С нами говорят на нашем языке, а когда приглашаете взрослых, мы часто ничего не понимаем». Надо учесть что сегодня подростки более открыты для разговора не со взрослыми, а со своими товарищами.

Не смотря на значимость информации, которую получают подростки в таких беседах, самой значимой становится индивидуальная работа с подростками и их родителями.

  Способы профилактической работы с девиантными подростками.

Поскольку отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторно обусловленную структуру, то и проблема социальной профилактики также должна носить многоплановый и многоуровневый характер.

Социальная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в настоящее время представляет собой систему мер социально – правовой, медико – психологической и социально – педагогической помощи семье, детям, юношеству.

Ведущую роль играет многопрофильная государственная социальная служба семьи и детства. 

Она включает органы народного образования, здравоохранения, культуры, внутренних дел (милиции), отделы по делам молодежи, суда и прокуратуры, юридические консультации, ЗАГС, нотариальные конторы, благотворительные фонды, общественные объединения, службы социальной помощи семье и ребенку, служба доверия, социальный приют для детей, реабилитационный центр и др.

Практическая реализация защитно-охранной, учебно-воспитательной концепции преодоления трудновоспитуемости, профилактики правонарушений требует, прежде всего, решения вопросов организационно – управленческого, кадрового, материально – финансового, нормативно – правового, медико – психологического, социально – педагогического и информационного обеспечения системы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Организационно – управленческое обеспечение предполагает преодоление межведомственной разобщенности воспитательно-профилактической деятельности школы, семей, комиссий, инспекций по делам несовершеннолетних, детоприемников, центров социально – психологической помощи семье, детям, подросткам, реабилитационных центров, социальных приютов, школ – интернатов и т.д., их взаимодействие по своевременному выявлению и оказанию соответствующей помощи семье, детям и подросткам группы социального риска.

Кадровое обеспечение включает расширение деятельности по обоснованию необходимости таких новых должностей и профессий, как социальный педагог, социальный работник, превентивный психолог,  более глубокой разработки проблем и научных оснований подготовки соответствующих кадров в вузах республики.

Кроме того, следует усилить работу по более углубленной профессиональной психолого – педагогической и правовой подготовке учителей, сотрудников инспекции и комиссий по делам несовершеннолетних, воспитателей учебно – воспитательных учреждений и других лиц, занятых в превентивной  и пенитенциальной практике.

Любой человеческий поведенческий акт совершается в определенной жизненной ситуации, в которой взаимодействуют внешние условия и внутренние предпосылки. Поведенческий акт детерминирован и самодетерминирован. 

В результате этих процессов поведенческий акт становится человеческим поступком. В поступке личность самовыражается, и поэтому он совершается практически осознанно, по доброй воле, по внутреннему побуждению. При этом личность опирается на требования нормативной нравственности. Мотивом поведения является долг, совесть и т.д. Поступок, лишенный нравственного результата, называется проступком.

Конкретное поведение зависит от установок, самооценки личностных качеств школьника, конкретной ситуации.

В профилактике трудновоспитуемости важное значение приобретает проблема взаимодействия внешней и внутренней регуляции поведения. Изменение поведения требует изменения его внутренних факторов, интенсивного формирования положительных черт и качеств личности, идеалов и убеждений. Идеально воспитанная личность обладает высокой сопротивляемостью и отрицательным влиянием, способностью преодолевать недостатки своего характера.

Поэтому предупреждение трудновоспитуемости – это прежде всего воспитание целостной личности с общественной направленностью, обладающей активной социально ценной жизненной позицией, нравственной культурой. Для такой личности характерна высокая волевая культура, проявляющаяся в способности преодолевать трудности, сопротивлении неблагоприятным и вредным влияниям, умении управлять собой в самых сложных обстоятельствах, а также культура самосовершенствования, выражающаяся в объективном познании себя и других людей, в умении определить цель, методы и средства самовоспитания и самоперевоспитания.

Важная задача воспитания – постоянное совершенствование направленности личности.

Положительный опыт необходим во всех видах деятельности, особенно в учении. Нужно уметь создать ситуацию успеха в учении, организовать положительные переживания, помочь преодолеть трудности учения и на этой основе формировать интересы ученика. Общим показателем дисциплинированности и культуры поведения выступает самодисциплина, т.е. способность человека подчинять свое поведение общественным критериям, самостоятельно, по своей инициативе и под своим контролем. Очень важно воспитать у учащихся умение противостоять «отрицательным» влияниям, формировать у них твердое убеждение, единство сознания и поведения.

Цель педагогического руководства – в преодолении трудновоспитуемости – создание образа жизни, который позволит трудному подростку управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное поведение. Отсюда необходимость построения соответствующей модели жизнедеятельности, труда, быта и отношений подростков в зоне ближайшего окружения, с тем чтобы можно было учесть общие и индивидуальные особенности в каждом из воспитанников и продумать конкретные в каждом случае условия воспитания. В работе по педагогическому руководству переплетаются элементы педагогической диагностики, прогнозирования, моделирования, организация жизни подростков, контроля и самоанализа результатов воспитательной работы.

Школы, а также создаваемые ныне социально – реабилитационные центры для несовершеннолетних должны направлять свои условия на:

- выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних, нарушающих нормы морали и права, допускающих девиантные формы поведения;

- психолого – педагогическое обследование детей, направленное на установление форм их социальной  дезадаптации;

- изучение состояния нервно – психического здоровья, особенностей личностного развития и поведения детей и подростков;

- разработку индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков, включающих профессионально – трудовой, учебно – познавательный, социокультурный, физкультурно – оздоровительный и иные компоненты. Они должны быть направлены на:

- вывод их из той сложной ситуации, в которую передают детей – правонарушителей, и создание условий для нормальной жизнедеятельности;

- изменение отношения детей и подростков к учебной деятельности, восстановление нарушенных связей со школой, привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности;

- оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среды ближайшего окружения;

- содействие подросткам в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также профессиональной ориентации и получению специальности:

- включение детей и подростков в разнообразные виды общественно – полезной деятельности;

- оказание комплексной медико – психолого – педагогической и правовой помощи;

- решение, при необходимости, вопросов устройства детей и подростков в исправительные учреждения.

Методика педагогической профилактики правонарушений должна строиться на основе дифференциации системы общих методов воспитания и специальных воспитательных воздействий в зависимости от социально – педагогической ситуации, направляется на выработку нравственной устойчивости, сопротивляемости отрицательным воздействиям среды. Педагогическое руководство профилактикой правонарушении включает: диагностику уровня воспитанности учащихся, выявление причин, приведших их к отклонениям в нравственном развитии; планирование воспитательной работы; предложение образца – идеала высоконравственного поведения и практические действия подростков в соответствии с нравственными, правовыми и эстетическими нормами, стимулирование активности подростка в  самосовершенствовании высоконравственных качеств; корректировке воспитательной работы.

Обеспечение этой поэтапности,  определенной системности работы педагогов в урочной и внеурочной деятельности, индивидуальный подход к подросткам способствует формированию у них нравственной устойчивости.

                        

 2.3. Метод реабилитации

Опыт психокоррекционой работы позволил сформулировать ряд теоретических и практических приложений, которые можно рассматривать как варианты первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в рамках комплексной медико – психологической и социально – педагогической программы профилактики девиантного  поведения у подростков.

1. Клинико-биологические факторы риска, угрожающие нормальному нервно – психическому развитию подростка.

Клинико-биологические факторы: недоношенность; внутричерепное кровоизлияние; задержка внутриутробного развития, или несоответствие росто – весовых показателей плода гестационному сроку; врожденные уродства; внутриутробные инфекции; хронические заболевания легких; алкоголизм и наркомания матери.

2. Выделение форм агрессивного поведения подростков – девиантов с акцентуациями характера.

Агрессия рассматривается как один из основных биологических функций, определяющих способность индивида к целеустремленным действиям в межиндивидуальной среде. Данная функция подвержена влиянию эндогенных и экзогенных факторов различной природы и способна принимать как нормальные, так и патологические формы выражения у подростков с девиантным поведением.

«Конструктивная» форма реализации агрессии подразумевает социальную приемлемость проявления агрессии, способность индивида противостоять вредным на него воздействиям. При «деструктивной» форме имеет место прямое, связанное с нарушением морально-этнических норм ее проявление, разрушение и деформация отношений с окружающими, присутствуют деликвенные и криминальные компоненты поведения, а также существенную роль играют различные расстройства (социопатические, садистские и др.).

«Дефицитарная» форма появления агрессии характеризуется низким уровнем социальной активности, недостаточным развитием поведенческих навыков, способствующих реализации агрессивных побуждений. В каждой человеческой личности одновременно сосуществуют все эти три формы, но, как правило, одна из них является преобладающей.

В группе подростков с преобладанием «конструктивных» форм появление агрессии (уклонение от учебы и труда, бродяжничество) характерно для лабильной акцентуации характера (ЛАХ). «Дефицитарная» форма агрессии (употребление алкоголя и токсических веществ) характерно (ЭАХ) и гипертимной (ГАХ), «деструктивная» форма (хулиганство и кражи) – для подростков с неустойчивой акцентуацией характера (НАХ) и истероидной (ИАХ).

В группе подростков с НАХ и ИАХ агрессивное поведение связано с внутриличностными проблемами, у подростков с ЭАХ и ГАХ определяющая роль принадлежит ситуационному фактору. У подростков с шизоидной акцентуацией характера (ШАХ) форма агрессии занимает промежуточное положение.

Формы агрессивного поведения у подростков – девиантов являются взаимосвязанными факторами, что отражает нарушенные внутрисемейные отношения, и распространяются на проявление личности в социальных группах, эмоциональная неустойчивость подростков.

   3.Нарушение воспитания в семьях подростков девиантов.

Непростроенность родительско – детских границ предполагает нарушение адекватного ощущения границ (и своих, и детских), подростки чувствуют себя заброшенными. Родители не воспринимают подростка как отдельное существо со своей собственной ценностью, считают, что подросток должен чувствовать, выглядеть, делать то же, что и они, часто ожидают, что подросток выполнит то, что им не удалось когда-то, завершить начатое ими. Родители могут хотеть, чтобы подросток взял на себя ответственность за их чувства. Самооценка родителей не редко зависит от поведения подростка.

Они относятся к подростку как к равному взрослому, не давая ему возможности быть ребенком, проецируют на подростка взрослые проблемы.

Отверженность, заброшенность и нарушение границ ведут к тому, что подростки чувствуют себя неадекватными, неоцененными, они начинают стыдиться себя, чувствуют страх, тревогу, что определяет формирование копинг-поведения (совладания) в социуме.

4.Основные факторы риска, определяющие девиантное поведение  подростка.

Факторы риска, определяющие девиантное поведение у подростка, можно условно разделить на две группы: экзогенноцеребральные и психосоциальные. Однако это деление условное, так как чаще имеет место сочетание факторов. Нами выделяются:

·   Эндогенно – генетическая предрасположенность и особенности развития в раннем детстве;

·   Негативные эмоциональные реакции матери на беременность;

·   Дисфункциональная семья;

·   Эмоциональное и физическое напряжение в семье;

·   Непростроенность границ родительско-детских отношений;

·      Семейная нестабильность (социальная, психологическая, личностная);

·       Психологическая предрасположенность (эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, неуверенность в себе, чувство вины и страха, отсутствие навыков решения личностных проблем);

·       Неудовлетворенность духовных потребностей ребенка.

5. Уровни профилактики.

Профилактика – система государственных и общественных, социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний.

                          Первичная профилактика:

·   изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;

·   изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном  психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

                         Вторичная профилактика:

·   раннее вмешательство в коррекцию Клинико – биологических нарушений у ребенка;

·   исследование генограмм семьи;

·   коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;

·   наличие четких семейных ролей.

       Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциометрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.

6. Комплексная медико – психологическая и социально – педагогическая программа профилактики девиантного поведения у подростков.

Для получения объективного анализа данных и практической направленности выделены три основных блока мероприятий с учетом деятельности ведущих структурных подразделений выполнения программы.

1. Школа (учителя, школьный психолог, социальный работник):

  Динамический анализ поведения ребенка в школе с первого класса; выявление причин школьной незрелости в начальных классах школы; определение коэффициента интеллектуальности (IQ).

  Определение дисфункциональных семей; формирование доверительных отношений с подростками и их родителями.

  Индивидуальный подбор школьной программы; обучение навыкам заботы и защиты, когда это по силам самому ребенку.

  Определение типа акцентуации характера у подростков указывает на слабые места личности и тем самым позволяет предвидеть факторы способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, что в свою очередь открывает перспективы для психопрофилактики.

  Работа с родителями подростка при их позитивном настрое.

  Выделение фактора социальной уязвимости полростка из социопатических семей(низкий социально – экономический статус, бедность, безработица, распад семьи, заболевания родителей, статус беженцев).

  Организация социального образования в школе.

2. Детская поликлиника (участковый педиатр, медицинский психолог, психотерапевт):

  Роль педиатров – в раннем выявлении детей, в анамнезе которых имеются факторы риска НПР; своевременное включение ребенка в программу раннего вмешательства (РВ), направление к реабилитологу, психотерапевту, психологу.

  Врачу-психотерапевту отводится роль коррекции поведения родителей в реабилитационной программе ребенка; анализ внутрисемейных отношений, при необходимости включение в группу семейной психотерапии; психокоррекционная работа с ребенком старше трех лет.

  Медицинский психолог осуществляет:

· Психодиагностику отношений детей и родителей;

· Выделение целей психотерапевтического воздействия в ребенке и родителях;

· Формирование установок родителей на активную реабилитацию ребенка;

· Проведение индивидуального, группового и семейного консультирования;

· Проведение первичной профилактики с беременными женщинами и их мужьями.

Таким образом, перспективным направлением деятельности психологов в педиатрии является их ориентация на решение задач реабилитации и психопрофилактики с использованием психодиагностических методик совместно с врачом – педиатром, невропатологом, психотерапевтом.

3. Органы правосудия:

Утверждение самостоятельных судов для несовершеннолетних, которые существуют в США более ста лет, что определяет:

·   Отсутствие формального судебного процесса;

·   Упрощенность процедуры рассмотрения;

·   Отсутствие гласности проводимых разбирательств;

·   Отсутствие формального обвинения в совершенном преступлении;

·   Оперативность и простота совершенного правосудия.

Все эти особенности продиктованы, исходя из двух принципиальных положений: учета возрастных особенностей и обеспечения правовых гарантий прав личности.

  

Заключение.

Из проделанной мной работы следует, что в воспитании подростков нравственных положительных качеств требует большого труда.

Выяснили, что основным фактором в воспитании подростков является семейная дисциплина.

Далее мы выявили основную глобальную проблему – «Как остановить наркоманию в подростковой среде». Как видно из практики – в решении этой проблемы должны участвовать не только педагоги и психологи, но и сами родители. Так же выяснили, что выступления учащихся оказывает огромное влияние на подростков, так как подростки более открыты для товарищей, чем для взрослых.

Из этого вытекает следующее, что, объединившись в единый, сплоченный коллектив мы родители, педагоги и т.д. можем оградить детей и подростков от многих факторов оказывающих негативное влияние.

Как известно идеально воспитанная личность обладает высокой сопротивляемостью и отрицательным влиянием, способностью преодолевать недостатки своего характера. Поэтому важная задача воспитания – постоянное совершенствование направленности личности.

Опыт психокоррекционой работы позволил сформулировать ряд теоретических и практических приложений.

Далее мы выделили основные факторы риска, определяющие девиантное поведение подростков и уровни профилактики.

Таким образом, перспективным направлением деятельности психологов в педиатрии является их ориентация на решение задач реабилитации и психопрофилактики с использованием психодиагностических методик совместно с врачом - педиатром,  невропатологом, психотерапевтом.

Практика показывает(и у нас в России особенно), что часто люли сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи. Для этого требуются люди особой профессии – социальные работники, социальные педагоги.

Социальный педагог – это сравнительно молодая профессия в нашей стране: введена в 1991 г. Социальный педагог призван обеспечить социально – педагогическую защиту ребенка и его прав, повысить психолого – педагогическую культуру родителей.

Понятие «социальная работа» сегодня употребляется во всем мире и означает гуманное отношение человека к человеку, а также систему мероприятий, направленных на обеспечение приспособления человека к обществу. Деятельность такого рода возникла еще в библейские времена как благотворительный, религиозный долг человека, как система гуманных услуг нуждающимся.

На протяжении долгого времени социальную и частично педагогическую помощь и защиту дети и семьи получали через разные каналы, ибо исторически сложилось, что нравственность общества определяется отношением к слабым, а не сильным.

Особую роль играли религиозные учреждения, которые занимались (и занимаются в настоящее время) призрением, благотворительной деятельностью, помогали малообеспеченным семьям, открывали столовые для бедных, детские сады и т. д.

В традициях многих народов было многожелательное и участливое отношение к слабым, обездоленным, больным.

Так, у русского народа милосердие, благотворительность испокон веков были не просто выражением бескорыстия, а личным стремлением человека очистится путем помощи слабейшему. Поэтому и не принято было говорить о своих добрых деяниях.  

 

Список использованной литературы

 

1.   Бабайцева В.Ю. / Личностно – ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. М – 1977 г.

2.   В.А. Бальцевич, С.Н. Бурова.  Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения. Минск, 1989 г.

3.   Бондаренко Л.И. Вопросы перевоспитания педагогически запущенных детей Л. 1975 г.

4.   Воронков Б.В.  Острые аффектные реакции и нарушения поведения. М. 1999 г.

5.   Воронова Е.В.  Нарушение поведения у детей и подростков: проблемы терминологии. Специальная психология - 2004 г.

6.   Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя. Под ред. Т.А. Власовой – М. 1981 г.

7.   Вроно Е. «Несчастные дети – трудные родители».

8.   Зубенко В.  Девиантное  поведение: Сущность, причины, профилактика. М – 2002 г.

9.   Лентяй / Семья – 2002. Детская лень.

10. Морозова Е.И.  Проблемные дети – сироты и дети. Советы воспитателям – М. 2002 г.

11. Маркуша А.  Об эгоизме, деньгах и брани. М – 2000 г.

12. Можгинский Ю.  А если это болезнь? Школ. психолог. – 2004 г.

13. Павлов И.В. Предупреждение отклоняющегося поведения и правонарушений школьников. Мир психологии – 1998 г.

14. Пятунин В.А. / Подготовка студентов факультета социальной педагогики к работе с подростками девиантного поведения. / Магнитогорск 2000 г.

15. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением Под ред. Рожкова – М. 2001 г.

16. Райс «Психология подросткового и юношеского возраста». сб. 2000 г.

17. Рыков С.Н. Беглецы: Проблемы воспитания детей и подростков – М. 1992 г.

18. Степанов В.Г. Особенности и виды отклоняющегося поведения. Психология трудных подростков – М. 2004 г.

19. Степанов В.Г. Норма и отклоняющееся поведение. Психология трудных подростков – М. 2004 г.

20. Фидгор Г.  Психоаналитическая педагогика – М. 2000 г.

21. Херпетц – Дальтманн   Девиантное поведение деликвенность и педагогическая запущенность. Психотерапия детей и подростков – М. 2000 г.

22. Чередниченко В.И. Трудные дети и трудные взрослые. М. 1991 г.

23. Юдасин Л.С. Экстремизм, зависимость и подростки. М – 2003 г.

24. Юденич В.В. Появление девиации в подростковой субкультуре. М. – 2004 г.

25.  Яковлев А.  Особенности социальной профилактики различных форм отклоняющегося поведения детей и подростков. М. – 2004 г.

26. Якубин Н.Ф.  Социально – трудовая адаптация детей группы социального риска – Курган – Челябинск, 1995 г.

Похожие работы на - Проблема воспитания девиантных подростков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!