Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания школьников

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    49,16 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания школьников

Федеральное агентство по образованию



 




Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания школьников

Выпускная квалификационная работа





2006г.                                                                                             

Содержание


Введение

Глава I. Особенности физического воспитания на современном этапе

1.1. Цели и задачи физического воспитания на современном этапе

1.2. Основные средства и методы физического воспитания на современном этапе

Выводы по первой главе

Глава II. Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания школьников

2.1.   Общая проблема взаимодействие семьи и школы в современном обществе

2.2.   Основные формы совместной деятельности семьи и школы в физическом воспитании учащихся

2.3.   Результаты анкетирования родителей по оценке деятельности и потенциалу образовательных учреждений

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы













Введение

Проблема взаимодействия семьи и школы очень актуальна в наши дни.

Связь между школой и семьей очень важна при воспитании ребенка. Ему становится намного интереснее учиться и спортивно развиваться, когда   родители участвуют в его спортивном воспитании (в качестве жюри, судей, участников соревнований, эстафет). Если родители не будут участвовать в школьной жизни ребенка, то он начнет хуже учиться, пропускать занятия, перестанет выполнять домашние задания и т.д. А задача педагога помешать этому. Из-за создавшейся ситуации может назреть конфликт между педагогами и родителями. Чтобы этого не произошло родителям необходимо постоянно контролировать и интересоваться школьной жизнью ребенка, общаться с учителями, ходить на родительские собрания, участвовать в постановках пьес в школьных театрах, семейных конкурсах типа («папа мама я спортивная семья», «конкурс богатырей» (между отцами, дети помогают) и т.д.), входить в число родительского комитета.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы нашего исследования «Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания школьников».

Физическое  воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем.

Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Объект исследования - процесс физического воспитания школьников на современном этапе.

Предмет исследования – процесс взаимодействия семьи и школы в ходе физического воспитания учащихся.

Цели исследования: выявить основные особенности организации взаимодействия семьи и школы в ходе физического воспитания учащихся.

Задачи исследования: рассмотреть цели и задачи физического воспитания на современном этапе; выделить основные средства и методы физического воспитания на современном этапе; сформулировать общую проблему взаимодействие семьи и школы в современном обществе; обосновать основные формы совместной деятельности семьи и школы в физическом воспитании учащихся.

Работа состоит из: введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.















Глава I. Особенности физического воспитания на современном этапе

1.1. Цели и задачи физического воспитания на современном этапе

Физическое  воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности. [7:140]

Задачи физического воспитания следующие:

- укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

- повышение умственной и физической работоспособности;

- развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

- обучение новым видам движений;

- развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и других);

- формирование гигиенических навыков;

- воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

- формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;

- развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура — обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности.                         

Задачи и содержание воспитания физической культуры.

Орга­низация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение многих задач. Основные из них перечис­лены ниже.

Содействие правильному физическому развитию детей, по­вышению их работоспособности, включающее морфологическое и функциональное совершенствование организма, закрепление его устойчивости против неблагоприятных условий внешней сре­ды, предупреждение заболеваний и охрану здоровья.

Развитие основных двигательных качеств. Способность че­ловека к разносторонней двигательной деятельности обеспечива­ется высоким и гармоническим развитием всех физических ка­честв — силы, выносливости, ловкости и быстроты. Специалисты считают, что на фоне общего, доступного для каждого школьного возраста уровня развития всех физических качеств в начальных классах нужно воспитывать ловкость и быстроту, в средней шко­ле, наряду с ловкостью и быстротой, частично — общую выносли­вость, и только в старших классах — ловкость, быстроту, силу и специальную выносливость. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, болевые ощущения, мы тем са­мым воспитываем у них не только физические, но и моральные качества.

Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляет­ся лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками. Опираясь на двигательные представле­ния и знания, ученик получает возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика).[9:325]      

Воспитание устойчивого интереса и потребности в систе­матических занятиях физической культурой. В основе здорово­го образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность лично­сти к физическому самосовершенствованию. Она является резуль­татом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, природе ребенка свойственна ин­тенсивная двигательная активность. В интересах физического вос­питания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удоволь­ствие, получаемые в процессе физических упражнений, вызывают привычку заниматься ими, которая затем превращается в устойчи­вую потребность, сохраняющуюся на долгие годы.

Приобретение необходимого минимума теоретических зна­ний из области гигиены, и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получить четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культу­ры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой ра­ботоспособности, о гигиенических правилах при занятиях физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вре­де курения и алкоголя.

Основные средства воспитания физической культуры. К ос­новным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняе­мые в соответствии с закономерностями и задачами физическо­го воспитания. [9:326]

Существуют различные подходы к классификации физичес­ких упражнений. Наиболее распространенной является классифи­кация, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания. Она включает гимнас­тику, игры, туризм, спорт.

С педагогической точки зрения ценность гимнастики заклю­чается в том, что она обладает возможностью избирательно воздей­ствовать на организм или на развитие его отдельных систем и функ­ций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (построения и перестроения, обще развивающие упражнения без предметов и с предме­тами — мячами, палками, скакалками, флажками, лазание и перелезание, упражнения на равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения).

В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делает­ся рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу де­тей и подростков к двигательной деятельности, игры вызывают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. В на­чальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших — спортивные.

Туризм — это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, при­родными, историческими и культурными памятниками. В тури­стских мероприятиях школьники приобретают физическую закал­ку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передви­жения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваи­вают нормы ответственного отношения к природной среде.

В организации и проведении туристских походов (пеших, лыжных, лодочных и велосипедных) вместе с учителями физкультуры участвуют классные руководители, вожатые, родители. Особую ответственность они несут за дозирование физических на­грузок, соблюдение правил безопасности, жизнь и здоровье детей. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.

В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результа­тов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои резуль­таты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, развивают двигатель­ные и морально-волевые качества. Младшие школьники, как пра­вило, соревнуются по тем видам физических упражнений, кото­рые входят в учебную программу. В средних и старших классах соревнования организуются по программам отдельных видов спорта.

В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая роль принадлежит естественным силам при­роды (солнце, воздух, вода). Выступая в едином комплексе с фи­зическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воз­действие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемыми компонентами всех видов двигательной деятельности, и, прежде всего — специально организован­ных процедур: солнечных и воздушных ванн, обтираний, облива­ний.

Физическое воспитание и развитие предполагают гигиеничес­кое обеспечение физкультурных занятий: рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна, строгое соблюдение ряда санитарных требований, предъявляемых к строительству, рекон­струкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, соблюдение светового и теплового режи­ма, регулярное проветривание, влажная уборка).

Применяемые для занятий физическими упражнениями сна­ряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. Школьникам в свою очередь необходимо выполнять некоторые нормы и прави­ла, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. К ним отно­сятся уход за телом, горячее питание и полноценный сон, нали­чие спортивной обуви и одежды.

Режим дня приводит затраты учебного, внеучебного и свобод­ного времени в соответствие с гигиеническими нормами, опреде­ляет  строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно составленный и систематически выполняе­мый режим дня сохраняет баланс между расходом и восстановле­нием затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жиз­нерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, самоконтроль.

Режим дня не может быть одинаковым для всех. Он диффе­ренцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня рабо­тоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Но есть ряд правил, обязательных для всех. Общими и едиными для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление до­машних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка к сну.

Воспитание физической культуры учащихся составляет важ­ный и весьма сложный объект внутришкольного управления. Оно осуществляется и направляется совместными скоординированны­ми усилиями всего педагогического коллектива, органов учени­ческого самоуправления при активной поддержке и помощи ро­дителей.


1.2. Основные средства и методы физического воспитания

Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообраз­ных средств и методов физического развития учащихся. К средст­вам физического воспитания относятся: а) естественные силы при­роды: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда и отдыха; в) утренняя гимнастика; г) уроки физкультуры; д) разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спор­тивные игры, туризм.

Однако педагогическая эффективность всех этих средств опре­деляется двумя условиями: с одной стороны, комплексным их ис­пользованием, а с другой — применением всего разнообразия мето­дов физического воспитания.[10:407]

В процессе физического воспитания в качестве основного мето­да выступают физические упражнения, или физическая тренировка. Диа­пазон применения физических упражнений (тренировки) исключи­тельно широк, начиная от приучения детей к опрятности и чистоте и кончая развитием физических способностей в беге, гимнастике, тяжелой атлетике и т.д. Когда учащиеся приучаются к соблюдению режима дня, к пребыванию на солнце и свежем воздухе, к купанию и участию в различных спортивно-массовых мероприятиях, состязаниях и т.д., все это так или иначе связано с физическими упражнениями и тренировкой. Без специальных упражнений нельзя выработать ловкость, развить физическую силу, научить учащихся выполнению различных гимнастических фигур и т.п. Участие в спортивных соревнованиях, в занятиях спортивных секций и в туристических походах – это тоже не что иное, как своеобразное проявление метода физических упражнений.

Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения, учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укреплении и совершенствовании своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет происходить более успешно. К тому же физическое воспитание, как уже отмечалось, не сводится лишь к физическому развитию и укреплению здоровья, оно охватывает также формирование у учащихся потребности в повышении своей физической культуры в целом и разумного отношения к организации труда и отдыха. Поэтому большое значение в физическом воспитании учащихся имеют методы убеждения (разъяснения) и положительного примера. Эти методы используются, прежде всего, в процессе организации физических упражнений (тренировок) учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их помощью разъясняется значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Примеры из жизни выдающихся людей, известных спортсменов, а также лучших учащихся и самих учителей служат предметом подражания для школьников в процессе занятий физической культурой.

Эти методы широко используются при проведении школьных вечеров, бесед, докладов и лекций на спортивные темы, а также в процессе индивидуальной разъяснительной работы с учащимися по вопросам физического воспитания.

Методы физического воспитания

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

- метод регламентированного упражнения

- игровой метод

- соревновательный метод

- словесные и сенсорные методы

1. Метод регламентированного упражнения предусматривает:

              - твердо, предписанную программу движений (заранее обусловлен­ный состав движений, порядок повторений);

              - по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;

              - создание или использование внешних условий, которые облегча­ли бы управление действиями занимающихся (применение вспо­могательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.

2. Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми — футбол, волейбол и т.д.

К особенностям игрового метода в частности относится «сюжет­ная» организация игры: деятельность организуется с замыслом, пред­усматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специаль­но, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач» того или другого занятия, или как условная схема взаимодейст­вия играющих (современные спортивные игры).

Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных услови­ях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При умелом руководстве этот метод можно применять для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других нравственных психических качеств.

3. Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревнова­тельного метода – сопоставление сил занимающихся в условиях упо­рядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Соревновательный метод применяется при решении разнообраз­ных педагогических задач. Это, прежде всего совершенствование уме­ний, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состяза­ний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и спо­собствует максимальному проявлению функциональных возможнос­тей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

4. Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизи­ровать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

- дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

- инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);

- сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и заме­чания);

- указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);

- оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);

- словесного отчета и взаиморазъяснения;

          - само проговаривания, само приказа, основанных на внутренней речи (например, «сильнее», «держать», «плавно»).

Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, ко­торая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

- показа самих упражнений;

- демонстрации наглядных пособий;

- предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью му­ляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков);

- кино и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кинокольцовок, специальных учебных кинофильмов; видеозаписей выполнения упражнений);

- избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдель­ных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электро­ламп).

В общем, перечне сенсорных методов могут быть представлены:

- метод направленного «прочувствования» движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;

- метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);

- методы лидирования и текущего сенсорного программирования,
в которых часто используется специальная электронная аппара­тура, нередко с обратной связью (видео и звуколидеры, указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения).











Выводы по первой главе

Физическое  воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Эффективность физических упражнений во многом зависит от желания учащихся к их выполнению. Интерес и удоволь­ствие, получаемые в процессе физических упражнений, вызывают привычку заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы.

К ос­новным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

Существуют различные подходы к классификации физичес­ких упражнений. Наиболее распространенной является классифи­кация, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания. Она включает гимнас­тику, игры, туризм, спорт.

С педагогической точки зрения ценность гимнастики заклю­чается в том, что она обладает возможностью избирательно воздей­ствовать на организм или на развитие его отдельных систем и функ­ций.

В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая роль принадлежит естественным силам при­роды (солнце, воздух, вода)

Применяемые для занятий физическими упражнениями сна­ряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. В процессе физического воспитания в качестве основного мето­да выступают физические упражнения, или физическая тренировка.

Глава II. Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания школьников

2.1. Общие проблемы взаимодействия семьи и школы в физическом воспитании учащихся

Взаимодействие семьи и школы обусловлено следующими обстоятельствами:

-  единым объектом (субъектом) воспитания; 

-  общими целями и задачами воспитания детей;        

-  возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;   

-   необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;      

-  возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;        

- возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.[8:352]

Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующих общих задач воспитания детей:

-  обеспечение качественного образования

-  развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;                  

-  формирование нравственности и культуры поведения у учащихся; 

-  подготовка школьников к семейной жизни;

-  формирование потребности в здоровом образе жизни. 

Для достижения указанной цели и общих задач воспитания необходимо решить комплекс частных педагогических задач.       

В работе с детьми:

-   воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям; 

-   формирование ответственности за свои поступки перед семьей;    

- воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.

В работе с родителями:

- формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном  процессе школы и класса;

-  формирование субъектной позиции родителей в работе

школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

-  формирование психолого-педагогической культуры родителей;

В работе с педагогами:

- формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;

- формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;

- освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.

Развитие взаимодействия школы и семьи зависит также от решения ряда организационно-управленческих задач:

-  проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;

-  обеспечение системы психолога – медико-педагогического  просвещения родителей;

- организация методической работы с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;

- разработка и обеспечение системы стимулирования взаимодействия участников воспитательного процесса;

-  организация работы родительского комитета, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности коллектива школы.

Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.[8:356]

Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право, и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.

Субъектная позиция родителей и детей в учебно-воспитательном процессе является результатом и условием развития взаимодействия педагогов и семьи.

Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:

-  осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую работу;

-  включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности;

-   овладение способами проектирования собственной деятельности;

-   предоставление возможности принимать самостоятельные решения;

- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;

-  привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.

Следующей идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает:

-  формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;

-   осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности; 

-   определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;    - использование методики организации коллективной творческой деятельности.  

Названные идеи предусматривают реализацию следующих принципов:

- принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей;

- принцип интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;

- принцип управления взаимодействием школы и семьи.

Перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике. Методическая инструментировка их может быть различной, она определяется самими участниками работы.

1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся:

- творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся, показывающие особенности труда, индивидуального стиля педагогов;

 - открытые уроки, проводимые в нетрадиционной форме, которые показывают мастерство учителя, раскрывают способности детей, завершаются обсуждением и анализом учебной деятельности учащихся;

- познавательные конкурсы между родителями и детьми (либо семейными командами);

- общественный смотр знаний, предмет и тематика которого определяются совместно учителем, детьми и родителями (учитель составляет задания, помогает формировать группы, организовать подготовительную работу; родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, входят в состав жюри и болельщиков);

- праздник знаний и творчества, предполагающий защиту семейных проектов по предметам, выполнение творческих заданий микрогруппами (семейными или смешанными);

- турниры знатоков; количество групп соответствует количеству туров; каждая группа является организатором одного тура и участником всех остальных, турнир по одной теме или по разным (тему выбирает сама группа);

-  учебные занятия с участием родителей;

- участие родителей в организации и работе факультетов, предметных кружков;

- совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учебной деятельности детей, тематические собрания-дискуссии по проблеме учебы, например «Что, значит хорошо учиться?», «Как сделать учебу интересной?», «Зачем мы учимся?» и т. п.;

-  деловые игры в старших классах по формированию способности ориентироваться в реальном мире;

-  участие родителей и детей в обсуждении вопросов отбора дополнительных тем, предметов для изучения.

2. Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии:

-  выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием различных методик;

-  организация встреч со специалистами в зависимости от профессиональных интересов детей;

-  организация родителями экскурсий на предприятия;

-  проведение классных собраний-дискуссий по профориентации, например: «Как выбирать профессию?», «Что, значит, быть успешным в жизни?», «Как стать конкурентоспособным на рынке труда? » и др.;      

-  организация встреч-бесед с родителями, например: «Как я выбирал профессию?», «Что значит для меня моя профессия»; 

-  оказание помощи ребенку в составлении плана подготовки к своей будущей профессиональной деятельности; 

-  проведение коллективного творческого дела «Защита профессии» с учетом профессиональных интересов детей и малоизвестных, но востребованных профессий;

-  организация совместных трудовых дел (оформление, озеленение, ремонт кабинетов, посадка деревьев, озеленение микрорайона, благоустройство школьного двора, создание спортивной площадки и т. д.).

3. Формирование у детей нравственности, культуры поведения:

-  знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности;

-  обсуждение с детьми нравственных проблем, возникающих в повседневной жизни;

-  просмотр, обсуждение фильмов;

-  подготовка концертов, спектаклей;

-  проведение Дня радости;

-  дискуссии, классные собрания по проблемам нравственности, например: «О доброте и милосердии», «Современный человек, — какой он?», «О дружбе и друзьях» и др.;

-  акции по оказанию помощи престарелым;

-  встречи с интересными людьми;

-  экскурсии в музеи, культурные центры;

-  организация Школы гражданина, занятия в которой проводятся с участием родителей.

4. Подготовка учащихся к семейной жизни:

- создание Клуба семейных встреч, цель которого — знакомство с интересными семьями, увлечениями членов семьи, их досугом, трудом;

-  организация Школы будущего семьянина, цель которой — знакомство учащихся с различными аспектами создания семьи, освоение различных семейных ролей, изучение психологических, экономических, юридических, физиологических вопросов;

-  обсуждение на классном собрании тем «Идеальная современная семья», «От чего зависит семейное счастье» и др.;

-  конкурс «Мужчины на поверке» (между мальчиками и отцами), «Конкурс богатырей» (между отцами, дети помогают);

-  конкурсы «Юная хозяйка» (для девочек, при поддержке мам), «Я и моя бабушка»;

-  занятия по приобретению навыков ведения домашнего хозяйства (родители делятся своими секретами);

-  Конкурс рыцарей и дам.

5. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, систематическая диагностика состояния здоровья детей:

-  пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях;

-  систематическое изучение вопросов валеологии в рамках занятий по физической культуре;

-  определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;

-  устройство детей в секции, спортивные коллективы;

-  организация профилактики отклонений от здорового образа жизни (встречи с наркологами, психологами, сексологами и др.);

-  проведение дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных);

-  туристические слеты, походы.

Особе внимание необходимо обратить на эмоциональное обогащение отношений между родителями и детьми. С этой целью создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:

-  организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);

-  создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогли родителям?», «Чем помочь родителям?», «Чем порадуем, как порадуем родителей?», «Куда пригласим?» и т. п.);

-  творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему и др.;        

-  выставки результатов труда родителей.       

Важно помочь родителям в создании благоприятной атмосферы в семье. Для этого можно проводить следующую работу:   

-  знакомить родителей с традициями, которые развивают         отношения в семье (проведение семейных праздников,        подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями в жизни каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);

- пропагандировать опыт формирования положительных отношений в семье, поощрять родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.        

Развитию отношений в семье, школе и классе способствуют:    

- конкурсы «Папа мама я спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных газет и др.;

- представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ);

-  выполнение творческих семейных заданий при подготовке воспитательных мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. п.);

- выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предметов быта для дома; разработать проект его изготовления,

реализовать его и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение и т. п.);

- совместные занятия,  практикумы родителей и детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей, выбора профессии и др. (с учетом предложений родителей и детей);

-  создание совместных объединений по интересам клубного типа.

Проведение соревнований «папа мама я спортивная семья».

Главная цель родителей, педагогов и специалистов школы - воспитание здорового, всесторонне развитого ребенка.  Эта цель может быть достигнута только в результате совместных усилий родителей и работников школьных учреждений.

      Цель. Привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой  и спортом. Доставить детям и родителям удовольствие от совместных занятий физкультурой, способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи. Пропагандировать значение физической культуры как средства от любых болезней для детей и людей среднего и пожилого возраста, средства достижения физической красоты, силы, ловкости выносливости, как интересной игры для детей и их родителей.

   Участники. В соревнованиях принимают участие 3 семейных команды от трех подготовительных групп. Каждая семья должна иметь единую командную форму с эмблемой.

  Руководство. Общее руководство по организации праздника осуществляется преподавателем физкультуры. Для оценки соревнований создается жюри, и выбираются 3 судьи на каждую семейную команду.

  Порядок проведения и программа. Каждая семья выступает под номером, полученным путем жеребьевки. Семье в каждом конкурсе дается одна попытка.

 

Ход проведения праздника.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости праздника. Сегодня мы с вами собрались здесь для участия в не совсем обычном для нас празднике. Он называется «Папа, мама и я – спортивная семья». Будут состязаться семейные команды (по одной из каждой группы). Наши команды очень волнуются, давайте поприветствуем их аплодисментами.

  Звучит марш «Ну-ка, солнце, ярче брызни…», дети хлопают в ладоши, и в зал входят семейные команды. По результатам жеребьевки каждая команда получает номер, под которым будет выступать в конкурсах. Ведущий представляет гостям семейные команды, судей, жюри.

Дорогие дети, мамы и папы! Мы рады вас приветствовать на нашем празднике. И чтобы немножко улеглось ваше вполне понятное волнение (ведь мы впервые на таком празднике), предлагаем послушать стихи и песню, которые приготовили наши дети.

   Дети читают стихи.

Спорт, ребята, очень нужен.

Мы со спортом очень дружим.

Спорт – помощник, спорт – здоровье!

Спорт – игра! Физкульт-ура!

Каждый день по утрам делаем зарядку

Очень нам нравится делать по порядку:

Весело шагать, руки поднимать,

Приседать и вставать, бегать и скакать.

Ведущий. Здоровье в порядке?

Все дети. Спасибо зарядке!

Ведущий.

С кем, ребята, вы дружны?

Знать об этом все должны!

Дети. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Группа детей исполняют песню.

Ведущий. А теперь начнем наши соревнования. Просим болельщиков поддерживать свои команды.

1-й конкурс – конкурс капитанов.

Папа и мама держат обручи, капитан (сын или дочь) поочередно пробегает из одного обруча в другой. Родители, по мере того как пробежит ребенок, переставляют освободившийся обруч вперед. Побеждает команда, которая быстрее закончит дистанцию. Дистанция – 20 метров.

2-й конкурс – эстафета.

1-й этап (ребенок): прыжки на мягких игрушках «Альма» до ориентира, далее взять игрушку в руки и вернуться в команду.

2-й этап (мама): прыжки на скакалке произвольным способом до ориентира и обратно.

3-й этап (папа): ведение баскетбольного мяча до ориентира и обратно (туда – правой рукой, обратно - левой).

После проведения двух конкурсов жюри подводит итоги, команды отдыхают.

Ведущий. А сейчас предлагаем веселый конкурс для зрителей «Мишки и шишки».

По полу рассыпаются «шишки» (кубики). Трем игрокам (по одному от каждой группы) предлагают их собрать лапами больших игрушечных мишек. «Шишки» игроки складывают в обручи, разложенные на полу. Выигрывает тот, кто соберет больше. 

3-й конкурс – «Самый сильный папа».

Папам предлагается задание «Кто сделает больше отжиманий за 1 минуту».

4-й конкурс – семейная эстафета «Преодолей препятствия».

Этапы эстафеты поочередно выполняют ребенок, мама, папа. Судья на финише определяют победителей.

 1-й этап: ползание на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками.

 2-й этап: ползание на четвереньках под дугами (3 дуги).

 3-й этап: прыжки на одной ноге.

Ведущий. Просим жюри оценить итоги двух последних конкурсов. А пока жюри проводит промежуточные итоги, предлагаем еще один конкурс – для зрителей, который называется «Накорми куклу».

 Куклу усаживают на стульчик. Кому-нибудь из детей завязывают глаза и дают ложку, чтобы он покормил куклу. Ребенка отводят на 3-4 шага от куклы, предлагают ему 3 раза повернуться вокруг своей оси (не сходя с места) и дают команду «Иди!». Ребенок должен найти куклу и «покормить» ее. В конкурсе участвуют по одному ребенку из каждой группы.

5-й конкурс – конкурс для мам «Попади в корзину».

6-й конкурс – «Веселый пингвин»: прыжки на двух ногах с зажатым между коленями мячом.

 1-й этап: задание выполняет ребенок.

 2-й этап: задание выполняет мама.

 3-й этап: задание выполняет папа.

7-й конкурс – эстафета «Собери предметы».

У капитана в руке – ведерко с пятью кубиками.

 1-й этап: на отведенном участке ребенок раскладывает кубики и возвращается в свою команду.

 2-й этап: мама берет ведерко, собирает в него кубики и передает ведерко папе.

 3-й этап: папа берет ведерко с кубиками у мамы и опять раскладывает на том же участке.

Ведущий. Дорогие гости! Пока команды отдыхают, и жюри подводит итоги, предлагаем вам веселый конкурс «Не урони мяч».

 Выбираются три пары участников (по одной паре из каждой команды зрителей). Каждая пара детей берет друг друга за руки и, зажав большой надувной мяч головами, продвигается к линии финиша. Побеждается пара детей, которая быстрее выполнит задание и не уронит мяч.

8-й конкурс – «Ловкий капитан» (для капитанов команд).

Каждому капитану (ребенку) дается в руки ролик с ручками. Опираясь на ролик, нужно быстро добежать до ориентира; обратно возвращаться, толкая перед собой головой мяч (большой, надувной).

9-й конкурс (для мам) – «Быстрые ноги».

От линии старта мамы как можно быстрее бегут до ориентира, в обратную сторону они прыгают в мешках до линии финиша.

10-й конкурс (для пап) – «Попади мячом в ворота».

Перед папами ставятся ворота, в руки им даются клюшки, рядом – корзинка с десятью мячами. По сигналу папы начинают соревнование. Побеждает папа, который забьет больше всего мячей в ворота.

11-й конкурс – семейная эстафета (заключительная).

 1-й этап: прыжки из обруча в обруч (4 шт.).

 2-й этап: пройти по «кирпичикам» (6 шт.).

 3-й этап: забраться на гимнастическую стенку, позвонить в колокольчик и как можно быстрее вернуться в свою команду.

 4-й этап: все вместе, взявшись за руки, участники команды должны пробежать до ориентира и обратно.

Ведущий. Дорогие дети и родители! Наши соревнования закончены. Просим жюри подвести окончательные итоги и объявить места, которые заняли наши семейные команды. А пока жюри подводит итоги, предлагаем отгадать несколько загадок:

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили,

А потом с меня, крутой,

Все скатилися гурьбой.

                                                      (Горка)

На рояль я не похож,

но педаль имею тоже.

Кто не трус и не трусиха,

прокачу того я лихо.

У меня мотора нет.

Как зовусь?

                                                            (Велосипед)

Обгонять друг друга рады.

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши они, легки,

быстроходные…

                                                       (коньки)

Он лежать совсем не хочет,

Если бросишь – он подскочит.

Бросишь снова, мчится вскачь.

Отгадай, что это?

                                                    (Мяч)

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы…

                                                        (Санки)

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом?

                                                        (Лыжи)

Ведущий. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. А теперь послушаем наше жюри.

 Жюри оглашает итоги соревнований и награждает команды памятными вымпелами и медалями. Под торжественный марш команды делаю круг почета и выходят из зала.

 В совместной работе школы и семьи по физическому воспитанию детей используются различные формы,  такие как дни открытых дверей, собрания, консультации, семинары, практикумы, спортивные праздники и физкультурные досуги с участием родителей. Именно спортивные праздники могут стать одной из наиболее  ярких и удачных форм приобщения семей к физической культуре, внедрения ее в повседневный быт семьи. На праздниках родители и дети  могут проявлять себя в разных видах спорта, осваивать разных видах спорта, осваивать различные упражнения, способствующие увеличению двигательной активности. Кроме того, совместные праздники позволяют  и взрослым и детям раскрепоститься, учат их общаться  друг с другом, повышают эмоциональный настрой, сплачивают семью.

В школе и классе может быть организован специальный Праздник семьи, где будут представлены результаты семейного творчества, организованы конкурсы семей, отмечены достижения родителей и детей.

Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.[8:365]

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

 Родительское собрание — основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного или школьного коллективов. Классный руководитель (или администрация) направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Организаторами собрания являются члены родительского комитета (актива). Первые собрания, давая образец демократичного обсуждения вопросов, могут вести педагоги, в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания,   выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.    Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.   В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, определить проблемы для изучения, педагог может предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. [8:465] Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители — не пассивные слушатели. Их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов связаны с организацией и проведением занятий. В этой связи при организации психолого-педагогического просвещения родителей целесообразно следующее:

- использование активных форм проведения занятий, предусматривающих диалог, субъектную позицию родителей (вопросы от родителей и коллективный поиск ответа при комментарии специалиста, решение проблемных ситуаций, обмен опытом, дискуссия);

- организация групповой работы родителей при подготовке и проведении занятий, предусматривающей мозговой штурм в коллективном поиске способов решения проблемы, разработка рекомендаций по обсужденному вопросу, составление памяток, проектов, предложений;

-  проведение занятий совместно с детьми по проблемам, которые интересны и детям, и взрослым;

-  информация о наиболее интересных и полезных публикациях, книгах по проблемам, которые волнуют родителей;

 -  подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации по изучаемому вопросу.

Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материал и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, предварительно организаторы обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятия.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.

Диспут-размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Диспут проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем. Для подведения итогов, возможно, подготовить совету дела, педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.

Предметом обсуждения могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Встречу с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможно составление программы действий по выявленным проблемам. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. В ряде классов, где родители активны и заинтересованы, функцию родительского комитета поочередно выполняют все родители, распределившись в группы по желанию. Родительский актив – это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей. На заседании родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

Такие же функции выполняет родительский комитет школы, который формируется из представителей первичных коллективов, выполняет решения родительской конференции или собрания школьного коллектива.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость.

2.2.Основные формы совместной деятельности семьи и школы в физическом развитии учащихся

Правильное физическое воспитание детей школа может осуществить при наличии тесного контакта в работе с родителями. Усло­вия жизни ребенка, питание, режим, использование естествен­ных факторов природы, физические упражнения и игры — все эти средства физического воспитания могут быть использованы не только школой, но и родителями.

От степени активности родителей во многом будет зависеть физическое развитие детей. Большинство родителей заинтересо­вано в том, чтобы их дети росли здоровыми и физически разви­тыми. Многие хорошо понимают, что успехи детей в учебе будут в значительной степени зависеть от состояния их здоровья. По­этому во многих семьях физическому воспитанию детей прида­ется большое значение. Но проводится оно подчас без определен­ной системы, слабо связано с усилиями школы. Направить физическое воспитание детей в семье по правильному руслу — долг учителя.

Важно доказать родителям, что учение требует от детей затра­ты энергии, утомляет еще не окрепший организм и для восста­новления его работоспособности огромное значение имеют такие средства, как разумный режим дня, пребывание ребенка на свежем воздухе, нормальное питание, занятия физкультурой и спортом. По всем этим вопросам учитель в определенной системе проводит цикл бесед, консультаций с родителями.

В беседах важно знакомить родителей, какие задачи ставит школа в физическом воспитании детей на каждом году обучения и как согласовать работу школы с усилиями родителей. Убеди­тельность рекомендаций учителя будет обеспечена широким при­влечением материала по физиологии и гигиене младших школьни­ков. Если это возможно, то для бесед с родителями по некоторым вопросам лучше привлечь школьного или участкового врача, учителя физкультуры.

В работе с родителями надо использовать не только рас­сказ, но и показ комплекса утренней зарядки, удобной одеж­ды школьников, организации режима дня и других моментов. По многим из этих вопросов можно использовать имеющиеся фильмы.

Родители должны помочь школе научить детей чередовать труд и отдых, разумно проводить свой досуг, соблюдать правила личной и общественной гигиены, выработать привычку к регу­лярным занятиям физкультурой и спортом. Особое внимание должно быть уделено условиям жизни и труда школьников в семье. Как ребенок сидит за столом при выполнении домашних заданий? Где его рабочее место? Как оно освещено? Хорошо ли проветрено помещение? От этого во многом зависит здоровье школьника, его   зрение,   осанка,   настроение.   Условия   жизни определяют успехи детей и в учении.

В физическом воспитании детей необходим индивидуальный подход. Его также можно осуществить лишь при условии тесного контакта с семьей. В работе с детьми и их родителями надо опи­раться на данные медицинского обследования. Учитель вместе с родителями после консультации с врачом намечает систему мер: наиболее целесообразный режим, определенные условия жизни. Важно разъяснить родителям, что организм младшего школьника находится в постоянном развитии, совершенствова­нии. При неблагоприятных условиях нарушается его нормальное функционирование. Поэтому дети с отклонениями в развитии нуждаются в особом внимании взрослых. В этом случае нужен регулярный контроль врача и точное выполнение его указаний учителем и родителями.

Взаимодействие школы и семьи.

Для решения одной из насущных задач физического воспитания школьников — приобщения их к систематическим занятиям физическими упражнениями мы избрали испытанный време­нем путь - самостоятельные занятия. Они поз­воляют увеличить объем двигательной активно­сти и тем самым содействуют укреплению здо­ровья ребят, повышению уровня их физиче­ской подготовленности, успешному овладению нормативами БГТО и ГТО. Самостоятельные за­нятия развивают более сознательное и инициа­тивное отношение к физической культуре, фор­мируют характер.

Организация и проведение самостоятельных занятий школьников требуют определенных ус­ловий. Нельзя рассчитывать, что занятия могут быть пущены на самотек, и при этом давать положительные результаты. Эта работа требует систематического и умелого методического руководства и контроля, как со стороны учите­ля  физической  культуры,  так  и  родителей  учащихся.

Многолетняя практика показала, что, к сожале­нию, только незначительная часть родителей имеет знания по физическому воспитанию детей. И потому просвещение родителей в данной обла­сти определили как первоочередную зада­чу. К этой работе, получившей название опера­ция «Взаимодействие», был подключен весь педагогический коллектив школы: в первую оче­редь, конечно, учителя физической культуры, классные руководители, медицинские работники школы, руководитель начальной военной под­готовки, директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе и организатор внеклассной     и     внешкольной     воспитательной работы.

Операция «Взаимодействие» реализовывалась по трем направлениям: «Физическое просвеще­ние», «Контакт» и «Помощь». Для физкультур­ного просвещения родителей используются все общеизвестные формы и методы.

Одна из наиболее действенных форм повыше­ния педагогической культуры родителей - роди­тельские собрания. На них обсуждаются вопро­сы успеваемости учащихся по физической куль­туре, приобретения спортивной формы и спор­тивного инвентаря, организации и проведения классных и внутришкольных спортивных сорев­нований, результаты этих соревнований, орга­низации утренней гигиенической гимнастики и др. На классных собраниях родители обмени­ваются опытом семейного физического воспитания детей.

Современные   молодые   родители   (особенно младшеклассников) вполне могут помочь своим детям  в  их двигательной активности.  Но  зачастую они не знают, как правильно это сделать. Чтобы  не  было   разнобоя   в   их   требованиях   и требованиях учителя физической культуры, приглашают родителей на открытые уроки. А ес­ли    точнее – все уроки    открытые: специально организованных для родителей уро­ков  не бывает. Каждый  из них, придя в школу, может присутствовать на обычном, оче­редном уроке физической культуры, а во время перемены получить консультацию по интересую­щему вопросу. (В основном же такие встречи-беседы проводятся во   внеурочное   время.) Педагогический    практикум - эффективная форма повышения педагогической культуры родителей. На родительских собраниях, на встречах с учителем физической культуры родители полу­чают   задания-рекомендации   по   самообразова­нию или поручения, направленные на улучшение физического воспитания ребенка в семье.

 Примерная программа-минимум педагогических знаний для родителей по вопро­сам физического воспитания. В ее реализации принимают участие учителя физической культу­ры, школьный врач, администрация школы, а так­же лекторы общества «Знание».

I. Для   родителей   учащихся    I—III    классов

1. Задачи семьи по физическому воспитанию и укреплению здоровья учащихся I - III классов (лекции читаются отдельно для  родителей учащихся     параллельных I – II и III классов). 2. Влияние занятий физическими упражнениями на    организм    ребенка.    Признаки    утомления. Активный отдых. Правильная осанка. Профилак­тика  близорукости  и   травм  глаз  у  детей.  Лич­ная  гигиена  школьника.   3.  Подвижные   игры  на свежем воздухе, лыжные  прогулки,  катание на коньках  и  санках   и  др.  Их   роль   в  укреплении здоровья детей  младшего  школьного  возраста. 4.   Биологические   ритмы.   Основные   принципы построения распорядка дня.  Примерный режим для   младших   школьников.   Приучение   детей   к выполнению   режима  дня;   режим  питания;   сон и  его  гигиенические  условия.  5.  Нестандартное спортивное оборудование для квартиры и дворовой   площадки.   6.   Организация   и   проведение утренней   гигиенической   гимнастики    в   семье. 7.  Знакомство  с  требованиями   и   нормами   I   и II  ступеней комплекса БГТО.

II. Для родителей учащихся IV - VIII классов

1.Взаимосвязь физического воспитания с умственным трудом, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием. 2. Психологиче­ские основы физического воспитания школьни­ков. Воспитание потребности в занятиях физиче­ской культурой и спортом. 3. Содержание прог­раммы по физической культуре для школьников соответствующих классов. 4.Эффективность физического воспитания школьников в семье. 5. Влияние уклада жизни семьи на режим дня и двигательный режим подростка. Помощь родителей в подготовке школьников к сдаче норм комплекса БГТО. Связь родителей с учителями физической культуры и тренерами ДЮСШ.

 6. Требования и нормы II, III и IV сту­пеней БГТО («Стартуют все», «Смелые и ловкие», «Спортивная смена»). 7. О вреде курения для здоровья подростков

III. Физическая культура и спорт в воспитании старшеклассников                1. Роль семьи и школы в воспитании гармонической личности.

2. Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах России.

3. Влияние физической культуры и спорта на формирование личности. Психологические основы физического воспитания юношей и девушек в семье. 4. Воспитание у учащихся потребности в занятиях физической культурой и спортом. Содержание требований и норм I ступени комплекса ГТО «Сила и мужество». Подготовка старшеклассников к сдаче нормативов комплекса.

5. Режим дня и личная гигиена старшеклассников.

Как показала практика, эффективность работы по педагогическому просвещению родителей значительно повышается, если она осуществляется дифференцированно. В этом случае можно учесть конкретные условия, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

На общешкольных родительских собраниях, посвященных вопросам физического воспитания, с успехом используются диафильмы («Трудная азбука здоровья», «Вечное движение», «Вредные привычки и борьба с ними») и кинофильмы («Утренняя гигиеническая гимнастика», «45 минут физкультуры»).

В работе с родителями с успехом используется наглядная агитация и пропаганда. На стендах можно разместить информационные материалы для родителей: разнообразные комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, физкультурных пауз во время приготовления домашних заданий, подвижные игры, рекомендации по вопросам гигиены и техники безопасности, образцы спортивной одежды для различных видов физкультурных занятий и спортивных соревнований и т. п.

Особый интерес вызывает у родителей старшеклассников «Экран сдачи требований и норм комплекса ГТО I ступени «Сила и мужество». Рядом с экраном помещены таблицы результатов, которые дают право на получение золотого значка и зачета (на оценку «Сдано»). Сравнивая результаты, показанные детьми на различных школьных соревнованиях и контрольных уроках физической культуры, родители получают объективную информацию об их физической подготовленности.

Взаимодействие школы и семьи в вопросах физического воспитания детей немыслимо без постоянного контакта родителей и учителей физической культуры.

Контакт – это когда родители и учитель физической культуры единомышленники во всех вопросах физического воспитания.

Чтобы родители стали таковыми, они должны понимать цели и задачи физического воспитания. На родительских собраниях знакомят их с содержанием комплексной программы физического воспитания учащихся

I—XI классов общеобразовательной школы, едиными педагогическими требованиями к учащимся на уроках физической культуры, внеклассных и спортивных внешкольных соревнованиях (разработанными в нашей школе с учетом ее условий).

Именно на классных родительских собраниях решаются все вопросы, которые, так или иначе, влияют и на качество учебного процесса. Это, прежде всего вопросы домашней подготовки ребят к занятиям: наличие спортивной одежды и обуви, состояние, соответствие видам занятий, посещаемость уроков и спортивных внеурочных мероприятий, участие в работе секций и кружков и т. п. Определяются формы быстродействующей связи учителя с родителями в случае дисциплинарных нарушений, что помогает исключить конфликтные ситуации между взаимодействующими сторонами.

Наиболее эффективной формой контакта учителя с родителями являются личные беседы. Исключительно большую роль играют они при возникновении конфликтных ситуаций. И именно личные встречи чаще всего помогают найти средства для улучшения физического развития ребенка, имеющего какие-то отклонения в здоровье.

Хорошо зарекомендовала себя и другая форма общения учителя физической культуры с родителями — консультация. Раз в две недели после уроков в спортивном зале, физкультурном методкабинете школы организуются групповые и индивидуальные консультации, на которых учитель имеет возможность не только дать устные рекомендации, но и показать различные физические упражнения, приемы использования индивидуального спортивного инвентаря.

Однако если учитель не соблюдает педагогического такта и родители поставлены в положение пассивных слушателей, консультация не приносит желаемых результатов. Стараются вместе искать пути устранения недостатков.

В каждом классе из числа наиболее «спортивных» родителей выбираются ответственный за физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу и два его помощника. Они образуют родительский физкультурный совет и являются активными помощниками классного руководителя в организации физкультурно-спортивной работы.

Председатели классных физкультурных советов объединяются в школьный совет спортивно-оздоровительной работы. Практика показала, что заседания совета целесообразно проводить не чаще одного раза в четверть. По необходимости на заседания приглашаются директор школы или его заместители, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, врач, председатель совета пионерской дружины, шефы.

Совет спортивно-оздоровительной работы помогает администрации школы, учителям физической культуры в организации внутришкольных физкультурных и спортивных мероприятий, спортивных секций и кружков, содействует улучшению материально-технической базы школы, улучшению санитарного состояния зала, спортивной площадки, дворов, через родителей контролирует соблюдение школьниками режима дня.

Одна из главных задач совета — вести разъяснительную работу среди родителей в области физического воспитания детей, быть активными посредниками между учителем и родителями. Ведь работа школы по физическому воспитанию   учащихся  становится  более  эффективной, если  родители  учеников  принимают  в  ней  не­посредственное   участие.   И   эта   деятельность может    носить   вполне   конкретный    характер. Делом  родителей  является  и  организация  для школьников  ежедневных  занятий  физическими упражнениями в течение учебного года и особен­но  во  время  школьных  каникул,  приобретение спортивной формы и спортивного инвентаря, не­обходимого  для   уроков   физической   культуры и  самостоятельных   занятий  дома,   проведение ежедневной утренней гигиенической гимнастики. Родители помогают в организации, проведении и   судействе   школьных   спортивных   соревнова­ний, физкультурных праздников «Золотая осень», «Олимпийская    звездочка»,    «День    лыжника», весеннего  и  осеннего  кроссов  и других  меро­приятий.

Родители ведут классные группы ОФП, орга­низуют туристские походы по окрестностям, сопровож­дают детей на экскурсиях в города-герои — Ленинград, Волгоград, Минск и др.

Родители помогают физкультурному активу в оформлении наглядной агитации, изготовлении стендов, приспособлений для демонстрации кинофильмов, оснащении физкультурного ме­тодического кабинета.

Каждому из родителей — посильное школь­ное поручение! Чтобы это положение могло быть реализовано, мы проводим анкетирование: «Ка­кую помощь вы можете оказать классу, шко­ле?» С этой анкеты и начинаются взаимо­действие, взаимопомощь родителей школе, шко­лы — родителям.

Все аспекты взаимодействия школы и семьи отражены в общешкольном плане работы по физическому воспитанию и в той или иной мере входят в содержание всех его разделов.

2.3. Результаты анкетирования родителей по оценке деятельности и потенциалу образовательных учреждений

По результатам оценки деятельности и потен­циала образовательных учреждений г. Далматова  лишь 50% учителей удовлетворены отношениями с родителями учеников.

Для выяснения этой проблемы было проведено анкетирование родителей, чьи дети учатся в одной из общеобразовательных школ г. Далматова. В опросе участвовали 42 семьи.

На вопрос «Считаете ли вы, что воспитание ребенка, привитие ему определенных ценностей и убеждений дело в гораздо большей степени родителей, чем учителей?», получено 36 ут­вердительных ответов (85,7%). В том, что это является совместным делом учителей и родителей убеждено 6 семей (14,3%).

Наиболее типичны следующие ответы: «Да, считаем:  это дело  в гораздо большей  степени родителей, нежели учителей»; «Да, это дело только родителей»; «... семья, родители играют определяющую роль, а если школа дает высокий уровень знаний своим ученикам — это просто замеча­тельно»; «... школа, да и вся система образования призвана в большей степени повышать профессиональный уровень человека, а не заботиться о его душе. . И моральные ценности, и   принципы поведения, думаю, в первую очередь закладываются дома»; «Воспитание ребенка — на 100% это дело родителей»; «Да, я считаю, что всегда воспитание ребенка, привитие ему определенных ценностей и убеждений было в первую, очередь делом родителей. В настоящее время это еще более очевидно».

Здесь настораживает категоричность их ответов, когда отбрасываются в сторону воспитательные возможности школы, которая должна работать в основном как образовательное учреждение.

На вопрос  «Считаете ли  вы,  что родители имеют  право  непосредственно  вмешиваться в конфликты между детьми в школе?» утвердительный ответ с разными оговорками дала 31 семья (73,8%). Отрицательный ответ встречается 9 раз (21,4%), «не знаю» — 2.

Вот как аргументируют это право родители «Только в исключительных случаях, если конфликты угрожают здоровью или мешают уче­бе»; «В том случае, когда педагог игнорирует эти конфликты, родители должны вмешиваться в конфликт между детьми, но делать это нужно очень деликатно, разбираясь во всех тонкостях не унижая ни одну из конфликтующих сторон»; «В зависимости от характера конфликта.  Если он на уровне детской ссоры, то - нет. A если ребенок морально или физически подавляется и неоднократно, тогда - да»; «Вмешательство возможно    (особенно    в    начальной    школе) в зависимости от конфликта, в разумной форме».

Наряду с такими ответами некоторые родители дают и достаточно мудрые, конструктивные ответы: «Открыто вмешиваться в конфликты детей думаю, дело рискованное, поскольку можно навредить собственному ребенку. По-моему, более правильно по-дружески разобраться в ситуации встать на позиции сторон, убедить ребенка,  что в любом случае не стоит раздувать из искры пламя и т.д. Вообще, если у ребенка есть дома друзья и советчики в лице родителей, ему и в школе живется легче»; «Я считаю, что родители должны давать ребенку разумные советы, касающиеся трудных жизненных ситуаций, но вмешиваться непосредственно в конфликты между детьми в школе нецелесообразно – ребенок должен сам научиться разбираться со своими трудностями»; «Если между ребенком и родителями откровенные, дружеские отношения и родители знают о конфликте и его причинах, то нет необходимости непосредственно вмешиваться в конфликт между детьми в школе, ведь дома вместе со своим ребенком можно спокойно разобраться в сложившейся ситуации и помочь ему самому найти пути выхода из конфликта».

Позиция  родителей,  согласно  которой  они имеют право непосредственно вмешиваться в конфликты между детьми в школе, чревата неблагоприятными последствиями в отношениях со сверстниками для их же ребенка, она нарушает воспитательного процесса в школе, выражает недоверие учителю, классному руководителю, ведет к созданию иных конфликтных зон. Даже те ответы, которые охарактеризованы как конструктивные,   не   предусматривают сотрудничества с педагогами.                                                                                                          

На вопрос «Часто ли вы не одобряете воспитательные действия учителей (не обязательно вслух, вообще в принципе)?» 18 семей ответили «не одобряю (часто, иногда)» (42,9%), 17 респондентов - «одобряю часто» (40,5%), остальные воздержались. У родителей были и такие ответы: редко, но считаю, что недоразумения, возникающие у ребенка и учителя, нельзя замалчивать. Надо честно и, по возможности, объективно разбирать эти ситуации с ребенком»; «не приходилось сталкиваться с воспитательными действиями учителей».

Надо  признать,  что  ситуация,   когда   почти половина опрошенных в той или иной степени не одобряет воспитательные действия учителей, не может быть гарантирована от конфликтов.

На вопрос, обращенный к родителям: «Были ли у вас  конфликты  с  учителями,  классным руководителем? С чем они были связаны?» получены в основном только краткие ответы «да» или «нет». Причем отсутствие конфликтов отмечают  37  респондентов  (88%),  об  их  наличии вспомнили  только  3  семьи   (7%).   В   качестве примера можно назвать такие ответы: «Были. С отношением учителя к детям и к своим прямым обязанностям»; «Серьезных конфликтов не было, но были обиды у ребенка, связанные с тем, что классный руководитель не любит, а главное, не жалеет детей».

Последний вопрос анкеты выяснял, совпадает ли поведение ребенка в школе, в кругу товарищей, дома? Ответ «да» получен в 20 случаях (45%), «нет» - в 15 (36%), остальные воздержались.






















Выводы по второй главе

Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях. Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, размышления консультации.

Диспут-размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Диспут проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем.

Важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год.

Большинство родителей заинтересо­вано в том, чтобы их дети росли здоровыми и физически разви­тыми.

Особое внимание должно быть уделено условиям жизни и труда школьников в семье. Как ребенок сидит за столом при выполнении домашних заданий? Где его рабочее место? Как оно освещено? Хорошо ли проветрено помещение? От этого во многом зависит здоровье школьника, его   зрение,   осанка,   настроение.  

Взаимодействие школы и семьи в вопросах физического воспитания детей немыслимо без постоянного контакта родителей и учителей физической культуры.






















Заключение

Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.

Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.

Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:

-  осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую работу;

-  включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности;

-   овладение способами проектирования собственной деятельности;

-   предоставление возможности принимать самостоятельные решения;

- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;

-  привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.

Важной идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.

Названные идеи предусматривают реализацию следующих принципов:

- принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей;

- принцип интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;

- принцип управления взаимодействием школы и семьи;

Одна из задач школы – это создание условий для развития ребенка и отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах.

Перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике. Методическая инструментировка их может быть различной, она определяется самими участниками работы.

1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся:

2. Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии:

3. Формирование у детей нравственности, культуры поведения:

4. Подготовка учащихся к семейной жизни:

5. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, систематическая диагностика состояния здоровья детей:

Правильное физическое воспитание школа может осуществить  при наличии тесного контакта в работе с родителями. Направить физическое воспитание детей в семье по правильному руслу — долг учителя.

Основные формы взаимодействия семьи и школы в процессе физического воспитания ребенка это цикл консультаций с родителями по вопросам физического воспитания, беседы, демонстрации, привлечение родителей к работе спортивных секций и групп ОФП, к организации самостоятельных занятий ребенка по физической культуре, к участию в совместных с детьми спортивных соревнованиях, праздниках, походах  и т.д.

В каждом классе из числа наиболее «спортивных» родителей выбираются ответственный за физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу и два его помощника.

В беседах важно знакомить родителей, какие задачи ставит школа в физическом воспитании детей на каждом году обучения и как согласовать работу школы с усилиями родителей. Убеди­тельность рекомендаций учителя будет обеспечена широким при­влечением материала по физиологии и гигиене младших школьни­ков. Если это возможно, то для бесед с родителями по некоторым вопросам лучше привлечь школьного или участкового врача, учителя физкультуры.

В работе с родителями надо использовать не только рас­сказ, но и показ комплекса утренней зарядки, удобной одеж­ды школьников, организации режима дня и других моментов. По многим из этих вопросов можно использовать имеющиеся фильмы.

Особое внимание должно быть уделено условиям жизни и труда школьников в семье.

В работе с родителями с успехом используется наглядная агитация и пропаганда. На стендах можно разместить информационные материалы для родителей.

 

Список использованной литературы

1. Байбородова Л. Как педагоги школы могут помочь проблемным семьям // Воспитательная работа в школе – 2003 №4 с. 91 – 92.

2. Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и родителей //Воспитательная работа в школе – 2004 №1 с. 85 – 86. 

3. Байбородова Л. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании //Воспитательная работа в школе – 2005 №4 с. 8 – 12.

4. Байков В.П. Взаимодействие школы и семьи [в деле физического воспитания школьников] // Физическая культура в школе – 1987 - № 9 с. 49–52.

5. Березина А.С. Только вместе… /Ученики, учителя, родители/. – М.: «Знание», 1978

6. Гребенников И. В. Школа и семья: - М.: «просвещение» 1985 – 176с

7. Виноградова Л. Семья и школа – партнеры в воспитании //Лучшие страницы педагогической прессы – 2002 №4 с. 103 – 107.

8. Воликова Т.В. Учитель и семья – М.: «Просвещение», 1979 – 127с

9. Данилова И. Общая цель, которая нас разделяет //Первое сентября – 2004.- 10 янв. – с. 4.

10. Делакова И. Родители и учителя: сложности и перспективы отношений //Семья и школа 1982, №8 с. 10 – 11.

11. Зверева. О. Л. Ганичева. А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

12. Игошев К. Е. Миньковский Г. М. Семья дети школа – М.: Издательский центр «Юридическая литература», 1989 – 80 с.

13. Кириллова Ю.А. Сценарий семейного физкультурно-оздоровительного праздника «Папа мама я спортивная семья». // Дошкольная педагогика – 2005  №5 с. 46 – 48. 

 14. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание – М.: «Академия», 1999.

15. Лапик В. М. Совместная Деятельность школы и семьи по воспитанию у учащихся единства сознания и поведения – М.:МГПИ им. В. И. Ленина 1984 – 90 с.

16. Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе. //Педагогика – 1996. № 4 с. 122 – 123.

17. Панасюк Б. Учитель и семья ученика //Воспитание школьников, 1982. №1 с. 22 – 23. 

18. Пидкасистый  П. И.  Педагогика //под редакцией П. И. Пидкасистого. –М.: «Педагогическое общество России», 2005. – 572с.

19. Писарева С. Детей воспитываем вместе //Воспитание школьников – 2001 №7 с.48 – 49.

20. Подласый И. П. Педагогика новый курс. В двух книгах. «Владос», 2004. К.1 – С.128 – 139. К.2 – С.60. 116 – 124. 199.

21. Рожков М. И. Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания – М,: «Владос - пресс», 2004 – 384с.

22. Скворцова Л. //Физкультура в школе – 2002 - №9 с.58.

    

23. Сластенин В.А. Исаев И.Ф. Шиянов Е.Н. Педагогика // под редакцией       В. А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип – М.: «Академия» - 576 с.

24. Харламов И.Ф. Педагогика – 4-е издание – М.: «Гардарики»,2000 – 519 с.

Похожие работы на - Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!