Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: «НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА» И СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ»






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

НА ТЕМУ: «НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА» И СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка: 1 курса 15 группа

 Форма обучения: очная

Специальность: бухгалтерский учет, анализ и аудит

Гладкова Кристина Игоревна

Проверила: Кузнецова Марина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

  Курск

  2011 г.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………………3

1. Конкуренция  и ее роль в экономике……………………………………..5

1.1 Понятие, виды, функции конкуренции………………………………….5

1.2 Условия существования совершенной конкуренции…………………...9

 

2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции……………..12

2.1 Спрос и предложение на продукт фирмы………………………………12

2.2 Совершенная конкуренция и общественная эффективность…………..21

 

3. Особенности современного этапа развития российской экономики……24

3.1 Антимонопольная политика и ее особенности в России……………….24

3.2 Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния

конкурентной среды…………………………………………………………..33

 

 

Заключение…………………………………………………………………….37

 

Список использованной литературы…………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Процесс развития рыночных отношений в России  достаточно  сложен  и  неэффективен. Отчасти, рыночные институты созданы  и  продолжают  создаваться.

 

Не оправдались также надежды правительства на привлечение  иностранного капитала.  Неуверенная, неясная политика государства отражается на законодательстве, которое не гарантирует безопасность   иностранных инвестиций.  С  другой  стороны,  государство  не обеспечивает поддержку отечественных производителей  в  отраслях  материального  производства,  что также способствует снижению финансовых ресурсов.

 

В  связи  с  этим  возникает  объективная потребность корректировки государственной политики, более  четкая  ее  целевая  ориентация. Ощущается острая потребность в дальнейших  научных  исследованиях,  способных  придать импульс в развитии экономики  России.  Очевидно,  что  многие  экономические проблемы  России в значительной степени обусловлены  также  ее  историческим наследством. Проводимые в  стране научные  исследования,  направленные  на преодоление кризисных явлений, обусловленных  объективными  и  субъективными факторами, достаточно разнообразны. Однако, как показала  практика,  они  не охватывают многие важные стороны производственной и финансовой  политики.

 

Эта  политика  должна  включать  такие  важные  рыночные  рычаги, как конкуренция, механизмы повышения эффективности ресурсов и др. Ошибочно  было бы  считать,  что  созданные российские рынки автоматически образуют конкуренцию. Она  действительно  образуется,  однако  существует  целый  ряд моментов,  которые  делают  ее неэффективной. Кроме того, имеются и  монопольные производства. Проблема конкуренции и  антимонопольной  политики, хотя и имеет достаточную  теоретическую  базу,  тем  не  менее  относится  к странам  с  устоявшейся  рыночной  экономикой.  Ее развитие в условиях конкуренции порождает процессы  слияния  фирм  и  предприятий,  а  также  ту законодательную  базу,  на  основе  которой   реализуются банкротства, и осуществляется  структурная  и  техническая  модернизация  производственного аппарата. Применительно к особенностям переходного периода в  нашей  стране, а  тем  более  задачам  структурной  перестройки  экономики, эти вопросы разработаны очень слабо.

 

Отсюда, актуальность темы исследования обусловлена рядом экономических причин.

 

Во-первых, недостаточностью  теоретических  и  прикладных  разработок  по формированию конкурентного  рынка  в  условиях структурного  преобразования экономики, осуществляемого правительством РФ.

Во-вторых, механизм конкуренции, его движущие силы являются объектом длительного изучения различными направлениями менеджмента, бухгалтерского учета, маркетинга, права.

 

Цель работы: оценка степени развития конкурентной среды  на товарных рынках России.

 

Объект исследования: российская экономика.

Предмет исследования: является  комплекс  организационных  проблем  по формированию конкурентных производств и антимонопольной   политики в экономики РФ.

 

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились отечественных и зарубежных ученых различных школ и направлений, фундаментальные  положения современной  экономической  науки,  концепции  правительственных  органов  и научных коллективов РФ по  реформированию  экономики.

 

Курсовая состоит  из  введения,  трех  глав,  заключения,  списка литературы,  одной таблицы и семи графиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конкуренция и ее роль в экономике

1.1  Понятие, виды, функции конкуренции

 

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

 Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.

 

 Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

 Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

 

 Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать.

 Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается.

 Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

 

 Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

 

 Конкуренция стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

 

 Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах.

 Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.

 

 При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

 

Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

 

1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

 

2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

 

3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

 

4.  Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

 

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

 

 Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен».

 В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

 

 Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

 

 По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

 

 Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

 

 Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна.

 Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.

 

 Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

 

 Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

 

 Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

 

Модели рынков

 

 Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.

 

 По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):

 

 1. совершенная (чистая) конкуренция

 2. монополистическая конкуренция

 3. олигополия

 4. монополия

 

 На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.

 

 При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.

 

 Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм.

 Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

 

 Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

 

1. количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;

2. характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);

3. наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;

4. степень доступности экономической информации.

 

 

1.2  Условия возникновения совершенной конкуренции[1]

 

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.

Каковы условия возникновения такой конкурентной среды и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической эффективности?

Идеальный «храм» совершенной конкуренции может быть устойчив лишь в том случае, если в его фундаменте присутствуют все необходимые «кирпичики» - условия:

1) Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.

Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену.  Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).

 

2) Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.

 

В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450.  На рис.1 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.

Рис 1.2 Однородность продукта

X

Y

 

 

 

 

 

O

A

B

 

 


 

 

450

 

 

 


В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.

3) Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:

 

? Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);

? Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);

? Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);

? Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);

? Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

 Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

4) Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.

5) Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.[2]

6) Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.

7) Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).

8) Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).[3]

9) Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.

 

Глава 2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

2.1 Спрос и предложение на продукт фирмы

 

Спрос на продукт фирмы есть максимально возможный объем продаж этой фирмы (в единицах продукта) при некоторой установленной ею цене на свой продукт. Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия (рис.2.1).

Q

d   d  dd

Рис 2.1 Линия спроса конкурентной фирмы

P

 

 

P0

 

 

 

O

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее. При рассмотрении графика спроса конкурентной фирмы возникает вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается с отрицательным наклоном кривой спроса? Кривая спроса имеет отрицательный наклон, когда показываются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы (рис.2.2).

 

e

d   d

P

 

P0

 d S

  S d

Рис 2.2 Совпадение на рынке цены равновесия с линией спроса фирмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P

 

 

P0

 

 

 

O

Q   O Q

P

 

 

P0

 

 

 

 

 

 

Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Допустим, в отрасли действуют 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых выпускает по 100 единиц продукта. Совокупное предложение, таким образом, составляет 1 млн. единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное воздействие на совокупное предложение – точнее, общая величина предложения уменьшается с 1 млн. до 999 950 единиц. Это очевидно недостаточное изменение совокупного предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продукции.[4] Но при любой цене, превышающей p0 даже на небольшую величину, объем спроса равен 0. Фирма потеряет своих клиентов, если попытается поднять цену выше p0. Если же конкурентная фирма устанавливает цену, меньшую рыночной цены, то все покупатели будут приобретать товар только у данной фирмы, и величина спроса на продукцию фирмы будет равна величине рыночного спроса по установленной цене. Но такая цена никогда не будет установлена конкурентной фирмой, поскольку это ведет к ее убыточности. Таким образом, конкурентная фирма всегда устанавливает цену на свой продукт, равную сложившейся рыночной цене.

Подчеркнем особо, что кривая спроса на продукт отдельного конкурентного производителя совершенно эластична. Данные столбцов (1) и (2) табл.2.1 описывают кривую совершенно эластичного спроса при рыночной цене, равной 131 дол. Фирма не в состоянии добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене для увеличения объема продаж.

 

 

  Таблица 2.1.

Спрос на продукт самостоятельной фирмы и ее доход в условиях чистой конкуренции.

Спрос на продукт фирмы и средний доход

Доход (в долл.)

(1)

Цена продукта (средний доход) (в долл.)

(2)

Величина спроса (продано продукта) (в ед.)

(3)

Валовой доход

(4)

Предельный доход

131

0

0

131

131

1

131

131

131

2

262

131

131

3

393

131

131

4

524

131

131

5

655

131

131

6

786

131

131

7

917

131

131

8

1048

131

131

9

1179

131

131

10

1310

131

 

 

Средний, валовой и предельный доход

Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. То, что в столбце (1) табл.2.1 обозначено как цена на единицу продукта для покупателя, представляет собой выручку от продажи единицы продукта, или средний доход продавца. Утверждение о том, что покупатель должен заплатить цену 131 дол. за единицу продукта, тождественно следующему тезису: выручка от единицы продукта, или средний доход, полученный продавцом, составляет 131 дол. Цена и средний доход – это одно и то же, но с разных точек зрения.

Валовой доход при любом объеме продаж можно легко определить путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма способна продать (столбец (3)). В данном случае валовой доход увеличивается на постоянную величину 131 дол. – с каждой дополнительной единицы продаж. Каждое проданное изделие прибавляет к валовому доходу свою цену.

Всякий раз, когда фирма планирует какое-либо изменение объема производства, ее интересует, как изменится доход в результате этого сдвига в выпуске. Каким будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукта?  Предельный доход есть изменение валового дохода, то есть добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукта. Как показано в столбце (3) табл.2.1, валовой доход равен нулю, когда продано ноль единиц продукта. Первая проданная единица увеличивает валовой доход с нуля до 131 дол. Предельный доход – увеличение валового дохода в результате продажи первой единицы продукта – составляет, следовательно, 131 дол. Вторая проданная единица увеличивает валовой доход со 131 до 262 дол., то есть предельный доход опять составит 131 дол.

 

Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Краткосрочным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности каждого предприятия (фирмы) фиксированы, а выпуск может быть изменен за счет изменения объемов использования переменных ресурсов. Общее число предприятий в отрасли остается неизменным. Будем считать, что объем производства равен объему продаж.

Выручка конкурентной фирмы (TR) при неизменной рыночной цене (p) пропорциональна объему продаж (Q): TR=p*Q

Из данной формулы следуют два вывода:

\   средняя выручка (AR) конкурентной фирмы равна рыночной цене продукта.

\   предельная выручка (MR) конкурентной фирмы  также равна рыночной цене продукта.

Отсюда получаем следующее соотношение:

AR=MR=p

Прибыль фирмы рассчитывается по формуле: П=TR-TC

(TC-издержки)

Если прибыль отрицательна, то превышение издержек над выручкой называется убытками. Величина убытков положительна.

Равновесный выпуск – объем производства, при котором прибыль фирмы максимальна. В состоянии равновесия фирмы предельная выручка равна предельным издержкам и рыночной цене продукта: MR=MC=p

На рис.2.3 (а) кривая выручки конкурентной фирмы изображена прямой, проходящей через начало координат. Её наклон определяется ценой продукта. Кривая общих издержек пересекает кривую выручки в точках Q1 и Q2. При этих объемах производства прибыль фирмы равна 0. Если выпуск меньше Q1 или больше Q2 , то издержки больше выручки и прибыль фирмы отрицательна (рис.2.3 (в)).

 

  Q1 Q* Q2

OP

P

Q

P

P

O

Q

Q*

MC

 

MR

(б)

P

O

Q

(в)

Q1   Q*   Q2

(а) TC

TR

Рис 2.3 Равновесие конкурентной фирмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если выпуск фирмы лежит в пределах от Q1 до Q2, то кривая выручки расположена выше кривой издержек, и прибыль фирмы положительна. Для каждого выпуска из этого промежутка прибыль равна длине вертикального отрезка, соединяющие соответствующие точки кривой выручки и кривой издержек. На рис.2.3 (а) эти отрезки образуют фигуру, которая напоминает рыбу, а максимальная прибыль равна самому толстому сечению этой «рыбы». Максимум прибыли достигается, когда касательная к графику общих издержек параллельна графику функции выручки, то есть предельные издержки равны цене продукта. На рис.2.3 равновесный выпуск обозначен через Q*.

На рис.2.3 (б) показано, что равновесный выпуск конкурентной фирмы соответствует точке пересечения графика постоянной функции предельной выручки и графика функции предельных издержек (изображен случай, когда предельные издержки возрастают при любом выпуске).

 

Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Используем полученное выше условие равновесия конкурентной фирмы для выяснения экономической сущности ее кривой индивидуального предложения в краткосрочном периоде. Сперва определим, при какой цене продукта конкурентной фирме целесообразно прекратить производство. Рассмотрим убыточную фирму. В краткосрочном периоде у нее имеются две возможности: продолжить производство с минимальными убытками или прекратить производство.

В случае продолжения производства убытки фирмы будут равны разности общих издержек и выручки:

TC - pQ,

где Q – равновесный объем производства.

В случае прекращения производства выручка фирмы равна нулю, а ее убытки равны общим издержкам, которые при нулевом выпуске равны постоянным издержкам FC. Фирма прекратит производство, если издержки в первом случае больше издержек во втором случае, то есть:

TC – pQ > FC,

отсюда p < AVC, где AVC – средние переменные издержки.

Таким образом, убыточной конкурентной фирме целесообразно прекращать производство в случае, когда рыночная цена продукта опускается ниже минимального значения средних переменных издержек. Иными словами, минимальная цена индивидуального предложения конкурентной фирмы равна минимуму средних переменных издержек.

Рассмотрим теперь вопрос о форме кривой индивидуального предложения конкурентной фирмы. Из условия равновесия следует, что при каждой цене p (большей минимума средних переменных издержек) конкурентная фирма будет производить и предлагать объем продукции S, который обеспечит равенство предельных издержек и данной цены, то есть:

p = MC (S).

Таким образом, функция предельных издержек устанавливает взаимно однозначное соответствие между ценой продукта и объемом предложения.

Итак, кривая предложения конкурентной фирмы представляет собой ветвь кривой предельных издержек, которая лежит выше минимума средних переменных издержек. Кривая предложения конкурентной фирмы изображена на рис.2.4. При выпуске Q1 достигается минимум средних переменных издержек, равный p1, а при выпуске Q2 – минимум средних издержек, равный p2.

Если рыночная цена продукта меньше p1, то фирма прекращает производство, а ее предложение равно нулю. Если рыночная цена продукта лежит в пределах от p1 до p2, то фирма продолжает производство, но несет убытки. Если цена продукта больше p2, то фирма получает прибыль.

 

 

P

 

 

P1

 

 

 

 

P0

 

 

 

O

 Q1 Q2 Q

A

B

MC

AC

AVC

Рис.2.4. Предложение конкурентной фирмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предложение отрасли в долгосрочном периоде.

Долгосрочным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек. Если условия деятельности неблагоприятны для фирмы, то она может уйти с рынка (отрасли). С другой стороны, новые фирмы могут войти на рынок (отрасль) в случае благоприятных условий. Таким образом, количество фирм в отрасли в долгосрочном периоде является переменной величиной.

Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде каждая фирма может выбрать и реализовать наиболее эффектный вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.

Покажем, что с течением времени на рынке совершенной конкуренции цена продукта тяготеет к минимальным долгосрочным средним издержкам (цена p0 на рис.2.5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P

 

 

 

P2

 

P0

 

P1

 

 

 

O

 

Q0 Q

LRAC

Рис.2.5. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Во-первых, цена не может на длительное время опускаться ниже минимальных долгосрочных средних издержек (цена p1 на рис.6), поскольку в такой ситуации фирма убыточна. Это следует из формулы, задающей величину прибыли фирмы в долгосрочном периоде:

П=Q(p – LRAC),

где Q – выпуск, p – цена продукта, LRAC – долгосрочные средние издержки.

Во-вторых, цена не может длительное время превышать минимальные долгосрочные средние издержки (цена p2 на рис.6), поскольку в этой ситуации прибыль фирмы положительна. Положительная прибыль привлекает в отрасль новые фирмы, что увеличит рыночное предложение и снизит рыночную цену. Цена будет снижаться до тех пор, пока вновь не достигнет минимума долгосрочных средних издержек.

Тот факт, что прибыль типичной фирмы в долгосрочном периоде равна нулю, вовсе не означает, что у предпринимателей нет стимула к продолжению своего бизнеса. Та минимальная прибыль, которая еще стимулирует предпринимательскую деятельность в отрасли, называется нормальной прибылью. Она по своей сущности относится к издержкам предпринимателя, поскольку является платой за его трудовые усилия, нервные перегрузки, коммерческий риск и т.д. Поэтому говорят, что в условиях долгосрочного равновесия равна нулю экономическая прибыль, а фирма получает нормальную прибыль. Если некоторая фирма внедрила прогрессивную технологию с более низкими издержками, чем у конкурентов, то она получает сверхприбыль. С течением времени другие фирмы внедрят ту же технологию, вследствие чего рыночная цена снизится, и экономическая прибыль фирмы-новатора также станет нулевой.

В долгосрочном периоде кривая предложения отрасли не может быть получена суммированием кривых предложения фирм отрасли, поскольку количество этих фирм в долгосрочном периоде меняется. Конфигурация кривой предложения отрасли в долгосрочном периоде зависит от того, меняется ли, а если да, то как, расположение кривой средних долгосрочных средних издержек типичной фирмы в результате изменения отраслевого выпуска. Различают три типа отраслей: с неизменными, возрастающими и убывающими издержками.

Исследуем долгосрочное равновесие отрасли с неизменными средними издержками. Будем считать, что цена продукта увеличивается в результате сдвига вправо кривой рыночного спроса в краткосрочном периоде. Тогда объем предложения в отрасли в краткосрочном периоде также увеличится (закон предложения). Кроме того, с течением времени в отрасль войдут новые фирмы, привлеченные повышенной ценой и положительной экономической прибылью. В результате кривая предложения сдвинется вправо, рыночная цена уменьшится, а отраслевой выпуск увеличится (рис.2.6 (а)). Поскольку в данном случае увеличение отраслевого выпуска не приводит к увеличению цен ресурсов и сдвигу кривой долгосрочных средних издержек фирмы, новое равновесие установится при начальной цене продукта, равной минимальным долгосрочным издержкам.

 

Таким образом, в долгосрочном периоде отрасль с неизменными средними издержками имеет единственную цену предложения, равную величине минимальных долгосрочных средних издержек. Долгосрочная кривая отрасли в этом случае имеет вид горизонтальной линии.

На рис.2.6(а) долгосрочная кривая предложения отрасли с неизменными издержками изображена жирной линией и обозначена SL. Через p0 обозначены минимальные долгосрочные средние издержки, через Q1 – отраслевой выпуск до увеличения рыночной цены, через Q2 – отраслевой выпуск после повышения рыночной цены.

 

(а) (б)

O Q1   Q2 Q

P

 

P0

D1

D2

S1

S2

SL

O Q1   Q2 Q

P

 

 

P1

 

P0

D1

D2

S1

S2

SL

Рис. 2.6. Предложение отрасли в долгосрочном периоде:

а) средние издержки неизменны;

б) средние издержки возрастают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Примером отрасли с постоянными издержками может служить рынок металлической посуды. Очевидно, что как бы не возрастал отраслевой выпуск, его рост не создаст дефицита на рынке металла. Поэтому цена металла не увеличится, а кривая долгосрочных средних издержек производства посуды не изменит своего положения.

Исследует долгосрочное равновесие отрасли с возрастающими средними издержками. В этом случае увеличение цены продукта также приведет к сдвигу краткосрочной кривой рыночного предложения вправо и к увеличению отраслевого выпуска. Однако с ростом выпуска в данном случае будут также расти и цены на ресурсы. Поэтому долгосрочная кривая средних издержек типичной формы сдвинется вверх, и новое рыночное равновесие установится при более высокой цене, равной новому минимуму долгосрочных средних издержек.

Таким образом, в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли с возрастающими средними издержками имеет положительный наклон, то есть увеличение отраслевого выпуска возможно только при увеличении цены продукта. На рис.2.6(б) долгосрочная кривая предложения отрасли с возрастающими издержками изображена жирной линией и обозначена через SL. Через p0 обозначена начальная величина средних издержек, а через p1 – их конечная величина.

Примером отрасли с возрастающими издержками может служить рынок хлеба. Увеличение отраслевого выпуска хлеба может привести к увеличению цены зерна, а тогда для стимулирования роста выпуска хлеба необходимо увеличить его цену.

В случае отрасли с убывающими средними издержками рост цены на продукт и связанный с ним рост отраслевого выпуска вызывают снижение цен используемых ресурсов. Поэтому в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли с убывающими средними издержками имеет отрицательный наклон.

В качестве примера отрасли данного вида рассмотрим электроэнергетику. Краткосрочное увеличение цены на электроэнергию приводит к увеличению ее отраслевого выпуска, что вызывает увеличение потребности электростанций в угле. Возросшая потребность в угле позволяет эффективно разрабатывать крупные его месторождения, которые не использовались при малых объемах выпуска. В результате себестоимость одной  тонны угля уменьшится, и новое равновесие в отрасли установится при рыночной цене электроэнергии, меньшей ее начального значения. Таким образом, рост выпуска электроэнергии сопровождается уменьшением ее цены.[5]

 

2.2 Совершенная конкуренция и общественная эффективность

 

Рыночная структура, организованная на основах чистой конкуренции, имеет ряд  неоспоримых преимуществ по сравнению с другими моделями рынка. Это позволяет экономистам рассматривать совершенную рыночную конкуренцию как наиболее эффективную систему распределения и использования ограниченных ресурсов.

Аллокативная эффективность: p = MC. В первую очередь необходимо отметить, что в условиях совершенной конкуренции цена товара (услуги) не превышает его предельных издержек. Это свидетельствует о том, что ресурсы общества распределены таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Совершенно конкурентный рынок производит не любую совокупность товаров, а такую их структуры, которая соответствует структуре совокупного спроса, то есть предпочтениям потребителей. Действительно, цена любого товара  служит показателем предельной полезности блага для потребителя. Те потребители, которые ценят полезность продукта не меньше, чем это выражено ценой, готовы приобрести этот товар. Другими словами, каждый товар будет потребляться до точки, в которой предельная полезность уравнивается с рыночной ценой. При этом потребитель максимизирует полученную полезность.

С другой стороны, производитель сопоставляет цену (предельный доход от производства) с предельными издержками производства данного товара, то есть утраченными возможностями производства других товаров посредством тех же самых ресурсов. Руководствующийся принципом максимизации предприниматель будет производить каждый продукт до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются.

Если потребление и производство регулируются уровнем цены, происходит совпадение интересов потребителя и производителя. Это значит, что ограниченные ресурсы общества распределены таким образом, что это отвечает интересам максимизации прибыли производителей и интересам максимизации полезности потребителей.

Более того, свободный рынок способен восстанавливать эффективность в использовании ресурсов, когда она нарушается динамическими изменениями в экономике. Рыночный механизм, или «невидимая рука рынка», автоматически осуществляет регулировку посредством переливов труда и капиталов из одного вида производства в другое. Так, повышение в силу фактора моды спроса на узкие брюки приведет к росту их цены. Это обусловит появление экономической прибыли в отрасли. Экономическая прибыль послужит стимулом к притоку труда и капитала и расширению производства узких брюк до той точки, пока MC не уравняются с их ценой. С другой стороны, будет происходить отток труда и капитала, скажем, из производства широких брюк, цена на которые упала из-за отсутствия спроса. Отток завершится тогда, когда предельные издержки сравняются с новым уровнем цен. Это не только максимизирует прибыли самостоятельных производителей, но одновременно создает такую структуру распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей. Конкурентная рыночная система приводит частые интересы продавцов в полное соответствие с интересами общества в том, что касается эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов.

Производственная эффективность: p = ACmin. Производственная эффективность предполагает, что каждый необходимый обществу товар производится наименее дорогостоящим способом. Это достигается благодаря механизму свободного перераспределения ресурсов в ходе конкуренции. В приведенном выше примере производители узких брюк получают экономическую прибыль, а производители широких брюк несут экономические убытки. Однако это справедливо лишь для краткосрочного периода. Как только в результате перелива капитала и труда в обоих производствах устанавливается равновесие на уровне p = MC, и прибыль и убытки исчезают. Производители брюк всех фасонов в долгосрочном периоде будут получать только нормальную прибыль. Именно равенство цены с долгосрочными средними издержками обеспечит равновесие на рынке.[6]

К числу преимуществ совершенной конкуренции относят способность к саморегулированию, в силу чего не требуется государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления. Рынок совершенной конкуренции является достаточно гибким, обладает высокой адаптивной способностью, развивает в обществе инициативу, ответственность, предпринимательскую активность.

Вместе с тем даже самый совершенный конкурентный рынок не является идеальным общественным устройством и имеет целый ряд недостатков, характеризуемых как «провалы» рынка. Что же рынок не может делать по самой своей природе?

Прежде всего, рыночная система распределения доходов неизбежно ведет к появлению имущественного неравенства. Экономическая дифференциация населения, которой не противодействует государственная политика, имеет тенденцию усиливаться и превращаться в дифференциацию социальную и политическую. Это не только прерывает социальную стабильность, но и становится мощным фактором усиления неэффективности экономики.

Рыночный механизм конкуренции ведет к концентрации производства и капитала и тем самым порождает монополистические тенденции, которые в любом обществе считаются нежелательными. В связи с этим возникает необходимость государственной политики по поддержанию конкурентной  среды и ограничению монополистических проявлений.

Неизбежным следствием рынка является безработица, или неполная занятость важнейшего ресурса – труда. Исторический опыт показывает, что без направленной государственной политики по поддержанию занятости безработица может стать большим социальным и экономическим злом и препятствовать экономическому росту и повышению благополучия нации.

Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод  производства общественных благ.

Чисто конкурентная система рынка предполагает, что отсутствуют так называемые побочные эффекты производства или потребления для третьих лиц. Между тем такие эффекты бывают весьма ощутимы, например, загрязнение окружающей среды отдельными производствами, бремя которого несут все члены общества. В подобных случаях рынок не может справиться с отрицательными побочными эффектами или поощрить положительные эффекты. Эту задачу призвано решить государство.

Рынок не всегда поощряет технические и технологические новшества. Поскольку достигаемый в результате нововведений экономический и конкурентный выигрыш является временным, появляется стремление «заморозить» нововведение, не дать ему распространиться среди конкурентов, монополизировать его использование.

Модель совершенной конкуренции предполагает стандартизированную продукцию. Тем самым снижаются возможности дифференциации продукта (услуги), ограничиваются возможности удовлетворения самых широких и разнообразных потребностей индивидуумов.

Рынок развивает у людей не только положительные личностные качества, но и отрицательные, например, эгоизм, жестокость, отсутствие интереса к положению других лиц.

Ввиду указанных выше моментов, реально существующие рыночные системы достаточно далеки от абстрактной модели совершенной конкуренции и представляют собой разные варианты смешанной экономики, предполагающей активное включение государства в хозяйственную жизнь.[7]

 

Глава 3. Особенности современного этапа развития российской экономики

3.1 Антимонопольная политика и ее особенности в России

 

Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

 

 Монополии существуют во всём мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливал Госплан, Госснаб и Госкомцен.

 

 Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии – 186, в Западной Европе – 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товаров, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

 

 Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникали «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный производственный и научно-технический потенциал. При социализме же монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками.

 

 Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

 

 Сегодня, спустя восемь лет после начала рыночных реформ, антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтоб она позволяла надёжнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к физическим и юридическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Нужен закон «О защите конкуренции в сфере финансовых услуг».

 

 Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК). Следует признать, что ему не удалось добиться ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

 

 В 1999 г. на его базе было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).

 

 Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько причин:

 

1. Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

2. Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

3. Малый бизнес так и не получил должного развития.

 

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации.

 

 Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

 

 Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

 

 Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:

 

1. Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд рублей);

2. Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

3. Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

4. Согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

 

Методы Антимонопольной Политики

 

1. Ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

 

 Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

 

 Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

 

 Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтоб создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

 

 Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен» от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учётом того, что производственные мощности будут исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Поэтому предпочтительней оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявит монопольно высокие и монопольно низкие цены.

 

 Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие. Российский монополизм проявляет своё антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрёстному субсидированию за счёт прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

 

2. Контроль за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией.

Она возникает:

 

1. В результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;

2. Когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определённого порога по объёму операций, оно обязано получить согласие антимонопольного комитета на свои действия (предварительный контроль) и уведомить его о них (последующий контроль).

 

 Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

 

 Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

 

1. Лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

2. Одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;

3. Лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

 

 В этих трёх случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или одним из них является предприятие, внесённое в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определённого товара превышает 35%, или покупателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия.

 

 При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведёт к ограничению конкуренции, МАП может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.

 

 Новое для российского антимонопольного законодательства понятие «группа лиц» конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля за сделками антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют приобретателя или сами подконтрольны ему.

 

 Российское антимонопольное законодательство запрещает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением её конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

 

3. Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идёт о распространении ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки или нанести ущерб, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельцев.

 

4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

 

 Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.

 

 Неправовые действия органов власти имеют экономическую подоплёку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем, законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

 

 Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

 

5. Реестр как инструмент антимонопольного контроля.[8] По результатам анализа состояния торгового рынка и доли предприятий на нём (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идёт о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтоб иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

 

 В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изометрические), «Калугапутьмаш» (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатная сталь) и др.

 

 Количество включённых в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

 

 Но внесение предприятия в реестр ещё не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры – скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями закона «О конкуренции».

 

 

 

 Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа:

 

1. С развитой конкуренцией – рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки машиностроительного и строительного комплексов;

2. Олигополистические – рынки отдельных товаров длительного пользования (машины, компьютеры и т.д.)

3. Монополизированные рынки, в том числе естественных монополий.

 

 Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.

 

 В России к естественным монополиям относятся прежде всего РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Антимонопольные меры в их отношении воспринимаются неоднозначно.

 

 Хотя структурная реформа в этой сфере направлена на повышение экономической эффективности естественных монополий, рациональное использование их производственного потенциала, формирование рыночных отношений, противники демонополизации считают, что реализация намеченных планов потребует затрат, которые превысят будущий эффект. Тем не менее реформирование естественных монополий – одна из главных задач реструктуризации российской экономики.

 

 3.2 Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды[9]

 

В настоящее время одной из ключевых задач развития  экономики  России, антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих   субъектов становится демонополизация  и  всемерное  содействие  развитию  конкурентной среды, как на отдельных товарных рынках,  так  и  в  масштабах  региональных экономик.  Известно,  что  в  условиях  переходного периода формирование конкурентной  среды  подвержено сложному взаимодействию экономических, социальных и политических факторов, действующих подчас в прямо противоположных направлениях на федеральном и региональном уровнях.

Изучению конкурентной среды и контролю за экономической  концентрацией во многом способствуют систематически проводимые  антимонопольными  органами специальные обследования товарных рынков, призванные выявлять  хозяйствующие субъекты, имеющие на них значительную долю. При  этом  основными  критериями выбора предмета для мониторинга выступают:

  1. Социально-экономическая  значимость  продукции  для  удовлетворения потребностей населения — рынки хлеба и хлебобулочных изделий, сахара,  масла растительного, молока и  молочных  изделий,  мяса  и  мясных  изделий,  яиц, картофеля  и  овощей,  фруктов,  макаронных  и  крупяных  изделий,  табачных изделий;

  2. Прецедентная практика, при которой анализ рынка  осуществляется  по факту  нарушения  антимонопольного  законодательства  в  случае  конкретного обращения хозяйствующего субъекта;

  3.  Структурообразующие  виды продукции, наиболее значимые для конкретного региона, — лесоматериалы и целлюлозно-бумажная продукция,  рыба, зерно, нефть и др.;

  4. Высококонцентрированные  товарные  рынки  —  предмет  обязательного наблюдения со стороны антимонопольных органов.

 

  Для проведения  обследования  товарных  рынков,  начиная  с  1997  г., антимонопольные  органы  совместно  с  Минэкономики  России  и  Госкомстатом России применяют специально разработанный  инструментарий  с  использованием таких методических подходов:

1. Структурный подход, предполагающий получение информации  о  каналах  приобретения и реализации товаров; числе продавцов,  посредников  и  конечных покупателей; их доле на рынке;

2. Ценовой  подход,  предусматривающий  изучение ценовой политики  предприятий, региональной дифференциации и динамики цен на рынке;

3. Экономический подход,  означающий  анализ  влияния  государственной политики на рынке, выявление различных форм контрактов на  рынке  и  различных форм расчетов.

 

  В ходе статистического наблюдения должны быть охвачены  все  участники рынка  —  от  производителей  сырья  до  потребителей готовой продукции.

Результаты  мониторинга  позволят  определить обеспеченность предприятий поставками сырья; политику выпуска и  сбыта  продукции  предприятием  и  его ценовую политику; распределение продаж между внутренним рынком и  экспортом; географию хозяйственных связей и направления ее изменения; барьеры входа  на рынок; возможную вертикальную интеграцию и вертикальные ограничения.

 

 

 

  Сбор и обработка исходной информации о рынках базируется на сведениях, представляемых  различными  хозяйствующими  субъектами,  —  производителями, продавцами, покупателями, государственными, общественными,   научными организациями, экспертами, в частности:

 

1. данных   государственной   статистической отчетности, характеризующих деятельность субъектов рынка;

2. информации  от  налоговых,  таможенных  органов, банковских  структур, инвестиционных фондов;

3. сведениях  об  объемах  производства  и  реализации  продукции (работ, услуг), полученных   антимонопольными   органами непосредственно от субъектов рынка;

4. данных выборочных  опросов  покупателей  и  данные  экспертиз, характеризующих товарные и географические границы рынков.

 

  Я  уже  отмечала  наличие  определенных затруднений в регулярном проведении мониторинга товарных  рынков.  Однако  в  отдельных  комментариях нуждается вопрос об исследованиях  на  высококонцентрированных  рынках.  Как правило, информация о крупнейших субъектах рынка должна  быть  сосредоточена в государственных реестрах. Но действовавший  ранее  Государственный  реестр РФ объединений  и  предприятий-монополистов  по  существу  выполнял  функции административного ценового регулирования. Теперь на протяжении  четырех  лет ведется «Реестр хозяйствующих  субъектов,  имеющих  на  рынке  определенного товара долю более 35 процентов» (утвержден постановлением  Правительства  РФ от 19 февраля 1996 г.).

  Его цель — создание информационной базы о крупнейших  субъектах  рынка для осуществления государственного контроля за   соблюдением   ими антимонопольного  законодательства  при  приобретении  пакетов акций для участников сделок, включенных в Реестр;  причем  наблюдение ведется лишь по наиболее важным для развития экономики  товарным  группам  и видам продукции, а также по социально-значимым товарам.

  Включение  в  Реестр  происходит  по  результатам  анализа состояния товарного рынка и расчета доли данного субъекта на рынке.

  Так,  в  1997  г.  общее  число  включенных  в  Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долго на рынке более 35%, составляло 5400, а в 1998 г.  - уже около 6500 единиц; из них на  рынках  федерального  уровня  существовало соответственно 298 и 281 хозяйствующих субъектов.

 

 

  В соответствии  с  Федеральным  Законом  «О  естественных  монополиях» формируются  и  ведутся  Реестры субъектов   естественных монополий на транспорте и в области связи. Так, состоявшееся в  июне  1999  г.  правление

МАП  РФ  приняло  решение  об  увеличении  Реестра  хозяйствующих  субъектов естественных монополий, в который были включены  7  аэропортов,  15  морских административных портов, а также другие аналогичные  субъекты  в  крупнейших портах России, имеющих  стратегическое  значение  (Санкт-Петербург,  Туапсе, Новороссийск).

  Благодаря имеющемуся инструментарию  проведения  мониторинга  товарных рынков стало возможным дополнить  существующую  динамическую  характеристику конкурентной среды механизмом, предназначенным для  обследования  российских предприятий,  позволяющим  составить  и  выявить  мотивы  их  хозяйственного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенный в данной работе анализ позволяет сделать следующие выводы:

 

Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Сама конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка - установлению диктата продавца. Современный рынок - это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию - рынок несовершенной конкуренции. Существуют три основных типа несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

 

Ошибочно  было бы  считать,  что  созданные российские рынки автоматически образуют конкуренцию. Она  действительно  образуется,  однако  существует  целый  ряд моментов,  которые  делают  ее неэффективной.

 

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.

Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара.

Рыночная структура, организованная на основах чистой конкуренции, имеет ряд  неоспоримых преимуществ по сравнению с другими моделями рынка. Это позволяет экономистам рассматривать совершенную рыночную конкуренцию как наиболее эффективную систему распределения и использования ограниченных ресурсов.

Аллокативная эффективность:  p = MC.

 Производственная эффективность: p = ACmin.

 

К числу преимуществ совершенной конкуренции относят способность к саморегулированию, в силу чего не требуется государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления.

Рыночный механизм конкуренции ведет к концентрации производства и капитала и тем самым порождает монополистические тенденции, которые в любом обществе считаются нежелательными. В связи с этим возникает необходимость государственной политики по поддержанию конкурентной  среды и ограничению монополистических проявлений.

Методы антимонопольной политики:

1.   Ограничительные меры.

2.    Контроль за усилением экономической концентрации.

3.    Запрет на недобросовестную конкуренцию.

4.    Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию.

5.    Реестр как инструмент антимонопольного контроля

 

Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько причин:

 

1.   Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

2.   Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

3.   Малый бизнес так и не получил должного развития.

 

 

Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

1) Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями и дополнениями)

2)  Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен от 21 апреля 1994 г. N ВБ/2053//государственный комитет российской федерации по антимонопольной политике и поддержке

новых экономических структур.

3) Социально-экономические проблемы России. Справочник. / под редакцией Бойко Т. М. – СПб.: Норма, 1999.

4) Булатов А.С. «Экономика» М., 2001г., стр.98-101.

5) Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики» М., 2000г., стр. 128-129.

6) Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. «Микроэкономика», СПб: изд-во «Питер», 2002г., стр.218-226.

7) Кэмпбелл Р. Макконнелл «Экономикс», М.: ИНФРА-М, 2001г., 13-е издание, глава 23, с.503.

8) Липсиц И.В. «Экономика», М.:изд-во «Вита-Пресс», 2000г., кн.2, стр.111.

9) Бутенко Я.А. Повышение конкурентоспособности территории как фактор устойчивости развития страны // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - №6. – С. 75-89.

10) Проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики // Общество и экономика. – 2006. - №11-12. – С. 118-125.

11) #"Times New Roman">

 



[2] Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. «Микроэкономика», СПб:изд-во «Питер», 2002г., стр.214-217.

[3] Липсиц И.В. «Экономика», М.:изд-во «Вита-Пресс», 2000г., кн.2, стр.111.

[4] Кэмпбелл Р. Макконнелл «Экономикс», М.: ИНФРА-М, 2001г., 13-е издание, глава 23, с.503.

[5] Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. «Микроэкономика», СПб:изд-во «Питер», 2002г., стр.218-226.

[6] Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики» М., 2000г., стр. 128-129.

[7] Булатов А.С. «Экономика» М., 2001г., стр.98-101.

[8]

 Социально-экономические проблемы России. Справочник. / под редакцией Бойко Т. М. – Спб.: Норма, 1999.

 


Похожие работы

Адам Смит
...затем знаменитыми понятия "экономический человек" и " невидимая рука ". Сущность "экономического человека" достаточно рельефно показана уже во второй...
Только она, считает он, может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов...
Адам Смит
...затем знаменитыми понятия "экономический человек" и " невидимая рука ". Сущность "экономического человека" достаточно рельефно показана уже во второй...
Только она, считает он, может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов...
Конкурентные рынки , конкуренция и конкурентоспособность
Конкуренция - это та самая < невидимая рука > рынка , которая координирует деятельность его участников. Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены.
Невидимая рука ” избирательного процесса
Новокрещёнов А.В.
3. За возрождение социалистических принципов хозяйствования, но с регулируемым рынком и равноправием всех форм собственности
А.Смит и промышленный переворот
Таким образом, " невидимая рука " рынка обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерения индивида.
Основные концепции и методология анализа конкурентоспособности продукции ...
Если главным механизмом чистой рыночной экономики является « невидимая рука » рынка , плановой (советской) – «видимая рука » государственного регулирования, то переходная экономика на современном этапе – это «видимая рука » научно-обоснованного...
Невидимая рука А.Смита (Магический шестиугольник)
(Магический 6-ти угольник). Включает в себя 6 эл-тов.
Фирма производит продукции больше, чем нужно рынку => предложение товара и рыночная цена понижаются, это сигнал (информация) для этих фирм – сократить произ-во этих...