Современная банковская система РФ: проблемы и перспективы развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,13 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная банковская система РФ: проблемы и перспективы развития

ВВЕДЕНИЕ

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки- это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире, имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль.

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные организации выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народно-хозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны.

Основными задачами развития банковского сектора являются:

· Усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банка;

· Повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

· Повышение конкурентоспособности кредитных организаций;

· Предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

· Развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

· Укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков;

 Актуальность данной темы заключается в том, что высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность требуют от Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации выработки новых решений, направленных  на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банка.

























1.   КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.  КРЕДИТНАЯ РЕФОРМА 80-Х ГОДОВ

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени. В Российской Империи существовала трехъярусная кредитная система.

В последующие годы кредитная система претерпела изменения. Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических проблем в стране к началу 80-х годов. Кредит по существу перестал играть роль активного инструмента воздействия на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредиторов выполняла роль второго бюджета, так как кредиты не возвращались предприятиями. В результате многие кредиты списывались или шел процесс перекредитования предприятий. В особенности это относилось к большому количеству планово-убыточных предприятий и сельскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне, что не стимулировало к взаимной эффективности ни банки, ни предприятия. Все это нарушало главную сущность кредита- плату за кредит и его возвратность. Поэтому в середине 80-х годов в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков.

Кредитная система 80-х годов состояла из:

· Государственный банк (Госбанк СССР);

· Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);

· Агропромышленный банк (Агропромбанк);

· Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк);

· Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР);

· Банк внешнеэкономической деятельности СССР;

Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были переданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями. Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка и Внешэкономбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков. Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом заработной платы и организованных расходов.

Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый банк реализовывал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учредителями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий. Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести  торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития. Как ответ на негативные последствия банковской реформы 1988-1989гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периода 1988-1989гг.было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской системы : Госбанк и специализированные банки- первый ярус коммерческие банки и второй ярус кооперативные банки.

1.2.  БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 90-Е ГОДЫ

В середине 1990г. в связи с объявлением Правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечалась необходимость создания двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны быть преобразованы также созданные в 1987г. специализированные банки.

Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку- «500 дней», предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов, кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа «500 дней» расширяла количество будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания специализированных кредитных учреждений, однако по существу неправильно подменяла понятие «кредитная система» понятием «банковская система». Первое понятие шире, чем второе, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программе оставалось понятие «ссудного капитала», тогда как в условиях рынка необходима его замена на «рынок капитала». В конце 1990г. Верховным Советом СССР был принят закон «О Госбанке и банковской деятельности», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным Банком.

Закон 1990г. изменил функциональную деятельность Госбанка, кроме эмиссионной и расчетной функций. Он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального Банка. Принятие закона 1990г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.

Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента- рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.

Новая банковская система развивается пока сложно и противоречиво. К началу 1992г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 768 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд.руб. Однако основным недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков- 1037 или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн.руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн.руб. насчитывалось 24 или 2% их общего количества. Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффективно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами всей банковской системы являются нехватка квалифицированных кадров, слабая материально-техническая база, отсутствие конкуренции, недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процентов. В 1993-1994-е годы характеризовалась дальнейшим ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

К концу 1994г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2000 страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные Сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений. Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов, коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли. Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств в 1993-1994гг., а также финансовый кризис 1998г. заметно сократил число организаций кредитной системы России. Благодаря этому процессу, из кредитной системы РФ исчезло большинство мелких кредитных организаций, которые не смогли устоять перед кризисом банковской системы, тем самым, укрепив банковскую систему страны.



2. СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

Современная двухуровневая банковская система практически сформирована. Она состоит из:

1 уровень- Центральный Банк Российской Федерации

2 уровень- Коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции

Таким образом, банковская система России включает Банк России, банки, филиалы и представительства иностранных банков, небанковские кредитные организации, союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы и холдинги.

Центральный Банк РФ является главным банком государства. Он независим от государства. Центральный Банк- экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными целями деятельности ЦБ является защита и обеспечение уровня устойчивости рубля, в том числе и его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. ЦБ разрабатывает и проводит единую государственную денежную политику, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, надзор за их деятельностью, осуществляет валютный контроль и другие функции.

Второй уровень банковской системы представлен, прежде всего, широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни. Наряду с коммерческими банками функционируют также специальные банки. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные, осуществляющие операции по выпуску и размещению ценных корпоративных бумаг. Все банки на территории России должны держать обязательные резервы в Банке России и соблюдать экономические нормативы, устанавливаемые Банком России.

Основными проблемами российской банковской системы сегодня являются:

1. низкий уровень банковского капитала;

2. значительный объем невозвращенных кредитов, в результате чего существенная часть банковских активов оказалась обесцененной;

3. высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных бюджетов;

4. чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской деятельности, которые приносят немедленный, в основном спекулятивный доход, недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;

5. пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологий;

6. высокая зависимость банков от их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и участниками их финансово-промышленных групп;

7. низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а в отдельных случаях личная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;

8. политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела;

9. недостаточная жесткость надзорных требований, недостатки действующего законодательства.

Центральный банк, учитывая состояние российской банковской системы и меру своих возможностей по поддержке кредитных организаций, принял программу реструктуризации банковской системы.

Целями реструктуризации банковской системы в краткосрочной перспективе были:

1. восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг;

2. улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реального сектора экономики;

3. восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, кредиторов и клиентов, в т.ч. иностранных партнеров.

Глобальная задача экономической политики, ее важнейшего денежно-кредитного сегмента состоит в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечение на этой основе устойчивого роста ВВП. Можно констатировать, что в последние годы произошла серьезная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики - от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода в стимулировании потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения. Преувеличение роли инфляции в системе индикаторов стало очевидным в 1998 г., когда снижение инфляции не смогло предотвратить финансовый кризис. Следует подчеркнуть, что наряду со снижением инфляции максимальные значения были достигнуты и по другому важнейшему параметру денежно-кредитной политики - золотовалютным резервам, увеличившимся до 24 млрд. долларов. И это тоже не спасло от кризиса.

Большой проблемой для банков  является проблема кредитоспособности предприятий. Существуют организации, которым нужны средства, но не у всех из них хорошая репутация. Иногда трудно найти предприятие, пользующееся репутацией надежного плательщика. К ней же добавляется неэффективность юридической системы по защите прав заимодавцев, т.е. банков. Поэтому, выделяя ссуды, банки учитывают, что не существует законодательно установленных эффективных методов возврата ссуд в случае недобросовестности заемщика. В этой связи для обеспечения надежности вложения банкам необходимо решение ряда проблем. Первая - закрепление гарантий инвестиций на законодательном уровне. Это не означает, что государство берет на себя материальную ответственность за инвестирование в промышленность. Прежде всего это подразумевает выработку такой правовой базы, в которой государство или частный инвестор, физическое или юридическое лицо нашли бы на законодательном уровне подробно прописанные правила защиты интересов против мошенничества и правила страхования риска. Должна быть детально прописана договорно-правовая часть отношений, разработаны формы страхования инвестиций, а судебная защита должна стать общедоступной, действенной, менее коррумпированной. Понятно, что бюджет не может нести расходы по созданию такой системы, но это и не нужно. Во многих странах институт гарантирования инвестиций имеет собственные источники дохода, а судебная система окупается за счет всевозможных пошлин.

Предлагаемые настоящей методикой подходы к анализу финансового состояния банковского сектора базируются на оценке рисков, регулируемых Банком России, и нацелены на проведение комплексного анализа финансового состояния банка на основе отчетности, а также иных источников официальной информации о его деятельности.

Конечная цель проведения анализа состоит в выявлении у банка проблем на возможно более ранних стадиях их формирования. Результаты анализа должны использоваться при определении режима надзора, включая принятие решения о целесообразности проведения инспекционных проверок банков и определении их тематики, а также характера применяемых к банкам мер надзорного реагирования. Непосредственно в рамках анализа решается задача получения достоверной картины текущего финансового положения банка, существующих тенденций его изменения и прогноза на перспективу до одного года, в том числе при возможном неблагоприятном изменении внешних условий.

Проведение эффективного анализа финансового состояния банка предполагает выполнение ряда условий. Ключевыми условиями являются достоверность и точность информации, используемой при анализе, а также его своевременность и завершенность. Отсутствие достоверных данных ведет к недооценке проблем банков, что может иметь опасные последствия для развития ситуации. Достоверность представляемых банками отчетов, а также адекватность оценки принимаемых ими на себя рисков должна проверяться как в процессе документарного надзора, так и в ходе инспекционных проверок, а результаты должны использоваться как важный источник информации при проведении анализа.    Анализ проводится с использованием программного комплекса "Анализ финансового состояния банка" и основан на:

 - использовании системы показателей, характеризующих деятельность банка и виды принимаемых рисков с выявлением взаимосвязи между показателями;

 - изучении факторов изменения этих показателей и величин принимаемых рисков;

 - сравнении полученных показателей со средними показателями по группе однородных банков.

3.АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

Прогнозируемые макроэкономические условия в 2009-2011 годах будут способствовать динамичному развитию банковской системы. Повысится ее эффективность и вклад в развитие экономики в целом.

В 2009-2011 годах деятельность Банка России в сфере банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» будет направлена на поддержание стабильности банковской системы России и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Банк России продолжает работу по следующим направлениям:

· обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников);

· упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах;

· обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций;

· рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций;

По результатам 2009 года 938 из 1058 действовавших в России и представивших отчетность в Центральный банк РФ кредитных организаций завершили год с прибылью на общую сумму 284 млрд 937,8 млн рублей. В то же время 120 кредитных организаций закончили год с убытками на общую сумму 79 млрд 829 млн рублей.

Активы банковской системы России возросли.

Центральный банк РФ опубликовал статистику зарегистрированных кредитных организаций в России по состоянию на 1 января 2010 года. По этим данным, на начало текущего года в стране зарегистрировано 1 178 кредитных организаций против 1 228 на начало прошлого года, в том числе 1 124 банка (на 1 января 2009 года — 1 172) и 54 небанковские кредитные организации (56 на начало 2009 года). Количество зарегистрированных кредитных организаций со 100-процентным иностранным участием в капитале составило на 1 января 2010 года 82 (на начало 2009 года — 77).

 На начало января нынешнего года в РФ насчитывалось 1 058 действующих кредитных организаций (1 108 на 1 января 2009 года), в том числе 1 007 банков (1 058 на аналогичную дату прошлого года), 51 небанковская кредитная организация, на одну больше, чем годом ранее. Количество действующих кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале составило на начало 2010 года 226 (221 на 1 января 2009 года), из них со 100-процентным участием — 82 (76 годом ранее), свыше 50% — не изменилось и составило 26.

На 1 января 2010 г. на территории РФ зарегистрировано 3 183 филиала действующих кредитных организаций, в том числе 645 филиалов Сбербанка (3 470 и 775 филиалов соответственно на 01.01.2009 г.). За рубежом на 1 января 2010 г. зарегистрировано 5 филиалов действующих кредитных организаций, как и годом ранее. Количество представительств действующих кредитных организаций составило на 1 января текущего года — 517 (721 на 1 января 2009 года), в том числе на территории РФ — 475 (679 ровно год назад), в дальнем зарубежье — 29 против 30 на начало прошлого года, в ближнем зарубежье — 13 (на 1 января 2009 года — 12).

Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций на 1 января 2010 года составил 1 трлн 244 млрд 364 млн руб. (на 1 января предыдущего года — 881 млрд 350 млн руб.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Количество кредитных организаций - участников рынка жилищного (ипотечного жилищного) кредитования представлены в таблице на 2009 и 2010 годы. Не сложно заметить, что большинство статей в этой таблице уменьшилось в начале текущего года (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

По Омской области на 1 февраля 2009г. зарегистрировано 7 кредитных организаций:

1.   ОАО АКБ "ИТ Банк"

2.   ЗАО КБ "Мираф-Банк"

3.   ОАО "Омск - Банк"

4.   ЗАО "Банк Сибирь"

5.   ОАО "МКБ "СИБЭС"

6.   ОАО Банк "Соотечественники"

7.   ЗАО КБ "СибКупБанк"

Также в Омской области зарегистрировано 40 филиалов иногородних кредитных организаций (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

В г.Омск 7 представительств иногородних кредитных организаций:

1.   Омское Представительство ООО "ХКФ Банк"

2.   Представительство ЗАО "ЮниКредит Банк" в г.Омск

3.   Омское представительство Банка НФК (ЗАО)

4.                                   Представительство КИТ Финанс Инвестиционный банк (ОАО) в г.Омск (г.Санкт-Петербург)

5.   Представительство КБ "Ренессанс Капитал" (ООО) в г. Омск

6.   Представительство "БНП ПАРИБА Банк (ЗАО)

7.                                   Представительство ОАО "БКС-Инвестиционный Банк" в городе Омск

Также в г. Омск 7 операционных офисов иногородних кредитных организаций (филиалов)

В условиях ограниченного доступа к банковским кредитам в некоторых случаях единственным источником заемных средств для населения и организаций были ломбарды. Благодаря особенностям структуры залогового имущества (по оценкам экспертов, свыше 90% средств в 2009г. приходилось на высоколиквидные ювелирные изделия из золота), а также высоким ставкам по кредитам (до 25% в месяц) ломбарды избежали значительного роста рисков и увеличили объем кредитования на 18,0% по сравнению с 2008г. и тем самым способствовали некоторому смягчению угроз дестабилизации кредитного рынка. По оценкам экспертов, в анализируемый период количество ломбардов возросло почти на четверть, до 5 тысяч единиц.

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009г. и период 2010 и 2011 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0-8,5%, в 2010 году- 5,5-7,0%, а к 2010 году выйти на уровень инфляции 5,0-6,8% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,2-8,0% в 2009 году, 4,5-6,2% в 2010 году и 4,5-6,1% в 2011 году.

Принципиальное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь изменение структуры источников роста денежной базы в прогнозном периоде в пользу чистых внутренних активов (ЧВА). Постепенный переход к формированию денежного предложения преимущественно за счет увеличения валового кредита банкам при снижении роли прироста чистых международных резервов (ЧМР) позволит, с одной стороны, более эффективно использовать процентные инструменты денежно-кредитного регулирования, сделать действенным процентный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а с другой- за счет уменьшения присутствия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке повысить гибкость курсовой политики, осуществить постепенный переход к режиму свободно плавающего валютного курса.

При уточнении показателей денежной программы на 2009-2011 годы во всех вариантах учтены принятые в октябре 2008 года дополнительные меры среднесрочного характера по поддержке финансового сектора. В частности, при расчете изменения чистого кредита федеральному правительству учтено планируемое предоставление субординированных кредитов кредитным организациям через Внешэкономбанк (Банк развития) на сумму 450 млрд. рублей за счет средств Правительства Российской Федерации. При этом в составе валового кредита банкам учтено поэтапное предоставление субординированного кредита Сбербанку России в объеме 500 млрд. рублей. При определении величины прочих неклассифицированных активов учтена прогнозируемая задолженность Внешэкономбанка (Банка развития) перед Банком России по средствам в иностранной валюте, выделяемым для обеспечения рефинансирования внешнего долга российских кредитных и нефинансовых организаций, образовавшихся до 25.09.2008г (до 50 млрд.долларов США).

При осуществлении первого варианта денежной программы в условиях абсолютного снижения ЧМР прирост ЧВА с 2009 по 2011 годы является единственным источником роста денежной базы также во втором варианте денежной программы и основным источником ее роста- в третьем варианте. При условиях, реализуемых в четвертом варианте денежной программы, прирост ЧМР на протяжении всего прогнозного периода будет основным источником увеличения денежной базы, а потребность банковского сектора в существенном увеличении валового кредита сформируется лишь к 2011 году (Приложение 1).

В 2009-2011 годах деятельность Банка России по совершенствованию национальной платежной системы будет направлена на обеспечение эффективного и бесперебойного ее функционирования, способствующего укреплению финансовой стабильности в стране и эффективному проведению денежно-кредитной политики.

Банком России будет продолжена работа по участию в совершенствовании законодательства, устанавливающего организационные и правовые основы платежной системы России.

На законодательном уровне будут установлены требования к организациям, ответственным за функционирование системы переводов денежных средств и платежной инфраструктуры, а также стандарты надзора и наблюдения за их деятельностью.

Банк России будет проводить работу по совершенствованию правил осуществления платежей и переводов денежных средств путем стандартизации платежных инструментов, процедур приема, контроля и обработки информации с учетом международного опыта и российской банковской практики. Целью проводимой работы является создание гибкой, управляемой, безопасной и технологически унифицированной системы, позволяющей обеспечивать непрерывность обработки платежной информации в автоматизированном режиме на всех этапах перевода денежных средств.

Совершенствование платежной инфраструктуры, предоставляющей операционные, клиринговые и расчетные услуги, будет направлено на создание условий для развития клиринговых и расчетных систем, отвечающих международным стандартам, а также для обеспечения операционной совместимости платежных систем России с внешними, в том числе международными платежными системами.

Банк России продолжит реализацию мероприятий по дальнейшему комплексному преобразованию собственной платежной системы, в том числе по развитию и совершенствованию системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России (системы банковских электронных срочных платежей- системы БЭСП.)

В системе БЭСП будет формироваться структурный и количественный состав участников, обеспечивающий концентрацию в ней подавляющей части платежного оборота, проходящего через платежную систему Банка России.

Завершится включение Федерального казначейства Российской Федерации и его территориальных органов в состав участников системы БЭСП, что предоставит возможность более эффективно решать задачи по контролю за доходной и управлению расходной частью бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В состав участников системы БЭСП будут включены инфраструктурные организации финансовых рынков, обеспечивающие осуществление клиринга и расчетов, что даст возможность проведения в системе БЭСП платежей, в том числе связанных с осуществлением операций денежно-кредитной политики, с учетом дополнительной ликвидности, предоставляемой Банком России, и с использованием механизмов оперативной (в режиме реального времени) мобилизации ликвидности.

Проведение мероприятий по внедрению централизованного управления и оперативного мониторинга расчетных систем платежной системы Банка России обеспечит повышение устойчивости банковской системы Российской Федерации к распространению системных и расчетных рисков. Дальнейшая специализация предоставляемых сервисов позволит осуществлять приоритетное исполнение срочных платежей и исполнение массовых платежей без задержки исполнения срочных.

Банк России будет проводить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей безналичные расчеты в части развития розничных платежных услуг на основе инновационных технологий, которая в целом будет способствовать повышению эффективности российской платежной системы.

Для обеспечения доступности, эффективности и безопасности розничных платежных услуг будет продолжено формирование политики Банка России, в том числе в области создания единой розничной платежной инфраструктуры, национальной системы платежных карт, а также повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации, что обусловлено возросшими требованиями к финансовому образованию населения в условиях экономических изменений, повышения мобильности трудовых ресурсов.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, долгосрочным целям поддержания финансовой стабильности банковского сектора послужила мера по повышению минимальных требований к размеру капитала банков, направленная на укрупнение, формирование более конкурентоспособных на международном уровне банковских структур. Эта мера способствовала активизации процессов консолидации и концентрации банковских активов в 2009 году. Несмотря на возможный уход с рынка банковских услуг ряда небольших банков, это, как ожидается, не будет представлять угрозы финансовой стабильности банковского сектора в целом в силу небольшого объема осуществляемых ими операций.

Широкомасштабные государственные меры способствовали сохранению стабильности российского банковского сектора в 2009 году. Прежде всего была обеспечена устойчивость финансового положения системообразующих банков с государственным участием в капитале, а также крупнейших частных банков. К концу 2009г. наметились предпосылки к преодолению стагнации кредитного рынка. Благодаря уменьшению стоимости фондирования банков, механизму государственных гарантий по кредитам и постепенному уменьшению кредитных рисков началось снижение ставок по кредитам нефинансовым организациям, которое может дать импульс преодолению кредитного сжатия. Однако в настоящее время рост объема предоставленных кредитов слабо стимулируется спросом организаций реального сектора экономики и в основном обеспечивается средствами государственной поддержки. Кроме того, кредитные риски концентрируются в нескольких крупнейших банках, что снижает уровень финансовой устойчивости банковского сектора в целом.

В 2009г. в условиях экономического спада российский банковский сектор сохранил финансовую устойчивость, однако многие макроэкономические параметры его деятельности существенно ухудшились. Так, темп прироста совокупных активов банковского сектора за 2009г. составил 5,0% (39,2% за 2008г.). Совокупный кредитный портфель уменьшился на 0,8% (за 2008г.-рост на 39,5% ) сальдированный финансовый результат- на 49,9% по сравнению с 2008 годом. В то же время на фоне сокращения ВВП относительные показатели, характеризующие банковский сектор, существенно увеличились. По предварительным данным, за 2009г. соотношение совокупного банковского капитала и ВВП возросло с 9,1 до 11,8%, активов и ВВП-с 67,3 до 75,4%.

С начала острой фазы финансового кризиса (с середины сентября 2008г.) и в течение всего 2009г. Правительством Российской Федерации и Банком России разрабатывались и оперативно применялись механизмы поддержания финансовой стабильности банковского сектора (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Их действие было направлено на решение наиболее актуальных для каждой фазы кризиса задач. Меры государственной поддержки позволили избежать значительного ухудшения финансового состояния большинства банков и в то же время вывести с рынка кредитные организации, которые могли представлять угрозу как для своих кредиторов и вкладчиков, так и для стабильности банковского сектора в целом.

Результатом данных мероприятий стало сохранение положительной динамики банковских кредитов нефинансовым организациям.

























 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уставный капитал
































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Количество кредитных организаций - участников рынка жилищного (ипотечного жилищного) кредитования


01.01.2009г.

01.01.2010г

Количество действующих кредитных организаций

1 108        

1 058   

Количество кредитных организаций, предоставляющих жилищные кредиты

729           

699      

Количество кредитных организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты

602           

584

Количество кредитных организаций, приобретающих права требования по ипотечным жилищным кредитам

108           

Количество кредитных организаций, осуществляющих перекредитование ранее выданных в других кредитных организациях ипотечных жилищных кредитов

25

5

Количество кредитных организаций, привлекающих рефинансирование на вторичном рынке ипотечного кредитования

204

167









ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Филиалы иногородних кредитных организаций в г.Омск

Омский филиал АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО)

Омский филиал ОАО "Русь-Банк"

филиал «Омский» ОАО АКБ "АВАНГАРД"

Омский филиал ОАО АКБ "Связь-Банк"

Омский филиал ОАО "АК БАРС" БАНК

ФКБ "СДМ-БАНК"(ОАО) в г.Омск

Омский филиал ОАО "Балтийский Банк"

филиал "ОМСКИЙ" ОАО "СБ"ГУБЕРНСКИЙ"

филиал ЗАО "Банк ЖилФинанс" в г. Омске

филиал "Омский" ОАО "Собинбанк"

Омский филиал ОАО "Банк Москвы"

Омский филиал ОАО "СИББИЗНЕСБАНК"

филиал ОАО Банк ВТБ в г.Омске

Омский филиал ЗАО "СтарБанк"

филиал "Витас Банк" г. Омск ООО "Витас Банк"

филиал ОАО КБ "Стройкредит"

в г.Омске

филиал "Газпромбанк" (ОАО) в г.Омске

филиал НБ "ТРАСТ" (ОАО) в г.Омск

филиал "ОПСБ" ОАО "ОТП Банк"

филиал "ТрансКредитБанка" в г.Омске

Омский филиал НКО "ИНКАХРАН" (ОАО)

филиал ОАО "УРАЛСИБ" в г.Омск

Омский филиал «КМБ-БАНКА» (ЗАО)

      ОФ ОАО "УРСА Банк"

Филиал ОАО "МДМ-Банк" в г.Омск

ФКБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" (ООО) в Омске

ФКБ "Москоммерцбанк"(ООО) в г. Омск

филиал № 8634 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Омское отделение

Омский филиал "НОМОС - БАНКа" (ОАО)

филиал ОАО "БИНБАНК" в Омске

ФСКБ Приморья "Примсоцбанк"

Омский филиал ОАО "Мастер-Банк"

Омский филиал ОАО "Промсвязьбанк"

филиал №7 МОСОБЛБАНКА (ООО)

Омский филиал ЗАО "Райффайзенбанк"

филиал "Омск" ЗАО "Банк Русский Стандарт"

Омский региональный филиал ОАО АКБ "РОСБАНК"

филиал "Омский" ООО "БТА-банк"

Омский РФ ОАО "Россельхозбанк"

филиал "Омский" ОАО "СКБ-банк"


.



























БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.   Федеральный закон №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» статья 1,3,4;

2.   Федеральный закон №395-1 «О банках и банковской деятельности» статья 1 и 2;

3.   Журавлева, Н.В. Кредитование и расчетные операции в России- М.: Экзамен, 2006, с.10-17

4.   Стародубцева, Е.Б. Основы банковского дела- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006 с.

5.   Тавасиев, А.М., Эриашвили, Н.Д.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,Единство,2004-527 с.

Похожие работы на - Современная банковская система РФ: проблемы и перспективы развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!