Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,04 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Введение (биография и обзор творчества писателя)

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960), русский писатель. Родился в известной в Москве еврейской семье художника, академика живописи Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман, до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н.Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда.

В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-1908 всерьез готовился к карьере композитора (получил признание А. Н. Скрябина). По окончании гимназии учился в 1909-1913 на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, где под руководством Г. Г. Шпета знакомился с феноменологией Э. Гуссерля, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена. Там получил возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекратил занятия философией и вернулся на родину. Позднее Пастернак занимался практически лишь литературной деятельностью, но профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности своеобразного пастернаковского художественного мира.

В печати Б. Пастернак впервые выступил в альманахе «Лирика» (1913; 5 стихотворений), затем появились его книги стихов «Близнец в тучах» (1914) и «Поверх барьеров» (1916). Именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором. Через двенадцать лет, возвратившись к этим стихам, многое исключив и переработав, добавив новые, выпустил новый сборник «Поверх барьеров». 1929 - сборник «Стихи разных лет». Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 - время создания книги «Сестра моя - жизнь» (печать - 1922). В 20-е гг. созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь» (1923-1928), поэмы «Девятьсот пятый год» (1925-1926) и «Лейтенант Шмидт» (1926-1927), «Повесть» (1929), где легко обнаруживается родство прозы и стихотворной лирики Пастернака.

Кроме того, Пастернак публикует несколько прозаических произведений: «Аппелесова черта» (1918), «Письма из Тулы» и «Детство Люверс» (1922), «Воздушные пути» (1924). Но эта проза, опубликованная при жизни автора, не получила признания современников. Зато его лирика обретала все большую известность. С начала 1920-х гг. Б. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве многих младших поэтов-современников П. Г. Антокольского, Н. А. Заболоцкого, Н. С. Тихонова, А. А. Тарковского, К. М. Симонова. Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза, но сам Пастернак решительно этому противился.

В 1932 году вышла лирика Пастернака «Второе рождение».

Все большее внимание Пастернак начинает уделять прозе: к 1930 году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагает свои принципиальные взгляды на искусство и творчество. К концу 30-х гг. - обращается к прозе и переводам, которые в 40-х становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются ставшие

классическими переводы многих трагедий Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.

Во время Великой Отечественной войны он пишет очерки «В армии» и патриотические стихотворения «Страшная сказка», «Бобыль», «Застава», «Ожившая фреска», «Весна», позднее - «Смерть сапера», «Победитель» и др., вошедшие в 1943 в книгу стихотворений «На ранних поездах» (как и цикл «Переделкино»).

Итогом своей писательской деятельности, вершиной своего творчества как прозаика сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1945 по 1955 год. В письмах Пастернак нередко упоминает о своих начинаниях:

«Потом я некоторое время поработаю свое, для себя... Мне хочется написать пьесу и повесть, поэму в стихах и мелкие стихотворения. Это настроение, может быть, предсмертное, последнего года и последних довоенных месяцев, которое еще ярче разгорелось в войну».1 Он пишет Ольге Фрейденберг: «Я начал большую прозу, в которую хочу вложить самое главное, из-за чего у меня «сыр-бор» в жизни загорелся, и тороплюсь, чтобы ее кончить к твоему летнему приезду и тогда прочесть».2

Подтверждение этого плана мы можем также увидеть в письме Бориса Леонидовича к Н. Я. Мандельштам:

«Я хочу написать прозу обо всей нашей жизни от Блока до нынешней весны, по возможности в десяти - двенадцати главах, не больше. Можете себе представить, как торопливо я работаю и как боюсь, что что-нибудь случится до окончания моей работы!»3

Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х гг. уже свидетельствуют о многочисленных попытках писателя приступить к созданию картины нравственной и духовной жизни своей эпохи, истории своего поколения.

Роман «Доктор Живаго» представляет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны. Он пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя - Юрия Живаго. Во время его написания Пастернак не раз менял его название: «Мальчики и девочки», «Свеча горела», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет».

Роман был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. В его издании на родине Пастернаку было отказано. В 1957 году появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания, а к концу 1958 года роман был выпущен на всех европейских языках (в СССР был опубликован только в 1988). Это привело к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях трудящихся. Московская организация Союза Писателей СССР, вслед за Правлением Союза Писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Пастернак в своём письме на имя Хрущёва написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью и работой».

С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом А. Камю,  и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды. Но присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю, которая получила в народе название: «Не читал, но осуждаю!». Обличительные митинги проходили на рабочих местах, в институтах, заводах, в организациях, творческих союзах; составлялись коллективные оскорбительные письма с требованием кары опального автора. Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была пониматься только как прочно связанная с антисоветским романом «Доктор Живаго». В результате массовой кампании давления Пастернак отказался от Нобелевской премии. Дж. Неру и  А. Камю взяли на себя ходатайство за Пастернака перед Н. С. Хрущевым, но всё оказалось тщетно, хотя писатель не был расстрелян или заключен в тюрьму.

Последней книгой стихотворений Пастернака стал цикл «Когда разгуляется» (1956-1959).

Летом 1959 года он начал работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь в последние месяцы жизни приковала его к постели. После перенесенного инфаркта Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 года в Переделкино Московской области.

В чём заключается значение Бориса Пастернака для русской и мировой литературы?

Его поэзия и проза органично соединили традиции русской и мировой классики (Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета) с достижениями русского символизма и авангарда: отражение жизни в его реальных формах, и символические знаки, и футуристические поиски, и романтические мечтания, и импрессионистические зарисовки. Поэтому Пастернак не умещается в пространство одного какого-то метода или направления. Он создавал философскую поэзию, насыщенную сложными вопросами эпохи, которые разрешал, прежде всего, с моральной позиции.

«...На языке искусства он стремился выразить своё понимание жизни, истории, природного мира. Погружение в историю и современные ему течения философской мысли оказало влияние на его мировоззрение, весь строй его поэтического восприятия природы и социальной действительности...»1 - отмечает в своей работе «Б. Л. Пастернак - поиски призвания» Н. Ф. Овчинников. Творчество Пастернака достигает вершин мирового искусства и ставит автора на почетное место среди классиков ХХ столетия.

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Действие романа «Доктор Живаго» охватывает полстолетия от лета 1903 года до начала 50-х гг. Пастернак поднял в своей книге целые пласты истории: быт России перед первой мировой войной, революция 1905 года, мировая война, революции 1917 года, гражданская война и голод, нэп, Великая Отечественная война и несколько лет по ее окончании - и создал роман исторический. «Доктор Живаго» - не роман об извращении революционной идеи, «исторической хирургии». Б. Пастернак показал, как первоначальный нравственный смысл революции пришел в противоречие с революционной реальностью»[1].

Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первой половине 20 века.

Живаго увидел революционные события в их трагической сложности, во всей противоречивости, так как их увидел Пастернак. Ни герой, ни автор не стремились их истолковать. Задача у Пастернака была иной: пропустить события истории через личное восприятие тонко и обостренно чувствующего героя. И эта задача была гениально выполнена. Роман необычен, он читается на одном дыхании, а стихи Юрия Живаго - прекрасное средство еще более глубокого раскрытия внутреннего мира героя и его отношения к внешнему миру. Жизнь вечна, а человек конечен. И судьба человека, которому довелось жить в переломные эпохи, находиться в самой гуще исторических событий, трагична. Человек - песчинка в море

жизни, но он - и хранитель истории, oн участвует во всех событиях, но не как творец, а лишь как капля в общем водовороте.

В романе присутствует множество мотивов: библейские, философские, судьбы, различных стихий, красоты, родины и др. Но нас в данной работе интересует тема любви.

Мы узнаем жизненную историю сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями страны. Через переплетение множества судеб показывается драматическая история несчастной любви доктора Живаго к двум женщинам, Тоне и Ларе. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, - это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары - это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру (известно, что прообразом ее была Ольга Ивинская, последняя любовь поэта. Он признавался ей в любви и мучился оттого, что у него жена, дети, совсем как Живаго в романе).

Главный герой - Юрий Андреевич Живаго принадлежал к очень богатой семье, но отец его разорился, в кутежах и распутстве, пустив по ветру миллионы. Мальчик рано остался сиротой. Мальчик рос в семье профессора Громеко, вмести с его дочерью Тоней. Родственники помогли ему получить образование и воспитание. Он окончил медицинский факультет Московского университета и стал прекрасным врачом. Но еще в гимназии мечтал о том, чтобы писать художественную прозу, в юности начал писать стихи. Позднее творчество стало главной его страстью. Врач и писатель - сочетание известное в русской литературе. Это сочетание редкостное, предопределяющее личность необыкновенную, особенно если принять во внимание, что Юрий Живаго в романе показан как гениальный поэт, кроме того, еще и религиозный философ.

Центральным образом книги (и книги стихов Юрия Живаго, и книги Пастернака о Юрии Живаго) становится образ горящей свечи из стихотворения «Зимняя ночь», той свечи,

с которой начался Юрий Живаго как поэт. Этот символ проведен через весь роман, пламя и свет свечи - стихия огня:

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

(«Зимняя ночь»)

(Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. И книга стихотворений Юрия Живаго - это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью, и его видение мира). Любовь может быть как великим счастьем, так и великим бедствием.Это великая страсть, которой подчиняется все вокруг. Она может гореть ровным теплым пламенем свечи, согревая жизнь, а может вспыхнуть и обернуться пожаром, сжечь все вокруг дотла.

Юрий Андреевия женится на дочери профессора химии Громеко. Женитьба на Тоне была его внутренним побуждением. Ему казалось, что лучше Тони - доброй, понимающей, никогда не найти жену-друга. Семья представляет для Юрия наивысшую ценность. Он искренне любит и уважает свою жену (но это любовь, продиктованная разумом, а не сердцем), ценит тестя Александра Александровича, обожает сына Сашеньку.

Тоня отвечает взаимностью. Юрий Живаго - только с виду покорный и безвольный человек, перед лицом жизненных трудностей он способен принять свое собственное решение, отстоять свои убеждения, не сломаться. Его духовную силу чувствует Тоня, она понимает, что отсутствие воли с лихвой покрывает внутренняя сила, одухотворенность, талант Юрия Андреевича, и это для нее намного важнее. Она пишет мужу:

«А я люблю тебя. Ах, как я люблю тебя, если бы ты только мог мог себе представить. Я люблю все особенное в тебе, все выгодное и невыгодное, все обыкновенные твои стороны, дорогие в их необыкновенном соединении, облагороженное внутренним содержанием лицо, которое без этого может быть, казалось бы некрасивым, талант и ум, как бы занявшие место начисто отсутствующей воли. Мне все это дорого, и я не знаю человека лучше тебя»[2].

С одной стороны, Юрий - безвольный человек, он не противостоит, полностью подчиняется революции, жизни. Но в то же время стойко сносит все испытания судьбы, духовно не меняется, не изменяет в душе своим идеалам, ничто не в силах повлиять на его моральные принципы. Живаго не принимает конкретных однозначных решений, живет сомнениями и колебаниями. Но это - не слабость, а его моральная сила. «В нем есть решимость духа не поддаваться соблазну однозначных решений, избавляющих от сомнений»[3], - так пишет о Юрии Живаго Д. С. Лихачев в своих «Размышлениях над романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Покладистость Юрия не является ни душевной слабостью, ни трусостью. Живаго обладает сильным умом и интуицией, он просто следует, подчиняется тому, что требует от него жизнь. Но он способен отстаивать свою позицию перед лицом опасности или в ситуациях, когда речь идет о его личной чести или убеждениях, сохраняя свою глубинную духовную сущность. Юрий не возражает против решений других людей, особенно дорогих и близких ему, принимая чужие решения как ребенок, который не спорит со своими родителями, принимает их подарки наравне с наставлениями. Живаго не возражает против свадьбы с Тоней, когда Анна Ивановна их «сговорила». Не возражает он и против призыва в армию, против поездки на Урал: «Однако к чему спорить? Вы решили ехать. Я присоединяюсь.»[4], - говорит Юрий.

Живаго остается верен себе в браке с Тоней Громеко. Их счастливая супружеская жизнь длится недолго - началась война с немцами. Живаго оставляет молодую жену с сыном. Военная действительность ставит Юрия Живаго в условия, которые противоречат его внутренней сути. Первую мировую войну Живаго воспринимает как страшную разрушительную силу, уничтожающую прежде всего физический мир. Гражданская война предстает как массовый психоз, одержимость людей, которые утратили представление о человечности и которые вовлечены в чудовищный процесс взаимоистребления. После Февральской революции супруги Живаго вновь вместе в холодной и голодной Москве. А весной 1918 они уезжают на родину предков Тони, на Урал. И там, чтобы выжить, занимаются сельским хозяйством. Так проходит год, может быть, лучший в жизни Живаго. А потом началась революция, которую Юрий вначале принял как обновление. Но очень скоро понял - каково ее истинное лицо. Ее преобразования оказываются делом чистой политики, результатом борьбы стремящихся к власти людей.

Но именно эта война и революция сближает Юрия Живаго с другой женщиной - Ларой Гишар. Лара - дочь бельгийского инженера и обрусевшей француженки, любовницы адвоката Комаровского, рано оставшаяся без отца. Еще будучи гимназистом Юра случайно оказывается свидетелем попытки самоубийства, предпринятой матерью Лары. И тогда же впервые видит Лару. Юра, еще мальчик, впервые увидевший Лару - девочку в ученическом платье, понял, почувствовал всю ее прелесть, всю ее женственность, всю силу ее любви, ее страстность.

С первой встречи она заронила в него «свет очарования», - как говорит он сам:

«Ты тогда ночью, гимназисткой последних классов в форме кофейного цвета, в полутьме за номерной перегородкой, была совершенно тою же, как сейчас, и так же ошеломляюще хороша... Когда ты тенью в ученическом платье выступила из тьмы номерного углубления, я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете. Если подойти к ней близко или дотронуться до нее пальцами, искра озарит комнату и либо убьет на месте, либо на всю жизнь наэлектризует магнетически влекущейся, жалующейся тягой и печалью... Все мое существо удивлялось и спрашивало: если так больно любить и поглощать электричество, как, вероятно, еще боль­нее быть женщиной, быть электричеством, внушать любовь.»[5].

Через несколько лет они снова встречаются. Она - девушка с чистой душой, против воли становится, как и ее мать любовницей Комаровского, пытается застрелить его - и подчиняется ему. Лара мечтает об упорядоченной жизни и выходит замуж за Пашу Антипова (сперва гимназического учителя математики, потом жестокого прямолинейного революционера, принявшего псевдоним Стрельников и прозванного Растрельниковым).

Не будь войны, может быть Лара Гишар осталась бы в памяти Юрия той юной девочкой-женщиной, которую он видел всего лишь дважды: в номере гостиницы, когда травилась ее мать, и на елке у Светницких, когда Лара стреляла в Комаровского.

Во время мировой войны Живаго врачом попадает на Юго-Восточный фронт, оказывается ранен и в госпитале в его палату приходит сестрой милосердия Лара. В письме он сообщает об этом жене. Тоня уже тогда, по письму мужа почувствовала, ощутила ту тонкую, прозрачную как паутинка, но уже крепкую внутреннюю связь Юрия и Лары. Одной ей ведомым чутьем женщина поняла, что Юрию и Ларисе суждено быть вместе. Их жизнь связана каким-то стечением обстоятельств. И она знает это и пишет об этом Юрию, который еще не понимает этого, не верит, противится. Живаго поначалу не принял это всерьез. Долг верности и любви еще пересиливает эту связь:

«В этом письме, в котором рыдания нарушали построения периодов, а точками служили следы слез и кляксы, Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечении обстоятельств, с которыми не сравняться ее, Тониному, скромному жизненному пути»[6].

Незадолго до отъезда из госпиталя Лары и Юрия между ними состоялось неизбежное объяснение. Внешне ничего не изменилось. Он женат, она замужем. У него сын Шурочка, у нее дочь Катенька. Живаго расстается с Ларой вынужденно, и чувства к ней лишь усиливаются.

Юрий старается разобраться, противостоять этому, надеется, что что-то разрушит эту связь, ведь он «... любил Тоню до обожания. Мир ее души, ее спокойствие были ему дороже всего на свете. Он стоял горой за ее честь, больше чем ее родн­ой отец и чем она сама. В защиту ее уязвленной гордости он своими руками растерзал бы обидчика. И вот этим обидчиком был он сам»[7], - Живаго страдает от раздвоенности. Он ведь женат и любит свою жену Тоню. Но Лара стала для него самой жизнью:

«Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может быть больше, чем им самим... Ах вот это, это вот ведь, и было главным, что их роднило и объединяло!»[8].

Извечный любовный треугольник, приносящий страдания всем троим. Из-за любви страдает Тоня, которая, переживая измену любимого, не в силах его разлюбить:

«Из одного страха перед тем, какое унизительное, уничтожающее наказание нелюбовь, я бессознательно остереглась бы понять, что не люблю тебя. Ни я, ни ты никогда этого бы не узнали. Мое собственное сердце скрыло бы это от меня, потому что нелюбовь почти как убийство, и я никому не в силах была бы нанести этого удара»[9].

Страдает Юрий: как человек чести он не может простить себе измены жене, но и не  в силах оставить Лару. Страдает и сама Лара, ставшая причиной разрыва, понимающая и ощущающая причиняемую боль. Любовь приносит страдания, дает минуты радости, но потом сторицей заставляет платить за них, посылая испытания. Тоня и Лара любят одного и того же человека, но они - полная противоположность друг другу.

«Должна искренне признать, она хороший человек, но не хочу кривить душой, - полная мне противоположность. Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять ее и сбивать с дороги»[10], - так пишет о Ларе в своем прощальном письме мужу Тоня.

Любовь Лары и Юрия осложняет им жизнь, но они живут этой любовью:

«Их любовь была велика. Но любят все, не замечая небывалости чувства. Для них же, - и в этом была исключительность, - мгновения, когда подобно веянью вечности, в их обреченное человеческое существование залетало веянье страсти, были минутами откровения и узнавания всего нового о себе и о жизни»[11], - пишет Пастернак.

Именно трепетная любовь Юрия Живаго и Лары Гишар - сердцевина романа, его душа.

Она - вершина трагической жизни Юрия Живаго, взлет всех его чувств. Описание этой любви - лучшие места в романе. Пастернак одаривает своего героя страстной любовью к Ларе. Именно в любви к женщине находит он своё искреннее призвание:

А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею.

(«Объяснение»)

Лара и Юрий встретились так, как встречаются один раз в жизни и навсегда, и неважно, останутся они вместе или нет. Это была любовь метафизическая, на каком-то ином, непостижимом для человеческого разума уровне. В романе есть потрясающие строки о любви, ставшие ее формулой:

«Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной»[12].

У героев разные характеры, но родственные души. Лара - единственная женщина, которая так близка Живаго, так похожа на него, так одинаково с ним мыслит. Хотя она - по крови полуфранцуженка, но - русская по духу и чувствам. У Лары высшее образование. Она тонко чувствует искусство, очень женственна. Лариса почти боготворит Юрия Живаго.

«Лара была самым чистым существом на свете»[13],- так говорит о ней Б. Пастернак.

«Мы с ним [с Павлом Антиповым] люди настолько же разные, насколько я одинаковая  с тобою»[14], - это говорит сама Лара. Юрий и Лара абсолютно безразлично относятся  к материальным благам, внутренне от природы свободны и щедры. Автор так пишет об этом:

«Еще более, чем общность души, их объединяла пропасть, отделявшая их от остального мира. Им обоим одинаково немило все фатально типическое в современном человеке, его заученная восторженность, крикливая приподнятость и та смертная бескрылость, которую так старательно распространяют неисчислимые работники наук и искусств для того, чтобы гениальность продолжала оставаться большой редкостью.»[15].

Но, в отличие от Юрия, Лара тверда и решительна, она противостоит жизни, не принимает ее условий, борется сама с собой: понимая грязь своих отношений с Комаровским, она до поры до времени не в силах порвать с ним. Но, решив изменить свою жизнь, Лара совершает отчаянный поступок - она покушается на него. Она сама принимает решения, и порой даже диктует свою волю более слабым. Лара решается выйти замуж за Патулю Антипова, тогда еще милого, застенчивого, безвольного юношу, и, когда муж пропадает без вести, она, оставив дочь, сама отправляется на его поиски.

Лара оказывает огромное влияние на Юрия. Живаго любит жизнь, ему кажется дикой даже сама идея переделывать ее. Жизнь, по его понятию, не материал, а действующее начало. Лара - воплощение этой жизни.

Любовь для героев не была чем-то обыденным, чем-то земным, тем, она роднит, объединяет. Любовь для Юры и Лары - это своего рода искусство, причем, высокое искусство. Юрий боготворит Лару, и даже ревность у него может вызвать лишь что-то низкое и далекое. Он принимает любовь только близких по духу людей, любовь порочную, низменную он отвергает:

Мне кажется, сильно, смертельно, со страстью я могу ревновать только к низшему, далекому. Соперничество с высшим вызывает у меня совсем другие чувства. Если бы близкий по духу и пользующийся моей любовью человек полюбил ту же женщину, что и я, у меня было бы чувство печального братства с ним, а не спора и тяжбы. Я бы, конечно, ни минуты не мог делиться с ним предметом моего обожания. Но я бы отступил с чувством совсем другого страдания, чем ревность, не таким дымящимся и кровавым. То же самое случилось бы у меня при столкновении с художником, который покорил бы меня превосходством своих сил в сходных со мною работах. Я, наверное, отказался бы от своих поисков, повторяющих его попытки, победившие меня[16], -

эти слова показывают силу и высоту чувств Юрия к Ларе. Живаго не ревнует ее к Антипову, он понимает, принимает, и, самое главное, разделяет ее чувства - чувства долга, ответственности, и нежной привязанности. Лара говорит Юрию, что если бы Стрельников «снова стал Пашенькой Антиповым», то: «...Я бы не устояла против зова прошлого, зова верности.  Я пожертвовала бы всем, даже самым дорогим. Тобою. И моею близостью с тобой, такой легкой, не вынужденной, саморазумеющейся... Это тот же голос долга, который гонит тебя к Тоне.»[17].

Через любовь Юрия и Лары, автор раскрывает многие прекрасные черты характера героев. Он показывает их внутреннюю силу, готовность пожертвовать своей любовью, своим счастьем ради спасения, ради покоя и благополучия друг друга. Юрий и Лара не могли не любить (Так, Живаго отказывается от заманчивого предложения Комаровского, жертвуя своей любовью к Ларе. Он не может поступиться своими убеждениями, поэтому не может ехать с ней. Юрий готов отказаться от своего счастья ради спасения и спокойствия любимой женщины, и ради этого он идет даже на обман).

В тот момент, когда доктор Живаго решает открыться Тоне и порвать с Ларой, его забирают в партизанский отряд. Юрий в плену у партизан, в неволе, в смертельном страхе за близких людей. Но его, все равно, охватывает счастье при виде леса, пронизанного лучами и отсветами вечерней зари. И все его существо направлено к одному: к Ларе. Она для него все: его жизнь, вся Божья земля, все простирающееся перед ним, солнцем озаренное пространство.

Пока Живаго находится в плену у партизан, его жена родила дочь Машу, вся семья вернулась в Москву, а оттуда вместе со многими представителями старой либеральной интеллигенции была выслана из Советской России. Антипов - Стрельников попал в немилость у революционных властей и, спасаясь от казни, где-то затаился. Живаго бежит от партизан к своей Ларе, и в полузабытье тяжелой болезни обретает счастье:

«О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О как всегда тяне сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо!

Вот это-то и есть Лара. С ними нельзя разговаривать, а она их представительница, их выражение, дар слуха и слова, дарованный безгласным началом существования!»[18], - думает

о Ларе Юрий, вернувшись из партизанского отряда. Лара - его жизнь, его любовь. Она захватила душу героя, и он не в силах сопротивляться ее влиянию.

Любовь Лары и Юрия является как бы и благословением их жизни, и грозной стихией, грозящей разрушить эту жизнь. Но любовь героев ниспослана им свыше, они предназначены друг другу решением небес:

 «Дар любви, - говорит Лара, - как всякий другой дар. Он может быть и велик, но без благословения он не проявится...»[19].
   Юрий и Лара остались наедине. Посреди всеобщего голода и разрухи они дышат и любят, и плачут, и держатся друг за друга. Они - почти одно целое Вот почему так единственна, так пронзительна их любовь:

Мне ли, слабой женщине, объяснять тебе, такому умному, что делается сейчас с жизнью вообще, с человеческой жизнью в России и почему рушатся семьи, в том числе твоя и моя? - говорит Лара Юрию. - Ах, как будто дело в людях, в сходстве и несходстве характеров, в любви и нелюбви. Все производное, налаженное, все относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, все это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройством. Всё бытовое опрокинуто и разрушено. Осталась одна не бытовая, непреложная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она во все времена зябла, дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнаженной и одинокой. Мы с тобой как два первых человека Адам и Ева, которым нечем было прикрыться в начале мира, и мы теперь так же раздеты и бездомны в конце его. И мы с тобой последнее воспоминание обо всем том неисчислимо великом, что натворено на свете за многие тысячи лет между ними и нами, и в память этих исчезнувших чудес мы дышим и любим, и плачем, и держимся друг за друга и друг к другу льнем[20].

В заброшенном, полуразрушенном, заметенном снегами доме Лариса страдает, мысли ее мечутся в поисках несуществующего выхода из ловушки, в которую загнала жизнь и ее, и ее маленькую дочь, и ее любимого (Лара просит Юрия записать те стихи, которые он прежде читал ей на память, таким образом, мы, читатели, получаем уникальный своей целостностью цикл «Стихотворения Юрия Живаго», которым Б. Пастернак завершил свой философский роман «Доктор Живаго», который занял в сокровищнице мировой поэзии ХХ столетия особое место. Каждое из этих стихотворений завораживает нас своей поэтической красотой, глубиной смысла, мелодичностью, буйством стихий и философией бытия человеческого).

Над Юрием и Ларой нависла смертельная опасность: новая власть собирается их арестовать. И тут вновь появляется старый искуситель Комаровский, в который раз лжет, обманывает Лару, чтобы запугать и увезти ее.

И вот уже Юрий в накинутой на одно плечо шубе, сам себя не помня, стоит на крыльце, всматривается в даль и шепчет прощальные слова «единственно любимой, навсегда утраченной». Это прощание отзывается в рвущем сердце стихотворении «Разлука»:

И вот теперь ее отъезд,
Насильственный, быть может!
Разлука их обоих съест,
Тоска с костями сгложет.

Вскоре после отъезда Лары с Комаровским в Варыкино вдруг появляется Стрельников. Двое мужчин, любивших ее больше всего в жизни, говорят о ней и не могут наговориться.

А потом Стрельников, разочаровавшийся в революции и потерявший жену и дочь, кончает свою жизнь, ставшую бессмысленной, самоубийством.

Итак, выбора, столь сложного для Живаго, не пришлось совершать, жизнь сама решила эту головоломку, не позволив герою порвать связь с Ларой.

Оставшись без любимой, Юрий постепенно опускается, ходит в обмотках, обросший многодневной щетиной и грязный. Таким он появляется в Москве. Он пишет тоненькие книжки философского и религиозного содержания, они расходятся среди знатоков. Живаго как-то по инерции соединяет свою жизнь с дочерью дворника Мариной, доброй и любящей женщиной. У них рождается двое детей. Юрий с Мариной ходят по зажиточным домам, зарабатывая себе на содержание тем, что нанимаются пилить и колоть дрова.

Лара родила еще одну дочь, дочь Юрия, и при неясных обстоятельствах ее с этой дочерью навсегда разлучили. Когда развалилась Дальневосточная республика, Лара, наконец, вырвалась из-под власти Комаровского. Через несколько лет она вернулась в Москву.

«Я предчувствую, что нас унесет скоро куда-то дальше…»[21], - это слова Лары, однажды сказанные Юрию. Она знала, что скоро жизнь опять разнесет их в разные стороны. Будет новая встреча, правда, только для одного из них - для Лары. Сколько раз она мечтала снова увидеть Юрия, представляла их свидание, сколько раз думала о том, что расскажет ему, как поделится своими огорчениями и радостями... Но увидит любимого лишь после его смерти. В 1929 году Юрий Живаго скоропостижно скончался прямо на московской улице. А в день его похорон из далекой Сибири приехала в Москву Лара. Судьба привела ее в ту самую комнату, в которой стоял гроб с телом Юрия. Их страстная любовь заслужила еще одну, самую последнюю, но трагическую встречу.

 Нужно отметить, что все главные герои - Юрий, Лара, Тоня, Марина - богатые душой личности, не могут жить не любя. Для них любовь - это жизнь. Их любовь - высокое, горящее, жертвенное чувство. Она облагораживает их самих и предмет их любви. Страницы, на которых изображена любовь Юрия, Тони и Лары, являются одними из самых прекрасных, трогательных, захватывающих страниц романа.


«Доктор Живаго» - итоговое произведение Бориса Пастернака, книга всей его жизни.

«Я окончил роман, - писал он в тот же день В. Т. Шаламову, - исполнил долг, завещанный от Бога.»[22].

Е. Евтушенко так написал о главной работе Пастернака: «... этот роман - роман нравственного перелома двадцатого века, роман, поставивший историю человеческих чувств выше истории как таковой…»[23].















Список литературы:

1.   Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Ленинград, 1990.

2.   Борисов В.М. Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». // Москва, Новый мир. 1988, №6, С. 205-248.

3.   Борис Пастернак Ольга Фрейденберг. Письма и воспоминания // Дружба народов. 1988,

4.   Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». // Новый мир. 1988, №1. С. 5-10.

5.   Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». // Перечитывая заново. Ленинград, 1989. С. 135-146.

6.   Мир Пастернака. Москва, Советский художник, 1989.

7.   Овчинников Н.Ф., Б.Л. Пастернак - поиски призвания (от философии к поэзии). //

Вопросы философии. Москва, 1990, №4. С.7-22.

8.   Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. Москва, Книжная палата, 1989.

9.   Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 3: Доктор Живаго: Роман. Москва, Художественная Литература, 1990.

10.   Пастернак Е. Нобелевская премия Бориса Пастернака. // Москва, Новый мир. 1990,  №2.  С. 191-194.  

11.   Пастернак Е. На своём языке…/ сын об отце. // Слово. 1990. №8. С. 5-8.

12.   Переписка Бориса Пастернака. // Москва, Художественная литература.1990. 

С. 178, 207, 219.

12.   Советская энциклопедия, 1990.

13.   Советский энциклопедический словарь. / Под редакцией А.М.Прохорова.4-е изд.

Москва, Советская энциклопедия, 1990.

14. Евтушенко Е.А. Почерк, похожий на журавлей. // Мир Б. Пастернака. Москва, 1989.

С. 13

Интернет-источники:

1. 2. 3. 5. #"Times New Roman" size=3>

1 Переписка Бориса Пастернака / Из письма к Е.Б.Пастернак. 12 марта 1942 года // Москва: «Художественная литература».1990, с.178

2 Там же. Из письма к О.Фрейденберг. 1 февраля 1946 года, с.219

3 Там же. Из письма к Н.Я.Мандельштам. 26 января 1946 года, с.207

1 Н.Ф.Овчинников, Б.Л.Пастернак - поиски призвания (от философии к поэзии). // Вопросы философии. М.,1990. №4, с.7.


[1] Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака.// Л.: Сов. писатель, 1990, c.366

 

[2] Б. Пастернак. Доктор Живаго. //М.: Книжная палата, 1989, с.313

 

[3] Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». // М.: Новый мир. 1988, №1, с.5-10.


[4] Б. Пастернак. Доктор Живаго. //М.: Книжная палата, 1989, с.163


[5] Б.Пастернак. Там же, с.321

 

[6] Б. Пастернак. Доктор Живаго. //М.: Книжная палата, 1989, с.137

 

[7] Там же, с.231

 

[8] Там же, с.382

 

[9] Там же, с.404

 

[10] Там же, с.314


[11] Б. Пастернак. Доктор Живаго. //М.: Книжная палата, 1989, с.298


[12] Там же, с.382

[13] Там же, с.295

[14] Там же, с.303


[15] Там же, с. 297

[16] Б. Пастернак. Доктор Живаго. //М.: Книжная палата, 1989, с.300

 

[17] Там же, с.303

 

[18] Б. Пастернак. Доктор Живаго. //М.: Книжная палата, 1989, с.295

 

[19] Там же, с.326

 

[20] Там же, с.303

 

[21] Б. Пастернак. Доктор Живаго. //М.: Книжная палата, 1989, с.327

 

[22] В.М. Борисов. Река, распахнутая настежь. К творческой истории романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго».

 

[23] Е.А.  Евтушенко. Почерк, похожий на журавлей. // Мир Б. Пастернака. Москва, 1989, с.13

Похожие работы на - Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!