Регулирование оборонно-промышленного комплекса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    73,38 kb
  • Опубликовано:
    2011-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регулирование оборонно-промышленного комплекса

Федеральное агентство по образованию РФ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

Курсовая работа по государственному регулированию экономики на тему:

«Регулирование оборонно-промышленного комплекса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С О Д Е РЖ А Н И Е

 

Введение………………………………………………………………...3

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА:……………………………………..5

1.1.   Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса……………………………………………………………...5

1.2.   Финансирование ОПК……………………………………………….13

1.3.   Особенности приватизации предприятий отраслей……………….16

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И  УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ……………………………………………26

3.   РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………43

Заключение…………………………………………………………….48

Список используемой литературы…………………………………...50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что оборонно-промышленный комплекс является наиболее качественным, высокотехнологичным сек­тором экономики в котором сосредоточена наибольшая часть российского потенциала ин­новаций, т.е. он в значительной степени определяет развитие экономики страны, и который необходим для обеспечения гарантии стратегической стабильности и защиты национальных границ. Все выше перечисленные положения являются основными показателями развития страны и определения её положения среди других стран мира. Поэтому совершенствование и развитие оборонно-промышленного комплекса является весьма актуальным для отдельных отраслей промышленности и страны в целом.

Объектом исследования в данной работе является оборонно-промышленный комплекс.

Предметом моего исследования является изучение различных составляющих оборонно-промышленного комплекса.

Целью данной работы является, насколько это возможно, полное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом.

Основными задачами моей работы являются: определение структуры оборонно-промышленного комплекса, его состояния на сегодняшний день и возможных вариантов дальнейшего развития.

Структура данной работы включает в себя 3 главы. Первая глава является теоретической, в ней рассматриваются основные положения данной темы. Во второй главе я провожу анализ государственного регулирования и управления оборонно-промышленным комплексом РФ. Третья глава посвящена рекомендациям по дальнейшему развитию оборонно-промышленного комплекса.

 

 

1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА

 

1.1   Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса

 

Оборонно-промышленный комплекс России (ОПК), ранее называвшийся «военно-промышленный комплекс» (ВПК), представ­ляет собой наиболее качественный, высокотехнологичный сек­тор экономики. Наибольшая часть российского потенциала ин­новаций сосредоточена в оборонном комплексе. В него включены новейшие достижения страны как в организации производства, так и, особенно, в области технологии и лучшие кадры ученых, специалистов и рабочих.

На протяжении всех лет существования советской власти эко­номика испытывала бремя милитаризации. В военно-промышлен­ном комплексе разрабатывались программы, часто не связанные с реальными потребностями гражданской экономики.

В условиях перехода к рыночной экономике задачи, функции и результаты ОПК приобретают существенные изменения: меня­ется военная доктрина, повышается роль ОПК в распростране­нии высоких технологий в гражданские отрасли, увеличивается участие ОПК во внешнеэкономических связях и т.д.

Таким образом, ОПК начинает работать на реальную экономи­ку, а не только потребляет наиболее качественные материальные, трудовые ресурсы и приоритетное финансирование. Оборонная промышленность должна стать сферой рыночной и прибыльной.

Военная мощь Советского Союза опиралась на значительный общеэкономический фундамент. С точки зрения возможностей функционирования ВПК экономика была самодостаточной. Из­готовление новейших вооружений практически не зависело от внешних экономических связей. Показателями роли ВПК в эко­номической структуре государства являются удельный вес воен­ных расходов в ВВП, объем военного производства, численность занятых.

В СССР в 80-х гг. удельный вес оборонных расходов состав­лял 9-13% ВВП. В комплексе было занято 10 млн. человек. Отрас­левая структура и высокий научно-технический потенциал про­мышленности позволяли обеспечивать стратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении страной мира – США (СССР имел приблизительно 1/3 американского объема ВВП). ВВП поглощал огромную долю все удорожающихся и ка­чественных ресурсов страны. На его развитие расходовалось 30-50% наиболее эффективных видов металлопродукции и пластмасс. На его нужды расходовалась и преобладающая часть интеллектуального потенциала страны.

Развитие военно-промышленного комплекса, гонка вооруже­ний стали совершенно несоизмеримы с экономическими возмож­ностями страны. Оборонная промышленность не знала ресур­сных и финансовых ограничений, которые возникали в других секторах экономики, что привело к технологическому отстава­нию гражданской промышленности.

Увеличенный в объеме удельный вес военного сектора был специфической чертой советской экономики. В результате этого ее отраслевая структура была деформирована и нуждалась в совершенствовании. Перенапряженность военными программами стала серьезным препятствием экономическому и социальному прогрессу страны.

По мнению многих специалистов, экономика СССР надорвалась на чрезмерной милитаризации хозяйства. Уже в начале 80-х гг. XX в. возникла настоятельная необходимость сокращения воен­ных усилий, что привело к снижению темпов военных расходов по сравнению с США. Так, за 1980 - 1986 гг. США увеличили военные расходы на 6,7%, а СССР – на 5,5%.

Россия унаследовала 80% оборонной промышленности СССР. Это означает, что степень милитаризованности экономики ока­залась более высокой по сравнению с остальными республиками бывшего Союза.

Оборонно-промышленный комплекс является важнейшей частью военного потенциала России. Основу ОПК составляют около 1280 предприятий и организаций, расположенных в 72 субъектах РФ.  58% из них являются федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП), 19% – акционерными обществами (АО) с госпакетом акций не менее 59%, 23% АО – с долей государства менее 50%.

В состав ОПК входят следующие отрасли, подведомственные оборонной промышленности России:

·   авиационная промышленность (АП);

·   производство боеприпасов и спецхимии (БП и СХ);

·   производство вооружений и военной техники (ВВТ);

·   производство ракетно-космической техники (РКТ);

·   промышленность средств связи (ПСС);

·   судостроительная промышленность (СП);

·   электронная промышленность (ЭП);

·   радиопромышленность (РП).

Научно-технический комплекс России и сейчас по своей эффективности превосходит США, если количество научных результатов оцени­вать на единицу финансирования, например на 1 долл. США. Сегодня Россия на один вложенный в промышленность доллар производит в 4 раза больше продукции, чем в США.

Предприятия ОПК крайне неравномерно расположены на территории большинства субъектов РФ. Некоторые районы и более 70 городов-заводов, включая закрытые административно-территориальные образования, полностью зависят от работы комплекса, так как в них практически отсутствуют другие сферы применения труда.

Наиболее сложно эта ситуация складывается в Удмуртской Республике (55,3% занятого населения работает на предприяти­ях оборонной промышленности), Саратовской (50,9%), Новоси­бирской (43,5%) областей, Северо-Западном и Уральском регио­нах (по 30,7%).

Регионы с высокой долей занятых на предприятиях ОПК фор­мируют большой потенциал массовой миграции рабочей силы в другие районы, что при отсутствии достаточных инвестиций в производственную и жилищно-коммунальную сферу создает эко­номическую и социальную напряженность. Поэтому в данных регионах важно учитывать местные возможности для трудоуст­ройства высвобождающихся из оборонных отраслей работников. С 1991 г. выпуск военной продукции в стране упал почти на 90%. Государственные закупки вооружения сократились на ту же величину. Фактически безрезультатными оказались проведенные три этапа государственной конверсии ОПК. С этого периода на­чался развал уникальнейшего в мире научно-технического потен­циала.

В 1992 г. оборонный сектор был лишен заказа. Правитель­ство резко снизило ему инвестиции и таким образом оставило ОПК без средств к существованию и перспективы.

Сокращение военных расходов, прежде всего, сказалось на за­купках ВВТ и заказах на НИОКР, уменьшение которых в 1991-1997 гг. ежегодно составляло в среднем около 30% (только за один 1993 г. - 68%). В результате расходы на закупки ВВТ снизились в 14, а на военные НИОКР - 13 раз. Это, естественно, автоматиче­ски повлекло уменьшение государственных закупок у военной промышленности. Годовой оборонный заказ в этот период ни разу не превышал 10% уровня 1991 г. Продажа оружия на внеш­нем рынке не изменила, да и не могла изменить ситуации. Экс­порт военной продукции длительное время сокращался одновре­менно с внутренним спросом.

В результате создалась ситуация, при которой практически невозможно было осуществлять соответствующую реструктури­зацию оборонной промышленности. Мировая практика показы­вает, что нормальная реструктуризация, т.е. адаптация к граж­данскому рынку, происходит при уменьшении объемов выпуска ВВТ не более чем на 5-7% в год. В России темп был в несколько раз больше, к тому же только за 1991-1992 гг. конверсии подверг­лось 1238 предприятий комплекса и из него было уволено 1,08 млн. человек.

Главные причины трудностей в ОПК были обусловлены:

·   непродуманной конверсией;

·   неэффективной приватизацией объектов ОПК;

·   недостаточным финансированием;

·   несовершенством управления.

В январе-октябре 2009 г. объем производства продукции ОПК составил 103,8% к соответствующему периоду 2008 года. Прирост объемов производства продукции гражданского назначения наблюдался только в судостроительной промышленности. В остальных отраслях комплекса отмечается значительное падение объемов производства гражданской продукции.

 

1.2  Финансирование ОПК

 

Одна из основных проблем комплекса заключается в недостаточ­ности финансирования. В этой сфере общепринятыми в мировой статистике являются показатели годовых военных расходов в расчете на одного военнослужащего и одного жителя страны. В 1997 г. военные расходы на одного военнослужащего равнялись (тыс. долл. США): в России приблизительно 14, Великобритании -200, Германии - 98, США - 176. В том же году военные расходы на душу населения составляли, долл. США: в России - 233, США -978, Великобритании - 578, Франции - 756, Греции - 517.

Затраты государственного бюджета РФ на оборонные нужды составили в 1993 г. - 4,4% ВВП; в 1994 г. - 5,6; в 1995 г. - менее 4; в 1996 г. - 2,7%. При этом сам объем ВВП непрерывно снижался.

Ограниченность возможностей финансирования государ­ственного оборонного заказа на поставку в Вооруженные Силы конкретных образцов ВВТ привели к идее сконцентрировать большую часть выделенных на эти цели ресурсов на НИОКР в области создания новых типов вооружений. Реализация идеи по­зволила бы создавать научно-технические и технологические за­делы для последующего перевооружения российских Вооружен­ных Сил на качественно новые системы ВВТ.

Сегодня для России отставание в этой сфере от ведущих в эко­номическом и военном отношении стран недопустимо. Мир на­ходится на пороге очередной военно-технической революции, ко­торая должна привести к значительному качественному рывку в модернизации действующих ныне образцов ВВТ, появлению принципиально новых видов оружия, которые будут базироваться на новых физических принципах и наукоемких технологиях. При­чем двойное назначение будет иметь гораздо больше технологий, чем те, которые применяются при производстве нынешнего воо­ружения.

Однако на практике реформирование военных НИОКР было не подкреплено соответствующими бюджетными ресурсами. Так, только за 1989-1995 гг. произошло более чем 10-кратное сниже­ние финансирования на НИОКР в области военного производ­ства. Сегодня в России из бюджета на это ассигнуется в долларо­вом исчислении фактически в 30 раз меньше средств, чем в США5 и в 10 раз меньше, чем в европейских странах НАТО. К тому же бюджетные ассигнования - это плановый показатель, который в последние годы - никогда не исполнялся. Процент реальных ас­сигнований на НИОКР оборонного характера значительно от­личается от первоначальных планов.

Конечно, бюджетное финансирование не способно решить все экономические проблемы ОПК.

Например, ракетно-космическая деятельность финансирует­ся из разных источников:

·   из государственного бюджета - государственными косми­ческими программами;

·   такими государственными или внебюджетными структура­ми, например, как РАО «Газпром»;

·   региональными органами власти;

·   предприятиями-разработчиками;

·   зарубежными заказчиками по контрактам.

Основными источниками финансирования и доходов предпри­ятий и организаций отрасли являются бюджетное финансирова­ние проектов со стороны Ракетно-космического агентства, Ми­нистерства обороны РФ и Российской академии наук. В 1998 г. объемы продаж космической продукции по зарубежным заказам составили 880 млн. долл. США.

Получившее широкое распространение международное парт­нерство, кроме эффекта мобилизации капитала, служит и сред­ством проникновения на зарубежные рынки. России для сохра­нения и роста ракетно-космического потенциала необходимы це­ленаправленная государственная научно-техническая политика, нормативно-правовая база, разработка стратегии развития от­расли.

Один из негативных итогов ухудшения финансового положе­ния оборонных предприятий - резкое устаревание оборудования. Недостаточный уровень капиталовложений в техническое пере­вооружение функционирующих и мобилизационных мощностей ведет к их быстрому физическому и моральному старению, что в ближайшее время неизбежно отразится на возможности произ­водить современное вооружение и военную технику. Анализ тех­нического состояния активной части основных производствен­ных фондов оборонной промышленности показывает, что в от­раслях наметилась негативная тенденция устаревания парка оборудования и может возникнуть ситуация, когда количество оборудования с возрастом более 20 лет составит почти 50%.

В результате сокращения текущего производства вооруже­ния и военной техники и сложного финансового положения предприятий комплекса ухудшается материальное положение трудовых коллективов. В оборонной промышленности резко снизилась средняя заработная плата: сегодня она на 30-40% ниже, чем в общепромышленном производстве. Эта тенденция связана с тем, что в ОПК уменьшение численности работающих происходит более медленно по сравнению с падением объемов производства, а также с большим количеством градообразую­щих предприятий.

В настоящее время на многих предприятиях ОПК существует значительная скрытая безработица. В комплексе значительно снизился кадровый потенциал рабочей силы. Так, средний воз­раст работника достиг 43 лет (в научно-исследовательских орга­низациях и конструкторских бюро - 45). Молодежь до 30 лет на предприятиях оборонной промышленности составляет только 16% персонала (в НИИ и КБ - 12%). Высок удельный вес женщин -52% и работающих пенсионеров - 11,5% (в НИИ и КБ - 15,5%). Общая численность докторов и кандидатов наук уменьшилась.

 

1.3  Особенности приватизации предприятий отраслей

 

Общие цели и задачи государственных программ приватизации не учитывали особенностей предприятий отраслей оборонной промышленности. Переход к рыночной экономике предприятий отраслей оборонной промышленности проходил в условиях об­щего экономического кризиса, осложнившегося проводимой кон­версией. Уже на начальном этапе приватизации предприятий ОПК наряду с отдельными положительными моментами выявились и отрицательные, в том числе отказ от профильной продукции.

Приватизация на предприятиях ОПК сопровождалась прекра­щением государственного финансирования, что вполне естествен­но. Однако новые собственники, прежде всего трудовые коллек­тивы, оказались неспособны инвестировать производство, в осо­бенности его оборонную часть. Приватизация сопровождалась масштабным и трудно контролируемым государством процессом ухода бывших оборонных предприятий от выпуска ВВТ, неоправ­данным сужением номенклатуры военной продукции, что прак­тически не было подкреплено прогрессивной унификацией об­разцов ВВТ. В последующие годы данная ситуация еще более ухудшилась. Цели приватизации не были достигнуты.

Приватизация предприятий ОПК преследовала цель не толь­ко сохранения, но и дальнейшего совершенствования их научно-технического и кадрового потенциала. Основные задачи прива­тизации в этой сфере включали:

- минимизацию затрат на производство и разработку воору­жения и военной техники с учетом требований военной доктри­ны и обеспечения на этой основе обороноспособности России;

- создание оптимальной структуры производства в ОПК, со­ответствующей рыночным условиям;

- максимально эффективное использование кадрового, науч­но-технического и производственного потенциала ОПК для дос­тижения быстрейшей стабилизации социально-экономической ситуации в стране.

Приватизацию предприятий ОПК предполагалось осуществ­лять исходя из следующих принципов:

·   согласования интересов РФ, национально-государственных и административно-территориальных образований в рамках РФ;

·   разграничения полномочий и функций при проведении при­ватизации между органами государственной власти и управления;

·   приоритета трудовых коллективов при приватизации пред­приятий ОПК для смягчения социальной напряженности и сохра­нения высокого научно-технического и производственного по­тенциала предприятий оборонного комплекса;

·   оказания финансовой поддержки предприятиям, подверг­шимся разгосударствлению и приватизации - создание специаль­ных фондов поддержки предприятий, предоставление дополни­тельных льгот трудовым коллективам и т.д.

На процесс приватизации предприятий ОПК оказал влияние комплекс факторов. Во-первых, это действовавшая система уп­равления оборонными предприятиями, основанная на жесткой централизации административных функций, существенно огра­ничившей их производственно-хозяйственную самостоятель­ность.

Во-вторых, масштабность производства, что затрудняло вы­куп имущества трудовыми коллективами; неравномерность раз­мещения научно-технического и производственного потенциала оборонной промышленности в пределах России; диверсификация производства, проявляющаяся в структуре выпускаемой предпри­ятиями продукции (военной и военно-технической, а также про­дукции двойного назначения, общегражданской, непродоволь­ственных товаров народного потребления).

В-третьих, наличие мобилизационных мощностей и резервов, значительно ограничивающих процесс разгосударствления и при­ватизации.

В-четвертых, конверсия военного производства, изменение структуры выпускаемой продукции и статуса оборонного пред­приятия; расширение возможностей приватизации.

Необходимо также иметь в виду, что отсутствовали осново­полагающие законодательно-правовые документы, определяю­щие развитие ОПК: законы об оборонном заказе, о статусе обо­ронного предприятия; согласованные решения с государствами -членами СНГ о совместном производстве военной и военно-тех­нической продукции, что затрудняло подготовку концепции и программ приватизации предприятий комплекса.

Начало разгосударствления собственности и приватизации в оборонном комплексе можно отнести к 1990-1992 гг., когда по­явились различные формы собственности в рамках многоуклад­ной экономики, а приватизация и разгосударствление собствен­ности не были узаконены и осуществлялись в соответствии с от­дельными решениями на уровне властных структур.

Стихийная приватизация, происходившая в ряде отраслей национальной экономики, не должна была распространяться на ОПК, так как она могла привести к их полному развалу. В 1993 г. был подписан Указ Президента РФ «Об особенностях привати­зации и дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонных отраслей промышленно­сти» от 19 августа № 1267 и принято Постановление Правитель­ства РФ «О предприятиях и организациях оборонных отраслей промышленности, не подлежащих приватизации в 1993-1995 го­дах, а также преобразуемых в акционерные общества» от 11 де­кабря 1993 г. № 1285, которые позволили перевести в организо­ванный процесс приватизацию в оборонном комплексе. Этими документами предусматривалось:

·   отступление для предприятий оборонных отраслей промыш­ленности (ОПК) от стандартных приватизационных процедур, предусмотренных государственной программой приватизации;

·   составление перечня предприятий, находящихся в федераль­ной собственности и не подлежащих приватизации, по обязатель­ствам которых отвечает государство - обеспечение выполнения оборонного заказа и оборонных НИОКР, гарантия соответству­ющей оплаты труда, сохранение государственной тайны, содер­жание мобилизационных мощностей и т.д.;

·   установление порядка управления государственными паке­тами акций оборонных предприятий и использования дивиден­дов по указанным акциям;

·   закрепление вхождения оборонных предприятий и органи­заций в перечни предприятий:

а) не подлежащих приватизации в 1993-1995 гг.;

б) подлежащих приватизации на основе специально разрабо­танных для них концепций;

в)  преобразуемых в акционерные общества с сохранением контрольного пакета акций на три года в федеральной собствен­ности;

г)  преобразуемых в акционерные общества с закреплением «золотой акции» сроком действия три года за государством;

д) приватизируемых без ограничений.

Темпы приватизации, особенно на начальной стадии, посто­янно возрастали. Если в 1991-1992 гг. было приватизировано около 6,5% общего количества предприятий ОПК, в 1993 г. - 25, то в 1994 г. - 60%. В 1995 г. доля приватизированных предприя­тий ОПК составила свыше 70% общего их количества. Наиболее активно процесс приватизации проходил на предприятиях авиа­ционной, радио- и электронной промышленности.

Самым распространенным способом приватизации в ОПК является продажа акций акционерных обществ открытого типа. Среди других способов приватизации использовались выкуп арен­дованного имущества, продажа предприятий на коммерческом конкурсе и продажа имущества (активов) действующих и ликви­дированных предприятий и объектов. Результаты деятельности приватизированных предприятий ухудшились.

По разным оценкам, структурная перестройка предприятий оборонного комплекса, включающая модернизацию производ­ства и конверсию оборонной промышленности, потребует от 150 до 300 млрд долл. США. Адаптационной реакцией предприятий оборонного комплекса, тесно сотрудничающих между собой на основе научных, производственных и кооперационных связей, явилось стремление к образованию различных интегрированных структур с преобладанием в последнее время акционерно-промышленных компаний и финансово-промышленных групп.

Создание разветвленной сети финансово-промышленных групп - одно из наиболее действенных путей привлечения вне­бюджетных источников финансирования для вывода ОПК из кри­зиса, осуществления структурной перестройки, переориентации промышленных предприятий и научных организаций на собствен­ные средства. Образование ФПГ на базе предприятий ОПК повышает устойчивость входящих в них предприятий к внешним воз­действиям, способствует расширению самостоятельности предприя­тий во всех сферах деятельности, уменьшает вероятность банкрот­ства, содействует перераспределению управленческих функций.

Возникновение ФПГ должно регламентироваться и регули­роваться государством, особенно при объединении предприятий, оказывающих существенное влияние на обороноспособность России, так как в противном случае могут возобладать группо­вые интересы, идущие в разрез с государственной промышлен­ной политикой в ОПК. В то же время по другим, менее значимым направлениям деятельности ФПГ могут консолидировать пред­приятия на добровольной основе.

Приватизация предприятий ОПК должна была способство­вать развитию новой системы прав собственности, направленной на эффективное ведение хозяйства. Однако положительный ре­зультат от институциональных преобразований в ОПК может быть достигнут только в комплексе с мерами по конверсии воен­ного производства, его демонополизации, финансовой стабили­зации, развитию финансовых рынков, а также при создании ус­ловий для возникновения конкурентной среды и т.д.

Чековый (ваучерный) этап приватизации в ОПК, закончив­шийся 1 июля 1994 г., не принес положительных результатов. Однако он выявил ряд следующих проблем:

- Падение объемов производства и особенно спад в оборон­ных исследованиях в результате существенного сокращения го­сударственного оборонного заказа.

- Потеря мобилизационных мощностей из-за отсутствия го­сударственного финансирования. Предприятия, имеющие в сво­ем составе мобилизационные мощности, должны осуществлять финансирование последних согласно заключенным договорам, в рамках которых мобилизационные мощности содержат частич­но за счет средств предприятий, а частично - государства. Пос­леднее же постоянно нарушало свои обязательства, что приво­дило к утрате мобилизационных мощностей.

- Банкротство части акционерных (приватизированных) пред­приятий. При осуществлении программы приватизации предпо­лагалось, что приватизация и акционирование спасут оборонные предприятия от банкротства. Однако в настоящее время банкро­ты встречаются и среди государственных, и среди приватизиро­ванных предприятий.

- Отсутствие механизма контроля за использованием интел­лектуальной собственности при приватизации предприятий и научных организаций.

Согласно нормативным документам по приватизации интел­лектуальная собственность должна оцениваться отдельно в ходе общей оценки стоимости имущества, но и из-за отсутствия соот­ветствующих механизмов и контроля за использованием интел­лектуальной собственности предприятия во многих случаях оцен­ку не проводили. Подобное положение нередко приводило к ее разбазариванию, передаче в другие отрасли и коммерческие структуры. Большой интерес к интеллектуальной собственности российских оборонных предприятий проявляют и иностранные фирмы.

·   Разрушение научных, технологических и кооперационных связей между предприятиями в результате приватизации отдель­ных предприятий, объединенных в единый комплекс; ослабление научно-исследовательского потенциала научных организаций при раздельной приватизации научной и опытно-производствен­ной базы.

Осуществляя в процессе приватизации политику демонопо­лизации, Госкомимущество РФ и ГКАП РФ применяли принцип раздельной приватизации научных организаций и промышлен­ных предприятий, входящих в единый комплекс. Это приводило к разрушению взаимоотношений науки и производства, техно­логических и кооперационных связей как внутри ОПК, так и меж­ду смежными отраслями. На начальном этапе приватизации были фактически лишены своей производственной базы крупнейшие научно-производственные комплексы (например, ОКБ им. П.О. Су­хого, АНТК им. А.Н. Туполева и др.).

·   Ослабление государственного контроля за деятельностью приватизированных оборонных предприятий, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа. Из-за отсут­ствия до 1995 г. закона о государственном оборонном заказе не было налажено эффективное взаимодействие органов государ­ственного управления с приватизированными оборонными пред­приятиями. Это привело к тому, что акционированные предпри­ятия, вышедшие из Госкомоборонпрома России, а также пред­приятия, пакет акций которых был закреплен в государственной собственности, отказывались от выполнения оборонного заказа из-за его невыгодности.

·   Система ваучерной приватизации не создала эффективных собственников, способных обеспечить приток необходимых ин­вестиций в оборонный комплекс. Приватизация не стимулиро­вала дополнительные инвестиции. Иностранные инвесторы пред­почитали участвовать в создании совместных предприятий, со­учредителями которых являются государственные оборонные предприятия, поскольку в этом случае снижается риск потерь вложенных капиталов.

·   Развал сложившейся социальной сферы в результате пере­дачи объектов социально-культурного и бытового назначения в муниципальную собственность. В систему Госкомоборонпрома России входило более 70 городов-заводов с обособленными на­учными и промышленными подразделениями и замкнутой соци­альной инфраструктурой, которая в условиях кризиса пострада­ла в наибольшей степени. Передача объектов социально-культур­ного и бытового назначения в муниципальную собственность в этом случае не могла способствовать сохранению данных объек­тов, поскольку отчисления оборонных предприятий в местные бюджеты были незначительны. Муниципальные же органы не имели необходимых средств для поддержания социальной инф­раструктуры.

Приватизированные предприятия, не располагая достаточны­ми средствами на содержание имеющихся у них объектов соци­альной сферы, также стремились к перепрофилированию этих объектов, обеспечивающему получение прибыли.

Таким образом, большинство приватизированных предприя­тий ОПК, как и государственных, оказалось в сложном экономи­ческом и финансовом положении из-за существенного сокраще­ния оборонного заказа и отсутствия инвестиций. Разгосударств­ление собственности в ОПК при отсутствии надлежащего управления не привело к повышению эффективности производ­ства. Сейчас потребности обороны наполовину обеспечиваются частными предприятиями, в том числе акционерными общества­ми с участием государства. Важно при этом использовать кон­курсную систему государственных закупок.

Сохранение и активизация научно-промышленного потенци­ала ОПК в нынешних условиях должны концентрироваться на следующих направлениях:

·   обеспечение приоритетности государственной поддержки конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, доведение государственных расходов на эти цели до норматив­ного уровня, установленного действующим законодательством;

·   завершение работы по реорганизации предприятий оборон­ной промышленности в государственные предприятия и акцио­нерные общества с погашением задолженности, образовавшейся вследствие недофинансирования государственного оборонного заказа, и реструктуризацией других просроченных долговых обя­зательств;

·   поэтапное погашение накопленной задолженности государ­ства по оборонному заказу, обеспечение строгого исполнения ассигнований на закупку военной техники и проведение НИОКР, предусмотренных законом о федеральном бюджете;

·   обеспечение государственной защиты отечественных про­изводителей космической и авиационной техники, другой науко­емкой продукции, недопущение предоставления льгот импорте­рам и иностранным производителям этих видов продукции, реализация принятых нормативных актов и программ как при­оритетных направлений государственной структурной политики.

Меры, предпринятые Правительством России в 1998-2001 гг., позволили в основном приостановить негативные тенденции в ОПК. В частности, в ряде отраслей возрос объем производства, практически во всех отраслях существенно замедлилось его па­дение, улучшились некоторые показатели хозяйственной деятель­ности оборонных предприятий. Однако в дальнейшем необходи­мо решить такие важные задачи как сохранение научных школ, работающих на оборону, передовых технологий; определение наиболее перспективных военно-технических программ XXI в.

 

2.  АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ

 

В России реформирование ОПК началось в 1991 г. фактически вне рамок нормативно-правового поля. Буквальное следование лозунгу "Разрешено все, что не запрещено законом" привело к ликвидации крупных производственных объединений, разрыву связей между сборочными предприятиями и профильными КБ, попаданию в зависимость от зарубежных конкурентов или банкротству целого ряда стратегически важных предприятий второго и следующих уровней кооперации. Ликвидировав советскую систему управления, государство лишилось реальных рычагов регулирования подчас стихийно протекающих процессов.

Эффективная работа предприятий отечественного ОПК практически невозможна сегодня без кардинального пересмотра нормативно-правовой базы, особенно в области государственной поддержки и функционирования формируемых интегрированных структур. Для сложившихся в стране реальных условий деятельности оборонных предприятий, характеризуемых переходом к рыночным условиям хозяйствования и наличием мощного государственного сектора, оптимальной представляется трехуровневая система управления (с четким разделением функций):  

Первый уровень - уровень государственного управления.

Второй уровень - уровень корпоративного управления в рамках создающихся интегрированных структур, принимающих на себя избыточные функции государства.

Третий уровень - непосредственное управление на предприятиях.

На государственном уровне решаются следующие основные задачи:

1. Формирование и реализация военно-технической политики государства.

2. Разработка и внедрение эффективных механизмов государственного регулирования и программно-целевого управления оборонным производством.

3. Поддержание обоснованного реально необходимого уровня производственных мощностей.

4. Формирование и реализация долгосрочных государственных программ вооружения. Программно-целевое управление оборонным производством в рамках конкретных программ вооружения.

5. Всесторонняя государственная поддержка.

6. Обеспечение унификации и стандартизации вооружения и военной техники.

7. Формирование единой системы обеспечения качества продукции.

8. Реализация прав по распоряжению результатами интеллектуальной деятельности в области военной продукции и продукции двойного назначения.

9. Организация военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

10. Создание условий равноправной интеграции в мировую экономику, привлечение крупных инвестиций стратегических партнеров и инвесторов.

11. Организация подготовки инженерно-технического персонала требуемых специальностей в государственных вузах и в учреждениях системы профтехобразования.

12. Обеспечение социально-экономической стабильности в оборонно-промышленном комплексе.

Задачи, решаемые на корпоративном уровне (корпорация, холдинг):

1. Формирование и реализация стратегии развития корпорации, основных производственных отделений (бизнесов) и предприятий.

2. Консолидация финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов на приоритетных направлениях деятельности. Подписание контрактов с заказчиками, госпосредником и смежниками.

3. Реструктуризация и санация предприятий (ликвидация дублирующих служб и производств, избыточных физически и морально устаревших мощностей), диверсификация производства. Качественное обновление научно-производственной базы ОКБ и серийных заводов. Приобретение необходимых активов.

4. Привлечение к финансированию коммерческих проектов разработки и производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения финансовых ресурсов отечественного и зарубежного бизнеса.

5. Внедрение единой системы обеспечения качества продукции.

6. Обеспечение надежного послепродажного обслуживания поставленной заказчику продукции.

7. Включение результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.

8. Формирование и обеспечение реализации социальной политики на предприятиях корпорации (холдинга).

 

Задачи, решаемые на уровне предприятий:

1. Реализация стратегии корпорации в области разработки и производства профильной продукции, внедрения передовых технологий, повышения качества выпускаемой продукции, диверсификации и рентабельности производства.

2. Качественное выполнение гособоронзаказа и работ по линии ВТС.

3. Реализация социальной политики.

Состояние оборонно-промышленного комплекса во многом определяется общим положением в экономике, развитием промышленности, технологий и научно-образовательной сферы. Реформирование ОПК в 1992-2001 гг. носило нерегулярный и бессистемный характер, привело к резкому снижению доли продукции, выпускаемой в обрабатывающих отраслях. Уменьшение объема государственного оборонного заказа за 10 лет почти в 100 раз привело к деградации производственной базы многих оборонных предприятий и даже целых подотраслей. Так, если в 1985 г. авиация страны получила от промышленности более 600 самолетов разных классов, то за 1991-2001 годы – всего несколько единиц. Минобороны России из-за недостатка финансирования не в состоянии закупить для войск новые образцы самолетов, например, Су-30. Самолеты Су-30МКИ, поставляемые в Индию и Китай по своим тактико-техническим характеристикам превосходят самолеты, которыми располагают российские Вооруженные Силы.

Значительная часть предприятий ОПК не может расплатиться с долгами и подпадает под процедуру банкротства только потому, что в свое время не получили денег, заработанных при выполнении государственного оборонного заказа. Для российской экономики характерно широкое распространение и использование устаревших технологий, их доля превышает 80% используемого технологического потенциала. Устаревание является функцией технологической конкуренции и спроса, а не только физического состояния основных фондов. Поэтому при возобновлении спроса устаревание фондов может прекратиться.

Выживают лишь те предприятия, которые смогли наладить экспортные поставки продукции и завоевавшие место на внутреннем рынке гражданской продукции, успешно осуществив конверсионные программы. Однако в условиях недостаточного и нерегулярного бюджетного финансирования эти относительно благополучные предприятия в значительной степени утратили возможность по созданию и производству новой военной техники и современной продукции военного назначения.

Объемы производства военной и гражданской продукции, в целом по ОПК, примерно равны. Производственные мощности, ранее использовавшиеся для выпуска вооружения и военной техники, с той или иной степенью эффективности переоснащаются на производство продукции двойного или чисто гражданского назначения. Так, в авиационной промышленности осуществляется выпуск газотурбинных установок и газоперекачивающих агрегатов, нефтепромыслового оборудования, металлорежущих станков с автоматизированными системами управления. В электронной промышленности производятся интегральные микросхемы, электровакуумные и полупроводниковые приборы, контрольно-измерительная аппаратура. Судостроительная промышленность выпускает противопожарные суда, буксиры, рыболовные судна (преимущественно на экспорт). На предприятиях ракетно-космической промышленности развивается производство медицинской аппаратуры и аппаратуры для многофункционального мониторинга окружающей среды. Эти успехи достигнуты ценой значительного сокращения объема выпуска вооружения и военной техники, и полного прекращения производства некоторых видов военной продукции.

Правительством Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006 гг.)”. Программа направлена на построение вертикально-интегрированных структур и ФПГ, позволяющих сконцентрировать ресурсы на решении определенных задач. Стратегической целью реформирования оборонной промышленности является формирование нового облика оборонно-промышленного комплекса путем его реформирования в соответствии с задачами военного строительства и с учетом основных параметров государственной программы вооружения на 2001-2010 годы, прогнозных оценок военно-технического сотрудничества и необходимости поддержания на требуемом уровне мобилизационных мощностей, а также создание условий для устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения.

В результате выполнения программы ожидаются следующие основные результаты:

·   создание эффективной структуры оборонно-промышленного комплекса, в том числе путем формирования основных системообразующих научно-производственных комплексов, способных наиболее полно удовлетворять потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в современных системах, комплексах и образцах вооружения и военной техники;

·   увеличение загрузки производственных мощностей системообразующих интегрированных структур, занятых в военном производстве, в среднем до 70 процентов (с учетом мобилизационных заданий);

·   улучшение возрастной структуры активной части основных производственных фондов организаций оборонно-промышленного комплекса;

·   улучшение структуры экспорта, увеличение в нем доли инновационной составляющей;

·   обеспечение выпуска дополнительной продукции на сумму около 80 млрд. рублей;

·   обеспечение увеличения доли участия государства в капиталах головных компаний системообразующих интегрированных структур до контрольного пакета акций.

К концу срока реализации Программы должен быть в основном сформирован новый состав оборонно-промышленного комплекса на основе системообразующих научно-производственных комплексов.

Реформа ОПК представляется масштабной. Она включает восстановление разорванных производственных цепочек и создание крупных холдингов, устранение избыточных предприятий и мобилизационных мощностей, увеличение финансирования за счет оптимизации военно-технического сотрудничества и наращивания внутреннего оборонного заказа.

Зарубежные эксперты отмечают большую реалистичность программы, что позволит достичь уровня стабильности, не наблюдавшегося в течение последних десяти лет. Это ее выгодно отличает от предыдущей программы, рассчитанную на 1996-2005 гг. и предусматривавшей модернизацию 80% вооружений и военной техники, однако на ее реализацию выделялось менее 25% необходимых средств.  

В тоже время, многие практики считают, что программа реформирования ОПК не полностью проработана. В частности, среди недостатков нормативно-правовой базы реформирования ОПК отмечается непроработанность закона о холдингах. Без соответствующего закона это будут пирамиды, а не холдинги, где головная фирма, расположенная в Москве, подомнет региональные предприятия и будет перераспределять финансовые ресурсы. Без такого закона объединение в холдинги идет по указам, что не позволяет предприятиям, входящим в концерны, эффективно развиваться. Можно и не согласиться с этим тезисом, но, безусловно, основные принципы хозяйственной деятельности должны устанавливаться законами. Кроме того, по мнению руководителей оборонных предприятий, новый федеральный закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях предъявляет абсолютно нереалистичные требования. Но с этой позицией можно поспорить. Действительно, директора ФГУПов нередко чувствуют себя хозяевами предприятия и поэтому всячески сопротивляются выработке ясных критериев работы и прозрачных отчетов о достигнутых результатах.

Оборонщики предлагают также внести в закон о несостоятельности (банкротстве) изменения, учитывающие особенности предприятий ОПК, в частности, тот факт, что ухудшение их финансового состояния связано в первую очередь с долгами по гособоронзаказу и затратами на содержание мобилизационных мощностей.

Федеральная целевая программа “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)” также должна быть направлена на сохранение стратегически важных производственных мощностей, критических технологий, созданных в оборонных отраслях, и их кадрового потенциала. Кроме того, ключевым звеном в реформировании ОПК должно стать создание действенной системы управления этим комплексом. Возможно, потребуется создание специального государственного органа, который располагал бы полномочиями в сфере закупки вооружений при высоких знаниях военных нужд и производственных возможностей комплекса.  

Межотраслевой подход обладает большим потенциалом по сравнению с отраслевым. В России реформирование ОПК до недавнего времени основывалось на отраслевых принципах.

Определяющую роль в развитии ОПК играет государственная политика и государственная поддержка данного сектора экономики.

Наряду с этой программой на развитие ОПК непосредственное влияние оказывают следующие программы:

·   Национальная технологическая база на 2002-2006 годы (государственные заказчики: Минпромнауки России - координатор, Минатом России, Минобразование России, МПР России, Минсвязи России, Госстандарт России, Госстрой России, Росавиакосмос, Росбоеприпасы, РАВ, РАСУ, Россудостроение);

·   Глобальная навигационная система (государственные заказчики: Росавиакосмос – координатор, Минобороны России, Минпромнауки России, Минтранс России, РАСУ, Роскартография);

·   Развитие гражданской авиационной техники на 2002-2010 годы и на период до 2015 года (государственный заказчик: Росавиакосмос);

·   Федеральная космическая программа России на 2001-2005 годы (государственный заказчик: Росавиакосмос);

·   Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации (государственный заказчик: Росбоеприпасы);

·   Ядерная и радиационная безопасность России на 2000-2006 годы (подпрограмма "Ядерная и радиационная безопасность на предприятиях судостроительной промышленности", государственный заказчик: Россудостроение);

·   Электронная Россия (2002-2010 годы, государственные заказчики: Росавиакосмос, РАСУ);

·   Мировой океан (подпрограммы "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана" и "Создание высокотехнологичных установок, машин и оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики на 2003-2012 годы", государственный заказчик: Россудостроение).

Кроме этих ФЦП, госзаказчиками которых являются ведомства, курирующие военно-промышленный комплекс, предприятия ВПК участвуют в реализации и других непрофильных программах, но контракты на выполнение заказов по этим программам носят единичный характер, а сами ФЦП не имеют целевой направленности поддержки и развития ВПК.

Важное значение для развития ОПК отводится следующим нормативно–правовым актам, доктринам и концепциям:  

·   Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу;

·   Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года;

·   Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом РФ 10 ноября 2001 года №ПР-1991);

·   Военная доктрина Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 21.04.2000 г. №706);

·   Концепция внешней политики Российской Федерации;

·   Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 №24);

·   Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 г. №1024);

·   Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.1998 г №832);

·   Государственная программа вооружений (2001-2010 гг.);

·   Планы мобилизационного развития экономики РФ.

Кроме того, следует выделить еще ряд нормативно-правовых документов:

·   Указ Президента РФ от 20.01.1998 №54 “О реализации государственной политики в области ракетно - космической промышленности”;

·   Постановление Правительства РФ от 21.06.2002 №456 “О лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники”;

·   Постановление Правительства РФ от 02.10.1999 №1109 “Об утверждении положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти военно-технического сопровождения и контроля разработки, производства и поставок продукции военного назначения”;

·   Распоряжение Правительства РФ от 10.07.1999 №1100 “Об обеспечении государственных интересов при проведении процедур банкротства в отношении крупных, экономически или социально значимых организаций, а также организаций, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности”;

·   Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 №143 “О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета и условиях их конкурсного отбора”;

·   Постановление Правительства РФ от 02.09.1998 № 1017 “Об утверждении порядка предоставления средств, выделяемых из федерального бюджета на социальную поддержку работников организаций оборонного комплекса в связи с реструктуризацией и конверсией оборонной промышленности на 1998 - 2000 годы”;

·   Постановление Правительства РФ от 24.08.2002 №630 “О федеральных научно - производственных центрах”;

·   Указ Президента РФ от 08.05.1996 №688 “О первоочередных мерах поддержки предприятий оборонного комплекса Российской Федерации”;

·   Указ Президента РФ от 23.10.2000 №1768 “О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в Российской Федерации”.

Особенность ОПК заключается в особом сочетании закрытых и открытых технологий, производстве продукции военного и гражданского назначения. В России еще в 1992 г. был принят закон о конверсии. Он переработан и в настоящее время действует Федеральный закон от 13 апреля 1998 г. №60-ФЗ “О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации”. Этот закон устанавливает принципы государственной политики в области проведения конверсии оборонной промышленности и направлен на проведение конверсии оборонной промышленности на основе наиболее эффективного использования производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов конверсируемых организаций и обеспечение социальной защиты работников этих организаций.

Государственное планирование конверсии осуществляется на основании:

·   военной доктрины Российской Федерации;

·   федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники на десятилетний период; мобилизационного плана экономики Российской Федерации;

·   программ военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации разрабатывает государственную программу приватизации государственного имущества в Российской Федерации и проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в данную программу с учетом положений федеральной целевой программы конверсии.

В развитии закона о конверсии приняты Постановления Правительства: от 27 июня 1996 г. №754 “Вопросы государственного фонда конверсии” и от 2 февраля 1998 г. №143 “О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета и условиях их конкурсного отбора”.

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. №213-ФЗ “О государственном оборонном заказе” устанавливает общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа и регулирует отношения в этой области.

Под государственным оборонным заказом имеется в виду правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности государства: боевого оружия, боеприпасов, военной техники, военного имущества и т.п., а также экспортно-импортные поставки в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Размещение оборонного заказа проводится на конкурсной основе, за исключением работ по поддержанию мобилизационных мощностей. Оборонный заказ и заключение государственного контракта (контракта) на работы по поддержанию мобилизационных мощностей обязательны для всех организаций в случае, если размещение оборонного заказа не влечет за собой убытков от его выполнения.

Кроме того, следует учитывать, что Федеральный закон от 6 мая 1999 г. №97-ФЗ “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”, регулирует отношения, возникающие между организатором конкурса (государственным заказчиком) и участниками конкурса (поставщиками (исполнителями)) в процессе проведения конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №174-ФЗ “О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации”. Действие закона было приостановлено в 2003 и 2004 гг. Однако отметим, что в нем установлены правовые нормы, определяющие состав государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации, а также минимально необходимые объемы и порядок его финансирования на период с 2000 по 2010 год включительно.

Оборонный заказ, минимально необходимые объемы финансирования которого устанавливаются настоящим Федеральным законом, включает:

разработку, закупку, ремонт и модернизацию вооружения и военной техники (ракетных комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами; стратегических крылатых ракет; средств противоракетной обороны; другой ракетной техники; космических систем и др.); капитальное строительство, модернизацию и ремонт специальных объектов СЯС; подготовку серийного производства систем и комплексов СЯС.

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. №114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”. Закон устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов власти, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества. Под военно-техническим сотрудничеством понимается деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает особую процедуру при банкротстве стратегических предприятий. Стратегическими предприятиями и организациями являются федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации; организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа. Так, стратегические предприятия и организации считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, в то время как для обычных предприятий этот период составляет три месяца.

Более эффективные формы хозяйствования обусловлены различными формами интеграции промышленного и финансового капитала. Нормативное регулирование в этой области осуществляется законом от 30.11.1995 г. №190-ФЗ “О финансово-промышленных группах”, устанавливающий правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации. Под финансово-промышленной группой понимается совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. В целом данный закон (так же как и Гражданский кодекс) носит рамочный характер и не позволяет учесть все возможные формы интеграции, и совместной деятельности, тем более в таком непростом секторе экономики как ОПК. Разработка нормативных документов об интеграционных образованиях в ОПК не может осуществляться единым законом и целесообразно принимать специальные постановления Правительства. Существующие законы не охватывают все правовое пространство функционирования ОПК. А принятие новых законов осуществляется крайне медленно.

Очевидна необходимость специального регулирования ОПК в условиях рыночной экономики. В тоже время сложно согласиться с теми экспертами, кто доказывает невозможность универсального регулирования всеми предприятиями, в том числе и оборонного комплекса. Да, они обладают определенной спецификой, но правила хозяйственной деятельности должны распространяться на всех. В российских условиях нужен закон о государственной поддержке оборонно-промышленного комплекса, причем не только отдельно по каждому направлению (судостроение, космос, атомная промышленность и т.д.), а интегрированному для всего ОПК. Он должен вобрать в себя все правовые защитные механизмы из действующего законодательства и ввести новые.

Анализ действующих законодательных и нормативных актов в аспекте обеспечения условий для реализации программных мероприятий позволяет выделить ряд проблем принципиального характера, в том числе:

·   законодательная нерешенность вопросов о перераспределении бюджетных платежей предприятий, входящих в интеграционные структуры, отсутствие достаточного налогового регулирования налогообложения трансакций внутри интеграционных образований;

·   обеспечение контроля государства над процессом реформирования оборонных предприятий и эффективности их управления;

·   достижение оптимального баланса между стратегически и экономически целесообразной концентрацией производства в ОПК и развитием конкурентной среды;

·   расширение полномочий предприятиям ОПК в части экспорта вооружений и запчастей к ним, услуги по ремонту и модернизации вооружений.

Развитие ОПК во многом обусловлено военной реформой. Поэтому ряд экспертов выступают за разработку проектов законов: о военной реформе, государственной политики в области сокращения и ликвидации вооружений, государственной программе развития вооружений и военной техники, об оборонном комплексе.

Представляется целесообразным разработка открытой программы о государственном регулировании структурного реформирования ОПК, не содержащей секретных сведений (финансирование, конкретные направления развития комплекса). Это позволит подключить к обсуждению структурных преобразований законодателей, широкие круги экспертов и общественность.

Следует расширить правовую базу по созданию интегрированных структур. Кроме того, необходимо совершенствовать и саму программу реформирования оборонной промышленности, положив в основу принципы стратегического подхода для развития предприятий оборонных отраслей, учитывая: наметившийся в 1999 г. экономический рост и рост оборонного заказа; совмещение военной реформы с реструктуризацией ОПК и смещение на производство приоритетных образцов вооружений и военной техники; уточнив военные угрозы, изложенные в Концепции национальной безопасности и в Военной доктрине России и другие факторы.

Основным фактором, определяющим развитие ОПК, будет являться спрос на продукцию ОПК, вытекающий из:

·   Государственной программы вооружений на 2001-2010 гг.;

·   программных проработок по экспорту вооружения и военной техники в соответствии с международными договорами и обязательствами России с зарубежными странами;

·   расчетных показателей мобилизационного плана.

Переориентация ОПК с выживания на развитие возможна только на базе инновационной модели, основанной на опережающем развитии научно – технического потенциала и его активном использовании оборонными предприятиями.

Факторами инновационного развития ОПК должны стать:

·   выбор ограниченного числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;

·   разработка технологий двойного назначения, используемая как для производства вооружений, так и продукции гражданского назначения;

·   развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая улучшение инвестиционного климата и совершенствование экономико–правового обеспечения инновационной деятельности;

·   использование современных методов управления на оборонных предприятиях, модернизация продукции, освоение новых рынков сбыта и т.д.

Кроме того, необходимо повышать управляемость и эффективность работы этого сектора экономики. Для этого следует вносить изменения в законы о государственном и муниципальном унитарном предприятии, о доверительном управлении имуществом, о государственной программе приватизации и др.

 

3.  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА.

 

Основной проблемой оборонно-промышленного комплекса является снижение возможности обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, технического уровня, качества и конкурентоспособности военной и гражданской продукции.

Следовательно, для решения этой проблемы необходимо - обеспечение перспективных потребностей российских Вооруженных сил в вооружении, военной и специальной технике и расширение производства и экспорта гражданской высокотехнологичной продукции.

На мой взгляд, развития оборонно-промышленного комплекса должно осуществляться на основе использования его конкурентных преимуществ путем широкой интеграции с высокотехнологичным гражданским сектором промышленности. Это позволит создать технологическую основу решения основных задач, сто­ящих перед экономикой, и прежде всего формирование новой технологической базы для прорыва в развитии производства на­укоемкой продукции, определяющей темпы научно-техническо­го прогресса в национальной экономике. С другой стороны это позволит в какой-то мере устранить существующие проблемы не рационального использования ресурсов ОПК. Согласно расчетам специалистов, для решения оборонных проблем потребуется примерно '/4 предприятий, институтов и кон­структорских бюро нынешнего ОПК. Одновременно необходи­мо иметь детальную программу превращения остальной части ОПК в новый научно-технический комплекс при активной госу­дарственной поддержке. Другими словами вклад конверсии в оз­доровление экономики должен состоять не в прямом ограниче­нии финансирования ОПК, а в масштабном сбережении ресурсов в гражданских отраслях с чрезмерно высокой степенью загрузки военными заказами и резервированием мощностей.

На мой взгляд, перспективным направлением в конверсии ОПК могло бы стать создание вер­тикальных концернов, включающих производство, конструиро­вание, маркетинг, сбыт взаимоувязанных наборов инновацион­ных и конкурентоспособных видов продукции. При необходи­мости для широкомасштабного производства разнообразного оборудования можно было бы пойти и на образование трансна­циональных компаний, в первую очередь с участием предприя­тий, расположенных в странах ближнего зарубежья.

Так же перспективным направлением, на мой взгляд является образование центров, способных на научные открытия и создание новых высоких технологий для ис­пользования в различных отраслях национальной экономики. Некоторые в прошлом закрытые города, ориентированные на ядерные и другие военные исследования, могут быть перепрофи­лированы под такие центры. В них должна быть создана широ­кая сеть небольших, в основном частных, фирм, использующих и материальную базу ОПК, а также филиалов НИОКР для произ­водства новых гражданских товаров и технологий. Эта сфера преимущественно мелкого и среднего бизнеса считается весьма перспективным направлением преобразований ОПК, особенно на ближайшее будущее, пока ресурсы для крупных государствен­ных проектов долговременного характера ограничены.

Сложившаяся в Минобороны России система заказов и ценообразования на закупаемую продукцию и услуги слабо ориентирована на функционирование в условиях рыночной экономики. В кратчайшие сроки необходимо обеспечить законодательные основы реформирования системы государственных заказов в плане перехода к программно-целевому долгосрочному планированию, особенно в отношении авиационных и военно-морских вооружений, программы приобретения которых растягиваются на 20 и более лет. Планирование основных параметров приоритетных программ приобретения вооружения и военной техники, включая сроки, количество закупаемых образцов, общую стоимость НИОКР и закупок, должно осуществляться как минимум на период до 2025 г.

Следует отказаться от порочной практики многовариантности государственной программы вооружения, обеспечить полноценное государственное финансирование и придать ГПВ статус федерального закона. Планирование работ на один год не позволяет оптимизировать финансирование, организацию и планирование работ на серийных заводах и предприятиях-смежниках, что ведет к удорожанию работ, затягиванию сроков исполнения заказов и снижению качества продукции. В связи с этим настоятельно требуется ввести практику детализации росписи бюджетных средств по приоритетным программам вооружения как минимум на 5 лет, заключения пятилетних контрактов заказчика с головными исполнителями и выдачи головным исполнителям бюджетных полномочий на подписание контрактов со смежниками на тот же срок. В конечном счете, требуется построение принципиально новой системы управления оборонными проектами и потребными для их реализации ресурсами с существенным ростом ответственности Минобороны России и видов Вооруженных Сил. В частности, очевидна необходимость создания сводных дирекций программ вооружения новых поколений с включением в них ответственных представителей Минобороны, заинтересованных видов Вооруженных Сил и промышленности.

Кроме того не надо забывать, что в ОПК производятся военная техника, вооружение и боеприпасы, которые не только являются основой обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, но и являются экспортноориентированной продукцией, приносящей не малый доход в бюджет страны. Следовательно, необходимо развивать и данное направление деятельности ОПК.

Конкретные рекомендации по совершенствованию и развитию оборонно-промышленного комплекса:

1. Создание крупных научно-производственных структур, повышение концентрации производства, совершенствование корпоративного управления, создание системы отраслевых и межотраслевых организаций, которые в перспективе могут взять на себя координацию работ по реализации крупных проектов (программ).

2. Поддержание и развитие критических технологий. Предусматривается разработка и реализация инновационных проектов в интересах различных сфер экономики с солидарным финансированием государства, предприятий и негосударственных инвесторов.

3. Форсированное техническое перевооружение  научно-производственной базы ОПК, ориентированное, прежде всего, на обеспечение реализации государственной программы вооружения,  развитие уникальной стендовой и испытательной базы.

4. Ликвидация острых проблем в отдельных отраслях. Проблемными сегментами являются промышленность боеприпасов и спецхимии, специальные материалы и электронная  компонентная база.

5. Развитие экспортного потенциала ОПК, включая создание благоприятных условий для реализации международных проектов в сфере вооружений и военной техники.

6. Диверсификация производства, обеспечение создания и продвижение на рынки импортозамещающей и экспортноориентированной высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

7. Проведение эффективной политики обеспечения управления качеством продукции ОПК. Для этого необходимо обеспечить реализацию соответствующей комплексной межведомственной программы, а также организовать разработку и реализацию межведомственной инновационной программы развития ИПИ-технологий. 

8. Сохранение и развитие кадрового потенциала ОПК, включая совершенствование системы  подготовки (переподготовки) кадров, стимулирование  привлечения высококвалифицированных специалистов  в ОПК.

Всё выше перечисленное должно способствовать приведению в соответствие научно-производственного потенциала ОПК и его организационной структуры задачам по обеспечению обороноспособности страны и модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации;  обеспечение устойчивого финансово-экономическое развития организаций ОПК; опережающие по сравнению с динамикой ВВП темпы роста объемов производства в ОПК; преодоление технологического отставания отечественной промышленности от ведущих стран мира, формирование конкурентоспособного высокотехнологичного сектора гражданского машиностроения страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом можно сказать, что состояние оборонно-промышленного комплекса во многом определяется общим положением в экономике, развитием промышленности, технологий и научно-образовательной сферы. Реформирование ОПК в 1992-2001 гг. носило нерегулярный и бессистемный характер, привело к резкому снижению доли продукции, выпускаемой в обрабатывающих отраслях. Уменьшение объема государственного оборонного заказа за 10 лет почти в 100 раз привело к деградации производственной базы многих оборонных предприятий и даже целых подотраслей.

Значительная часть предприятий ОПК не может расплатиться с долгами и подпадает под процедуру банкротства только потому, что в свое время не получили денег, заработанных при выполнении государственного оборонного заказа. Для российской экономики характерно широкое распространение и использование устаревших технологий, их доля превышает 80% используемого технологического потенциала. Устаревание является функцией технологической конкуренции и спроса, а не только физического состояния основных фондов. Поэтому при возобновлении спроса устаревание фондов может прекратиться.

Выживают лишь те предприятия, которые смогли наладить экспортные поставки продукции и завоевавшие место на внутреннем рынке гражданской продукции, успешно осуществив конверсионные программы. Однако в условиях недостаточного и нерегулярного бюджетного финансирования эти относительно благополучные предприятия в значительной степени утратили возможность по созданию и производству новой военной техники и современной продукции военного назначения.

Объемы производства военной и гражданской продукции, в целом по ОПК, примерно равны. Производственные мощности, ранее использовавшиеся для выпуска вооружения и военной техники, с той или иной степенью эффективности переоснащаются на производство продукции двойного или чисто гражданского назначения. Так, в авиационной промышленности осуществляется выпуск газотурбинных установок и газоперекачивающих агрегатов, нефтепромыслового оборудования, металлорежущих станков с автоматизированными системами управления. В электронной промышленности производятся интегральные микросхемы, электровакуумные и полупроводниковые приборы, контрольно-измерительная аппаратура. Судостроительная промышленность выпускает противопожарные суда, буксиры, рыболовные судна (преимущественно на экспорт). На предприятиях ракетно-космической промышленности развивается производство медицинской аппаратуры и аппаратуры для многофункционального мониторинга окружающей среды. Эти успехи достигнуты ценой значительного сокращения объема выпуска вооружения и военной техники, и полного прекращения производства некоторых видов военной продукции.

При написании данной работы мною были изучены теоретические аспекты данной темы, а так же проведён анализ государственного регулирования и управления ОПК России и выработал рекомендации по дальнейшему развитию оборонно-промышленного комплекса РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. «Оборонно-промышленный комплекс в системе национальной безопасности Российской Федерации: состояние и проблемы законодательного обеспечения» А.И.Витковский. Законодательное обеспечение стратегии экономического развития/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. -№ 02 (254)

www.budgetrf.ru

2. «О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-октябре 2009 года»

www.minprom.gov.ru

 

 

 

3. А.Николаев. Многие наши беды от несовершенства законодательства. Журнал “Российская Федерация сегодня”. 2002, №15. Стр. 33-35.  Е.Никитенко. О нормативно-правовом обеспечении развития системы вооружений. Вооружения. Политика. Конверсия. №3-5, 1998.Стр.21-22.

4. Бабашкина А.М. «Государственное регулирование национальной экономики»: учебное пособие. – М.: финансы и статистика, 2001г. – 480 стр.

5. В.Пименов. О стратегии реформирования ОПК на современном этапе экономического развития России. Актуальные проблемы свободы вероисповеданий. -М., 2002. Стр. 72.

6. З.Пак. Приоритеты законодательного обеспечения стабильного функционирования оборонной промышленности Российской Федерации. Аналитический вестник Государственной Думы. 1997, №11.

7. И.Авсеенко. О ходе реформирования промышленности обычных вооружений. Вооружение. Политика. Конверсия. №2, 2003. Стр.13. Сайт

8. Информация с сайта www.vpk.ru

9. Озеров. Неужели бюрократы сильнее нашей “оборонки”? Российская Федерация сегодня. №5, 2004. Стр. 12.

10. ОПК надо поставить “на эффективные рельсы”. РТР-Вести. 04.07.2003. www.radiomayak.ru

11. По мнению свердловских оборонщиков, программа реформирования ОПК не полностью проработана. Екатеринбург. 21.03.2003. www.apiural.ru

12.  Принятие закона о холдингах ускорит процесс создания в ОПК интегрированных структур. Г.Райков. Интерфакс-АВН. 04.08.2003. www.mfit.ru

13.  Программа вооружений на период до 2010 г. и планы реструктуризации ОПК. Иностранная печать. Серия: Экономический и научно-технический потенциал: Информационный бюллетень. ВИНИТИ. №8, 2002. Стр. 29-30.

14.  С.Гук. Локомотив без топлива. Время МН. 27.02.2002.

 

 

1.3  Инструменты государственного регулирования оборонно-промышленного комплекса

 

Ограничение экономических возможностей и фактическое место России в мировой хозяйственной системе сегодня и в перспективе двух-трех ближайших десятилетий предполагают оптимизацию структуры военной промышленности. Суть ее прямо вытекает из основных положений военной доктрины России на каждом отдельном этапе, ее приоритетов в области военного строительства.

В связи с нехваткой финансовых ресурсов масштабное переоснащение Вооруженных Сил новыми видами вооружений отложено на перспективу до 2020 г. Тогда же начнется и широкомасштабная структурная перегруппировка военной промышленности страны, чтобы соответствовать номенклатуре массовых поставок ВВТ в перевооружаемые армию и флот. Пока же с учетом имеющихся реалий военная доктрина исходит из сохранения и поддержания ведущей роли стратегических ядерных сил в военной системе государства.

Упор на развитие стратегических ядерных сил предполагает и изменение приоритетов в ОПК России. Речь должна идти о первостепенном внимании к развитию ракетно-космической и атомной промышленности, а также к военному самолето- и кораблестроению. Соответствующее развитие предполагается и в смежных отраслях, производящих комплектующие первой группы.

Предпринятые правительством России в 2005-2009 гг. меры позволили в основном приостановить негативные тенденции в ОПК. В частности, в ряде отраслей возрос объем производства, практически во всех отраслях существенно замедлилось его падение, улучшились некоторые показатели хозяйственной деятельности оборонных предприятий. Но впереди еще очень трудные задачи, главные из которых: не потерять научные школы, работающие на оборону; сохранить передовые технологии; выбрать и сконцентрировать усилия на наиболее перспективных военно-технических программах ХХI в. Восставшей из нынешнего хаоса России обязательно потребуется и современная по меркам будущего армия, и способная вооружать ее отечественная военная промышленность.

 


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!