Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Лекции по предмету «Региональная экономика и управление».

Тема I: Методологические основы региональной экономики.

1.   Предмет, объект и методы региональной экономики.

2.   Этапы развития отечественных региональных исследований.

3.   Регион: содержание, понятие.

4.   Территориальная организация общества.

5.   Закономерности, принципы и факторы размещения производственных сил.

 

1. Региональная экономика (рег. эк.) – изучает закономерности и проблемы функционирования и  развития экономики страны, как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, экономических районов, производственных узлов, городских агломераций и т.д.).

Айзард – основоположник науки «Региональная экономика» на западе в 50-е гг.

Павленко, Никитин, Некрасов – основоположники в России.

Предмет рег. эк. – исследование пространственных проблем экономического развития национальной экономики, определение путей и механизмов их решения.

Объектами исследования рег. эк. – явл. территориальные аспекты социально-экономической системы страны, функционирование территориальных подсистем рег. эк., их отдельных элементов и взаимодействия между ними, а также механизмы управления социально-экономическим развитием регионов.

Методы исследования рег. эк.:

1. Программно-целевой метод.

Метод постановки цели и задач социально-экономического  развития региона, как метод взаимосвязанных мероприятий по достижению этих целей и задач. Разработка и выполнение целевых комплексных программ.

2. Балансовый метод.

Является одним из традиционных и ведущих методов используемых в деятельности региональных органов власти.

Сущность: при обосновании разделов, показателей региональных экономических документов (схемы, прогнозы, шкалы, концепции, программы) используется такая совокупность приемов, которая позволяет увязать потребности с возможными ресурсами, обеспечить согласованность взаимозависимых показателей (принцип пропорциональности).

3. Нормативный метод.

Метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные социально-экономические и технологические явления и процессы.

Существует 3 подсистемы норм и нормативов:

1. Ресурсная подсистема (запасы сырья, расходы материалов, топлива, энергии на единицу продукции или услуг).

2. Подсистема эффективности общественного производства (производство продукции на 1 руб. затрат, фондоотдача, производительность труда и т.д.).

3. Подсистема социально-экономических и экологических норм (денежные доходы на душу населения, средняя з/п, потребление продуктов питания на душу населения и т.д.).

4. Метод социологических исследований.

Задачи, решаемые прикладной социологией зависят от регулярных конкретных социально-экономических процессов прогнозирования, планирования, управления в четко очерченных сферой жизни.

5. Метод экономико-математического моделирования.

Совокупность способа расчета социально-экономических показателей с применением прикладной математики и математической статистики (модель транспортировки груза – транспортная задача).

 

2. Первый этап – возникновение и развитие территориально-экономических исследований.

С 20-х по 70-е гг. это начало широкомасштабных территориально-экономических исследований и создание предпосылок для формирования рег. эк.

В этот период теоретическим «компасом» территориального планирования и изучения региональных проблем служила экономическая география. Ученные: Александров, Васютин, Ковалевский, Никитин и др.

Второй этап – исследование регионального развития и размещения производственных сил СССР.

Период с 60-х по 90-е гг. характерны коренной перестройкой. Зарождение и стартовое развитие при плановом хозяйстве рег. эк.

Научным центром территориальной организации производительных сил был «Совет по изучению производительных сил»  (СОПС) (разработка генеральных схем развития и размещения производительных сил страны, включая региональные и отраслевые схемы).

Третий этап – переход от плановой к рыночной экономики.

С начала 90-х гг. сопровождался адаптацией рег. эк. к рыночным отношениям (способствовало: распад СССР, смена форм государственного управления). Вместо планов стали разрабатывать вариантные прогнозы, в зависимости от макро и микро показателей. Приоритет – интересы региона.

 

3. Критерии понятия региона.

1. Географические (расположение, величина территорий).

2. Производственно-функциональные (специфика преобладания видов деятельности).

3.  Градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилье и обслуживание).

4. Социологические (нормы общения, поведения и т.д.).

Регион – это территория в административных границах субъекта федерации. Характеризуется: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличие политико-административных органов управления.

 

4. Основным элементом территориальной структуры на макроуровне выступает экономический район. Он выделяется специализацией территориального разделения труда и имеет присущую только ему структуру хозяйства.

Деление территорий на регионы районирование (необходимое в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития территориальных образований).

Обязательный признак экономического района – относительно законченная система воспроизводственного процесса.

11 крупных экономических регионов: Северный, Северо-западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-черноземный, Поволжский, Северо-Кавказкий, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Они не имеют органов управления.

7 федеральных округов: Центральный (Москва), Северо-западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск), Дальневосточный (Хабаровск).

Субъекты РФ (83): 21 республика, 46 областей, 9 краев, 4 автономных округа, 2 города федерального значения, 1 автономная область.

Административно территориальное устройство – система территориальной организации государства, на основе которой действуют органы государственной власти и местного самоуправления.

Административно территориальное образование (АТО) в составе регионов – субъектов РФ, представляет собой относительно самостоятельные производственной территории единицу с собственной системой управления, с собственными закономерностями общественного производства, т.к. выделяются с у четом рационального размещения производительных сил, тесноты внутренних связей, территориальных особенностей (исторические, национальные, этнические).

Выделение АТО в составе субъектов РФ определяется спецификой расселения населения и сложностью централизованного управления социально-экономическими процессами на обширной территории государства, и направленно на обеспечение оперативности и эффективности территориального управления.

 

5. Проблемный регион – это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы  или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства.

Проблемные регионы – это не только субъекты федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов.

Признаки проблемных регионов:

1. Особая кризисность проявлений той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению страны, политической стабильности, экологическому равновесию.

2. Наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого, особо важного для национальной экономики.

3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны.

4. Недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения.

Признаки классификации проблемных регионов:

1. Уровень социально-экономического развития.

2. Динамичность развития.

3. Природно-географические условия.

Типы проблемных регионов:

1. Отсталые регионы.

Отсталые регионы – это регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны.

Низкая интенсивность хозяйственной деятельности, длительный застой, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности. Слабый научно-технический потенциал.

Государство может оказывать поддержку:

– в форме развития производственной инфраструктуры.

– стимулирование притока частных инвестиций.

– датирование предприятий.

Пока главный путь – саморазвитие региона на основе использования собственного потенциала, конкурентного преимущества.

2. Депрессивные регионы.

Депрессивные регионы – это территории, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития. Эти территории не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого организованной поддержки государства.

В конкретных общекризисных условиях России, определение пришлось бы распространить на все производственно-хозяйственные структуры и на все регионы. Поэтому в настоящее время Российским депрессивным регионам, которые могут претендовать на государственную поддержку следует считать только те в приделах, которых темпы спада производства, снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии, предоставление социальных услуг и т.п.  Выше как общероссийских, так и макро региональных.

Депрессивность должна оцениваться одновременно по 2 шкалам аномальных улучшений:

1. По отношению к др. регионам (по сравнению с др. территориями).

2. По сравнению со своим собственным прежним состоянием.

3. Кризисные регионы.

Кризисные регионы – это территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно политических конфликтов, взывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительных размеров вынужденные миграции населения, регионы в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации.

В настоящее время выделяют 4 кризисных поля или пояса: Центральный, Южный, Уральский и Восточный.

Приграничные регионы – вид регионов нуждающихся в особом государственном регулировании.

Зона севера

70% территории России, 8% территории страны.

Общие черты.

Неблагоприятный климат, распространение вечной мерзлоты, неразвитая инфраструктура, удаленность от основных экономических культурных центров, высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокая стоимость жизни.

Комплексные мероприятия: организация комплексного завоза грузов; повышение надежности энергообеспечивания путем использования местных энергоресурсов; предотвращение стихийного оттока населения; создание условий для переселения в более благоприятные регионы избыточного населения; выполнение решения о компенсациях; нормализация межбюджетных отношений с целью обеспечения необходимых социальных расходов.

 

6. Закономерности размещения отражают наблюдаемые или желаемые тенденции и взаимосвязи в размещении производительных сил.

Важнейшие закономерности размещения производительных сил:

1. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства.

2. Комплексное развитие хозяйства экономических районов всех субъектов РФ.

3. Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территории.

4. Выравнивание уровней экономического и социального региона.

 Принципы размещения производительных сил:

1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции.

2. Равномерное размещение производства по территории страны.

3. Специализация хозяйства отдельных регионов с целью максимального использования эффекта территориального разделения труда.

4. Комплексное развитие хозяйства регионов.

5. Укрепление обороноспособности страны.

Принцип – это набор требований или желательных результатов, которые необходимо учитывать или стремиться достигать при спланированном размещении предприятия, развития регионов.

Факторы размещения производственных сил – это существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучение решений соответствующей проблемы.

Факторы: экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; созданный производственный аппарат; имеющаяся на территории инфраструктура; локализованные природные ресурсы;  транспортный; научно-технический потенциал; формы территориальной организации хозяйства; качество управления; качество управления; социальный климат и др.

Классификация отраслевых и промышленных предприятий:

Наиболее характерные факторы:

1. Отрасли тяготеющие к источникам сырья и следовательно значительно связанные с размещение сырьевых ресурсов (это предприятия перерабатывающие многотонажное сырье, перевозка которого дороже перевозки готовой продукции).

2. Отрасли тяготеющие к источникам топлива и энергии (предприятия характеризуются большой долей энергетических затрат в общих их эксплуатационных и капитальных затрат, высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции).

3. Отрасли тяготеющие районами концентрации трудовых ресурсов (предприятия с высокой трудоемкостью, с большей доли затрат в стоимости на з/п, социальную сферу, коммунальные услуги).

4. Отрасли тяготеющие к районам потребления продукции (производство в которых затраты на доставку продукции потребления значительно превышает доставку на сырье).

 

 

Тема II: Федеральные округа.

 

Федеральный округ (Центр)

 

Площадь

км2

 

Население

чел.

 

Плотность

ч/км2

 

Кол-во субъектов

 

Кол-во городов

 

Объем пром. про-ва

 

Доходы на душу населения

 

ВРП

млр. руб.

 

ВРП на душу населения

Центральный (Москва)

650 700

37 121 812

56,9

18

300

1300 млр. руб.

5284

10305

164,41 тыс. руб./чел.

Северо-западный (Санкт-Петербург)

1 677 900

13 501 038

8,52

11

152

671 млр. руб.

____

____

  ____

Южный (Ростов-на-Дону)

589 200

22 835 216

36,8

13

132

____

3267,5

____

____

Приволжский (Нижний Новгород)

1 038 000

30 241 581

30,53

14

191

1,3 трил. руб.

2,940

____

____

Уральский (Екатеринбург)

1 788  900

12 240 382

7

6

112

____

____

____

____

Сибирский (Новосибирск)

5 114 800

19 553 461

4,1

12

132

12,4% от РФ

____

____

____

Дальневосточный (Хабаровск)

6 215 900

6 486 419

1,2

9

68

____

____

____

____

 

Процентное соотношение округа в России.

Федеральный округ

Территория

Население

ВРП

Промышленная продукция

С/х продукция

Центральный

3,8

25,6

28

20,2

24,3

Северо-западный

9,8

9,9

9,3

11,8

6,9

Приволжский

6,1

21,9

20,2

24,2

24,4

Южный

3,4

14,9

7,7

5,9

16,2

Уральский

10,4

8,6

14,8

18,9

17,1

Сибирский

30

14,2

14

13,4

16,6

Дальневосточный

36,4

4,9

6

5,6

4,7

 

 

Центральный федеральный округ.

Состав:

Области: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская.

Город федерального значения: Москва.

Условия для развития хозяйства

Серьезным недостатком является отсутствие выхода к морю, а положительной стороной – соседство с самым крупным по промышленному потенциалу Приволжским ФО. Богатейшим ресурсным районом – Европейским севером, а также важными внешнеэкономическими районами – Украина, Белоруссия.

Полезными ископаемыми округ беден, исключение составляют железные руды по запасам которых он занимает лидирующее место в стране, и массивы черноземных почв.

Важнейшие предпосылки экономического развития

1. Уже  созданный крупный экономический потенциал с полифункциональной отраслевой структурой.

2. Самая могущая в стране научная база.

3. Развитая сеть учреждений среднего специального и высшего образования.

4. Наличие на территории округа столицы РФ.

Население

Наиболее освоенный и заселенный округ России. Самый высоко урбанизированный округ, хотя по доле городского населения (80%) уступает Северо-западу (81%). По степени концентрации горожан в крупных и крупнейших городах и в городских агломерациях, ему нет равных в стране. Две городские агломерации – Тульская-Новомосковская, Брянско-Людиновская. Центр ФО самый однородный по этническому составу в стране (русские – 97%).

Отрасли хозяйственной специализации

Черная металлургия; машиностроение (Брянск, Владимир); легкая(Иваново, Кострома, Владимир, Тверь, Калуга), сахарная промышленности; молочное животноводство; картофелеводство; овощеводство; выращивание технических культур (сахарная свекла, подсолнечник, лен); научное обслуживание, наука; высшее образование; банковско-финансовая деятельность.

Внутрирегиональные различия

На территории округа выделяют 2 района: Центральный и Центрально-черноземный.

Центральный – высоко индустриальный район с развитым машиностроением и легкой промышленностью. С крупнейшими в России высшего образования, науки и научного обслуживания, развитой банковской сферой.

Центрально-черноземный – специализируется на черной металлургии в отраслях. Основы специализации составляет добыча  и обогащение железной руды, производство железорудного концентрата, выплавка чугуна, стали.

 

Северо-западный федеральный округ.

Состав:

Республики: Карелия, Коми.

Области: Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская.

Автономный округ: Ненецкий.

Город федерального значения: Санкт-Петербург.

Условия для развития хозяйства

Выгодное экономико-географическое приморское положение («окно в Европу»). Незамерзающие порты – Калининграда, Мурманска. Соседство с самыми экономически развитыми районами – Центральный, Приволжский.

Наиболее богатый природными ресурсами округ европейской части страны: руды черных и цветных металлов; химическое сырье, лесные и водные ресурсы.

 

Население

Округ слабо заселен. Почти все население концентрируется на юго-западе округа. Городское население составляет – 82%.

Отрасли хозяйственной специализации

Морское судостроение; черная и цветная металлургия; химическая и нефтехимическая промышленность; отрасли лесного комплекса; рыболовство и рыбная промышленность; морской транспорт; научное обслуживание, наука.

Внутри региональные различия

Округ делится на 2 района:

Северо-запад в составе Санкт-Петербурга, Архангельской, Новгородской, Псковской и Калининградской областей.

Европейский север – вся остальная территория.

Северо-запад – район обрабатывающей промышленности с крупным научным потенциалом и большой ролью морского транспорта. Во всех сферах его функционирования велика роль Санкт-Петербурга.

Европейский север – типичный ресурсный район с добычей и первичной обработкой топлива, руд, черной и цветной металлургии, других видов сырья, отраслями лесного комплекса, химической промышленности, развит морской транспорт.

 

Приволжский федеральный округ.

Состав:

Республики: Башкортостан, Мари-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия.

Области: Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская.

Край: Пермский.

Условия для развития хозяйства

Благоприятным в экономико-географическом положении является:

1. Его центральное положение по отношению к размещению населения и экономическому потенциалу страны, он единственный не приграничный округ.

2. Соседство с наиболее развитым Центральным ФО, соседство с европейским севером и Уральским ФО – крупными ресурсными регионами.

3. Удобное расположение на пересечении крупнейшей по грузообороту речной артерии страны – Волги. С широтными наиболее грузообороту речной артерии страны (Волга), с широтными грузонапряженными  железнодорожными и трубопроводными магистралями России.

Недостаток – отсутствие выхода к морю.

Полезные ископаемые: месторождение нефти и цветных металлов, в лесостепной полосе – крупные массивы с плодородными черноземными почвами, на севере значительные запасы древесины.

Население

Приволжский ФО хорошо освоенный и давно заселенный регион. ? населения округа проживает в городских поселениях, высока степень концентрации горожан в крупных и крупнейших городах. Здесь сосредоточены 5 из 13 городов отечественных миллионеров: Нижний Новгород, Казань, Самара, Уфа, Пермь. Формируется 2 крупные агломерации с населением более 2 млн. человек каждая (центр Нижний Новгород, Самара).

Приволжский ФО многонационален: татары, башкиры, удмурты, мордва, марийцы, чуваши.

Отрасли хозяйственной специализации

Машиностроение, нефтедобывающая промышленность, цветная металлургия, пищевая промышленность, зерновое хозяйство, возделывание подсолнечника, мясомолочное животноводство.

 

 

 

 

Южный федеральный округ.

Состав:

Республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чеченская.

Края: Краснодарский, Ставропольский.

Области: Астраханская, Волгоградская, Ростовская.

Условия для развития хозяйства

Округ обладает выгодным экономико-географическим положением. Имеет выход к 3 морям. Соседство с наиболее экономически развитыми округами Приволжским и Центральным.

Кроме минерально-строительных материалов и источников минеральных вод, округ беден полезными ископаемыми:

– наиболее эффективное для добычи часть угля Домбаса выработано;

– истощены в результате многолетней эксплуатации месторождение нефти и газа, кроме ресурсов шельфа Каспия и Астраханского месторождения природного газа.

Велики гидроэнергетические  ресурсы горных рек Кавказа.

Южный ФО обладает самым теплым климатом в стране с длинным вегетационным периодом, что создает наилучшие в России условия для растениеводства (виноград, косточковые, на Черноморском побережье – желтый табак). Огромный рекреационный потенциал.

Население

Самая низкая в стране доля городского населения (56%). 2 города миллионера: Ростов-на-Дону, Волгоград. Крупных городских агломераций нет. В этническом отношении при заметном преобладании русских и украинцев велика доля этносов Северного Кавказа. Напряженная этническая обстановка.

Отрасли хозяйственной специализации

Зерновое хозяйство, возделывание технических культур, овощеводство и бахчеводство, плодоводство и виноградарство, пищевая промышленность, санаторно-курортное хозяйство, морской транспорт. Основа Южного ФО хозяйственная специализация – АПК.

Внутри региональные различия

Основная часть населения и производственного потенциала Южного ФО размещены на западе, а  также в предгорьях Кавказа вдоль Волги и Дона.

Наиболее развиты в экономическом отношении Ростовская, Волгоградская  области и Краснодарский край.

Наименее развитые республики Северного Кавказа и Калмыкия.

 

Уральский федеральный округ.

Состав:

Области: Свердловская, Тюменская, Курганская, Челябинская.

Автономные округа: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий.

Условия для развития хозяйства

Экономико-географическое положение благоприятное, является соседом с самым  крупным в стране Приволжским ФО. Отрицательным является – отсутствие эффективного выхода к морю (Карское море – замерзает). Главное богатство Уральского ФО – крупнейшие ресурсы, запасы нефти и природного газа – Тюменская область. Велики запасы железной руды и  цветных металлов в горнозаводском Урале.

Суровые климатические условия на севере и востоке округа удорожают хозяйственное освоение его ресурсов.

Население

Имеется 2 города миллионера – Екатеринбург и Челябинск. Формируется крупная Екатеринбургская агломерация. Этнический состав довольно однороден, преобладает русские, меньше украинцев и весьма мала доля северных народностей (ханты, ненцы и т.д.).

Отрасли хозяйственной специализации

Металлоемкое машиностроение – Екатеринбург ; нефтегазовая  добывающая промышленность – 2/3  нефтедобычи (Тюменская область); черная металлургия; отрасли лесного комплекса; отрасли ВПК.

Внутри региональные различия

Территория делится на 2 района: Горнозаводской (локализуются заводы), Свердловский и т.д. Имеет хорошее заселение – сплошное. Здесь полифункциональная структура хозяйства с заметным преобладанием черной металлургии.

Тюменская область – имеет очаговый характер освоения территории при чрезвычайно низкой плотности населения (2 человека / км2).

Древесина заготовляемая в Среднеобье используется для использования строительных материалов и местной строй индустрии.

Пищевая промышленность развита слабо.

Сибирский федеральный округ.

Состав:

Республики: Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия.

Области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская.

Края: Алтайский, Забайкальский, Красноярский.

Условия для развития хозяйства

Экономико-географическое положение исключительно не благоприятное. Удалено от основных экономических центров страны. Выход к морям Северно-ледовитого океана – замерзают.

Крупнейшие в России запасы угля, руд, цветных металлов, древесных хвойных пород, гидроэнергетических ресурсов – основное богатство округа. Чрезвычайно суровый климат и низкая транспортная освоенность территорий, осложняет и удорожает освоение ресурсов округа.

Население

Слабозаселенный регион России. Этнический состав многообразен. Города миллионеры – Новосибирск, Омск. Доля городского населения – 81%. В Кузбассе формируется полицентрическая городская агломерация.

Отрасли хозяйственной специализации

Угледобывающая промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия, отрасли лесного комплекса, энергоемкие комплексы, химическая промышленность, зерновое хозяйство, овощеводство.

Внутри региональные различия

Почти все население и экономический потенциал округа концентрируется на юге вдоль Транссибирской магистрали, в Кузбассе и Минусинской котловине. Характер освоения и заселения территории – очаговый. В пределах округа формируются крупные ТПК – Кузбасский, Центрально Красноярский, Саянский,  Иркутско черемхонский,  Братско-Усть-Ильинский , Норильский. ТПК в Кузбассе крупнейший, наиболее развитый (уголь). В Красноярске налажено производство различного оборудования для горнодобывающей промышленности, для цветной металлургии, энергетики, для отраслей лесного хозяйства.

Центрально Красноярский ТПК – наиболее освоенный и заселенный район Восточной Сибири.

Дальневосточный федеральный округ.

Состав:

Республика: Саха.

Области: Амурская, Магаданская, Сахалинская.

Автономная область: Еврейская.

Автономный округ: Чукотский.

Края: Камчатский, Приморский, Хабаровский.

Условия для развития хозяйства

Экономико-географическое положение не очень благоприятное – удаленность от центра.

Приморское положение на берегах морей Тихого океана развитый комплекс отраслей промышленности, морского транспорта, рекреации.

Дальневосточный ФО  располагает полезными ископаемыми, которых нет или мало в других регионах (каменный уголь; руды черных, цветных, редких и драгоценных металлов; химическое сырье; алмазы). Здесь сосредоточенны крупные лесные, гидроэнергетические ресурсы и запасы пресной воды.

Ограничивающий фактор –климат и отсутствие транспортных коммуникаций.

Население

Доля городского населения 77%. Почти все население проживает в южной части округа: вдоль Транссибирской магистрали, в долинах рек и на побережье Японского моря.

Отрасли хозяйственной специализации

Отрасль лесного комплекса, рыболовство, рыбная промышленность, морской транспорт, горнодобывающая промышленность.

Внутри региональные различия

Относительно лучше освоены и заселены южные регионы округа.

Здесь на территории менее 1/10 округа сосредоточенно более 4/5 его экономического потенциала. Вся остальная территория освоена слабо в основном это ресурсные районы: добыча полезных ископаемых, даров моря и их первичная переработка.

 

Тема III: Территориальная организация региональной экономики.

1.   Регион как объект хозяйствования и управления.

2.   Специализация и комплексное развитие региона.

3.   Методы определения отраслей специализации региона.

4.   Система региональных рынков.

5.   Конкурентная среда и инфраструктура региональных рынков.

6.   Анализ социально-экономичесого развития регионов.

7.   Межрегиональное экономическое взаимодействие.

 

1. Регион – целостная система со своими структурами, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.

Характеристика: высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями, многоконтурность управления, иерархичность структуры, значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов, неполная определенность состояния элементов, неполная определенность состояния элементов.

Определяющую роль в функционировании регионов играют – трудовые коллективы.

Структуру региона можно рассматривать с различных точек зрения: экономической; социальной; духовной; природно-ресурсной; институциональной и пр.

Как социально-экономическая система, регион может быть представлен совокупностью 5 основных подсистем:

1. Система, образующая базу.

2. Система обслуживающий комплекс.

3. Экология.

4. Население.

5. Инфраструктура рынка.

Человек – органическая часть каждой из подсистем.

Региональный хозяйственный комплекс (РКХ).

Каждому региону присуще внутреннее хозяйственное единство, которое  формирует его материально-производственную основу – РКХ, является подсистемой, частью национального комплекса страны.  РКХ представляет собой целенаправленно складывающийся, динамичное и устойчивое региональное или локальное сочетание предприятий и отраслей, объединяемых тесными  внутренними связями.

Успешное функционирование РКХ зависит от максимального учета регионального фактора.

Факторы формирования, функционирования региональной экономики – это совокупность конкретных условий и обстоятельств, определенное развитие и размещение производительных сил на территории региона.

Группы факторов: природные, экономические, демографические.

РКХ представлен взаимосвязанными отраслями.

1. По производству товаров (промышленность, с/х, лесное хозяйство, строительство).

2. По оказанию рыночных услуг (транспорт, связь, торговля).

3. По оказанию не рыночных услуг (ЖКХ, соц. обеспечение, образование, здравоохранение).

Отраслевая структура региона (ОСР) – это совокупность отраслей РКХ, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями.

ОСР экономика и динамика ее изменения позволяет оценить тесноту межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутренних потребностей, место региона в территориальном разделении труда.

Территориальное разделение труда – это специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг с последующим их обменом. В соответствии с этим выделяют функциональные группы отраслей: специализирующие, обслуживающие.

Отрасли специализации играют ведущую роль в экономике региона. Специализирование регионального комплекса обусловлена территориальная особенность, возможности производить эффективно массовую продукцию, т.е. такую продукцию, которая будучи дешевой, имела бы значительную долю в государственном балансе.

Отрасли специализации характеризуются следующими признаками:

1. Выделение в национальном и региональном производстве.

2. Формированием регионального комплекса, наиболее эффективных и важных его звеньев.

3. Наличие высокой степени концентрации производства в регионе.

4. Производством больших масштабах, важнейших видов и дешевой дефицитной продукции, влияние на уровень всех других отраслей.

5. Участие межрегионального обмена.

Различают сложившуюся и эффективную специализацию.

Сложившиеся специализированных регионов – концентрация на территории региона конкретных видов производства, удовлетворяющих не только собственные потребности продукции, но и потребности других регионов.

Эффект специализации – преимущественное развитие в регионе определенных крупномасштабных отраслей производства, наиболее эффективна использующих местный ресурсный потенциал для удовлетворения потребностей национальной экономики.

В целях более четкого отражения роли регионального комплекса, его элементов и взаимосвязей в системе общественного производства и территориального разделения труда (ТРТ) необходимо различать в нем не только традиционные отрасли специализации и обслуживания, но и по особенностям объединения – взаимосмежный и параллельный.

Взаимосмежные отрасли сопутствуют друг другу при размещении, их объединяют тесные производственные связи.

Параллельные отрасли развиваются относительно изолированно на базе общих природных и экономических ресурсов.

2. Каждый регион должен не только специализироваться на определенной продукции, но и осуществлять комплексный подход к развитию всех отраслей экономики, для обеспечения нормальных условий производства и жизнедеятельности населения региона.

Комплексное развитие региона предполагает обеспечение наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций, установление и поддержание оптимального соотношения, между:

– отраслями специализаций, и вспомогательными, а также обслуживающими отраслями;

– добывающая, обрабатывающая промышленность;

– промышленностью и с/х;

– производственной и социальной инфраструктурой;

– сфера производства, сфера услуг;

К показателям комплексности регионального хозяйства относится:

1. Объем продукции внутри регионального производства, потребляемое в регионе.

2. Удельный вес продукции межотраслевого применения.

3. Степень использования региональных ресурсов.

4. Отраслевая структура хозяйства региона.

На базе РКХ возможно создание простых и достаточно сложных отраслевых комплексов.

Простой комплекс – это сочетание обособленных отраслей специализации, почти не связанных между собой, и обслуживающих отраслей.

Сложный комплекс – непосредственные производственные связи, эти связи могут идти как по вертикали (от сырья к готовой продукции) так и по горизонтали – между вертикальными ветвями (добыча угля и др.).

Каркас территориальных комплексов, прежде всего, локальны (ТПК) образуют производственно технические комплексы. При проектировании основные производства создаются не только с учетом местных ресурсов сырье и энерго источников, но прежде всего на базе достижений научно  технического прогресса, перспективных технологий, и рациональных производственно технических связей.

 

3. Для определения отраслей специализации региона должна быть использована система  теоретически обоснованных показателей, тесно взаимосвязанных с другими показателями ТРТ.

Для количественного определения специализации региона существуют следующие формулы и показатели:

1. Коэфицент локализации отрасли региона (Кл).

Коэфицент рассчитывается на основе сопоставления отраслевой структуры хозяйства региона с аналогичной структурой хозяйства страны в целом.

Кл представляет собой отношение удельного веса данной отрасли в хозяйстве региона к удельному весу этой отрасли в хозяйстве страны.

Расчеты производятся по валовой товарной продукции (ВТП), основным производственным фондом, численности промышленно производственного персонала:

Кл=Ор/Хр*100/Ос/Хс*100

Ор – отрасли региона.

Хр – хозяйство региона.

Ос – отрасли страны.

Хс – хозяйство страны.

Кл показывает – степень сконцентрированости данной отрасли в данном регионе.

Кл > 1 то эта отрасль специализации.

2. Индекс специализации (Ис).

Ис –представляет собой отношение удельного веса отрасли региона в объеме выпуска продукции отрасли страны.

К удельному весу хозяйства региона к хозяйству страны.

Ис=Ор/Ос*100/Хр/Хс*100.

Ис > 1то, эту отрасль можно считать специализацией в регионе.

3. Коэфицент уровня развития отрасли в регионе (Ку).

Ку представляет собой отношение объема производственной продукции в регионе к объем ее потребления в данном регионе.

Ку=Ор/Пр

Пр – объем потребления произведенной продукции отрасли в данном регионе.

Ку > 1 продуктов производится больше чем потребляется, то это отрасль специализации.

4. Коэфицент межрайонной товарности (Кмт).

Рассчитывается как отношение объема ввозимой продукции отрасли региона к объему ее производства в регионе.

Кмт=Вр/Ор.

Вр – объем вывозимой отрасли  региона.

Если Кмт > 0,5,то это из региона вывозится больше половины продукции, отрасль считается специализацией.

5. Коэфицент душевого производства (Кд).

Этот коэфицент рассчитывается как отношение удельного веса массовой доли региона соответствующий отрасли хозяйства страны. К дельному весу населения региона к дельному весу населения страны.

Кд=Ор/Ос*100/Нр/Нс*100.

Если Кд > 1, то производство на душу населения продукции в регионе больше чем в стране, отраслью считается отраслью специализации.

Если расчетные отраслевые коэфицента локализации, уровня развития и душевого производства > 1 и продукция данных отраслей значительна в объеме вывозится в другие регионы, то данные отрасли выступают как отрасли рыночной специализации региона.

6. Эффективность производства (Э).

Э=V/З.

V – объем производства.

З – затраты.

Под затратами понимается все объективно необходимые вложения общественного и живого труда.

 

4. Система региональных рынков – это совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, расположенных на определенных территориях.

Классификация системы региональных рыков.

1. Воспроизводственный признак, в соответствии с которым выделяют:

рынки, обеспечивающие потребности населения региона;

рынки, обеспечивающие движение материально вещественных потоков;

– рынки, обеспечивающие формирование и использование факторов производства (трудовых, финансово-кредитных и т.п.).

2. Классификация объема купли – продажи:

– региональный потребительский рынок;

– региональный финансовый рынок;

– региональный рынок средств производства;

– региональный рынок труда;

– региональный рынок недвижимости;

– региональный рынок информации.

3. Субъективный или субъектный метод:

– региональный рынок потребителей;

– региональный рынок производителей;

– региональный рынок промежуточных продавцов.

4. Экономико-правовой признак:

 – легальные рынки;

– нелегальные рынки;

– полулегальные рынки (не зарегистрированная фирма, официально не учтенные товары).

5. Материально вещественный признак:

– региональные товарные рынки;

– региональный рынок услуг.

Региональный рынок средств производства.

Региональный рынок средств производства – это система социально-экономичесих отношений в сфере обмена, обеспечивающая процесс производства орудиями и предметами труда, и размещение на определенных территориях.

Субъекты: производители орудий предмета труда и потребители. Субъекты рынка могут быть расположены на территории других регионов.

Факторы: фаза экономического цикла, пропорции экономического развития региона, уровень развития рыночной инфраструктуры, изменения законодательства в данной структуре, темпы научно технического прогресса и т.д.

Товарные группы:

1. Рынки топливно-энергетических ресурсов;

2. Рынки черных и цветных металлов;

3. Рынки леса и лесной продукции;

4. Рынки стройматериалов;

5. Рынок машиностроительной продукции (рынок станкостроительной, с/х машиностроения).

Рынок средств производства (РСП) – регулируется государством с помощью административных и экономических  методов.

Административные: это квотирование по отдельным видам продукции; прямое участие деятельности предприятия; участие в формировании спроса.

Экономические методы: налоговое регулирование; регулирование предложения и спроса.

Региональный финансовый рынок.

Представляет собой территориальную систему социально-экономичесих отношений по вопросам купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов.

 Субъекты: финансово-кредитные институты, посредники, хозяйствующие субъекты и физические лица, использующие финансовые ресурсы.

Классификация:

1. По признаку обслуживания движения основного и оборотного капитала:

А)  региональный рынок (РР) краткосрочных кредитов;

Б)  РР среднесрочных кредитов;

В)  РР долгосрочных кредитов.

2. По признаку оформления отношения субъектов регионального финансового рынка:

А)  рынок банковских кредитов;

Б)  рынок ценных бумаг:

– государственных;

– муниципальных;

– корпоративных.

3. По признаку возвратно и финансово кредитных ресурсов:

А)  рынки возвратных ресурсов (кредиты, векселя, закладные, облигации);

Б)  рынки невозвратных ресурсов (акции, паевые вклады).

Развитие регионального финансового рынка (РФР) определяется экономической структурой и специализацией региона:

– соотношением отраслей, соотношением государственных и негосударственных секторов, удельным весом оборонного комплекса и т.д.

Региональный рынок недвижимости.

Представляет собой систему социально-экономичесих отношений субъектов, обеспечивающих перераспределение объектов недвижимости территорий между собственниками.

Особенностями недвижимости как товара является:

1. Длительное функционирование использования как предмета личного потребления;

2. Физическая неподвижность и связь с землей;

3. Сохранение в течение всего жизненного цикла в своей натуральной вещественной формой;

4. Относительно высокая стоимость;

5. Ограниченность земельных ресурсов;

6. Значительная дифференциация потребителей;

7. Неоднородность: недвижимые различные по размеру, местоположению и т.д.

Сегменты регионального рынка недвижимости:

1. рынок земли и земельных участков;

2. рынок жилья;

3. рынок нежилых помещений.

Факторы:

1. Государственная и региональная политика по правлению недвижимым имуществом;

2. Политика приватизации государственного имущества;

3. Уровень развития инфраструктуры, обслуживающий рынок недвижимости;

4. Территориальные особенности: климатические, политическая стабильность или  нестабильность.

Рынок жилья – выполняет важную социальную функцию.

Выделяют первичный и вторичный рынок жилья.

Первичный рынок – это рынок нового жилья вводимого в эксплуатацию.

Вторичный рынок – это рынок жилья, освобождающийся по разным причинам: приоритет жилья на первичном рынке; переезд; смерть и т.д.  

Основная часть жилья приобретается на вторичном рынке.

Региональный информационный рынок.

Информационный ресурс представляет собой совокупность информации, организационных, нормативных, правовых, технических и программных средств, обеспечивающих возможность сбора передачи, накопления и хранения информации.

Элементы: информационные продукты, производители информационных продуктов и услуг, информационные посредники, потребители информационных продуктов и услуг.

Субъекты: участники всех без исключения региональных рынков

Развитие информационного рынка идет по следующему направлению:

1. рынок информации;

2. рынок сделок на основе компьютерных технологий – электронные сделки;

3. рынок программного обеспечения;

4. рынок электронных коммуникаций.

Региональный потребительский  рынок.

Региональный потребительский  рынок – территориальная система социально-экономичесих отношений в сфере обмена, обеспечивающих удовлетворение в потребности населения.

Сегменты:

1. рынок продовольственных товаров;

2. рынок непродовольственных товаров;

3. рынок потребительских услуг.

Факторы: социально демографический, формирование новых форм информационных технологий.

Сегментирование рынка – это выделение относительно однородных групп потребителей с точки зрения их положительного отношения к производителям товаров.

Критерии сегментаций:

1. географические (величина региона, административное деление);

2. демографические (пол, возраст);

3. социально-экономичесие (доходы, уровень образования).

Субъективные и поведенческие критерии:

1. стиль жизни

2. мотивы

3. личные качества.

 

5. Конкурентная среда региональных рынков – это совокупность рыночных субъектов и факторов определяющих характерх взаимоотношений между производителями и потребителями в регионе.

Для современных региональных рынков России характерны следующие типы структур:

1. региональная монополистическая;

2. региональная - олигополистическая;

3. деконцентрированная структура регионального рынка.

В зависимости от соотношения на региональном рынке иностранных и отечественных предприятий конкурентная структура рынка может быть охарактеризована как:

1. монополия иностранных фирм;

2. доминирование иностранных фирм;

3. олигополия иностранных фирм;

4. конкурирующие иностранные фирмы при наличии отечественных производителей;

5. конкурентные фирмы при отсутствии отечественных производителей.

Оценка конкурентной среды региональных рынков.

Для оценки региональной среды конкурентных рынков используются критерии:

1. число продавцов;

2. чувствительность к изменению цен и дифференциации продуктовых товаров;

3. поведение субъектов на рынке;

4. условия продвижения товаров на рынке;

5. возможность введения новых товаров на рынке.

Основные показатели:

1. Индекс концентрации рынка (CR ) – определяется как доля от общего объема продаж товара, приходящихся на несколько крупных фирм ранжированных в соответствии с их долей рынка. Он может рассчитываться для любого числа фирм.

Для потребителей товаров рекомендуемым считается показатель не более 45%. Для рынков средств производств он может составлять до 70%.

2. Индекс Ларнера (L) – ориентирован на измерение и описание результатов функционирования  рынков и поведения фирм.

L=P-C/C

Р – цена; С – предельные издержки.

Этот индекс отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с не эффективным размещением ресурсов в условиях монополии.

3. Индекс Герфиндела-Гиршмана.

N – число фирм ; Di – доля рынка этой фирмы.

Максимальное значение индекса принимается при монополии к равному 1.

Институциональная структура регионального рынка.

Совокупность субъектов функционирующих на отдельно взятом региональном рынке. Институциональная структура представляется различными формами хозяйственных субъектов государственными, муниципальными, частными, иностранными, совместными предприятиями и др.

Барьеры входа на региональный рынок и выхода из него 

Под  барьерами  входа на региональный рынок понимаются факторы и обстоятельства, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный рынок, и функционировать на равных условиях с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.

Барьеры выхода – факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данных хозяйственных субъектов деятельности на рынке без значительных экономических потерь.

Барьеры  выхода связаны со сложными данными деятельности: ликвидность видов производства; возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья, замкнутость и связанность.

Барьеры делятся на группы: экзогенного и эндогенного характера.

Барьеры экзогенного характера – обусловлены особенностями рынка.

 Включают:

1. Ограниченная емкость  регионального рынка;

2. Высокие капитальные затраты;

3. Неравенство страховых условий на рынке;

4. Разные стартовые условия;

5. Ограниченный доступ новых производителей к относительно более дешевым и удобным сырьевым источникам;

6. Технологическое производство действующих хозяйствующих субъектов перед потенциальными конкурентами;

7. Эффективность масштаба производства;

8. Вертикальные и горизонтальные связи действующих на рынке субъектов;

9. Административные ограничения;

10. Экономические и организационные ограничения.

Барьеры эндогенного характера  обусловлены деятельностью действующих на рынке фирм.

Включают:

1. Экономические меры (изменение цен);

2. Наличие резервных производительных мощностей уже действующих на рынке компаний;

3. Затраты на продвижение продукции на рынок;

4. Лицензии, патенты, авторские права;

5. Контроль над стратегическими ресурсами.

Рыночная инфраструктура – это совокупность объектов, обеспечивающих материальные, финансовые и информационные связи между субъектами рынка.

Рыночная инфраструктура региона – это сложная организационно экономическая  система основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально технологического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания, функционирующие в социально-экономической среде региона.

Классификация:

1. По функциональному признаку выделяются:

– торгово-посредственная инфраструктура;

– финансово-кредитная инфраструктура;

– экономически-информационная;

– экономически-правовая;

– внешнеэкономическая;

2. По признаку обслуживания рынков

– общерыночная, универсального характера

–обслуживающая несколько рынков;

– обслуживающая отдельные рынки.

3. По пространственном признаку:

– международная;

– национальная;

– межрегиональная;

– региональная;

– городская и районная.

4. По формам собственности:

– частная, корпоративная, государственная;

– находящиеся в собственности общественные организации;

– принадлежащий иностранным собственникам.

Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры – система материально технических объектов, определяющих функционирование региональных рынков.

Экономический потенциал рыночной инфраструктуры включает: складские помещения, хранилища, торговые площади, оборудование, специальный транспорт, почтовые терминалы, средства обработки коммерческой операции.

 

6. Цель анализа социально-экономического развития региона:  выявление диспропорции и не использованных возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегий социально-экономического развития региона.

Структуру анализа социально-экономического региона необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения) уровня потребления в фактических ценах, уровня производительности труда (ВРП на 1 занятого).

Оценка общей открытости экономики.

Характеризуется соотношением объема товарного объема произведенному ВРП, а для анализа открытости экономики по отдельным отраслям и товарным группам, применяются специальные коэффициенты связывающие вывоз, ввоз производство и внутри региональное потребление.

Коэффициент вывоза [0;1]: YV=V/q

Коэффициент ввоза [0;1]: YW=W/q-V+w  

Коэффициент товарного объема [0;1]>1: YV+W=V+W/q.

[0;1] – значение коэффициента вывоза-ввоза.

V – вывоз продукций;

W – ввоз;

q – объем производства.

Анализ развития  отраслей промышленности  необходимо рассмотреть следующие показатели:

1. Динамика производства в стоимостной оценки;

2. Финансовое состояние предприятий отрасли;

3. Использование трудового потенциала;

4. Капитальные вложения с разделом затрат на техническое перевооружение, реконструкцию расширенно действующих  предприятий и др.;

5. Обеспечение производства материально сырьевыми ресурсами;

6. Показатели характеризующие действия, развития отрасли на окружающую среду.

Структура анализа социально-экономического развития региона:

1. Анализ общего уровня развития региона;

2. Анализ – оценка природно-ресурсного потенциала;

3. Анализ состояние окружающей среды, причина его загрязнения;

4. Анализ и оценка уровня социально-экономического развития;

5. Проблема использования трудовых ресурсов;

6. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона;

7. Оценка экономического потенциала межрегиональных и внешних связей;

8. Оценка финансового положения;

9. Анализ направление развития малого бизнеса в регионе.

 

7. Межрегиональные экономические связи – это система экономических отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования общественного производства, обусловленную разделением общественного труда и специализацией производства размещением производительных сил и природно-географическими условия.

Межрегиональные связи представлены на уровнях:

1. Отдельных предприятий, организаций, фирм, отдельных граждан, осуществляющих внешнерегиональные социально-экономические операции;

2. Производственных комплексов, отраслей муниципальных территориальных образований;

3. Регионов.

 

Тема IV: Управление экономикой региона.

1. Основы регионального управления;

2.Кадровое обеспечение органов регионального управления;

3. Информационное обеспечение управления регионом;

4. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления;

5. Управление региональными рынками;

6. Региональные финансы и бюджетно-налоговая система;

7. Антикризисное управление.

 

1. Региональное управление – государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, в административных территориальных границах, подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий основных федеративных отношений.

Региональное управление отождествляется с управлением в границах территориальных субъектов РФ.

Главной целью является повышение степени  удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающих на территории конкретного региона, на основе комплексного развития.

Региональные интересы:

1. Соответствие уровня и образа жизни населения государственных и иных стандартов;

2. Наличие бюджетно-функциональных и прочих материальных источников;

3. Потенциал для использования имеющихся ресурсов, место приложение труда, интеллекта.

4. Наличие инфраструктуры для развития внутри и межрегиональных связей.

5. Природно-ресурсный и экологический потенциал региона;

6. Стабильность общественно-политических и национально-этнических ситуаций.

Принципы регионального управления:

1.П. децентрализации – заключается в перемещении принятия решения от центральных органов управления к агентам рынка;

2. П. партнерства – предполагается отделение от жесткой иерархичности соподчиненности по вертикали;

3. П. субсидиарности – заключается в выделение финансовых ресурсов под заранее установленные цели;

4. П. мобильности и адаптивности – способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды;

5. П. выделенной компетенции – дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них.

Методы регионального управления:

1. Организационные – система воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей;

2. Экономические – совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условий для выполнения поставленных задач (финансово-ценновые рычаги, составление прогнозов, создание экономических стимулов, утверждение прогрессивных форм организации труда);

3. Социально-психологические методы – способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических факторов (черты характера госслужащего);

Учет региональных интересов деятельности органов управления разных уровней, укрепление самостоятельности региона, являются базовыми принципами построения системы государственного управления в целом.

Система органов управления субъектами РФ:

Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, являются органами общей компетенции, учитывают федеральные и региональные интересы, в осуществление отраслевого и межотраслевого управления.

Президент РФ, соблюдая Конституцию РФ и ФЗ, вправе решать различные вопросы по организации и руководству всеми отраслями сферами управления.

Важная роль по руководству отраслями и сферами управления Правительству РФ. Председателю  Правительства РФ по определенным вопросам подчинены главы администраций субъектов РФ. На него возложен контроль над осуществлением полномочий главами администрации регионов в целях обеспечения полномочий федеральных органов исполнительной власти на всей территории РФ, по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Органы исполнительной власти общей компетенции субъектов РФ, осуществляют координирующую деятельность непосредственно, а также через подчиненные им органы отраслевого и межотраслевого управления.

 Свою деятельность эти органы осуществляют с учетом:

1. Взаимоотношения региональных и федеральных органов;

2. Взаимоотношения региональных органов и органов  местного самоуправления;

3. Обеспечение комплексного развития региона как единой системы.

Система регионального управления функционирует на основе общих для федеральных и региональных органов целей  принципов осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность региона, выраженных обычно в правовых формах и включает:

А). Система государственных органов;

Б) . Систему государственной службы;

В). Совокупность  реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов, средств и ресурсов;

Г). Систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.д.

Приоритетные сферы управления

1.   Политическая жизнь;

2.   Сфера материального производства;

3.   Финансово-кредитный комплекс;

4.   Потребительский рынок;

5.   Социально-бюджетный комплекс;

6.   Использование природных ресурсов;

7.   Общественная безопасность;

8.   Информационная среда.

Важнейшие ориентиры в области рационального сочетания общегосударственных и региональных интересов деятельности государственных органов, определяющих общие контуры региональной политики, ее цели и задачи, представлены в основных положениях региональной политики в РФ, утвержденных указом Президента РФ №803 от 3.06.96. В нем под региональной политикой в РФ понимается – система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Экономическую основу деятельности органов  субъекта федерации составляет собственность субъекта федерации, а  финансовую – бюджет субъекта.

 

4. Кадры – квалифицированные работники, прошедшие предварительную профессиональную подготовку  и обладающие специальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в избранной сфере деятельности.

Концепции кадров.

1. Кадры как трудовые ресурсы, вместо человека здесь рассматривается его функция – труд, живая рабочая сила;

2. Кадры как персонал – человек рассматривается через формальную роль – должность;

3. Кадры как не возобновляемый ресурс, человек рассматривается как элемент социальной организации в единстве (трудовые функции социальных отношений, состояния работника);

4. Человек как условие существования организации – человек – главный субъект организации и особый объект управления который не может рассматриваться как «ресурс»

Классификация кадров

Признак

Кадры

Социально-стратификационное деление

Рабочие, крестьяне, служащие, предприниматели

Социально-демографический

Пол, возраст, образование, трудовой стаж

Социально-профессиональный

Политические, государственные, хозяйственные, медицинские, научные, военные и т.д.

Профессиональный по квалификации

Работники высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные

Отраслевая принадлежность

Труд индустриальный, с/х, информационный

Содержание труда

«Белые воротнички», «синие воротнички», «серые воротнички» - в сфере обслуживания

Котегория персонала

Руководители, инженерно-технические, обслуживания

Уровень иерархии управления

Руководители, специалисты, рабочие

Профессии

Экономисты, юристы и т.д.

Кадровая политика направлена на:

1. формирование качественного кадрового потенциала, удовлетворение потребностей производства в квалифицированных кадрах;

2. Обеспечение эффективной занятости трудового населения и его оптимальное распределение между отраслями производства региона;

3. Рациональное использование персонала предприятий, организаций и учреждений.

Исходными положениями политики в области кадров являются:

1. Политика занятости – обеспечение эффективным персоналом и побуждение его к получению удовлетворения от работы по средствам создания привлекательных и безопасных условий работы, а также возможностей для продвижения;

2. Политика обучения – повышение квалификации;

3. Политика оплаты труда – более высокая з/п в зависимости от квалификации, стажа и т.п.;

4. Политика производственных отношений – установление определенных процедур для эффективного решения трудовых проблем;

5. Политика благосостояния –  предоставляет определенные льготы и  услуги.

Каждое из названных направлений политики соответственно требует выполнение следующих требований.

1. занятость (анализ рабочих мест, методы найма);

2. обучение (проверка новых работников, практическое обучение, непрерывное развитие персонала);

3. оплата (льготные схемы, скользящие ставки, учет различий в жизненном уровне);

4. трудовые отношения (с профсоюзами устанавливается !! стиля руководства);

5. благосостояние (пенсии, пособия, жилье).

Составляющие кадровой системы:

1. Планирование потребности в кадрах;

2. Повышение общеобразовательного и профессионального уровня;

3. Система регулирования (оценка способностей, возможностей);

4. Оплата труда.

Управление служебно-профессиональным продвижением персонала:

1. работа со студентами старших курсов вузов и практикантами;

2. работа с молодыми специалистами;

3. работа с руководителями низшего звена управления

4. работа с руководителями среднего звена управления;

5. работа с линейными руководителями высшего звена управления.

 

3. Информационный рынок – совместность экономических, правовых и  информационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда (книги, статьи, научно-техническая документация и т.п.).

В зависимости от масштабов выделяют:  международные, национальные и региональные информационные рынки.

Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления.

Свойство информации – ее ценность.

Классификация региональных  информационных систем.

1. К первой группе отнесены:  автоматизированные информационные системы, их отличает развитая региональная инфраструктура, отвечающая  современным  тенденциям развития информационных технологий, характерным для этих систем является применение новейших технологии программно-технических комплексов, сетевого телекоммуникационного оборудования.

2. Ко второй группе можно отнести автоматизированные информационные системы органов власти с развитой внутренней инфраструктурой и менее развитой системой передачи данных по каналам связи со всеми подразделениями региона.

3. К третьей группе относится автоматизированная информационная система ведомств в которых отсутствуют перспективные программы и решаются отдельные прикладные задачи информатизации, не объединенные единой идеей и целенаправленной методологией развития.

Поставщиками социально-экономической информации являются: Государственный Комитет по Статистики, министерство экономики, финансов и др.

Поставщики данной информации решают следующие задачи:

1. Оценка потребностей органов правления в информации, прежде всего статистической и экономической.

2. Разработка системы показателей объективно и комплексно отражает социально-экономическое положение региона.

3. Формирование на единой методологической основе региональной информации фонда и поддержание его в актуальном состоянии для обеспечения необходимыми данными органов власти и самоуправления, а также других пользователей.

4. Совершенствование системы сбора обработки и передачи информации с использованием средств совершенной вычислительной техники.

5.  Взаимодействие федеральными, региональными отраслевыми информационными системами, и разработка региональных схем информационных потоков социально-экономической информации.

Информационные ресурсы региона – представляют собой банки (базы данных) готовых документов и показателей в электронном виде и на бумажных носителях, содержащие корпоративную, фактографическую, справочную, аналитическую и др. информацию различных направлений (политика, социология, география и т.д.).

Законодательство РФ устанавливает правовой режим и использования информационных ресурсов.

Классификация информационных ресурсов

1. Зависит от формы собственности:

а). Государственных:

– ресурсы, создаваемые для обеспечения органов государственной власти, и вырабатываемые в результате этой деятельности;

– ресурсы, создаваемые не государственными организациями по  заказам и в интересах органов государственной власти.

б). Муниципальные;

в). Частные.

2. Информационные ресурсы по способу реализации:

а). Локальные;

б). Распределительные.

3. По режиму доступа:

а). Информационные ресурсы общего пользования;

б). Ресурсы рабочих групп;

в). Персонально ориентированная информация.

Региональные информационные ресурсы, используемые властными структурами по смысловой ориентации делятся на:

1. Экономические;

2. Правовые;

3. Персонифицированные;

4. Специализированные.

Поставщики экономической информации: Министерство Финансов, ГосКомСтат.

Требования:

1. Максимальная полнота представления материалов по интересуемому пользователя вопросу;

2. Постоянное обновление информационных ресурсов;

3. Возможность получения комментариев по отдельным положениям правовых актов;

4. Удобство доступа и работы с правовой информацией.

Основной источник: компьютерные справочные правовые системы.

Персонифицированный учет – это массивы данных, в которых вся накапливаемая информация становится в соответствии конкретной персоне имеющие уникальные идентификационные признаки.

Персонифицированный учет – это элемент учета, характеризующийся большой динамичностью объектов и неимоверной сложностью актуализации.

Выделяют два типа персонифицированных баз данных:

1. Базы данных обеспечения собственной деятельности (кадровая служба, бухгалтерия);

2. Общерегиональный учет населения.

К специализированным системам относятся различные реестры: кадастры, геоинформационные системы.

Основные принципы построения информационной сети органов государственной власти и самоуправления региона:

1. Наличие выделенной среды передачи данных органов государственной власти и самоуправления регионов;

2. Возможность подключения потребителей – поставщиков к скоростным каналам связи;

3. Подключение к сети автономных компонентов: главы районов, администрации, ГосКомСтат;

4. Обеспечение надежной защиты информации;

5. Единство представления информации в сети;

6. Соответствие всех работ законодательства.

 

4. Региональное развитие – это режим функционирования региональной системы который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социально-хозяйственного, ресурсного и экологического потенциала территории.

Цели регионального развития большинства стран и их регионов – улучшение жизни качества населения.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие как: увеличение доходов, улучшение образования,, питание и здравоохранение, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение  личной свободы, обогащение культурной жизни.

Критерии показателей развития.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеет традиционные показатели, описывающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения: ВНП, ВВП, реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей.

ВНП – рыночная стоимость конечных товаров и услуг произведенных за определенный период времени.

ВНД (доход) – измеряет стоимость продукции произведенной факторами производства,  находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран.

ВНД = Личные потребительские расходы + Валовые инвестиции + Государственные закупки товаров и услуг.


Похожие работы

Региональная экономическая политика
...и методы исследований, в том числе и методы корпоративного управления , институционального хозяйства и т.д. В этой связи, особый интерес представляет...
Литература. 1. А.Н. Аюпов, А.А. Абдурашитов, Н.А. Бровко Региональная экономика , Бишкек 2007.
Предмет и метод региональной экономики
7. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление
Политика регионального "выравнивания" в России
Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление : Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2006.
Региональная политика
В статье 5 ('' Экономика и федерализм'') приводятся 12 условий неразрушительного соединения...
...способы и методы их реализации; истинные субъекты региональных отношений; 4. Управление решением всех практических вопросов регионального бытия и...
Региональная политика стран-членов ЕС
Региональная экономика предполагает активное развитие рыночных отношений. В качестве одного из...
Процесс планирования содержит диалог между различными звеньями управления и согласования на каждом уровне между соответствующими органами власти.
Формирование региональных отношений в экономике
...передовых книг по региональной экономике , отмечал: « Региональная экономика еще находится в эмбриональном...
2. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление . М, 1999. 3. Клоцворг Ф., Кушникова И. Ресурсный потенциал субъектов Федерации и его...
О новой парадигме управления региональным развитием
Мы с неизбежностью будем приходить либо к стагнации региональной экономики , либо к угрозе...
... управления , сколько о механизме согласования приоритетов управления и приоритетов развития управляемой системы (Рис.5.). Если первые носят "внутренний...