Банки на рынке ценных бумаг

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,71 kb
  • Опубликовано:
    2010-11-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Банки на рынке ценных бумаг













БАНКИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

1 Операции коммерческих банков

В международной практике различают три основные модели организации рынка ценных бумаг — американскую, европейскую и смешанную. Именно роль коммерческих банков на фондовом рынке является основным критерием, в соответствии с которым рынок определенной страны относят к одной из упомянутых моделей. Так, американская модель организации рынка ценных бумаг характеризуется максимальным ограничением, накладываемым на деятельность коммерческих банков на этом рынке. Европейская модель, наоборот, характерна тем, что крупнейшими участниками рынка ценных бумаг являются универсальные коммерческие банки. Смешанная модель предполагает присутствие на нем одновременно и банков, и небанковских инвестиционных институтов при наличии у них равных прав и возможностей при проведении операций с ценными бумагами.

Тем не менее, несмотря на сложившуюся модель, банки любой страны пытаются расширить свое участие в проведении операций с ценными бумагами. Основной причиной этому является, во-первых, получение сравнительно высоких доходов от этих операций, и, во-вторых, процесс дезинтермедиации — снижение доли банковского сектора в перераспределении денежных ресурсов и рост доли средств, перераспределяемых через институты рынка ценных бумаг. Последнее обстоятельство вынуждает банки наряду с непосредственным инвестированием в ценные бумаги (напрямую или через посредников) активно заниматься секьюритизацией — преобразованием необращаемой задолженности в обращаемые фондовые активы. Как правило, в этом случае банки формируют пул однородных кредитов и под них по определенной схеме выпускают ценные бумаги.

В Беларуси, по мнению автора, складывается смешанная модель рынка ценных бумаг, поскольку в целом коммерческие банки и небанковские организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, имеют практически равные возможности для работы на рынке, а имеющиеся преференции или ограничения не являются, на наш взгляд, существенными.

Закон Республики Беларусь "О ценных бумагах и фондовых биржах" предусматривает выдачу лицензий на профессиональную деятельность по ценным бумагам юридическим лицам, если они имеют в своем составе как минимум одного сотрудника, прошедшего аттестацию центрального органа, осуществляющего контроль и надзор за рынком ценных бумаг, удовлетворяют требования финансовой достаточности и занимаются профессиональной деятельностью по ценным бумагам как исключительной.

При этом банк получает лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, если имеет в штате специалиста, аттестованного центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг. Однако следует заметить, что требования финансовой достаточности, предъявляемые к профучастникам — не банкам, по минимальному размеру собственного капитала (чистых активов) составляют от 30 тыс. евро (дилерская и брокерская деятельность) до 2 млн. евро (клиринговая деятельность), в то время как минимальный размер собственного капитала банка должен составлять 5 млн. евро, а банка, принимающего вклады населения, — 10 млн. евро.

Кроме того, все операции и экономические нормативы, устанавливаемые для банков, строго контролируются со стороны Национального банка Республики Беларусь. В части операций с ценными бумагами в соответствии с Банковским кодексом [1] Национальный банк Республики Беларусь регистрирует ценные бумаги банков и дает согласие на осуществление банками операций с ценными бумагами.

Таким образом, по существу в этом плане банки по сравнению с небанковскими организациями — профессиональными участниками рынка ценных бумаг — имеют практически лишь одну преференцию: выполнять банковские операции и операции с ценными бумагами, т.е. для банков профессиональная деятельность с ценными бумагами не является исключительной.

Из других преференций, существующих для банков в области проведения операций с ценными бумагами, можно упомянуть о том, что только банкам разрешено осуществлять операции РЕПО с государственными ценными бумагами и ценными бумагами Национального банка Республики Беларусь, а также возможность только банковским депозитариям являться уполномоченными депозитариями по хранению, учету и расчетам по государственным ценным бумагам и ценным бумагам Национального банка Республики Беларусь.

В свою очередь, положениями Закона Республики Беларусь "О ценных бумагах и фондовых биржах" введены следующие ограничения на проведение банками операций с ценными бумагами: банки не могут осуществлять коммерческую деятельность по ценным бумагам эмитентов, которых они обслуживают; банковские учреждения не могут совершать сделки на бирже, используя средства вкладчиков.

Для получения банком лицензии на профессиональную деятельность по ценным бумагам требуется представить в Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь согласие Национального банка. Непредставление банком такого согласия влечет отказ в выдаче лицензии.

Для получения такого согласия банк представляет в Национальный банк следующие документы:

• ходатайство о получении согласия;

• экономическое обоснование готовности банка к осуществлению операций с ценными бумагами, в том числе:

• копии квалификационных аттестатов на право осуществления операций с ценными бумагами;

• копию утвержденного в установленном банком порядке документа, регламентирующего осуществление им данного вида профессиональной деятельности по ценным бумагам;

• сведения о санкциях, наложенных на банк государственными органами, судом за последний год либо с момента образования, если этот срок меньше одного года. Сведения должны включать: дату наложения санкции, наименование органа, наложившего санкцию, причину ее наложения, вид, размер, степень исполнения санкции.

Для получения согласия Национального банка Республики Беларусь на осуществление депозитарной деятельности дополнительно представляется описание программного обеспечения для осуществления этого вида деятельности.

Решение о выдаче согласия Национального банка Республики Беларусь принимает Совет директоров Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь вправе отказать банку в получении согласия в случаях:

• несоответствия представленных документов установленным требованиям;

• наличия убытков по итогам последнего завершенного финансового года либо с момента образования, если этот срок меньше одного года, и (или) наличия убытков на первое число месяца подачи заявления;

• наличия в документах недостоверной информации;

• отсутствия у руководителей банка либо начальников структурных подразделений, уполномоченных от имени банка заключать договоры по операциям с ценными бумагами, квалификационных аттестатов на право осуществления операций с ценными бумагами в соответствии с требованиями законодательства;

• невыполнения банком экономических нормативов, установленных Национальным банком Республики Беларусь.

В случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь, регулирующего деятельность с ценными бумагами, Национальный банк Республики Беларусь вправе отозвать согласие на осуществление операций с ценными бумагами.

В таком случае Национальный банк в трехдневный срок в письменной форме информирует об этом орган, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг, для рассмотрения вопроса о приостановлении либо аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. Регулирующий орган сообщает Национальному банку Республики Беларусь о приостановлении либо аннулировании указанной лицензии.

Банки могут осуществлять целый ряд операций с ценными бумагами, к которым относятся:

1) выпуск банком собственных ценных бумаг: акций с целью формирования уставного фонда; облигаций для привлечения заемных денежных средств на относительно длительные сроки; векселей и банковских сертификатов для привлечения так называемых управляемых депозитов;

2) посреднические (брокерские) операции;

3) коммерческая (дилерская) деятельность;

4) депозитарные операции;

5) операции по доверительному управлению ценными бумагами.

Отдельно можно упомянуть об операциях, выполняемых банками в качестве первичных инвесторов на рынке государственных облигаций и облигаций Национального банка, а также о выполнении банками функций андеррайтера при первичном размещении акций открытых акционерных обществ.

Выпуск акций. В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия. Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей (участников) банка. Минимальный размер уставного фонда банка, определяемый Национальным банком Республики Беларусь, при создании банка должен быть сформирован из денежных средств.

Вклад в уставный фонд банка может быть внесен и в неденежной форме — нежилые помещения и иное необходимое для осуществления банковской деятельности имущество, входящее в состав основных фондов, за исключением объектов незавершенного строительства. При этом доля неденежного вклада в уставном фонде не должна превышать в первые два года деятельности банка 20%, а в последующие годы — 10%.

При создании банка или увеличении уставного фонда средства, поступающие от учредителей (участников) в качестве вклада в уставный фонд, аккумулируются на временном счете, открываемом в Национальном банке или по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь в другом банке.

Средства могут аккумулироваться на временных счетах в другом банке только при условии перевода данных средств на эти счета через соответствующие корреспондентские счета указанного банка, открытые в Национальном банке Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь вправе начислять проценты по средствам, размещенным у него на временных счетах.

Средства с временного счета могут быть использованы только для зачисления на корреспондентский счет банка после государственной регистрации банка или изменений и дополнений в учредительные документы либо для возврата учредителям (участникам) в случае отказа от государственной регистрации.

Процедуру выпуска акций банком можно разделить на несколько этапов. Первый этап — принятие решения о выпуске акций, утверждение проспекта эмиссии и краткой информации о выпуске осуществляется общим собранием акционеров.

Второй этап — заверение в регулирующем органе краткой информации и регистрация проспекта эмиссии акций. Краткая информация об открытой продаже акций публикуется в том органе печати, который обеспечивает информированность потенциальных инвесторов. Публикуемая краткая информация должна содержать основные сведения об эмитенте и условиях выпуска акций, месте, времени и способе ознакомления с более подробной информацией.

Третий этап — проведение открытой подписки на акции. В ее процессе эмитент заключает с покупателем договор подписки на определенное количество акций. Оплата их может проводиться безналичным или наличным способом с непосредственным или последующим перечислением на упомянутый накопительный счет. Средства на накопительном счете блокируются до момента регистрации акций в Департаменте по ценным бумагам и выдачи соответствующего свидетельства.

Четвертый этап — утверждение общим собранием акционеров результатов подписки на акции, изменений в уставе банка. Пятый этап — государственная регистрация изменений в уставе банка осуществляется Национальным банком Республики Беларусь и является одновременно согласованием выпуска акций. Для этого банк-эмитент представляет заявление на согласование выпуска акций, описание или образец бланка акции (при документарной форме выпуска), копии решения о выпуске акций, утвержденного общим собранием акционеров, протокола общего собрания акционеров, проспекта эмиссии акций, если регистрация выпуска акций сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, а также иные документы в зависимости от конкретной ситуации эмиссии.

Так, при создании открытого акционерного общества дополнительно представляются копия учредительного договора о создании акционерного общества, копия протокола учредительного собрания, а также копия устава.

Для согласования дополнительного выпуска акций, распространенных путем открытой подписки, должны быть представлены копии изменений в уставе, устава с учетом внесенных изменений, краткой информации об открытой подписке на акции, а также экземпляра издания, в котором была опубликована краткая информация о проведении открытой подписки на акции.

Для согласования дополнительного выпуска акций открытого акционерного общества, распределяемых между акционерами, должны быть представлены копия изменений в уставе, а также копия устава с учетом внесенных изменений, копии бухгалтерского баланса на первое число месяца подачи заявления и отчета о прибыли и убытках за последний квартал, предшествующий подаче заявления.

Краткая информация о проведении открытой подписки на акции и проспект эмиссии должны быть представлены банком-эмитентом с учетом всех изменений в фактическом положении дел в период проведения подписки или продажи ценных бумаг.

Основаниями для отказа банку-эмитенту в согласовании выпуска ценных бумаг может быть несоответствие представленных документов установленным требованиям или наличие в документах недостоверной информации. При отказе в согласовании выпуска ценных бумаг Национальный банк письменно уведомляет банк.

Шестой этап — государственная регистрация акций в органе, осуществляющем регулирование рынка ценных бумаг выполняется на основании таких же документов, как и регистрация акций любых других акционерных обществ, но банки должны представить дополнительно в регулирующий орган согласие Национального банка Республики Беларусь на эту регистрацию. По ее итогам банку направляется соответствующее свидетельство, которое и послужит основанием для перечисления денежных средств с накопительного счета на счет уставного фонда.

Установлены некоторые ограничения для банков и на вторичном рынке акций. Банки не вправе уменьшать свой уставный фонд без предварительного письменного разрешения Национального банка, а учредители банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации не имеют права выходить из состава участников.

Кодексом также установлено, что члены органов управления банка обязаны сообщить Национальному банку, а также исполнительному органу банка о приобретении ими акций банка и обо всех своих сделках с этими акциями в течение пяти дней после их заключения.

Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой договором, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5% акций в уставном фонде банка требует в десятидневный срок уведомления Национального банка, а более 10% — разрешения Национального банка [1].

Банк должен согласовывать с Национальным банком сделки по выкупу собственных акций при объеме сделок, превышающем 5 процентов общего количества акций банка.

Выпуск банками облигаций. Эмиссия этого вида ценных бумаг в Республике Беларусь пока (по состоянию на начало 2006 г.) не получила широкого распространения по причине высокого уровня налогообложения доходов от операций с ними. Тем не менее основными эмитентами корпоративных облигаций являются банки.

Особенностью выпуска облигаций банками является согласование выпуска в Национальном банке. Для согласования выпуска облигаций банк-эмитент представляет заявление на согласование выпуска облигаций, описание или образец бланка облигации (при документарной форме выпуска), а также копии решения о выпуске облигаций, устава, проспекта эмиссии облигаций, краткой информации об открытой продаже облигаций, договора о залоге, заключения аудитора о составе и стоимости залога.

Основанием для отказа банку-эмитенту в согласовании выпуска облигаций может быть несоответствие представленных документов установленным требованиям, наличие в них недостоверной информации, а также невыполнение банком экономических нормативов, установленных Национальным банком.

Операции банков с векселями. Порядок и обязательные условия проведения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь сделок с юридическими и физическими лицами с использованием векселей регулируются Правилами регистрации векселей банков и проведения банками операций с векселями, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики и Беларусь от 24.06.2003 г. № 115 [7].

В соответствии с этими Правилами общими положениями и ограничениями являются следующие:

• банк выдает только простые векселя, за исключением случаев выставления обратной тратты;

• не допускается проведение банками сделок, в результате которых стороны по сделке становятся первыми векселедержателями векселей друг друга;

• не допускается проведение банками операций с векселями с участием физических лиц (кроме индивидуальных предпринимателей), за исключением случаев оплаты векселя банка либо векселя, акцептованного или авалированного банком, векселедержателем которого является физическое лицо;

• расчеты при проведении операций с векселями осуществляются в безналичном порядке. Расчеты по операциям с векселями с участием юридических лиц или индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь осуществляются с использованием текущего счета клиента. В случае если векселедержателем является физическое лицо, оплата векселя банка производится путем зачисления суммы платежа на его счет банковского вклада (депозита), текущий счет или карт-счет;

• не допускается производить аваль, акцепт переводного векселя клиента, предоставление отсрочки оплаты при выдаче векселя банка или продаже векселя на вторичном рынке юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, имеющим сомнительную и/или просроченную задолженность по активным операциям банков, подверженным кредитному риску.

Банк обязан самостоятельно разработать локальные нормативные правовые акты, определяющие внутренние процедуры проведения операций с векселями, оформления сделок, процедуру определения правоспособности клиента, предъявившего вексель банка к оплате, правоспособности и платежеспособности клиента при проведении операций выдачи векселя банка и продажи векселя на вторичном рынке с отсрочкой оплаты, авалю векселя и акцепту переводного векселя клиента, оценки надежности векселей при проведении операции учета, мены, отступного с использованием векселя, получения векселя в качестве первого векселедержателя, а также определения стоимости принимаемых в залог векселей при использовании векселя в качестве обеспечения исполнения обязательства.

Национальный банк Республики Беларусь присваивает идентификационные номера заявленному количеству бланков векселей банка и выдает свидетельство. В выдаче свидетельства и присвоении идентификационных номеров бланкам векселей банку может быть отказано по причинам несоответствия образца, бланка векселя требованиям законодательства или наличия документально подтвержденных нарушений банком требований законодательства, регулирующего операции с векселями.

Идентификационный номер бланка векселя банка содержит следующую информацию:

RB BV LLLXXXX Z, где RB BV — код векселя банка Республики Беларусь; LLL — номер общей лицензии банка; ХХХХ — порядковый номер бланка векселя банка; Z — порядковый номер регистрируемой партии векселей банка, который принимает значения от 1 до 9, а при регистрации банком 10 и последующих партий — от А до Я.

Упомянутыми Правилами регламентируется проведение банками следующих операций с использованием векселей:

• предоставление отсрочки оплаты при выдаче векселя банка или продаже векселя на вторичном рынке;

• обеспечение платежа по векселю клиента посредством аваля;

• оказание услуги по акцепту переводного векселя клиента — резидента Республики Беларусь;

• новация с использованием векселя — соглашение о замене первоначального обязательства между должником и кредитором выдачей кредитору векселя должника;

• дробление номинала векселя — новация, в результате которой первоначальный вексель банка заменяется несколькими векселями того же банка, сумма номиналов которых равна сумме первоначального векселя;

• выдача (выставление) обратной тратты сроком "по предъявлении" на одного из лиц, ответственных перед ним по векселю;

• оплата векселя, предъявленного векселедержателем в соответствии со сроком, указанным на векселе как срок платежа, либо в срок, установленный законодательством, в течение банковского дня;

• получение векселя банком в качестве первого векселедержателя — операция, проводимая на основании договора, в результате которой банк приобретает права по векселю в качестве первого векселедержателя;

• учет векселя банком — покупка банком векселя, срок платежа по которому еще не наступил;

• мена векселей — операция, в результате которой стороны передают друг другу в собственность векселя на основании договора мены;

• отступное с использованием векселя — операция по прекращению обязательства предоставлением взамен его исполнения отступного в виде передачи должником в собственность кредитору векселя иного лица по соглашению сторон;

• предъявление банком векселя к платежу (акцепту);

• использование векселя в качестве обеспечения исполнения обязательств клиента перед банком (допускается использовать вексель исключительно в форме его залога);

• оказание клиентам посреднических услуг при проведении операций с векселями на первичном и на вторичном рынке.

Принимая во внимание значительные объемы операций банков с векселями, а также учитывая, что весь оборот банковских векселей находится во внебиржевой, неорганизованной части рынка, для которой характерна недостаточная информационная прозрачность, Национальным банком Республики Беларусь уделяется пристальное внимание вопросам четкой регламентации вексельных правоотношений банков, регулированию рисков ликвидности и кредитных рисков, связанных с выпуском и приобретением банками векселей. Установлен норматив максимального размера собственных вексельных обязательств банка, который до недавнего времени составлял 100% собственного капитала, а теперь снижен до 50%.

В расчет размера собственных вексельных обязательств включаются суммы выданных банком векселей, обязательств, отраженных по внебалансовым счетам, вытекающих из акцептов, авалей, индоссаментов векселей. При этом вексельные обязательства банка включаются в расчет в следующем размере: векселя, выданные банками, обязательства, отраженные по внебалансовым счетам, вытекающим из акцептов, — 100%; обязательства, отраженные по внебалансовым счетам, вытекающим из авалей, индоссаментов, другие вексельные обязательства — 50% .

Подобные мероприятия позволили банковскому векселю стать одним из наиболее надежных финансовых инструментов с точки зрения уровня кредитного риска, а самим банкам — наиболее открытыми, опытными и надежными участниками вексельных операций, выступающими одновременно в качестве векселедателей и активных операторов вексельного рынка.

Векселя предприятий не получили такого развития, как банковские, прежде всего в силу наличия большого числа административных процедур, обязательных к соблюдению при выдаче векселей предприятиями, а также из-за невысокой привлекательности данных ценных бумаг, обусловленной низким уровнем платежеспособности основной массы предприятий реального сектора.

Анализ обращения векселей предприятий показывает, что, как правило, они применяются для покрытия просроченной задолженности в неденежной форме. Вексель от векселедателя проходит через выстроенные им самим либо подконтрольной ему посреднической структурой и гарантом товарные цепочки и возвращается к векселедателю назад в счет погашения задолженности перед ним со стороны последнего векселедержателя.

Кроме того, значительными сдерживающими факторами в области развития рынка вексельных долгов предприятий в Республике Беларусь являются:

• недостаточная развитость инфрастуктуры внебиржевого рынка ценных бумаг. Пока операторы вексельного рынка используют лишь один биржевой ресурс — справочно-котировоч-ную систему, обеспечивающую сбор и предоставление информации об индикативных заявках участников рынка;

• отсутствие единой системы раскрытия информации о платежеспособности вексельных должников;

• общий низкий уровень информационной прозрачности вексельного рынка.

Кроме того, несмотря на весь позитив, который привносит вексельное обращение в работу экономики, недобросовестное использование данного инструмента в теневых схемах, в целях ухода от налогов, для вывода капитала вынуждает предпринимать меры, ограничивающее его хождение на данном этапе.

Правительством поставлена жесткая задача по переходу экономики на расчеты исключительно денежными средствами. В этой связи были приняты законодательные меры, ограничивающие использование в расчетах иных форм кроме денежных, введен новый порядок зачета налога на добавленную стоимость при расчетах векселями, позволяющий вычитать у покупателей суммы налога, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг), только после поступления денежных средств на счета продавцов от продажи или погашения полученных векселей.

Вместе с тем накопленный опыт в сфере развития и регулирования вексельного обращения несомненно ценен для банковской системы и белорусского финансового рынка. Во-первых, операции с векселями позволили опробовать новые методы управления финансовыми потоками предприятий. Во-вторых, они позволили банкам освоить механизмы разработки новых банковских продуктов.

Кроме того, вексельное обращение, основанное на операциях с векселями банков, стало этапом в ликвидации натурализованной сферы обмена и внеэкономического перераспределения.

Операции с банковскими сертификатами. Понятие, определение, порядок выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов изложены в гл. 2 "Виды ценных бумаг".

Посреднические (брокерские) операции банков наиболее полно проявляются на рынке государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь, где банки осуществляют покупку-продажу облигаций для своих клиентов через ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа".

Коммерческая (дилерская) деятельность банков с ценными бумагами в силу слабого развития сегмента корпоративных ценных бумаг также связана с сегментом государственных ценных бумаг и облигаций Национального банка. На протяжении последних пяти лет доля государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле коммерческих банков, составляет 70-75% эмитированных Министерством финансов государственных облигаций.

Депозитарные операции и роль банковских депозитариев в системе депозитарного учета ценных бумаг, а также трастовое управление ценными бумагами.

2 Операции Национального банка Республики Беларусь

Основными целями деятельности Национального банка Республики Беларусь являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Немаловажное значение в достижении указанных целей имеют вопросы регулирования текущей ликвидности банковской системы, которая определяется как способность банков обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств, выраженных в белорусских рублях, в том числе и за счет перераспределения средств между банками через денежный рынок.

Количественно ликвидность определяется как часть резервов банков в белорусских рублях в Национальном банке Республики Беларусь, которые могут быть использованы для выполнения обязательств банков в течение банковского дня.

Регулирование ликвидности является частью системы регулирования Национальным банком Республики Беларусь монетарной сферы и подчинено целям, определяемым Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемыми Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком страны.

Кроме того, функциями регулирования ликвидности банковской системы являются: содействие бесперебойности расчетов на основе поддержания необходимого уровня ликвидности в банковской системе; сглаживание колебаний конъюнктуры финансовых рынков и предотвращение кризисов, вызванных факторами краткосрочного характера, повышение предсказуемости динамики ставок финансовых рынков, снижение процентного риска банков; формирование экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями монетарной политики; содействие развитию различных сегментов финансового рынка.

Одним из основополагающих принципов системы регулирования ликвидности является обеспеченность: все операции по поддержанию ликвидности банков обеспечиваются приемом в залог либо покупкой на срок Национальным банком Республики Беларусь высококачественных ликвидных активов, в качестве которых могут выступать иностранная валюта и ценные бумаги, включенные в ломбардный список, а также прочие активы.

Операции регулирования ликвидности состоят из операций изъятия ликвидности и операций поддержания ликвидности (рефинансирования). Изъятие ликвидности может осуществляться путем продажи государственных ценных бумаг из портфеля Национального банка Республики Беларусь, эмиссии центральным банком своих облигаций или выпуска векселей, приема средств банков в депозиты. Предоставление ликвидности может осуществляться путем кредитования под залог ценных бумаг (кредиты "овернайт" и ломбардные кредиты), покупки иностранной валюты на срок (операции СВОП), покупки государственных ценных бумаг на условиях РЕПО, Операции проводятся преимущественно на аукционной основе.

К аукционным операциям на открытом рынке относятся:

• покупка и продажа государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь на условиях РЕПО;

• эмиссия краткосрочных облигаций Национального банка Республики Беларусь;

• депозитный аукцион;

• ломбардный аукцион.

В обеспечение кредитов передаются в залог ценные бумаги, включенные в ломбардный список ценных бумаг, принимаемых Национальным банком Республики Беларусь в качестве обеспечения ломбардных и других кредитов. Залог должен быть предоставлен банком в сумме, компенсирующей все требования Национального банка Республики Беларусь по предоставляемому кредиту. В состав требований включаются сумма основного долга по кредиту, проценты по кредиту, а также расходы Национального банка по обслуживанию этого кредита и реализации залога.

В ломбардный список до января 2006 г. были включены только государственные ценные бумаги и ценные бумаги Национального банка Республики Беларусь, в настоящее время в него могут входить и ценные бумаги коммерческих банков. Так, с 19.01.2006 г. и по дату их погашения — 06.04.2006 г. состав списка был расширен за счет облигаций ОАО "БелГазпромбанк".

Кредиты предоставляются при условии предварительного перевода банком со своего счета "депо" ценных бумаг (включенных в ломбардный список) в раздел "Блокировано Национальным банком" счета "депо" Национального банка Республики Беларусь. Банки самостоятельно определяют количество и выпуски ценных бумаг, подлежащих предварительному переводу, в целях получения при необходимости кредитов.

Национальный банк Республики Беларусь при предоставлении кредитов самостоятельно осуществляет отбор ценных бумаг для принятия в залог из числа находящихся в указанном разделе счета "депо".

Принимаемые в залог ценные бумаги должны отвечать следующим требованиям:

• должны быть включены в ломбардный список;

• должны принадлежать банку на праве собственности и не быть обремененными другими обязательствами банка;

• срок до погашения ценных бумаг с дисконтным доходом и до выплаты процентного (купонного) дохода по ценным бумагам с процентным (купонным) доходом, принятым Национальным банком в обеспечение возврата кредита, должен быть не менее 10 рабочих дней после наступления срока погашения предоставляемого кредита.

Суммарная стоимость ценных бумаг, учитываемых в соответствующем разделе счета "депо" Национального банка Республики Беларусь, и скорректированная на соответствующий коэффициент обеспечения обязательств, является максимально возможной величиной (суммой) кредитов (с учетом начисляемых процентов по кредитам), которую банк может получить в Национальном банке Республики Беларусь.

При этом необходимо учитывать и коэффициент обеспечения обязательств — числовой множитель (значение которого находится в интервале от 0 до 1), рассчитываемый исходя из возможных изменений (колебаний) стоимости ценных бумаг, на который корректируется стоимость ценных бумаг. Размер коэффициента обеспечения обязательств, используемого при проверке достаточности обеспечения суммы запрашиваемого кредита, устанавливается в Ломбардном списке в целях снижения рисков Национального банка Республики Беларусь, связанных с предоставлением кредитов.

Обеспечение для предоставления кредита считается достаточным, если стоимость предварительно переведенных банком в раздел "Блокировано Национальным банком" ценных бумаг (на день выдачи кредита), скорректированная на соответствующий коэффициент обеспечения обязательств, установленный в ломбардном списке, больше или равна сумме запрашиваемого банком кредита, включая сумму начисленных процентов за предполагаемый период пользования кредитом.

Ломбардные кредитные аукционы могут проводиться в форме конкурса процентных ставок или по объявленной процентной ставке. При проведении аукциона в форме конкурса процентных ставок заявки банков, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Решение о ставке отсечения и об объеме ломбардных кредитов, предоставляемых по результатам аукциона, принимается после получения и анализа заявок банков на основании сводной ведомости заявок. Ставкой отсечения является минимальная процентная ставка, по которой Национальным банком Республики Беларусь предоставляются кредиты банкам по результатам ломбардного кредитного аукциона.

Ломбардные кредитные аукционы в форме конкурса процентных ставок проводятся одним из следующих способов:

• по "американскому способу", при котором заявки (вошедшие в список удовлетворенных заявок) удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках, которые равны или превышают ставку отсечения, устанавливаемую Национальным банком Республики Беларусь по результатам аукциона;

• по "голландскому способу", при котором заявки (вошедшие в список удовлетворенных заявок) удовлетворяются по последней процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок банков, т.е. по ставке отсечения, устанавливаемой Национальным банком Республики Беларусь по результатам аукциона.

При проведении ломбардного кредитного аукциона по объявленной процентной ставке превышение суммарного объема принятых к аукциону заявок над объемом средств, размещаемых на аукционе, является основанием для пропорционального сокращения суммы каждой заявки банка.

В случае непогашения кредита банком начиная со дня, следующего за установленным днем исполнения обязательств банка, Национальный банк Республики Беларусь реализует преимущественное право на удовлетворение своих требований путем бесспорного списания средств в погашение числящейся задолженности по кредиту и процентам за пользование им с корреспондентского счета банка в пределах средств на этом счете до полного удовлетворения требований к банку.

Одновременно при непогашении просроченной задолженности банка по кредиту и процентов за пользование им в течение одного рабочего дня со дня возникновения просроченной задолженности в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корреспондентском счете банка Национальным банком Республики Беларусь начинается процедура реализации заложенных ценных бумаг.

За счет выручки от реализации залога в первую очередь возмещаются расходы Национального банка Республики Беларусь по взысканию кредита, в том числе связанные с реализацией залога (при их наличии), во вторую очередь погашается задолженность банка по кредиту и процентам за пользование им, в третью очередь — проценты за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства и неустойка.

Реализация залога производится в системе торгов ОАО "БВФБ" в течение трех торговых дней подряд. При этом Национальный банк Республики Беларусь осуществляет продажу ценных бумаг по сложившимся на день продажи ценам. Если по окончании трех торговых дней реализации залога ценные бумаги остаются нереализованными и сумма просроченной задолженности не списана с корреспондентского счета банка-должника, Национальный банк Республики Беларусь на основании договора оставляет нереализованные заложенные ценные бумаги за собой.

Операции покупки и продажи ценных бумаг Национальным банком Республики Беларусь на вторичном рынке используются им как для предоставления, так и для изъятия ликвидности. С этой целью могут заключаться сделки "до погашения" и сделки РЕПО.

Сделки РЕПО — это сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов, с обязательством:

• для продавца — последующего их выкупа (обратный выкуп);

• для покупателя — последующей их продажи (обратная продажа);

• сделки прямого РЕПО — сделки, по которым продавцом облигаций по первой части и покупателем облигаций по второй части является участник торгов, а покупателем облигаций по первой части сделки и продавцом облигаций по второй части — Национальный банк Республики Беларусь;

• сделки обратного РЕПО — сделки, по которым продавцом облигаций по первой части и покупателем облигаций по второй части является Национальный банк, а покупателем облигаций по первой части сделки и продавцом облигаций по второй части — участник торгов.

Сделки РЕПО по покупке и продаже облигаций Национальный банк Республики Беларусь осуществляет в основном на аукционной основе, могут проводиться в форме аукциона процентных ставок или аукциона по объявленной процентной ставке.

Операции РЕПО в форме аукциона процентных ставок проводятся одним из следующих способов: заявки (вошедшие в список удовлетворенных заявок) удовлетворяются по предлагаемым участниками торгов процентным ставкам. При этом при проведении операций прямого РЕПО удовлетворяются заявки, которые равны либо больше ставки отсечения. При проведении операций обратного РЕПО удовлетворяются заявки, которые равны или меньше ставки отсечения ("американский способ"); заявки (вошедшие в список удовлетворенных заявок) удовлетворяются по последней процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок участников торгов, т.е. по ставке отсечения ("голландский способ").

Принятые заявки участников торгов ранжируются по уровню процентной ставки:

• начиная с максимальной — при проведении операций прямого РЕПО;

• начиная с минимальной — при проведении операций обратного РЕПО.

Операции РЕПО в форме аукциона по объявленной процентной ставке проводятся при продаже/покупке определенного объема облигаций.

Операции РЕПО с облигациями на аукционной основе проводятся в специальном режиме электронной торговой системы ОАО "БВФБ". В установленное время участники торгов осуществляют ввод заявок в торговую систему. После окончания этого времени участники торгов не имеют права отзывать или изменять свои заявки. По итогам приема заявок торговая система ОАО "БВФБ" программным путем формирует сводный реестр поступивших заявок, на основании данных которого Национальный банк принимает решение о ставке отсечения (при проведении операции РЕПО в форме аукциона процентных ставок) и о максимальном объеме удовлетворения заявок.

В случае если объем денежных средств, объявляемых для покупки облигаций Национальным банком, или облигаций, выставляемых на продажу Национальным банком, меньше объема облигаций или денежных средств, указанных в заявках и подлежащих удовлетворению, это является основанием для пропорционального сокращения суммы каждой заявки участника, в которой указана ставка, принятая Национальным банком в качестве ставки отсечения в списке удовлетворенных заявок. Превышение объема поступивших заявок над объемом денежных средств или облигаций (при проведении Национальным банком операций РЕПО на аукционной основе по объявленной процентной ставке) служит основанием для пропорционального сокращения суммы каждой заявки участника.

При признании операций РЕПО состоявшимися Национальный банк вводит в торговую систему ОАО "БВФБ" свою заявку. При вводе заявки цена облигации по первой части сделки РЕПО равна значению текущей стоимости по данному выпуску облигаций. При этом заявка участника удовлетворяется пропорционально количеству покупаемых/продаваемых облигаций.

Эмиссия Национальным банком Республики Беларусь собственных облигаций осуществляется с целью изъятия ликвидности.

Облигации являются именными ценными бумагами и выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах.

Размещение облигаций осуществляется путем их продажи на аукционах, доразмещениях, проводимых Национальным банком, а также без проведения аукциона юридическим лицам, в том числе центральным и другим банкам, а также кредитно-финансовым организациям иностранных государств.

Закрытый аукцион по первичному размещению облигаций — торги, проводимые Национальным банком по размещению облигаций среди первичных инвесторов.

Первичный инвестор облигаций Национального банка Республики Беларусь — банк Республики Беларусь, созданный в соответствии с законодательством Республики Беларусь, получивший согласие Национального банка Республики Беларусь на осуществление операций с ценными бумагами, лицензию Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам в части брокерской, дилерской деятельности и принимающий участие в первичном размещении облигаций.

Первичные инвесторы облигаций определяются Национальным банком Республики Беларусь.

Основанием для проведения аукциона по размещению облигаций является распоряжение Национального банка Республики Беларусь, в котором устанавливаются регистрационный номер выпуска облигаций и основные параметры выпуска: дата проведения аукциона; время проведения аукциона (время подачи заявок, время удовлетворения заявок); объем выпуска облигаций; срок обращения облигаций; дата погашения облигаций; номинальная стоимость одной облигации; размер минимального лота; лимит минимального участия; лимит неконкурентного предложения; инвесторы по данному выпуску облигаций; другие данные.

Национальный банк Республики Беларусь информирует инвесторов об основных параметрах предстоящего выпуска облигаций не позднее чем за один рабочий день до проведения аукциона. В исключительных случаях информирование Национальным банком Республики Беларусь инвесторов может производиться в день проведения аукциона.

Аукцион проводится на основании заявок, поступивших от первичных инвесторов. Заявка, поданная на аукцион по размещению облигаций, может содержать как конкурентные, так и неконкурентные предложения с обязательным указанием цен и объемов покупки облигаций как за счет собственных средств, так и по поручению клиента.

В каждом конкурентном предложении указываются цена, по которой первичный инвестор готов приобрести облигации, количество облигаций и объем покупки согласно заявленной цене. Цены за одну облигацию указываются в процентах от их номинальной стоимости с точностью до сотых долей процента.

В неконкурентном предложении указывается сумма денежных средств, которую первичный инвестор готов направить для приобретения облигаций по средневзвешенной цене, сложившейся на аукционе. В заявке может быть указано только одно неконкурентное предложение.

По итогам ввода заявок формируется сводная ведомость заявок, на основании которой Национальный банк устанавливает минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций, а также другие условия.

Конкурентные предложения участников аукциона удовлетворяются по заявленным ими ценам, но не ниже минимальной цены продажи, установленной Национальным банком Республики Беларусь. В случаях превышения объема конкурентных заявок, поданных первичными инвесторами по минимальной цене, установленной Национальным банком Республики Беларусь над объемом выпуска, заявки первичных инвесторов удовлетворяются пропорционально их объему. Неконкурентные предложения удовлетворяются по средневзвешенной цене, установленной Национальным банком Республики Беларусь.

По решению Национального банка Республики Беларусь может проводиться доразмещение не реализованных на аукционе облигаций. Заявка по каждому выпуску, объявленному к доразмещению, должна содержать одно предложение, в нем указываются сумма денежных средств, на которую первичный инвестор готов приобрести облигации, и количество облигаций, соответствующее установленной Национальным банком Республики Беларусь цене и (или) доходности, с обязательным указанием объемов покупки облигаций как за счет собственных средств, так и по поручению клиента.

В ходе доразмещения удовлетворение заявок производится в пределах установленного Национальным банком Республики Беларусь объема доразмещения. В случаях превышения совокупного объема заявок, поданных первичными инвесторами на доразмещение выпуска облигаций, над объемом, установленным Национальным банком Республики Беларусь на доразмещение, заявки удовлетворяются пропорционально их объему.

Продажа облигаций без проведения аукциона юридическим лицам, в том числе центральным и иным банкам, а также кредитно-финансовым организациям иностранных государств, условия их обращения и погашения, а также механизм проведения расчетов определяются договором, заключаемым Национальным банком Республики Беларусь с покупателем-инвестором.

Обращение краткосрочных облигаций осуществляется только через биржу, заключение сделок купли-продажи осуществляется в электронной торговой системе алогично сделкам с государственным ценными бумагами. Обращение облигаций прекращается за один рабочий день до наступления срока погашения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Банковский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 25.10.2000 г., № 441-3 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2000. № 106, 2/219.

2. Инструкция по проведению Национальным банком Республики Беларусь операций с ценными бумагами: Утв. постановлением Совета директоров Нац. банка Респ. Беларусь от 26.12.2006 г. № 386 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2004. № 7, 8/10396.

3. Инструкция по согласованию и регистрации выпусков акций и облигаций банков в Нац. банке Респ. Беларусь:. Утв. постановлением Правления Нац. банка Респ. Беларусь от 30.06.2005 г. № 96 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. №110, 8/12883.

4. О ценных бумагах и фондовых биржах: Закон Республики Беларусь от 12.03.1992 г. № ...// Ведамасщ Вярхоунага Савета Рэсп. Беларусь. 1992. № 11. Ст. 194.

5. Правила получения банками согласия Национального банка Республики Беларусь на осуществление операций с ценными бумагами: Утв. постановлением Правления Нац. банка Респ. Беларусь от 29.06.2000 г. № 15.5 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 71, 8/3728.

6. Правила размещения, обращения и погашения краткосрочных облигаций Национального банка Республики Беларусь: Утв. Правлением Нац. банка Респ. Беларусь и Гос. комитета Респ. Беларусь по ценным бумагам от 22.02.2001 г., № 36/37П // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 27, 8/5168.

7. Правила регистрации векселей банков и проведения банками операций с векселями: Утв. постановлением Правления Нац. банка Респ. Беларусь от 24.06.2003 г., № 115 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2003. № 79, 8/9761.

Похожие работы на - Банки на рынке ценных бумаг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!