Разработка финансовых решений
Министерство
науки и образования Украины
Приднепровская
государственная академия строительства и архитектуры
Кафедра Международной экономики
Курсовая работа
По дисциплине
Информационные системы
и технологии
тема :
Разработка финансовых решений
Днепропетровск
2009 год
Содержание
Введение
1. Лабораторная работа №1
2.Лабораторная работа №2
Введение
Данная дисциплина
«Информационные системы и технологии», достаточно молода среди иных
экономических дисциплин. Она возникла из-за востребованости компьютерных технологий
и их широкого применения в нашей жизни, работе, различных производственных и
государственных сферах, включая и экономику.
Достаточная простота и
наглядность использования компьютера в качестве средства для реализации поставленных
задач, расчётов и т.п., привели к появлению и огромному росту разных поколений
программ для облегчения отслеживания, координации и управления материальными и
финансовыми потоками.
И данная дисциплина
наглядно демонстрирует, как с помощью компьютерных простейших программ можно
реализовать расчёт многих сложных преобразований показателей экономических
задач. В данной работе приведено выполнение 2-х лабораторных работ с помощью электронных
таблиц Excel.
Лабораторная работа №
1 Планирование
выплаты кредита «постнуменрандо» (равными долями)
Задача. При недостатке оборотных активов у
предприятия они пополняются за счет кредитов. Прежде чем взять кредит,
необходимо рассчитать, каковы будут расходы по займу и обслуживанию долга
(процентные платежи) в том числе, т.е. составить денежный поток на весь срок
кредита.
Исходные данные:
Сумма кредита, тыс. грн. 2850
Срок, лет
4
Процентная ставка, % 22
Заполнив все необходимые
графы и произведя все расчёты я получила данную таблицу а также итоговые
значения показателей, что позволило мне произвести «Оценку обслуживания долга» (процент
обслуживания долга) и согласно исходным данным он достаточно высок-55%, что
говорит о том что затраты на «обслуживание кредита» 1567,5 тыс. грн., занимают больше половины изначальной
суммы долга 2850 тыс. грн.
Таблица №1 "Исходные
данные"
Год
|
Остаток долга на
|
Погашение
|
Процентные
|
Расходы по
|
|
начало года
|
долга
|
платежи-22%
|
займу
|
1
|
2850
|
712,5
|
627
|
1339,5
|
2
|
2137,5
|
712,5
|
470,25
|
1182,75
|
3
|
1425
|
712,5
|
313,5
|
1026
|
4
|
712,5
|
712,5
|
156,75
|
869,25
|
|
Итого
|
2850
|
1567,5
|
4417,5
|
|
|
|
|
|
Табл.№1
|
Процент обслуживания долга
|
55%
|
|
|
В таблице №2 я предлагаю
рассмотреть план кредита с измененной (от исходной) суммой кредита ( с 2850
тыс. грн до 1700 тыс. грн).
Что мы здесь видим,
безусловно сумма кредита меньше соответственно расходов по займу нежели в
первом случае-табл.1. Единственное но, которое здесь присутствует, это прежняя «Оценка обслуживания долга»(процент обслуживания долга) и
согласно данным он достаточно высок-55%, что говорит о том что затраты на
«обслуживание кредита»
935 тыс. грн. занимают
больше половины изначальной суммы долга 1700 тыс. грн.
Год
|
Остаток долга на
|
Погашение
|
Процентные
|
Расходы по
|
|
начало года
|
долга
|
платежи-22%
|
займу
|
1
|
425
|
374
|
799
|
2
|
1275
|
425
|
280,5
|
705,5
|
3
|
850
|
425
|
187
|
612
|
4
|
425
|
425
|
93,5
|
518,5
|
|
Итого
|
1700
|
935
|
2635
|
|
|
|
|
|
Табл.№2
|
Процент обслуживания долга
|
55%
|
|
|
В таблице №3 я предлагаю
рассмотреть план кредита с измененной процентной ставкой банка в большую
сторону то есть с 22% до 30%.
Таблица №3
"Процентная ставка больше исходной
Год
|
Остаток долга на
|
Погашение
|
Процентные
|
Расходы по
|
|
начало года
|
долга
|
платежи-30%
|
займу
|
1
|
2850
|
712,5
|
855
|
1567,5
|
2
|
2137,5
|
712,5
|
641,25
|
1353,75
|
3
|
1425
|
712,5
|
427,5
|
1140
|
4
|
712,5
|
712,5
|
213,75
|
926,25
|
|
Итого
|
2850
|
2137,5
|
4987,5
|
|
|
|
|
|
Табл.№3
|
Процент обслуживания
долга
|
75%
|
|
|
В данной таблице исходные
данные суммы кредита не изменились, но посмотрим на величину процентных
платежей 2137,5 тыс. грн., эта сумма выше всех предыдущих показателей этой
категории, при этом сумма долга = 2850тыс. грн
Если же говорить об
«Оценке обслуживании долга»(процент обслуживания долга) и согласно данным он
очень высок-75%, что говорит о том что затраты на «обслуживание кредита»
составляют 3/4 от долга.
И последняя 4-я таблица,
где рассматривается план кредита с измененной процентной ставкой банка в
меньшую сторону то есть с 22% до 15%.
Таблица №3
"Процентная ставка меньше исходной
Год
|
Остаток долга на
|
Погашение
|
Расходы по
|
|
начало года
|
долга
|
платежи-15%
|
займу
|
1
|
2850
|
712,5
|
427,5
|
1140
|
2
|
2137,5
|
712,5
|
320,625
|
1033,125
|
3
|
1425
|
712,5
|
213,75
|
926,25
|
4
|
712,5
|
712,5
|
106,875
|
819,375
|
|
Итого
|
2850
|
1068,75
|
3918,75
|
|
|
|
|
|
Табл.№4
|
Процент обслуживания долга
|
37,5%
|
|
|
Итак у нас исходные
данные по долгу 2850 тыс. грн., процентные платежи 1068,75
тыс. грн., причём это самый низкий показатель по этой категории при данной
сумме долга. А теперь оценим «Оценку обслуживании долга» (процент обслуживания
долга) и, согласно данным, она составляет 37,5% то есть чуть больше 1/3 суммы
долга.
ВЫВОДЫ ПО 1-Й
ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ:
изначально перед нами стояла задача - рассчитать затраты по расходы по займу и
обслуживанию долга (процентные платежи) в том числе, т.е. составить денежный
поток на весь срок кредита учитывая недостатки оборотных активов у предприятия.
То есть, какие условия
кредитования будут оптимальными для предприятия, а значит с наименьшим
показателем затратной части на обслуживание кредита, для этого вводился
показатель «Оценку обслуживании долга» (в процентном соотношении к сумме
долга). Проделанные расчёты показали на примере 4-х приведённых выше таблиц
следующее (по вариантам):
1)
затраты на
«обслуживание кредита»
1567,5 тыс. грн., занимают
больше половины изначальной суммы долга 2850 тыс. грн;
2)
сумма кредита
меньше, но прежняя «Оценка обслуживания долга» (процент
обслуживания долга) и согласно данным он достаточно высок-55%, что говорит о
том что затраты на «обслуживание кредита» 935 тыс. грн. занимают больше половины изначальной суммы долга 1700 тыс. грн;
3)
суммы кредита не
изменились, но «Оценке обслуживании долга» (процент обслуживания долга) и
согласно данным он очень высок-75%, что говорит о том что затраты на
«обслуживание кредита» составляют 3/4 от долга, а это негативный фактор;
4)
исходные данные
по долгу 2850 тыс. грн., процентные платежи 1068,75
тыс. грн., причём это самый низкий показатель по этой категории при данной
сумме долга. А теперь оценим «Оценку обслуживании долга» процент обслуживания
долга) и согласно данным она составляет 37,5% то есть чуть больше 1/3 суммы долга,
а это наиболее оптимальный вариант.
Лабораторная работа №
2. Разработка финансовых решений по срокам и объемам выплат денежных средств
Задание. При оплате обучения возможны 2
варианта. 1 – платить каждый год с учетом инфляции, 2 – заплатить за весь срок
сразу.
Последовательность
работы:
1)
Рассчитать поток
денежных средств по каждому варианту за весь срок.
2)
Выбрать критерий,
по которому производится сравнение вариантов.
3)
Выбрать лучший
вариант и обосновать выбор.
Исходные данные:
Оплата за год, грн. 8500
Срок обучения, лет 5
Инфляция, % 18
Банковский процент 21
Сумма на счете, грн. 13000
Заполнив все необходимые
графы и произведя все расчёты я получила данную таблицу, а также итоговые
значения показателей.
Таблица №1 "Исходные
данные по варианту
1-й вариант
|
2-й вариант
|
Год
|
Плата за
|
Банковский
|
Остаток
|
Плата за
|
Банковский
|
Остаток
|
год
|
доход-21%
|
на счёте
|
год
|
доход 21%
|
на счёте
|
0
|
|
|
13000
|
1
|
8500
|
945
|
5445
|
42500
|
0
|
0
|
2
|
10030
|
0
|
0
|
|
|
|
3
|
11835,4
|
0
|
0
|
|
|
|
4
|
13965,77
|
0
|
0
|
|
|
|
5
|
16479,61
|
0
|
0
|
|
|
|
Итого
|
60810,78
|
945
|
0
|
42500
|
0
|
0
|
Таблица № 1 наглядно
демонстрирует суммы оплат за обучение, из чего следует, что банковский доход и
остаток на счёте присутствует в 1-м варианте за 1-й год, а во всех последующих
показателях по годам в 1-м варианте они отсутствуют по причине погашения суммой
оплаты за 2-й год остатка на счёте и отсутствие начисляемого на него
банковского дохода.
2- вариант, значительно
уступает, порядка 18000, по общей сумме оплаты за весь период обучения и не
имеет дополнительных затрат в виде что банковский дохода и остатка на счёте.
Таблица №2, наглядно
демонстрирует суммы оплат за обучение с измененным %-м инфляции с 18 до 21,
банковский доход также равен 21%.
1-й вариант
|
2-й вариант
|
Год
|
Плата за
|
Банковский
|
Остаток
|
Плата за
|
Банковский
|
Остаток
|
год
|
доход-21%
|
на счёте
|
год
|
доход 21%
|
на счёте
|
0
|
|
|
13000
|
|
|
13000
|
1
|
8500
|
945
|
5445
|
42500
|
0
|
0
|
2
|
10285
|
0
|
0
|
|
|
|
3
|
12444,85
|
0
|
0
|
|
|
|
4
|
15058,27
|
0
|
|
|
|
5
|
18220,50
|
0
|
0
|
|
|
|
Итого
|
64508,62
|
945
|
0
|
42500
|
0
|
0
|
Из данной таблицы следует
что 2-й вариант остался без изменений, а 1-й увеличился более чем на 4,5 тысячи
гр-н в итоге за весь период обучения.
Таблица №3
"Изменённые данные банковского %-та(15%)
1-й вариант
|
2-й вариант
|
Год
|
Плата за
|
Банковский
|
Остаток
|
Плата за
|
Банковский
|
Остаток
|
год
|
доход-15%
|
на счёте
|
год
|
доход 21%
|
на счёте
|
0
|
|
|
13000
|
|
|
13000
|
1
|
8500
|
675
|
5175
|
42500
|
0
|
0
|
2
|
10030
|
0
|
0
|
|
|
|
3
|
11835,4
|
0
|
0
|
|
|
|
4
|
13965,77
|
0
|
0
|
|
|
|
5
|
16479,61
|
0
|
0
|
|
|
|
Итого
|
60810,78
|
675
|
0
|
42500
|
0
|
0
|
Таблица №3, наглядно
демонстрирует суммы оплат за обучение с измененным %-м банковского дохода с 21
до 15, процент инфляции=18%.
Из данной таблицы следует
что 2-й вариант остался без изменений, а 1-й - относительно общей суммы остался
без изменения, а вот сумма дохода банку составила 675 грн – а это самый низкий
показатель этого фактора в данном варианте.
ВЫВОДЫ ПО 2-Й
ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ:
итак 1-ю часть данной работы я выполнила, перейду теперь ко 2-й а именно-
выбора критерия сравнения вариантов. Я выбираю за критерий итоговые показатели
по графам, денежных средств за весь период обучения присутствующих во всех
вариантах, так как итоговые суммы дают полную картину о затратах.
Итак 1-й вариант 1-й
таблицы в значениях похож на 1-й вариант 3-й таблицы с отличием в суммах
дохода банка в 3-й таблице он на 270 грн. меньше, что говорит об экономичности
варианта 1 3-й таблицы чем того же варианта но в таблице 1.Значения же 1-го
варианта 2-й таблицы самые максимальные из всех общая сумма больше на 4,5
тысячи грн чем в остальных таблицах, что говорит о неэкономичности такого пути
оплаты обучения.
Что касается 2-го
варианта, то он самый экономичный по всем итоговым показателям с весомой
разницей примерно в 18000 грн., а это достаточно большая сумма. Единственный
его минус в том, что сумму в более чем 42000 грн необходимо внести сразу, а это
совсем нелегко сделать людям желающим учиться, но не обладающим такой финансовой
силой. Поэтому таким абитуриентам подойдёт вариант 1 по 3-й таблице как, самый
экономичный вариант обучения с Погодиной оплатой обучения.