Планирование издержек

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    131,56 kb
  • Опубликовано:
    2010-07-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование издержек

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. РАСЧЕТ ЦЕН НА МАТЕРИАЛЫ

2. РАСЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ

3. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ

3.1 Расчет попроцессной калькуляции затрат

3.2 Расчет калькуляции изделия комплексного производства с  неразделяемыми издержками

3.3 Расчет калькуляции себестоимости с полным распределением затрат по переменным издержкам

4. СОСТАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПЛАНОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Центральной функцией управления предприятием является планирование.

Независимо от рода деятельности все фирмы ведут экономическое планирование, ведут учет затрат, устанавливают цену на свою продукцию или услуги, ведут анализ безубыточности, принимают решения по капиталовложениям.

Основная цель курсовой работы – планирование затрат выбранного предприятия и возможные варианты их классификации.

Согласно поставленной цели были определены следующие задачи:

-   расчет цен на материалы;

-   расчет накладных расходов;

-   калькулирование продукции;

-   составление основных плановых документов.

Предмет исследования – все возможные затраты предприятия и их оценка.

Объект исследования – столовая ДОП-1 ОАО "Российские железные дороги".

Столовая ДОП-1 ОАО "Российские железные дороги" оказывает услуги по приготовлению горячего питания. Столовая ДОП-1 – это обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.

Юридический адрес – г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 56.

Предприятие в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50762-95 "Классификация предприятий" можно классифицировать по следующим признакам:

1.   В зависимости от обслуживаемых контингентов – это обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие.

2.   По характеру производственно-торговой деятельности – это предприятие-доготовочное.

3.   В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции – это предприятие универсальное с соответствующим ассортиментом блюд и напитков.

4.   В зависимости от времени функционирования – это постоянно действующее предприятие.

Основной упор делается на кухню, а также на использование современных строительных технологий для создания атмосферы уюта. Предлагаемой продукцией столовой являются холодные закуски, первые блюда (рассольник, борщ, суп с макаронами), вторые блюда (эскалоп, гуляш, котлета, голубцы, кета запеченая), напитки (чай, кофе, компот, кисель), хлебобулочные изделия (беляши, сосиска в тесте, пирожные).

В соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания на предприятии размещена информация о реализуемых блюдах, ценах на них, весовых характеристиках.

Организационная структура представлена на рисунке 2.1.

 



Рисунок 1. Структура столовой ДОП-1

На предприятии производственный процесс представляет собой механизированно-ручную форму, то есть все процессы выполняются только с помощью различного инвентаря: ножей, мясницкого топора, веселок, венчиков, резцов для теста, а также специального оборудования – электрические плиты, печи-гриль, тестомес, жарочные шкафы.

В столовой ДОП-1 представлена линейно-функциональная структура управления, где во главе всех подразделений находится руководитель – заведующий, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз", обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями.

В организационной структуре различают два уровня управления – 1 уровень представлен заведующим столовой, а второй уровень – остальными подразделениями. Норма управляемости для руководителя составляет 5 человек. Так как норма управляемости невысока (у различных авторов она варьируется от 3 до 30), то заведующий способен эффективно управлять предприятием.

Производственный процесс на предприятии подразделяется на отдельные операции, выполняемые каждым работником на определенных рабочих местах и участках. Работники производства выполняют основные и вспомогательные операции. Например, при изготовлении салата овощного нарезка овощей и заправка салата майонезом являются основными операциями, а вскрытие банок с майонезом — вспомогательными.

1. РАСЧЕТ ЦЕН НА МАТЕРИАЛЫ

Для производства предприятию необходимы материальные ресурсы. В связи с тем, что предприятия по роду своей деятельности относится к сфере общественного питания, большую часть материальных затрат составляют затраты на продовольственные товары, в числе которых следующие группы товаров:

- хлебобулочные;

- плодоовощные;

- кондитерские;

- молочно-масляные;

- мясные;

- рыбные;

- напитки;

- соль, сахар, сода, специи и пр.

Также для обеспечения процесса производства необходимы товары бытовой химии (чистящие, моющие средства и т.д.).

Сумма материальных затрат на 2006 год запланирована в размере 1 509 тыс. руб.

Состав и структура материальных затрат предприятия представлены в табл. 1.1 и на рис. 2.

Таблица 1.1

Состав и структура материальных затрат предприятия

Группа товаров

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес в сумме материальных затрат, %

1

2

3

1. Продовольственные товары, всего

1484

98,3

в том числе



- хлебобулочные

44,5

2,9

- плодоовощные

198,7

13,2

- кондитерские

97,6

6,5

- молочно-масляные

345,2

22,9

- мясные

426,8

28,3

1

2

3

- рыбные

230,5

15,3

- напитки

85,6

5,7

- соль, сахар, специи и пр.

55,1

3,7

2. Товары бытовой химии

25

1,7

ИТОГО материальные затраты

1509

100


Рис. 2. Структура материальных затрат ДОП-1

В структуре материальных затрат предприятия наибольший удельный вес занимают затраты на продовольственные товары. В структуре продовольственных товаров наибольшую долю занимают затраты на мясные, молочно-масляные товары, рыбные товары, наименьшую – на хлебобулочные товары.

Списание материальных затрат в 2005 году велось по методу ФИФО. Оценка запасов по данному методу основана на том, что списание материалов на себестоимость готовой продукции осуществляется по цене первых по времени закупок.

В 2006 году предполагается переход на метод оценки запасов ЛИФО. Оценка запасов материалов по методу ЛИФО предусматривает списание на себестоимость готовой продукции, в первую очередь материалов по цене последнего приобретения. При этом стоимость ранее приобретенных материалов (по более низким ценам) распределяется по товарно-материальным запасам, незавершенному производству и готовой продукции.

Одно из преимуществ данного метода состоит в том, что он приспосабливает финансовые отчеты к инфляции и позволяет избавиться от так называемой инфляционной прибыли. Другими словами, метод ЛИФО позволяет временно скорректировать искажающее влияние темпов инфляции, т.е. отдаляет эффект инфляции, и такое отдаление может быть длительным, если цены на сырье и материалы продолжают расти.

Применение метода ЛИФО в условиях инфляционной экономики приводит к завышению себестоимости использованных на производство продукции материальных ресурсов, соответственно, к увеличению себестоимости продукции при снижении стоимости остатков материалов. Таким образом, объективно создаются два преимущества, которые все больше используются российскими предприятиями в условиях инфляции.

Первое: предприятия, применяющие метод ЛИФО, оценивают остатки товарно-материальных запасов по более низким ценам и тем самым уменьшают налогооблагаемую базу для исчисления налога на имущество.

Второе: переход к методу оценки материалов ЛИФО с другого метода (ФИФО) дает возможность существенно сэкономить по налогу на прибыль.

Сопоставим экономию, которую может иметь предприятие при уплате налога на прибыль, переходя в списании сырья и материалов от метода ФИФО к методу ЛИФО.

Исходным вариантом служит метод ФИФО, применяемый в организации до 2006 года (списание материалов на себестоимость товарной продукции по ценам первых приобретений), при котором предприятие не имело преимуществ.

Расчет проведен на 1000 руб. себестоимости товарной продукции. Результаты расчета представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Сравнение выгод, получаемых предприятием при переходе на метод ЛИФО

Стоимость материалов в товарной продукции (доля 40%)

400 руб.

Рост стоимости материалов при инфляции 10%

0,1*400 = 40 руб.

Увеличение себестоимости реализованной продукции при переходе со списания сырья и материалов от метода ФИФО к методу ЛИФО

40 руб.

Снижение налога на прибыль (при ставке 24%) при переходе со списания сырья и материалов с метода ФИФО к методу ЛИФО

40 * 0,24 = 9,6 руб.


Как видно из табл. 1.2 переход с учета списания сырья и материалов (при заданной доле затрат в себестоимости продукции 40% и планируемой инфляции 10%) с метода ФИФО на метод ЛИФО позволяет экономить на налоге на прибыль 9,6 руб. на 1000 руб. себестоимости товарной продукции.

Планируемый объем товарной продукции составляет 3 808 тыс. руб. Следовательно, общая экономия на налоге на прибыль составит:

Э = 3 808 * 9,6 = 36 556,8 руб.

Таким образом, оптимизация управления запасами материалов и покупных комплектующих изделий в условиях рыночной экономики прямо зависит от применяемых методов экономного размера заказа материалов, контроля за размерами запасов и методов оценки материальных запасов.

2. РАСЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ

По способу отнесения издержек обращения на товарные группы они делятся на прямые и накладные. Прямые - это издержки, которые можно пользуясь показателями, имеющимися в документах, отнести к определенной товарной группе, не прибегая к каким-либо расчетам. Накладные - это издержки обращения, которые невозможно или очень трудно непосредственно распределять между товарными группами, а потому их относят на ту или иную группу после предварительного расчета.

Схема распределения накладных расходов выглядит следующим образом:

1. Распределение накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями.

2. Перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на производственные.

3. Расчет ставок распределения накладных расходов для каждого производственного подразделения.

4. Отнесение накладных расходов на виды работ.

Некоторые расходы не могут быть отнесены к конкретным подразделениям, поскольку они осуществляются в интересах нескольких подразделений сразу. Это, в первую очередь, расходы обслуживающих подразделений.

После того, как все расходы обслуживающих подразделений распределены между производственными, все общепроизводственные расходы могут распределяться только между производственными подразделениями. Это позволяет установить ставки накладных расходов всех производственных подразделений и по этим ставкам все накладные расходы будут распределяться по всем заказам, выполняемым в разных производственных подразделениях.

Накладные расходы за отчетный период составили 1 104 тыс. руб.

Заработная плата основных производственных рабочих 552 тыс. руб.

Эффективный фонд работы оборудования 10,5 тыс. часов

Расход основных материалов 1 509 тыс. руб.

Расчетный выпуск продукции 3 773 тыс. руб.

Прямые основные затраты 2 704 тыс. руб.

Тогда:

- процент от заработной платы основных производственных рабочих:

1 104 * 100 / 552 = 200%

- ставка на час работы оборудования:

1 104 / 10,5 = 105,14 руб.

- ставка на рубль выпускаемой продукции:

1 104 / 3 773 = 0,29 руб.

- процент от стоимости основных материалов:

1 104 * 100 / 1509 = 73,2%

- процент от себестоимости:

1 104 * 100 / 2704 = 40,8%.

Затраты по заработной плате вспомогательных рабочих и затраты вспомогательных материалов не могут быть отнесены на конкретные заказы, но они обычно могут быть распределены по соответствующим подразделениям, эти статьи могут прямо относиться на производственные подразделения. Остальные затраты вспомогательных подразделений не могут быть непосредственно отнесены на производственные подразделения.

В структуре предприятия можно выделить следующие подразделения:

- подразделение 1 (повара);

- подразделение 2 (кассир);

- подразделение 3 (мойщик, уборщик);

- подразделение 4 (заведующий).

Для распределения накладных расходов по подразделениям составим таблицу накладных расходов.

Таблица 2.1

Таблица распределения накладных расходов

Статьи и расходы

База распределения

Всего, тыс. руб.

Подр.1

Подр. 2

Подр. 3

Подр. 4

Заработная плата вспомогательных рабочих

факт

180

-

-

180

-

Вспомогательные материалы

факт

25

-

-

25

-

Освещение

площадь

90

63

4,5

9

13,5

Аренда

площадь

550

220

27,5

247,5

55

Страховка оборудования

стоимость оборудования

240

201

23,5

-

15,5

Амортизация

стоимость оборудования

153

128

15

-

10

Зарплата управленцев

численность

243

-

-

-

243

ИТОГО

-

1481

612

70,5

461,5

337


Структура накладных расходов по подразделениям предприятия представлена на рис. 3.

Рис. 3. Структура накладных расходов по подразделениям предприятия

Как видно из рис. 3, наибольший удельный вес в структуре накладных расходов занимают накладные расходы первого подразделения (41%), наименьший – подразделения №2 (5%).

3. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ

3.1. Расчет попроцессной калькуляции затрат

Система попроцессной калькуляции не предусматривает увязку затрат с конкретными заказами. Она используется, когда изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства.

Процесс накопления затрат идет параллельно процессу производства. Прямы затраты определяются также как при позаказной системе на каждом процессе, но считаются легче, так как не надо детализировать затраты по каждой единице продукции. Вторым достоинством рассматриваемой системы является возможность считать многие постоянные затраты как переменные.

Производственный процесс ДОП-1 можно разделить на следующие этапы:

- процесс 1: приготовление блюд;

- процесс 2: продажа продукции;

- процесс 3: уборка и мытье посуды.

Затраты от процесса к процессу растут, что наглядно показано в табл. 3.1 и на рис. 4.

Таблица 3.1

Попроцессная калькуляция себестоимости (тыс. руб.)

Процесс 1

Процесс 2

Процесс 3

Материалы

1 479

С процесса 1

2 386

С процесса 2

3 128

Труд

384

Материалы

5

Материалы

25

Накладные расходы

523

Труд

168

Труд

180

Передано в процесс 2

2 386

Накладные расходы

569

Накладные расходы

475



Передано в процесс 3

3 128

ВСЕГО

3 808


Рис. 4. Рост затрат в процессе производства

Как видно из табл. 3.1 и рис. 4 затраты в процессе производства постепенно увеличиваются и в конце производственного процесса составляют 3 808 тыс. руб. Наибольшая доля затрат создается в первом процессе  (2 386 тыс. руб.).

В процессе производства возникают потери, часть из них неизбежна (порча продуктов, естественная убыль продовольственных товаров и др.) при нормальном процессе производства, вторую часть потерь нельзя предусмотреть. Расчет нормативных и сверхнормативных потерь требует различного подхода. Нормативные включаются в себестоимость, а сверхнормативные списываются на убытки и подлежат пристальному контролю и наблюдению. Сверхнормативные потери не включаются в себестоимость. Это нужно, чтобы определить время и место возникновения сверхнормативных потерь.

На предприятии нормативные потери запланированы в размере 1% стоимости материальных запасов, что составляет:

1 509 000 * 0,01 = 15 090 руб.

3.2 Расчет калькуляции изделия комплексного производства с неразделяемыми издержками

Ряд технологических процессов одновременно производит ряд продуктов. Одновременно производимые продукты, имеющие значительную цену называются совместно производимыми. Те продукты, которые производятся одновременно, но имеют незначительную цену реализации называются побочными.

Совместно производимы продукты имеет решающее значение для коммерческой жизнеспособности компаний, а побочные продукты носят случайный характер.

Отличительной чертой совместно производимых и побочных продуктов является то, что их нельзя идентифицировать как различные продукты до достижения определенной точки в процессе производства, которая называется точкой разделения.

После достижения точки разделения затраты на последующую обработку добавляются к себестоимости совместно производимых продуктов до реализации и эти затраты можно отнести на конкретные продукты.

Методы для распределения неразделяемых издержек до точки разделения можно сгруппировать в 2 категории:

1. Методы для измерения доходов от каждого продукта, к которому относятся неразделимые издержки, исчисленные при помощи натуральных показателей (масса, объем и т. д.).

2. Методы для измерения возможности поглощения неразделяемых издержек на основе их распределения в соответствии с рыночной стоимостью продукта.

Распределение затрат на предприятии ДОП-1 производится по методу, базирующемуся на стоимости реализации.

Распределение затрат и стоимости реализации продукции представлено в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Распределение затрат и стоимости реализации продукции ДОП-1

Продукт

Стоимость реализации, тыс. руб.

Доля стоимости в совокупной реализации, %

Распределение затрат, тыс. руб.

Холодные закуски

896,0

22,8

868,2

Первые блюда

1049,3

26,7

1016,7

Вторые блюда

1269,4

32,3

1230,0

Напитки

404,8

10,3

392,2

Хлебобулочные изделия

310,5

7,9

300,8

ИТОГО

3 930

100

3 808


Распределение прибыли показано в табл. 3.3

Таблица 3.3

Распределение прибыли по видам продукции

Продукт

Доход от реализации, тыс. руб.

Себестоимость, тыс. руб.

Прибыль (убытки), тыс. руб.

Прибыль на реализацию, %

Холодные закуски

896,0

868,2

27,8

3,1

Первые блюда

1049,3

1016,7

32,6

3,1

Вторые блюда

1269,4

1230,0

39,4

3,1

Напитки

404,8

392,2

12,6

3,1

Хлебобулочные изделия

310,5

300,8

9,6

3,1

ИТОГО

3930,0

3808,0

122,0

3,1


Структура стоимости в совокупной реализации представлена на рис. 5.

Рис. 5. Структура стоимости в совокупной реализации

Как видно из рис. 5, наибольший удельный вес в структуре реализации продукции ДОП-1 занимают вторые блюда (32,3%), наименьшую – хлебобулочные изделия (7,9%).

Сопоставление доходов и затрат предприятия представлено на рис. 6.

Рис. 6. Сопоставление доходов и затрат предприятия

Как показано на рис. 6, как доходы, так и затраты являются максимальными для вторых блюд, а минимальными для хлебобулочных изделий. По всем видам продукции доходы предприятия превышают затраты, т.е. предприятие получает прибыль.

3.3 Расчет калькуляции себестоимости с полным распределением затрат по переменным издержкам

По традиционной системе калькулирования затрат учитываются все затраты на производство, как постоянные, так и переменные. Однако, в мировой практике широко применяется система калькулирования затрат по переменным расходам, когда в калькуляцию включатся только переменные расходы, а постоянные и внепроизводственные расходы сносятся на затраты периода.

Основной различие этих систем заключается в том, постоянные производственные накладные расходы в одном случае являются затратами периода, а в другом включаются в себестоимость продукта.

Внешние отчетные документы по себестоимости продукции, в соответствии с государственной системой отчетности, разрабатываются с полным разделением затрат, а вторая система используется для планирования и учета внутри предприятия.

Калькуляция себестоимости по переменным расходам позволяет оценивать результаты работы управляющих подразделений, получать оперативную информацию о прибыли предприятия и отчетных затратах по сегментам предприятия.

Переменные издержки предприятия на 1 руб. произведенной продукции составляют 0,68 руб.

Постоянные издержки ежемесячные - 85 тыс. руб.

Средняя ежемесячная производительность – 317,3 тыс. руб.

На рассматриваемом предприятии объемы производства и реализации совпадают.

Расчет прибыли при калькулировании по переменным издержкам представлен в табл. 3.4.

Таблица 3.4

Расчет прибыли при калькулировании по переменным издержкам

 Месяц

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Объем производства,  тыс. руб.

313,0

313,5

313,7

314,7

315,9

316,9

317,1

317,3

317,9

320,8

323,1

324,1

Производственные расходы, тыс. руб.

212,8

213,2

213,3

214,0

214,8

215,5

215,6

215,8

216,2

218,1

219,7

220,4

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

212,8

213,2

213,3

214,0

214,8

215,5

215,6

215,8

216,2

218,1

219,7

220,4

Постоянные расходы,  тыс. руб.

85,0

85,0

85,0

85,0

85,0

85,0

85,0

85,0

85,0

85,0

85,0

85,0

Совокупные расходы,  тыс. руб.

297,8

298,2

298,3

299,0

299,8

300,5

300,6

300,8

301,2

303,1

304,7

305,4

Реализация, тыс. руб.

324,4

324,7

324,9

325,6

326,4

327,1

327,4

327,5

327,9

330,0

331,6

332,3

Валовая прибыль, тыс. руб.

26,6

26,6

26,6

26,6

26,6

26,6

26,8

26,8

26,8

26,8

26,9

26,9

Непроизводственные расходы, тыс. руб.

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,6

16,6

16,6

16,6

16,6

16,6

Чистая прибыль, тыс. руб.

10,1

10,1

10,1

10,1

10,1

10,1

10,2

10,2

10,2

10,2

10,3

10,3


При использовании калькуляции по переменным издержкам прибыль зависит только от объема продаж. Преимуществами системы калькуляции себестоимости по переменным издержкам являются:

- обеспечение более полезной для принятия решений информации;

- избавление прибыли от влияния изменения запасов;

- избежание капитализации постоянных накладных расходов в неликвидных запасах.

4. СОСТАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПЛАНОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

Необходимо подготовить совокупную финансовую смету на 2006 год и следующие документы:

- программу сбыта;

- производственную программу;

- смету использования основных материалов;

- смету затрат на приобретение основных материалов;

- смету по труду основных рабочих;

- смету общезаводских накладных расходов;

- смету отдела сбыта и администрации;

- баланс предприятия на 31 декабря.

Программ сбыта показывает количество каждого изделия, которое компания планирует продать и планируемую цену реализации. В программе представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей, а также показаны основные данные для составления сметы издержек производства, расходов на реализацию и административных расходов. Программа сбыта, таким образом, является основой всех других смет, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж.

Программа сбыта на 2006 год представлена в табл. 4.1

Таблица 4.1

Программа сбыта на 2006 год

Продукт

Продано, ед.

Цена реализации, руб.

Совокупный доход, тыс. руб.

Холодные закуски

51 792

17,30

896

Первые блюда

112 225

9,35

1 049,3

Вторые блюда

69 064

18,38

1 269,4

Напитки

130 581

3,1

404,8

Хлебобулочные изделия

25 244

12,3

310,5

ИТОГО



3 930,0

Табл. 4.1 представляет собой общую программу сбыта на год. Фактически общая программа сбыта будет подкреплена подробными вспомогательными программами сбыта с анализом сбыта по сферам ответственности и анализом продажи каждого изделия по месяцам.

Следующий этап составления программы сбыта – подготовка производственной программы. Она формируется только в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства. Целью программы является обеспечение объема производства, достаточного для удовлетворения покупательского спроса и создания экономически целесообразного уровня запасов.

Таблица 4.2

Годовая производственная программа

 

Холодные закуски

Первые блюда

Вторые блюда

Напитки

Хлебобулочные изделия

Изделия к реализации, ед.

51 792

112 225

69 064

130 581

25 244

Планируемый запас на конец периода, ед.

93

-

86

-

25

Всего на продажу и запасы, ед.

51 885

112 225

69 150

130 581

25 269

Минус планируемый запас на начало периода

87

-

96

-

36

Произвести продукции

51 798

112 225

69 054

130 581

25 233


Далее необходимо составить смету использования основных материалов (табл. 4.3)

Таблица 4.3

Годовая смета использования основных материалов


Холодные закуски

Первые блюда

Вторые блюда

Напитки

Хлебобулочные изделия

Количество единиц

Цена за ед., руб.

ИТОГО, руб.

Количество единиц

Цена за ед., руб.

ИТОГО, руб.

Количество единиц

Цена за ед., руб.

ИТОГО, руб.

Количество единиц

Цена за ед., руб.

ИТОГО, руб.

Количество единиц

Цена за ед., руб.

ИТОГО, руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1. Продовольственные товары, всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- хлебобулочные

-

-

-

-

-

-

100

15

1500

-

-

-

2867

15

43005

- плодоовощные

3 598

20

71960

2 365

20

47300

3269

20

65380

569

20

11380

134

20

2680

- кондитерские

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

8 873

97600

- молочно-масляные

1534

45

69030

1485

45

66825

1890

45

85050

250

45

11250

2512

45

113040

- мясные

523

150

78450

812

150

121800

1236

150

185400

-

-

-

274

150

41100

- рыбные

1020

70

71400

825

70

57750

980

70

68600

-

-

-

468

70

32760

- напитки

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1556

55

85580

-

-

-

- соль, сахар, специи и пр.

96

115

11040

98

115

11270

100

115

11500

95

115

10925

90

115

10350

ИТОГО

 

 

301880

 

 

304945

 

 

417430

 

 

119135

 

 

243033


Таблица 4.4

Годовая смета общепроизводственных накладных расходов

Статьи и расходы

Ставка распределения

Накладные расходы

ИТОГО, тыс. руб.

Подр.1

Подр. 2

Подр. 3

Подр. 4

Подр.1

Подр. 2

Подр. 3

Подр. 4

Заработная плата вспомогательных рабочих

0

0

1

0

-

-

180

-

180

Вспомогательные материалы

0

0

1

0

-

-

25

-

25

Освещение

0,7

0,05

0,1

0,15

63

4,5

9

13,5

90

Аренда

0,4

0,05

0,45

0,1

220

27,5

247,5

55

550

Страховка оборудования

0,84

0,1

0

0,06

201

23,5

-

15,5

240

Амортизация

0,84

0,1

0

0,06

128

15

-

10

153

Зарплата управленцев

0

0

0

1

-

-

-

243

243

ИТОГО

0,41

0,05

0,31

0,23

612

70,5

461,5

337

1481


Таблица 4.5

Годовая смета администрации, тыс. руб.

Канцелярские расходы

6

Жалование

243

Прочие расходы

7

Итого

256


Сметы подразделений в данном случае не рассматриваются в связи с отсутствием отдельных производственных цехов на предприятии.

Таблица 4.6

Сметный счет прибыли и убытков на 2006 год

Реализация

3930

Запас сырья на начало периода

94,8

Закупки

1 515

Запас сырья на конец периода

100,4

Стоимость потребленного сырья

1 509

Труд основных производственных рабочих

552

Общепроизводственные накладные расходы

1 481

Совокупные производственные расходы

3 542

Себестоимость реализованной продукции

3 542

Валовая прибыль

320,5

Реализационные и административные расходы

199

Планируемая прибыль от производственной деятельности за год

122


Таблица 4.7

Баланс на 31 декабря (тыс. руб.)

Наименование статьи актива баланса

2005 г

2006 г

I. Итог валюта баланса в т. ч.

26260

35920

Внеоборотные активы, всего

из них

9600

12190

1.1. Нематериальные активы, всего

80

80

1.2. Основные средства, всего

9350

12110

1.3. Незавершенное строительство, всего

170

-

Оборотные активы, всего

Из них

16660

23730

2.1. Запасы, всего

0

0

2.2. Средства в расчетах, всего

10700

110

2.2.1. Краткосрочная дебиторская задолженность

10700

110

- Покупатели и заказчики

10570

110

- Авансы выданные

130

-

2.3. Денежные средства и эквиваленты, всего

1 890

21 190


ПАССИВ

Наименование статей пассива баланса

2005 г

2006 г

I. Всего источников, в том числе:

26260

35920

Капитал и резервы, всего (собственные источники СК)

Из них:

15370

24790

1.1. Уставный капитал

1200

1200

1.2. Добавочный капитал

-

-

1.3. Резервный капитал, в том числе:

980

980

резервы, образованные в соответствии с законодательством

-

-

резервы, образованные в соответствии с учредит, документами

980

980

1.4. Фонды социальной сферы

-

-

1.5. Целевые финансиров. и поступления

-

-

1.6. Нераспределенная прибыль прошлых лет

-

-

1.7. Непокрытый убыток прошлых лет

-

-

1.8. Нераспределенная прибыль отчетного года

13190

22610

1.9. Непокрытый убыток отчетного года

-

-

Долгосрочные обязательства (ДО) всего

Из них:

-

1030

2.1. Займы и кредиты, всего в том числе:

-

1030

3. Краткосрочные обязательства (КО), всего в том числе:

10890

10100

3.1. Займы и кредиты, всего из них:

1530

-

3.2. Кредиторская задолженность (КЗ), всего в том числе:

9360

10100

- поставщики и подрядчики

4600

2700

задолженность перед персоналом организации

1600

1940

- задолженность перед государственными внебюджетными фондами

1870

2100

- задолженность перед бюджетом

1290

3360


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализируем показатели рентабельности. Расчет и анализ всех показателей рентабельности осуществим в аналитической таблице 5.1.

Таблица 5.1

Расчет динамики показателей рентабельности

Показатель

Период

2004 г

2006 г

Рентабельность основной деятельности, %

-1,56

-3,8

3,4

Рентабельность реализации, %

-6,3

-2,55

3,1

Рентабельность собственного капитала, %

1,88

13,62

9,33

Рентабельность имущества, %

0,801

7,9

6,7

Рентабельность текущих активов, %

1,23

12,6

10,2

Рентабельность основных средств, %

-4,6

-10,6

9,9


Расчет показателей рентабельности в 2004-2005 гг. показывает, что предприятие является нерентабельным. В 2006 году ситуация изменится, рентабельность возрастет, несколько снизится рентабельность оборотных активов, имущества, собственного капитала.

Расчет коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности текущих активов собственным оборотным капиталом показал, что предприятие в состоянии погасить краткосрочные обязательства в 2006 году даже при реализации всех своих оборотных активов (так как коэффициент текущей платежеспособности больше 2), также расчет показал, что предприятие будет в состоянии приобрести оборотные активы за счет собственных источников и приравненных к ним средств (так как коэффициент обеспеченности текущих активов собственными оборотными средствами больше 10 %) на рисунке 7.

Рисунок 7. Динамика коэффициентов платежеспособности

Далее, в соответствии с рассчитанными значениями коэффициентов дадим оценку финансового состояния. Так как оба коэффициента в 2006 году будут соответствовать нормативному значению, то столовую можно будет признать финансово устойчивой, платежеспособной, а структуру ее баланса рациональной. Финансовое состояние удовлетворительное.

В заключение необходимо все расчеты представим в таблице 5.2.

Таблица 5.2

Прогноз финансового положения методом экспресс-анализа

Наименование показателя

2004 г

2005 г

2006 г

Норма коэффициента

1.Коэффициент текущей

платежеспособности

1,14

1,53

2,35

2,0

2. Коэффициент обеспеченности текущих активов собственным оборотным капиталом

0,12

0,35

0,57

0,1


Рассчитанные коэффициенты за период 2004-2006 гг. увеличатся, что несколько улучшит положение предприятия.

Произведем оценку финансовой устойчивости при помощи абсолютных показателей бухгалтерского баланса (методика Баканова М. И., Шеремета А. Д.).

Для изучения обеспеченности запасов ТМЦ различными источниками финансирования, рассчитаем три основных показателя:

1. Излишек или недостаток СОК для формирования запасов:

СК + СПС – ВА – З,

2. Излишек или недостаток СОК и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат:

СК + ДЗК + СПС – ВА – З,

3.Излишек или недостаток общей величины источников формирования имущества предприятия:

4. 

СК + ДЗК + КО – ВА – З,

Все три показателя рассчитаем на 2004-2006 гг. и сравним с величиной запасов предприятия.

СК + СПС – ВА 2004 = 1321 – 1074 = 247

СК + СПС – ВА 2005 = 1537 – 960 = 577

СК + СПС – ВА 2006 = 2479 – 1219 = 1260

СК + ДЗК + СПС – ВА 2004 = 1321 – 1074 = 247

СК + ДЗК + СПС – ВА 2005 = 1537 – 960 = 577

СК + ДЗК + СПС – ВА 2006 = 2479 + 103 – 12190= 1363

СК + ДЗК + КО – ВА 2004 = 1321 + 1775 – 1074 = 2022

СК + ДЗК + КО – ВА 2005 = 1537 + 1089 – 960 = 1666

СК + ДЗК + КО – ВА 2006 = 2479 + 103 + 1010 - 12190 = 2373

Используя соотношения этих показателей с величиной запасов, сделаем выводы об уровне финансовой устойчивости предприятия. Рассмотрим эти соотношения:

1. Предприятие считается абсолютно устойчивым при наличии равенства или излишка по всем трем показателям:

СК + СПС – ВА > З;

СК + ДЗК + СПС – ВА > З;

СК + ДЗК + КО – ВА > З.

2. Нормальная устойчивость финансового состояния, гарантирующая его платежеспособность, определяется при наличии недостатка по первому показателю и равенства или изменения по двум другим:

СК + СПС – ВА < З;

СК + ДЗК + СПС – ВА > З;

СК + ДЗК + КО – ВА > З.

3. Неустойчивое финансовое состояние, вызывающее нарушение в платежеспособности, но сохраняющее возможность восстановить равновесие за счет дополнительного привлечения долгосрочных и краткосрочных кредитов, складывается при следующих обстоятельствах:

СК + СПС – ВА < З;

СК + ДЗК + СПС – ВА < З;

СК + ДЗК + КО – ВА > З.

4.Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на гране банкротства, характеризуется недостатком источников финансирования запасов по всем трем показателям:

СК + СПС – ВА < З;

СК + ДЗК + СПС – ВА < З;

СК + ДЗК + КО – ВА < З.

В 2004 году соотношение показателей составит:

247 < 1006 247 < 1006 2022 > 1006

В 2005 году соотношение показателей составит:

577 > 186 577 > 186 1666 > 186

В 2006 году соотношение показателей составит:

1260 < 2117 1363 < 2117 2373 > 2117

Таким образом, можно сделать вывод, что на 2006 гг. сформируется неустойчивое финансовое состояние, вызывающее нарушение в платежеспособности, но сохраняющее возможность восстановить равновесие за счет дополнительного привлечения долгосрочных и краткосрочных кредитов.

В анализе платежеспособности организации используются конкретные показатели. Исходя из данных баланса в анализируемом предприятии коэффициенты, характеризующие платежеспособность, имеют значения, приведенные в таблице 5.3.

Таблица 3.3

Коэффициенты, характеризующие платежеспособность

Наименование показателя

Норматив

2004 г

2005 г

2006 г

Коэффициент общей платежеспособности

Не менее 3

1,74

2,4

3,56

Коэффициент текущей платежеспособности

Не менее 2

1,14

1,53

2,35

Коэффициент критической платежеспособности

0,7-1

0,57

0,99

0,013

Коэффициент срочной платежеспособности

0,2-0,7

0,001

0,003

0,002

Коэффициент абсолютной платежеспособности

> 20 %

0,001

0,003

0,002

Коэффициент привлечение средств

Не более 0,5

0,88

0,65

0,43

Норма прибыли на вложенный капитал

-

0,011

0,105

0,088


Рассчитаем коэффициент общей платежеспособности:

Кобщ 2004 = 3096 / 1775 = 1,74

Кобщ 2005 = 2626 / 1089 = 2,4

Кобщ 2006 = 3592 / 1010 = 3,56

Коэффициент общей платежеспособности в динамике увеличится, что расценивается положительно, так как столовая сможет погасить большую сумму своих обязательств.

Рассчитаем коэффициент текущей ликвидности:

Ктек 2004 = 2022 / 1775 = 1,14

Ктек 2005 = 1666 / 1089 = 1,53

Ктек 2006 = 2373 / 1010 = 2,35

Коэффициент текущей ликвидности в динамике увеличится, что также будет расцениваться положительно, так как столовая сможет погасить краткосрочные обязательства при реализации всех оборотных активов.

Рассчитаем коэффициент критической платежеспособности:

Ккрит 2004 = (1014 + 2) / 1775 = 0,57

Ккрит 2005 = (1070 + 3) / 1089 = 0,99

Ккрит 2006 = (11 + 2) / 1010 = 0,013

Коэффициент критической платежеспособности в 2004-2005 гг. соответствует нормативному значению, однако в 2006 г. он сократится, что будет свидетельствовать о том, что столовая не сможет погасить свои краткосрочные обязательства даже при условии своевременных расчетов с дебиторами и успешной реализации продукции.

Рассчитаем коэффициент срочной платежеспособности:

Ксроч 2004 = 2 / 1775 = 0,001

Ксроч 2005 = 3 / 1089 = 0,003

Ксроч 2006 = 2 / 1010 = 0,002

Коэффициент срочной платежеспособности в динамике сократится, что будет расцениваться отрицательно, так как столовая не сможет погасить свои краткосрочные обязательства даже при условии успешной реализации ценных бумаг краткосрочного характера.

Рассчитаем коэффициент абсолютной платежеспособности:

Кабс 2004 = 2 / 1775 = 0,001

Кабс 2005 = 3 / 1089 = 0,003

Кабс 2006 = 2 / 1010 = 0,002

Коэффициент абсолютной платежеспособности также в динамике сократится, что будет свидетельствовать о том, что столовая не сможет покрыть краткосрочные обязательства, так как денежных средств у нее как таковых нет.

Анализ деловой активности произведем путем расчета ряда коэффициентов в таблице 5.4.

Таблица 5.4

Расчет показателей деловой активности

Наименование показателя

Норматив

2004 г

2005 г

2006 г

Фондоотдача, руб./руб.

-

0,71

4,1

3,2

Коэффициент оборачиваемости текущих активов

Не < 2 об.

0,37

2,3

1,66

Коэффициент оборачиваемости МПЗ

-

0,75

20,85

1,86

Коэффициент оборачиваемости денежных средств

-

378,05

1292,9

1964,3

Коэффициент устойчивости экономического роста

-

0,019

0,014

0,0097


Фондоотдача в 2006 году снизится, что будет свидетельствовать о неэффективном использовании основных средств столовой.

Коэффициент оборачиваемости текущих активов в динамике сократится, что будет свидетельствовать о замедлении оборачиваемости текущих активов, что является отрицательной тенденцией в деятельности столовой.

Коэффициент оборачиваемости материальных запасов сократится, что характеризуется отрицательно.

Коэффициент оборачиваемости денежных средств увеличится в 2006 году, что характеризуется положительно.

Анализ финансовой устойчивости показал, что за период 2004 и 2006 гг. сформировалось финансовое состояние, вызывающее нарушение в платежеспособности, но сохраняющее возможность восстановить равновесие за счет дополнительного привлечения долгосрочных и краткосрочных кредитов, а также открытия нового бизнеса, позволяющего получать положительные финансовые результаты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахрамейко А.А. Методика многоуровневой агрегированной оценки и прогнозирования финансового состояния предприятий / А.А. Ахрамейко // Аудит и финансовый анализ. – 2003. - № 1.

2. Бабич Т.Н., Кузьбожев Э.Н. Планирование на предприятии. – М.: КноРус, 2005. – 336 с.

3. Басовский Л. Е. Теория экономического анализа: Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2004. – 422 с.

4. Бизнес-план: рекомендации по составлению: Нормативная база. – М.: ПРИОР, 2002. – 304 с.

5. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 1999. – 1248 с.

6. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. – М.: ФОРРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 256 с.

7. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. – М.: Академический проект, 2006. – 521 с.

8. Горемыкин В.А. Бизнес-план. – М.: «Ось-89», 2003. – 576 с.

9. Егоров Ю. Н., Варакута С. А. Планирование на предприятии. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 176 с.

10. Коссов В.В. Бизнес-план: обоснование решений. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 272 с.

11. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 360 с.

12. Морозов Ю.П., Боровков Е.В., Королев И.В. Планирование на предприятии. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 256 с.

13. Новицкий Н.И., Пашуто В.П. Организация, планирование и управление производством. – М.: Финансы и статистика, 2006. - 575 с.

14. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Маркетинг, 2001. – 164 с.

15. Пивоваров К.В. Планирование на предприятии. – М.: Издательский дом "Дашков и К", 2004. – 229 с.

16. Прогнозирование и планирование экономики / Под ред. Борисовича В.И.. – Минск: Экоперспектива, 2000. – 432 с.

17. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 318 с.

18. Система управленческого планирования, учета и анализа хозяйственной деятельности промышленного предприятия // Аудит и финансовый анализ. – 2004. - № 3.

19. Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: Учеб. пособие / Н.Н. Тренев. - М.: Приор, 2003. – 230 с.

20. Чернов В.А. Анализ финансового состояния организации / В. А. Чернов // Аудит и финансовый анализ. – 2005. - № 2.

21. Чернов В.А. Анализ финансового состояния организации / В. А. Чернов // Аудит и финансовый анализ. – 2005. - № 3.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!