Экономическая прибыль. Ценовая эластичность спроса
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Работа по
дисциплине: Экономическая теория
Преподаватель: Логунов
В.Н.
Работу выполнила: Хренкова
М. В.
Факультет Финансы и
кредит
№ личного дела 06
ффб 04172
дневная форма
обучения периферия
Воронеж 2006
Содержание
1.
Контрольные
вопросы
2.
Введение
3.
Бюджетная
линия
4.
Равновесие
потребителя в условиях ограничений
5.
Тест
6.
Задача
7.
Литература
1.
Контрольные вопросы
1.
Бюджетная
линия. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений.
2.
(Тест).
Коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1/3. это означает:
а) если
цена товара вырастет на 1%, то величина спроса на него сократится на 1/3%;
б) если
цена товара сократится на 1%, то величина спроса на него увеличится на 3%;
в) если
цена повысится на 1%, то величина спроса на него повысится на 1/3%;
г) если
цена товара снизится на 1%, то величина спроса на него уменьшится на 3%;
3.
(Задача).
Осуществляя производство в условиях монополии, фирма определила функцию
издержек производства, как ТС=20 000 +5 Q.
Определите
величину экономической прибыли монополии, если объем выпуска составляет Q=2500 шт., а цена единицы
продукции – 14 долларов.
2.
Введение
Как
наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его
действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно
использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые
резервы. Подобно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и
доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Экономика как
наука не может быть национальной, так же как не может существовать американской
физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением
спроса и предложения. С ростом дохода происходят, уменьшение потребляемой его
части и возрастание — накопляемой.
Но у
экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет
дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, а с членом общества,
подверженным воздействию традиций, национального менталитета, политических
институтов и пристрастий. Поэтому инструментарий экономиста имеет национальную специфику.
Наука формируется примерно так же, как строится здание, фундаментом которого
служит микроэкономика. Великие экономисты прошлого создали теорию —
микроэкономика, которая изучает отношения между предпринимателями и наемными
работниками, продавцами и покупателями.
Отправляясь
от аксиом, экономическая наука формулирует законы: спроса и предложения,
редкости, убывающей доходности, предельной производительности труда и капитала.
Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской деятельностью,
является как бы справочником, руководством для бизнесмена. Вместе с тем группы
предприятий и отрасли государства тоже работают в соответствии с какими-то
правилами, подчиняются действию определенных экономических законов, которые
изучает экономическая теория. В XVIII—XIX вв. была создана классическая
экономическая теория. Она отвечала потребностям развития индустриального
общества, основанного на частной собственности и свободе экономического выбора.
Ее основоположником считается Адам Смит, значение учения которого подобно
изобретению колеса; "колесо" национального хозяйства
"вращает" сложные системы взаимозависимых отраслей, формирует мировое
хозяйство.
Между
тем в общественной жизни и деловой практике возникают проблемы, которые нельзя
разрешить только при помощи традиционных средств. Экономисты начинают
интересоваться вопросами общего порядка, совокупного спроса, денежного
обращения. Нельзя не вспомнить в этой связи о Леоне Вальрасе, создателе теории
общего экономического равновесия. XX век явился в истории экономической мысли
этапом макроэкономики. Большая система — это не только множество малых
подсистем (фирм и отраслей), но уже и новое качество. Ее действиями управляют
иные механизмы. Макросистема не может быть описана категориями микроэкономики
(ценой, прибылью, конкуренцией и др.). Здесь необходимы новые макропоказатели,
новые методики и инструменты.
Обычно
экономику относят к наукам гуманитарным. Это неверно и спорно. Сегодня
экономики без математики просто не существует. Что касается макроэкономики, то
она специально изучает количественные и пространственные соотношения с помощью
формул, графиков, геометрических фигур. Математика дает возможность упорядочить
поток информации. Западные экономисты в основном математически формализуют свои
идеи, к примеру гипотезу Шумпетера, теорему Коуза, эффект Питу, уравнение
Фишера, парадокс Леонтьева.
Есть еще
одна сфера человеческого знания, с которой у экономики обнаружилось совпадение
интересов и методов анализа: это психология — социальная и личностная. Появившись
на свет в виде поэтической сказки о странствиях человеческой души (в образе
Психеи), присягнув поиску гармонии, психология превратилась в науку о
человеческом сознании, эмоциях и интеллекте, о личности и социуме.
Психологический подход впитался и ткань экономики.
Великое открытие XIX
в. — рождение теории предельной полезности, или маржинализма, явилось, пожалуй,
самым очевидным и плодотворным результатом взаимопроникновения этих наук.
Современные экономисты не могут обойтись без таких понятий, как поведенческая
реакция, рациональные ожидания, ажиотажный спрос, денежные иллюзии и т.д.
Макроэкономический анализ становится основой государственной региональной
политики, опирается на нее. Макроэкономические знания отнюдь не являются
далекими от предпринимательства. Ведь такие формулы, как обратная зависимость
между инфляцией и безработицей в масштабе общества или между банковским
процентом и темпами роста валового продукта, между ростом инфляции и понижением
обменного курса отечественной валюты необходимо знать хотя бы для того, чтобы
предвидеть изменения конъюнктуры и вероятные контрдействия управленческих
региональных структур или правительств.
Подводя
итог сказанному, отметим, что экономика — это наука об общих законах
экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и
во взаимосвязях с внешней средой.
2.
Бюджетная линия
Если
представить бюджетное ограничение в виде уравнения прямой
PxX+PyY=M,
то
данную прямую можно назвать бюджетной линией.
Бюджетная
линия потребителя представляет собой совокупность всех комбинаций или набора
товаров X и Y, которые покупатель может приобрести при
данном уровне дохода и ценах на указанные товары.
Бюджетное
ограничение определяют доступный потребительский ассортимент или все имеющиеся
в наличии наборы товаров. Иначе сказать, любой набор товаров X и Y доступен, если они
имеются в наличии. Доступный потребительский ассортимент представлен на рис.,
где количество товаров X и Y отражаются на осях координат.
Рис.
Бюджетная линия
При данных ценах и денежном доходе объем доступного
ассортимента (заштрихованная часть графика) ограничен бюджетной линией. Покупка
максимума товара Y возможна при X = 0 и Y =максимума
X - если Y = 0 и X =. Прямая линия, соединяющая точки и , -
бюджетная линия. Набор А является доступным для покупателя, поскольку он
находится на бюджетной линии. Приобрести набор В не позволяет реальный
доход потребителя, а при покупке набора С часть дохода останется
нереализованной. Наклон бюджетной линии характеризуется отрицательным
соотношением цен, что означает то количество
товара Y, от которого следует отказаться, чтобы приобрести дополнительную
единицу товара X в рамках затрат реального дохода. Указанное ценовое
соотношение измеряет альтернативную стоимость потребления товара X и определяет норму
замещения товара Y товаром X.
Бюджетная
линия определяет то количество потребительских благ, которое покупатель может
реально приобрести при данных ценовых, ассортиментных и доходных ограничениях.
До сих
пор рассматривались инструменты, анализирующие проблему максимизации
полезности. Карта кривых безразличия иллюстрировала систему предпочтений
потребителя относительно всех возможных наборов товаров. Она отражает
субъективные аспекты потребительских предпочтений. А бюджетная линия, как
отмечалось выше, выражает все наборы товаров, которые доступны потребителю при
некоторых финансовых ограничениях, и говорит об его объективных возможностях
принятия тех или иных решений относительно покупок. Задача потребителя
заключается в том, чтобы из всех возможных наборов товаров выбрать тот, который
приносит ему максимальную полезность.
Сам
процесс максимизации полезности должен удовлетворять следующим ограничениям:
необходимо максимизировать U = U(X,Y) при РХХ + PyY < М
График
максимизации удовлетворения потребностей потребителя
Набор
благ А не может бьпъ выбран, так как он расположен на кривой безразличия U3, находящейся выше
бюджетной линии. Наборы, подобные D, В, С, доступны, но они также не
выбираются, поскольку в наличии имеется более предпочтительный набор Е, лежащий
на более высоко расположенной кривой U2. Заметим, что максимизирующий
полезность набор Е совпадает с точкой касания с наиболее высоко расположенной
кривой безразличия U2 и бюджетной линией. В точке касания максимизирующее
полезность количество товаров X и Y соответственно обозначены как X* и Y*, а уровень
полезности, при котором достигается максимум U*, как
U*= U(X*Y*).
Сама
точка касания должна соответствовать двум условиям. Первое - максимизирующий
полезность потребитель должен находиться на бюджетной линии, а не в точках
наборов, подобных А и В. Уже отмечалось, что набор А недоступен при данном
уровне дохода, а набор В оставляет часть дохода неиспользованным и,
следовательно, не максимизирует полезность. В конечном счете затраты должны
равняться денежному доходу потребителя, т.е.
РХХ
+ PyY = М.
Второе -
в точке касания наклон кривой безразличия должен быть равным наклону бюджетной
линии. В других точках, например в точке С, потребитель может обменивать X на Y по ценовому
соотношению, определяемому бюджетной линией, и тем самым увеличить полезность;
а в точке D он может менять Y и X, чтобы опять же увеличить полезность.
Поэтому максимизирующий полезность потребитель не выберет наборы, подобные С и D. В данный момент
полезно напомнить, что ценовое соотношение товаров X и Y определяет способность
потребителя менять один товар на другой вдоль бюджетной линии. В то же время
предельная норма замещения измеряет желание потребителя заменять определенное
количество одного товара на другой вдоль кривой безразличия. В точке набора С
желание потребителя обменивать Y на X гораздо ниже, чем
его способность обменивать Y на X вдоль бюджетной
линии, поскольку MRSxy < В
этой точке потребления X достаточно высоко относительно Y. В точке набора D желание потребителя
обменивать Y на X гораздо выше, чем его способность
обменивать Y на X вдоль бюджетной линии, т.е. МРху
> и, следовательно, здесь потребление X достаточно низкое
относительно Y. Потребитель может сравнять MRS с соотношением цен
(РХРУ), двигаясь к точке, где находится набор Е. Только в
точке Е потребитель оптимизирует свое положение, поскольку именно тут совпадают
его желания с его способностью к обмену, а полезность максимизируется.
Итак,
условия касания кривой безразличия и бюджетной линии для максимизации
полезности требуют, чтобы:
1)
расходы равнялись доходу, т.е.
РХХ
+ PyY = М;
2)
предельная норма замещения была равна соотношению цен товаров X и Y, т.е.
MRSxy =.
Теория
потребительского поведения позволяет понять мотивацию поведения потребителя в
разных ситуациях, что важно как для отдельного потребителя, так и для
разработки основ социальной политики. I
4.
Равновесие
потребителя в условиях ограничений
Как нам
известно, карта кривых безразличия представляет собой графическую иллюстрацию
неограниченных потребностей потребителя. Ведь данные кривые можно рисовать,
продолжая их до бесконечности (при условии, что выполняются предпосылки модели
«экономического человека»). Значит, необходима иллюстрация и второй части
основной проблемы экономической теории – ограниченности ресурсов.
Рассматриваемая
модель предполагает, что весь набор доступных потребителю ресурсов сводится к
денежным средствам в его кошельке и/или на счете в банке, что все вместе
называют бюджетом потребителя. Кроме того, упрощенный вариант модели рассчитан
для случая, когда потребитель действует в пространстве двух товаров. Цены
товаров от решения потребителя не зависят. Тогда в системе координат (X;X) появляется новая линия – линия
бюджетного ограничения (см. рис).
X2
M/P2
Бюджетное
ограничение
β
область
невозможного
M/P1 X1
Рис.
Линия бюджетного ограничения
Если переменная M будет означать всю
бюджетную сумму, а P1 и P2 - соответственно цены товаров X1 и X2 (X1;X2 – количество
товаров), то балансов доходов и расходов потребителя будет представлен
выражением:
.
Тогда очевидно, что,
подставив по очереди вместо величин количество товаров нули, можно получить
координаты точек пересечения линии бюджетного ограничения с осями координат.
Они обозначены на рис. координатами M/P1 и M/P2 по соответствующей
оси.
Несложно также
получить выражения для тангенсов углов а и р:
tga = P\IPi', tgfl = /У/V Следует однако
иметь в виду, что наклон бюджетной линии отрицателен, и угол наклона равен в
одном случае (-or), в другом - (-Д).
Отрицательный наклон
бюджетной линии объясняется следующим соображением. Приобретая комбинации
товаров, соответствующие точкам, лежащим на бюджетной линии, потребитель тратит
весь свой бюджет. Значит, увеличение закупок того или иного товара возможно
лишь в случае отказа от покупки некоторого количества другого товара.
Если вспомнить, что
при помощи денег можно оценить величину затраченных ранее усилий
(энергоинформации)', то вполне уместна, будет аналогия с линией
производственных возможностей. В данной модели также можно выделить области
возможного и
невозможного. Бюджет позволяет приобрести те комбинации товаров, которые лежат
в области возможного -- левее и ниже бюджетной линии. Те же комбинации, которые
лежат выше и правее, потребителю недоступны. Так как деньги являются
универсальным товаром-посредником, они обеспечивают замещение одного товара
другим в пропорциях, определяемых рыночными ценами. Заметим, что эти пропорции
не имеют никакого отношения к предпочтениям и вкусам потребителя. Нужно
обратить внимание еще на один важный момент в балансе доходов и расходов
потребителя в левой части записана абсолютная величина его доходов - номинальный
доход. Однако граница бюджетного ограничения задана реальным доходом Номинальный
доход - сумма денежных единиц, получаемая в данный период. Реальный доход - количество
благ, которое потребитель может приобрести, потратив весь свой номинальный
доход.
А реальный доход
может быть изменен и без участия в этом самого потребителя. Если уменьшится
цена товара Х\, крайняя правая точка бюджетной линии сместится вправо. Левая
крайняя точка при этом останется на месте, то есть, на самом деле произойдет
поворот бюджетной линии против часовой стрелки (см. рис.). В результате область
возможного (выбора) увеличится
Рис. Поворот линии бюджетного
ограничения при снижении цены товара 1
Область возможного
увеличится еще больше, если снизятся цены двух товаров одновременно. И
произойдет обратное, если цены вырастут. Если изменение цен будет
пропорциональным, бюджетная линия сместится в ту или иную сторону параллельно.
Получается, что потребитель станет «богаче» при снижении цен и «беднее» при
росте цен.
Для того, чтобы
определить механизм потребительского выбора, назовем еще раз основной его
мотив. Это стремление к максимизации полезности. Очевидно, стремление это может
осуществляться только в границах возможного выбора. Графическими методами
искомая модель изображена на рис.. Здесь можно увидеть, что при данном
бюджетном ограничении кривая безразличия С/з недостижима, а из оставшихся
кривых U\ и С/2, лучший выбор, безусловно, представляет кривая С/2.
Именно для этой
кривой бюджетная линия будет являться касательной в точке Е. Потребитель тратит
весь свой бюджет в точках А, В и Е. Но только в точке Е он достигает
максимально возможной полезности, так как точки А и В принадлежат кривой
безразличия более низкого уровня
Рис. Графическая модель
потребительского выбора.
Обратим внимание на
следующее. Точка Е - единственная точка на кривой безразличия С/2, где
предельная норма замены товара Xi на товар Х\ равна тангенсу угла наклона
бюджетной линии. В результате можно вывести правило оптимального выбора
потребителя: потребитель, получает максимальную полезность в рамках бюджетного
ограничения, выбирая такую комбинацию товаров, чтобы предельная норма замены
товара Xi на товар Х\ равнялась тангенсу угла наклона бюджетной линии.
Формальная запись правила:
MRS2\ = Р \IP-i
dX2/dXi = - Р\1Р2.
Можно получить еще
одну форму записи правила, если рассчитать дифференциал функции полезности:
dU(X2:J(].) = mU\-&X2+ mU2-dX\.
Так как смещение
комбинаций благ происходит вдоль кривой безразличия, значит полезность не
меняется, и дифференциал равен нулю. Тогда получаем:
dX2/dX] = - mU2lmU\., или mU2lmU\ = P\IP2.
Отсюда можно
вывести:
mU\IP\ = mU2IP2.
С учетом полученного
соотношения, правило оптимального выбора или условие равновесия потребителя
будет звучать так: потребитель выбирает сочетание благ таким образом, чтобы
последний рубль, потраченный на каждое благо в отдельности, приносил ему
одинаковую полезность.
Другими словами
правило оптимального выбора потребителя утверждает, что потребитель не просто
желает получить максимальную полезность, но стремиться достичь ее с
минимальными затратами.
NB. О роли минимизации
затрат в истории. Появление современного европейского календаря связано со
следующей историей:
древние римляне
считали годы по выборным консулам, пока однажды император Диоклетиан не сказал:
«Считайте все годы только с моего вступления на престол!».
Эра Диоклетиана
продолжалась 248 лет, когда скромному монаху Дионисию было поручено рассчитать,
на какие дни по солнечному календарю будут приходится те христианские
праздники, которые считаются по календарю лунному, начиная с Пасхи (Христова
Воскресения).
Дионисию было
достоверно известно лишь то, что Иисус Христос родился 25 декабря, подобно
древнеиранскому богу Митре, и, что лунный цикл повторяется каждые 532 года. И у
него имелись старые таблицы соответствия солнечного и лунного календарей.
Видимо, оценив затраты, которые ему пришлось бы сделать для правильного
проведения расчётов, рациональный монах решил свести их к минимуму и объявил,
что Христос родился ровно 532 года назад, и сейчас идёт 532 год от Рождества
Христова. Кроме того, Дионисий просчитал и возможную реакцию своих
потенциальных оппонентов. Ведь, для того, чтобы опровергнуть утверждение
монаха, его образованному современнику пришлось бы проделать весь титанический
труд, который якобы проделал Дионисий. По оценкам некоторых сегодняшних
экспертов, Иисус Христос был, как минимум на пять лет старше приписываемого ему
возраста. Есть и другие версии. Однако мы выбираем неполную информацию в обмен
на экономию затрат, которые пришлось бы произвести для переделки календаря.
Кстати, «календариумом» в Древнем Риме называлась долговая книга. Должники,
которых записывали в эту книгу, должны были расплатиться в первые дни месяца —
«календы». Похоже, человечество всегда будет должником истории.
В заключение можно
сделать вывод, что цена блага соотносится с его предельной, а не общей
полезностью. Цена блага в нашем рассмотрении не менялась, но, в целях
обобщения, можно абстрагироваться от предыдущих изменений цены и принять в
расчет только цену последней единицы блага. Цену же, в свою очередь, можно
считать обобщенным выражением всех затрат на получение блага. Тогда условие
равновесия потребителя принимает вид общего принципа рационального принятия решений.
Принцип
рационального принятия решений: делая выбор, люди сравнивают величины
предельной полезности от потребления блага и предельных затрат на его
получение. |
5.
Тест
Коэффициент
ценовой эластичности спроса равен 1/3. это означает:
Если
цена товара вырастет на 1%, то величина спроса на него увеличится на 1/3%.
Коэффициент
эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос на
данный товар при изменении цены данного товара на 1%. Знак « - » означает, что
зависимость между переменными (ценой и спросом) обратная.
6.
Задача
Осуществляя
производство в условиях монополии, фирма определила функцию издержек
производства, как ТС=20 000 +5 Q.
Определите
величину экономической прибыли монополии, если объем выпуска составляет Q=2500 шт., а цена единицы
продукции – 14 долларов.
Решение:
Чтобы определить величину экономической прибыли в данном объеме выпуска следует
сопоставить значение цены и функции издержек. Величина издержек может быть
определена как отношение издержек (ТС) к величине объема (q). Исходя из этого
ТС= 20000+5×2500= =32500дол. Тогда (TR) =Q 2500×P14=35000 дол. Чтобы
найти общую прибыль фирмы нужно TPr =TR-TC=35000-32500=2500дол.
Таким образом, мы нашли общую величину экономической прибыли, она равна 2500
дол.
7.
Литература
1."ЭКОНОМИКА"
Ф. Стенли, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи.
2."ОСНОВЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ", Воронеж, 2003 г.
3.
"Экономист" №3,8 2002г, №1,4, 2003г.