Содержание и назначение бизнес-плана предпринимательского начинания
Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности
ДОКЛАД
по дисциплине "Малый бизнес"
Содержание и назначение бизнес-плана предпринимательского
начинания
Выполнила:
Иркутск, 2009 г.
Оглавление
1. Назначение бизнес-плана и его
функции
2.
Содержание и структура бизнес-плана
2.2 Общие
рекомендации по составлению бизнес-плана
2.2
Структура бизнес-плана, определенная стандартами UNIDO
Список
использованной литературы
Опыт многих преуспевающих
компаний промышленных стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой
конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является
важнейшим, если не главным условием их выживаемости, экономического роста и
процветания. На практике применяется стратегическое, долгосрочное,
краткосрочное, а также текущее планирование. Особое значение придается
бизнес-плану, который представляет собой документ, содержащий обоснование
действий, которые намечается осуществить для реализации какого-либо
коммерческого проекта или создания нового предприятия.
Бизнес-план выполняет, по
крайней мере, девять основных функций, как внешних (познакомить с нашим
предприятием представителей делового мира), так и внутренних, жизненно важных
для деятельности самого предприятия, а именно:
хорошо оформленный бизнес-план
стандартизирует процесс ознакомления с нашим предприятием;
наличие бизнес-плана - обязательное
требование со стороны цивилизованного рынка;
привлечение денег для развития
нашего дела (партнерство, инвестирование, кредитование, лизинг) невозможно без
материала, содержащегося в бизнес-плане;
бизнес-план чисто психологически
вызывает ощущение, основательности, солидности предпринимательского начинания,
его владельца;
процесс планирования заставляет
нас адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые действия;
возможность в самом начале
обнаружить те проблемы развития предприятия, которые могут перерасти в
серьезные препятствия и существенно осложнят нашу работу;
мы придаем своему бизнесу
целенаправленность, т.е. четко определяем конечные и промежуточные цели;
составляя бизнес-план, мы
приобретаем инструмент контроля и управления, позволяющий планомерно продвигать
наше предприятие к поставленным целям;
бизнес-план - прекрасный
инструмент самообучения и основа для сопоставления с фактическими достижениями.
Целесообразность создания нового
предприятия или расширения существующего может быть обусловлена:
новым продуктом, услугой,
технологией;
возможностью появления того, что
делает услугу лучше, цену ниже, продукт надежнее или улучшает другие
потребительские свойства;
незаполненная рыночная ниша;
новое для потребителя сочетание
товаров и услуг (например, изготовление эффективного препарата для борьбы с
гололедом и специальный транспорт для нанесения препарата на ледяную корку
поверхности дорог, аэродромов и т.п.)
Существует общепринятый круг
сведений, которые обычно излагаются в бизнес-плане независимо от сферы
деятельности. Однако узаконенной структуры бизнес-плана нет. Каждая организация
имеет собственные требования, на которые должен ориентироваться
предприниматель, желающий привлечь внешнюю финансовую поддержку для выполнения
своего проекта.
Таким образом, разрабатываемый
Вами бизнес-план должен удовлетворить требования конкретных организаций и
людей, к которым Вы обращаетесь за финансовой поддержкой.
Приступая к разработке, следует
иметь в виду, что написание даже самого маленького бизнес-плана, включая сбор
необходимых сведений и оформление, занимают обычно не менее двух недель
довольно напряжённой работы, а более крупные проекты требуют значительно
большего времени.
Не надо жалеть времени на
первичный сбор и анализ информации. Следует настроить себя на необходимость
многократных просчётов финансового плана под различные исходные данные. Возможно,
что придётся составить несколько вариантов бизнес-плана для обращения в
различные организации.
Признаком хорошо разработанного
бизнес-плана является наличие содержательной и достаточно полной информации во
всех его разделах, а также внимание к деталям. Чем лучше проработаны детали,
тем более эффективным будет переход к делу и выше вероятность успеха. Этот
документ должен быть достаточно полным, чтобы чётко объяснить планы по
реализации бизнес-идеи, но не слишком длинным, чтобы утомить читателя. Следует
ориентироваться на объём в 15-35 страниц.
Бизнес-план должен быть
представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить чёткое
представление о существе дела и степени возможного участия в нём.
В настоящее время в
международной практике методика подготовки бизнес-плана определена стандартами
UNIDO. Ими руководствуются большинство иностранных и российских инвесторов.
UNIDO (United Nations Industrial
Development Organization) - международная организация, которая занимается
выработкой стратегии экономического развития стран с переходной экономикой.
В соответствии с этими
стандартами структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы:
Резюме
Описание предприятия и отрасли
Описание продукции (услуг)
Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
Производственный план
Организационный план
Финансовый план
Направленность и эффективность
проекта
Риски и гарантии
Приложения
Содержание основных разделов
бизнес-плана:
1. Резюме
|
Резюме - это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные
положения всего бизнес-плана. Резюме - это единственная часть бизнес-плана,
которую читают все потенциальные инвесторы. По резюме судят обо всем проекте,
поэтому очень важно поместить в резюме краткую и ясную информацию о проекте. Резюме
отвечает на основные вопросы инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки
погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта.
Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из
резюме и доказывают правильность расчетов.
|
2. Описание предприятия и отрасли
|
В данном разделе описываются:
Общие сведения о предприятии
Финансово-экономические показатели деятельности предприятия
Структура управления и кадровый состав
Направления деятельности, продукция, достижения и перспективы
Отрасль экономики и ее перспективы
Партнерские связи и социальная активность
|
3. Описание продукции (услуг)
|
Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное
представление товара или изделия, произведенных с помощью Вашей технологии. Лучше
всего, если это будет натуральный образец, его фотография или рисунок. В
бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции.
Примерная структура раздела:
Наименование продукции (услуги)
Назначение и область применения
Краткое описание и основные характеристики
Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам
превосходит конкурентов, по каким уступает им
Патентоспособность и авторские права
Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции
Наличие сертификата качества на продукцию
Безопасность и экологичность
Условия поставки и упаковка
Гарантии и сервис
Эксплуатация
Утилизация после окончания эксплуатации
|
4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
|
Информация данного раздела призвана убедить инвестора в существовании
рынка сбыта для Вашей продукции (услуги). Покупатели подразделяются на
оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители
характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо
возрастом, полом и др. (если это население).
Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как
внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность
использования и другие.
Примерная структура раздела:
Описание требований потребителей к продукции (услуге) и Ваших
возможностей удовлетворить эти требования
Описание конкуренции. Определение конкурентов и анализ их сильных
и слабых сторон.
Анализ возможностей предприятия
Описание рынка сбыта продукции (услуги)
Описание поставки товара от места производства к месту продажи
или потребления. Полное описание включает в себя: упаковку, складирование в
месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту
продажи, предпродажный сервис, продажу, послепродажное обслуживание. Описание
канала сбыта продукции (услуги) - магазин розничной торговли, мелкооптовые
базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.
Стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей. (Возможные
варианты: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в
выставках и др.). Цена и объем сбыта продукции. Анализ чувствительности
объема сбыта при изменениях цены
|
5. Производственный план
|
В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет
производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и
общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция
себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.
Примерная структура раздела:
Общие сведения о предприятии
Описание месторасположения предприятия (во многих случаях
определяющий фактор для успеха проекта). Наличие необходимых транспортных
связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.),
ресурсов, а также близость к рынку сбыта
Используемая технология и уровень квалификации исполнителей
Потребность в площадях
Кадровое обеспечение
Удовлетворение требований по обеспечению экологичности
производства для окружающей среды и безопасности работающих
Объем производства
Расходы на персонал
Расходы на персонал включают в себя:
затраты на персонал управления (директор, главный инженер,
начальник производства, бухгалтера, плановики и т.д.);
затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи,
ремонтные рабочие и т.д.);
затраты на прочих сотрудников (сбытовики, кладовщики, охрана).
Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия
Расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги.
Смета текущих затрат
В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство
продукции (услуги). Затраты на производство или, другими словами, издержки
производства классифицируются на прямые (переменные, т.е. зависящие
пропорционально от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не
зависящие от изменений объемов производства).
Расчет переменных издержек
К переменным издержкам относятся:
Затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия
Затраты на производственный персонал
Затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях)
Расчет постоянных издержек
К постоянным издержкам относятся:
Затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования,
топливо и энергия)
Торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции,
ее сбыт)
Административные издержки (заработная плата административного
персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.)
|
6. Организационный план
|
В данном разделе объясняется, каким образом организована
руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Команда
управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся
или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график
реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей.
|
7. Финансовый план
|
Цель раздела - показать основные пункты из массы финансовых
данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов,
приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство
продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию
проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица
расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный
баланс.
Примерная структура раздела:
Затраты подготовительного периода
Затраты текущего (основного) периода
Расчет поступлений от проекта
Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга)
Расчет налоговых платежей
Другие поступления и выплаты
Отчет о прибылях и убытках
Поток реальных денег
Прогнозный баланс
|
8. Эффективность проекта
|
Указывается значимость проекта, показатели эффективности его
реализации, проводится анализ чувствительности проекта
|
9. Риски и гарантии
|
Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные
обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнёрам и инвесторам
|
10. Приложения
|
Приложения способствуют разгрузке основного текста от
подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам
дополнительные наглядные материалы:
подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии
регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора предприятия,
имеющиеся лицензии и сертификаты, почетные дипломы и свидетельства, копии материалов
прессы о деятельности предприятия, отзывы заказчиков и партнеров по
совместной деятельности и т.д.);
характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы,
результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения);
подтверждающие востребованность продукции (материалы
маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договора,
протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции);
показывающие возможности производства (фотографию предприятия,
его ведущих участков, оборудования, копии документов по сертификации
производства и др.);
раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы
организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из
нормативных документов и др.);
подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализации
форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа (гарантийные
письма, договоры, состав и стоимость залога, выписка из законодательных и
нормативных документов, другие материалы).
подтверждающие направленность, значимость (масштабность) и
эффективность проекта (решения, программы, планы, акты, письма, отзывы и др.)
|
Предлагаемая структура
достаточно универсальна и может быть применима к любому проекту - как для
внутреннего развития, так и для привлечения инвесторов.
При разработке проектов в каждой
конкретной отрасли могут вноситься дополнительные разделы бизнес-плана,
отражающие специфику отрасли и конкретного проекта.
Если бизнес начинается впервые,
то в план включаются лишь расчётные показатели. Если бизнес уже существует
определённое время, то в план включаются отчётные данные за предшествующий год,
с которыми сравниваются планируемые показатели на текущий год.
Бизнес-план для организаций с
крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, - это
наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели,
характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы
бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом.
Бизнес-план для непроизводственных
организаций отличается тем, что вместо развёрнутого плана производства в
нём кратко излагается планируемый перечень услуг (работ), которые будут
предоставляться. На первом месте здесь - описание условий предоставления услуг
(выполнения работ), наличие лицензий, разрешений, сертификатов, обеспечение
прав потребителей.
1.
www.pdf4.ru/text10788/UNIDO_standards.html
2.
http://www.bmti.ru/node/2